Как добиться увеличения турпотока в условиях постоянной нестабильности
В 2021 году Приморский край посетили 2,8 млн человек, что почти в 4 раза больше, чем в 2020-м. 99% гостей – российские туристы. Как считают власти, это не предел, и, воспользовавшись ситуацией, нужно наращивать турпоток. Как это сделать с учетом сложившихся в индустрии трендов, обсуждали на Тихоокеанском туристском форуме.
Глобальные тенденции
Как считают известные маркетологи, работающие в сфере туриндустрии, Яков Пак и Анна Савинова, все тренды условно можно разбить на несколько групп. Первый, сложившийся за два минувших года и продолжающий развиваться, они условно называют «пандемия».
Главная его особенность в том, что в условиях закрытых границ люди начали больше путешествовать внутри своих стран. Но если для Европы это было характерно и раньше, то для большинства россиян собственная территория стала открытием. По данным, которые приводят эксперты, первое место по количеству поездок внутри страны во время пандемии занял Китай, второе – США, Россия вышла на третье место.
Фото: EastRussia
«Оказалось, в нашей стране тоже есть много интересного и красивого. Несмотря на то, что сейчас есть некая возможность выезда за границу, тренд набирает обороты», - отмечает Анна Савинова.
Власти РФ поддержали этот тренд введением кэшбэка на покупки турпродуктов и путевки в детские лагеря.
Второй тренд эксперты обозначили парадоксальным образом – «стабильная нестабильность».
«Мы вынуждены жить и работать в ситуации, когда все может измениться в один день. В этой ситуации нужно быть гибкими», - поясняет Савинова.
В рамках этого тренда изменилась глубина бронирования – если раньше люди планировали путешествия едва ли не за полгода, то сейчас принимают решение о поездке буквально накануне отъезда.
«Региональные туроператоры рассказывали нам, что иногда у них было 40% процентов брони, а наутро уже 60%, - приводит примеры Савинова, отмечая реакцию отелей. – Понимая, что у людей все может измениться в одночасье, отели идут навстречу: разрешают либо не вносить предоплату, либо бесплатно отменять бронирование». Изменились и сами путешествия. Больше стало самостоятельных путешественников, появились «прививочные туры», а теперь и туры, во время которых можно сделать банковские карты других стран.
На целых 57% за эти годы вырос спрос на оздоровительные поездки. Теперь в санатории и профилактории отправляется не только взрослая аудитория, но более молодая – ковид подкосил здоровье многим.
Полный диджитал
Еще один обозначенный экспертами тренд так или иначе касается интернета – его так и обозначили – «диджитализация». В его рамках выделяется тенденция, названная «workation». Как объясняет Яков Пак, неологизм собран из двух английских слов – «работа» и «отдых». Поскольку во время пандемии многие работодатели ослабили режим пребывания в офисах, то часть сотрудников начала организовывать свое рабочее пространство на удобных им территориях, совмещая режим работы и отдыха длительное время.
Фото: EastRussia
«В качестве ответа на этот тренд происходит превращение гостиничных номеров в апартаменты. Отели предлагают скидочные программы и пакетные предложения для длительного проживания. Я сам организую свою жизнь таким образом – в зимнее время перемещаюсь в Юго-Восточную Азию на 4-5 месяцев. Поскольку моя работа кабинетная, то я себе могу позволить удаленный режим. Для меня привлекательное в это время находиться не в Петербурге, а в Таиланде. Там таких людей даже в период пандемии было очень много», - делится Яков Пак личным опытом.
В некоторой мере противоположная тенденция, когда люди, часто это топ-менеджеры, которым постоянно нужно быть на связи, выбирают туры, где этой самой связи нет.
«Тренд Digital Detox – когда человек в определённое время отказывается от digital-коммуникации. Человеку требуется перезагрузка, и в ответ на это возникают новые форматы, новые объекты для проживания, позиционирующие себя как объекты цифрового отшельничества. Привлекательным оказалось совмещение с этой программой каких-то природных достопримечательностей отдалённых уголков природы. В Приморье тоже могут быть организованы программы такого типа», - считает маркетолог.
Есть еще несколько трендов, на которые регионам нужно обратить пристальное внимание. Среди них совмещение деловых поездок с небольшим отдыхом или так называемые «селфи-фото-туры», когда организаторы специально показывают туристам места, где можно сделать фотографии для соцсетей.
Также, считают эксперты, участники туриндустрии должны организовать для потребителя единое онлайн окно, обратившись куда, он может решить все свои проблемы, связанные с покупкой тура. Сюда же должна быть «прикручена» опция онлайн-коммуникации и возможность оплаты тура.
Нет туалетов и дорог
Сейчас Анна Савинова и Яков Пак разрабатывают маркетинговую стратегию развития туризма Приморья. В основу теоретической части легли интервью, которые они провели с несколькими десятками людей – федеральными и региональными представителями экспертного сообщества и туристами - новичками и бывалыми, посетившими Приморье и теми, кто собирается это сделать.
Проблематика, выявленная во время исследования, касается структурных вопросов. В списке все те же – дороги, транспорт, гостиницы, туалеты.
Часто звучащая претензия туристов в том, что из-за плохого качества дорог за пределами столицы региона туры одного дня начинаются рано, а заканчиваются поздно. Не ясно, как формируются стоимость аренды автомобильного транспорта.
«Как рассказала одна предприниматель, все зависит от того, с какой ноги встал оператор. Тебе могут предоставить транспорт и за 2000 и за 15000 рублей, и в чем разница, ты не понимаешь. В других регионах на цену влияют марка и класс автомобиля, время, когда задействован автомобиль, количество человек, которое он перевозит», - подчеркивает Анна Савинова.
Что касается морского транспорта – маломерных судов, катеров, которые летом катают туристов по акватории и возят на острова, то среди них больший процент работающий по серым схемам. Они не хотят выходить из тени, им комфортно работать, ни за что не отвечая.
Фото: EastRussia
Большой плюс при этом - наличие малой авиации, ее, к слову, в Приморье в последние годы развивают активно и целенаправленно. Но нужно учитывать, что перелеты могут зависеть от капризов погоды, а кроме того, такие самолеты могут перевезти чуть больше 10 человек, то есть, с точки зрения организованного туризма подходят только под какие-то локальные проекты.
Есть вопросы к средствам размещения. По словам Савиновой, имеется очень дорогой и очень дешевый сегмент, при этом дорогой не всегда соответствует заявленному качеству. Среднего по стоимости формата проживания мало или он совсем отсутствует.
И, конечно, интервьюируемые говорили о туалетах. На многих территориях их нет физически, а там, где есть, часто возникают проблемы с оплатой.
Остро стоит вопрос сезонности. Сезон сам по себе достаточно короткий – всего пара месяцев – июль и август. Но опрошенные эксперты считают, что в Приморье не слишком стремятся найти способы найти способы принимать туристов не только летом, но и весной, зимой и летом.
Игра в ассоциации
Пак и Савинова констатируют, что у региона на данный момент нет бренда. Если туристы знают, что они увидят на Байкале или Камчатке, на какой уровень сервиса могут там рассчитывать, то в случае с Приморьем – нет. Хотя сейчас концепция меняется и регион начинает звучать и восприниматься как место, куда хочется поехать. Но до готового продукта пока далеко.
Как объясняет Яков Пак, ассоциации и образы – ключевая причина, почему люди едут или не едут в определённое место, поэтому им уделили особое внимание.
Самая часто встречавшаяся опрошенных ассоциация, связанная с Приморьем, – морская тематика и морепродукты.
«Если мы говорим о людях, которые живут в Сибири на Дальнем Востоке, то все говорят о море. Если о жителях Москвы и Санкт-Петербурга, то они говорят об океане. Возможно, этот момент можно использовать с точки зрения позиционирования – объяснять людям, что они едут не просто на море, у москвичей есть рядом Черное море, а к океану», - предполагает маркетолог.
Следующий ряд прочных ассоциаций – владивостокские сопки и мосты. В России, отмечает Пак, всего два города, которые могут похвастаться такой оригинальной «визитной карточкой» как мосты - Владивосток и Санкт-Петербург.
Фото: EastRussia
Из событий отмечают Восточный экономический форум, но при этом у людей из центральных и западных регионов нет понимания, где находится Приморье. Его путают с Хабаровским краем и думают, что это где-то совсем рядом с Камчаткой.
Среди негативных ассоциаций звучали слова «контрабанда», «коррупция» «неухоженность», «неустроенность».
«Мы думали, что увидим гораздо больше негатива. Но большая часть – абсолютно позитивные эмоции, и это очень хорошо», - продолжает Яков Пак.
Трепанг как символ
Эксперты считают, что частью общего бренда может стать соединение двух конкурентных преимуществ региона – наличие свежих морепродуктов и хорошего уровня гастрономии.
«Все знают, что на Камчатке можно поесть краба. Таким продуктом для Приморья может стать трепанг – уникальный продукт, обладающий многими полезными свойствами. Да, он есть и на Сахалине, но тот, кто первым начнет продвигать его в качестве туристической ассоциации, закрепит образ собой. Как, например, в свое время сделала Казань, которая объявила себя гастрономической столицей страны, - поясняет идею Савинова.
Фото: пресс-служба правительства Приморского края
Кроме того, эксперты поддерживают продвижение уникальной флоры и фауны региона, но на их взгляд, нужно сместить фокус с тигров и леопардов, которых практически невозможно увидеть в живой природе, замерив их, например, пятнистыми тюленями – ларгами. Их лежбища туристы наблюдают во время морских прогулок.
Еще одна гипотеза подачи Владивостока и Приморья – его уникальное географическое положение. Для азиатских туристов – это Европа, а для российских, особенно из центральной части страны, - Азия.
При этом стоит преподносить Приморье как регион, где можно получить разный опыт, где сочетаются первозданная природа и цивилизация, где сегодня можно побродить по тайге, а завтра отправиться на концерт или в хороший ресторан.
И, наконец, еще одна идея – позиционировать путешествие сюда как путешествие жизни на край света, к океану.
Фото: EastRussia
«Это такое путешествие, в которое нужно собираться, к которому нужно готовиться. Посмотреть здесь не только природу, но и понять, какие здесь живут люди», - резюмирует Анна Савинова.
Уже в июле эксперты завершат работу и представят исследование и выводы в Туристско-информационный центр Приморья.
Евгения Степанова
Фестиваль мидий длится неделю, взрываясь фейерверком вкусов «МидияСаммита» - события, получившего статус главного гастрономического праздника весны в Приморье. Это, несомненно, повод совершить туристический вояж во Владивосток в мае. Многие ждут фестиваль целый год, потому что цена на обычно недемократичные блюда морской кухни в эти дни – весьма гуманная.
Коллективная акция ресторанов проводится пятый год подряд. Суть её в том, что в течение десяти дней рестораны предлагают гостям авторские блюда, основным ингредиентов которых выступают дальневосточные мидии. Самое важное условие – блюда подаются во всех точках по единой цене. МиниМидии 300 г — 390 рублей, МидиМидии 500 г — 590 рублей, МаксиМидии 1 кг — 1090 рублей. Так организаторы стремятся популяризировать дальневосточную кухню. Моллюски с соусом Том Ям или карри – это уже привычное для гурманов сочетание. В этом году шеф-повара для своих экспериментов выбрали мяту, орехи, вишню «барбекю» и даже сгущёнку. Венцом фестивального меню стал фруктовый десерт, в точности повторяющий знаменитую ракушку.
Как рассказал шеф-повар гастробара «Южане» Владимир Ярмоленко, только за два дня ресторан продал чистого продукта (моллюска) около 200 килограммов! К слову, и выбор в этом году в этом месте достойный: маэстро представил на суд целых четыре фестивальные позиции: мидии в соусе Том Ям, мидии «Старый свет» с луком и сельдереем, мидии в ореховом соусе Гамадари и картофельная бриошь с парфе из мидий.
шеф-повар Владимир Ярмоленко
Фото: Pacific Russia Food
Своим конкурентным блюдом Владимир считает паштет на основе мяса моллюска. «Безусловно, небольшой шлейф близости с Азией чувствуется, особенно японское и тайское влияние, но в этом году я для баланса добавил в перечень блюд европейский след. Паштеты – моя особая любовь, а если говорить о продукте, то традиционный вкус мидий – с зелёным маслом (укроп, петрушка, чеснок) и сухим вином – лично мне всё-таки кажутся непревзойденной классикой», - делится Владимир.
Мидии в соусе Гамадари
Фото: Pacific Russia Food
Вдохновение при разработке рецептов Владимир черпал в Японском море – во всех смыслах:
- Я коренной житель Владивостока, всю жизнь у моря, сам ныряю за ракушками, например, завтра собирался поехать понырять для своего удовольствия. Вся моя жизнь с детства так или иначе связана с морепродуктами, - рассказывает маэстро гастрономии.
Повара Владивостока вслед за морскими биологами подтверждают: вкус дальневосточных мидий действительно отличается от мидий других регионов. Здесь у нее другие, более дикие, условия, море – открытое, вода –чистая и прохладная, что в конечном итоге влияет на вкус и аромат продукта.
Картофельная бриошь с парфе из мидий
Фото: Pacific Russia Food
– У нас она вкусная и жирненькая, – делится секретами Владимир. – С ней нужно очень аккуратно обращаться: тихоокеанская голубая мидия не любит перегрева. А вот мидия Грея помясистее и пожёстче, её можно нагревать, и она как раз-таки лучше подходит для паштетов или паэльи».
Всего в фестивале участвует 29 ресторанов, каждый из них представляет авторские разработки в исполнении местных гуру морепродуктов. В ресторане Cascade наблюдается смелое смешение кулинарных традиций. Мидии «мариньер» в соусе из белого вина с чесноком, лимоном и петрушкой, дуэтом идут с запеченной на гриле брускеттой – в общем-то, классическая история. А дальше уже чистый авангард. Мидии по-тайски с красным карри предлагается запивать кокосовым бульоном с чесноком, зеленым луком и кориандром. Более питательные варианты: спагетти с мидиями в соусе маринара и ризотто с мидиями – с белым вином шафраном и пармезаном. В этом месте используют мидии Грея – это сразу можно заметить по большему размеру ракушки и более плотному мясу.
Мидии в соусе том-ям
Фото: Pacific Russia Food
Так или иначе, разная степень «азиатчины» присутствует в фестивальных меню практически всех ресторанов. Мидии в соусе том-ям в этом году в меню всех ресторанов, где-то вариант поострее, где-то попроще, но в целом тайский вкус легко читается. И лишь немногие отваживаются на уж совсем неожиданные миксы вкусовых сочетаний. Например, в Syndicate – Port Cafe мидии подают в мятно-сливочном сладком соусе со сгущенкой, традиционный маринара делают на основе томатов и пармезана, абсолютный хит - мидии под сливочно-икорным соусом (с икрой минтая).
В семейном кафе Hunter тарелку ракушек подают с сырным, лимонным, вишневым барбекю и карри соусом. К порции предлагаются гренки – здесь они из зернового хлеба, с укропом и чесноком.
Истинно дальневосточный фьюжн представлен гурман найдет в винном баре Cantina. Здесь шеф-повар использовал в остром мексиканском супе с говядиной и мидиями маринованную черемшу (дикая таёжная травка с чесночным вкусом).
Чили кон карне с мидиями и питой
Фото: Pacific Russia Food
В чиабатте с мидиями соусом руйе и черри кимчи явно слышны корейские традиции - на Дальнем Востоке много ассимилированных корейцев и их продукты на столе местных жителей так же естественны, как и хлеб.
Чиабатта с мидиями и черри кимчи
Фото: Pacific Russia Food
Ну, а завершает эту троицу тарелка томленных мидий с барбарисом, тархуном и всё с той же черемшой в соусе Том Ям.
Есть и мидийная «вишенка на торте» - десерт из эклерной «Вспышка»! Он ожидаемо, но все равно неожиданно создан в форме той же самой мидии! Как и положено настоящим шедеврам, лакомство полностью создаётся вручную шеф-кондитером Александром Донсковым.
Фото: Pacific Russia Food
Десерт выглядит как морской, обточенный водой, круглый камешек, ещё мокрый. Створка раковины выполнена из белого шоколада, «язычок» - из ганаша на белом шоколаде и креф-фреша из маракуйи и груши, «икра» - из ананасового конфи, а водоросли, которыми обрастает настоящая мидия, имитированы съедобным молекулярным мохом. Технология создания самой раковины из шоколада довольно трудоёмкая. Шеф разработал её специально для этого десерта, процесс представляет собой постепенное наслаивание белого шоколада на вафельную бумагу из рисовой муки благодаря чему каждая раковина обладает уникальной, неповторимой формой. Съедать такую красоту ну очень жалко!
Тот, кто дочитал до этих слов и еще не купил билет во Владивосток получает звание «Непоколебимый стоик». Но и таким читателям стоит, пожалуй, знать, что самая яркая часть фестиваля – тот самый «МидияСаммит» – в этом году пройдет 21 и 22 мая на летней террасе фудхолла Foodliner. Здесь соберутся все участники акции - они устроят кулинарные мастер-классы, откроют лабораторию гастрономических стартапов, проведут лекции о винах и их сочетаемости с продуктами, тут же будут выступать музыкальные группы… а ещё будут мидии. Много мидий. Горы мидий. Море мидий.
Величественные и недоступные, обаятельные и даже комичные, романтичные и трогательные – такими предстают краснокнижные орланы на снимках фотографов из Владивостока. В начале апреля царственные птицы покидают столицу Приморья, чтобы вывести птенцов вдали от городской суеты, окунуться в которую еще десять лет назад так массово они не стремились. А теперь каждую зиму проводят время в компании с фотографами, которые кормят птиц селедкой и с удовольствием их снимают.
Вплоть до конца марта увидеть орланов в центре Владивостока можно с той же вероятностью, что и чаек. Посреди городского шума они проводят сытую зиму, которую им обеспечивают любители птиц и фотографы. Весной краснокнижные хищники встают на крыло и покидают Владивосток. А когда-то их и вовсе не было – так, залетала одна-другая особь и, не найдя корма, обходила стороной эту оживленную и шумную точку на карте.
Поначалу орланы не совались в центр, на набережную Цесаревича. Они высматривали добычу в порту – при перегрузке рыбы кое-что падает за борт. Этим немногочисленные хищные птицы и довольствовались. Пути орланов изменились, когда фотографы соблазнили горделивых птиц дармовой рыбой, чтобы сделать удачные кадры. Первооткрывателем фотоохоты на орланов во Владивостоке стал Евгений Слободской, но массовый интерес людей с фотоаппаратами возник тогда, когда орнитолог-любитель Ольга Васик стала выкладывать в социальные сети свои «трофеи»: фотозарисовки из жизни осторожных птиц, которые подпускали её к себе достаточно близко.
Ольга работает в Дальневосточном отделении РАН, но не учёным, а главным специалистом управления организации научных исследований. Птицами, и не только орланами, интересуется давно и не по долгу службы, а по велению души и сердца.
Ольга Васик, фотограф, орнитолог-любитель, главный специалист УОНИ ДВО РАН
Всегда, когда есть возможность, отправляется вместе со своими друзьями-учёными в экспедиции по изучению птиц в самых отдаленных уголках Дальнего Востока – в качестве фотографа.
Войти в доверие этих диких птиц было и просто, и непросто. Пропуском в мир орланов для Ольги стал пакет свежемороженой селёдки: с таким гостинцем встречает она их в декабре, когда встает лёд в бухтах окрест Владивостока. Спустя пару сезонов птицы стали узнавать свою кормилицу в лицо.
Так и появилась у орланов новая питательная локация, да не где-нибудь, а прямо в центре города. Благодаря соцсетям, захватывающие фотокадры пикировок орланов увидели горожане и другие собратья Ольги по объективу. Ольге удалось собрать вокруг своего увлечения целое сообщество почитателей красивых и редких птиц. И теперь зимой, на набережной Цесаревича, можно видеть целые группки людей с фототехникой и пакетами рыбы.
Орланы охотно принимают щедрое угощение. Они съедают свою добычу сидя на льду или прямо на берегу, а после сытного обеда рассаживаются по деревьям, вдоль набережной и наблюдают за жизнью города.
Через несколько зим Ольга заметила, что в Золотой рог на точку кормёжки прилетает всё больше орланов. К примеру, этой зимой над бухтой кружили до 20 особей. Есть как орланы-белохвосты, так и очень редкие белоплечие орланы.
– Орланов можно встретить в Японии на Хоккайдо, на Парамушире, на Камчатке – в дикой местности. Но вот чтобы они появлялись в городе, да еще так массово, это редкость, - рассказывает Ольга. – Их интерес понятен: орланы предпочитают не тратить силы на добывание пропитания самостоятельно, если есть искусственная кормовая база. Так поступают многие птицы: самые известные из них синицы и воробьи. Но как только прекратится кормёжка, они улетят добывать пищу в другое место.
Орнитолог Олег Бурковский уверен: мы наблюдаем уникальную историю, когда дикие птицы обитают в среде, которую создал человек. Они приспособились к новой среде, чтобы выжить.
– Для всех животных, птиц зима это стресс. И доступность корма в эти тяжелые месяцы – на первом месте. Наверное, орланы почувствовали безопасность, поэтому стали кормиться от человека. И это несмотря на интенсивное движение автомобилей, ночное освещение, высокий уровень шума. У орланов, как и у всех птиц, действует «стайность»: если одна птица держится на территории, другая смотрит и повторяет. Это объясняет их массовое скопление в Золотом роге. Честно говоря, я не знаю другого похожего случая, чтобы орланы обитали в городе. Это «фишка» Владивостока и его украшение, – говорит Олег.
Разглядывая кадры со съемок, Ольга Васик поняла, что ежегодно на набережную прилетают одни и те же орланы. Если приглядеться опознать их несложно - каждая птица уникальна и явно выделяется среди своих сородичей – по отсутствию когтя на лапе или по разорванному крылу, или даже по осанке и манере держаться. Так появились яркие главные герои фотосессий, любимчики: Эквилибрист, Старый Солдат, Самурай, Бородач и другие – фотограф закрепила за ними характерные эмоциональные прозвища.
Удивительно, сколько эмоций можно считать на каждом птичьем «лице», в каждом взмахе крыла и позе. Вот орлан обиделся, подбоченился и насупился. А вот не выспался и, нахохлившись, смотрит исподлобья. Этот весел и доволен жизнью, смотрит на всех свысока – и в прямом, и в переносном смысле. Порой, между птицами разворачиваются целые спектакли с комичными и драматичными сценами. Всё как у людей: борьба за власть, борьба за лакомый кусок, любовь.
На самом ли деле орланы полны эмоций, или люди видят их такими – неизвестно, но в накале страстей птицы, порой, делают вещи, не свойственные их природе.
Так, Эквилибрист заслужил своё прозвище за немыслимые для орланов пируэты – он ест рыбу прямо в воздухе, в полете. Обычно так пытаются делать молодые орланы, взрослые – более опытные предпочитают сесть на дерево или на лёд и там пировать. Вообще орлан не самая маневренная птица и схватить трофей в воздухе для него, в самом деле, эквилибристика высочайшего уровня. Добавить к этой картине конкуренцию с вездесущими чайками и воронами, которые только и ждут, когда летящая из рук человека рыба сверкнёт в воздухе, и становится очевидно, каких высот достиг Эквилибрист в управлении своим телом.
Иногда в воздушных баталиях орланы падают в воду. Как-то Ольга наблюдала картину, когда упавший орлан достаточно долго, метров 20-30, плыл к берегу, что случается очень редко, ведь это абсолютно не водоплавающий вид, у них намокает оперение и они могут легко погибнуть. Был сильный мороз с ветром, орлан вымок, но выбрался на берег. Но пока он плыл, другой орлан пытался его притопить, что тоже нехарактерно для этого, в общем-то, дружелюбного и невоинственного вида пернатых.
– Птицы – они как люди. У них однозначно есть и эмоции, и настроение. У них нет мышц на лице, чтобы показать мимику, но в арсенале есть взгляд, поза, манера держаться. Птицы не умеют притворяться, поэтому их поведение полностью соответствует внутреннему состоянию на данный момент. И, кстати, они способны «узнавать» отдельных людей – так же, как собаки или кошки. Ольгу они считают за «свою». Никаких сомнений в том, что этот фотограф прикормила целую группировку, у меня, как у специалиста, нет. Это полностью ее заслуга, – комментирует Олег Бурковский.
Интерес к этому необычному содружеству дикого орлана и городского человека оказался столь явным, что уже через несколько лет у мастеров фотографии накопилось много материала, которым они решили столь же щедро делиться. Так во Владивостоке появился фотофестиваль орланов.
Сейчас наступает весна, и орланы торопятся найти уединенные места, чтобы высидеть потомство. Лёд в Золотом роге сошёл, теперь охотиться орланы могут повсеместно. Они нарезают прощальные круги над городом, а их опекунам и любителям птиц лишь остаётся ждать следующего декабря.
Уникальная природа Дальнего Востока бережно охраняется заповедниками и национальными парками. С любовью к первозданной природе и ее обитателям в короткий курортный сезон они приоткрывают тайны заповедных территорий. Здесь под чутким руководством опытных гидов можно увидеть китов, ларг, моржей и белых медведей, посмотреть на рыбалку бурых медведей и даже сфотографировать редчайшего дальневосточного леопарда за обедом. И это стоит того, чтобы преодолеть сотни километров.
ЧТО ТАКОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ
Определений экотуризма достаточно много, но, как правило, среди заповедного сообщества это туризм в дикую природу с изучением ее особенностей при бережном отношении, считает заместитель директора по науке и туризму Кроноцкого заповедника Роман Корчигин (Камчатский край).
«Можно, конечно, сказать, что экотуризм – это просто нахождение на природе без причинения ей вреда. Но сейчас мы видим, что люди приезжают на заповедные территории за знаниями. Они хотят видеть и понимать, как идут естественные природные процессы. Мы стараемся отвечать запросам посетителей – совершенствуем информационное насыщение экскурсий, готовим гидов, которые становятся настоящими проводниками в дикую природу. Наша задача сделать так, чтобы гости полюбили места, которые посетили и стали сторонниками заповедного дела», - отмечает сотрудник заповедника.
Для самих особо охраняемых территорий экологический туризм становится действенным инструментом сохранения первозданной уникальной природы.
Фото: Максим Антипин, национальный парк «Берингия»
«Человеку можно сколько угодно показывать картинки и говорить - “важно сохранять китов”, “важно сохранять белого медведя”. Но все это может остаться в его памяти картинками. А если человеку действительно показать кита, дать послушать, как он дышит, человек сможет понять, что сохранять этот вид, действительно, необходимо и важно, потому что борьба за его сохранение идет здесь и сейчас в его стране. Если человек не видит, что он сохраняет, то он не может стоять на нашей стороне. Именно при помощи экологического туризма мы стараемся показать людям необходимость сохранения природы”, - отмечает заместитель директора по туризму национального парка «Берингия» Игорь Бобырь.
Также сотрудники заповедных территорий подчеркивают, что немаловажную роль экотуризм имеет и для местных жителей, дома которых находятся на границе с нацпарками и заповедниками. Коренные малочисленные народы, проживающие на Чукотке и на Камчатке готовят туристам еду, показывают родные места и тем самым имеют возможность заработать. То же самое происходит и в заповедных границах более населенных территорий, в Приморском крае.
«Для нас важную часть понятия экотуризм составляет соблюдение обычаев, традиций и ценностей живущих здесь людей. С приходом особо охраняемых территорий (ООПТ) они испытывают ограничения: на охоту, рыбалку, сбор дикоросов, вырубку леса. Им теперь нужны другие мотивации. Когда мы привлекаем на территорию туристов, сюда на ООПТ они приезжают за впечатлениями от дикой природы, они покупают сувениры, едят, арендуют дома и квартиры, пользуются услугами такси. Местные жители понимают, что это выгодно и лучше относятся к такому соседству», - рассказала заместитель директора по экологическому просвещению и туризму ФБГУ «Земля леопарда» Олеся Сторожук.
ОТКРЫТЬ ЗАПОВЕДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ
Национальный парк Берингия
Национальный парк «Берингия» - одна из самых отдалённых и труднодоступных особо охраняемых природных территорий в России. Парк состоит из пяти разрозненных участков, разбросанных по всему Чукотскому полуострову. Каждый из них достоин внимания, но охватить все за один раз едва ли получится. Поэтому сотрудники нацпарка рекомендуют обратить внимание на тур в район пролива Сенявина.
Белёк кольчатой нерпы
Фото: Максим Антипин, национальный парк «Берингия»
Пролив Сенявина - визитная карточка национального парка. Можно сказать, что это «Берингия» в миниатюре. Здесь, на небольшой территории за три дня можно увидеть всё самое интересное - китов и тюленей, лежбища моржей и птичьи базары, живописные фьорды и древние эскимосские памятники.
На морской прогулке вы встретите изящных косаток и любопытных горбачей, которые не боятся приближаться к лодкам
Фото: Ольга Кудрина, национальный парк «Берингия»
Туристы останавливаются на базе национального парка, в деревянном домике в бухте Гильмимыль, расположенном неподалеку от Сенявинских термальных источников, откуда выезжают на морские экскурсии по проливу. Готовят для туристов местные девушки из коренных малочисленных народов. Местные жители очень уважительно относятся к природе, которая их кормит, во многом чтят традиции предков, в том числе и в гастрономии.
Когда ехать
Туристический сезон в национальном парке довольно короткий - с конца июля до середины сентября. Начала сезона зависит от количества снега. Чукотка красива и осенью и весной и зимой: здесь неописуемо красивые фиолетовые закаты и рассветы, снежные ландшафты белого безмолвия. Приехать можно в любое время, но логистика будет довольно сложной.
Как добраться
Заявку на посещение национального парка «Берингия» стоит оформлять заранее. По словам сотрудников заповедной территории, обычно к концу туристического сезона в сентябре забронировано уже все следующее лето.
Попасть на Чукотку можно только по воздуху. Главный транспортный узел Чукотского автономного округа - Анадырь. Это первый пункт назначения для всех путешественников. До поселка Провидения, откуда стартует экскурсионный тур к проливу Сенявина, также нужно будет добираться самолетом. В зимний сезон самолеты летают два раза в месяц. В межсезонье - четыре раза в месяц. Летом - два раза в неделю. Покупать билеты Анадырь - Провидения стоит заранее на сайтах авиаперевозчика «Чукотавиа» и «АТА Чукотки».
Из Проведения на вездеходах и лодках туристов привозят в пролив Сенявина.
Сколько стоит
Билет Москва-Анадырь туда обратно без пересадок на август стоит около 60 тыс. руб. Билет Анадырь - Провидения стоит 30 тыс. руб. туда-обратно.
Тур к проливу Сенявина в составе группы от 6 человек стоит порядка 100-120 тыс руб. Сюда входит проживание, питание, экскурсионное сопровождение. Недельный тур до 6 дней - 180 - 200 тыс. рублей.
Справка: В 2020 “Берингию” посетили 1,32 тыс. человек, это были круизные туры с туристами из более чем 20 стран от Канады до Южной Кореи, от Ирландии до Новой Зеландии. В 2021 в национальный парк приехали 80 российских туристов из различных регионов России, в том числе Москвы и Санкт-Петербурга.
Кроноцкий заповедник
Что посмотреть
Если вы решили провести свой летний отдых на Камчатке, то обязательно стоит посетить Долину гейзеров и кальдеру вулкана Узон. Долина гейзеров в Кроноцком заповеднике – одно из пяти крупнейших гейзерных полей в мире, единственное в Евразии и самое компактное. На небольшом участке каньона горной реки сосредоточено около 60 гейзеров, которые извергаются с разной силой и периодичностью. Кальдера вулкана Узон – огромная чаша площадью 9 на 12 километров, которая образовалась после серии разрушительных извержений огромного древнего вулкана. Сейчас это настоящая лаборатория под открытым небом. В кальдере и сейчас происходят процессы рудообразования, там обнаружена самая молодая нефть на планете, а в кипятке и кислоте живут уникальные бактерии и водоросли. Кроме гейзеров здесь можно увидеть горячие пульсирующие источники, разноцветные водные и грязевые котлы с красной глиной.
Фото: Кроноцкий заповедник
Второе направление – Южно-Камчатский федеральный заказник, Курильское озеро. Здесь помимо уникальных по красоте вулканических ландшафтов можно гарантированно посмотреть, как рыбачит на берегу неописуемо красивого озера бурый медведь.
Что касается Кроноцкого заповедника, то в основном это однодневные маршруты без проживания, в путешествие туристы отправляются на вертолёте. Также заповедник предлагает трехдневные туры для фотографов на берегу Курильского озера в Южно-Камчатском заказнике. Туристов размещают в стационарных палатках. Как правило, это небольшие группы по 10-12 человек. На такие туры составляются заявки за один два года вперед. Если хотите побыть наедине с природой и получить уникальные кадры, но начинать реализовывать свою мечту стоит сильно заранее.
Фото: Кроноцкий заповедник
После посещения уникальных природных объектов, расположенных на заповедных территориях, гости отправляются за их пределы, где обедают и продолжают любоваться камчатскими природными красотами: это может быть рыбалка на реке Жупанова, купание в горячих источниках на территории природного парка «Вулканы Камчатки» или посещение Ходуткинских термальных источников и приём ванны в тёплой реке, а также остановка на вертолёте в кальдере вулкана Ксудач.
Когда ехать
Ярко выраженный туристический сезон в Кроноцком заповеднике – это июль, август, сентябрь. Но довольно комфортно приехать и вне сезона – в июне, конце сентября и октябре (в октябре нужно будет одеться потеплее). Природу можно увидеть такой, какой ее не увидишь летом. Это еще и дешевле – заповедник в низком сезоне делает скидки на услуги по приёму и сопровождению гостей.
Как добраться
Кроноцкий заповедник расположен в труднодоступной местности, добраться сюда можно только вертолетом. В Южно-Камчатский заказник можно добраться вертолётом или на так называемых «вахтовках», которые предоставляют туркомпании. Поэтому оптимальный вариант – воспользоваться услугами туроператоров, купить готовый пакетный тур.
В заказник на юге Камчатки можно отправиться на высокопроходимой автомобильной технике. Нужно будет добраться до посёлка Озерновский на берегу живописного Охотского моря, преодолеть на пароме переправу через реку и пройти до Курильского озера в сопровождении государственных инспекторов порядка 12 километров. Это вариант для участников многодневных маршрутов по Южно-Камчатскому заказнику.
Сколько стоит
Билет на прямые рейсы туда-обратно из Москвы в Петропавловск-Камчатский на летние месяцы стоит от 25 тыс. руб, Билет лучше всего брать зимой.
Посещение Долины гейзеров, кальдеры вулкана Узон на вертолёте стоит от 32 тыс.руб до 52 тыс руб. Поездка к Курильскому озеру от 40 тыс. руб.
Справка: В среднем Кроноцкий заповедник и Южно-Камчатский заказник посещают около 12 тыс. чел. Сюда летят туристы со всех регионов России.
Национальный парк «Земля леопарда»
Что посмотреть
Основные объекты национального парка находятся в селе Барабаш на юге Приморского края. Отсюда туристы могут попасть на самый популярный маршрут по обустроенной экологической тропе – «Тропой леопарда». Она проходит по участку широколиственного леса, на котором представлено почти все растительное богатство уссурийской тайги: реликты и эндемики, тропические растения в сочетании с северными. Здесь установлено множество информационных стендов, интерактивных элементов. Тропу можно пройти самостоятельно, в игровой форме в виде квеста или с гидом.
Фото: национальный парк «Земля леопарда»
Если вы остановитесь в селе в отеле нацпарка «Центральная усадьба», то можно будет выехать на экскурсию в заповедник «Кедровая падь». Он находится в 18 км от Барабаша, там можно прогуляться самым длинным маршрутом «К сердцу Кедровой пади» - его общая протяженность 14 км. Природная территория находится под защитой ЮНЕСКО, посетить заповедник можно только в сопровождении экскурсовода. Здесь очень заметен контраст между вторичными лесами, которые появились уже в результате освоения Приморского края, и реликтовым лесом, который существовал здесь испокон веков.
Экскурсия в «Кедровой пади»
Фото: Иван Раков
Возраст пихт на этом маршруте - около 500 лет. Девственные леса Приморья можно увидеть только здесь. По пути туристы также познакомятся с историей заповедника, узнают как устроена крупнейшая в России система фотомониторинга диких животных. Счастливчикам удается увидеть следы амурского тигра, и, если повезет, редчайшего дальневосточного леопарда.
Есть у национального парка особенное предложение для профессиональных фотографов и любителей дикой природы. На территории парка в лесу стоят фотоукрытия: небольшие утепленные домики на одного человека, в которых можно остаться на неделю в ожидании дальневосточного леопарда. Они расположены в местах, куда хищник приходит со своей добычей. Если дождаться этот момент, то можно его сфотографировать.
Фотодомик
Фото: национальный парк «Земля леопарда»
По словам представителей учреждения этой услугой пользуются профессиональные фотографы и любители природы, которые готовы в одиночестве побыть неделю в лесу наедине с дикими кошками.
Когда ехать
Эти маршруты интересны как летом, так и в межсезонье. Если вы поедете в национальный парк весной, вы застанете в конце апреля и мае цветение рододендрона - розовые облака цветов на фоне бирюзового моря. В заповеднике «Кедровая падь» - можно наблюдать за прилетом птиц и цветением первоцветов. В осеннее время на обеих территориях можно насладиться осенними красками: ярко-красные клены, желтые дубы, и золотистые калопанаксы.
Фотоукрытия бронируются на зиму. Это зависит от повадок дальневосточного леопарда, также листва не мешает увидеть хищника.
Как добраться
Центральная усадьба «Земли леопарда» (с. Барабаш, ул. Лазо, 37А) и визит-центр (с. Барабаш, ул. Хасанская, 6Б) находятся в Хасанском районе Приморского края, в двух часах езды от Владивостока.
Ежедневно из автовокзала Владивостока (ул. Русская 2А) в Барабаш отходят междугородние автобусы, которые следуют из города в направлении поселка Славянка.
Чтобы добраться до Барабаша своим ходом, вам нужно выехать из Владивостока и добраться до посёлка Раздольное по автомобильной дороге «Уссури» (А370). Далее по трассе «Раздольное – Хасан» (05A-214) вы доберетесь до Барабаша. Время в пути – около полутора часов.
Сколько стоит
Билет Москва - Владивосток туда обратно без пересадок в августе стоит 25 тыс. рублей. Трансфер, организованный учреждением из аэропорта Владивосток до Барабаша – 4500 руб. Билет на автобус Владивосток - Барабаш - 749 руб. Такси из аэропорта до автовокзала - около 1 тыс. руб.
Входной билет в нацпарк «Земля леопарда» 150 руб, в «Кедровую падь» - 200 рублей.
Стоимость экскурсий – «Тропой леопарда» для самостоятельного посещения - 150 р, квест - 100 руб. Экскурсия - 3 тыс. руб. на группу 10 человек. Для детей с 7 лет - 50% скидки, такие же скидки для пенсионеров. Дети младше - бесплатно. Планируется повышение цена на экскурсию до 600 рублей.
Справка: В 2020 году национальный парк «Земля леопарда» и заповедник «Кедровая падь» посетили почти 6,5 тыс. человек. В 2021 году после присоединения Кравцовских водопадов и Дальневосточного морского заповедника количество посетителей возросло до 27 578. Большая часть это жители из Приморского края, Амурская область,ЕАО и центральная Россия. Из-за рубежа часто приезжают фотографы из Кореи и Европы.
Дальневосточный морской заповедник (Приморский край)
Дальневосточный морской заповедник - самая богатая по видовому разнообразию акватория среди морей России. Здесь, в зоне контакта умеренных и субтропических вод созданы условия как для северных видов морских животных и растений, так и для тех, кто встречается на юге. Богатство животного и растительного мира заповедника отнесено к природным феноменам и имеет статус международного биосферного резервата ЮНЕСКО.
Заповедник поделен на четыре района, один из которых является особо охраняемым закрытым резерватом, два — научно-исследовательскими участками и ещё один — экскурсионной зоной.
Один из популярных экскурсионных районов - посещение самого южного островка России - острова Фуругельма. Под водой вертикальные стенки скал сплошь покрыты друзами мидий, ковром из актиний, морских звезд, ежей и множества других обитателей моря. На острове сохранилась мощная четырех орудийная батарея — единственная на территории Приморского края береговая батарея, которая принимала участие в боевых действиях в годы Второй мировой войны.
Бакланы на острове Фуругельма
Фото: Марина Склярова
В южном секторе морского заповедника рекомендуем посетить островок Фальшивый. Этот остров в разные периоды то перекрывается морем, то становится территорией, на которую можно проехать по суше. Многокилометровый песчаный пляж тянется до устья реки Туманной — места, где сходятся сходятся границы двух государств: России и Корейской народно-демократической республики. С нее открывается вид на открытый Тихий океан. Также из этого места доступна панорама водно-болотных угодий Хасана с протоками, лагунами и множеством озер, прилегающих к самой южной точке побережья морского заповедника. Немногие районы Российского Дальнего Востока могут сравниться с количеством корма для птиц водно-болотных угодий юга Хасанского района. Тысячи уток, гусей, лебедей, куликов, встречается здесь на пролете.
Когда ехать
Посещение Дальневосточного морского заповедника более всего комфортно в июле, августе и начале сентября.
Как добраться
Туры в заповедник отправляются из Владивостока. В поселке Славянка вы пересаживаетесь на катер.
Сколько стоит
Билет Москва - Владивосток туда обратно без пересадок в августе стоит 25 тыс. рублей.
Посещение Дальневосточного морского заповедника стоит 300 рублей. Экскурсия к острову Фуругельма - 1,5 тыс. на человека для группы 5 человек за услуги экскурсовода. К островку Фальшивому - 1000 руб. на человека за услуги экскурсовода при группе из 5 человек.
Проезд на катере оплачивается отдельно. Длительность около 5 часов. С катером и трансфером из Владивостока такая поездка стоит от 16 тыс.
Экспедиция «БАМ туристический» завершилась в Хабаровском крае. Блогеры проехали больше 4,3 тыс. км от Тайшета до Советской Гавани и теперь уверяют: автодублер легендарной магистрали доступен для путешествий на машине и покорит своей красотой, историей и людьми.
В честь 50-летия Байкало-Амурской магистрали на Дальнем Востоке запустили проект «БАМ туристический». В прошлом году Амурская область, Забайкальский и Хабаровский края, Бурятия и Якутия договорились о создании межрегионального проекта по развитию туризма в зоне БАМ под эгидой Минвостокразвития и КРДВ. Координатором проекта стало коммуникационное агентство PressPass. В этом году к проекту присоединилась Иркутская область.
Справка:
Длина основного пути Байкало-Амурской магистрали от Тайшета до Советской Гавани составляет 4 287 км. Трасса БАМа проходит севернее трассы Транссибирской магистрали, ответвляясь от нее на станции Тайшет, пересекает Ангару в Братске, Лену в Усть-Куте, проходит через Северобайкальск, огибая с севера озеро Байкал, затем проходит через Тынду, пересекает Амур в Комсомольске-на-Амуре и заканчивается на берегу Тихого океана в Советской Гавани.
Чтобы сформировать интересное предложение для путешественников, проверить дорогу, изучить природные достопримечательности, сервис и инфраструктуру, а также потенциал промышленного туризма по дорогам будущего маршрута проехала экспедиция — блогеры, авторы проекта «Ездим, смотрим» Алексей Жирухин и Александр Еликов, а также фотограф Илья Тян. Они проехали больше 4,3 тыс. км по всему БАМу — от Тайшета до Советской Гавани.
«Мне кажется, мы даже перевыполнили план поездки. Во-первых, мы как автопутешественники, хотели проехать по новым местам и рассказать об этом. Ведь нет смысла путешествовать по известным туристическим местам, как, например, Крым, Сочи, и рассказывать о них. Там и так миллионы туристов, и ты ничего нового не дашь. А когда ты бываешь в таких местах, по которым очень редкие путешественники проезжали, то очень хочется показать доступность этого маршрута, показать, что можно проехать по БАМу, причем не на суперкрутом внедорожнике за десятки млн рублей, а на стандартном автомобиле», — рассказал Алексей Жирухин.
Первопроходцем автопутешействий по БАМу стал Александр Еликов. Восемь лет назад он первым в истории проехал весь автодублер Байкало-Амурской магистрали, и тогда до последнего момента не знал, сможет ли преодолеть на машине тот или иной участок дороги.
«Тогда на БАМе было много белых пятен, по которым никто никогда в нашей современности не проезжал, — вспоминает Александр Еликов. — В советское время там ездили грузовики, но сейчас из автопутешественников там точно никто не был. Поэтому я поехал наудачу. Мне нужно было возвращался с Дальнего Востока домой в европейскую часть России, и в каждом поселке я спрашивал, можно ли проехать дальше. И бывало, что никто не мог сказать, можно ли. На тот момент было два участка на БАМе, где вообще не ходила техника, ни одного следа не было. Мне пришлось там пробиваться, по наледям ползти, прорубаться, деревья разгребать. А в этом году мы ехали по одной большой грандиознейшей стройке — 4,3 тыс. км нескончаемого строительства "БАМ 2.0"».
Блогеры отмечают — во многих местах дорогу отсыпают, строятся мосты, делая автодублер БАМа доступнее.
«Восемь лет назад я был один в лесу и прятался там от тигров, медведей, а сейчас со стройкой туда пришла реальная цивилизация — появились дороги между поселками, которые раньше были отрезаны от мира. Даже местные жители отмечают, что наконец-то к ним есть дорога, все говорят, что "БАМ 2.0" вдохнул жизнь в поселки, все снова завертелось как 50 лет назад», — рассказывает Александр Еликов.
«Мы очень хотели показать современную стройку БАМа, потому что не все знают о ней, — сетуют автопутешественники, — Пока мы ехали от Тайшета до Советской Гавани, увидели, насколько это реально огромная стройка. Практически на каждом промежутке есть рабочие, строятся мосты, отсыпается новая ветка. Поразились и масштабами автодороги — дублера БАМа. Но известно об этом тоже очень мало. Поэтому, летом, к 50-летию БАМа, выйдет пять серий фильма о нашем путешествии. Каждая отдельная серия будет посвящена какому-то региону: Иркутской области, Бурятии, Забайкалью, Амурской области и Хабаровскому краю».
Для нынешней поездки команда выбрала бюджетный китайский пикап Dongfeng DF6, чтобы показать — путешествие по БАМу интересно и доступно на любой машине. Еще раз подтвердить это утверждение команда намерена в следующем году — в поездку по БАМу они отправятся на своем легендарном полярном Москвиче, который проехал по Арктике.
При этом путешественники отмечают — китайский автомобиль на российских дорогах чувствует себя прекрасно — в пути не подвел и бездорожья не испугался. В 2023 году Алексей Жирухин опробовал Dongfeng DF6 в Якутии и Сибири. Тогда машина оставила хорошие впечатления, поэтому в новую поездку решили взять проверенное авто.
Этим летом отмечается 50-летие Байкало-Амурской магистрали, поэтому команда блогеров поставила цель — снять фильм о поездке и рассказать о легендарной стройке, поговорить с ветеранами БАМа и из их уст услышать, как создавалась одна из крупнейших железнодорожных магистралей в мире.
«Хочется поделиться их рассказами с миром, потому что современные люди мало слышали об этом или вообще ничего об этом не знают, — делится Алексей Жирухин. — В каждом поселке мы брали интервью у ветеранов БАМа. Их истории цепляют, они чуть ли не до слез. Насколько гордость брала за людей, которые жили в стране».
«Шла двое суток, переночевала, говорит, в каком-то зимовье, — рассказывают автопутешестенники. — Добралась и навязалась. А ей отказывают — нет комсомольской путевки. Три дня она ходила, настырная, тогда ее все-таки взяли. И вот она 50 лет там живет. И таких много. Кто-то приезжал с годовалыми детьми, жил там в палатках, было холодно, волосы к подушке примерзали. Это героические люди. И ведь это не единицы, а все, кто там был. А в строке принимало участие около одного млн человек».
Автопутешественники соглашаются с утверждением, что каждый поселок БАМа уникален. И это не пустые слова, ведь их строительством занимались отдельные регионы и республики СССР. При обустройстве населенных пунктов строители оставляли частичку своей родины: Армении, Узбекистана, Азербайджана и других. Это отражается в облике вокзалов, домов, площадей. Блогеры смело утверждают: путешествуя по БАМу, путешествуешь по всему Советскому Союзу.
В каждом поселке и городе БАМа экспедицию принимали с радушием, помогали найти ветеранов, показывали достопримечательности и главные предприятия.
Взрыв мозга и эмоций
Больше всего автопутешественников покорил район Северобайкальска: оборудованные горячие источники, одна из самых северных пустынь в мире — Чарские пески, Чарский хребет.
Поразили блогеров и индустриальные достопримечательности БАМа, особенно Советская Гавань и Ванино — развивающиеся территории, зона свободной торговли, где строят мощные нефтяные, угольные, лесные кластеры.
«Мы видели, что отсыпаются огромные площадки, идет стройка, люди заряжены тем, что туда просто чуть ли не каждый день приходят новые инвесторы, увеличивается количество жителей. За этим местом большое промышленное будущее», — считает Алексей Жирухин.
За время своих путешествий блогеры бывали на разных предприятиях, однако на сталелитейном впервые оказались в этой поездке — в Комсомольске-на-Амуре их пригласили на завод «Амурсталь». Сталеплавильная печь, превращающая лом в жидкий металл поразила и не оставила равнодушными.
Одна из главных задач экспедиции — раскатать маршрут и собрать ключевые рекомендации для его развития. Автопутешественники составят для туристов маршрут с рекомендациями и пояснениями. Первый тур по главным достопримечательностям магистрали в рамках проекта «БАМ туристический» намерены организовать уже в июне этого года.
По данным Росстата, в 2023 году Дальний Восток посетили 6,3 млн туристов. Это значительно превышает показатели 2022 года. Макрорегион становится популярнее с каждым годом. О том, можно ли интересно и доступно путешествовать по ДФО, и как сделать это без вреда для достопримечательностей и впечатлений, рассуждает организатор путешествий на Дальний Восток, тревел-блогер Дмитрий Куликов (Oktagon).
Если говорить о городах с точки зрения интересности для туристов на Дальнем Востоке, то самый интересный, безусловно, Владивосток. Если говорить о природных достопримечательностях, то, конечно, это же это Камчатка, Курилы, Чукотка, но для среднего туриста цена там будет высокой по сравнению с любым туром по России. Цена путешествия по Дальнему Востоку или Арктическим территориям всегда в разы выше, например, чем путешествие по Кавказу — себестоимость очень высокая: рабочей силы, то есть гидов, водителей; питания, размещения и топлива. При этом есть сложности доступа к тем или иным районам, суровые условия — из-за этого цена путешествия значительно повышается.
Самым дорогим регионом для путешествия по Дальнему Востоку является Чукотка. Например, экскурсия, чтобы посмотреть на китов, обойдется в 30-35 тыс. рублей на человека. На Камчатке похожая история будет стоить 10-12 тыс. рублей.
Важен и вопрос логистики: на Камчатку достаточно прилететь прямым рейсом в Петропавловск и оттуда взять большой тур на семь-десять дней или одиночные экскурсии. А на Чукотку доступен только групповой тур, когда прилетаешь в Анадырь, а дальше встанет вопрос логистики, потому что в самом Анадыре смотреть особо нечего — вокруг тундра, и все. Киты рядом не обитают. Самая крайняя восточная точка России находится достаточно далеко, до нее надо лететь. А из-за непредсказуемой и очень суровой погоды бывает, что туристы ждут вылета от одного дня до недели. Лететь приходится до аэропорта Лаврентия и оттуда уже отправляться на какую-то экскурсию, например, к мысу Дежнева или смотреть на китов.
Получается, что чем южнее, тем дешевле путешествие. Юг Дальнего Востока — это Владивосток, выше Хабаровский край с Шантарскими островами. Но там нужно сразу закладывать стоимость тура в 250 тыс. рублей, где все включено: питание, экскурсии, трансферы, перелет из Хабаровска. Затем идут Курилы и Камчатка, однако там будет дешевле отдохнуть, потому что это более цивилизованная история: можно жить в отеле и каждый день бывать на экскурсии. На Шантарах же это автономное путешествие в полутысячах км от ближайшего населенного пункта. Самое дорогое, как я уже указывал — Чукотка с ее сложной логистикой. Путешествие в этот регион обычно начинается от 250 тыс. рублей.
Во Владивостоке же можно снять отель (есть, как очень дорогие — 50-60 тыс. рублей в сутки, так и дешевые, например, можно снять квартиру от пяти тыс. рублей в сутки), самому погулять по городу, воспользоваться общественным транспортом, выйти на небольшую морскую экскурсию, посетить сафари-парк, океанариум, музеи, достопримечательности. Путешествие во Владивосток можно назвать альтернативой посещения нашего самого западного города — Калининграда, который очень популярен у туристов.
На Дальнем Востоке туристу, по моему мнению, обязательно нужно посетить Владивосток, Камчатку, а также не менее впечатляющую, но еще слабо изученную историю — Северные Курилы — Парамушир, Онекотан, остров Атласова. Это три самых интересных острова северных Курил. При этом все их можно посетить за одно путешествие. Также обязательно нужно увидеть невероятно красивый остров Итуруп — самый комфортный остров на Курилах: там много гостиниц, есть несколько ресторанов, хорошие грунтовые дороги ко всем достопримечательностям — доехать можно легко и быстро. Все это можно назвать мини-версией Камчатки, Йеллоустона. А впечатлений производит не меньше, чем Камчатка, которая уже стала туристическим брендом в масштабах всей страны,
Да, пока не все красоты Дальнего Востока доступны туристам. Нужно больше отелей, больше самолетов, а вот цены нужны ниже — на эти самолеты, на отели. На Камчатке сейчас это активно развивается, вводятся и строятся новые гостиницы в большом масштабе. Но это оборачивается тем, что территория теряет свою уникальность и интересность. Когда ты хочешь полюбоваться, например, какой-то достопримечательностью, приходишь туда и оказываешься уже не среди двух-трех групп по 10-15 человек, а среди 100 человек — это совершенно другие впечатления, это все портит, вызывает раздражение, негатив. Ведь это не пляж, где можно лежать, смотреть на море и загореть под солнцем среди десятков тысяч людей, а история с природными достопримечательностями — совсем другая. Поэтому я не стал бы стремиться занижать цены, пусть будет меньше гостей. По моему мнению, пусть лучше каждый россиянин раз в жизни побывает на Камчатке, а десять или 50 раз съездит на Черное море. Посещение Камчатки, Дальнего Востока будет действительно уникальным опытом, который он запомнит на всю жизнь. И все получат максимум удовольствия, когда гостей на природных достопримечательностях будет не так много, чтобы толпой не затмить ее.
Правительственная комиссия одобрила создание международных территорий опережающего развития (МТОР) на Дальнем Востоке. Они будут привлекать иностранных инвесторов и выпускать товары с высокой добавленной стоимостью. Предполагается, что создавать такие экономические зоны можно будет после 1 апреля 2024 года. Основным партнером в этом направлении региональные и федеральные власти видят Китай. Нужны ли Поднебесной российские ТОР и как в них заманить инвесторов, рассуждает востоковед, директор Института стран Азии и Африки МГУ им. Ломоносова Алексей Маслов.
Также важно понимать, что российские ТОР не лучше и не хуже остальных. Сегодня они конкурируют с другими подобными зонами на территории Малайзии, Индонезии, Вьетнама, других стран, куда приходит Китай. Поэтому надо все время проводить сравнение преференциальных политик и показывать, чем мы лучше, например, преференционной территории в той же Малайзии, куда Китай сегодня много вкладывает. Китайский инвестор будет вкладываться не потому, что он дружит с Россией, а потому что это ему выгодно.
Третий важный момент в том, что большинство потенциальных инвесторов в российские ТОР — это инвесторы северо-востока Китая, наши основные партнеры по российскому Дальнему Востоку. И здесь есть одна особенность: китайский северо-восток, прежде всего провинции Хэйлунцзян, Дилинь, Ляонин — это падающий рынок, а не растущий, по крайней мере, за последние два года. Там резко падает население, и сегодня оно составляет 95 млн человек, что по российским масштабам грандиозно, но по китайским — немного. Большинство производителей в этом регионе — скорее не инвесторы, а покупатели или продавцы, которые занимаются экспортно-импортными операциями. Вкладываться в ТОР для них не очень интересно. Но самое главное, при сопоставимых капиталовложениях на территории Китая, когда компания из КНР вкладывается внутри страны, она может получить ряд поощрительных мер, не хуже, чем в российских ТОР, например, кредиты меньше 3% от своих банков. Соответственно наш конкурент по вложениям — сам по себе Китай.
Это не значит, что все плохо, просто я указал на серьезные недостатки. Нам нужно работать очень точечно. Есть несколько десятков инвестиционных компаний в Китае. Грубо говоря, если компания занимается нефтепереработкой, то не факт, что она будет вкладываться в нефтеперегонный комбинат в российской ТОР. Нам нужно выходить обязательно на те компании, которые имеют опыт и, самое главное, имеют привычку к инвестированию на внешних рынках. Для этого с российской стороны должны быть специально подготовленные люди, которые тщательно проработают бюджетный план, оформят его именно так, как принято в Китае, а не как в России, и предложат его в КНР.
Плюс к этому нужно повысить эффективность Восточного экономического форума — наверняка имеет смысл вернуться к изначальной задумке и сделать его эффективным инструментом капиталовложений. Мы видим, что многие участники форума, в том числе китайские — это администрации регионов или компании, которые не играют большую роль в инвестиционной политике. Нам надо адресным, точным образом приглашать компании, пользуясь ВЭФ, показывать им потенциал, и самое главное, повышать эффективность круглых столов, где идет не рассказ о компаниях, а рассказ о перспективах и форматах вложений. На мой взгляд, многие китайские компании просто не понимают механизмов ТОР, и вот здесь надо проводить мастер-классы для компаний из КНР.
Есть некие традиционные, стандартные направления, в которые вкладывается китайский бизнес. Прежде всего, Китай вкладывает в те СЭЗы (свободные экономические зоны) и в те ТОРы, где выход на операционную прибыль можно получить за три-четыре года. Чаще всего это дает туристический бизнес и туристическая инфраструктура или же совместная инфраструктура, когда продукция из этих ТОР пойдет в Китай и он сам по себе гарантирует закупки. Это может быть нефтепереработка, создание совместных агропредприятий, на что Китай, на мой взгляд, готов пойти.
Китай почти не идет на создание больших промышленных предприятий, если они создаются с нуля. А вот если речь идет о докапитализации уже существующего предприятия, то готов вкладываться. Плюс к этому китайцы обязательно смотрят на готовность инфраструктуры. Китай привык к тому, что когда его компании заходят в СЭЗы в других странах мира, то там уже есть готовые цеха, подъездные пути и другая инфраструктура. Например, когда целый ряд наших ТОР будет готов или будет находиться в финальной стадии готовности, я думаю, что очень велика вероятность, что Китай может в них зайти при правильной постановке вопроса.
Что касается международных ТОР, то они, на мой взгляд, не ухудшат и не улучшат ситуацию. Просто это несколько другой подход, но сам по себе он не решит никаких вопросов. Грубо говоря, это расширение предложения. В любом случае, нам придется работать с крупными китайскими фондами, работать на уровне долгих опытных переговорщиков, чтобы создать такую международную ТОР. Мы должны понимать, что надо привлечь десятки российских переговорщиков для того, чтобы нормально довести это дело с Китаем до финальной точки. Просто какие-то наезды делегаций в Китай или приезд китайских делегаций в Россию, вопроса не решит. Речь идет о системной работе в течение как минимум года, а то и больше.