Президент ВАРПЭ Герман Зверев — о перспективах субсидирования перевозки лососей и сардины иваси с Дальнего Востока в центральные регионы страны
Правительство России до середины апреля 2024 года должно принять конструктивное решение о ж/д перевозке лососей и сардины иваси с Дальнего Востока в центральные регионы страны. О том, как это скажется на ценах на рыбу для конечных потребителей, и помогут ли субсидии дальневосточным рыбакам, размышляет президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) Герман Зверев.
ВАРПЭ предлагала распространить льготный тариф на перевозку рыбопродукции на горбушу, сельдь и сардину иваси в 2021 году. Правительство решило начать с минтая — главного промыслового ресурса страны с долей в ежегодном вылове свыше 35% (около 1,8-1,9 млн тонн). Это решение дало свои результаты и стало одним из стимулов для роста поставок продукции на внутренний рынок. За два года с использованием субсидии по железной дороге перевезли почти 180 тыс. тонн минтаевой продукции.
Субсидия на перевозку горбуши, самого массового вида лососевых, будет способствовать увеличению ее предложения на прилавках, что позволит удовлетворить высокий спрос со стороны россиян. Как показало исследование ВЦИОМ, которое центр провел для ВАРПЭ в мае 2023 года, горбуша занимает вторую строчку в рейтинге любимых видов рыбы в России. Она уступает лишь скумбрии и сельди, которые делят между собой лидерство. У молодежи от 18 до 24 лет горбуша также на втором месте, но пока ее немного опережает форель.
С сардиной иваси ситуация иная: сейчас эта рыба недооценена переработчиками и ретейлерами из центральной части России. Повышение ее ценовой доступности могло бы стать стимулом для изменения ситуации. Иваси является полноценным аналогом сельди, при этом ее выгодно отличает более нежное и сочное мясо. Напомню, что в СССР она продавалась под брендом «сельдь иваси», который наряду с килькой в томатном соусе стал рыбным символом эпохи развитого социализма. В начале 90-х популяция иваси почти исчезла. Промысел после 25-летнего перерыва возобновили в 2018 году. В прошлом году наши рыбаки добыли 543,9 тыс. тонн иваси — в 1,9 раза больше, чем годом ранее. Такие высокие уловы ожидаются в ближайшие годы, что в комплексе с субсидированием доставки иваси должно повысить ее привлекательность для переработчиков европейской части страны, а это значит, что на российских прилавках может расшириться ассортимент пресервов, консервов, копченой и соленой рыбы.
Одновременно с этим, чтобы субсидия действительно стала импульсом для развития внутреннего рынка, важно грамотно проработать механизм ее практической реализации. Во-первых, учесть сезонность промысла при планировании заявочной кампании на получение этой меры поддержки. Так, основной объем минтая добывается зимой, красная рыба — летом, а иваси — летом и осенью. Во-вторых, предусмотреть достаточное финансирование программы: ее расширение должно сопровождаться увеличением объема бюджетного ассигнования. Мы оцениваем потребность такого финансирования в 1,5 млрд рублей ежегодно.
В среднем россияне едят гораздо меньше морепродуктов, чем рекомендованные Минздравом 28 кг. Если потребление мяса в последние годы обновляет рекорды, то рыбная категория в лучшем случае остается примерно на одном уровне – 20-22 кг на человека ежегодно. Популяризация дальневосточной рыбы с целью насыщения внутреннего рынка стала одной из тем Дня сельского хозяйства на выставке «Россия», проходящей в Москве на ВДНХ. Лейтмотив – участникам всей цепи поставок рыбной продукции нужно консолидировать усилия по продвижению морепродуктов, а государству поддержать отрасль, которую не обошли стороной финансовые проблемы.
У молодежи рыба не в почете
По оперативным данным Росстата, за 2023 год производство рыбной продукции достигло 4,4 млн т, что на 6% больше результата за предыдущий год.
Между тем, рассказала заместитель руководителя Роскачества Ольга Шанаева, по отдельным социально-возрастным группам фиксируется снижение частоты покупок рыбы. Сегодня едят рыбопродукцию один раз в неделю и чаще 42% россиян. Это в 1,6 раза меньше, чем пять лет назад (в 2018 году – 68%). Потребление рыбы один раз в месяц и реже характерно почти для трети населения.
Чаще других включают рыбопродукцию в свой рацион люди старше 45 лет. В то же время уровень еженедельного потребления рыбы среди молодежи не только ниже, но и быстрее снижается. За пять лет этот показатель сократился 2,5 раза: в 2018 году он составлял 55%, в 2023-м – 31%.
«Здесь как мы видим прежде всего нужно ориентироваться на молодое поколение, именно оно является драйвером потребления как в краткосрочной перспективе, так и в долгосрочной. Складывающееся отношение молодежи к рыбе (более частый отказ от потребления, отсутствие культуры приготовления, осведомленности о разнообразии рыбы) создает риски для отрасли», – заявила Ольга Шанаева.
Вместе с тем молодое поколение не столь далеко от морепродуктов: считается, что люди в возрасте от 18 до 24 лет являются главными любителями суши. Сегодня молодежь не хочет заниматься чисткой, разделкой рыбы, сложным ее приготовлением, соглашается руководитель отдела продаж Рыбное производство сети «Гипер-Глобус» Олег Рябов, и этот факт следует учитывать производителям и ритейлу.
«У той же курицы продаются отдельно ноги, крылья, филе. По рыбе это тоже есть, но в меньших объемах. Мы заметили, что чем больше даем покупателю готового продукта, тем он интереснее воспринимается», – уточнил он.
Распробовать минтай на вкус
В среднем россияне потребляют пять видов рыбы, сообщают в Роскачестве. В топ-5 входит скумбрия (46%), сельдь (46%), горбуша (44%), минтай (40%), форель (37%).
Стоит сказать, что в 2022 году на Дальнем Востоке добыто 1,9 млн тонн минтая, при этом на внутренний рынок поставлено всего лишь 183 тыс. тонн (по предварительным итогам 2023 года – 200 тыс. тонн). Сейчас годовое потребление этой рыбы в России составляет без малого 1,3 кг на человека.
«Это немало, но мы видим, что есть куда расти», – признает президент Ассоциации добытчиков минтая (АДМ) Алексей Буглак.
Согласно опросу, из тех, кто говорил о недостатках минтаевой продукции, в 30% ответах указали на то, что им предпочтителен вид другой рыбы. Еще 19% отметили, что не нравится вкус минтая, а 15% – запах.
Исследование барьеров потребления показало, свидетельствуют в АДМ, что основные из них обусловлены эмоциональными факторами, связанными с восприятием минтая потребителем, например, как рыбы для кошек.
«Возможно влияет негативное воспоминание из детства: в детских садах готовили не вкусно, – не исключил Олег Рябов. – В школах это тоже не особо популяризировалось».
Изменить потребительскую картину в лучшую сторону – одна из ключевых целей программы «Дальневосточный минтай», пояснил Алексей Буглак. Речь, в частности, идет об информировании потребителей о современных технологиях промысла и переработки, в том числе особенностях морской заморозки рыбы, благодаря которой сохраняются полезные свойства и вкусовые качества. Например, с участием известного шеф-повара на Камчатке был снят документальный сериал о промысле и переработке минтая. Его посмотрели около двух млн человек. Кроме того, реализованы коллаборации с блогерами различного уровня.
Как проинформировал Алексей Буглак, в этом году особое внимание планируется уделить событийному маркетингу и совместным проектам с участниками цепочки поставок, в том числе переработчиками и ритейлом.
«Мы видим потенциал расширения воронки спроса, что может дать ощутимый прирост потребления минтая. Во-первых, за счет увеличения доли регулярных потребителей рыбы. Во-вторых, за счет увеличения в этой доли потребителей минтая. В-третьих, за счет частоты покупки», – обозначил направления президент АДМ.
Морепродуктам пропишут дорожную карту
Зампред комитета Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Татьяна Сахарова сообщила, что в настоящий момент ведется разработка дорожной карты по увеличению внутреннего потребления отечественной рыбной продукции на период до 2030 года.
«Сейчас требуется предусмотреть мероприятия по увеличению доступности рыбной продукции для конечного потребителя в различных регионах страны», – подчеркнула она, добавив, что важно выработать эффективный механизм, обеспечивающий бесперебойное поступление улова из отдаленных районов промысла на перерабатывающие предприятия и в торговую сеть.
Основной объем перевозки морепродуктов с Дальнего Востока, где добывается 2/3 рыбы, в центральные регионы страны осуществляется железнодорожным транспортом. В то же время, отметила сенатор, в пик сезона, связанного с путиной, повышается цена услуги предоставления вагона под доставку морепродуктов. Это сказывается на конечной стоимости рыбы.
«Нужно проанализировать, как можно повлиять на ситуацию, и достаточно ли специализированного подвижного состава для снижения пиковых нагрузок», – подчеркнула Татьяна Сахарова.
Хотя тариф РЖД фиксированный, он индексируется на основе распоряжения правительства, стоимость услуги предоставления оператором вагона под перевозку груза формируется на рыночных условиях. Что касается подвижного состава, то все больше рыбы на станциях ДВЖД грузится в специализированные контейнеры, в то время как погрузка морепродуктов в рефрижераторных секциях и вагонах-термосах сокращается вследствие старения парка.
В 2000-м на сети железных дорог насчитывалось порядка десяти тыс. исправных рефвагонов, к 2022 году их осталось примерно три тыс. единиц. Хотя рефсекции для определенных грузоотправителей выгоднее – они вмещают больше рыбы, чем 20-футовый контейнер – их выпуск не осуществлялся более 30 лет.
В настоящее время есть несколько новых разработок вагонов для перевозок скоропортящихся грузов, требующих защиты (охлаждения, отопления) от воздействия высоких или низких температур наружного воздуха. Но какое место они займут на рынке, сказать сложно, да и сами производители пока не знают, насколько готов российский рынок к приобретению такого подвижного состава, рассказал представитель одной из вагоностроительных компаний.
Сдерживающим фактором может оказаться высокая цена такого парка. Так, ориентировочная стоимость автономного рефрижераторного вагона модели 16-2155 называлась в районе 16 млн рублей. На себестоимость производства особенно влияет наличие импортного комплектующего, в частности холодильно-обогревательной установки.
В качестве меры господдержки сейчас продолжается субсидирование железнодорожных перевозок рыбной продукции с Дальнего Востока, отметил замглавы Росрыболовства Василий Соколов. Пока дотации действуют при отправках минтая, в то же время рассматривается вопрос расширения субсидий на доставку других видов рыб (сельди, лососевых, сардин иваси), проинформировал он.
Чтобы улов не прошел мимо сетей
Согласно расчетам аналитического центра Рыбного союза, логистика от Дальнего Востока до Москвы занимает 6-14% в стоимости рыбы на магазинной полке. На ее доставку до распределительного центра приходится еще 3-4%. Фасовка рыбопродукции – это 11-17% конечной цены, наценка же торговых сетей варьируется от 15 до 26%. Собственно, выручка рыбака – это 45-55% стоимости в рознице.
При этом рыба в магазинах стоит недешево, отмечает Татьяна Сахарова. В декабре в столичном регионе кета продавалась в среднем по 609 рублей за один кг, а неразделанная горбуша – по 339 рублей. По мнению сенатора, необходимо разложить состав цены на составляющие и понять, где нужно регулирование, но не административно-командными, а экономически мотивационными методами.
Несмотря на существенную торговую наценку, работать с рыбой непросто, утверждают представители ритейла. Морепродукты – это та категория товаров, с которыми связаны наибольшие затраты, свидетельствует директор по категорийному менеджменту «Свежая продукция и Ультра фреш» ОАО «Агроторг» (сеть «Пятерочка»; входит в Х5 Group) Наталья Богданова.
«Мы понимаем, что рыбная промышленность на сегодняшний день – отрасль, где инвестиции быстро не отбиваются. Понимаем себестоимость продукции, что в стоимости заложены высокие расходы при производстве товаров», – рассказала Наталья Богданова.
Еще до выхода торговой сети в ДФО ритейлер приобретал рыбу у одной из дальневосточных компаний, которая затем разорилась, добавила она. К финансовым проблемам приводит ряд факторов, в том числе негативно сказывается удорожание заемных средств. Рыбная отрасль сильно отличается от своих конкурентов по белковой корзине, обращает внимание председатель Рыбного союза Александр Панин, в том числе отсутствием доступа к целому комплексу мер господдержки, которыми как минимум 15 лет пользуются производители мяса и птицы.
«Все-таки мясо, курица, индейка, кролик, во-первых, производятся в местах массового потребления или близко к этим местам. Это не как в случае с Дальним Востоком, [где ведется промысел], а в центре проживает основное население. И даже Мурманск – не самое близкое место. И второе, это структура продаж. Все же мясное производство в первую очередь направлено на внутренний рынок, и превентивные меры [господдержки] были приняты в отношении импорта, как раз в этой части они сработали, в то время как рыбная продукция, которая добывается в отдаленных районах…это предмет международного спроса», – сказал Александр Панин.
По словам Натальи Богдановой, на днях на Дальнем Востоке открылся сотый магазин «Пятерочки». Однако приобрести рыбу в регионе для сети до сих пор затруднительно, хотя компания намерена выстраивать отношения с рыбаками.
«Мы готовы не просто заключать договоры на поставку, а брать на себя обязательства с точки зрения долгосрочного планирования и объемов, ваших производств, вместе развивать и культуру потребления, и категорию», – заявила менеджер.
Рыба – сложный для продвижения продукт, требующий вовлечения всех сторон: и того, кто добывает, и кто перевозит, и кто продает, рассуждает Василий Соколов. В качестве примера он привел прошлогоднюю лососевую путину. Одной из столичных компаний через месяц после завершения промыслового сезона нужно было срочно приобрести небольшую партию кижуча.
«Но на Дальнем Востоке мы уже его не найдем, вся рыба разошлась. Два месяца промысел, и дальше нужно искать ее в холодильниках. Это сложный вопрос», – объяснил замглавы Росрыболовства.
С другой стороны, приближается мойвенная путина. Выделяется существенный объем квот – порядка 80 тыс. тонн против 25 тыс. в прошлом году.
«До сих пор мойву не смогли продать с прошлого года, а сейчас ее будет больше в три раза. От активности торговых сетей очень многое зависит», – резюмировал Василий Соколов.
Говоря об увеличении потребления рыбной продукции, Ольга Шанаева выделила несколько действий. Это повышение осведомленности россиян о пользе морепродуктов, критериях качества и потребительских свойствах; долгосрочные совместные маркетинговые и коммуникационные кампании; популяризация недооцененных видов рыбы, продвижение тех видов биоресурсов, которые имеет перспективы увеличения вылова.
При этом разумно, чтобы все это осуществлялось на фоне наличия в торговых сетях продукта, соответствующего покупательной способности населения, убеждена замруководителя Роскачества. Рыбакам и ритейлу надо сотрудничать в данном направлении, здесь обоюдный интерес.
Промысловые рекорды
В минувшем году отмечался рост экспорта рыбной продукции с Дальнего Востока. В 2023 г. Приморское межрегиональное управление Россельхознадзора оформило на экспорт 24 139 партий рыбы и морепродуктов общим весом 1 926 927,2 тонн, что на 72% превышает показатель 2022 г.
Основным импортером рыбы и морепродуктов является КНР – в прошлом году туда было поставлено 1 305 137,3 тонн, что в 3,3 раза больше, чем в 2022 г. Крупными импортерами рыбы и морепродуктов из Приморья и с Сахалина также являются Республика Корея (557 300,6 тонн в 2023 г.), Япония (26 239,3 тонн), Нигерия (15 742,5 тонн) и Таиланд (11 099,8 тонн). Также продукция экспортировалась в ОАЭ, Кипр, Чили, Того, Грузию. Наиболее востребованной продукцией являются минтай, треска, живой краб.
Напомним, что по итогам лососевой путины 2023 г. РФ вышла на первое место в мире по объемам добычи лососевых. Объем добычи составил 609 тыс. тонн. Это второй результат после рекордного 2018 г., когда было добыто 676 тыс. тонн лососевых. Традиционно лидером по объемам добычи является Камчатский край, где в прошлом году было добыто около 491 тыс. тонн лососевых. В Сахалинской области во время путины 2023 г. улов составил 68,7 тыс. тонн. Рыболовы Хабаровского края обеспечили в прошлом году 28,4 тыс. тонн. Результат Магаданской области составил 14,5 тыс. тонн, Приморского края – 1,7 тыс. тонн, Чукотского АО – 1,3 тыс. тонн.
При этом на Камчатке в минувшем году в целом были достигнуты рекордные показатели вылова в объеме 1,8 млн тонн водных биоресурсов. Данный результат стал лучшим за всю историю рыбохозяйственной деятельности в Камчатском крае[1]. Основными драйверами роста стали лососевая путина и высокий уровень освоения сардины иваси (180 тыс. тонн).
В начале текущего года на Дальнем Востоке наблюдается рост вылова минтая. За январь он превысил 248 тыс. тонн, что на 17% больше, чем за аналогичный период в 2023 г. Промысел трески в январе вырос на 25%, до 12,4 тыс. тонн. Вылов сельди в начале года на Дальнем Востоке к середине февраля достиг 107 тыс. тонн, что на 73% превысило показатель за аналогичный период прошлого года. В целом вылов рыбных ресурсов в Дальневосточном бассейне в январе отличался позитивной динамикой – рост составил 28% относительно января 2023 г., до 367 тыс. тонн.
Противоречия среди рыбопромышленников и чиновников сохраняются в вопросе программы распределения квот на добычу водных биоресурсов на аукционах. В частности, небольшие предприятия, ведущие промысел краба, заявляют об утрате квот, закрепленных за ними прежде по историческому принципу, после распределения основного объема крабовых квот (98% от общего допустимого улова краба) на аукционах.[2] О сокращении объемов вылова и нерентабельном ведении промысла заявило ООО «Восточно-промысловая компания»[3]. В январе эта компания направляла обращения президенту РФ В.Путину, в Совет Федерации, Госдуму, Минсельхоз, Росрыболовство с просьбой вмешаться в ситуацию, защитив интересы малого и среднего рыбопромышленного бизнеса.
Изначально при доработке изменений в закон ко второму этапу аукционов было принято решение, в соответствии с которым для защиты интересов малых и средних предприятий предполагалось не выставлять на аукционы 2% крабовых квот, а распределить их между малыми и средними предприятиями, не аффилированными с крупными холдингами, с которыми были заключены договоры о закреплении квоты добычи по историческому принципу.
В «Восточно-промысловой компании» указали, что в ходе подготовки подзаконных актов для принятых в конце 2022 г. изменений в закон «О рыболовстве» органы исполнительной власти не учли, что данные изменения были приняты в первом чтении «при условии исключения из-под действия его положений субъектов малого и среднего предпринимательства». Такая формулировка предполагает сохранение объемов добычи и метода их расчета, существовавших до введения новых инвестиционных квот.
«Восточно-промысловая компания», исходя из изданного в конце декабря 2023 г. приказа Росрыболовства, распределяющего между компаниями объемы квот добычи водных биоресурсов (на 2024 г.), утратила от 54% до 85% объемов добычи (в зависимости от ресурса). За ней закреплена по договору доля квоты на добычу синего краба в Северо-Охотоморской подзоне в размере 2,38%. Общий допустимый улов данного вида краба с промысловыми целями на 2024 г. установлен в размере 603,75 тонн. При расчете до введения инвестквот первого и второго этапов компания в рамках своей квоты могла получить от общего объема допустимого улова 14,39 тонн. В результате принятых изменений в законодательстве на 2024 г. предприятие получило только 6,48 тонн. В компании настаивают на необходимости изменить правила расчета при определении доли квот для мелких и средних предпринимателей и не выставлять на инвестиционные аукционы квоты на добычу крабов в подзоне «Приморье»[4], открыв в ней добычу синего и камчатского крабов.
Проблемы возникали у других предприятий. У ООО «Примрыбфлот»[5] (за компанией по договору закреплено 12,27% доли квоты на вылов краба-стригуна опилио в Западно-Камчатской подзоне) ресурс сократился с 10,9 тонн до 3,5 тонн (на 67%). У компании ООО «Аквариус»[6] (доля квоты в 5,07% на добычу камчатского краба в Северо-Охотоморской подзоне) отмечено снижение ресурса на 76% - с 21,2 тонн до 6,3 тонн.
Опасения представителей МСП разделяют во Всероссийской ассоциации рыбопромышленных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ), где подтверждают сокращение объема их добычи. По данным ВАРПЭ, за малыми и средними компаниями осталось 446 тонн краба для добычи. При этом самые существенные потери понесли предприятия, добывающие краба-стригуна опилио в Западно-Сахалинской подзоне (с 15,86 тонн до 5,74 тонн, на 64%), краба-стригуна опилио в Западно-Камчатской подзоне (с 10,88 тонн до 3,55 тонн, на 67%), камчатского краба в Северо-Охотоморской подзоне (с 69,96 тонн до 16,73 тонн, на 76%).
По мнению Росрыболовства, к сокращению объемов добычи могло привести снижение общего допустимого улова по некоторым видам краба. Также в ведомстве заявляли, что показатель более всего снижается в подзонах в Приморье в связи с неконтролируемым браконьерским промыслом.
Тем временем в конце прошлого года компания, подконтрольная Н.Кожемяко (сын губернатора Приморского края О.Кожемяко), ООО «Восход», участвовавшая в первых аукционах по продаже квот на вылов крабов в 2019 г., столкнулась с угрозой лишения ранее таким образом приобретенных квот. Росрыболовство сообщило о намерении расторгнуть заключенный в октябре 2019 г. договор, закрепляющий за «Восходом» право на добычу равношипного краба в Северо-Охотоморской подзоне, в связи с тем, что компания в течение двух лет подряд (в 2020-21 гг.) осваивала менее 70% квоты. Росрыболовство обратилось в Арбитражный суд г. Москвы. «Восход» в 2019 г. получил по 5,263% квот на крабов за 3,56 млрд рублей (квоты закреплены на 15 лет).
Действующее законодательство предполагает, что освоение менее 70% квот создает основание для принудительного прекращения права на добычу водных биоресурсов. На 2020-21 гг. «Восходу» были предоставлены права на вылов более 93 тонн равношипных крабов, а на 2022-23 гг. – на вылов по 42,4 тонн в год. Средняя стоимость равношипного краба оценивается в 540,26 тыс. рублей за тонну (текущая цена соответствует цене 2019 г.). Данный вид краба относится к одному из дорогих, уступая только синему крабу (1,5 млн рублей за тонну), камчатскому крабу (1,18 млн рублей за тонну) и крабу-стригуну опилио (717,57 тыс. рублей за тонну).
При этом промысел равношипного краба является сложным и высокозатратным, поскольку он относится к глубоководным видам, а его запасы нестабильны, в сутки добывается небольшой объем. Квоты на добычу равношипного краба в Северо-Охотоморской подзоне также принадлежат структурам ГК «Русский краб» и ГК «Антей». «Восход» может сохранить квоты, сумев в судебном порядке доказать наличие объективных препятствующих промыслу обстоятельств, к которым, в частности, относятся резкий спад популяции, поломка судна, штормовая погода в течение сезона промысла и резкое снижение цены на ресурс. В случае изъятия квота компании будет повторно выставлена на продажу, хотя квоты на глубоководных крабов пользуются меньшим спросом в отрасли.
На прошедших в октябре минувшего года аукционах по распределению крабовых квот (в рамках второго этапа программы) квоты получило также подконтрольное Н.Кожемяко ООО «Восток» (учредители – Н.Кожемяко и компания «Восход»). Суммарно компания приобрела по 11,11% квот на краба опилио в Северо-Охотоморской подзоне, камчатского краба в Северо-Охотоморской, Западно-Камчатской и Камчатско-Курильской подзонах и синего краба в Северо-Охотоморской подзоне, приняв обязательства по постройке двух краболовов. Цена за каждый комплект долей квот превысила 7,9 млрд рублей.
Между тем Генпрокуратура РФ в январе подала два исковых заявления в Арбитражный суд Приморского края. Первый иск о взыскании 358,7 млрд рублей подан к группе ответчиков, в число которых входит О.Кан – крупный сахалинский рыбопромышленник, который покинул РФ, а также члены его семьи, связанный с ним сахалинский региональный фонд «Родные острова» (О.Кан является председателем попечительского совета фонда, его сын А.Кан – президентом фонда), часть учредителей данного фонда (связанные с О.Каном компании – сахалинское ООО «Приморская рыболовная компания», ООО «Монерон», ООО «Севрыбфлот», ООО «Курильский универсальный комплекс», ООО «Аквамарин»), владелец компании «Монерон», деловой партнер О.Кана Д.Пашов (приговорен в 2022 г. к 4,5 годам заключения в колонии строгого режима за контрабанду живых крабов рыночной стоимостью более 2,6 млрд рублей). В число ответчиков по данному иску входят также Росрыболовство, владелец «Дальморепродукта» и «Хасанрыбы» Д.Дремлюга, который в 2010 г. также стал фигурантом уголовных дел и покинул страну, сахалинское ООО «Городское эко такси» и его учредитель С.Довидович, сахалинское ООО «Прибой-Т» и его владелец Т.Батина.
Второй иск, на 17,4 млрд рублей, подан к Росрыболовству, приморским рыбопромышленным компаниям, подконтрольным Д.Дремлюге, – «Реал девелопмент»[7], «Мерлион»[8], «Рыбный остров»[9], «Краб марин»[10] и их владельцам, а также приморскому агентству по управлению недвижимостью «Апелла»[11]. В исках отмечается, что Д.Дремлюга является гражданином Украины, а О.Кан имеет вид на жительство в Республике Корея, не являясь налоговым резидентом РФ.
В Генпрокуратуре указывают на то, что компании на протяжении длительного времени создают ложную видимость осуществления экономической деятельности, на основании фиктивных сделок неправомерно добывают водные биоресурсы, нанося ущерб государству. С высокой вероятностью результатом судебных разбирательств может стать обращение в доход государства квот на вылов, имущества, судов и предприятий структур О.Кана и Д.Дремлюги. Суд пока что отложил рассмотрение первого из двух крупных исков на 12 марта.
Исходя из приказов Росрыболовства на 2023 г., структуры, связанные с Д.Дремлюгой, имели права на вылов около 1 тыс. тонн крабов различных видов, а компании, считающиеся подконтрольными О.Кану, – на вылов более 8 тыс. тонн.
Еще в 2020 г. Хабаровский краевой суд удовлетворил ходатайство следствия о заочном аресте находящегося за границей О.Кана[12]. Также в отношении О.Кана заведено еще одно уголовное дело – он обвиняется в организации преступного сообщества, контрабанде в Японию, Китай и Южную Корею более 3 тыс. тонн живого краба на 2,6 млрд рублей и уклонении от уплаты таможенных платежей и налогов на сумму свыше 3,69 млрд рублей. Обвинительное заключение утверждено летом 2023 г.
Логистика и переработка
В отрасли продолжается обсуждение субсидирования поставок дальневосточной рыбы в европейскую часть страны. В настоящее время субсидируются перевозки с Дальнего Востока только минтая, относящегося к наиболее массовой рыбе. В январе текущего года сообщалось о планах проработать совместно с Минфином вопрос расширения меры поддержки на лососевые и сардину иваси. При этом предстоит решить проблему ограниченности финансирования. Соответствующее поручение в феврале дал президент РФ В.Путин, доклад правительства должен быть представлен до 15 апреля. На льготную транспортировку рыбы в 2024 г. выделено 6,3 млрд рублей, тем не менее, в Росрыболовстве еще не определились, для какого вида рыбы требуется дополнительное финансирование.
Следует отметить, что в 2023 г. рыбопромышленники достигли рекордных показателей добычи сардины иваси – объем добычи составил 544 тыс. тонн, что на 90% превысило показатель 2022 г. Промысел проходил с января по декабрь в Южно-Курильской и Северо-Курильской рыболовных зонах, а также по квотам в водах Японии (в рамках двусторонних соглашений). Значительное увеличение объема вылова иваси с 2020 г. было вызвано в том числе экспансией данного вида рыбы до акватории Камчатки и южной части Берингова моря.
В сфере рыбопереработки в городе Корсаков Сахалинской области компания «Гавань» (ГК «Гидрострой» А.Верховского) рассчитывает построить рыбоперерабатывающий комплекс мощностью до 500 тонн продукции в сутки в рамках ТОР «Южная». Объем инвестиций в проект оценивается в сумму около 5,2 млрд рублей. Строительно-монтажные работы должны начаться в текущем году. На проектную мощность комплекс может выйти в 2026 г.
В состав комплекса площадью 10 тыс. кв. м войдут автоматизированный комплекс по переработке рыбы, оборудование для выпуска филе и фарша, жиромучная установка, лаборатория, холодильник мощностью 5 тыс. тонн. На предприятии будет производиться продукция из минтая, трески, горбуши, кеты и сельди, включая икру, рыбную муку и рыбий жир.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Предыдущий рекордный улов был достигнут в 2021 г., он составил 1,65 млн тонн.
[2] На первом этапе крабовых аукционов в 2019 г. было реализовано 50% квот. В ходе второго этапа инвестквот должно быть распределено 48% крабовых квот в разных подзонах Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна. Большая часть (квоты на вылов в Дальневосточном бассейне) распределена в октябре 2023 г. Предстоят аукционы на крабовые квоты в Баренцевом море (2024 г.), квоты на краба-стригуна опилио в Восточно-Сахалинской подзоне и Баренцевом море (2026 г.), на крабов подзоны «Приморье» - камчатского, синего, стригуна опилио, волосатого четырехугольного и на краба стригуна бэрди в Петропавловско-Командорской подзоне (2027 г.).
[3] Учредители – Д.Фукалова, М.Ступакова.
[4] Торги на вылов в Приморье запланированы на 2027 г.
[5] г. Владивосток, учредители – А.Цепилов, В.Ободов.
[6] г. Владивосток, учредитель – В.Латынцев.
[7] Учредители – В.Макаров, Ю.Далишнев.
[8] Учредители – В.Макаров, Ю.Далишнев.
[9] Учредитель – Э.Каптур.
[10] Учредители – В.Макаров, Ю.Далишнев.
[11] Учредитель – А.Ковальский.
[12] СКР обвинил его в организации убийства в 2010 г. предпринимателя-рыбопромышленника В.Пхиденко. В декабре 2022 г. в Приморском краевом суде начался заочный процесс по обвинению О.Кана в организации заказного убийства.
Рыба судовой заморозки дойдет до покупателя с Дальнего Востока в максимально короткие сроки. Транспортировка этой ценной продукции без опасности размораживания, а значит, без снижения качества, стала возможной благодаря так называемой НХЦ – непрерывной холодильной цепи. Накануне в Московской области в городе Электроугли ее замкнул ввод в эксплуатацию первой очереди холодильно-складного комплекса. Эксперты признают – продовольственная безопасность государства вышла на новый уровень.
Технологии холода
Дальневосточные минтай, сельдь, лемонема поступят на столы жителей столичного региона из мультитемпературного холодильного терминала, который возвела в Богородском городском округе «РРК Логистик» (входит в группу компаний «ТИГР»). Комплекс с собственной транспортной инфраструктурой, рассчитанный на 15 тыс. тонн единовременного хранения, стал первым для группы компаний логистическим хабом за пределами ДФО.
«Логистическо-складской комплекс предназначен для приемки, хранения, комплектации и отгрузки замороженных рыбных продуктов. Ожидаемые инвестиции для завершения всего проекта составят приблизительно 1,7 млрд рублей, а количество рабочих мест превысит 100», — подчеркнул заместитель председателя правительства Московской области — министр сельского хозяйства и продовольствия Московской области Владислав Мурашов.
Реализация проекта заняла два года. В производство уже вложено 1,2 млрд рублей. Три морозильные камеры нового комплекса оборудованы системами стеллажного хранения на пять ярусов с инновационной системой загрузки-выгрузки «Шаттл» и поддерживают температуру до -25 градусов. Среднетемпературная камера предназначена для грузов, которым требуется охлаждение до -5 градусов.
Все технические решения направлены на поддержание непрерывной холодильной цепи — терминал создан как часть единого мультимодального сервиса транспортировки грузов с Дальнего Востока. Уровень технологий, как отметил в ходе церемонии открытия комплекса президент ПАО «ТИГР» Сергей Дарькин, «позволяет достаточно успешно конкурировать не только с самыми лучшими холодильными системами нашей страны, но и всего мира».
Новая логистика
О необходимости создать в России замкнутую холодильную цепь доставки рыбопродукции говорилось не одно десятилетие. В 2022 году был даже создан проект Федерального закона об НХЦ. Но задача была непроста: требовалось не только использовать несколько видов транспорта, но и поддерживать нужную температуру груза на всех этапах пути. Решение сумела найти группа компаний «ТИГР».
ГК «ТИГР» дала старт новым логистическим возможностям, новым транспортным схемам, новой географии поставок с Дальнего Востока по всей России
Впервые в стране она в качестве единого оператора объединила все звенья цепи: рефрижераторный флот, портовые мощности, холодильные склады с собственными железнодорожными путями и поездами, а также парк контейнеровозов, обеспечивающих поставки до двери конечного получателя. Для реализации финишного этапа даже разработан отдельный проект под названием «Последняя миля».
При этом поставки рыбы из зон вылова в Охотском и Беринговом морях организованы не только на восток и запад России (Владивосток, Москва, Московская область), но и в порты Китая (Далянь и Циндао) и Африки. Причем в единое логистическое время и по единому тарифу. Он включает в себя все затраты на всем пути груза: и логистику, и хранение, и оформление документов. Так рыба придет на прилавки с минимальной стоимостью.
«Это окончание большой, длинной цепочки, которую мы долгие годы выстраивали для того, чтобы конкурировать не просто в нашей стране, но и на мировых рынках, — заявил Сергей Дарькин. — Очень многие про это говорили, мы впервые это сделали. Мы соединили места добычи рыбы с местами потребления. Это не просто холодильная цепочка, это, в первую очередь, продовольственная безопасность нашей страны. И мне очень приятно, что мы это смогли осуществить».
Восток-запад-восток
Холодильный кластер ГК «ТИГР» обеспечивает единовременное хранение свыше 60 тыс. тонн рыбопродукции: 33 тыс. тонн хранятся во Владморрыбпорте, 12 тыс. — в Находке, свыше 15 тыс. тонн — в Электроуглях. Благодаря возможности применения различных температурных режимов подмосковный комплекс может оказывать услуги холодного хранения любой охлажденной и замороженной продукции.
«К терминалу, где могут храниться не только рыба и морепродукты, проявляют интерес многие компании: производители заморженного хлеба, например, или мороженого, — сообщил директор «РРК Логистик» Ильдус Халиков. – Комплекс наш сейчас самый современный в России, у него усиленные стены с высокой изоляцией, качественное инновационное оборудование энергоэффективные компрессоры. И главное, мы предоставляем полный сервис интермодальных перевозок».
Для того, чтобы удешевить стоимость доставки холодильных грузов с востока на запад, ГК «ТИГР» намерен строить подобные комплексы и в других российских регионах. Следующий проект складского холодного терминала намечен к реализации в Тульской области. Предполагается также и обратная загрузка контейнеров: из центральной части России на Дальний Восток поедет другая продукция.
«Кроме того, мы планируем здесь, в Подмосковье, строить в дальнейшем завод по переработке рыбопродукции и завод по подготовке продуктов поступления в розничные сети, — раскрыл перспективы развития Сергей Дарькин. — Это будет большой проект для центральной части России. Ни в коем случае мы, конечно, не забываем про Дальний Восток — для ДФО также разработано много инновационных проектов, которые связаны с логистикой, в первую очередь с холодильной цепочкой».
Цифры
более 60 тыс. тонн грузов позволяют хранить одновременно холодильные мощности ГК «ТИГР»
более 100 млн долларов вложила ГК «ТИГР» в развитие рыбопромышленной отрасли
Дословно
Михаил Синев, президент Ассоциации организаций продуктового сектора (АСОРПС)
«Уже четыре года мы плотно работаем со СМИ, проводим конференции и круглые столы, выступаем в рабочих группах Торгово-промышленной палаты, Государственной Думы и Совета Федерации. Чтобы понять, как эффективно внедрить НХЦ в РФ, мы изучили опыт других стран в этом направлении. Среди них Великобритания, Индии, Франция и т.д. Итогом этого исследования стало написание проекта Федерального закона о Непрерывной цепи в Российской Федерации. Сейчас продолжается активная работа по внедрению НХЦ, так как создание этой системы будет способствовать сохранению питательных свойств продуктов, улучшению их срока годности и в целом обеспечит нашей стране продовольственную безопасность».
Элементы
Транспортный флот ГК «ТИГР» способен перевозить до 500 тыс. тонн рыбопродукции ежегодно.
Перегрузочные мощности Владивостокского морского рыбного порта – ключевого звена мультимодального сервиса по доставке рыбной продукции — составляют 7,5 млн тонн грузов различных номенклатур в год. Уже на протяжении трех лет группа компаний Владморрыбпорта остается лидером по перевалке рыбопродукции в России. Контейнерный терминал Владморрыбпорта входит в пятерку крупнейших контейнерных терминалов страны, его вместимость — более 12 тыс. ТЭУ (Twenty-foot Equivalent Unit, двадцатифутовых контейнеров). В этом году контейнерооборот достигнет 500 тыс. ТЭУ.
Открытая база бункеровки рыболовного флота в Находке (общая площадь свыше 34 тыс. кубометров) обеспечивает перевалку 160 тыс. тонн рыбной продукции.
В инфраструктуру ГК «ТИГР», помимо причальных сооружений и собственных холодильных складов, входят также три тыловых железнодорожных терминала: «ПИК» и «Фреш терминал» в Артеме, а также «Терминал Хлебная база» недалеко от Уссурийска (Приморский край). Они специализируются на перевалке грузов, требующих сохранения температурного режима. Площадь терминалов — 88,4 тыс. кв. метров. Они ежесуточно отправляют два ускоренных холодных контейнерных поезда со станций примыкания Угольная и Уссурийск. Основными направлениями поставок являются Московская область, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург.
ПАО «Тихоокеанская Инвестиционная Группа» (ГК «Тигр») — группа компаний, реализующая на территории ДФО высокодоходные проекты, которые способствуют привлечению инвестиций в региональную экономику. Рыбопромышленная отрасль — одна из сфер бизнес-интересов ГК «Тигр». В нее входят рыбодобывающие компании, рефрижераторный флот, два собственных порта во Владивостоке и Находке, холодильные мощности во Владивостоке, Находке и Московской области, «холодная» транспортная инфраструктура железнодорожные пути, собственный парк контейнеровозов.
В конце октября завершился XVI саммит стран БРИКС, объединивший делегации более 35 стран и шести международных организаций. Основной повесткой саммита стала международная политика и выстраивание сотрудничества между странами-членами объединения, а также дискуссия о статусе его потенциальных участников. Также Россия выдвинула ряд экономических инициатив, в числе которых оказались создание инвестиционной платформы для поддержки развития стран-участниц и государств Глобального востока и юга, зерновой биржи, логистической платформы и многое другое. Эти амбициозные планы потребуют сосредоточения большого количества ресурсов и, казалось бы, неоправданно дороги. Зачем вообще нужен БРИКС при существующих международных институтах — ООН, G7 и других?
Сама идея создания БРИКС в 2009 году подразумевала формирование международного института, который в перспективе должен был стать альтернативой G7 (тогда еще бывшей G8), которое действовало исходя из интересов стран ЕС и США. Россия, в тот момент еще входившая в состав «Большой восьмерки», к тому времени уже вполне осознала необходимость перемен в сложившемся балансе сил. При учете того, что страны-участницы БРИКС и его партнеры занимают более 2/3 площади мира, а их совокупный ВВП превышает показатели G7, довольно логичным представляется создание представительства большинства населения планеты. Объединения родилось по инициативе нашей страны и изначально было направлено на решение экономических задач.
Как частный пример неравенства на международной арене, породившего БРИКС, можно рассмотреть историю применения хризотилового асбеста в мире. Дело в том, что до конца XX века в мире активно использовали асбест — волокнистый минерал, из которого производят более 300 видов промышленной продукции. Европа использовала в основном амфиболовый асбест, а Россия, Индия и Китай — хризотиловый.
В начале столетия ученые доказали, что амфиболовый асбест является причиной возникновения тяжелых заболеваний. Он обладает устойчивостью к кислоте, и не выводится из легких, со временем разрушая ткани и провоцируя болезни. Хризотил же не обладает устойчивостью к кислоте — он представляет собой гидросиликат магния, который альвеолярные макрофаги, клетки-уборщики легких, растворяют и выводят из организма за короткий срок.
Когда амфиболов не стало, страны ЕС столкнулись с проблемой — часть рынка опустела, но заполнить её синтетическими аналогами амфиболового асбеста было невозможно из-за их высокой себестоимости и сниженному по сравнению с оригиналом набору полезных свойств. Эту лакуну должны были заполнить канадский, бразильский и российский хризотил… И тут страны G7 решили запретить вообще все виды асбеста, чтобы не отдавать прибыли. Им удалось лишить Канаду производства хризотила и почти уничтожить его в Бразилии, в то время как Россия счастливо избегла этой судьбы. Частично помогла уже сформировавшаяся настороженность по отношению к «партнерам», не давшая провести поспешные реформы.
Сегодня именно наша страна снабжает Китай, Индию, Индонезию, Вьетнам, Шри-Ланку и многие другие страны доступным сырьем для массового производства кровельных материалов, водопроводных и канализационных труб, теплоизоляционных материалов и многого другого на основе хризотилового волокна. В то же самое время страны ЕС не оставляют попытки выдавить конкурентов с рынка, опираясь на подконтрольные международные организации. И у них получается, если речь идет об отдельных странах — в 2005 году в Египте запретили производство хризотилцементных труб, остановив масштабную кампанию по строительству водопровода для удаленных поселений. У страны в том положении, надо признать, просто не было инструментов для сопротивления этому давлению. Именно поэтому БРИКС является важным международным инструментом, который обеспечивает консолидацию стран, в которых живет большинство населения мира.
Чтобы преодолеть негативных социальные и демографические тенденции на Дальнем Востоке предпринимается расширение и продление действующих мер поддержки. В округе существуют масштабные планы по развитию системы образования, в том числе высшего и среднего специального, тем не менее, реализация части проектов сталкивается с увеличением сроков и проблемой выбора концессионера.
Во втором квартале 2024 г. только два дальневосточных региона по динамике реальных денежных доходов населения продемонстрировали показатели, опережающие средние по стране (+7,7%) – Чукотский АО (рост на 12,4%) и Амурская область (рост на 9,4%). На третьем месте по динамике реальных денежных доходов в отчетном периоде оказалась Еврейская АО (+7,1%). Наименьший прирост был зафиксирован в Магаданской области (+1,3%) и Камчатском крае (+1,8%).
Таблица 1. Динамика реальных денежных доходов населения, второй квартал 2024 года, в % к соответствующему периоду предыдущего года.
Регион |
Индекс |
Российская Федерация |
107,7 |
Сибирский федеральный округ |
104,8 |
Дальневосточный федеральный округ |
104,5 |
Чукотский авт. округ |
112,4 |
Амурская область |
109,4 |
Еврейская авт. область |
107,1 |
Республика Саха (Якутия) |
105,9 |
Забайкальский край |
105,7 |
Приморский край |
103,8 |
Республика Бурятия |
103,7 |
Сахалинская область |
103,6 |
Хабаровский край |
103,4 |
Камчатский край |
101,8 |
Магаданская область |
101,3 |
Однако рост потребительских цен на товары и услуги в большинстве дальневосточных субъектов в августе был ниже среднероссийского (+5,3%), а более существенный рост отмечается только в Камчатском крае (на 6,1%), Бурятии (+5,5%) и Якутии (на 5,5%).
Таблица 2. Потребительские цены на товары и услуги, август 2024 г., в % к декабрю 2023 г.
Регион |
Индекс |
Российская Федерация |
105,3 |
Сибирский федеральный округ |
105,0 |
Дальневосточный федеральный округ |
104,8 |
Камчатский край |
106,1 |
Республика Бурятия |
105,5 |
Республика Саха (Якутия) |
105,5 |
Приморский край |
105,2 |
Забайкальский край |
105,1 |
Еврейская авт. область |
104,6 |
Амурская область |
104,5 |
Магаданская область |
104,4 |
Хабаровский край |
103,8 |
Сахалинская область |
103,4 |
Чукотский авт. округ |
102,0 |
Лидерами в макрорегионе по динамике среднемесячной зарплаты работников организаций (Таблица 3) в июле стали Забайкальский край (+22,3%), Еврейская АО (+21,7%) и Бурятия (+20,7%) - при среднем росте по стране на 18%. Менее всего зарплаты выросли в отчетном месяце в Сахалинской области (+10,6%) и Камчатском крае (+10,9%). На Камчатке, как видно, более высокий рост цен особенно явно сочетался со слабым ростом доходов населения.
Таблица 3. Среднемесячная заработная плата работников организаций, июль 2024 года, в % к соответствующему месяцу 2023 г.
Регион |
Индекс |
Российская Федерация |
118,0 |
Сибирский федеральный округ |
115,9 |
Дальневосточный федеральный округ |
115,5 |
Забайкальский край |
122,3 |
Еврейская авт. область |
121,7 |
Республика Бурятия |
120,1 |
Хабаровский край |
117,0 |
Республика Саха (Якутия) |
116,0 |
Амурская область |
115,5 |
Чукотский авт. округ |
115,0 |
Приморский край |
114,4 |
Магаданская область |
113,4 |
Камчатский край |
110,9 |
Сахалинская область |
110,6 |
Наиболее высокие показатели безработицы в ДФО (таблица 4) по-прежнему свойственны Якутии (4,7% в июне-августе), Забайкальскому краю (4,6%) и Бурятии (3,7%). Более высокий, чем в среднем в РФ, уровень безработицы также демонстрирует Магаданская область (3%). При этом самый низкий уровень безработицы наблюдается в Амурской области (1,1%) и Чукотском АО (1,1%).
Таблица 4. Уровень безработицы, в % к численности рабочей силы и численность рабочей силы, тыс. человек, июнь-август 2024 г.
Регион |
Уровень безработицы |
Численность рабочей силы |
Российская Федерация |
2,4 |
76 204,1 |
Сибирский федеральный округ |
2,7 |
8 334,6 |
Дальневосточный федеральный округ |
2,6 |
4 176,0 |
Республика Саха (Якутия) |
4,7 |
528,0 |
Забайкальский край |
4,6 |
473,7 |
Республика Бурятия |
3,7 |
423,7 |
Магаданская область |
3,0 |
75,0 |
Еврейская авт. область |
2,4 |
74,9 |
Сахалинская область |
2,4 |
270,2 |
Камчатский край |
2,1 |
165,3 |
Приморский край |
1,9 |
1 001,0 |
Хабаровский край |
1,5 |
725,0 |
Чукотский авт. округ |
1,4 |
30,9 |
Амурская область |
1,1 |
408,3 |
Проблему дефицита квалифицированных кадров на Дальнем Востоке предполагается решать, развивая научно-образовательные центры. В ходе ВЭФ в сентябре текущего года президент РФ В.Путин поручил создать новые университетские кампусы в Улан-Удэ, Чите, Петропавловске-Камчатском. В настоящее время реализуются проекты по созданию кампусов в Хабаровске и Южно-Сахалинске. На территории кампусов в том числе планируется разместить площадки для развития молодежного предпринимательства и инженерные школы. Для проекта Инновационного научного-технического центра (ИНТЦ), создаваемого на базе Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) на острове Русский во Владивостоке, В.Путин поручил задействовать механизмы дальневосточной концессии (объем инвестиций по механизму концессии составит 24 млрд рублей), а также проработать меры по привлечению ученых к работе в центре. Профилем ИНТЦ будет проведение научных исследований и разработка практических решений в сферах морской инженерии, биотехнологии и биомедицины. ИНТЦ в том числе является частью второй очереди кампуса ДВФУ. Первую площадку ИНТЦ планируется запустить в 2025 г.
Вторую очередь кампуса ДВФУ планируется построить на полуострове Саперный – между нынешней территорией вуза и бухтой Новик (общая территория второй очереди – 176 тыс. кв. м ). На ней должны быть размещены 12 общежитий гостиничного типа и создано более 23 тыс. кв. м социально-общественных пространств. Таким образом, предполагается, что к 2027-28 гг. жильем будут обеспечены 7 тыс. сотрудников и студентов вуза. Проект оценивается в сумму порядка 29 млрд рублей.
В Петропавловске-Камчатском кампус предполагается разместить на территории старого комплекса зданий краевой больницы (для больницы уже давно строится новый комплекс зданий). Власти Якутии подготовили архитектурную и научно-образовательную концепции кампуса, прорабатывается финансовая модель.
При этом в Хабаровском крае договор с концессионером строительства межвузовского кампуса на базе Тихоокеанского госуниверситета (ООО «Кампус-2025», входит в «Восточно-Арктическую нефтегазовую корпорацию») предполагается расторгнуть, поскольку прокуратура подала в краевой Арбитражный суд соответствующий иск, а краевое Минимущества направило к компании иск о расторжении договора аренды земельного участка (около 190 тыс. кв. м) . Губернатор Хабаровского края Д.Демешин в сентябре называл объект проблемным и не уточнял сроки завершения строительства, в то же время сообщая о поисках нового концессионера.
В судебном порядке вопрос все еще не решен – 29 августа суд отказал краевому Минимущества в расторжении концессии и возврате земельных участков, поскольку ответчик погасил долг по арендной плате (5,8 млн рублей), а отсутствие на объекте хозяйственной деятельности суд не счел существенным нарушением договора. Напомним, что аффилированные с ВАНК организации получили концессии на строительство четырех детских садов и трех школ в Забайкальском крае, двух школ и дворца боевых искусств в Приморье, а также трех школ и межвузовского кампуса в Хабаровске. Из всех проектов на момент ареста гендиректора компании был реализован только один – построена школа в микрорайоне Каштак в Чите.
Демографический отток из дальневосточных регионов остается высоким. В частности, миграционная убыль населения в январе-июле 2024 г. была зарегистрирована в Магаданской области, Еврейской АО, Сахалинской области. По данным Приморскстата, отток населения сохранялся в Приморском крае в январе-мае. В части регионов, тем не менее, наблюдается прирост, в том числе обусловленный миграцией, связанной с наличием рабочих мест в рамках реализующихся экономических проектов.
Таблица 5. Миграция населения, январь-июль 2024 г.
Регион |
Прибывшие |
Выбывшие |
Миграционный прирост/убыль |
Хабаровский край |
26348 |
26167 |
181 |
Магаданская область |
3357 |
3508 |
-151 |
Чукотский АО |
2610 |
2531 |
79 |
Еврейская АО |
1541 |
1776 |
-235 |
Сахалинская область |
9975 |
10546 |
-571 |
Республика Саха (Якутия) |
31532 |
27881 |
3651 |
Приморский край (данные за январь-май) |
20573 |
22133 |
-1560 |
Амурская область |
8907 |
9861 |
-954 |
Также в большинстве дальневосточных регионов в текущем году (январь-август) регистрируется естественная убыль населения, наиболее существенная – в Приморском и Хабаровском краях, которые при этом отличаются в настоящее время наиболее высокой численностью населения в макрорегионе. Убыль населения более 1 тыс. человек в январе-июле текущего года зафиксирована в Амурской и Сахалинской областях. Регионами с естественным приростом являются только Якутия и Чукотский АО (но в последнем прирост незначителен).
Таблица 6. Естественное движение населения в 2024 г.
Регион |
Родившиеся |
Умершие |
Естественный прирост/убыль |
Хабаровский край (данные за январь-август) |
7631 |
11937 |
-4306 |
Магаданская область (данные за январь-июль) |
574 |
974 |
-400 |
Чукотский АО (данные за январь-август) |
334 |
332 |
2 |
Еврейская АО (данные за январь-август) |
752 |
1433 |
-681 |
Сахалинская область (данные за январь-июль) |
2665 |
3817 |
-1152 |
Республика Саха (Якутия) (данные за январь-август) |
7193 |
5413 |
1780 |
Приморский край (данные за январь-август) |
10258 |
17226 |
-6968 |
Амурская область (данные за январь-июль) |
4464 |
7106 |
-2642 |
Внедренная в Приморском крае в пилотном режиме мера по поддержке рождаемости на Дальнем Востоке в августе была распространена правительством также на Хабаровский и Камчатский края, Амурскую, Магаданскую и Сахалинскую области, Чукотский АО и Еврейскую АО. Данные регионы выбраны по принципу показателя суммарного коэффициента рождаемости третьего и последующих детей – в 2023 г. в них он был ниже среднего значения по федеральному округу.
Мера предполагает увеличение выплат семьям на погашение ипотечных кредитов с 450 тыс. рублей до 1 млн рублей. Она распространяется на семьи, в которых с 1 января 2024 г. по 31 декабря 2026 г. родился (или еще родится) третий ребенок или последующие дети. На данные цели в федеральном бюджете на ближайшие три года предусмотрено около 3 млрд рублей. Средства выделяются на условиях софинансирования из регионального бюджета. На данные цели из федерального бюджета в 2024 г. будет направлено 470 млн рублей. В частности, Приморскому краю предназначено 173,7 млн рублей, Хабаровскому краю – 137,04 млн рублей, Амурской области – 67,5 млн рублей, Камчатскому краю – 30,04 млн рублей, Еврейской АО – 20,6 млн рублей, Сахалинской области – 15,9 млн рублей, Магаданской области – 12,6 млн рублей, а Чукотскому АО – 9,5 млн рублей.
В рамках программы дальневосточной ипотеки власти сообщали о намерениях сохранить ставку на уровне 2%. Об этом, в частности, заявлял президент РФ В.Путин на полях ВЭФ-2024, назвав программу стимулом для развития в макрорегионе строительной отрасли. В Счетной палате РФ, тем не менее, выявили территориальные перекосы в реализации ипотечной программы. Так, аудитор Н.Трунова в сентябре отметила, что лидерами по количеству ипотечных кредитов в рамках программы являются регионы с более развитой экономикой и более существенным предложением рабочих мест – Якутия и Приморский край. По мнению СП, перекосы следует постепенно выравнивать, развивая потенциал и привлекательность других регионов. В СП также выражали обеспокоенность превалирующим строительством однокомнатных квартир. В частности, в Приморском крае доля таких квартир, приобретаемых в рамках программы, составляет 66%, в Якутии – 62%.
В целом по итогам января-августа 2024 г. по объемам ввода жилья в многоквартирных и частных домах (Таблица 7) первое место в ДФО занимает Приморский край, где за отчетный период введено 845,5 тыс. кв. м жилья (рост на 13,1% относительно показателя аналогичного периода 2023 г.), далее следуют Якутия (529,9 тыс. кв. м, рост на 35,8%) и Бурятия (466,7 тыс. кв. м, рост на 32,3%). При этом лидерами по темпам прироста в сфере жилищного строительства в январе-августе текущего года стали Магаданская область (+47,6%), Еврейская АО (+45,4%) и Чукотский АО (+39,4%). Доля нового жилищного строительства в данных регионах традиционно самая низкая на Дальнем Востоке, но в рамках реализации программы льготной ипотеки началась реализация проектов новых ЖК, что и обеспечило рост. Отрицательную динамику в возведении жилых домов продемонстрировали Хабаровский край (снижение индекса до 89,5%) и Сахалинская область (92,7%).
Приложение 7. Строительство жилых домов, январь-август 2024 года, в % к соответствующему периоду предыдущего года.
Регион |
Индекс |
Российская Федерация |
101,6 |
Сибирский федеральный округ |
102,6 |
Дальневосточный федеральный округ |
115,2 |
Магаданская область |
147,6 |
Еврейская авт. область |
145,4 |
Чукотский авт. округ |
139,4 |
Республика Саха (Якутия) |
135,8 |
Республика Бурятия |
132,3 |
Забайкальский край |
129,7 |
Приморский край |
113,1 |
Амурская область |
106,4 |
Камчатский край |
102,1 |
Сахалинская область |
92,7 |
Хабаровский край |
89,5 |
С начала действия ипотечной дальневосточной программы в 2019 г. ею воспользовались свыше 188 тыс. жителей ДФО. Сумма выданных кредитов превысила 580 млрд рублей. При этом более половины выданных кредитов приходится на Приморский край (32 тыс. получателей), Якутию (26 тыс. получателей) и Хабаровский край (16 тыс. получателей). На данные регионы приходится 60% всех выдаваемых в ДФО льготных ипотечных кредитов.
Стоит отметить, что за первое полугодие 2024 г. на Дальнем Востоке был зафиксирован и наиболее значительный в России рост стоимости ипотечных квартир – на 18,4% (по стране – на 16%). Якутия входит в число регионов РФ с самой высокой средней стоимостью ипотечного жилья[1] (7 млн рублей).
При этом в июле-августе доля рынка первичного жилья в общем количестве ипотечных выдач на Дальнем Востоке выросла с 35,5% до 30,7%. Так, по программе «Дальневосточная ипотека» на рынке новостроек в июле-августе было заключено уже 81,6% сделок (за первые шесть месяцев года значение составляло 41,1%). Лидерами в макрорегионе по доле первичного рынка в выдаче ипотек стали Якутия (46,8%), Бурятия (41,2%) и Приморский край (37,6%).
Напротив, в сегменте ИЖС доля ипотечного жилья на Дальнем Востоке в январе-июне 2024 г. снизилась до 11% (с 21,4%). Более высокая доля в данном сегменте наблюдалась в Якутии (18,2%), Сахалинской области (17%) и Камчатском крае (13,7%). На вторичном рынке жилья больше всего кредитов в первом полугодии брали в Магаданской области (85,6%), Амурской области (69,2%) и Камчатском крае (62,4%).
Что касается запущенной в 2019 г. программы «Дальневосточный гектар» то, по итогам января-июля 2024 г., заключено 8,5 тыс. договоров о предоставлении участков, что на 35% больше, чем за аналогичный период 2023 г. При этом для программы планируется выбрать новые участки. Минвостокразвития анонсировало проведение аудита земель. В текущем году в программу включены 2 тыс. га земель в Камчатском крае. В целом же за время действия программы землю в ДФО получили 133 тыс. человек (и 140 тыс. человек – с учетом Арктики).
При этом программа является наиболее востребованной именно для индивидуального жилищного строительства – в этих целях гектар задействуют 52% получателей. К августу текущего года объем кредитных средств, которые получили участники программы на строительство собственного дома с льготным займом, приближается к 5 млрд рублей. Для участников программы льготный кредит в сумме до 9 млн рублей выдается без ограничений по возрасту и семейному положению.
В Минвостокразвития зафиксировали в текущем году рост спроса на получение гектаров в Бурятии (рост на 96% с начала года к концу сентября), Сахалинской области (рост на 80%), Якутии (рост на 54%), Еврейской АО (рост на 41%) и Приморском крае (рост на 31%).
В свою очередь В.Путин на ВЭФ объявил о намерении продлить до 2030 г. программы «Земский доктор» и «Земский учитель» для врачей и педагогов, направляющихся на работу в сельскую местность Дальнего Востока. Они предполагают разовые единовременные выплаты до 2 млн рублей. С 1 января 2025 г. должна начаться реализация в ДФО программы «Земский работник культуры» для сотрудников сельских библиотек, домов культуры, музеев, музыкальных школ. По поручению президента для них предполагается предусмотреть возможность участия в дальневосточной ипотеке.
В летний сезон вновь усложнилась ситуация с транспортной доступностью дальневосточных регионов. В «Общероссийском объединении пассажиров» (ООП, председатель – И.Зотов) в конце августа заявляли о намерении обратиться в Росавиацию по вопросу организации дополнительных рейсов из-за высокой стоимости перелетов на Дальний Восток и перелетов внутри ДФО. В частности, в конце августа в продаже отсутствовали билеты эконом-класса (стоимостью 15-17 тыс. рублей) на перелет из Москвы во Владивосток, тогда как стоимость билетов комфорт-класса составляла от 50 тыс. рублей в одну сторону. На повышение цены повлияло в том числе проведение Восточного экономического форума в начале сентября (3-6 сентября).
В авиакомпании «Аэрофлот» отметили, что пиковый спрос в период отпусков возникает ежегодно (для дальневосточных направлений характерно раннее бронирование на летний период) и не связан со снижением провозного емкостного предложения. В компании подчеркнули, что с 2015 г. по 2023 г. совокупное предложение «Аэрофлота» в Дальневосточном ФО увеличилось с 1,5 млн до 3,1 млн кресел, а на 2024 г. дополнительно предложено 300 тыс. кресел. Также по данным перевозчика при росте потребительских цен в стране на 80%, с 2015 г. перелет во Владивосток «Аэрофлотом» подорожал на 35-50%.
Хотя в Росавиации признают отсутствие возможности вмешиваться в формирование цен на билеты, в ведомстве вместе с тем рекомендуют авиаперевозчикам использовать более вместительные самолеты или увеличивать по крайней мере на один рейс количество перелетов на Дальний Восток в сезоны с высоким спросом. В октябре губернатор Магаданской области С.Носов заявил о дефиците авиабилетов по доступным ценам на перелеты между Москвой и Магаданом, а также Магаданом и городами ДФО. В конце октября в Приморском крае вновь сообщили о невозможности приобрести авиабилеты на прямые рейсы между Владивостоком и Москвой.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] После Москвы, Санкт-Петербурга, Московской области.
Поддержать, но не зарегулировать — развитие креативных индустрий на Дальнем Востоке обсудили на ВЭФ-2024. Профильная сессия получила название «Креативный каркас – 2030».
Креативная индустрия как полноценная отрасль в структуре экономики России появилась совсем недавно. Буквально летом 2024 Госдума приняла закон «О развитии креативных (творческих) индустрий в Российской Федерации». Ответственным ведомством за развитие и поддержку креативной экономики назначили Министерство экономического развития. Президент поставил задачу к 2030 году нарастить долю креативной экономики в ВВП страны до 6-6,5%. Сейчас по консервативным оценкам: это 2,5-3%.
Что относится к креативной экономике? Это все, что придумал и создал человек (не искусственный интеллект, хотя его использование в качестве инструмента допускается): от кино, анимации и музыки до озеленения и урбанистики.
Как данность креативная индустрия даёт о себе знать повсеместно, растёт стремительно, но при этом становится «заложницей» своего новаторства — чиновники порой не знают, что делать с креативщиками, а те, в свою очередь, надеясь на поддержку, иной раз сталкиваются с вопросом: «А вы кто такие?». Идеи, рождённые во время профильной сессии девятого ВЭФ, а также проходившего летом в Хабаровске форума креативных индустрий «Создано на Дальнем Востоке», помогают обрести новому направлению экономики более четкую организационную форму, определить оптимальные режимы взаимодействия с государственным аппаратом. Сейчас, несмотря на принятый федеральный норматив, вопросов больше, чем ответов.
На сессии «Креативный каркас» креативную экономику сравнили с гибкой конструкцией, которую. с одной стороны надо аккуратно собирать, давать самой отрасли проявиться, обеспечивать мерами поддержки. С другой — быть осторожными и не зарегулировать до такой степени, что креаторы выйдут из периметра. Но пока никого ограничивать не собираются. Наоборот, сейчас ищут активных людей, дают им поддержку и площадки.
Как считать креативную экономику?
Эксперты «Востокгосплана» подсчитали, что в креативной экономике ДФО на данный момент 15,3 тысячи субъектов предпринимательства. Примерно половина — это ИП, остальное — небольшие предприятия (до 10 сотрудников). То есть речь идет о нескольких десятках тысяч человек, занятых в секторе. Сегодня в России группировка видов креативной экономической деятельности (по ОКВЭД-2) включает 13 индустрий, практически все они представлены и на Дальнем Востоке.
В целом, нынешний вклад креативщиков в экономику макрорегиона оценивается как «скромный», но с большим потенциалом. По данным «Востокгосплана» в 2023 году креативные индустрии дали ДФО около 50 млрд рублей выручки.
Единой методики расчёта «весомости» креативной экономики пока нет. Сложность калькуляции в том, что все дальневосточные регионы разные, как и структура их экономики. Например, Якутия ориентирована в том числе на добычу полезных ископаемых. Поэтому если говорить о доле креативной экономики в ВРП, то получается довольно несимметрично. Даже при том, что Якутия лидер в ДФО по кинопроизводству.
«Чтобы никого не вводить никого в заблуждение и быть математически честными, нужно брать базис, который определен внутри региона и от него ставить кратное значение. Абсолютных цифр и расчетов пока не может быть», — говорит замминистра по развитию Дальнего Востока и Арктики Эльвира Нургалиева.
Таким образом, сейчас каждый регион отталкивается от той методики, которую определит для себя сам.
Каждый дальневосточный регион уже определил по три ключевые отрасли в креативной экономике, на развитие которых будет сделана основная ставка. Участники дискуссии особо отметили — крайне желательно, чтобы не возникла ситуация, когда во всех регионах «культивируются» одни и те же направления, создавая ненужную конкуренцию. Идеальный вариант — появление синергетического эффекта, когда 1+1=3.
«Мы видим большой запрос и многие регионы определяют как ключевую отрасль – архитектура и дизайн. Во многом это определено тем, как мы сейчас активно занимаемся мастер-планами. Сам рынок сформировал предложение для тех, кто занимается урбанистикой, озеленением. Второй по емкости запрос — это кино и анимация», – отметила Эльвира Нургалиева.
Алло, мы ищем таланты!
Чтобы активнее вовлекать в креативную индустрию молодёжь, в регионах проводятся конкурсы и форумы. Во время «Арктической стартап-экспедиции: Дальний Восток и Арктика России», проводимой под эгидой Минвостокразвития, отобрали почти 500 готовых к реализации проектов. Все авторы станут резидентами креативных кластеров, которые сейчас активно создаются на территории ДФО. В ближайшее время такие формы поддержки появятся во Владивостоке, Улан-Удэ и Благовещенске, а первый уже работает в Якутске.
«В этом году мы выделяем отдельную субсидию Фонду Кино на 2025-2026 годы в 200 миллионов рублей и будем объявлять отдельный конкурс фильмов, снятых на Дальнем Востоке и о Дальнем Востоке. Будут те же правила игры, по которым работает Фонд Кино, но только у картин будет дальневосточная направленность», — анонсировала замминистра по развитию Дальнего Востока и Арктики.
По словам Эльвиры Нургалиевой, кино поможет «сшить страну», даст эффект связанности. В ДФО на съёмки будут приезжать специалисты из центральной части России: их опыт будет востребован у местных кинематографистов, а у приезжих появится понимание, чем живет Дальний Восток. Кроме того, в Хабаровске откроются филиалы ВГИКа, ГИТИСа, а также института им. Щепкина. Последний распахнет свои двери для студентов и в Южно-Сахалинске в следующем году.
Одним из камней преткновения в развитии креативных индустрий участники дискуссии назвали... стеснительность. В регионах часто срабатывает «комплекс провинциала» и творческие единицы не осознают свой потенциалам, не верят в него, а значит, не продвигают свой продукт дальше. Поэтому родилась такая практика, когда команда АСИ приезжает на территорию регионов, ногами обходит студии и лично знакомятся с тем, что делают ребята, консультируют, помогают в продвижении.
Экспорт в АТР
В силу территориальной близости дальневосточным креативщикам намного проще выйти на рынки АТР, чем их коллегам из других регионов России. Дополнительный бонус — понимание культурных кодов соседей.
Пока экспорт ограничивается главным образом продажей полотен дальневосточных художников в Китай. Если в начальные периоды сотрудничества (1990- е годы) спросом пользовались отдельные работы русских мастеров, то в настоящее время формат спроса изменился в сторону классического художественного мастерства художников (масляная живопись, пейзажи).
Взаимодействие с российскими дальневосточными художниками географически переместилось на территорию Китая. В частности, российские художники приглашаются на творческие стажировки в КНР. Отбираются талантливые мастера, состоящие в Союзе художников или рекомендованные известными российскими экспертами. В период стажировки художнику обеспечиваются необходимые условия для работы.
Созданные произведения являются собственностью галереи, и за счет их реализации компенсируются расходы на организацию стажировок. Работы, создаваемые во время стажировки, могут отражать авторские идеи, а также копировать известные произведения, созданные отечественными и зарубежными художниками прошлого.
Однако сейчас появились серьёзные предпосылки к сотрудничеству в сфере кинематографии. Так, глава Якутии рассказал о скорой поездке в КНР команды, которая развивает в регионе креативные индустрии. Ранее они набирались опыта в США: Бостоне и Массачусетском технологическом университете.
«Мы, кстати, поедем, только, конечно, не в Штаты, а в Китай. Мы уже сейчас с ведущими университетами Китая определяем место, где будут наши ребята по технологическому предпринимательства дальше проходить обучение», – сказал Айсен Николаев.
Глядя на то, как ритмично развивается инфраструктура вокруг креативной экономики, эксперты дают благоприятный прогноз и по другим её направлениям.
Кроме того, со 2 по 4 октября в Узбекистане будет проводиться IV Всемирная конференция по креативной экономике. Это своего рода Олимпиада, когда различные страны (ранее конференция проходила в Индонезии и Арабских Эмиратах) принимают у себя масштабное мероприятие и гостей.
«Мы фактически сейчас выводим делегацию, цвет российских креативных индустрий, которые в глобальной мировой повестке будут показывать, что вообще Россия делает и мы понимаем, что это безусловно в том числе и политическая задача», – отметила Директор центра по развитию креативной экономики, Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов (АСИ) Екатерина Черкес-заде.