Угольная промышленность - актуальные цифры и факты. Партнерский проект Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
На прошедшей неделе котировки на европейском рынке энергетического угля опустилась ниже уровня 100 долл./т. впервые за последние 2 года. Нисходящий тренд сохраняется и давление на цены продолжают оказывать такие факторы, как увеличение генерации ВИЭ, благоприятная температура, высокие запасы на складах ARA и падающие индексы на рынке газа и электроэнергии.
Газовые котировки на хабе TTF снизились до 276 долл./1000 м3 (-24 долл./1000 м3 к 24.05.2023 г.). Суммарные поступления СПГ в ЕС находятся на историческом максимуме, при стабильных поставках трубопроводного газа.
Совокупные запасы на складах ARA незначительно сократились и составили 7.7 млн. т. (-0.1 млн. т. к 24.05.2023 г.), оставаясь на самом высоком уровне с сентября 2022 г.
Индексы южноафриканского угля 6000 упали ниже 95 долл./т. на фоне падения спроса в Европе и Индии.
Административный район uMhlathuze планирует ввести плату для грузовиков, транспортирующих уголь в адрес терминала Richards Bay, с целью поддержания дорог в надлежащем состоянии в связи с возросшей нагрузкой. Это приведет к сокращению маржи южноафриканских экспортеров, и некоторые участники рынка прогнозируют снижение объемов автомобильной транспортировки угля в адрес портов ЮАР и Мозамбика по итогам 2023 г. до 8-9 млн. т. угля (-7 млн. т. к 2022 г.).
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao подешевели на 20 долл./т., составив 115 долл./т., что обусловлено рекордными запасами на складах, сокращением спроса, высокими показателями добычи и темпов импорта.
Китайская ассоциация производителей угля и некоторые государственные угольные компании обратились к Национальной комиссии по развитию и реформам (NDRC) с просьбой рассмотреть возможность контроля объемов импорта энергетического и металлургического угля в связи с существенным избытком предложения. Местные компании также недовольны тем, что наращивание импорта привело к волатильности и падению цен в некоторых случая до уровня себестоимости, что может спровоцировать срыв поставок по внутренним контрактам. Кроме того, электростанции сетуют на недостаточное улучшение экономической активности, в связи с чем им приходится сокращать потребление и поставки. Ожидается, что озабоченность по поводу больших объемов импорта вновь будет озвучена 28-29 июня на угольной конференции в провинции Shandong.
На текущий момент официальной реакции властей не последовало. Предположительно введение ограничений на импорт энергетического угля не является целесообразным решением, поскольку рыночные котировки приближаются к целевому диапазону, обозначенному властями.
Запасы в порту Qinhuangdao увеличились до 6.3 млн. т. (+0.2 млн. т. к 24.05.2023 г.), а совокупные запасы на 9 крупнейших терминалах поднялись до 30.3 млн. т. (+1.1 млн. т. к 24.05.2023 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 ккал/кг GAR составил 103 долл./т. FOB Kalimantan (-2 долл./т. к 24.05.2023 г.) в связи со слабеющим спотовым спросом со стороны Индии и КНР, где наблюдается значительное увеличение запасов на складах. Многие экспортеры Индонезии отмечают низкий объем заявок на спотовом рынке, при этом цена спроса оказывается значительно ниже ожиданий продавцов, учитывая увеличение себестоимости производства и налоговой нагрузки.
Цены высококалорийного австралийского угля 6000 упали ниже 135 долл./т. под давлением совокупности негативных факторов, включая слабый спрос и высокие запасы на складах в Европе и странах Азиатско-Тихоокеанского региона.
Котировки австралийского металлургического угля укрепились выше 225 долл./т. Цены на металлургический уголь двигались разнонаправленно, при этом некоторые поставщики отмечают увеличение спроса в преддверии ожидаемого сокращения предложения в июне, а также перезапуска доменных печей отдельных предприятий после окончания технического обслуживания. Однако некоторые покупатели в КНР и Индии не спешат с закупками в связи с обсуждаемым снижением цен на металлургический кокс на китайском рынке.
Объем грузоперевозок РЖД в январе-мае 2023 г. вырос на 0.5%
В январе-мае 2023 г. объем грузоперевозок РЖД составил 517.6 млн. т. (+0.5% к аналогичному периоду 2022 г.).
Погрузки угля увеличилась до 151.1 млн. т. (+1.2% к январю-маю 2022 г.).
Грузоперевозки РЖД в январе-мае 2023 г.:
уголь: 151.1 млн. т. (+1.2% к январю-маю 2022 г.);
Мечел сократил добычу угля в I квартале 2023 г. на 25% и продажи – на 35%
Компания Мечел 31.06.2023 г. подвела итоги производства и реализации продукции за 1 квартал 2023 г., согласно которым добыча угля упала до 2.1 млн. т. (-0.7 млн. т. или -25% к январю-марту
2022 г.), а продажи концентрата коксующегося угля – до 0.6 млн. т. (-0.3 млн. т. или -35%). Негативная динамика и изменение структуры продаж обусловлены логистическими издержками, связанными с дефицитом провозной способности железнодорожной инфраструктуры на Восточном полигоне.
При этом за аналогичный период продажи энергетического угля сократились до 0.7 млн. т. (-0.2 млн. т. или -18%), антрацита – до 0.2 млн. т. (-0.1 млн. т. или -24%).
Положительную динамику показали только объемы реализации PCI, подскочившие до 0.4 млн. т. (+0.2 млн. т. или +80% к январю-марту 2022 г.), что связано с накоплением крупных партий данной марки в дальневосточных портах к концу 4 квартала прошлого года.
За счет перераспределения поставок с экспортных направлений продажи энергетического угля на внутреннем рынке увеличились более чем в 2 раза. Однако в связи с неблагоприятной ситуацией компания вынуждена сократить производственные планы как на Южном Кузбассе, так и в Якутугле.
Кроме того, совет директоров Мечела 30.06.2023 г. также рекомендовал не выплачивать дивиденды за прошедший год в связи с убытком в размере 33.3 млн. рублей по результатам 2022 г.
Экспорт угля по новому мосту в Китай приблизился к миллиону тонн
Российский экспорт по новому мостовому железнодорожному переходу Нижнеленинское (РФ) - Тунцзян (КНР) с ноября 2022 г. по май 2023 г. составил 1 млн. т., из которых на уголь пришлось 0.7 млн. т. и 0.3 млн. – на руду.
Новый железнодорожный погранпереход Нижнеленинское - Тунцзян был открыт в конце 2022 г. и стал третьим ж/д переходом с Китаем.
Мост рассчитан на поочередный пропуск поездов по колее двух стандартов шириной 1 520 мм (Россия) и 1 435 мм (Китай). Для увеличения объемов перевозок была модернизирована инфраструктура и реконструированы крупные станции. Максимальная пропускная способность ж/д перехода составит до 20 млн. т. грузов в год.
Новый погранпереход также позволил создать дополнительный транспортный коридор между Россией и Китаем и сократить расстояние транспортировки грузов в северные провинции КНР более чем на 700 км по сравнению с существующими маршрутами.
Экспорт российского угля в январе-апреле 2023 года вырос на 10.7%
В январе-апреле 2023 г. экспорт российского угля, включая морские и ж/д поставки через пограничные переходы, составил 71.1 млн. т. (+6.8 млн. т. или +10.7% к январю-апрелю 2022 г.).
Объемы экспорта угля из морских портов Дальнего Востока выросли до 34.5 млн. т.
(+2.8 млн. т. или +8.7% к аналогичному периоду 2022 г.). Ограниченная пропускная способность БАМа и Транссибирской магистрали является ключевым фактором, препятствующим наращиванию объемов перевалки в Дальневосточных портах, несмотря на стремление российских экспортеров по увеличению отгрузок на данном маршруте, вызванным необходимостью переориентации грузовых потоков с запада на восток в условиях западных санкций. Кроме того, усилились железнодорожные ограничения, вызванные работами по модернизации железной дороги.
Ж/д экспорт угля в Азию через погранпереходы поднялся до 4.0 млн. т. (+1.4 млн. т. или +51.7% к январю-апрелю 2022 г.), за счет попыток поставщиков перенаправить грузы на более стабильные азиатские рынки, в первую очередь, в Китай, несмотря на продолжающуюся загруженность маршрутов в направлении российско-китайских пограничных переходов.
Экспорт угля через порты Балтики и Баренцева моря подскочил до 21.2 млн. т. (+6.5 млн. т. или +43.9% к январю-апрелю 2022 г.).
С 10 августа, после введения эмбарго на импорт всех видов российского угля в страны Европы, глубоководные терминалы Балтийского и Баренцева морей переключились на поставки российского материала крупнотоннажными судами кейпсайз и панамакс в Китай, Индию, Турцию, Северную Африку и страны Азии.
Ж/д экспорт в Восточную Европу через погранпереходы обрушился до 0.49 млн. т. (-4.0 млн. т. или -89.0%) в связи с прекращением поставок на Украину и запретом Польши на импорт и транзит российского угля с 16 апреля 2022 г.
Экспорт угля через порты Азово-Черноморского бассейна подрос до 10.8 млн. т. (+2.3%).
Подробные данные по экспорту российского угля приведены в таблице ниже.
Экспорт российского угля по направлениям (янв-апр 2022/2023), тыс. т.
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
На европейском угольном рынке на прошедшей неделе ускорилось падение котировок, опустившихся до уровня 116-118 долл./т. Давление на цены продолжают оказывать такие факторы, как повышение температуры, высокая генерация ВИЭ, а также увеличение запасов на складах ARA и нисходящий тренд на рынке газа и электроэнергии. В связи с низким спросом некоторые участники рынка и даже потребители стали перепродавать уголь с европейских складов в адрес Турции, Северной Африки и КНР.
Газовые котировки на хабе TTF упали до 394 долл./1000 м3 (-26.30 долл./1000 м3 к 03.05.2023 г.). Европа продолжает закачку газа в хранилища благодаря стабильным поставкам трубопроводного газа и СПГ.
Индексы южноафриканского угля 6000 просели ниже 110 долл./т. из-за низкого спроса в Европе. Сокращение спроса также наблюдается в Индии, где за прошедшую неделю запасы на складах производителей электроэнергии увеличились на 2% в результате падения генерации после ослабления жары.
Отгрузки южноафриканского материала через терминал Richards Bay Coal Terminal (RBCT) по итогам апреля увеличились до 4.4 млн т. (+0.4 млн т. или +10% к марту 2023 г.). В мае и июне ожидается продолжение положительной динамики. Однако за 4 месяца 2023 г. поставки составили 15.5 млн т. (-2.4 млн т. к январю-апрелю 2022 г.).
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao опустились на 2 долл./т. до 143 долл./т. на фоне рекордных запасов на складах потребителей и сокращения производства в строительном, генерирующем и других секторах.
China Energy, крупнейшая в КНР угольная компания, приняла решение сократить добычу и закупки в провинциях Inner Mongolia и Shanxi во избежание переполнения складов. Компания также рассматривает возможность дальнейшего сокращения закупок стороннего угля и призывает свои предприятия приступить к техническому обслуживанию с целью сокращения предложения.
Индекс индонезийского угля 5900 составил 118 долл./т. FOB Kalimantan (-2 долл./т. к 03.05.2023 г.), цена низкокалорийного материала 4200 GAR подросла до 73 долл./т. FOB Kalimantan (+1 долл./т. к 03.05.2023 г.). Индонезийские котировки двигались разнонаправленно, при этом ограниченное предложение оказывало поддержку ценам на низкокалорийный индонезийский материал. Недавний селевой сход негативно отразился на поставках компании Jhonlin в Южном Калимантане, в результате чего майские и июньские отгрузки будут перенесены на июль.
Цены высококалорийного австралийского угля 6000 обвалились ниже 170 долл./т. в связи с замедлением спроса со стороны европейских и азиатских потребителей. Австралийский экспорт энергетического угля по итогам 1 квартала 2023 г. вырос на 1% до 45 млн т. Основным импортером осталась Япония, на которую пришлось 19 млн т.
Котировки австралийского металлургического угля поднялись выше 240 долл./т. FOB Australia по причине улучшения спроса со стороны Индии, Южной Кореи и других азиатских стран. Дополнительную поддержку оказало решение властей КНР отменить разрешения по увеличению мощностей на ряде разрезов, где предполагалось нарастить добычу металлургического материала примерно на 7-8 млн т. в год.
Добыча угля в Кузбассе сократилась на 2.9% в январе-апреле 2023 года
В январе-апреле 2023 г. угольные предприятия Кузбасса добыли 73.0 млн т. угля (-2.2 млн т. или -2.9% к январю-апрелю 2022 г.), по данным Министерства угольной промышленности Кузбасса.
Добыча коксующегося материала за этот период увеличилась до 22.5 млн т. (+0.7 млн т. или +3.2%), в то время как объемы добычи энергетического угля составили 50.5 млн т. (-2.9 млн т. или -5.4%).
Открытым способом угольные компании добыли 48.6 млн т. (-1.3 млн т. или -2.6%), производство подземным способом составило 24.4 млн т. (-0.9 млн т. или -3.6%).
В январе-апреле 2023 г. потребителям было поставлено 60.2 млн т. угля (+0.5 млн т. или +0.8% к аналогичному периоду прошлого года), в том числе на экспорт 40.6 млн т. (+1.0 млн т. или +2.5%), российским металлургическим компаниям 10.5 млн т. (-0.4 млн т. или -3.7%), местным угольным электростанциям 6.8 млн т. (+0.1 млн т. или +1.5%).
По состоянию на 1 мая 2023 г. складские запасы угля в Кузбассе достигли 20.3 млн т. (+2.2 млн т. или +12.2% к 1 мая 2022 г.) на фоне международных санкций против России и логистических проблем (см. график ниже).
Нарушения на шахтах Распадской и СУЭК стали причиной приостановки добычи
С 4 по 10 мая Ростехнадзор запретил деятельность нескольких угольных предприятий в Кузбассе. Из-за травмы работников добыча угля была приостановлена на шахте Ерунаковская-8. При этом по решению суда на 90 суток приостановила свою работу шахта Распадская-Коксовая, которая также входит в состав ПАО Распадская.
В свою очередь, компания СУЭК столкнулась с результатами проверок регулятора, который частично ограничил добычу на шахте им. В. Д. Ялевского, где травмировался работник, и выявил 35 нарушений, включая экологические, на Разрезе Тугнуйский.
Добыча угля на шахте Ерунаковская-8 в 1 квартале 2023 г. составила 0.46 млн т. (+0.11 млн т. к январю-марту 2022 г.). Совокупные показатели Распадской-Коксовой за аналогичный период снизились до 0.61 млн т. (-0.06 млн т. к январю-марту 2022 г.).
Добыча на шахте им. В. Д. Ялевского по итогам 1 квартала 2023 г. упала до 0.19 млн т. (-1.75 млн т. или -90% к январю-марту 2022 г.). Производство на Разрезе Тугнуйский подскочило до 3.52 млн т. (+1.20 млн т. или +52% к январю-марту 2022 г.).
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
Нисходящий тренд на европейском рынке энергетического угля продолжился на прошедшей неделе. Давление на цены, опустившиеся ниже 115 долл./т., по-прежнему оказывают такие факторы, как увеличение генерации ВИЭ, высокие запасы на складах ARA и падающие котировки на рынке газа и электроэнергии.
По итогам прошедшей недели доля ВИЭ в энергобалансе Германии достигла 67%, увеличившись на 6% (в прошлом году за аналогичный период доля ВИЭ составила 56%).
Газовые котировки на хабе TTF упали до 354 долл./1000 м3 (-40 долл./1000 м3 к 10.05.2023 г.), достигнув майских минимумов 2021 г. Хранилища Европы заполнены на 64% и запасы продолжают увеличиваться благодаря стабильным поставкам трубопроводного газа и СПГ. При этом страны ЕС приступили к рассмотрению запрета на импорт СПГ из России.
Индексы южноафриканского угля 6000 опустились ниже 105 долл./т. на фоне низкого спроса в Европе и улучшения ситуации с ж/д отгрузками в ЮАР.
Южноафриканский ж/д оператор Transnet сообщил об устранении последствий схода с рельсов вагонов на ветке Northern Corridor, который произошел 11 мая на участке между районами Dumbe и Vryheid и привел к закрытию одной из линий, ведущей к экспортному терминалу Richards Bay Coal Terminal (RBCT). Восстановление полноценной работы Northern Corridor было запланировано на 17 мая. В результате инцидента поставки были временно перенаправлены по маршруту, который ранее использовался для возвращающихся порожних вагонов, в связи с чем событие не отразилось на котировках.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao подешевели на 1 долл./т., составив 142 долл./т. в связи с рекордными запасами на складах потребителей, сокращением спроса и высокими показателями добычи. Некоторые шахты в провинции Inner Mongolia возобновили добычу после ограничений, связанных с проверками.
Компании Shenhua Energy и ChinaCoal Energy отчитались о падении продаж угля по итогам апреля в результате снижения спроса и увеличения импорта. Объем реализации Shenhua составил 36.6 млн т. (-7% к марту 2023 г.), тогда как показатель ChinaCoal упал до 25.4 млн т. (-12% к марту 2023 г.).
Запасы в порту Qinhuangdao выросли до 28 млн т. (+0.3 млн т.), а совокупные запасы на 9 крупнейших терминалах до 6 млн т. (+0.3 млн т. к 10.05.2023 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR составил 113.00 долл./т. (-5 долл./т. к 10.05.2023 г.), на фоне слабеющего спроса со стороны КНР и Индии. Участник рынка также отмечают существенный спред между ценой предложения и спроса.
Индонезийские власти на прошедшей неделе существенно понизили внутренний индекс энергетического угля HBA на май. Таким образом, индекс HBA 6322 GAR составил 206.2 долл./т. против 265.3 долл./т. месяцем ранее (-22% к апрелю 2023 г.), а индекс HBA 4200 GAR уменьшился до 82.2 долл./т. против 87.8 долл./т. (-6.4% к апрелю 2023 г.).
Цены высококалорийного австралийского угля 6000 упали ниже 160 долл./т. под давлением совокупности негативных факторов, включая высокие запасы на складах в Европе и странах Азиатско-Тихоокеанского региона.
Угольные компании Австралии вступили в спор с властями в связи с тем, что с 1 июля в стране вступают в силу новые правила регулирования выбросов СО2 в угольной отрасли, что может обернуться для некоторых производителей штрафами и увеличением себестоимости добычи, поскольку власти настаивают на стандартизированном подходе, без учета способа добычи и вида угля.
Котировки австралийского металлургического угля упали ниже 230 долл./т. из-за существенного превышения предложения над спросом. Рынок стали в КНР остается под давлением, а индийские покупатели занимают выжидательную позицию, поскольку прогнозируют падение котировок FOB вслед за CFR China.
Железнодорожные тарифы растут опережающими темпами
Несмотря на негативную динамику погрузки в 2022 г. (-3.8% к 2021 г.) компания РЖД повысила тарифы на 11%. В 1 квартале 2023 г. погрузка снизилась почти на 1%, но в начале 2023 г. тарифы выросли еще на 8%. РЖД периодически индексирует тарифы, однако в текущее время эти темпы носят беспрецедентный характер, что оказывает негативное влияние на экспортеров угля и других грузов.
На фоне падающих цен на угольном рынке дополнительное давление на угольные компании оказывает отмена понижающих коэффициентов на экспортные перевозки угля до конца 2023 г.
Увеличение тарифов не соответствует Транспортной стратегии РФ до 2030 г., где заявлено о снижении транспортных расходов. В результате политики РЖД ставки операторов вновь вырастут. В апреле 2023 г. ставки на полувагоны уже подорожали на 8.4%.
Учитывая профицит полувагонов на сети железных дорог ставки аренды должны снижаться, тем не менее они продолжают расти, поскольку в отдельных регионах отмечается нехватка вагонов в местах погрузки, в том числе из-за проблем с оптимизацией управления порожними вагонопотоками.
Кроме того, из-за дефицита провозной способности РЖД продвигает отказ от приоритета в отношении вывоза угля из ряда регионов и перевод их в стандартную категорию, что приведет к квартальному сокращению экспорта на 2 млн т. в пользу других грузов. При этом с марта 2022 г. на Восточном полигоне были отменены правила недискриминационного доступа (ПНД), дававшие углю приоритет для транспортировки перед другими, более выгодными для железнодорожников грузами.
Ургалуголь нарастит экспорт до 6.0 млн т. в 2023 году
Компания Ургалуголь (подразделение СУЭК в Хабаровском крае) в 2023 г. планирует увеличить объем поставок угля в страны Азиатско-Тихоокеанского региона до 6.0 млн т.
В 2023 г. ожидаемый общий объем поставок составит 7.2 млн т. Из них: на экспорт в страны АТР, включая КНР, придется 5.8 млн т. (+1.1 млн т. к 2022 г.) и более 1.0 млн т. – на внутренний рынок, в адрес российских генерирующих предприятий. Объем добычи по итогам 2023 г. запланирован на уровне 8.9 млн т. (-1.1 млн т. 2022 г.).
Кроме того, в ближайшие 3 года Ургалуголь приобретет два новых участка (Северный Ургал и Северо-западный Ургал) в Хабаровском крае с запасами до 130 млн т. В текущее время запасы составляют 942.8 млн т.
При этом на разрезе Правобережный до 2028 г. планируется увеличение производства с текущих 4.3 млн т. до 12.5 млн т. и сокращение на разрезе Буреинский с 2 млн т. до 0.1. млн т.
К 2030 г. предприятие должно выйти на совокупный уровень добычи 15 млн т.
Увеличение отгрузок на экспорт планируется достичь в ближайшие годы за счет развития железнодорожной инфраструктуры. Также компания проведет модернизацию обогатительной фабрики Чегдомын, нарастив ее мощности до 9 млн т.
В январе-апреле 2023 г. добыча Ургалуголь составила 2.7. млн т. (практически без изменений по сравнению с январем-апрелем 2022 г.). По итогам 2022 г. компания добыла 10 млн т., что сопоставимо с уровнем 2021 г.
Ургалуголь – единственное предприятие, осуществляющее добычу угля в Хабаровском крае (Дальний Восток) на Ургальском угольном месторождении.
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
На европейском угольном рынке на прошедшей неделе наблюдалось падение котировок ниже 109 долл./т. Нисходящий тренд сохраняется и давление на цены продолжают оказывать такие факторы, как увеличение генерации ВИЭ, благоприятная температура, высокие запасы на складах ARA и падающие индексы на рынке газа и электроэнергии.
Газовые котировки на хабе TTF упали до 280 долл./1000 м3 (-74 долл./1000 м3 к 18.05.2023 г.). Запасы в хранилищах ЕС продолжают увеличиваться благодаря стабильным поставкам трубопроводного газа и СПГ.
Совокупные запасы на складах ARA увеличиваются 5 недель подряд и составляют 7.8 млн т. (+0.4 млн т. или +6% к 18.05.2023 г.), что является самым высоким показателем с сентября 2022 г.
Индексы южноафриканского угля 6000 укрепились выше 106 долл./т. Южноафриканский уголь подорожал в результате 2-х аварий на железной дороге, ведущей к экспортному терминалу RBCT. Росту котировок предшествовало падение до двухлетних минимумов на фоне низкого спроса в Европе и Индии, а также усиления конкуренции на международном рынке.
Новый случай схождения с рельс вагонов произошел 17.05.2023 г. в районе Клейнфонтейн в результате столкновения поезда с углем со стоящим подвижным составом. При этом 22.05.2023 г. движение было полностью восстановлено. На текущий момент власти проводят оценку причин и влияния инцидента на объем экспорта через терминал RBCT. В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao подешевели на 7 долл./т., составив 135 долл./т., продолжая падать в связи с рекордными запасами на складах потребителей, сокращением спроса и высокими показателями добычи.
Shenhua, крупнейшая в КНР угольная компания, приостановила закупки низкосортного угля и понизила цены на уголь более высокого качества в ответ на падения котировок на внутреннем и международном рынках.
Запасы в порту Qinhuangdao увеличились до 6.1 млн т. (+0.1 млн т. к 18.05.2023 г.), а совокупные запасы на 9 крупнейших терминалах поднялись до 29.2 млн т. (+1.2 млн т. к 18.05.2023 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR составил 105 долл./т. (-8.00 долл./т. к 18.05.2023 г.), из-за слабеющего спотового спроса на все марки угля со стороны Индии и КНР, где наблюдается увеличение гидрогенерации.
Цены высококалорийного австралийского угля 6000 упали ниже 150 долл./т. под давлением совокупности негативных факторов, включая слабый спрос и высокие запасы на складах в Европе и странах Азиатско-Тихоокеанского региона.
Котировки австралийского металлургического угля подешевели до уровня ниже 225 долл./т. из-за превышения предложения над спросом, и неблагоприятной конъюнктуры на рынке КНР, где цены на сталь достигли трехлетнего минимума, в связи с чем происходит сокращение производства чугуна и проводится техническое обслуживание на ряде предприятий.
Россия планирует возобновить поставки угля через северокорейский порт Раджин для последующего экспорта в Китай. Ранее отгрузки через этот терминал осуществлялись в адрес КНР и Южной Кореи, но в 2017 г. были остановлены по причине западных санкций против КНДР.
Незамерзающий порт Раджин мощностью 5 млн т. был введен в эксплуатацию в конце 2013 г. Для экспорта товаров в этом же году был открыт железнодорожный переход Хасан (Дальний Восток, Россия) — Туманган (КНДР). В настоящее время по этому маршруту в основном осуществляются поставки продовольствия, нефтепродуктов и строительных материалов.
Основными импортерами российского угля через северокорейский порт Раджин являются восточные и юго-восточные приморские провинции Китая. Одним из преимуществ северокорейского порта являются конкурентные ставки перевалки.
Шахта Листвяжная по итогам 2022 г. получила чистый убыток в размере почти 4.2 млрд руб., который увеличился по сравнению с 2021 г. (2.4 млрд руб.) почти в два раза, что стало историческим антирекордом.
За 2022 г. размер выручки компании составил менее 6,6 млрд руб. (-10.6 млрд руб. к 2021 г.). При этом ранее Шахта Листвяжная работала с прибылью.
25 ноября 2021 г., на шахте, принадлежащей СДС, из-за взрыва метано-воздушной смеси произошла крупнейшая катастрофа в угледобывающей промышленности России за последние десять лет, в результате которой погибли 51 человек (46 шахтеров и 5 спасателей).
Шахта возобновила работу в апреле 2023 г., приступив к горным работам спустя почти 1.5 года после аварии.
По итогам 2021 г. добыча на шахте составила 4.4 млн т. (-0.4 млн т. или -7.6% к 2020 г.), тогда как экспорт снизился до 3.8 млн т. (-0.2 млн т. или -6% к 2020 г). Производственная мощность шахты составляет 5.2 млн т. угля в год. На шахту Листвяжная приходится около 18% добычи угля и выручки холдинга СДС, принадлежащего Михаилу Федяеву, который в настоящее время вместе с другими руководителями находится под следствием в связи с аварией. В декабре 2022 г. Михаил Федяев оставил пост президента СДС, который занимал 15 лет.
Правительство отозвало законопроект о внедрении договоров на условиях «вези или плати» (ship-or-pay), который, по мнению РЖД, позволил бы грузоотправителям, в первую очередь угольным компаниям, гарантировано вывозить продукцию по железной дороге. При этом в марте 2023 г. проект был одобрен профильным комитетом.
Планировалось, что до 31.12.2024 г. положения законопроекта будут в первую очередь применяться при экспорте угля с ж/д станций Кузбасса в восточном направлении. Также устанавливались объемы угольной продукции, в отношении которых могут заключаться долгосрочные договора в 2023 г. – 5 млн т. с помесячным распределением в течение года; в 2024 г. – 10 млн т. С 01.01.2025 г. система должна была заработать для перевозок ж/д транспортом всех видов грузов.
Принцип «вези или плати» представляет собой схему, при которой перевозчик обязан перевезти определенный объем груза клиента, а грузоотправитель, даже в случае непоставки груза, должен оплатить перевозку или штраф. Таким образом, РЖД получили бы гарантии предъявления грузов и загрузили существующие и создаваемые мощности, а грузоотправители могли бы планировать деятельность, исходя из обязательств компании вывезти продукцию.
Совет потребителей РЖД выступал с критикой проекта. Среди претензий были неясность критериев отбора тех, кто заключает соглашения «вези или плати», отсутствие симметричной ответственности для РЖД и грузоотправителей, тарифные параметры, сроки договоров и т. п.
Минэнерго отмечало, что предлагаемая форма договора перекладывает риски РЖД на других участников перевозочного процесса. ФАС была против, так как считала, что текущие ПНД и так позволяют достичь целей по росту экспорта из Кузбасса на 30%.
Отзыв законопроекта предположительно может быть связан с необходимостью актуализации документа или отменой по причине переориентации поставок большого объема грузов в восточном направлении на фоне санкционного давления и нехватки провозных мощностей.
На прошедшей неделе на угольном рынке Европы отмечалась высокая волатильность цен, которые двигались в диапазоне 117-126 долл./т. на фоне резкого подорожания газа до 3-месячного максимума в связи с эскалацией конфликта на Ближнем Востоке, а также сокращения доли возобновляемой генерации. При этом доходность угольной и газовой генерации оставалась отрицательной ввиду роста стоимости квот на выбросы СО2. На прошедшей неделе доля ВИЭ в структуре энергобаланса Германии составила 71%, сократившись на 7% по сравнению с предыдущей неделей, тогда как доля ископаемого топлива увеличилась с 22% до 29%.
Газовые котировки на хабе TTF подскочили до 350 долл./1000 м3 (+47 долл./1000 м3 к 10.04.2024 г.) в результате снижения поставок норвежского газа и ответа Израиля на удар, совершенный Ираном на выходных.
Индекс южноафриканского угля 6000 поднялся выше 110 долл./т., продолжая следовать за высокими ценами в Европе. Со стороны индийских потребителей, включая производителей губчатого железа, наблюдается увеличение спроса. Кроме того, правительство Индии продлило до
15 октября действие директивы в отношении 15 электростанций (18.37 ГВт), работающих на импортном угле, с требованием полной загрузки мощностей во избежание дефицита электроэнергии. Ожидается, что данная инициатива властей продолжит способствовать увеличению объемов импорта.
Экспортные отгрузки угля через терминал Richards Bay Coal Terminal (RBCT) по итогам 1 квартала 2024 г. выросли до 13 млн т. (+1.9 млн т. или +17% к 1 кварталу 2023 г.), что обусловлено улучшением ситуации с транспортировкой материала. Таким образом, экспорт в 2024 г. через RBCT может превысить 50 млн т. против прошлогодних 47 млн т. При этом средний показатель в 2013-2020 гг. составлял 70 млн т. Складские запасы на терминале оцениваются в 2.95 млн т. (практически без изменений к 10.04.2024 г.).
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao укрепились на 1 долл./т. до 116 долл./т. в связи с падением добычи и увеличением потребления. Также отмечается снижение запасов в портах, что связано с сокращением объемов поставок по ж/д ветке Daqin на 0.2 млн т. в день из-за проведения технического обслуживания, при этом нормализация движения ожидается после завершения работ в конце апреля. Снижение добычи обусловлено ужесточением проверок безопасности на шахтах. Согласно опубликованной статистике, добыча в марте сократилась на 4% и по итогам 1 квартала 2024 г. показатель составил 1.11 млрд т. (-4% к 1 кварталу 2023 г.).
Кроме того, в связи с необходимостью увеличения налоговых поступлений в провинции Shanxi был увеличен налог на рядовой уголь с 8% до 10% и на обогащенный уголь – с 6.5% до 9%. Данная инициатива может привести к повышению стоимости угля.
Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС увеличились на 0.2 млн т. до 13.5 млн т., потребление выросло с 728 тыс. т./сутки до 730 тыс. т./сутки. Запасы в 9 крупнейших портах сократились до 22.4 млн т. (-0.6 млн т. к 10.04.2024 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR подешевел на 1 долл./т. до 90 долл./т., поскольку индонезийские угольные компании снижают цены в связи с необходимостью сокращения складских запасов, особенно с учетом расширившегося спреда между уровнем спроса и предложения.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 вырос выше до 127 долл./т. на укреплении котировок в Европе. Один из индийских производителей губчатого железа закупил австралийский среднекалорийный уголь 5500 ккал/кг по 91-91.5 долл./т. FOB, который стал привлекательнее с точки зрения цены, хотя индонезийские потребители обычно отдают предпочтение южноафриканскому материалу ввиду большего содержания связанного углерода. Поддержку котировкам также оказывает заявление австралийской метеослужбы о возможном завершении явления Эль-Ниньо, что может привести к сокращению добычи. При этом японская метеослужба выпустила долгосрочный прогноз, согласно которому в Японии летом ожидаются температуры выше нормы. В результате ливней с 5 по 12 апреля прервалось ж/д сообщение на 100-километровом участке до терминала Port Kembla Coal Terminal, что привело к задержкам с погрузкой угля из региона Illawarra.
Индексы австралийского металлургического угля HCC подскочили выше 250 долл./т. на фоне активных покупок со стороны Китая, где также наблюдался рост цен в связи с увеличением загрузки металлургических предприятий и необходимостью пополнения запасов. Также отмечается улучшение конъюнктуры на рынке стали. Некоторые участники рынка пересматривают свои ценовые ожидания в сторону повышения в связи с увеличением торговых объемов на бумажном рынке.
Совместное предприятие BHP и Mitsubishi Alliance (BMA) понизило на 10% прогноз по добыче на финансовый 2024 год (заканчивается 30 июня) с 46-50 млн т. до 43-45 млн т. Объем производства в Квинсленде сокращается из-за 2-х тропических циклонов и роста расходов.
Добыча угля в Кузбассе упала на 2% в январе-марта 2024 года
В январе-марте 2024 г. угольные предприятия Кузбасса добыли 52.8 млн т. (-1.1 млн т. или -2.0% к январю-марту 2023 г.), по данным Министерства угольной промышленности Кузбасса.
Добыча коксующегося материала за этот период составила 17.3 млн т. (+0.3 млн т. или +1.8%), в то время как объемы добычи энергетического угля снизилась до 35.5 млн т. (-1.4 млн т. или -3.8%).
Открытым способом угольные компании добыли 34.5 млн т. (-0.8 млн т. или -2.3% к январю-марту 2023 г.), производство подземным способом сократилось до 18.3 млн т. (-0.3 млн т. или -1.6%).
По состоянию на 1 апреля 2024 г. складские запасы угля в Кузбассе увеличились до 21.5 млн т. (+1.8 млн т. или +9.1% к 1 апреля 2023 г.).
Санкции и наметившаяся тенденция по остановке деятельности российских угольных шахт и разрезов, наряду с повышающимися железнодорожными тарифами РЖД, введением экспортной пошлины, а также лишением угольных грузов приоритетности при ж/д перевозках на фоне ограниченной пропускной способности Восточного полигона, могут оказать негативное влияние на объемы добычи и поставок высококачественного российского угля на мировой рынок в 2024 гг.
В 2023 г. добыча угля в Кузбассе упала до 214.2 млн т. (-9.4 млн т. или -4.2% к 2022 г.).
Колмар остановил обогатительные фабрики из-за избытка угля на складах
Компания Колмар, добывающая коксующийся уголь в Якутии, с 12 марта остановила работу 2-х обогатительных фабрик и ограничила загрузку третьей на 50% из-за переизбытка угля на складах. Накопление сверхнормативного запаса угля в объеме 1 млн т. стало следствием трудностей при отправке в результате перегруженности ж/д инфраструктуры в Якутии и на Восточном полигоне.
Данная ситуация усугубляется проводящимися ремонтными работами на путях РЖД по направлению к терминалам Ванино, а также проблемами с согласованием и приемкой грузов в данном направлении. В апреле компания должна погрузить в вагоны 0.57 млн т., однако РЖД согласовали только 75% от необходимого объема.
В 2023 г. компания сократила производство до 11.6 млн т. (-0.8 млн т. или -6.4% к 2022 г.). В связи с ограниченной провозной способность инфраструктуры и неблагоприятной конъюнктурой на международном рынке угля добыча Колмар планы компании, скорее всего, будут пересмотрены в сторону понижения.
Кроме того, рост железнодорожных тарифов, ставок перевалки в портах, а также ввод экспортной пошлины с марта 2024 г. делают экспортные поставки убыточными, вынуждая российские угольные компании приостанавливать отгрузки на экспорт, снижать добычу, а в отдельных случаях закрывать добывающие предприятия и сворачивать проекты на новых месторождениях. Данные факторы также оказывают негативное влияние на бюджеты угледобывающих регионов.
Таким образом, доступность высококачественного российского угля существенно снизилась в первом квартале года, а ко второму и третьему кварталу 2024 г. ожидается ухудшение дефицита предложения из России.
На Огоджинском месторождении началось строительство обогатительной фабрики
В рамках развития проекта по освоению Огоджинского угольного месторождения в Амурской области началось строительство обогатительной фабрики мощностью 2 млн т. в год. В будущем здесь планируется построить еще шесть фабрик совокупной мощностью 30 млн т.
Также Огоджинская угольная компания (входит в группу Эльга) ведет строительство железнодорожной линии Огоджа – Февральск протяженностью 140 км, которое позволит нарастить добычу до 17-18 млн т. к 2029 г. На текущий момент проложено 37 км. Пропускная способность будущей железной ветки достигнет порядка 7 млн т. угля в год при стоимости строительства – 3 млрд руб.
По итогам 2023 г. в регионе было произведено 4.5 млн т. угля. Основной объем добычи приходится на Ерковецкий и Северо-Восточный разрезы, принадлежащие компании Русский Уголь.
Добыча Огоджинской угольной компании в 2023 г. составила 1.4 млн т., что почти в 3 раза больше, чем в 2022 г. В 1 квартале 2024 г. добыча снизилась до 0.24 млн т. мл(-0.1 млн т. или -28% к 1 кварталу 2023 г.). угля.
Запасы Огоджинского угольного месторождения оцениваются в 1.5 млрд т.
В Минэнерго РФ не рассчитывают, что в 2024 году параметры угольной промышленности удастся нарастить — они останутся примерно на результатах предыдущего года. Добычу предполагается сохранить на уровне 440 млн тонн, экспорт – в районе 210-220 млн тонн, но за сохранение прежних результатов придется еще побороться: угольщики переживают непростой период, сокращая производство в ряде регионов. Цены на их продукцию на внешних рынках продолжают снижаться с прошлого года. Однако вся проблематика этим не исчерпывается, в числе других сложностей – вновь обострившаяся проблема доставки угля к портам Дальнего Востока.
Цены падают, а издержки растут
Примечательно, что низкие цены сегодня не свидетельствуют о каком-либо провале мирового спроса. К тому же традиционно серьезную зависимость от угольной продукции испытывают рынки АТР. В первом квартале Индия по отношению к январю-марту 2023 года увеличила импорт из разных стран на 23,8%, КНР – на 17%.
«Здесь, правда, нужно отметить, что производство угля в самом Китае в текущем году все же снижается – по данным Государственного статистического управления КНР в январе-феврале 2024 года добыча угля в Китае сократилась на 4,2%. В отношении угольной промышленности Китай действительно может попробовать двигаться сейчас путем развитых стран, наращивая при необходимости импорт, однако переходя на более чистые источники энергии на внутреннем контуре», – поясняет аналитик «Финама» Николай Дудченко.
Тем не менее, у российских экспортеров 2024 год начался с падения объемов поставок. Если во второй половине прошлого года в Китай экспортировалось в среднем 8,5 млн тонны угля в месяц, то в январе этого – 7,5 млн тонны, в феврале – 7 млн тонн, в марте – 7,8 млн тонны. В целом угольные отправки за границу в первом квартале снизились на 13% – до 45,2 млн тонны. При этом в марте, по оценке Центра ценовых индексов (ЦЦИ) Газпромбанка, снижение составило 17%.
По данным ЦЦИ, отгрузки коксующегося угля остаются относительно стабильными, и падение в основном обусловлено сокращением энергетического концентрата. В настоящий момент определенный позитив связан с металлургическими марками угля, подтверждает коммерческий директор по навалочным грузам ОТЭКО Александр Гаганов, глобальный минимум здесь, похоже, пройден. Хотя сокращают импорт российского сырья Япония, Тайвань и Южная Корея, статус-кво в торговых отношениях сохраняют Китай, Индия и Турция. На горизонте 2024-2025 годов в компании видят рост экспортных отправок коксующегося угля примерно на 6%. Однако с продажами энергетических марок ситуация сложнее, а именно они занимают весомую долю в мировой торговле твердым топливом: из 1,4 млрд тонн суммарного экспорта более 1 млрд тонн приходится на уголь для энергетики.
В условиях низких мировых цен для угольных компаний России растут разного рода издержки, например, увеличились расходы, связанные с приобретением спецтехники зарубежного производства. Кроме того, за последние полтора года возросло налоговое бремя, в частности, стал действовать повышенный НДПИ на коксующиеся марки угля.
«Мы совместно с Минэнерго, Минфином работаем, и, к сожалению, успешных результатов нет, но надеемся, что как-то удастся снизить дальнейшее давление на нашу отрасль», – не исключает вице-президент по работе с государственными органами ООО «Коулстар» Асико Джавахян.
«Цены на уголь упали до уровня 2021 года, в то время как себестоимость продукции выросла, в первую очередь, в силу санкционных ограничений, связанных с поставками оборудования, в силу того, что угольные компании опережающими темпами повышали зарплату своим работникам, она поднялась на 56%. В то же время железнодорожные тарифы увеличились на 111% с 2021 года. Все это создает достаточно серьезные кассовые разрывы у предприятий», – подытожил ответственный секретарь комиссии по горнопромышленному комплексу Российского союза промышленников и предпринимателей Максим Довгялло.
Без оказания мер поддержки по итогам 2024 года убытки угольщиков РФ могут достигнуть 450 млрд рублей, что вдвое больше, чем угольные компании заработали в 2020 и 2021 годах, отмечают аналитики «Газпромбанк Инвестиции».
Как доехать к морю
Фактически угольщикам нужно продержаться год, поскольку в следующем ожидается благоприятная конъюнктура.
«Мы спады видели достаточно часто, за последние 25 лет это уже четвертый цикл. Естественно, мы понимаем, что 2024 год проходим по минимальным ценам, и с 2025 года будем наблюдать разворот на рост спроса по углю», – заявил на форуме «Горнодобывающая промышленность: инвестиционные проекты и меры поддержки», состоявшемся 12 апреля, заместитель министра энергетики России Сергей Мочальников.
По его словам, рынки КНР и Индии – залог уверенности в перспективах экспорта.
«Новая генерация в Китае – свыше 100 ГВт, а средний срок службы – 50 лет. Отсчитайте от 2023 года 50 лет – мы уверены в будущем спросе на каменный уголь», – обнадежил замглавы Минэнерго.
Вместе с тем угольной отрасли важна помощь здесь и сейчас. В качестве потенциальных мер поддержки в отраслевом сообществе называют отмену курсовой экспортной пошлины на уголь или ввод цены отсечения, ниже которой вывозная пошлина перестает действовать, пересмотр механизмов налогообложения.
Большой блок вопросов связан с логистикой. Изменения последних лет в железнодорожных тарифах оказали дополнительное давление на угольный бизнес, свидетельствует Асико Джавахян.
«Напомню, понижающие коэффициенты были отменены, и это приводит к тому, что не все направления [экспорта] в настоящее время рентабельны», – заявил представитель «Коулстар».
По словам Сергея Мочальникова, понижающий коэффициент на перевозку угля был отменен в 2022 году в связи с высокой доходностью отрасли. Сейчас ситуация изменилась, доходности нет. Поэтому вопрос возвращения такого коэффициента необходимо обсуждать со всеми заинтересованными сторонами, уточнил чиновник.
Еще одна важная проблема, о которой говорят угольщики – увеличение квот на вывоз продукции в сторону портов и погранпереходов Дальнего Востока. К примеру, в Хакасии из-за проблем с приемом угля к перевозке практически все разрезы работали вполовину от своих возможностей, подчеркнул председатель Верховного совета республики Сергей Сокол.
«С учетом сезонного спада и периода летних путевых ремонтных работ на РЖД перспективы до конца 2024 года не дают поводов для оптимизма», – посетовал он.
Отмена понижающих коэффициентов на железнодорожную перевозку, ввод экспортных пошлин и закрытие из-за санкций западного направления делают местных угледобытчиков неконкурентоспособными, сказал председатель парламента.
«На сегодняшний день ситуация такова, что на каждой тонне отправки на запад убытки составляют от 400 до 1 500 рублей на тонну. С учетом падения цен и ограничения западного направления единственной альтернативой остаются Индия и Китай. Но из-за транспортно-логистических сложностей (хакасский уголь завозится в Юго-Восточную Азию, в том числе, по Северному морскому пути) в конечной стоимости угля 2/3 составляют транспортные расходы», – комментирует Сергей Сокол.
Вывоз на экспорт затруднен и в Якутии. По словам первого зампреда республиканского правительства Джулустана Борисова, остро встал вопрос, связанный с согласованием и приемкой к транспортировке угля у ООО «УК «Колмар». Эта компания отправляет уголь в адрес собственного порта АО «ВаниноТрансУголь».
«Данная ситуация привела к накоплению сверхнормативного запаса угля на складах в объеме порядка 1 млн тонн, к приостановке двух обогатительных фабрик с 12 марта и к работе одной обогатительной фабрики на 50% нагрузки», – рассказал Джулустан Борисов.
Потребность в отгрузке на апрель у «Колмара» составляет 573 тыс. тонн, но РЖД предварительно согласовали только 75% от этого объема, уточнил он.
Третий не лишний
Как сообщил Сергей Мочальников, в 2024 году объем угольных перевозок по Восточному полигону увеличится с прошлогодних 108 млн тонн до 111 млн тонн. Модернизация железнодорожной инфраструктуры дает прирост провозной способности. Вместе с тем, отмечает руководитель департамента СУЭК по стратегиям и связям с государственными органами Александр Долгих, неплохо было бы научиться распределять дополнительный размер мощностей РЖД между экспортерами.
«В 2024 году угля будет выезжать 111 млн тонн, а сколько будет в 2025 или 2026-м, просто не знаем. Мы предлагали методику, формализовали, чтобы все примерно понимали, как этот прирост делить между собой. Чтобы это не было в режиме поручения президента, поручения председателя правительства, зампреда правительства – такая картина не совсем системна», – подчеркнул Александр Долгих.
В апреле был утвержден проект инвестиционного паспорта III этапа модернизации Восточного полигона. Сейчас он находится на утверждении в правительстве РФ.
Согласно плану, необходимо построить более двух тыс. км вторых путей и свыше 1,5 тыс. искусственных сооружений (мостов, тоннелей, водопропускных труб и т.д.) Будут возведены четыре крупнейших инженерных объекта: дублеры Северомуйского, Кузнецовского, Кодарского тоннелей и моста через Амур у Комсомольска. Все это позволит к 2030 году нарастить провозные способности Восточного полигона до 210 млн тонн, а по итогам 2032-го – до 270 млн тонн.
Реализация мер инфраструктурного развития, безусловно, расширит возможности вывоза экспортных грузов, включая угольную продукцию. В частности, как ожидается, Кузбасс с нынешних 54,3 млн тонн в 2033 году сможет нарастить отправки угля по Восточному полигону, как минимум, до 75,5 млн тонн, Бурятия – с 8,5 млн до 16,2 млн тонн, Амурская область и Якутия (причем Эльга к тому времени, вероятно, переключит свой основной поток на новый порт в Охотском море) – с 27,5 млн до 47,5 млн тонн, Хабаровский край – с 5,3 млн до 15,1 млн тонн.
Согласно базовому сценарию, угольные перевозки через Дальний Восток в 2033 году могут достигнуть 182 млн тонн. Порядка 108 млн тонн придется на Ванино-Совгаванский узел и 73,6 млн тонн – на терминалы Приморья. Но заявляемая цифра недостаточна – после 2032 года может поехать больше угля, уточнил Александр Долгих, тем более возможности портов станут еще шире.
Отправители угля будут регламентированы и не смогут использовать все возможности Восточного полигона и после III этапа, к тому же растущие потребности в перевозках наблюдаются и у других отраслей экономики, признал Сергей Мочальников. К этому следует быть готовым.
«Нужно создать рабочую группу по мерам технологического характера. Инновация (вагоны с повышенной нагрузкой на ось – прим. ред.), временные интервалы движения поездов, работа со станциями и портами, работа с порожняком и другим подвижным составом, работа с локомотивным парком – здесь много чего. И начиная с того, как правильно формировать отправку груза от отправителя, [какие должны быть] предложения с РЖД по движению, как принять портам все виды грузов, чтобы максимально быстро обработать и вернуть обратно [вагоны] – эта работа должна усилиться», – заключил замглавы Минэнерго.
За счет модернизации Восточного полигона. как минимум главный ход БАМа от Тайшета до Советской Гавани, должен стать полностью двухпутным по аналогии с Транссибирской магистралью. В то же время регионы поднимают вопрос о необходимости строительства третьих путей на участках Транссиба.
«Мы надеемся, что дорогостоящие, но такие важные проекты, как создание третьего главного пути между Хабаровском и Владивостоком и строительство обходов на участке Смоляниново – Находка, будут реализованы как можно скорее», – сказал зампред правительства Приморского края Николай Стецко.
По его словам, в 2023 году порты Приморья переработали 156 млн тонн грузов. Есть инвестпроекты на общую сумму 540 млрд рублей по расширению портовых мощностей, их реализация позволит довести перевалку примерно до 350 млн тонн. Но без вышеуказанных объектов железнодорожной инфраструктуры они не раскроют свой потенциал.
На прошедшей неделе на угольном рынке Европы цены продолжили колебаться в диапазоне 117-121 долл./т. Давление на индексы оказывает падение спроса, рост запасов на складах ARA и значительное увеличение генерации ВИЭ. В Германии объем ветрогенерации подскочил на 49% до 22.7 ГВт, генерация на каменном угле сократилась на 22% до 1.71 ГВт, при этом цены на электроэнергию на спотовом рынке упали на 25% (до 45.5 евро/МВт).
Газовые котировки на хабе TTF укрепились до 303 долл./1000 м3 (+15 долл./1000 м3 к 03.04.2024 г.) на фоне снижения поставок норвежского газа. Запасы угля на складах ARA увеличились на 7% до 6.4 млн т. (+0.41 млн т. к 03.04.2024 г.).
Индекс южноафриканского угля 6000 закрепился выше уровня 100 долл./т., достигнув к концу недели 110 долл./т., на фоне сохраняющихся высоких цен в Европе. Кроме того, со стороны индийских потребителей наблюдается увеличение активности в связи с такими факторами, как сокращение запасов на электростанциях впервые за последние 5-6 месяцев
(-0.9 млн т. или -1% к 03.04.2024 г.), а также нарушение логистических цепочек поставок угля из США в результате обрушения моста в Балтиморе, где возобновление отгрузок ожидается не ранее середины-конца мая. Энергетическое управление США понизило прогноз экспорта угля из страны на апрель на 33% до 5.5 млн т. При этом восстановление объема поставок ожидается только к концу лета или началу осени.
В результате схода с рельсов 4 локомотивов и 6 вагонов с углем 2 апреля были перекрыты три ж/д ветки в направлении порта Richards Bay. 4 апреля была вновь открыта ветка 1, ветки 2 и 3 были открыты вечером 5 апреля. В связи с инцидентом начато расследование, однако Transnet пока не раскрывает причину происшествия. Это уже второй сход вагонов с начала
2024 г., что напоминает участникам рынка об уязвимости инфраструктуры.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao упали на 2 долл./т. до 115 долл./т. На внутреннем рынке КНР продолжается нисходящий тренд в связи с ослаблением спроса, а также увеличением запасов на складах потребителей и производителей. Компания Shenhua вновь понизила цены, предоставляя крупным потребителям дисконт, оказывая давление на котировки. Среди участников рынка распространяется негативное настроение из-за ожидаемого роста температуры и увеличения генерации ВИЭ. Кроме того, некоторые ж/д сети в КНР понизили тарифы на перевозку в апреле на 15-30%, что позволило поставщикам понизить свои цены на сопоставимую величину с целью увеличения продаж.
Две провинции объявили о планах нарастить добычу по итогам 2024 г. Inner Mongolia планирует увеличить показатель на 9 млн т. до 1.22 млрд т., Shaanxi – на 20 млн т. до 780 млн т. При этом ранее провинция Shanxi, крупнейшая по добыче угля в КНР, объявила о планах сокращения на 50-70 млн т. до 1.3 млрд т. по сравнению к 2023 г., что обусловлено перепроизводством и участившимися проверками техники безопасности. В январе-феврале производство в Shanxi снизилось на 35 млн т. или на 18% к январю-февралю 2023 г. Однако компании не понизили свои цели по выручке, в связи с чем они могут нарастить добычу на фоне падения внутренних цен.
Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС увеличились на 0.1 млн т. до 13.3 млн т., потребление упало с 733 тыс. т./сутки до 728 тыс. т./сутки. Запасы в 9 крупнейших портах снизились до 23 млн т. (-0.7 млн т. к 03.04.2024 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR подешевел на 1 долл./т. до 91 долл./т. из-за падения внутренних цен в КНР. При этом активность в Индонезии замедлилась в связи с празднованием окончание Рамадана. Спрос со стороны китайских покупателей был невысоким в связи с выходными днями в стране по случаю праздника Цинмин (День почитания предков) с 4 по 6 апреля.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 остается на уровне 125 долл./т., испытывая давление со стороны снижающихся внутренних цен в КНР и ограниченного спроса в других странах АТР, обусловленного межсезоньем.
Тайваньская энергетическая компания Taipower планирует на следующей неделе вновь запустить угольные электростанции, остановленные 3 апреля в связи с землетрясением. Большое количество подземных толчков, последовавших за землетрясением, не позволило более оперативно перезапустить энергоинфраструктуру, включая угольную электростанцию Heping мощностью 1.3 ГВт.
Цены на австралийский металлургический уголь HCC остаются в нисходящем тренде ниже 225 долл./т. в связи с высоким предложением и ограниченным спросом из-за неблагоприятной конъюнктуры на рынке стали. Давление на цены также оказало очередное понижение цен на кокс в Китае. Отмечается, что продавцы предлагают австралийский материал с привязкой к индексу, тогда как покупатели настаивают на фиксированной цене с целью хеджирования против потенциального разворота котировок вверх.
Ставка перевалки в Тамани снизилась, но остается высокой, а экспорт – нерентабельным
Угольный терминал ОТЭКО в Тамани понизил тарифы на перевалку угля на 2 квартал 2024 г. с 32–38 долл./т. до 18-19 долл./т. Однако рентабельность поставок FOB из Кузбасса остается отрицательной, в связи с чем спад экспорта угля продолжится и мощности инфраструктуры будут оставаться незагруженными. Потери в погрузке в адрес Тамани в январе-апреле 2024 г. могут составить 7.6 млн т. (-82% к январю-апрелю 2023 г.).
Учитывая, что котировки на международном рынке упали до уровня 2015-2016 гг., ставка перевалки и железнодорожные тарифы должны соответствовать уровню тех лет, однако предложенная ОТЭКО ставка превышает его на $2/т, а ж/д тариф – почти на
11 долл./т. Кроме того, с 1 марта 2024 г. в расходы угольщиков добавилась экспортная пошлина. С учетом этих факторов, приемлемый уровень ставок, по некоторым оценкам, составляет 12–15 долл./т.
28 марта правительство РФ подвергло ОТЭКО критике в связи с завышенными ставками. ФАС нашла в действиях ОТЭКО признаки установления необоснованных тарифов на услугу по перевалке угля, и компании было предписано разработать и утвердить в течение месяца коммерческую политику, которая должна определять порядок расчета тарифа на экономически обоснованном уровне с учетом среднеотраслевой рентабельности и объема перевалки на уровне 2023 г.
Заявки на перевозку в адрес терминала составляют чуть более 1% от объема, который отгружался в прошлом году (порядка 2.5 млн т. в месяц). Недозагрузка данного направления в связи с невозможностью экспорта угля через Тамань за первый квартал привела к потере угольщиками около 52 млрд руб.
Из-за высокой стоимости перевалки в феврале—марте угольные компании перестали отправлять грузы через терминал ОТЭКО в Тамани. Совокупные отгрузки угля в адрес южных портов по итогам 1 квартала 2024 г. составили 2.9 млн т. (-4.9 млн т. или -63% к январю-марту 2023 г.). При этом материал в объеме 4.9 млн т. является потерянным для экспортного рынка, так как его невозможно перераспределить на другие направления (Северо-Запад, Дальний Восток и погранпереходы).
По итогам 2023 г. совокупный объем перевалки ОТЭКО, владельцем которого является Мишель Литвак, составил 25.1 млн т. (-4.9 млн т. или -15% к 2022 г.).
Колмар сталкивается со сложностями при вывозе угля
Компания Колмар столкнулось с трудностями при отправке угля из-за перегруженности ж/д инфраструктуры в Якутии и на Восточном полигоне. Cитуация усугубляется проводящимися ремонтными работами на путях РЖД по направлению терминалов Ванино.
В связи с этим компания стремится определить альтернативные логистические пути для экспорта через другие морские дальневосточные порты. Также планируется создание план-графика грузоперевозок, к разработке которого привлекут РЖД, дальневосточные морские порты и правительство Якутии.
В 2023 г. компания сократила производство до 11.6 млн т. (-0.8 млн т. или -6.4% к 2022 г.). В связи с ограниченной провозной способность инфраструктуры и неблагоприятной конъюнктурой на международном рынке угля добыча Колмар планы компании, скорее всего, будут пересмотрены в сторону понижения.