Камчатский студент работает над созданием робота, способного помочь детям с синдром Каннера – ранним детским аутизмом – наладить взаимодействие с окружающим миром.
Третьекурсник факультета естественных и технических наук КамГУ им. Витуса Беринга Дмитрий Раевский победил со своей разработкой на конкурсе «Умник» Фонда содействия инновациям и получил грант на развитие своего проекта в размере 500 тыс. рублей. Он рассказал EastRussia, как именно его творение поможет детям с ранним аутизмом, что его сподвигло заняться решением серьезной медицинской проблемы, сколько будет стоить робот-помощник и из чего он будет сделан.
– Почему пришла идея именно такого проекта – для детей с ментальными нарушениями?
– Я взял в разработку такую идею, так как мои родители тоже связаны с работой с детьми с особенностями. Они ведут социально-ориентированный бизнес – частные детсады и школа. К тому же, университет, в котором я обучаюсь, уже давно занимается темой коррекции для детей с ранним детским аутизмом: сотрудники разрабатывают программы для имеющихся на вооружении у психологической службы Камчатского университета им. В. Беринга двух роботов зарубежного производства. Текущие события и санкции повлияли на мое решение сделать подобного отечественного робота. Он будет не настолько многозадачный, однако полностью будет специализирован на медицинских услугах в данной области.
– Идея проекта родилась около года назад. Концептуально разрабатывать и писать программное обеспечение я начал примерно месяц назад. Конкурс «Умник» стал толчком для активизации проекта.
– Какой будет электронная начинка робота? Из каких материалов будет сделан он сам?
– Российская микроэлектроника очень интересна в формате процессоров и микропроцессоров, из российских элементов будет приобретена звуковая и видеосистема, а сам корпус и внутренняя структура скелета будет, возможно, китайская. Робот будет распечатан на 3D-принтере, который есть у университета.
– Есть ли уже прототип? Как он будет выглядеть, чьим голосом говорить и как называться?
– Я вдохновлялся моделью робота Nao, который есть в университете, но старался создать его под свои идеи, придать новый облик и новый смысл. Наш робот гуманоидный – у него есть голова и руки, но нижняя часть неподвижна. Высота – 50 см, руки – 20 см, а вес около 5 кг. Голова будет подвижна, руки будут двигаться – сгибаться в локте, плече и кисти. У него будет лицо в форме экрана, он будет обладать мимикой, а на груди будет находиться сенсорный рабочий экран, где ребенок сможет касанием, например, выбирать ответ в задании. Но в основном, это для педагога – через экран можно будет запускать программы и прочее. В роботе будет заложено десять основных коррекционных занятий, которые будут разработаны вместе с психологами университета и педагогами коррекционной школы. Голос робота должен вызывать доверие и быть приятным. Я очень хотел попросить озвучить нашего робота Никиту Джигурду. Но на первом этапе его озвучу я сам. Рабочее название робота – Егорка, но это неточно.
– Какова предполагаемая стоимость готовой модели?
– Как раз это будет одним из ключевых отличий от зарубежных аналогов. Два робота, купленных университетом за границей, стоят более двух млн рублей. Наш будет стоить 200-300 тыс. рублей. Для медучреждений и коррекционных школ, я считаю, это вполне подъемные деньги. Если сравнивать с зарубежными аналогами, наш по своей производительности будет уступать в некоторых вычислительных моментах и в возможностях ходовой части, но, с учетом того, что наш робототехнический комплекс ориентирован на медицинские коррекционные задачи для ребят с ранним детским аутизмом, он будет оснащен только самым необходимым для этой работы. Тут важна минимизация затрат.
– Какие в целом затраты на осуществление проекта предполагаются? Хватит ли гранта в 500 тыс. рублей?
– Деньги гранта выделены, но фактически пока не поступили. Для создания прототипа 500 тыс. рублей вполне достаточно. Как раз хватает на покупку мощного ноутбука для создания ПО, для закупки всех основных материалов. Затраты удалось существенно сократить за счет того, что университет дал возможность использовать 3D-принтер.
– Кто вам оказывает поддержку в реализации проекта?
– Разработкой занимаюсь я один, помощь мне оказывает мой научный руководитель – доцент кафедры информатики и математики Александр Рязанцев. Письмо поддержки прислала уполномоченный по правам ребенка в Камчатском крае Инесса Койрович, конечно Фонд содействия инновациям, ректор университета КамГУ им. В.Беринга, камчатские предприниматели обещали помочь в продвижении проекта.
– Как продвигается получение патента на разработку?
– Патенты уже готовятся. Их мы будем использовать согласно всем нормативам и законодательству РФ – уже все утверждено. Я останусь правообладателем как грантополучатель. Денежную прибыль планирую получать на госзаказах при массовом производстве. Кстати, мой проект станет моим стартапом, а также дипломной работой. В планах – после регионального выйти на российский рынок, а в будущем – и на мировой.
– Когда «Егорка» приступит к работе?
– Комплекс планируем запустить до 2025 года, после завершения тестов и прохождения всех формальностей. Свой проект я буду также презентовать на VIII Всероссийском конкурсе научно-исследовательских работ студентов и аспирантов, который пройдет в ОГУ им. Тургенева в Орле 20-23 сентября этого года. Я вышел в финал этого конкурса. Я хочу обратиться к школьникам, студентам и тем, кто уже закончил обучение – если у вас есть идея – идите к цели и не останавливайтесь, все получится. Любая идея реализуема, главное – чтобы было желание, поддержка будет!Инициатор разработки, гендиректор IT-компании «Сахавизион» Пётр Бурцев рассказал EastRussia чего удалось добиться за год, какой функционал уже доступен пользователям метасреды и что появится в ближайшее время.
– Год – это ощутимый срок для инновационного продукта. Мы намного продвинулись с момента нашей встречи, я бы сказал процентов на 80. Это касается всех аспектов – и количества обращений, и расширения функционала. Увеличилось и количество пользователей, причём надо отметить активность бизнеса – мы приросли бизнес-структурами и количественно, и качественно: среди наших пользователей появились крупные предприятия – Мегафон, Газпромбанк, нефтяная компания «Туймаада нефть», «Полярные авиалинии», сеть канцтоваров «Азбука», сеть сувенирных товаров «Камелек».
Само приложение стало работать стабильнее. Сейчас у нас основной упор ведётся на его возможностях как корпоративного мессенджера. Уникальность состоит в том, что пользователь получает возможность связаться с любым сотрудником организации, подключённой к метасреде «Обращайся». Идентификация людей происходит по месту работы. И это, пожалуй, коренное отличие от других мессенджеров, представленных на рынке. В нашей системе поисковик находит пользователей по должности и организации.
Скажем вам нужно решить вопрос, и вы находите нужную организацию – государственное ведомство, орган местной власти или бизнес. Поисковик показывает вам список всех сотрудников и вы обращаетесь напрямую к тому, кто может решить ваш вопрос.
Добавили мы функционал цифровой почты – она отличается от прочих способов электронного взаимодействия тем, что не нужно вводить какой-то электронный адрес, узнавать этот адрес – например email конкретного человека. Нам не нужен адрес – сообщение, файлы можно сразу отправить участнику метасреды.
– Но, чтобы обеспечить такую связь, надо чтобы все организации, которые только существуют, были бы участниками метасреды «Обращайся»?
– Именно так. И мы над этим работаем – над созданием всеобъемлющего пула организаций. Пока в масштабе Республики, но с течением времени, надеюсь, мы эту задачу выполним. Наша главная концепция – создать глобальное сообщество. Сообщество самых разных организаций и людей – от государственных до общественных и бизнеса, включая публичных деятелей – лидеров мнений, общественников, блогеров. Такое сообщество, в котором бы люди, с помощью разнообразных инструментов могли общаться, продвигать свой бизнес, свой контент, инициативы, акции, оповещать своих соседей, односельчан, единомышленников. Чтобы и конкретный человек, и организация могли общаться с другими организациями, заказывать товары, услуги и тому подобное.
Чтобы это организовать мы строим «Обращайся» на основе браузерных цифровых кабинетов. Они имеют разное наполнение в зависимости от нужд и характера пользователя – ведь обычному человеку не нужны многие вещи, крайне необходимые, скажем, муниципальному органу. Например, для организаций есть и возможность ведения архива, и системы отчетности, организованы каналы внутренней коммуникации и каналы связи с другими организациями.
Главная наша гордость это микротендер. Это такое рабочее его название. Это не торговая площадка, которая требует какой-то аккредитации, но это площадка, где можно размещать запросы и коммерческие предложения – такая платформа товаров и услуг. Заказчик может запрашивать различные предложения, выбирать из них и делать заказ. Для поставщика такая система удобна тем, что это короткие прямые заказы, которые он может обслужить и потратить на это минимум усилий и времени. Это не подмена госзакупок. Это решение насущных вопросов, удовлетворение потребностей, не требующих аукциона и соответствующего оформления документов. Например, купить компьютер, картридж, бумагу. Это решение текущих вопросов.
Здесь бизнес может с помощью фото, мультимедиа подробно описать своих товары и услуги, прорекламировать себя подробно. Эта механика сейчас уже начала работать. У нас зарегистрированы 300 муниципальных образований. Они размещают свои вопросы – это может быть изготовление вывесок, баннеров, или вот недавно был запрос на утилизацию автомобилей. Зарегистрированный в системе бизнес видит эти заявки и предлагает свои возможности, назначает цену, клиент – муниципальное образование – сравнивает предложения и делает выбор. Не надо никуда звонить, слать email, искать адрес электронной почты, номер телефона – всё происходить в нашей среде.
Кроме того мы сейчас активно тестируем и уже в ближайшее время запустим видеоконференцсвязь – планируем подключить этот функционал в сентябре. Ещё мы приступили к обучению собственной нейросети – она сможет писать отчеты, статьи, письма заполнять формы справок, то есть станет реальным помощником государственного и муниципального служащего, облегчит жизнь офисным работникам. Плюс мы хотим интегрировать нашу метасреду с популярными мессенджерами и соцсетями с Telegram, Вконтакте, с «Одноклассниками», чтобы можно было продвигать свой контент сразу и там, работать со всей базой клиентов.
– Механизм оплаты услуг и товаров уже интегрирован в «Обращайся»?
– Да, мы встроили платёжную систему ЮKassa – это разработка Сбера, которая имеет механизм «Безопасная сделка», когда деньги покупателя замораживаются и переводятся продавцу, только когда тот предоставляет товар или услугу.
Конечно же участники метасреды «Обращайся» могут между собой договориться о других способах оплаты, включая и выставление счетов, и даже оплату наличными.
– Вы вот только что произнесли слово «безопасность». Какими средствами вы располагаете, чтобы обеспечить безопасность работы внутри вашей метасреды? Ведь её участники делятся весьма чувствительными данными.
– Что касается безопасности приложения, могу сказать, что в январе этого года мы зарегистрировали свои наработки в реестре программного обеспечения Российской Федерации. А чтобы туда попасть, надо пройти очень серьёзную проверку – только по времени она заняла полгода. То есть мы – полностью проверенный, полностью отечественный продукт, который выполняет все требования закона по защите данных. Наши сервера находятся только в России. Благодаря тому, что мы получили аккредитацию, мы становимся востребованными со стороны органов местной власти. Потому что по 149 ФЗ органам местного самоуправления, органам государственной власти запрещено использовать иностранные мессенджеры и другие разработки при оказании муниципальных услуг и выполнения государственных заданий.
Конечно же у нас постоянно ведётся мониторинг и учения по отражению сетевых атак, попыток взлома, DDoS-атак. Мы периодически проводим тестирования в поисках узких мест и уязвимостей, постоянно совершенствуя работу нашей системы. Можем смело утверждать, что готовы к любым нагрузкам и испытаниям.
– Сколько у вас сейчас пользователей – физических лиц, организаций?
– Метасредой «Обращайся» сейчас пользуются около 500 организаций и более 12 тысяч физических лиц. Числа может и не поражают воображение, но при этом мы вообще никакой рекламной деятельности не ведём. От слова «совсем»! Информация и сама метасреда распространяется органически – идёт от человека к человеку, от организации к организации. Это наша сознательная позиция, мы хотим убедиться, что наша система действительно полезная вещь, что её полезность продиктована насущными потребностями наших сограждан, организаций, бизнеса без влияния на неё маркетинговых действий, рекламы и пиара.
Мы за естественный рост ещё и потому, что любой проект растёт, нуждается в корректировках, оптимизации. Когда мы делаем это без резких движений, необходимости справляться с бесконтрольным наплывом пользователей, мы можем гарантировать качество, продуманность и глубокую проработку наших решений.
– Но всё же, насколько я помню, у вас вполне серьёзные амбиции есть в части масштабирования проекта: как в плане увеличения количества пользователей, так и в плане расширения их географии.
– Да, мы не собираемся ограничиваться только Якутией. И, собственно, у нас уже есть пользователи из самых разных уголков страны. Один из них, например, – это аккредитованная организация из Санкт-Петербурга, которая разрабатывает навигационные паспорта, паспорта вертолётных площадок. Очень, к слову, важная для нашей Республики работа – вертолётные площадки при наших расстояниях имеют жизненно-важную функцию.
При этом мы завязываем контакты с другими регионами – буквально на днях я по телефону общался с заместителем главы посёлка в Бурятии. Он очень заинтересовался как раз по тому, что модель, которую мы здесь сделали, это оптимальное решение задач муниципалитета. Что в Якутии, что в Бурятии, что в Тверской области у местной власти одинаковые боли – это работа с населением, это одинаковые по сути задачи взаимодействия с другими организациями будь то властные структуры или бизнес. К «Обращайся», кстати, подключилось больше половины всех муниципалитетов Якутии. Запустили пилотно наш продукт во всех управах Якутска, все пригороды Якутска подключились к нашей системе – сейчас проводим обучение, и скоро они начнут работать в полную силу.
Думаем и о масштабировании за пределами России. Недавно были в Казахстане по линии экспортного центра. Получили хорошие отзывы и высокие оценки от коллег из Казахстана. Они особенно отметили ключевое отличие и преимущество нашей системы, которая заключатся в том, что человек может наблюдать за тем «КАК» и «КТО» решает его вопрос, его проблему: будь то обращение в органы власти, или к бизнесу, в любую в общем-то организацию. Человек контролирует своё обращение.
Ведь что мы видим сейчас? Да у госорганов, у многих бизнес-организаций есть формы обратной связи. Человек пишет туда письмо и… оно часто будто проваливается в черную дыру. Человек ждёт положенный по закону срок, и всё это время он в неведении. Он вообще знает занимается ли кто-то его вопросом. А в «Обращайся» он получает уведомление, что его запрос приняли в работу, он видит, что его обращение получили, что оно в обработке, человек может уточнения какие-то сделать, ему могут уточняющие вопросы задать, попросить какие-то документы – всё происходит прозрачно для того, кто обратился.
Но, конечно, в первую очередь мы делаем ставку на развитие внутри России. Подготовили презентацию, поедем на Восточный экономический форум вместе с нашим IT-парком. С этого момента начнём продвижение по Дальневосточному федеральному округу, сейчас готовим информационные, методический материалы, чтобы наши потенциальные будущие пользователи смогли оценить все плюсы «Обращайся».
– Что ж, до встречи на восьмом ВЭФе!
Государство выделило на изучение искусственного интеллекта (ИИ) 7,3 миллиарда рублей. Деньги, среди прочего, пойдут и на создание в России в течение четырех лет 24 исследовательских центров ИИ на базе вузов и научных организаций. Где искусственный интеллект используют сейчас, на что он способен, и с какими проблемами при активном его внедрении может столкнуться человечество, EastRussia спросила у директора Школы цифровой экономики ДВФУ Ильи Мирина.
ПРОГНОЗЫ И ГЕНЕРАЦИЯ
- Илья Геннадьевич, в Школе постоянно реализуются проекты, связанные с ИИ. В каких сферах лежат интересы?
- У большого направления «искусственный интеллект» есть свои предметные области, среди них, например, компьютерное зрение, которое сильно отличается от генерации текста. Вместе с тем, внутри направлений имеется гигантское количество различных ответвлений. И здесь не нужно себя искусственно сдерживать, потому что часто полученные знания и результаты находят применение в совершенно иных областях. Те же сверточные (специальная архитектура искусственных нейронных сетей, нацеленная на эффективное распознавание образов – прим. ред.) сети, которые сейчас много где используются, - в чистом виде компьютерное зрение. Технология позволяет хорошо определять лица на видеокамерах – в разное время суток, с разным освещением, с головными уборами и без.
Поэтому мы беремся почти за все, что интересно. Что-то получается, что-то нет, но в рамках учебной программы это нормально.
Наши магистранты делали прогноз по развитию пандемии коронавируса в Приморье и состоянию пост-ковидной экономики в России. Оба сработали. Они брали информацию по числу случаев COVID-19 по странам и датам за предыдущие несколько дней и предлагали машине их обработать. Это не алгоритм, принцип работы которого мы понимаем, а именно обучение. Есть данные на вход и выход, и, много раз повторяя простые операции подборки, получается результат. Чем больше цифр и чем они точнее, тем он ближе к реальности. По расчетам, на пике пандемии в Приморье в сутки диагноз COVID-19 должны были получать около 260 людей, в реальности цифра была в районе 250. Небольшая ошибка, думаю, связана с особенностями статистики, куда попадают не все заболевшие.
Справедливости ради надо сказать, что экономический прогноз хоть и был в целом верен, но все-таки немного не точен. Среди прочего, мы прогнозировали снижение продаж новых автомобилей на 300 - 400 тысяч в год в России, рост цен на бензин, курс доллара до 75 рублей. Сейчас мы считаем эти проекты завершенными, и будем обязательно использовать полученный опыт.
- Если так пойдет дальше, то машины смогут заменить экспертов?
- Грамотные прогнозы, как правило, делаются за большие деньги, а то, что мы видим и читаем в открытом доступе в виде публичных выступлений, имеет небольшую ценность. Еще есть интересный момент, который я бы тоже обязательно отметил: эксперты очень часто меняют мнение, а с машиной «все ходы записаны». По прошествии времени можно понять, насколько правильную методику избрали для прогнозирования, «открутить» назад и посмотреть, как нейросети вели бы себя в других ситуациях.
Так что, прогностические компьютерные модели, несмотря на минусы, займут и уже занимают свои ниши.
- Где еще в недалеком будущем машины они могут найти применение?
- Одно из самых востребованных направлений – генерация текстов и лидов – первых абзацев текстов, где собрана суть текста. Похожие и хорошо реализованные решения есть. Например, Яндекс собирает из массы текстов некую «франкин-новость». Мне кажется, это не слишком интересно, потому что сильно привязано к первоисточникам, которые могут быть перепечаткой одного пресс-релиза.
Куда интереснее брать какие-то данные и генерировать из них новость. Так, мы учили машину из набора цифр – температуры, скорости ветра, давления, возможности осадков – составлять связный складный текст о погоде. Сейчас переходим к работе над спортивными матчами.
В США уже есть коммерческий продукт для хоккея – ИИ по видео определяет ситуацию на поле и, исходя из этого, быстро создает репортаж. Мы приступили к созданию подобной программы, и это достаточно сложно. Но, думаю, уже в этом году появятся такие решения, так что ждем наступления эры электронных комментаторов.
- А предсказать исход матча ИИ сможет?
- В таких играх высока роль случайностей, и компьютер должен учитывать много неизвестных факторов – травма кого-то из игроков, о которой он, возможно не знает, но которая скажется на его игре, и тому подобное. Рискну предположить, что искусственный интеллект довольно быстро научится просчитывать вероятный вариант развития событий в процессе игры, но заранее – маловероятно. Но если результат матча и получится предсказывать, то вот серии – вряд ли, так как сложность возрастает не кратно или экспоненциально, она становится качественно другой. Поэтому основная угроза ИИ уже неоднократно себя проявляла – умные алгоритмы достаточно предсказуемы, они ориентируются, в первую очередь, на имеющийся опыт. Конечно, есть определенные манипуляции. Допустим, при обучении можно «подложить» какие-то не существовавшие варианты, которые, как мы предполагаем, могут случиться, чтобы машина имела их ввиду.
Но всех вариантов она все равно учесть не может, а глупости может делать со скоростью, недоступной людям. Именно поэтому машины нежелательно подключать к жизненно важным системам.
- Иначе нам грозит воплощение в жизнь сценария фильма «Терминатор»?
- Думаю, более реалистичен негативный сценарий, когда жизненно важные или судьбоносные для человека решения принимаются машинным способом без возможности их отмены. Как система социального рейтинга в Китае. Это 100% источник проблем в недалеком будущем.
Экспериментов с рейтингами проводилось огромное количество – банками, страховыми компаниями. Но человеческий мозг изощрен, и всегда находятся последователи чтившего закон Остапа Бендера, которые изобретают легальные способы обмана, получения необоснованных, с точки зрения организаторов, бонусов, чем дискредитируют систему. Так что человека из этих цепочек исключать нельзя, финальное решение должно оставаться за ним – это раз. Второе – последствия решения не должны наступать слишком быстро, необходимо оставлять время на то, чтобы успеть среагировать. И третье – нужно соблюдать баланс между удобством и дегуманизацией, когда к человеку относятся как к набору документов.
ГЕНИЙ МАРКЕТИНГА
- Когда мы вводим запрос в интернете, то потом еще долго видим похожие рекламные предложения. Ведь то тоже делает ИИ?
- Конечно. Маркетинг и продажи – колоссальная ниша, которая и дальше будет развиваться. Но сейчас это работает довольно грубо. Человек хочет купить автомобиль, заходит на YouTube, смотрит какие-то видео, и дальше огромная многокомпонентная машина начинает перестраиваться таким образом, чтобы показывать материалы на запрошенную тему, подтолкнув тем самым к покупке.
Пока там нет нарратива, и это просто перестройка информационного пространства. Необходимо менять содержание сообщения. Netflix уже достаточно давно пытается делать конструктор из сюжетов – когда разным людям показывают разные финалы сериалов. Не факт, что экономически эффективно в кинопроизводстве, но может хорошо работать с точки зрения продаж. Например, в технообзорах можно подменять концовки. И если настроить хорошо, люди даже догадываться не будут.
Но пока вся эта система работает не идеально, потому что не идеально идет распределение комиссии всем тем, кто участвует в продаже. Если бы каждый получал свою копеечку, даже если внес вклад месяц назад, все уже действовало бы лучше. Возможно, это дело 2-3 ближайших лет.
- Где еще применим такой подход?
- Безусловно, в политике. Кандидат будущего - это просто паспорт. Если потребительское поведение человека предсказуемо – что 100 лет назад, что сейчас, ему нужен был максимально быстрый, удобный и дешевый автомобиль, то политические настроения нестабильны.
Сейчас мы работаем над парафразом – когда машина возвращает вам ваши же мысли другими словами. Для английского это сделано достаточно давно, но с русским из-за особенностей языка дело идет сложно.
Парафраз – часть общего механизма. Учитывая впечатления, убеждения, желания людей, ИИ сможет конструировать и продавать политика, который нравится всем. В принципе, это старый добрый суфлер, но гораздо более технологичный. Представьте: перед политиком стоит много людей. С помощью камер видеонаблюдения высокой четкости машина понимает, к какой возрастной и социальной группе они принадлежат, кто они конкретно, проанализировав выражения лиц, делает вывод об их эмоциях и настрое, и, исходя из спектра полученных данных, подсказывает направление разговора.
С политиками в этом смысле проще всего - как правило, у них в голове уже есть несколько основных вариантов, нужно вовремя выбрать подходящий. Но в целом, это касается любого маркетинга - один и тот же смартфон продают как медиаустройство для любителей фотографировать, устройство с большим экраном для любителей сериалов и так далее.
Проблема в том, что политический маркетинг достаточно коррумпирован, поэтому и инновации туда идут сложнее всего, но и там такие решения со временем появятся.
ПОЭТ, ХУДОЖНИК, МУЗЫКАНТ
- Недавно Школа цифровой экономики рассказала о создании цифрового поэта, который творит в духе Владимира Маяковского. Он действительно сочиняет настоящие стихи?
- Стихи - это результат сделанного нашими магистрантами огромного количества экспериментов, большая часть из которых уходила в брак. Где-то не согласованы времена, неправильная структура предложения, рифма хромает. Стихи Маяковского для обучения ИИ выбрали по нескольким причинам, одна из них в том, что его обширное творческое наследие находится в открытом доступе, а кроме того, я почти уверен, что поэт был бы рад такому повороту.
Но никакой робот не заменит настоящего поэта, а вот, например, того, кто сочиняет незамысловатые поздравления к юбилеям и праздникам – запросто. Проект достиг определенного результата, но я кое-какие вещи усилил бы. Вот небольшой пример
восток бросал в одну пылающую вазу
Берите милые, но только сразу
Простыни вод под брюхом были
в метелях полуденной пыли
Значит кто-то хочет чтобы они были
Их рвал на волны белый зуб
Громче радуйтесь или
любовь и похоть медью труб
на флейте водосточных труб
землю растаптывает скрипящ и груб
Адище города окна разбили
гору взоров в гроб бросили
неужели не наскучили
Был вой трубы как будто лили
Мы победили
(пунктация и орфография автора сохранены - прим. ред)
Вообще, на мой взгляд, цифровое искусство - самое перспективное мирное направление использования ИИ, и «Маяковский» не первая наша творческая синтетическая личность. Магистранты по заказу Сбера работали над цифровым музыкантом, исполняющим легкие произведения в стиле лаунж. Он состоит из двух неравнозначных частей - одна учит сочинять нейросеть музыку, а вторая воспроизводит ее, озвучивая разными инструментами. Обучался музыкант на основе уже существующих мелодий, сочиненных людьми.
У нас неоднократно были выставки картин, созданных ИИ. Новая запланирована на апрель.
Есть ИИ, который занимается разработкой архитектурных решений. Творит, конечно, человек, но такой умной кисточки у него еще не было. Произведение традиционного искусства – это адский труд, и за конченым результатом стоит чудовищное количество этюдов или набросков, но с помощью ИИ их можно провести за разумный срок.
Плюс к этому, мы пробовали работать на пересечении видов творчества – начали экспериментировать с Театром молодежи в области создания искусственного актера. Это некий интерактивный персонаж, который помогал бы творческому коллективу работать на сцене. Как он будет выглядеть – задача режиссера и постановщика. К сожалению, из-за пандемии эксперимент пришлось приостановить, но надеюсь, мы вернемся к нему.
- В социальной сфере у ИИ есть перспективы?
- Да. Сейчас мы переключились на распознавание языка глухонемых. Это не денежная, не хайповая, но востребованная и по-человечески правильная задача. Первый прототип уже отправился к коллегам в Москву на экспертизу.
Мы наблюдаем не повсеместный, но достаточно заметный переход на бесконтактный интерфейс – там, где раньше нажимали кнопку и дергали ручку, зачастую можно подать команду голосом. Ковид и связанные с ним события подстегнули переход. Для многих глухих это не очень удобно. Если в нашей стране еще сохранились остатки советской системы обучения речи, то во многих других государствах этим не занимаются, и люди с проблемами слуха оказались отрезанными от подобных интерфейсов в общественных пространствах.
С этим вопросом тесно связан другой- нейродегенеративных заболеваний. В медцентре ДВФУ работает хирург Артур Биктимиров, который поставил себе цель создать некую технологическую концепцию, позволяющую понимать, как происходит развитие таких болезней. Пока доктора видят людей, страдающих паркинсонизмом, с задержкой – больные не могут ежедневно ходить на прием или годами лежать под наблюдением в стационаре. Мы научили ИИ распознавать жесты, и теперь по движению конечностей пытаемся понять динамику развития болезни.
РАЗРЕШЕНО ВСЕ, ЧТО НЕ ЗАПРЕЩЕНО
- Какие этические вопросы возникают вместе со все более активным использованием ИИ?
- Один из самых сложных – глубокий майнинг (поиск и анализ информации - прим. ред). Есть персональные данные: фамилия, имя, отчество, медицинская история, и в целом эта информация защищена законом. Но есть и такие, которые однозначно не попадают под персональные, но, являясь в той или иной форме публичными, могут очень многое рассказать о человеке.
Вы ходите в какой-то интернет-магазин. Сами эти платформы, так как это прописано в соглашениях, абсолютно законно собирают о вас информацию. Браузер на компьютере или телефоне знает, что вас интересует. На основе таких данных, особенно если соединить полученные из разных источников, можно, например, установить беременность, наличие каких-то, в том числе, стигматизирующих, заболеваний, сделать вывод, что человек собирается разводиться, жениться. Анализируя это, в нужный момент его легко подсовывать подходящую рекламу – клиник, путешествий... Но здесь встает критический вопрос, насколько это легально.
Это очень скользкая история, и к ней есть несколько подходов. Первый, условно американский - все продается и покупается, все разрешить. Второй, условно европейский - с целым комплексом жестких запретов.
В прошлом году наш магистрант работал над электронным юристом. Имея большую статистику, с помощью машинного обучения можно строить математические модели, которые дают возможность прогнозировать решения суда, понять, какие факторы на него влияют. Так вот, во Франции запрещен мониторинг судов. В России де-факто это пока разрешено.
Но мы, как публичная организация, не занимаемся глубоким майнингом физлиц. Хотя в нашей стране, как и в США, уже есть компании, чей бизнес построен на этом.
- Где, на Ваш взгляд, ИИ обязательно нужно искать применение?
- В мире его используют по-разному. Есть эксперименты, когда людям, которые имеют проблемы с передвижением и живут в одиночестве, предоставляют электронного собеседника. Это разные, очень неплохо сделанные персонажи. С одной стороны, лучше, чем ничего, с другой – эрзац. С такими вещами нужно быть осторожными, ведь они могут усилить дегуманизацию общества. Между тем, ИИ может помочь найти реальных людей для общения.
Можно уволить журналистов и поставить машину, которая будет генерировать новости. А можно помочь журналисту, который пишет на специфические, узкопрофильные темы с помощью ИИ найти свою аудиторию.
Искусственный интеллект должен объединять людей, помогать им общаться, взаимодействовать. Я ратую за использование его в гуманитарных целях, и надеюсь, со временем такой подход станет доминирующим.
Третьекурсник факультета естественных и технических наук КамГУ им. Витуса Беринга Дмитрий Раевский победил со своей разработкой на конкурсе «Умник» Фонда содействия инновациям и получил грант на развитие своего проекта в размере 500 тыс. рублей. Он рассказал EastRussia, как именно его творение поможет детям с ранним аутизмом, что его сподвигло заняться решением серьезной медицинской проблемы, сколько будет стоить робот-помощник и из чего он будет сделан.
– Почему пришла идея именно такого проекта – для детей с ментальными нарушениями?
– Я взял в разработку такую идею, так как мои родители тоже связаны с работой с детьми с особенностями. Они ведут социально-ориентированный бизнес – частные детсады и школа. К тому же, университет, в котором я обучаюсь, уже давно занимается темой коррекции для детей с ранним детским аутизмом: сотрудники разрабатывают программы для имеющихся на вооружении у психологической службы Камчатского университета им. В. Беринга двух роботов зарубежного производства. Текущие события и санкции повлияли на мое решение сделать подобного отечественного робота. Он будет не настолько многозадачный, однако полностью будет специализирован на медицинских услугах в данной области.
– Идея проекта родилась около года назад. Концептуально разрабатывать и писать программное обеспечение я начал примерно месяц назад. Конкурс «Умник» стал толчком для активизации проекта.
– Какой будет электронная начинка робота? Из каких материалов будет сделан он сам?
– Российская микроэлектроника очень интересна в формате процессоров и микропроцессоров, из российских элементов будет приобретена звуковая и видеосистема, а сам корпус и внутренняя структура скелета будет, возможно, китайская. Робот будет распечатан на 3D-принтере, который есть у университета.
– Есть ли уже прототип? Как он будет выглядеть, чьим голосом говорить и как называться?
– Я вдохновлялся моделью робота Nao, который есть в университете, но старался создать его под свои идеи, придать новый облик и новый смысл. Наш робот гуманоидный – у него есть голова и руки, но нижняя часть неподвижна. Высота – 50 см, руки – 20 см, а вес около 5 кг. Голова будет подвижна, руки будут двигаться – сгибаться в локте, плече и кисти. У него будет лицо в форме экрана, он будет обладать мимикой, а на груди будет находиться сенсорный рабочий экран, где ребенок сможет касанием, например, выбирать ответ в задании. Но в основном, это для педагога – через экран можно будет запускать программы и прочее. В роботе будет заложено десять основных коррекционных занятий, которые будут разработаны вместе с психологами университета и педагогами коррекционной школы. Голос робота должен вызывать доверие и быть приятным. Я очень хотел попросить озвучить нашего робота Никиту Джигурду. Но на первом этапе его озвучу я сам. Рабочее название робота – Егорка, но это неточно.
– Какова предполагаемая стоимость готовой модели?
– Как раз это будет одним из ключевых отличий от зарубежных аналогов. Два робота, купленных университетом за границей, стоят более двух млн рублей. Наш будет стоить 200-300 тыс. рублей. Для медучреждений и коррекционных школ, я считаю, это вполне подъемные деньги. Если сравнивать с зарубежными аналогами, наш по своей производительности будет уступать в некоторых вычислительных моментах и в возможностях ходовой части, но, с учетом того, что наш робототехнический комплекс ориентирован на медицинские коррекционные задачи для ребят с ранним детским аутизмом, он будет оснащен только самым необходимым для этой работы. Тут важна минимизация затрат.
– Какие в целом затраты на осуществление проекта предполагаются? Хватит ли гранта в 500 тыс. рублей?
– Деньги гранта выделены, но фактически пока не поступили. Для создания прототипа 500 тыс. рублей вполне достаточно. Как раз хватает на покупку мощного ноутбука для создания ПО, для закупки всех основных материалов. Затраты удалось существенно сократить за счет того, что университет дал возможность использовать 3D-принтер.
– Кто вам оказывает поддержку в реализации проекта?
– Разработкой занимаюсь я один, помощь мне оказывает мой научный руководитель – доцент кафедры информатики и математики Александр Рязанцев. Письмо поддержки прислала уполномоченный по правам ребенка в Камчатском крае Инесса Койрович, конечно Фонд содействия инновациям, ректор университета КамГУ им. В.Беринга, камчатские предприниматели обещали помочь в продвижении проекта.
– Как продвигается получение патента на разработку?
– Патенты уже готовятся. Их мы будем использовать согласно всем нормативам и законодательству РФ – уже все утверждено. Я останусь правообладателем как грантополучатель. Денежную прибыль планирую получать на госзаказах при массовом производстве. Кстати, мой проект станет моим стартапом, а также дипломной работой. В планах – после регионального выйти на российский рынок, а в будущем – и на мировой.
– Когда «Егорка» приступит к работе?
– Комплекс планируем запустить до 2025 года, после завершения тестов и прохождения всех формальностей. Свой проект я буду также презентовать на VIII Всероссийском конкурсе научно-исследовательских работ студентов и аспирантов, который пройдет в ОГУ им. Тургенева в Орле 20-23 сентября этого года. Я вышел в финал этого конкурса. Я хочу обратиться к школьникам, студентам и тем, кто уже закончил обучение – если у вас есть идея – идите к цели и не останавливайтесь, все получится. Любая идея реализуема, главное – чтобы было желание, поддержка будет!В Санкт-Петербурге состоялся финал масштабного арктического технологического конкурса АРКТЕК ДАТА – это составная часть проводившегося впервые конкурса ИТ-разработок для АЗРФ – АРКТЕК. Еще две его части – АРКТЕК Инжиниринг и АРКТЕК Научный питч – находятся на стадии полуфинала.
Команды трудились над сервисами по урбанизации Арктики: арсенал развития климатически сложной территории площадью около пяти млн кв. километров пополнился инструментами по улучшению экологии, туристической привлекательности, медицинского обеспечения – всего, что включает понятие комфорт проживания.
АРКТЕК – платформа для проведения технологических конкурсов, объединяющая науку и бизнес для развития Арктики. Цель конкурса – трансформация научных и технологических разработок в цифровые и инженерные решения для развития Арктики и обеспечения успешной работы компаний в регионе.
Как отметил директор ФАНУ «Востокгосплан» Михаил Кузнецов, важной составляющей конкурса для разработчиков стала возможность заявить о себе крупнейшим компаниям.
«Сегодня наши индустриальные партнеры знакомятся с командами, обсуждают их решения. Ребята смогли за месяц с небольшим создать полноценные минипродукты, с которыми можно дальше работать и развивать. Главный приз для них – это будущие заказы. Изобретение – это то, что реально меняет жизнь людей и компаний к лучшему, и сегодня мы видим, что ученые, предприниматели и новаторы зажглись Арктикой. Арктика – это кладовая и, чтоб ее бережно приоткрыть, нужно многое сделать».
14 июня команда экспертов опубликовала список из 110 коллективов, допущенных к участию в конкурсе. До финала дошли 20 команд. Всего над проектами цифровых решений для развития Арктики работали молодые специалисты из 51 региона РФ.
В структуре конкурса АРКТЕК ДАТА три направления: «Арктическая урбанизация», «Арктический туризм» и «Экология Арктики». Каждой команде-победителю вручили оригинальную статуэтку в виде прозрачной арктической льдинки и денежный приз. За первое место – 500 тыс., за второе – 350 тыс., за третье – 150 тыс. рублей.
«Арктическая урбанизация»
В направлении «Арктическая урбанизация» победила команда «Департамент» с разработкой геосервиса «Арктида», разработанный для региональных властей. На основе рейтинга из 18 критериев разработка позволяет выявлять населенные пункты с ограниченной доступностью здравоохранения и получать рекомендации по улучшению ситуации. Таким образом, в Арктике можно снизить показатели первичной заболеваемости, что, в свою очередь, уменьшит потери ВРП от 270 млн до 28 млрд рублей ежегодно.
На втором месте оказалась команда ГЕОВШЭ с разработкой автоматизированной системы обработки медицинской статистики и геоданных. Это позволит руководителям регионов принимать решения о развитии системы медицинской помощи – в режиме реального времени оценивать количество врачей или пунктов первичной медпомощи на количество населения, выбирать наиболее нуждающихся в посещении врача.
Гран-при третьей степени получила команда «Ворота Севера». Их разработка – рекомендательный сервис размещения объектов городской инфраструктуры для улучшения жизни населения на территории Арктики.
«Экология Арктики»
Победителем природосберегающего трека стала команда «ЭСЭР Дата» за систему «Арктик-ДАТА», которая выявляет и проводит мониторинг экологических проблем и рисков при помощи снимков дистанционного зондирования Земли. Решение позволит рассчитать риск пожара на основе анализа информации о количестве осадков по годам, визуализировать нефтяные пятна и разливы, а также отслеживать процесс загрязнения водных территорий. Модификация системы добавит расчёт размер штрафа для компании-виновника загрязнения и ее репутационные риски.
Второе место получила команда «ДАТА-Ритмикс» с разработкой сервиса, который с помощью спутниковых снимков проводит мониторинг мест добычи и транспортировки углеводородов, аккумулирует точечные данные о месторождениях нефти, газа и газового конденсата. Снимки помогут понять, как реально выглядят месторождения, оценить риски разлива нефти в водоемы.
На третьем месте – команда «Бореал Байтс» с сервисом для расчета уязвимости морских акваторий, позволяющим делать анализ биохимических показателей морской воды, определять положение судов в акватории. На его основе можно создать карту экологической уязвимости, выделить объекты повышенной экологической опасности и зоны обитания краснокнижных видов. Сервис будет полезен добывающим, логистическим, геологоразведывательным компаниям, научно-исследовательским организациям, экологическим общественным организациям и ООПТ.
«Арктический туризм»
Первое место туристического направления Арктека завоевала команда «Ладно». Ее участники создали цифровой сервис для оценки туристического спроса в Архангельской области. Платформа поможет туристу найти интересный маршрут, а предпринимателям – разместить рекламу, а также получить рекомендации о возможности открыть бизнес в том или ином районе.
Гран-при второй степени получила команда «Арктический технический колхоз» за разработку мобильного приложение для взаимодействия с туристами «Гоу туда!». Можно настроить фильтры на карте и получать подробную информацию о любом объекте. В экосистему входит также продукт «Арк-инфа» – административный веб-сервис для застройщиков, которые получат статистику о турпотоке и рекомендации по застройке в заданном радиусе.
На третьем месте оказалась команда «Дайр-лаб». Коллектив разработал информационную платформу для анализа текущего состояния туристических объектов по отзывам посетителей. Платформа называется «Тревел коннект».
Замглавы министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Анатолий Бобраков отметил, что укрепление технологического суверенитета – одна из острейших задач развития России.
«Арктика – территория самых сложных и нетривиальных вызовов, но одновременно и территория огромных возможностей. На этом пути уже есть успехи таких крупнейших компаний как НОВАТЭК и Росатом. Добывающие компании также планируют применять новые технологии при освоении Арктики. Конкурс привлек большое количество разработчиков – 348 команд из 51 региона нашей страны. Мы получаем цифровые продукты и высокотехнологичные инженерные решения, которые будут востребованы компаниями, и которые помогут нам бережно развивать такой суровый регион как Арктика».
Общий призовой фонд конкурса АРКТЕК составляет 18 млн рублей. Для команд, которые представили проекты в рамках конкурса «АРКТЕК Научный питч» (научные исследования) и «АРКТЕК Инжиниринг» (технологии для реального сектора), борьба за призовые места развернется этой осенью.
АРКТЕК проводится в Десятилетие науки и технологий в РФ при участии «Востокгосплана», Минвостокразвития, Фонда «Росконгресс», МИД РФ.
Медики утверждали, что в её составе находятся следы асбестового волокна, которое за годы использования могло привести к тяжелым заболеваниям у потребителей. Эти публикации стали частью огромной кампании против фармацевтического гиганта, вылившейся в 38 000 исков общим объемом почти в 8,9 млрд долларов. Сегодня дочерняя компания J&J LTL Management потребовала от ученых внести изменения в свои работы или вовсе отозвать их, настаивая на отсутствии связи между следами асбеста в тальке и возможностью возникновения онкологии. Об этом пишет Reuters.
История борьбы американского общества против Johnson&Johnson началась в 2016 году. Суд в штате Миссури обязал компанию выплатить штраф в размере 72 млн долларов тяжело больной женщине, связывавшей свое пошатнувшееся здоровье с использованием детской присыпки Baby Powder. В 2018 году в суд обратились уже 20 женщин со схожими исками, а к 2021 году количество судебных заявлений превысило 38 000. J&J осадили со всех сторон — помимо судебного преследования её атаковало множество общественных организаций, СМИ и ряд американских чиновников. В 2022 году J&J прекратила продажу продукции на основе талька в США и Западной Европе, сославшись на «дезинформацию» в отношении продукта.
В 2023 году с новым судебным иском начинается ответное наступление компании на оппонентов. Доводы противников J&J строятся вокруг наличия в присыпке талька со следами асбестового волокна, природного минерала, широко использующегося в промышленности. По мнению оппонентов, этого было достаточно для возникновения риска развития тяжелых заболеваний у активных пользователей продукта за десятилетия его использования.
В логике оппонентов J&J есть существенный изъян. Дело в том, что в обвинительных публикациях говорится об асбесте, но почти нигде не уточняется его вид. Между тем, это критически важная информация, поскольку в мире существует два вида асбеста, диаметрально противоположные по характеру воздействия на организм человека — амфиболовый и хризотиловый. Амфиболовый асбест представляет собой сложный гидросиликат, в составе которого есть железо. Он обладает устойчивостью к кислотам и не выводится из респираторной системы человека. Клетки-уборщики наших легких, альвеолярные макрофаги, не могут его растворить, и амфиболовое волокно остается в организме годами, травмируя ткани. Сегодня амфиболы запрещены во всем мире. А вот хризотил добывают и активно используют до сих пор. Почему? Хризотиловый асбест представляет собой гидросиликат магния, который обладает устойчивостью к щелочам, но не к кислотам. Он выводится из организма человека за короткое время, не нанося ему вред. Об этом, в частности, пишет в своей работе «Биоперсистенция канадского хризотила» токсиколог Дэвид Бернштейн, наглядно показывая механику воздействия хризотилового волокна на живые организмы. В 2007 году решением Генеральной ассамблеи Всемирной организации здравоохранения был принят принцип дифференцированного подхода к асбесту, требующий учитывать вид минерала при проведении исследований и промышленном использовании.
Между тем в материалах, посвященных проблеме J&J чаще всего фигурирует именно «асбест». Хирург из Балтимора Вадим Гущин так прокомментировал эту ситуацию: «Я так понимаю, что в добыче талька, что является основой этого baby powder, нашлись примеси в некоторых его видах. Нашли асбест, и неизвестно какой тип асбеста. Но поскольку название «асбест» сразу ассоциируется с опухолями, мезотелиомой, раком легкого, яичников, то все засуетились, почему бы не урвать у компании Johnson & Johnson хорошее вознаграждение за эту ужасную болезнь». Де-факто это означает, что в случае, даже если в тальке содержалась незначительная примесь хризотиловых волокон, они все равно не могли оказать негативное влияние на здоровье людей.
Таким образом, становится видно, как именно «подогревается» общественное мнение в ходе противостояния против J&J. Обвинители используют страх общества перед асбестом, при этом не конкретизируя что именно и в каком объеме было найдено в присыпке. Само слово «асбест», как мы уже выяснили, объединяет диаметрально противоположные по характеру воздействия на организм человека волокна. Оно является не более чем поводом для манипуляции общественным мнением. Речь идет, конечно же, не о судьбах несчастных больных женщин, а о многомиллиардных вознаграждениях для юристов, адвокатов, чиновников и других охотников за наживой. Для США это обычное дело, особенно если оно связано с асбестом. На протяжении десятков лет там формировалась индустрия исков против компаний, связанных с асбестом, сформировалась целая отрасль фондов, имеющих целью судиться с производителями такой продукции. Очень часто владельцы таких организаций оказываются в центре скандалов, где фигурируют ложные диагнозы, вознаграждения до 100% суммы иска и т.д. Антиасбестовая кампания имеет своей целью разграбить имущество производств, но никак не защиту интересов людей. Об этом, кстати, еще в 90-е годы говорил Дональд Трамп, в открытую называя антиасбестовую пропаганду «мошенничеством», а тех, кто её воспроизводит «мафией».
Дальний Восток – это Европа. По крайней мере в глазах ближайших азиатских соседей России – жителей Китая и части Юго-Восточной Азии. Конечно, они знают про Москву и Санкт-Петербург, но попасть во Владивосток или Хабаровск для них проще и дешевле. Этот козырь дальневосточные города должны использовать, продвигая себя и для особенных туристов – тех, кто целенаправленно ищет возможность получить качественное и высокотехнологичное, а в некоторых случаях и более дешевое, чем в родной стране лечение. Что мешает развивать этот вид туризма в России и ДФО, какие шаги нужно предпринять медучреждению, чтобы о нём узнали за границей, на чей зарубежный опыт можно и нужно равняться, а также какие пути продвижения бесполезны в Китае? Эти вопросы обсудили участники панельной сессии «Экспорт медицинских услуг в Юго-Восточной Азии: возможности для России» форума «Здравница 2023» форума «Здравница 2023», который прошёл в Хабаровске.
Дальневосточным регионам вполне по силам привлечь кратно больше китайских туристов, чем это делается сейчас, причем без особенных вложений. Это положительно скажется на бюджете конкретного медцентра и повлияет на весь рынок туристических услуг региона. Этот тезис стал отправным в разговоре о возможностях территорий ДФО. При этом, как отметил президент Ассоциации медицинского туризма и экспорта медицинских услуг Евгений Чернышев, главнейшее условие – соблюдение приоритета медпомощи россиянам. Оздоровление иностранцев не должно влиять на качество и объем медуслуг, предоставляемых нашим соотечественникам.
«Речь идет только про свободные мощности, которые остаются после плановой медицинской помощи, после платной, которая оказывается россиянам. Те остатки свободных мощностей – это возможности, которые и можно реализовывать в рамках экспорта медицинских услуг. Причем мощностей свободных немного, поэтому не надо большого продвижения и серьезных инвестиций», – сказал Чернышев, уточнив, что, например, 10-15 тыс. иностранных пациентов для Хабаровского края «уже хорошее подспорье» для медицинских организаций.
По данным Минздрава РФ, в прошлом году 12 млн иностранцев получили медпомощь на территории России. Основной поток приходится на Москву и Санкт-Петербург, а также Новосибирск. Но не все эти иностранные пациенты приехали в нашу страну как туристы – часть из них проживают здесь, не являясь гражданами и, соответственно, ходят в больницы.
Нужно четко разделять понятия «экспорт медицинских услуг» и «медицинский туризм». Медтуризм – это целенаправленный въезд в РФ иностранцев для получения медпомощи и после ее получения возвращение на родину. В этом сегменте еще не все налажено –параметры и понятие медицинского туризма не прописаны в федеральном законодательстве. Некоторые субъекты РФ самостоятельно вносят нужные изменения в региональные законы, чтобы дать юридическую платформу развитию этого вида услуг. В прошлом году была учреждена рабочая группа по медицинскому туризму и в Госдуме РФ.
Еще один аспект, который тормозит развитие въездного медицинского туризма – слабая информированность жителей других государств о возможностях российской медицины, в частности дальневосточной. Хотя региону есть, что предложить, например, в плане офтальмологии. Так, хабаровский филиал ФГАУ «НМИЦ «МНТК «Микрохирургия глаза» им. Федорова» работает уже более 35 лет и хорошо известен за рубежом. Из всех офтальмологических операций, которые проводятся в центре, 85% являются высокотехнологичными. По информации его директора Олега Коленко, в 2019 году у них было 53 иностранных пациента (из ближнего и дальнего зарубежья), в 2020 году – 70, в 2021-м – 100, в 2022-м – 134. Всего же в прошлом году там было проведено более 32 тыс. операций. Около 40% пациентов приезжают из разных регионов Дальнего Востока. До пандемии в Хабаровске было много пациентов из КНР, которые приезжали и за репродуктивными медицинскими услугами.
Эксперт в области медицинского туризма, автор образовательных программ для врачей и медицинского персонала Ольга Беззубенко рассказала, на что обращают внимание иностранные пациенты при выборе зарубежной медицинской помощи. В первую очередь, это уровень профессионализма врача. Информацию об этом пациенты-иностранцы черпают из соцсетей, контекстной рекламы и посредством сарафанного радио.
«Критерии выбора – наличие у врача ученой степени, отзывы – в приоритете мнения иностранных пациентов, но к мнению российских пациентов тоже прислушиваются. Также важны занимаемая должность, участие в медицинских конференциях, наличие повышения квалификации, авторских патентов. Желательно, чтобы врач владел языком пациента и был той же национальности и вероисповедания: врач должен понимать особенности питания, культуры страны пациента, национальные особенности общения и этикета. Наличие научных публикаций, членство в профессиональных сообществах, награды и звания – на все это обращают внимание. Важны детали – скольких пациентов вылечил, и скольких из его страны, сколько провел операций и какие получил результаты. Однако опыт и образование – самое главное для иностранных пациентов», – уточнила Ольга Беззубенко.
Языковой барьер в продвижении – один из самых частых, но сравнительно легко преодолимых с учётом возможностей, которые дают системы компьютерного перевода. Продвигать специалистов – на английском языке и на языке той страны, откуда привлекаются пациенты – нужно в соцсетях, опираясь на популярность той или иной сети в стране потенциального пациента. Буклеты на иностранных языках и видеоролики с участием конкретных врачей с описанием спектра услуг также повышают лояльность.
Сложнее наладить непосредственное общение российского врача и пациента-иностранца, но и эта ситуация имеет сразу несколько положительных сценариев – от введения специальной штатной единицы, до эпизодического привлечения переводчиков.
«Медицинский туризм на данном этапе видится как дополнительная опция, а не как основное направление деятельности медорганизаций региона. Для нас главной проблемой является преодоление языкового барьера. Но она решаема – нанимаются специалисты. Также для нас важно развивать и межрегиональный медицинский туризм – тут больше перспектив», – рассказал EastRussia замглавы Минздрава Хабаровского края Алексей Веселов.
Он отметил, что регион имеет хороший опыт взаимодействия в плане медицинского туризма с Китаем. Пандемия коронавируса снизила интенсивность сотрудничества, но сейчас обе стороны готовы вновь наращивать статус активного сотрудничества. Причем, Хабаровский край имеет интерес и к другим территориям – Средней Азией и странам ближнего зарубежья, где нет языкового барьера.
Такую рекомендацию дают и эксперты: дальневосточным медицинским организациям следует активнее сотрудничать и с национальными диаспорами. Их лидеры – уважаемые в своём сообществе люди, часто это предприниматели. Благодаря их связям на родине и рекомендациям прирост количества иностранных пациентов может вырасти в кратчайшие сроки. И опять же – серьезные вложения для такого продвижения не нужны. Надо лишь провести информационную встречу с лидерами локальных национальных диаспор.
В глобальном смысле России и особенно дальневосточным регионам необходимо изучить и взять на вооружение опыт коллег из Южной Кореи. Там медицинским туризмом вплотную занимаются около 15 лет, причем начинали, также имея серьёзный языковой барьер. До пандемии это направление выездного туризма было очень популярно у жителей Хабаровского края. В коммерческих и государственных клиниках там используется оборудование экспертного класса, а стоимость услуг намного дешевле, чем в Америке или Европе.
«Самое важное, на что едут – на сервис. В клиниках Южной Кореи есть уже подготовленные пакеты программ лечения, буклеты, каталоги на русском, китайском и других иностранных языках. Продвижение – с помощью агентства медицинского туризма. Агентское вознаграждение уже заложено в стоимость лечения. Что удобно для российского пациента – в Корее есть координаторы. Это люди с медицинским образованием и знанием корейского и русского языков, которые буквально водят пациентов за руку по кабинетам. Они работают в клиниках на постоянной основе, и на связи с пациентом даже после его возвращения в Россию», – рассказала Светлана Белогубцева, директор агентства медицинского туризма «Чудеса света».
На мероприятии по видеосвязи выступила глава ассоциации китайского международного медицинского туризма Цзя Сяофан, которая напомнила, о специфике продвижения в Китае. Там работают только китайские социальные сети. Бесполезно размещать свои информационные материалы в Facebook (запрещена в РФ), Twitter (запрещена в РФ), YouTube. Продвигать российские услуги нужно на платформах китайских соцсетей. Самой популярной соцсетью в КНР является WeChat.
Цзя Сяофан отметила, что согласно последним исследованиям и опросам, китайские потребители медицинских услуг концентрируются на холистической медицине, для достижения оптимального духовного, ментального и физического состояния. При этом, наряду с традиционными методиками они охотно прибегают к альтернативной медицине, причём высоким спросом пользуются омолаживающие процедуры, услуги и препараты.
«Стоит отметить, что с началом пандемии COVID-19 поведение и привычки медицинских туристов в Китае изменились, – сказала она. – Они обращают больше внимания на пользу услуг, а не на их цену, на их качество и персонализированность».
Российским регионам и медицинским учреждениям, которые собираются всерьёз выходить на китайский рынок, необходимо дать ответ на шесть вопросов, подчеркнула Цзя Сяофан:
1. Какие уникальные продукты, услуги можете предложить вы/ваш регион?
2. На чём базируются ваши ценности? Качество? Безопасность? Цены? Удовлетворенность клиента? Культура?
3. Каковы ваши рыночные преимущества?
4. Есть ли у вас пайплайн-стратегия ваших продуктов?
5. По каким каналам вы ведёте, собираетесь вести продажи?
6. Каков ваш план развития на китайском рынке на следующие 3-5 лет?