Поделиться
С отечественным «Диогеном» в бочке
Поделиться

«Транснефть – Дальний Восток» завершило строительство двух новых резервуаров на НПС в Хабаровском крае

На нефтеперекачивающей станции №34 второй очереди нефтепроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО-2) появились два новых резервуара под порядковыми номерами 5 и 6. Это не просто емкости для нефти объемом 50 тысяч кубометров каждая, а высокотехнологичные сооружения с плавающими крышами и интересной инженерной «начинкой»: автоматизированными системами контроля, управления, пожарной безопасности, устройством размыва донных отложений с говорящим названием «Диоген». На ввод «пятидесятитысячников» в эксплуатацию нефтетранспортники пригласили журналистов хабаровских СМИ.

фото: Вячеслав Лукьянов

Курс на восток

Важное для предприятия событие прошло в рабочем порядке. В операторной, которую тут принято называть «мозгом» нефтеперекачивающей станции, оператор НПС-34 Дмитрий Малахов под прицелами телекамер спокойно доложил руководству: «Работы по строительству, техническому подключению и гидравлическим испытаниям новых резервуаров 5; 6 окончены». Невозмутимо принял приказ о запуске в работу, несколько раз щелкнул «мышью» и оценил, как меняется картинка на мониторе.

фото: Вячеслав Лукьянов

«РВСПК (резервуар вертикальный стальной с плавающей крышей) №5 поставлен на сдачу, РВСПК №6 поставлен на прием», – не повышая голоса, отчитался оператор. За скупой производственной терминологией – задача государственной важности, обеспечение надежности транспортировки нефти в стратегически важном сегодня восточном направлении. По ВСТО-2 «Транснефть – Дальний Восток» перекачивается сырье на Комсомольский (КНПЗ) и Хабаровский (ХНПЗ) нефтеперерабатывающие заводы и в порт «Козьмино», откуда углеводороды идут на экспорт.

Цифры

2047 км составляет протяженность ВСТО-2. 
Проходит по территории Амурской области, ЕАО, Хабаровского и Приморского 
краёв.
3950 человек работают в ООО «Транснефть – Дальний Восток»
– Мы являемся финальным звеном в российской системе транспорта нефти перед экспортным нефтетерминалом «Козьмино», где производится перевалка ее на танкеры. В порту периодически происходят ситуации, когда погода не позволяет работать в штатном режиме, - разъясняет журналистам значение проекта главный инженер компании Андрей Звайгзне. – Поэтому дополнительные резервуарные емкости позволят нам наиболее безопасно, экономически эффективно производить транспортировку нефти.

Модернизация на собственной базе

Для расширения резервуарного парка на НПС-34 было дополнительно отведено 2,5 гектара (общая территория станции выросла до 37,6 Га). Строительство новых емкостей высотой почти 19 и диаметром 60 метров велось изолированно от функционирующих производственных площадок. Оно шло с весны 2022 года. И, хотя местность вокруг НПС очень болотистая, реализация проекта, по словам нефтетранспортников, сложностей не составила – помог опыт.

Резервуары, которые уже подключены к единой системе управления ВСТО-2, по конструкции такие же, как и те, что работают здесь с момента сооружения станции – РВСПК. Плавающая крыша, которая поднимается и опускается в зависимости от заполнения емкости нефтью, доказала свою практичность. Эта технология позволяет минимизировать испарение нефти, а также предотвратить выброс паров в атмосферу, что делает эксплуатацию оборудования и транспортировку нефти наиболее экологичными. При этом новые емкости отличает важная особенность.

фото: Вячеслав Лукьянов

– На «пятерке» и «шестерке» использовано отечественное оборудование. Реализован ряд технических новшеств. Одними из первых мы используем модернизированные устройства размыва донных отложений «Диоген», которые изготавливает завод «Транснефти» – ТОМЗЭЛ в Томске, – рассказывает корреспондентам начальник филиала ООО «Транснефть – Дальний Восток» Михаил Литевский.

ВСТО значит гарантия

Новые резервуары прошли комплексную проверку: гидроиспытания, дефектоскопию. Эксперты подтвердили – все в норме. Пожаробезопасность также на высоте. Ее традиционно обеспечивает автоматика. Емкости оснащены современной системой подслойного пожаротушения и подсоединены к соответствующей системе станции. К слову, на ее территории работает отдельное пожарное депо со специализированной техникой. Заполнение РВСПК нефтью состоялось в конце ноября, также в штатном режиме.

По ВСТО-2 транспортируется уникальная по свойствам легкая нефть одноименного с магистралью сорта ВСТО (ESPO). Контроль качества нефти проводится в химико-аналитической лаборатории (ХАЛ) здесь же, на НПС-34: и при транспортировке до порта Козьмино, и перед сдачей на Хабаровский нефтеперерабатывающий завод. Журналистам показали, как определяется содержание серы в нефти.

фото: Вячеслав Лукьянов

– Этот показатель является базовой характеристикой любого сорта нефти. В зависимости от ресурсной базы грузопотока, массовая доля серы варьируется в широком диапазоне от 0,1 до 3,3 процента. Экспортная нефть ВСТО характеризуется невысоким содержанием серы. Сейчас я устанавливаю образец, – поясняет свои действия журналистам инженер-химик ХАЛ НПС-34 Ксения Патрушева. – Он сканируется рентгеновским излучением и результат выводится на дисплей. Проведение испытания вместе с выдачей результата занимает 100 секунд. Видите? Результат – 0,58%. Все отлично!

фото: Вячеслав Лукьянов

Чистая работа

Чтобы узнать, насколько хорошо работают природоохранные технологии и на резервуарах, и на станции, и вообще на всех производственных объектах компании, нефтетранспортники задействуют собственные эколаборатории. Одна из них базируется также на НПС-34, и журналисты увидели, как проводится один из самых зрелищных анализов – проверка воды на массовую концентрацию хлорид-ионов. Проба после добавления прозрачного индикатора быстро окрасилась в насыщенный фиолетовый цвет.

фото: Вячеслав Лукьянов

– Такой анализ позволяет узнать, не превышено ли содержание хлоридов в природной воде, – говорит сотрудник эколого-аналитической лаборатории Яна Надточина. – Но превышений у нас не было ни разу, у нас хорошие очистные, и мы их тщательно контролируем. А вообще мы ведем постоянный мониторинг объектов окружающей среды, связанных с производственной деятельностью нашего предприятия.

В лаборатории проверяют питьевую (в том числе и из артезианских скважин) и сточную воду, атмосферный воздух, почву, донные отложения. Она аккредитована и оснащена современным исследовательским оборудованием. Лаборанты и инженеры-экологи имеют здесь высокую квалификацию и охотно осваивают новинки. В минувшем году, например, научились выполнять новый вид исследований – измерение загрязняющих веществ в промышленных выбросах на отечественном многокомпонентном газоанализаторе «Полар».

Большие возможности

Теперь НПС-34 стала станцией с самым большим резервуарным парком в «Транснефти – Дальний Восток». На этом развитие ВСТО-2 не завершено.

фото: Вячеслав Лукьянов

Модернизация, как и транспортировка нефти, процесс непрерывный. На НПС-41 в Приморском крае идёт возведение еще двух новых резервуаров. Проект планируется реализовать в будущем году. Ведутся работы и на линейной части ВСТО-2. Завершается строительство резервной нитки подводного перехода через реку Хор. Набирает обороты стройка на р. Большая Уссурка, далее в планах резервная нитка через реку Уссури. Все эти проекты призваны повысить эксплуатационную надежность нефтетрансопртной магистрали. С 2019 года вторая очередь трубопроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан» работает на максимальной проектной мощности.

Нина Доронина Теги:
Картина дня Вся лента
Поделиться
Труба особой важности

Нефтепроводная система ВСТО одна из самых протяженных в мире. Её длина - 4756 километров. К примеру, протяженность североамериканского нефтепровода Эдмонтон – Чикаго – Монреаль, занесённого в книгу рекордов Гиннеса, составляет 3787 километров. Магистраль ВСТО соединила сибирские месторождения углеводородов с дальневосточными нефтеперерабатывающими заводами и экспортным портом Козьмино. В зоне ответственности ООО «Транснефть – Дальний Восток» находится 15 нефтеперекачивающих станций, 2047 километров второй очереди восточного нефтепровода (ВСТО-2) и 294 километров отвода на нефтеперерабатывающий завод в Комсомольске-на-Амуре.

Читать полностью
Поделиться
Двойной резерв - двойная надёжность

Девять миллионов литров воды и давление, на четверть превышающее расчетное рабочее. В Хабаровском крае успешно завершены гидравлические испытания строящейся резервной нитки подводного перехода (ППМН) второй очереди нефтепровода «Восточная Сибирь – Тихий океан» через Хор. В течение суток объект проверяли на прочность и еще 12 часов - на герметичность. Испытания подтвердили: переход надежен.

Читать полностью
Поделиться
БАМ вышел на новый цикл развития

Реконструкция БАМа и Транссиба остается крайне важным инфраструктурным проектом, который расширяет возможности для диверсификации российского экспорта и создает необходимые условия для дальнейшего развития Дальнего Востока. Очередной, третий по счету, этап модернизации обещает стать самым капиталоемким и сложным с инженерно-технической точки зрения. Надежду на его реализацию сегодня возлагают многие отправители, столкнувшиеся с проблемой вывоза своих грузов.

Читать полностью
Поделиться
Дальний Восток как транспортно-логистический хаб: текущая ситуация и дальнейшие перспективы

Дмитрий Хрущалев, заместитель генерального директора по развитию ГК «Деловые Линии», рассказал EastRussia о текущей ситуации с транзитными перевозками через Дальний Восток, их дальнейших перспективах и развитии региона как большого логистического центра.

Читать полностью
Поделиться
Зеленый свет китайским фурам?

Максим Кузёма, председатель комитета по транспорту общественной организации «Деловая Россия», председатель комитета по транспорту межрегионального отделения «Деловая Россия» по Хабаровскому краю и ЕАО, председатель ассоциации национальных грузоперевозчиков и заместитель председателя общественного совета при Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края, собственник «Первой Контейнерной Компании» поделился с EastRussia опасениями по поводу нововведений в сфере международных автоперевозок.

Читать полностью
Поделиться
Бюллетень EastRussia: отраслевой аналитический обзор логистических проектов ДФО — зима 2025

В текущем году Восточный полигон «РЖД» получит меньший объем финансирования. В связи с сокращением инвестиционной программы в госмонополии пересматривают приоритетность грузов на БАМе и Транссибе, что вызывает обеспокоенность регионов, ранее обладавших квотами на вывоз угля. В то же время со стороны грузоотправителей растет востребованность пограничных железнодорожных переходов через государственную границу, в связи с чем предполагается реализовать крупные проекты создания таможенно-логистических терминалов. В ряде аэропортов Дальнего Востока продолжается реализация проектов по модернизации и расширению пропускной способности. В Якутии начато возведение важного инфраструктурного проекта – моста через реку Лена.

Читать полностью
Поделиться
Полеты во сне и наяву

Размер субсидий на авиаперевозки в стране на 2025 год заявляется примерно на 15% меньше в сравнении с прошлогодним. Тем не менее, говорят в Росавиации, финансирование может измениться в течение года, и перевозки по дотированным маршрутам возможно останутся на прежнем уровне. Однако проблемы отрасли все ощутимее: в частности, заметно выросли расходы на поддержание летной годности авиапарка, а выручка от маршрутов даже на субсидируемых направлениях не всегда покрывает затраты перевозчика.

Читать полностью
Поделиться
Пункт пропуска на Большом Уссурийском — гладко на бумаге?

Максим Кузёма, председатель комитета по транспорту общественной организации «Деловая Россия», председатель комитета по транспорту межрегионального отделения «Деловая Россия» по Хабаровскому краю и ЕАО, председатель ассоциации национальных грузоперевозчиков и заместитель председателя общественного совета при Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края, собственник «Первой Контейнерной Компании» рассказал EastRussia о логистических проблемах, которые появятся с вводом в эксплуатацию международного пункта пропуска на Большом Уссурийском острове и вариантах их решения.

Читать полностью
Поделиться
Как меняется логистика на Дальнем Востоке

Дмитрий Хрущалев, заместитель генерального директора по развитию ГК «Деловые Линии» рассказал EastRussia о текущей ситуации с входящим грузооборотом в ДФО.

Читать полностью
Поделиться
«Давайте после праздников» или что не стоит откладывать на январь

В декабре вся страна начинает готовиться к Новому году, что связано не только с приятными, но и с довольно затратными для бюджета покупками. После декабрьских праздников наступает короткий рабочий январь, и каждый год мы осознаем это лишь тогда, когда последние средства уже потрачены на праздничный стол и наряд для торжества. Эксперт НСПК Мария Точилова поделилась несколькими советами о том, как подготовиться к наступающему году заранее в декабре.

Читать полностью
Поделиться
Бюллетень EastRussia: обзор социальной сферы ДФО — зима 2024

На Дальнем Востоке предполагается сохранять меры социальной поддержки, в частности направленные на обеспечение доступности жилья с помощью льготных кредитных программ, а также расширение возможностей аренды. Продление действия дальневосточной ипотеки со ставкой 2% годовых, в частности, должно снизить влияние отмены других льготных программ. Тем не менее в регионах существуют опасения относительно введения дополнительных ограничений банками в связи с повышением ключевой ставки ЦБ. Между тем оценивать эффект от программы льготной аренды, в рамках которой в городах началось возведение домов, пока рано. В большинстве регионов Дальнего Востока сохраняется естественная убыль населения, в то время как федеральные власти намерены оценивать работу губернаторов в том числе по данному показателю.

Читать полностью
Поделиться
Логистика на Дальнем Востоке: потенциал и текущие вызовы

Дмитрий Хрущалев, заместитель генерального директора по развитию ГК «Деловые Линии», рассказал EastRussia, что привлекает игроков логистического рынка в ДФО и с какими сложностями им приходится здесь справляться.

Читать полностью
Больше материалов