Поделиться
Труба держит балл
Поделиться

EastRussia выясняет, несет ли риски нынешний период сейсмической активности для ВСТО-2

Сейсмобезопасность крупных индустриальных объектов сегодня привлекает острое и вполне понятное внимание дальневосточников. Любая подвижка земной коры вызывает цепочку реакций по всей планете, и за серией разрушительных землетрясений в Турции последовали подземные толчки на Байкале, Камчатке, Итурупе. Согласно картам общего сейсмического районирования, вторая очередь трубопроводной системы «Восточная Сибирь – Тихий океан» (ВСТО-2), по которой осуществляется транспортировка нефти, проходит по четырем регионам ДФО. Не раз попадает в 6- и даже 9-балльные зоны сейсмовоздействия по шкале MSK-64. Насколько надежна стратегически важная нефтяная магистраль?

Линейная часть магистрального нефтепровода.автор фото – Вячеслав Лукьянов

Вдалеке от субдукции

Бояться нечего – в этом единодушны и вулканологи, и нефтетранспортники. По словам руководителя сейсмической станции «Владивосток» Сергея Наумова, вероятность возникновения мощного землетрясения высока лишь в так называемых линейных зонах субдукции на границе литосферных плит, вдоль которых происходит погружение одних блоков земной коры под другие. На Дальнем Востоке это Сахалин, Курилы, Камчатка - граница соприкосновения Тихоокеанской плиты и Евразийской.

- Значительных колебаний земной коры, которые могли повлиять на процесс транспортировки нефти по второй очереди трубопровода «Восточная Сибирь – Тихий океан», а также по нефтепроводу-отводу от него на Комсомольский-на-Амуре нефтеперерабатывающий завод (КНПЗ), за все время ее эксплуатации зафиксировано не было, - подчеркивает начальник отдела мониторинга объектов линейной части магистрального нефтепровода и нефтеперекачивающих станций «Транснефть – Дальний Восток» Александр Мартынов.


НПС №41, Приморский край
автор фото – Вячеслав Лукьянов

Впрочем, ВСТО-2 к подземным толчкам готов. Такие серьезные инженерные сооружения, как магистральные нефтепроводы, на территориях с высокой сейсмичностью всегда возводятся с ее учетом. Кроме того, чтобы обеспечить тот высокий уровень безопасности, что принят за норму на всех производственных объектах «Транснефти», в районах с уровнем сейсмичности более 6 баллов последствия колебаний земной поверхности отслеживаются. Работоспособность и целостность нефтепроводов и оборудования после землетрясений оценивает особая система контроля сейсмических воздействий (СКСВ).

Как действует система

СКСВ разработали, внедрили, а затем модернизировали специалисты научно-исследовательского института трубопроводного транспорта («НИИ Транснефть»). К слову, в 2015 году, как раз во время модернизации, они в тестовом режиме провели анализ воздействий на трубопровод нескольких сейсмических событий, произошедших на Дальнем Востоке с 2009 года. Программа показала, что даже одно из наиболее близких к нефтепроводу зафиксированных землетрясений в 2013 году (эпицентр в 260 километрах от ВСТО-2) магнитудой 4,9 не оказало влияния на состояние магистрали.

- Совершенствование системы стало возможным благодаря автоматизации математической методики расчетов напряженно-деформационного состояния стенок нефтепровода. Наблюдение за параметрами сейсмоактивности в зоне работы ВСТО-2 и нефтепровода-отвода на КНПЗ осуществляется при помощи единой автоматизированной сети из 15 сейсмических станций на нефтеперекачивающих станциях и сейсмодатчиков на линейной части магистралей, - объясняет Мартынов.


НПС №26, Амурская область
автор фото – Вячеслав Лукьянов
Оборудование способно уловить даже незначительные колебания земных пород. Изменения преобразуются в электрический сигнал, автоматически поступающий на сейсмостанции – специализированные компьютеры, определяющие магнитуду этих колебаний.

Плюсы инноваций

До того, как на нефтепроводах заработала СКСВ, основной методикой, к которой обращались в отрасли, был контроль технического состояния и оборудования объектов при помощи уровня. Сотрудники нефтеперекачивающих станций выходили на замеры и определяли, насколько колебания сказались на физических параметрах зданий, резервуаров, запорной арматуры. Такой процесс требовал немалых временных и трудовых затрат. Теперь эти проблемы решены.

- Наши специалисты могут не только своевременно фиксировать факт подземных толчков и подвижек земной коры вдоль оси трубопроводов, но и точно определить место и степень их влияния на магистрали, - добавляет Александр Мартынов. - Это позволяет «Транснефть – Дальний Восток» существенно сократить время определения первоочередных мест обследования после подземных толчков, которые могут нести потенциальные риски для целостности нефтепроводов. Данная мера, в свою очередь, повышает уровень безопасности эксплуатации объектов магистральных трубопроводов.


Операторная НПС №34, Хабаровский край
автор фото – Вячеслав Лукьянов

Стоит отметить еще одно неоспоримое достоинство СКСВ: система позволяет автоматически остановить перекачивание нефти на том участке нефтепровода, где зафиксированы сильные сейсмические колебания земных пород. Мониторинг сейсмоактивности круглосуточно ведется во всех регионах, где проходят трассы ВСТО-2 и нефтепровода-отвода на КНПЗ: в Хабаровском и Приморском краях, Амурской и Еврейской автономной областях.


НПС №1 «Комсомольская» нефтепровода-отвода от ВСТО на КНПЗ, Хабаровский край
автор фото – Вячеслав Лукьянов

Также с целью повышения эксплуатационной надёжности магистральных нефтепроводов, которые обслуживает компания «Транснефть – Дальний Восток», ежегодно проводится воздушно-лазерное сканирование линейной части и площадочных объектов трубопроводной системы. В ходе мониторинга специалисты определяют планово-высотное положение нефтепровода, учитывают изменения рельефа. Эти данные позволяют спланировать ремонтные работы на объектах предприятия.


Линейная часть ВСТО-2
автор фото – Вячеслав Лукьянов
Нина Доронина Теги:
Картина дня Вся лента
Поделиться
Труба особой важности

Нефтепроводная система ВСТО одна из самых протяженных в мире. Её длина - 4756 километров. К примеру, протяженность североамериканского нефтепровода Эдмонтон – Чикаго – Монреаль, занесённого в книгу рекордов Гиннеса, составляет 3787 километров. Магистраль ВСТО соединила сибирские месторождения углеводородов с дальневосточными нефтеперерабатывающими заводами и экспортным портом Козьмино. В зоне ответственности ООО «Транснефть – Дальний Восток» находится 15 нефтеперекачивающих станций, 2047 километров второй очереди восточного нефтепровода (ВСТО-2) и 294 километров отвода на нефтеперерабатывающий завод в Комсомольске-на-Амуре.

Читать полностью
Поделиться
Я спросил лимонника

Если ваш ребёнок начал вдруг здороваться с деревьями, кустами и лианами, значит он прочитал книгу «Здравствуйте, дерево» – историю городского подростка, который оказался один на один с незнакомой и потому тревожной тайгой, и на помощь которому пришла Девочка-Кабарга. Корреспондент Eastrussia расспросил коллектив авторов, как им такое пришло в голову.

Читать полностью
Поделиться
Пойдём, посихотэалиним!

Особо охраняемые природные территории попали во все тренды современного туризма. Заповедники действуют теперь в стране под слоганом «Охранять природу не от людей, а вместе с людьми». Ведь путешественники все чаще выбирают вместо популярных и «понятных» направлений экстремальные. Но даже став игроками туристического рынка, ООПТ видят свои бонусы не в статье «Доходы», а в графе «Повышение природоохранного эффекта».

Читать полностью
Поделиться
Сделано в Приморье: резидент СПВ запустил «зеленый» складской комплекс

Читать полностью
Поделиться
Дышите глубже: как проект «Чистый воздух» улучшит жизнь в Чите и Улан-Удэ

Читать полностью
Поделиться
АркТек Дата: лучший софт для Арктики

В Санкт-Петербурге состоялся финал масштабного арктического технологического конкурса АРКТЕК ДАТА – это составная часть проводившегося впервые конкурса ИТ-разработок для АЗРФ – АРКТЕК. Еще две его части – АРКТЕК Инжиниринг и АРКТЕК Научный питч – находятся на стадии полуфинала.

Команды трудились над сервисами по урбанизации Арктики: арсенал развития климатически сложной территории площадью около пяти млн кв. километров пополнился инструментами по улучшению экологии, туристической привлекательности, медицинского обеспечения – всего, что включает понятие комфорт проживания.

Читать полностью
Поделиться
Бизнес+волонтеры=сохранение природы

«Сохранить, восстановить, приумножить!» – слоган экологической повестки, актуальный в России и мире. Как наиболее эффективно продвигать ответственное потребление и обязанность компенсировать вред экологии, молодые экоактивисты обсуждали вместе с представителями крупных российских корпораций, которые, в свою очередь, делились опытом реализации экологических проектов.

Читать полностью
Поделиться
Сначала — дороги, потом газ: сахалинский рецепт развития экологичного транспорта

Использование компримированного природного газа (далее КПГ. — Прим. ред.) и электроэнергии в качестве моторного топлива — общемировой тренд, который уже несколько лет активно внедряют и в регионах России. Как на уровне Дальнего Востока, так и в целом по стране Сахалинская область является лидером по использованию газомоторного топлива на транспорте, а также по количеству автомобильных электрозарядных станций на человека. Тем не менее, островному региону есть над чем работать. На Дальневосточном форуме экологичного транспорта в рамках круглого стола «Развитие газомоторного и электрического транспорта в ДФО» эксперты с материка вместе с сахалинскими представителями бизнеса и власти искали ответ на ключевой вопрос: как наладить эффективную систему использования КПГ и электричества в качестве моторного топлива?

Читать полностью
Поделиться
Заповеди экотуризма

Экологи, сотрудники ООПТ и эксперты туристической отрасли в рамках сессии ПМЭФ, посвящённой экологическому туризму, пытались составить цельную картину из мозаики заповедей, ожиданий и требований, предъявляемых к путешествиям в уникальные уголки природы.

Читать полностью
Поделиться
В Петропавловске-Камчатском – крышечки

Когда у туриста на Камчатке экскурсия выпадает на его день рождения, в подарочном пакете от одной из турфирм он обязательно получает пластиковый брелок в форме полуострова. Его сделали в «Плавильне». Может быть, сотрудники, может быть, детсадовцы или школьники, а может, эковолонтеры или такие же путешественники, как сам турист. Брелки – первая продукция мастерской по переработке пластика. Сейчас ассортимент расширяется, но сырье для изделий остаётся прежним – пластмассовые крышечки от бутылок из-под напитков и бытовой химии.

Читать полностью
Поделиться
Умка больше не классический хищник: как сегодня живёт хозяин Арктики

Корреспондент EastRussia поговорил с одним из самых опытных специалистов по белому медведю в России – старшим научным сотрудником Лаборатории экологии млекопитающих Института биологических проблем Севера ДВО РАН, биологом Анатолием Кочневым и узнал, как сегодня хищник приспосабливается к изменениям климата, как адаптировал под новые условия свои пищевые привычки и как уживается рядом с человеком.

Читать полностью
Больше материалов