Топливные гранулы - пеллеты - экологичная и дешевая альтернатива углю. И на Дальнем Востоке, казалось бы, есть все условия для того, чтобы и наладить массовое производство, и перевести на этот вид топлива небольшие котельные. Однако пока пеллеты «буксуют» и в плане производства, и сбыта.
Производство древесных пеллет – один из быстрорастущих сегментов деревоперерабатывающей отрасли на Дальнем Востоке. При этом подавляющая часть пеллетной продукции уходит на экспорт в азиатские страны, тогда как продажи внутри региона имеют робкие попытки. EastRussia разбиралось в перспективах внутреннего рынка.
Отходы – в топку
В прошлом году предприятиями Хабаровского края произведено 158,2 тыс. т древесных пеллет – в полтора раза больше, чем в 2019-м. Положительная динамика наблюдается и в этом. В I квартале выпуск топливных гранул составил 53,3 тыс. т, что на 87% превысило прошлогодний результат. Это значительно превосходит общероссийскую динамику: по данным Росстата объем пеллетного производства в стране за январь-март вырос на 16,5% - до 516 тыс. т.
Хабаровский край является наиболее продвинутым регионом ДФО в области переработки древесных отходов. Здесь сосредоточены крупные мощности по выпуску пеллет. Данное направление в лесной промышленности начало развиваться в крае примерно с 2013 года, когда в Ванино был введен завод ООО СП «Аркаим», способный выпускать до 230 тыс. т топливных гранул ежегодно (в настоящее время эти мощности находятся под управлением АО «Нью Форест про»). Через несколько лет в п. Березовый ООО «Азия Лес» в рамках своего деревоперерабатывающего кластера запустило линию по выпуску 84 тыс. т пеллет в год, а в 2020 году RFP Group построила в Амурске предприятие на 100 тыс. т (оператор – «Амурская лесопромышленная компания»).
Становление пеллетных производств совпало с бумом потребления биотоплива на рынке соседних стран АТР. Топливные гранулы востребованы в Южной Корее и Японии, где государством активно поддерживается биоэнергетика (особенно после аварии на АЭС «Фукусима-1» в 2011 году). «Дальневосточные лесопромышленники почувствовали спрос в этом сегменте рынка, просчитали экономику и поняли, что данный бизнес выгоден», - отмечает и.о. начальника управления лесопромышленного комплекса Министерства промышленности Хабаровского края Анатолий Сюзюмов.
В последние годы к пеллетному производству проявляет интерес малый и средний бизнес, в регионе стали появляться сравнительно небольшие мощности. Так, «Восточная торговая компания» ввела в Совгавани линию на 15 тыс. т пеллет в конце 2019 года. Компания «Рустранс ДВ», имеющая небольшие мощности в Хабаровске, за счет льготного займа при поддержке Фонда развития промышленности Хабаровского края планирует построить в п. Хор предприятие по выпуску топливных гранул примерно на 12 тыс. т ежегодно. Сырьем для нового производства будут служить отходы местного деревоперерабатывающего завода ООО «Римбунан Хиджау».
«Идея создания пеллетных мощностей интересна тем, что, во-первых, получается маржинальная продукция при практически нулевой себестоимости сырья для ее выпуска. Здесь используются опилки, щепа, которые получаются в процессе текущей деятельности предприятия при лесопилении, а производство топливных гранул выступает как смежное, - говорит Анатолий Сюзюмов. – Во-вторых, решается проблема утилизации отходов лесопиления, а она достаточно серьезная. Вместо того, чтобы их куда-то везти на хранение, складировать, где опять-таки есть риск возгорания, - это все можно трансформировать в готовый продукт, пользующийся спросом на внешних рынках».
Действительно, практически вся пеллетная продукция, выпускаемая в Хабаровском крае, идет за рубеж. При этом география экспортных контрактов расширяется, у экспортеров региона есть опыт поставок в Малайзию, Таиланд, Вьетнам.
Справка:
Согласно данным Международной организации по тропической древесине (ITTO), объем импорта древесных топливных гранул в Японию по итогам 2020 года превысил 2 млн т, что на 25,6% больше, чем в 2019-м. Вьетнам увеличил поставки на 31,8% до 1,1 млн т, Малайзия - на 206,3% до 159,7 тыс. т.
Предложение для котельных
На внутреннем рынке для организации сбыта немало сложностей, в первую очередь ввиду отсутствия достаточного спроса. Хотя производители региона стараются диверсифицировать бизнес. Например, ООО «Леспром ДВ» с 2019 года выпускает наполнитель для кошачьих туалетов под маркой «Таежный амурский кот».
Как известно, теплотворная способность древесных гранул сравнима с углем, и в отличие от последнего это более экологичный продукт, поэтому перспективным видится использование пеллет на объектах коммунальной энергетики. Но в том же Хабаровском крае пока есть единичные примеры применения биотоплива. В свое время был опыт обеспечения щепой котельной в п. Известковый (Амурский район). Сырье давала на безвозмездной основе «Амурская лесопромышленная компания» до строительства пеллетного завода. С открытием этой линии эта практика прекратилась.
В п. Лидога за счет привлечения частных средств для местной котельной приобретены два котла, работающие на щепе, которая берется от предприятия «Лидога-Трейдинг». Сейчас идет пуско-наладка данного оборудования. Кроме того, в двух поселениях Комсомольского района рассматриваются варианты использования топливных гранул при теплоснабжении.
Как отмечают в краевом Минпроме, пеллетное производство перспективно, как с точки зрения дальнейшего развития деревопереработки, том числе в свете принимаемых государством заградительных мер по экспорту необработанного леса, так и с учетом соблюдения требований экологического законодательства, – предприятиям будет экономически проще вкладываться в технологическое оборудование и перерабатывать отходы, имея спрос на такой продукт.
Тем не менее пока в крае нет массового применения топливных гранул, подтверждают в «Восточной торговой компании» (ВТК). «У нас пеллетное производство находится в Совгавани, где есть порт. Мы экономим на дорогой железнодорожной логистике, и экспортная цена привлекательная. Но если было развито внутреннее потребление, наверное, многие производители отпускали бы здесь свою продукцию», - говорят в компании.
В рамках создания лесопильного завода в п. Биракан ВТК предложила властям Еврейской автономной области найти применение пеллетам, которые можно было там же производить из отходов. «В правительстве ЕАО рассматривают вопрос о переходе муниципалитетов на сжигание альтернативного вида топлива, в том числе пеллет. Они рассматривают возможное сотрудничество», - уточнили в ВТК.
«Сейчас прорабатывается возможность применения либо древесных пеллет, либо торфяных, - в свою очередь проинформировали в Департаменте жилищно-коммунального хозяйства и энергетики ЕАО. – Но прежде чем принимать какие-то стратегические решения, ведется просчет экономики проекта».
По данным каталога «Котел КВ», в Хабаровске стоимость пеллетного котла мощностью 200 кВт (отапливаемая площадь 1,2-2,2 тыс. кв. м) составляет 633 тыс. руб., котла на 800 кВт (6,2-8,9 тыс. кв. м) – 847 тыс. руб.
Забайкальский прецедент
Большой проект по использованию биотоплива в жилищно-коммунальном хозяйстве ожидается в Забайкалье. В Петровск-Забайкальском районе предполагается постепенный перевод котельных (их насчитывается не менее 20) на топливные гранулы, которые по концессионному соглашению обслуживает частная компания «Благоустройство+». Проект поддерживают районные власти и финансирует краевой бюджет.
Для поставок альтернативного топлива местный предприниматель Владимир Самсонов в начале 2021 года открыл производство пеллетной продукции. Инвестиции составили около 28 млн руб. «На территории Забайкальского края нет утилизации древесных отходов, это большая проблема. Вот уже 18 лет я работаю в сфере лесозаготовки и лесопереработки, произвожу 4 тыс. т пиломатериала, который раньше просто складировался. И именно наличие собственной сырьевой базы (опил, горбыль, обрезки от заготовки и переработки леса) позволит мне успешно реализовывать проект и выпускать 2,7 тыс. т пеллет ежегодно», - говорил, когда открывалось производство, Владимир Самсонов.
На деле оказалось не так все гладко. Как сообщил EastRussia предприниматель, не по всем из запланированных котельных проведено переустройство, приобретено соответствующее оборудование. Как следствие, половина пеллетной продукции остается на складе невостребованной.
«Вопрос со сбытом – острый. Еще отопительный сезон идет, но летом пеллеты не будут брать, продукция является сезонной. С экспортом тоже проблема. Рядом есть Китай, и вроде цена там нормальная, но на погранпереходах проблемы по таможне с китайской стороны. Монголия близко, но там потребление нулевое, на сегодняшний день пеллеты им не нужны, достаточно своего угля. Корея готова закупать, но все съедает логистика: из Забайкалья до портов везти далеко. Хотя на совещании в Чите при участии главы Минвостокразвития Алексея Чекункова и губернатора Александра Осипова был обозначен вопрос о необходимости предусмотреть льготы для перевозки пеллет», - рассказал Владимир Самсонов.
По словам генерального директора ООО «Благоустройство+» Олега Бянкина, в данной ситуации заложниками оказались и производитель топливных гранул, и коммунальщики. «С властями договаривались, что Петровск-Забайкальский район переходит на пеллетное топливо, но для этого нужно купить новое оборудование. При этом мелкие котлы переводим на котлы-автоматы, а крупные, механические, автоматизируем, - пояснил он. – Разработали план, регион обещал выделить деньги в рамках подготовки к осенне-зимнему периоду на котельное оборудование, но был один транш, неполный. Сейчас вроде как торги объявлены на поставку семи котлов для района. Мы в свою очередь идем навстречу краевому правительству, не включаем в работы демонтаж старых котлов, установку новых, пуско-наладку, делаем это за свой счет, чтобы расширить охват таких котельных, закрыть больше точек».
Несмотря на то что процесс затягивается, к следующему отопительному сезону, убежден Олег Бянкин, дело будет сдвинуто с места, и с сентября потребление пеллет существенно увеличится. По его мнению, за новым видом топлива большое будущее. «Во-первых, все сильнее возрастают экологические требования, а мы платим за выбросы. С пеллетами этого не будет. К тому же от них практически не остается отходов, тогда как уголь сжигаем, шлак нужно вывозить на полигон, за это дополнительная идет плата. И КПД у пеллет выше, чем у угля, можно работать на одном котле вместо двух. И обслуживание котельной на биотопливе обходится дешевле», - рассуждает гендиректор ООО «Благоустройство+».
Кстати, в Хабаровском крае предлагают внедрять биотопливо на основе разных продуктов. «Не обязательно речь идет пеллетах, достаточно будет котельных, которые станут принимать отходы лесопиления – ту же щепу, горбыль, дрова. При этом пеллеты могут быть использованы в качестве альтернативного источника топлива, смешивая его с тем же углем, чтобы улучшить качество, теплоемкость продукта», - рассказывает Анатолий Сюзюмов.
Впрочем, в одной из лесопромышленных компаний считают, что быстрого и широкого перевода коммунального хозяйства на биотопливо в ДФО ждать не стоит. Большинство муниципальных образований – дотационные, а многие регионы, как показывает практика, озабочены в большой степени перспективами развития большой энергетики и не готовы коренным образом менять действующие схемы завоза в отдаленные районы традиционных энергоносителей – мазута и угля.
Павел Усов