Поделиться
Раз икринка, два икринка… цены выросли
Поделиться

Эксперты объясняли рекордный цен на красную икру

В торговых сетях ДФО отмечают рост цен на красную икру до 50-60% в этом году. Как поясняют эксперты, снижение вылова тихоокеанских лососей – не единственный фактор, влияющий на ценообразование. Почему дорожает любимый россиянами деликатес, и насколько это долгосрочный тренд, выясняло EastRussia.

Тематическое фото. автор/источник: olga_sova/Shutterstock

Маркировка вымывает неучтённую икру

На цены в этом году влияет сразу комплекс факторов, сообщили редакции в объединении производственных и перерабатывающих предприятий рыбного хозяйства «Рыбный Союз».

«Это, во-первых, снижение вылова тихоокеанских лососей, а соответственно, и производства икры. Во-вторых, рост себестоимости производства – из-за удорожания кредитных средств, топлива и увеличения фонда оплаты труда. В-третьих, на фоне снижения производства возникают ажиотажные настроения, что дополнительно двигает цену вверх. Четвертым важным фактором стала маркировка икры, которая впервые заработала с мая 2024 года. С одной стороны, это нововведение ожидаемо повлекло дополнительные затраты добросовестных производителей, с другой, способствует вымыванию с рынка неучтённой икры, которая обычно «придавливала» цены», — прокомментировали в организации.

Тематическое фото. автор/источник: Konstantin Baidin/Shutterstock

Сегодня стоимость красной икры в широкой рознице бьёт рекорды, показал мониторинг агентства. Стоимость 95 г. превышает 400 рублей.

«В связи с дефицитом вылова горбуши, а также ввода обязательной маркировки на товар мы отмечаем рост цены на икру до 50-60% в текущем году. Соответственно, это влечёт за собой снижение спроса и продаж», — рассказал руководитель направления Рыбы и рыбная гастрономия торговой сети «Самбери» Владимир Назаров.

По его словам, на этом фоне активно развиваются изготовители имитированной и структурированной икры, но рынок Дальнего Востока не активно переключается на заменители всеми любимого лакомства.

В то же время дефицита товара ритейлеры не отмечают.

«Красная икра в торговой сети «Реми» Приморского и Хабаровского краёв представлена двумя владивостокскими производителями – икра лососёвая зернистая в жестяных банках по 90 и 95 г. от «Владрыбмарин» и «Рыбный мир» соответственно. В этом году улов лососёвых оказался низким, о чём свидетельствуют официальные отчёты. Как правило, в подобных реалиях рынок реагирует соответствующе — ростом цен на фоне дефицита продукции. Однако на данный момент мы не испытываем проблем с поставками данной категории товаров на полку нашей торговой сети. Дефицита нет», — сообщили в торговой сети «Реми».

Икра лососёвых видов рыб прибавила в стоимости три тысячи рублей за литр в этом году, рассказал представитель организации «Рыбное море». Цены варьируются в пределах 8-12 тысяч рублей литр.

Средний показатель

По общим оценкам, рост себестоимости морского деликатеса – это долгосрочный тренд, который определяет комплекс факторов. Самым очевидным является «нерыбный год», отмечает президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья Георгий Мартынов.

Тематическое фото. автор/источник: Konstantin Baidin/Shutterstock

«В 2024 году лососёвая путина была значительно меньше путины по добыче тихоокеанских лососей прошлого года. Если в прошлом году предприятия добыли 609 тысяч тонн, то в этом году общий объем вылова по Дальнему Востоку составил 231 тысячу тонн. Однако прошлогодний показатель стал одним из самых высоких за всю историю наблюдения тихоокеанских лососей, я бы сказал, аномально высоким. А за любым скачком следует снижение, наука это подтверждает и прогнозирует, так что результаты текущего года вполне ожидаемы. И если обратиться к статистике, 231 тысяча тонн выловленных тихоокеанских лососей подходит к средним показателям – в начале 2000-х мы фиксировали объёмы вылова и 200, и 180 тысяч тонн, 250 тысяч считалось уже неплохим результатам», - прокомментировал Георгий Мартынов.

Но не только уменьшением объёмов вылова объясняются высокие цены на икру и красную рыбу в этом году, акцентирует собеседник. Есть ещё несколько факторов, которые серьёзно влияют и в последующем будут влиять на формирование себестоимости продукции. Маркировка – один из них. К старту маркировки в мае 2024-го года производители и импортеры уже должны были зарегистрироваться в системе «Честный знак» и полностью настроить все процессы по оплате кодов, подаче сведений в систему маркировки, об обороте и выводу из оборота. Нововведение влечёт за собой затраты на установку аппаратуры, программного обеспечения, подготовку кадров и сопровождение движения товара в системе.

При этом в «Центр перспективных технологий» — оператор государственной системы маркировки «Честный знак» — приводит такие данные: «Маркировки всех видов икры осетровых и икры лососевых введена в России с 1 мая 2024 года. Стоимость одного кода фиксированная – 50 копеек за единицу продукции. При этом ни в одной из 24 товарных групп маркировка не отразилась на цене. После введения маркировки из тени вышла 71 компания, а в оборот выпущено практически 10 000 тонн маркированной икры».

Предприятия поставили перед выбором

Но и помимо маркировки есть ещё один важный фактор, влияющий на ценообразование. Это подготовка отрасли к перезаключению договоров аренды на промысловые участки.

«Предполагается, что это будет сделано в течение 2025-го года. Для того, чтобы заключить с государством договор на продление аренды участка по вылову тихоокеанских лососей, необходимо заплатить определённую сумму, которая рассчитывается по специальной формуле. Цифры получаются внушительные. Общий объём средств, которые надо будет выплатить за переоформление участков, подходит к 200 млрд рублей. Такую сумму арендаторы должны будут внести в течение нескольких лет — в течение трёх лет, как полагает правительство — за перезаключение договоров. Это, конечно, тоже влияет на ценообразование, потому что предприятия сейчас стоят перед выбором — либо каким-то образом изыскивать необходимые средства из личных финансов, либо кредитоваться в банках», — комментирует Георгий Мартынов.

Сегодня ставки кредитования для участников рынка достигают 23 процентов, отмечает он. Обслуживать такие кредиты сложно и рискованно. В целом, закредитованность российской рыбной отрасли оценивается в районе 1 трлн рублей. И показатель продолжает расти.

«Отрасль встала на инвестиционный путь развития, а это тоже увеличивает расходы предприятий рыбохозяйственного комплекса. Многие виды водных биологических ресурсов — минтай, сельдь, крабы и другие — распределяют через инвестаукционы. Не бывает монопредприятий, которые занимаются только кальмаром, минтаем или лососёвыми. Соответственно, эта финансовая нагрузка в том числе отражается на себестоимости красной икры и лососёвых видов, когда они поступают в продажу», — комментирует Георгий Мартынов.

Красное золото теряет спрос

В широкой рознице фиксируют снижение спроса на красную икру со стороны населения. В то же время от региона к региону ситуация отличается.

Рыбный рынок на Камчатке - февраль 2024. фото EastRussia

«На Камчатке продолжается рост турпотока. Это стимулирует спрос в том числе на красную икру, которая всегда считалась гастрономическим брендом края. Активно закупают икру и дальневосточный производители. Не отмечается снижения спроса со стороны тех наших клиентов, кто приобретает товар для перепродажи, а это основная часть. Стабильными остаются поставки в Москву, которая потребляет икру очень активно», — рассказала представитель одного из рыбоперерабатывающих заводов.

Отметим, что эксперты зафиксировали снижение спроса на красную икру в сентябре. В Москве показатель упал на 14%, по стране — на 8%. Такие данные приводит аналитический ресурс «Платформы ОФД» «Чек Индекс» (6+). «Осенью этого года в структуре розничных продаж красной икры снизилась доля более доступной горбуши, уступив место кете и другим более дорогим вариантам продукции», — сообщает источник. Красную икру вновь начали покупать объемами 250-350 грамм (в конце 2023-го и в начале 2024 года доминировал объем 300 – 500 грамм).

текст: Юлия Пивненко Теги:
Картина дня Вся лента
Поделиться
Бюллетень EastRussia: аналитический обзор горнодобычи ДФО — осень 2024

В ряде регионов планируется реализовать новые проекты золотодобычи, увеличив тем самым объемы производства драгметалла. Также предполагается осваивать полиметаллические месторождения, в том числе для расширения возможностей экспорта и наращивания поставок на внутренний рынок. Сфера алмазодобычи переживает спад под влиянием негативной рыночной конъюнктуры и санкций.

Читать полностью
Поделиться
Бюллетень EastRussia: Рыбная промышленность: отраслевой аналитический обзор

На сокращение уловов в Дальневосточном бассейне в текущем году влияют результаты лососевой путины, существенно отстающей от плановых показателей. Тем не менее регионы продолжают экспортировать рыбопродукцию – в страны Азии, Европы и Африки. При этом для увеличения поставок не внутренний рынок и предотвращения роста цен предлагается рассмотреть дополнительные меры поддержки и способы перевозки, в частности, Северный морской путь.

Читать полностью
Поделиться
Что МТОР грядущий нам готовит?

Законопроект о международных территориях опережающего развития проходит второе чтение в Государственной думе. Инициатива предусматривает новые виды льгот для иностранного бизнеса, но, в то же время, обязует предпринимателей производить продукцию с высокой добавленной стоимостью.  Обозреватель East Russia разбирался в особенностях и перспективах нового преференциального режима.

Читать полностью
Поделиться
Международный диктат большинства: зачем нужен БРИКС?

Читать полностью
Поделиться
Раз икринка, два икринка… цены выросли

В торговых сетях ДФО отмечают рост цен на красную икру до 50-60% в этом году. Как поясняют эксперты, снижение вылова тихоокеанских лососей – не единственный фактор, влияющий на ценообразование. Почему дорожает любимый россиянами деликатес, и насколько это долгосрочный тренд, выясняло EastRussia.

Читать полностью
Поделиться
ПИШ и сокровища Малмыжа

В Нанайском районе в нынешнем году стартует разработка гигантского месторождения меди — Малмыжского. Проект масштабный и крайне перспективный. Компания «Амур Минералс» уже построила там высокотехнологичный горно-обогатительный комбинат, один из крупнейших как в России, так и в мире. Ему, как и отрасли в целом, требуются специалисты новой генерации – с новым инженерным мышлением, способные к решению комплексных задач и владеющие самыми современными цифровыми технологиями. Сейчас таких будут обучать в ТОГУ.

Читать полностью
Поделиться
Бюллетень EastRussia: аналитический обзор электроэнергетики ДФО — осень 2024

На фоне растущего энергодефицита и высокой изношенности энергетической инфраструктуры на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири планируется строительство новых энергомощностей. При этом готовится переход регионов ДФО в ценовую зону оптового энергорынка. В ряде субъектов Дальнего Востока отмечается сокращение выработки электроэнергии, также рекордно снизились экспортные поставки электроэнергии в Китай.

Читать полностью
Поделиться
Барьеры и рифы дальневосточного судоремонта

Отсутствие современной, технически развитой базы для ремонта судов может стать фактором, сдерживающим перевозки, в том числе по Северному морскому пути. И если сегодня государство оказывает серьезную поддержку судостроению, то для судоремонтного комплекса она пока не играет столь значимой роли. Причем здесь не всегда обязательны меры финансового характера, для стимулирования развития судоремонта нужно снимать административные барьеры и совершенствовать нормативную базу.

Читать полностью
Поделиться
Бюллетень EastRussia: отраслевой обзор строительной индустрии ДФО — осень 2024

На Дальнем Востоке продолжается заметный рост жилищного строительства, на что оказывают влияние условия льготной ипотеки. В том числе проекты в регионах реализуют крупные федеральные девелоперы. Предполагается продолжать создавать новые производства строительных материалов, ориентированные на потребление внутри ДФО.

Читать полностью
Поделиться
Бюллетень EastRussia: отраслевой аналитический обзор авиастроения ДФО — осень 2024

В рамках реализуемых на сегодняшний день крупных проектов гражданского самолетостроения проблемой являются частые переносы сроков и увеличение стоимости строительства, на которое влияют замена комплектующих и ограниченные возможности некоторых предприятий. В связи с этим авиакомпании могут пересматривать свои планы по закупке самолетов.

Читать полностью
Больше материалов