Угольная промышленность - актуальные цифры и факты. Партнерский проект Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
На прошедшей неделе цены на энергетический уголь в Европе продолжили падение ниже 138 долл./т. после незначительной коррекции вверх в середине недели.
Газовые контракты на хабе TTF немного укрепились до 655 долл./1000 м3 (+15 долл./1000 м3 к 25.01.2023 г.), чему способствовал более активный отбор газа из хранилищ в ЕС. В целом, в среднесрочной перспективе угольные котировки остаются под давлением в связи с совокупностью таких негативных факторов, как температуры выше нормы, высокие запасы угля на складах ARA и цены на газ, находящиеся на минимумах за последние 1.5 года.
Котировки южноафриканского угля 6000 подросли выше 145 долл./т. на фоне увеличения спроса на спотовом рынке со стороны Индии.
Южноафриканский терминал RBCT озвучил планы по наращиванию перевалки в 2023 г. до 60 млн т. (+19% к 2022 г.). Это амбициозный показатель, поскольку по итогам 2022 г. объем экспорта ЮАР упал до 50.4 млн т. (-14% к 2021 г.) – самый низкий уровень с 1993 г. При этом проектная мощность RBCT составляет 91 млн т. в год. Основным направлением экспорта через RBCT осталась Индия с объемом 15.5 млн т. (-8.6 млн т. или -36% к 2021 г.). Поставки в Пакистан обвалилась до 3.0 млн (-8.4 млн т. или -74% к 2021 г.). Отгрузки в адрес Европы подскочили в 6 раз до 14.3 млн т. против 2.3 млн т. в 2021 г. Поставки в Марокко увеличились примерно в 2 раза с 0.5 млн т. до 1.2 млн т.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao снизились на 5 долл./т. до 175 долл./т., что обусловлено высокими запасами угля в портах, прогнозами дальнейшего увеличения внутренней добычи и ослаблением ограничений на поставки австралийского материала. Кроме того, порт Qinhuangdao на прошедшей неделе повысил тарифы на хранение, в результате чего трейдеры стали активнее распродавать свои складские запасы, увеличив дисконт.
В 2023 г. КНР планирует менее активно наращивать добычу, поскольку три основных горнодобывающих региона (Shanxi, Inner Mongolia и Shaanxi), на долю которых приходится более 80% добычи в стране, ожидают увеличения объемов на 138 млн т. или 4% против 10% в 2022 г. Подобная динамика, а также инициатива правительства по переводу большего объема поставок на долгосрочные контракты могут подтолкнуть небольшие энергетические компании к увеличению закупок на спотовом рынке и росту спроса на импортный материал с их стороны.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR снизился на 3 долл./т. до 140 долл./т. из-за продолжающейся низкой торговой активности со стороны стран АТР.
По предварительным данным, добыча в Индонезии по итогам 2022 г. выросла на 12% до нового исторического максимума в 684 млн т., тогда как правительство прогнозировало 663 млн т. В 2023 г. ожидается, что добыча в стране увеличится на 1.5% до 694 млн т. При этом на экспорт, как ожидают власти, будет поставлено 518 млн т.
Цены высококалорийного австралийского угля 6000 рухнули почти на 60 долл./т. ниже отметки в 250 долл./т. Цены на австралийский материал упали в связи с тем, что участники рынка заняли выжидательную позицию на фоне невысокого спроса со стороны Индии и Китая. Дополнительное давление на котировки оказывают высокие запасы на складах потребителей в Юго-Восточной Азии и конкурентоспособность южноафриканского и российского материала, предлагающегося по более привлекательным ценам.
Индексы австралийского металлургического угля подскочили до 350 долл./т. на фоне опасений сокращения предложения в результате аварии на железной дороге в штате Квинсленд.
На железной дороге Blackwater в штате Квинсленд 29 января произошло столкновение вагонов с углем и товарного поезда, в результате чего транспортный маршрут был закрыт на ремонт до 9 февраля и будет открыт на неделю позже, чем ожидалось ранее. Однако после открытия скорость движения вагонов будет ограничена на протяжении около 3 месяцев в связи с необходимостью замены оборудования. Данная ж/д линия обслуживает поставки угля в адрес порта Gladstone. По некоторым оценкам, в результате повреждения инфраструктуры экспорт угля через Gladstone сократится примерно на 1.5 млн т. угля. Около 50% угля марки PCI из штата Квинсленд вывозится по ветке Blackwater, что делает порт Gladstone крупнейшим по объемам перевалки австралийского угля PCI на экспорт.
Японский производитель стали Nippon Steel и австралийская угольная компания Foxleigh из штата Квинсленд согласовали цену LV PCI на 1 квартал 2023 г. на уровне 255 долл./т. FOB (+9 долл./т. к 4 кв. 2022 г.).
Экспорт российского угля в Южную Корею вырос на 21% в 2022 г.
По предварительным данным, российские угольные компании, увеличили отгрузки в адрес Южной Кореи до 26.5 млн т. (+4.6 млн т. или +21% к 2021 г.). При этом совокупные поставки из Австралии, наоборот, упали на 25% до 46 млн т. (-15 млн т. к 2021 г.).
По итогам 2022 г. российские экспортеры существенно нарастили поставки угля в Южную Корею. Росту объемов экспорта способствовало предоставление дисконтов, а также снизившиеся фрахтовые ставки. Кроме того, преимуществом импорта из России для стран АТР остаются короткие сроки поставки из дальневосточного региона. При этом рост обеспечивался за счет отгрузок через северо-западные и южные порты РФ на фоне сокращения перевозок по Восточному полигону, где провозная способность остается ограниченной.
Несмотря на западные санкции, покупатели из Южной Кореи начали наращивать импорт из России с середины 2022 г. до 2 млн т. энергетического угля в месяц.
Южнокорейским потребителям, готовым начать закупать сырье на 2 квартал 2023 г., российские экспортеры продолжают предлагать высококалорийный уголь с дисконтом.
В настоящее время доля угольной генерации в энергобалансе Южной Кореи составляет около 40%.
Порт Суходол на Дальнем Востоке будет введен в эксплуатацию в 2023 году
Ввод в эксплуатацию нового специализированного угольного порта Суходол на Дальнем Востоке, мощностью 20 млн т. в год запланирован на 2023 г.
изображение: ООО «Морстройтехнология»
Мощности порта будут вводиться поэтапно. В 2023 году перевалка угля может составить около 2 млн т., в 2024 году – около 6 млн т. и в 2025 г. – 12 млн т. В дальнейшем планируется довести грузооборот порта до 20 млн т. угля.
Порт будет оснащён вагоноразмораживающими устройствами, тандемными вагоноопрокидывателями, стакер-реклаймерами, герметичной конвейерной системой, магнитными сепараторами, судопогрузочными машинами и другой техникой.
Железнодорожная инфраструктура порта Суходол предусматривает путепроводы примыкания к путям общего пользования станции Смоляниново, соединительный путь необщего пользования протяженностью 10.6 км и припортовую станцию с общей протяженностью путей 26.2 км.
Ранее акционеры порта заявляли о планах создания на базе порта многофункционального хаба с перевалкой как угля, так и контейнеров и зерна.
По данным ВЭБ.РФ, общий объем инвестиций в проект оценивался в 180 млрд руб., включая 62 млрд руб., инвестированные в угольный терминал, являющийся первым этапом проекта.
Современное аналитическое агентство (CAA)
Сложная ситуация сохраняется вокруг шельфовых проектов на Сахалине. В Якутии отмечается рост добычи нефти и расширение ресурсной базы. Также в республике растет добыча угля, однако для его поставок на экспорт требуется развитие инфраструктуры. Также продолжается рост добычи предназначенного на экспорт каменного угля на Чукотке.
В Сахалинской области сохраняются нерешенные вопросы в рамках крупных шельфовых проектов. Более сложная ситуация складывается на проекте «Сахалин-1». Индийская компания Oil and Natural Gas Corp (ONGC) в октябре минувшего года сообщила о намерении сохранить долю в операторе проекта «Сахалин-1»[1] - компании ООО «Сахалин-1». Доля ONGC в Exxon Neftegaz Limited составляла 20%. По неподтвержденным данным, компания рассматривала возможность увеличения доли.
В октябре же о полном уходе из проекта и РФ в целом сообщили в американской компании Exxon Mobil, которой принадлежали оператор проекта Exxon Neftegaz Limited и доля в 30% в СРП. В марте Exxon Mobil отказался продолжать отгрузку нефти с проекта в танкеры подпавшего под санкции «Совкомфлота», суда которого лишились страховки от Международной группы клубов взаимного страхования (International Group of P&I Clubs[2]). В связи с этим в мае оказались переполненными резервуары с нефтью в порту Де-Кастри в Хабаровском крае (из порта нефть отгружается на мировой рынок), что сделало невозможным дальнейшее продолжение добычи.
танкер «Залив Анива»
фото: Sakhalinenergy
Услугами «Совкомфлота» также пользуется проект «Сахалин-2», где отгрузка и добыча, тем не менее, не сокращались. В рамках проекта по итогам восьми месяцев прошлого года добыча газа выросла на 20% по отношению к аналогичному периоду 2021 г. (до 12 млрд куб. м). Объем реализации СПГ за аналогичный период вырос на 19% - до 7,6 млн тонн. Коммерческий директор нового оператора проекта ООО «Сахалинская энергия» А.Охоткин в конце сентября заявлял о готовности оказать поддержку «Сахалину-1» в вопросе сбыта нефти, но каких-либо шагов в данном направлении пока не предпринималось. План добычи в рамках «Сахалина-1» на 2022 г. составлял 8,9 млн тонн нефти, по предварительным оценкам Минэнерго, он не превысил 4,2 млн тонн (в 2021 г. – 11 млн тонн).
Кроме того, в связи с остановкой производства нефти на «Сахалине-1» не ведется также добыча попутного газа, поставляемого на Сахалин и в Хабаровский край (по газопроводу «Оха – Комсомольск»). Недостающие объемы газа в настоящее время замещает «Сахалин-2», что грозит сокращением производства СПГ в рамках «Сахалина-2». Недополученные доходы сахалинского бюджета от остановки «Сахалина-1» оцениваются в 38 млрд рублей в 2022 г. На минувшей неделе сообщалось о восстановлении добычи в рамках проекта «Сахалин-1» до 140-150 тыс. баррелей в сутки (65% мощности).
Между тем правительство РФ может перенести срок выбора нового акционера СПГ-проекта «Сахалин-2» (вместо британско-нидерландской Shell). Ожидалось, что на конкурс, который должен был завершиться 30 декабря, будет подана заявка «НОВАТЭКа». Но компания все еще не готова сделать коммерческое предложение о приобретении доли Shell (27,49%). Сроки определения покупателя могут быть перенесены до конца первого квартала 2023 г. Стоимость доли была определена правительством РФ в 94,8 млрд рублей. Правительство должно также осуществить экологический и технологический аудит деятельности Shell на предмет ущерба, а его сумму вычесть из средств, выплачиваемых за долю, в результате чего ее стоимость может быть серьезно пересмотрена. Тем не менее аудит пока не завершен.
Сохраняются противоречия «НОВАТЭКа» и «Газпрома». Так, «НОВАТЭК» просил «Газпром» предоставить необходимую документацию для оценки и подготовки коммерческого предложения. «Газпром» же может рассматривать как нежелательное участие в проекте крупного конкурента. При этом «НОВАТЭК» даже в случае получения доли Shell все же станет миноритарием, по причине чего может потребовать гарантий возможности влиять на развитие проекта через участие в совете директоров. Помимо того, «НОВАТЭК» заинтересован в получении объемов СПГ, которые были предусмотрены контрактом с Shell - до 1 млн тонн СПГ в год (пока контракт не расторгнут).
Что касается ресурсной базы газопровода «Сила Сибири», то в декабре 2022 г. «Газпром» приступил к добыче газа на Ковыктинском газоконденсатном месторождении в Иркутской области (Жигаловский и Казачинско-Ленский районы), проектная мощность которого составляет 27 млрд куб. м газа в год (в 2026 г.). Извлекаемые запасы Ковыктинского месторождения в пределах лицензионных участков «Ковыктинский», «Хандинский» и «Чиканский» составляют 1,8 трлн куб. м газа и 65,7 млн тонн газового конденсата. Газ данного месторождения характеризуется сложным компонентным составом - помимо метана он содержит пропан, бутан и значительные объемы гелия. Ценные компоненты ковыктинского газа предполагается выделять на Амурском газоперерабатывающем заводе (Амурская область), после чего поставлять очищенный газ в КНР. Газ с Ковыкты поступает в новый участок газопровода «Сила Сибири» (проектной мощности в 38 млрд куб. м в год этого газопровода ожидается достичь в 2025 г.) - «Ковыкта – Чаянда» протяженностью 804 км и на Амурский ГПЗ.
Установка подготовки газа УПГ-102 на Ковыктинском месторождении
фото: Газпром
Изначально «Газпром» рассчитывал добывать на Ковыкте 35 млрд куб. м, но впоследствии число скважин в проекте было сокращено, в связи с не достигнутыми договоренностями о продаже всего объема газа в Китай. Также по-прежнему не определен вопрос о темпах и масштабах газификации Иркутской области, в частности, касающийся поставок газа для дальнейшей переработки на «Саянскхимпласте» (в настоящее время сырье на предприятие поставляется «Ангарским заводом полимеров» «Роснефти»), а также вопрос о строительстве трубопровода до Саянска и Иркутска.
Ковыктинское в том числе рассматривается как ресурсная база для Амурского ГПЗ. Но пока увеличить поставки по «Силе Сибири» затруднительно из-за возможных проблем при дальнейшем расширении Амурского ГПЗ (к настоящему времени запущены две технологические линии мощностью 7 млрд куб. м по сырью каждая[3]), проектная мощность переработки которого составляет до 42 млрд куб. м газа в год. В проекте завода используются технологии немецкой компании Linde[4], покинувшей проект летом 2022 г. На ГПЗ запущены первая и вторая технологические линии, на третьей линии в мае были начаты предпусконаладочные работы (всего предусмотрено шесть линий).
Ожидается, что в 2023 г. экспорт по «Силе Сибири» составит 22-25 млрд куб. м. В середине декабря 2022 г. «Газпром» отчитался о достижении исторического рекорда суточных поставок газа в КНР – контрактные обязательства были превышены на 16,6%.
Следует отметить, что на Ковыкте предполагается также производить сжиженный природный газ для нужд региона. ООО «Газпром СПГ Технологии» и правительство Иркутской области заключили в январе соглашение о запуске линии по малотоннажному производству СПГ на Ковыкте. В рамках первого этапа проект предполагает строительство линии по производству СПГ мощностью 0,75 тонны в час. На втором этапе проекта планируется построить комплекс по производству СПГ мощностью 3 тонны в час. Объем инвестиций оценивается в 3 млрд рублей. СПГ будет поставляться для транспортной отрасли в Иркутской области, прорабатывается также вопрос об автономной газификации котельных региона.
Кроме того, из-за проблем с поставками технологий как минимум на год сдвигается реализация проекта Амурского газохимического комплекса «СИБУРа» в Приамурье (Свободненский район). Согласно проекту, на ГХК планируется производить ежегодно 2,3 млн тонн полиэтилена и 400 тыс. тонн полипропилена. Стоимость проекта составляет 10 млрд долларов США. Изначально запуск был намечен на 2024-25 гг.
В руководстве «СИБУРа» заявили о необходимости перестройки технологической цепочки на фоне санкций, поскольку возникли проблемы с получением оборудования от немецкой компании Linde[5] и итальянской компании Technimont[6]. В марте 2022 г. общий уровень готовности проекта достиг 37,8%, а в ноябре в «СИБУРе» отчитались, что на установке пиролиза было смонтировано пять единиц оборудования (информация о ходе работ на полимерных установках компанией не предоставлялась).
Доставка колонны пиролиза
фото: ООО «АМУРСКИЙ ГХК»
Известно, что в период навигации 2022 г. на стройку Амурского ГХК было доставлено 186 единиц критического оборудования (97% от всего объема) для установки пиролиза - модули печей, компрессорное, насосное и теплообменное оборудование. Кроме того, выполнен монтаж 24 единиц крупнотоннажного оборудования, в том числе трех паровых котлов (бойлеров). В рамках проекта велось строительство складских помещений, ремонтно-механического производства, цехов огнезащиты, канализационных и водоочистных сооружений.
Тем временем рост добычи нефти отмечается в Якутии. По итогам девяти месяцев 2022 г. добыча в республике достигла 13,8 млн тонн, увеличившись на 9% по сравнению с аналогичным периодом 2021 г.
В конце минувшего года «Таас-Юрях Нефтегазодобыча» («Роснефть» и зарубежные партнеры[7]) открыла в регионе нефтегазоконденсатное месторождение Кубалахское (Мирнинский район). На баланс были поставлены свыше 9,5 млрд куб. м газа и более 1,5 млн тонн нефти. Новый участок расположен вблизи Среднеботуобинского месторождения[8], где «Таас-Юрях Нефтегазодобыча» осуществляет промышленную разработку, поэтому для освоения нового месторождения предполагается задействовать уже существующую инфраструктуру. На Кубалахском запланировано бурение четырех поисково-разведочных скважин.
В сфере добычи угля основной рост приходится на Якутию, благодаря новым крупным проектам, которые пока пытаются решить проблему дефицита логистической инфраструктуры для поставок на экспорт. Группа «ЭЛСИ»[9] А.Авдоляна осенью прошлого года обратилась в правительство РФ с просьбой увеличить квоту на вывоз дополнительных 1,1 млн тонн угля ежемесячно из Якутии в ближайшие два года.
Прибыль, полученную благодаря увеличенной квоте, планируется реинвестировать в ускоренную реализацию проекта «ЭЛСИ» по строительству Тихоокеанской железной дороги (500 км) для вывоза угля с Эльгинского месторождения в направлении побережья Охотского моря[10] в Хабаровском крае (где должен быть построен порт «Эльга»). Первый этап провозной способностью 15 млн тонн угля планируется завершить в ноябре 2024 г., второй этап на 30 млн тонн – в ноябре 2025 г. Инвестиции в данный проект оцениваются в 146,6 млрд рублей.
Следует отметить, что ООО «Эльгауголь» в декабре минувшего года сообщило о 80 км проложенных в рамках строительства Тихоокеанской железной дороги путей. Суточный трафик на железной дороге должен составить 18 пар грузовых поездов, предполагается устройство одной промежуточной станции и 18 разъездов, а также приобретение подвижного состава - 15 локомотивов и 1,2 тыс. вагонов. В порту планируется построить терминал по загрузке и разгрузке судов и вагонов с устройством пятикилометровой конвейерной линии между ними, склада для хранения угля в портовой зоне. Терминалы порта предполагается запустить к 2025 г. Объем инвестиций в проект оценивается в 146 млрд рублей. В целях финансирования проекта из собственной прибыли группе требуется увеличить поставки угля с Эльгинского месторождения в восточном направлении на 200 тыс. тонн к текущему уровню (до 1,7 млн тонн в месяц)[11].
Проезд тепловоза между портом Эльга (мыс Манорский, нулевой километр) и 25-ым километром новой дороги
фото: стоп-кадр видео «Видеолетопись строительства Тихоокеанской железной дороги», ТГ-канал «Пулемет Дегтярева»
Помимо того, компания «Эльгауголь» завершила модернизацию действующего железнодорожного перегона «Эльга – Улак» (станция на Байкало-Амурской магистрали), его пропускная способность увеличена с 4 млн до 30 млн тонн в год. В компании рассчитывают добыть в текущем году 26 млн тонн угля, что на 30% больше плана на 2022 год (20 млн тонн). В январе-ноябре 2022 года был зафиксирован рост погрузки с Эльгинского месторождения на 20% - до 15,9 млн тонн. В текущем году недропользователь рассчитывает экспортировать 18 млн тонн. При этом в Якутии был все же снижен годовой план по угледобыче – до 34,3 млн тонн, что на 34% ниже ранее озвученного прогноза (40 млн тонн), что главным образом связано с дефицитом провозной способности Восточного полигона.
Рост добычи каменного угля продолжается в Чукотском АО, где компания «Берингпромуголь» (австралийская Tigers Realm Coal Ltd.) произвела по итогам 2022 г. 1,409 млн тонн каменного угля на месторождении Фандюшкинское поле. По отношению к 2021 г. объем добычи увеличился на 51%. Уголь поступает на экспорт в Китай, Республику Корея, Японию, Тайвань, Вьетнам и Камбоджу.
В 2023 г. планируется начать реконструкцию порта Беринговский (бухта Угольная) – она включает строительство подходного канала, обустройство инженерных сетей, установку нового навигационного оборудования и системы обеспечения безопасности, строительство трех причалов. Работы предполагается завершить за четыре года на условиях частно-государственного партнерства (часть объектов профинансирует ФГУП «Росморпорт»). После реконструкции мощности порта Беринговский должны достичь 2 млн тонн грузов в год (по итогам текущего года - 1 млн тонн).
В Забайкальском крае ООО «Разрезуголь»[12] совместно с китайской компанией China Energy Investment Corporation осенью 2022 г. приступили к строительству горного участка на Зашуланском каменноугольном месторождении в Красночикойском районе. Его мощность должна составить 5 млн тонн в год, на проектные показатели предполагается выйти в 2026 г.
В минувшем году было также начато строительство новой железнодорожной станции с примыканием к Транссибирской магистрали и технологической автодороги (длиной 162 км). Объем инвестиций в проект освоения месторождения оценивается в сумму порядка 30 млрд рублей. Запасы Зашуланского месторождения составляют 633 млн тонн угля. Ожидается, что продолжительность эксплуатации разреза достигнет 20 лет.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Месторождения Чайво, Одопту-море, Аркутун-Даги и Лебединское в акватории Охотского моря.
[2] Предоставляет страхование широких, неопределенных рисков (ответственность судовладельца после столкновения, загрязнение окружающей среды). Такое страховое покрытие является условием допуска во многие международные порты. Работа с российскими страховщиками в условиях санкций несет риски и создает неопределенность, несмотря на соответствие объема покрытия требованиям международных конвенций.
[3] Первая технологическая линия была запущена в июне 2021 г., вторая – в сентябре 2021 г. Всего предусмотрено шесть линий мощностью 7 млрд куб. по сырью каждая.
[4] Лицензиар технологий переработки и сжижения природного газа.
[5] Linde принадлежит технология установки пиролиза.
[6] Компании прекратили поставки технологий в июне 2022 г.
[7] Акционеры – ООО «РН-Разведка и добыча», «Таас Индия ПТЕ.ЛТД», «БИПИ Раша Инвестментс Лимитед».
[8] На Среднеботуобинском месторождении с начала отработки (в 2013 г.) было добыто 25 млн тонн нефти.
[9] ООО УК «ЭЛСИ» управляет комплексом угледобывающих активов в Якутии, Хабаровском и Приморском краях, Амурской, Новосибирской и Кемеровской областях.
[10] Железная дорога должна выйти на мыс Манорский в Охотском море, где началось строительство инфраструктуры порта «Эльга» (Тугуро-Чумиканский район Хабаровского края).
[11] А также с предприятий в Новосибирской области (на 350 тыс. тонн) и Кемеровской области (на 30 тыс. тонн).
[12] Совместное предприятие ООО «Нортерн Финикс Энерджи Компани Лимитед» (дочернее предприятие китайской Shenhua) и ООО «Компания «Востсибуголь» (дочернее предприятие En+ Group).
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
На прошедшей неделе цены на энергетический уголь в Европе резко упали ниже 140 долл./т. Сильное давление на котировки оказал ряд факторов, включая пересмотр прогноза температуры в сторону повышения, стабильно высокие запасы угля на складах ARA и упавшие цены на газ. Кроме того, ожидается существенное увеличение ветрогенерации.
Обвал индексов также связан с продажей в рамках одной торговой сессии большого объема бумажных контрактов крупными участниками рынка, ранее ожидавшими роста цен на уголь. Контракты на газ на хабе TTF подешевели до 640 долл./1000 м3 (-70 долл./1000 м3 или -10% к 18.01.2023 г.) на фоне стабильных поставок и заполненных более чем на 77% газовых хранилищ в ЕС.
Котировки южноафриканского угля 6000 упали ниже 137 долл./т. на фоне продолжившегося нисходящего движения европейских индексов. Дополнительным негативным фактором является сокращение импорта угля со стороны Пакистана, где угольная генерация на фоне осложнившейся в стране экономической ситуации в 2022 г. сократилась на 13%, а импорт энергетического угля – на 40% до 9.6 млн. т.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao остались без изменений на уровне 180 долл./т. Выходные дни на китайском рынке продлятся с 21 по 27 января в связи с празднованием Нового года по лунному календарю. По итогам 2022 г. китайский импорт энергетического угля уменьшился до 219 млн. т. (-41 млн. т. или -16% к 2021 г.), что обусловлено увеличением внутренней добычи и невысокой экономической активностью в результате проводимой в прошлом году антикоронавирусной политики государства.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR скорректировался на 1 долл./т. до 143 долл./т. в связи с низкой торговой активности ввиду выходных дней в КНР. Другие потребители также заняли выжидательную позицию, предполагая дальнейшее снижение цен на фоне нисходящего тренда и прогнозируемой рецессии в мировой экономике.
Цены высококалорийного австралийского угля 6000 упали ниже 305 долл./т., что обусловлено высокими запасами энергетического угля на складах в странах АТР и наступлением новогодних праздников в Китае.
Поддержку среднекалорийному материалу 5500, удерживающемуся на уровне 130 долл./т., оказала возросшая активность индийских покупателей. Кроме того, поставки австралийского угля на прошедшей неделе обвалились на 41% с 6.4 млн. т. до 3.8 млн. т. (самый низкий недельный показатель с начала октября 2022 г.). Для сравнения, средний недельный объем составляет 6.9 млн. т. Данная негативная динамика вызвана влиянием циклона Элли на погрузочные операции нескольких экспортных терминалов штата Квинсленд (Abbot Point, Hay Point и Dalrymple Bay) и приостановкой ж/д отгрузок.
Индексы австралийского металлургического угля подросли до 330 долл./т. в связи с ограниченным предложением на спотовом рынке, сокращением добычи и отгрузок австралийского материала вследствие циклона.
Компания Coronado Global Resources, осуществляющая добычу металлургического угля, сообщила о снижении объемов производства по итогам 2022 г. до 16 млн. т. (-7% к 2021 г.), что оказалось на 1 млн. т. ниже прогноза и связано с неблагоприятными погодными условиями в штате Квинсленд. Угольная компания Bowen Coking Coal (BCC) 20 января заявила о том, что терминал Dalrymple Bay объявил форс-мажор из-за циклона Элли. Некоторые покупатели ожидают, что в связи с задержками сроки поставок для них сместятся не менее, чем на две недели.
Россия рассматривает запуск стейблкоинов для расчетов по экспортным поставкам
Россия рассматривает выпуск цифровых финансовых активов (ЦФА) в виде стейблкойнов, отличительной особенностью которых является то, что они будут обеспечены золотом. Предполагается, что такие ЦФА будут выступать средством платежа по экспортным и импортным поставкам между Россией и ее торговыми партнерами.
В ходе недавней встречи данный вопрос обсуждался в Иране, хотя впервые данная идея прозвучала в 2019 г., когда Центробанку РФ было предложено инициировать обсуждение проекта по выпуску национальных криптовалют, номинированных в золоте, в рамках стран БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР).
На фоне многочисленных санкций западных стран Россия приступила к активному созданию альтернативных методов расчета с дружественными странами по поставкам энергоносителей (уголь, газ, нефть) и другой продукции.
Один из российских государственных институтов в середине 2022 г. опубликовал доклад о перспективах международных платежей с использованием ЦФА в условиях санкционных ограничений. Институтом был предложен следующий вариант работы: государство выпускает обеспеченный золотом ЦФА, и создает биржу, где ЦФА приобретается за обычную валюту и используется для оплаты товара. После этого продавец может обменять ЦФА на необходимую валюту. Предполагается, что заблокировать операции с таким стейблкоином США не смогут благодаря привязке курса к международной цене золота.
Кроме того, страны БРИКС на саммите в августе 2023 г. обсудят создание единой валюты. С учетом того, что в прошлом году еще 6 стран подали официальную заявку на вступление в данное объединение (включая Египет и ОАЭ), валюта БРИКС может стать аналогом евро и потеснить доллар США на мировой арене.
Запуск угольного конвейера ВГК на Сахалине перенесен на второе полугодие 2023 г.
Восточная горнорудная компания (ВГК) объявила о переносе запуска 23-километрового магистрального угольного конвейера, который соединит Солнцевский угольный разрез с портом Шахтерск, на второе полугодие 2023 г. Ранее ввод объекта в эксплуатацию планировался в конце 2022 г.
фото: Восточная горнорудная компания
ВГК в декабре 2020 года приступила к строительству самого крупного в стране магистрального угольного конвейера стоимостью более 7 млрд рублей и протяженностью 23 км, что позволит увеличить объемы транспортировки угля с разреза в порт Шахтерск с 9.1 млн. т. в 2019 г. до 20 млн. т. в год в среднесрочной перспективе. Конвейер снизит нагрузку на дороги общего пользования и позволит компании отказаться от перевозки угля автомобилями.
В 2022 году перевалка в порту Шахтерск угля, добытого на Солнцевском угольном разрезе, выросла до 10.7 млн. т. (+0.8 млн. т. или +8.1% к 2021 г.).
В 2023 году компания планирует увеличить перевалку до 13.5 млн. т.
ВГК - главное угледобывающее предприятие Сахалина, на долю которого приходится около 80% всей добычи в регионе. Компания принадлежит кипрскому холдингу Altraso Ventures Ltd., бывшему гендиректору СУЭК Олегу Мисевре и главе ICT Group Александру Несису.
ВГК - крупнейший российских экспортер бурого угля. Основными активами компании являются Солнцевский угольный разрез и Угольный морской порт Шахтерск. Утвержденные запасы ВГК превышают
300 млн тонн угля на Сахалине, также разведаны более 100 млн тонн в Магаданской области.
В 2022 году ВГК добыла на Сахалине 11.3 млн. т. угля (+1.0 млн. т. или +9.7% к 2021 г.).
Порт Эльга сможет принимать суда дедвейтом до 90 тыс. т.
Порт компании Эльгауголь, расположенный вблизи поселка Чумикан на северо-западном побережье Удской губы Охотского моря сможет принимать суда максимальным дедвейтом до 90 тыс. т. Погрузка будет осуществляться круглогодично, с организацией ледокольной проводки в зимнее время.
фото: ТГ-канал «Пулемет Дегтярева»
В 2022 г. компания приступила к строительству собственной железной дороги Эльга-Чумикан от Эльгинского месторождения до Охотского моря с пропускной способностью 30 млн. т. в год, а также Порта Эльга для экспорта угля с заявленным сроком реализации 2 года. Железную дорогу Эльга–Чумикан планируется построить в 2025 году. Тогда же должен заработать специализированный морской терминал.
Создание инфраструктуры порта пройдет в несколько этапов. На первом терминал сможет переваливать 5 млн. т. угля в год, в дальнейшем мощность перевалки будет постепенно увеличиваться до 12 млн. т.,
20 млн. т. и 30 млн. т. в год
В порту построят пять грузовых причалов, складскую зону, железнодорожную станцию с восемью путями.
В 2022 г. добыча Эльги выросла до 20.1 млн. т. (+5.4 млн. т. или 36.7% к 2021 г.). Ж/д отгрузки с Эльгинского месторождения в Якутии выросли на 18.3% до 17.3 млн. т.
В 2023 г. Главгосэкспертиза одобрила проект строительства четырех обогатительных фабрик мощностью
7 млн. т. угля в год на Эльгинском месторождении.
Эльгинское месторождение – крупнейшее в России и одно из крупнейших в мире месторождений коксующегося угля, его запасы составляют около 2.2 млрд. т. по классификации JORC.
А-Проперти принадлежит 80% в Эльгинском угольном комплексе, 20% контролирует компания ЭнергоГрупп генерального директора объединенной компании Эльга-Сибантрацит (ЭЛСИ) Александра Исаева.
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
На прошедшей неделе в Европе цены на энергетический уголь поднялись выше 170 долл/т. Поддержку котировкам оказало похолодание, вследствие которого цены на газ отскочили от локальных минимумов более, чем на 10%. Однако наблюдаемое укрепление, скорее всего, носит краткосрочный характер, поскольку остаются в силе такие факторы, как температуры выше сезонных норм, а также высокие складские запасы угля и газа, находящиеся на исторических максимумах для этого времени года.
Котировки южноафриканского угля 6000 выросли выше 165 долл./т. на фоне роста европейских индексов и отсутствия улучшений с вывозом угля к экспортным терминалам ЮАР. Кроме того, поддержку ценам оказало увеличение интереса со стороны индийских производителей губчатого железа.
Ж/д оператор Transnet сообщил о том, что соглашение с China Railway Rolling Stock Corp о поставке запчастей и локомотивов, достигнутое в августе 2022 г., зашло в тупик, поскольку китайская сторона отказывается от сотрудничества. В связи с этим Transnet будет искать альтернативного поставщика. Однако сохраняющаяся нехватка локомотивной тяги напрямую влияет на показатели погрузки на 3-х ж/д линиях North Corridor, Northeast Corridor и Cape Corridor.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao остались практически без изменений, укрепившись на 1 долл./т. до 180 долл./т. На внутреннем рынке КНР рост цен на уголь замедлился в преддверии празднования китайского Нового года и благодаря увеличению внутренней добычи. По итогам 2022 г. совокупная добыча угля в КНР составила 4.49 млрд т. (+0.4 млрд т. или +9% к 2021 г.). Таким образом, фактический показатель на 33% превысил планы властей (0.4 млрд т. против 0.3 млрд т.), в связи с чем запасы на складах энергетических компаний оказались на рекордном уровне.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR остались без изменений на уровне 144 долл./т., в то время как цена низкокалорийного материала 4200 GAR снизилась до 84 долл./т. (-1.4 долл./т. к 11.01.2023 г.) ввиду сокращения спроса со стороны КНР в преддверии начала празднования китайского Нового года. Другие потребители также заняли выжидательную позицию в ожидании дальнейшего снижения цен на фоне нисходящего тренда и прогнозируемой рецессии в мировой экономике.
Цены высококалорийного австралийского угля 6000 упали ниже 355 долл./т. на фоне высоких запасов энергетического угля на складах в странах АТР и наступления продолжительных выходных дней в КНР. Активность индийских покупателей также уменьшилась, поскольку они переключились на потребление угля, находящегося в портах Индии, на складах которых объемы материала увеличились за неделю до 14.13 млн т. (+1.06 млн т. или +8%).
17 января между Квинслендом и терминалами Abbot Point, Dalrymple Bay и Hay Point возобновилось движение составов с углем, хотя и с некоторыми скоростными ограничениями. 14 января движение было остановлено в результате ливня, который пришел вместе с тропическим циклоном «Элли» и негативно отразился на судопогрузочных операциях.
Власти австралийского штата Новый Южный Уэльс планируют расширить список компаний, от которых будут требовать резервировать 10% материала для поставок на внутренний рынок, что может оказать поддержку ценам на мировом рынке.
Индексы австралийского металлургичес-кого угля подскочили выше 320 долл./т. на фоне сокращения отгрузок в результате циклона и ослабления ограничений на поставки австралийского материала в Китай.
Добыча угля в Кузбассе сократилась на 8.0% в 2022
В январе-декабре 2022 г. угольные предприятия Кузбасса добыли 223.6 млн т. угля (-19.5 млн т. или -8.0% к аналогичному периоду 2021 г.), по данным Министерства угольной промышленности Кузбасса.
Добыча коксующегося материала за этот период снизилась до 65.6 млн т. (-6.1 млн т. или -8.5%), в то время как объемы добычи энергетического угля составили 158.0 млн т. (-13.4 млн т. или -7.8%).
Открытым способом угольные компании добыли 151.7 млн т. (-6.4 млн т. или -4.0% к январю-декабрю 2021 г.), производство подземным способом составило 71.9 млн т. (-13.1 млн т. или -15.4%).
В январе-декабре 2022 г. потребителям было поставлено 180.9 млн т. угля (-18.6 млн т. или -9.3%), в том числе на экспорт 120.2 млн т. (-19.5 млн т. или -14.0%), российским металлургическим компаниям 31.8 млн т. (-3.0 млн т. или -8.6%), местным угольным электростанциям 17.9 млн т. (+2.5 млн т. или +16.2%).
По состоянию на 1 января 2023 г. складские запасы угля в Кузбассе достигли 22.7 млн т. (+5.4 млн т. или +31.2% к 1 января 2022 г.). Рост запасов в Кузбассе по отношению к 2021 г. продолжается одиннадцатый месяц подряд на фоне международных санкций против России и логистических проблем (см. график ниже).
Экспорт угля из Казахстана вырос на 2.8% в 2022 году
В январе-декабре 2022 г. экспортные поставки угля из Казахстана увеличились до 32.5 млн т. (+0.9 млн т. или +2.8% к аналогичному периоду 2021 г.).
Поставки на внутренний рынок составили 74.3 млн т. (-2.5 млн т. или -3.3%).
Поставки казахского угля 2021/2022, млн т.
Жесткие международные экономические санкции против России, а также ввод эмбарго на экспорт российского угля в страны Европы с 10 августа 2022 г. послужили потенциальной возможностью для казахских поставщиков значительно увеличить отгрузки в этом направлении. Кроме того, запрет Польши на импорт и транзит российского угля с 16 апреля
2022 г. также способствовал росту экспорта казахского угля. На фоне ухода России с европейского рынка Казахстан не только вернул свои позиции, но и кратно увеличил поставки материала во многие европейские страны.
Основными экспортёрами угля в Казахстане являются компании Шубарколь комир, Шубарколь премиум, Каражыра, Майкубен-Вест и Сарыарка Energy.
По предварительным данным, за 12 месяцев 2022 г. добыча угля в Казахстане выросла до 114.0 млн т. (+2.3 млн т. или +2.1% к аналогичному периоду 2021 г.).
Угольные котировки на европейском рынке укрепились выше 121 долл./т. Поддержку индексам оказал рост цен на природный газ после незапланированного снижения поставок с норвежского месторождения Oseberg, а также прогнозы сильного похолодания в ноябре. Газовые котировки на хабе TTF составили 478 долл./1000 м3 (+27 долл./1000 м3 к 16.10.2024 г.). Запасы угля на терминалах ARA увеличились до 3.88 млн т. (+0.34 млн т. за неделю).
Индекс южноафриканского угля 6000 на прошедшей неделе преодолел отметку 110 долл./т. на фоне стабильного спроса со стороны индийских потребителей. Участники рынка ожидают рост спроса после праздников в конце октября (31 октября отмечается Фестиваль Огней Дивали - главный индуистский праздник).
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao скорректировались ниже уровня 121 долл./т. Крупнейший поставщик – компания Shenhua в очередной раз снизила закупочные цены у сторонних производителей. Это лишило уверенности некоторых участников рынка, ожидавших повышения цен после резкого снижения температуры в северных и центральных провинциях страны. Более того, спрос со стороны производителей цемента, кокса и химической промышленности замедлился. Часть потенциальных покупателей заняли выжидательную позицию, рассчитывая на дальнейшее ослабление котировок. Тем не менее, большинство участников рынка не ожидает значительных колебаний индексов в ту или иную сторону. Некоторые даже прогнозируют, что из-за достаточного внутреннего предложения цены FOB в портах страны могут двигаться в узком диапазоне в течение всей зимы.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR составил 93.8 долл./т. (+0.8 долл./т. к 16.10.2024 г.), при этом цена низкокалорийного материала 4200 GAR снизилась до 52.3 долл./т. FOB Kalimantan (-0.20 долл./т. к 16.10.2024 г.). В целом, на рынке отмечается отсутствие значительного покупательского интереса к индонезийскому материалу, что связано с большими запасами угля и снижением цен на китайском рынке.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 опустился ниже 144 долл./т. Одной из причин стало снижение спотового спроса ввиду предстоящего перезапуска трех простаивающих атомных электростанций в Японии. Три реактора суммарной мощностью 2.75 ГВт должны постепенно вернуться в строй в ноябре-декабре.
Цены на австралийский металлургический уголь продолжили падение ниже 200 долл./т. Участники рынка обращают внимание на негативный тренд на бумажном рынке металлургического угля и стали в Китае, а также на достаточное предложение материала на спотовом рынке, что может привести к дальнейшей коррекции. Стимулирующие меры, предлагаемые правительством Китая, для поддержания экономики и, в частности, строительного сектора пока не вселяют уверенности в инвесторов.
Котировки австралийского угля PCI упали ниже 160 долл./т. под влиянием коррекции цен на металлургический материал, несмотря на ограниченное предложение. Также негативным фактором для материала PCI стал слабый спрос со стороны китайских потребителей.
Экспорт российского угля в Китай в январе–сентябре 2024 г. упал до 71.5 млн т. (-8.5 млн т. или -11% к январю-сентябрю 2023 г.).
При этом за 9 месяцев 2024 г. общий импорт угля Китаем вырос до 390.0 млн т. (+42.0 млн т. или +12.1% к аналогичному периоду прошлого года).
Доля России в угольном импорте Китая в январе-сентябре 2024 г. сократилась почти на 5.0% до 18.3%. В прошлом году в январе-сентябре она составляла 23.0%.
Падение российских экспортных поставок угля связано с серьезными логистическими проблемами, а также с международными санкциями, низкими мировыми ценами и высокой себестоимостью, вследствие которых большая часть производителей вынуждена экспортировать уголь с нулевой или отрицательной рентабельностью. Российским поставщикам приходиться сокращать экспорт на всех направлениях. Поставки через порты Юга, а также Северо-Запада являются убыточными, доступ к железнодорожным мощностям остается ограниченным на фоне роста транспортных расходов.
Россия является вторым по величине экспортером угля в Китай после Индонезии. Далее следуют Монголия и Австралия. За 9 месяцев 2024 г. всем перечисленным странам удалось нарастить объемы поставок в Китай, в особенности, Австралии, чей экспорт увеличился более чем на 20 млн т. или почти на 65%. Таким образом, из-за логистических сложностей и высоких транспортных расходов, выпадающие объемы российского угля на китайском рынке замещаются поставками стран-конкурентов.
Угольные котировки на европейском рынке по итогам недели скорректировались ниже 118 долл./т. Основным драйвером снижения цен на энергетическом рынке стало заявление, сделанное в начале недели правительством Израиля, о том, что его войска не будут атаковать энергетические и ядерные объекты Ирана. Это уменьшило опасения участников рынка относительно возможных перебоев с поставками энергоносителей из стран Ближнего Востока.
Газовые котировки на хабе TTF составили 451 долл./1000 м3 (+9 долл./1000 м3 к 09.10.2024 г.). Запасы угля на терминалах ARA остаются стабильными, на уровне 3.54 млн т. (-0.03 млн т. за неделю).
Индекс южноафриканского угля 6000 откатился до уровня 110 долл./т. вслед за коррекцией европейского рынка.
Экспорт из южноафриканского угольного терминала Richards Bay Coal Terminal (RBCT) второй год подряд не поднимается выше уровня 50 млн т.
Спрос на южноафриканский материал со стороны индийских потребителей остается стабильным ввиду роста цен на горячебрикетированное железо и сталь. Кроме того, участники рынка ожидают роста спроса после праздников в конце октября (31 октября отмечается Фестиваль Огней Дивали - главный индуистский праздник).
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao потеряли 2 долл./т., опустившись до 121 долл./т.
В начале недели компания Shenhua снизила закупочные цены у сторонних производителей в регионе Внутренняя Монголия, а также цены FOB в портах отгрузки. Примеру Shenhua последовали другие производители угля. Снижение цен в крупнейших регионах добычи составило 0.7-2.8 долл./т.
В то же время ж/д Китая с начала октября увеличили количество маршрутов для перевозки материала. Аналогичные действия в прошлом году позволили за месяц нарастить запасы угля в крупнейших портах с 23 до 27 млн т. По состоянию на 15.10.2024 г. величина запасов составила 24.2 млн т.
Из-за достаточного объема предложения на рынке, а также в ожидании дальнейшего ослабления котировок потребители снижают торговую активность.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR оставался стабильным на уровне 93 долл./т., при этом цена низкокалорийного материала 4200 GAR выросла выше 52.5 долл./т. благодаря спросу со стороны китайских потребителей.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 понизился до 147-148 долл./т. FOB. Метеорологическое бюро Австралии опубликовало первый прогноз на сезон циклонов с ноября 2024 по апрель 2025 г., в котором предупреждает о повышенной вероятности интенсивных циклонов в этом сезоне из-за более теплой температуры океана. Ожидается, что в этом сезоне у побережья Квинсленда пройдут четыре циклона, которые могут негативно повлиять на судоходство из экспортных портов.
Индекс австралийского металлургического угля HCC превысили 210 долл./т. 16 октября, но затем 17 октября скорректировались вниз почти на 6 долл./т., растеряв весь недельный рост. Коррекция последовала после того, как на платформе globalCoal было выставлено предложение о поставке 70 тыс. т. угля марки Peak Downs или BMA PLV по цене 206 долл./т. FOB Australia. Резкое снижение котировок заставило индийских и китайских потребителей смотреть в сторону цен спроса на уровне 200-204 долл./т. FOB или занять выжидательную позицию.
Форвардные бумаги на ноябрь и декабрь на сингапурской бирже с середины недели потеряли по 7 долл./т., опустившись до 204 и 205 долл./т. FOB, в то время как фьючерсы на металлургический уголь на китайской Dalian Commodity Exchange рухнули на 8%. Цены на металлургический уголь в Китае скорректировались на фоне более слабых, чем ожидалось, мер по стимулированию рынка недвижимости.
В январе-сентябре 2024 г. угольные предприятия Кузбасса добыли 147.3 млн т. (-12.9 млн т. или -8.1% к январю-сентябрю 2023 г.), по данным Министерства угольной промышленности Кузбасса.
В сентябре 2024 г. добыча упала до 14.6 млн т. (-2.9 млн т. или -16.6% к сентябрю 2023 г.).
Добыча коксующегося материала за 9 месяцев 2024 г. составила 47.3 млн т. (-2.6 млн т. или -5.2%), в то время как объемы добычи энергетического угля снизились до 100.0 млн т. (-10.3 млн т. или -9.3%).
Открытым способом угольные компании добыли 100.1 млн т. (-7.5 млн т. или -7.0% к январю-сентябрю 2023 г.), производство подземным способом составило 47.2 млн т. (-5.4 млн т. или -10.3% к аналогичному периоду прошлого года).
По состоянию на 1 октября 2024 г. складские запасы угля в Кузбассе составили 18.5 млн т. (-2.6 млн т. или -12.3% к 1 октября 2023 г.).
Санкции и наметившаяся тенденция по остановке деятельности российских угольных шахт и разрезов, наряду с логистическими ограничениями, могут оказать негативное влияние на объемы добычи и поставок высококачественного российского угля на мировой рынок в 2024-2025 гг.
В 2023 году добыча угля в Кузбассе опустилась до 214.2 млн т. (-9,4 млн т. или -4.2% к 2022 г.).
Экспорт российского угля в Индию в январе–августе 2024 г. упал до 19.2 млн т. (-0.5 млн т. или -2.5% к январю-августу 2023 г.).
При этом за 8 месяцев 2024 г. общий импорт угля Индией увеличился до 188.6 млн т. (+20.2 млн т. или +12% к аналогичному периоду прошлого года).
Доля России в угольном импорте Индии в январе-августе 2024 г. сократилась на 1.5% до 10.2%. В прошлом году в январе-августе она составляла 11.7%.
Падение российских экспортных поставок угля связано с серьезными логистическими проблемами, а также с международными санкциями, низкими мировыми ценами и высокой себестоимостью, вследствие которых большая часть производителей вынуждена экспортировать уголь с нулевой или отрицательной рентабельностью. Российским поставщикам приходиться сокращать экспорт на всех направлениях. Поставки через порты Юга, а также Северо-Запада являются убыточными, доступ к железнодорожным мощностям остается ограниченным на фоне роста транспортных расходов.
Уголь является основным источником электроэнергии в Индии, обеспечивая около 75% генерации в стране. По состоянию на начало августа 2024 г. на стадии строительства в Индии находились угольные ТЭС общей мощностью около 30 ГВт. Это второй показатель в мире после Китая, где строится порядка 175 ГВт угольных электростанций.
Угольные котировки на европейском рынке поднялись выше 120 долл./т. Поддержку ценам продолжают оказывать низкие складские запасы, рост стоимости электроэнергии, ожидаемое похолодание, а также волатильность цен на нефтегазовом рынке на фоне неопределенности в геополитической ситуации на Ближнем Востоке.
Газовые котировки на хабе TTF скорректировались вниз до 435.05 долл./1000 м3 (-7.92 долл./1000 м3 к 02.10.2024 г.). Запасы угля на терминалах ARA по состоянию на 09.10.2024 г. остались без изменений на уровне 3.60 млн т., что является минимумом за последние 2.5 года.
Индекс южноафриканского угля 6000 укрепился до 110-113 долл./т. благодаря продолжающемуся росту европейского рынка и спросу в странах АТР. При этом отмечается некоторое замедление спроса со стороны Индии.
В рамках реформ с 1 октября текущего года компания Transnet была официально разделена на два юридических лица – ж/д оператор и управляющая компания. Данная инициатива была условием для выделения из бюджета 2.7 млрд долл. и также позволит сторонним операторам получить доступ к инфраструктуре.
Exxaro Resources планирует нарастить добычу угля в ЮАР до 50 млн т. в год в течение ближайших лет за счет развития шахты Matla. В 2024 г. Exxaro прогнозирует добычу на уровне 40.4 млн т. (-2.1 млн т. к 2023 г.), а экспорт в объеме 6.7 млн т. Представители отрасли отмечают, что себестоимость добычи в ЮАР остается высокой.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao остались на уровне
123 долл./т. после окончания празднования Золотой недели 7 октября. Торговая активность оказалась невысокой из-за ожиданий, что спрос будет постепенно сокращаться на протяжении ближайших недель, а добыча, наоборот, вырастет до многомесячных максимумов. Кроме того, благодаря высоким темпам импорта некоторые участники рынка ожидают, что закупки в преддверии зимы окажут местным котировкам ограниченную поддержку.
Комиссия по развитию и реформам КНР провела пресс-конференцию, отметив, что складские запасы угля на основных ТЭС превышают 200 млн т., что является историческим максимумом и может обеспечить потребности на 30 дней. При этом ожидания участников рынка не оправдались, поскольку тема новых экономических стимулов осталось в стороне.
Кроме того, ТЭС в северо-восточных провинциях уже запаслись углем в преддверии отопительного сезона, который начинается в середине октября.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR составил 93 долл./т. (+1 долл./т. к 02.10.2024 г.), при этом цена низкокалорийного материала 4200 GAR выросла до 52 долл./т. (+1 долл./т. к 02.10.2024 г.). Индонезийские котировки на прошедшей неделе укрепились благодаря стабильному спросу со стороны Филиппин, Вьетнама и Китая, пополняющих зимние запасы.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 подскочил до 148-150 долл./т. за счет уверенного спроса в Японии и других странах АТР. Объем отгрузок в портах Австралии упал за неделю на 6% с 7.1 млн т. до 6.7 млн т., а очередь увеличилась с 50 до 63 судов, что обусловлено снижением мощностей в связи с техническим обслуживанием оборудования на некоторых терминалах в ожидании ноября, который характеризуется циклонами.
Японская компания Tohoku Electric Power заключила контракт с одним из австралийских экспортеров на поставку энергетического угля (6000 ккал/кг NAR) с 1 октября 2024 г. по 30 сентября 2025 г. При этом цена в контракте привязана к индексу, поскольку переговоры по бенчмарку, которые обычно завершаются к 1 октября, зашли в тупик.
Индекс австралийского металлургического угля HCC продолжил рост выше 205 долл/т. на фоне стимулирующих мер в Китае. Кроме того, работы на шахте Oaky Creek, принадлежащей компании Glencore, еще не возобновились. После несчастного случая на предприятии, спустя неделю расследование продолжается. Один из азиатских производителей кокса сообщил, что данное событие привело к задержке отгрузки материала с шахты Oaky Creek до конца ноября. В результате данного и ряда других инцидентов правительство понизило прогноз экспорта металлургического угля на июль 2024 – июнь 2025 г. на 6.4% до 161 млн т.
Японская Nippon Steel и Южнокорейская POSCO зафиксировали бенчмарк на уголь LV PCI на 3 квартал 2024 г. на уровне 175 долл./т. FOB с австралийской компанией Foxleigh, что на 6 долл./т. ниже бенчмарка 2 квартала. Участники рынка отмечают, что резкое падение котировок металлургического угля и относительная устойчивость рынка PCI осложнила переговоры, в результате чего стороны пришли к соглашению с задержкой.
РЖД планирует отказаться от вывоза угля из регионов
РЖД не планирует продлевать на 2025 г. соглашения с добывающими регионами о вывозе угля в восточном направлении с целью переориентации на более высокодоходные грузы. С данной инициативой монополия обратилась к президенту России с просьбой рассмотрения.
При этом РЖД готова сделать исключение, но только для Кузбасса и с условием, что соглашение будет касаться не только угля. В случае согласования объемы добычи и экспорта материала в следующем году существенно упадут, а также возникнет угроза остановки предприятий и социальных потрясений в регионах добычи на фоне падения бюджетных доходов.
Около 60% пропускной способности Восточного полигона задействовано для перевозки угля, что обусловлено соглашениями с ключевыми угледобывающими регионами. В рамках соглашения на 2024 г. РЖД обязалось вывезти на экспорт в восточном направлении из Кузбасса 54 млн т., Якутии 26.3 млн т., Бурятии 8.5 млн т., Хакасии 6.5 млн т., Иркутской области 3.3 млн т. и Тувы 0.65 млн т., что в совокупности составляет около 100 млн т. При этом регионы настаивают на необходимости увеличения квот в восточном направлении. Кузбасс предлагал договориться о гарантированной отправке на экспорт в 2025 г. не менее 68 млн т. угля.
Кроме того, того из-за проблем с вывозом и планируемым на 2025 г. резким увеличением ж/д тарифов на 22.7% главы трех регионов на прошедшей неделе обратились к председателю правительства местные власти просят вернуть понижающие коэффициенты и сохранить индексацию ж/д тарифов в рамках официальной инфляции. Обращение также обусловлено убытками угольщиков, продолжающимся падением цен на мировом рынке, ужесточением санкций, а также сокращением добычи и экспорта.
По некоторым оценкам, каждый 1 млн т. угля, который не будет вывезен по квотам на экспорт в восточном направлении, может стоить угольным компаниям до 12 млрд руб. недополученной выручки.
В январе-сентябре 2024 г. ж/д перевозки угля на экспорт упали на 14.5 млн т. до 140.8 млн т. (-9.3% к январю-сентябрю 2023 г.), из которых на восточное направление пришлось 85.5 млн т. или 61%.
Добыча угля в Кузбассе по итогам января-сентября 2024 г. упала до 146.9 млн т. (-12.9 млн т. или -8.1% к январю-сентябрю 2023 г.).
Угольный терминал Эльга начнет перевалку угля в конце 2024 года
Угольный морской терминал Порт Эльга, строящийся на Дальнем Востоке (Хабаровский край), будет запущен в эксплуатацию и начнет перевалку угля в конце 2024 г. (изначально ввод планировался на 2025 г.).
Мощность терминала, расположенного в 30 км от посёлка Чумикан, по проекту составит 30 млн т. в год, при этом он сможет принимать одновременно 4 судна дедвейтом до 85 тыс. т.
Порт Эльга является частью дальневосточного логистического кластера компании Эльгауголь, ведущей разработку Эльгинского месторождения.
На первом этапе терминал сможет переваливать 5 млн т. угля в год, в дальнейшем мощность перевалки будет постепенно увеличиваться до 12 млн т., 20 млн т. и 30 млн т./год.
В 2022 г. компания также приступила к строительству Тихоокеанской железной дороги (ТЖД) Эльга-Чумикан от Эльгинского месторождения до Охотского моря с пропускной способностью 30 млн т. в год. К 2027 году провозную способность ТЖД планируется нарастить до 50 млн т.
Протяженность ТЖД составит 531 км, развернутая длина с учетом разъездов и станций будет равна 626 км. С начала строительства в феврале 2022 г. проложено 488 км железной дороги (78% от ее общей протяженности). Также полностью готовы 14 станций и разъездов, в порту Эльга достроен первый причал.
В июне 2024 г. Минфин США, продолжающий расширять санкции против российских угольных компаний, добавил компанию Эльга в SDN-List. Блокирующие санкции включают связанные с компанией добывающие, обогатительные, транспортные и портовые активы.
Компания Эльгауголь, входящая в Эльгу владеет лицензией на пользование недрами Эльгинского месторождения. Запасы месторождения по классификации JORC достигают 2.2 млрд т. угля.
В 2023 г. добыча Эльгауголь выросла до 22.7 млн т. (+2.2 млн т. или +10.5% к 2022 г.). В январе-сентябре 2024 г. производство составило 19.9 млн т. (+4.7 млн т. или +30.9%).
Прибыль Распадской в январе-сентябре 2024 года упала в четыре раза
Чистая прибыль компании Распадская по российским стандартам бухгалтерского учета (РСБУ) за январь-сентябрь 2024 г. снизилась в четыре раза по сравнению с аналогичным периодом 2023 г., составив 1.63 млрд руб. (6.4 млрд рублей годом ранее), сообщается в пресс-релизе компании.
Выручка за отчетный период сократилась до 13.5 млрд руб. против 20.75 млрд руб. в прошлом году. Валовая прибыль уменьшилась более чем в два раза до 4.28 млрд руб., прибыль от продаж также упала в три раза до 3.35 млрд руб.
Доналоговая прибыль компании за девять месяцев просела почти в четыре раза и составила 2.24 млрд руб.
В 2024 г. финансовые показатели Распадской резко ухудшились, что обусловлено падением цен на мировом рынке и ростом себестоимости.
Дополнительными факторами, продолжающими оказывать негативное влияние на российских угольщиков, остаются ограниченные провозные возможности ж/д инфраструктуры, высокие ж/д тарифы, а также западные санкции.
Для многих российских поставщиков текущий уровень мировых цен и себестоимость делают экспорт угля убыточным, вынуждая их сокращать производство и отказываться от проектов по развитию новых угольных месторождений.
Несмотря на то, что Минэнерго предложило продлить отмену экспортной пошлины на энергетический уголь до декабря 2024 г., пошлина на коксующийся уголь продолжает действовать.
ПАО Распадская один из крупнейших российских производителей и экспортеров коксующегося угля. В состав компании входят семь шахт, два разреза и три обогатительные фабрики в Кемеровской области, а также шахта в Туве. Общие запасы составляют 1.9 млрд т. угля.
В январе-сентябре 2024 г. добыча угля на предприятиях ПАО Распадская составила 13.2 млн т. (-1.0% к аналогичному периоду 2022 г.).