Губернатор Сахалинской области — о главных целях, поставленных перед регионом
Сахалинская область намерена перевести на газ жилые дома, предприятия и транспорт. Также перед регионом стоит задача по развитию альтернативной энергетики и снижению выбросов углекислого газа в атмосферу. По этим показателям регион намерен стать первым в России. Об этих и других целях на ближайшие годы в интервью EastRussia рассказал губернатор Сахалинской области Валерий Лимаренко.
- На недавно прошедшей конференции «Нефть и газ Сахалина» обсуждался вопрос перехода к «зеленой» экономике. Как Сахалин сможет изменить климатическое поведение и как это повлияет на жизнь в регионе?
- В следующем году в России вступает в силу Парижское соглашение о климате. Оно направлено на снижение углекислого газа в атмосфере. В этом мы хотим стать первыми в России. Уже готовится проект федерального закона, который закрепит за Сахалином статус пилотного региона.
Мы ставим амбициозные задачи по развитию альтернативной, в том числе водородной энергетики. В этом смысле наш регион обладает большим потенциалом, что создает основу для перехода на чистую энергетику в разных секторах экономики.
Проекты по уменьшению углеродного следа уже реализуют крупные нефтегазовые компании, работающие в рамках проектов «Сахалин-1, 2, 3». Сегодня стоит задача – создать единую систему контроля за парниковыми газами для всего островного региона.
Помочь этой работе призван Сахалинский климатический центр. Соглашение о его создании на Дальневосточном энергетическом форуме подписали представители Сахалинского госуниверситета и Института глобального климата и экологии имени академика Израэля.
- Обсуждался и вопрос оздоровления экономики за счет перехода на газ. Как регион намерен реализовывать это? Какую роль сыграет создание нефтегазового индустриального парка?
- Во всех отраслях, где есть значительная топливная составляющая, использование газа дает серьезный экономический эффект, поэтому мы поставили задачу газифицировать регион, перевести на этот вид топлива генерирующие мощности и транспорт.
Эту работу мы ведем вместе с компанией «Газпром». В рамках конференции «Нефть и газ Сахалина» мы подписали совместную пятилетнюю программу. В общей сложности планируется построить около 1 200 км газопроводов, газифицировать свыше 26 тыс. домов и 157 предприятий и котельных. Для удаленных районов предусмотрена автономная газификация за счет сжиженного природного газа.
Предусмотрено также строительство малотоннажного СПГ-завода «Газпрома». Это будет установка производительностью до 42 тыс. тонн в год. Построят на Сахалине и на Курильских островах и объекты потребления СПГ. Меморандум о строительстве завода также был подписан на конференции.
На прошлой неделе обсудили с главой «Газпрома» Алексеем Миллером первоочередные задачи для реализации программы развития газоснабжения и газификации региона на период 2021-2025 годов. Предстоит построить более одной тыс. км газопроводов, восемь газораспределительных станций, перевести на это топливо 157 котельных и 26 тыс. домовладений. Общий объем инвестиций в газификацию Сахалинской области превысит 33 млрд рублей. При этом компания планирует построить социально значимые объекты в Южно-Сахалинске. Будем помогать ей в этом.
Мы активно работаем над тем, чтобы замотивировать автомобилистов переходить с бензина на газ. Правительство области уже полностью компенсирует затраты жителей при переводе автомобилей на этот вид топлива. На эти цели выдали около одной тысячи сертификатов. Продолжаем открывать газовые заправки. Пока их не так много — мы в начале пути. Но вопрос решаем. В перспективе сеть охватит все крупные населенные пункты.
Стимулируем и создание нового рынка для бизнеса, который занимается переводом автомобилей на экологически чистое топливо, развитием газомоторной инфраструктуры. Нам необходима сеть газовых заправок, станции технического обслуживания, которые будут осуществлять перевод на газовое оборудование. В местах, где небольшое количество потребителей, необходимо обеспечить работу передвижных заправщиков.
Если говорить о роли нефтегазового индустриального парка, то на его территории рассматриваем возможность размещения станций техобслуживания, а также предприятий по сервису СПГ-оборудования.
В целом, создание нефтегазового индустриального парка направлено на то, чтобы увеличить локализацию сервисов для нефтегазовых компаний до 25%. Это приведет к снижению зависимости отрасли от поставок оборудования и комплектующих из-за рубежа, увеличению поступлений в областной бюджет, появлению новых высокопроизводительных рабочих мест для сахалинцев и курильчан.
Также планируем использовать газ для производства еще одного экологически чистого вида топлива — водорода. Под эти цели будет создан отдельный индустриальный парк, где разместятся производители водорода и сервисные компании.
- Сахалин намерен развивать экологический туризм, проекты региона вошли в нацпрограмму. Почему решили уделять внимание этому направлению? Каким проектам уделите особое внимание?
- В Сахалинской области огромное количество уникальных природных мест, и вполне логично использовать этот потенциал для развития туризма. Но при этом важно сохранить экологическое биоразнообразие. Реализация проектов экологического туризма как раз и позволит решить эти вопросы.
В числе крупных проектов — развитие туристско-рекреационного кластера «Лагуна Буссе». Эта инициатива вошла в ТОП-10 всероссийского конкурса Агентства стратегических инициатив, итоги которого подвели на прошлой неделе.
Проект охватывает около десяти мест, таких как озеро Буссе, мысы Великан и Евстафия, Бирюзовые озера и другие уникальные природные объекты. Они притягивают туристов и сейчас. А благодаря победе в конкурсе мы сможем сделать их посещение более комфортным: создать визит-центры, зоны глэмпинга, пешие тропы, беседки для отдыха и многое другое. Также это позволит нам обеспечить уход за территориями.
Если говорить о других туристических проектах, которым уделим внимание, то это «Архипелаг Онекотан» на Северных Курилах, «Итуруп Резорт» на средних Курилах, а также туристско-рекреационный кластер «Южные Курилы». Готовимся к реализации этих проектов, ищем инвесторов.
- Сахалинская область на четыре года раньше срока, первой в России, завершит программу переселения из аварийного жилья. Как этого удалось достичь?
- В Сахалинской области большой объем аварийного жилья, люди годами и десятилетиями ждут переселения, поэтому я поставил задачу активизировать эту работу. Мы увеличили объем средств на эти цели из областного бюджета, смогли вовлечь и средства фонда реформирования ЖКХ.
На федеральном уровне нашу работу оценили, и теперь Сахалинской области планируется выделить дополнительные федеральные средства через Фонд ЖКХ на расселение аварийного жилья, признанного таковым после 1 января 2017 года, в том числе и на Охинскую программу.
- Будут ли задействованы земли, которые передало Минобороны региону, в жилищной застройке?
- Да, конечно. В Южно-Сахалинске переданный земельный участок будет использован для строительства нового микрорайона «Гарант». Общая проектируемая площадь жилья составит 110 тыс. кв. метров. Там смогут проживать 3 500 человек. Предполагается также строительство общеобразовательной школы на 550 мест и двух детских садов на 240 мест.
Хочу отметить, что из-за отсутствия технических условий для подключения к сетям водоснабжения рассматривается вопрос передачи Министерством обороны России дополнительных смежных земельных участков в целях строительства нового водозабора и для возможности расширения границ строящегося микрорайона.
Также министерство передало земельный участок площадью 29,4 гектара под строительство нового микрорайона «Северная долина», расположенного в планировочном районе Ново-Александровск Южно-Сахалинска (поселок Северный городок). В комплекс входит строительство детского сада на 400 мест, общеобразовательная школа на 500 мест и многоэтажная застройка на 3 050 квартир.
Под жилищное строительство передали земельный участок площадью 14 гектар по улице Украинской в Южно-Сахалинске. На сегодняшний день вносятся изменения в градостроительную документацию для предоставления земельного участка под застройку.
- В прошлом году вы решили ввести в регионе KPI — показатель эффективности работы чиновников. Удалось ли реализовать идею, и какие плоды она принесла?
- Как раз на прошлой неделе мы провели двухдневную сессию KPI, где члены сахалинского правительства отчитались за девять месяцев работы. Так, в здравоохранении добились снижения смертности от болезней системы кровообращения и новообразований. Существенно сократили дефицит кадров, 28 из 36 островных поликлиник получили звание доступных.
Задача в сфере образования – приблизить подготовку кадров к потребностям работодателей. Уже разработано 11 программ опережающей профессиональной подготовки для ведущих сахалинских предприятий угольной и строительной отраслей. Что касается работы министерства строительства, то с начала года свои жилищные условия улучшили 8,5 тыс. семей — почти на 2,5 тысяч больше запланированных показателей.
И такие ключевые показатели эффективности определены для каждого министерства и ведомства. Все они призваны повысить качество жизни в островном регионе. Но самое главное – это доверие жителей, их оценка эффективности работы властей. Мы регулярно проводим социальные опросы, собираем обратную связь через обращения жителей в социальных сетях. Сделать эту работу еще более эффективной призван Центр управления регионом, который открылся в Сахалинской области в сентябре.
- Уже известно, что дальневосточную авиакомпанию назовут «Тайга». Какую роль в ней сыграет Сахалин, авиакомпания «Аврора»?
- В составе единой дальневосточной авиакомпании планируется объединить всех авиаперевозчиков, работающих в Дальневосточном федеральном округе. «Аврора» среди них — одна из наиболее крупных и динамично развивающихся. И мы считаем, что ее роль в новом объединении должна быть одной из ведущих.
- Продолжая тему авиаперевозок. Субсидии на перелеты в ДФО быстро заканчиваются, власти Сахалина обычно договариваются с перевозчиками, сами выделяют деньги на льготные перелеты. Как обстоят дела с этим сейчас, есть ли нехватка билетов и будете ли вы возвращаться к практике субсидирования из регионального бюджета?
- Субсидирование авиаперевозок за пределами региона относится к полномочиям государства. В то же время, чтобы повысить транспортную доступность региона, мы участвовали в программе софинансирования перевозок из Южно-Сахалинска в Благовещенск, Комсомольск-на-Амуре и Петропавловск-Камчатский, а также из Хабаровска в Оху и Ноглики.
В связи с пандемией коронавирусной инфекции часть полетов приостановлена. Сейчас при поддержке Сахалинской области осуществляется субсидирование авиаперевозок льготных категорий граждан на рейсах Москва — Южно-Сахалинск авиакомпании «Аэрофлот».