Угольная промышленность: анализ и перспективы
На прошедшей неделе угольные котировки на европейском рынке упали до 114 долл./т. Только 4 сентября европейский индекс потерял более 6.5 долл./т., что стало самой значительной однодневной коррекцией с января 2024 г.
Участники рынка разошлись во мнениях о причинах столь резкого падения. Указывались, как более агрессивные цены предложения (объем в 50 тыс. т. с поставкой в октябре предлагался чуть выше 114 долл./т., тогда как накануне предложения с аналогичными условиями были в диапазоне 119-128 долл./т.), снижение цен на форвардном рынке, а также рынке газа (за неделю контракт с поставкой «на день вперед» на хабе TTF потерял за неделю 30 долл./1000 м3), так и опасения по поводу замедления темпов роста экономики США и отсутствие подъема в экономике Китая (резкое падение спроса и цен на нефть). Запасы угля на терминалах ARA на 02.09.2024 г. составили 4.75 млн т. (+0.20 млн т. за неделю).
Индекс южноафриканского угля 6000 снизился до 110 долл./т., но его падение было чуть менее резким. Запасы угля на терминале Richards Bay (RBCT) увеличились на 5% за прошедшую неделю до 3.37 млн т. Росту запасов способствовал слабый спрос со стороны индийских потребителей (которые обычно забирают до половины экспортного объема), а также рост поставок материала по ж/д после окончания планового техобслуживания.
Индийские потребители снизили закупки южноафриканского материала из-за достаточного объема угля на складах в портах. Поток сравнительно дешевой стали из Вьетнама и Китая оказывает давление на цены металлургической продукции на внутреннем рынке страны, тем самым ограничивая ее производство и, как следствие, спрос на уголь. Индийские производители губчатого железа высказывают пожелания о снижении цен высококалорийного южноафриканского материала на 10-15 долл./т.
Чтобы компенсировать снижение спроса со стороны Индии ЮАР вынуждена искать альтернативные рынки. За последние три недели суда типа Panamax были отправлены в Шри-Ланку, Бангладеш, Японию и Кению.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao остались практический без изменений и составили 118.4 долл./т. На внутреннем рынке Китая сохраняется неопределенность. В регионах добычи наблюдается разнонаправленное движение цен: часть производителей повышают цены, ожидая улучшения спроса со стороны промышленности до наступления национальных праздников (1-7 октября), другие – снижают на 10-20 RMB/т. для ускорения продаж, не ожидая улучшения спроса до наступления похолодания. Сделки на спотовом рынке затруднены из-за большого разрыва между ценами предложения и спроса.
Запасы в 9 крупнейших портах составили 23.45 млн т. (+0.79 млн т. к 29.08.2024 г.).
Китайские потребители продолжают закупки низкокалорийного индонезийского материала, цены на который на прошлой неделе достигли 40-месячного минимума. Укрепление китайского юаня по отношению к доллару США также способствовало совершению сделок.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR удерживаются в районе 92 долл./т. Цены на низкокалорийный индонезийский уголь остаются стабильными, находясь на 40-месячных минимумах.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 подешевел до 144 долл./т. Торговая активность в контрактах на австралийский материал (поставки в октябре — ноябре) снизилась в преддверии конференции Coaltrans Asia 2024, которая пройдет в Индонезии с 8 по 10 сентября.
Индекс австралийского металлургического угля HCC упал ниже 185 долл./т. Цены на австралийский металлургический материал продолжают падать ввиду слабого спроса со стороны Китая и Индии. В Индии продолжается сезон дождей, китайские потребители занимают выжидательную позицию на фоне продолжающегося снижения форвардных контрактов на металлургический уголь на биржах Dalian Commodity Exchange и Singapore Exchange, что обусловлено сохранением неблагоприятной конъюнктуры на рынке стали.
Угольные компании РФ получили убыток более 7 млрд руб. в 1 полугодии 2024 г.
Убытки российских угольных компаний по итогам января-июня 2024 г. подскочили в 3.4 раза до 93.7 млрд рублей, превысив прибыль, которая составила 86.6 млрд рублей (-71.9% к январю-июню 2023 г.). Таким образом, сформировался сальдированный убыток в размере 7.1 млрд руб. против прибыли 282.5 млрд руб. в январе-июне 2023 г. Доля убыточных компаний увеличилась до 51% против 36% за аналогичный период прошлого года.
Последний раз совокупный убыток отрасли наблюдался только по итогам 2020 г. в размере 37.6 млрд руб. В 2023 г. прибыль угольных компаний России снизилась в 2.1 раза до 357 млрд руб. (-420 млрд руб. к 2022 г.). Однако в 2024 г. негативная динамика усилилась, что обусловлено падением цен на мировом рынке и резким увеличением себестоимости.
Дополнительными факторами, продолжающими оказывать негативное влияние на финансовые результаты угольщиков, остаются ограниченные провозные возможности ж/д инфраструктуры, высокие ж/д тарифы, а также западные санкции.
Для многих российских поставщиков текущий уровень мировых цен и себестоимость делают экспорт угля убыточным, вынуждая их сокращать производство и отказываться от проектов по развитию новых угольных месторождений.
С учетом новых рестрикций США санкции теперь охватывают около 50% экспортного объема, что приведет к еще большему сокращению российского экспорта угля как в 2024 г., так и в 2025 г.
Добыча угля в Кузбассе, основном угольном регионе России, где добывается высококачественный материал, по итогам января-июля 2024 г. упала до 117.9 млн т. (-7.4 млн т. или -5.7% к январю-июлю 2023 г.). Совокупный экспорт российского угля за аналогичный период сократился до 116.6 млн т. (-11.6 млн т. или -9.0% к январю-июлю 2023 г.).
En+ столкнулась с трудностями в оплате по проекту Зашуланского месторождения
Генеральный директор En+ Владимир Колмогоров заявил о задержках платежей со стороны китайского партнера China Energy.
На Восточном экономическом форуме Владимир Колмогоров сообщил, что компания испытывает сложности с платежами в юанях и рублях в рамках крупного российско-китайского угольного проекта по развитию Зашуланского месторождения, реализуемого совместно с China Energy.
Проект по освоению месторождения стартовал в 2023 году. En+ Group и китайская China Energy Investment Corporation совместно реализуют проект по освоению Зашуланского угольного месторождения в Забайкальском крае с выходом на добычу 5 млн т. энергетического угля в год к концу 2027 года.
Объем инвестиций в развитие Зашуланского месторождения до 2027 года составит около 50 млрд рублей. Средства пойдут на строительство угольного разреза, создание необходимой инфраструктуры, автодороги и железнодорожной станции, а также на закупку техники и оборудования. В апреле сообщалось, что проектные работы идут в соответствии с графиком.
Отмену правил недискриминационного доступа к ж/д продлили до конца 2024 г.
Правительство продлило срок приостановления действия правил недискриминационного доступа (ПНД) к железнодорожной инфраструктуре до конца 2024 г. В результате данной инициативы правила вступят в силу с начала 2025 года, вместо 1 сентября.
2024 г. Таким образом, негативная динамика в отгрузках угля сохранится, поскольку ПНД давали углю приоритет для транспортировки перед другими грузами.
Действовавшие ранее ПНД (до 6 марта 2022 г.) были временно приостановлены в связи с разворотом логистических потоков и необходимостью вывоза в восточном направлении экспортных грузов, от которых в результате западных санкций отказались европейские страны.
В каком объеме сохранятся в рамках новой редакции ПНД перевозки третьей категории, куда входит уголь, пока неизвестно. При этом об отмене угольной квоты пока речь не идет.
При этом в связи с резким расширением перечня грузов в третьей категории существует опасение, что даже грузы этой категории не будут вывезены в полном объеме, что приведет к невыполнению поручений президента.
В январе-августе 2024 г. ж/д перевозки угля на экспорт упали до 126.3 млн т. (-13.0 млн т. или -9.4% к январю-августе 2023 г.).
Coal center analytics (CCA)
В начале текущего года возникают проблемы с продажей добываемых на Дальнем Востоке углеводородов за рубеж. При этом все еще не решен вопрос о принадлежности доли одного из крупных в прошлом акционеров сахалинского шельфового проекта. В угледобыче планируется увеличение объемов производства, тем не менее существует ряд ограничений для роста экспорта.
Нефть
В прошлом месяце правительство РФ скорректировало требования к потенциальному покупателю доли в шельфовом нефтегазовом проекте «Сахалин-2»[1]. Согласно ним, претендент должен обладать опытом международной торговли сжиженным природным газом, тогда как прежде такое условие не было предусмотрено. Кроме того, претендент должен иметь действующие договоры поставки СПГ со сроком действия более пяти лет. Также от покупателя, помимо опыта эксплуатации завода по производству СПГ с объемом производства более 4 млн тонн в год и суммарно накопленного объема производства около 40 млн тонн, требуется иметь опыт продаж подобных объемов. Из документа исключено требование о наличии действующих договоров фрахтования судов-газовозов с общим объемом грузовместимости более 4 млн куб. м.
Еще в апреле прошлого года правительство разрешило ПАО «НОВАТЭК» приобрести долю в 27,5% в операторе проекта – ООО «Сахалинская энергия». Ранее она принадлежала британско-нидерландской Shell. На сегодняшний день сделка все еще не закрыта. При этом «НОВАТЭК» соответствует установленным правительством критериям для потенциального покупателя. Исключение требования по судам-газовозам связано с проблемами, которые «НОВАТЭК» испытывает в настоящее время в вопросе поставок танкеров ледового класса[2]. ООО «Сахалинская энергия» тем временем сократило производство СПГ с 11,5 млн тонн в 2022 г. до 10 млн тонн в 2023 г. Суточная производительность завода по производству СПГ в рамках проекта составляет около 32 тыс. тонн.
В этих условиях «Сахалинская энергия» рассчитывает реализовать СПГ на китайском рынке. Китайским покупателям предлагается заключить контракт на 12 партий СПГ в год (около 1 млн тонн) на срок 3-5 лет (начиная с августа текущего года). Объявлен соответствующий тендер. Цена будет привязана к цене на нефть Brent, и при ее стоимости в 83 доллара за баррель может составить 356 долларов за 1 тыс. куб. м.
В целом в 2023 г. «Сахалин-2» экспортировал 10,2 млн тонн СПГ, включая почти 6 млн тонн в Японию, 2,58 млн тонн в Китай, 1,65 млн тонн в Республику Корея. При этом до 90% партий реализуются по долгосрочным контрактам. Японские предприятия, прежде выступавшие основными покупателями СПГ с сахалинского проекта, не были приглашены для участия в объявленном новом тендере.
Кроме того, у Shell, несмотря на выход из проекта, сохраняется offtake-контракт на получение до 1 млн тонн СПГ в год с «Сахалина-2» до 2028 г. После фактического прекращения участия Shell в проекте данный объем продавался на спотовом рынке. Намерение «Сахалинской энергии» законтрактовать сопоставимый объем газа с покупателями в КНР (на долгосрочной основе) может быть следствием снижения спотовых цен на газ.
Следует отметить, что в феврале Госдумой в третьем чтении был принят, а Советом Федерации одобрен законопроект, вносящий поправки в Налоговый кодекс РФ и выводящий ряд компаний из-под повышенного НДПИ на газ[3]. В том числе от повышенного НДПИ освобождены объемы газа, которые будут получены Россией в рамках проекта «Сахалин-2» в счет роялти для реализации его потребителям.
Индия продолжает снижать закупки российской нефти, добываемой на востоке страны. Потенциальным покупателем данных объемов может стать Китай. Отгрузки нефти Sokol (премиальная марка, «Сахалин-1») в Индию прекратились в конце прошлого года на фоне разногласий сторон по поводу условий контракта с государственной индийской компанией Indian Oil. Часть нефти проекта «Сахалин-1», изначально предназначавшаяся для поставки в Индию, в феврале была перенаправлена в КНР. Танкеры Viktor Titov и Viktor Konetsky доставили партии нефти в китайские порты провинции Шаньдун и порт Тяньцзинь.
Китай приобрел два груза Sokol со скидкой по отношению к нефти сорта Brent в 1 доллар за баррель. Прежде Sokol торговался на азиатском рынке с премией к Brent. Цены на Sokol в Де-Кастри (Хабаровский край) тогда могли находиться на уровне 65-68 долларов за баррель (выше ценового потолка, но дешевле сорта ВСТО). Всего в КНР было поставлено пять партий нефти Sokol, что стало наиболее высоким показателем экспорта данного сорта в Китай с марта 2021 г.
Часть поставок все же была направлена в Индию. Танкер Jaguar разгрузился в индийском порту Вадинар, груз предназначался для НПЗ Nayara Energy, наиболее крупным акционером которого является «Роснефть». Танкер Seagull направлен в порт Мумбаи для поставки на завод BPCL (Bharat Petroleum). Танкер Rani проследовал в направлении Вишакхапатнама, где расположен НПЗ дочерней структуры ONGC (акционер «Сахалина-1», имеет 20%). Индия также снижает закупки нефти сорта ВСТО (также премиальный), в то время как его поставки китайским покупателям в данном случае могут увеличиться.
При этом приостановка поставок нефти Sokol компенсировалась увеличением прокачки по нефтепроводу ВСТО («Восточная Сибирь – Тихий океан») в КНР. Еженедельный объем поставок составил 3,5 млн баррелей в сутки (рост на 365 тыс. баррелей в сутки).
В макрорегионе действуют угольные проекты, увеличивающие объемы добычи. При этом для экспортных поставок существуют инфраструктурные ограничения. В феврале президент РФ В.Путин поручил главе правительства М.Мишустину и главе ОАО «РЖД» О.Белозерову принять меры по обеспечению вывоза угольной продукции на экспорт из Кемеровской области, Бурятии, Хакасии, Якутии, Тувы и Иркутской области в восточном направлении в объемах, определенных соглашениями между «РЖД» и главами регионов. Напомним, что объемы, указанные в соглашениях «РЖД» с регионами, получают право на проезд на восток прежде, чем большинство других грузов.
Объемы вывоза по соглашениям с регионами на 2023 г. не раскрывались. По предварительным данным, квота на 2023 г. составляла 93,7 млн тонн, в том числе на Кузбасс приходилось 53,1 млн тонн, на Якутию – 26 млн тонн, на Бурятию – 8,1 млн тонн, на Хакасию – 6,1 млн тонн, а на Туву – 0,4 млн тонн. Тем не менее вывоз по квотам из Кузбасса фактически был ниже и составил 52,7 млн тонн. В текущем году квота увеличена на 6%. Так, из Кемеровской области планируется вывезти 54,1 млн тонн, из Якутии – 26,3 млн тонн, из Бурятии – 8,5 млн тонн, из Хакасии – 6,5 млн тонн, из Иркутской области – 3,3 млн тонн, из Тувы – 0,65 млн тонн.
Несмотря на то, что азиатские рынки сбыта в настоящее время не являются убыточными, отмечается снижение стоимости угля при экспорте через порты Дальнего Востока – на 10% по сравнению с четвертым кварталом 2023 г. и примерно на треть по сравнению с четвертым кварталом 2022 г. Ожидается дальнейшее уменьшение цен из-за сокращения спроса и введения в январе импортных пошлин на российский уголь в Китае. Кроме того, с 1 марта правительство РФ вновь ввело курсовые экспортные пошлины на вывоз угля – от 4% до 7% в зависимости от курса (нулевая при курсе менее 80 рублей за доллар). Мера будет действовать до 28 февраля 2025 г.[4] Минфин в феврале также предлагал установить плоскую надбавку к ставкам НДПИ на уголь в размере 380 рублей на тонну[5].
Рост угледобычи продолжает фиксироваться на Чукотке. В январе текущего года добыча угля в регионе выросла на 9% по сравнению с январем 2023 г., составив 124 тыс. тонн. Добычу каменного угля осуществляет ООО «Берингпромуголь» (австралийская Tigers Realm Coal). За отчетный период на месторождении Фандюшкинское поле недропользователь получил 120,6 тыс. тонн. Результат ОАО «Шахта Угольная» составил 3,4 тыс. тонн бурого угля на Анадырском месторождении.
В Амурской области ООО «УК «Эльга» планирует в 2028 г. запустить обогатительный комплекс на Огоджинском угольном месторождении (Селемджинский район)[6]. Производительность комплекса должна составить 32 млн тонн угля в год. Намечено начало строительства первой фабрики производительностью 2 млн тонн, ее ввод в эксплуатацию должен состояться в 2025 г. До 2028 г. в состав комплекса войдут еще шесть обогатительных фабрик (производительность каждой – 5 млн тонн угля в год).
В рамках проекта продолжается строительство железной дороги от Огоджинского месторождения до станции Февральск на БАМе. Протяженность первой очереди должна составить 72 км, к настоящему времени проложено 27,6 км железнодорожного полотна. Окончание работ намечено на сентябрь 2024 г., пусконаладочные работы предполагается начать в конце 2024 г.[7]
В 2023 г. на Огоджинском месторождении было добыто 1,4 млн тонн угля, что в три раза превысило результат 2022 г. Суммарные запасы месторождения оцениваются в 1,5 млрд тонн угля. Перевалку угля месторождения планировалось проводить в порту Вера[8] в Приморском крае (мыс Открытый, в 130 км от Владивостока). Но структуры А.Авдоляна намерены продать данный портовый актив.
Тем временем на Сахалине ООО «Восточная горнорудная компания» (ВГК) в феврале начало испытания магистрального угольного конвейера, соединяющего Солнцевский угольный разрез (Углегорский район) и морской порт Шахтерск. Весной текущего года планируется завершить пусконаладочные работы всего конвейера. Его протяженность составляет 23 км, с помощью него предполагается снизить негативное воздействие на экологию и нагрузку на автодорожную сеть при перевозке угля в порт.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Пильтун-Астохское и Лунское месторождения на шельфе Сахалина. Японские корпорации Mitsui и Mitsubishi получили в «Сахалинской энергии» доли в 12,5% и 10% соответственно.
[2] В текущем году «НОВАТЭК» может получить от одного до трех танкеров класса Arc7 с южнокорейской верфи Hanwha Ocean (бывшая DSME). Еще часть танкеров не может быть поставлена из-за санкций. Танкеры с судоверфи «Звезда» в текущем году поставлены не будут.
[3] Повышение налога введено с 1 января 2024 г. в целях изъятия в бюджет дополнительных доходов, полученных газодобывающими компаниями от индексации тарифов на газ. Формула расчета учитывает совокупный объем реализации газа в месяце, предшествующем налоговому периоду, на территории конкретного субъекта РФ (за исключением определенных категорий организаций и населения). Первоначально действие закона не распространялось только на газ, поставляемый населению, котельным и ТЭЦ, а также на предприятия, которые ведут переработку попутного нефтяного газа.
[4] Ранее курсовая экспортная пошлина на уголь вводилась с 1 октября 2023 г., в конце декабря 2023 г. уголь был освобожден от нее.
[5] Для компенсации выпадающих доходов бюджета от отмены экспортной пошлины.
[6] ООО «Огоджинская угольная компания».
[7] Строительство ведет новосибирская компания ООО «ТехВэб» А.Будникова.
[8] Мощность перевалки – 9 млн тонн, в 2023 г. было перевалено 7,3 млн тонн.
В Минэнерго РФ не рассчитывают, что в 2024 году параметры угольной промышленности удастся нарастить — они останутся примерно на результатах предыдущего года. Добычу предполагается сохранить на уровне 440 млн тонн, экспорт – в районе 210-220 млн тонн, но за сохранение прежних результатов придется еще побороться: угольщики переживают непростой период, сокращая производство в ряде регионов. Цены на их продукцию на внешних рынках продолжают снижаться с прошлого года. Однако вся проблематика этим не исчерпывается, в числе других сложностей – вновь обострившаяся проблема доставки угля к портам Дальнего Востока.
Цены падают, а издержки растут
Примечательно, что низкие цены сегодня не свидетельствуют о каком-либо провале мирового спроса. К тому же традиционно серьезную зависимость от угольной продукции испытывают рынки АТР. В первом квартале Индия по отношению к январю-марту 2023 года увеличила импорт из разных стран на 23,8%, КНР – на 17%.
«Здесь, правда, нужно отметить, что производство угля в самом Китае в текущем году все же снижается – по данным Государственного статистического управления КНР в январе-феврале 2024 года добыча угля в Китае сократилась на 4,2%. В отношении угольной промышленности Китай действительно может попробовать двигаться сейчас путем развитых стран, наращивая при необходимости импорт, однако переходя на более чистые источники энергии на внутреннем контуре», – поясняет аналитик «Финама» Николай Дудченко.
Тем не менее, у российских экспортеров 2024 год начался с падения объемов поставок. Если во второй половине прошлого года в Китай экспортировалось в среднем 8,5 млн тонны угля в месяц, то в январе этого – 7,5 млн тонны, в феврале – 7 млн тонн, в марте – 7,8 млн тонны. В целом угольные отправки за границу в первом квартале снизились на 13% – до 45,2 млн тонны. При этом в марте, по оценке Центра ценовых индексов (ЦЦИ) Газпромбанка, снижение составило 17%.
По данным ЦЦИ, отгрузки коксующегося угля остаются относительно стабильными, и падение в основном обусловлено сокращением энергетического концентрата. В настоящий момент определенный позитив связан с металлургическими марками угля, подтверждает коммерческий директор по навалочным грузам ОТЭКО Александр Гаганов, глобальный минимум здесь, похоже, пройден. Хотя сокращают импорт российского сырья Япония, Тайвань и Южная Корея, статус-кво в торговых отношениях сохраняют Китай, Индия и Турция. На горизонте 2024-2025 годов в компании видят рост экспортных отправок коксующегося угля примерно на 6%. Однако с продажами энергетических марок ситуация сложнее, а именно они занимают весомую долю в мировой торговле твердым топливом: из 1,4 млрд тонн суммарного экспорта более 1 млрд тонн приходится на уголь для энергетики.
В условиях низких мировых цен для угольных компаний России растут разного рода издержки, например, увеличились расходы, связанные с приобретением спецтехники зарубежного производства. Кроме того, за последние полтора года возросло налоговое бремя, в частности, стал действовать повышенный НДПИ на коксующиеся марки угля.
«Мы совместно с Минэнерго, Минфином работаем, и, к сожалению, успешных результатов нет, но надеемся, что как-то удастся снизить дальнейшее давление на нашу отрасль», – не исключает вице-президент по работе с государственными органами ООО «Коулстар» Асико Джавахян.
«Цены на уголь упали до уровня 2021 года, в то время как себестоимость продукции выросла, в первую очередь, в силу санкционных ограничений, связанных с поставками оборудования, в силу того, что угольные компании опережающими темпами повышали зарплату своим работникам, она поднялась на 56%. В то же время железнодорожные тарифы увеличились на 111% с 2021 года. Все это создает достаточно серьезные кассовые разрывы у предприятий», – подытожил ответственный секретарь комиссии по горнопромышленному комплексу Российского союза промышленников и предпринимателей Максим Довгялло.
Без оказания мер поддержки по итогам 2024 года убытки угольщиков РФ могут достигнуть 450 млрд рублей, что вдвое больше, чем угольные компании заработали в 2020 и 2021 годах, отмечают аналитики «Газпромбанк Инвестиции».
Как доехать к морю
Фактически угольщикам нужно продержаться год, поскольку в следующем ожидается благоприятная конъюнктура.
«Мы спады видели достаточно часто, за последние 25 лет это уже четвертый цикл. Естественно, мы понимаем, что 2024 год проходим по минимальным ценам, и с 2025 года будем наблюдать разворот на рост спроса по углю», – заявил на форуме «Горнодобывающая промышленность: инвестиционные проекты и меры поддержки», состоявшемся 12 апреля, заместитель министра энергетики России Сергей Мочальников.
По его словам, рынки КНР и Индии – залог уверенности в перспективах экспорта.
«Новая генерация в Китае – свыше 100 ГВт, а средний срок службы – 50 лет. Отсчитайте от 2023 года 50 лет – мы уверены в будущем спросе на каменный уголь», – обнадежил замглавы Минэнерго.
Вместе с тем угольной отрасли важна помощь здесь и сейчас. В качестве потенциальных мер поддержки в отраслевом сообществе называют отмену курсовой экспортной пошлины на уголь или ввод цены отсечения, ниже которой вывозная пошлина перестает действовать, пересмотр механизмов налогообложения.
Большой блок вопросов связан с логистикой. Изменения последних лет в железнодорожных тарифах оказали дополнительное давление на угольный бизнес, свидетельствует Асико Джавахян.
«Напомню, понижающие коэффициенты были отменены, и это приводит к тому, что не все направления [экспорта] в настоящее время рентабельны», – заявил представитель «Коулстар».
По словам Сергея Мочальникова, понижающий коэффициент на перевозку угля был отменен в 2022 году в связи с высокой доходностью отрасли. Сейчас ситуация изменилась, доходности нет. Поэтому вопрос возвращения такого коэффициента необходимо обсуждать со всеми заинтересованными сторонами, уточнил чиновник.
Еще одна важная проблема, о которой говорят угольщики – увеличение квот на вывоз продукции в сторону портов и погранпереходов Дальнего Востока. К примеру, в Хакасии из-за проблем с приемом угля к перевозке практически все разрезы работали вполовину от своих возможностей, подчеркнул председатель Верховного совета республики Сергей Сокол.
«С учетом сезонного спада и периода летних путевых ремонтных работ на РЖД перспективы до конца 2024 года не дают поводов для оптимизма», – посетовал он.
Отмена понижающих коэффициентов на железнодорожную перевозку, ввод экспортных пошлин и закрытие из-за санкций западного направления делают местных угледобытчиков неконкурентоспособными, сказал председатель парламента.
«На сегодняшний день ситуация такова, что на каждой тонне отправки на запад убытки составляют от 400 до 1 500 рублей на тонну. С учетом падения цен и ограничения западного направления единственной альтернативой остаются Индия и Китай. Но из-за транспортно-логистических сложностей (хакасский уголь завозится в Юго-Восточную Азию, в том числе, по Северному морскому пути) в конечной стоимости угля 2/3 составляют транспортные расходы», – комментирует Сергей Сокол.
Вывоз на экспорт затруднен и в Якутии. По словам первого зампреда республиканского правительства Джулустана Борисова, остро встал вопрос, связанный с согласованием и приемкой к транспортировке угля у ООО «УК «Колмар». Эта компания отправляет уголь в адрес собственного порта АО «ВаниноТрансУголь».
«Данная ситуация привела к накоплению сверхнормативного запаса угля на складах в объеме порядка 1 млн тонн, к приостановке двух обогатительных фабрик с 12 марта и к работе одной обогатительной фабрики на 50% нагрузки», – рассказал Джулустан Борисов.
Потребность в отгрузке на апрель у «Колмара» составляет 573 тыс. тонн, но РЖД предварительно согласовали только 75% от этого объема, уточнил он.
Третий не лишний
Как сообщил Сергей Мочальников, в 2024 году объем угольных перевозок по Восточному полигону увеличится с прошлогодних 108 млн тонн до 111 млн тонн. Модернизация железнодорожной инфраструктуры дает прирост провозной способности. Вместе с тем, отмечает руководитель департамента СУЭК по стратегиям и связям с государственными органами Александр Долгих, неплохо было бы научиться распределять дополнительный размер мощностей РЖД между экспортерами.
«В 2024 году угля будет выезжать 111 млн тонн, а сколько будет в 2025 или 2026-м, просто не знаем. Мы предлагали методику, формализовали, чтобы все примерно понимали, как этот прирост делить между собой. Чтобы это не было в режиме поручения президента, поручения председателя правительства, зампреда правительства – такая картина не совсем системна», – подчеркнул Александр Долгих.
В апреле был утвержден проект инвестиционного паспорта III этапа модернизации Восточного полигона. Сейчас он находится на утверждении в правительстве РФ.
Согласно плану, необходимо построить более двух тыс. км вторых путей и свыше 1,5 тыс. искусственных сооружений (мостов, тоннелей, водопропускных труб и т.д.) Будут возведены четыре крупнейших инженерных объекта: дублеры Северомуйского, Кузнецовского, Кодарского тоннелей и моста через Амур у Комсомольска. Все это позволит к 2030 году нарастить провозные способности Восточного полигона до 210 млн тонн, а по итогам 2032-го – до 270 млн тонн.
Реализация мер инфраструктурного развития, безусловно, расширит возможности вывоза экспортных грузов, включая угольную продукцию. В частности, как ожидается, Кузбасс с нынешних 54,3 млн тонн в 2033 году сможет нарастить отправки угля по Восточному полигону, как минимум, до 75,5 млн тонн, Бурятия – с 8,5 млн до 16,2 млн тонн, Амурская область и Якутия (причем Эльга к тому времени, вероятно, переключит свой основной поток на новый порт в Охотском море) – с 27,5 млн до 47,5 млн тонн, Хабаровский край – с 5,3 млн до 15,1 млн тонн.
Согласно базовому сценарию, угольные перевозки через Дальний Восток в 2033 году могут достигнуть 182 млн тонн. Порядка 108 млн тонн придется на Ванино-Совгаванский узел и 73,6 млн тонн – на терминалы Приморья. Но заявляемая цифра недостаточна – после 2032 года может поехать больше угля, уточнил Александр Долгих, тем более возможности портов станут еще шире.
Отправители угля будут регламентированы и не смогут использовать все возможности Восточного полигона и после III этапа, к тому же растущие потребности в перевозках наблюдаются и у других отраслей экономики, признал Сергей Мочальников. К этому следует быть готовым.
«Нужно создать рабочую группу по мерам технологического характера. Инновация (вагоны с повышенной нагрузкой на ось – прим. ред.), временные интервалы движения поездов, работа со станциями и портами, работа с порожняком и другим подвижным составом, работа с локомотивным парком – здесь много чего. И начиная с того, как правильно формировать отправку груза от отправителя, [какие должны быть] предложения с РЖД по движению, как принять портам все виды грузов, чтобы максимально быстро обработать и вернуть обратно [вагоны] – эта работа должна усилиться», – заключил замглавы Минэнерго.
За счет модернизации Восточного полигона. как минимум главный ход БАМа от Тайшета до Советской Гавани, должен стать полностью двухпутным по аналогии с Транссибирской магистралью. В то же время регионы поднимают вопрос о необходимости строительства третьих путей на участках Транссиба.
«Мы надеемся, что дорогостоящие, но такие важные проекты, как создание третьего главного пути между Хабаровском и Владивостоком и строительство обходов на участке Смоляниново – Находка, будут реализованы как можно скорее», – сказал зампред правительства Приморского края Николай Стецко.
По его словам, в 2023 году порты Приморья переработали 156 млн тонн грузов. Есть инвестпроекты на общую сумму 540 млрд рублей по расширению портовых мощностей, их реализация позволит довести перевалку примерно до 350 млн тонн. Но без вышеуказанных объектов железнодорожной инфраструктуры они не раскроют свой потенциал.
На прошедшей неделе цены в Европе укрепились выше 122 долл./т. Поддержку котировкам оказал рост на газовом рынке в результате эскалации конфликта на Ближнем Востоке и неопределенность с транзитом российского газа в ЕС через Украину.
Несмотря на высокие запасы в хранилищах ЕС, газовые котировки на хабе TTF подросли до 439.13 долл./1000 м3 (+11.58 долл./1000 м3 к 21.08.2024 г.), что связано с техническим обслуживанием норвежской инфраструктуры и угрозой прекращения транзита российского газа. Кроме того, предполагается, что доступного количества газа может оказаться недостаточно, например, в случае резкого похолодания. Запасы угля на терминалах ARA сократились до 4.7 млн т. (-0.1 млн т. к 21.08.2024 г.).
Индекс южноафриканского угля 6000 находился в диапазоне 112-114 долл./т. на фоне роста цен в Европе и сокращения складских запасов в Индии, где проливные дожди негативно отразились на ж/д погрузках индийского угля.
Участники рынка отмечают улучшение провозной способности ж/д в ЮАР благодаря постепенному решению проблем с локомотивами, нуждающимся в ремонте и обслуживании. Оператор Transnet в сотрудничестве с компаниями и комитетом NLCC (National Logistics Crisis Committee) закупает необходимые запасные части у сторонних производителей напрямую, поскольку кризис в отношениях с китайской CRRC (China Railway Rolling Stock Corporation) по-прежнему не преодолен. Кроме того, правительство может предоставить доступ к ж/д инфраструктуре частным операторам в течение 6 месяцев.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao прибавили 0.5 долл./т. до 118.5 долл./т. после продолжительного снижения. Поддержку ценам оказало сокращение предложения на спотовом рынке и увеличение потребления на 2.2% на крупнейших ТЭС по сравнению с прошедшей неделей. Дополнительным благоприятным фактором является увеличение температуры до 35С° градусов в центральном и южном регионах и ожидание роста до 35-42С° градусов. Некоторые трейдеры воздерживаются от продаж в ожидании дальнейшего укрепления цен материала 5500 NAR до 119.5 долл./т. Очередь из судов в основных портах увеличилась за неделю с 79 до 101, что может говорить об улучшении спроса. Кроме того, Китайская ассоциация транспортировки и дистрибуции угля (CTDA) заявила, что в июле Китай потребил 420 млн т. угля (+3.1% к июлю 2023 г.), нарастив объем впервые с февраля-июня 2024 г.
Запасы в 9 крупнейших портах составили 24.24 млн т. (+0.15 млн т. к 21.08.2024 г.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR скорректировались до 92.2 долл./т. (-0.30 долл./т. к 21.08.2024 г.) ввиду невысокого спроса в Китае и Индии, где наблюдаются высокие запасы.
Тем не менее, крупные компании надеются на пересмотр квот по добыче в сторону увеличения. Однако некоторые поставщики низкокалорийного угля в Суматре дожидаются разрешения властей на пересмотр целевых показателей в сторону снижения, поскольку сталкиваются с трудностями выполнения планов из-за сокращения маржи в результате падения рыночных котировок и высокой себестоимости добычи.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 опустился ниже 147 долл./т. из-за ограниченного спроса в странах-импортерах. Кроме того, экспортные отгрузки из терминалов Австралии за прошедшую неделю увеличились на 11% с 6.9 млн т. до 7.7 млн т.
Индекс австралийского металлургического угля HCC упал ниже 200 долл./т. Падение цен на австралийский металлургический материал премиального качества продолжилось, что обусловлено сохранением неблагоприятной конъюнктуры на рынке стали. Индийские металлургические предприятия отмечают, что будут готовы вернуться к покупкам после восстановления цен на свою продукцию.
США продолжают усиливать санкции против российской угольной отрасли
Минфин США продолжает расширять блокирующие санкции против российских угольных компаний. В SDN-List в августе 2024 г. добавлены:
• структуры Евраза, включая Южкузбассуголь, а также компанию Распадская, чьи акции торгуются на Московской бирже. С 2022 г. Евраз находится под санкциями Великобритании;
• Мечел-Майнинг и аффилированные с ним угольные компании Южный Кузбасс и Якутуголь. Другие структуры Мечела уже находятся под санкциями США с февраля 2024 г.;
• группа компаний СДС-Уголь и аффилированные с ней структуры;
• группа Стройсервис и аффилированные с ней структуры;
Ранее в санкционный список попали: СУЭК, Мечел (за исключением Мечел-Майнинг), Сибантрацит, Эльга, Коулстар и Угольная компания Разрез Майрыхский.
Блокирующие санкции также включают связанные с компаниями добывающие, обогатительные, транспортные и портовые активы.
Усиление санкций приведет к еще большему сокращению российского экспорта угля как в 2024 г., так и в 2025 г. Новые ограничения охватывают 10% российского угольного экспорта, а с учетом ранее введенных санкций под ними теперь находится около 50% экспортного объема. Из-за опасений попасть под вторичные санкции, а также из-за сложностей с платежами российские поставщики уменьшат поставки угля в страны АТР, в особенности в Южную Корею и Тайвань.
Блокирующие санкции против российских угольных компаний ведут к дисбалансу мирового спроса и предложения на высококачественный уголь как энергетический, так и металлургический, включая PCI и антрацит. Выпавшие объемы высококачественного российского угля и металлургического материала будет невозможно заменить на рынке, так как продукция из Индонезии, Южной Африки и Колумбии несопоставима по качеству, а возможности наращивания производства в Австралии ограничены, что может подстегнуть вверх ключевые индексы, рассчитываемые на основе материала 6000 ккал/кг, а также цены на коксующийся уголь, PCI и антрацит.
Ограниченная пропускная способность БАМа и Транссибирской магистрали препятствует наращиванию объемов перевалки в Дальневосточных портах, где логистика наиболее благоприятна для поставок на рынок АТР из-за низкого фрахта. Сочетание низких текущих цен с высокими расходами на железнодорожную перевозку и ставками перевалки в портах, делают экспортные поставки нерентабельными, вынуждая российские угольные компании приостанавливать отгрузки на экспорт, снижать добычу, а в отдельных случаях закрывать добывающие предприятия и сворачивать проекты на новых месторождениях.
В 2023 г. экспорт российского угля снизился до 212.2 млн т. (-2.5 млн т. или -1.2% к 2022 г.). В январе-июле 2024 г. объемы экспортных поставок упали до 116.6 млн т. (-11.6 млн т. или -9% к январю-июлю 2023 г.).
Остановка 9 шахт в Кузбассе усилит дефицит российского угля
За прошедшую неделю Ростехнадзор и суд приостановили деятельность на 9 шахтах Кузбасса, где были зафиксированы различные нарушения, включая превышение допустимой концентрации метана и эксплуатацию оборудования с нарушением требований промышленной безопасности.
Нарушения были выявлены на следующих шахтах: им. А.Д. Рубана и им. С.М. Кирова (СУЭК), Распадская (Распадская), Березовская и Первомайская (Северный Кузбасс), Южная (СДС), Чертинская-Коксовая (ММК-Уголь), Юбилейная (ТопПром), Ленина (Южный Кузбасс).
Среди избранных мер пресечения шахтам было предписано приостановить деятельность на 3 месяца, что с учетом их мощностей за этот период может привести к сокращению добычи на 4-6 млн т. угля (2.4% годового объема добычи в Кузбассе). Ввиду ограниченных провозных способностей ж/д инфраструктуры, особенно в восточном направлении, данные объемы будут потеряны для экспортного рынка, что усугубит дефицит российского материала на международном рынке.
В 2024 г. продолжаются активные проверки безопасности на шахтах и угольных разрезах, инициированные Ростехнадзором после взрыва на шахте Листвяжная в
2022 г., которые приводят к приостановке деятельности ряда угледобывающих предприятий в Кузбассе и снижению добычи.
Экспортные пошлины на российский уголь отложили до декабря 2024 года
Правительство РФ продлило отмену экспортных пошлин на энергетический уголь и антрацит с 1 сентября по 1 декабря 2024 г. с целью поддержки российских угольных компаний и объемов экспорта. При этом по коксующемуся углю, цены на который продолжают снижаться, решения пока не принято.
Однако на фоне растущих логистических издержек, ограниченных провозных мощностей, и падения котировок на международных рынках данная мера представляется недостаточной, поскольку угольные компании продолжают отчитываться об убытках. Дополнительным негативным фактором остается ужесточение санкций.
При этом правительство стремится компенсировать выпадающие доходы от отмены экспортной пошлины, заложив с января 2025 г. надбавку к ставке НДПИ на энергетический и коксующийся уголь в размере 10% от превышения пороговых значений. Увеличение налоговой нагрузки на угольную отрасль окажет дополнительное давление и негативно отразится на инвестициях, добыче и экспорте, которые сокращаются с начала года.
Добыча угля в Кузбассе, основном угольном регионе России, где добывается высококачественный материал, по итогам января-июля 2024 г. упала до 117.9 млн т. (-7.4 млн т. или -5.7% к январю-июлю 2023 г.). Совокупный экспорт российского угля за аналогичный период сократился до 116.6 млн т. (-11.6 млн т. или -9.0% к январю-июлю 2023 г.).
На европейском рынке котировки энергетического угля поднялись выше 104 долл./т. Поддержку ценам оказало восстановление котировок газа и нефти после отсрочки введения высоких импортных пошлин со стороны США, а также увеличение потребления угля в Германии. Кроме того, за прошедшую неделю сократились экспортные отгрузки со стороны США и Колумбии.
Газовые котировки на хабе TTF укрепились до 415.62 долл./1000 м3 (+34.64 долл./1000 м3 к 09.04.2025 г.), скорректировавшись вверх после достижения 7-месячного минимума. Уровень заполнения хранилищ увеличился незначительно до 35%. Запасы угля на терминалах ARA увеличились до 3.54 млн. т. (+0.03 млн. т. к 09.04.2025 г.).
Индекс южноафриканского угля 6000 подрос выше 89 долл./т., вслед за европейским рынком, благодаря улучшению спроса со стороны индийских производителей губчатого железа на спотовые поставки.
Южноафриканские трейдеры столкнулись со сложностями в закупках средне- и низкокалорийного материала, поскольку производители не стремятся снижать цены, несмотря на падение экспортных котировок и перенаправляют поставки на внутренний рынок.
Компания Exxaro сообщила о падении добычи по итогам 2024 г. на 7% до 39.5 млн. т. из-за снижения потребностей внутренних потребителей. Тем не менее, экспорт увеличился на 37% до 7 млн. т. благодаря спросу в Индии и странах Азии.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao остаются без изменений на уровне 93-94 долл./т. на фоне рекордных портовых запасов, высоких темпов добычи и окончания периода отопления в дальних северных регионах, в связи с чем возможно возникновение переизбытка предложения. При этом рост ВВП Китая по итогам 1 квартала оказался выше ожиданий и составил 5.4% против прогнозируемых 5%, что обусловлено увеличением промышленного производства, включая цементную и сталелитейную отрасль.
Из-за геополитической неопределенности многие потребители в промышленном секторе занимают выжидательную позицию. Однако в связи с торговой войной некоторые участники рынка полагают, что китайские власти близки к запуску нового раунда стимулирования экономики с целью подстегнуть потребление внутри страны и снизить зависимость от экспорта.
Запасы в 9 крупнейших портах подскочили до исторического максимума на отметке 32.58 млн. т. (+2.86 млн. т. к 09.04.2025 г.). Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС составили 13.78 млн. т. (+0.27 млн. т.).
Индекс индонезийского угля 5900 GAR снизился до 82 долл./т., цена низкокалорийного материала 4200 GAR опустилась ниже 48 долл./т. в связи с ограниченным спросом на традиционных рынках сбыта.
Добыча угля в стране с января по 16 апреля 2025 г. упала на 7.5% до 183.7 млн. т., что обусловлено неблагоприятными фундаментальными факторами и погодными условиями. Ожидается, что компании не будут стремиться наращивать добычу с целью снизить расходы ввиду невысоких цен на международном рынке.
Власти Индонезии вводят новые правила налога на добычу полезных ископаемых (роялти) с 26 апреля, в рамках которых налог для некоторых самых крупных угольных компаний снизится (включая Adaro Andalan Indonesia, Arutmin Indonesia) и одновременно увеличится для многих менее крупных (Bhumi Rantau Energi, Bukit Asam) примерно на 1% для экспортных поставок. При этом ставка налога также будет привязана к индексу HBA и может увеличиваться вместе с котировками.
Котировки австралийского угля двигались разнонаправленно. Высококалорийный австралийский уголь 6000 остался в нисходящем тренде, опустившись до 92 долл./т. из-за сокращения спроса со стороны Японии, при этом среднекалорийный уголь 5500 укрепился выше 71 долл./т. за счет увеличения спроса со стороны Индии.
Индекс австралийского металлургического угля HCC вырос выше 187 долл./т. на опасениях сокращения предложения по причине нескольких аварий на шахте Appin (South32) и Moranbah North (Anglo American). Кроме того, в Китае 15 апреля произошло повышение цен на кокс. При этом индийские потребители занимают выжидательную позицию, поскольку считают текущий уровень цен высоким.
Доля убыточных угледобывающих предприятий в Кузбассе в феврале 2025 г. увеличилась до 57% против 45% в феврале 2024 г. Таким образом, в 2025 г. негативная динамика усилилась, что обусловлено падением цен на мировом рынке, резким увеличением себестоимости, а также укреплением курса рубля. В связи с этим некоторые предприятий вынуждены сокращать производство и отказываться от проектов по развитию новых угольных месторождений.
Дополнительными факторами, продолжающими оказывать негативное влияние на финансовые результаты угольщиков, остаются высокие ж/д тарифы, которые достигают 50% от стоимости реализации, ограниченные провозные возможности ж/д инфраструктуры, а также западные санкции.
По некоторым прогнозам, совокупные убытки угольной промышленности в 2025 г. могут составить более 250 млрд. руб., подскочив в 2 раза по сравнению со 113 млрд. рублей убытка в 2024 г. В текущее время уже 29 предприятий, добывавших 40 млн. т., обанкротились. По оценке Минэкономразвития, в красной зоне находятся предприятия, добывающие 160 млн. т. и имеющие убытки более высокие, чем в среднем по отрасли.
Кроме того, санкции США охватывают уже более 50% экспортного объема, что приведет к еще большему сокращению российского экспорта угля в 2025 г.
Добыча угля в Кузбассе, основном угольном регионе России, где добывается высококачественный материал, по итогам января-марта 2025 г. упала до 51.0 млн. т. (-1.9 млн. т. или -3.6% к январю-марту 2024 г.).
Экономическая устойчивость угольной отрасли Хакасии находится под угрозой. Снижение объемов добычи, ограниченные экспортные возможности и рост издержек ставят под вопрос дальнейшую работу ключевых предприятий региона, часть которых уже работает на треть от проектной мощности, а отдельные угольные разрезы полностью остановлены с марта.
Убыточность угольных компаний связана с падением мировых цен на уголь, логистическими ограничениями и высокой стоимостью железнодорожных перевозок.
По итогам 1 квартала 2025 г. объем вывоза угля из Хакасии в восточном направлении упал на 54% до 665 тыс. т. (к аналогичному периоду прошлого года). Основной причиной стало отсутствие продления квот РЖД на транспортировку в восточном направлении.
Угольная промышленность остается системообразующей для экономики республики. Налоговые поступления от угледобывающих компаний составляют значительную долю доходов бюджета. Более того, ряд предприятий является градообразующими для населённых пунктов региона. Любые сбои в их работе напрямую отражаются на социальной стабильности.
По прогнозам, в апреле–мае 2025 г. ожидается новая волна увольнений. Общий объем потерь рабочих мест к концу года может достигнуть 3 тыс. человек.
В связи с этим председатель Верховного Совета Хакасии Сергей Сокол направил обращения к председателю Правительства РФ Михаилу Мишустину, в Совет Федерации, РЖД и профильные министерства. В числе предложений:
• увеличение экспортных квот;
• снижение ж/д тарифов;
• субсидирование логистических затрат.
Отсутствие оперативных федеральных мер может привести к остановке ключевых производств, росту безработицы в моногородах и дефициту регионального бюджета. Власти Хакасии настаивают на включении вопроса поддержки отрасли в повестку Совета Федерации и Правительства РФ, подчеркивая, что без пересмотра тарифной политики РЖД и восстановления квот социально-экономическая стабильность региона окажется под угрозой уже в краткосрочной перспективе.
С ноября 2024 года по Тихоокеанской железной дороге (ТЖД) с Эльгинского угольного месторождения в адрес строящегося экспортного терминала было перевезено 2 млн. т. угля. В настоящее время дорога протяженностью 531 км функционирует в тестовом режиме и в конце прошлого года во время поставки первой партии угля произошел сход локомотива и 4 вагонов.
В строящийся угольный терминал Эльга, который является конечной станцией ТЖД, в ноябре уже прибывало первое балкерное судно. Мощность терминала, расположенного в 30 км от посёлка Чумикан, по проекту составит 30 млн. т. в год, при этом он сможет принимать одновременно 4 судна дедвейтом до 85 тыс. т. Порт является частью дальневосточного логистического кластера компании Эльга, ведущей разработку Эльгинского и Огоджинского месторождения.
По итогам января-марта 2025 г. совокупная добыча Эльги составила 8.8 млн. т. (+2.5 млн. т. или 33% к январю-марту 2024 г.).
На европейском рынке угля цены скорректировались ниже 103-104 долл./т. Давление на индексы оказывает резкое падение котировок газа и нефти в результате введения высоких импортных пошлин со стороны США, а также окончание отопительного сезона в ЕС.
Газовые котировки на хабе TTF упали до 380.98 долл./1000 м3 (-78.93 долл./1000 м3 к 02.04.2025 г.), достигнув 7-месячного минимума. Уровень заполнения хранилищ колеблется на уровне 34%. Запасы угля на терминалах ARA сократились до 3.51 млн т. (-0.11 млн т. к 02.04.2025 г.).
Индекс южноафриканского угля 6000, после роста неделей ранее, опустился ниже 89 долл./т. вниз вслед за европейским рынком. Цены на среднекалорийный материал укрепились на фоне улучшения спроса со стороны индийских производителей губчатого железа на спотовые поставки и на контракты апреля-мая.
Компания Minergy из Ботсваны в своем отчете отметила, что в результате снижения цен на экспортном рынке некоторые небольшие компании и производители с высокой себестоимостью добычи сокращают отгрузки на экспорт и перенаправляют поставки на внутренний рынок. Из-за негативной динамики Minergy нарастила долговые обязательства.
По итогам недели цены на уголь 5500 ккал/кг NAR в порту Qinhuangdao удерживались на уровне 93-94 долл./т., несмотря на негативный внешний фон после эскалации торговой войны между Китаем и США (объявление взаимных пошлин со стороны КНР на всю продукцию из США в размере 34% и дополнительного повышения тарифов Трампом до 104% на продукцию из Китая).
Поддержку рыночным настроениям оказало сокращение запасов на складах и инициатива государственного инвестиционного фонда Central Huijin Investment, который направил средства на покупку китайских акций и пообещал поддерживать рыночную стабильность. Кроме того, некоторые участники рынка полагают, что китайские власти близки к запуску нового раунда стимулирования экономики с целью подстегнуть потребление внутри страны и снизить зависимость от экспорта.
Большинство конечных потребителей отказываются оплачивать отгрузки от негосударственных компаний по месячным контрактам по фиксированной цене
770 RMB/т. (105.36 долл./т.) FOB Qinhuangdao 5500 ккал/кг. Таким образом, между генерирующими компаниями КНР и внутренними поставщиками угля продолжается спор в отношении долгосрочных контрактов, что привлекло внимание Национальной комиссии по развитию и реформам (NDRC).
Запасы в 9 крупнейших портах сократились до 29.72 млн т. (-1.04 млн т. к 02.04.2025 г.). Запасы на 6 крупнейших прибрежных ТЭС составили 13.51 млн т. (+0.01 млн т.), потребление – 760 тыс. т./сутки против 750 тыс. т./сутки неделей ранее.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR снизился до 83 долл./т., цена низкокалорийного материала 4200 GAR опустилась до 48 долл./т., продолжив двигаться вниз на фоне ограниченной торговой активности по причине празднования завершения поста (Ураза-байрам или Ид аль-Фитр) до
8 апреля. Также отмечается низкий спрос со стороны Индии и Китая, где сохраняются темпы добычи и складские запасы остаются на высоком уровне. Продолжающиеся дожди на Суматре, негативно влияющие на транспортировку угля, не сумели оказать ощутимой поддержки рынку.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 просел ниже 95 долл./т., тогда как среднекалорийный уголь немного подорожал. Волатильность в ценах обусловлена геополитической неопределенностью и невысоким спросом в странах АТР.
Власти штата Квинсленд планируют пересмотреть цели предыдущего правительства по снижению выбросов парниковых газов, в результате чего срок эксплуатации угольных электростанций может продлиться, что должно положительно повлиять на энергетическую безопасность Австралии.
Индекс австралийского металлургического угля HCC подскочил до 177 долл./т. на опасениях сокращения предложения в связи с несколькими авариями на шахтах в конце марта и начале апреля. Кроме того, 9 апреля Трамп заморозил на 90 дней введение высоких пошлин против торговых партнеров.
Поддержку котировкам оказывает приостановка эксплуатации шахты Appin (South32) в штате Новый Южный Уэльс 6 апреля после взрыва, от которого пострадало 4 человека, и шахты Moranbah North (Anglo American) в штате Квинсленд, где 31 марта была остановлена добыча из-за превышения нормы концентрации окиси углерода. Несмотря на ожидания, компания Anglo American не смогла в оперативном порядке возобновить добычу. В настоящее время возможные потери объемов не озвучиваются.
Ж/д перевозки угля на экспорт в адрес терминала ОТЭКО в порту Тамань в 2024 г. упали вдвое до 11.6 млн т. (-14.0 млн т. или -54.75% к 2023 г). Несмотря на формальное улучшение показателей в 1 квартале 2025 г. до 4.4 млн т. (+3.0 или +211.6% к 1 кв. 2024 г.), реальные объемы остаются существенно ниже значений 2022-2023 гг.
Даже после существенного снижения ставок перевалки, которые по словам коммерческого директора терминала, сократились для отдельных грузоотправителей вдвое до 10.12 долл./т., отставание объемов ж/д отгрузок, в сравнении с первыми кварталами 2023 и 2022 годов (7.1 млн т. и 6.5 млн т. соответственно) по-прежнему критическое.
Основной причиной падения перевалки в 2024 г. стал отказ грузоотправителей от экспорта угля через терминал на фоне завышенных ставок перевалки, достигавших 42 долл./т. В течение нескольких месяцев отправки угля на терминал практически не осуществлялись. Поставки начали восстанавливаться после вмешательства Федеральной антимонопольной службы, которая обязала операторов порта снизить тарифы.
Однако даже после снижения ставок перевалки восстановление грузопотока оказалось ограниченным. По официальным заявлениям РЖД, в 2024 г. компания не вывезла почти 19 млн т. угля в порты Азово-Черноморского бассейна, объяснив это дисбалансом между заявками и возможностями инфраструктуры. Представители терминала ОТЭКО в марте 2025 г. подтвердили, что логистические ограничения РЖД остаются ключевым фактором недозагрузки мощностей порта. В 1 квартале 2025 г. терминал получил подтверждение лишь на 65-70% заявленных объемов. Проблемы с перевозками по сети РЖД, а также рост ж/д тарифов остаются системным фактором сдерживания российского экспорта угля.
Ситуация осложняется общим кризисом в угольной отрасли. На фоне санкций и падения мировых цен экспорт угля из РФ стал убыточным из-за высоких логистических издержек. Грузовой тариф для угля из Кузбасса, Хакасии и Новосибирской области до морских портов с 2020 по 2024 г. вырос почти на 100%, в четыре раза превысив накопленную инфляцию за этот период. С 1 декабря
2024 г. тарифы дополнительно увеличены на 13.8%, с 1 января 2025 г. введена целевая надбавка 2%. Кроме того, понижающие коэффициенты для угля на дальность перевозки и на энергетический уголь, отмененные РЖД в 2022 г. как временная мера, до сих пор не восстановлены. За 2023–2024 гг. угольные компании переплатили по тарифам сверх инфляции более 200 млрд рублей.
Увеличение ж/д перевозок угля на экспорт в адрес Тамани в 1 квартале 2025 г. обусловлено исключительно эффектом низкой базы в 2024 г., тогда как по отношению к 2022-2023 гг. объемы продолжают оставаться в зоне критического недозавоза. Несмотря на официальные заявления о стабилизации отгрузок, текущий рост отражает лишь частичное возвращение грузопотока после кризисного 2024 г. При этом докризисные уровни, без снятия инфраструктурных ограничений и без корректировки тарифной политики, в текущих условиях остаются недостижимыми.
Восточная горнорудная компания (ВГК) планирует запуск магистрального угольного конвейера, который предназначен для транспортировки угля с Солнцевского разреза до порта Шахтерск (Сахалин). Ввод в эксплуатацию конвейера закрытого типа, состоящего из трех участков, запланирован на 2025 г.
Строительство угольного конвейера ведется с 2018 г., объем инвестиций оценивается более, чем в 22 млрд рублей. Угольный конвейер протяженностью 23 км (самый крупный в России) позволит увеличить объемы транспортировки угля с разреза в порт до 20 млн т. в год и отказаться от перевозки грузовым автотранспортом.
По итогам 2024 г. объемы добычи угля на Солнцевском разрезе составили 15.1 млн т. Это самый высокий результат предприятия с начала его работы.
Таким образом, негативная динамика добычи и экспорта в остальных регионах России частично нивелируется за счет роста показателей ВГК, поскольку добыча на Сахалине и транспортировка угля в порт не привязана к ограниченным мощностям железных дорог РЖД на Дальнем Востоке. Однако основной объем добычи и экспорта ВГК приходится на бурый уголь.
На мировом рынке угля в настоящее время складывается неблагоприятная конъюнктура, в связи с чем компании могут пересматривать производственные планы и инвестиционные программы. Хотя дальневосточные производители сталкиваются с меньшими затратами на логистику, преимущество в текущих условиях имеют компании, располагающие собственными портовыми и железнодорожными мощностями. Добыча шельфового газа в ДФО сохраняется на уровне прошлого года. В рамках газификации регионов и планов по увеличению экспорта создается новая газотранспортная инфраструктура.
В марте текущего года доходность экспорта угля в восточном направлении стала отрицательной. Так, нетбэк (чистая выручка экспортера за вычетом логистики) на кузбасский уголь (5500 ккал на кг) на условиях FOB Восточный к 30 марта сократился до 358 рублей за тонну (на 17,8% за неделю). Снижение происходит с начала года. Для энергетического угля калорийностью 6000 ккал на кг нетбэк на условиях FOB Восточный на конец марта оставался положительным – 568 рублей за тонну, но все же снижался (показатели на 30 марта на 10,6% меньше, чем неделей ранее).
В течение десяти месяцев 2024 г. цена на энергетический уголь калорийностью 6000 ккал на базисе FOB Дальний Восток находилась на уровне 100 долларов США за тонну, сократившись почти на 30% с начала 2023 г. В начале 2024 г. цена была на уровне 101 доллар за тонну, а в 2023 г. – 135 долларов за тонну. К середине марта 2025 г. цена на энергетические угли на базисе FOB Дальний Восток снизилась до 56-83 долларов за тонну в зависимости от калорийности. Цены на металлургический уголь сократились до 113-114 долларов за тонну в зависимости от марки.
На этом фоне в марте 2025 г. заметно упал экспорт угля из крупных портов. В частности, объемы угольного экспорта в портах Находка и Восточный снизились на 21% относительно марта 2024 г., до 3,7 млн тонн (суммарно). В то же время в годовом сопоставлении выросли поставки из других дальневосточных портов – Ванино, Посьет, Вера и Суходол (суммарно в марте из них экспортировано 3,9 млн тонн угля).
Спрос на энергетический уголь в КНР ослаб из-за значительных накопленных запасов и развития собственной добычи[1]. Спрос на коксующийся уголь сдерживают проблемы в секторе недвижимости КНР и связанное с этим сокращение объемов выплавки стали, а также возвращение на китайский рынок угля из Австралии. Кроме того, в Китае по-прежнему действует импортная пошлина на российский уголь в размере 3-6%.
В апреле-мае текущего года ожидается рост спроса на уголь со стороны Индии (в целом ожидается, что объем экспорта российского угля в данном направлении достигнет 40 млн тонн в год к 2030 г.). Но при этом Индия с начала текущего года ввела импортные квоты на коксующий уголь с содержанием золы менее 18% (будут действовать в течение первого полугодия). Они будут распространяться на импорт из 11 стран, включая Россию, и составят 710 тыс. тонн ежеквартально в первой половине 2025 г.
Дополнительные проблемы для предприятий угольного сектора, помимо сокращения спроса и снижения цен, создают платежи по процентам из-за высокой ключевой ставки Центробанка, рост стоимости добычи, на который влияет удорожание оборудования, комплектующих и запчастей для техники, увеличение стоимости оплаты труда. Также российским экспортерам приходится предоставлять покупателям на экспортных рынках дисконты, обусловленные риском вторичных санкций для контрагентов. По итогам 2024 г. сальдированный убыток российских угледобывающих предприятий составил 112,6 млрд рублей против прибыли в 2023 г. в размере 374,7 млрд рублей. Росстат оценил долю убыточных компаний угольной отрасли в 2024 г. в 53,3% (в 2023 г. она была оценена в 31,5%).
На Дальнем Востоке угольные компании все же несут более низкие логистические затраты при экспортных поставках через восточные порты. Более выгодными позициями обладает, в частности, компания «Эльгауголь» А.Авдоляна, располагающая собственной железнодорожной веткой (Тихоокеанская железная дорога введена в эксплуатацию в 2024 г.)[2] и портовыми мощностями (порт Эльга в Хабаровском крае). В феврале 2025 г. в компании объявили о запуске одиннадцатой обогатительной фабрики обогатительного комплекса «Эльгинский» в Якутии. Суммарная годовая мощность всех фабрик составляет 38,5 млн тонн концентрата. По итогам 2024 г. добыча на Эльгинском месторождении (Нерюнгринский район) выросла на 36,2% относительно 2023 г., до 28,6 млн тонн угля. Объемы обогащения составили 31,5 млн тонн. Другой якутский производитель угля, АО «ХК «Якутуголь» (группа «Мечел») за 2024 г. увеличил объем добычи на 1,4 млн тонн относительно 2023 г., до 4,5 млн тонн.
Снижение добычи угля фиксируется в Чукотском АО – как каменного (поставляется на экспорт), так и бурого (реализуется на внутреннем рынке региона). Компания «Берингпромуголь» в январе-феврале текущего года получила на месторождении Фандюшкинское поле 222,6 тыс. тонн каменного угля, на 3% сократив результат по сравнению с аналогичным периодом 2024 г. «Берингпромуголь» располагает собственными портовыми мощностями для экспортных отгрузок. Добывающее бурый уголь ОАО «Шахта Угольная» за два месяца года на Анадырском месторождении добыло 2,5 тыс. тонн твердого топлива, что на 70% ниже, чем за аналогичный период прошлого года.
Стоит отметить, что в январе-феврале 2025 г. погрузка добытого на Дальнем Востоке угля на железную дорогу (ДВЖД) снизилась – на 3,1% относительно аналогичного периода 2024 г., до 5,6 млн тонн. Отгрузки твердого топлива осуществлялись с Эльгинского месторождения, Нерюнгринского месторождения в Якутии, Ургальского месторождения в Хабаровском крае, Сугодинско-Огоджинского месторождения в Амурской области. В том числе с Эльгинского месторождения на ДВЖД за отчетный период было отгружено 2,9 млн тонн, с Ургальского месторождения (АО «Ургалуголь», СУЭК) отгрузка составила более 1,2 млн тонн, с Сугодинско-Огоджинского месторождения («Огоджинская угольная компания», «Эльга») отгружено свыше 276 тыс. тонн, с Нерюнгринского («Якутуголь», «Мечел») – 592,1 тыс. тонн. При этом объем угольного экспорта с Дальнего Востока за два месяца года вырос на 4,4% относительно аналогичного периода прошлого года, до 4,7 млн тонн (во многом этому способствовала работа частной Тихоокеанской железной дороги).
Тем временем в Приморском крае «Углеобогатительная фабрика разреза «Западный» рассчитывает построить углеобогатительный комплекс мощностью 924 тыс. тонн в год на территории Ильичевского каменноугольного месторождения Раздольненского каменноугольного бассейна (Октябрьский муниципальный округ), инвестировав 43,8 млн рублей. Уголь инвестор намерен поставлять на внутренний рынок (в частности, на Артёмовскую ТЭЦ) и на экспорт в Китай.
Участок «Западный фланг» Ильичевского месторождения в промышленную эксплуатацию запускала компания «ДВ Логистик» в 2019 г. (с объемом добычи 200 тыс. тонн в год). В 2002-12 гг. добычу каменного угля на месторождении вело ООО «Разрез Пореченский» (на соседнем участке – «Западный 1»), производя до 80 тыс. тонн в год. Прогнозные ресурсы угля на участке «Западный фланг» оцениваются в 1 млн тонн (категория Р2).
Что касается добычи природного газа на Дальнем Востоке, то по итогам января-февраля 2025 г. на шельфовых сахалинских проектах «Сахалин-1» и «Сахалин-2» добыча сохранилась на уровне аналогичного периода 2024 г. За два месяца в рамках проекта «Сахалин-1» было добыто 1,6 млрд куб. м газа, в рамках проекта «Сахалин-2» - 2,94 млрд куб. м. Добыча в феврале также соответствует уровню февраля прошлого года – около 0,7 млрд куб. м на «Сахалин-1» и 1,4 млрд куб. м на «Сахалин-2».
Экспорт нефти через порт Козьмино (Приморский край), откуда отгружается премиальный сорт ВСТО из нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан», по итогам 2024 г. вырос на 4,5% относительно 2023 г., до 44,7 млн тонн. На данном направлении основными покупателями являются Китай и Индия.
В сфере газификации регионов в марте текущего года «Газпром» ввел ряд объектов газовой инфраструктуры в Приморском и Хабаровском краях. Так, в Приморье были запущены газопровод-отвод и «ГРС-2 Владивосток», что создало условия для газификации всероссийского детского центра «Океан» во Владивостоке и более 2,6 тыс. домовладений в двух микрорайонах города, где возводится новое жилье – Пригород-1 и Пригород-2. От «ГРС-2 Владивосток» запланировано проведение газопровода-связки в целях повышения надежности газоснабжения абонентов Владивостокского городского округа.
В Нанайском районе Хабаровского края введены в эксплуатацию ГРС «Вознесенское» и межпоселковый газопровод, рассчитанные на газификацию нового Малмыжского горно-обогатительного комбината («Амур Минералс») в рамках ТОР «Хабаровск». Также в Хабаровском районе «Газпром» запустил ГРС «Калинка», с помощью нее предполагается газифицировать около 9,7 тыс. домовладений в селах Калинка, Сергеевка, Восточное, Малиновка, Князе-Волконское, Благодатное, Дружба и Некрасовка.
Кроме того, положительное заключение Главгосэкспертизы получил проект насосной станции на газопроводе «Сахалин – Хабаровск – Владивосток» «КС-6 «Хабаровская» в Хабаровском крае (район им. Лазо). С помощью межрегиональной газотранспортной системы «Сахалин – Хабаровск – Владивосток» протяженностью 1,8 тыс. км осуществляется доставка газа с шельфа Сахалина потребителям Хабаровского и Приморского краев, планируется осуществлять экспортные поставки в КНР (строится газопровод-отвод). «Газпром» также расширяет пропускную способность газопроводной магистрали за счет увеличения компрессорных мощностей.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Добыча угля в Китае в 2025 г. может вырасти на 1,5% относительно 2024 г., до 4,82 млрд тонн, после роста на 0,8% в 2024 г. относительно 2023 г. Ожидается, что импорт угля в КНР в 2025 г. сократится на 1,9%, до 525 млн тонн.
[2] Протяженностью 531 км и пропускной способностью на первом этапе в 30 млн тонн в год.