На VIII ВЭФ впервые в мире прозвучал концерт для искусственного интеллекта с большим симфоническим оркестром. Автор и дирижер уникального произведения – музыкант-виртуоз, известный аккордеонист России, композитор Петр Дранга, а солистка – нейросеть от Сбера.
Премьера Симфонии №1 «Космос» авторства Петра Дранги с участием нейросети состоялась на Приморской сцене Мариинского театра в рамках культурной программы VIII Восточного экономического форума 10 сентября. «Я бы хотел, чтобы наше взаимодействие с искусственным интеллектом происходило во благо, эти слова есть и в самой симфонии… Это ни в коем случае не соревнование и не соперничество, а именно сотрудничество… Искусственный интеллект – не замена человека, а его друг и помощник», – прокомментировал композитор Петр Дранга.
Нейросеть, визуализированная на авансцене в образе техно-матрешки с инсталлированной колонкой, сочиняла мелодию параллельно со звучанием оркестра, дополняя тем самым авторскую музыку. Тембр для нее выбрали довольно монотонный, чтобы на фоне богатой оркестровой палитры, с которой по звучанию ничто не может конкурировать, четко прослеживалась мелодия, то есть главная мысль и работа ИИ.
«В Сбере много внимания уделяется развитию искусственного интеллекта, это одно из самых топовых и перспективных направлений. Мы использовали нейросеть SymFormer, показали ей партитуры Петра и обучили ее. То есть нейросеть в режиме реального времени импровизировала на основе той информации, что она получила», – пояснил главный эксперт по технологиям, руководитель управления экспериментальных систем машинного обучения Сбера Алексей Минин.
Так как ИИ перерабатывал и генерировал композиторский текст здесь и сейчас, то финальную версию симфонии впервые слышали не только зрители, но и музыканты, и сам автор. На каждом следующем выступлении техно-матрешка будет сочинять новую партию, а значит, звучание никогда не повторится.
Руководитель дирекции творческих проектов Фонда Росконгресс Екатерина Иванова отметила: «С моей точки зрения, наш с вами совместный эксперимент вполне удался. Мы еще раз показали, что мы не только страна, музыку и искусство которой всегда очень любили и уважали в мире, но мы и высокотехнологичная страна. Концерт, зрителем которого мы стали сегодня, действительно, первый в мире».
После выступления Петр Дранга оценил творчество искусственного интеллекта на пятерку: «Как соавтор он мне понравился, думаю, я с ним не раз зажгу». Интересно, что бы ему ответила нейросеть.
Оксана АлександроваВ эфире хабаровской краевой радиостанции «Восток России» вот уже на протяжении 15 (!) лет выходит программа, посвящённая рок-музыке, в том числе, дальневосточной. За это время радио-шоу приобрело практически культовый статус и армию поклонников из десятков стран – благодаря online-трансляции позывные с берегов Амура слушают по всему миру. Гостями проекта стали звезды мирового уровня: Uriah Heep, Sepultura, Limp Bizkit, а также российские рок-монстры – от «Арии» до «Гражданской обороны».
28 ноября 2024 года в одном из музыкальных клубов Хабаровска пройдёт трибьют-вечеринка, где выступят местные группы и гости из Владивостока.
В преддверии события бессменный автор программы Максим Малков рассказал EastRussia не только о музыке, но также об увлечениях, миграции внутри Дальнего Востока и планах на будущее.
— Как всё началось-то?
— Всё началось в сентябре 2009 года. До этого я вёл программы «Лабиринт звука» на «Востоке России» и «Old school» на «FM-Хабаровск». Когда объединили эти две волны, появилась необходимость в авторском материале, и мы с Витей Бодровым придумали «MaxiRock». Мы от этого в названии и «плясали»: «MaxiRock» = Макс.
Справка ER: Настоящее имя Максима Малкова – Михаил. Максим – эфирный псевдоним, который он использовал, чтобы «развести» двух ведущих с одинаковой фамилией на двух радиостанциях.
— Но большинство людей сегодня думают, что ты как раз Максим…
— Это нормально, у многих есть псевдонимы. Те, кто знает, что я Михаил – подыгрывают, обращаются «Максим».
— Изначально какой формат у программы был?
— Эфир был каждый день с 20 до 21, а лет пять назад мне сказали сократить часы, и я выбрал объединенный формат: два раза по два часа. Первый час – рубрики, второй час, как правило, интервью.
— Как ты отбираешь гостей не из числа дальневосточных рокеров?
— Соцсети: они либо сами пишут, либо я могу найти какую-то группу, заинтересовался, пишу им сам. Кроме того, сейчас почти у всех есть менеджеры, которые занимаются продвижением молодых групп: они набирают с десяток групп, у них есть наработанные контакты по России. Они мне пишут, говорят, что есть такие-то группы, послушайте — подойдёт ли для эфира. Я им отвечаю: да, давайте или нет, не будем.
Владислав Ткачев, «Красный дождь» (Владивосток, выступают на 15-летии «MaxiRock»)
«MaxiRock» это как тайное заклинание, которое открыло двери для нашей группы «Красный дождь» в мир музыки, сыграл важную роль в развитии нашей группы, предоставив платформу для представления нашей музыки широкой аудитории. Это не только возможность выступить, но и шанс взаимодействовать с другими музыкантами, обмениваться идеями и вдохновением.
Роман Шутов, Cekta kidz (Хабаровск)
На момент появления программы «MaxiRock» группа «Cekta kidz» уже достаточное время существовала. Поэтому особую роль для нас она не сыграла, но я уверен, что для многих более молодых коллективов она явилась, возможно, настоящим генератором.
— Участие в твоей программе бесплатное?
— Абсолютно.
— Но по какому-то принципу ты их все же отбираешь… Нравится – не нравится? Вкусовщина?
— По большому счёту да, но я ориентируюсь, чтобы были представлены все жанры: прог-рок, панк, хотя всё равно получается преобладание металлической музыки, но эти музыканты более активные просто. Как-то так получается, что металлисты, видимо, более идейные и более продуктивные: сами пишут, сами навязываются в хорошем смысле этого слова.
— За эти 15 лет какие предпочтения в музыке на твой взгляд были у слушателей?
— В мире и в России это по-разному происходит. Была лет пять назад волна инди-музыки, они не делали тяжёлую музыку, но были припанкованные немного, альтернативные. В некоторых преобладал женский вокал, это чувствовалось. Сейчас в России, мне кажется, на волне панк-рок, он новой жизнью зажил. А металл всегда был.
— А по материалу для программы есть какие-то ограничения?
— Да, конечно. К примеру, есть спорные коллективы, играющие black-metal, либо вызывающие слишком, либо какие-то такие прям сатанисты, и чтобы не оскорблять чувств верующих, не все команды ставлю. Бывают тяжелые команды, экстремальные – тогда я предупреждаешь просто изначально, что музыка не для всех.
— А ты сам любитель чего?
— Я воспитан на классике мирового хард-рока конца 60-х – начала 70-х.
— А ты сам какого года выпуска?
— 1983.
— Ты, по идее, должен был попасть в волну гранж-музыки.
— Старший брат повлиял. Гранж, конечно, я тоже слушаю, но то, что было в 80-х – для меня это было близко: Mötley Crüe, Scorpions, Cinderella, Metallica, Slayer, Pearl Jam. Все эти группы выпускали новые альбомы, и ты их тут же слушал, но при этом оставалась музыка 70-х — такая, казалось, далекая. И ты хотел о ней узнать больше. К примеру, ты знаешь, что есть группа Slayer, и ты думаешь: а были же еще какие-то тяжелые команды на рубеже 60 - 70-х годов? И ты начинаешь копаться, это всегда мне было интересно.
— А ты кто по образованию?
— Филолог, учитель русского языка и литературы. Закончил в 2004 году пединститут в Уссурийске, сейчас он уже закрылся.
— Но сам ты из Арсеньева? Ты и Олег Чубыкин, который когда-то играл в группе «Тандем», а сейчас построил неплохую сольную карьеру. Вы знакомы были?
— Нет. Он уже тогда во Влад уехал (Владивосток – прим авт.). О нем только легенды ходили. Мой приятель играл у него в группе, когда Олег еще в Арсеньеве был и играл в ресторанах.
— А как в Хабаровске ты оказался?
— Закончил институт, здесь у меня друзья были, они позвали, мол, приезжай. Я и поехал.
— К музыке ты какое-то профессиональное отношение имеешь? Играешь на инструментах? Учился в музыкальной школе?
— Нет, я «идейный человек». Я просто очень люблю рок-н-ролл, поэтому дарю его людям, собираю людей по интересам. Играть могу только на бубне.
Юрий Вязанкин — с 90-х годов по середину «нулевых» он и ТО «Искра» организовывали ежегодный трехдневный фестиваль рок и альтернативной музыки, на который съезжались десятки команд со всего Дальнего Востока и Восточной Сибири):
«Хочу пожелать Малкову здоровья, терпения и максимум креатива, потому что освещать рок-н-ролльную деятельность, или роковую деятельность — крайне тяжело. В России рок это эстрадная музыка. Есть рок-н-ролл — это то, чем занимался я, что из себя представлял фестиваль, который я проводил. Это разные цели и задачи. Что касается музыкальной критики, то я считаю, что у нас её нет в силу необразованности».
— Вернемся к программе. У тебя есть «фишка», когда ты берешь интервью у мировых звезд. Технически как это происходит: где находишь, как договариваешься, чем «цепляешь»?
— Это также менеджеры, только международные, которые работают с европейским и южноамериканскими рынками. Они также сидят в соцсетях, также мне пишут, и я подтверждаю. Они скидывают варианты групп, скидывают варианты времени, мы смотрим — есть проблема в том, что очень большая разница во времени, и если удобно, то мы соглашаемся.
— Мы?
— Да, мне помогает технически Алексей Шидловский — без него бы вообще ничего у меня в эфире не было, он и винил подключает (периодически в «MaxiRock» проходят «Виниловые вечера», когда музыка в эфир идет непосредственно с виниловой пластинки — прим. автора), и звонки для интервью через Telegram или Skype. Переводчиком выступают Влад Уланов, но сейчас все больше Виктор Андреев. Виктор Бодров помогает с оформлением, «одеждой», художественные советы дает.
— А чем ты, будучи со своей аудиторией на Дальнем Востоке России, можешь быть им интересен со своим эфиром?
— Есть определенные условия контракта с лейблами, которые заинтересованы — чем больше музыкальных журналистов возьмут у них интервью, тем лучше, это же продвижение. Они смотрят на географию, поэтому они заинтересованы в российской аудитории. Понятно, что это не основная аудитория, но для них это огромная страна, большая площадка. Второй момент: рок и металл – это всегда была фанатская тема, эта музыка живет за счет фанатов, прежде всего, а преданные фанаты есть везде. Музыканты понимают, что на любви фанатов держится их творчество, их заработок.
— На музыке у нас, здесь, на Дальнем Востоке, можно зарабатывать?
— Я смотрю на некоторые команды, которые в таком узком андеграундном сегменте неплохо держатся. Они, может быть, и не станут звёздами, но показывают неплохие результаты. Например, группа «Братство бобра» —казалось бы, русский сегмент металла, но они нашли какую-то свою нишу, уже гоняли с концертами в Москву и Санкт-Петербург. Наверное, бешеные деньги на этом не заработаешь, но по крайней мере на самоокупаемость выйти можно.
Еще отличный пример — группа «The Starkillers», они неоднократно уже в туры ездили по всей России. Они грамотно распределяют экономические составляющие: реклама в соцсетях, таргетинг. Правильно с точки зрения геолокаций выстраивают туры и перемещения.
— А музыкальной журналистикой?
— Это не про зарабатывание. Это, скорее, про любовь к музыке, страсть. Объясню на примере: недавно группа «Воля и разум» выпустила новый альбом, а там на вокале Михаил Серышев – один из моих любимых музыкантов, он раньше в группе «Мастер» играл. И я беру у них интервью! Интервью прослушали, причем, неплохо.
— Это сколько?
— Для аудиоподкаста в «В Контакте» больше сотни это уже хорошо. А есть же еще другие площадки. Потом люди тебе «спасибо» пишут за интервью, и ты доволен, что все по горячим следам сделал, с крутыми музыкантами пообщался – тебе хорошо, и людям тоже.
— У тебя обратная связь от твоих гостей есть? Наверняка же ты им своим эфиром дал какой-то толчок…
— Для молодых групп, я думаю, авторитетность какая-то все же есть. Многие приходят на эфир, а до этого раньше даже радио не слушали – для них попасть на радио это что-то новенькое. Для кого-то интервью в «MaxiRock» вообще первое интервью в жизни.
— С благодарностями потом звонят, пишут?
— В этом году был фестиваль «Рок над Амуром», и там выступала московская группа «TattooIN». Казалось бы, вот они приехали в Хабаровск выступили, получили первое место, будут записываться, а я с ними 6-7 лет назад еще интервью делал. И ты понимаешь, что теперь группа появляется в каких-то новостях, анонсах «Наше радио», приехала выступать на фестивале, и ты думаешь: растут музыканты.
— Кроме программы «MaxiRock» у тебя какие-то внеэфирные проекты есть?
— Нет. Иногда веду музыкальные тусовки, когда зовут: благотворительные или дружеские.
— Подкасты? Соцсети? Музыкальное блогерство?
— Нет. Мне музыки хватает в эфире. И если бы я что-то делал вне эфира, это было бы похожим продуктом. В эфире все сказано уже. Еще преподаю радиожурналистику в Тихоокеанском государственном университете.
— Какие дальневосточные команды тебе наиболее интересны?
— Мне интересны те группы, которые к музыке преданно относятся, живут этим, причем, не обязательно ради денег, а ради высоких идеалов. Тут я могу выделить «The Starkillers», «Братство бобра», «Dark Hunt». В любом случае, ко всем коллективам ты так или иначе проникаешься, когда готовишься к интервью, отслушиваешь материал.
— А сколько приходится материала отслушивать?
— Альбома четыре в день я слушаю.
— Где и как слушаешь?
— На работе, в наушниках.
— А дома, для себя?
— Люблю винил, это из детства. Но, в основном, конечно же, онлайн, музыкальные хостинги. Это не «трушно», но удобно.
— На хобби время остается?
— В «Mortal Kombat» на «Sega» люблю играть.
— У вас была классная история – фестиваль «MaxiRock», CD выпускали, потом она прекратилась. Почему?
— Мы провели его в прошлом и в этом году (см материал EastRussia «Максимум рока»), было около 20 групп в последний раз. До этого 10 лет был перерыв. Будем и дальше делать, но, скорее всего, будем проводить осенью.
— А что вообще дальше у «MaxiRock»?
— Надеюсь, что дальше будет больше эксклюзива, интересных команд. Постараюсь больше звезд отечественной и мировой музыки привлекать. Еще хочется к винилу и бобинам какие-то необычные «извлекатели музыки» добавить в эфире.
В 90-х в последние выходные марта хабаровский «политен» (тогда Политехнический институт, а ныне – Тихоокеанский государственный университет) превращался в одну большую концертно-тусовочную площадку: в актовом зале проходил Дальневосточный фестиваль рок и альтернативной музыки «Весенний драйв». В отсутствии интернета и других доступных сегодня каналов связи, для музыкантов и публики это был чуть ли не единственный шанс встретиться, поиграть и послушать. В «нулевых» «Весенний драйв» закончился, на смену ему пришли всевозможные фестивали в разных городах Дальнего Востока, но ничего постоянного так и не появилось.
Сегодня ситуация несколько изменилась: только в Хабаровске стали проходить три постоянных фестиваля: «Старпорт» (в 2024 году состоится во второй раз) в здании бывшего аэровокзала, «Рок над Амуром» на открытой площадке перед ареной «Ерофей» и Maxi Rock fest, который начинался еще в 2011 и был реанимирован в прошлом году.
Площадкой нынешнему — пятому — Maxi Rock’у по традиции стал бар Crossroads. За три дня на его сцене выступили 19 команд со всего Дальнего Востока: от Улан-Удэ до Петропавловска-Камчатского. Это, кстати, главное требование для участников фестиваля — группа должна быть дальневосточной. Отбирали участников в течение нескольких месяцев путем народного голосования и экспертного мнения жюри.
Корреспондент EastRussia в первый день фестиваля узнал у организаторов и музыкантов — что движет ими в сторону Хабаровска (и других подобных площадок) во времена электронных площадок, соцсетей и iTunes?
Громко – не значит «хорошо»
Открыть фестиваль выпало молодым — во всех смыслах — исполнителям: группе «Процесс 2.0» из Хабаровска. Немного понервничав, настраивают инструменты, подбадривают сами себя. Впрочем, организаторы сразу обозначили их: новички.
С первых аккордов становится ясно: парням еще необходимо поработать над звуком/исполнением и другими артистическими атрибутами. И понять самое главное: громко — не значит «хорошо».
Спускаюсь в гримерку, чтобы пообщаться с музыкантами: Даниил Потемкин, вокал, Влад Кононенко, бас, Дмитрий Кононенко, соло-гитара.
Ребята между собой обсуждают свое выступление, которое, как оказалось, аж третье на их счету.
— Опыт, в первую очередь, получили, — в один голос говорят музыканты. — Молодой группе сложно попасть на какие-либо концерты, потому что «старички» везде, а тут (на Maxi Rock – ER) молодых зовут, это здорово. Но на таких площадках мы и набираем аудиторию. А еще осознали все свои ошибки, самый главный вывод — репетировать и еще раз репетировать, сыгранность нужна.
Вспоминается хабаровская группа «Мраморный морж» - парням было по 15-16 лет, когда они первый раз выступали на публике в клубе «Т-34». На тот концерт жарким июльским летом они пришли вместе с родителями, а потом ребята уехали в Москву, где одно время успешно сотрудничали с лейблом «Легкие».
Организаторы фестиваля: Макс Малков, Виктор Бодров (оба – радиостанция «Восток России»), Денис Рублевский (группа The Starkillers, которая, кстати, выросла из таких вот фестивалей – сегодня этот коллектив из Хабаровска один из немногих дальневосточных может позволить себе полноценное сольное турне по всей стране. EastRussia расскажет о группе, как только музыканты вернутся с гастролей) и Константин Коротков.
Один из организаторов фестиваля — Макс Малков — подчеркивает: движ, в том числе, и задуман для того, чтобы дать возможность заявить о себе начинающим группам.
— Музыканты должны выступать перед публикой, а на деле по всему ДФО далеко не у всех есть шанс выступать. К примеру, в Благовещенске есть свой какой-то фестиваль, но группы из этого города к нам едут с удовольствием: здесь площадки другого уровня, возможностей и аудитории больше, для групп это важно, — рассказывает Максим Малков.
В первый фестивальный день из Благовещенска была группа «КрахЪ». Свой стиль определяют как «анархоролл». Группа не первый день на сцене, имеет своего слушателя. На фестивали вроде MaxiRock`a приезжают ради аудитории.
— Это то, что нам самим интересно. Это не заработок. Сыграем здесь, кому-то понравится, 10-20 человек к нам присоединится, вот и весь результат, — размышляет гитарист Ярослав Румянцев.
— Мне интересен живой контакт с публикой. Обмен энергией. Нам в кайф покататься, поиграть. Общение с людьми, знакомство. Потом к нам приезжают другие группы, — поделился вокалист Данил Буйницкий.
На фестиваль музыканты приезжают за свой счет (к примеру, перелет Петропавловск-Камчатский – Хабаровск - Петропавловск-Камчатский на одного человека обойдется в 32 тыс. рублей), гонорар за выступление не получают, организаторы оплачивают лишь сутки проживания. Но коллективы это не останавливает: в этом году на Maxi Rock было подано свыше 90 заявок. Причина банальна — по всему Дальнему Востоку не так много площадок для выступления.
Справка: Среди постоянных музыкальных фестивалей, которые проводятся на Дальнем Востоке, музыканты выделяют «VRox» (проходит в дни проведения Восточного экономического форума во Владивостоке, одно время идейным его вдохновителем был Илья Лагутенко), два фестиваля в Хабаровске (помимо Maxi Rock) – «Рок над Амуром» (проводится за бюджетные средства, с привлечением хедлайнеров типа Вячеслав Бутусов, «Пикник», Чиж и Ко, но также и с участием молодых коллективов со всей страны) и «Старпорт», и «Крылья» на Сахалине (в этом году на острове появится еще одна площадка).
Что касается раскрутки через интернет, соцсети и другие электронные сервисы, то по мнению организаторов фестиваля, это не всегда действенный метод.
— На такой PR тоже нужен определенный талант и финансы. Группа может быть хорошая, а подписчиков мало. А на таких фестивалях музыканты общаются между собой, знакомятся. Потом ездят в другие города с ответными концертами. Это движуха, — рассказал Макс Малков.
— Продвигать себя на электронных площадках — очень тяжёлая задача, — подтверждает лидер группы Chthonic Suffering Дмитрий Ерыкалов. — Большинство дальневосточных групп выкладывают свой материал самостоятельно, без привлечения лейблов и т.д. Работа со студиями, реклама и т.д. стоят немалых денег, многие группы пока просто не могут себе этого позволить. Со временем, достигнув определённой репутации и успеха, коллективы упираются в потолок и тогда уже возникает необходимость привлечения сторонних людей и организаций в продвижении музыки. А сейчас популярность группы на электронных площадках в какой-то степени прямо пропорциональна количеству аудитории, которую удаётся привлечь на концертах.
Мы — группа молодая можно сказать: собрались в конце 2020 года под именем Three stripes jackets. Было множество смен состава, в настоящий момент оригинальных участников группы не осталось. Актуальный стиль музыки можно охарактеризовать как смесь Hardcore и Death metal. Наша аудитория достаточно разношёрстная, начиная с достаточно закрытой локальной хардкор-тусовки, заканчивая широким слушателем, любящим разные направления тяжёлой музыки.
В фестивалях участвуем в первую очередь для самореализации. По сути возможность выступить на концерте — это возможность поделиться с публикой своим творчеством, получить обратную связь, убедиться, что то, что мы делаем в кайф не только нам самим.
Кстати, на сцену Дмитрий вышел на костылях и напичканный металлом в буквальном смысле: пару недель назад получил сложный перелом ноги, но и такая травма — не повод отказаться от участия в MaxiRock'e. Это, пожалуй, самое показательное доказательство востребованности рок-фестов.
Премьера Симфонии №1 «Космос» авторства Петра Дранги с участием нейросети состоялась на Приморской сцене Мариинского театра в рамках культурной программы VIII Восточного экономического форума 10 сентября. «Я бы хотел, чтобы наше взаимодействие с искусственным интеллектом происходило во благо, эти слова есть и в самой симфонии… Это ни в коем случае не соревнование и не соперничество, а именно сотрудничество… Искусственный интеллект – не замена человека, а его друг и помощник», – прокомментировал композитор Петр Дранга.
Нейросеть, визуализированная на авансцене в образе техно-матрешки с инсталлированной колонкой, сочиняла мелодию параллельно со звучанием оркестра, дополняя тем самым авторскую музыку. Тембр для нее выбрали довольно монотонный, чтобы на фоне богатой оркестровой палитры, с которой по звучанию ничто не может конкурировать, четко прослеживалась мелодия, то есть главная мысль и работа ИИ.
«В Сбере много внимания уделяется развитию искусственного интеллекта, это одно из самых топовых и перспективных направлений. Мы использовали нейросеть SymFormer, показали ей партитуры Петра и обучили ее. То есть нейросеть в режиме реального времени импровизировала на основе той информации, что она получила», – пояснил главный эксперт по технологиям, руководитель управления экспериментальных систем машинного обучения Сбера Алексей Минин.
Так как ИИ перерабатывал и генерировал композиторский текст здесь и сейчас, то финальную версию симфонии впервые слышали не только зрители, но и музыканты, и сам автор. На каждом следующем выступлении техно-матрешка будет сочинять новую партию, а значит, звучание никогда не повторится.
Руководитель дирекции творческих проектов Фонда Росконгресс Екатерина Иванова отметила: «С моей точки зрения, наш с вами совместный эксперимент вполне удался. Мы еще раз показали, что мы не только страна, музыку и искусство которой всегда очень любили и уважали в мире, но мы и высокотехнологичная страна. Концерт, зрителем которого мы стали сегодня, действительно, первый в мире».
После выступления Петр Дранга оценил творчество искусственного интеллекта на пятерку: «Как соавтор он мне понравился, думаю, я с ним не раз зажгу». Интересно, что бы ему ответила нейросеть.
Премьера Симфонии №1 «Космос» авторства Петра Дранги с участием нейросети состоялась на Приморской сцене Мариинского театра в рамках культурной программы VIII Восточного экономического форума 10 сентября. «Я бы хотел, чтобы наше взаимодействие с искусственным интеллектом происходило во благо, эти слова есть и в самой симфонии… Это ни в коем случае не соревнование и не соперничество, а именно сотрудничество… Искусственный интеллект – не замена человека, а его друг и помощник», – прокомментировал композитор Петр Дранга.
Нейросеть, визуализированная на авансцене в образе техно-матрешки с инсталлированной колонкой, сочиняла мелодию параллельно со звучанием оркестра, дополняя тем самым авторскую музыку. Тембр для нее выбрали довольно монотонный, чтобы на фоне богатой оркестровой палитры, с которой по звучанию ничто не может конкурировать, четко прослеживалась мелодия, то есть главная мысль и работа ИИ.
«В Сбере много внимания уделяется развитию искусственного интеллекта, это одно из самых топовых и перспективных направлений. Мы использовали нейросеть SymFormer, показали ей партитуры Петра и обучили ее. То есть нейросеть в режиме реального времени импровизировала на основе той информации, что она получила», – пояснил главный эксперт по технологиям, руководитель управления экспериментальных систем машинного обучения Сбера Алексей Минин.
Так как ИИ перерабатывал и генерировал композиторский текст здесь и сейчас, то финальную версию симфонии впервые слышали не только зрители, но и музыканты, и сам автор. На каждом следующем выступлении техно-матрешка будет сочинять новую партию, а значит, звучание никогда не повторится.
Руководитель дирекции творческих проектов Фонда Росконгресс Екатерина Иванова отметила: «С моей точки зрения, наш с вами совместный эксперимент вполне удался. Мы еще раз показали, что мы не только страна, музыку и искусство которой всегда очень любили и уважали в мире, но мы и высокотехнологичная страна. Концерт, зрителем которого мы стали сегодня, действительно, первый в мире».
После выступления Петр Дранга оценил творчество искусственного интеллекта на пятерку: «Как соавтор он мне понравился, думаю, я с ним не раз зажгу». Интересно, что бы ему ответила нейросеть.
Премьера Симфонии №1 «Космос» авторства Петра Дранги с участием нейросети состоялась на Приморской сцене Мариинского театра в рамках культурной программы VIII Восточного экономического форума 10 сентября. «Я бы хотел, чтобы наше взаимодействие с искусственным интеллектом происходило во благо, эти слова есть и в самой симфонии… Это ни в коем случае не соревнование и не соперничество, а именно сотрудничество… Искусственный интеллект – не замена человека, а его друг и помощник», – прокомментировал композитор Петр Дранга.
Нейросеть, визуализированная на авансцене в образе техно-матрешки с инсталлированной колонкой, сочиняла мелодию параллельно со звучанием оркестра, дополняя тем самым авторскую музыку. Тембр для нее выбрали довольно монотонный, чтобы на фоне богатой оркестровой палитры, с которой по звучанию ничто не может конкурировать, четко прослеживалась мелодия, то есть главная мысль и работа ИИ.
«В Сбере много внимания уделяется развитию искусственного интеллекта, это одно из самых топовых и перспективных направлений. Мы использовали нейросеть SymFormer, показали ей партитуры Петра и обучили ее. То есть нейросеть в режиме реального времени импровизировала на основе той информации, что она получила», – пояснил главный эксперт по технологиям, руководитель управления экспериментальных систем машинного обучения Сбера Алексей Минин.
Так как ИИ перерабатывал и генерировал композиторский текст здесь и сейчас, то финальную версию симфонии впервые слышали не только зрители, но и музыканты, и сам автор. На каждом следующем выступлении техно-матрешка будет сочинять новую партию, а значит, звучание никогда не повторится.
Руководитель дирекции творческих проектов Фонда Росконгресс Екатерина Иванова отметила: «С моей точки зрения, наш с вами совместный эксперимент вполне удался. Мы еще раз показали, что мы не только страна, музыку и искусство которой всегда очень любили и уважали в мире, но мы и высокотехнологичная страна. Концерт, зрителем которого мы стали сегодня, действительно, первый в мире».
После выступления Петр Дранга оценил творчество искусственного интеллекта на пятерку: «Как соавтор он мне понравился, думаю, я с ним не раз зажгу». Интересно, что бы ему ответила нейросеть.
Заместитель генерального директора по вопросам международного сотрудничества инвестиционного агентства ЕАО Дмитрий Кошелев рассказал EastRussia об инвестиционном климате и перспективах российско-китайского сотрудничества в регионе.
— Дмитрий, расскажите о вашей компании, чем она занимается, в развитии каких экономических проектов участвует?
В общем смысле мы занимаемся привлечением внешних и внутренних инвестиций в Еврейскую автономную область, а также реализацией и поддержкой инвестиционных проектов, направленных на экономическое развитие региона. Наши функции включают в себя создание благоприятного инвестиционного климата в регионе и повышение его инвестиционной привлекательности, предоставление услуг «одного окна» инвесторам, координация решения вопросов, связанных с взаимодействием с правительством Еврейской автономной области.
Кроме того, наша работа нацелена на то, чтобы помочь инвесторам в скорейшей реализации их проектов, а также на продвижение Еврейской автономной области в России и за рубежом, в том числе посредством организации проведения конференций, выставок, форумов.
На базе НКО Фонд «Инвестиционное агентство ЕАО» работает также центр «Мой бизнес». Это бренд федерального значения, его стратегическая цель – оказание поддержки предпринимательской деятельности, обеспечение устойчивого развития малого и среднего бизнеса. Мы предоставляем кредитование субъектам МСП, оказываем поддержку экспортноориентированным предприятиям и фермерскими хозяйствами в аграрном секторе.
— Насколько интересна ЕАО с точки зрения привлечения иностранных инвестиций? Какие отрасли или проекты наиболее привлекательны для иностранного капитала?
— В силу ряда преимуществ, которыми располагает ЕАО, регион безусловно представляет интерес для иностранных инвестиций.
Во-первых, область является международным транспортно-логистическим коридором. Мы имеем 550 км общей границы с КНР на которой функционируют 4 пограничных пункта пропуска, в т.ч. функционирует международный железнодорожный пункт пропуска «Нижнеленинское – Тунцзян», в регионе проходит Транссиб, федеральная трасса Чита-Хабаровск, имеется 2 ж/д выхода на БАМ. В совокупности действующая транспортно-логистическая инфраструктура позволяет реализовать экспортно-импортный потенциал в размере 30 млн тонн грузов в год.
Во-вторых, имеющиеся в области ресурсные возможности ведения бизнеса, а именно богатая минерально-сырьевая база, значительный земельный банк и уникальные климатические условия.
В-третьих, в области реализуется режим ТОР «Амуро-Хинганская» в состав которой вошла площадка — индустриальный парк «Нижнеленинское». На его преимуществах и перспективности стоит заострить отдельное внимание, прежде всего это более 2 000 га земельных участков в примостовой зоне железнодорожного перехода «Нижнеленинское-Тунцзян», региональные меры поддержки инвесторам, ну и конечно же режим ТОР и предусмотренные им льготы.
Наиболее привлекательными отраслями для иностранных инвесторов мы выделяем: горнопромышленный комплекс, обрабатывающие производства, транспортно-логистический и агропромышленный комплексы, леспром, строительство и энергетику, а также туризм.
— Какие проекты уже были реализованы в ЕАО с участием зарубежных инвесторов?
— Мы только в начале пути, но уже можем похвастаться успешным реализованным кейсом с участием зарубежных инвесторов.
Во-первых, высокотехнологичное лесопромышленное предприятие ООО «ВТК ИНВЕСТ» - 1,1 млрд. руб инвестиций, 293 рабочих мест. Показатели производства: 285 тыс. м3/год — объём заготовки, 154 тыс. м3/год — деловая древесина, 131 тыс. м3/год — дровяная древесина, 32 тыс. м3/год пиломатериалы хвойных пород, 12 тыс. м3/год пиломатериалы твердолиственных пород, 36 тыс. м3/год пиломатериалы мягколиственных пород, 50 тыс. т/год топливные гранулы.
— Насколько интересны для ТОР региона китайским инвесторам? Какие проекты они там реализуют?
— Иностранные инвесторы положительно относятся к преференциальным режимам, предусмотренным ТОР. Более того, одним из основных вопросов задаваемых в ходе проведения переговоров с потенциальными инвесторами, это именно вопрос — возможно ли получить статус резидента ТОР? Какие условия нужно соблюсти для этого? Поэтому, конечно, да! Перспектива стать резидентом ТОР крайне заботит китайские компании.
В настоящее время на площадке ТОР «Амуро-Хинганская» реализуют проекты уже упомянутый резидент ООО «ВТК ИНВЕСТ», ООО «Амурпром» — завод по глубокой переработке сои со всей необходимой инфраструктурой, ООО «БирЗМ» — завод по производству металлоконструкций, ООО «Мотортренд» —Завод по сборке мотоциклов.
Особый интерес для китайских инвесторов представляет режим ТОРа в примостовой территории. Прямо скажем, здесь среди инвесторов желающих реализовывать транспортно-логистические проекты, царит конкурентная борьба.
— Какие направления инвестирования наиболее перспективны по вашему мнению?
Мы открыты для сотрудничества, в нашей области есть «свободные ниши» практически во всех отраслях перспективных для инвестирования. Например, в горнопромышленном комплексе: Строительство рудника «Поперечный» по добыче и обогащению железомарганцевых руд на Южно-Хинганском месторождении в Октябрьском районе ЕАО. В туристическо-рекреационном комплексе: Проект по добыче, розливу и реализации минеральной лечебно-столовой воды из уникального месторождения в Облученском районе с объемом добычи – 25 м3/сут.
В транспортно-логистической и обрабатывающей сфере – проекты по созданию в примостовой территории международного железнодорожного перехода логистических хаб-парков, центров электронной коммерции и их складов, строительство дополнительной логистической инфраструктуры, обеспечивающей работу ж/д моста. Ну и конечно, с учетом специфики региона, в агропромышленном комплексе – строительство заводов по переработке сельскохозяйственной продукции (сои, кукурузы).
При этом я отмечу, что российскую сторону не интересуют исключительно экспортноориентированные проекты, мы настроены на совместное создание на территории области предприятий промышленности и переработки, строительство капитальных объектов, производство в регионе продукции с высокой добавленной стоимостью.
— Обсуждаете ли вы с китайской стороной вопрос создания МТОР или других форм преференциального режима для развития трансграничных проектов? Если нет, то оцените, как по вашему мнению могут быть реализованы данные проекты и насколько они интересны для бизнес-среды КНР?
— Безусловно китайскую сторону крайне интересует новый преференциальный режим международных ТОРов, особенно в ходе обсуждения перспективных проектов создания трансграничных промышленных кластеров, где бы льготный режим распространялся на предприятия промкластера, как на территории РФ, так и на территории Китая. В настоящее время мы ведем переговоры с рядом китайских партнеров по реализации серьезных трансграничных промышленных проектов, в том числе с учетом перспектив создания МТОР, но говорить о них пока рано.