Что можно и нужно увидеть на Дальнем Востоке туристу, который ценит природу и хочет узнать ее, как добраться до уникальных мест и сколько это стоит в ценах 2022 года, рассказывает EastRussia.
Уникальная природа Дальнего Востока бережно охраняется заповедниками и национальными парками. С любовью к первозданной природе и ее обитателям в короткий курортный сезон они приоткрывают тайны заповедных территорий. Здесь под чутким руководством опытных гидов можно увидеть китов, ларг, моржей и белых медведей, посмотреть на рыбалку бурых медведей и даже сфотографировать редчайшего дальневосточного леопарда за обедом. И это стоит того, чтобы преодолеть сотни километров.
ЧТО ТАКОЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ТУРИЗМ
Определений экотуризма достаточно много, но, как правило, среди заповедного сообщества это туризм в дикую природу с изучением ее особенностей при бережном отношении, считает заместитель директора по науке и туризму Кроноцкого заповедника Роман Корчигин (Камчатский край).
«Можно, конечно, сказать, что экотуризм – это просто нахождение на природе без причинения ей вреда. Но сейчас мы видим, что люди приезжают на заповедные территории за знаниями. Они хотят видеть и понимать, как идут естественные природные процессы. Мы стараемся отвечать запросам посетителей – совершенствуем информационное насыщение экскурсий, готовим гидов, которые становятся настоящими проводниками в дикую природу. Наша задача сделать так, чтобы гости полюбили места, которые посетили и стали сторонниками заповедного дела», - отмечает сотрудник заповедника.
Для самих особо охраняемых территорий экологический туризм становится действенным инструментом сохранения первозданной уникальной природы.
Фото: Максим Антипин, национальный парк «Берингия»
«Человеку можно сколько угодно показывать картинки и говорить - “важно сохранять китов”, “важно сохранять белого медведя”. Но все это может остаться в его памяти картинками. А если человеку действительно показать кита, дать послушать, как он дышит, человек сможет понять, что сохранять этот вид, действительно, необходимо и важно, потому что борьба за его сохранение идет здесь и сейчас в его стране. Если человек не видит, что он сохраняет, то он не может стоять на нашей стороне. Именно при помощи экологического туризма мы стараемся показать людям необходимость сохранения природы”, - отмечает заместитель директора по туризму национального парка «Берингия» Игорь Бобырь.
Также сотрудники заповедных территорий подчеркивают, что немаловажную роль экотуризм имеет и для местных жителей, дома которых находятся на границе с нацпарками и заповедниками. Коренные малочисленные народы, проживающие на Чукотке и на Камчатке готовят туристам еду, показывают родные места и тем самым имеют возможность заработать. То же самое происходит и в заповедных границах более населенных территорий, в Приморском крае.
«Для нас важную часть понятия экотуризм составляет соблюдение обычаев, традиций и ценностей живущих здесь людей. С приходом особо охраняемых территорий (ООПТ) они испытывают ограничения: на охоту, рыбалку, сбор дикоросов, вырубку леса. Им теперь нужны другие мотивации. Когда мы привлекаем на территорию туристов, сюда на ООПТ они приезжают за впечатлениями от дикой природы, они покупают сувениры, едят, арендуют дома и квартиры, пользуются услугами такси. Местные жители понимают, что это выгодно и лучше относятся к такому соседству», - рассказала заместитель директора по экологическому просвещению и туризму ФБГУ «Земля леопарда» Олеся Сторожук.
ОТКРЫТЬ ЗАПОВЕДНЫЕ ТЕРРИТОРИИ
Национальный парк Берингия
Национальный парк «Берингия» - одна из самых отдалённых и труднодоступных особо охраняемых природных территорий в России. Парк состоит из пяти разрозненных участков, разбросанных по всему Чукотскому полуострову. Каждый из них достоин внимания, но охватить все за один раз едва ли получится. Поэтому сотрудники нацпарка рекомендуют обратить внимание на тур в район пролива Сенявина.
Белёк кольчатой нерпы
Фото: Максим Антипин, национальный парк «Берингия»
Пролив Сенявина - визитная карточка национального парка. Можно сказать, что это «Берингия» в миниатюре. Здесь, на небольшой территории за три дня можно увидеть всё самое интересное - китов и тюленей, лежбища моржей и птичьи базары, живописные фьорды и древние эскимосские памятники.
На морской прогулке вы встретите изящных косаток и любопытных горбачей, которые не боятся приближаться к лодкам
Фото: Ольга Кудрина, национальный парк «Берингия»
Туристы останавливаются на базе национального парка, в деревянном домике в бухте Гильмимыль, расположенном неподалеку от Сенявинских термальных источников, откуда выезжают на морские экскурсии по проливу. Готовят для туристов местные девушки из коренных малочисленных народов. Местные жители очень уважительно относятся к природе, которая их кормит, во многом чтят традиции предков, в том числе и в гастрономии.
Когда ехать
Туристический сезон в национальном парке довольно короткий - с конца июля до середины сентября. Начала сезона зависит от количества снега. Чукотка красива и осенью и весной и зимой: здесь неописуемо красивые фиолетовые закаты и рассветы, снежные ландшафты белого безмолвия. Приехать можно в любое время, но логистика будет довольно сложной.
Как добраться
Заявку на посещение национального парка «Берингия» стоит оформлять заранее. По словам сотрудников заповедной территории, обычно к концу туристического сезона в сентябре забронировано уже все следующее лето.
Попасть на Чукотку можно только по воздуху. Главный транспортный узел Чукотского автономного округа - Анадырь. Это первый пункт назначения для всех путешественников. До поселка Провидения, откуда стартует экскурсионный тур к проливу Сенявина, также нужно будет добираться самолетом. В зимний сезон самолеты летают два раза в месяц. В межсезонье - четыре раза в месяц. Летом - два раза в неделю. Покупать билеты Анадырь - Провидения стоит заранее на сайтах авиаперевозчика «Чукотавиа» и «АТА Чукотки».
Из Проведения на вездеходах и лодках туристов привозят в пролив Сенявина.
Сколько стоит
Билет Москва-Анадырь туда обратно без пересадок на август стоит около 60 тыс. руб. Билет Анадырь - Провидения стоит 30 тыс. руб. туда-обратно.
Тур к проливу Сенявина в составе группы от 6 человек стоит порядка 100-120 тыс руб. Сюда входит проживание, питание, экскурсионное сопровождение. Недельный тур до 6 дней - 180 - 200 тыс. рублей.
Справка: В 2020 “Берингию” посетили 1,32 тыс. человек, это были круизные туры с туристами из более чем 20 стран от Канады до Южной Кореи, от Ирландии до Новой Зеландии. В 2021 в национальный парк приехали 80 российских туристов из различных регионов России, в том числе Москвы и Санкт-Петербурга.
Кроноцкий заповедник
Что посмотреть
Если вы решили провести свой летний отдых на Камчатке, то обязательно стоит посетить Долину гейзеров и кальдеру вулкана Узон. Долина гейзеров в Кроноцком заповеднике – одно из пяти крупнейших гейзерных полей в мире, единственное в Евразии и самое компактное. На небольшом участке каньона горной реки сосредоточено около 60 гейзеров, которые извергаются с разной силой и периодичностью. Кальдера вулкана Узон – огромная чаша площадью 9 на 12 километров, которая образовалась после серии разрушительных извержений огромного древнего вулкана. Сейчас это настоящая лаборатория под открытым небом. В кальдере и сейчас происходят процессы рудообразования, там обнаружена самая молодая нефть на планете, а в кипятке и кислоте живут уникальные бактерии и водоросли. Кроме гейзеров здесь можно увидеть горячие пульсирующие источники, разноцветные водные и грязевые котлы с красной глиной.
Фото: Кроноцкий заповедник
Второе направление – Южно-Камчатский федеральный заказник, Курильское озеро. Здесь помимо уникальных по красоте вулканических ландшафтов можно гарантированно посмотреть, как рыбачит на берегу неописуемо красивого озера бурый медведь.
Что касается Кроноцкого заповедника, то в основном это однодневные маршруты без проживания, в путешествие туристы отправляются на вертолёте. Также заповедник предлагает трехдневные туры для фотографов на берегу Курильского озера в Южно-Камчатском заказнике. Туристов размещают в стационарных палатках. Как правило, это небольшие группы по 10-12 человек. На такие туры составляются заявки за один два года вперед. Если хотите побыть наедине с природой и получить уникальные кадры, но начинать реализовывать свою мечту стоит сильно заранее.
Фото: Кроноцкий заповедник
После посещения уникальных природных объектов, расположенных на заповедных территориях, гости отправляются за их пределы, где обедают и продолжают любоваться камчатскими природными красотами: это может быть рыбалка на реке Жупанова, купание в горячих источниках на территории природного парка «Вулканы Камчатки» или посещение Ходуткинских термальных источников и приём ванны в тёплой реке, а также остановка на вертолёте в кальдере вулкана Ксудач.
Когда ехать
Ярко выраженный туристический сезон в Кроноцком заповеднике – это июль, август, сентябрь. Но довольно комфортно приехать и вне сезона – в июне, конце сентября и октябре (в октябре нужно будет одеться потеплее). Природу можно увидеть такой, какой ее не увидишь летом. Это еще и дешевле – заповедник в низком сезоне делает скидки на услуги по приёму и сопровождению гостей.
Как добраться
Кроноцкий заповедник расположен в труднодоступной местности, добраться сюда можно только вертолетом. В Южно-Камчатский заказник можно добраться вертолётом или на так называемых «вахтовках», которые предоставляют туркомпании. Поэтому оптимальный вариант – воспользоваться услугами туроператоров, купить готовый пакетный тур.
В заказник на юге Камчатки можно отправиться на высокопроходимой автомобильной технике. Нужно будет добраться до посёлка Озерновский на берегу живописного Охотского моря, преодолеть на пароме переправу через реку и пройти до Курильского озера в сопровождении государственных инспекторов порядка 12 километров. Это вариант для участников многодневных маршрутов по Южно-Камчатскому заказнику.
Сколько стоит
Билет на прямые рейсы туда-обратно из Москвы в Петропавловск-Камчатский на летние месяцы стоит от 25 тыс. руб, Билет лучше всего брать зимой.
Посещение Долины гейзеров, кальдеры вулкана Узон на вертолёте стоит от 32 тыс.руб до 52 тыс руб. Поездка к Курильскому озеру от 40 тыс. руб.
Справка: В среднем Кроноцкий заповедник и Южно-Камчатский заказник посещают около 12 тыс. чел. Сюда летят туристы со всех регионов России.
Национальный парк «Земля леопарда»
Что посмотреть
Основные объекты национального парка находятся в селе Барабаш на юге Приморского края. Отсюда туристы могут попасть на самый популярный маршрут по обустроенной экологической тропе – «Тропой леопарда». Она проходит по участку широколиственного леса, на котором представлено почти все растительное богатство уссурийской тайги: реликты и эндемики, тропические растения в сочетании с северными. Здесь установлено множество информационных стендов, интерактивных элементов. Тропу можно пройти самостоятельно, в игровой форме в виде квеста или с гидом.
Фото: национальный парк «Земля леопарда»
Если вы остановитесь в селе в отеле нацпарка «Центральная усадьба», то можно будет выехать на экскурсию в заповедник «Кедровая падь». Он находится в 18 км от Барабаша, там можно прогуляться самым длинным маршрутом «К сердцу Кедровой пади» - его общая протяженность 14 км. Природная территория находится под защитой ЮНЕСКО, посетить заповедник можно только в сопровождении экскурсовода. Здесь очень заметен контраст между вторичными лесами, которые появились уже в результате освоения Приморского края, и реликтовым лесом, который существовал здесь испокон веков.
Экскурсия в «Кедровой пади»
Фото: Иван Раков
Возраст пихт на этом маршруте - около 500 лет. Девственные леса Приморья можно увидеть только здесь. По пути туристы также познакомятся с историей заповедника, узнают как устроена крупнейшая в России система фотомониторинга диких животных. Счастливчикам удается увидеть следы амурского тигра, и, если повезет, редчайшего дальневосточного леопарда.
Есть у национального парка особенное предложение для профессиональных фотографов и любителей дикой природы. На территории парка в лесу стоят фотоукрытия: небольшие утепленные домики на одного человека, в которых можно остаться на неделю в ожидании дальневосточного леопарда. Они расположены в местах, куда хищник приходит со своей добычей. Если дождаться этот момент, то можно его сфотографировать.
Фотодомик
Фото: национальный парк «Земля леопарда»
По словам представителей учреждения этой услугой пользуются профессиональные фотографы и любители природы, которые готовы в одиночестве побыть неделю в лесу наедине с дикими кошками.
Когда ехать
Эти маршруты интересны как летом, так и в межсезонье. Если вы поедете в национальный парк весной, вы застанете в конце апреля и мае цветение рододендрона - розовые облака цветов на фоне бирюзового моря. В заповеднике «Кедровая падь» - можно наблюдать за прилетом птиц и цветением первоцветов. В осеннее время на обеих территориях можно насладиться осенними красками: ярко-красные клены, желтые дубы, и золотистые калопанаксы.
Фотоукрытия бронируются на зиму. Это зависит от повадок дальневосточного леопарда, также листва не мешает увидеть хищника.
Как добраться
Центральная усадьба «Земли леопарда» (с. Барабаш, ул. Лазо, 37А) и визит-центр (с. Барабаш, ул. Хасанская, 6Б) находятся в Хасанском районе Приморского края, в двух часах езды от Владивостока.
Ежедневно из автовокзала Владивостока (ул. Русская 2А) в Барабаш отходят междугородние автобусы, которые следуют из города в направлении поселка Славянка.
Чтобы добраться до Барабаша своим ходом, вам нужно выехать из Владивостока и добраться до посёлка Раздольное по автомобильной дороге «Уссури» (А370). Далее по трассе «Раздольное – Хасан» (05A-214) вы доберетесь до Барабаша. Время в пути – около полутора часов.
Сколько стоит
Билет Москва - Владивосток туда обратно без пересадок в августе стоит 25 тыс. рублей. Трансфер, организованный учреждением из аэропорта Владивосток до Барабаша – 4500 руб. Билет на автобус Владивосток - Барабаш - 749 руб. Такси из аэропорта до автовокзала - около 1 тыс. руб.
Входной билет в нацпарк «Земля леопарда» 150 руб, в «Кедровую падь» - 200 рублей.
Стоимость экскурсий – «Тропой леопарда» для самостоятельного посещения - 150 р, квест - 100 руб. Экскурсия - 3 тыс. руб. на группу 10 человек. Для детей с 7 лет - 50% скидки, такие же скидки для пенсионеров. Дети младше - бесплатно. Планируется повышение цена на экскурсию до 600 рублей.
Справка: В 2020 году национальный парк «Земля леопарда» и заповедник «Кедровая падь» посетили почти 6,5 тыс. человек. В 2021 году после присоединения Кравцовских водопадов и Дальневосточного морского заповедника количество посетителей возросло до 27 578. Большая часть это жители из Приморского края, Амурская область,ЕАО и центральная Россия. Из-за рубежа часто приезжают фотографы из Кореи и Европы.
Дальневосточный морской заповедник (Приморский край)
Дальневосточный морской заповедник - самая богатая по видовому разнообразию акватория среди морей России. Здесь, в зоне контакта умеренных и субтропических вод созданы условия как для северных видов морских животных и растений, так и для тех, кто встречается на юге. Богатство животного и растительного мира заповедника отнесено к природным феноменам и имеет статус международного биосферного резервата ЮНЕСКО.
Заповедник поделен на четыре района, один из которых является особо охраняемым закрытым резерватом, два — научно-исследовательскими участками и ещё один — экскурсионной зоной.
Один из популярных экскурсионных районов - посещение самого южного островка России - острова Фуругельма. Под водой вертикальные стенки скал сплошь покрыты друзами мидий, ковром из актиний, морских звезд, ежей и множества других обитателей моря. На острове сохранилась мощная четырех орудийная батарея — единственная на территории Приморского края береговая батарея, которая принимала участие в боевых действиях в годы Второй мировой войны.
Бакланы на острове Фуругельма
Фото: Марина Склярова
В южном секторе морского заповедника рекомендуем посетить островок Фальшивый. Этот остров в разные периоды то перекрывается морем, то становится территорией, на которую можно проехать по суше. Многокилометровый песчаный пляж тянется до устья реки Туманной — места, где сходятся сходятся границы двух государств: России и Корейской народно-демократической республики. С нее открывается вид на открытый Тихий океан. Также из этого места доступна панорама водно-болотных угодий Хасана с протоками, лагунами и множеством озер, прилегающих к самой южной точке побережья морского заповедника. Немногие районы Российского Дальнего Востока могут сравниться с количеством корма для птиц водно-болотных угодий юга Хасанского района. Тысячи уток, гусей, лебедей, куликов, встречается здесь на пролете.
Когда ехать
Посещение Дальневосточного морского заповедника более всего комфортно в июле, августе и начале сентября.
Как добраться
Туры в заповедник отправляются из Владивостока. В поселке Славянка вы пересаживаетесь на катер.
Сколько стоит
Билет Москва - Владивосток туда обратно без пересадок в августе стоит 25 тыс. рублей.
Посещение Дальневосточного морского заповедника стоит 300 рублей. Экскурсия к острову Фуругельма - 1,5 тыс. на человека для группы 5 человек за услуги экскурсовода. К островку Фальшивому - 1000 руб. на человека за услуги экскурсовода при группе из 5 человек.
Проезд на катере оплачивается отдельно. Длительность около 5 часов. С катером и трансфером из Владивостока такая поездка стоит от 16 тыс.
Инга ВеланскаяИздательство PressPass открывает читателям туристический потенциал Сахалинской области и Курильских островов: вышла новая книга в линейке путеводителей «Лицом к солнцу».
На волне подъема туристического потока во Владивостоке открылся музей трепанга. Проект, посвященный одному морскому животному, уникален – таких музеев в мире больше нет. Он по-новому раскрывает сокровища Приморского края. Даже коренные приморцы мало знают об этой голотурии и ее полезных свойствах для организма. А основатель музея, Дмитрий Павлов – в прошлом гид-переводчик по Китаю – уверяет, что наши китайские соседи знают о трепанге гораздо больше, чем мы.
Природа Приморского края притягивает российских и иностранных туристов как магнит. Одним из главных пунктиков, за которыми едут все жители центральной России и соседи из Азии, это морепродукты. Бухты края богаты моллюсками: устрица, спизула, мидии, гребешок, морской еж, трепанг. Все это можно отведать здесь в степени свежести «только что из моря».
Фото: Корпорация развития Дальнего Востока
Но есть еще одна важная историческая деталь, которая, как говорится, обязывает. Владивосток на старых китайских картах обозначен как Хайшеньвэй, что переводится не иначе, как «бухта трепанга». Многие поколения азиатов прекрасно знают, что эти места – родина редкого дальневосточного трепанга, «эликсира бессмертия», как они его называли. Разными путями китайцы добывали его в наших бухтах, а потому тяга азиатов к Владивостоку сильна и по сей день.
По словам Дмитрия Павлова, рано или поздно Музей трепанга во Владивостоке должен был появиться.
- Раньше, во времена моей работы гидом, меня удивлял тот факт, что китайцы мало знают название города Владивосток – но знают Хайшеньвэй. И про то, что у нас водится полезный трепанг, знали лучше наших земляков. Точнее, они лучше знали его уникальные свойства. Для них слово «трепанг» – синоним слову «Владивосток». А потому они искренне верят, что Музей трепанга в нашем городе – это главный музей города. Поэтому, рано или поздно, он должен был появиться, - уверен Дмитрий.,
Дмитрий Павлов, основатель музея трепанга
То, что китайцы знают о нашем трепанге больше, Дмитрию показалось не совсем справедливым. Конечно, приморцы знают, что трепанг — это морепродукт и деликатес, который можно употреблять в пищу, что он полезен, но чем именно – знают далеко не все. Китаеведу хотелось, чтобы как можно больше соотечественников и владивостокцев знали о том уникальном наследии, которое досталось им от природы. Знали, гордились и берегли. Да, трепанг обитает не только в водах Японского моря, но и в Охотском и других морях. У берегов Китая трепангов добывают около 20-ти различных видов, но именно дальневосточный трепанг, родина которого – Владивосток, по своим характеристикам превосходит всех своих собратьев, а значит, и ценится выше.
Владивостокцы воспринимают наличие трепанга как нечто само собой разумеющееся. Как сопки и бухты. «Морской огурец» готовили и употребляли в пищу давно, ведь он полностью состоит из ценного белка. До сих пор его можно выловить практически в городских акваториях, например, в Амурском заливе. Конечно, раньше здесь его было гораздо больше и попадались крупные экземпляры. Собрать трепанга можно было в любом месте на побережье от Токаревской кошки до железнодорожной станции «Санаторная» - город тянется вдоль берега. Для этого нужно было всего лишь зайти в воду – теплолюбивый трепанг встречался даже на «детской» глубине «по колено». Эти времена вспоминают старожилы с теплотой, но и сейчас, нырнув с маской на 3-5 метров, можно легко обнаружить иглокожих, лежащих на дне тут и там.
Фото: Музей трепанга
— Трепанг — это не просто морепродукт, который придает дальневосточной кухне особенный колорит. Это своего рода символ Владивостока, и с ним связано большое количество легенд и поверий. Самые интересные из них переплетаются именно с китайскими историческими фактами. Посетители музея получают наиболее полную информацию о трепанге, чтобы понять, что морское животное несет в себе гораздо больше истории о Приморье, чем они могли себе представить, – говорит директор Музея трепанга Дмитрий Павлов.
В своем музее – кстати, частном – Дмитрий ведет просветительскую деятельность, рассказывая о сокровищах России. Это не только экстракт трепанга, это и березовый гриб чага, и медвежий и барсучий жир, которыми русские лечились много веков. Но, разумеется, большая часть экспозиции посвящена морскому «зверю». Посетители музея с удивлением узнают, что этот уникальный организм – один из древнейших ныне живущих на Земле, ему насчитывается 500 миллионов лет. А еще это животное – рекордсмен по количеству содержащихся в его тканях аминокислот (22!) и элементов таблицы Менделеева (40!). За счет этого он обладает редчайшей среди живущих на планете существ способностью регенерировать. Будучи разделенной на несколько частей, одна особь трепанга способна полностью восстановиться в полноценное животное за несколько месяцев. Ну разве это не удивительно?
Несколько залов повествуют гостям об условиях обитания и распространения трепанга, а также о его свойствах, представляющих для человека уникальный источник восстановления здоровья и жизненных сил. Проводят экскурсии профессиональные экскурсоводы-консультанты на русском, китайском, корейском, английском языках.
В музее используют все, что может рассказать о море – заспиртованные экспонаты трепангов в колбах, картины местных художников, штурвал, корабельную мачту, старую географическую карту. И, конечно, красивые фотографии морских глубин.
Конечно, самым логичным для музея трепанга шагом была бы установка аквариумов, в которых посетители могли бы посмотреть на живого героя рассказов гида. Но пока это слишком дорогое мероприятие, говорит Дмитрий, ведь музей – частный.
- Несмотря на свой невзрачный вид, «морской огурец» очень требователен к условиям содержания. Не так-то просто держать трепанга в аквариумах. Нужны морская вода определенного состава и солености, температура, освещение. Отдельно нужно сказать о корме, ведь голотурии – санитары морей. Они кормятся тем, что собирают на дне: останками погибших морских обитателей, водорослями, мелкими животными. Пока для нас такой аквариум – мечта, к которой мы идем, - рассказал Дмитрий.
До пандемии подавляющее количество гостей музея было из Китая, Японии, Кореи. Это и понятно: азиаты знают толк в таких вещах. Беседуя с корреспондентом EastRussia, Дмитрий даже извинился за то, что предпочтение отдавалось именно иностранным туристам. «Многие горожане жаловались, что хотели бы посетить интересный музей, но он постоянно находился на спецобслуживании. Это правда. Каждый день к музею подъезжал автобус за автобусом с группами туристов, и все наши гиды и переводчики были заняты», - рассказывает Дмитрий.
К слову, в первый год жизни музея в нем побывало более 100 тысяч человек.
Фото: Музей трепанга
Ситуация изменилась, когда страны ввели ограничения в связи с коронавирусом. Турпоток перераспределился в сторону внутреннего туризма, и теперь музей посещают туристы из центральной России, а также группы детей из школ Владивостока и Приморья. Специально для маленьких посетителей был разработан захватывающий квест «Найди золотого трепанга», чтобы ребята усваивали информацию в игровой форме.
Пространство музея также работает и как место для научно-практических конференций по изучению моря и морских обитателей.
Кстати, для туристов западной России название «морской огурец» более понятно и знакомо – в отличие от слова малайского происхождения tripaing.
- Когда мы приезжаем в столицу страны на выставки, сразу заметна разница. Москвичам малоизвестен «трепанг», зато когда говоришь «морской огурец», они сразу понимают, о чем идет речь, - делится Павлов.
Это странное беспозвоночное животное называют еще «морским женьшенем», и неспроста. Продукция из трепанга укрепляет иммунитет, увеличивает работоспособность, восстанавливает работу внутренних органов. За это наши братья-азиаты, предпочитающие природное лечение, и ценят трепанг. Наверное, логичным продолжением рассказов об уникальности и пользе дальневосточного трепанга стало налаженное основателями музея производство БАДов с трепангом. Их можно приобрести прямо в музее.
Для производства этих добавок Дмитрий наладил сотрудничество с местными морскими фермами, которые выращивают трепанга в условиях, приближенных к естественным. Также музей взаимодействовал с учеными Приморского края, изучавшими свойства трепанга, которые разработали способ переработки сырья и состав капсул.
Открытый в 2018 году, музей успел собрать немало регалий, он занял свою нишу в туристическом Владивостоке и стал действительно необычной визитной карточкой города, вобрав в себя просветительскую миссию, интересный объект с точки зрения туризма и несомненную пользу для здоровья от него - уникального морского животного трепанга.
Туризм должен стать драйвером развития экономики на Дальнем Востоке - этот тезис объединил все сессии второго туристического форума «Дальний Восток – зима открытий», который снова состоялся в Петропавловске-Камчатском. При этом главное в отрасли, по мнению министра туризма России Зарины Догузовой, не просто увеличивать турпоток, а создавать мультипликативный экономический эффект. Каким образом - обсудили эксперты на пленарной сессии.
Совершить восхождение на вулкан, искупаться в кристальной бодрящей воде горного озера, принять грязевую ванну под открытым небом, отведать сваренного в морской воде краба и закусить ухой из собственноручно пойманной чавычи… Все это можно успеть лишь за один день, если все очень тщательно спланировать и если доступен весь необходимый транспорт. Взять все эти вопросы на себя может создаваемая единая круизная компания.
Туристам точно есть чем заняться на Дальнем Востоке. О прелестях местной природы можно говорить долго, впрочем, как и вздыхать об особенностях логистики. Прошли времена, когда, скажем, жители Хабаровска могли позволить себе прилететь в Петропавловск-Камчатский на выходные – просто погулять. Впрочем, эти времена могут вернуться: работает единая дальневосточная авиакомпания, существенно снизившая цены на перелеты между ДВ-субъектами, а также с центральной Россией, в КРДВ идет работа над созданием единой круизной компании, где на первом этапе планируется развивать межрегиональное сообщение между Приморским краем, Камчаткой и Сахалином. Будут задействованы порты Владивостока, Петропавловска-Камчатского, Корсакова. На следующих этапах география расширится и на другие регионы Дальнего Востока и Арктики.
В беседе с корреспондентом EastRussia управляющий директор Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики Роман Семенцов рассказал о том, что в начале пути создания единой круизной компании делается акцент на развитие внутреннего туризма, на следующих этапах – в том числе на иностранных туристов из стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
«Это растущий и перспективный рынок с запросом на новые круизные маршруты. Инициатива ориентирована на привлечение среднего ценового сегмента. Сегодня спрос существенно опережает предложение, при высокой стоимость круизных туров низкая их доступность. Кластерный подход к решению задачи и привлечение разносторонних участников поможет распределить ресурсы и в итоге снизить стоимость», – отметил Роман Семенцов.
Он добавил, что оператор проекта пока не выбран.
«Финальная схема структуры еще не утверждена. Мы ведем переговоры с возможными участниками проекта – это регионы Дальнего Востока, федеральные министерства и ведомства, российские верфи, лизинговые компании и операторы судов, изыскиваем наиболее короткий и при этом самый эффективный для всех участников путь. Дальний Восток очень богат на уникальные природные достопримечательности, при этом добраться до многих из них практически невозможно. Повышение транспортной доступности территорий и развитие внутреннего туризма – одни из приоритетных задач развития макрорегиона. Для решения этих задач мы, в том числе, предлагаем создание единой дальневосточной круизной компании», – уточнил он.
В КРДВ рассчитывают, что удастся выстроить взаимодействие единой круизной дальневосточной компании и единой дальневосточной авиакомпании, в концепции развития которой определена сеть из 66 межрегиональных и 469 местных маршрутов. Выстраивание гибридного тура поможет преодолеть логистические барьеры регионов ДФО и сделать путешествие еще более привлекательным для туристов.
«Конечно, для развития туризма на Дальнем Востоке и в Арктике мы используем все созданные инструменты в отрасли, и совместная работа с единой дальневосточной авиакомпанией позволит достичь синергии. Создание единой дальневосточной авиакомпании стало одним из ключевых результатов работы в 2021 году. Это полноценная межрегиональная компания, в которой каждый из 11 регионов ДФО активно вовлечен в процесс ее развития», – рассказал Роман Семенцов.
Также Минвостокразвития РФ предлагает россиянам, купившим турпродукт в Дальневосточном федеральном округе, субсидировать перелет внутри региона по программе «Открой Дальний Восток». Она предназначена только для граждан России.
По словам генерального директора Владивостокского морского терминала Валерия Нагорного, появление круизного оператора на Дальнем Востоке сейчас своевременно и оправдано. Для жителей региона сейчас работает поддержка внутреннего туризма в части предоставления кешбэка за путешествия по России, единая авиакомпания дает приоритет дальневосточникам для путешествий по ДФО, существует механизм субсидий для авиа-чартеров из западных регионов РФ на Дальний Восток.
«Все это нужно задействовать и для круизной отрасли, для наполнения судов большой вместимости. Надо помнить и о наших азиатских соседях. Страны АТР имеют большой интерес к природе Дальнего Востока и с удовольствием приезжают сюда. Создание круизной компании для Дальнего Востока РФ – своевременный проект», – отметил Валерий Нагорный.
Он добавил, что в настоящее время на Дальнем Востоке конкуренцию новому круизному оператору составить никто не может – предложения нет.
«Небольших круизных компаний на Дальнем Востоке практически нет: есть только одно судно, которое можно отнести к круизному сегменту (с соответствующей стоимостью путешествия) – оно находится во фрахте у новозеландской компании –“Профессор Хромов”– выполняющее в сезон несколько круизных маршрутов по ДФО. Средний ценовой сегмент в регионе вообще не присутствует. В настоящее время в России только на Черном море есть такое предложение для внутреннего рынка».
Нагорный напомнил, что следует разделять рынок пассажирских перевозок и круизный продукт. В части пассажирских перевозок делают шаги на Сахалине – в 2021 году состоялся выход двух новых грузо-пассажирских судов «Адмирал Невельской» и «Павел Леонов» на маршруты Сахалин-Курилы. Это можно осмыслить как базу для формирования туристического продукта, однако эти суда все-таки нельзя отнести к круизным в полном понимании этого слова.
«Если говорить об экспедиционном сегменте, то инфраструктуры в ДФО достаточно – суда длиной до 140 метров осадкой 4-5 метров могут ошвартоваться к причалам Сахалина, Приморья и Камчатки. Но международные круизные операторы не везде смогут причалить на Дальнем Востоке. Здесь проявляется важность скорейшей реализации проекта строительства нового пассажирского терминала в Корсакове – с его появлением основные порты ДФО смогут обеспечить бесшовную технологию для современных круизных судов, вместимость которых, а значит и размеры, существенно возросли в предыдущие годы. Также как для привлечения международных круизных операторов, так и для обеспечения дополнительной загрузки судна круизной компании, планируемой к созданию для Дальнего Востока, принципиально важным является скорейшее внесение изменений в распоряжение правительства РФ №635 от марта 2020 года в части разрешения въезда в РФ иностранных граждан через морские пункты пропуска РФ также, как это разрешено для въезда через аэропорты».
На прошедшем 24-25 февраля на Камчатке деловом форуме «Дальний Восток – зима открытий» состоялась сессия «Круизы будущего: что ждет круизный рынок в России?», где эксперты обсудили восстановление круизного туризма и перспективы его развития в ДФО.
Гендиректор туркомпании Russia Discovery Вадим Мамонтов отметил, что сейчас спрос на круизный туризм превышает допандемийный уровень. Главными магнитами для туристов на Дальнем Востоке ре считает Камчатку, Курилы и Чукотку.
Мамонтов назвал ряд компаний, которые занимаются экспедиционным круизным туризмом, которые обеспечивают этот спрос. Среди них Herritage Expedition, делающая круизы к острову Врангеля, переходы от Анадыря до Петропавловска-Камчатского, заходы на Командорские и Курильские острова. В этом году появилась новая компания Swan Helenic – работает по Алеутским островам, Камчатке, Курилам, Чукотке, острову Врангеля, а также работают компании Avrora Expedition, Lindblad expeditions.
«С этого года добавился новый оператор с интересной программой – российская компания Панарктик Стар – будет делать на судне “Академик Шакальский” круиз от Владивостока до Корсакова с заходом на остров Монерон».
Вадим Мамонтов отметил огромный потенциал Чукотки как круизного направления. Однако оно практически не развито. Среди недостающих звеньев в цепочке камчатского круизного туристического сегмента он отметил нехватку подходящих судов с пассажирскими сертификатами и недостаток брендов для привлечения туристов – западное побережье не представляет интереса для морских путешественников.
Альтернативу крупным пассажирским круизным судам предлагает Хабаровский край: компания «Дальневосточные экспедиции» строит на верфи во Владивостоке и эксплуатирует катамараны морского класса. По словам гендиректора компании Бахта Мавланова, автономные катамараны с запасом хода на 600 км могут уходить от берега на расстояние до 50 миль, перевозить группы из 12 человек. В настоящее время строятся пять катамаранов, шесть эксплуатируются. Но это – история про речные круизы, которые хотят возродить в Хабаровском крае.
Гендиректор камчатского туроператора «Северная экспедиция» Александр Светачев привел на сессии печальную статистику – весь мировой круизный рынок приносит 150 млрд долларов в год, 2% этого объема приходится на Россию, а на Дальний Восток и Арктику – лишь 0,2%.
В этой связи участники дальневосточного рынка круизных перевозок уповают на то, что правительство РФ в этом году утвердило концепцию развития круизного туризма в России до 2024 года. Она предполагает увеличение количества морских и речных круизов в России, а также доступность для россиян. В рамках концепции предусмотрено развитие инфраструктуры круизного туризма и совершенствование мер господдержки предприятий, участвующих в ее создании. Также в планах – расширять маршрутную сеть российских круизов, в том числе в Арктике, Сибири и на Дальнем Востоке, создавать новые экскурсионные программы с посещением особо охраняемых природных территорий.
С учетом текущей геополитической обстановки в мире планы по развитию круизного туризма в ДФО, скорее всего, будут скорректированы.
По итогам прошлого года туристический поток на Дальний Восток вырос на 25% по отношению к 2021 г., составив 2,7 млн человек. Напомним, что в 2021 г. регион посетили 2,5 млн человек (на 33% больше, чем в 2020 г.). В Минэкономразвития долю регионов ДФО в туристическом потоке в РФ оценивают в 4,5%.
На сегодняшний день на территории ДФО в рамках ТОР и СПВ в сфере туризма реализуются 310 инвестпроектов. Лидируют по количеству таких проектов Приморский край (более 200), Камчатский край (около 70) и Сахалинская область (свыше 30). В числе основных препятствий для более масштабного развития туризма на Дальнем Востоке называют стоимость авиабилетов, удаленность, высокую стоимость путевок, транспортную доступность (включая качество автодорог).
Значительной популярностью пользуются природные территории, в частности, Байкальская природная территория. Следует отметить, что в 2022 г. заповедники, заказники и национальные парки вблизи озера Байкал посетили свыше 360 тыс. человек, что на 40% больше, чем годом ранее. Иркутская область при этом получает дополнительные средства на развитие туристического направления. Так в 2023-24 гг. региону из федерального бюджета будет направлено дополнительно порядка 1,6 млрд рублей на создание инженерной и транспортной инфраструктуры туристических кластеров. Ранее (в 2022 г.) уже было принято решение о выделении на данные цели 2,3 млрд рублей на 2023-24 гг. Дополнительные средства пойдут на создание централизованных сетей водоотведения по Байкальскому тракту (автодорога регионального значения «Иркутск – Листвянка», являющаяся наиболее коротким путем до озера) и строительство еще двух ведущих к Байкалу автодорог районного значения в этом же районе (Иркутский район).
Также до конца 2024 г. 1,7 млрд рублей из федерального и регионального бюджетов будет направлено на строительство сетей электроснабжения, водопровода, канализации и улично-дорожной сети на территории ОЭЗ «Ворота Байкала» (основная площадка – Байкальск). На начало 2023 г. общий объем бюджетных инвестиций в эту ОЭЗ составил 1,5 млрд рублей, из них 871,8 млн рублей были направлены из федерального бюджета в рамках нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства».
В рамках госпрограммы «Развитие туризма» Иркутская область также получит из федерального бюджета свыше 37 млн рублей на реализацию проекта «Ледовый город. Счастье чистой воды» в Иркутске. Проект предусматривает создание в центре Иркутска к концу текущего года ледяной инфраструктуры, размещение на протяжении туристического маршрута «Зеленая линия» информационных стендов, арт-объектов, памятников и развлекательных элементов изо льда, а также иллюминации.
Следует отметить, что в 2023 г. в долине реки Снежная планируется открыть два новых модульных отеля в эко-парке «Озера на Снежной» (Слюдянский район). Так, отель «Изумрудное» на берегу одноименного озера состоит из 12 отдельно стоящих модулей, рассчитанных на один номер каждый. Отель «Папоротник» состоит из 10 модулей, рассчитанных на двухместное размещение каждый. Помимо того, предусмотрено обустройство пирса вдоль берега, спортивной и детской игровых площадок, пункта проката катамаранов. Эко-парк объединяет озера Сказка, Изумрудное, Теплое и Щучье.
При этом сохраняется риск роста антропогенной нагрузки на байкальскую экосистему. В начале марта Госдумой был принят во втором чтении законопроект о ведении предпринимательской деятельности на особо охраняемых природных территориях (ООПТ). Законопроект предусматривает установление правил обеспечения безопасности туризма и расторжение контрактов с инвесторами в случае несоблюдения заложенных принципов. В частности, запрещается менять границы и расположение ООПТ, вводится двойной контроль за ведением инвестиционной деятельности (как со стороны федерального органа исполнительной власти, так и главы региона). На охраняемых территориях разрешается возведение объектов некапитального строительства и инфраструктуры, таких как временные объекты бытового обслуживания и питания.
Что касается новых отелей, то под строительство гостиничного комплекса (4 звезды) были расширены границы ТОР «Якутия». Отель на 150 номеров в центре Якутска должно построить на площади 0,7 га ООО «Северная девелоперская компания «Центр». Затем его получит в управление гостиничный оператор Cosmos Hotel Group (АФК «Система»). Пока у данной компании нет отелей на Дальнем Востоке. Объем инвестиций оценивается в 1,4 млрд рублей. Предполагается, что «Туризм.РФ» будет владеть не более 33% СДК «Центр», Cosmos Hotel Group – не более 15%, а доля УК «Центр» составит не менее 52%. В настоящее время УК «Центр» – единственный владелец СДК «Центр» (им владеет ГК «РИК» - «Республиканская инвестиционная компания», подконтрольная правительству Якутии).
Сохраняющейся проблемой дальневосточного туризма является дефицит специализированного технического оснащения (в том числе транспортных средств), что несет дополнительные риски для туристов. Так, очередное происшествие с туристами произошло в феврале на Сахалине, где разбился частный вертолет Robinson 44, перевозивший супружескую пару из Хабаровска (они приобрели индивидуальную экскурсию). Вертолет потерпел крушение северо-восточнее входящей в горнолыжный комплекс «Горный воздух» горы Красная (недалеко от Южно-Сахалинска). Он осуществлял вылет с посадочной площадки Оленья Горка в черте Южно-Сахалинского городского округа и следовал по направлению к горе Пик Чехова. При крушении погибли два человека (капитан и пассажирка), второй турист (супруг погибшей) выжил, но получил травмы. Основными версиями происшествия являются ошибка пилотирования и техническая неисправность воздушного судна, на фоне сложных метеоусловий (снегопад и плохая видимость при сложном рельефе). По факту крушения вертолета было возбуждено уголовное дело о нарушении правил безопасности движения и эксплуатации воздушного транспорта.
Тем временем на Камчатке компания «Витязь-Аэро», которой ранее временно запрещалось перевозить туристов после крупной авиакатастрофы в 2021 г. с падением вертолета Ми-8 в Курильское озеро, сообщила о планах обновления парка воздушных судов для туристических целей. Компания остается наиболее крупным игроком на рынке туристических перевозок в регионе, несмотря на устаревшую технику. Единственной альтернативой являются небольшие частные авиационные суда, которые не вполне отвечают требованиям безопасности, а также часто не обладают необходимыми лицензиями.
В январе текущего года стало известно, что «Витязь-Аэро» намерена закупить три легких многоцелевых самолета ЛМС-901 «Байкал» для туристических перевозок в регионе. Предварительный договор был заключен с АО «Уральский завод гражданской авиации» (УЗГА). Поставки техники запланированы на 2026-28 гг. Предполагается, что сверх штатной комплектации самолеты для Камчатки будут снабжены противообледенительной системой, метеорологическим локатором, автопилотом и дополнительным пилотажно-навигационным оборудованием.
Кроме того, обновления требует инфраструктура для осуществления круизной деятельности. В 2024 г. планируется начать работы по переоборудованию научно-исследовательских судов (НИС) «Росгеологии» для туристической деятельности на Дальнем Востоке. Источники финансирования для данных работ пока не определены. Всего переоборудовать для круизов предполагается четыре научно-исследовательских судна. Кроме того, известно, что, первыми переоборудованными под туризм судами должны стать НИС «Профессор Хромов» и «Академик Шокальский», находящиеся на балансе Росгидромета. Стоимость их переоборудования предварительно оценивается в 0,5 млрд рублей. Предположительно, подрядчиком станет ПАО «Славянский судоремонтный завод» в Приморском крае.
Тем временем Сахалинская область вошла в число 18 пилотных регионов, где реализуется федеральная программа развития бесплатного школьного туризма. Ожидается, что в ней примут участие свыше 1,3 тыс. сахалинских школьников. Из федерального бюджета на данные цели региону было направлено свыше 11 млн рублей. В настоящее время для детей предлагают двухдневные туры с посещением зоопарка, аквапарка, музея истории Сахалинской железной дороги в Южно-Сахалинске, завода СПГ «Сахалин-2» в селе Пригородное Корсаковского района.
Для реализации туристических проектов в регионах используются в том числе и «дальневосточные гектары». Так, в Амурской области участники программы объединили 20 земельных участков в Свободненском районе (вблизи села Голубое) в агломерацию, где строится туристическая база «Лесная деревенька». Территория оборудована электросетями, системами видеонаблюдения, были построены гостевые домики.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
Свое мнение о развитии туризма в регионах ДФО и Арктики в этом году высказали более 100 профессионалов в сфере туризма, индустрии гостеприимства, представителей федеральных и региональных органов власти, бизнеса и общественных организаций. На форум было зарегистрировано почти 800 человек из более чем 20 регионов России.
Больше всего инвестиционных проектов в сфере туризма реализуется в Приморье, Камчатском крае и Сахалинской области. Эти регионы стали основой для туристической межрегиональной схемы территориально-пространственного планирования макрорегиона «Дальний Восток». Вклад Камчатки – 64 проекта туристической направленности с объемом инвестиций в 53 млрд рублей.
В своем выступлении на форуме глава Минвостокразвития Алексей Чекунков отметил, что всего в действующих преференциальных режимах – ТОР, СПВ и АЗРФ – реализуется 273 проекта в сфере туризма с общим объемом инвестиций более 138 млрд рублей, создается 12 тыс. рабочих мест. По его словам, в 2022 году туристический поток Дальнего Востока вырос на 25%, а услугами отелей воспользовались 2,7 млн гостей.
«Трудно переоценить значение именно такого форума для того, чтобы дальше концентрировать, калибровать, затачивать меры государственной поддержки, получать обратную связь от инвесторов и, конечно же, самих туристов. И нам вместе объединять усилия для того, чтобы красота нашей природы и возможности для туристов были в полной мере раскрыты, и качество туристических услуг соответствовало вот этому природному потенциалу, который дает Дальний Восток», – добавил министр.
Зампред правительства Дмитрий Чернышенко уверен, что у Дальнего Востока самый высокий потенциал для развития практически всех видов туризма, уникальные природные места манят сюда туристов со всего мира. Он отметил, что в регионе расположены 60 из 230 российских особо охраняемых природных территорий, а самая протяженная береговая линия имеет выходы сразу к двум океанам. Такая концентрация природной красоты не может не привлекать внимания ценителей дикой природы.
«В прошлом году туристический поток на Дальний Восток очень серьезно вырос. Мы ожидаем, что в этом году он достигнет допандемийных показателей и выйдет на тот же уровень. Правительство РФ с нашей стороны создает все условия для ускоренного развития, прежде всего, туристической инфраструктуры и доступного отдыха на территории нашей страны. Делается это в рамках национального проекта “Туризм и индустрия гостеприимства”», – сказал Дмитрий Чернышенко.
По его словам, нацпроект «Туризм и индустрия гостеприимства» – инструмент, который эффективно работает. Он привел в пример выделение в прошлом году Бурятии и Камчатскому краю более 700 млн рублей из федерального бюджета на строительство 500 модульных и капитальных средств размещения. Он призвал субъекты ДФО активнее участвовать в этом проекте, наращивая классифицированных номерной фонд, чтобы регионы смогли принять больше гостей. В этом году в рамках нацпроекта на эту меру поддержки также заложены бюджетные средства.
Губернатор Камчатского края Владимир Солодов затронул в своем выступлении вопросы повышения доступности отдыха в регионах Дальнего Востока и, в частности, Камчатки. Также он отметил важность расширения сезонности. Он считает одной из ключевых задач растянуть короткий высокий сезон на весь год.
«Наша задача сделать так, чтобы на Камчатку смог приехать каждый житель страны не зависимо от дохода и уровня образования. И мы видим подвижки в этом направлении. В 2022 году нас посетили почти 340 тыс. человек. Это серьезный рост по сравнению с предыдущими годами, и мы для себя ставим задачу увеличить его примерно в три раза. И, повторюсь, сделать его доступным для всех категорий жителей нашей страны», – сказал Солодов.
Растущий интерес туристов и к Камчатке, и к другим регионам ДФО отметил также замминистра Минэкономразвития РФ Дмитрий Вахруков. Со ссылкой на данные Росстата он сообщил, что в 2021 году количество туристов в гостиницах составляло 2,6 млн человек, а по итогам 2022 года будет около 3,2 млн человек. Однако этого недостаточно.
«Пока не выходим на доковидный показатель, но в этом году есть все шансы до него дойти. Более чем в два раза вырос показатель посещаемости по Камчатскому краю – 109% и по Бурятии – 107%. Высокий показатель отмечен в Магаданской области – 77%. Однако в нацпроекте “Туризм и индустрия гостеприимства” принимают участие шесть дальневосточных регионов из 11. Доля турпотока ДФО в целом по России – всего 4,5%! Для территории, которая составляет 37% от территории страны – это непростительно мало, этот показатель надо наращивать», – считает Вахруков.
Гендиректор АО «Корпорация «Туризм.РФ» Сергей Суханов рассказал о будущем росте средств размещения в регионе – более тысячи гостиничных номеров появится на Дальнем Востоке к 2026 году. В настоящее время совместно с корпорацией реализуется семь проектов общим номерным фондом 2,1 тыс. номеров.
«Это гостиницы во Владивостоке и Магадане на 150 и 120 номеров, всесезонный парк “Три вулкана” на Камчатке – более тысячи номеров. Общий объем инвестиций во все эти проекты составляет более 97 млрд рублей. Первый проект введем в следующем году на 153 номера, следующие пять проектов на 887 номеров планируем завершить к 2026 году. Разработан мастер-план еще одной крупной туристической территории – горнолыжный курорт “Горный воздух” на Сахалине 1660 номеров, планируем ввести в эксплуатацию до 2030 года. Названные проекты позволят создать 6,4 тыс. рабочих мест, а общий прогнозируемый поток к 2030 году на эти туристические локации приблизятся к 1,7 млн туристов ежегодно», – сообщил Сергей Суханов.
В свете необходимости расширения турпотока на Дальний Восток вице-спикер Госдумы Ирина Яровая предложила включить в программу развития туризма в России санаторно-курортное лечение – для туристов разного возраста. У региона есть для этого все условия.
«Уже сегодня введу большую работу с правительством, чтобы санаторно-курортное лечение стало одним из направлений. Как и детский туризм, этот особый формат семейного отдыха должен быть в повестке развития туризма. Нужен формат семейного отдыха. Задача форума именно в том, чтобы определить различные форматы развития туризма, создав в итоге тот продукт, который будет востребован совершенно разными возрастными группами и людьми с разными жизненными интересами», – сказала она.
Яровая считает, что туризм должен стать основой развития экономики Дальнего Востока. По ее словам, необходимо на уровне регионов и муниципалитетов вплотную заниматься чистотой на улицах, качеством питания, медицинского обслуживания, безопасности, транспорта, гостиничного сервиса – всего того, что создает комфорт для приезжающих отдыхать.
Итогом делового форума «Дальний Восток – зима открытий» стало подписание ряда соглашений о взаимодействии по вопросам развития промышленного туризма в Камчатском крае, формирования туристской привлекательности, положительного имиджа и демонстрации промышленного потенциала региона. Основные итоги будут отражены в отдельном документе.
Справка:
Форум «Дальний Восток – Зима открытий» организован правительством Камчатского края при поддержке Аппарата полномочного представителя президента России в Дальневосточном федеральном округе, Минвостокразвития России, Минэкономразвития России и Фонда Росконгресс. Мероприятие получило статус официальной зимней площадки Российского туристического форума «Путешествуй!», инициированного Фондом Росконгресс в 2021 году.
Информационные партнеры форума – Федеральное агентство новостей (ФАН), коммуникационный холдинг 1MI, медиахолдинг «Турбизнес», информационное агентство «EastRussia», журнал «ЭкоГрад».