Угольная промышленность - актуальные цифры и факты. Партнерский проект Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
На прошедшей неделе котировки энергетического угля в ЕС превысили
75 долл./т. Увеличение индексов обусловлено повышением цен природного газа на европейской торговой платформе TTF до 21.8 евро/МВтч (+2.6 евро/МВТч к 14.04.2021 г.) на новостях о сокращении объемов экспорта газа компанией Газпром. 27.04.2021 г. Газпром отказался наращивать поставки газа в Европу в мае 2021 г. Кроме того, снижение объемов ветряной генерации в ряде европейских стран до 808 ГВтч (-98 ГВтч к 21.04.2021 г.) оказало дополнительную поддержку угольным индексам. Тем не менее, высокая стоимость квот на выбросы углекислого газа (44.4 евро/т.) может сдерживать дальнейшее укрепление угольных цен.
Приостановка поставок угля по железнодорожной линии, соединяющей угольные провинции ЮАР и порт Richards Bay, укрепила индексы южноафриканского материала в диапазоне 94-95 долл./т.
По сообщениям представителей южноафриканского железнодорожного оператора Transnet, 27.04.2021 г. сошедший с рельсов поезд заблокировал движение. Ограниченные экспортные поставки угля из ЮАР стабилизировали индексы материала несмотря на ослабление спроса на индийском рынке, вызванного новой вспышкой коронавируса в стране. Запасы угля на терминалах Richards Bay составили 3.2 млн т. (-0.3 млн т. к 21.04.2021 г.).
Снижение котировок энергетического угля из Австралии ниже 90 долл./т. обусловлено слабым спросом генерирующих компаний из АТР. Некоторые участники рынка рассчитывают закупить индонезийский уголь со скидкой у индийских трейдеров на фоне ухудшающейся эпидемиологической ситуации в стране.
25.04.2021 г. представители Государст-венного комитета по развитию и реформам КНР (NDRC) заявили, что комитет намерен активизировать сотрудничество с центральными таможенными органами КНР с целью возможного ослабления импортных квот на ввоз угля. Данная мера призвана предотвратить дефицит предложения материала на китайском рынке в летний период, когда наблюдается сезонный рост спроса на электроэнергию.
Продолжающиеся дожди в южных провинциях Индонезии ограничивают поставки экспортного угля, что на фоне устойчивого спроса со стороны китайских потребителей оказывает поддержку котировкам материала индонезийского происхождения выше 85 долл./т.
Рост объемов поставок коксующегося угля из Канады и США на рынки АТР сократил спрос на австралийский материал, снизив котировки металлургического угля из Австралии ниже 110 долл./т.
Конкуренция экспортеров за долю на рынке коксующегося угля Китая усиливается
Объемы импорта коксующегося угля Китаем постепенно восстанавливаются несмотря на запрет, введенный китайским правительством в 2020 г., на поставки австралийского угля в КНР и негативные последствия кризиса Covid-19.
По данным таможенной службы, в марте 2021 г. Китай импортировал 4.2 млн т. коксующегося угля (-13% к марту 2020 г. и +52% к февралю 2021 г.). Рост ежемесячных поставок в 2021 г. был связан с увеличением экспортных объемов поставщиками из Монголии, США и Канады. В марте 2021 г. поставки угля из Монголии выросли до 2.2 млн т. (44-кратный рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года), из Соединенных Штатов - до 0.7 млн т. (5-кратный рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года), из Канады - до 1.3 млн т. (2-кратный рост по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). Российские компании экспортировали всего 0.6 млн т. (+59% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года).
После прекращения поставок угля из Австралии Монголия стала основным экспортером коксующегося угля на китайский рынок. В 1 квартале 2021 г. объем монгольского экспорта металлургического угля в Китай вырос до 6.1 млн т. (+123% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года), в то время как российские поставки составили 1.4 млн т. (+8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года). Российские угледобывающие компании Колмар и Эльгауголь, расположенные в Якутии, планируют увеличить добычу и экспорт коксующегося материала в Китай, используя географическое преимущество близости к КНР по сравнению с другими российскими экспортерами. Однако несмотря на амбициозные планы российских экспортеров угля по увеличению поставок на восток экспорт материала ограничен недостатком пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей.
Наследники Дмитрия Босова получили доли в Группе Аллтек
27 апреля 2021 г., по решению суда, доля Дмитрия Босова, основателя Группы Аллтек, умершего в мае 2020 г, составляющая 86.57% акций компании была распределена среди его 8 наследников, включая Катерину Босов. Каждый из них получил по 10.82%.
29 марта 2021 г. по решению суда Катерина Босов, вдова Дмитрия Босова, должна была передать 43.3% акций Группы Аллтек в наследственную массу. Суд удовлетворил иск наследников Дмитрия Босова, которые оспорили юридические основания передачи доли Катерине Босов (см. CAA Russian Coal Weekly от 27 ноября 2020 г.).
Также решением суда был снят запрет на сделки с активами Группы, в том числе на передачу угольной компании Сибантрацит в собственность компании А-Проперти Альберта Авдоляна. Ранее А-Проперти подписала соглашение с Группой Аллтек об основных условиях приобретения Сибантрацита за 1 млрд долл. По условиям сделки, Сибантрацит сохраняет свою независимость как компания. Соглашение предполагает подписание долгосрочных контрактов с топ-менеджерами Сибантрацита, а также их участие в уставном капитале компании. Сибантрацит - самый прибыльный угольный актив в бизнесе Дмитрия Босова.
Сибантрацит является мировым лидером по производству и экспорту высококачественного антрацита с общим объемом производства 17.3 млн т. в 2020 г. (-5.7 млн т. или -25% к 2019 г.). В январе 2021 г. Госкорпорация Ростех и структуры, связанные с А-Проперти, также получили полный контроль над портом Вера и Огоджинским угольным месторождением - двумя предприятиями, ранее принадлежавшими наследникам Дмитрия Босова и Катерине Босов (см. CAA Russian Coal Weekly от 29 января 2021 г.).
Терминалы Большого порта Санкт-Петербург могут быть перенесены в Лавну
19 апреля 2021 г. бывший министр транспорта России и нынешний генеральный директор ГТЛК (Государственная Транспортная Лизинговая Компания) Евгений Дитрих заявил, что часть терминалов Большого порта Санкт-Петербург может быть перенесена в порт Лавна, строящийся в Мурманской области. В марте 2021 г. предлагалось перенести портовые мощности Большого порта Санкт-Петербург в порт Усть-Луга, чтобы использовать освободившиеся площади под строительство 4.8 млн кв. м жилья, коммерческих помещений и социальной инфраструктуры. Стоимость проекта редевелопмента оценивается в 440 млрд руб.
Большой порт Санкт-Петербург - один из крупнейших портов Северо-Запада России с грузооборотом около 60 млн т. в 2020 г. Основная часть объемов перевалки грузов приходится на контейнеры, нефтепродукты и минеральные удобрения.
Усть-Луга - второй по величине порт России. В 2020 г. терминалы порта перевалили 103 млн т. различных грузов, включая нефть и нефтепродукты, уголь,удобрения и контейнеры.
Строительство порта Лавна на западном берегу Кольского залива планировалось завершить в 2012 г. Однако реализация проекта несколько раз откладывалась.
БизнесГлобус и Центр развития портовых технологий владеют по 30% в проекте, еще 25% принадлежат Сибирскому Деловому Союзу (СДС), 10% - РЖД и 5% - ГТЛК. Однако в конце 2020 г. из-за падения цен на уголь ключевые грузоотправители не стали подписывать обязывающие соглашения о загрузке мощностей угольного терминала в Лавне.
По словам Дитриха, ГТЛК и его партнеры рассматривают проект порта Лавна не только как угольный терминал, но и как порт, включающий контейнерные терминалы и универсальные многофункциональные перевалочные комплексы.
Правительство России уже инвестировало в Лавну 32 млрд руб. Строительство порта планируется завершить в 2023 г.
Современное аналитическое агентство (CAA)