Актуальная ситуация в угольной промышленности в России и мире. Партнерский проект Coal center analytics (CCA) и портала EastRussia.
На прошедшей неделе на угольном рынке Европы цены держались на уровне 97-98 долл./т. Угольные котировки продолжают находиться на 6-месячных минимумах несмотря на общее укрепления рынка энергоносителей. Увеличение запасов на терминалах ARA и складах потребителей, а также мягкая погода препятствуют движению цен выше 100 долл./т.
Газовые котировки на хабе TTF подросли до 338 долл./1000 м3 (+14 долл./1000 м3 к 24.01.2024 г.) в результате остановки некоторых мощностей в Норвегии, укрепления котировок СПГ после эскалации конфликта на Ближнем Востоке и снижения предложения со стороны американской Freeport LNG из-за закрытия одной из установок по сжижению газа.
Индекс южноафриканского угля 6000 остается в нисходящем тренде на уровне 89-90 долл./т. в связи с ограниченным спросом в Европе и странах АТР. Кроме того, движение по железной дороге, ведущей к южноафриканскому терминалу Richards Bay Coal Terminal (RBCT), возобновилось, а случаи краж высококалорийного угля на экспортном направлении сократились на 30-40%. Запасы на складах RBCT остаются на комфортном уровне – около 3 млн т.
Терминал RBCT установил на 2024 г. целевой показатель по объему перевалки в 50 млн т., что на 17% ниже 60 млн т., запланированных к перевозке оператором Transnet. Хотя ранее представители RBCT в своих прогнозах, как правило, руководствовались оценками Transnet, поскольку терминал целиком зависит от ж/д инфраструктуры.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao оказались под давлением, снизившись на 1 долл./т. до 128 долл./т., в результате сокращения объемов потребления угля на электростанциях и замедления спроса со стороны промышленных предприятий в преддверии китайского Нового года. Некрупные трейдеры снижали цены с целью распродать свои запасы до наступления праздников (10 февраля).
Объем потребление угля на 6 крупнейших китайских прибрежных ТЭС сократился до 853 тыс. т./сутки (-14 тыс. т./сутки к 24.01.2024 г.). Совокупные запасы в 9 крупнейших портах опустились до 22.7 млн т. (-0.2 млн т. к 24.01.2024 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR упал до 92 долл./т. на фоне невысокого спроса со стороны стран АТР и Индии, где зафиксированы высокие запасы на складах, однако в связи с неблагоприятными погодными условиями в Южном Калимантане и Суматре наблюдается уменьшение предложения, поскольку возможности по перевалке оказались ограничены. Согласно новому прогнозу, проливные дожди продлятся до начала февраля, а сезон муссонов в Юго-Восточной Азии – до апреля. Кроме того, около 40% компаний (327) из 815, подавших в правительство заявку на согласование объемов добычи, еще не получили разрешений и не приступили к производству в 2024 г. На текущий момент около 169 заявок было отклонено по причине несоответствия требованиям.
При этом Bayan Resources планирует продолжать наращивать добычу, которая в 2024 г. должна увеличиться на 13% до 56.7 млн т. (+6.4 млн т. к 2023 г.). Компания Bayan Resources, добывающая уголь с калорийностью 3800-7400 ккал/кг GAR, увеличила производство на 29% до 50.3 млн т. по итогам 2023 г. (+11.4 млн т. к 2022 г.).
Котировки австралийского высококалорийного угля резко упали в связи с ухудшением спроса со стороны стран АТР. При этом в ценах среднекалорийного материала наблюдалась поддержка на фоне ограничения перевалки в связи с циклоном Kirrily, который привел к задержкам отгрузок в штате Квинсленд на терминалах Abbot Point, Dalrymple Bay и Hay Point. Из-за тропического циклона один из экспортеров (Bowen Coking Coal) объявил форс-мажор по отгрузкам и 29 января заявил, что циклон негативно отразился на его поставках, поскольку работа железнодорожной и портовой инфраструктуры оказалась ограничена. Также в Японии, где из-за землетрясения и роста атомной генерации снижается спрос на уголь, из-за возгорания была остановлена на неопределенный срок одна из угольных электростанций JERA мощностью 1.07 ГВт.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 обвалился ниже 120 долл./т.
Компания Glencore по итогам 2023 г. нарастила добычу до 113.6 млн т. (+3.6 млн т. или +3% к 2022 г.) и ожидает, что в 2024 г. показатель составит 110 млн т. При этом экспорт австралийского энергетического угля компанией увеличился на 3% до 55.2 млн т. (+1.8 млн т. к 2022 г.), а добыча для внутреннего рынка сократилась на 10% до 7.0 млн т.
Котировки австралийского металлургического угля опустились ниже 325 долл./т. в связи с увеличением спотового предложения, замедлением спроса со стороны КНР в преддверии праздников и большими запасами сырья на складах производителей стали. Опасения относительно ограничения предложения из-за циклона Kirrily, затронувшего штат Квинсленд, немного ослабли.
Японская сталелитейная компания Nippon Steel и австралийская Foxleigh согласовали форвардную цену на 1 квартал 2024 г. на марку LV PCI на уровне 232 долл./т. FOB Australia.
Поставки российского угля выросли на 0.4% в 2023 году
В январе-декабре 2023 г. общие поставки российского угля, включая экспорт и отгрузки на внутренний рынок, увеличились до 393.2 млн т. (+1.7 млн т. или +0.4% к аналогичному периоду 2022 г.).
За 12 месяцев 2023 г. на внутренний рынок было отгружено 181.2 млн т. (-0.6 млн т. или -0.3% к 12 месяцам 2022 г.), из которых:
• 89.9 млн т. (+2.3 млн т. или +2.6%) направлено на электростанции;
• 39.6 млн т. (+3.1 млн т. или +8.5%) поставлено в адрес коксохимических заводов;
• 51.7 млн т. (-5.9 млн т. или -10.3%) пришлось на долю прочих грузополучателей.
Экспортные поставки в январе-декабре 2023 г. составили 212.0 млн т. (+2.3 млн т. или +1.1% к январю-декабрю 2022 г.). Добыча угля российскими угольными предприятиями в январе-декабре 2023 г. составила 438.4 млн т. (-6.1 млн т. или -1.4% к 2022 г.)
Пропускная способность БАМа и Транссиба будет увеличена с 255 млн т. до 270 млн т. за счет мероприятий, согласованных между грузоотправителями и РЖД в ходе заседания рабочей группы по третьему этапу развития Восточного полигона.
Третий этап модернизации Восточного полигона включает три стадии. Первая стадия предусматривает увеличение пропускной способности до 197 млн т. к 2027 г. Реализация второй стадии позволит увеличить провозные мощности до 210 млн т. в год к 2030 г. Ввод в эксплуатацию третьей стадии запланирован на 2032 г. и позволит РЖД увеличить пропускную способность Восточного полигона до 255 млн т.
В соответствии с поручением президента РФ были рассмотрены предложения грузоотправителей, которые включают в себя строительство на БАМ сплошных вторых путей, дублеров Северомуйского, Кузнецовского и Кодарского тоннелей, а также моста через Амур.
Кроме того, ожидается, что мероприятия помогут сбалансировать развитие железнодорожной инфраструктуры с работой дальневосточных портов и погранпереходами, а также существенно сократить затраты на увеличение пропускной мощности.
Однако, Минэнерго РФ прогнозирует дефицит пропускной способности по вывозу угля в объеме 77 млн т., включая полный отказ от вывоза твёрдого топлива на восток в Новосибирской области и ограничения по вывозу из Хакасии, Бурятии, Кузбасса. При этом прогноз по железнодорожной перевозке нефтеналивных грузов в восточном направлении учитывает потребности всех нефтяных компаний и до 2035 года отгрузки сформированы с запасом до 4 млн т.
В связи с дефицитом мощностей для вывоза угля третий этап расширения Восточного полигона целесообразно дополнить рядом мер, включая верификацию спроса на инфраструктуру со стороны отправителей неугольных грузов и оценку их соответствия планам развития портовых мощностей на Дальнем Востоке.
Также предлагается синхронизировать вывоз всех видов грузов с ключевыми параметрами расширения, что позволит нарастить поставки угля при меньших объемах неугольных грузов.
Другой возможной мерой является развитие Западно-Сибирской и Красноярской железных дорог по направлению Кузбасс – Тайшет, портов Хабаровского и Приморского краёв; строительство на отдельных участках вторых путей. Вместе с синхронизацией провозной способности БАМа и Транссиба с мощностями приморских и хабаровских портов это позволит поэтапно увеличить вывоз угольной продукции из Кузбасса на экспорт в восточном направлении к 2030 году до 80 млн т., к 2035 – до 110 млн т.
Кроме того, Минэнерго готовит предложение рассмотреть возможность пропуска порожних поездов в обход Северомуйского тоннеля и строительства второго моста через реку Амур.
Coal center analytics (CCA)
Часть дальневосточных регионов продолжает демонстрировать сокращение объемов золотодобычи. В Иркутской области по итогам января-октября 2023 г. объем добычи золота сократился на 12% по отношению к аналогичному периоду 2022 г., составив 19 098,3 кг – 11 484,5 кг рудного и 7 613,8 кг россыпного драгметалла. О снижении добычи отчитались АО «Полюс Вернинское» и АО «Лензолото» (входят в ПАО «Полюс»), ПАО «Высочайший». Результат компании «Полюс Вернинское» на Вернинском месторождении составил 7 013,5 кг. ООО ГРК «Угахан» («Высочайший») произвело 2 360,7 кг. ПАО «Высочайший» выпустило 1 066 кг. Результат ООО «Друза» на Невском месторождении составил 1 044,3 кг золота.
Что касается добычи на россыпях, то за десять месяцев сокращение составило 15% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Самый большой объем добычи за отчетный период показали ЗАО Артель старателей «Витим» (2 124 кг), АО ЗДК «Лензолото» (1 987,3 кг), АО «Светлый» (779 кг), ЗАО ГПП «Реткон» (602 кг) и ООО Артель старателей «Лена» (448,6 кг). Более 100 кг драгметалла произвели ООО «Угахан» (376 кг), ЗАО «Ленсиб» (314 кг), ООО Артель старателей «Иркутская» (248 кг), ООО Артель старателей «Сибирь» (187 кг) и ООО «Иркутскгеофизика» (110 кг).
В Амурской области по итогам января-октября 2023 г. было добыто 17 896 кг золота, что на 7,1% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. В том числе произведено 10 942,6 кг рудного и 6 953,4 кг россыпного драгметалла.
За отчетный период добычу вели ООО «Березитовый рудник» (входит в Nordgold), АО «Прииск Соловьевский», предприятия группы компаний «Атлас Майнинг» (УГМК) - ООО «Покровский рудник», ООО «Маломырский рудник», ООО «ТЭМИ». Известно, что результат «Прииска Соловьевский» по рудному золоту составил 1 043 кг. О сокращении производства отчитались на рудниках Покровский и Березитовый, а также на Эльгинском месторождении ООО «ТЭМИ».
Следует отметить, что во втором квартале 2024 г. «Атлас Майнинг» рассчитывает ввести в эксплуатацию модернизированную фабрику на Албынском руднике, что позволит перерабатывать руды Эльгинского месторождения. Мощность фабрики составит 3,6 млн тонн в год. На 2024 г. также намечено начало освоения Бамского месторождения (Тындинский район) с запасами более 100 тонн золота.
В Приамурье на 9% относительно января-октября 2022 г. снизилась добыча на россыпях. Наиболее высокие результаты среди компаний обеспечили ООО «Прииск Соловьевский» (1 965 кг драгметалла), ООО «Маристый» (527,3 кг), АО «Хэргу» (465,8 кг), ООО «Россзолото» (363,6 кг). Более 150 кг золота на россыпных месторождениях получили семь недропользователей. Так, ПАО «Прииск Дамбуки» обеспечило 292,7 кг, результат ООО «Могот» составил 191,9 кг, ООО ЗДП «Зимовичи» выпустило 179,9 кг, ООО «Александровская 1» - 177 кг, АО ЗДП «Коболдо» - 163,2 кг, Артель старателей «Александровская» - 159,2 кг, а ООО ЗДП «Дружба» - 157,8 кг драгметалла.
Напротив, рост добычи драгметалла демонстрирует Чукотка. Недропользователи Чукотского АО по итогам января-сентября 2023 г. произвели 17,2 тонн золота, что на 8% превысило результат за аналогичный период 2022 г. За этот период в регионе было добыто 86,5 тонн серебра, что на 22% больше, чем за январь-сентябрь прошлого года. 31% от общей добычи золота в округе за отчетный период обеспечила «Чукотская горно-геологическая компания» (Highland Gold) на месторождении Купол. «Базовые металлы» (Highland Gold) на месторождении Кекура обеспечили 20% от общего результата производства золота. На ЗК «Майское» («Полиметалл») пришлось 18% всей добычи региона за девять месяцев года. Рост золотодобычи в округе в январе-октябре составил 7%, до 19,73 тонн (17,53 тонны рудного и 2,2 россыпного драгметалла). Также в регионе за десять месяцев на 16% увеличился объем добычи серебра (до 96,72 тонн).
При этом известно, что к началу октября чукотские недропользователи увеличили добычу на россыпных месторождениях – на 7,5% по отношению к аналогичному периоду прошлого года, до 2 151,7 кг. Основной объем добычи на россыпях обеспечили ООО Артель старателей «Шахтер», ООО Артель старателей «Сияние», ООО Артель старателей «Луч», АО Артель старателей «Полярная звезда», ООО «ВостокСеверЗолото» и ООО ЗДК «Купол». Наибольшие показатели по производству драгметалла продемонстрировали «Шахтер» (615,8 кг), «Сияние» (416,6 кг) и «Полярная звезда» (262,8 кг). Стоить отметить, что в прошлом году в добыче золота на Чукотке наблюдался заметный спад. Так, по итогам января-октября 2022 г. в округе было добыто 17,9 тонн золота, что было на 13% меньше, чем за аналогичный период 2021 г. Тем самым нынешний восстановительный рост нельзя считать достаточным.
В октябре Главгосэкспертиза РФ одобрила проект реконструкции Майского горно-обогатительного комбината (ЗК «Майское») компании «Полиметалл» в Чаунском районе округа. На сегодняшний день годовой объем добычи на объекте составляет 850 тыс. тонн руды с производством более 6 тонн золота. Реконструкция предполагает вовлечение в подземную отработку запасов Центрального участка. Проект включает строительство закладочного комплекса, склада для дробленой руды, расходного и накопительного складов, а также необходимых технических коммуникаций для сбора воды. Запуск намечен на 2024 г.
Между тем ООО ГДК «Баимская» (казахстанская компания Trianon Limited) в ноябре получило положительное заключение Главгосэкспертизы на строительство нового морского терминала с грузооборотом около 2 млн тонн в год и инфраструктуры для размещения плавучих атомных энергоблоков в морском терминале на мысе Наглёйнын для снабжения Баимского ГОКа (будет производить медь, золото и др.). Государственную экспертизу проходит проектная документация для строительства ВЛ 330 кВ «Мыс Наглёйнын – ПП Билибино – Баимский ГОК» протяженностью более 800 км. Первые два блока планируется подключить к ЛЭП до Баимского ГОКа в конце 2026 г., а третий – в конце 2027 г. Напомним, что запуск Баимского ГОКа намечен на 2027 г., а выход на проектную мощность – на 2028 г.
Напомним, что за счет атомной энергетики также предполагается обеспечить электроснабжение принадлежащего «Росатому» золоторудного месторождения Совиное в Иультинском районе (как и Баимский ГОК, входит в Чаун-Билибинскую промышленную зону). Летом текущего года было заключено соглашение о сотрудничестве между «Росатомом» и правительством Чукотского АО по вопросу реализации проекта атомной станции малой мощности (АСММ) на базе реакторной установки «Шельф-М».
В Хабаровском крае в ноябре «Полиметалл» приобрел «Новую охотскую рудную компанию»[1] . 99% в компании перешло ООО «Светлое» (входит в «Полиметалл»), еще 1% - «Полиметаллу» напрямую. «Новая охотская рудная компания» владеет двумя поисковыми лицензиями на участки «Ветвистый» и «Пуркикит» и одной лицензией на разведку и добычу на участок «Высокий» в Охотском районе Хабаровского края. В 2021 г. «Новая охотская рудная компания» и «Полиметалл» создали совместное предприятие для проведения геологоразведочных работ на золото и серебро в Хабаровском крае.
На своем месторождении Светлое в Охотском районе (ООО «Светлое») «Полиметалл» к концу сентября текущего года произвел в общей сложности 25 тонн золота (с начала эксплуатации в 2016 г.). Объем производства на объекте за первое полугодие 2023 г. составил 1,2 тонны золота. По итогам 2022 г. на предприятии было добыто 2,5 млн тонн руды и произведено 3,2 тонны драгметалла.
Следует отметить, что Polymetal по итогам января-сентября 2023 г. увеличил производство на российских активах на 14% по отношению к аналогичному периоду прошлого года. Рост производства на 15% зафиксирован на месторождении Албазино (до 5,9 тонн) в Хабаровском крае. На Омолоне в Магаданской области рост составил 14% (до 5 тонн). На Нежданинском месторождении в Якутии производство увеличилось на 44% (до 4 тонн), а на Майском в Чукотском АО – на 29% (до 3,5 тонн). При этом глава компании В.Несис сообщал, что ситуация с продажей российских активов развивается не так быстро, как ожидалось изначально.
Между тем в Якутии намерен развивать свои проекты холдинг «Селигдар». В октябре «Селигдар» начал реализацию нового этапа строительства в рамках проекта «Хвойный» в Алданском районе (на юго-западе Нижнеякокитского рудного поля). Компания приступила к закладке фундамента для строительства золотоизвлекательной фабрики и основных объектов производственного комплекса, которые включают главный корпус фабрики, участок крупного дробления, склад дробленой руды, участок приемки руды, корпус фильтрации, склад материалов, угольную котельную. Также завершено строительство электрической подстанции мощностью 110 кВт, ведется обустройство временных общежитий и складов для хранения материалов и оборудования.
Золотоизвлекательная фабрика должна перерабатывать 3 млн тонн руды в год, планируемая производительность фабрики – 2,5 тонны золота в год. Запуск объекта намечен на 2025 г. Балансовые запасы золота на Хвойном (С1+С2) оцениваются в 16,8 тонн. «Хвойный» относится к перспективным проектам «Селигдара», в настоящее время добыча на месторождении не ведется.
Кроме того, в 2024 г. «Селигдар» рассчитывает увеличить производительную мощность золотоизвлекательной фабрики на запущенном в 2017 г. в Якутии производственном комплексе «Рябиновый» (месторождение Рябиновое, Алданский район) - с 1,6 млн до 1,7 млн тонн руды в год.
Тем временем в Забайкальском крае «Мангазея Майнинг» (группа «Мангазея» С.Янчукова) осенью приступила к работам по увеличению на 58% мощности золотоизвлекательной фабрики «Наседкино» (Могочинский район) – до 1,9 млн тонн в год. Проект предполагается реализовать к 2025 г. План расширения ЗИФ «Наседкино» предусматривает устройство двух независимых веток рудоподготовки – дробления и измельчения (одна ветка существующая и одна – строящаяся), реконструкцию существующего гидрометаллургического передела.
ЗИФ в том числе будет рассчитана на переработку руды с месторождения Итака (также Могочинский район). Объем инвестиций в проект расширения фабрики оценивается в 7,5 млрд рублей, что включает подготовку Итаки к началу открытых горных работ и устройство проезда к площадке месторождения. Запасы Наседкино составляют 9,109 млн тонн руды и 19,72 тонны золота, ресурсы – 13,553 млн тонн руды и 29,1 тонн золота. Ресурсы Итакинского месторождения оцениваются в 148 тонн драгметалла. В Забайкалье «Мангазея» в настоящее время ведет добычу на месторождениях Наседкино (производство в 2022 г. – 89 090 унций), Кочковское (производство в 2022 г. – 12 503 унций), Савкинское (производство в 2022 г. – 3 366 унций).
В медной промышленности объем добычи на Удоканском месторождении в Забайкальском крае (Каларский район, USM Holdings) к середине ноября превысил 8 млн тонн руды. Напомним, что запуск оборудования обогатительной фабрики состоялся в сентябре текущего года. На ГМК «Удокан» был получен первый сульфидный концентрат с содержанием меди 45%. Производственная мощность ГМК составляет 450 тыс. тонн меди (к 2028 г.). Также расположенный в Забайкалье Быстринский ГОК (ПАО ГМК «Норникель», Газимуро-Заводский район) по итогам девяти месяцев года увеличил производство меди на 2% в годовом сопоставлении – до 52 тыс. тонн. Прогноз производства за 2023 г. составляет 64-68 тыс. тонн меди в медном концентрате.
Что касается добычи железной руды, то Главгосэкспертиза в октябре выдала положительное заключение на реализацию первого этапа строительства рудника на Сутарском месторождении железистых кварцитов в Еврейской АО (Облученский район). Участок расположен вблизи Кимканского месторождения – основного действующего актива ООО «Кимкано-Сутарский ГОК» (входит в «АйЭрСи Групп»). Реализовав проект, недропользователь рассчитывает увеличить производительность действующего производства. Мощность рудника на Сутарском месторождении должна составить 9 млн тонн руды в год.
Первый этап проекта предполагает вскрышные работы, второй – разработку карьера. Добычу на Сутарском месторождении планируется начать в первом квартале 2024 г. Объем капитальных затрат на строительство рудника оценивается в 50,4 млн долларов США. Запасы Сутарского месторождения (участки «Южный», «Центральный», «Северный») составляют 491,226 млн тонн руды, запасы осваиваемого в настоящее время Кимканского месторождения – 134,307 млн тонн руды. Производственная мощность ГОКа на сегодняшний день достигла 3,2 млн тонн[2] товарного железорудного концентрата с 65% содержанием железа.
Следует отметить, что в конце октября Госдумой были приняты в первом чтении разработанные Минприроды поправки в закон «О недрах». Они предполагают допуск к региональному этапу геологоразведочных работ российских компаний с опытом работы не менее пяти лет.
Для контроля проведения работ со стороны государства предлагается установить порядок взаимодействия Роснедр и частных инвесторов. Пока региональную разведку имеют право осуществлять только Всероссийский научно-исследовательский геологический нефтяной институт (ВНИГНИ) и Всероссийский научно-исследовательский геологический институт (ВСЕГЕИ). В Минприроды полагают, что принятие законопроекта позволит увеличить ежегодный прирост региональной геологической изученности с 0,7% до 1,5%, а также привлечь дополнительные инвестиции в геологоразведку.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Основана в 2021 г. Бенефициаром являлся экс-министр энергетики РФ И.Юсуфов (через своего сына М.Юсуфова).
[2] Достигнут плановый показатель первого этапа, второй этап предполагает увеличение мощности до 6,3 млн тонн в год.
На европейском рынке энергетического угля на прошедшей неделе продолжилось ослабление цен ниже 105 долл./т. Котировки остаются под давлением на фоне ожидающегося потепления, увеличения складских запасов, падения цен на газ до двухлетних минимумов, а также высокого уровня возобновляемой генерации.
В связи с прогнозом роста температуры и увеличения предложения газовые котировки на хабе TTF резко снизились до 311 долл./1000 м3 (-41 долл./1000 м3 к 10.01.2024 г.), несмотря на отказ QatarEnergy от поставок СПГ в Европу через Красное море в результате эскалации конфликта на Ближнем Востоке.
Совокупные запасы на складах ARA увеличились до 6.6 млн т. (+1 млн т. к 10.01.2024 г.).
Индекс южноафриканского угля 6000 находился в диапазоне 96-97 долл./т., продолжая оставаться ниже отметки в 100 долл./т. в связи с ограниченным спросом в Европе.
14 января произошло столкновение двух составов на путях, ведущих в терминал Richards Bay Coal Terminal (RBCT), что привело к повреждению полотна длинной 215 м. Однако южноафриканский ж/д оператор Transnet возобновит движение составов с углем уже 18 января. При этом ветка №2 (North Corridor) возобновит работу 18 января, а ветка №1 - 20 января. Объем перевозок по данной инфраструктуре, по некоторым данным, достигает 1.5 млн т. в неделю. Запасы на RBCT составили 3.6 млн т., при этом в последнее время объем погрузки в адрес терминала подскочил до рекордных 5.3 млн т. в декабре (+1.9 млн т. к ноябрю 2023 г.), что обусловлено вводом в эксплуатацию 7 новых локомотивов. Transnet также планирует увеличить количество отправок с 25 до 30 поездов в сутки.
Кроме того, на терминале Richards Bay Dry Bulk была запущена новая конвейерная лента, что привело к увеличению отгрузок угля и существенно сократило потребность в грузовиках, пробка из которых образовывалась у терминала в связи с ограниченной пропускной способностью ж/д инфраструктуры.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao снизились на 1 долл./т. до 129 долл./т. Несмотря на сокращение запасов в портах и возможное похолодание, котировки оказались под давлением в результате высоких объемов импорта и предложения на внутреннем рынке, а также сокращения потребления угля на ТЭС и спроса со стороны промышленных предприятий. Также спрос со стороны генерирующих компаний на спотовом рынке упал по причине более привлекательного импортного материала. Так, российский уголь 5500 ккал/кг NAR с поставкой в конце февраля предлагается по 123 долл./т. на условиях DDP.
Объем потребление угля на 6 крупнейших прибрежных ТЭС составил 853 тыс. т./сутки (-6 тыс. т./сутки к 10.01.2024 г.). При этом совокупные запасы в 9 крупнейших портах сократились до 23 млн т. (-1 млн т. к 10.01.2024 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR прибавил 1 долл./т. до 93 долл./т. в результате задержек с одобрением планов добывающих компаний на 2024 г. со стороны государства, что сдерживает увеличение объемов предложения.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 скорректировался ниже уровня 130 долл./т. в связи с ухудшением спроса со стороны стран АТР.
Цены на австралийский металлургический уголь HCC удерживаются на уровне 335 долл./т. на новостях о частичной остановке добывающих мощностей в Китае и Австралии. Компания Pingmei приостановила добычу на 13 шахтах в результате аварии и гибели рабочих в провинции Henan, а компания BHP закрыла на неопределенный срок производство на разрезе Saraji мощностью 4.6 млн т./г. в штате Квинсленд в результате несчастного случая. Кроме того, компания BHP понизила прогноз добычи металлургического угля на 2024 финансовый год на 10-12 млн т. до 46-50 млн т.
Южнокорейская компания POSCO и японская Nippon Steel согласовали с австралийской Foxleigh цену бенчмарка Low Vol PCI на 4 квартал на уровне 229 долл./т. FOB Australia, что примерно на 25% превышает показатель 3 квартала (183 долл./т.).
Добыча угля в Кузбассе упала на 4.2% в 2023 году
В январе-декабре 2023 г. угольные предприятия Кузбасса добыли 214.2 млн т. угля (-9.4 млн т. или -4.2% к январю-декабрю 2022 г.), по данным Министерства угольной промышленности Кузбасса.
Добыча коксующегося материала за этот период увеличилась до 68.3 млн т. (+0.4 млн т. или +0.6%), в то время как объемы добычи энергетического угля составили 145.9 млн т. (-9.8 млн т. или -6.3%).
Открытым способом угольные компании добыли 143.1 млн т. (-8.6 млн т. или -5.7%), производство подземным способом составило 71.1 млн т. (-0.8 млн т. или -1.1%).
В январе-декабре 2023 г. потребителям было поставлено 173.7 млн т. угля (-7.2 млн т. или -4.0% к аналогичному периоду прошлого года), в том числе:
• на экспорт 113.8 млн т. (-6.4 млн т. или -5.3%);
• российским металлургическим компаниям 32.8 млн т. (+1.1 млн т. или +3.5%);
• местным угольным электростанциям 17.3 млн т. (-0.5 млн т. или -2.8%).
По состоянию на 1 января 2023 г. складские запасы угля в Кузбассе достигли 21.9 млн т. (-0.8 млн т. или -3.5% к 1 января 2022 г.) на фоне международных санкций против России и логистических проблем.
Добыча угля в Якутии сократилась на 3% в 2023 году
Угледобывающие компании Якутии в 2023 г. снизили добычу угля до 38 млн т. (-1.2 млн т. или -3% к 2022 г.). Основной объем производства пришелся на предприятия Эльгауголь и Колмар. Объем погрузки на железную дорогу остался без изменений.
Эльгауголь нарастила добычу до 22.7 млн т. (+2.2 млн т. или +10% к 2022 г.). При этом Колмар сократил производство до 11.6 млн т. (-0.8 млн т. или -6.4% к 2022 г.), а Якутуголь – до 3.0 млн т. (-0.9 млн т. или -37% к 2022 г.).
Погрузка угля с Эльгинского месторождения в 2023 г. выросла до 18.1 млн т. (+0.8 млн т. или +4.7% к 2022 г.). Однако совокупный объем погрузки угля на экспорт из Якутии остался без изменений на уровне 26 млн т.
В ближайшей перспективе планируется увеличение экспорта в КНР за счет строительства железнодорожного моста из Благовещенска в Хэйлунцзян и подъездных путей к п/п Джалинда (Россия) — Мохэ (КНР).
Кроме того, в начале 2025 г. будет запущен угольный морской терминал Порт Эльга, строящийся на Дальнем Востоке (Хабаровский край) мощностью 30 млн т. в год. В 2022 г. Эльгауголь также приступила к строительству собственной железной дороги Эльга-Чумикан от Эльгинского месторождения до Охотского моря с пропускной способностью 30 млн т. в год.
На прошедшей неделе на угольном рынке Европы продолжилось падение цен ниже 100 долл./т. Котировки снизились до 6-месячных минимумов, оставаясь под давлением на фоне потепления, сокращения угольной генерации, увеличения складских запасов, а также низких цен на газ и высокого уровня возобновляемой генерации.
Котировки газа двигались разнонаправленно с увеличением волатильности на фоне прогноза роста температуры до февраля включительно, а также эскалации напряженности в Красном море, что негативно отразилось на поставках СПГ. Цены на хабе TTF упали с 311 до 303 долл./1000 м3, однако 24.01.2024 отскочили до 324 долл./1000 м3 (+13 долл./1000 м3 к 17.01.2024 г.).
Совокупные запасы на складах ARA увеличились до 6.7 млн т. (+0.1 млн т. к 17.01.2024 г.).
Индекс южноафриканского угля 6000 опустился ниже 90 долл./т. Несмотря на проблемы, связанные с транспортной инфраструктурой, цены на материал из ЮАР остаются в понижательном тренде в связи с ограниченным спросом в Европе и странах АТР.
Движение по железной дороге до терминала Richards Bay Coal Terminal (RBCT), где 14 января произошло столкновение двух составов, возобновилось в штатном режиме 18-20 января. Запасы на складах RBCT за этот период сократились до 3.1 млн т. (-0.5 млн т.). При этом компании Thungela и Exxaro заявили, что на их экспорте данный инцидент не отразится.
Южноафриканский терминал Durban Dry Bulk Terminal, через который на экспорт отправляется 3 млн т. угля в год, объявил форс-мажор из-за неблагоприятных погодных условий, которые не позволяют осуществлять перевалку. Оператор Bulk Connections уведомил клиентов, что не сможет выполнить контрактные обязательства.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao остались без изменений на уровне 129 долл./т., благодаря падению температур до уровня ниже нормы, что привело к увеличению потребления угля на электростанциях и сокращению объемов материала на складах. Однако рост котировок ограничен, поскольку спрос со стороны промышленных предприятий замедляется.
Совокупные запасы в 9 крупнейших портах опустились до 22.9 млн т. (-0.1 млн т. к 17.01.2024 г.). Объем потребление угля на 6 крупнейших прибрежных ТЭС увеличился на 2% до 867 тыс. т./сутки (+14 тыс. т./сутки к 17.01.2024 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR составил 93 долл./т. (без изменений к прошлой неделе) на фоне ограниченного предложения в связи с неблагоприятными погодными условиями в Южном Калимантане и Суматре, ограничивающими возможности транспортной инфраструктуры. Кроме того, отмечается увеличение спроса со стороны КНР. Крупные поставщики распродали свободные объемы до февраля, в связи с чем прогнозируется дальнейший рост котировок.
По итогам 2023 г. добыча угля в Индонезии достигла рекордных 775.2 млн т. (+80.2 млн т. к 2022 г.) против планируемых правительством 694 млн т. Экспорт составил 508 млн т. (+14 млн т. к 2022 г.).
Высококалорийный австралийский уголь 6000 упал ниже 125 долл./т. в связи с ухудшением спроса со стороны стран АТР. В Японии, где произошедшее землетрясение не позволяет потребителям принимать уголь в некоторых портах страны, отдельные электростанции могут вернуться на рынок не раньше мая также по причине недавнего землетрясения.
Цены на австралийский металлургический уголь HCC держатся на уровне 330-337 долл./т. Поддержку ценам оказывают опасения относительно предложения в связи с приближающимся тропическим циклоном Kirrily, который может ограничить работу портов в штате Квинсленд. Однако отдельные производители стали отмечают наличие больших объемов угля премиальных марок на своих складах.
Налог на добычу угля могут вновь повысить
Минфин рассматривает возможность повышения НДПИ на добычу угля. Данная мера приведет к значительному увеличению налоговой нагрузки на угольную отрасль на фоне падения цен на международном рынке, в результате чего экспорт кузбасского энергетического угля по ряду направлений становится убыточным.
Повышение НДПИ власти рассматривали еще в прошлом году, но данная инициатива была отложена в связи с введением экспортных пошлин, которые были отменены в конце 2023 г. по настоянию Минпромторга.
За последние годы налоговая нагрузка на угольщиков увеличивалась неоднократно. С начала 2022 года НДПИ на коксующийся уголь был привязан к международным котировкам и составил 1.5% от средней величины индекса SGX TSI FOB Australia Premium Coking Coal вместо прежней фиксированной ставки в размере 57 руб./т.
В 2023 году НДПИ повышался для антрацита, коксующегося и энергетического угля до 380 руб./т., а осенью того же года весь угольный экспорт был обложен пошлиной в размере 4–7% с привязкой к курсу USD/RUB.
Дополнительное повышение НДПИ вызывает опасения с учетом регулярного повышения тарифов РЖД, увеличения себестоимости, ставок фрахта и перевалки, а также падения индексов на международном угольном рынке.
По итогам 2023 г. добыча угля в Кузбассе упала до 214.2 млн т. (-9.4 млн т. или -4.2% к 2022 г.), а экспорт снизился до 114 млн т. (- 6.2 млн т. или -5.2% к 2022 г.).
В рамках развития проекта по освоению Огоджинского угольного месторождения началось строительство железнодорожной линии Огоджа – Февральск. Создание подъездного пути протяженностью 140 км позволит нарастить добычу в Амурской области до 17-18 млн т. к 2029 г.
В настоящее время перевозки осуществляются при помощи автотранспорта. Пропускная способность железной ветки достигнет порядка 7 млн т. угля в год при стоимости строительства – 3 млрд руб.
По итогам 2023 г. в регионе было произведено 4.5 млн т. угля. Пока основной объем добычи приходится на Ерковецкий и Северо-Восточный разрезы, принадлежащие компании Русский Уголь.
Добыча Огоджинской угольной компании в 2023 г. составила 1.4 млн т., что почти в
3 раза больше, чем в 2022 г. Запасы Огоджинского угольного месторождения оцениваются в 1.5 млрд т.
Акт, разрешающий эксплуатацию 600-метровой железнодорожной ветки, ведущей от путей необщего пользования терминала Дальтрансуголь к сети РЖД, ставит знаковую запятую в развитии одного из самых масштабных и быстрорастущих проектов по перевалке угля на Дальнем Востоке и во всей России. Уже сейчас Дальтрансуголь может принимать и отправлять на экспорт 32,8 млн тонн угля — с вводом в строй нового присоединения мощность порта выросла почти в полтора раза.
Справка
Дальтрансуголь — специализированный угольный терминал, расположенный в поселке Ванино, Хабаровского края. Перерабатывающая мощность — 32,8 млн тонн угля в год. Двусторонний пирс оборудован двумя судопогрузочными машинами поворотного типа. Глубина — 21,7 м и 18,5 м осадка. Мощность склада — 1,2 млн тонн угля. Основные направления экспорта — страны юго-восточной Азии. Является резидентом свободного порта Владивосток. Входит в группу компаний АО «Портовый альянс».
«Выход вагона, выход вагона, выход вагона…» — механический женский голос предупреждает о том, что два вагоноопрокидывателя тандемного типа вернули на рельсы полувагоны, еще минуту назад заполненные углем, и они вот-вот тронутся с места, чтобы примкнуть к порожнему составу. Более 700 раз в сутки звучит эта фраза, но будет звучать чаще. Ведь теперь терминал в состоянии принимать больше полувагонов, чем когда-либо. Кстати, установленный и подтвержденный РЖД рекорд суточной выгрузки Дальтрансугля — 1 466 полувагонов.
Казалось бы, 600 метров — не такое уж большое расстояние, но когда на выходе мощность предприятия увеличивается с 23,2 млн тонн до 32,8 млн, это как тот самый «небольшой шаг для человека, но огромный скачок для человечества». Построили и оборудовали ж/д путь всего за полгода: начали в октябре, и вот в начале июня уже получен акт, разрешающий временную эксплуатацию. Остались формальности, которые через месяц-другой завершатся.
Строительство велось по техусловиям РЖД и отвечает всем стандартам: те самые 600 метров складываются из 75 метров стрелочных переводов, предохранительных путей протяженностью 150 метров и, собственно, соединительных путей в 375 метров. Вся дистанция оборудована необходимой автоматикой, системой сигнализации и блокировки, которая обеспечивает безопасную эксплуатацию. У Дальтрансугля в этом отношении внушительный опыт и серьезные мощности: длина собственных ж/д путей необщего пользования — 56 км, имеется 8 собственных маневровых тепловозов.
«Сегодняшнее событие дает нам возможность увеличить объем грузооборота. В этом году мы набрали хороший темп, надеемся улучшить показатели прошлого года. До максимального результата, который мы достигали, пока далеко. Но мы стремимся, и обязательно его превзойдем. Выполнение инвестиционной программы нам в этом поможет», — отметил исполнительный директор АО «Дальтрансуголь» Владимир Долгополов.
Максимальный результат, о котором говорит Владимир Долгополов, терминал показал в 2020 году — перевалка тогда составила 23,2 млн тонн угля. График показывает поступательный рост, начиная с первого года работы. Дальнейшее снижение большей частью вызвано геополитическими вызовами, с которыми столкнулась Россия.
Мощности Дальтрансугля оказались недозагруженными, предприятию пришлось оперативно реагировать на сложившуюся обстановку. Не упростило ситуацию и увеличение общего грузопотока в восточном направлении, когда углю пришлось конкурировать на железной дороге с прочими экспортными потоками.
Но все эти годы терминал развивал свою инфраструктуру с учетом реалий и с прицелом на будущее. Дальтрансуголь сейчас — это впервые примененная в России круговая схема движения полувагонов по терминалу для исключения их простоя и ускорения процесса выгрузки, это двухсторонний пирс общей длиной более 720 метров. Здесь одновременно могут стать на погрузку два судна дедвейтом до 204 тыс. тонн. В летописи порта есть эпизод, когда за 43 часа на судно типа Capesize было загружено 165 тыс. тонн угля (суда класса Capesize настолько велики, что не могут пройти через Панамский канал и вынуждены огибать мыс Доброй Надежды и мыс Горн — прим. ред.). Возможности терминала уже сейчас позволяют принимать более 310 судов в год.
Четыре стакера-реклаймера обеспечивают как выгрузку подготовленного в здании вагоноопрокидывателя угля на склад, так и погрузку угля со склада по транспортерной ленте через пересыпные станции на судопогрузочные машины, которые уже распределяют его в трюмы балкеров.
С первого дня работы все процессы на терминале спроектированы в соответствии со строжайшими регламентами охраны окружающей среды. Здесь даже пыль, которая неизбежно поднимается в ходе разгрузки вагонов, улавливается аспирационной установкой, отправляется по закрытым магистралям в накопители, осаждается, и из нее в итоге формируются угольные брикеты, по своим качествам равные исходному топливу. И само собой, по периметру склада стоят пыле- и ветрозащитные экраны.
Во время транспортировки на конвейерных лентах уголь смачивают и обрабатывают пеной, а в любой момент, когда в силу естественных причин может начаться пыление, штабеля орошают как стационарными, так и мобильными установками.
«По уровню производственной эффективности "Дальтрансуголь" входит в число трех лучших специализированных терминалов страны, в том числе благодаря мерам государственной поддержки. Резидент продолжит увеличивать мощности терминала, укрепляя логистическую, а вместе с тем и экономическую сферы Дальнего Востока и страны в целом. КРДВ, в свою очередь, обеспечит комплексную поддержку на каждом этапе реализации инвестпроекта», — подчеркнул заместитель директора по работе с резидентами КРДВ Хабаровск Иван Середин во время рабочего совещания после осмотра новой железнодорожной инфраструктуры терминала.
По оценке аналитиков Дальтрансугля, сейчас используется 68% возможностей терминала, но дальнейшее развитие его мощности под вопрос не ставится.
«Сегодня мы говорим о выполнении инвестиционной программы, но вместе с этим должны делать все необходимое для увеличения объемов грузооборота, ведь инвестиции должны давать отдачу уже сегодня, построенная инфраструктура не должна простаивать без дела, — указал Владимир Долгополов. — Наша комплексная инвестиционная программа рассчитана на 40 млн тонн, работы по ней идут полным ходом. Мы на этапе строительства фундамента здесь, на терминале, и проектирования, заказа и изготовления основного технологического оборудования. Согласно графику, ввод в эксплуатацию 40 млн тонн намечен на конец 2027 года.
Сегодня мы хотели бы официально зафиксировать выполнение этапа в 32,8 млн тонн. Это необходимо для увеличения объемов отгрузки. Мы работаем по долгосрочным контрактам с нашими грузоотправителями, поэтому им необходимо четкое понимание наших возможностей на длительную перспективу».
Одним из перспективных направлений по загрузке мощностей терминала может стать увеличение доли угольного бассейна Хабаровского края. На это указал губернатор региона Дмитрий Демешин.
«Короткое транспортное плечо позволит сократить издержки и увеличит конкурентные преимущества отечественного экспорта на наиболее перспективные рынки АТР, — подчеркнул губернатор. — При этом мы не перегружаем Восточный полигон, что позволяет эффективно реализовывать программу его модернизации, которую мы полностью ждем к 2032 году».
Работы по реализации второго инвестиционного этапа уже начались. Для достижения плановой отметки по перевалке 40 млн тонн угля на терминале построят новые конвейерные эстакады, две пересыпные станции, комплекс вагоноопрокидывателя на три вагона, возведут еще один вагоноразмораживающий комплекс и здание очистки угля от механических примесей, проложат дополнительные железнодорожные пути необщего пользования и проведут их электрификацию. И если на выполнение условий первого этапа вложено более 9 млрд рублей, то общий объем инвестиций оценивается в 26 млрд.
«Известно, что сегодня угольная отрасль переживает сложные времена. Президент и правительство Российской Федерации принимают меры государственной поддержки. В этой ситуации самая эффективная мера, которую от нас ждет государство — это увеличение экспорта. При поддержке государства мы сможем выиграть конкурентную борьбу за мировые рынки. Сложности сегодня у всех стран-экспортеров, но у нас есть огромные преимущества: именно здесь, в Хабаровском крае, мы можем наращивать объемы и увеличивать валютные поступления в государственный бюджет, налоги — в региональный бюджет и за счет повышения зарплаты сотрудникам поддерживать их жизненный уровень. Все это работает на привлекательность и репутацию Хабаровского края и Дальнего Востока», — резюмировал Владимир Долгополов.
На европейском рынке угля наблюдалось укрепление котировок выше 100 долл./т., связанное, в основном, с закрытием майского контракта и переходом на более высокие июньские цены.
После нисходящего тренда на прошлой неделе и падения ниже 400 долл./1000 м3 из-за длительных выходных в Европе, газовые котировки на хабе TTF с понедельника вновь перешли к росту. В результате, по состоянию на 06.06.2025 г. цены составили 427.65 долл./1000 м3 (+18.47 долл./1000 м3 к 30.05.2025 г.). В настоящее время ПХГ Европы заполнены почти на 49.6% (46.9% неделей ранее). Запасы газа в хранилищах составляют 54 млрд куб. м, что на 30% меньше, чем в аналогичный период прошлого года.
Вероятность забастовки сотрудников южноафриканской компании Transnet, которая парализовала бы экспорт угля из ЮАР, уменьшилась после того, как подразделение терминала RBCT, входящее в профсоюз UNTU, проголосовало за принятие предложения руководства о заработной плате и гарантиях занятости. UNTU, который уже получил мандат на забастовку, продолжает проводить голосование среди своих членов по всей стране по вопросу о принятии предложения. Остается непонятным, как долго Transnet сможет выплачивать предлагаемое повышение заработной платы. Рейтинговое агентство Moody's предупредило, что, независимо от забастовки, по состоянию на май Transnet рискует остаться без денежных средств через три месяца.
Индекс южноафриканского угля 6000 поднялся выше 90 долл./т., следуя за ростом европейского рынка. При этом спад на рынках губчатого железа и стали в сочетании со стабильным предложением угля на внутреннем рынке снижает интерес индийских покупателей к импортному материалу и нефтяному коксу. Так при цене предложения в районе 70-71 долл./т. на южноафриканский материал 5500 ккал/кг, цена спроса составляет 67-68 долл./т. Со стороны производителей цемента также наблюдается уменьшение деловой активности.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao удерживаются на уровне 86 долл./т. Продолжительные дожди в восточных, южных и центральных регионах Китая ухудшили настроения участников угольного рынка после недавней относительной стабильности. Ожидается, что дождливая погода сохранится до середины июля, что приведет к снижению спроса на тепловую энергию и одновременно к росту гидроэнергетики.
В конце мая компании Shenhua и Weiqiao Power снизили закупочные цены на 0.7-1.4 долл./т., что также оказало давление на котировки внутреннего рынка. К середине месяца ожидается повышение среднесуточных температур, что может дать поддержку ценам. Но до этого времени внутренний рынок может протестировать уровень 83.5 долл./т., а дальнейшее снижение уже может привести к интервенции со стороны властей.
Запасы в 9 крупнейших портах сократились до 29.69 млн. т. (-1.67 млн. т. к 28.05.2025 г.), что, тем не менее, на 4.62 млн. т. больше аналогичных показателей прошлого года.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR снизился до 76 долл./т., цена низкокалорийного материала 4200 ккал/кг GAR упала до 44 долл./т. По предварительным данным Главного управления по минералам и углю (DGMC), объем добычи угля в Индонезии за 4 месяца 2025 г. составил 223.2 млн т., что на 45.7 млн т. или -17% меньше аналогичного периода прошлого года (268.9 млн т.). При сохранении темпов добычи, в годовом исчислении это составит около 670 млн т., что на 164 млн т. или почти 20% ниже показателя 2024 г. (834 млн т.). Впрочем, ситуация с добычей может измениться во второй половине года, и в зависимости от спроса на рынке производство может составить 750-790 млн т.
Причинами падения добычи стали непредвиденно сильные дожди, идущие с начала января и усилившиеся в апреле, а также быстрое ослабление мирового спроса. Кроме того, возросшая неопределенность в отношении форвардных цен (из-за политики ценообразования на торговых площадках, введенной властями в марте) усугубила ослабление аппетита зарубежных покупателей.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 скорректировался вниз до 103 долл./т. при этом цены удерживаются выше 100 долл./т., что связано с последствиями наводнений в Hunter Valley. Ряд производителей не возобновил поставки. Цены на среднекалорийный материал остаются под давлением из-за низкого спроса со стороны китайских потребителей. Спред между углем 5500 и 6000 ккал/кг NAR вырос до 36 долл./т. И хотя, этот разрыв не такой значительный по сравнению со спредами, превышавшими 100 долл./т. во время предыдущего энергетического кризиса, вызванного началом российско-украинского конфликта, он может подтолкнуть производителей к обогащению высокозольного сырья для продажи его по более высокой цене.
Южная Корея с 1 июля намерена отказаться от давних налоговых скидок на потребление энергетического угля, что сделает импорт низкокалорийного материала невыгодным. Единый налог (ICT), также известный как углеродный налог, в размере 46000 KRW/т (33.53 долл./т.) будет применяться ко всему энергетическому углю независимо от качества.
Ранее применялась трехуровневая система: 49000 KRW /т (35.72 долл./т.) на уголь калорийностью 5500 ккал NAR и выше, 46000 KRW/т (33.53 долл./т.) на уголь 5000-5499 ккал NAR и 41000 KRW/т (29.89 долл./т.) на материал менее 5000 ккал NAR. Все эти три тарифа были снижены на 15% за последние два года.
Таким образом, традиционные поставщики высококалорийного материала, Австралия и Россия, могут частично заместить долю низкокалорийного индонезийского угля на рынке Кореи.
Индекс австралийского металлургического угля HCC упал ниже 185 долл./т. Падение цен на премиальный австралийский материал обусловлено снижением спроса со стороны индийских потребителей (страна вступила в сезон муссонов, а следовательно строительная активность и спрос на сталь падают), а также ростом объема предложения со стороны поставщиков.
Сальдированный убыток российских угольных компаний в январе-марте 2025 г. составил 79.9 млрд руб. против прибыли 4.7 млрд руб. годом ранее. Доля убыточных компаний выросла до 61.8% против 50.0% за аналогичный период прошлого года.
Российская угольная отрасль с 2022 г. потеряла почти 2.1 трлн руб. в результате санкционного давления, а также тарифных и фискальных мер внутри страны. Основная часть потерь (1.26 трлн руб.) связана с введенными против российских компаний ограничениями, еще 826 млрд руб. были изъяты из отрасли за счет роста тарифной и фискальной нагрузки.
Таким образом, в 2025 г. негативная динамика в угольной отрасли усиливается на фоне падения цен на мировом рынке и резкого увеличения себестоимости. Дополнительными факторами, продолжающими оказывать негативное влияние на финансовые результаты угольщиков, остаются высокие ж/д тарифы, ограниченные провозные возможности ж/д инфраструктуры, а также западные санкции.
Убытки российских угольных компаний по итогам 2024 г. составили 112.6 млрд рублей против прибыли 374.7 млрд рублей годом ранее.
Для многих российских поставщиков текущий уровень мировых цен и себестоимость делают экспорт угля убыточным, вынуждая их сокращать производство и отказываться от проектов по развитию новых угольных месторождений. Поскольку санкции охватывают более 50% экспортного объема это приведет к еще большему сокращению российского экспорта угля в 2025 г.
В связи с этим прогноз по добыче угля в России на 2025 г. может быть пересмотрен в сторону снижения, хотя ранее Минэнерго ожидало сохранения добычи на уровне 2024 г.
Добыча угля в Кузбассе, основном угольном регионе России, где добывается высококачественный материал, по итогам января-мая 2025 г. упала до 81.9 млн. т. (-5.3 млн. т. или -6.1% к январю-маю 2024 г.).
Дальтрансуголь (ДТУ), угольный терминал в бухте Мучке порта Ванино, завершил реализацию проекта по расширению перевалочных мощностей до 33 млн. т. угля в год, а также строительство подъездного ж/д пути. Пропускная способность ДТУ увеличилась на 9 млн. т. или 37.5% с 24 млн. т. Запуск объектов в промышленную эксплуатацию состоится в июле-августе 2025 г.
Строительство ж/д ветки общего пользования протяженностью 600 м позволило соединить сети РЖД и пути необщего пользования протяженностью 11 км.
В 2020 г. Дальтрансуголь получил статус резидента Свободного порта Владивосток для реализации проекта по увеличению мощности терминала с 24 млн. т. до 40 млн. т. в год за счет строительства 3-й очереди. Тем не менее, рост перевалки на терминале ограничен пропускной способностью сети РЖД. В 2024 г. объем перевалки угля составил всего 14.5 млн. т. (-1.3 млн. т. или -8.2% к 2023 г.). При этом максимальная перевалка ДТУ пришлась на 2020 г., составив 23.2 млн. т.
Из-за ограниченных возможностей БАМа и Транссибирской магистрали РЖД не в состоянии обеспечить провоз грузов в требуемом объеме, как следствие портовые мощности на Дальнем Востоке остаются недозагруженными, что является препятствием для наращивания экспорта угля в страны АТР.
В качестве примера можно привести АО Восточный Порт, который запустил 3-ю очередь терминала в 2019 г. и при мощности угольной перевалки в 58 млн т. отгрузил на экспорт в 2024 г. всего 26 млн т. угля, т.е. в два раза меньше своей пропускной способности. Иными словами, частные компании проинвестировавшие значительные средства в расширение мощностей вынуждены терпеть серьезные убытки. При этом на Дальнем Востоке за последние 5 лет были запущены такие новые специализированные угольные терминалы, как Ванинотрансуголь, порт Вера и порт Суходол. Таким образом, в настоящее время развитие перевалочных мощностей дальневосточных портов значительно опережает развитие пропускной способности железных дорог.
На европейском рынке угля возобновилось падение котировок ниже 96 долл./т. Индексы оказались под давлением из-за снижающихся цен на газ, а также ввиду межсезонья, во время которого объемы потребления энергоносителей сокращаются, и возобновляемая генерация увеличивается.
Французская компания EDF приняла решение закрыть последнюю угольную электростанцию в стране (мощностью 1.2 ГВт) к концу марта 2027 г.
Газовые котировки на хабе TTF понизились до 424.87 долл./1000 м3 (-2.36 долл./1000 м3 к 21.05.2025 г.), благодаря увеличению закачки топлива в европейские подземные хранилища (ПХГ) и снижению отбора, на фоне рекордных темпов импорта СПГ. В настоящее время ПХГ Европы заполнены почти на 47%. По состоянию на 28.05.2025 г. запасы на складах ARA оставались стабильными на уровне 3.68 млн т. (без изменений к 21.05.2025 г.).
Индекс южноафриканского угля 6000 скорректировался ниже 89 долл./т., следуя за европейским рынком. Кроме того, на цены повлияло ослабление спроса со стороны потребителей в Индии, где наблюдается рост запасов импортного угля на 7% за неделю, снижение температуры и увеличение возобновляемой генерации. Переговоры между профсоюзом United National Transport Union (UNTU) и ж/д оператором Transnet были продлены до 10 июня, чтобы дать возможность властям урегулировать спор во избежание проведения забастовки.
Власти ЮАР внесли угольную отрасль в список критически важных для экономики страны, создавая специальные условия для иностранных инвестиций, при этом представители США выразили заинтересованность в развитии добычи в ЮАР.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao находились на уровне 86 долл./т. Снижение угольных котировок замедлилось по причине сокращения складских запасов и увеличения потребления электростанциями. Фундаментальные факторы улучшились из-за ослабления торговой войны, поскольку суд США по международной торговле постановил, что президент Дональд Трамп превысил полномочия, и признал введенные им пошлины незаконными.
Национальное бюро статистики сообщило, что прибыль угольных компаний в Китае по итогам января-апреля составила 14.3 млрд долл., упав на 49% к аналогичному периоду прошлого года.
Тем не менее, уровень запасов в стране остается достаточно высоким, что позволяет покупателям занимать более выгодную позицию в переговорах по импортным поставкам. Запасы в 9 крупнейших портах сократились до 31.36 млн т. (-0.76 млн т. к 21.05.2025 г.). Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС составили 14.10 млн т. (-0.36 млн т.), потребление – 780 тыс. т./день (+25 тыс. т./день к 21.05.2025 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR продолжил падение до 77 долл./т., цена низкокалорийного материала 4200 GAR просела до 45 долл./т.
Индексы индонезийского угля двигались вниз, несмотря на ограниченную добычу и транспортировку из-за неблагоприятных погодных условий. Тендеры на поставку индонезийского угля в адрес китайских энергетических компаний закрылись на уровне ниже ожиданий, что подчеркивает негативные настроения, которые также связаны с высокими запасами на складах потребителей. Китай значительно сократил импорт индонезийского угля в апреле до 14.3. млн т. (-20% к марту 2025 г. и апрелю 2024 г.). Некоторые покупатели средне- и высококалорийного материала в Индии и Южной Корее стремятся переключиться на российский материал.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 подорожал выше 105 долл./т. после объявления форс-мажора производителем из Hunter Valley, что обусловлено продолжительными наводнениями, которые негативно отражаются на ж/д отгрузках в адрес порта Newcastle.
Индекс австралийского металлургического угля HCC подрос до 196 долл./т. Цены на австралийский металлургический уголь укрепились вследствие ограниченного предложения на спотовом рынке со стороны Австралии и задержками с отгрузками из-за неблагоприятных погодных условий в штатах Новый Южный Уэльс и Квинсленд.
При этом индийские производители кокса занимают выжидательную позицию в ожидании решения властей по квотам в отношении импорта коксующегося угля, действие которых истекает 30 июня.
Экспорт угля приносит прибыль всем, кроме угольщиков
В текущее время экспорт энергетического угля приносит прибыль всем участникам рынка, кроме самих угольных компаний, о чем говорят показатели 2024-2025 гг. При этом наибольшая маржинальность наблюдается у РЖД и портов (46% и 85% соответственно).
Доходность операторов полувагонов в 2024 г. оказалось на минимально необходимом уровне, тогда как доходность угольщиков стала отрицательной (-26%).
В 2025 году динамика ухудшается, поскольку РЖД вновь повысили тарифы, а цены на уголь продолжают падать.
В период с 2019 по 2022 гг. компания придерживалась принципа индексации тарифов, ориентируясь на уровень инфляции. Однако по итогам 2022-2023 гг. рост тарифов составил почти 45%.
Грузовой тариф РЖД для угля с 2020 по 2024 г. вырос почти вдвое и превысил накопленную инфляцию в четыре раза. Дополнительно, с декабря 2024 г. тариф был увеличен ещё на 13.8%, а с января 2025 г. введена целевая надбавка в размере 2%. Более того, с 2022 г. РЖД отменила понижающие коэффициенты на дальность перевозки и на энергетический уголь. Эти льготы были отменены на фоне высоких экспортных цен, однако так и не восстановлены, несмотря на последующее обрушение котировок. В результате, по данным отраслевых оценок, переплата угольщиков по железнодорожному тарифу за 2022–2024 гг. составила свыше 200 млрд руб.
Российская угольная отрасль с 2022 г. потеряла почти 2.1 трлн руб. в результате санкционного давления, а также тарифных и фискальных мер внутри страны. Основная часть потерь (1.26 трлн руб.) связана с введенными против российских компаний ограничениями, еще 826 млрд руб. были изъяты из отрасли за счет роста тарифной и фискальной нагрузки.
В 2024 г. угольные компании получили консолидированный убыток в размере 112.6 млрд руб. из-за одновременного влияния таких негативных факторов как падение мировых цен на уголь, высокой стоимости ж/д перевозок, логистических ограничений и укрепления рубля. С начала 2025 г. 64% добывающих компаний Кузбасса оказались убыточными, а добыча в регионе по итогам января-апреля упала до 66.5 млн т. (-3.5 млн т. или -4.9% к январю-апрелю 2024 г.).
Российские власти на прошедшей неделе провели совещание по ситуации в отрасли и разработали меры поддержки, которые будут представлены на рассмотрение президенту Путину, однако в настоящее время меры не приняты.
В Амурской области продолжается строительство ж/д линии Огоджа–Февральск, предназначенной для транспортировки угля с Огоджинского месторождения к Байкало-Амурской магистрали (БАМ). Общая протяжённость магистрали составит 140 км.
В мае 2025 г. завершена первая очередь длиной 72 км. Начало эксплуатации запланировано на сентябрь 2025 г. Заявленная пропускная способность: до 7 млн т. угля в год при использовании 71 вагона.
Проект реализуется Огоджинской угольной компанией, входящей в группу Эльга.
Огоджинское месторождение оценивается как крупнейшее в регионе, с прогнозными ресурсами порядка 1.5 млрд т. угля марок Д, СС, Т и А.
В 2024 г. объём добычи составил 1.5 млн т. (+0.1 млн т. или +7.1% к 2023 г). На месторождении начато строительство обогатительной фабрики мощностью 2 млн т. в год. В перспективе планируется запуск ещё шести фабрик мощностью по 5 млн т. каждая.
Ж/д линия и перерабатывающая инфраструктура включены в государственную программу развития угольной промышленности России до 2035 г. В дальнейшем ожидается перераспределение грузопотоков с Эльгинского месторождения на строящуюся Тихоокеанскую железную дорогу. Это высвободит мощности БАМа для транспортировки угля с Огоджинского месторождения.
Реализация проекта будет зависеть от темпов развития дальневосточной логистики и возможностей интеграции в действующую сеть РЖД.