Крупнейший производитель электрооборудования на Дальнем Востоке и в Восточной Сибири – хабаровская компания «Энергоимпульс+» – выпустила юбилейную сотую трансформаторную подстанцию. Она отправилась в Приморский край для нужд строящегося угольного морского порта Суходол.
Юбилейная подстанция
Справка:
Предприятие «Энергоимпульс+» уже более 25 лет занимается производством и оснащением распределительных подстанций – от мобильных до капитальных бетонных. Ежегодно компания производит около 100 подстанций различного типа. Электрооборудование востребовано как для решения локальных задач региональных заказчиков, так и для глобальных инфраструктурных проектов федерального масштаба. В портфолио предприятия такие проекты, как космодром Восточный, объекты саммита АТЭС во Владивостоке, Олимпийская деревня в Сочи. Оборот предприятия около 1 млрд рублей в год. По результатам 2022 года будет выплачено около 200 млн рублей налогов. Средняя зарплата на предприятии – 77 тыс. рублей.
Морской порт «Суходол» создается с целью облегчения доступа к портовой инфраструктуре малых и средних угледобывающих предприятий. Ввод в эксплуатацию намечен на текущий год. Мощность перевалки угольного порта предполагается в объеме два млн тонн угля (в 2023 году), к 2025 году должна превысить 12 млн тонн. Планы также включают увеличение грузооборота до 20 млн тонн угля в год.
Основные производственные мощности «Энергоимпульса+» расположены в Хабаровске что позволяет экономически выгодно выстраивать логистику в любой регион России. Компания является резидентом ТОР «Хабаровск», работает в составе индустриального парка «Авангард».
«У нас случилось знаковое событие – с 2019 года, как мы стали резидентом ТОР, мы запустили подстанции в бетонной оболочке – и уже произвели сотую по счету подстанцию – она отправится в Приморье в строящийся угольный порт Суходол. Она будет одной из ключевых подстанций для энергоснабжения», – говорит коммерческий директор ООО «Энергоимпульс+» Данила Шандрук.
Данила Шандрук, коммерческий директор ООО «Энергоимпульс+»
фото: EastRussia
Для производства электрооборудования предприятие закупает коммутационную аппаратуру, выключатели, контакторы, разъединители и оборудование релейной защиты. Закупки делают, в основном, у китайских и турецких производителей. Все конечные изделия — щитовую продукцию, ячейки среднего напряжения, готовые подстанции — производят своими силами.
Ранее компания закупала необходимые запчасти у зарубежных партнеров: Schneider Electric, Siemens, Hyundai Electric, ABB и ряда других. В настоящее время для ряда крупных клиентов, готовых потратить больше времени и денег (в основном – порты), налажены поставки оригинального оборудования в рамках параллельного импорта. По словам специалистов, это актуально для тех объектов, где уже начали создавать систему электроснабжения на оборудовании определенной фирмы: для более надежной работы лучше не менять производителя.
«Мы поставляем свою продукцию в 123 города и населенных пункта России. Внешний рынок по нашему направлению рассматривать нет смысла – для стран СНГ получается сложная логистика, а для стран АТР – это другие электротехнические стандарты, а также там достаточно своих игроков на этом рынке. У нас 70% бизнеса – это железная дорога и морские порты. Мы имеем разрешение РЖД на применение нашего оборудования в установках магистрали и плотно работаем с тремя дорогами из 16 – Дальневосточной, Забайкальской и Восточно-Сибирской. В ближайший год планируем освоить дополнительную специализированную железнодорожную номенклатуру, которую никто на Дальнем Востоке не производит», – рассказывает Данила Шандрук.
Он добавляет, что у морских портов пользуется спросом электрооборудование «Энерогоимпульса+» в бетонном исполнении: металл подвержен коррозии, а бетонные конструкции хорошо зарекомендовали себя в эксплуатации. Бетонные корпуса на «Энергоимпульсе» строят сами – с нуля. Привозить их было нерентабельно, в регионе их на момент запуска собственного производства не выпускали и теперь это – экономически оправданное решение.
фото: EastRussia
Компания «Энергоимпульс+» как резидент индустриального парка «Авангард», где размещаются еще 14 компаний, имеет ряд преференций, которые облегчают работу – парк предоставляет земельные участки со всей необходимой коммунальной и инженерной инфраструктурой, а также помогает в развитии деятельности резидентов.
Коммерческий директор индустриального парка «Авангард» Тимофей Казанцев рассказал, что в 2015 году частный индустриальный парк вошел в состав ТОР «Хабаровск», и на сегодня занято 85% территории.
«Это очень благоприятное место – с учетом тех льгот и преференций, которые предоставляет государство. Мы создаем условия, когда инвестор заходит и через несколько месяцев начинает вести производственную деятельность, при этом экономя на налогах. Социальные взносы для резидентов составляют 7,6%, в то время как другие платят 32%, кроме этого, налог на прибыль, на имущество и на землю составляет 0% в течение пяти лет, также резиденты почти в два раза экономят на энергозатратах. Мы выстраиваем конструктивный, позитивный диалог со всеми резидентами, мы настроены на развитие и на расширение бизнеса», – рассказал он.
фото: EastRussia
Казанцев пояснил, что в планах — строительство второй площадки парка «Авангард» на территории «Ракитное», которая располагается также на ТОР «Хабаровск». Там резидентам будут доступны аналогичные преференции.
«Планируем завести туда логистические комплексы, в том числе федерального значения, которые готовы прийти в Хабаровский край для реализации своего бизнеса – в регионе очень развитая логистика. Те проекты, которые откроют нам коридор в Азию, в последствии будут реализованы через Большой Уссурийский, где будет построен транспортный сухопутный переход через границу», – добавил он.
Юлия Бородина
Хабаровский край должен выйти на полное самообеспечение овощами к 2026 году. Но пока потребность в картофеле в регионе закрыта примерно на 70%, в свёкле, морковке, огурцах и томатах – примерно на 45%. При этом порядка 80% овощной продукции, которая регулярно попадает на стол жителей региона, выращена на полях местных личных подсобных и крестьянско-фермерских хозяйств. Крупные компании отчего-то не стремятся занять эту нишу. Поэтому в краевом министерстве сельского хозяйства делают ставку на мелкие и средние сельхозпредприятия. Привлекают к делу и начинающих аграриев – они могут получить от трех до пяти миллионов рублей в рамках гранта «Агростартап».
Крестьянско-фермерское хозяйство Татьяны Огай знают в Хабаровске многие. Больше 20 лет семейное предприятие выращивает на продажу овощную и цветочную рассаду, огурцы, перцы, баклажаны и томаты. Свежие овощи продают на ярмарке выходного дня. Петунью и тагетис у растениеводов заказывают предприятия для украшения клумб перед офисами или магазинами. Работа в теплицах практически ни на миг не прекращается. К новому сезону фермеры начинают готовится еще не полностью расторговавшись тем, что вырастили.
— У меня в семье 6 детей, — говорит глава крестьянско-фермерского хозяйства Татьяна Огай. — И все приучены к труду с малолетства. Недавно младший сын звонил, говорит – мама, а не нужно ли чем помочь? Вроде, пора уже, сезон начинается. Приехать на выходных? Внучка маленькая, ещё в школу не ходит, тоже с нами. Раньше всё в телефоне сидела и расстраивалась, когда батарейка садилась – баба, у меня там Тик-ток, ты не понимаешь! А теперь летом – баба, я пойду, погуляю? Семья растёт, каждый при деле. Марина, дочка приёмная, в 2021 году взяла грант «Агростартап». У неё своё КФХ, но мы всё делаем вместе.
Татьяна Огай
В селе Ильинка у КФХ Огай три теплицы. Каждый год Татьяна Львовна вместе с мужем Евгением Жатовым высаживают в них около миллиона семян. За всходами присматривают, как за малыми детьми: дважды в день поливают, защищают от сорняков, которые могут легко заглушить нежные ростки. Подросшую и окрепшую рассаду переселяют в открытый грунт. Но Хабаровский край – всё-таки зона рискованного земледелия. И напрасно рисковать фермеры не хотят. Потому на средства, полученные приёмной дочерью Мариной Андреевой в 2021 году, поставили ещё 4 теплицы – уже в селе Некрасовка. Здесь будут под крышей на грядках доращивать рассаду, а после – собирать урожай. Первый выход огурцов сорта «Миг» в этом году планируют снять уже в конце апреля.
— Мы раньше для доращивания рассады, для того, чтобы посадить картошку, арендовали землю, — продолжает Татьяна Огай. — Участки брали каждый год у разных собственников, что, согласитесь, неудобно, ведь там нельзя обосноваться, есть сложности по хозяйственной части. У чужих людей не распланируешь участок так, как тебе надо, на длительный срок. А в 2021 году мы выиграли тендер в региональном министерстве сельского хозяйства, по которому получили землю – около 9 гектаров в долгосрочную аренду в Некрасовке. Марине, как начинающему фермеру, дали грант - 3 миллиона рублей на установку теплиц. Плюс наше софинансирование – порядка 400 тысяч – и мы закупили материалы, наняли людей для установки. Честно скажу – едва успели до этого бешенного повышения цен на стройматериалы. Тем, кто не подсуетился сразу, тяжело пришлось: смета была рассчитана по одним прайсам, а расходники на 30-40% подскочили, а где-то и в несколько раз! Мы в прошлом году уже успели новые теплицы испытать. Сделали их по корейской технологии, они всесезонные, в каждой со временем поставим печку, чтобы и зимой можно было работать. Каркас обтянули очень крепкой плёнкой российского изготовления, производитель говорит, что её хватит на 10 лет, но я очень сомневаюсь. Кстати, с некоторыми отечественными компаниями работать ещё хуже, чем с китайскими. Те всегда норовят обхитрить, надуть – не докладывают в заказ чего-то, но, если их уличить – всё восполняют. А вот российский производитель плёнки заявляет, что её в рулоне 100 метров, а по факту там 95. И на вопрос – как же так – заявляет – она при нагреве растянется.
фото: пресс-служба министерства сельского хозяйства Хабаровского края
В теплице + 5, кое-где встречаются прошлогодние вездесущие одуванчики и пожухлая ботва. Мы идём с Татьяной Львовной по уже оттаявшей земле. На улице морозно, а здесь уже пахнет весной. На грядках много снега. Фермер объясняет: так проще напоить землю. Она в парнике должна быть влажной, проливать – долго и дорого, а растаявший снег хорошо подготовит почву к рыхлению.
Новые теплицы перезимовали неплохо, говорит фермер. Выдержали и сильные ветра, и снеговую нагрузку. Сейчас их нужно уберечь от мартовских снегопадов – липкий тяжёлый снег, если его не счищать вовремя, может повалить конструкцию.
— Круглые теплицы, если они большой площади, вот как у нас – 50 на 80 метров – могут и не выдержать, — говорит Евгений Жатов. — У нас в селе Ильинка один парник пострадал в зиму. Хорошо, что здесь мы сделали скатную крышу. Ну, не совсем домиком, но всё же под углом, и снег с неё легко сходит. Ну и мы ещё помогаем – смастерили вот такую «швабру», ею и убираем то, что выпало.
В прошлом году, по словам аграриев, они собрали неплохой урожай – 12 тонн огурцов и порядка 3 тонн томатов. В этом рассчитывают получить не меньше.
— Огурцы сеяли и ранние, и поздние – мы успели за них цену хорошую взять, — делится Татьяна Огай. — А потому что теплицы – это стабильный урожай. В открытом грунте или дождями зальёт, или ветер сильный – может поломать побеги, и заморозки среди лета могут случиться – а что вы хотите – Хабаровский край. А в теплице мы можем печку затопить, если холодно и проветрить, если жарко. В общем, знаем, что всё под контролем, мы свой урожай возьмём. У меня ещё двое детей тоже в этом году хотят податься на «Агростартап», у них зарегистрированы свои КФХ. Если оба пройдут по конкурсу – поставим ещё 8 теплиц. И у хабаровчан будет возможность покупать не китайские, а местные, свежие натуральные овощи. Скоро мы уже начнём пахать в новых теплицах, в марте температура если на улице будет минус 5 градусов, то в теплице уже будет плюс 20-25 – самое то для пахоты. Огурцы ранних сортов растут всего 40 дней. Поэтому в апреле уже будем хрустеть своими зелёненькими.
Традиционная краевая поддержка начинающих сельхозпроизводителей «Агростартап» предоставляется в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Средства можно потратить на покупку земельных участков, сельскохозяйственных животных, техники, семян, необходимого для аграриев оборудования. Можно получить грант и построить или модернизировать помещения для хранения и переработки сельхозпродукции. Неопытным фермерам выдают от 3 миллионов рублей – на развитие растениеводства, и до 5 миллионов – если человек решил разводить коз или крупный рогатый скот. Для семейных ферм, которые давно работают «на земле», предусмотрены другие суммы – один грант может составлять порядка 30 миллионов рублей.
— За 3 последних года поддержка на «Агростартап» выделялась в размере 30 миллионов ежегодно, — говорит Андрей Романченко, заместитель министра сельского хозяйства Хабаровского края, начальник управления развития сельских территорий, малых форм хозяйствования и кооперации. — Её получили 30 человек. Одни, как Марина Андреева, поставили теплицы, другие купили трактора и другую технику, третьи завели коров. Создано 14 постоянных рабочих мест.
Обычно заявки на конкурс грантов «Агростартап» принимают в марте-апреле. И деньги фермеры получают в мае-июне. Но в этом году краевой минсельхоз объявил приём заявок с 10 по 28 февраля. Это позволит выдать средства до 1 апреля, чтобы аграрии смогли инвестировать гранты в посевную этого года. Тех, кто хочет начать свой сельхозбизнес, но пока даже не знает, с чего начать, ждут на Ленина, 4 кабинет 803. Здесь будущих сельхозпроизводителей проконсультируют и помогут оформить заявку на грант – совершенно бесплатно.
Приморский завод по производству крабовых палочек, рыбной колбасы и полуфабрикатов из сурими «КВЭН» с 2014 года перешел с американского сурими на японское, а с 2021 года ушел от зарубежных поставок и теперь использует сырье, изготовленное на Дальнем Востоке. Как повлияли антироссийские санкции на дальневосточного производителя выясняло информагентство EastRussia.
С прошлого года «КВЭН» закупает сурими (концентрированный белок океанических рыб белых пород) у курильских компаний, которые производят его из дальневосточной рыбы на своих береговых заводах. Также поставщиком предприятия является Русская рыбопромышленная компания, которая производит его на новейшем судне прямо в море.
По словам гендиректора АО «КВЭН» Евгения Моргункова, технологи завода подтвердили высокое качество дальневосточного сурими.
«Оказалось, что наше ничем не хуже японского. Например, вьетнамский сурими, который делается из южных рыб, не подходит для имитации краба – он серо-желтый и имеет сильный запах рыбы. С прошлого года на постоянной основе покупаем дальневосточное сырье. Благодарны РРПК, что они не подняли для нас цену. Вообще сурими дорогой, а за последние шесть-семь лет он поднялся в цене в два раза».
Основной вид продукции рыбоперерабатывающего завода – крабовая палочка простая и крабовая палочка снежная. В ассортименте есть линейка премиальных продуктов – «Снежный краб» и «Суперснежный краб», для производства которых используется более высокий сорт сурими, его большее содержание. Популярный продукт создается по традиционной японской технологии с добавлением натурального крабового мяса и других ингредиентов.
«Сурими не имеет ни вкуса, ни запаха. Мы используем только натуральные ароматизаторы – очень щепетильно относимся к этому, наши технологи химические добавки не используют, это – приоритет. Мы как-то пытались полностью из сурими сделать палочки – они напоминают желатиновые конфеты. Невозможно сделать котлеты, не добавив других ингредиентов – любая хозяйка знает».
Также в ассортименте «КВЭН» – рыбная колбаса, котлеты, биточки (из рыбы и кальмара). Помимо имитации краба, завод может изготавливать имитацию гребешка. Раньше выпускали рыбные сосиски, но пока производство на паузе – на них мало заявок. В дальневосточные магазины поступает 95% продукции. Относительно ценовой политики предприятия Евгений Моргунков отмечает, что вся продукция вполне доступна.
«Мы не стремились делать очень дорогой продукт, потому что тогда он будет охватывать ограниченный контингент жителей, а это неправильно, высококачественный продукт должен быть доступен всем. Ежемесячно у нас проходят акции на разные виды продукции. Мы все реализуем через компанию “РодСтор “. Есть согласование снижения цен на август – сумма снижения 15%».
Завод «КВЭН» может производить до 500 тонн готовой продукции в месяц. Однако в настоящее время мощности задействован не все. При этом на заводе отмечают высокий спрос – продукция востребована. Для контроля на предприятии работает собственная аккредитованная лаборатория. Завод использует японскую линию по производству крабовых палочек, упаковочную машину германского производства, есть скороморозильная камера и холодильники.
По объективным причинам актуальной проблемой становится замена комплектующих для иностранной техники. Из-за отказа заводов-изготовителей экспортировать детали в Россию, приморский рыбоперерабатывающий завод ищет российские аналоги.
Год спустя после первого разговора (см. материал «Необработанные алмазы экспортировать можно, круглый лес нельзя») корреспондент EastRussia расспросил генерального директора АО «Шелеховский КЛПХ» – одного из крупнейших предприятий Хабаровского края, специализирующегося исключительно на заготовке круглого леса, о состоянии возглавляемого им предприятия и отрасли в целом.
– Сергей Николаевич, с прошлой нашей беседы прошел ровно год, какая сейчас ситуация на вашем предприятии?
– Никакая. Мы не заехали в тайгу на заготовку.
– Как так? Совсем?
– Мы совсем не ведём заготовку в сезоне 2022 – 2023. В 2022 г. у нас велась работа на двух участках, участки работали до мая месяца. Заготовили около 40 тыс. кубометров и встали – склады затоварены, продукцию никто не покупает, на экспорт действует запрет. На нижних складах АО «Шелеховский КЛПХ» скопилось 330,6 тыс. м3 лесопродукции, которая теряет ежесезонно свою товарность.
– Из заготовленных 40 тысяч кубометров что-то удалось продать – из деловой древесины?
– Мы в 2022 году продавали только дрова населению и организациям ЖКХ в тех поселениях Ульчского и Комсомольского районов, с которыми у нас договоры. На переработку ни куба у нас не взяли.
– Никому не нужно качественное сырьё?
– Так сложилось, что рынок оказался перенасыщен пиломатериалами после введённых санкций. Недружественные страны отказались от нашей готовой лесопродукции, включая, шпон. Мы рассчитывали, что в летний период продадим хоть что-то, но переработка остановилась из-за отсутствия рынка сбыта.
– А кому вы предлагали ваше бревно?
– Мы вели диалог с Дальлеспромом (АО «Дальлеспром» централизует функциональные службы для бизнес-единиц по лесозаготовке, лесопереработке и торговле лесом, имеет собственную заготовку, реализует проект «Дальневосточный центр глубокой переработки древесины» на своей площадке в г. Амурске – прим. Ред.), они у нас неплохо покупали в 2021 году. Но из-за возникших сложностей, о которых я уже сказал, покупать в 2022 году они у нас не стали.
К слову сказать, сложности возникли не только у Дальлеспрома, но и у других больших переработчиков. Никто из них не покупал.
Об этом всём мы – представители отрасли и власти говорили 26 января 2023 года на отраслевом совещании в Хабаровске. Его вёл руководитель Рослесхоза Иван Васильевич Советников. Там были и представители из субъектов ДФО – Приморья, Сахалина, Амурской области, Бурятии… Вспоминали там совещание, которое до этого проводил Президент В.В. Путин в Москве, и на котором говорилось, что очень сложная ситуация в лесной промышленности. При этом основной упор делался на ситуацию на Северо-Западе, хотя и на Дальнем Востоке всё очень серьёзно.
Президент В.В. Путин на том совещании напомнил о запрете экспорта круглого бревна, необходимости развивать внутренний рынок, и о сохранении трудовых коллективов в лесном комплексе. Задачи злободневные, но надо понимать, что запрет экспорта круглого леса поставил лесопромышленников, на грань выживания.
И чтобы вы понимали – даже если сейчас дадут «добро» на экспорт круглого леса, мы не сможем «на раз-два» начать его заготовку. Отрасль катастрофически теряет кадры. Люди уходят, потому что видят нездоровую ситуацию в лесозаготовке, видят отсутствие перспектив, что если не сегодня, так завтра всё схлопнется. И они уходят уже сейчас, не дожидаясь массовых увольнений, когда найти более-менее прилично оплачиваемую работу будет в разы труднее. Элитные рабочие – я так называю профессионалов, работающих на харвестерах, форвардерах, бульдозеристов, опытных дорожников – они все уже ищут работу в отраслях, с высокой стабильностью.
Поэтому Президент В.В.Путин поставил задачу правительству, так как на уровне предприятия ее не решить. Нужна поддержка всей отрасли, глобальная поддержка причём, чтобы люди вновь увидели в лесопромышленном комплексе перспективу многолетней работы с хорошим заработком.
– Конкретно с коллективом вашего предприятия как обстоят дела?
– У нас сейчас работают сторожа, дорожно-строительный участок время от времени активизируем его работу по мере необходимости, офисные работники… В целом у нас наполняемость от штатной численности 45%. Соответственно выбыло – 55%. А из тех 45%, которые остались – половина находится в отпусках. То есть четверть коллектива работает – те самые сторожа, кладовщики, вспомогательный персонал…
– То есть кадровый вопрос сейчас самый больной для лесозаготовителей?
– Если бы. Серьёзным препятствием для многих уже становится отсутствие оборотных средств. Но если вдруг разрешат экспорт кругляка, то вопрос можно будет решить привлечением кредитов.
Однако ещё одна проблема новая объявилась – с запасными частями для техники. Мы научились работать на многооперационных машинах импортного производства – отечественных аналогов им нет. И если раньше поставку определённой запчасти мы ждали максимум 10 дней, то сейчас до 5-6 месяцев. И техника в это время простаивает. Хочется надеяться, что поставщики сейчас отработают цепочки поставок и сократят сроки, но не думаю, что смогут привозить запчасти быстрее, чем за два месяца.
– Плюс застарелая проблема затоваренности складов балансовой и тонкомерной древесиной, так?
– Да-да. Как раз с той древесиной, которую мы хотели бы отправлять на экспорт как раньше. Поясню для тех, кто не совсем в теме - мы обязаны и вывозим из леса всю заготовленную древесину, независимо от её качества – и толстомер, который охотно берут переработчики, и тонкомер, и балансовую древесину (как правило это вершинные (тонкие) части деревьев, или имеющие пороки – гниль, высокую кривизну и т.п. – прим. Ред). Мы сделали учет по нашим заготовительным участкам и подсчитали, что такой древесины у нас в общей сложности 40%. То есть 60% – это то, что может купить переработчик, а остальное сейчас остаётся у нас на нижних складах, если точнее - копится с 2018 года. И вот этот лес мы могли бы продавать в тот же Китай.
– А что с переработкой? Ведь с января 2022 года началось субсидирование внушительной части затрат – раньше вы платили 36 рубля за киловатт, а сейчас сколько?
– Да, с 1 января 2022 года стали субсидировать и сейчас мы платим 6 рублей 80 копеек плюс НДС. Но это запоздалая поддержка. Когда электричество было по 36 рублей, организовывать даже минимальную распиловку было бы верхом недальновидности и прямой дорогой к банкротству. Сейчас да 6-80 руб. за киловатт, но вдруг завтра, через полгода эту субсидию уберут?
Я в прошлом году рассказывал, что пока электричество, ГСМ в 90-х стоили не в пример дешевле, чем сейчас, мы запускали деревообрабатывающий завод, который производил пиломатериалы по номенклатуре японского рынка. Но произошел скачок тарифов, цен на ГСМ и это сделало лесопиление в наших условиях убыточным.
Сейчас, с нынешней рыночной конъюнктурой, логистикой и прочими факторами трудности испытывают даже крупные предприятия региона, которые и оснащены по последнему слову, и особые статусы имеют.
– И что, по Вашему, надо сделать, чтобы исправить ситуацию, сохранить производство и коллективы?
– Надо организовать продажу леса по нормальным ценам. Нужен рынок сбыта – пусть даже внутренний. Ещё лучше – вернуть возможность экспорта круглого леса.
Ведь запретительные меры рождались изначально под флагом декриминализации отрасли. Плюс на это же должна работать ЛесЕГАИС (Единая государственная автоматизированная информационная система учёта древесины и сделок с ней – прим. ред.), для этого же вводились электронные сопроводительные документы. Но почему тогда, сейчас, при отсутствии внутреннего рынка, надо закрывать продажу круглого леса за рубеж? Мне это непонятно.
Мне непонятно почему сегодня топливное сырьё – биомасса, биотопливо которое используется для производства тепла и электроэнергии – его можно экспортировать по ставке в районе всего 6%, а для баланса экспортная пошлина – 80%, ну или вот как сейчас просто полный запрет. При этом, что топливное сырьё, что баланс, это по большому счету одно и то же дерево, но разной геометрии, размеров и качества.
Поэтому и большие инвестпроекты, которые должны приносить прибыль, несут колоссальные убытки и не видят перспективы. Убытки связаны с тем, что в конечную цену произведённой продукции они вынуждены закладывать расходы, понесённые на заготовку и вывозку балансовой и тонкомерной древесины, для которой нет ни рынка сбыта, ни утилизатора – производства вроде целлюлозно-бумажного комбината.
Чтобы было понятней приведу цифры по производству п/материалов:
1. В расчет берем 100 м3 сортиментов (деловой древесины), вывезенных с деляны на сортировочный пункт лесопильного завода.
2. В результате сортировки получаем:
· 1,2,3, сорт диаметр 18 см. и выше – 60 м3
(Это сырье для лесопиления)
· Тонкомерная древесина диаметр с 8 см. до 16 см. и низкосортная древесина «Баланс» невостребованных для дальнейшей переработки – 40 м3.
3. В результате распила 60м3 сырья для лесопиления (1,2,3, сорт диаметр 18 см. и выше) получаем:
· п/материалы (по инвойсу) – 30 м3
· промышленные отходы лесопиления – 30 м3.
Вывод:
1. Со 100 м3 сортиментов, вывезенных с деляны, после сортировки и распила, получаем:
· 30 м3 п/материалов;
· 70 м3 промышленные отходы, в т.ч.:
- 30 м3 отходы лесопиления
- 40 м3 невостребованная для дальнейшей переработки лесопродукция, затраты по заготовке и вывозке ложатся на производство п/материала.
2. Чтобы снизить затраты на производство п/материалов, необходимо решить вопрос по реализации тонкомерной и низкосортной древесины.
Причем лесозаготовителям по большому счету всё равно, какой будет механизм продаж балансов и тонкомерной древесины. Если государство опасается, что бизнес будет обманывать при экспорте заграницу, пусть государство возглавит эти продажи. Была ведь речь о создании Единого оператора, который бы стал единственным же экспортёром.
– Какой ваш прогноз? Какую картину мы увидим через год – в январе-феврале 2024-го, если условия не изменятся?
– Если ничего не изменится, то серьёзные последствия мы увидим даже раньше – через 3-6 месяцев. У нашего предприятия, у остальных тоже, это вопрос финансового результата. Если уже сегодня наши «великаны» говорят, что зарабатывают убытки по 100-200 миллионов рублей в месяц, откуда они возьмут деньги, чтобы держать их в обороте?
– Вот на недавнем совещании «Лесной комплекс Дальневосточного федерального округа в новых экономических условиях», о котором вы упоминали, вы доводили эту информацию до руководства Рослесхоза?
– Доводили, и председатель ассоциации «Дальэкспортлес» об этом говорил, об этом же говорил и Генеральный директор Приморской ассоциации Лесопромышленников и экспортеров леса.
Ещё раз повторюсь в сложившейся экономической и санкционной ситуации – на нашем уровне: уровне заготовителей, переработчиков, нет возможности создания рецептов, которые спасли бы и производство, и коллективы. Мы видим и предлагаем один, беззатратный для бюджета рецепт оздоровления лесной отрасли ДФО – открыть экспорт «кругляка» и обнулить экспортные пошлины. Если государство предложит другой рецепт, создаст рынок сбыта, мы будем его только приветствовать.
Автомобильный рынок в России переживает ситуацию «затянувшегося шторма». Одни автопроизводители уходят, другие — открывают производства и собираются выпускать ранее незнакомые потребителю модели. Параллельно растет «серый импорт», вносящий все больше разнообразия на дороги и трепет перед зарубежным «инженерным гением» в сердца работников сервисов. Также остается открытым вопрос запчастей. «В России выгодно производить расходники — щётки, колодки, фильтры, тяги. Что касается автомобилей, то на отечественном оборудовании мы сможем собрать только «копейку», да и то, если оно осталось», — отметил в интервью РБК основатель и владелец ООО «БИГ Фильтр» Борис Бейлин. По его словам, около 50–70% рынка автозапчастей было иностранным, так что с уходом многих компаний появились значимые пробелы. Правда, эту ситуацию можно трактовать и обратно — на освободившееся место могут расширить свое производство те, кто раньше отставал в конкурентной гонке. Сейчас мы рассмотрим кейс производства хризотиловых накладок на тормозные колодки в России.
На данный момент хризотиловые накладки на тормозные колодки в легковом и грузовом транспорте применяются в основном на территории Российской Федерации и стран ОДКБ, а также встречаются в государствах Юго-Восточной Азии. Причина такой географии кроется в недавней истории автомобильной промышленности. До 1980-х годов большинство накладок на тормозные колодки производилось из асбеста. Это коммерческое название группы волокнистых минералов, отличающихся высокой стойкостью к температурным нагрузкам, трению и механическим повреждениям. Существует два вида асбеста — амфиболовый и хризотиловый, существенно различающихся по своему воздействию на организм человека. Для накладок на тормозные колодки, которые, собственно, входят в непосредственное соприкосновение с тормозным диском, лучше материала, чем асбестовое волокно, было не придумать, и потому его применяли почти в каждом автомобиле. Правда, всего за несколько лет крупнейшие автомобильные концерны на Западе отказались от асбеста. Почему?
Как уже отмечено, существует два вида асбеста. Амфиболовый асбест представляет собой сложный гидросиликат с содержанием железа, который обеспечивает его устойчивость к кислоте. Именно из-за этого амфиболовый асбест, попадая в легкие человека, остается там навсегда — клетки-уборщики легких, альвеолярные макрофаги, не могут его растворить. Это провоцирует тяжелые заболевания. А вот хризотиловый асбест представляет собой гидросиликат магния и устойчивостью к кислоте не обладает. Он выводится из организма человека за короткий срок. В последней четверти XX века в Европе началась массовая информационная кампания против применения асбеста, который связывали с заболеваемостью у людей.
Главный подвох крылся в деталях — люди болели именно из-за амфиболового асбеста, широко применявшегося в Европе, а вот хризотил, традиционно добывавшийся в Канаде и СССР, такую статистику не показал. На эту тему есть исследование «Воздействие асбеста и искусственных волокон в производстве и риск рака легких: исследование методом случай-контроль в Европе», опубликованное в 2006 году. В России хризотил разрешено применять в промышленности в рамках норм контролируемого использования, и на его основе выпускают более 300 видов промышленной продукции.
Причина запрета асбеста в Европе довольно тривиальна — к борьбе против использования амфиболов сразу же подключились политики и производители синтетических волокон, что в результате дало полный запрет всех видов асбеста (не импортировать же хризотил из России!), и суровые нормы в отношении автопроизводителей. С тех пор согласно евро-нормам накладки на тормозные колодки производят из того или иного вида синтетического волокна, что кратно увеличивает их стоимость. При этом кампания против асбеста (уже только хризотилового) в тормозных системах не остановилась — было оказано давление на крупных японских и корейских производителей, вынужденных придерживаться «мировых» стандартов.
Тормозной путь длиной в 30 лет
В результате «антиасбестового» шторма Россия устояла. Страны Таможенного союза продолжили использование хризотиловых накладок на тормозные колодки: многочисленные отечественные и международные исследования доказали безопасность хризотилового волокна при контролируемом использовании. Тут можно упомянуть работу «Токсикология асбестосодержащих тормозных накладок» профессора Дэниса Паустенбаха, который на большом статистическом массиве исследования здоровья механиков, работавших с хризотиловыми накладками, не выявил никаких следов негативного влияния. Более того, он отметил, что при высоких температурных нагрузках хризотиловое волокно в фрикционных изделиях превращается в форстерит, отличающийся по своим свойствам от минеральных волокон.
Поскольку устанавливать хризотиловые накладки на новые автомобили было нельзя, они ушли на рынок «аналогов» брендированных запчастей, где и просуществовали до сегодняшнего дня. С уходом западных товаров с российского рынка, вакуум на рынке накладок на тормозные колодки стал быстро заполняться отечественными производствами. Неожиданный, но приятный факт — хризотиловые накладки на тормозные колодки обладают лучшими дискосберегающими свойствами по сравнению со своими стальными и синтетическими аналогами, а также более долгим сроком службы. Благодаря развитой хризотиловой промышленности в России, фрикционные материалы на основе «горного льна» обладают куда большей доступностью, чем их синтетические аналоги, а при учете общего роста цен на комплектующие, и вовсе становятся одним из немногих бюджетных вариантов.
Постепенное возвращение к хризотиловым накладкам на тормозные колодки можно рассматривать как позитивное явление. Отдельно стоит подчеркнуть, что отставание на рынке было обусловлено не более низкими эксплуатационными свойствами отечественных тормозных колодок, а внешнеэкономическим давлением со стороны Европы. Пока у нас существовали официальные сервисы с жесткими условиями гарантии, контролируемые зарубежными нормами производства и т.п., более выгодный для потребителя хризотил искусственно сдерживался данными факторами. Теперь же, когда отечественный рынок освободился от внешнего диктата, потребитель сам обратится в сторону доступных, экономичных и эффективных решений.
Агентство стратегических инициатив (АСИ), совместно с Минпромторгом России и РАНХиГС запустили II всероссийский акселератор по промышленному туризму «Открытая промышленность». С помощью экскурсионных туров на предприятия страны планируют убить сразу несколько зайцев: посещение фабрик и заводов будет способствовать популяризации кадрового и технологического потенциала местных производителей, такие экскурсии привлекут внимание к бренду и повысят интерес у молодёжи к работе в сфере промышленности. В Хабаровском крае в развитие промышленного туризма включилось уже 10 предприятий. Одно из них – хабаровский судостроительный завод (ХСЗ).
Прийти на режимный ХСЗ на экскурсию может любой желающий, но не в одиночку. Желательно организованной группой, но не больше 25 человек. А уж студент ты, пенсионер или турист из… да хоть откуда – роли не играет. А вот спонтанность - с этим проблематичнее. Для посещения предприятия нужно заранее связаться с экскурсоводом – Ларисой Геннадьевной Воробьёвой (8-962-222-01-41).
Лариса Воробьева - инженер по подготовке кадров и по совместительству экскурсовод - знает о заводе всё! На предприятии она уже 38 лет.
фото: Инга Трошина
Тур на хабаровский судостроительный длится 2 часа. Перед экскурсией – инструктаж по технике безопасности. Его суть – «руками в станки не лезем, под грузом не стоим, держимся за экскурсоводом». После раздачи касок и знакомство с историей завода на примере макетов самых знаковых для предприятия судов. Всего за 70 лет работы их выпустили больше 350. Первую баржу на ХСЗ спустили на воду 29 июня 1953 года. С этого момента и начинается летопись хабаровского завода.
— Первую пятилетку, с 1953 по 1958 завод занимался выпуском гражданских и вспомогательных судов, — рассказывает Лариса Геннадьевна. — Это были баржи, драги, разборные понтоны, плавучие краны. И только в 58-ом мы заложили первый военный корабль. Потом с 63 года до развала Советского Союза мы производили только военные корабли. В 90-х, после конверсии, завод, в отличие от других предприятий, не прекратил работу. Мы вновь стали делать корабли вспомогательного флота. Самые значимые для завода модели судов можно увидеть в музее ХСЗ. Вот, например, большой десантный корабль «Мурена». Помните сказку о Кощее Бессмертном? Его смерть была в яйце, яйцо в утке, утка в зайце и так далее. А про нашу «Мурену» можно сказать так: смерть врага – в наших десантниках, десантники находятся в БТРах, БТРы – в «Мурене», а «Мурена» на большом десантном корабле.
модель десантного катера на воздушной подушке «Мурена»
фото: Инга Прошина
Десантный катер на воздушной подушке «Мурена» выпускали на заводе с 1985 по 2007. Судно могло причалить на мелководье, выскочить на торосы и любой другой необорудованный для причаливания берег. Вместе с 3 единицами, которые произвели специально для Южной Кореи, всего на заводе выпустили 11 «Мурен». На базе КАФ, рассказывает экскурсовод, на Заячьем острове была целая флотилия таких десантных катеров на воздушной подушке. Из них после развала СССР и лихих 90-х уцелело только 2 таких корабля. Спасенные «Мурены» стоят в отстое на базе предприятия, их используют для демонстрации возможностей завода потенциальным заказчикам, а также обучают экипажи.
десантный катер «Мурена»
фото: Хабаровский судостроительный завод
— Граница проходит и по земле, и по воде, — продолжает Лариса Воробьёва. — У нас Амур граничит с Китаем, и катера нашего производства несут там боевое дежурство. Скорость у пограничных кораблей, правда, не очень большая – «Горностай», например, это скоростной патрульный катер – его скорость порядка 96 км/ч. Патрульные катера, как правило, хорошо вооружены. «Меркурий» мы создали по заказу таможенников в 90-е, это небольшой корабль, больше катер, служит для борьбы с браконьерами. Нам заказали 3 таких катера, их скорость – 90 км/ч, насколько я знаю, они до сих пор несут вахту на острове Сахалин.
Дальше по плану – знакомство с цехами. Экскурсанты узнают, что производят в энерго-монтажном и инструментально-механическом, видят за работой сварщиков, токарей, и фрезеровщиков.
фото: Хабаровский судостроительный завод
Прогулка по цехам как путешествие по времени – вроде и 21-ый век на дворе, и социализм давно приказал долго жить, а посетителей окружают лозунги времен СССР и краска на стенах тех же годов. Впрочем, в помещениях механического цеха тепло, и это уже плюс. Везде чисто, инструменты аккуратно разложены – видно, что на заводе внедрили систему бережливого производства.
фото: Инга Прошина
Из тепла – в холод, экскурсовод выводит группу на улицу, и мы отправляемся в цех, где собирают корабли. Здесь огромные помещения, которые невозможно обогреть, персонал одет по-зимнему, и туристам стоит это учитывать – летом такая экскурсия, возможно, будет гораздо приятней. Лариса Воробьёва рассказывает, какие заказы сейчас в работе, а что отложено до лучших времен. В 2020 году завод получил заказ на 2 краболова. Опыт строительства таких кораблей на предприятии был, но очень давно. Сейчас краболовы «Омолон» и «Кедон» уже спущены на воду и находятся на базе, в Приморье, где пройдут окончательные ходовые испытания и ревизию.
корпус земснаряда «Амурский 203»
фото: Инга Прошина
А в сборочном цехе завода, на стапелях сейчас стоит первый из 4-х несамоходных землесосов. Земснаряд «Амурский 203» будет занят на дноуглубительных работах в реках Тунгуска и Уссури. Его осадка – меньше метра, и он пройдет там, где сядут на мель другие корабли.
коллаж из фотографий Хабаровского судостроительного завода: сверху недостроенное судно проекта А45-2, нижнее фото - действующий экземпляр
— А это 2 незавершенных корпуса печально известного катера «70 лет Победы», – с заметной грустинкой рассказывает Лариса Геннадьевна. – Когда был саммит во Владивостоке, президент Владимир Путин посетил этот пассажирский корабль. Он скоростной, развивает скорость 60-70 километров в час, салон комфортабельный, кресла как в самолётах, помещается 70 человек. Сначала планировали использовать такие корабли на Амуре, чтобы ходили между Николаевском-на-Амуре, Комсомольском и Хабаровском. Но этот катер сходил 2 навигации в Китай, в Фуюань, и всё, больше не использовался, потому что не нашлось эксплуатанта. Теперь он стоит у нас на хранении.
Посетителям могут рассказать очень многое – но производственные секреты не выдают. «Фишка» экскурсии на судостроительном - возможность сделать фотографии в цехах. При необходимости можно посетить заводские туалеты, а вот перекуса не предусмотрено. Сувенирки на память тоже нет.
Пробежавшись по цехам и посмотрев корабли на верфи вновь заходим в помещение – под занавес посетителям показывают музей завода. Здесь тоже интересно – можно посмотреть на модели парусников и узнать, что кроме кораблей ХСЗ когда-то производил и так называемые товары народного потребления.
фото: Инга Прошина
— Мы делали тот самый диван-кровать «Наташа», а также алюминиевые гарнитуры, — говорит Лариса Воробьёва. — На ХСЗ выпускали лодки «Крым», но не каждый хабаровчанин мог себе ее позволить – стоила плоскодонка почти 800 рублей, при средней зарплате в 120.
фото: Инга Прошина
Экскурсии на предприятия – это не только интересно, но и очень полезно, причем как тем, кто посещает предприятие, так и тем, кто показывает свое закулисье, считают в министерстве туризма края. Акселератор «Открытая промышленность» помогает внедрить на производстве промышленный туризм. Агентство стратегических инициатив (АСИ) организует для заводов обучающие лекции, которые учат, как преподнести свои достоинства в наиболее выгодном свете, не выдав при этом ни одного производственного секрета.
— Ценность поддержки АСИ еще и в том, что они берут лучшие практики, которые уже наработаны в части экскурсий на крупные предприятия России, и внедряют их на наших местных заводах, — говорит Олег Лучин, первый заместитель министра туризма Хабаровского края. — Но внедряют не просто так, огульно, а адаптируют к нашим реалиям. Если есть, допустим, предприятие оборонной промышленности, или предприятия, которые занимаются опасными производствами, то они говорят о том, что нам очень сложно, что сделать с допусками, что делать с безопасностью - мы не понимаем, как всё устроить. И вот главным образом агентство помогает, как сделать экскурсию на наше предприятие безопасной, легкой и интересной. Обратите внимание - мы находимся на производственном предприятии, которое производит военную продукцию. Однако ничего секретного нам не рассказывают, коммерческих тайн не раскрывают, но показывают интересное, показывают само производство. Главная выгода от таких посещений – приток новых рабочих кадров, профориентация школьников и студентов, а также работа на повышение узнаваемости предприятия.
Резка металла для судна
фото: Хабаровский судостроительный завод
В России экскурсии на производство были популярны еще в советское время. Но прогулка по заводу – это еще не промышленный туризм. По мнению специалистов Агентства стратегических инициатив посещение индустриальных объектов должно включать и некоторые развлекательные мероприятия. Например, в Хабаровске на фабрике по производству мягкого мороженого «Зайца» посетители могут не только попробовать сладкое лакомство, но и попытаться выпечь вафельный рожок. Промышленный туризм – это также возможность погрузиться в профессию и жизнь самых разных специалистов – от директора до разнорабочего, сборщика судов, сварщика, фермера, винодела. И в этом смысле ХСЗ есть куда стремится.
После посещения хабаровского судостроительного остаётся странное послевкусие: с одной стороны отличный гид – Лариса Геннадьевна, кстати, 38 лет уже работает на заводе – и интересная история одного из старейших предприятий Хабаровска, и в то же время дикий холод на улице и в сборочном цехе – не подготовленному человеку в кроссовках зимой будет тяжело сосредоточиться на информации, когда ноги превращаются в сосульки. А летом если не взять с собой воду придется 2 часа ходить по жаре – автоматов по продаже снеков и напитков мы не заметили, а чаем на предприятии, увы, не угощают.
В Хабаровском крае сейчас реализуются 135 инвестпроектов, общий объем капиталовложений почти шесть трлн рублей. Ударным стал прошлый 2022-й год: запустились 26 инвестпроектов на 133 млрд рублей. Как отметила первый зампред правительства Хабаровского края Мария Авилова, динамика инвестиций в основной капитал составила 104,5% и это говорит о стабильности инвестиционной деятельности в крае.
По ее словам, работа инвестблока регионального правительства в 2022 году была серьезно реформирована, одной из флагманских инициатив определено создание нового инвестиционного цикла. В 2022 году регион вошел в пилотный проект по отработке нового национального инвестиционного стандарта.
«Самые важные два элемента, которые мы сегодня рассматриваем, – организация и полная перезагрузка агентства по привлечению инвестиций и развитию инноваций Хабаровского края и инвестиционного портала. Ключевая перестройка направлена на изменение всех подходов по развитию инвестиционной деятельности в крае. Результат этой работы не в рейтинговых позициях, а в тех показателях и цифрах, которые наглядно сегодня демонстрирует край, несмотря на санкции и мощное давление со стороны Запада. Сами элементы нового регионального инвестстандарта входят в оценку инвестклимата – и по итогам прошлого рейтинга инвестпривлекательности субъектов РФ по информационной поддержке инвесторов Хабаровский край находился в группе лидеров (группа А), по каналам прямой связи с руководством региона бизнеса и инвесторов – в группе Б, по работе по привлечению инвестиций оценка бизнеса было “удовлетворительно” – группа С», – рассказала Мария Авилова.
Президент России Владимир Путин в 2020 году поручил запустить в стране новый инвестиционный цикл, который обеспечит экономике рост выше среднемировых темпов. По его словам, необходим выход на ежегодные темпы прироста инвестиций в 5-7%. Он назвал высокий темп экономического роста базовым условием для повышения реальных доходов россиян, создания новых рабочих мест, позитивных демографических изменений, успешного социального развития.
Региональный инвестиционный стандарт — ключевой проект Агентства стратегических инициатив по созданию благоприятных условий для ведения бизнеса в регионах. Механизм регионального инвестиционного стандарта разработало Министерство экономического развития. Новый стандарт сформирован на основе лучших практик, накопленных за время внедрения предыдущего. Его цель – поднять все регионы до одинаково высокого уровня в работе с инвесторами. Это инструмент по наращиванию инвестиционного потенциала.
Директор агентства по привлечению инвестиций и развития инноваций Хабаровского края Андрей Дымченко отметил, что по итогам прошлого года в рамках нового инвестцикла три направления выполнены на 100%: реализация нового регионального инвестиционного стандарта, привлечение и сопровождение инвестпроектов, внедрение цифровых сервисов.
Дымченко отметил, что на сегодня у агентства 39 проектов находятся на сопровождении по принципу «одного окна», заявленные инвестиции превышают 400 млрд рублей. По инициативе агентства разработан регламент сопровождений инвестпроектов, создан институт инвеступолномоченных, а также модернизирована инвестиционная карта региона. Бизнес принимает активное участие в доработке и использовании сервиса.
Отдельное внимание глава регионального АПИРИ уделил работе с цифровыми сервисами.
«Мы в 2022 году реализовали сервис “решить проблему за 10 дней” – он позволил понимать проблематику инвесторов, типы их проблем, позволяет прозрачно, быстро и эффективно контролировать решение проблемы, а также получать обратную связь. Второй запущенный электронный сервис – “предложить проект”– ставит задачей оцифровать и сделать понятным, как проект может быть оценен органами власти и потенциальными партнерами. Есть проект “госпартнер” – эта инициатива агентства вошла в “топ-100 идей нового времени”, пилот завершен будет к сентябрю этого года. Ключевые задачи агентства на 2023 год: внедрение нового регионального инвестиционного стандарта на уровне муниципалитетов и ресурсоснабжающих организаций, повышение качества услуг по запуску инвестпроектов, дальнейшее развитие института инвестполномоченных, и модернизация инвестиционной карты, а также открытие департамента по контролю качества», – рассказал Андрей Дымченко.
Присутствовавшие на встрече инвесторы рассказали о своих проектах, помощь в развитии которых оказали региональные власти и АПИРИ.
Лариса Третьяк, гендиректор «ТТ-Капитал» (экопарк «Шале на воде»)
«Получили в аренду участок в охранной зоне заповедника в 2020 году, а из-за сложностей с получением разрешений начали осваивать только в 2022 году. АПИРИ очень помогло с разрешениями, без них ничего бы не вышло! В июне прошлого года уже начали работать. Расчистили, облагородили, электрифицировали, построили купольный отель на сваях. Загрузка 90% даже зимой. Мы находимся на сопровождении у Минтуризма, у агентства, получили грант. Сейчас предстоит решить сложный вопрос – доступ к участку идет через реку – половодье мешает пересечь реку, а река даже не на нашем участке и не можем ничего делать там».
АПИРИ и правительство Хабаровского края выразили желание помочь с этой проблемой. В ближайшее время планируется выездное совещание.
Денис Столыпин гендиректор «КЛС-строй» (транспорт и логистика)
«Развиваем новый перспективный инвестпроект в порту Ванино в Хабаровском крае. Логистика сейчас нарушена на многих направлениях. Из-за “разворота на Восток”, порты ДФО работают на пределе возможностей. Производительность портов планируем повышать за счет строительства тыловых терминалов на железной дороге. Вложения составят 1 млрд рублей. Проблема – вопрос по присоединению к сети РЖД».
Агентство оказывает консультации по проекту и помогает при взаимодействии с органами власти. Правительство региона готово тоже помогать в части согласований и консультаций.
Михаил Приходькин, заместитель гендиректора ООО «Финт ДВ» (футбольная академия «Искра»)
«Занимаемся организацией тренировочного процесса для детской футбольной школы на безвозмездной основе, проводим детские турниры, организуем тренировочный лагерь. У нас 487 воспитанников в Хабаровске и Комсомольске – 80% детей занимаются бесплатно. В 2020 году начали строить открытый манеж, в 2022 году завершили второй этап, параллельно идет строительство футбольного комплекса. Нужно расширять территорию, модернизировать и строить новые объекты, но есть проблема с газификацией, тепло- и электроснабжением, АПИРИ помогает, но решение отложено на 2024-2025 годы».
Сложности с ресурсоснабжающими организациями возникают в регионе и у других компаний. «Сахалин инжиниринг» строит комплекс по выпуску строительных изделий в селе Некрасовка, объем вложений – 1 млрд рублей. По словам представителя компании, возникли проблемы с подключением газа.
Все озвученные на встрече трудности инвесторов ИПИРИ Хабаровского края совместно с региональным правительством обещали проработать и оказать помощь. В агентстве напомнили, что можно обратиться через инвестпортал, где инвесторы получат информацию о существующих мерах поддержки, и получат реальную поддержку.