Как добиться увеличения турпотока в условиях постоянной нестабильности
В 2021 году Приморский край посетили 2,8 млн человек, что почти в 4 раза больше, чем в 2020-м. 99% гостей – российские туристы. Как считают власти, это не предел, и, воспользовавшись ситуацией, нужно наращивать турпоток. Как это сделать с учетом сложившихся в индустрии трендов, обсуждали на Тихоокеанском туристском форуме.
Глобальные тенденции
Как считают известные маркетологи, работающие в сфере туриндустрии, Яков Пак и Анна Савинова, все тренды условно можно разбить на несколько групп. Первый, сложившийся за два минувших года и продолжающий развиваться, они условно называют «пандемия».
Главная его особенность в том, что в условиях закрытых границ люди начали больше путешествовать внутри своих стран. Но если для Европы это было характерно и раньше, то для большинства россиян собственная территория стала открытием. По данным, которые приводят эксперты, первое место по количеству поездок внутри страны во время пандемии занял Китай, второе – США, Россия вышла на третье место.
Фото: EastRussia
«Оказалось, в нашей стране тоже есть много интересного и красивого. Несмотря на то, что сейчас есть некая возможность выезда за границу, тренд набирает обороты», - отмечает Анна Савинова.
Власти РФ поддержали этот тренд введением кэшбэка на покупки турпродуктов и путевки в детские лагеря.
Второй тренд эксперты обозначили парадоксальным образом – «стабильная нестабильность».
«Мы вынуждены жить и работать в ситуации, когда все может измениться в один день. В этой ситуации нужно быть гибкими», - поясняет Савинова.
В рамках этого тренда изменилась глубина бронирования – если раньше люди планировали путешествия едва ли не за полгода, то сейчас принимают решение о поездке буквально накануне отъезда.
«Региональные туроператоры рассказывали нам, что иногда у них было 40% процентов брони, а наутро уже 60%, - приводит примеры Савинова, отмечая реакцию отелей. – Понимая, что у людей все может измениться в одночасье, отели идут навстречу: разрешают либо не вносить предоплату, либо бесплатно отменять бронирование». Изменились и сами путешествия. Больше стало самостоятельных путешественников, появились «прививочные туры», а теперь и туры, во время которых можно сделать банковские карты других стран.
На целых 57% за эти годы вырос спрос на оздоровительные поездки. Теперь в санатории и профилактории отправляется не только взрослая аудитория, но более молодая – ковид подкосил здоровье многим.
Полный диджитал
Еще один обозначенный экспертами тренд так или иначе касается интернета – его так и обозначили – «диджитализация». В его рамках выделяется тенденция, названная «workation». Как объясняет Яков Пак, неологизм собран из двух английских слов – «работа» и «отдых». Поскольку во время пандемии многие работодатели ослабили режим пребывания в офисах, то часть сотрудников начала организовывать свое рабочее пространство на удобных им территориях, совмещая режим работы и отдыха длительное время.
Фото: EastRussia
«В качестве ответа на этот тренд происходит превращение гостиничных номеров в апартаменты. Отели предлагают скидочные программы и пакетные предложения для длительного проживания. Я сам организую свою жизнь таким образом – в зимнее время перемещаюсь в Юго-Восточную Азию на 4-5 месяцев. Поскольку моя работа кабинетная, то я себе могу позволить удаленный режим. Для меня привлекательное в это время находиться не в Петербурге, а в Таиланде. Там таких людей даже в период пандемии было очень много», - делится Яков Пак личным опытом.
В некоторой мере противоположная тенденция, когда люди, часто это топ-менеджеры, которым постоянно нужно быть на связи, выбирают туры, где этой самой связи нет.
«Тренд Digital Detox – когда человек в определённое время отказывается от digital-коммуникации. Человеку требуется перезагрузка, и в ответ на это возникают новые форматы, новые объекты для проживания, позиционирующие себя как объекты цифрового отшельничества. Привлекательным оказалось совмещение с этой программой каких-то природных достопримечательностей отдалённых уголков природы. В Приморье тоже могут быть организованы программы такого типа», - считает маркетолог.
Есть еще несколько трендов, на которые регионам нужно обратить пристальное внимание. Среди них совмещение деловых поездок с небольшим отдыхом или так называемые «селфи-фото-туры», когда организаторы специально показывают туристам места, где можно сделать фотографии для соцсетей.
Также, считают эксперты, участники туриндустрии должны организовать для потребителя единое онлайн окно, обратившись куда, он может решить все свои проблемы, связанные с покупкой тура. Сюда же должна быть «прикручена» опция онлайн-коммуникации и возможность оплаты тура.
Нет туалетов и дорог
Сейчас Анна Савинова и Яков Пак разрабатывают маркетинговую стратегию развития туризма Приморья. В основу теоретической части легли интервью, которые они провели с несколькими десятками людей – федеральными и региональными представителями экспертного сообщества и туристами - новичками и бывалыми, посетившими Приморье и теми, кто собирается это сделать.
Проблематика, выявленная во время исследования, касается структурных вопросов. В списке все те же – дороги, транспорт, гостиницы, туалеты.
Часто звучащая претензия туристов в том, что из-за плохого качества дорог за пределами столицы региона туры одного дня начинаются рано, а заканчиваются поздно. Не ясно, как формируются стоимость аренды автомобильного транспорта.
«Как рассказала одна предприниматель, все зависит от того, с какой ноги встал оператор. Тебе могут предоставить транспорт и за 2000 и за 15000 рублей, и в чем разница, ты не понимаешь. В других регионах на цену влияют марка и класс автомобиля, время, когда задействован автомобиль, количество человек, которое он перевозит», - подчеркивает Анна Савинова.
Что касается морского транспорта – маломерных судов, катеров, которые летом катают туристов по акватории и возят на острова, то среди них больший процент работающий по серым схемам. Они не хотят выходить из тени, им комфортно работать, ни за что не отвечая.
Фото: EastRussia
Большой плюс при этом - наличие малой авиации, ее, к слову, в Приморье в последние годы развивают активно и целенаправленно. Но нужно учитывать, что перелеты могут зависеть от капризов погоды, а кроме того, такие самолеты могут перевезти чуть больше 10 человек, то есть, с точки зрения организованного туризма подходят только под какие-то локальные проекты.
Есть вопросы к средствам размещения. По словам Савиновой, имеется очень дорогой и очень дешевый сегмент, при этом дорогой не всегда соответствует заявленному качеству. Среднего по стоимости формата проживания мало или он совсем отсутствует.
И, конечно, интервьюируемые говорили о туалетах. На многих территориях их нет физически, а там, где есть, часто возникают проблемы с оплатой.
Остро стоит вопрос сезонности. Сезон сам по себе достаточно короткий – всего пара месяцев – июль и август. Но опрошенные эксперты считают, что в Приморье не слишком стремятся найти способы найти способы принимать туристов не только летом, но и весной, зимой и летом.
Игра в ассоциации
Пак и Савинова констатируют, что у региона на данный момент нет бренда. Если туристы знают, что они увидят на Байкале или Камчатке, на какой уровень сервиса могут там рассчитывать, то в случае с Приморьем – нет. Хотя сейчас концепция меняется и регион начинает звучать и восприниматься как место, куда хочется поехать. Но до готового продукта пока далеко.
Как объясняет Яков Пак, ассоциации и образы – ключевая причина, почему люди едут или не едут в определённое место, поэтому им уделили особое внимание.
Самая часто встречавшаяся опрошенных ассоциация, связанная с Приморьем, – морская тематика и морепродукты.
«Если мы говорим о людях, которые живут в Сибири на Дальнем Востоке, то все говорят о море. Если о жителях Москвы и Санкт-Петербурга, то они говорят об океане. Возможно, этот момент можно использовать с точки зрения позиционирования – объяснять людям, что они едут не просто на море, у москвичей есть рядом Черное море, а к океану», - предполагает маркетолог.
Следующий ряд прочных ассоциаций – владивостокские сопки и мосты. В России, отмечает Пак, всего два города, которые могут похвастаться такой оригинальной «визитной карточкой» как мосты - Владивосток и Санкт-Петербург.
Фото: EastRussia
Из событий отмечают Восточный экономический форум, но при этом у людей из центральных и западных регионов нет понимания, где находится Приморье. Его путают с Хабаровским краем и думают, что это где-то совсем рядом с Камчаткой.
Среди негативных ассоциаций звучали слова «контрабанда», «коррупция» «неухоженность», «неустроенность».
«Мы думали, что увидим гораздо больше негатива. Но большая часть – абсолютно позитивные эмоции, и это очень хорошо», - продолжает Яков Пак.
Трепанг как символ
Эксперты считают, что частью общего бренда может стать соединение двух конкурентных преимуществ региона – наличие свежих морепродуктов и хорошего уровня гастрономии.
«Все знают, что на Камчатке можно поесть краба. Таким продуктом для Приморья может стать трепанг – уникальный продукт, обладающий многими полезными свойствами. Да, он есть и на Сахалине, но тот, кто первым начнет продвигать его в качестве туристической ассоциации, закрепит образ собой. Как, например, в свое время сделала Казань, которая объявила себя гастрономической столицей страны, - поясняет идею Савинова.
Фото: пресс-служба правительства Приморского края
Кроме того, эксперты поддерживают продвижение уникальной флоры и фауны региона, но на их взгляд, нужно сместить фокус с тигров и леопардов, которых практически невозможно увидеть в живой природе, замерив их, например, пятнистыми тюленями – ларгами. Их лежбища туристы наблюдают во время морских прогулок.
Еще одна гипотеза подачи Владивостока и Приморья – его уникальное географическое положение. Для азиатских туристов – это Европа, а для российских, особенно из центральной части страны, - Азия.
При этом стоит преподносить Приморье как регион, где можно получить разный опыт, где сочетаются первозданная природа и цивилизация, где сегодня можно побродить по тайге, а завтра отправиться на концерт или в хороший ресторан.
И, наконец, еще одна идея – позиционировать путешествие сюда как путешествие жизни на край света, к океану.
Фото: EastRussia
«Это такое путешествие, в которое нужно собираться, к которому нужно готовиться. Посмотреть здесь не только природу, но и понять, какие здесь живут люди», - резюмирует Анна Савинова.
Уже в июле эксперты завершат работу и представят исследование и выводы в Туристско-информационный центр Приморья.
Евгения Степанова
Фестиваль мидий длится неделю, взрываясь фейерверком вкусов «МидияСаммита» - события, получившего статус главного гастрономического праздника весны в Приморье. Это, несомненно, повод совершить туристический вояж во Владивосток в мае. Многие ждут фестиваль целый год, потому что цена на обычно недемократичные блюда морской кухни в эти дни – весьма гуманная.
Коллективная акция ресторанов проводится пятый год подряд. Суть её в том, что в течение десяти дней рестораны предлагают гостям авторские блюда, основным ингредиентов которых выступают дальневосточные мидии. Самое важное условие – блюда подаются во всех точках по единой цене. МиниМидии 300 г — 390 рублей, МидиМидии 500 г — 590 рублей, МаксиМидии 1 кг — 1090 рублей. Так организаторы стремятся популяризировать дальневосточную кухню. Моллюски с соусом Том Ям или карри – это уже привычное для гурманов сочетание. В этом году шеф-повара для своих экспериментов выбрали мяту, орехи, вишню «барбекю» и даже сгущёнку. Венцом фестивального меню стал фруктовый десерт, в точности повторяющий знаменитую ракушку.
Как рассказал шеф-повар гастробара «Южане» Владимир Ярмоленко, только за два дня ресторан продал чистого продукта (моллюска) около 200 килограммов! К слову, и выбор в этом году в этом месте достойный: маэстро представил на суд целых четыре фестивальные позиции: мидии в соусе Том Ям, мидии «Старый свет» с луком и сельдереем, мидии в ореховом соусе Гамадари и картофельная бриошь с парфе из мидий.
шеф-повар Владимир Ярмоленко
Фото: Pacific Russia Food
Своим конкурентным блюдом Владимир считает паштет на основе мяса моллюска. «Безусловно, небольшой шлейф близости с Азией чувствуется, особенно японское и тайское влияние, но в этом году я для баланса добавил в перечень блюд европейский след. Паштеты – моя особая любовь, а если говорить о продукте, то традиционный вкус мидий – с зелёным маслом (укроп, петрушка, чеснок) и сухим вином – лично мне всё-таки кажутся непревзойденной классикой», - делится Владимир.
Мидии в соусе Гамадари
Фото: Pacific Russia Food
Вдохновение при разработке рецептов Владимир черпал в Японском море – во всех смыслах:
- Я коренной житель Владивостока, всю жизнь у моря, сам ныряю за ракушками, например, завтра собирался поехать понырять для своего удовольствия. Вся моя жизнь с детства так или иначе связана с морепродуктами, - рассказывает маэстро гастрономии.
Повара Владивостока вслед за морскими биологами подтверждают: вкус дальневосточных мидий действительно отличается от мидий других регионов. Здесь у нее другие, более дикие, условия, море – открытое, вода –чистая и прохладная, что в конечном итоге влияет на вкус и аромат продукта.
Картофельная бриошь с парфе из мидий
Фото: Pacific Russia Food
– У нас она вкусная и жирненькая, – делится секретами Владимир. – С ней нужно очень аккуратно обращаться: тихоокеанская голубая мидия не любит перегрева. А вот мидия Грея помясистее и пожёстче, её можно нагревать, и она как раз-таки лучше подходит для паштетов или паэльи».
Всего в фестивале участвует 29 ресторанов, каждый из них представляет авторские разработки в исполнении местных гуру морепродуктов. В ресторане Cascade наблюдается смелое смешение кулинарных традиций. Мидии «мариньер» в соусе из белого вина с чесноком, лимоном и петрушкой, дуэтом идут с запеченной на гриле брускеттой – в общем-то, классическая история. А дальше уже чистый авангард. Мидии по-тайски с красным карри предлагается запивать кокосовым бульоном с чесноком, зеленым луком и кориандром. Более питательные варианты: спагетти с мидиями в соусе маринара и ризотто с мидиями – с белым вином шафраном и пармезаном. В этом месте используют мидии Грея – это сразу можно заметить по большему размеру ракушки и более плотному мясу.
Мидии в соусе том-ям
Фото: Pacific Russia Food
Так или иначе, разная степень «азиатчины» присутствует в фестивальных меню практически всех ресторанов. Мидии в соусе том-ям в этом году в меню всех ресторанов, где-то вариант поострее, где-то попроще, но в целом тайский вкус легко читается. И лишь немногие отваживаются на уж совсем неожиданные миксы вкусовых сочетаний. Например, в Syndicate – Port Cafe мидии подают в мятно-сливочном сладком соусе со сгущенкой, традиционный маринара делают на основе томатов и пармезана, абсолютный хит - мидии под сливочно-икорным соусом (с икрой минтая).
В семейном кафе Hunter тарелку ракушек подают с сырным, лимонным, вишневым барбекю и карри соусом. К порции предлагаются гренки – здесь они из зернового хлеба, с укропом и чесноком.
Истинно дальневосточный фьюжн представлен гурман найдет в винном баре Cantina. Здесь шеф-повар использовал в остром мексиканском супе с говядиной и мидиями маринованную черемшу (дикая таёжная травка с чесночным вкусом).
Чили кон карне с мидиями и питой
Фото: Pacific Russia Food
В чиабатте с мидиями соусом руйе и черри кимчи явно слышны корейские традиции - на Дальнем Востоке много ассимилированных корейцев и их продукты на столе местных жителей так же естественны, как и хлеб.
Чиабатта с мидиями и черри кимчи
Фото: Pacific Russia Food
Ну, а завершает эту троицу тарелка томленных мидий с барбарисом, тархуном и всё с той же черемшой в соусе Том Ям.
Есть и мидийная «вишенка на торте» - десерт из эклерной «Вспышка»! Он ожидаемо, но все равно неожиданно создан в форме той же самой мидии! Как и положено настоящим шедеврам, лакомство полностью создаётся вручную шеф-кондитером Александром Донсковым.
Фото: Pacific Russia Food
Десерт выглядит как морской, обточенный водой, круглый камешек, ещё мокрый. Створка раковины выполнена из белого шоколада, «язычок» - из ганаша на белом шоколаде и креф-фреша из маракуйи и груши, «икра» - из ананасового конфи, а водоросли, которыми обрастает настоящая мидия, имитированы съедобным молекулярным мохом. Технология создания самой раковины из шоколада довольно трудоёмкая. Шеф разработал её специально для этого десерта, процесс представляет собой постепенное наслаивание белого шоколада на вафельную бумагу из рисовой муки благодаря чему каждая раковина обладает уникальной, неповторимой формой. Съедать такую красоту ну очень жалко!
Тот, кто дочитал до этих слов и еще не купил билет во Владивосток получает звание «Непоколебимый стоик». Но и таким читателям стоит, пожалуй, знать, что самая яркая часть фестиваля – тот самый «МидияСаммит» – в этом году пройдет 21 и 22 мая на летней террасе фудхолла Foodliner. Здесь соберутся все участники акции - они устроят кулинарные мастер-классы, откроют лабораторию гастрономических стартапов, проведут лекции о винах и их сочетаемости с продуктами, тут же будут выступать музыкальные группы… а ещё будут мидии. Много мидий. Горы мидий. Море мидий.
Величественные и недоступные, обаятельные и даже комичные, романтичные и трогательные – такими предстают краснокнижные орланы на снимках фотографов из Владивостока. В начале апреля царственные птицы покидают столицу Приморья, чтобы вывести птенцов вдали от городской суеты, окунуться в которую еще десять лет назад так массово они не стремились. А теперь каждую зиму проводят время в компании с фотографами, которые кормят птиц селедкой и с удовольствием их снимают.
Вплоть до конца марта увидеть орланов в центре Владивостока можно с той же вероятностью, что и чаек. Посреди городского шума они проводят сытую зиму, которую им обеспечивают любители птиц и фотографы. Весной краснокнижные хищники встают на крыло и покидают Владивосток. А когда-то их и вовсе не было – так, залетала одна-другая особь и, не найдя корма, обходила стороной эту оживленную и шумную точку на карте.
Поначалу орланы не совались в центр, на набережную Цесаревича. Они высматривали добычу в порту – при перегрузке рыбы кое-что падает за борт. Этим немногочисленные хищные птицы и довольствовались. Пути орланов изменились, когда фотографы соблазнили горделивых птиц дармовой рыбой, чтобы сделать удачные кадры. Первооткрывателем фотоохоты на орланов во Владивостоке стал Евгений Слободской, но массовый интерес людей с фотоаппаратами возник тогда, когда орнитолог-любитель Ольга Васик стала выкладывать в социальные сети свои «трофеи»: фотозарисовки из жизни осторожных птиц, которые подпускали её к себе достаточно близко.
Ольга работает в Дальневосточном отделении РАН, но не учёным, а главным специалистом управления организации научных исследований. Птицами, и не только орланами, интересуется давно и не по долгу службы, а по велению души и сердца.
Ольга Васик, фотограф, орнитолог-любитель, главный специалист УОНИ ДВО РАН
Всегда, когда есть возможность, отправляется вместе со своими друзьями-учёными в экспедиции по изучению птиц в самых отдаленных уголках Дальнего Востока – в качестве фотографа.
Войти в доверие этих диких птиц было и просто, и непросто. Пропуском в мир орланов для Ольги стал пакет свежемороженой селёдки: с таким гостинцем встречает она их в декабре, когда встает лёд в бухтах окрест Владивостока. Спустя пару сезонов птицы стали узнавать свою кормилицу в лицо.
Так и появилась у орланов новая питательная локация, да не где-нибудь, а прямо в центре города. Благодаря соцсетям, захватывающие фотокадры пикировок орланов увидели горожане и другие собратья Ольги по объективу. Ольге удалось собрать вокруг своего увлечения целое сообщество почитателей красивых и редких птиц. И теперь зимой, на набережной Цесаревича, можно видеть целые группки людей с фототехникой и пакетами рыбы.
Орланы охотно принимают щедрое угощение. Они съедают свою добычу сидя на льду или прямо на берегу, а после сытного обеда рассаживаются по деревьям, вдоль набережной и наблюдают за жизнью города.
Через несколько зим Ольга заметила, что в Золотой рог на точку кормёжки прилетает всё больше орланов. К примеру, этой зимой над бухтой кружили до 20 особей. Есть как орланы-белохвосты, так и очень редкие белоплечие орланы.
– Орланов можно встретить в Японии на Хоккайдо, на Парамушире, на Камчатке – в дикой местности. Но вот чтобы они появлялись в городе, да еще так массово, это редкость, - рассказывает Ольга. – Их интерес понятен: орланы предпочитают не тратить силы на добывание пропитания самостоятельно, если есть искусственная кормовая база. Так поступают многие птицы: самые известные из них синицы и воробьи. Но как только прекратится кормёжка, они улетят добывать пищу в другое место.
Орнитолог Олег Бурковский уверен: мы наблюдаем уникальную историю, когда дикие птицы обитают в среде, которую создал человек. Они приспособились к новой среде, чтобы выжить.
– Для всех животных, птиц зима это стресс. И доступность корма в эти тяжелые месяцы – на первом месте. Наверное, орланы почувствовали безопасность, поэтому стали кормиться от человека. И это несмотря на интенсивное движение автомобилей, ночное освещение, высокий уровень шума. У орланов, как и у всех птиц, действует «стайность»: если одна птица держится на территории, другая смотрит и повторяет. Это объясняет их массовое скопление в Золотом роге. Честно говоря, я не знаю другого похожего случая, чтобы орланы обитали в городе. Это «фишка» Владивостока и его украшение, – говорит Олег.
Разглядывая кадры со съемок, Ольга Васик поняла, что ежегодно на набережную прилетают одни и те же орланы. Если приглядеться опознать их несложно - каждая птица уникальна и явно выделяется среди своих сородичей – по отсутствию когтя на лапе или по разорванному крылу, или даже по осанке и манере держаться. Так появились яркие главные герои фотосессий, любимчики: Эквилибрист, Старый Солдат, Самурай, Бородач и другие – фотограф закрепила за ними характерные эмоциональные прозвища.
Удивительно, сколько эмоций можно считать на каждом птичьем «лице», в каждом взмахе крыла и позе. Вот орлан обиделся, подбоченился и насупился. А вот не выспался и, нахохлившись, смотрит исподлобья. Этот весел и доволен жизнью, смотрит на всех свысока – и в прямом, и в переносном смысле. Порой, между птицами разворачиваются целые спектакли с комичными и драматичными сценами. Всё как у людей: борьба за власть, борьба за лакомый кусок, любовь.
На самом ли деле орланы полны эмоций, или люди видят их такими – неизвестно, но в накале страстей птицы, порой, делают вещи, не свойственные их природе.
Так, Эквилибрист заслужил своё прозвище за немыслимые для орланов пируэты – он ест рыбу прямо в воздухе, в полете. Обычно так пытаются делать молодые орланы, взрослые – более опытные предпочитают сесть на дерево или на лёд и там пировать. Вообще орлан не самая маневренная птица и схватить трофей в воздухе для него, в самом деле, эквилибристика высочайшего уровня. Добавить к этой картине конкуренцию с вездесущими чайками и воронами, которые только и ждут, когда летящая из рук человека рыба сверкнёт в воздухе, и становится очевидно, каких высот достиг Эквилибрист в управлении своим телом.
Иногда в воздушных баталиях орланы падают в воду. Как-то Ольга наблюдала картину, когда упавший орлан достаточно долго, метров 20-30, плыл к берегу, что случается очень редко, ведь это абсолютно не водоплавающий вид, у них намокает оперение и они могут легко погибнуть. Был сильный мороз с ветром, орлан вымок, но выбрался на берег. Но пока он плыл, другой орлан пытался его притопить, что тоже нехарактерно для этого, в общем-то, дружелюбного и невоинственного вида пернатых.
– Птицы – они как люди. У них однозначно есть и эмоции, и настроение. У них нет мышц на лице, чтобы показать мимику, но в арсенале есть взгляд, поза, манера держаться. Птицы не умеют притворяться, поэтому их поведение полностью соответствует внутреннему состоянию на данный момент. И, кстати, они способны «узнавать» отдельных людей – так же, как собаки или кошки. Ольгу они считают за «свою». Никаких сомнений в том, что этот фотограф прикормила целую группировку, у меня, как у специалиста, нет. Это полностью ее заслуга, – комментирует Олег Бурковский.
Интерес к этому необычному содружеству дикого орлана и городского человека оказался столь явным, что уже через несколько лет у мастеров фотографии накопилось много материала, которым они решили столь же щедро делиться. Так во Владивостоке появился фотофестиваль орланов.
Сейчас наступает весна, и орланы торопятся найти уединенные места, чтобы высидеть потомство. Лёд в Золотом роге сошёл, теперь охотиться орланы могут повсеместно. Они нарезают прощальные круги над городом, а их опекунам и любителям птиц лишь остаётся ждать следующего декабря.
Уникальная природа Дальнего Востока бережно охраняется заповедниками и национальными парками. С любовью к первозданной природе и ее обитателям в короткий курортный сезон они приоткрывают тайны заповедных территорий. Здесь под чутким руководством опытных гидов можно увидеть китов, ларг, моржей и белых медведей, посмотреть на рыбалку бурых медведей и даже сфотографировать редчайшего дальневосточного леопарда за обедом. И это стоит того, чтобы преодолеть сотни километров.
ЧТО ТАКОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ
Определений экотуризма достаточно много, но, как правило, среди заповедного сообщества это туризм в дикую природу с изучением ее особенностей при бережном отношении, считает заместитель директора по науке и туризму Кроноцкого заповедника Роман Корчигин (Камчатский край).
«Можно, конечно, сказать, что экотуризм – это просто нахождение на природе без причинения ей вреда. Но сейчас мы видим, что люди приезжают на заповедные территории за знаниями. Они хотят видеть и понимать, как идут естественные природные процессы. Мы стараемся отвечать запросам посетителей – совершенствуем информационное насыщение экскурсий, готовим гидов, которые становятся настоящими проводниками в дикую природу. Наша задача сделать так, чтобы гости полюбили места, которые посетили и стали сторонниками заповедного дела», - отмечает сотрудник заповедника.
Для самих особо охраняемых территорий экологический туризм становится действенным инструментом сохранения первозданной уникальной природы.
Фото: Максим Антипин, национальный парк «Берингия»
«Человеку можно сколько угодно показывать картинки и говорить - “важно сохранять китов”, “важно сохранять белого медведя”. Но все это может остаться в его памяти картинками. А если человеку действительно показать кита, дать послушать, как он дышит, человек сможет понять, что сохранять этот вид, действительно, необходимо и важно, потому что борьба за его сохранение идет здесь и сейчас в его стране. Если человек не видит, что он сохраняет, то он не может стоять на нашей стороне. Именно при помощи экологического туризма мы стараемся показать людям необходимость сохранения природы”, - отмечает заместитель директора по туризму национального парка «Берингия» Игорь Бобырь.
Также сотрудники заповедных территорий подчеркивают, что немаловажную роль экотуризм имеет и для местных жителей, дома которых находятся на границе с нацпарками и заповедниками. Коренные малочисленные народы, проживающие на Чукотке и на Камчатке готовят туристам еду, показывают родные места и тем самым имеют возможность заработать. То же самое происходит и в заповедных границах более населенных территорий, в Приморском крае.
«Для нас важную часть понятия экотуризм составляет соблюдение обычаев, традиций и ценностей живущих здесь людей. С приходом особо охраняемых территорий (ООПТ) они испытывают ограничения: на охоту, рыбалку, сбор дикоросов, вырубку леса. Им теперь нужны другие мотивации. Когда мы привлекаем на территорию туристов, сюда на ООПТ они приезжают за впечатлениями от дикой природы, они покупают сувениры, едят, арендуют дома и квартиры, пользуются услугами такси. Местные жители понимают, что это выгодно и лучше относятся к такому соседству», - рассказала заместитель директора по экологическому просвещению и туризму ФБГУ «Земля леопарда» Олеся Сторожук.
ОТКРЫТЬ ЗАПОВЕДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ
Национальный парк Берингия
Национальный парк «Берингия» - одна из самых отдалённых и труднодоступных особо охраняемых природных территорий в России. Парк состоит из пяти разрозненных участков, разбросанных по всему Чукотскому полуострову. Каждый из них достоин внимания, но охватить все за один раз едва ли получится. Поэтому сотрудники нацпарка рекомендуют обратить внимание на тур в район пролива Сенявина.
Белёк кольчатой нерпы
Фото: Максим Антипин, национальный парк «Берингия»
Пролив Сенявина - визитная карточка национального парка. Можно сказать, что это «Берингия» в миниатюре. Здесь, на небольшой территории за три дня можно увидеть всё самое интересное - китов и тюленей, лежбища моржей и птичьи базары, живописные фьорды и древние эскимосские памятники.
На морской прогулке вы встретите изящных косаток и любопытных горбачей, которые не боятся приближаться к лодкам
Фото: Ольга Кудрина, национальный парк «Берингия»
Туристы останавливаются на базе национального парка, в деревянном домике в бухте Гильмимыль, расположенном неподалеку от Сенявинских термальных источников, откуда выезжают на морские экскурсии по проливу. Готовят для туристов местные девушки из коренных малочисленных народов. Местные жители очень уважительно относятся к природе, которая их кормит, во многом чтят традиции предков, в том числе и в гастрономии.
Когда ехать
Туристический сезон в национальном парке довольно короткий - с конца июля до середины сентября. Начала сезона зависит от количества снега. Чукотка красива и осенью и весной и зимой: здесь неописуемо красивые фиолетовые закаты и рассветы, снежные ландшафты белого безмолвия. Приехать можно в любое время, но логистика будет довольно сложной.
Как добраться
Заявку на посещение национального парка «Берингия» стоит оформлять заранее. По словам сотрудников заповедной территории, обычно к концу туристического сезона в сентябре забронировано уже все следующее лето.
Попасть на Чукотку можно только по воздуху. Главный транспортный узел Чукотского автономного округа - Анадырь. Это первый пункт назначения для всех путешественников. До поселка Провидения, откуда стартует экскурсионный тур к проливу Сенявина, также нужно будет добираться самолетом. В зимний сезон самолеты летают два раза в месяц. В межсезонье - четыре раза в месяц. Летом - два раза в неделю. Покупать билеты Анадырь - Провидения стоит заранее на сайтах авиаперевозчика «Чукотавиа» и «АТА Чукотки».
Из Проведения на вездеходах и лодках туристов привозят в пролив Сенявина.
Сколько стоит
Билет Москва-Анадырь туда обратно без пересадок на август стоит около 60 тыс. руб. Билет Анадырь - Провидения стоит 30 тыс. руб. туда-обратно.
Тур к проливу Сенявина в составе группы от 6 человек стоит порядка 100-120 тыс руб. Сюда входит проживание, питание, экскурсионное сопровождение. Недельный тур до 6 дней - 180 - 200 тыс. рублей.
Справка: В 2020 “Берингию” посетили 1,32 тыс. человек, это были круизные туры с туристами из более чем 20 стран от Канады до Южной Кореи, от Ирландии до Новой Зеландии. В 2021 в национальный парк приехали 80 российских туристов из различных регионов России, в том числе Москвы и Санкт-Петербурга.
Кроноцкий заповедник
Что посмотреть
Если вы решили провести свой летний отдых на Камчатке, то обязательно стоит посетить Долину гейзеров и кальдеру вулкана Узон. Долина гейзеров в Кроноцком заповеднике – одно из пяти крупнейших гейзерных полей в мире, единственное в Евразии и самое компактное. На небольшом участке каньона горной реки сосредоточено около 60 гейзеров, которые извергаются с разной силой и периодичностью. Кальдера вулкана Узон – огромная чаша площадью 9 на 12 километров, которая образовалась после серии разрушительных извержений огромного древнего вулкана. Сейчас это настоящая лаборатория под открытым небом. В кальдере и сейчас происходят процессы рудообразования, там обнаружена самая молодая нефть на планете, а в кипятке и кислоте живут уникальные бактерии и водоросли. Кроме гейзеров здесь можно увидеть горячие пульсирующие источники, разноцветные водные и грязевые котлы с красной глиной.
Фото: Кроноцкий заповедник
Второе направление – Южно-Камчатский федеральный заказник, Курильское озеро. Здесь помимо уникальных по красоте вулканических ландшафтов можно гарантированно посмотреть, как рыбачит на берегу неописуемо красивого озера бурый медведь.
Что касается Кроноцкого заповедника, то в основном это однодневные маршруты без проживания, в путешествие туристы отправляются на вертолёте. Также заповедник предлагает трехдневные туры для фотографов на берегу Курильского озера в Южно-Камчатском заказнике. Туристов размещают в стационарных палатках. Как правило, это небольшие группы по 10-12 человек. На такие туры составляются заявки за один два года вперед. Если хотите побыть наедине с природой и получить уникальные кадры, но начинать реализовывать свою мечту стоит сильно заранее.
Фото: Кроноцкий заповедник
После посещения уникальных природных объектов, расположенных на заповедных территориях, гости отправляются за их пределы, где обедают и продолжают любоваться камчатскими природными красотами: это может быть рыбалка на реке Жупанова, купание в горячих источниках на территории природного парка «Вулканы Камчатки» или посещение Ходуткинских термальных источников и приём ванны в тёплой реке, а также остановка на вертолёте в кальдере вулкана Ксудач.
Когда ехать
Ярко выраженный туристический сезон в Кроноцком заповеднике – это июль, август, сентябрь. Но довольно комфортно приехать и вне сезона – в июне, конце сентября и октябре (в октябре нужно будет одеться потеплее). Природу можно увидеть такой, какой ее не увидишь летом. Это еще и дешевле – заповедник в низком сезоне делает скидки на услуги по приёму и сопровождению гостей.
Как добраться
Кроноцкий заповедник расположен в труднодоступной местности, добраться сюда можно только вертолетом. В Южно-Камчатский заказник можно добраться вертолётом или на так называемых «вахтовках», которые предоставляют туркомпании. Поэтому оптимальный вариант – воспользоваться услугами туроператоров, купить готовый пакетный тур.
В заказник на юге Камчатки можно отправиться на высокопроходимой автомобильной технике. Нужно будет добраться до посёлка Озерновский на берегу живописного Охотского моря, преодолеть на пароме переправу через реку и пройти до Курильского озера в сопровождении государственных инспекторов порядка 12 километров. Это вариант для участников многодневных маршрутов по Южно-Камчатскому заказнику.
Сколько стоит
Билет на прямые рейсы туда-обратно из Москвы в Петропавловск-Камчатский на летние месяцы стоит от 25 тыс. руб, Билет лучше всего брать зимой.
Посещение Долины гейзеров, кальдеры вулкана Узон на вертолёте стоит от 32 тыс.руб до 52 тыс руб. Поездка к Курильскому озеру от 40 тыс. руб.
Справка: В среднем Кроноцкий заповедник и Южно-Камчатский заказник посещают около 12 тыс. чел. Сюда летят туристы со всех регионов России.
Национальный парк «Земля леопарда»
Что посмотреть
Основные объекты национального парка находятся в селе Барабаш на юге Приморского края. Отсюда туристы могут попасть на самый популярный маршрут по обустроенной экологической тропе – «Тропой леопарда». Она проходит по участку широколиственного леса, на котором представлено почти все растительное богатство уссурийской тайги: реликты и эндемики, тропические растения в сочетании с северными. Здесь установлено множество информационных стендов, интерактивных элементов. Тропу можно пройти самостоятельно, в игровой форме в виде квеста или с гидом.
Фото: национальный парк «Земля леопарда»
Если вы остановитесь в селе в отеле нацпарка «Центральная усадьба», то можно будет выехать на экскурсию в заповедник «Кедровая падь». Он находится в 18 км от Барабаша, там можно прогуляться самым длинным маршрутом «К сердцу Кедровой пади» - его общая протяженность 14 км. Природная территория находится под защитой ЮНЕСКО, посетить заповедник можно только в сопровождении экскурсовода. Здесь очень заметен контраст между вторичными лесами, которые появились уже в результате освоения Приморского края, и реликтовым лесом, который существовал здесь испокон веков.
Экскурсия в «Кедровой пади»
Фото: Иван Раков
Возраст пихт на этом маршруте - около 500 лет. Девственные леса Приморья можно увидеть только здесь. По пути туристы также познакомятся с историей заповедника, узнают как устроена крупнейшая в России система фотомониторинга диких животных. Счастливчикам удается увидеть следы амурского тигра, и, если повезет, редчайшего дальневосточного леопарда.
Есть у национального парка особенное предложение для профессиональных фотографов и любителей дикой природы. На территории парка в лесу стоят фотоукрытия: небольшие утепленные домики на одного человека, в которых можно остаться на неделю в ожидании дальневосточного леопарда. Они расположены в местах, куда хищник приходит со своей добычей. Если дождаться этот момент, то можно его сфотографировать.
Фотодомик
Фото: национальный парк «Земля леопарда»
По словам представителей учреждения этой услугой пользуются профессиональные фотографы и любители природы, которые готовы в одиночестве побыть неделю в лесу наедине с дикими кошками.
Когда ехать
Эти маршруты интересны как летом, так и в межсезонье. Если вы поедете в национальный парк весной, вы застанете в конце апреля и мае цветение рододендрона - розовые облака цветов на фоне бирюзового моря. В заповеднике «Кедровая падь» - можно наблюдать за прилетом птиц и цветением первоцветов. В осеннее время на обеих территориях можно насладиться осенними красками: ярко-красные клены, желтые дубы, и золотистые калопанаксы.
Фотоукрытия бронируются на зиму. Это зависит от повадок дальневосточного леопарда, также листва не мешает увидеть хищника.
Как добраться
Центральная усадьба «Земли леопарда» (с. Барабаш, ул. Лазо, 37А) и визит-центр (с. Барабаш, ул. Хасанская, 6Б) находятся в Хасанском районе Приморского края, в двух часах езды от Владивостока.
Ежедневно из автовокзала Владивостока (ул. Русская 2А) в Барабаш отходят междугородние автобусы, которые следуют из города в направлении поселка Славянка.
Чтобы добраться до Барабаша своим ходом, вам нужно выехать из Владивостока и добраться до посёлка Раздольное по автомобильной дороге «Уссури» (А370). Далее по трассе «Раздольное – Хасан» (05A-214) вы доберетесь до Барабаша. Время в пути – около полутора часов.
Сколько стоит
Билет Москва - Владивосток туда обратно без пересадок в августе стоит 25 тыс. рублей. Трансфер, организованный учреждением из аэропорта Владивосток до Барабаша – 4500 руб. Билет на автобус Владивосток - Барабаш - 749 руб. Такси из аэропорта до автовокзала - около 1 тыс. руб.
Входной билет в нацпарк «Земля леопарда» 150 руб, в «Кедровую падь» - 200 рублей.
Стоимость экскурсий – «Тропой леопарда» для самостоятельного посещения - 150 р, квест - 100 руб. Экскурсия - 3 тыс. руб. на группу 10 человек. Для детей с 7 лет - 50% скидки, такие же скидки для пенсионеров. Дети младше - бесплатно. Планируется повышение цена на экскурсию до 600 рублей.
Справка: В 2020 году национальный парк «Земля леопарда» и заповедник «Кедровая падь» посетили почти 6,5 тыс. человек. В 2021 году после присоединения Кравцовских водопадов и Дальневосточного морского заповедника количество посетителей возросло до 27 578. Большая часть это жители из Приморского края, Амурская область,ЕАО и центральная Россия. Из-за рубежа часто приезжают фотографы из Кореи и Европы.
Дальневосточный морской заповедник (Приморский край)
Дальневосточный морской заповедник - самая богатая по видовому разнообразию акватория среди морей России. Здесь, в зоне контакта умеренных и субтропических вод созданы условия как для северных видов морских животных и растений, так и для тех, кто встречается на юге. Богатство животного и растительного мира заповедника отнесено к природным феноменам и имеет статус международного биосферного резервата ЮНЕСКО.
Заповедник поделен на четыре района, один из которых является особо охраняемым закрытым резерватом, два — научно-исследовательскими участками и ещё один — экскурсионной зоной.
Один из популярных экскурсионных районов - посещение самого южного островка России - острова Фуругельма. Под водой вертикальные стенки скал сплошь покрыты друзами мидий, ковром из актиний, морских звезд, ежей и множества других обитателей моря. На острове сохранилась мощная четырех орудийная батарея — единственная на территории Приморского края береговая батарея, которая принимала участие в боевых действиях в годы Второй мировой войны.
Бакланы на острове Фуругельма
Фото: Марина Склярова
В южном секторе морского заповедника рекомендуем посетить островок Фальшивый. Этот остров в разные периоды то перекрывается морем, то становится территорией, на которую можно проехать по суше. Многокилометровый песчаный пляж тянется до устья реки Туманной — места, где сходятся сходятся границы двух государств: России и Корейской народно-демократической республики. С нее открывается вид на открытый Тихий океан. Также из этого места доступна панорама водно-болотных угодий Хасана с протоками, лагунами и множеством озер, прилегающих к самой южной точке побережья морского заповедника. Немногие районы Российского Дальнего Востока могут сравниться с количеством корма для птиц водно-болотных угодий юга Хасанского района. Тысячи уток, гусей, лебедей, куликов, встречается здесь на пролете.
Когда ехать
Посещение Дальневосточного морского заповедника более всего комфортно в июле, августе и начале сентября.
Как добраться
Туры в заповедник отправляются из Владивостока. В поселке Славянка вы пересаживаетесь на катер.
Сколько стоит
Билет Москва - Владивосток туда обратно без пересадок в августе стоит 25 тыс. рублей.
Посещение Дальневосточного морского заповедника стоит 300 рублей. Экскурсия к острову Фуругельма - 1,5 тыс. на человека для группы 5 человек за услуги экскурсовода. К островку Фальшивому - 1000 руб. на человека за услуги экскурсовода при группе из 5 человек.
Проезд на катере оплачивается отдельно. Длительность около 5 часов. С катером и трансфером из Владивостока такая поездка стоит от 16 тыс.
Будущий макроэкономический ландшафт Дальнего Востока мы можем описать, опираясь на ключевые тенденции и события, которые сейчас отмечаются в макрорегионе. На наших глазах идет масштабная модернизация транспортно-логистической инфраструктуры. Значительные средства направлены на развитие промышленности в ДФО.
Однако в 2030 году добыча полезных ископаемых по-прежнему будет играть ключевую роль в экономике Дальнего Востока. В макрорегионе продолжается реализация крупных нефтегазовых проектов в Республике Саха (Якутия) и Сахалинской области.
Планируется увеличение добычи угля благодаря реализации проектов угледобывающих компаний в Нерюнгринском районе Республики Саха (Якутия), освоению Зашуланского каменноугольного месторождения в Забайкальском крае, развитию участка Солнцевского буроугольного месторождения в Сахалинской области, а также наращивание добычи угля на действующих месторождениях Республики Бурятия, Хабаровского края, Амурской области и Чукотского автономного округа.
Также прогнозируется рост добычи металлических руд за счет освоения месторождений золота, меди, железных и полиметаллических руд, урана и прочих полезных ископаемых. В частности, в Хабаровском крае готовится ввод в эксплуатацию Малмыжского золото-медно-порфирового месторождения, в Магаданской области реализуются проекты по развитию производственных мощностей на золоторудных месторождениях «Павлик» и «Тэутэджак», в Республике Бурятия заработает ГОК на месторождении полиметаллических руд «Озерное», в Забайкальском крае планируется рост добычи меди за счет освоения Удоканского месторождения, полиметаллических руд Талманского и Нойон-Тологойского месторождений, железной руды на Березовском месторождении, в Чукотском автономном округе перспективы связаны, в первую очередь, с освоением одного из крупнейших в мире золотосодержащего медно-порфирового месторождения «Песчанка».
На наших глазах закладывается фундамент, который обеспечит к 2030 году на 33,4% прироста экономики макрорегиона по базовому сценарию
В обрабатывающих производствах Дальнего Востока драйверами роста выступят оборонное и гражданское машиностроение, где определяющими факторами устойчивой положительной динамики остаются объемы гособоронзаказа, состояние конъюнктуры по основным экспортным позициям и развитие импортозамещения, а также судоремонт, металлургия, химическая промышленность. Достижению цели повышения индустриализации Дальнего Востока способствует реализация широкого перечня инвестиционных проектов по развитию обрабатывающей промышленности макрорегиона.
В производстве химических веществ и химических продуктов к таким проектам относятся строительство АГПЗ и АГХК в Амурской области и НЗМУ, включающего создание заводов по производству метанола и карбамида, в Приморском крае. В Хабаровском крае идет модернизация Хабаровского НПЗ, строительство Тихоокеанского металлургического комбината, создание кластера металлургической переработки золотосодержащих концентратов на базе Амурского и Тихоокеанского ГМК.
В сфере судостроения и судоремонта важнейшим инвестиционным проектом является создание в Приморском крае ССК «Звезда», а также планируется строительство металлургического завода для обеспечения этой судоверфи крупноформатным стальным листом.
Большая часть запроектированных и заложенных судов должна была иметь иностранное оборудование. Поэтому сейчас критически важно перестроить цепочки производства и поставки оборудования на российские предприятия и обеспечить их необходимой финансовой поддержкой, так как такое оборудование и суда не создавались в России с советских времен.
Авиастроительная отрасль ускоренными темпами адаптируется к новым геополитическим условиям. Для создания парка полностью российских гражданских самолётов «Комсомольский-на-Амуре», авиационный завод имени Ю. А. Гагарина (КнААЗ), начал выпускать комплектующие для пассажирских самолётов МС-21 и SukhoiSuperjetNew. В производственном центре корпорации «Иркут» недавно приступили к сборке первого комплекта дверей для самолёта МС-21. Импортозамещённый российский авиалайнер МС-21 поднимется в небо до конца 2023 года. И в ближайшее время в авиакомпании начнут поступать полностью импортозамещенные серийные самолеты SSJ New с темпом до 20 единиц в год и МС-21 с наращиваем выпуска до 72 единиц в год.
На динамику деревообрабатывающей отрасли будут оказывать влияние конъюнктура внешних рынков сбыта, прежде всего КНР, и переориентация поставок российских лесоперерабочиков из центральной части страны и Сибири в АТР.
Широкие перспективы связываются с дальнейшим развитием рыбохозяйственного комплекса Дальнего Востока. В рыболовстве ожидается увеличение объёмов добычи диких водных биоресурсов на 15-18% за счет более полного освоения выделяемых квот и обновления рыбопромыслового флота. В аквакультуре прогнозируется увеличение объёма производства почти в 5 раз за счёт лососёвых (на 100 тыс. тонн в год) и ценных морепродуктов (дальневосточного гребешка, трепанга, морского ежа) – на 160 тыс. тонн в год.
В сфере сельского хозяйства для макрорегиона важно реализовать имеющийся потенциал производства продукции растениеводства. В 2023-2025 гг темпы роста в дальневосточном растениеводстве превысят 10% за счет увеличения посевных площадей и роста урожайности по всем культурам.
Рост урожайности сельскохозяйственных культур будет обеспечен за счет повышения качества почвы и семенного фонда. В данный момент в регионах реализуются проекты по организации глубокой переработки сои. Строятся высокотехнологичные производств по выпуску биологически ценной кормовой продукции на основе зерна, создается инфраструктура для хранения и переработки сельскохозяйственной продукции.
Транспортно-логистический комплекс является одним из наиболее динамично развивающихся секторов и занимает в структуре экономики Дальнего Востока 2 место после добычи полезных ископаемых. Рост связан с реализацией проектов по модернизации железнодорожной инфраструктуры БАМа и Транссиба, строительству и реконструкции аэропортовых комплексов, автомобильных дорог и мостовых переходов, реализацией проектов по расширению пропускной способности пограничных пунктов пропуска, созданию и развитию логистических мощностей.
Переориентации грузопотоков по железной дороге на «восток» идет с 2021 г.: объемы погрузки угля выросли в 1,5 раза. В I кв. 2023 г. угля погружено на 8,5% больше, чем в I кв. 2022 г. Объёмы перевозки импортных грузов в 2022 г. – 12,3 млн. т (на 36,3% больше 2021 г.).
В 2022 г. объем отправленных контейнеров с ДВЖД превысил 1 млн ДФЭ (+11,6%). 7 129 контейнерных поезда отправлено с ДВЖД в 2022 г. – на 20,6% больше, чем в 2021 г. На 21% и 12% увеличилась среднесуточная выгрузка. В I кв. 2023 г. ДВЖД увеличила грузовые перевозки через международные пограничные переходы с Китаем на 24,6%, перевезено 3,3 млн. т грузов.
Финансирование модернизации Восточного полигона за 5 лет выросло в 10 раз: с 40 млрд руб. в 2019 г. до 400 млрд руб. в 2024. На 2023 г. подтверждено 250 млрд руб. финансирования, за полгода выполнено работ на 87 млрд, что на 30% выше планов. Это больше, чем за весь 2021 г. Всего на второй этап модернизации Восточного полигона (до 2025 г.) запланировано около 1,1 трлн руб. Благодаря масштабной модернизации Восточного полигона к 2027 г. его провозная способность достигнет 197 млн т, к 2030 – 210 млн т, к 2032– 255 млн т.
Особое внимание уделяется развитию портовой инфраструктуры. Так, объем перевалки в контейнерах в морских портах России в 2022 г снизился на 23,4%, а в ДФО вырос на 8,5% до 2 309,2 тыс. ДФЭ – 54% от объемов РФ.
Развитие энергетики связано с реконструкцией и строительством энергетических мощностей для повышения надежности электроснабжения потребителей, включая население, объекты горнодобывающей промышленности (Малмыжский ГОК, месторождения Баимской рудной зоны), БАМа (электрификация железнодорожного пути, строительство тяговых подстанций и контактной сети), туристической инфраструктуры. В том числе в большинстве регионов ДФО планируются мероприятия по развитию сетевого хозяйства, вместе с тем получат развитие проекты с использованием возобновляемых источников электроэнергии.
По итогам 2023 года ожидается рекордные объемы ввода жилья в многоквартирных домах, более 1,8 млн кв. м. Рост торговли со странами АТР и реализация инвестицонных проектов стимулирует рост доходов населения, который будет дополнительно способствовать развитию рынка жилья.
В креативном секторе высоким экономическом потенциалом обладают сферы кино и анимации, а также ювелирного дела. Однако, ужесточение условий ведения и контроля за хозяйственной деятельностью в сфере ювелирного дела, а также повышение налогового бремени в 8 раз (переход с упрощенной на общую систему) могут привести к исчезновению малых предприятий – основы развития отрасли.
Развитие экономики Дальневосточного федерального округа безусловно будет способствовать росту бюджетных доходов и как следствие развитию социальной сферы макрорегиона и росту уровня и качества жизни населения.
По нашим оценкам, в базовом сценарии объем собственных доходов консолидированного бюджета ДФО увеличится на 28,8% в реальном выражении. Диапазон прироста бюджетных доходов может составить от 16% в консервативном сценарии до 38% в оптимистическом.
Рост налоговых поступлений будет положительно влиять на бюджетную обеспеченность регионов, под которой в данном случае понимается подушевой объем бюджетных доходов. Вместе с тем, объем федеральных трансфертов регионам в ближайшие годы может снизиться, в связи с плановым завершением финансирования национальных проектов. С учетом этих обстоятельств, по нашей оценке, в базовом сценарии бюджетная обеспеченность на душу населения в 2030 г. может сохраниться на уровне 2022 года. При этом произойдет рост финансовой самодостаточности региональных бюджетов, так как снижение межбюджетных трансфертов будет компенсировано развитием собственных источников доходов. В консервативном сценарии бюджетная обеспеченность сократится на 8,4%, а в оптимистичном сценарии – увеличится на 3,6%.
Несмотря на положительные оценки роста бюджетных доходов в среднем по ДФО, в ближайшие годы сохранится проблема сильной дифференциации дальневосточных регионов по бюджетной обеспеченности. В ближайшие годы, помимо Сахалинской области, сможет достигнуть «бездотационного» бюджета Амурская область. При положительном развитии ситуации к 2030 году в число таких регионов могли бы также войти Приморский и Хабаровский края. В остальных дальневосточных регионах для достижения финансовой самостоятельности потребуется значительно больше времени.
Открывая улицу Дальнего Востока, заместитель Председателя Правительства Российской Федерации – полномочный представитель Президента Российской Федерации в ДФО Юрий Трутнев сказал: «Мы хотели поделиться с вами нашей любовью – любовью к родной земле. К Чукотке и Камчатке, к Еврейской автономной области и Хабаровскому краю, ко всем дальневосточным регионам, к лесам, городам, рекам, людям. Мы хотим, чтобы вы прикоснулись к этой любви, почувствовали ее. Почувствовали любовь к нашей великой Родине».
Забегая вперёд – своей историей, самобытностью, потенциалом и уникальностью гордится каждая дальневосточная территория и делает это по праву. Любой посетитель регионального павильона – будь то инвестор, путешественник или просто любознательный гость узнает массу интересного о истории области или края, самобытности этой земли, её промышленном, туристическом потенциале и уникальной природе. В нашем репортаже мы постарались собрать «изюм» экспозиции этого года.
Дальше пойдёшь – сломаешь шаблон. Но не сразу – потому как «добропожалование» павильона Республики Саха(Якутия) традиционное – с национальным колоритом и радушием. Да и тот, кто ждёт рассказов про алмазы тоже не ошибётся. Но главным своим козырем регион считает цифровизацию.
Чукотка тоже озадачивает комбинацией традиций и футуристичности.
Добро пожаловать в филиал Еврейской автономной области. Предмет гордости самого маленького региона ДФО – площадь ЕАО чуть больше 36 тысяч квадратных километров – железнодорожный мост в Китай.
«Это единственный межгосударственный мостовой переход через Амур. Здесь планируется построить перевалочный комплекс нефте-газохимических продуктов, который даст мощный импульс развитию области», – объясняет Светлана Шевченко начальник отдела инвестиционной политики департамента экономики правительства ЕАО.
Сахалин зовёт в будущее: самый большой стенд показывает, как столица региона Южно-Сахалинск трансформируется, стремясь стать максимально комфортным для своих жителей. Это и те объекты, что уже воплощены в камень и металл, и те, которым ещё только предстоит появиться.
Из юрты на подходе к павильону Забайкалья выглядывает девушка-лебедь. Да, она существует, и это кукла. Её создатель – заслуженный художник России, народный художник Бурятии из большой творческой семьи, которая живет в Забайкалье, в селе Укурик.
«Наше село – деревня мастеров, – рассказывает Олеся Гилязова. – Нас там несколько семей, которые занимаются промыслами и рукоделием. Мы делаем кукол, шьём унты, утварь разную, юрты производим. Конечно куклы – это особенная наша гордость. Это музейные экспонаты, они выставляются на выставках, путешествуют по миру. Вот «Девушка-лебедь» побывала в 43 странах!
Мы работаем с натуральной кожей, деревом, металлом. Всю выделку, обработку материалов делаем сами, всё по традиционным технологиями. Единственная уступка современности – это полимерная кость – специальный пластик, из которого делаются головы кукол».
«Забайкалье – признанный центр добычи полезных ископаемых. Поэтому много места в экспозиции этого года мы уделили горному делу – это и стенд Быстринского ГОКа, который обогащает руду Быстринского месторождения золота, меди и железа. И, конечно, стенд «Удоканской меди». Кроме того, в павильоне собрана информация и по другим проектам – от зернового терминала, до мастер-планов Читы и Краснокаменска», - рассказал начальник отдела инвестиционной деятельности Корпорации развития Забайкальского края Денис Стрыгин.
Кому мало рассказов о металлах в подземных кладовых, может здесь же поработать с дамасской сталью. Мастер-класс по заточке ножей из проводит здесь Академия бурятского искусства Жигжита Баясхаланова, которая входит в Международную ассоциацию бурятских оружейников. «Почему опять Бурятия, если павильон Забайкалья?», – спросит пытливый читатель. Всё просто – школа Академии находится в Агинске. Это административный центр Агинского Бурятского округа, административно-территориальной единицы с особым статусом в Забайкальском крае.
По соседству с представительством Забайкалья – павильон Амурской области. В этом году он получил необычное обрамление – конструкции из труб, которые отсылают к реализуемым в регионе крупным проектам, связанным с переработкой газа - Амурскому газоперерабатывающему заводу в районе города Свободного — одно из крупнейших предприятий в мире по переработке природного газа, и Амурскому газохимическому комплексу: его запуск запланирован на 2024 год, комплекс будет производить полиэтилен и полипропилен различных товарных марок из этана, пропана и бутана, которые будут поступать с соседнего Амурского газоперерабатывающего завода. Предполагается, что предприятие станет самым мощным по производительности в России и одним из самых больших в мире предприятий по производству базовых полимеров.
Пальму логистического первенства у Приамурья оспаривает сосед по павильону, но не по географии – Приморский край. Контейнерная тематика встречает здесь гостей ещё снаружи, внутри же предлагают углубиться в обилие проектов, так или иначе связанных с грузоперевозкой, перевалкой, доставкой и прочими нюансами логистики.
«Это и серия проектов, связанных с развитием портовой инфраструктуры, это и целая сеть мультимодальных транспортно-логистических центров в городе Артёме, - рассказывает Ксения Некрасова, сотрудник Инвестиционного Агентства Приморского края – Ещё в нашем павильоне можно узнать о том, как проходит цифровая трансформация Приморского края. Наглядный пример – система, в которой аккумулируется информация обо всех происшествиях. Она призвана помочь органам власти оперативно реагировать на всё, что угрожает или только может угрожать нормальной жизни приморцев, работе самых разных структур и организаций. Все службы – полиция, скорая, МЧС, Гидромет, ЖКХ передают сюда информацию, при этом сама система оценивает насколько широко и какие именно госструктуры необходимо оповещать».
Павильон Хабаровского края в этом году самый большой из всех. Представительство «родины китов и самолётов» получило к VIII ВЭФу пристройку, целиком и полностью, посвященную изобразительному искусству.
Зал с высоким потолком и обилием цвета полностью отдан под экспозицию Дальневосточного художественного музея. На стенах работы европейских мастеров, включая Тициана, российских и советских художников. Конечно, это репродукции, но особенные.
«Это 12 репринтных полотен, повторяющих произведения, хранящиеся в Дальневосточном художественном музее. Это полотна, специально созданные для проекта «Близкое искусство». Он существует с 2008 года и его задача просветительская: мы создаём высококачественные копии, которые помогают жителям самых удалённых уголков нашего края показать те произведения, котоыре нельзя вывезти. Вот, например, известная работа Тициана из нашего собрания – «Ревека у колодца». Чтобы переместить оригинал нужны колоссальные усилия, средства, сложная организация. Но этот проект даёт жителям наших окраин прикоснуться к большому искусству».
Один из главных брендов республики – Байкал. И не найдётся человека, который бы устоял перед презентациями его красот. Но будто этого мало, очарованному гостю павильона предлагают путешествие в мир рукоделия бурятских мастеров.
«Мы хотим, чтобы каждый гость форума смог увезти с собой частичку Бурятии, – рассказывает Олеся Кондкова, сотрудница центра «Мой бизнес». – Среди наших мастеров, мало продажников, это творческие люди, и мы помогаем им с реализацией. Всё, что вы здесь видите сделано из материалов, которые встречаются только в Бурятии. Особенно нефрит – 90% всего нефрита в России добывают в Бурятии, а белый нефрит – только у нас».
Венчает променад – вполне ожидаемо – Камчатка. В этом году здесь решили сдвинуть акценты и стереть стереотип, мол, «Камчатка – это только про туризм». Сделавший шаг за порог камчатского павильона узнает, что это место для жизни, работы и отдыха.
«Мы решили отойти от концепции «На Камчатку людей привлекает только туризм», - говорит Ирина Еременко, заместитель директора Камчатского выставочно-туристического центра – Мы показываем Камчатку через людей, которым здесь комфортно жить, мы рассказываем о мастер-плане Петропавловска-Камчатского, который, кстати, одним из первых был утверждён нашим Президентом. В эту историю можно погрузиться, посмотрев видео или презентацию. А если хочется прикоснуться к работе на Камчатке – добро пожаловать в интерактивную игру «Охотоморская путина» - в ней можно почувствовать себя капитаном траулера!»
Туризм и отдых, конечно, не забыты. Специально для тех, кто думает, что стоимость пролёта на Камчатку примерно равна цене билета на Луну, здесь установили экран с возможностью проверки авиатарифа от разных перевозчиков. И да – их можно сразу купить. А если у вас есть тёплая компания от слова «корпорация», то MICE агентство полного цикла, которое для лёгкости запоминания называется PROSTOmice, сделает вам предложение, от которого очень сложно отказаться.
Добивает своих гостей камчатский павильон бубном. В буквальном смысле. Посетителям предлагается пройти квест, балансирующий на стыке традиций и шаманизма компьютерных технологий. Вместо джойстика – настоящий бубен, который становится проводником в прошлое и настоящее Камчатки.
И ошибается тот, кто думает, что на этом прогулка по улице Дальнего Востока заканчивается. Ведь здесь и Дом сокола, и павильоны КРДВ, корпорации Туризм.РФ, Минспорта, хоккейного клуба «Адмирал», Дом коренных народов Севера с выставкой «Душа России. Север». Ах, да – и фудкорт здесь тоже есть.
Среди 15 сессий, которые составили основу II всероссийского туристического форума «Открой Дальний Восток» меня, как человека, предпочитающего всем видам путешествий автотуризм, заинтересовала сессия под названием «Перспективы развития автотуризма на Дальнем Востоке». Есть ли они – эти перспективы вообще – и если да, то какие?
Автопутешественник в цифрах
По статистике, озвученной на сессии, 33% россиян хотя бы раз в жизни совершали поездку по стране на автомобиле, 9% опрошенных при этом катались по дорогам Дальнего Востока, 87% из них остались довольны. В целом, около трети респондентов регулярно катаются на машине в формате автотуризма, больше половины едут с семьей или компанией друзей. Комфортным автопутешественники называют поездку продолжительностью до 10 дней, остальные готовы ехать не больше тысячи километров. К преодолению больше пяти тысяч километров готовы лишь 6% опрошенных.
И тут возникает вопрос: а кого считать автопутешественниками? К примеру, если я из Хабаровска в августе поехал на побережье Японского моря, чтобы поставить там палатку или арендовать фанерный домик, намотав на счетчик более 800 км, как это летом делают тысячи дальневосточников, я попадаю в эту категорию? А если поехал за 700 км на машине в Благовещенск по делам?
Эксперты пока не готовы однозначно ответить на этот вопрос. Один из возможных критериев портрета автотуриста – это человек, едущий на машине из точки А в точку Б, который по пути или по прибытию посетил какую-либо достопримечательность: музей, выставку, природный объект.
В идеале, конечно, автотурист это тот, кто путешествует в автодоме. Об этом, кстати, мечтает 77% опрошенных – они готовы купить или арендовать автодом, при условии, что цена будет приемлемой. Но пока этот ниша для избранных – надо или сильно раскошелиться или вложить много времени и сил, и опять же денег, занимаясь постройкой автодома лично.
Открываем «Дром» - популярную площадку по продаже автомобилей и техники на Дальнем Востоке. Смотрим на цены и понимаем, что автодом – это пока далеко не для всех. Как и их аренда. Хотя эта услуга на Дальнем Востоке не представлена – самодельные жилые прицепы не в счет.
Воздушные автодома
Между тем спикер сессии, депутата Госдумы Натальи Костенко, которая в профильном комитете занимается развитием автотуризма, как раз продвигает идею аренды жилых автомобилей по прилету на восток. К примеру, семья из Москвы прилетает в Улан-Удэ, берет автодом и едет до Владивостока, исследуя макрорегион. Или приезжают в Хабаровск, откуда можно поехать и на юг, и на север, и на запад, и на Сахалин.
Помните статистику про «удобоваримый» километраж? Далеко не все согласятся ехать из центральной России на Дальний Восток на машине – пока доедешь, уже и отпуск закончится.
«От Москвы до Хабаровска семь тысяч километров – это много. А вот от Улан-Удэ до Хабаровска проехать две тысячи – это многим под силу. «Комбо» самолет-машина вполне себе вариант», – иллюстрирует свою мысль Наталья Костенко.
В словах Наталья Костенко, которая, как оказалось, даже не водит машину, меня смутили цифры: семь и две тысячи километров! Это же она считает по воздуху! По дороге на 1-1,5 тысячи больше…
В ходе обсуждения появилась интересная идея: обычный «проезжающий мимо» автомобилист может легко превратиться в автотуриста: если он зайдёт на расположенный на территории зоны отдыха туристско-информационный центр региона и узнает, о достопримечательностях по пути или в непосредственной близости от его маршрута. По такому принципу уже пошли в ряде европейских регионов, стараясь перехватить часть трафика.
Нечто подобное есть и у нас на Дальнем Востоке – на Сахалине. Там вдоль всей трассы с юга на север острова установили информационные баннеры «GoSakhalin!», на которых указаны достопримечательности, расположенные вдоль трассы с указанием километража и сложности маршрута. Нам очень помогло в поездке!
Таким маршрутом, к примеру, могла бы стать «кругосветка» из Хабаровска в Хабаровска по кольцевому маршруту: Хабаровск – Комсомольск-на-Амуре – автодублер БАМа – Тында – «федералка» (трасса Чита – Хабаровск) – Хабаровск. Но, состояние автодублера и отсутствие мостов через реки ставит крест на этом направлении. Как на возможности максимально близко подъехать к широко рекламируемым в последнее время Шантарским островам: из Хабаровска или Комсомольска-на-Амуре до Селихино путь лежит по асфальтированной трассе, но пусть от Селихино до Николаевска-на-Амуре и поселка Многовершинный осилит уже не каждое авто, не говоря уже об автодомах или жилых модулях-прицепах. В скорое изменение ситуации не верится, тем более, что министр транспорта РФ, когда приходил с отчетом в Госдуму посетовал: денег нет на то, чтобы решить вопрос с извечными пробками на юге России, что уж тут говорить про ДВ?
Еще одно направление, о котором говорили московские гости – автотуризм в Китай. Мол, он под боком и открывает широкие перспективы. Не открывает. Не пускает КНР россиян на автомобилях к себе (приграничный город Маньчжурия – не в счет). А вот китайцы, у которых высоко развита культура автотуризма, с интересом бы проехались дальневосточными дорогами! По словам Натальи Костенко, они же готовы помочь нам в решении проблемы отсутствия арендных автодомов – продать кемперы китайского производства, ждать, что на Дальнем Востоке появятся отечественные автодома пока не приходится.
Причем, готовиться к потоку автотуристов в ДФО необходимо уже сейчас: далеко не везде есть сотовая связь. К примеру, на одной из красивейших трасс Дальнего Востока Лидога – Ванино пару сотен километров вы, возможно, будете ехать с надписью на дисплее «Мобильная сеть недоступна» - вышки сотовых операторов там работают на солнечных батареях и если погода пасмурная, то связи не будет или лишь местами.
Необходимо не только расширить точки туристического притяжения на Дальнем Востоке, но и донести их до пользователя, чтобы он знал, куда ехать и что можно увидеть, куда звонить, если случится непредвиденное. Как один из вариантов здесь – формировать турмаршруты, например, указывая актуальные данные об инфраструктуре и достопримечательностях на Яндекс.Картах, разговор с Яндексом об этом уже идет.
Перспективы есть!
Хоть и туманные, но они есть. По словам Марии Бадмацыреновой, в КРДВ сейчас сопровождают около трех тысяч различных проектов по всему Дальнем Востоку, и 60% из них направлены на развитие придорожного сервиса. В ближайшее время корпорация сформирует кейс лучших практик по автотуризму и сопутствующим направлениям, которые затем можно будет масштабировать.
О растущем интересе автомобилистов к Дальнему Востоку говорят и метаданные. Так, в МТС Travel отмечают, что Дальний Восток стал самым быстрорастущим направлением в этом году, показав динамику увеличения в два раза.
Оптимизма добавляет и то, что в Госдуме есть целая рабочая группа, которая занимается созданием концепции развития автотуризма в стране. А еще есть пилотный проект по осуществлению автомобильного туризма по маршруту Санкт-Петербург – Владивосток.
Когда и как это заработает – увидим. Пока же основу автотуризма на Дальнем Востоке составляют сами дальневосточники, когда летом едут на пляжи Приморья – «на море», да «перегонщики», которые из-за санкций и падения рубля стали вновь, как «в нулевых» проявлять небывалый интерес к японским и корейским машинам, перегоняя их из дальневосточных портов «на запад».