Некогда известный на весь Советский Союз форпост страны в Татарском проливе, конечная точка БАМа, центр судоремонта и рыбной ловли город Советская Гавань в Хабаровском крае переживает нелучшие времена.
Мэр города Павел Боровский рассказал EastRussia о славном прошлом Советской Гавани, о надеждах и планах на будущее
- Что бы вы рассказали о Советской Гавани человеку, который никогда здесь не был?
- Советская Гавань – это самая удобная естественная в мире гавань. Здесь заканчивается – а для нас начинается – Байкало-Амурская магистраль. Здесь затоплен – чтобы не достался врагу во времена Крымской войны - в 1856-м году фрегат «Паллада», который с дипломатической миссией дошел до Дальнего Востока, до Японии из Кронштадта в 1853 году, на его борту был писатель Иван Гончаров, автор «Обломова» и книги очерков «Фрегат «Паллада». Раньше Советская Гавань была городом судоремонтников, судостроителей, военных всех родов войск. Здесь находилась база океанического рыболовства, на которой в лучшие времена трудилось около трех тысяч человек. Сейчас этого всего уже нет, военных практически нет, заводы давно стоят, но в городе по-прежнему главные праздники – это День военно-морского флота и День рыбака. Живут здесь чуть больше 22 тыс. человек, люди работают в основном в социальной сфере, на муниципальной службе, есть занятость небольшая в строительстве – недавно вот построили ТЭЦ, немного в лесной отрасли, в рыбной… Больших производств нет, самый большой коллектив – около 300 человек – это вот как раз на новой ТЭЦ. Ждем пока крупные инвесторы, может даже и государство зайдут и начнут возрождать былую славу нашего города.
- А сколько людей было в лучшие годы в Советской Гавани, когда все работало?
- Всего в районе в лучшие времена до 65 тысяч населения было, сейчас… до 40 хорошо если наберется – где-то 38 тысяч человек, это если весь район, все населенные пункты считать.
Порт Советской Гавани
Фото: пресс-служба правительства Хабаровского края
- И какая же главная проблема Советской Гавани? Или она не одна? Как вы ее решаете те 12 лет, что являетесь главой города?
- Проблема, конечно, не одна, и все они взаимосвязаны. Исчез флот – и гражданский, и военный – закрылись судоремонтные заводы, не осталось градообразующих предприятий, у города не стало экономики. И вот с тех пор мы все пытаемся работать как «привлеченцы», пытаемся привлекать к нам на территорию инвесторов. Отчасти это получается, создаем комфортные условия для них, по их сопровождению, работаем с Минвостокразвития, большие надежды возлагаем на преференции, которые на нас распространились благодаря режиму «Свободный порт Владивосток». Но вот многих инвесторов останавливает слабая транспортная инфраструктура – у нас тут всего одна колея железной дороги к нам проложена. И сейчас вот когда давались поручения по БАМу-2, мы как-то выпали из всех планов. Модернизация железной дороги, расширение пропускной способности планируется только до Ванино, хотя БАМ вообще-то, напомню, начинается и заканчивается у нас. И нам бы очень хотелось, чтобы планы модернизации были дополнены, потому что еще одна ветка железной дороги для нас жизненно важна.
- Вот вы говорите, работаете как «привлеченцы», создаете комфортные условия?
- Конечно. Но пока инициатива приходит от самих инвесторов. Для «входящих» инвесторов, которые сами принимают решение о том, чтобы здесь какой-то инвестпроект реализовать, мы со своей стороны создаем самые благоприятные условия – максимально сокращаем сроки по выдаче всевозможных разрешений, помогаем собрать технические условия, все прочие документы-разрешения, необходимые бизнесу, чтобы начать работать, подключения к инженерно-коммунальным структурам. Мы понимаем, что для инвесторов наш город, район может быть не знаком. Конечно, мы стараемся и с точки зрения гостеприимства сделать все возможное, чтобы инвестору было комфортно. Для нас главное это взаимовыгодное, прозрачное и плодотворное сотрудничество.
- Можете привести примеры такого сотрудничества, назвать организации, предприятия?
- К примеру, к нам зашли инвесторы по лесопереработке, мы помогали им в подготовке документов, в связке с институтами развития Дальнего Востока. Также, успешно сработали мы и по сопровождению самого крупного для нас за последнее время инвестпроекта компании РусГидро – строительства ТЭЦ, строительства дома для ее сотрудников. Они сами говорят, что такой скорости прохождения документов, согласований, нацеленности на положительный результат, вряд ли где-то еще можно найти. Такая обратная связь говорит о нашей качественной работе по созданию благоприятных условий.
Электрическая мощность ТЭЦ Советской Гавани 126 МВт, тепловая - 200 Гкал/ч
Фото: ПАО «РусГидро»
- В экономических новостях часто приходится слышать «Ванинско-Советско-Гаванский узел», но вместе с тем есть такое ощущение, что все портовые мощности, инфраструктура находятся в Ванино. Так ли это и почему Ванино больше на слуху?
- Ванино изначально развивалось как порт, там все оптимизировалось для портовой деятельности, там железнодорожный узел, а к нам, повторюсь, ведет однопутная дорога и в Советской Гавани упор делался на промышленном направлении – судоремонте, судостроении – гражданском и военном. И да – этой «ниточки» железнодорожной никак не хватает для развития портовой деятельности. И не только ведь сама дорога нужна – нужны здесь подъездные пути, причальные стенки. И поэтому, как я уже и говорил, когда пошел разговор про расширение БАМа, про Восточный полигон все крупные угольные компании, стивидорные компании – у них все ограничивается только Ванино, там вся эта инфраструктура есть, они готовы наращивать перевалку, им главное, чтобы везли побольше. У нас портовая деятельность тоже есть, но небольшая, хотя она и активизируется.
Еще одна наша проблема, с которой пока не получается справиться – это большое количество земель и акватории, которые находятся в ведении Министерства обороны. Из-за этого у нас очень слабо развивается марикультура, хотя все условия, казалось бы, для этого направления есть. У нас работает предприниматель, который разводит гребешка и трепанга, но это буквально единичная история. Мы неоднократно обращались и непосредственно в Министерство обороны, и через краевые власти – и это ведь проблема не только Советской Гавани, не только Хабаровского края, но и Приморья, и Камчатки – и мы получали отказ, мол, нет, передавать мы ничего не будем. Но пусть бы хоть сами использовали – пусть бы вернули сюда к нам военный флот, как это было раньше – это тоже дало бы и гражданским рабочие места, и налоги…
- То есть дефицит транспортной инфраструктуры и земли Минобороны – это основные сдерживающие факторы для развития Советской Гавани. С энергетикой с вводом новой ТЭЦ, получается, проблем нет? Ее мощностей наверняка ведь хватает на удовлетворение текущих потребностей самого города и еще и резерв есть?
- На самом деле не все так просто. Резерв есть, но он уже зарезервирован за РЖД, под БАМ. Хотя это мы говорим про резерв первой очереди ТЭЦ. Мы сейчас надеемся, что РусГидро рассмотрит возможность строительства второй очереди ТЭЦ, чтобы те инвесторы, которые уже планируют может быть свое присутствие здесь – как например Тихоокеанский гидрометаллургический комбинат, это подразделение Полиметалла – чтобы они свой инвестиционный задел могли реализовать здесь. Чтобы энергетика здесь была достаточной, чтобы проблем с ее доступностью не было.
- Понятно, то есть с энергетикой вопрос еще может оперативно решиться, расширение железной дороги – повисло в воздухе, а что с автодорогой?
- Автодорога есть – Лидога – Ванино. Ее край построил, но она неважного качества. В 2018 году ее передали в федеральную собственность и с тех пор ее пытаются привести в нормативное состояние, хотя в целом она проезжая. А вот дорога Советская Гавань – Ванино – Монгохто – это местная уже, она срочнейше требует ремонта. Но, как бы то ни было, альтернативой железнодорожному сообщению автодорога стать не сможет, хотя проезд по ней достаточно быстрый. Из Советской Гавани до Хабаровска можно добраться за шесть часов, а на поезде понадобятся сутки! Но если брать возможности грузооборота, то автомобильная дорога железной конкуренцию не составит. Да, для малого бизнеса, для индивидуальных предпринимателей, для перевозки даже контейнеров, каких-то штучных вещей автодорога интереснее, но что касается насыпных грузов и тому подобного – только железная дорога имеет смысл. И ее ограниченные пропускные способности являются сдерживающим фактором. Выход Советско-Гаванского района на БАМ осуществляется по однопутной железной дороге, протяженность которой в границах района составляет 25 км. В городе действует железнодорожная станция – Совгавань-город. Станция сейчас обеспечивает ежегодно переработку 1-1,2 млн тонн грузов. Но проблема состоит еще в отсутствие железнодорожных подходов к причалам порта Советская Гавань и в зависимости прохождения грузопотоков от грузоперевозчиков Ванинского района. Строительство нового обводного участка железной дороги решит многие проблемы грузоперевозок. Оптимизация маршрута позволит увеличить пропускную способность до 25 млн тонн в год, при электрификации железнодорожного пути данная цифра возрастет до 50 млн тонн! Это практически в 25 и в 50 раз увеличение по сравнению с тем, что есть сегодня. Считаю, что это является достаточным аргументом в пользу строительства обводного ж/д пути. И я двигаюсь в этом направлении.
Строить обводную железную дорогу предлагается не «вторым» путем параллельно существующему, а минуя Ванино и подъезды к уже построенным перевалочным терминалам.
- В проекте развития Советской Гавани, который стал вашей дипломной работой на курсе MPA (англ. Master of Public Administration - программа подготовки управленческих кадров) Дальневосточного федерального университета, в качестве одного из рисков вы указываете «высокую экологическую активность» населения. И я не могу не спросить, не стала ли эта активность причиной, по которой А-Проперти свернуло проект строительства угольного терминала на территории района? Или как там дело было?
- Пока рано говорить, что проект свернут окончательно, обратной связи пока нет, но да – А-Проперти хотели делать в поселке Заветы Ильича современный перевалочный угольный терминал, чтобы через него вывозить уголь с Эльгинского месторождения. Но приостановили они свой проект из-за пропускной способности железной дороги – этот момент сейчас как раз тот риск инвестора, который не позволил реализовать проект. Но даже на предварительном этапе А-Проперти серьезно помогли бюджету местного муниципального образования, проявили себя как добропорядочные партнеры.
- Но ведь была история с недовольством местных жителей, которые опасались пыления, возникающего при перевалке угла, как об этом часто сообщали из соседнего Ванино?
- Были и такие, но были те, кто выступал «за», кто хотел, чтобы терминал появился. И давайте не забывать, что пыления в Ванино происходили только там, где использовались неприспособленные под перевалку угля портовые мощности, а не изначально построенные с соблюдением всех экологических требований. Но и в Ванино сейчас есть терминал, который работает с соблюдением всех этих требований, и А-Проперти, понимая всю эту ответственность, они планировали построить именно такой современный терминал. Но да – в районе проходили общественные слушания, было много голосов «против», но было много и «за». И я бы сказал, что тех, кто «за» было ничуть не меньше, а может и больше. При этом А-Проперти обещали учесть все пожелания, но все-таки главным риском для них стало качество железной дороги, ее пропускная способность.
- Кстати недавно совсем на совещании у Президента страны, прозвучала информация, что ОАО РЖД по предложению «Эльгаугля» рассматривает возможность строительства для вывоза угля из Якутии железнодорожной линии, параллельной БАМу и Транссибу – с выходом в поселок Чумикан и Удскую губу. Значит ли это, что «Эльга» для Советской Гавани полностью потеряна?
- Я хоть и понимаю, что для развития большой экономики это было бы хорошо, но мне, конечно, очень жалко, если такой проект от нас уйдет. Но с другой стороны это пока только предложение, и там с нуля надо строить железную дорогу от месторождения, а здесь и расстояние меньше, и здесь к тому же можно было бы развернуть хорошую ремонтную базу для вагонов, здесь для этого все есть. И пока конкретной информации о том, что А-Проперти от нас уходит, я хочу верить, что их проект по перевалке угля будет реализован у нас.
- А насколько реально возрождение судоремонтного производства в Советской Гавани? Оно кому-нибудь вообще может быть интересным?
- Мне кажется надо говорить не только про судоремонт, но и про судостроение. Ведь посмотрите – и старый советский флот, и купленные где только можно суда в последнее время – они иногда не могут дойти до Владивостока на ремонт, и здесь бы это было бы все востребовано, но надо и строить. Я бы хотел, чтобы нас услышали в Объединенной судостроительной компании, чтобы те хорошие задумки, которые были в советские времена, чтобы они были реализованы, чтобы наше побережье стало центром судостроения и судоремонта. И при этом, чтобы новым стержнем развития Советской Гавани стал порт и портовая деятельность. Все остальные отрасли, как мне думается, подтянутся сами, когда здесь будет активная жизнь в порту. Мне хочется, чтобы к нам приехали люди, принимающие решения – пусть это будут два, три человека, чтобы они увидели, потенциал этого места. Чтобы воплотились слова Воина Андреевича Римского-Корсакова, который пришел сюда на фрегате «Паллада»: «Подобную Гавань трудно отыскать в целом мире. Все флоты мира здесь без труда поместятся в совершенном спокойствии от всяких ветров и непогод. Мы можем теперь, имея в руках такую гавань, устье Амура и Сахалин, владеть всею торговлею северного Тихого океана».
беседовал Алексей Збарский