Актуальная ситуация в угольной промышленности в России и мире. Партнерский проект Coal center analytics (CCA) и портала EastRussia.
На прошедшей неделе на угольном рынке Европы цены держались на уровне 97-98 долл./т. Угольные котировки продолжают находиться на 6-месячных минимумах несмотря на общее укрепления рынка энергоносителей. Увеличение запасов на терминалах ARA и складах потребителей, а также мягкая погода препятствуют движению цен выше 100 долл./т.
Газовые котировки на хабе TTF подросли до 338 долл./1000 м3 (+14 долл./1000 м3 к 24.01.2024 г.) в результате остановки некоторых мощностей в Норвегии, укрепления котировок СПГ после эскалации конфликта на Ближнем Востоке и снижения предложения со стороны американской Freeport LNG из-за закрытия одной из установок по сжижению газа.
Индекс южноафриканского угля 6000 остается в нисходящем тренде на уровне 89-90 долл./т. в связи с ограниченным спросом в Европе и странах АТР. Кроме того, движение по железной дороге, ведущей к южноафриканскому терминалу Richards Bay Coal Terminal (RBCT), возобновилось, а случаи краж высококалорийного угля на экспортном направлении сократились на 30-40%. Запасы на складах RBCT остаются на комфортном уровне – около 3 млн т.
Терминал RBCT установил на 2024 г. целевой показатель по объему перевалки в 50 млн т., что на 17% ниже 60 млн т., запланированных к перевозке оператором Transnet. Хотя ранее представители RBCT в своих прогнозах, как правило, руководствовались оценками Transnet, поскольку терминал целиком зависит от ж/д инфраструктуры.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao оказались под давлением, снизившись на 1 долл./т. до 128 долл./т., в результате сокращения объемов потребления угля на электростанциях и замедления спроса со стороны промышленных предприятий в преддверии китайского Нового года. Некрупные трейдеры снижали цены с целью распродать свои запасы до наступления праздников (10 февраля).
Объем потребление угля на 6 крупнейших китайских прибрежных ТЭС сократился до 853 тыс. т./сутки (-14 тыс. т./сутки к 24.01.2024 г.). Совокупные запасы в 9 крупнейших портах опустились до 22.7 млн т. (-0.2 млн т. к 24.01.2024 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR упал до 92 долл./т. на фоне невысокого спроса со стороны стран АТР и Индии, где зафиксированы высокие запасы на складах, однако в связи с неблагоприятными погодными условиями в Южном Калимантане и Суматре наблюдается уменьшение предложения, поскольку возможности по перевалке оказались ограничены. Согласно новому прогнозу, проливные дожди продлятся до начала февраля, а сезон муссонов в Юго-Восточной Азии – до апреля. Кроме того, около 40% компаний (327) из 815, подавших в правительство заявку на согласование объемов добычи, еще не получили разрешений и не приступили к производству в 2024 г. На текущий момент около 169 заявок было отклонено по причине несоответствия требованиям.
При этом Bayan Resources планирует продолжать наращивать добычу, которая в 2024 г. должна увеличиться на 13% до 56.7 млн т. (+6.4 млн т. к 2023 г.). Компания Bayan Resources, добывающая уголь с калорийностью 3800-7400 ккал/кг GAR, увеличила производство на 29% до 50.3 млн т. по итогам 2023 г. (+11.4 млн т. к 2022 г.).
Котировки австралийского высококалорийного угля резко упали в связи с ухудшением спроса со стороны стран АТР. При этом в ценах среднекалорийного материала наблюдалась поддержка на фоне ограничения перевалки в связи с циклоном Kirrily, который привел к задержкам отгрузок в штате Квинсленд на терминалах Abbot Point, Dalrymple Bay и Hay Point. Из-за тропического циклона один из экспортеров (Bowen Coking Coal) объявил форс-мажор по отгрузкам и 29 января заявил, что циклон негативно отразился на его поставках, поскольку работа железнодорожной и портовой инфраструктуры оказалась ограничена. Также в Японии, где из-за землетрясения и роста атомной генерации снижается спрос на уголь, из-за возгорания была остановлена на неопределенный срок одна из угольных электростанций JERA мощностью 1.07 ГВт.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 обвалился ниже 120 долл./т.
Компания Glencore по итогам 2023 г. нарастила добычу до 113.6 млн т. (+3.6 млн т. или +3% к 2022 г.) и ожидает, что в 2024 г. показатель составит 110 млн т. При этом экспорт австралийского энергетического угля компанией увеличился на 3% до 55.2 млн т. (+1.8 млн т. к 2022 г.), а добыча для внутреннего рынка сократилась на 10% до 7.0 млн т.
Котировки австралийского металлургического угля опустились ниже 325 долл./т. в связи с увеличением спотового предложения, замедлением спроса со стороны КНР в преддверии праздников и большими запасами сырья на складах производителей стали. Опасения относительно ограничения предложения из-за циклона Kirrily, затронувшего штат Квинсленд, немного ослабли.
Японская сталелитейная компания Nippon Steel и австралийская Foxleigh согласовали форвардную цену на 1 квартал 2024 г. на марку LV PCI на уровне 232 долл./т. FOB Australia.
Поставки российского угля выросли на 0.4% в 2023 году
В январе-декабре 2023 г. общие поставки российского угля, включая экспорт и отгрузки на внутренний рынок, увеличились до 393.2 млн т. (+1.7 млн т. или +0.4% к аналогичному периоду 2022 г.).
За 12 месяцев 2023 г. на внутренний рынок было отгружено 181.2 млн т. (-0.6 млн т. или -0.3% к 12 месяцам 2022 г.), из которых:
• 89.9 млн т. (+2.3 млн т. или +2.6%) направлено на электростанции;
• 39.6 млн т. (+3.1 млн т. или +8.5%) поставлено в адрес коксохимических заводов;
• 51.7 млн т. (-5.9 млн т. или -10.3%) пришлось на долю прочих грузополучателей.
Экспортные поставки в январе-декабре 2023 г. составили 212.0 млн т. (+2.3 млн т. или +1.1% к январю-декабрю 2022 г.). Добыча угля российскими угольными предприятиями в январе-декабре 2023 г. составила 438.4 млн т. (-6.1 млн т. или -1.4% к 2022 г.)
Пропускная способность БАМа и Транссиба будет увеличена с 255 млн т. до 270 млн т. за счет мероприятий, согласованных между грузоотправителями и РЖД в ходе заседания рабочей группы по третьему этапу развития Восточного полигона.
Третий этап модернизации Восточного полигона включает три стадии. Первая стадия предусматривает увеличение пропускной способности до 197 млн т. к 2027 г. Реализация второй стадии позволит увеличить провозные мощности до 210 млн т. в год к 2030 г. Ввод в эксплуатацию третьей стадии запланирован на 2032 г. и позволит РЖД увеличить пропускную способность Восточного полигона до 255 млн т.
В соответствии с поручением президента РФ были рассмотрены предложения грузоотправителей, которые включают в себя строительство на БАМ сплошных вторых путей, дублеров Северомуйского, Кузнецовского и Кодарского тоннелей, а также моста через Амур.
Кроме того, ожидается, что мероприятия помогут сбалансировать развитие железнодорожной инфраструктуры с работой дальневосточных портов и погранпереходами, а также существенно сократить затраты на увеличение пропускной мощности.
Однако, Минэнерго РФ прогнозирует дефицит пропускной способности по вывозу угля в объеме 77 млн т., включая полный отказ от вывоза твёрдого топлива на восток в Новосибирской области и ограничения по вывозу из Хакасии, Бурятии, Кузбасса. При этом прогноз по железнодорожной перевозке нефтеналивных грузов в восточном направлении учитывает потребности всех нефтяных компаний и до 2035 года отгрузки сформированы с запасом до 4 млн т.
В связи с дефицитом мощностей для вывоза угля третий этап расширения Восточного полигона целесообразно дополнить рядом мер, включая верификацию спроса на инфраструктуру со стороны отправителей неугольных грузов и оценку их соответствия планам развития портовых мощностей на Дальнем Востоке.
Также предлагается синхронизировать вывоз всех видов грузов с ключевыми параметрами расширения, что позволит нарастить поставки угля при меньших объемах неугольных грузов.
Другой возможной мерой является развитие Западно-Сибирской и Красноярской железных дорог по направлению Кузбасс – Тайшет, портов Хабаровского и Приморского краёв; строительство на отдельных участках вторых путей. Вместе с синхронизацией провозной способности БАМа и Транссиба с мощностями приморских и хабаровских портов это позволит поэтапно увеличить вывоз угольной продукции из Кузбасса на экспорт в восточном направлении к 2030 году до 80 млн т., к 2035 – до 110 млн т.
Кроме того, Минэнерго готовит предложение рассмотреть возможность пропуска порожних поездов в обход Северомуйского тоннеля и строительства второго моста через реку Амур.
Coal center analytics (CCA)
Часть дальневосточных регионов продолжает демонстрировать сокращение объемов золотодобычи. В Иркутской области по итогам января-октября 2023 г. объем добычи золота сократился на 12% по отношению к аналогичному периоду 2022 г., составив 19 098,3 кг – 11 484,5 кг рудного и 7 613,8 кг россыпного драгметалла. О снижении добычи отчитались АО «Полюс Вернинское» и АО «Лензолото» (входят в ПАО «Полюс»), ПАО «Высочайший». Результат компании «Полюс Вернинское» на Вернинском месторождении составил 7 013,5 кг. ООО ГРК «Угахан» («Высочайший») произвело 2 360,7 кг. ПАО «Высочайший» выпустило 1 066 кг. Результат ООО «Друза» на Невском месторождении составил 1 044,3 кг золота.
Что касается добычи на россыпях, то за десять месяцев сокращение составило 15% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Самый большой объем добычи за отчетный период показали ЗАО Артель старателей «Витим» (2 124 кг), АО ЗДК «Лензолото» (1 987,3 кг), АО «Светлый» (779 кг), ЗАО ГПП «Реткон» (602 кг) и ООО Артель старателей «Лена» (448,6 кг). Более 100 кг драгметалла произвели ООО «Угахан» (376 кг), ЗАО «Ленсиб» (314 кг), ООО Артель старателей «Иркутская» (248 кг), ООО Артель старателей «Сибирь» (187 кг) и ООО «Иркутскгеофизика» (110 кг).
В Амурской области по итогам января-октября 2023 г. было добыто 17 896 кг золота, что на 7,1% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. В том числе произведено 10 942,6 кг рудного и 6 953,4 кг россыпного драгметалла.
За отчетный период добычу вели ООО «Березитовый рудник» (входит в Nordgold), АО «Прииск Соловьевский», предприятия группы компаний «Атлас Майнинг» (УГМК) - ООО «Покровский рудник», ООО «Маломырский рудник», ООО «ТЭМИ». Известно, что результат «Прииска Соловьевский» по рудному золоту составил 1 043 кг. О сокращении производства отчитались на рудниках Покровский и Березитовый, а также на Эльгинском месторождении ООО «ТЭМИ».
Следует отметить, что во втором квартале 2024 г. «Атлас Майнинг» рассчитывает ввести в эксплуатацию модернизированную фабрику на Албынском руднике, что позволит перерабатывать руды Эльгинского месторождения. Мощность фабрики составит 3,6 млн тонн в год. На 2024 г. также намечено начало освоения Бамского месторождения (Тындинский район) с запасами более 100 тонн золота.
В Приамурье на 9% относительно января-октября 2022 г. снизилась добыча на россыпях. Наиболее высокие результаты среди компаний обеспечили ООО «Прииск Соловьевский» (1 965 кг драгметалла), ООО «Маристый» (527,3 кг), АО «Хэргу» (465,8 кг), ООО «Россзолото» (363,6 кг). Более 150 кг золота на россыпных месторождениях получили семь недропользователей. Так, ПАО «Прииск Дамбуки» обеспечило 292,7 кг, результат ООО «Могот» составил 191,9 кг, ООО ЗДП «Зимовичи» выпустило 179,9 кг, ООО «Александровская 1» - 177 кг, АО ЗДП «Коболдо» - 163,2 кг, Артель старателей «Александровская» - 159,2 кг, а ООО ЗДП «Дружба» - 157,8 кг драгметалла.
Напротив, рост добычи драгметалла демонстрирует Чукотка. Недропользователи Чукотского АО по итогам января-сентября 2023 г. произвели 17,2 тонн золота, что на 8% превысило результат за аналогичный период 2022 г. За этот период в регионе было добыто 86,5 тонн серебра, что на 22% больше, чем за январь-сентябрь прошлого года. 31% от общей добычи золота в округе за отчетный период обеспечила «Чукотская горно-геологическая компания» (Highland Gold) на месторождении Купол. «Базовые металлы» (Highland Gold) на месторождении Кекура обеспечили 20% от общего результата производства золота. На ЗК «Майское» («Полиметалл») пришлось 18% всей добычи региона за девять месяцев года. Рост золотодобычи в округе в январе-октябре составил 7%, до 19,73 тонн (17,53 тонны рудного и 2,2 россыпного драгметалла). Также в регионе за десять месяцев на 16% увеличился объем добычи серебра (до 96,72 тонн).
При этом известно, что к началу октября чукотские недропользователи увеличили добычу на россыпных месторождениях – на 7,5% по отношению к аналогичному периоду прошлого года, до 2 151,7 кг. Основной объем добычи на россыпях обеспечили ООО Артель старателей «Шахтер», ООО Артель старателей «Сияние», ООО Артель старателей «Луч», АО Артель старателей «Полярная звезда», ООО «ВостокСеверЗолото» и ООО ЗДК «Купол». Наибольшие показатели по производству драгметалла продемонстрировали «Шахтер» (615,8 кг), «Сияние» (416,6 кг) и «Полярная звезда» (262,8 кг). Стоить отметить, что в прошлом году в добыче золота на Чукотке наблюдался заметный спад. Так, по итогам января-октября 2022 г. в округе было добыто 17,9 тонн золота, что было на 13% меньше, чем за аналогичный период 2021 г. Тем самым нынешний восстановительный рост нельзя считать достаточным.
В октябре Главгосэкспертиза РФ одобрила проект реконструкции Майского горно-обогатительного комбината (ЗК «Майское») компании «Полиметалл» в Чаунском районе округа. На сегодняшний день годовой объем добычи на объекте составляет 850 тыс. тонн руды с производством более 6 тонн золота. Реконструкция предполагает вовлечение в подземную отработку запасов Центрального участка. Проект включает строительство закладочного комплекса, склада для дробленой руды, расходного и накопительного складов, а также необходимых технических коммуникаций для сбора воды. Запуск намечен на 2024 г.
Между тем ООО ГДК «Баимская» (казахстанская компания Trianon Limited) в ноябре получило положительное заключение Главгосэкспертизы на строительство нового морского терминала с грузооборотом около 2 млн тонн в год и инфраструктуры для размещения плавучих атомных энергоблоков в морском терминале на мысе Наглёйнын для снабжения Баимского ГОКа (будет производить медь, золото и др.). Государственную экспертизу проходит проектная документация для строительства ВЛ 330 кВ «Мыс Наглёйнын – ПП Билибино – Баимский ГОК» протяженностью более 800 км. Первые два блока планируется подключить к ЛЭП до Баимского ГОКа в конце 2026 г., а третий – в конце 2027 г. Напомним, что запуск Баимского ГОКа намечен на 2027 г., а выход на проектную мощность – на 2028 г.
Напомним, что за счет атомной энергетики также предполагается обеспечить электроснабжение принадлежащего «Росатому» золоторудного месторождения Совиное в Иультинском районе (как и Баимский ГОК, входит в Чаун-Билибинскую промышленную зону). Летом текущего года было заключено соглашение о сотрудничестве между «Росатомом» и правительством Чукотского АО по вопросу реализации проекта атомной станции малой мощности (АСММ) на базе реакторной установки «Шельф-М».
В Хабаровском крае в ноябре «Полиметалл» приобрел «Новую охотскую рудную компанию»[1] . 99% в компании перешло ООО «Светлое» (входит в «Полиметалл»), еще 1% - «Полиметаллу» напрямую. «Новая охотская рудная компания» владеет двумя поисковыми лицензиями на участки «Ветвистый» и «Пуркикит» и одной лицензией на разведку и добычу на участок «Высокий» в Охотском районе Хабаровского края. В 2021 г. «Новая охотская рудная компания» и «Полиметалл» создали совместное предприятие для проведения геологоразведочных работ на золото и серебро в Хабаровском крае.
На своем месторождении Светлое в Охотском районе (ООО «Светлое») «Полиметалл» к концу сентября текущего года произвел в общей сложности 25 тонн золота (с начала эксплуатации в 2016 г.). Объем производства на объекте за первое полугодие 2023 г. составил 1,2 тонны золота. По итогам 2022 г. на предприятии было добыто 2,5 млн тонн руды и произведено 3,2 тонны драгметалла.
Следует отметить, что Polymetal по итогам января-сентября 2023 г. увеличил производство на российских активах на 14% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Рост производства на 15% зафиксирован на месторождении Албазино (до 5,9 тонн) в Хабаровском крае. На Омолоне в Магаданской области рост составил 14% (до 5 тонн). На Нежданинском месторождении в Якутии производство увеличилось на 44% (до 4 тонн), а на Майском в Чукотском АО – на 29% (до 3,5 тонн). При этом глава компании В.Несис сообщал, что ситуация с продажей российских активов развивается не так быстро, как ожидалось изначально.
Между тем в Якутии намерен развивать свои проекты холдинг «Селигдар». В октябре «Селигдар» начал реализацию нового этапа строительства в рамках проекта «Хвойный» в Алданском районе (на юго-западе Нижнеякокитского рудного поля). Компания приступила к закладке фундамента для строительства золотоизвлекательной фабрики и основных объектов производственного комплекса, которые включают главный корпус фабрики, участок крупного дробления, склад дробленой руды, участок приемки руды, корпус фильтрации, склад материалов, угольную котельную. Также завершено строительство электрической подстанции мощностью 110 кВт, ведется обустройство временных общежитий и складов для хранения материалов и оборудования.
Золотоизвлекательная фабрика должна перерабатывать 3 млн тонн руды в год, планируемая производительность фабрики – 2,5 тонны золота в год. Запуск объекта намечен на 2025 г. Балансовые запасы золота на Хвойном (С1+С2) оцениваются в 16,8 тонн. «Хвойный» относится к перспективным проектам «Селигдара», в настоящее время добыча на месторождении не ведется.
Кроме того, в 2024 г. «Селигдар» рассчитывает увеличить производительную мощность золотоизвлекательной фабрики на запущенном в 2017 г. в Якутии производственном комплексе «Рябиновый» (месторождение Рябиновое, Алданский район) - с 1,6 млн до 1,7 млн тонн руды в год.
Тем временем в Забайкальском крае «Мангазея Майнинг» (группа «Мангазея» С.Янчукова) осенью приступила к работам по увеличению на 58% мощности золотоизвлекательной фабрики «Наседкино» (Могочинский район) – до 1,9 млн тонн в год. Проект предполагается реализовать к 2025 г. План расширения ЗИФ «Наседкино» предусматривает устройство двух независимых веток рудоподготовки – дробления и измельчения (одна ветка существующая и одна – строящаяся), реконструкцию существующего гидрометаллургического передела.
ЗИФ в том числе будет рассчитана на переработку руды с месторождения Итака (также Могочинский район). Объем инвестиций в проект расширения фабрики оценивается в 7,5 млрд рублей, что включает подготовку Итаки к началу открытых горных работ и устройство проезда к площадке месторождения. Запасы Наседкино составляют 9,109 млн тонн руды и 19,72 тонны золота, ресурсы – 13,553 млн тонн руды и 29,1 тонн золота. Ресурсы Итакинского месторождения оцениваются в 148 тонн драгметалла. В Забайкалье «Мангазея» в настоящее время ведет добычу на месторождениях Наседкино (производство в 2022 г. – 89 090 унций), Кочковское (производство в 2022 г. – 12 503 унций), Савкинское (производство в 2022 г. – 3 366 унций).
В медной промышленности объем добычи на Удоканском месторождении в Забайкальском крае (Каларский район, USM Holdings) к середине ноября превысил 8 млн тонн руды. Напомним, что запуск оборудования обогатительной фабрики состоялся в сентябре текущего года. На ГМК «Удокан» был получен первый сульфидный концентрат с содержанием меди 45%. Производственная мощность ГМК составляет 450 тыс. тонн меди (к 2028 г.). Также расположенный в Забайкалье Быстринский ГОК (ПАО ГМК «Норникель», Газимуро-Заводский район) по итогам девяти месяцев года увеличил производство меди на 2% в годовом сопоставлении – до 52 тыс. тонн. Прогноз производства за 2023 г. составляет 64-68 тыс. тонн меди в медном концентрате.
Что касается добычи железной руды, то Главгосэкспертиза в октябре выдала положительное заключение на реализацию первого этапа строительства рудника на Сутарском месторождении железистых кварцитов в Еврейской АО (Облученский район). Участок расположен вблизи Кимканского месторождения – основного действующего актива ООО «Кимкано-Сутарский ГОК» (входит в «АйЭрСи Групп»). Реализовав проект, недропользователь рассчитывает увеличить производительность действующего производства. Мощность рудника на Сутарском месторождении должна составить 9 млн тонн руды в год.
Первый этап проекта предполагает вскрышные работы, второй – разработку карьера. Добычу на Сутарском месторождении планируется начать в первом квартале 2024 г. Объем капитальных затрат на строительство рудника оценивается в 50,4 млн долларов США. Запасы Сутарского месторождения (участки «Южный», «Центральный», «Северный») составляют 491,226 млн тонн руды, запасы осваиваемого в настоящее время Кимканского месторождения – 134,307 млн тонн руды. Производственная мощность ГОКа на сегодняшний день достигла 3,2 млн тонн[2] товарного железорудного концентрата с 65% содержанием железа.
Следует отметить, что в конце октября Госдумой были приняты в первом чтении разработанные Минприроды поправки в закон «О недрах». Они предполагают допуск к региональному этапу геологоразведочных работ российских компаний с опытом работы не менее пяти лет.
Для контроля проведения работ со стороны государства предлагается установить порядок взаимодействия Роснедр и частных инвесторов. Пока региональную разведку имеют право осуществлять только Всероссийский научно-исследовательский геологический нефтяной институт (ВНИГНИ) и Всероссийский научно-исследовательский геологический институт (ВСЕГЕИ). В Минприроды полагают, что принятие законопроекта позволит увеличить ежегодный прирост региональной геологической изученности с 0,7% до 1,5%, а также привлечь дополнительные инвестиции в геологоразведку.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Основана в 2021 г. Бенефициаром являлся экс-министр энергетики РФ И.Юсуфов (через своего сына М.Юсуфова).
[2] Достигнут плановый показатель первого этапа, второй этап предполагает увеличение мощности до 6,3 млн тонн в год.
На европейском рынке энергетического угля на прошедшей неделе продолжилось ослабление цен ниже 105 долл./т. Котировки остаются под давлением на фоне ожидающегося потепления, увеличения складских запасов, падения цен на газ до двухлетних минимумов, а также высокого уровня возобновляемой генерации.
В связи с прогнозом роста температуры и увеличения предложения газовые котировки на хабе TTF резко снизились до 311 долл./1000 м3 (-41 долл./1000 м3 к 10.01.2024 г.), несмотря на отказ QatarEnergy от поставок СПГ в Европу через Красное море в результате эскалации конфликта на Ближнем Востоке.
Совокупные запасы на складах ARA увеличились до 6.6 млн т. (+1 млн т. к 10.01.2024 г.).
Индекс южноафриканского угля 6000 находился в диапазоне 96-97 долл./т., продолжая оставаться ниже отметки в 100 долл./т. в связи с ограниченным спросом в Европе.
14 января произошло столкновение двух составов на путях, ведущих в терминал Richards Bay Coal Terminal (RBCT), что привело к повреждению полотна длинной 215 м. Однако южноафриканский ж/д оператор Transnet возобновит движение составов с углем уже 18 января. При этом ветка №2 (North Corridor) возобновит работу 18 января, а ветка №1 - 20 января. Объем перевозок по данной инфраструктуре, по некоторым данным, достигает 1.5 млн т. в неделю. Запасы на RBCT составили 3.6 млн т., при этом в последнее время объем погрузки в адрес терминала подскочил до рекордных 5.3 млн т. в декабре (+1.9 млн т. к ноябрю 2023 г.), что обусловлено вводом в эксплуатацию 7 новых локомотивов. Transnet также планирует увеличить количество отправок с 25 до 30 поездов в сутки.
Кроме того, на терминале Richards Bay Dry Bulk была запущена новая конвейерная лента, что привело к увеличению отгрузок угля и существенно сократило потребность в грузовиках, пробка из которых образовывалась у терминала в связи с ограниченной пропускной способностью ж/д инфраструктуры.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao снизились на 1 долл./т. до 129 долл./т. Несмотря на сокращение запасов в портах и возможное похолодание, котировки оказались под давлением в результате высоких объемов импорта и предложения на внутреннем рынке, а также сокращения потребления угля на ТЭС и спроса со стороны промышленных предприятий. Также спрос со стороны генерирующих компаний на спотовом рынке упал по причине более привлекательного импортного материала. Так, российский уголь 5500 ккал/кг NAR с поставкой в конце февраля предлагается по 123 долл./т. на условиях DDP.
Объем потребление угля на 6 крупнейших прибрежных ТЭС составил 853 тыс. т./сутки (-6 тыс. т./сутки к 10.01.2024 г.). При этом совокупные запасы в 9 крупнейших портах сократились до 23 млн т. (-1 млн т. к 10.01.2024 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR прибавил 1 долл./т. до 93 долл./т. в результате задержек с одобрением планов добывающих компаний на 2024 г. со стороны государства, что сдерживает увеличение объемов предложения.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 скорректировался ниже уровня 130 долл./т. в связи с ухудшением спроса со стороны стран АТР.
Цены на австралийский металлургический уголь HCC удерживаются на уровне 335 долл./т. на новостях о частичной остановке добывающих мощностей в Китае и Австралии. Компания Pingmei приостановила добычу на 13 шахтах в результате аварии и гибели рабочих в провинции Henan, а компания BHP закрыла на неопределенный срок производство на разрезе Saraji мощностью 4.6 млн т./г. в штате Квинсленд в результате несчастного случая. Кроме того, компания BHP понизила прогноз добычи металлургического угля на 2024 финансовый год на 10-12 млн т. до 46-50 млн т.
Южнокорейская компания POSCO и японская Nippon Steel согласовали с австралийской Foxleigh цену бенчмарка Low Vol PCI на 4 квартал на уровне 229 долл./т. FOB Australia, что примерно на 25% превышает показатель 3 квартала (183 долл./т.).
Добыча угля в Кузбассе упала на 4.2% в 2023 году
В январе-декабре 2023 г. угольные предприятия Кузбасса добыли 214.2 млн т. угля (-9.4 млн т. или -4.2% к январю-декабрю 2022 г.), по данным Министерства угольной промышленности Кузбасса.
Добыча коксующегося материала за этот период увеличилась до 68.3 млн т. (+0.4 млн т. или +0.6%), в то время как объемы добычи энергетического угля составили 145.9 млн т. (-9.8 млн т. или -6.3%).
Открытым способом угольные компании добыли 143.1 млн т. (-8.6 млн т. или -5.7%), производство подземным способом составило 71.1 млн т. (-0.8 млн т. или -1.1%).
В январе-декабре 2023 г. потребителям было поставлено 173.7 млн т. угля (-7.2 млн т. или -4.0% к аналогичному периоду прошлого года), в том числе:
• на экспорт 113.8 млн т. (-6.4 млн т. или -5.3%);
• российским металлургическим компаниям 32.8 млн т. (+1.1 млн т. или +3.5%);
• местным угольным электростанциям 17.3 млн т. (-0.5 млн т. или -2.8%).
По состоянию на 1 января 2023 г. складские запасы угля в Кузбассе достигли 21.9 млн т. (-0.8 млн т. или -3.5% к 1 января 2022 г.) на фоне международных санкций против России и логистических проблем.
Добыча угля в Якутии сократилась на 3% в 2023 году
Угледобывающие компании Якутии в 2023 г. снизили добычу угля до 38 млн т. (-1.2 млн т. или -3% к 2022 г.). Основной объем производства пришелся на предприятия Эльгауголь и Колмар. Объем погрузки на железную дорогу остался без изменений.
Эльгауголь нарастила добычу до 22.7 млн т. (+2.2 млн т. или +10% к 2022 г.). При этом Колмар сократил производство до 11.6 млн т. (-0.8 млн т. или -6.4% к 2022 г.), а Якутуголь – до 3.0 млн т. (-0.9 млн т. или -37% к 2022 г.).
Погрузка угля с Эльгинского месторождения в 2023 г. выросла до 18.1 млн т. (+0.8 млн т. или +4.7% к 2022 г.). Однако совокупный объем погрузки угля на экспорт из Якутии остался без изменений на уровне 26 млн т.
В ближайшей перспективе планируется увеличение экспорта в КНР за счет строительства железнодорожного моста из Благовещенска в Хэйлунцзян и подъездных путей к п/п Джалинда (Россия) — Мохэ (КНР).
Кроме того, в начале 2025 г. будет запущен угольный морской терминал Порт Эльга, строящийся на Дальнем Востоке (Хабаровский край) мощностью 30 млн т. в год. В 2022 г. Эльгауголь также приступила к строительству собственной железной дороги Эльга-Чумикан от Эльгинского месторождения до Охотского моря с пропускной способностью 30 млн т. в год.
На прошедшей неделе на угольном рынке Европы продолжилось падение цен ниже 100 долл./т. Котировки снизились до 6-месячных минимумов, оставаясь под давлением на фоне потепления, сокращения угольной генерации, увеличения складских запасов, а также низких цен на газ и высокого уровня возобновляемой генерации.
Котировки газа двигались разнонаправленно с увеличением волатильности на фоне прогноза роста температуры до февраля включительно, а также эскалации напряженности в Красном море, что негативно отразилось на поставках СПГ. Цены на хабе TTF упали с 311 до 303 долл./1000 м3, однако 24.01.2024 отскочили до 324 долл./1000 м3 (+13 долл./1000 м3 к 17.01.2024 г.).
Совокупные запасы на складах ARA увеличились до 6.7 млн т. (+0.1 млн т. к 17.01.2024 г.).
Индекс южноафриканского угля 6000 опустился ниже 90 долл./т. Несмотря на проблемы, связанные с транспортной инфраструктурой, цены на материал из ЮАР остаются в понижательном тренде в связи с ограниченным спросом в Европе и странах АТР.
Движение по железной дороге до терминала Richards Bay Coal Terminal (RBCT), где 14 января произошло столкновение двух составов, возобновилось в штатном режиме 18-20 января. Запасы на складах RBCT за этот период сократились до 3.1 млн т. (-0.5 млн т.). При этом компании Thungela и Exxaro заявили, что на их экспорте данный инцидент не отразится.
Южноафриканский терминал Durban Dry Bulk Terminal, через который на экспорт отправляется 3 млн т. угля в год, объявил форс-мажор из-за неблагоприятных погодных условий, которые не позволяют осуществлять перевалку. Оператор Bulk Connections уведомил клиентов, что не сможет выполнить контрактные обязательства.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao остались без изменений на уровне 129 долл./т., благодаря падению температур до уровня ниже нормы, что привело к увеличению потребления угля на электростанциях и сокращению объемов материала на складах. Однако рост котировок ограничен, поскольку спрос со стороны промышленных предприятий замедляется.
Совокупные запасы в 9 крупнейших портах опустились до 22.9 млн т. (-0.1 млн т. к 17.01.2024 г.). Объем потребление угля на 6 крупнейших прибрежных ТЭС увеличился на 2% до 867 тыс. т./сутки (+14 тыс. т./сутки к 17.01.2024 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR составил 93 долл./т. (без изменений к прошлой неделе) на фоне ограниченного предложения в связи с неблагоприятными погодными условиями в Южном Калимантане и Суматре, ограничивающими возможности транспортной инфраструктуры. Кроме того, отмечается увеличение спроса со стороны КНР. Крупные поставщики распродали свободные объемы до февраля, в связи с чем прогнозируется дальнейший рост котировок.
По итогам 2023 г. добыча угля в Индонезии достигла рекордных 775.2 млн т. (+80.2 млн т. к 2022 г.) против планируемых правительством 694 млн т. Экспорт составил 508 млн т. (+14 млн т. к 2022 г.).
Высококалорийный австралийский уголь 6000 упал ниже 125 долл./т. в связи с ухудшением спроса со стороны стран АТР. В Японии, где произошедшее землетрясение не позволяет потребителям принимать уголь в некоторых портах страны, отдельные электростанции могут вернуться на рынок не раньше мая также по причине недавнего землетрясения.
Цены на австралийский металлургический уголь HCC держатся на уровне 330-337 долл./т. Поддержку ценам оказывают опасения относительно предложения в связи с приближающимся тропическим циклоном Kirrily, который может ограничить работу портов в штате Квинсленд. Однако отдельные производители стали отмечают наличие больших объемов угля премиальных марок на своих складах.
Налог на добычу угля могут вновь повысить
Минфин рассматривает возможность повышения НДПИ на добычу угля. Данная мера приведет к значительному увеличению налоговой нагрузки на угольную отрасль на фоне падения цен на международном рынке, в результате чего экспорт кузбасского энергетического угля по ряду направлений становится убыточным.
Повышение НДПИ власти рассматривали еще в прошлом году, но данная инициатива была отложена в связи с введением экспортных пошлин, которые были отменены в конце 2023 г. по настоянию Минпромторга.
За последние годы налоговая нагрузка на угольщиков увеличивалась неоднократно. С начала 2022 года НДПИ на коксующийся уголь был привязан к международным котировкам и составил 1.5% от средней величины индекса SGX TSI FOB Australia Premium Coking Coal вместо прежней фиксированной ставки в размере 57 руб./т.
В 2023 году НДПИ повышался для антрацита, коксующегося и энергетического угля до 380 руб./т., а осенью того же года весь угольный экспорт был обложен пошлиной в размере 4–7% с привязкой к курсу USD/RUB.
Дополнительное повышение НДПИ вызывает опасения с учетом регулярного повышения тарифов РЖД, увеличения себестоимости, ставок фрахта и перевалки, а также падения индексов на международном угольном рынке.
По итогам 2023 г. добыча угля в Кузбассе упала до 214.2 млн т. (-9.4 млн т. или -4.2% к 2022 г.), а экспорт снизился до 114 млн т. (- 6.2 млн т. или -5.2% к 2022 г.).
В рамках развития проекта по освоению Огоджинского угольного месторождения началось строительство железнодорожной линии Огоджа – Февральск. Создание подъездного пути протяженностью 140 км позволит нарастить добычу в Амурской области до 17-18 млн т. к 2029 г.
В настоящее время перевозки осуществляются при помощи автотранспорта. Пропускная способность железной ветки достигнет порядка 7 млн т. угля в год при стоимости строительства – 3 млрд руб.
По итогам 2023 г. в регионе было произведено 4.5 млн т. угля. Пока основной объем добычи приходится на Ерковецкий и Северо-Восточный разрезы, принадлежащие компании Русский Уголь.
Добыча Огоджинской угольной компании в 2023 г. составила 1.4 млн т., что почти в
3 раза больше, чем в 2022 г. Запасы Огоджинского угольного месторождения оцениваются в 1.5 млрд т.
На европейском рынке продолжилось снижение угольных котировок до уровня 110 долл./т. Давление сохраняется ввиду ограниченного спроса, падения цен на газ и стабильных запасов на складах ARA, в результате чего цены на уголь скорректировались вниз за последние 3 недели на 13% от 12-месячного максимума.
Газовые котировки на хабе TTF упали до 484.51 долл./1000 м3 (-28.40 долл./1000 м3 к 04.12.2024 г.) после роста неделей ранее, обусловленного максимальными темпами отбора газа в декабре с 2022 г. Однако поставки газа остаются стабильными, что также связано с ограниченным спросом на СПГ в странах АТР. Запасы угля на терминалах ARA незначительно увеличились до 3.89 млн т. (+0.03 млн т. к 04.12.2024 г.).
Индекс южноафриканского угля 6000 опустились ниже 106 долл./т. из-за нисходящего движения на европейском рынке и ограниченного спроса со стороны Индии, где наблюдается увеличение складских запасов местного материала ввиду сезонного сокращения генерации и увеличения отгрузок. Граница с Мозамбиком была вновь закрыта, поскольку автоперевозки южноафриканского угля в порт Мапуто оказались под угрозой из-за возобновившихся протестов в Мозамбике.
Южноафриканская компания Thungela Resources прогнозирует увеличение экспортных продаж по итогам 2024 г. на 5% до 12.5 млн т. (+ 0.6 млн т. к 2023 г.) благодаря улучшению ж/д отправок в адрес терминала Richards Bay Coal Terminal (RBCT).
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao снизились на 1 долл./т. до 113 долл./т. в связи с ограниченным спросом на спотовом рынке. Кроме того, компания Shenhua, значительно опустила закупочные цены для сторонних поставщиков в провинции Inner Mongolia и в порту Huanghua после сообщений о рекордном месячном импорте угля в ноябре. Многие добывающие компании также уменьшили цены. При этом ожидается, что добыча в стране будет сохраняться на высоком уровне и продолжит оказывать давление на спотовый рынок, которое может превысить прогнозы. Кроме того, ввиду негативных ожиданий на следующие несколько недель, некоторые трейдеры стремятся распродать свои запасы как можно скорее, несмотря на прогноз падения температуры на 6-8℃ на следующей неделе.
Энергетический комитет КНР обнародовал обращение в адрес генерирующих компаний с требованием значительно сократить цены на уголь более низкого качества. Производители могут отреагировать повышением качества с помощью обогащения до 5500 ккал/кг.
Запасы угля на 6 крупнейших прибрежных ТЭС уменьшились до 14.39 млн т. (-0.10 млн т. к 04.12.2024 г.), в то время как в 9 крупнейших портах они составили 28.83 млн т. (-1.29 млн т. к 04.12.2024 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR скорректировался ниже 94 долл./т., цена низкокалорийного материала 4200 GAR потеряла 1 долл./т. до 51 долл./т. на фоне сдержанного спроса на спотовом рынке со стороны стран АТР, где складские запасы остаются на высоком уровне. При этом обильные дожди в Южном Калимантане, отразившиеся на добыче и перевалке, не смогли оказать ценам поддержку.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 упал ниже 130 долл./т., продолжив нисходящий тренд. Китайские электростанции воздерживаются от покупок в ожидании дальнейшего падения цен, несмотря на снижение фрахтовых ставок и стабилизацию курса юаня. Спрос в Японии также не увеличивается из-за смещения фокуса в сторону газовой и атомной генерации.
Индекс австралийского металлургического угля HCC немного укрепился до 204 долл./т. ввиду ограниченного предложения на спотовом рынке, особенно с отгрузками в январе 2025 г., а также небольшого увеличения спроса со стороны Индии и Юго-Восточной Азии.
На рынке КНР потребители придерживались выжидательной позиции из-за неопределенности в отношении цен на внутреннем рынке на 1 квартал 2025 г. и результатов Центральной экономической рабочей конференции, где власти в закрытом режиме согласуют основные направления экономической политики КНР на ближайший год. При этом по итогам прошедшего заседания Политбюро власти объявили, что Народный банк Китая продолжит смягчать денежно-кредитную политику, а также будут увеличены бюджетные расходы и усилия по стабилизации рынка недвижимости, включая новые меры поддержки внутреннего спроса.
Экспорт российского угля в Китай в январе–октябре 2024 г. упал до 77.0 млн т. (-9.0 млн т. или -10.5% к январю-октябрю 2023 г.).
При этом за 10 месяцев 2024 г. общий импорт угля Китаем вырос до 436.0 млн т. (+51.0 млн т. или +13.2% к аналогичному периоду прошлого года).
Доля России в угольном импорте Китая в январе-октябре 2024 г. сократилась на 4.6% до 17.7%. В прошлом году в январе-октябре она составляла 22.3%.
Падение российских экспортных поставок угля связано с серьезными логистическими проблемами, а также с международными санкциями, низкими мировыми ценами и высокой себестоимостью, вследствие которых большая часть производителей вынуждена экспортировать уголь с нулевой или отрицательной рентабельностью. Российским поставщикам приходиться сокращать экспорт на всех направлениях. Поставки через порты Юга, а также Северо-Запада являются убыточными, доступ к железнодорожным мощностям остается ограниченным на фоне роста транспортных расходов.
Россия является вторым по величине экспортером угля в Китай после Индонезии. Далее следуют Монголия и Австралия. За 10 месяцев 2024 г. всем перечисленным странам удалось нарастить объемы поставок в Китай, в особенности, Австралии, чей экспорт увеличился на
25 млн т. или почти на 63%. Таким образом, из-за логистических сложностей и высоких транспортных расходов, выпадающие объемы российского угля на китайском рынке замещаются поставками стран-конкурентов.
На европейском рынке продолжилось снижение угольных котировок до уровня 115 долл./т., давление на которые оказало снижение цен на электроэнергию в Германии. Кроме того, в Польше скопился большой объем угля на складах, а Колумбия нарастила экспорт энергетического угля за неделю на 60% с 0.81 млн т. до 1.30 млн т., в том числе в страны ЕС.
Индекс южноафриканского угля 6000 двигался в диапазоне 108-110 долл./т., следуя за коррекцией на европейском рынке. Спрос со стороны Индии на прошедшей неделе оказался низким в результате увеличения местного предложения и сокращения генерации. Граница с Мозамбиком была вновь открыта, в результате чего автоперевозки южноафриканского угля в порт Мапуто нормализовались.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao снизились на 1 долл./т. до 114 долл./т. на фоне ограниченного спроса на спотовом рынке. Кроме того, поставщики понижали цены из-за призывов со стороны администраций портов к сокращению запасов на складах, которые заметно увеличились за прошедшую неделю. Также конечные потребители не спешат заключать сделки ввиду ожиданий дальнейшего снижения цен. При этом ожидается, что Shenhua значительно увеличит свое присутствие на спотовом рынке с января 2025 г., а около 30% трейдеров на внутреннем рынке приостановили свою деятельность из-за падения котировок на протяжении нескольких месяцев.
Во многих регионах наблюдалась температура выше нормы, что привело к сокращению суточного потребления угля на 6 крупнейших прибрежных ТЭС с 822 тыс. т. до 809 тыс. т.
Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС незначительно увеличились до 14.49 млн т., запасы в 9 крупнейших портах выросли до 30.12 млн т. (+1.20 млн т. к 27.11.2024 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR остался на уровне прошлой недели в 94 долл./т., цена низкокалорийного материала 4200 GAR незначительно скорректировалась ниже 52 долл./т.
Спрос на спотовом рынке со стороны стран АТР оставался сдержанным. При этом многие производители отмечают, что их ресурс распродан до конца года и не спешат предлагать материал на январь 2025 г. по текущим ценам. Прошедшие ливни в некоторой степени отразились на добыче угля в таких регионах, как Ява и Суматра.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 упал ниже 135 долл./т., двигаясь вниз в рамках двухмесячного нисходящего тренда. Кроме того, антиугольный протест в порту Newcastle завершился и отгрузки материала увеличились по сравнению с прошедшей неделей.
Спрос со стороны Японии упал ввиду высоких складских запасов и запуска энергоблока №2 на АЭС Onagawa компанией Tohoku Electric. В октябре Япония сократила импорт энергетического угля до 10.4 млн т. (-18% к сентябрю 2024 г.).
Индекс австралийского металлургического угля HCC снизился до 202 долл./т. из-за неблагоприятных фундаментальных факторов. Поставщики сталкиваются с трудностями в продажах материала с погрузкой в декабре. Давление также оказывает падение цен на внутреннем рынке КНР, что подталкивает покупателей к выжидательной позиции.
Участники рынка отмечают увеличение активности на рынке менее качественного угля, который торгуется с дисконтом 5-20% к премиальному, поскольку маржинальность производителей стали остается ограниченной.
Проблема РЖД с комплектацией локомотивных бригад обострилась в начале лета 2024 г. В январе-сентябре среднесуточное число поездов, отставленных по причине их нехватки, выросло в 3.5 раза. Дефицит 3 тыс. машинистов и их помощников связан с оттоком кадров из-за высокой конкуренции на рынке труда и качеством управления имеющимся штатом.
В прошлом году увеличение простоев было обусловлено проблемами с сервисом, ситуация с которым в этом году была лучше, хотя в 3 квартале и по этому пункту наметился негативный тренд.
РЖД не в состоянии обеспечить условия, которые представлены в смежных, не железнодорожных сферах. Основной проблемой является непрогнозируемый график и качество управления имеющимся штатом.
Однако на 2025 год РЖД планирует сократить инвестиционную программу на 40%. При этом провозная мощность Восточного полигона уже использована почти на 100% и дефицит инфраструктуры может сохраниться до 2032 г., что ограничивает возможности по экспорту угля на фоне высокого профицита портовых мощностей для перевалки, несмотря на договоренности по синхронизации увеличения мощности ж/д и портовой инфраструктуры.
В январе-октябре 2024 г. ж/д перевозки угля на экспорт упали на 16.2 млн т. до 155.4 млн т. (-9.5% к январю-октябрю 2023 г.).
По результатам января-ноября 2024 года предприятие Берингпромуголь добыло
1.62 млн т. каменного угля (+0.17 к январю ноябрю 2023 г.), из которых на металлургический уголь приходится около 70%, а на энергетический – 30%.
При этом в 2024 г. компания планировала нарастить производство до 2 млн т. угля и увеличить для этих целей мощности перевалки.
Положительная динамика обусловлена отсутствием ж/д транспортного плеча от месторождения Фандюшкинское поле, расположенного на Чукотке, в непосредственной близости от порта в бухте Угольная.
В апреле 2024 г. австралийская компания Tigers Realm Coal заявил о продаже угольного бизнеса в России компании АПМ-инвест Марка Бузука. Сделка, в которую вошли добывающая компания Берингпромуголь, управляющая компания Берингугольинвест, занимающаяся геологоразведкой Северо-Тихоокеанская угольная компания и порт Угольный, получила одобрение акционеров и оценивается в 49 млн долл.
На европейском рынке угольные котировки скорректировались ниже 123 долл./т. после достижения 12-месячного максимума. Давление на индексы оказало снижение цен на электроэнергию в Германии со 134.00 евро/МВтч до 116.65 евро/МВтч, а также замедление темпов роста цен на газ. Кроме того, ожидается увеличение отгрузок угля в адрес ЕС со стороны Колумбии и ЮАР. Маржинальность угольной генерации сократилась, хоть и осталась положительной.
Газовые котировки на хабе TTF укрепились до 506.63 долл./1000 м3 (+1.21 долл./1000 м3 к 20.11.2024 г.). Опасения участников рынка вызывает эскалация конфликта между Россией и Украиной, а также возможные санкции против российского СПГ. Запасы угля на терминалах ARA уменьшились до 3.95 млн т. (-0.10 млн т., или -2.5%, к 20.11.2024 г.).
Индекс южноафриканского угля 6000 опустились до уровня 110 долл./т. на фоне коррекции европейского рынка и напряженности с отгрузками через Мозамбик, где вновь возникли протесты, угрожающие сообщению с портом Мапуто. При этом цены на среднекалорийный материал немного подросли благодаря спросу со стороны индийских производителей губчатого железа, который прогнозируется на высоком уровне до конца года. Ожидается, что индийские производители губчатого железа нарастят производство на 10% к марту 2025 г.
Южноафриканская компания Exxaro Resources сняла с должности директора угольного дивизиона без уточнения причин.
Exxaro планирует увеличить добычу угля с текущих 40 млн т. до 50 млн т. в год в течение нескольких лет. По итогам 2024 г. угольный экспорт компании ожидается на уровне 6.7 млн т.
На прошлой неделе начались слушания по делу о высоких затратах Eskom на закупку угля. Слушания также обусловлены желанием генерирующей компании увеличить тарифы на электроэнергию для потребителей на 36%, 11.8% и 9.1% в течение следующих 3 лет.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao продолжили падать до 115 долл./т. Давление по-прежнему оказывают высокие запасы, а также понижение цен предложения добывающими компаниями. При этом в ближайшие дни ожидается резкое похолодание на 4-6℃, что должно оказать ценам поддержку за счет увеличения потребления угля на ТЭС. Однако, некоторые участники рынка не ожидают существенного отскока. Кроме того, ценовая политика компании Shenhua привела к тому, что снижение цен в некоторых регионах достигало
5.5 долл./т.
Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС остались на уровне 14.46 млн т. (без изменений к 20.11.2024 г.), запасы в 9 крупнейших портах увеличились до 28.92 млн т. (+0.18 млн т. к 20.11.2024 г.).
В Индонезии котировки двигались разнонаправленно, без выраженного тренда. Индекс индонезийского угля 5900 GAR укрепился до 94 долл./т., цена низкокалорийного материала 4200 GAR снизилась до 52 долл./т. на фоне ограниченного спроса со стороны стран АТР.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 упал ниже 139 долл./т. по причине высоких запасов в Китае, Японии и Индии. Кроме того, в КНР ослабление юаня и рост ВВП ниже целевых показателей также негативно сказываются на импорте. Участники антиугольного протеста попытались заблокировать порт Newcastle, что в некоторой степени отразилось на отгрузках материала. Протестующие требовали отменить новые проекты по добыче ископаемых и прекратить перевалку угля в порту Newcastle к 2030 г.
Индекс австралийского металлургического угля HCC продолжил снижение, опустившись до 203 долл./т., поскольку фундаментальные факторы остаются неблагоприятными. Кроме того, в Китае на бирже Dalian Commodity Exchange продолжается снижение цен ввиду негативных настроений в ожидании новых импортных пошлин со стороны США в результате победы Трампа, что может нанести удар по экспортным поставкам стали. Китайская ассоциация транспортировки и дистрибуции угля (CCTD) заявила в своем прогнозе на 2025 г., что спрос на коксующийся уголь в КНР будет недостаточным из-за сокращающегося спроса на сталь и увеличения использования лома на металлургических предприятиях на 5%.
Производители стали в Европе также сталкиваются с падением спроса и высокими затратами, в результате чего компания Thyssenkrupp Steel объявила о планируемом снижении производства с 11.5 млн т. до 8.7-9.0 млн т./год и сокращении 11000 работников.
Убытки российских угольных компаний по итогам января-сентября 2024 г. подскочили в 4.1 раза до 202.5 млрд руб., превысив прибыль, которая составила 111.2 млрд руб. (-73.7% к январю-сентябрю 2023 г.). Таким образом, сформировался сальдированный убыток в размере 91.3 млрд руб. против прибыли более 316 млрд руб. годом ранее. Доля убыточных компаний составила 52% против 35% за аналогичный период прошлого года.
В 2023 г. прибыль угольных компаний России снизилась в 2.1 раза до 357 млрд руб. (-426 млрд руб. к 2022 г.). Однако в 2024 г. негативная динамика усилилась, что обусловлено падением цен на мировом рынке и резким увеличением себестоимости.
Дополнительными факторами, продолжающими оказывать негативное влияние на финансовые результаты угольщиков, остаются ограниченные провозные возможности ж/д инфраструктуры, высокие ж/д тарифы, а также западные санкции.
Для многих российских поставщиков текущий уровень мировых цен и себестоимость делают экспорт угля убыточным, вынуждая их сокращать производство и отказываться от проектов по развитию новых угольных месторождений.
С учетом новых рестрикций США санкции теперь охватывают более 50% экспортного объема, что приведет к еще большему сокращению российского экспорта угля как в 2024 г., так и в 2025 г.
Добыча угля в Кузбассе, основном угольном регионе России, где добывается высококачественный материал, по итогам января-октября 2024 г. упала до
163.8 млн т. (-14.4 млн т. или -8.1% к январю-октябрю 2023 г.). Совокупный экспорт российского угля за аналогичный период сократился до 164.6 млн т. (-15.6 млн т. или -8.7% к январю-октябрю 2023 г.).
Федеральная налоговая служба (ФНС) направила в арбитражный суд иск о банкротстве компании Шахта Инская в связи с наличием у предприятия задолженности в размере 230 млн руб. Также ФНС подала исковое заявление о признании банкротом АО Сибирская Углепромышленная Компания из-за долга в размере 139 млн руб.
Шахта Инская ведет в Кузбассе добычу премиального низкозольного угля марки Д. Полученный концентрат, используется в качестве сырья для полукоксования и ферросплавных заводов. Потенциальные новые инвесторы, планировавшие вложить средства в модернизацию, отказались от своих намерений в связи с рисками, в том числе связанными с отсутствием квот на вывоз угля в восточном направлении.
По итогам 2023 г. выручка составила 211.7 млн руб., убыток оценивается в 114.5 млн руб.
Шахта Инская введена в эксплуатацию в 2011 г. Запасы по состоянию на 1 января 2023 г. составляли 98 млн т.
АО Сибирская Углепромышленная Компания также осуществляет добычу угля в Кузбассе. Балансовые запасы превышают 29 млн т. угля марки Т, востребованной в металлургии. В 2021 г. на предприятии было добыто 1.7 млн т. В 2022-2023 гг. добыча компании упала вдвое до 0.8 и 0.7 млн т. соответственно.
В 2023 г. компания получила убыток свыше 1 млрд руб., выручка составила 2.4 млрд руб. (против 4.4 млрд руб. и 6.5 млрд руб. в 2022 г. и 2021 г., соответственно).
Для многих поставщиков текущий уровень цен и расходы делают экспорт угля убыточным. Российские угольные компании несут потери и вынуждены сокращать добычу, а в отдельных случаях закрывать добывающие предприятия и сворачивать проекты на новых месторождениях.
Ограниченные провозные возможности ж/д инфраструктуры, высокие ж/д тарифы, наряду с лишением угольных грузов приоритетности при ж/д перевозках, а также западные санкции, оказывают давление на российскую угольную отрасль.
Добыча угля в Кузбассе, основном угольном регионе России, где добывается высококачественный материал, по итогам января-октября 2024 г. упала до 163.8 млн т. (-14.4 млн т. или -8.1% к январю-октябрю 2023 г.).
Совокупный экспорт российского угля за аналогичный период сократился до 164.6 млн т. (-15.6 млн т. или -8.7% к январю-октябрю 2023 г.).