Актуальная ситуация в угольной промышленности в России и мире. Партнерский проект Coal center analytics (CCA) и портала EastRussia.
На прошедшей неделе на угольном рынке Европы цены держались на уровне 97-98 долл./т. Угольные котировки продолжают находиться на 6-месячных минимумах несмотря на общее укрепления рынка энергоносителей. Увеличение запасов на терминалах ARA и складах потребителей, а также мягкая погода препятствуют движению цен выше 100 долл./т.
Газовые котировки на хабе TTF подросли до 338 долл./1000 м3 (+14 долл./1000 м3 к 24.01.2024 г.) в результате остановки некоторых мощностей в Норвегии, укрепления котировок СПГ после эскалации конфликта на Ближнем Востоке и снижения предложения со стороны американской Freeport LNG из-за закрытия одной из установок по сжижению газа.
Индекс южноафриканского угля 6000 остается в нисходящем тренде на уровне 89-90 долл./т. в связи с ограниченным спросом в Европе и странах АТР. Кроме того, движение по железной дороге, ведущей к южноафриканскому терминалу Richards Bay Coal Terminal (RBCT), возобновилось, а случаи краж высококалорийного угля на экспортном направлении сократились на 30-40%. Запасы на складах RBCT остаются на комфортном уровне – около 3 млн т.
Терминал RBCT установил на 2024 г. целевой показатель по объему перевалки в 50 млн т., что на 17% ниже 60 млн т., запланированных к перевозке оператором Transnet. Хотя ранее представители RBCT в своих прогнозах, как правило, руководствовались оценками Transnet, поскольку терминал целиком зависит от ж/д инфраструктуры.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao оказались под давлением, снизившись на 1 долл./т. до 128 долл./т., в результате сокращения объемов потребления угля на электростанциях и замедления спроса со стороны промышленных предприятий в преддверии китайского Нового года. Некрупные трейдеры снижали цены с целью распродать свои запасы до наступления праздников (10 февраля).
Объем потребление угля на 6 крупнейших китайских прибрежных ТЭС сократился до 853 тыс. т./сутки (-14 тыс. т./сутки к 24.01.2024 г.). Совокупные запасы в 9 крупнейших портах опустились до 22.7 млн т. (-0.2 млн т. к 24.01.2024 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR упал до 92 долл./т. на фоне невысокого спроса со стороны стран АТР и Индии, где зафиксированы высокие запасы на складах, однако в связи с неблагоприятными погодными условиями в Южном Калимантане и Суматре наблюдается уменьшение предложения, поскольку возможности по перевалке оказались ограничены. Согласно новому прогнозу, проливные дожди продлятся до начала февраля, а сезон муссонов в Юго-Восточной Азии – до апреля. Кроме того, около 40% компаний (327) из 815, подавших в правительство заявку на согласование объемов добычи, еще не получили разрешений и не приступили к производству в 2024 г. На текущий момент около 169 заявок было отклонено по причине несоответствия требованиям.
При этом Bayan Resources планирует продолжать наращивать добычу, которая в 2024 г. должна увеличиться на 13% до 56.7 млн т. (+6.4 млн т. к 2023 г.). Компания Bayan Resources, добывающая уголь с калорийностью 3800-7400 ккал/кг GAR, увеличила производство на 29% до 50.3 млн т. по итогам 2023 г. (+11.4 млн т. к 2022 г.).
Котировки австралийского высококалорийного угля резко упали в связи с ухудшением спроса со стороны стран АТР. При этом в ценах среднекалорийного материала наблюдалась поддержка на фоне ограничения перевалки в связи с циклоном Kirrily, который привел к задержкам отгрузок в штате Квинсленд на терминалах Abbot Point, Dalrymple Bay и Hay Point. Из-за тропического циклона один из экспортеров (Bowen Coking Coal) объявил форс-мажор по отгрузкам и 29 января заявил, что циклон негативно отразился на его поставках, поскольку работа железнодорожной и портовой инфраструктуры оказалась ограничена. Также в Японии, где из-за землетрясения и роста атомной генерации снижается спрос на уголь, из-за возгорания была остановлена на неопределенный срок одна из угольных электростанций JERA мощностью 1.07 ГВт.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 обвалился ниже 120 долл./т.
Компания Glencore по итогам 2023 г. нарастила добычу до 113.6 млн т. (+3.6 млн т. или +3% к 2022 г.) и ожидает, что в 2024 г. показатель составит 110 млн т. При этом экспорт австралийского энергетического угля компанией увеличился на 3% до 55.2 млн т. (+1.8 млн т. к 2022 г.), а добыча для внутреннего рынка сократилась на 10% до 7.0 млн т.
Котировки австралийского металлургического угля опустились ниже 325 долл./т. в связи с увеличением спотового предложения, замедлением спроса со стороны КНР в преддверии праздников и большими запасами сырья на складах производителей стали. Опасения относительно ограничения предложения из-за циклона Kirrily, затронувшего штат Квинсленд, немного ослабли.
Японская сталелитейная компания Nippon Steel и австралийская Foxleigh согласовали форвардную цену на 1 квартал 2024 г. на марку LV PCI на уровне 232 долл./т. FOB Australia.
Поставки российского угля выросли на 0.4% в 2023 году
В январе-декабре 2023 г. общие поставки российского угля, включая экспорт и отгрузки на внутренний рынок, увеличились до 393.2 млн т. (+1.7 млн т. или +0.4% к аналогичному периоду 2022 г.).
За 12 месяцев 2023 г. на внутренний рынок было отгружено 181.2 млн т. (-0.6 млн т. или -0.3% к 12 месяцам 2022 г.), из которых:
• 89.9 млн т. (+2.3 млн т. или +2.6%) направлено на электростанции;
• 39.6 млн т. (+3.1 млн т. или +8.5%) поставлено в адрес коксохимических заводов;
• 51.7 млн т. (-5.9 млн т. или -10.3%) пришлось на долю прочих грузополучателей.
Экспортные поставки в январе-декабре 2023 г. составили 212.0 млн т. (+2.3 млн т. или +1.1% к январю-декабрю 2022 г.). Добыча угля российскими угольными предприятиями в январе-декабре 2023 г. составила 438.4 млн т. (-6.1 млн т. или -1.4% к 2022 г.)
Пропускная способность БАМа и Транссиба будет увеличена с 255 млн т. до 270 млн т. за счет мероприятий, согласованных между грузоотправителями и РЖД в ходе заседания рабочей группы по третьему этапу развития Восточного полигона.
Третий этап модернизации Восточного полигона включает три стадии. Первая стадия предусматривает увеличение пропускной способности до 197 млн т. к 2027 г. Реализация второй стадии позволит увеличить провозные мощности до 210 млн т. в год к 2030 г. Ввод в эксплуатацию третьей стадии запланирован на 2032 г. и позволит РЖД увеличить пропускную способность Восточного полигона до 255 млн т.
В соответствии с поручением президента РФ были рассмотрены предложения грузоотправителей, которые включают в себя строительство на БАМ сплошных вторых путей, дублеров Северомуйского, Кузнецовского и Кодарского тоннелей, а также моста через Амур.
Кроме того, ожидается, что мероприятия помогут сбалансировать развитие железнодорожной инфраструктуры с работой дальневосточных портов и погранпереходами, а также существенно сократить затраты на увеличение пропускной мощности.
Однако, Минэнерго РФ прогнозирует дефицит пропускной способности по вывозу угля в объеме 77 млн т., включая полный отказ от вывоза твёрдого топлива на восток в Новосибирской области и ограничения по вывозу из Хакасии, Бурятии, Кузбасса. При этом прогноз по железнодорожной перевозке нефтеналивных грузов в восточном направлении учитывает потребности всех нефтяных компаний и до 2035 года отгрузки сформированы с запасом до 4 млн т.
В связи с дефицитом мощностей для вывоза угля третий этап расширения Восточного полигона целесообразно дополнить рядом мер, включая верификацию спроса на инфраструктуру со стороны отправителей неугольных грузов и оценку их соответствия планам развития портовых мощностей на Дальнем Востоке.
Также предлагается синхронизировать вывоз всех видов грузов с ключевыми параметрами расширения, что позволит нарастить поставки угля при меньших объемах неугольных грузов.
Другой возможной мерой является развитие Западно-Сибирской и Красноярской железных дорог по направлению Кузбасс – Тайшет, портов Хабаровского и Приморского краёв; строительство на отдельных участках вторых путей. Вместе с синхронизацией провозной способности БАМа и Транссиба с мощностями приморских и хабаровских портов это позволит поэтапно увеличить вывоз угольной продукции из Кузбасса на экспорт в восточном направлении к 2030 году до 80 млн т., к 2035 – до 110 млн т.
Кроме того, Минэнерго готовит предложение рассмотреть возможность пропуска порожних поездов в обход Северомуйского тоннеля и строительства второго моста через реку Амур.
Coal center analytics (CCA)
Часть дальневосточных регионов продолжает демонстрировать сокращение объемов золотодобычи. В Иркутской области по итогам января-октября 2023 г. объем добычи золота сократился на 12% по отношению к аналогичному периоду 2022 г., составив 19 098,3 кг – 11 484,5 кг рудного и 7 613,8 кг россыпного драгметалла. О снижении добычи отчитались АО «Полюс Вернинское» и АО «Лензолото» (входят в ПАО «Полюс»), ПАО «Высочайший». Результат компании «Полюс Вернинское» на Вернинском месторождении составил 7 013,5 кг. ООО ГРК «Угахан» («Высочайший») произвело 2 360,7 кг. ПАО «Высочайший» выпустило 1 066 кг. Результат ООО «Друза» на Невском месторождении составил 1 044,3 кг золота.
Что касается добычи на россыпях, то за десять месяцев сокращение составило 15% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Самый большой объем добычи за отчетный период показали ЗАО Артель старателей «Витим» (2 124 кг), АО ЗДК «Лензолото» (1 987,3 кг), АО «Светлый» (779 кг), ЗАО ГПП «Реткон» (602 кг) и ООО Артель старателей «Лена» (448,6 кг). Более 100 кг драгметалла произвели ООО «Угахан» (376 кг), ЗАО «Ленсиб» (314 кг), ООО Артель старателей «Иркутская» (248 кг), ООО Артель старателей «Сибирь» (187 кг) и ООО «Иркутскгеофизика» (110 кг).
В Амурской области по итогам января-октября 2023 г. было добыто 17 896 кг золота, что на 7,1% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. В том числе произведено 10 942,6 кг рудного и 6 953,4 кг россыпного драгметалла.
За отчетный период добычу вели ООО «Березитовый рудник» (входит в Nordgold), АО «Прииск Соловьевский», предприятия группы компаний «Атлас Майнинг» (УГМК) - ООО «Покровский рудник», ООО «Маломырский рудник», ООО «ТЭМИ». Известно, что результат «Прииска Соловьевский» по рудному золоту составил 1 043 кг. О сокращении производства отчитались на рудниках Покровский и Березитовый, а также на Эльгинском месторождении ООО «ТЭМИ».
Следует отметить, что во втором квартале 2024 г. «Атлас Майнинг» рассчитывает ввести в эксплуатацию модернизированную фабрику на Албынском руднике, что позволит перерабатывать руды Эльгинского месторождения. Мощность фабрики составит 3,6 млн тонн в год. На 2024 г. также намечено начало освоения Бамского месторождения (Тындинский район) с запасами более 100 тонн золота.
В Приамурье на 9% относительно января-октября 2022 г. снизилась добыча на россыпях. Наиболее высокие результаты среди компаний обеспечили ООО «Прииск Соловьевский» (1 965 кг драгметалла), ООО «Маристый» (527,3 кг), АО «Хэргу» (465,8 кг), ООО «Россзолото» (363,6 кг). Более 150 кг золота на россыпных месторождениях получили семь недропользователей. Так, ПАО «Прииск Дамбуки» обеспечило 292,7 кг, результат ООО «Могот» составил 191,9 кг, ООО ЗДП «Зимовичи» выпустило 179,9 кг, ООО «Александровская 1» - 177 кг, АО ЗДП «Коболдо» - 163,2 кг, Артель старателей «Александровская» - 159,2 кг, а ООО ЗДП «Дружба» - 157,8 кг драгметалла.
Напротив, рост добычи драгметалла демонстрирует Чукотка. Недропользователи Чукотского АО по итогам января-сентября 2023 г. произвели 17,2 тонн золота, что на 8% превысило результат за аналогичный период 2022 г. За этот период в регионе было добыто 86,5 тонн серебра, что на 22% больше, чем за январь-сентябрь прошлого года. 31% от общей добычи золота в округе за отчетный период обеспечила «Чукотская горно-геологическая компания» (Highland Gold) на месторождении Купол. «Базовые металлы» (Highland Gold) на месторождении Кекура обеспечили 20% от общего результата производства золота. На ЗК «Майское» («Полиметалл») пришлось 18% всей добычи региона за девять месяцев года. Рост золотодобычи в округе в январе-октябре составил 7%, до 19,73 тонн (17,53 тонны рудного и 2,2 россыпного драгметалла). Также в регионе за десять месяцев на 16% увеличился объем добычи серебра (до 96,72 тонн).
При этом известно, что к началу октября чукотские недропользователи увеличили добычу на россыпных месторождениях – на 7,5% по отношению к аналогичному периоду прошлого года, до 2 151,7 кг. Основной объем добычи на россыпях обеспечили ООО Артель старателей «Шахтер», ООО Артель старателей «Сияние», ООО Артель старателей «Луч», АО Артель старателей «Полярная звезда», ООО «ВостокСеверЗолото» и ООО ЗДК «Купол». Наибольшие показатели по производству драгметалла продемонстрировали «Шахтер» (615,8 кг), «Сияние» (416,6 кг) и «Полярная звезда» (262,8 кг). Стоить отметить, что в прошлом году в добыче золота на Чукотке наблюдался заметный спад. Так, по итогам января-октября 2022 г. в округе было добыто 17,9 тонн золота, что было на 13% меньше, чем за аналогичный период 2021 г. Тем самым нынешний восстановительный рост нельзя считать достаточным.
В октябре Главгосэкспертиза РФ одобрила проект реконструкции Майского горно-обогатительного комбината (ЗК «Майское») компании «Полиметалл» в Чаунском районе округа. На сегодняшний день годовой объем добычи на объекте составляет 850 тыс. тонн руды с производством более 6 тонн золота. Реконструкция предполагает вовлечение в подземную отработку запасов Центрального участка. Проект включает строительство закладочного комплекса, склада для дробленой руды, расходного и накопительного складов, а также необходимых технических коммуникаций для сбора воды. Запуск намечен на 2024 г.
Между тем ООО ГДК «Баимская» (казахстанская компания Trianon Limited) в ноябре получило положительное заключение Главгосэкспертизы на строительство нового морского терминала с грузооборотом около 2 млн тонн в год и инфраструктуры для размещения плавучих атомных энергоблоков в морском терминале на мысе Наглёйнын для снабжения Баимского ГОКа (будет производить медь, золото и др.). Государственную экспертизу проходит проектная документация для строительства ВЛ 330 кВ «Мыс Наглёйнын – ПП Билибино – Баимский ГОК» протяженностью более 800 км. Первые два блока планируется подключить к ЛЭП до Баимского ГОКа в конце 2026 г., а третий – в конце 2027 г. Напомним, что запуск Баимского ГОКа намечен на 2027 г., а выход на проектную мощность – на 2028 г.
Напомним, что за счет атомной энергетики также предполагается обеспечить электроснабжение принадлежащего «Росатому» золоторудного месторождения Совиное в Иультинском районе (как и Баимский ГОК, входит в Чаун-Билибинскую промышленную зону). Летом текущего года было заключено соглашение о сотрудничестве между «Росатомом» и правительством Чукотского АО по вопросу реализации проекта атомной станции малой мощности (АСММ) на базе реакторной установки «Шельф-М».
В Хабаровском крае в ноябре «Полиметалл» приобрел «Новую охотскую рудную компанию»[1] . 99% в компании перешло ООО «Светлое» (входит в «Полиметалл»), еще 1% - «Полиметаллу» напрямую. «Новая охотская рудная компания» владеет двумя поисковыми лицензиями на участки «Ветвистый» и «Пуркикит» и одной лицензией на разведку и добычу на участок «Высокий» в Охотском районе Хабаровского края. В 2021 г. «Новая охотская рудная компания» и «Полиметалл» создали совместное предприятие для проведения геологоразведочных работ на золото и серебро в Хабаровском крае.
На своем месторождении Светлое в Охотском районе (ООО «Светлое») «Полиметалл» к концу сентября текущего года произвел в общей сложности 25 тонн золота (с начала эксплуатации в 2016 г.). Объем производства на объекте за первое полугодие 2023 г. составил 1,2 тонны золота. По итогам 2022 г. на предприятии было добыто 2,5 млн тонн руды и произведено 3,2 тонны драгметалла.
Следует отметить, что Polymetal по итогам января-сентября 2023 г. увеличил производство на российских активах на 14% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Рост производства на 15% зафиксирован на месторождении Албазино (до 5,9 тонн) в Хабаровском крае. На Омолоне в Магаданской области рост составил 14% (до 5 тонн). На Нежданинском месторождении в Якутии производство увеличилось на 44% (до 4 тонн), а на Майском в Чукотском АО – на 29% (до 3,5 тонн). При этом глава компании В.Несис сообщал, что ситуация с продажей российских активов развивается не так быстро, как ожидалось изначально.
Между тем в Якутии намерен развивать свои проекты холдинг «Селигдар». В октябре «Селигдар» начал реализацию нового этапа строительства в рамках проекта «Хвойный» в Алданском районе (на юго-западе Нижнеякокитского рудного поля). Компания приступила к закладке фундамента для строительства золотоизвлекательной фабрики и основных объектов производственного комплекса, которые включают главный корпус фабрики, участок крупного дробления, склад дробленой руды, участок приемки руды, корпус фильтрации, склад материалов, угольную котельную. Также завершено строительство электрической подстанции мощностью 110 кВт, ведется обустройство временных общежитий и складов для хранения материалов и оборудования.
Золотоизвлекательная фабрика должна перерабатывать 3 млн тонн руды в год, планируемая производительность фабрики – 2,5 тонны золота в год. Запуск объекта намечен на 2025 г. Балансовые запасы золота на Хвойном (С1+С2) оцениваются в 16,8 тонн. «Хвойный» относится к перспективным проектам «Селигдара», в настоящее время добыча на месторождении не ведется.
Кроме того, в 2024 г. «Селигдар» рассчитывает увеличить производительную мощность золотоизвлекательной фабрики на запущенном в 2017 г. в Якутии производственном комплексе «Рябиновый» (месторождение Рябиновое, Алданский район) - с 1,6 млн до 1,7 млн тонн руды в год.
Тем временем в Забайкальском крае «Мангазея Майнинг» (группа «Мангазея» С.Янчукова) осенью приступила к работам по увеличению на 58% мощности золотоизвлекательной фабрики «Наседкино» (Могочинский район) – до 1,9 млн тонн в год. Проект предполагается реализовать к 2025 г. План расширения ЗИФ «Наседкино» предусматривает устройство двух независимых веток рудоподготовки – дробления и измельчения (одна ветка существующая и одна – строящаяся), реконструкцию существующего гидрометаллургического передела.
ЗИФ в том числе будет рассчитана на переработку руды с месторождения Итака (также Могочинский район). Объем инвестиций в проект расширения фабрики оценивается в 7,5 млрд рублей, что включает подготовку Итаки к началу открытых горных работ и устройство проезда к площадке месторождения. Запасы Наседкино составляют 9,109 млн тонн руды и 19,72 тонны золота, ресурсы – 13,553 млн тонн руды и 29,1 тонн золота. Ресурсы Итакинского месторождения оцениваются в 148 тонн драгметалла. В Забайкалье «Мангазея» в настоящее время ведет добычу на месторождениях Наседкино (производство в 2022 г. – 89 090 унций), Кочковское (производство в 2022 г. – 12 503 унций), Савкинское (производство в 2022 г. – 3 366 унций).
В медной промышленности объем добычи на Удоканском месторождении в Забайкальском крае (Каларский район, USM Holdings) к середине ноября превысил 8 млн тонн руды. Напомним, что запуск оборудования обогатительной фабрики состоялся в сентябре текущего года. На ГМК «Удокан» был получен первый сульфидный концентрат с содержанием меди 45%. Производственная мощность ГМК составляет 450 тыс. тонн меди (к 2028 г.). Также расположенный в Забайкалье Быстринский ГОК (ПАО ГМК «Норникель», Газимуро-Заводский район) по итогам девяти месяцев года увеличил производство меди на 2% в годовом сопоставлении – до 52 тыс. тонн. Прогноз производства за 2023 г. составляет 64-68 тыс. тонн меди в медном концентрате.
Что касается добычи железной руды, то Главгосэкспертиза в октябре выдала положительное заключение на реализацию первого этапа строительства рудника на Сутарском месторождении железистых кварцитов в Еврейской АО (Облученский район). Участок расположен вблизи Кимканского месторождения – основного действующего актива ООО «Кимкано-Сутарский ГОК» (входит в «АйЭрСи Групп»). Реализовав проект, недропользователь рассчитывает увеличить производительность действующего производства. Мощность рудника на Сутарском месторождении должна составить 9 млн тонн руды в год.
Первый этап проекта предполагает вскрышные работы, второй – разработку карьера. Добычу на Сутарском месторождении планируется начать в первом квартале 2024 г. Объем капитальных затрат на строительство рудника оценивается в 50,4 млн долларов США. Запасы Сутарского месторождения (участки «Южный», «Центральный», «Северный») составляют 491,226 млн тонн руды, запасы осваиваемого в настоящее время Кимканского месторождения – 134,307 млн тонн руды. Производственная мощность ГОКа на сегодняшний день достигла 3,2 млн тонн[2] товарного железорудного концентрата с 65% содержанием железа.
Следует отметить, что в конце октября Госдумой были приняты в первом чтении разработанные Минприроды поправки в закон «О недрах». Они предполагают допуск к региональному этапу геологоразведочных работ российских компаний с опытом работы не менее пяти лет.
Для контроля проведения работ со стороны государства предлагается установить порядок взаимодействия Роснедр и частных инвесторов. Пока региональную разведку имеют право осуществлять только Всероссийский научно-исследовательский геологический нефтяной институт (ВНИГНИ) и Всероссийский научно-исследовательский геологический институт (ВСЕГЕИ). В Минприроды полагают, что принятие законопроекта позволит увеличить ежегодный прирост региональной геологической изученности с 0,7% до 1,5%, а также привлечь дополнительные инвестиции в геологоразведку.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Основана в 2021 г. Бенефициаром являлся экс-министр энергетики РФ И.Юсуфов (через своего сына М.Юсуфова).
[2] Достигнут плановый показатель первого этапа, второй этап предполагает увеличение мощности до 6,3 млн тонн в год.
На европейском рынке энергетического угля на прошедшей неделе продолжилось ослабление цен ниже 105 долл./т. Котировки остаются под давлением на фоне ожидающегося потепления, увеличения складских запасов, падения цен на газ до двухлетних минимумов, а также высокого уровня возобновляемой генерации.
В связи с прогнозом роста температуры и увеличения предложения газовые котировки на хабе TTF резко снизились до 311 долл./1000 м3 (-41 долл./1000 м3 к 10.01.2024 г.), несмотря на отказ QatarEnergy от поставок СПГ в Европу через Красное море в результате эскалации конфликта на Ближнем Востоке.
Совокупные запасы на складах ARA увеличились до 6.6 млн т. (+1 млн т. к 10.01.2024 г.).
Индекс южноафриканского угля 6000 находился в диапазоне 96-97 долл./т., продолжая оставаться ниже отметки в 100 долл./т. в связи с ограниченным спросом в Европе.
14 января произошло столкновение двух составов на путях, ведущих в терминал Richards Bay Coal Terminal (RBCT), что привело к повреждению полотна длинной 215 м. Однако южноафриканский ж/д оператор Transnet возобновит движение составов с углем уже 18 января. При этом ветка №2 (North Corridor) возобновит работу 18 января, а ветка №1 - 20 января. Объем перевозок по данной инфраструктуре, по некоторым данным, достигает 1.5 млн т. в неделю. Запасы на RBCT составили 3.6 млн т., при этом в последнее время объем погрузки в адрес терминала подскочил до рекордных 5.3 млн т. в декабре (+1.9 млн т. к ноябрю 2023 г.), что обусловлено вводом в эксплуатацию 7 новых локомотивов. Transnet также планирует увеличить количество отправок с 25 до 30 поездов в сутки.
Кроме того, на терминале Richards Bay Dry Bulk была запущена новая конвейерная лента, что привело к увеличению отгрузок угля и существенно сократило потребность в грузовиках, пробка из которых образовывалась у терминала в связи с ограниченной пропускной способностью ж/д инфраструктуры.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao снизились на 1 долл./т. до 129 долл./т. Несмотря на сокращение запасов в портах и возможное похолодание, котировки оказались под давлением в результате высоких объемов импорта и предложения на внутреннем рынке, а также сокращения потребления угля на ТЭС и спроса со стороны промышленных предприятий. Также спрос со стороны генерирующих компаний на спотовом рынке упал по причине более привлекательного импортного материала. Так, российский уголь 5500 ккал/кг NAR с поставкой в конце февраля предлагается по 123 долл./т. на условиях DDP.
Объем потребление угля на 6 крупнейших прибрежных ТЭС составил 853 тыс. т./сутки (-6 тыс. т./сутки к 10.01.2024 г.). При этом совокупные запасы в 9 крупнейших портах сократились до 23 млн т. (-1 млн т. к 10.01.2024 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR прибавил 1 долл./т. до 93 долл./т. в результате задержек с одобрением планов добывающих компаний на 2024 г. со стороны государства, что сдерживает увеличение объемов предложения.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 скорректировался ниже уровня 130 долл./т. в связи с ухудшением спроса со стороны стран АТР.
Цены на австралийский металлургический уголь HCC удерживаются на уровне 335 долл./т. на новостях о частичной остановке добывающих мощностей в Китае и Австралии. Компания Pingmei приостановила добычу на 13 шахтах в результате аварии и гибели рабочих в провинции Henan, а компания BHP закрыла на неопределенный срок производство на разрезе Saraji мощностью 4.6 млн т./г. в штате Квинсленд в результате несчастного случая. Кроме того, компания BHP понизила прогноз добычи металлургического угля на 2024 финансовый год на 10-12 млн т. до 46-50 млн т.
Южнокорейская компания POSCO и японская Nippon Steel согласовали с австралийской Foxleigh цену бенчмарка Low Vol PCI на 4 квартал на уровне 229 долл./т. FOB Australia, что примерно на 25% превышает показатель 3 квартала (183 долл./т.).
Добыча угля в Кузбассе упала на 4.2% в 2023 году
В январе-декабре 2023 г. угольные предприятия Кузбасса добыли 214.2 млн т. угля (-9.4 млн т. или -4.2% к январю-декабрю 2022 г.), по данным Министерства угольной промышленности Кузбасса.
Добыча коксующегося материала за этот период увеличилась до 68.3 млн т. (+0.4 млн т. или +0.6%), в то время как объемы добычи энергетического угля составили 145.9 млн т. (-9.8 млн т. или -6.3%).
Открытым способом угольные компании добыли 143.1 млн т. (-8.6 млн т. или -5.7%), производство подземным способом составило 71.1 млн т. (-0.8 млн т. или -1.1%).
В январе-декабре 2023 г. потребителям было поставлено 173.7 млн т. угля (-7.2 млн т. или -4.0% к аналогичному периоду прошлого года), в том числе:
• на экспорт 113.8 млн т. (-6.4 млн т. или -5.3%);
• российским металлургическим компаниям 32.8 млн т. (+1.1 млн т. или +3.5%);
• местным угольным электростанциям 17.3 млн т. (-0.5 млн т. или -2.8%).
По состоянию на 1 января 2023 г. складские запасы угля в Кузбассе достигли 21.9 млн т. (-0.8 млн т. или -3.5% к 1 января 2022 г.) на фоне международных санкций против России и логистических проблем.
Добыча угля в Якутии сократилась на 3% в 2023 году
Угледобывающие компании Якутии в 2023 г. снизили добычу угля до 38 млн т. (-1.2 млн т. или -3% к 2022 г.). Основной объем производства пришелся на предприятия Эльгауголь и Колмар. Объем погрузки на железную дорогу остался без изменений.
Эльгауголь нарастила добычу до 22.7 млн т. (+2.2 млн т. или +10% к 2022 г.). При этом Колмар сократил производство до 11.6 млн т. (-0.8 млн т. или -6.4% к 2022 г.), а Якутуголь – до 3.0 млн т. (-0.9 млн т. или -37% к 2022 г.).
Погрузка угля с Эльгинского месторождения в 2023 г. выросла до 18.1 млн т. (+0.8 млн т. или +4.7% к 2022 г.). Однако совокупный объем погрузки угля на экспорт из Якутии остался без изменений на уровне 26 млн т.
В ближайшей перспективе планируется увеличение экспорта в КНР за счет строительства железнодорожного моста из Благовещенска в Хэйлунцзян и подъездных путей к п/п Джалинда (Россия) — Мохэ (КНР).
Кроме того, в начале 2025 г. будет запущен угольный морской терминал Порт Эльга, строящийся на Дальнем Востоке (Хабаровский край) мощностью 30 млн т. в год. В 2022 г. Эльгауголь также приступила к строительству собственной железной дороги Эльга-Чумикан от Эльгинского месторождения до Охотского моря с пропускной способностью 30 млн т. в год.
На прошедшей неделе на угольном рынке Европы продолжилось падение цен ниже 100 долл./т. Котировки снизились до 6-месячных минимумов, оставаясь под давлением на фоне потепления, сокращения угольной генерации, увеличения складских запасов, а также низких цен на газ и высокого уровня возобновляемой генерации.
Котировки газа двигались разнонаправленно с увеличением волатильности на фоне прогноза роста температуры до февраля включительно, а также эскалации напряженности в Красном море, что негативно отразилось на поставках СПГ. Цены на хабе TTF упали с 311 до 303 долл./1000 м3, однако 24.01.2024 отскочили до 324 долл./1000 м3 (+13 долл./1000 м3 к 17.01.2024 г.).
Совокупные запасы на складах ARA увеличились до 6.7 млн т. (+0.1 млн т. к 17.01.2024 г.).
Индекс южноафриканского угля 6000 опустился ниже 90 долл./т. Несмотря на проблемы, связанные с транспортной инфраструктурой, цены на материал из ЮАР остаются в понижательном тренде в связи с ограниченным спросом в Европе и странах АТР.
Движение по железной дороге до терминала Richards Bay Coal Terminal (RBCT), где 14 января произошло столкновение двух составов, возобновилось в штатном режиме 18-20 января. Запасы на складах RBCT за этот период сократились до 3.1 млн т. (-0.5 млн т.). При этом компании Thungela и Exxaro заявили, что на их экспорте данный инцидент не отразится.
Южноафриканский терминал Durban Dry Bulk Terminal, через который на экспорт отправляется 3 млн т. угля в год, объявил форс-мажор из-за неблагоприятных погодных условий, которые не позволяют осуществлять перевалку. Оператор Bulk Connections уведомил клиентов, что не сможет выполнить контрактные обязательства.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao остались без изменений на уровне 129 долл./т., благодаря падению температур до уровня ниже нормы, что привело к увеличению потребления угля на электростанциях и сокращению объемов материала на складах. Однако рост котировок ограничен, поскольку спрос со стороны промышленных предприятий замедляется.
Совокупные запасы в 9 крупнейших портах опустились до 22.9 млн т. (-0.1 млн т. к 17.01.2024 г.). Объем потребление угля на 6 крупнейших прибрежных ТЭС увеличился на 2% до 867 тыс. т./сутки (+14 тыс. т./сутки к 17.01.2024 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR составил 93 долл./т. (без изменений к прошлой неделе) на фоне ограниченного предложения в связи с неблагоприятными погодными условиями в Южном Калимантане и Суматре, ограничивающими возможности транспортной инфраструктуры. Кроме того, отмечается увеличение спроса со стороны КНР. Крупные поставщики распродали свободные объемы до февраля, в связи с чем прогнозируется дальнейший рост котировок.
По итогам 2023 г. добыча угля в Индонезии достигла рекордных 775.2 млн т. (+80.2 млн т. к 2022 г.) против планируемых правительством 694 млн т. Экспорт составил 508 млн т. (+14 млн т. к 2022 г.).
Высококалорийный австралийский уголь 6000 упал ниже 125 долл./т. в связи с ухудшением спроса со стороны стран АТР. В Японии, где произошедшее землетрясение не позволяет потребителям принимать уголь в некоторых портах страны, отдельные электростанции могут вернуться на рынок не раньше мая также по причине недавнего землетрясения.
Цены на австралийский металлургический уголь HCC держатся на уровне 330-337 долл./т. Поддержку ценам оказывают опасения относительно предложения в связи с приближающимся тропическим циклоном Kirrily, который может ограничить работу портов в штате Квинсленд. Однако отдельные производители стали отмечают наличие больших объемов угля премиальных марок на своих складах.
Налог на добычу угля могут вновь повысить
Минфин рассматривает возможность повышения НДПИ на добычу угля. Данная мера приведет к значительному увеличению налоговой нагрузки на угольную отрасль на фоне падения цен на международном рынке, в результате чего экспорт кузбасского энергетического угля по ряду направлений становится убыточным.
Повышение НДПИ власти рассматривали еще в прошлом году, но данная инициатива была отложена в связи с введением экспортных пошлин, которые были отменены в конце 2023 г. по настоянию Минпромторга.
За последние годы налоговая нагрузка на угольщиков увеличивалась неоднократно. С начала 2022 года НДПИ на коксующийся уголь был привязан к международным котировкам и составил 1.5% от средней величины индекса SGX TSI FOB Australia Premium Coking Coal вместо прежней фиксированной ставки в размере 57 руб./т.
В 2023 году НДПИ повышался для антрацита, коксующегося и энергетического угля до 380 руб./т., а осенью того же года весь угольный экспорт был обложен пошлиной в размере 4–7% с привязкой к курсу USD/RUB.
Дополнительное повышение НДПИ вызывает опасения с учетом регулярного повышения тарифов РЖД, увеличения себестоимости, ставок фрахта и перевалки, а также падения индексов на международном угольном рынке.
По итогам 2023 г. добыча угля в Кузбассе упала до 214.2 млн т. (-9.4 млн т. или -4.2% к 2022 г.), а экспорт снизился до 114 млн т. (- 6.2 млн т. или -5.2% к 2022 г.).
В рамках развития проекта по освоению Огоджинского угольного месторождения началось строительство железнодорожной линии Огоджа – Февральск. Создание подъездного пути протяженностью 140 км позволит нарастить добычу в Амурской области до 17-18 млн т. к 2029 г.
В настоящее время перевозки осуществляются при помощи автотранспорта. Пропускная способность железной ветки достигнет порядка 7 млн т. угля в год при стоимости строительства – 3 млрд руб.
По итогам 2023 г. в регионе было произведено 4.5 млн т. угля. Пока основной объем добычи приходится на Ерковецкий и Северо-Восточный разрезы, принадлежащие компании Русский Уголь.
Добыча Огоджинской угольной компании в 2023 г. составила 1.4 млн т., что почти в
3 раза больше, чем в 2022 г. Запасы Огоджинского угольного месторождения оцениваются в 1.5 млрд т.
На европейском рынке цены с начала года опустились ниже 105 долл./т. Давление на котировки оказали такие факторы, как ограниченный спрос, снижение цен на газ и электроэнергию, а также увеличение запасов на складах ARA.
Газовые котировки на хабе TTF снизились до 479.42 долл./1000 м3 (-46.66 долл./1000 м3 к 02.01.2025 г.). При этом поставки газа в Европу со стороны Норвегии замедлились, а хранилища в странах ЕС заполнены на 70%. Запасы угля на терминалах ARA увеличились за две недели до 4.36 млн т. (+0.15 млн т. или +4% к 25.12.2024 г.).
Индекс южноафриканского угля 6000 упал ниже 100 долл./т. на фоне нисходящего движения на европейском рынке. Среднекалорийный материал также подешевел, поскольку спрос в Индии и странах АТР остается ограниченным из-за высоких запасов на складах потребителей. Кроме того, запасы на терминале Richards Bay Coal Terminal (RBCT) находятся на комфортном уровне и превышают 4 млн т.
Добывающие компании в ЮАР и Мозамбике ожидают, что на их экспортных операциях негативно отразятся протесты в преддверии инаугурации нового президента Мозамбика, которая состоится 15 января 2025 г. Лидером протестов будет выступать проигравший выборы оппозиционер.
Южноафриканский ж/д оператор Transnet опубликовал документ (Network Statement) в рамках инфраструктурной реформы и допуска к сети сторонних операторов. Кроме того, была представлена дифференцированная тарифная политика. Доступ к North Corridor, ведущему к терминалу RBCT, ожидается в апреле.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao укрепились до 107 долл./т. на снижении предложения из-за сокращения добычи на небольших шахтах в преддверии Китайского нового года, что обусловлено усилением мер безопасности. Некоторые конечные потребители в северных регионах накапливают запасы в связи с предстоящими праздниками. Компания Shenhua повысила цены для сторонних поставщиков с целью стимулирования отгрузок.
Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС увеличились незначительно до 13.76 млн т., запасы в 9 крупнейших портах составили 25.50 млн т. (+0.37 млн т. к 02.01.2025 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR скорректировался вниз до 91 долл./т., цена низкокалорийного материала 4200 GAR опустилась до 49 долл./т. по причине невысокого спроса в связи с рыночной неопределенностью в краткосрочной перспективе. При этом спрос на низкокалорийный материал выше, поскольку, по некоторым оценкам, он выгоднее трейдерам с финансовой точки зрения, чем средне- или высококалорийный уголь.
Проливные дожди негативно отразились на погрузке в Южном Калимантане. Ливни также частично парализовали дорожную транспортировку угля в добывающих регионах. Сезон дождей в Индонезии обычно усиливается в декабре и достигает пика в середине января, в связи с чем ожидается, что неблагоприятные погодные условия будут отражаться на погрузке и в следующем месяце.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 продолжил нисходящий тренд ниже 117 долл./т., что связано с низким спросом со стороны ключевых стран-потребителей, а также увеличением конкуренции со стороны Колумбии, Монголии и других стран-экспортеров.
Индекс австралийского металлургического угля HCC составил 196 долл./т., снизившись ввиду невысокой активности на рынке и увеличения предложения. При этом рост спроса со стороны Индии оказался ниже ожиданий. Некоторые производители стали рассматривают возможности перепродажи угля. В КНР цены на кокс были вновь понижены, что продолжает оказывать давление на рынок.
Некоторые азиатские потребители в Юго-Восточной Азии также рассматривают покупку угля из США на условиях CFR с целью избежания волатильности на рынке FOB.
В 2024 г. впервые за много лет российские угольные компании столкнулись с полномасштабным кризисом. В результате совокупности факторов отрасль оказалась в крайне сложном положении, выход из которого пока не просматривается.
Цены на уголь на мировом рынке существенно снизились несмотря на то, что спрос на уголь в мире в 2024 г. продолжил расти и по оценкам МЭА обновит исторический максимум на уровне
7.25 млрд т. При этом введенное после начала СВО на Украине в 2022 г. эмбарго на поставки российского угля в Евросоюз привел к переориентации поставок на Азию, а железнодорожные тарифы продолжили увеличиваться.
Влияние негативных факторов в 2024 г. усилилось. На дисконты к международным бенчмаркам наложился резкий рост затрат ж/д перевозки, включая отмену скидок, а также рост тарифов на перевалку на терминале ОТЭКО в Тамани, который привел к обвалу экспорта через него зимой и весной 2024 г.
Кроме того, в 2024 г. добавились привязанные к курсу доллара экспортные пошлины и импортные пошлины Китая, который стал одним из основных рынков сбыта для российских угольщиков. В течение года США внесли целый ряд угольных компаний РФ в санкционный список (SDN), предполагающий наиболее жесткие блокирующие санкции, что усложнило международные расчеты и выход на международные рынки.
В 2024 г. усугубились традиционные проблемы с пропускной способностью сети РЖД. Работу железных дорог замедляла нехватка локомотивных бригад наряду с инфраструктурными ограничениями на БАМе и Транссибе на фоне продолжающейся переориентации грузовой базы в восточном направлении. При этом РЖД также не справлялась с грузопотоком в южном и северо-западном направлениях.
Все эти факторы обусловили падение экспорта угля и крайне негативно сказались на финансовых показателях отрасли. Доля убыточных компаний превысила 53%, а сальдированный убыток по итогам января-октября 2024 г. составил 84.8 млрд руб. против прибыли более 316 млрд руб. годом ранее. В последний раз подобная ситуация наблюдалась в 2020 г., в разгар пандемии коронавируса.
В отдельные периоды 2024 г. компании были вынуждены экспортировать уголь в убыток или с нулевой рентабельностью, а также сокращать инвестиции.
При этом государство воздержалось от каких-либо мер поддержки отрасли, за исключением отмены действия экспортных пошлин, что нивелируется ростом тарифов РЖД на 2025 г. на 13.8%. Кроме того, в 2025 г. РЖД обеспечит вывоз 54.1 млн т. угля из Кузбасса, однако из других угольных регионов сырье будет вывозиться на общих условиях.
Сход 39 полувагонов с углем произошел 6 января 2025 г. в Хабаровском крае на частной Тихоокеанской железной дороге, соединяющей Эльгинское каменноугольное месторождение и порт Эльга. Размер ущерба и обстоятельства происшествия устанавливаются, пострадавших нет.
Дорога протяженностью 530 км (полная длина со всеми разъездами – 626 км), построенная компанией Эльгауголь, была запущена в ноябре 2024 г. с целью вывоза угля с месторождения, расположенного в Якутии. Провозная способность Тихоокеанской железной дороги в 2025 г. должна составить 30 млн т. в год., а после завершения второго этапа в 1 квартале 2027 г. – до 50 млн т.
Добыча Эльгауголь по итогам 2024 г., по предварительным данным, составила 28.1 млн т. (+6.8 млн т. к 2023 г.). Однако компания добывает труднообогатимые угли, которые при переработке на обогатительных фабриках теряют до 50% объема.
На европейском рынке цены скорректировались выше 111 долл./т. после продолжительного снижения. Поддержку котировкам оказал рост цен на газ и электроэнергию. Кроме того, поставки колумбийского энергетического угля за неделю сократились на 38%, в том числе в адрес стран ЕС.
Газовые котировки на хабе TTF выросли до 494.23 долл./1000 м3 (+50.24 долл./1000 м3 к 18.12.2024 г.). В конце года истекает договор о транзите российского газа через Украину. На данный момент власти Украины и России не планируют его продлевать. Опасения у участников рынка также вызвали угрозы Катара, одного из крупнейших экспортеров СПГ, прекратить поставки в Европу из-за нового европейского законодательства, предусматривающего наказание за несоблюдение требований по сокращению выбросов углерода. Запасы угля на терминалах ARA увеличились до
4.21 млн. т. (+0.46 млн. т. или +12% к 18.12.2024 г.).
Индекс южноафриканского угля 6000 укрепился выше 105-106 долл./т. на фоне отскока на европейском рынке. Однако среднекалорийный материал подешевел, поскольку спрос в Индии и странах АТР остается ограниченным из-за высоких запасов на складах потребителей.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao упали на 3 долл./т. до 107 долл./т., что обусловлено ограниченным спросом в промышленном секторе и температурой выше нормы. Высокое предложение и пессимистичные прогнозы в отношении потребления также негативно сказываются на рыночных настроениях. В связи с этим добывающие компании понижали цены на 1.4-4.2 долл./т., чтобы простимулировать продажи.
Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС сократились на 0.48 млн. т. до
13.91 млн. т., запасы в 9 крупнейших портах уменьшились до 27.18 млн. т.
(-0.47 млн. т. к 18.12.2024 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR удерживался ниже 93 долл./т., цена низкокалорийного материала 4200 GAR потеряла 0.5 долл./т. до 50 долл./т. на фоне низкой торговой активности на спотовом рынке в преддверии рождественских праздников. Давление на рынок также оказывает нисходящий тренд в Китае.
При этом проливные дожди негативно отразились на погрузке в Южном Калимантане. Ливни также частично парализовали дорожную транспортировку угля в добывающих регионах. Сезон дождей в Индонезии обычно усиливается в декабре и достигает пика в середине января, в связи с чем ожидается, что неблагоприятные погодные условия будут отражаться на погрузке и в следующем месяце.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 находился ниже 123 долл./т. Нисходящий тренд в котировках австралийского материала продолжился по причине низкого спроса со стороны ключевых стран-потребителей.
Индекс австралийского металлургического угля HCC упал ниже 195 долл./т. FOB Australia. В КНР, где также наблюдается падение котировок, спрос остается слабым, в связи с чем китайские производители кокса вновь планируют понижать цены на свою продукцию. Покупатели предпочитаются придерживаться выжидательной позиции ввиду продолжающегося нисходящего тренда.
Кроме того, согласно обновленным данным, вероятность формирования явления Ла-Нинья снизилась, в связи с чем риск нарушения поставок из Австралии уменьшился. Власти Австралии пересмотрели прогноз по экспорту металлургического угля в финансовом 2024/2025 г. (заканчивается 30 июня) в сторону увеличения на 2 млн. т. до 163 млн. т.
Международное энергетическое агентство (МЭА) ожидает, что добыча энергетического и металлургического угля в России и его экспорт продолжат снижаться в 2025–2027 гг. Согласно прогнозу, негативный тренд будет продолжаться, пока не улучшится конъюнктура рынка и не заработают меры господдержки.
По оценке МЭА, добыча угля в России в 2024 г. снизится на 3% к уровню прошлого года и составит 427 млн. т. При этом прогноз не принимает во внимание то, что добыча в Кузбассе, основном угольном регионе страны, где добывается высококачественный уголь, существенно падает, а рост добычи происходит главным образом за счет непремиальных марок. Добыча к Кузбассе по итогам 2024 г. упадет до 196 млн. т. (-18.2 млн. т. или -8.4% к 2023 г.), а экспорт до 100 млн. т. (-13.8 млн. т. или -12.1% к 2023 г.).
МЭА также ожидает, что совокупный экспорт российского угля сократится на 6% до 199 млн. т. Однако, по предварительным данным, данный показатель упадет на 8.1% и составит 196 млн. т. (-16.0 млн. т. или -7.5% к 2023 г.).
В 2025 г., как ожидает МЭА, добыча снизится на 3% до 416 млн. т., а экспорт – на 7% до 185 млн. т. По итогам 2026 г. добыча оценивается на уровне 416 млн. т., экспорт – 180 млн. т. В 2027 г. добыча ожидается на уровне 412 млн. т. (энергетического угля – 305 млн. т., металлургического – 106 млн. т.), экспорт – 178 млн. т. Падение добычи за 3 года по сравнению с 2024 годом составит 3.5%, экспорта – 10.6%.
Таким образом, поставки на экспорт высококачественного российского угля, включая PCI, продолжат сокращаться в ближайшие годы.
Негативный прогноз обусловлен сложностями с экспортом угля в связи с антироссийскими санкциями, а также высокими транспортными издержками, проблемами с логистикой и низкой рентабельностью поставок за рубеж из-за дисконтов к рыночным бенчмаркам.
Убытки российских угольных компаний по итогам января-октября 2024 г. подскочили в 4.4 раза до 216.9 млрд. рублей, превысив прибыль, которая составила
132.1 млрд. рублей (-70.3% к январю-октябрю 2023 г.). Таким образом, сформировался сальдированный убыток в размере 84.8 млрд. руб. против прибыли более 316 млрд. руб. годом ранее. Доля убыточных компаний составила 53.4% против 35% за аналогичный период прошлого года.
В 2023 г. прибыль угольных компаний России снизилась в 2.1 раза до 357 млрд. руб. (-426 млрд. руб. к 2022 г.). Однако в 2024 г. негативная динамика усилилась, что обусловлено падением цен на мировом рынке и резким увеличением себестоимости.
Дополнительными факторами, продолжающими оказывать негативное влияние на финансовые результаты угольщиков, остаются высокие ж/д тарифы, ограниченные провозные возможности ж/д инфраструктуры, а также западные санкции.
Для многих российских поставщиков текущий уровень мировых цен и себестоимость делают экспорт угля убыточным, вынуждая их сокращать производство и отказываться от проектов по развитию новых угольных месторождений.
С учетом новых рестрикций США санкции теперь охватывают более 50% экспортного объема, что приведет к еще большему сокращению российского экспорта угля как в 2024 г., так и в 2025 г.
Добыча угля в Кузбассе, основном угольном регионе России, где добывается высококачественный материал, по итогам января-ноября 2024 г. упала до
180.7 млн. т. (-14.8 млн. т. или -7.6% к январю-ноябрю 2023 г.). Совокупный экспорт российского угля за аналогичный период сократился до 179.9 млн. т.
(-15.8 млн. т. или -8.1% к январю-ноябрю 2023 г.).
На европейском рынке котировки энергетического угля ушли ниже уровня поддержки 110 долл./т. Давление сохраняется из-за ограниченного спроса, падения цен на газ и электроэнергию, а также стабильных запасов на складах ARA. Стоимость электроэнергии в Германии упала за неделю почти на 70% на фоне резкого увеличения солнечной и ветрогенерации. На спотовом рынке электроэнергия подешевела с 265 евро/МВт до 86-87 евро/МВт. Кроме того, доля ВИЭ в структуре энергобаланса Германии за этот же период выросла с 50% до 73%, а доля ископаемого топлива упала с 50% до 27%.
Газовые котировки на хабе TTF опустились до 443.99 долл./1000 м3 (-40.52 долл./1000 м3 к 11.12.2024 г.). Поставки газа остаются стабильными, что также связано с ограниченным спросом на СПГ в странах АТР. Запасы угля на терминалах ARA незначительно сократились до 3.75 млн т. (-0.14 млн т. к 11.12.2024 г.).
Индекс южноафриканского угля 6000 упал ниже 103-105 долл./т. ввиду негативной динамики на европейском рынке, а также увеличения запасов на терминале Richards Bay Coal Terminal (RBCT) и ограниченного спроса со стороны Индии. В результате временного закрытия границ с Мозамбиком, на границе и в порту Мапуто скопилось большое количество грузовиков с сырьем, в связи с этим отгрузки еще не нормализовались. По словам властей, ситуация из-за протестов негативно отразится на показателях экспортных отгрузок Мапуто в декабре 2024 г. - январе 2025 г.
Благодаря увеличению ж/д отгрузок в 4 квартале ожидается, что экспорт южноафриканского угля через терминал RBCT составит по итогам 2024 г.
52.4 млн т. (+5.2 млн т. или +11% к уровню 2023 г.). Хотя этот показатель остается значительно ниже среднегодовых 70 млн т. в 2013-2020 гг. В октябре-ноябре месячная отгрузка в адрес RBCT увеличилась до 5 млн т. против 4.1 млн т. в январе-сентябре 2024 г.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao упали на 3 долл./т. до 110 долл./т., что обусловлено ограниченным спросом. Разница в цене на спотовом рынке и по долгосрочным контрактам сокращается, что приводит к ослаблению интереса генерирующих компаний к спотовому рынку. Компания Shenhua вновь понизила цены на сторонний уголь, что стало четвёртым снижением за последний месяц. Кроме того, ввиду негативных ожиданий, некоторые трейдеры стремились распродать свои объемы как можно скорее, что привело к сокращению запасов на складах. Некоторые участники рынка прогнозируют, что дно в котировках материала 5500 ккал/кг NAR находится на уровне 104 долл./т. FOB Qinhuangdao.
Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС сократились на 0.48 млн т. до 13.91 млн т., запасы в 9 крупнейших портах уменьшились до 27.65 млн т. (-1.18 млн т. к 11.12.2024 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR просел ниже 93 долл./т., цена низкокалорийного материала 4200 GAR потеряла 0.5 долл./т. до 50.5 долл./т. на фоне высокого предложения и сдержанного спроса на спотовом рынке. При этом обильные дожди в Южном Калимантане и Суматре, отразившиеся на добыче и перевалке, не оказали ценам поддержку.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 обвалился ниже 123 долл./т., что объясняется низким спросом со стороны ключевых стран-потребителей. Южная Корея сокращает закупки австралийского энергетического угля по причине его дороговизны по сравнению с материалом из других стран, при этом ожидается, что данный тренд будет продолжаться и в 2025 г.
Индекс австралийского металлургического угля HCC укрепился до 205 долл./т. Несмотря на слабый покупательский интерес со стороны китайских потребителей в преддверии новогодних праздников, некоторый спрос наблюдался в южной части Китая, что оказало поддержку котировкам премиальных марок.
В порту Gladstone, штат Квинсленд, произошла 24-часовая забастовка работников порта из-за многомесячного разногласия с работодателем в отношении 8-часового рабочего дня. Данная инициатива негативно отразилась на отгрузках металлургического угля, однако оценка потерянного объема еще не была произведена.
Добыча угля в Кузбассе по итогам 2024 г. снизится до 196 млн т. (-18.2 млн т. или -8.4% к 2023 г.), сообщил губернатор региона.
В 2023 г. добыча угля в Кузбассе опустилась до 214.2 млн т. (-9,4 млн т. или -4.2% к 2022 г.). Таким образом, объем сокращения производства за 2024 г. в два раза превысит снижение добычи в прошлом году.
В январе-ноябре 2024 г. угольные предприятия Кузбасса добыли 180.3 млн т. (-15.6 млн т. или -8.0% к январю-ноябрю 2023 г.), по данным Министерства угольной промышленности Кузбасса.
Экспорт из Кузбасса за 11 месяцев 2024 г. упал до 92.0 млн т. (-12.5 млн т. или -11.9% к аналогичному периоду 2023 г.).
В 2024 г. экспортные поставки из Кузбасса оценочно составят около 100 млн т. (-13.8 млн т. или -12.1%).
Санкции и продолжающаяся тенденция по остановке деятельности российских угольных шахт и разрезов, наряду с растущими затратами и логистическими ограничениями, продолжат оказывать негативное влияние на объемы добычи и поставок высококачественного российского угля на мировой рынок в 2024-2025 гг.
Заместитель губернатора Кузбасса сообщил, что из-за снижения экспорта цена угля на внутреннем рынке в 2024 году уже выросла на 10% и ограничение экспортных поставок еще больше подтолкнет цены вверх.
Фактически, внутренний рынок угля субсидировался за счет экспортных поставок. Экспорт дает возможность сдерживать цены на уголь для внутрироссийского потребления. Этот уголь с относительно стабильной ценой закрывает нужды энергетики и ЖКХ. Поэтому цена электроэнергии, тепла и других коммунальных услуг для населения ниже, чем стоимость их производства. Очевидно, что снижение экспорта приведет к росту стоимости угля на внутреннем рынке, что увеличит расходы всех бюджетов.
Увеличение себестоимости и логистических расходов на фоне падения мировых цен привело к росту убытков. Доля убыточных компаний увеличилась составляет более 50%.
В Кузбассе в угольной отрасли работают более 150 угольных предприятий, где заняты свыше 90 тыс. человек. Предприятия отрасли являются градообразующими для большей части городов Кемеровской области, при этом налоги от угольной отрасли формируют основную доходную часть в бюджете региона.
В связи с нестабильностью в угольной отрасли в Кузбассе прекратили добычу 3 разреза и 2 шахты. С октября 2024 г. деятельность была остановлена на разрезах Задубровский Новый и Евтинский Новый, а также Сибкоул. В связи с этим под сокращение и увольнение попали около 600 человек.
Ранее компания Южный Кузбасс (входит в Мечел) приостановила работу шахты Ольжерасская-Новая до апреля 2025 г. Также выемку остановила шахта Инская, столкнувшаяся с банкротством и невозможностью найти инвестора.
Негативная динамика обусловлена ухудшением экспортных возможностей в результате санкций, падения цен на продукцию, высокого ж/д тарифа и других издержек, а также дефицита провозной способности ж/д инфраструктуры на Восточном полигоне.
Добыча угля в Кузбассе по итогам января-ноября 2024 г. упала до 180.3 млн т. (-15.6 млн т. или -8.0% к январю-ноябрю 2023 г.). Экспорт кузбасского угля сократился до 92.0 млн т., или на 11.9% по сравнению с 2023 г.