Irkutsk
Ulan-Ude

Blagoveshchensk
Chita
Yakutsk

Birobidzhan
Vladivostok
Khabarovsk

Magadan
Yuzhno-Sakhalinsk

Anadyr
Petropavlovsk-
Kamchatsky
Moscow

This text is translated into Russian by google automatic human level neural machine.
EastRussia is not responsible for any mistakes in the translated text. Sorry for the inconvinience.
Please refer to the text in Russian as a source.

Sergey Schegelsky: Investors' plans should meet the interests of the residents of the Khabarovsk Territory

Sergey Schegelsky, director of the Agency for Attracting Investments and Development of Innovations of the Khabarovsk Territory, on what is being done to ensure that the residents of the Khabarovsk Territory and its economy receive tangible benefits from attracting investors to the region.

Why does the small population not prevent such giants as IKEA, Metro, Magnit and Pyaterochka from coming to the Khabarovsk Territory, how are things going with the border crossing on Bolshoy Ussuriysk, what will a new investor do, planning to invest more than 500 million in his project in the region? . dollars, as well as what to expect from the interregional investment forum "Khabarovsk Territory - the energy of the Far East" - Director of ANO "Agency for attracting investments and the development of innovations of the Khabarovsk Territory" more understandable to every inhabitant of the region.

Sergey Schegelsky: Investors' plans should meet the interests of the residents of the Khabarovsk Territory
Photo: ANO "Agency for attracting investments and development of innovations of the Khabarovsk Territory"

- Sergey Viktorovich, you have been heading the Agency for Attracting Investments and Development of Innovations of the Khabarovsk Territory since November 2020. What can you say about the work already done?

- Now it can be argued that the organizational and systemic activities of the Agency have been fully built. Each of its subdivisions, as part of a single mechanism, is successfully working in its own direction. The agency operates in close cooperation with the executive authorities of the region, municipalities, federal structures and development institutions.

At present, the reorganization and improvement of the regulations for support of investment projects on the principle of "one window" is underway.

To improve work with investors, the Agency updated and improved information services: a new investment portal of the Khabarovsk Territory was developed with convenient navigation and a simple interface, the investor's personal account was updated. For the initiators of projects there is an opportunity to track the progress of their support in the executive authorities of the region from their mobile device. At the same time, we update and update the investment map of the region.

- Last year, the rating of the investment attractiveness of the region literally collapsed, but crises do not last forever. Now what - let's rise from 64th place?

- Our small but highly professional team is making every effort to "win back", for a start, at least 10 percent of the rating. Now it is very important for us to return and realize the trust of the federal center, because without a large corporate investor it will be very difficult for the region. Therefore, the task is to restore the trust of the federal center, secure the trust of the residents of the region, strengthen the position of the Agency and prove to business that it is possible to work in the region, that there are indeed changes. For example, regarding the regulations for issuing a building permit, conciliation commissions for the allocation of sites for the implementation of large-scale projects. All this is our task, which we have been very active since November last year and, in my opinion, are successfully implementing.

Currently, the Agency is supporting 36 projects with an investment volume of about 409 billion rubles.

- That's right, but I want news about specific large projects. You read about Primorye - the Koreans will build a port there, the PIK group has entered, but we somehow have fresh news that someone comes and something starts, not enough.

- How little? Just look at the course set by our acting governor Mikhail Degtyarev - these are six flagship projects. These are the border crossing on the Bolshoy Ussuriisky Island, the regional technopark, the creation of the Far Eastern center for children's recreation and health improvement, Lukashov's nursery, the Khekhtsir sports and tourist complex, the revival and expansion of the geography of Khabarovsk Airlines flights.

Plus the construction of hospitals is also our topic. For example, on April 20, an investor from Moscow arrived in Khabarovsk, who will be engaged in the construction of a medical rehabilitation center here under the MHIF program, in three main areas where rehabilitation is required: neurology, traumatology and orthopedics, and oncology. This is construction from scratch, a plot is allocated for it. And all this will be implemented in the form of a PPP - public-private partnership. A large meeting was held under the chairmanship of Vice Governor Yevgeny Nikonov - the investor discussed pressing issues with sectoral ministries and got down to work.

There is also, for example, "World of Turkey", which has already announced its project and applied for the TOP residency. The agency, for its part, did a great job of finding a co-investor and co-financing for the turkey business. The owners of the business idea went to Moscow for negotiations on co-investment, on the possible participation of potential partners.

Another project is the arrival of a subsoil user to the Khabarovsk Territory, which is still premature to name, but the estimated volume of investments will exceed $ 500 million. Eight working groups have already been created - from the Ministry of Natural Resources for geo-prospecting, collecting the necessary data, and up to the working group of the Ministry of Education for training professional personnel here, on the basis of educational institutions of the Khabarovsk Territory.

A very large-scale program is underway to modernize regional small aircraft airports. Vanino is undergoing great development. Urgalugol says that in 2 years it will transport 25 million tons of coal instead of the current 15 tons, and this entails a whole series of events - additional jobs, development of transport infrastructure.

- And what movement is there on the construction of the border crossing?

- Deep work is going on in this direction. A feasibility study is being worked out, because without it we cannot enter the program of the Ministry of Transport, which, according to federal law, is an applicant for federal funding. The Acting Governor gave such an order, the documents are now being prepared. Well, everyone remembers that at his recent meeting with the President of the country, the project was approved by Vladimir Vladimirovich Putin. And we - the Agency - are now collecting statistics, we have asked commercial structures about possible logistics schemes for interaction with China - for exports and imports. Based on this data, business plans and a feasibility study will be drawn up.

- Recently you mentioned that GAZ Group asked to find a site for the production of vehicles. Are there any specifics on this project?

- A site for production has been found, even two - in the TOPs of Khabarovsk and Komsomolsk-on-Amur. While the company is processing the information received from us about the investment attractiveness of our region, Mikhail Degtyarev is negotiating with the regional Ministry of Transport on the replacement, possible modernization of our fleet. As a bus - public transport, and freight. After all, any businessman, when he plans to localize his enterprise in a certain region, begins to calculate and think over: "What am I going to do there?" And for GAZ to come here, we have to tell him: “For example, we will take 3000 cars from you. You build a location for us, you are based here, you give us jobs, taxes, deductions for the development of our region, and we take so many cars from you to our park and put them on service. " SKD assembly is planned, bodies and all components will be brought here, and assembly will be carried out at our base, at a local enterprise.

I know that recently you met with the head of the Ayano-Maisky district, Aleksey Ivliev, and the discussion included, among other things, the extraction of zirconium ...

- Yes, it was a meeting-acquaintance in order to understand the problems of the region and determine what we can do for it. The head of the district provided us with a list of operating commercial structures that operate on the territory of the district - gold and platinum mining, geological exploration, and the Voskhod fishing collective farm. An already developed zirconium deposit is waiting for the investor.

From our side, this list has already been worked out, meetings have been scheduled and are being held, we are clarifying the needs for the possible development of those structures that are already working. The second task that we have outlined with the head of the district is the development of tourism, ecotourism. Because now, with the existing infrastructure in the region, bring the investor by the hand and say: "Work!" - problematic. But ecotourism is a living topic that can now bring additional income to the region and the region.

- Tell us what counter actions is making Agency to find investors?

- Of course, we are actively looking for investors ourselves. Look - now both in the region and in the Far East in general there is a task of large-scale housing construction. And we are faced with a problem: the lack of sufficient capacity for the construction and production of bricks, reinforced concrete products and the like. We recorded this, and then our employees fully worked out the market of the western regions of the country - who is in the lead in this industry. We sent letters to these organizations and their leaders with presentations and invitations to negotiations with the regional ministers, directly from the acting governor. Any support will be provided, a favorable attitude - that is, please come in and work. Our employees fully lead and monitor the process at all stages.

- Tell us about the projects, the launch of which will immediately affect the quality of life of our fellow countrymen. From time to time, information comes up that one of the "big" retailers will start working in the region.

- Yes, we work with Metro, IKEA, WildВerries, Magnit, Pyaterochka and others - while this is a negotiation process, we advertise our region, we say that we can provide here, how to help. Well, they are calculating, working out business plans.

- How serious an obstacle can be the sparsely populated Khabarovsk Territory? After all, it is always important for retail how many buyers there are, and in the entire Far East there will not be enough people for half of Moscow, and this is with gigantic distances and complex logistics.

- Well, what does little mean? We propose to become a "dry port" for the Khabarovsk Territory, the logistics center of the Far Eastern Federal District! Because 90 percent of production, for example, IKEA is located in China, and the very geolocation of our region with the Far Eastern Railroad, with ports on the coast of the Sea of ​​Okhotsk - allows us to organize delivery from China in a matter of days, here customs clearance and further distribute the flow in the Far East. How is it done now? - cargo for the Khabarovsk Territory is first delivered to Moscow, and from there already here. And you can and should do the opposite. This will reduce the final price for the consumer by about 30-40 percent at once, eliminating the cost of logistics.

The point is not that only eight million people live in the Far Eastern Federal District, but in demand. Here, active four million people can provide a demand comparable to that given by the Moscow region with its 20 million, but not active.

- Tell us what and when will appear on the site of the former ski base on Khekhtsir? There is information that the Agency has developed an algorithm for the transfer of land plots for the construction of a large sports and resort complex ...

- First, you need to create a concept for the resort. It should reflect both the business model and the business plan - how many hotels, slopes, their classification, where specific slopes will be located, their area, what infrastructure is needed, and so on.  

Together with the Ministry of Culture, it was decided to declare the sports and tourist complex "Khekhtsir" as a federal project - to include it in the state program "Development of domestic and inbound tourism in the Khabarovsk Territory." Let me explain why - according to the federal program, one ruble from the state is given for every three attracted investment rubles. That is, if we plan to attract 3 billion of private investments to Khekhtsir, we will be able to get XNUMX billion from federal funds, which will allow the construction of all the necessary infrastructure - water, electricity and, possibly, gas. And if we have all this infrastructure, then believe me - "Khekhtsir" will become a real international resort. Therefore, first we must not translate the land, but develop and agree on a concept in order to start "selling" this concept.

Now there are procedures for summing up the results of requests for quotations for the development of this concept. The terms of reference itself has already been approved by the working group. We have roughly determined that we need 360 hectares for a resort. But perhaps more or less. Therefore, only after the development and approval of the concept will these algorithms be needed to transfer land from, for example, forestry to recreational.

As a result, "Khekhtsir" should become an international resort. Its location simply obliges you to do this - after all, it is located a few kilometers from the Bolshoi Ussuriysky Island, where a border crossing will appear. There is such an idea - to launch shuttles to Khekhtsir from the airport, from the railway station and from the border crossing to make it easier for tourists to check in. And if we rent all the necessary equipment, then people arrived, figuratively speaking, “with one backpack and a toothbrush,” and they got everything else here, skated for a couple of days, a week, and left happy. This is how it might work. And here's another, which is important - we, Khabarovsk residents, are accustomed to seeing a ski resort on Khekhtsir. And, of course, we make skiing an accent and a point of attraction in the concept. But it will contain themed villages, ethnographic complexes, cafes and restaurants with a national flavor. Up to the names and architecture of streets - for example, Tatarskaya, Russkaya, Kitayskaya streets ...

And, of course, it is planned to make STK Khekhtsir a zone of year-round ecological tourism. Already now, together with the Ministry of Natural Resources and the Ministry of Culture, we are starting to develop an ecological route. So that in the off-season there is something to do - sports activities, fishing, bike trails, rock climbing, hiking trails ...

- An interregional investment forum "Khabarovsk Territory - the Energy of the Far East" has been announced in Khabarovsk. What can you tell about him already? Who will come to it?

- Here we must start with the background. In early June, at the St. Petersburg International Economic Forum, new data on the national rating of investment attractiveness will be announced. And, as I said, we are going to win back 10-15 percent and rise higher in this rating. We hope that this small victory of our large region will become such a flowing history from the St. Petersburg International Economic Forum to the Interregional Investment Forum "Khabarovsk Territory - the Energy of the Far East."

We have proposed a very high membership, starting from almost all federal ministers. I cannot go into details yet, but there is a three-tier system - top officials of the state, representatives of large corporations and all those who are interested in our platform. We hope to gather around 300 guests of all levels. The forum will be held on July 1-2. We would like to organize thematic meetings by industry and product niches, "round tables" with regions. We invite heads and representatives of all districts of the region to our forum. Those who cannot come will be present online. Everything is thought out. The first part is a general plenary session, and then people disperse and begin to carry out real work on the sites.

- And in what format will all this be? Online or live?

- The main principle is industry niches. If you are interested in the details, the city provides us free of charge for these days the premises of the City Palace of Culture (GDK). Part of the meetings of the working groups and "round tables" will be held in the House of Official Receptions. These will be "live" sites. That is, a plenary session will take place, and then everyone disperses to their “round tables”, industry niches, and they will already be in a combined mode - both live and with online connections.

- What is the maximum task the Agency sets itself? After all, it's not just the forum ...

- We plan, firstly, that by the forum everything will be ready for laying the capsule of the future technopark - one of our flagship investment projects. This is a lot of work. It is necessary to go through all federal, budgetary approvals, all commissions, make a feasibility study, select land, to this land it is necessary to provide and think over the supply of communications, infrastructure ...

We mentioned retail today - it is possible that several memorandums with leaders of world and federal trade will be signed at the forum. Working on it. It is clear that the business has its own plans, but we must try to convince investors that their plans correspond to our desires.

September 17: current information on coronavirus in the Far East
Digest of regional events and latest statistics

Иркутск
Улан-Удэ

Благовещенск
Чита
Якутск

Биробиджан
Владивосток
Хабаровск

Магадан
Южно-Сахалинск

Анадырь
Петропавловск-
Камчатский
Москва

Сергей Щегельский: планы инвесторов должны отвечать интересам жителей Хабаровского края

Сергей Щегельский, директор АНО «Агентство привлечения инвестиций и развития инноваций Хабаровского края» о том, что делается для того, чтобы и жители Хабаровского края и его экономика получили ощутимые выгоды от привлечения в регион инвесторов.

Почему малочисленность населения не препятствует приходу в Хабаровский край таких гигантов как IKEA, Metro, «Магнит» и «Пятерочка», как обстоят дела с погранпереходом на Большом Уссурийском, чем будет заниматься новый инвестор, планирующий вложить в свой проект на территории региона более 500 млн. долларов, а также чего ждать от межрегионального инвестиционного форума «Хабаровский край – энергия Дальнего Востока» - директор АНО «Агентство привлечения инвестиций и развития инноваций Хабаровского края» Сергей Щегельский дает ответы на эти вопросы и рассказывает еще о многом, что делает инвестиции ближе и понятнее каждому жителю региона.

Сергей Щегельский: планы инвесторов должны отвечать интересам жителей Хабаровского края
Фото: АНО «Агентство привлечения инвестиций и развития инноваций Хабаровского края»

- Сергей Викторович, Вы возглавляете «Агентство привлечения инвестиций и развития инноваций Хабаровского края» с ноября 2020 года. Что можете сказать о уже проделанной работе?

- Сейчас можно утверждать, что полностью выстроена организационная и системная деятельность Агентства. Каждое его подразделение, как часть единого механизма, успешно работает по своему направлению. Агентство действует в тесном сотрудничестве с органами исполнительной власти края, муниципальными образованиями, федеральными структурами и институтами развития.

В настоящее время идет реорганизация и усовершенствование регламента сопровождения инвестиционных проектов по принципу «одного окна».

Для совершенствования работы с инвесторами Агентство обновило и доработало информационные сервисы: разработан новый инвестиционный портал Хабаровского края с удобной навигацией и простым интерфейсом, обновлен личный кабинет инвестора. Для инициаторов проектов есть возможность отслеживать ход их сопровождения в органах исполнительной власти края со своего мобильного устройства. В то же время мы актуализируем и обновляем инвестиционную карту края.

- В минувшем году рейтинг инвестиционной привлекательности края в буквальном смысле обрушился, но кризисы не вечны. Что теперь - поднимемся с 64 места?

- Наш небольшой, но весьма профессиональный коллектив прикладывает максимум усилий, чтобы «отвоевать», для начала, хотя бы 10 процентов рейтинга. Сейчас для нас очень важно вернуть и реализовать доверие федерального центра, потому что без крупного корпоративного инвестора краю будет очень сложно. Поэтому задача такая – восстановить доверие федерального центра, заручиться доверием жителей края, укрепить позицию Агентства и доказать бизнесу, что в крае можно работать, что действительно есть сдвиги. Например, относительно регламентов выдачи разрешения на строительство, согласительных комиссий по выделению участков под реализацию масштабных проектов. Все это наша задача, которую мы с ноября прошлого года очень активно и, на мой взгляд, успешно воплощаем.

Сейчас на сопровождении в Агентстве находится 36 проектов с объемом инвестиций около 409 млрд рублей.

- Все так, но хочется новостей о конкретных больших проектах. Читаешь про Приморье – там корейцы построят порт, группа ПИК зашла, а у нас как-то свежих новостей, что кто-то приходит и что-то начинается, маловато.

- Как маловато? Вы посмотрите только тот курс, который задал наш врио губернатора Михаил Дегтярев – это шесть флагманских проектов. Это погранпереход на Большом Уссурийском острове, краевой технопарк, создание Дальневосточного центра детского отдыха и оздоровления, питомник Лукашова, спортивно-туристический комплекс «Хехцир», возрождение и расширение географии полетов «Хабаровских авиалиний».

Плюс строительство больниц – это тоже наша тема. Например, 20 апреля в Хабаровск прибыл инвестор из Москвы, который займется здесь строительством медицинского реабилитационного центра по программе ФОМС, по трем главным направлениям, где требуется реабилитация: неврология, травматология и ортопедия, онкология. Это строительство с нуля, под него выделяется участок. И все это будет реализовано в формате ГЧП – государственно-частного партнерства. Прошло большое совещание под председательством вице-губернатора Евгения Никонова – инвестор обсудил насущные вопросы с отраслевыми министерствами и приступил к работе.

Есть еще, например, «Мир индейки», который уже анонсировал свой проект и подал документы на резидентство ТОР. Агентство со своей стороны провело большую работу по поиску со-инвестора и со-финансирования для предприятия по производству индейки. Владельцы бизнес-идеи направились в Москву на переговоры по со-инвестированию, по возможному участию потенциальных партнеров.

Еще один проект – это приход в Хабаровский край недропользователя, называть которого пока преждевременно, но предполагаемый объем инвестиций превысит 500 млн долларов. Уже создано 8 рабочих групп – от Минприроды по георазведке, сбору необходимых данных и вплоть до рабочей группы Минобразования по подготовке профессиональных кадров здесь, на базе учебных учреждений Хабаровского края.

Разворачивается очень масштабная программа по модернизации региональных аэропортов малой авиации. Большое развитие получает Ванино. «Ургалуголь» заявляет, что через 2 года будет перевозить 25 млн тонн угля вместо нынешних 15 тонн, а это влечет целую череду событий – дополнительные рабочие места, развитие транспортной инфраструктуры.

- А какое движение есть по строительству погранперехода?

- По этому направлению идет глубокая работа. Прорабатывается технико-экономическое обоснование, потому что без него мы не можем войти в программу Минтранса, который по федеральному закону является заявителем на выделение федерального финансирования. Врио губернатора дал такое поручение, документы сейчас готовятся. Ну и все помнят, что на его недавней встрече с президентом страны проект получил одобрение Владимира Владимировича Путина. А мы – Агентство – сейчас собираем статистику, запросили коммерческие структуры насчет возможных логистических схем по взаимодействию с Китаем – по экспорту и импорту. На основании этих данных будут составляться бизнес-планы и технико-экономическое обоснование.

- Недавно вы упоминали, что «Группа ГАЗ» просила подыскать площадку под производство автотранспорта. Есть конкретика по этому проекту?

- Площадка под производство найдена, даже две – в ТОРах Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре. Пока в компании обрабатывается полученная от нас информация об инвестиционной привлекательности нашего региона, Михаил Дегтярев проводит переговоры с краевым Минтрансом о замене, возможной модернизации нашего парка. Как автобусного – общественного транспорта, так и грузового. Ведь любой коммерсант, когда планирует локализовать свое предприятие в каком-то регионе, начинает просчитывать и продумывать: «А что я буду там делать?» И чтобы ГАЗ сюда пришел, мы должны ему сказать: «Мы у тебя, допустим, берем 3000 автомобилей. Ты под нас строишь локацию, здесь базируешься, даешь нам рабочие места, налоги, отчисления на развитие нашего края, а мы у тебя берем в наш парк столько-то автомобилей и ставим на обслуживание». Планируется крупноузловая сборка, сюда будут привозить кузова и все компоненты, и на нашей базе, на местном предприятии производить сборку.

Знаю, что недавно вы встречались с главой Аяно-Майского района Алексеем Ивлиевым и речь шла в том числе о добыче циркония…

- Да, это была встреча-знакомство, чтобы понять проблематику района и определить, что мы можем сделать для него. Глава района предоставил нам список действующих коммерческих структур, которые работают на территории района – это добыча золота, платины, геологоразведка, рыболовецкий колхоз «Восход». Ждет инвестора уже разработанное месторождение циркония.

С нашей стороны этот список уже отработан, назначены и проводятся встречи, выясняем потребности в возможном развитии тех структур, что уже работают. Вторая задача, которую мы наметили с главой района – развитие туризма, экотуризма. Потому что сейчас, при той действующей инфраструктуре, которая существует в районе, привести за руку инвестора и сказать: «Работайте!» – проблематично. А вот экотуризм - это та живая тема, которая может сейчас приносить дополнительный доход в район и край.

- Расскажите, какие встречные действия предпринимает Агентство по поиску инвесторов?

- Конечно же, мы активно ищем инвесторов сами. Вот смотрите – сейчас и в крае, и вообще на Дальнем Востоке стоит задача по масштабному строительству жилья. И мы сталкиваемся с проблематикой: отсутствие достаточных мощностей по строительству и выработке кирпича, железобетонных изделий и тому подобного. Мы это зафиксировали, и далее наши сотрудники полностью отработали рынок западных регионов страны – кто в этой отрасли занимает лидирующие позиции. В эти организации, их руководителям мы направили письма с презентациями и приглашениями на переговоры с краевыми министрами, с непосредственно врио губернатора. Будет оказана любая поддержка, благоприятное отношение – то есть, пожалуйста, заходите и работайте. Наши сотрудники полностью ведут и отслеживают процесс на всех этапах.

- Расскажите о проектах, запуск которых сразу скажется на изменении качества жизни наших земляков. Время от времени всплывает информация о том, что в крае начнет работу кто-то из «больших» ритейлеров.

- Да, мы работаем с компаниями Metro, IKEA, WildВerries, «Магнит», «Пятерочка» и другими - пока это переговорный процесс, мы рекламируем наш край, говорим, что можем здесь обеспечить, чем помочь. Ну а они просчитывают, прорабатывают бизнес-планы.

- Насколько серьезным препятствием может стать малонаселенность Хабаровского края? Ведь для ритейла всегда важно, сколько покупателей, а на всем Дальнем Востоке людей и на пол-Москвы не наберется, и это при гигантских расстояниях и сложной логистике.

- Ну что значит мало? Мы предлагаем стать Хабаровскому краю «сухим портом», логистическим центром Дальневосточного федерального округа! Потому что 90 процентов производства, например, IKEA размещено в Китае, и сама геолокация нашего края с ДВЖД, с портами на побережье Охотского моря – позволяет нам организовать доставку из КНР за считаные дни, здесь растаможить и дальше распределять поток по Дальнему Востоку. Как сейчас делается? – груз для Хабаровского края сначала доставляется в Москву, а оттуда уже сюда. А можно и нужно сделать наоборот. Это позволит снизить конечную цену для потребителя сразу примерно на 30-40 процентов, исключив расходы на логистику.

Дело не в том, что в ДФО живут всего восемь миллионов человек, а в спросе. Здесь активные четыре миллиона человек могут обеспечить спрос, сравнимый с тем, что даёт Московская область со своими 20 миллионами, но не активными.

- Расскажите, что и когда появится на месте бывшей горнолыжной базы на Хехцире? Появилась информация о том, что Агентство разработало алгоритм перевода земельных участков для строительства крупного спортивно-курортного комплекса…

- Вначале необходимо создать концепцию курорта. Она должна отражать и бизнес-модель, и бизнес-план - сколько гостиниц, спусков, их классификация, где именно будут находиться конкретные спуски, их площадь, какая нужна инфраструктура и так далее.  

Совместно с министерством культуры принято решение заявить спортивно-туристический комплекс «Хехцир» как федеральный проект - включить его в государственную программу "Развитие внутреннего и въездного туризма Хабаровского края". Объясню, зачем – по федеральной программе на каждые три привлеченных инвест-рубля дается один рубль от государства. То есть, если мы планируем привлечь на «Хехцир» 3 миллиарда частных инвестиций, то сможем получить из федеральных средств один миллиард, который позволит осуществить строительство всей необходимой инфраструктуры – это вода, свет и, возможно, газ. И если у нас есть вся эта инфраструктура, то поверьте – «Хехцир» станет реально международным курортом. Поэтому сначала мы должны не земли перевести, а разработать и согласовать концепцию, для того, чтобы эту концепцию начать «продавать».

Сейчас идут процедуры подведения итогов по запросам котировок на разработку этой концепции. Само техническое задание уже согласовано рабочей группой. Мы примерно определили, что нам потребуется 360 гектаров под курорт. Но, возможно, больше или меньше. Поэтому только после разработки и утверждения концепции понадобятся эти алгоритмы по переводу земель из, например, лесного фонда в рекреационные.

В итоге «Хехцир» должен стать курортом международного уровня. Его локация просто обязывает к этому – он ведь находится в считанных километрах от Большого Уссурийского острова, где появится погранпереход. Есть такая идея – запустить на «Хехцир» шаттлы из аэропорта, от вокзала и погранперехода, чтобы упростить туристам заезд. И если мы будем предоставлять напрокат весь необходимый инвентарь, то люди приехали, фигурально выражаясь, «с одним рюкзачком и зубной щеткой», а все остальное они получили здесь, откатались пару дней, неделю, и довольные уехали. Вот как это может работать. И вот еще, что важно - мы, хабаровчане, привыкли видеть на Хехцире горнолыжный курорт. И, конечно, делаем горнолыжный спорт акцентом и точкой притяжения в концепции. Но в ней будут заложены и тематические деревни, и этнографические комплексы, кафе и рестораны с национальным колоритом. Вплоть до названий и архитектуры улиц – например, улицы Татарская, Русская, Китайская...

И, конечно же, планируется сделать СТК «Хехцир» зоной круглогодичного экологического туризма. Уже сейчас вместе с минприроды и минкультом приступаем к разработке экологического маршрута. Чтобы и в межсезонье там было, чем заняться - спортивные активности, рыбалка, велосипедные трассы, скалолазание, пешие маршруты...

- В Хабаровске анонсирован межрегиональный инвестиционный форум «Хабаровский край – энергия Дальнего Востока». Что уже можно о нем рассказать? Кто на него приедет?

- Тут надо начать с предыстории. В начале июня на Петербургском международном экономическом форуме будут оглашены новые данные национального рейтинга инвестиционной привлекательности. И, как я уже говорил, мы собираемся отвоевать 10-15 процентов и подняться в этом рейтинге повыше. Надеемся, что эта маленькая победа нашего большого края станет такой перетекающей историей от Петербургского международного экономического форума к Межрегиональному инвестиционному форуму «Хабаровский край – энергия Дальнего Востока».

Состав нами предложен очень высокий, начиная от практически всех федеральных министров. Я пока не могу вдаваться в детали, но существует трехуровневая система – первые лица государства, представители крупных корпораций и все те, кому интересна наша площадка. Мы надеемся собрать около 300 гостей всех уровней. Состоится форум 1-2 июля. Хотим организовать тематические встречи по отраслям и товарным нишам, «круглые столы» с районами. Мы приглашаем глав и представителей всех районов края к нам на форум. Кто не сможет приехать - будет присутствовать в онлайн-режиме. Все продумано. Первая часть – общее пленарное заседание, а дальше люди расходятся и начинают вести реальную работу на площадках.

- А в каком формате все это будет? Онлайн или «живьем»?

- Главный принцип – отраслевые ниши. Если интересны детали, то город предоставляет нам безвозмездно на эти дни помещения Городского дворца культуры (ГДК). Часть заседаний рабочих групп и «круглых столов» пройдет в Доме официальных приемов. Вот это будут «живые» площадки. То есть, состоится пленарное заседание, а потом все расходятся по своим «круглым столам», отраслевым нишам, и они будут уже в комбинированном режиме – и живьем, и с онлайн подключениями.

- Какую задачу-максимум Агентство ставит себе? Ведь не только же провести форум…

- Мы планируем, во-первых, что к форуму все будет готово для закладки капсулы будущего технопарка – одного из наших флагманских инвестпроектов. Это большая работа. Надо пройти все федеральные, бюджетные согласования, все комиссии, сделать технико-экономическое обоснование, подобрать землю, к этой земле надо обеспечить и продумать подвод коммуникаций, инфраструктуру…

Сегодня упомянули ритейл – возможно, на форуме состоится подписание нескольких меморандумов с лидерами мировой и федеральной торговли. Работаем над этим. Понятно, что у бизнеса свои планы, но мы должны стараться убедить инвесторов, чтобы их планы соответствовали нашим желаниям.

23 июня: актуальная информация по коронавирусу на Дальнем Востоке
Дайджест региональных событий и свежая статистика