Угольная промышленность - актуальные цифры и факты. Партнерский проект Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
На прошедшей неделе цены на энергетический уголь в Европе резко упали ниже 140 долл./т. Сильное давление на котировки оказал ряд факторов, включая пересмотр прогноза температуры в сторону повышения, стабильно высокие запасы угля на складах ARA и упавшие цены на газ. Кроме того, ожидается существенное увеличение ветрогенерации.
Обвал индексов также связан с продажей в рамках одной торговой сессии большого объема бумажных контрактов крупными участниками рынка, ранее ожидавшими роста цен на уголь. Контракты на газ на хабе TTF подешевели до 640 долл./1000 м3 (-70 долл./1000 м3 или -10% к 18.01.2023 г.) на фоне стабильных поставок и заполненных более чем на 77% газовых хранилищ в ЕС.
Котировки южноафриканского угля 6000 упали ниже 137 долл./т. на фоне продолжившегося нисходящего движения европейских индексов. Дополнительным негативным фактором является сокращение импорта угля со стороны Пакистана, где угольная генерация на фоне осложнившейся в стране экономической ситуации в 2022 г. сократилась на 13%, а импорт энергетического угля – на 40% до 9.6 млн. т.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao остались без изменений на уровне 180 долл./т. Выходные дни на китайском рынке продлятся с 21 по 27 января в связи с празднованием Нового года по лунному календарю. По итогам 2022 г. китайский импорт энергетического угля уменьшился до 219 млн. т. (-41 млн. т. или -16% к 2021 г.), что обусловлено увеличением внутренней добычи и невысокой экономической активностью в результате проводимой в прошлом году антикоронавирусной политики государства.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR скорректировался на 1 долл./т. до 143 долл./т. в связи с низкой торговой активности ввиду выходных дней в КНР. Другие потребители также заняли выжидательную позицию, предполагая дальнейшее снижение цен на фоне нисходящего тренда и прогнозируемой рецессии в мировой экономике.
Цены высококалорийного австралийского угля 6000 упали ниже 305 долл./т., что обусловлено высокими запасами энергетического угля на складах в странах АТР и наступлением новогодних праздников в Китае.
Поддержку среднекалорийному материалу 5500, удерживающемуся на уровне 130 долл./т., оказала возросшая активность индийских покупателей. Кроме того, поставки австралийского угля на прошедшей неделе обвалились на 41% с 6.4 млн. т. до 3.8 млн. т. (самый низкий недельный показатель с начала октября 2022 г.). Для сравнения, средний недельный объем составляет 6.9 млн. т. Данная негативная динамика вызвана влиянием циклона Элли на погрузочные операции нескольких экспортных терминалов штата Квинсленд (Abbot Point, Hay Point и Dalrymple Bay) и приостановкой ж/д отгрузок.
Индексы австралийского металлургического угля подросли до 330 долл./т. в связи с ограниченным предложением на спотовом рынке, сокращением добычи и отгрузок австралийского материала вследствие циклона.
Компания Coronado Global Resources, осуществляющая добычу металлургического угля, сообщила о снижении объемов производства по итогам 2022 г. до 16 млн. т. (-7% к 2021 г.), что оказалось на 1 млн. т. ниже прогноза и связано с неблагоприятными погодными условиями в штате Квинсленд. Угольная компания Bowen Coking Coal (BCC) 20 января заявила о том, что терминал Dalrymple Bay объявил форс-мажор из-за циклона Элли. Некоторые покупатели ожидают, что в связи с задержками сроки поставок для них сместятся не менее, чем на две недели.
Россия рассматривает запуск стейблкоинов для расчетов по экспортным поставкам
Россия рассматривает выпуск цифровых финансовых активов (ЦФА) в виде стейблкойнов, отличительной особенностью которых является то, что они будут обеспечены золотом. Предполагается, что такие ЦФА будут выступать средством платежа по экспортным и импортным поставкам между Россией и ее торговыми партнерами.
В ходе недавней встречи данный вопрос обсуждался в Иране, хотя впервые данная идея прозвучала в 2019 г., когда Центробанку РФ было предложено инициировать обсуждение проекта по выпуску национальных криптовалют, номинированных в золоте, в рамках стран БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР).
На фоне многочисленных санкций западных стран Россия приступила к активному созданию альтернативных методов расчета с дружественными странами по поставкам энергоносителей (уголь, газ, нефть) и другой продукции.
Один из российских государственных институтов в середине 2022 г. опубликовал доклад о перспективах международных платежей с использованием ЦФА в условиях санкционных ограничений. Институтом был предложен следующий вариант работы: государство выпускает обеспеченный золотом ЦФА, и создает биржу, где ЦФА приобретается за обычную валюту и используется для оплаты товара. После этого продавец может обменять ЦФА на необходимую валюту. Предполагается, что заблокировать операции с таким стейблкоином США не смогут благодаря привязке курса к международной цене золота.
Кроме того, страны БРИКС на саммите в августе 2023 г. обсудят создание единой валюты. С учетом того, что в прошлом году еще 6 стран подали официальную заявку на вступление в данное объединение (включая Египет и ОАЭ), валюта БРИКС может стать аналогом евро и потеснить доллар США на мировой арене.
Запуск угольного конвейера ВГК на Сахалине перенесен на второе полугодие 2023 г.
Восточная горнорудная компания (ВГК) объявила о переносе запуска 23-километрового магистрального угольного конвейера, который соединит Солнцевский угольный разрез с портом Шахтерск, на второе полугодие 2023 г. Ранее ввод объекта в эксплуатацию планировался в конце 2022 г.
ВГК в декабре 2020 года приступила к строительству самого крупного в стране магистрального угольного конвейера стоимостью более 7 млрд рублей и протяженностью 23 км, что позволит увеличить объемы транспортировки угля с разреза в порт Шахтерск с 9.1 млн. т. в 2019 г. до 20 млн. т. в год в среднесрочной перспективе. Конвейер снизит нагрузку на дороги общего пользования и позволит компании отказаться от перевозки угля автомобилями.
В 2022 году перевалка в порту Шахтерск угля, добытого на Солнцевском угольном разрезе, выросла до 10.7 млн. т. (+0.8 млн. т. или +8.1% к 2021 г.).
В 2023 году компания планирует увеличить перевалку до 13.5 млн. т.
ВГК - главное угледобывающее предприятие Сахалина, на долю которого приходится около 80% всей добычи в регионе. Компания принадлежит кипрскому холдингу Altraso Ventures Ltd., бывшему гендиректору СУЭК Олегу Мисевре и главе ICT Group Александру Несису.
ВГК - крупнейший российских экспортер бурого угля. Основными активами компании являются Солнцевский угольный разрез и Угольный морской порт Шахтерск. Утвержденные запасы ВГК превышают
300 млн тонн угля на Сахалине, также разведаны более 100 млн тонн в Магаданской области.
В 2022 году ВГК добыла на Сахалине 11.3 млн. т. угля (+1.0 млн. т. или +9.7% к 2021 г.).
Порт Эльга сможет принимать суда дедвейтом до 90 тыс. т.
Порт компании Эльгауголь, расположенный вблизи поселка Чумикан на северо-западном побережье Удской губы Охотского моря сможет принимать суда максимальным дедвейтом до 90 тыс. т. Погрузка будет осуществляться круглогодично, с организацией ледокольной проводки в зимнее время.
В 2022 г. компания приступила к строительству собственной железной дороги Эльга-Чумикан от Эльгинского месторождения до Охотского моря с пропускной способностью 30 млн. т. в год, а также Порта Эльга для экспорта угля с заявленным сроком реализации 2 года. Железную дорогу Эльга–Чумикан планируется построить в 2025 году. Тогда же должен заработать специализированный морской терминал.
Создание инфраструктуры порта пройдет в несколько этапов. На первом терминал сможет переваливать 5 млн. т. угля в год, в дальнейшем мощность перевалки будет постепенно увеличиваться до 12 млн. т.,
20 млн. т. и 30 млн. т. в год
В порту построят пять грузовых причалов, складскую зону, железнодорожную станцию с восемью путями.
В 2022 г. добыча Эльги выросла до 20.1 млн. т. (+5.4 млн. т. или 36.7% к 2021 г.). Ж/д отгрузки с Эльгинского месторождения в Якутии выросли на 18.3% до 17.3 млн. т.
В 2023 г. Главгосэкспертиза одобрила проект строительства четырех обогатительных фабрик мощностью
7 млн. т. угля в год на Эльгинском месторождении.
Эльгинское месторождение – крупнейшее в России и одно из крупнейших в мире месторождений коксующегося угля, его запасы составляют около 2.2 млрд. т. по классификации JORC.
А-Проперти принадлежит 80% в Эльгинском угольном комплексе, 20% контролирует компания ЭнергоГрупп генерального директора объединенной компании Эльга-Сибантрацит (ЭЛСИ) Александра Исаева.
Современное аналитическое агентство (CAA)
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
На прошедшей неделе в Европе падение цен на энергетический уголь продолжилось. Давление на котировки, опустившиеся ниже 190 долл./т., оказало сокращение потребления угля на фоне существенного потепления, а также увеличение запасов на складах и падение цен на газ. В связи с ростом ветрогенерации также наблюдалось снижение стоимости электроэнергии. По прогнозам гидрометеобюро Германии, на текущей неделе температура воздуха ожидается на 6-8 градусов выше, чем в среднем за последние 5 лет в этот период года.
Газовые контракты на хабе TTF подешевели до 918 долл./1000 м3 (-232 долл./1000 м3 или -20% к прошлой неделе). При этом темп расхода газа из хранилищ стран ЕС упал до минимума с 2011 г. Таким образом, пополнение запасов заметно опережает отбор. В настоящий момент хранилища заполнены на 83%.
Котировки южноафриканского угля 6000 укрепились выше 180 долл./т. После падения на предыдущей неделе котировки высококалорийного материала немного скорректировались вверх от уровня поддержки.
Южноафриканская угольная компания MC Mining заявила о планах начать добычу энергетического и металлургического угля на шахте Vele спустя почти 10 лет со дня заморозки проекта. Ожидается, что реализация материала начнется в 1 квартале 2023 г., а объем производства составит 60 тыс. т. товарного угля в месяц. Ближайшим экспортным терминалом является Maputo (Мозамбик).
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao упали на 13 долл./т. до 175 долл./т. На внутреннем рынке КНР цены на уголь снижаются в связи с резким увеличением случаев заражения COVID-19, приводящим к сокращению промышленной активности. Спрос со стороны электростанций падает, а в 8 прибрежных провинциях КНР дневное потребление угля оказалось ниже среднего показателя
(2.2 млн. т. против 2.4-2.5 млн. т.). Кроме того, в январе спрос на уголь ожидается на невысоком уровне ввиду предстоящих новогодних праздников. Отдельные участники рынка прогнозируют стабильное укрепление котировок к середине февраля, когда промышленная активность начнет восстанавливаться.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR подешевел на 4 долл./т. до 155 долл./т. На рынке индонезийского угля наблюдается снижение, обусловленное сокращением спроса со стороны Китая в связи с ростом случаев заражения COVID-19, при этом потребители в других странах настаивают на более низких ценах в преддверии новогодних праздников.
Индонезийские производители направили правительству заявки на согласование планов по добыче на 2023 г. Ожидается, что соответствующие решения будут приняты 31 декабря.
Котировки высококалорийного австралийс-кого угля 6000 снизились до 395 долл./т. под давлением общего сокращения спроса и нисходящего тренда.
Власти штата Новый Южный Уэльс 21 декабря приняли поправку, позволяющую правительству контролировать или перенаправлять поставки угля с экспортного на внутренний рынок, если цены на материал окажутся слишком высокими и будут негативно отражаться на местных потребителях. Таким образом, отгрузки на экспорт по инициативе властей могут принудительно сокращаться в пользу австралийских электростанций.
Индексы австралийского металлургического угля подросли выше 285 долл./т., продолжив укрепляться на фоне ограниченного предложения и оптимистичных ожиданий возможного ослабления торговых ограничений между КНР и Австралией. Дополнительную поддержку оказывает спрос со стороны индийских производителей стали, пополняющих запасы.
Восточная мудрость — в прогнозах
В правительстве РФ продолжается обсуждение организации перевозок по железной дороге в Восточном направлении. Минэкономразвития прогнозирует к 2030 году прирост грузопотока на восточном направлении железной дороги в объеме около 60 млн тонн в год. Участники рынка считают этот прогноз сильно заниженным. Неверное планирование опорного для экономики страны министерства ведет к снижению масштабов будущих инфраструктурных проектов, полагают аналитики.
По данным «ПортНьюс», в начале декабря 2022 года на совещании под председательством вице-премьера Андрея Белоусова Министерство экономического развития представило свой прогноз экспортно-импортных потоков по Восточному полигону до 2030 года.
Минэкономразвития считает, что в течение ближайших восьми лет грузы с так называемой высокой добавленной стоимостью (все грузы за исключением угля) увеличат грузопоток на данном участке РЖД на 30,8 млн тонн в год. Экспорт угля на Восточном полигоне сейчас ограничен провозными возможностями пути. Уголь к 2030 году, при условии реализации мероприятий II этапа Восточного полигона (проекты модернизации БАМа и Транссиба), увеличится более чем на 28 млн тонн в год. Этот уголь будет направлен к российским портам Дальнего Востока. Дополнительно 25 млн тонн в год к отчетной дате может обеспечить увеличенная добыча угля на Кузбассе и Эльгинское угольное месторождение, однако этот объем пока не подтвержден. Это следует из материалов Минэкономразвития к совещанию, состоявшемуся 8 декабря у вице-премьера Андрея Белоусова. В ведомстве дополнительные комментарии не предоставили.
Таким образом, Минэкономразвития видит прирост перевозок всех видов экспортно-импортных грузов по Восточному полигону к 2030 году в объеме от 59 млн тонн в год до 84 млн тонн в год.
Провозная способность БАМа и Транссиба с 2021 года составляет 144 млн тонн. Однако фактический объём перевозок в 2022 году ожидается выше - порядка 150 млн тонн. «Разница объясняется применением ряда технологических мер, в том числе тяжеловесного движения, а также завершением в течение года строительства ряда первоочередных объектов второго этапа развития восточного полигона», - отметили в РЖД.
С 1 января 2023 года провозная способность Восточного полигона составит 158 млн тонн. При этом РЖД также планирует вывезти в 2023 году больше — около 160 млн тонн — за счёт сдачи объектов в течение года и технологических мероприятий. С учетом прогноза Минвостокразвития, через 8 лет грузопоток достигнет 219 млн тонн в год. Этот прогноз экспертами оценивается ниже сегодняшнего запроса рынка.
Железная дорога не справляется с объемом грузов, которые перевозятся на Дальний Восток и обратно, исходя из запросов компаний, ведущих внешнеэкономическую деятельность, особенно с учетом разворота логистики. Об этом еще летом говорил вице-премьер, полпред президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев.
«Вся продукция, которая выпускается в России экспортноориентированными предприятиями, повернулась на Дальний Восток в те страны, с которыми мы продолжаем экономическое сотрудничество. При этом объем неперевезенных по БАМу и Транссибу грузов в 2021 году составил 70 млн тонн. Неперевезенных, то есть это то, что мы не смогли перевезти. В 2022 году при потребности в 258 млн тонн прогнозируемый объем неперевезенных грузов может составить 100 млн тонн», - заявил Юрий Трутнев, выступая в начале июля 2022 года в Хабаровске на совместном совещании секретаря Совета безопасности РФ и полпреда президента РФ в ДФО (цитата по агентству «Интерфакс»).
Модернизация Восточного полигона ведется. По поручению президента страны Владимира Путина, пропускная способность Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей к 2024 году должна увеличиться в 1,5 раза - до 180 млн тонн в год. Но этой дополнительной пропускной способности может не хватить, поскольку спрос на дальневосточное направление перевозок только растет. Например, с введением эмбарго на российскую нефть с 2023 года часть этого груза может быть перенаправлена в Китай железнодорожными цистернами, что создаст дополнительный спрос на инфраструктуру Восточного полигона.
Дефицит провозной способности Восточного полигона оценивался осенью 2022 года участниками рынка в 140 млн тонн в год. Такие данные в ходе Восточного экономического форума были приведены председателем совета директоров АО «Бамтоннельстрой-Мост» Русланом Байсаровым. Он считает, что потребность в провозной способности составляет 284 млн тонн в год.
Юрий Трутнев считает, что разворот транспортных потоков на Дальний Восток резко увеличил требования к срокам модернизации Восточного полигона. «Нужно разобраться, чего нам не хватает, - заявил вице-премьер. - Если денег — нужно выделить и привлечь недостающую рабочую силу, технику. Эта задачу, которую надо решать вне какой бы то ни было очередности.
Развитие транспортной инфраструктуры, особенно масштабные стратегические проекты, основываются на прогнозных показателях. Однако, как отмечают участники рынка, Минэкономразвития не до конца учитывает в своих прогнозах не только существующий уже сегодня дефицит пропускной способности железнодорожного пути, но и недооценивает спрос на уголь в мировом масштабе.
Мировой спрос на уголь
В текущем году спрос на международном рынке угля для выработки электроэнергии превышал предложение, что связано с более низкой ценой угля по отношению к природному газу, сообщало Международное энергетическое агентство (МЭА) в декабре 2022 года. На это повлиял не только глобальный энергетический кризис, но и скачки цен на природный газ, а также неблагоприятные погодные условия в Австралии, которая является одним из ключевых мировых поставщиков угля.
Мировое потребление угля, приближающееся к рекордному объему в 2022 году, может увеличиться в 2023 году на фоне кризиса энергорынков. Основываясь на текущих рыночных тенденциях, в отчете МЭА прогнозируется, что потребление угля останется на высоком уровне до 2025 года, поскольку снижение потребления этого ископаемого энергоресурса на развитых рынках будет компенсироваться сохраняющимся устойчивым спросом в странах Азии.
Основными потребителями российского угля, помимо Евросоюза, являются Китай, Индия и Турция.
В мировой угольной торговле происходит структурный экономический сдвиг от Атлантического к Тихоокеанскому экономическому региону, на который в настоящее время приходится 80% международной угольной торговли, заявляла в рамках Восточного экономического форума директор по портовым и железнодорожным проектам ОАО «УГМК» Ирина Ольховская. В структуре экспорта российского угля за 7 месяцев 2022 года доля АТР составила 61% или 78 млн тонн. Таким образом, основной поток российского угля стремится от мест его добычи по железной дороге к дальневосточным портам, где профицит мощностей угольных терминалов достиг 50 млн тонн в год. Инвесторы своими деньгами подтверждают намерение увеличивать отгрузку угля из российских дальневосточных портов. Однако, уголь туда доставить по железной дороге становится все сложнее. Как, впрочем, и другие виды грузов.
Контейнерные VS угольные поезда
Минэкономразвития оценило эффекты от перевозки разных номенклатур груза по БАМу и Транссибу. Так, в ведомстве приводят данные, что бюджетный эффект от экспорта одного поезда контейнерных грузов в среднем 2,8 раза выше, чем от экспорта одного поезда энергетического угля (доход госбюджета от первого — 5,6 млн руб. в год, от второго — 2 млн руб.). При этом, ОАО «РЖД» несет финансовые убытки за перевозки Кемеровского энергетического угля в порты Ванино и Советская гавань в расчете рубль за тонну.
Дискуссия о правилах доступа к ограниченной инфраструктуре Восточного полигона между контейнерными операторами и угольными компаниями обострилась на фоне разворота логистики на Восток после февраля 2022 года. С уходом международных линейных операторов из портов Северо-Запада и введением санкций в отношении России, основными воротами импорта как товаров народного потребления, так и промышленного, стали дальневосточные терминалы.
Угледобывающие компании и Кузбасс, в свою очередь, напоминают о том, что договорились об инвестировании доходов, полученных от транспортировки груза на восток, в неугольные отрасли экономики, согласно приказу Минэкономразвития от
4 октября 2021 года. Суммарные вложения оцениваются в 72 млрд руб., планируется создать более 1,8 тыс. рабочих мест. Соглашение с администрацией правительства Кемеровской области включало согласованный дополнительный объем экспортных перевозок сырьевых энергетических грузов в восточном направлении в 2022–2024 годах в размере 30 млн тонн. Документ подписали АО «Стройсервис», ООО «Распадская угольная компания», АО ХК «СДС-Уголь», АО «УК «Кузбассразрезуголь», АО «СУЭК-Кузбасс», АО «Угольная компания Сибирская», АО «Угольная компания «Сила Сибири», АО «Междуречье» (управляющая организация — «Новая Горная УК»).
26 декабря губернатор Кузбасса Сергей Цивилев и руководство РЖД договорились об объемах вывоза угля в восточном направлении на 2023 год в объеме
53,1 млн тонн угля. Индикативный вывоз кузбасского угля на экспорт через Восточный полигон РЖД, предусмотренный дополнительным соглашением, составляет 55,1 млн тонн угля, сообщила пресс-служба администрации правительства Кемеровской области.
В условиях стремительно меняющегося мира российские предприятия в сфере внешнеэкономической деятельности ожидают от правительства более дальновидных решений. От Минэкономразвития ждут более корректных рыночных прогнозов. Иначе инфраструктурные проекты оказываются дефицитными по своей пропускной способности еще на этапе планирования. Таким образом, конфликт между грузовладельцами разной номенклатуры груза и РЖД сохраняется надолго.
Сложная ситуация сохраняется вокруг шельфовых проектов на Сахалине. В Якутии отмечается рост добычи нефти и расширение ресурсной базы. Также в республике растет добыча угля, однако для его поставок на экспорт требуется развитие инфраструктуры. Также продолжается рост добычи предназначенного на экспорт каменного угля на Чукотке.
В Сахалинской области сохраняются нерешенные вопросы в рамках крупных шельфовых проектов. Более сложная ситуация складывается на проекте «Сахалин-1». Индийская компания Oil and Natural Gas Corp (ONGC) в октябре минувшего года сообщила о намерении сохранить долю в операторе проекта «Сахалин-1»[1] - компании ООО «Сахалин-1». Доля ONGC в Exxon Neftegaz Limited составляла 20%. По неподтвержденным данным, компания рассматривала возможность увеличения доли.
В октябре же о полном уходе из проекта и РФ в целом сообщили в американской компании Exxon Mobil, которой принадлежали оператор проекта Exxon Neftegaz Limited и доля в 30% в СРП. В марте Exxon Mobil отказался продолжать отгрузку нефти с проекта в танкеры подпавшего под санкции «Совкомфлота», суда которого лишились страховки от Международной группы клубов взаимного страхования (International Group of P&I Clubs[2]). В связи с этим в мае оказались переполненными резервуары с нефтью в порту Де-Кастри в Хабаровском крае (из порта нефть отгружается на мировой рынок), что сделало невозможным дальнейшее продолжение добычи.
танкер «Залив Анива»
фото: Sakhalinenergy
Услугами «Совкомфлота» также пользуется проект «Сахалин-2», где отгрузка и добыча, тем не менее, не сокращались. В рамках проекта по итогам восьми месяцев прошлого года добыча газа выросла на 20% по отношению к аналогичному периоду 2021 г. (до 12 млрд куб. м). Объем реализации СПГ за аналогичный период вырос на 19% - до 7,6 млн тонн. Коммерческий директор нового оператора проекта ООО «Сахалинская энергия» А.Охоткин в конце сентября заявлял о готовности оказать поддержку «Сахалину-1» в вопросе сбыта нефти, но каких-либо шагов в данном направлении пока не предпринималось. План добычи в рамках «Сахалина-1» на 2022 г. составлял 8,9 млн тонн нефти, по предварительным оценкам Минэнерго, он не превысил 4,2 млн тонн (в 2021 г. – 11 млн тонн).
Кроме того, в связи с остановкой производства нефти на «Сахалине-1» не ведется также добыча попутного газа, поставляемого на Сахалин и в Хабаровский край (по газопроводу «Оха – Комсомольск»). Недостающие объемы газа в настоящее время замещает «Сахалин-2», что грозит сокращением производства СПГ в рамках «Сахалина-2». Недополученные доходы сахалинского бюджета от остановки «Сахалина-1» оцениваются в 38 млрд рублей в 2022 г. На минувшей неделе сообщалось о восстановлении добычи в рамках проекта «Сахалин-1» до 140-150 тыс. баррелей в сутки (65% мощности).
Между тем правительство РФ может перенести срок выбора нового акционера СПГ-проекта «Сахалин-2» (вместо британско-нидерландской Shell). Ожидалось, что на конкурс, который должен был завершиться 30 декабря, будет подана заявка «НОВАТЭКа». Но компания все еще не готова сделать коммерческое предложение о приобретении доли Shell (27,49%). Сроки определения покупателя могут быть перенесены до конца первого квартала 2023 г. Стоимость доли была определена правительством РФ в 94,8 млрд рублей. Правительство должно также осуществить экологический и технологический аудит деятельности Shell на предмет ущерба, а его сумму вычесть из средств, выплачиваемых за долю, в результате чего ее стоимость может быть серьезно пересмотрена. Тем не менее аудит пока не завершен.
Сохраняются противоречия «НОВАТЭКа» и «Газпрома». Так, «НОВАТЭК» просил «Газпром» предоставить необходимую документацию для оценки и подготовки коммерческого предложения. «Газпром» же может рассматривать как нежелательное участие в проекте крупного конкурента. При этом «НОВАТЭК» даже в случае получения доли Shell все же станет миноритарием, по причине чего может потребовать гарантий возможности влиять на развитие проекта через участие в совете директоров. Помимо того, «НОВАТЭК» заинтересован в получении объемов СПГ, которые были предусмотрены контрактом с Shell - до 1 млн тонн СПГ в год (пока контракт не расторгнут).
Что касается ресурсной базы газопровода «Сила Сибири», то в декабре 2022 г. «Газпром» приступил к добыче газа на Ковыктинском газоконденсатном месторождении в Иркутской области (Жигаловский и Казачинско-Ленский районы), проектная мощность которого составляет 27 млрд куб. м газа в год (в 2026 г.). Извлекаемые запасы Ковыктинского месторождения в пределах лицензионных участков «Ковыктинский», «Хандинский» и «Чиканский» составляют 1,8 трлн куб. м газа и 65,7 млн тонн газового конденсата. Газ данного месторождения характеризуется сложным компонентным составом - помимо метана он содержит пропан, бутан и значительные объемы гелия. Ценные компоненты ковыктинского газа предполагается выделять на Амурском газоперерабатывающем заводе (Амурская область), после чего поставлять очищенный газ в КНР. Газ с Ковыкты поступает в новый участок газопровода «Сила Сибири» (проектной мощности в 38 млрд куб. м в год этого газопровода ожидается достичь в 2025 г.) - «Ковыкта – Чаянда» протяженностью 804 км и на Амурский ГПЗ.
Установка подготовки газа УПГ-102 на Ковыктинском месторождении
фото: Газпром
Изначально «Газпром» рассчитывал добывать на Ковыкте 35 млрд куб. м, но впоследствии число скважин в проекте было сокращено, в связи с не достигнутыми договоренностями о продаже всего объема газа в Китай. Также по-прежнему не определен вопрос о темпах и масштабах газификации Иркутской области, в частности, касающийся поставок газа для дальнейшей переработки на «Саянскхимпласте» (в настоящее время сырье на предприятие поставляется «Ангарским заводом полимеров» «Роснефти»), а также вопрос о строительстве трубопровода до Саянска и Иркутска.
Ковыктинское в том числе рассматривается как ресурсная база для Амурского ГПЗ. Но пока увеличить поставки по «Силе Сибири» затруднительно из-за возможных проблем при дальнейшем расширении Амурского ГПЗ (к настоящему времени запущены две технологические линии мощностью 7 млрд куб. м по сырью каждая[3]), проектная мощность переработки которого составляет до 42 млрд куб. м газа в год. В проекте завода используются технологии немецкой компании Linde[4], покинувшей проект летом 2022 г. На ГПЗ запущены первая и вторая технологические линии, на третьей линии в мае были начаты предпусконаладочные работы (всего предусмотрено шесть линий).
Ожидается, что в 2023 г. экспорт по «Силе Сибири» составит 22-25 млрд куб. м. В середине декабря 2022 г. «Газпром» отчитался о достижении исторического рекорда суточных поставок газа в КНР – контрактные обязательства были превышены на 16,6%.
Следует отметить, что на Ковыкте предполагается также производить сжиженный природный газ для нужд региона. ООО «Газпром СПГ Технологии» и правительство Иркутской области заключили в январе соглашение о запуске линии по малотоннажному производству СПГ на Ковыкте. В рамках первого этапа проект предполагает строительство линии по производству СПГ мощностью 0,75 тонны в час. На втором этапе проекта планируется построить комплекс по производству СПГ мощностью 3 тонны в час. Объем инвестиций оценивается в 3 млрд рублей. СПГ будет поставляться для транспортной отрасли в Иркутской области, прорабатывается также вопрос об автономной газификации котельных региона.
Кроме того, из-за проблем с поставками технологий как минимум на год сдвигается реализация проекта Амурского газохимического комплекса «СИБУРа» в Приамурье (Свободненский район). Согласно проекту, на ГХК планируется производить ежегодно 2,3 млн тонн полиэтилена и 400 тыс. тонн полипропилена. Стоимость проекта составляет 10 млрд долларов США. Изначально запуск был намечен на 2024-25 гг.
В руководстве «СИБУРа» заявили о необходимости перестройки технологической цепочки на фоне санкций, поскольку возникли проблемы с получением оборудования от немецкой компании Linde[5] и итальянской компании Technimont[6]. В марте 2022 г. общий уровень готовности проекта достиг 37,8%, а в ноябре в «СИБУРе» отчитались, что на установке пиролиза было смонтировано пять единиц оборудования (информация о ходе работ на полимерных установках компанией не предоставлялась).
Доставка колонны пиролиза
фото: ООО «АМУРСКИЙ ГХК»
Известно, что в период навигации 2022 г. на стройку Амурского ГХК было доставлено 186 единиц критического оборудования (97% от всего объема) для установки пиролиза - модули печей, компрессорное, насосное и теплообменное оборудование. Кроме того, выполнен монтаж 24 единиц крупнотоннажного оборудования, в том числе трех паровых котлов (бойлеров). В рамках проекта велось строительство складских помещений, ремонтно-механического производства, цехов огнезащиты, канализационных и водоочистных сооружений.
Тем временем рост добычи нефти отмечается в Якутии. По итогам девяти месяцев 2022 г. добыча в республике достигла 13,8 млн тонн, увеличившись на 9% по сравнению с аналогичным периодом 2021 г.
В конце минувшего года «Таас-Юрях Нефтегазодобыча» («Роснефть» и зарубежные партнеры[7]) открыла в регионе нефтегазоконденсатное месторождение Кубалахское (Мирнинский район). На баланс были поставлены свыше 9,5 млрд куб. м газа и более 1,5 млн тонн нефти. Новый участок расположен вблизи Среднеботуобинского месторождения[8], где «Таас-Юрях Нефтегазодобыча» осуществляет промышленную разработку, поэтому для освоения нового месторождения предполагается задействовать уже существующую инфраструктуру. На Кубалахском запланировано бурение четырех поисково-разведочных скважин.
В сфере добычи угля основной рост приходится на Якутию, благодаря новым крупным проектам, которые пока пытаются решить проблему дефицита логистической инфраструктуры для поставок на экспорт. Группа «ЭЛСИ»[9] А.Авдоляна осенью прошлого года обратилась в правительство РФ с просьбой увеличить квоту на вывоз дополнительных 1,1 млн тонн угля ежемесячно из Якутии в ближайшие два года.
Прибыль, полученную благодаря увеличенной квоте, планируется реинвестировать в ускоренную реализацию проекта «ЭЛСИ» по строительству Тихоокеанской железной дороги (500 км) для вывоза угля с Эльгинского месторождения в направлении побережья Охотского моря[10] в Хабаровском крае (где должен быть построен порт «Эльга»). Первый этап провозной способностью 15 млн тонн угля планируется завершить в ноябре 2024 г., второй этап на 30 млн тонн – в ноябре 2025 г. Инвестиции в данный проект оцениваются в 146,6 млрд рублей.
Следует отметить, что ООО «Эльгауголь» в декабре минувшего года сообщило о 80 км проложенных в рамках строительства Тихоокеанской железной дороги путей. Суточный трафик на железной дороге должен составить 18 пар грузовых поездов, предполагается устройство одной промежуточной станции и 18 разъездов, а также приобретение подвижного состава - 15 локомотивов и 1,2 тыс. вагонов. В порту планируется построить терминал по загрузке и разгрузке судов и вагонов с устройством пятикилометровой конвейерной линии между ними, склада для хранения угля в портовой зоне. Терминалы порта предполагается запустить к 2025 г. Объем инвестиций в проект оценивается в 146 млрд рублей. В целях финансирования проекта из собственной прибыли группе требуется увеличить поставки угля с Эльгинского месторождения в восточном направлении на 200 тыс. тонн к текущему уровню (до 1,7 млн тонн в месяц)[11].
Проезд тепловоза между портом Эльга (мыс Манорский, нулевой километр) и 25-ым километром новой дороги
фото: стоп-кадр видео «Видеолетопись строительства Тихоокеанской железной дороги», ТГ-канал «Пулемет Дегтярева»
Помимо того, компания «Эльгауголь» завершила модернизацию действующего железнодорожного перегона «Эльга – Улак» (станция на Байкало-Амурской магистрали), его пропускная способность увеличена с 4 млн до 30 млн тонн в год. В компании рассчитывают добыть в текущем году 26 млн тонн угля, что на 30% больше плана на 2022 год (20 млн тонн). В январе-ноябре 2022 года был зафиксирован рост погрузки с Эльгинского месторождения на 20% - до 15,9 млн тонн. В текущем году недропользователь рассчитывает экспортировать 18 млн тонн. При этом в Якутии был все же снижен годовой план по угледобыче – до 34,3 млн тонн, что на 34% ниже ранее озвученного прогноза (40 млн тонн), что главным образом связано с дефицитом провозной способности Восточного полигона.
Рост добычи каменного угля продолжается в Чукотском АО, где компания «Берингпромуголь» (австралийская Tigers Realm Coal Ltd.) произвела по итогам 2022 г. 1,409 млн тонн каменного угля на месторождении Фандюшкинское поле. По отношению к 2021 г. объем добычи увеличился на 51%. Уголь поступает на экспорт в Китай, Республику Корея, Японию, Тайвань, Вьетнам и Камбоджу.
В 2023 г. планируется начать реконструкцию порта Беринговский (бухта Угольная) – она включает строительство подходного канала, обустройство инженерных сетей, установку нового навигационного оборудования и системы обеспечения безопасности, строительство трех причалов. Работы предполагается завершить за четыре года на условиях частно-государственного партнерства (часть объектов профинансирует ФГУП «Росморпорт»). После реконструкции мощности порта Беринговский должны достичь 2 млн тонн грузов в год (по итогам текущего года - 1 млн тонн).
В Забайкальском крае ООО «Разрезуголь»[12] совместно с китайской компанией China Energy Investment Corporation осенью 2022 г. приступили к строительству горного участка на Зашуланском каменноугольном месторождении в Красночикойском районе. Его мощность должна составить 5 млн тонн в год, на проектные показатели предполагается выйти в 2026 г.
В минувшем году было также начато строительство новой железнодорожной станции с примыканием к Транссибирской магистрали и технологической автодороги (длиной 162 км). Объем инвестиций в проект освоения месторождения оценивается в сумму порядка 30 млрд рублей. Запасы Зашуланского месторождения составляют 633 млн тонн угля. Ожидается, что продолжительность эксплуатации разреза достигнет 20 лет.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Месторождения Чайво, Одопту-море, Аркутун-Даги и Лебединское в акватории Охотского моря.
[2] Предоставляет страхование широких, неопределенных рисков (ответственность судовладельца после столкновения, загрязнение окружающей среды). Такое страховое покрытие является условием допуска во многие международные порты. Работа с российскими страховщиками в условиях санкций несет риски и создает неопределенность, несмотря на соответствие объема покрытия требованиям международных конвенций.
[3] Первая технологическая линия была запущена в июне 2021 г., вторая – в сентябре 2021 г. Всего предусмотрено шесть линий мощностью 7 млрд куб. по сырью каждая.
[4] Лицензиар технологий переработки и сжижения природного газа.
[5] Linde принадлежит технология установки пиролиза.
[6] Компании прекратили поставки технологий в июне 2022 г.
[7] Акционеры – ООО «РН-Разведка и добыча», «Таас Индия ПТЕ.ЛТД», «БИПИ Раша Инвестментс Лимитед».
[8] На Среднеботуобинском месторождении с начала отработки (в 2013 г.) было добыто 25 млн тонн нефти.
[9] ООО УК «ЭЛСИ» управляет комплексом угледобывающих активов в Якутии, Хабаровском и Приморском краях, Амурской, Новосибирской и Кемеровской областях.
[10] Железная дорога должна выйти на мыс Манорский в Охотском море, где началось строительство инфраструктуры порта «Эльга» (Тугуро-Чумиканский район Хабаровского края).
[11] А также с предприятий в Новосибирской области (на 350 тыс. тонн) и Кемеровской области (на 30 тыс. тонн).
[12] Совместное предприятие ООО «Нортерн Финикс Энерджи Компани Лимитед» (дочернее предприятие китайской Shenhua) и ООО «Компания «Востсибуголь» (дочернее предприятие En+ Group).
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
ННа прошедшей неделе в Европе наблюдалось падение цен на энергетический уголь ниже 175 долл./т. Давление на котировки продолжает оказывать сокращение потребления угля на фоне рекордно теплой погоды, а также высокий уровень запасов на терминалах ARA, стабильная ветрогенерация и низкие цены на газ.
Газовые контракты на хабе TTF подешевели до 720.00 долл./1000 м3 (-80.00 долл./1000 м3 или -10% с начала 2023 г.). Темп расхода газа из хранилищ стран ЕС остается на низком уровне, что также обусловлено сокращением спроса. В текущее время хранилища заполнены на 83%, тогда как в аналогичный период прошлого года показатель составлял 50%. Запасы угля на складах ARA незначительно сократились до 7.4 млн. т. (-0.1 млн. т. или -2% к 04.01.2023 г.).
Котировки южноафриканского угля 6000 упали ниже 167 долл./т. в связи с ограниченным спросом со стороны Европы и Индии. По итогам 2022 г. отгрузки угля через терминал RBCT уменьшились до 50.2 млн. т. (-8.6 млн. т. или -15% к 2021 г.), что является самым низким показателем за несколько десятков лет.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao укрепились на 9 долл./т. до 179 долл./т. в связи с пополнением запасов в преддверии резкого похолодания и новогодних праздников по лунному календарю. Прогнозируется, что 12-15 января температура упадет на 8-12 градусов в большинстве провинций, а в некоторых регионах – на 20 градусов. При этом 18 января ожидается дальнейшее падение температур до более низких уровней.
На прошедшей неделе китайские власти частично сняли запрет на импорт австралийского энергетического и коксующегося угля, введенный в октябре 2020 г. Разрешения на импорт получили три государственные энергетические компании (China Datang Corp., China Huaneng Group Co., China Energy Investment Corp) и одна сталелитейная. Южная провинция Гуандун также сообщила о получении от правительства разрешения на таможенное оформление австралийского угля.
Кроме того, в начале 2023 г. власти КНР пересмотрели в сторону повышения импортную пошлину на энергетический уголь, которая с апреля текущего года составит 6%.
В декабре 2022 г. в КНР было начато строительство 7 крупных угольных электростанций общей мощностью 11.64 ГВт и согласовано 4 новых проекта мощностью 6.64 ГВт. Инвестиции в строительство угольных электростанций увеличились на 38% по сравнению с
2021 г. Согласно прогнозом, совокупная мощностью угольной генерации в Китае увеличится с прошлогодних 1100 ГВт до 1330 ГВт к 2025 г. и 1400 ГВт – к 2030 г.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR снизился до 144 долл./т. (-7.00 долл./т. к 04.01.2023 г.) в связи со уменьшением спроса и ослаблением китайскими властями ограничений на закупки австралийского угля. При этом индонезийские поставщики отмечают увеличение интереса со стороны Бангладеш и Индии, однако цена спроса находится ниже текущих уровней и активность отмечается в основном в сегменте низкокалорийного материала.
Цены высококалорийного австралийского угля 6000 скорректировались ниже 395 долл./т. после резкого скачка на предыдущей неделе, вызванного новостью об ослаблении торговых ограничений между КНР и Австралией.
Индексы австралийского металлургического угля следовали аналогичному сценарию, снизившись до уровня 300 долл./т. На текущий момент разрешение на импорт австралийского металлургического угля получила китайская государственная сталелитейная компания China Baowu Steel Group. Одновременно с этим Китай поднял пошлину на импорт коксующегося угля с 0% до 3% (данное изменение вступит в силу в апреле 2023 г.).
Экспорт российского энергетического угля в Индию вырос в 3.5 раза в 2022 году
По предварительным данным, в 2022 г. российские поставки энергетического угля в Индию увеличились в 3.5 раза до 8.4 млн. т. (+6.0 млн. т. или +250% к 2021 г.).
В связи с международными санкциями и эмбарго на экспорт российского угля в Европу, введенным ЕС в августе 2022 г., российские поставщики переориентировали грузовые потоки на азиатские рынки, включая Китай, Индию, Турцию, а также увеличили отгрузки в страны Северной Африки и Бразилию. Российским угольным компаниям пришлось предоставлять значительные дисконты к мировым индексам, которые осенью 2022 г. доходили до 60-70%.
Тем не менее, благодаря более привлекательной цене по сравнению со стоимостью угля из Австралии и Южной Африки, российским поставщикам удалось существенно нарастить объемы экспорта и увеличить долю на рынках Индии и Китая.
Несмотря на планы Индии по дальнейшему увеличению собственной добычи угля, которая в 2022 г. оценочно составила 862 млн. т. (+92 млн. т. или +12% к 2021 г.), спрос на импорт угля будет сохраняться, как минимум, в краткосрочной и среднесрочной перспективе. В январе 2023 г. правительство Индии обязало энергетические компании импортировать до 6% угля от своих потребностей в период с апреля по сентябрь 2023 года во избежание нехватки или отключения электроэнергии в летний период.
Доля угля в энергобалансе Индии составляет свыше 70%. По состоянию на 2022 г. суммарная мощность строящихся угольных ТЭС в Индии составляла 31.3 ГВт, в то время как мощность проектов угольных электростанций оценивается в дополнительные 25.7 ГВт.
Китай резко увеличил импорт российского угля в 2022 г.
По предварительным оценкам, в 2022 г. Китай стал крупнейшим покупателем российского угля, импортировав 69.5 млн. т. (+16.5 млн. т. или +31% к 2021 г.).
Данная динамика, в частности, была обусловлена привлекательной ценой по сравнению с другими странами экспортерами. Поддержку экспорту в КНР также оказало китайское эмбарго на австралийский уголь.
Однако в начале января 2023 г. китайские власти решили ослабить ограничения в отношении австралийского материала, что уже оказывает дополнительное давление на котировки угля. В конце 2022 г. дисконт для угля с отгрузкой в восточном направлении по отношению к австралийскому бенчмарку составлял 60% против 16.5% в начале 2022 г. Кроме того, с апреля 2023 г. в КНР будет введен 6%-ная пошлина на импорт энергетического угля и 3%-ная пошлина на металлургический уголь.
Тем не менее, правительство Китая по-прежнему заинтересовано в сохранении российских поставок, несмотря на изменение позиции в отношении импорта угля из Австралии.
Совокупный экспорт угля из России по итогам прошлого года, по некоторым оценкам, упал до 194 млн. т. (-29 млн. т. или -13% к 2021 г.). Наибольшее снижение поставок пришлось на февраль в связи со сложностями с транспортировкой и август в результате введения эмбарго со стороны ЕС.
Строительство акватории угольного терминала на Таймыре получило государственное финансирование
В конце декабря прошлого года правительство РФ приняло решение выделить в 2023 г. 3.2 млрд. рублей на строительство акватории грузового причала и канала морского угольного терминала на Таймыре, где расположено Сырадасайское месторождение. Угольный терминал находится в 87 км от порта Диксон.
Общая стоимость строительства оценивается в 3.3 млрд. рублей. Государственным заказчиком объекта является Росатом.
Компания Северная звезда, входящая в холдинг AEON (Роман Троценко), приступила к освоению Сырадасайского месторождения, самого северного в России, в 2020 г. Проект расположен в 110 км юго-восточнее поселка Диксон. Первая партия угля была отгружена в середине 2022 г.
Проектная мощность первой очереди разреза составляет 5 млн. т. в год с потенциальным увеличением до 10 млн. т. Оценочные запасы Сырадасайского угольного месторождения составляют 5.7 млрд. т. угля. Также компания намерена построить обогатительный комбинат Таймырский мощностью 5 млн. т. в год.
Ожидается, что инвестиции в реализацию проекта составят более 45 млрд. рублей до 2025 года. Общий объем инвестиций превысит 100 млрд. рублей.
На прошедшей неделе на европейском рынке энергетического угля цены колебались в диапазоне 105-110 долл./т., сумев закрепиться в пятницу 11 июля выше 110 долл./т. Давление на котировки продолжают оказывать такие негативные факторы, как снижение температур в регионе, увеличение генерации ВИЭ, а также коррекция цен на газ. Совокупные запасы на складах ARA остались без изменений на уровне 7 млн т.
Цены на газ на хабе TTF снизились до 326 долл./1000 м3 (-4 долл./1000 м3 к 26.07.2023 г.). Заполненность ПГХ (подземные хранилища газа) в ЕС составила 86%, что значительно превышает средний уровень за последние пять лет. Кроме того, европейские компании возвращаются к активному использованию украинских ПХГ.
Индекс южноафриканского угля 6000 подскочил выше 105 долл./т., нивелировав отставание от европейских котировок.
Экспорт через терминал Richards Bay Coal Terminal (RBCT) восстанавливается после окончания планового технического обслуживания ж/д линии и в августе ожидается увеличение погрузки до 5 млн т. (+1 млн т. к июлю 2023 г.). При этом экспортеры прогнозируют, что в текущем году поставки автотранспортом в другие порты и терминалы, включая мозамбикский Maputo, резко сократятся до 8-9 млн т. по сравнению с 15-16 млн т. в 2022 г., поскольку цены ниже 140-150 долл./т. FOB делают такие поставки экономически нецелесообразными.
МЭА опубликовало прогноз, согласно которому добыча в ЮАР по итогам 2023 г. упадет на 4.2% до 220 млн т., что обусловлено сокращением внутреннего спроса в результате инфраструктурных проблем и ухудшения технического состояния электростанций.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao снизились на 2 долл./т. до 120 долл./т.), что связано с увеличением гидрогенерации и падением спроса на кондиционирование после снижения температур с приходом тайфунов. При этом тайфуны также привели к временному ограничению добычи и транспортировки угля по ж/д линии Daqin с 1.25 млн т. неделей ранее до 0.3 млн т.
Восемь основных горнодобывающих провинций КНР, включая Shanxi и Inner Mongolia, отчитались об увеличении добычи угля в 1 полугодии 2023 г. до 2.1 млрд т. (+0.08 млрд т. или +4% к январю-июню 2022 г.).
Запасы угля на складах 9 крупнейших портов КНР составили 25.7 млн т. (-0.2 млн т. к 26.07.2023 г.). Однако потребление угля на 6 крупнейших ТЭС сократилось на 2% до 857 тыс. т., в то время как запасы на складах увеличились до 14 млн т. (+0.5 млн т. к 26.07.2023 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR укрепился до 91 долл./т. (+3 долл./т. к 26.07.2023 г.). Некоторые индонезийские производители планируют отказаться от спотовых поставок до конца года в связи с низким уровнем цен и увеличением себестоимости. Ограничивая добычу, некоторые производители будут фокусироваться на исполнении долгосрочных контрактов.
Bumi Resources, крупнейшая угольная компания в стране, отчиталась о резком падении прибыли в 1 полугодии 2023 г., несмотря на рост выручки, что обусловлено падением цен на уголь и значительным увеличением налогов. Однако, несмотря на ухудшение ситуации, Bumi Resources сохраняет прогноз добычи на 2023 г. на уровне 75-80 млн т.
В 1 полугодии 2023 г. общий показатели добычи угля в стране составил 367 млн т. При сохранении текущих темпов в 2023 г. объем может достичь 734 млн т. (+7% к 2022 г.).
Высококалорийный австралийский уголь 6000 удерживался возле уровня в 140 долл./т. Спред между ценами спроса и предложения остается широким, поскольку австралийские и индонезийские поставщики не спешат снижать цены.
Котировки австралийского металлургичес-кого угля поднялись выше 245 долл./т. на восстановлении спроса со стороны Китая и Индии, где подходит к концу сезон дождей.
РЖД планирует повысить тарифы из-за расходов на безопасность
РЖД планирует согласовать с правительством дополнительную индексацию грузовых тарифов на 1% в 2024 г. Данные средства будут направлены на обеспечение транспортной безопасности.
Однако участники рынка опасаются дальнейшего удорожания перевозок, полагая, что такие расходы должно компенсировать государство, учитывая и без того быстрый рост тарифов.
В 2022 г. расходы РЖД на транспортную безопасность превысили 45 млрд руб. В связи с этим РЖД просит правительство предоставить дополнительную надбавку к грузовому тарифу в 1%. Однако базовая индексация тарифа на грузоперевозки на 2024 г. уже планируется на уровне 7,1%. Еще на 2% тариф должен вырасти за счет увеличения надбавки на капремонт (с 5% до 7%).
В последние годы наблюдается серьезный рост тарифов, заметно превышающий заложенные в долгосрочной программе развития РЖД показатели (инфляция минус 0.1%). В 2022 г. индексация составила 18.6% к уровню 2021 г. Кроме того имели место точечные повышения тарифа, а также отмена льгот для экспорта угля.
В 2023 г. тариф был увеличен на 8% плюс дополнительный 1% на капремонт, а также была продлена отмена понижающих коэффициентов для экспортных перевозок угля и был повышен тариф на дальние перевозки руд и железорудного сырья на экспорт через погранпереходы.
На прошедшей неделе на европейском рынке энергетического угля цены поднялись выше 110 долл./т. Поддержку котировкам оказали рекордно высокие температуры в регионе, снижение генерации ВмлнИЭ и увеличение цен на газ. В Германии доля ВИЭ в энергобалансе страны сократилась с 71% до 65%, а доля ископаемого топлива увеличилась с 29% до 35%. Объем поставок энергетического угля в ЕС упал почти на 30% и составил 386 тыс. т. против 503 тыс. т. неделей ранее.
Цены на газ на хабе TTF укрепились до 330 долл./1000 м3 (+31 долл./1000 м3 к 19.07.2023 г.) из-за сокращения поставок из Норвегии, мощности которой оказались ограниченными в связи с техобслуживанием некоторых объектов инфраструктуры.
Индекс южноафриканского угля 6000 находился ниже 90 долл./т. Котировки высококалорийного материала остаются под давлением на фоне невысокого спроса со стороны европейских потребителей. В это же время среднекалорийный материал значительно подорожал из-за ограниченного предложения, связанного с логистическими проблемами и сокращением запасов на экспортном терминале RBCT. При этом отмечался спрос со стороны Южной Кореи, которая в июне нарастила импорт из ЮАР в 10 раз до 0.4 млн т.
Южноафриканский ж/д оператор Transnet заявил, что объем перевозки угля будет ограничен на уровне 60 млн т. до тех пор, пока проблема с нехваткой локомотивной тяги не будет решена. Таким образом, компания признала, что переговоры с China Railways Rolling Stock Corporation о поставках запасных частей в очередной раз зашли в тупик.
Компания Glencore по итогам 1 полугодия 2023 г. добыла в ЮАР 8.5 млн т. энергетического угля (+0.2 млн т. к январю-июню 2022 г.), из которых на экспортный рынок пришлось 6.6 млн т. (+0.3 млн. т.) и на внутренний – 1.9 млн т. (-0.1 млн т.).
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao укрепились на 1 долл./т. до 122 долл./т. Рост котировок замедлился в связи с тем, что спрос на кондиционирование сокращается на фоне снижения температур после достижения пиковых значений. Однако на прошедшей неделе прошло заседание центрального комитета Коммунистической партии Китая, на котором были определены направления экономической работы КНР на второе полугодие и принято решение дополнительно стимулировать экономический рост, в том числе за счет поддержки строительной отрасли.
Ассоциация электроэнергетических предприятий Китая (China Electricity Council) прогнозирует увеличение потребления электроэнергии во 2 полугодии 2023 г. на 6-7%. По итогам 1 полугодия рост потребления составил 5%.
Запасы угля на складах 9 крупнейших портов КНР незначительно увеличились до 25.9 млн т. (+0.1 млн т. к 19.07.2023 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR снизился до 88 долл./т. под давлением невысокого интереса со стороны Китая, а также Индии, где замедляется спрос на кондиционирование. Кроме того, участники рынка отмечают, что китайские покупатели в текущее время находят цену на колумбийский высококалорийный уголь более привлекательной.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 торговался близко к уровню
140 долл./т. При этом спред между ценами спроса и предложения расширился, поскольку австралийские и индонезийские поставщики не спешат снижать цены.
Glencore отчиталась о падении добычи энергетического угля в Австралии в 1 полугодии 2023 г. до 29.9 млн т. (-0.7 млн т. к январю-июню 2022 г.).
Котировки австралийского металлургичес-кого угля удерживаются выше 235 долл./т. на восстановлении спроса со стороны Китая и Индии, где подходит к концу сезон дождей.
Поставки российского угля выросли на 5.6% в январе-июне 2023 года
В январе-июне 2023 г. общие поставки российского угля, включая экспорт и отгрузки на внутренний рынок, увеличились до 200.4 млн т. (+10.6 млн т. или +5.6% к аналогичному периоду 2022 г.).
За 6 месяцев 2023 г. на внутренний рынок было отгружено 91.5 млн т. (+3.7 млн т. или +4.2% к 6 месяцам 2022 г.), из которых:
Экспортные поставки в январе-июне 2023 г. составили 108.9 млн т. (+6.9 млн. т. или +6.7% к январю-июню 2022 г.).
Добыча угля российскими угольными предприятиями в первом полугодии 2023 г. выросла до 217 млн т. (+3 млн. т. или +1.4% к первому полугодию 2022 г.).
На прошедшей неделе на европейском рынке цены на энергетический уголь поднялись выше 105 долл./т. на ожиданиях рекордных температур. При этом остаются в силе такие негативные факторы, как сокращение угольной генерации, высокие запасы на складах и низкие цены на газ. МЭА опубликовало прогноз, согласно которому, спрос на электроэнергию в ЕС во 2-м полугодии сократится на 3%, а по итогам 2023 г., упадет до 20-летнего минимума.
Цены на газ на хабе TTF снизились до 299 долл./1000 м3 (-8 долл./1000 м3 к 12.07.2023 г.) в связи с восстановлением трубопроводных поставок из Норвегии. Однако в течение недели котировки подскакивали на 10% в результате краткосрочной остановки месторождения Aasta Hansteen.
Индекс южноафриканского угля 6000 упал ниже 90 долл./т. на фоне сокращения спроса в Европе.
В ближайшее время южноафриканский оператор Transnet вновь откроет ж/д линию в мозамбикский порт Maputo, которая является частью Northeast Corridor, где 9 июля произошел сход вагонов с рельсов. На ветку Northeast Corridor приходится 14% совокупного объема перевозок Transnet.
Власти ЮАР призвали компании временно прекратить перевозки угля автомобильным транспортом в связи с километровыми пробками в Richards Bay, ситуация с которыми усугубилась в результате остановки работы порта на несколько дней по причине пыления и возросшего потока грузовиков.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao укрепились на 3 долл./т. до 121 долл./т. Рост котировок обусловлен высоким потреблением в связи с рекордными температурами и увеличением спроса на кондиционирование, из-за чего некоторые электростанции вынуждены пополнять запасы. Дополнительную поддержку оказывает проверка техники безопасности, в результате которой некоторые шахты и разрезы в регионах Inner Mongolia и Shanxi оказались временно закрытыми. Кроме того, участники рынка ожидают дальнейшего роста цен и ограничения предложения в связи с начатым специальным расследованием после сообщений СМИ о том, что отдельные компании могут скрывать информацию о несчастных случаях на производствах.
Запасы угля на складах 6 крупнейших прибрежных ТЭС за неделю сократились на 0.14 млн. т. до 13.9 млн. т., а в 9 крупнейших портах Китая – до 25.8 млн. т. (-0.31 млн. т. к 12.07.2023 г.).
Котировки индонезийского материала снизились на 1 долл./т. до 89 долл./т. Давление на индексы оказывает низкая активность на спотовом рынке и нестабильный интерес со стороны Китая, а также Индии, где снижается спрос на кондиционирование.
Власти страны обязали индонезийских экспортеров с 1 августа хранить 30% экспортной выручки в банках страны на протяжении не менее 3-х месяцев, что будет оказывать финансовое давление на компании в результате сокращения денежных потоков на фоне падения международных цен. В связи с этим трейдеры предположительно смогут добиваться дисконта от небольших добывающих компаний.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 держится на уровне 130 долл./т., оставаясь под давлением в результате невысокого спроса со стороны азиатских потребителей, ожидающих дальнейшего снижения цен.
Котировки австралийского металлургического угля поднялись выше 235 долл./т. на фоне восстановления баланса спроса и предложения.
Индийская сталелитейная компания JSW Steel рассматривает приобретение 20% доли в компании Teck Resources, занимающейся добычей металлургического угля. По итогам 2 квартала 2023 г. продажи Teck Resources составили 6.2 млн. (без изменений к 1 кварталу 2023 г. и -6.3 млн. т. ко 2 кварталу 2022 г.).
Добыча угля в Кузбассе сократилась на 0.9% в январе-июне 2023 года
В январе-июне 2023 г. угольные предприятия Кузбасса добыли 108.8 млн. т. угля (-1.0 млн. т. или -0.9% к январю-июню 2022 г.), по данным Министерства угольной промышленности Кузбасса.
Добыча коксующегося материала за этот период увеличилась до 33.8 млн. т. (+1.7 млн. т. или +5.3%), в то время как объемы добычи энергетического угля составили 75.0 млн. т. (-2.7 млн. т. или -3.5%).
Открытым способом угольные компании добыли 73.1 млн. т. (без изменений), производство подземным способом составило 35.7 млн. т. (-1.0 млн. т. или -2.7%).
В январе-июне 2023 г. потребителям было поставлено 88.7 млн. т. угля (+0.5 млн. т. или +0.6% к аналогичному периоду прошлого года), в том числе на экспорт 59.3 млн. т. (+0.7 млн. т. или +1.2%), российским металлургическим компаниям 16.4 млн. т. (+0.5 млн. т. или +3.1%), местным угольным электростанциям 6.8 млн. т. (+0.2 млн. т. или +3.0%).
По состоянию на 1 июля 2023 г. складские запасы угля в Кузбассе достигли 20.9 млн. т. (+1.5 млн. т. или +7.7% к 1 июля 2022 г.) на фоне международных санкций против России и логистических проблем (см. график ниже).
Угольщики Хакасии просят увеличить квоту на экспорт угля на восток
Угольные компании Хакасии рассчитывают на дополнительные квоты для вывоза угля на экспорт в восточном направлении.
В декабре 2022 г. правительство Хакасии и РЖД заключили соглашение, определяющее гарантированный объем вывоза угля на восток в 2023 г. в размере 6.1 млн. т.
В первом полугодии 2023 г. экспорт из региона в восточном направлении составил 3.1 млн. т., совокупный экспорт – 7.3 млн. т. Прогнозируется, что экспорт угля из Хакасии на восток в 2023 г. составит 6.2 млн. т. (+1.4 млн. т. или +29.2% к 2022 г.). Общий объем экспорта угля из региона ожидается на уровне 14.7 млн. т., что выше показателя 2022 г. на 9.7%, но не достигает объемов 2021 г.
Снижение цен на уголь и высокие логистические затраты оказывают негативное влияние на деятельность угледобывающих предприятий Хакасии. Руководство республики обратилось к правительству с просьбой увеличить гарантированный объем вывоза угля в восточном направлении во втором полугодии 2023 г. до 4.3 млн. т.
Около 67% налогов на прибыль в бюджете региона приходятся на угольные компании.