Настоящий лидер всегда в авангарде - достижения АО «Восточный Порт» в непростом 2020-м
Запуск самого современного железнодорожного парка на Дальнем Востоке России, внедрение уникальных инновационных технологий для экологически безопасной перевалки российского угля и успешное прохождение ресертификации на соответствие международным стандартам экоменеджмента – эти и другие достижения в активе АО «Восточный Порт» в непростом 2020 году.
РЕЛЬСЫ К МОРЮ
Празднично сверкающая огнями железнодорожная станция - это высокотехнологичный электрифицированный парк «Новый» станции Находка-Восточная ДВЖД, рассчитанный на прием составов, следующих в специализированный угольный комплекс АО «Восточный Порт». Официальный запуск парка состоялся 18 ноября 2020 года, а команду к приему первых вагонов с кузбасским углем, предназначенным на экспорт в страны АТР, дал премьер-министр Михаил Мишустин в режиме телемоста в ходе XIV Международного форума «Транспорт России».
Железнодорожный парк «Новый» - это 12 электрифицированных железнодорожных путей, рассчитанных на составы в 71 вагон, и стометровая тупиковая ветка для отстоя электровозов после их отцепки от вагонов с углем. Общая длина построенных путей - 19 км. По техническому оснащению железнодорожный парк «Новый» на сегодня - самый современный и инновационный на Дальнем Востоке России.
«С завершением строительства новых мощностей на 25 млн тонн увеличена общая пропускная способность станции Находка-Восточная, которая обеспечивает подачу и уборку вагонов, движение грузопотоков. Тем самым мы синхронизировали инвестиции в железнодорожную и портовую инфраструктуру и сняли ограничения на «последней миле» Транссиба, теперь она действительно «зеленая». Всего компания АО «Восточный Порт» инвестировала в железнодорожное строительство около 5 млрд рублей. Это серьезная цифра. Проекты дадут Находке-Восточной технологическую свободу, оптимизируют работу станции и сократят время подачи и уборки подвижного состава. Увеличение мощностей поможет снизить проблему «брошенных» поездов на участках от Уссурийска до Находкинского узла. И это наше большое общее достижение с железнодорожниками», – прокомментировала директор по портовым и железнодорожным проектам ОАО «УГМК» Ирина Ольховская.
Инновационные подходы дают возможность круглосуточно обрабатывать поезда на этом важном участке Восточного полигона РЖД. Здесь возведены посты электрической централизации, трансформаторные подстанции, бытовые объекты для работников. Введены микропроцессорная централизация стрелок и сигналов, устройства всех современных видов связи. Подогрев стрелочных переводов гарантирует их бесперебойную работу даже при отрицательных температурах. Уникальная технология АСКИН (автоматизированная система контроля инвентарных номеров вагонов) позволяет с помощью телекамер автоматически распознавать инвентарные номера всех типов грузовых вагонов при скорости до 60 км/ч. и формировать электронные данные. Как и в порту, в проектах новых железнодорожных парков используются сберегающие природу технологии. Над железнодорожными путями построен автомобильный путепровод, благодаря которому исчезли «пробки» из машин и составов, а значит, сведены к нулю вредные выбросы транспорта. На границах железнодорожных парков по всей длине установлен шумозащитный экран высотой три метра. Он изолирует жителей ближних домов и экосистемы от промышленной нагрузки станции Находка-Восточная. В дополнение к железнодорожным мощностям стивидор построил новые водоотводные системы и очистные сооружения для сбора поверхностных стоков.
Парк «Новый» – не первый железнодорожный проект стивидорной компании. Вкладывать инвестиции в конечную точку Транссиба – станцию Находка-Восточная, куда по Дальневосточной магистрали стекаются грузы, АО «Восточный порт» начало еще в конце прошлого века. В 1998 году предприятие построило дополнительный приемоотправочный парк – так называемый «четвертый пучок» - и безвозмездно передало его на баланс железнодорожникам. А с открытием электрифицированного парка «Б», предназначенного для вывода порожних вагонов всех компаний бухты Врангеля, к восьми путям добавились пять новых протяженностью 7,3 км и общей вместимостью 355 вагонов. Благодаря парку «Новый» в штате АО «Восточный Порт» будут созданы 100 квалифицированных рабочих мест.
«Многолетние отношения связывают нас с главным смежником – ОАО «РЖД». Мы не просто партнеры, мы – единое целое, – поделился управляющий директор АО «Восточный Порт» Вадим Байбак. - Мы сдали в эксплуатацию ЖД парк «Новый» – это позволит нам наращивать грузооборот до 55 миллионов тонн в год через терминалы Порта. Для сравнения, в 2020 году мы направили в 16 стран, среди которых Китай, Южная Корея, Япония и Индия, порядка 27-29 млн т угля. 55 миллионов тонн - это большая цифра, таких мощностей ни у кого в стране нет. Можно с уверенностью сказать, что в последние годы экспорт российского угля охватил ¾ мирового рынка, и ничто не мешает нам стремиться к безоговорочному лидерству по высокотехнологичной перевалке угля в России».
НА ОПЕРЕЖЕНИЕ
Пандемия COVID-19 стала настоящей проверкой на живучесть и для малого и среднего бизнеса, и для предприятий-«тяжеловесов». «Восточный Порт» встретил опасную инфекцию во всеоружии. В сложных экономических условиях стивидорная компания мобилизовала трудовые и производственные ресурсы, продолжая четко и в срок выполнять обязательства перед партнерами. Меры профилактики здесь ввели уже в конце января 2020 года (первое заявление о мутации коронавируса и угрозе глобальной эпидемии власти КНР сделали 22 января, - прим. ред.). Уже 11 месяцев в организации соблюдается обязательный масочный режим – сменный комплект выдают на проходных предприятия, – и обработка рук санитайзером. Кроме того, регулярно дезинфицируются офисы и обеззараживается воздух в столовых. Заступающих на смену сотрудников осматривают в организованных здесь медпунктах, а на перегрузочных комплексах круглосуточно работают бесконтактные тепловизоры.
«Восточный Порт» позаботился не только о себе и своих сотрудниках, но и о тех, кто оказался в уязвимом положении. За все время пандемии сотни жителей Находкинского городского округа и входящего в его состав микрорайона Врангель, среди которых ветераны и многодетные семьи, получили в подарок продуктовые наборы. Их с соблюдением санитарных мер разносили по домам волонтеры Фонда поддержки социальных и экологических инициатив «Восточный Порт», созданного как площадка для открытого диалога с жителями Врангеля. А к 75-летию Победы портовики уже традиционно вручили цветы, продуктовые корзины и денежные подарки ветеранам и труженикам тыла.
С апреля по июль на дороги во Врангеле выходили новейшие пылеуборочные машины марки Koluman с мощными пульверизаторами. Их оснастили для дезинфекции улиц микрорайона экологически безопасным раствором, одобренным к применению Роспотребнадзором.
Летом сотрудники Фонда «Восточный Порт» доставили в детские сады Находки и Врангеля инфракрасные термометры, маски, одноразовые перчатки и средства дезинфекции, а для Находкинской городской больницы - крупную партию медицинских масок. Чуть позже, в сентябре, портовики передали медучреждению экспресс-тесты на COVID-19. С начала учебного года приборы для профилактики распространения коронавирусной инфекции – рециркуляторы воздуха и пирометры – появились в школах, детсадах и в Доме культуры микрорайона Врангель. Партию инфракрасных градусников получила и школа соседнего села Хмыловка. Уже в разгар «второй волны» пандемии еще одна партия инфракрасных термометров и автоматических аппаратов для дезинфекции была направлена в среднюю школу № 20 поселка Врангель.
Поддержка сферы здравоохранения – одно из 12-ти направлений деятельности Фонда «Восточный Порт». За 9 месяцев 2020 года компания «Восточный Порт» направила на программы социального развития «Ветераны», «Волонтеры», «Дети», «Духовное развитие», «Здоровье», «Историческое наследие», «Команда Восточного», «Комфортная среда», «Культура», «Образование», «Социальная поддержка» и «Спорт» около 53-х миллионов рублей.
Летом Фонд подарил Совету ветеранов Врангеля новую оргтехнику, а также оказал помощь в создании электронной базы данных на основе обновленных списков ветеранов и «детей войны». А к первому сентября 118 детей из многодетных и малообеспеченных семей получили наборы школьных принадлежностей и канцелярии. Также в 2020 году Фонд помог застраховать первоклашек из Врангеля и Хмыловки, закончил капремонт в школе №19, утеплил фасад «Восточной больницы» и благоустроил территорию микрорайона. В ноябре стивидорная компания приступила к строительству современной детской площадки в микрорайоне Врангель.
Из-за коронавируса в этом году сдвинулся по срокам задержался, но все же состоялся шестой по счету эколого-просветительский проект «Экомарафон». Вместе с волонтерами работники АО «Восточный Порт» и Фонда «Восточный Порт» собрали более 270 мешков мусора на популярных пляжах Врангеля. В самом поселке высадили тысячи цветов и около пятисот деревьев и декоративных кустарников. Вместе с портовиками с каждым годом все больше местных жителей присоединяется к акциям «Экомарафона» – морским субботникам, озеленению, экологическим викторинам.
ПРИОРИТЕТ №1
Экологическая безопасность при перевалке угля, забота об окружающей среде и жителях –приоритет №1 в работе АО «Восточный Порт». Два с половиной года назад было подписано пятистороннее соглашение с администрацией Приморского края, Минтрансом РФ, Росприроднадзором и Росморпортом по которому компания реализует План природоохранных мероприятий для минимизации воздействия на окружающую среду. Документ лег в основу собственной комплексной экологической программы АО «Восточный Порт», в которую стивидорная компания инвестирует около 6 млрд рублей.
В 2020 году терминал АО «Восточный Порт» модернизировал системы аспирации и пылеподавления в зданиях вагоноопрокидывателей суммарной мощностью 600 тыс. м3 в час и системы аспирации внутри пересыпных станций мощностью свыше 100 тыс. м3 в час. Кроме того, здесь заработали самоходные комплексы всесезонного пылеподавления, были модернизированы системы круглогодичного пылеподавления, работающие под высоким давлением на судопогрузочных машинах.
Ветропылезащитные экраны высотой 20 метров по периметру предприятия достигли длины более 3 км и площади покрытия – свыше 60 тыс м2. Основная задача перфорированных стальных панелей, уже успешно прошедших «краштест» приморскими тайфунами в сентябре 2020 года, - останавливать мелкую фракцию угля, чтобы она не попала за границы санитарно-защитной зоны предприятия. Объем инвестиций на установку ветропылезащиты с учетом работ в 2020 году превысил 2 млрд рублей. Одним из ключевых направлений стала модернизация системы орошения на угольных складах предприятия – ряд ее компонентов уникален и не имеет аналогов в мировой практике.
«Являясь ответственным природопользователем, АО «Восточный Порт» стремится развивать свои лидирующие позиции самого мощного, современного и безопасного специализированного перегрузочного угольного комплекса на тихоокеанском побережье Северо-Восточной Азии. На специализированном терминале предприятия применяется комплекс наилучших доступных технологий, не только обеспечивающих высокое качество погрузочно-разгрузочных работ, но и исключающих контакт угля с окружающей средой вне территории комплексов. В том числе, это закрытые здания вагоноопрокидывателей и пересыпные станции с системой аспирации, крытое конвейерное оборудование, системы многоступенчатой очистки воды, сухого тумана, пылеподавления на устройствах сортировки и транспортировки угля, специализированная пылеуборочная техника и другие технологии», - рассказал управляющий директор АО «Восточный Порт» Вадим Байбак.
В 2020 году компания продолжила внедрять высокоточные автоматизированные цифровые системы учета электроэнергии и воды для их экономичного расходования. На базе собственной аккредитованной лаборатории АО «Восточный Порт» каждый день ведет мониторинг состояния воздуха, промышленных вод и акватории бухты Врангеля, под наблюдением находятся также сила и скорость ветра. Здесь установлены анализаторы пыли и четыре метеопоста, данные с которых оперативно уходят на сайт приморского Гидрометцентра.
Знаковым событием уходящего года для портовиков стало успешное прохождение ресертификации ISO 14001:2015. Несколько лет назад компания АО «Восточный Порт» стала первым угольным терминалом Дальнего Востока России, получившей сертификат соответствия требованиям международного стандарта ISO 14001:2015 «Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению». Минувшей осенью ежегодный аудит провело крупнейшее международное общество по сертификации – DNV-GL Business Assurance на производственных комплексах и подразделениях предприятия. Эксперты проверили компетентность сотрудников, документацию, разработанную по требованиям стандарта системы экологического менеджмента, реализацию соответствующих процедур и готовность предприятия к предотвращению и ликвидации аварий.
НАДЕЖНЫЙ ЯКОРЬ
Инвестиции в кадры и благоприятный социальный климат в регионе – один из базовых принципов АО «Восточный порт». Сегодня в компании работает более 2200 высококвалифицированных сотрудников, в том числе, целые трудовые династии. Средняя зарплата в стивидорной компании на 80% выше, чем в среднем по Приморью, соответственно, и объем отчислений по налогу НДФЛ у АО «Восточный Порт» один из самых высоких в крае.
АО «Восточный Порт» традиционно входит в пятерку «якорных» налогоплательщиков Приморского края. В 2019 году общие бюджетные отчисления предприятия составили 2,7 млрд рублей. Почти две трети этой суммы ушло в казну Приморского края и Находкинского муниципалитета. За три квартала 2020 года АО «Восточный Порт» перечислило в бюджеты всех уровней более двух млрд рублей, из них более полутора млрд - в региональный и местный бюджеты, свыше 200 млн – в федеральную казну, и около 455 млн рублей - во внебюджетные фонды. Косвенно стивидорное предприятие стимулирует и рост платежей в бюджеты Дальнего Востока своей корпоративной жилищной программой: работники компании могут выбирать и покупать квартиры без переплаты процентов по ипотеке. Также сотрудники и их семьи получают также ежемесячные компенсационные выплаты по коллективному договору компании с персоналом, санаторно-курортное лечение, путевки в детские оздоровительные лагеря и т.д. За 9 месяцев 2020 года портовики направили на эти цели более 53 млн рублей.
«Для привлечения и удержания квалифицированных специалистов важно создавать привлекательные условия для жизни, это аксиома. Но современная социально-экономическая политика нашей компании – это не только высокие зарплаты, гарантии, комфортные и безопасные условия на производстве, но и глобальные инвестиции в развитие территории, на которой мы ведем свою деятельность. С дальнейшим развитием высокотехнологичного угольного терминала Третьей очереди и включением в работу всех мощностей парка «Новый» в 2021 году мы будем обрабатывать больше балкеров, вагонов, наращивать грузооборот, опираясь на исключительно безопасную перевалку угля с использованием лучших мировых практик, увеличивать налоговые отчисления в развитие нашего региона, и, конечно, развивать все наши традиционные социальные программы», – подытожил управляющий директор АО «Восточный Порт» Вадим Байбак.