Поделиться
Солнце встает на востоке. Население – бежит на запад
Поделиться

Несколько запоздалых слов Леонида Бляхера о днях Дальнего Востока в Москве

Дмитрий Щербаков
Дни Дальнего Востока в столице подвели своего рода итог блестящей PR-кампании региона, едва ли не первой успешной кампании в постсоветский период. Выступили властные лица, постулировавшие, что на Дальнем Востоке работают «выгодно и эффективно». Высказались эксперты клуба «Валдай». Свое веское слово сказали счастливые обладатели «дальневосточного гектара». Сказано было про ТОРы (территории опережающего развития), рыбу, лес, золото и многое другое. Словом, все если не очень хорошо, то просто хорошо точно. Мои знакомые, живущие несколько западнее нашего динамически развивающегося региона, абсолютно уверены, что «вы (дальневосточники – EastRussia) там, у себя по деньгам ходите».
 
Похоже, что есть только одна группа, которая еще не уверена, что на Дальнем Востоке все хорошо – жители региона. Как это ни парадоксально, они продолжают уезжать, несмотря на все инвестиции в инновации. О причинах их оппортунистического поведения мне и хотелось бы поговорить. Конечно, есть проблемы, возникшие не вчера (о них мы уже говорили на портале). Но есть и новое, то, что будоражит журналистское сообщество региона, толкает новые и новые волны понауехавших. Наш разговор именно об этих проблемах.

Первая проблема связана со становлением нового министерства (Минвостокразвития). Возникнув ad hoc (к случаю), министерство оказалось в довольно сложной ситуации. Она на каждом шагу сталкивалось с интересами других, гораздо более устоявшихся структур – Минрегионразвития, Минэкономразвития, РЖД и т.д. Нужно было найти что-то «свое», что пока еще не было «приватизировано» другими структурами. И, надо отдать должное креативности сотрудников министерства, такое «свое» было найдено. Думаю, что старту PR-кампании предшествовало тщательное изучение прессы, в том числе региональной. Чего был лишен Дальний Восток России со времен «заката» строительства БАМа? Позитивного образа. 

Для общероссийского восприятия Дальний Восток это такое, забытое Богом, место, где все горит, затапливается, рушится и, ко всему, давно захвачено китайцами. Что еще волнует дальневосточников? Собственно, то же, что и большую часть жителей России: невероятно возросшая зарегулированность всего и вся в бизнесе. Низкий уровень социальной и культурой инфраструктуры, продолжающийся отток населения. Здесь и вырисовывается содержание работы нового министерства вместе с вице-премьером, полпредом.

Позитивный образ – получите «парадный» Владивосток с филиалом Мариинки, кампусом ДФУ, не уступающему лучшим пятизвездочным отелям в Корее, дельфинарием, мостами и реконструированной набережной. Да. пока, после сворачивания гигантского строительства с работой в городе не очень. Но это не очень видно высоким гостям, да и, вообще, временно. Вот уже подписали протокол о намерениях с таким-то количеством иностранных фирм. Более того, уже определили, сколько те могли бы вложить. И отчитались этими расчетами, как инвестициями в экономику региона. Понятно, что между «намерениями» и «вложением» дистанция огромного размера. Часто не преодолимая. Но в рамках создания «позитивного образа региона» она не очень важна.

Тем более, что сам выставочный «Свободный порт Владивосток» и ТОРы (ТОСЭРы) воплощают собой еще одну сокровенную мечту: мечту о свободном бизнесе. Да, медлительность бюрократии, несогласованность норм и инструкций, проволочки, оборачивающиеся для бизнеса миллиардными убытками, стали притчей во языцах. С ними мы и будем бороться с помощью СПВ, ТОР, ТОСЭР. Ударим бюрократией по бюрократии. Пока получается не очень. Не верят предприниматели, что бюрократия сможет победить бюрократию. Пока вкладываются в проекты романтики или специально обученные фирмы, так или иначе финансируемые из бюджета. Они и не дают заглохнуть проекту. Но для внешнего «пиара» это не очень важно. Важно, что оно есть. Примерно так же обстоят дела и с «дальневосточным гектаром». Раскрутка программы живо напоминает продвижение продажи участков на Луне. Множится число не состыковок в кадастрах, бюрократических препон, оборачивающихся проблемами у счастливых гектароносцев.  Но, в качестве PR, программа работает очень эффективно.

Казалось бы, ведь изменение имиджа региона – вещь, действительно, крайне необходимая. Такое изменение вполне профессионально и достаточно эффективно проводится.  Чем же недовольны дальневосточники?  Разве лучше было бы, если бы о регионе говорили только плохое? Вот здесь стоит разобраться.

Во-первых, те «страшилки» про Дальний Восток (от невероятного холода до желтой угрозы) некогда сложили сами дальневосточники. Сложили с вполне конкретной целью – чтобы сюда не лезли многочисленные «внешние» люди. Ибо, как показывает опыт дальневосточников, стоит хоть где-то сказать, что в регионе хорошо, как мгновенно сделают «плохо». Срежут льготы, уменьшат дотации и пр. Так, некогда, Н.С. Хрущев, восхитившись приморской погодой, поспешил отменить льготы для жителей края. Вот и сегодня, разговоры про то, как хорошо жить в нашем эффективном регионе воспринимаются, в основном, в контексте того, что еще отберут. Тем более, что имеется недавний опыт Сахалина.

Во-вторых, уже был опыт 30-х годов ХХ века, когда льготы (квартиры, зарплаты и т.д.) были, но только для вновь прибывших в регион. Те же, кто жили здесь изначально, всего этого не получали. Им-то зачем. Они уже здесь живут. Страх того, что именно так станут распределяться блага в новом, «динамично развивающимся» Дальнем Востоке есть. Да и основания для него просматриваются. 

В-третьих, «внешний» PR никак не поддерживается внутренним. Мы, дальневосточники, знаем из СМИ, что регион стремительно развивается, что поток инвестиций все нарастает. Однако, пока это никак особо не сказывается ни на количестве рабочих мест, ни на уровне зарплат. Мы знаем из СМИ, что живем все лучше и лучше, а тарифы у нас падают стремительным домкратом. Но, получая очередные счета за коммуналку, мы никак не можем это увидеть. Не удается рассмотреть повышение уровня жизни и тогда, когда заходим в магазины.  Мы знаем (читали, слышали), что в регионе успешно борются с засильем бюрократии. Но, по непонятным причинам, видим только все возрастающее число чиновников, проверяющих, контролеров.

В результате внешний PR начинает восприниматься как насмешка, форма издевательства над жителем Дальнего Востока России. Формируется специфический образ «начальства», которое «все врет». Трудно найти период, когда уровень доверия между властью и жителями региона был бы настолько низким. И это при безусловно успешном продвижении региона вовне.

Есть ли способ решить это противоречие? Безусловно. Если бы столь же целенаправленно регион «продвигали»  и внутри, искали и находили для этого адекватные формы, возможно, проблема была бы намного менее острой. Не все, но многое, основывается на простом доверии. А над его созданием нужно работать. 

Пока же население голосует ногами, а каждая новая инициатива власти проходит под рефрен из знаменитой песни группы "Мумий Тролль": уходим, уходим, уходим…
 
Леонид Бляхер Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов