Поделиться
Снять за двое суток
Поделиться

Время "мотора" игрового любительского кино "Точка возврата" настало под Хабаровском

Виктор Горохов

Степан_Трофимец_второй_оператор_фильма_Оруэлл_уже_завтра-когда-речка_по_колено20.jpg

- Кому-то придётся лезть в реку…

- Потом крупно – капли пота, но смотри – на таких планах фокус сложно удержать!

- Нож, нам нужен нож для маньяка!

Такого наслушался бы любой, кто очутился бы вдруг на выходных в дружине имени Бонивура, что в Переяславке (Хабаровский край). И увидел бы группки людей, иные из которых были с камерами, другие – с микрофонами, а ещё одни смотрели вдаль и бормотали что-то про себя. Но так было не сразу. То есть не сначала.

А первым делом в местном кинозале был брошен жребий. Бросали его режиссёры, ранее утверждённые в этих ипостасях оргкомитетом. Эти «трое отважных» вытянули себе вслепую сперва каждый по сценарию, потом так же набрали команды – ассистента, оператора звукорежиссёра и видео монтажных дел мастера. Режиссёрам дали пол часика ознакомиться со сценариями, а потом были «смотрины». По киношному – кастинг, с последующим хантингом. И было это так – мудрые организаторы, загодя знавшие, «о чём кино» в предлагаемых к визуализации сценариях, подобрали нужное количество актёров, приблизительно подходящих на роли по амплуа, статям и полу. 

Всем собравшимся были явлены видеофрагменты кинопроб, чтоб ясность полная наступила с исполнителями, и началось! По команде «Можно!» члены съёмочных групп устремились к шеренге актёров, вцепляясь в подходящих кандидатов. В ход шли уговоры, лесть, а одного актёра не поделили! Уж так он приглянулся двум режиссёрам и фактурностью, и возрастом и способностями, что рядили-рядили, пока актёр не сделал свой выбор сам – пошёл туда, где роль главнее.

Такой уж принцип «кинолагеря» - несыгранная команда отчаянных любителей должна за 2 суток снять кино. И главное тут – пощупать профессию, вкусить кинопроцесса.  

наталья_рыжкова_Благовещенск.jpg

Вот, например, Наталья Рыжкова из Благовещенска. Умудрённая жизнью мать взрослых детей, инженер-судомеханик по основной профессии, которой отдала десятки лет, что, впрочем, не мешает ей трудиться сейчас оператором ввода данных информационно-справочной системы. И она уже сняла собственный фильм «Второе дыхание, или особый возраст женщины», который в минувшем году соревновался в основной программе Амурского фестиваля любительского кино «Кинамур» (г.Благовещенск). Но первый опыт показал, что надо учиться, и еще раз учиться. Тем более, что первые кинематографические шаги Наталья сделала всего три года назад. 

«Я как-то случайно почти стала делать ролики из фотографий. С этим роликом и пошла на «Кинамур», ходила потом на мастер-классы. Стала делать не такие ролики, чтобы просто слайд-шоу, а чтобы история из фотографий складывалась. А потом и фильм вот сняла, ну как – я автор сценария, а помогал мне как оператор и режиссёр председатель нашего «АмурКиноСоюза» Владимир Розанов. А в Хабаровск я приехала, чтобы поучиться у ребят. Посмотреть, как кино снимается. У нас как бы есть те, кто снимает, но они сами по себе… А монтажёром я пока потому, что так больше пользы могу принести, остальному надо подучиться».

Георгий_Губко_Владивосток_оператор_фильма_Терапия.jpg

23-х летний Георгий Губко – опытный уже оператор - работает в творческой мастерской ДВФУ, занимается ещё и 3D графикой. На кинолагерь приехал из Приморья (приехал в шортах), не из огромной любви к Хабаровскому краю, но потому, что в то время, когда кинолагерь будет в Уссурийске (напомним 15-16 сентября в этнопарке «Изумрудная долина») - большая нагрузка по работе. И хотя рука уже вполне набита на съёмках рекламных роликов и других видеоработах, этого Георгию мало:

- Там меньше полёта фантазии, меньше творчества, чем в кино, - говорит он, - конечно, понятно, что за два дня кинолагеря «вау»-кино не снимешь, но тут главное получать удовольствие от процесса, не нервничать, не выпускать свою агрессию, потому что да – тут люди все разного уровня, все непрофессионалы – фестиваль ведь любительский, надо помогать друг другу. Что для меня – это ценно именно тем, что я вижу, что у меня не получается. Вот на предпродакшене сейчас – сидишь и реально не понимаешь, а как актёр себя должен повести, как сыграть и как это снять и показать, а не рассказать, чтобы зритель без лишних слов понял замысел, чтобы удержать его интерес. И каждый раз, когда начинается процесс съёмок, думаешь: «Блин, надо больше учиться и развиваться!»

Что за кино снимают эти люди? Опять же – разное. Причём по сценариям, которые написали участники «Сценарной мастерской» - специального тренинга, который прошёл в рамках обучающей программы «Точки возврата» этим летом. 

Режиссёр Наташа Курнаева – 19 летняя студентка факультета филологии, переводоведения и межкультурной коммуникации ПИТОГУ. 

Наталья_Курнаева_режиссер_фильма_Терапия.jpg

«Да, у меня очень мало опыта, я не знаю иногда, как сказать, что я хочу и как вижу. Это на самом деле большой стресс для меня, но спасибо моей команде – мне подсказывают, помогают. Оператор, монтажёр, актёры – они реально много работы делают режиссёрской, поэтому у нас вся команда режиссёр. И да – это стресс для меня, что нужно командовать всем съёмочным процессом, но нужно поднимать планку!»

- На мастерской было написано больше дюжины сценариев, - рассказывает Рома Овсейчук, главный редактор фестиваля «Точка возврата», - из которых мы выбрали 6: 3 на этот кинолагерь, и 3 на следующий, через неделю мы едем под Уссурийск. То есть это тоже истории написаны любителями, они просто придуманные, взятые из головы. Это не экранизации литературных произведений, не какие-то известные пьесы. Это три истории, одна «Терапия» (режиссёр Наташа Курнаева) – это психологический триллер, про супружескую пару, которая проходит очень необычную терапию, но сначала они вообще думают, что над ними издевается маньяк. Вторая история называется «Победа» (режисссёр Александр Фролов) - это такая экстремально «шукшинская», если можно так сказать, тема о деревенском поэте – алкоголике по совместительству, который с помощью поэзии добивается от продавщицы местного сельпо бутылки взаймы. И третья история – это антиутопия, смесь мотивов сериала «Черное зеркало» и Оруэлла, она так и называется «Оруэлл уже сегодня» (режиссёр Альбина Черных), то есть это фантазия на тему до чего может довести пенсионная реформа. Что у них получится в итоге – увидим в дни фестиваля!

Рома_Овсейчук.jpg

Кстати – на носу уже и второй кинолагерь – 15-16 сентября в этнопарке «Изумрудная долина» под Уссурийском.

- Почему там? Во-первых, в Приморье есть надежные партнеры, и они предложили свою помощь в организации. Фестиваль Дальневосточный, мы стараемся чаще выходить за пределы Хабаровского края, и тут появилась такая возможность.

Во-вторых, в Долине чудесные локации. Там и русская деревня, и рыцарский замок, и даже пещера первобытных людей. Озеро, лес, поля... И при этом вся инфраструктура.

Фестиваль финансируется за счёт президентского гранта, но в этом году и правительство Хабаровского края помогло субсидией, поэтому мы смогли запланировать больше мероприятий и охватить больше участников. Во втором кинолагере будет много приморчан, мы пока незнакомы, но обязательно подружимся. Совместная работа в таком ритме очень сближает. А мы для этого и делаем фестиваль, чтобы познакомить и объединить единомышленников.

съёмочная_группа_Оруэлл_уже_завтра_режиссер_Альбина_Черных.jpg

Справка:
Дальневосточный фестиваль «Точка возврата» - это площадка для реализации творческого потенциала кинематографистов-любителей Дальнего Востока. В рамках Фестиваля непрофессиональные кинематографисты снимают короткометражное кино, где местом действия становится Дальний Восток, с его культурной и природной спецификой. Фестиваль проводился уже трижды. Дважды - в статусе городского (Хабаровск, 2015, 2016), один раз в статусе регионального (2017).
За это время в нём приняли участие более 300 кинематографистов-любителей из городов: Хабаровск, Владивосток, Якутск, Петропавловск-Камчатский, Комсомольск-на-Амуре, Уссурийск, Спасск-Дальний, пос. П. Осипенко, Магадан, Южно-Сахалинск, Палана.

Фото: Виктор Горохов, Эдуард Литовченко.
Алексей Збарский Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов