Дмитрий Селютин: «Вопрос бюджетных инвестиций в развитие электроэнергетики на Дальнем Востоке следует рассматривать не линейно, а синергетически»
- Дмитрий Эдуардович, как вы можете прокомментировать слова Трутнева о том, что продажа электроэнергии в России – это бизнес и строительством новых ЛЭП не должно заниматься государство?
- Это далеко не первое совещание по вопросам развития электроэнергетики, которое проводит Юрий Петрович. Вероятно, критику Трутнева в наш адрес надо рассматривать в контексте комплексного подхода к развитию всей энергетической отрасли на Дальнем Востоке. Формальная логика говорит о следующем: да, Магаданская область является энергоизбыточным регионом. Две крупные гидроэлектростанции (Колымская ГЭС и Усть-Среднеканская ГЭС – прим.ред.) потенциально с лихвой покрывают потребности как существующих потребителей (их на сегодняшний день на Колыме немного), так и перспективные потребности региона, в первую очередь развивающихся золотодобывающих предприятий на территории Яно-Колымской золоторудной провинции. Но развитие источников генерации забежало далеко вперед по сравнению с развитием объектов инфраструктуры транспорта электроэнергии.
Получается, с одной стороны, мы имеем необходимость продажи избытков электроэнергии, с другой, отсутствие обязательств потенциальных потребителей на покупку этой электроэнергии, что значительно затрудняет привлечение инвестиционных ресурсов для развития энергетической и прочей инфраструктуры в Магадане.
Мы с большим вниманием и уважением относимся к критике, которая звучит в адрес дальневосточных энергетиков, и эта критика является свидетельством того, что государственные институты озабочены проблемой развития электроэнергетики на Дальнем Востоке.
- А есть ли вообще на Дальнем Востоке протяженные высоковольтные линии, построенные за счет частных вложений?
- По сути, за последнее время на Дальнем Востоке не было реализовано ни одного электросетевого проекта, который бы строился за счет привлечения средств инвесторов. Мы подсчитали, что сроки окупаемости этих энергообъектов при заявленных объемах потребления электроэнергии составляют от 20 до 35 лет. На таких условиях развивать энергетическую инфраструктуру за счет частных инвестиций невозможно.
Например, «Федеральная сетевая компания» («ФСК») вела и ведет достаточно большие электросетевые проекты в Приморье. И, конечно, приморский тариф вырос бы уже многократно, если бы «ФСК» не пользовалась общефедеральным тарифом. То есть фактически, когда работает общефедеральный тариф, часть тарифной нагрузки, которая формируется на Дальнем Востоке, ложится на потребителей всей Российской Федерации, что, я считаю, правильно. Но Приморье – это часть ЕНЭС (Единая национальная энергетическая система), Магадан – совершенно другая история.
Поэтому наш подход (да и подход, собственно, Министерства энергетики РФ) понятен: сети строятся за счет бюджетных инвестиций. Эти бюджетные инвестиции будут возвращаться не прямо за счет роста тарифа или выручки, а за счет роста экономического потенциала территории, когда появятся новые налоговые поступления от недропользователей - инвесторов, которые получают электроэнергию. Вопрос следует рассматривать не линейно, а синергетически.
- Почему строительство ВЛ 220 кВ «Усть-Омчуг – Омчак» не вошло в список приоритетных инвестиционных проектов? Заявку на проект вы подавали, и его значимость нельзя недооценить.
- О проекте «Усть-Омчуг – Омчак» мы говорим последние четыре года. Для того чтобы получить федеральное финансирование, необходимо разработать проектно-сметную документацию (ПСД). Мы не раз говорили, что у нас аккумулированы средства на разработку ПСД, однако отмашку мы так и не получили. В результате, когда проходил отбор инвестиционных проектов, о строительстве этой линии заявили две компании - ЗАО «Павлик» как заказчик и мы как подрядчик. При первоначальном отборе проект прошел «на ура». Мы вошли в федеральную программу. Логично, если на господдержку подает недропользователь, и эта линия для него строится за счет средств федерального бюджета. Летом мы, исходя из принципа синергии, о котором я говорил ранее, работали с «Павликом» над проектом. А когда стали рассматривать возможность выделения средств на этот объект, то возник очень простой вопрос – где проектно-сметная документация? Ее нет. Она не разработана. Если нет проектно-сметной документации, то получить средства из бюджета в рамках федеральной целевой программы (ФЦП) невозможно. То есть в бюджет проект включить можно, а получить деньги нельзя. Поэтому непопадание ВЛ 220 кВ «Усть-Омчуг – Омчак» в господдержку, по крайней мере, текущего года я расцениваю как несогласованность действий Минвостокразвития и Минэнерго.
- И что же делать в данной ситуации?
- В конце прошлого года ни у кого не было сомнений, что проект ВЛ 220 кВ «Оротукан – Палатка – Центральная» будет завершен. Даже губернатор Магаданской области Владимир Печеный подчеркнул его важность, сказав, что это значимый проект для потенциальных инвесторов. Почему вдруг сегодня выясняется, что на полпути проект тормозится?
- Проект по этой линии разработан, согласован, прошел государственную экспертизу. На эту линию направлено около 6 млрд рублей средств федерального бюджета. Техническая готовность проекта составляет 55%. По участку «Палатка – Центральная» на 1 марта текущего года - 64%, по участку «Оротукан – Палатка», более протяженному и сложному, - 42%.
В соответствии с инвестиционным соглашением, которое подписано между ОАО «ДВЭУК» и Министерством энергетики РФ, срок ввода этой линии в эксплуатацию – декабрь 2015 года. Техническое состояние этой линии, наличие ресурсов у подрядной организации говорит о том, что проект может быть реализован в полном объеме в текущем году. Проблема одна – отсутствие средств федерального бюджета на этот год. На окончание строительства требуется около 7 млрд рублей. В бюджет-2015, несмотря на заявки министерства энергетики, эти средства не вошли.
- И какие есть варианты?
- Для начала мы сопоставили затраты на консервацию проекта с затратами на завершение строительства. Получилось, что они примерно равны. При этом консервация в условиях малолюдной, труднодоступной местности абсолютно не будет давать никаких гарантий сохранности имущества. Это означает, что федеральные деньги будут выброшены. В случае заморозки строительства линии, реализация объекта отодвинется на неопределенное время.
Ситуация с инвестициями в электроэнергетику в условиях бюджетных ограничений в экономике известна. Это как старый семейный спор, когда в семье не хватает денег: муж говорит, что надо меньше тратить, а жена говорит, что надо больше зарабатывать. Так и в энергетике в кризис сужать инвестиционную активность, которая приводит к росту доходной части бюджета и за счет налогов, и за счет занятости, и за счет последующих синергетических эффектов, неправильно. Этот спор в экономической науке давно решен. К сожалению, иногда стремление Минфина пойти по пути экономии бюджетных расходов за счет инвестиций, вложенных частично в проект, как по ЛЭП «Оротукан – Палатка – Центральная», неверное решение. Надеюсь, эта ошибка будет исправлена.
Мы предлагаем сосредоточить все финансовые усилия на участке линии «Оротукан – Палатка», ключевом для разгрузки «Усть-Омчуга» и наиболее проблемном, используя средства, которыми располагает компания. Кроме того, мы готовы за счет нашего залогового имущества привлечь кредитные ресурсы и в полном объеме завершить объект. Но привлечение кредитных ресурсов в зависимости от условий кредитования приведет к удорожанию проекта на сумму от 2 до 3,5 млрд рублей. Безусловно, это отложенная нагрузка на федеральный бюджет, за счет которого придется возвращать средства. Сейчас министерство энергетики и правительство прорабатывают эти подходы, и я уверен, что мы выполним свои обязательства по строительству линейной части проекта в 2015 году.
- Линия «Оротукан – Палатка – Центральная» важна не только для золотодобытчиков.
- Прежде всего, ее строительство повышает энергобезопасность самых густонаселенных районов области, включая столицу региона. Предусматривается, что вырастут и объемы энергопотребления за счет того, что часть потребителей будет переведена на электроотопление. И, как уже было сказано, она важна для реализации проекта «Усть-Омчуг – Омчак», который, надеюсь, тоже не за горами.
- Насколько оправдало свое строительство ваша первая линия в Магадане - «Центральная – Сокол – Палатка»?
- Она заместила две авариные ЛЭП на деревянных опорах, которые в течение полувека обеспечивали энергоснабжение девяти населенных пунктов. И прошлым летом, во время сильнейшего паводка на Колыме, новая линия отработала в безаварийном режиме, что помогло избежать очень серьезных чрезвычайных происшествий. Отмечу, что на сегодняшний день вопросы эксплуатации по этой линии в полном объеме урегулированы. Эта линия передана «Магаданэнерго» на условиях аренды. При этом арендная плата включает ровно амортизацию и налог на землю, не более того.
- Можно ли в решении магаданских проблем использовать опыт строительства ЛЭП «Пеледуй – Чертово Корыто – Сухой Лог – Мамакан» в Иркутской области, где компания «Полюс Золото» практически построила небольшой отрезок на основе механизма государственно-частного партнерства?
- Можно использовать, только надо помнить, что это дорога с двусторонним движением. Инициатива шла от золотодобытчиков, они сделали свою часть проекта. Мы сделали проект по второму этапу этой линии, по подключению этого участка к Единой национальной электрической сети. Только опять нет решения, кто будет ее строить. Поэтому опыт использовать можно, но с учетом допущенных ошибок.
В Магадане «Полюс Золото» пока не готов сказать о своих обязательствах по потреблению электроэнергии. «Павлик» не готов сейчас сказать, что он возьмет на себя даже затраты по проектированию «Усть-Омчуг – Омчак».
- Как сегодня продвигается строительство Чаяндино-Талаканского кольца? В сентябре прошлого года вы заявляли, что к 2017 году оно может быть построено.
- С Чаяндино-Талаканским кольцом не происходит ничего. То есть этот проект существует как идея, он никем не отрицается, но итогового решения о целесообразности его строительства не принято. Он обсуждается, понятны базовые параметры технического решения, но окончательной стратегии не определено. И самое главное, потребители - газовики - еще не сказали, насколько точно им нужно это кольцо.
- Но именно новые проекты могли бы способствовать объединению изолированной энергосистемы юго-запада Якутии.
Более того, в ноябре компания «Транснефтьэнерго», которая осуществляет энергоснабжение нефтеперекачивающих станций трубопровода «Восточная Сибирь – Тихий океан», зарегистрировала группы точек поставки с оптового рынка и стала забирать электроэнергию из Якутии, рассчитываясь по тарифам Объединенной энергосистемы.
После того как заработала линия от Алдана до Олекминска, в декабре мы подали заявление в министерство энергетики об отнесении наших объектов, построенных на юго-западе Якутии, к Единой национальной электрической сети. Системный оператор уже подтвердил наличие признаков ЕНЭС, и это означает, что западный энергорайон Якутии уже формально перестанет быть изолированным.
- Можно ли сегодня говорить об объединении энергосистем Магадана и Чукотки? Актуален ли данный вопрос?