Над усилением кооперации крупных промышленных предприятий с малым и средним бизнесом работают в Приморье.
Цифровизацию процессов и развитие онлайн-площадок сотрудничества обсудили во Владивостоке в ходе круглого стола «Проект "Развитие": Кооперация малого и среднего бизнеса Приморья с крупными промышленными предприятиями края», организованного центром «Мой бизнес».
Проект «Развитие» позволяет предприятиям МСП воспользоваться производственными площадками и оборудованием крупных предприятий для организации или расширения собственного производства. Он пилотно запущен в Новосибирской области в феврале 2021 года. Изначально он предполагал загрузку предприятия оборонно-промышленного комплекса, сейчас идет масштабирование на другие отрасли. Подключились к проекту Приморский край и Челябинская область.
«Ошибочно думать, что невозможно наладить сотрудничество с крупными промышленными предприятиями, если у Вас небольшой бизнес. Проект помогает выстроить простые схемы взаимодействия, на взаимовыгодных и гибких условиях. Оборудование оборонно-промышленных предприятий сложное и дорогостоящее, оно позволяет создавать конкурентоспособную продукцию в условиях импортозамещения, и при профиците избыточных мощностей предлагать свои услуги малому и среднему бизнесу», – отмечает основатель и руководитель проекта «Развитие» Евгения Чавкина.
Высокотехнологичные производства Приморского края привлекательны для инвестирования. Такие предприятия региона, как машиностроительный завод «Аскольд», Судостроительный комплекс «Звезда», Находкинский судоремонтный завод, фабрика «Приморский кондитер», «Восточная верфь», «ДНС – Лес» известны не только за пределами Дальнего Востока и России.
Специалисты отмечают индустриальный характер региональной экономики. В Приморье развиты добыча и переработка полиметаллических и оловянных руд, угля, машиностроение и металлообработка, авиационная, радиоэлектронная, химическая, лесная и деревообрабатывающая, легкая и пищевая промышленность, производство стройматериалов, сельское хозяйство, вылов и переработка рыбы и морепродуктов.
Проект «Развитие» даст МСП возможность перейти на качественно иной уровень производства и позволит увеличить загрузку мощностей крупным предприятиям. Всё это благоприятно скажется на экономике региона в целом.
Сейчас в рамках проекта представители малого и среднего бизнеса посещают предприятия Приморья и знакомятся с их возможностями, договариваются о сотрудничестве. Выход в онлайн значительно упросит процесс кооперации. Онлайн-площадки ускоряют практически все процессы взаимодействия контрагентов, «стирая» географические расстояния.
Директор ООО «Интеллект-сервис» Виктор Пахмутов рассказал более подробно, как будет работать площадка для кооперации крупных производственников и небольших предприятий. Каждый может зарегистрироваться, создать личный кабинет и размещать там информацию компании и товарах. Информация модерируется, контроль осуществляет Минпромторг.
«Платформа информационная и коммуникационная. Главная страница похожа на каталог предприятий и их продукции. У нас представлены контактные данные предприятия, есть отдельный блок по товарам, прайс-листы. Можно отправить сообщения на платформу, есть связь между производителями и потребителями. Зарегистрированным пользователям внутри платформы доступны заказы и предложения. Крупные организации могут размещать заказы для мелких и соответственно мелкие организации – для больших. На заказ может ответить несколько подрядчиков, они будут видеть друг друга, а заказчик сможет работать с ними параллельно. Пока это демо-версия, остается отработать механизмы и придать смысл».
Платформа предусматривает работу по всей России, но у каждого региона будет своя страница. В пилотном регионе предприятиям оборонно-промышленного комплекса удалось повысить загрузку своих станков на 35% в 2021 году, а в 2022 году уже свыше 70%. Немаловажно, что онлайн-площадка проекта «Развитие» будет бесплатной.
Помочь внедрить новую площадку для взаимодействия бизнеса поможет и развивающаяся с 2021 года платформа «КиберЦифровоеАтелье» — виртуальная фабрика. Сейчас ее тестируют и параллельно готовят новую версию. Платформа объединяет мощности и компетенции владельцев швейных производств и дизайнеров одежды, а покупатели получают возможность заказывать одежду по собственным запросам из любой точки страны. Выигрывают все три стороны.
«Цифровые платформы, выводят на новый уровень взаимодействие между всеми участниками процесса. Цель платформы «КиберЦифровоеАтелье» – связать между собой потребителей модной одежды, дизайнеров и производителей. С помощью похожей механики можно связать и представителей МСП с крупными промышленными предприятиями», – отметил директор OOO «Виртуальнопромышленная корпорация» Олег Пономарев (его команда занимается созданием платформу «КиберЦифровоеАтелье»).
Олег Пономарев отмечает, что сервис позволяет максимально быстро и эффективно организовывать взаимодействие между всеми участниками производственных операций. Интернет-экономика, развитие технологии виртуальной и дополненной реальности выводит мировое производство на новый технологический уровень, что позволяет создать цифровую производственную платформу. Организационные моменты по взаимодействию у собственников бизнеса отнимают много времени сил, а система позволяет быстро оформить и разместить заказ, заключить договор.
«В рамках платформы у нас имеется собственный платежный слой, банковские лицензии, которые позволяют нам работать в этой среде. Система заключает контракт в течение двух минут вместо нескольких месяцев. Это позволяет привлекать совершенно новый класс потребителей со всего мира, которых невозможно встретить оффлайн. Это позволит масштабировать бизнес и привлекать клиентов и потребителей из разных стран», подчеркнул Олег Пономарёв.
Юлия БородинаВ Хабаровском крае Корпорация МСП провела встречу с предпринимательским сообществом, чтобы подробно рассказать о существующих мерах поддержки. Хотя информация такого рода вполне доступна в сети, но живые встречи оказались востребованы максимально – многие представители МСП не доверяют сведениям в интернете, и приходят очные мероприятия, чтобы из первых рук узнать о возможностях поддержки, на которые могут претендовать.
Заместитель генерального директора Корпорации МСП Алексей Журавлев, рассказал хабаровским бизнесменам о том, как получить кредит под поручительство при нехватке залога, о доступных программах льготного лизинга оборудования, как найти партнеров и новые рынки сбыта продукции, как действовать при нарушении прав и многое другое. В мероприятии участвовали представители правительства края, региональной инфраструктуры поддержки бизнеса, МСП Банка.
Алексей Журавлев, заместитель генерального директора Корпорации МСП, фото: EastRussia
Малый и средний бизнес Хабаровского края уже пользуется некоторыми мерами поддержки МСП. Так в 2022 году предприниматели региона получили более 10,1 млрд рублей при помощи поручительств участников Национальной гарантийной системы (НГС), оператором которой является Корпорация МСП. Помощь предоставили 465 компаниям. По программе стимулирования кредитования (ПСК) в 2022 году предприниматели региона получили более 3,4 млрд рублей.
По стартовавшей в августе прошлого года программе льготного инвесткредитования (ПСК+1764) шесть компаний получили на новые инвестиционные проекты долгосрочное финансирование на 400 млн рублей.
Кроме того, в 2022 году более 2,4 тыс. малых и средних компаний Хабаровского края стали поставщиками крупнейших заказчиков, с которыми были заключены договоры на 40,7 млрд рублей (предприниматели могут стать поставщиками крупных компаний с госучастием, которые обязаны совершать у малого и среднего бизнеса не менее 25% закупок от общего объема). В этом году уже более 1,1 тыс. МСП-поставщиков региона заключили договоры с крупными госкомпаниями на 8,4 млрд рублей. Палитра мер поддержки МСП достаточно обширна, вот некоторые из позиций.
Программа «ПСК» (программа стимулирования кредитования) – сумма кредита до двух млрд рублей. Ставка 12% для микробизнеса, 11,5% для малых предприятий, 10,5% для средних. Кредит доступен для инвестиционных, оборотных целей, на рефинансирование ранее полученных кредитов и на развитие предпринимательской деятельности. В программе участвуют 50 банков.
Программа «1764» (названа по номеру постановления правительства РФ) – 100 банков, участвующих в программе, выдают предпринимателям кредиты по льготной ставке, а государство компенсирует кредитным организациям недополученную прибыль. Сумма кредита – от 0,5 млн до 2 млрд рублей. Ставка составляет 10,25% для МСП и микропредприятий. Кредит доступен для инвестиционных, оборотных целей, на рефинансирование ранее полученных кредитов и на развитие предпринимательской деятельности.
Программа льготных инвесткредитов для МСП под 2,5% (для средних) и 4% (для микро- и малых) годовых (совмещение программы субсидирования «1764» с «ПСК») – для приоритетных отраслей (обрабатывающее производство, логистика, гостиничный бизнес, деятельность профессиональная, научная и техническая). Сумма кредита – от 50 мл до 2 млрд рублей на инвестиционные цели.
Кредит для инновационных высокотехнологичных компаний МСП на инвестиционные цели и на пополнение оборотных средств. Сумма – до 500 млн рублей. Ставка – 3% годовых. Срок – до 3 лет. Предприятие должно соответствовать критериям: работать не менее трех лет, иметь годовой объем выручки более 100 млн рублей, темп роста выручки за три предыдущие года не менее 12%, создание или использование высоких технологий, наличие результатов интеллектуальной деятельности. Кредит можно использовать на приобретение, реконструкцию, модернизацию, ремонт основных средств; строительство зданий и сооружений производственного назначения, а также зданий для осуществления торговой деятельности и жилых помещений, не предназначенных для личного пользования.
«Зонтичный» механизм – в соответствии с нацпроектом «Малое и среднее предпринимательство» при недостаточности залогового обеспечения для получения кредитов предпринимателям доступны механизмы гарантийной поддержки. Это упрощенный способ получить кредит, если у предпринимателя не хватает залога для получения финансирования. Это гарантия Корпорации МСП перед банком, что обязательства предпринимателя по кредиту будут выполнены. Поручительство предоставляется предпринимателю бесплатно, комиссию оплачивает банк. Сумма поручительства – до 1 млрд рублей. Гарантийное покрытие — до 50% от суммы кредита. Срок кредита – не более 180 месяцев. Кредит можно получить на инвестиционные цели, пополнение оборотных средств, развитие бизнеса, рефинансирование кредита. Участвуют 15 банков.
изображение: корпорация МСП
Льготный лизинг оборудования – программа льготного лизинга оборудования реализуется Корпорацией МСП через дочернюю компанию «МСП Лизинг» в рамках Нацпроекта по поддержке малого и среднего предпринимательства.
изображение: корпорация МСП
По программе «Приоритет+» льготная процентная ставка 6% годовых – для российского оборудования и 8% годовых — для иностранного. Сумма финансирования – до 50 млн рублей. Первоначальный взнос — от 0% стоимости оборудования при наличии поручительства РГО. В остальных случаях – от 10%. Срок лизингового договора составляет от 13 до 84 месяцев. По программе «Приоритет» получатели: микро-, малый, средний бизнес. Единая ставка независимо от страны происхождения оборудования – 12%. Сфера применения оборудования: туризм, медицина, наука, спорт, обрабатывающие производства.
Как отметил министр экономического развития края Виктор Калашников, на встрече есть возможность выяснить, какие меры в Хабаровском крае пользуются меньшим успехом и почему так происходит. На этот вопрос в своем выступлении ответил заместитель гендиректора корпорации МСП Алексей Журавлев. По его словам, не все меры поддержки бизнеса «выстреливают» в Хабаровском крае.
«На Дальнем Востоке льготные программы хорошо действуют в таких отраслях, как туризм, промышленность, переработка, сельское хозяйство, высокие технологии и ИТ. Отдельно хочу отметить высокотехнологичные компании – они имеют возможность получить кредиты с поддержкой корпорации МСП до 100 млн рублей на три года со ставкой 3% – это уникальное предложение на рынке, наверное, больше ничего подобного нет. Но, к сожалению, ни в прошлом, ни в этом годах в Хабаровском крае такие льготные кредиты не выдавались. Это говорит о том, что компании не соответствует ни одному из критериев».
В то же время Журавлев говорит о том, что прошлый год, сложный в экономическом плане, бизнес Хабаровского края прошел достойно – прогнозы о серьезной просадке не оправдались, в том числе благодаря предпринимаем мерам поддержки. Он отметил, что треть занятых в экономике хабаровского края – это субъекты МСП. В 2023 году количество предпринимателей в Хабаровске увеличилось на 23% по сравнению с прошлым годом и составило 96 800.
Уполномоченный по защите прав предпринимателей Хабаровского края Олег Герасимов обратил внимание на существующую проблему – корпорация МСП предлагает слишком большие деньги – 50 млн рублей под «интересный» процент, но для большинства предприятий региона это слишком высокий порог, многим столько не нужно.
«Микробизнесу нужно зачастую в районе 300 тыс. рублей. В своей работе я не встречал микробизнес, который способен взять кредит 50 млн рублей и вернуть его, да и вообще нуждается в таком кредите. У нас средних предприятий в Хабаровском крае 108 по реестру. Мы все-таки должны подумать о том, как помочь микробизнесу. А самозанятые сказали, им вообще тысяч по 50 надо, не больше. Чтобы корпорация действительно стала популярной, востребованной и изменила ситуацию на Дальнем Востоке, нужны другие условия», – уверен бизнес омбудсмен.
изображение: корпорация МСП
На это Журавлев ответил: «Когда вы говорите, что хочется получить 300 тыс. рублей под 3% – это нереально с точки зрения экономики и с точки зрения стоимости денег. В логике правительства Российской Федерации бюджеты предусмотрены на выделяемые как раз для малых чеков, для того, чтобы предприниматель мог идти в свой объем и получить там эту поддержку».
Директор хабаровской клиники микрохирургии Анастасия Коршунова поддержала регионального уполномоченного по правам предпринимателей Олега Герасимова в части нуждаемости микропредприятий в небольших заемных средствах.
«Именно микропредприятия вроде нас вот нуждаются в таком льготном кредитовании небольшого объема – не более 50 млн рублей. Нас устроит и до 50 млн на срок до пяти лет. И чем меньше процент, тем лучше. Льготный лизинг нас тоже интересует. В целом, полезную информацию с этой встречи мы для себя почерпнули – интернете слишком много информации, просто теряешься. А тут и информацию можно найти, и личные вопросы решить, и контактами обменяться», – добавила она.
На бизнес-встрече было отмечено, что предпринимателям удобнее всего искать для себя информацию о мерах поддержки на бесплатной цифровой платформе МСП.рф Ее удобство в том, что она предоставляет онлайн доступ к федеральным и региональным мерам поддержки. Тут можно найти государственные услуги, бизнес-сервисы, программы по обучению и статистику – все для старта и развития своего дела. Здесь также доступен сервис «360», где можно подать жалобу, сообщить о нарушении своих прав при проверках и получении поддержки.
В Хабаровском крае в рамках оптимизации клиентского пути инвестора планируют на 40% сократить сроки процедур получения земли в аренду, подключения к сетям электро- и газоснабжения, а также доступа к дорожной инфраструктуре. По ряду параметров срок получения документов уменьшится на 100 дней.
В представленном Национальным рейтинговым агентством (НРА) рейтинге оценки инвестиционной привлекательности регионов России за 2022 год Хабаровский край смог подняться на 11 позиций до 21 места, войдя в группу субъектов с высокой инвестиционной привлекательностью. Регион значительно улучшил свою позицию за счет развития институциональной среды и инфраструктуры, однако по ряду параметров есть серьёзные просадки, особенно в части подключения к сетям и по земельным вопросам.
Хабаровский край внедряет новый инвестиционный стандарт и выявленные слабые места были проанализированы в диалоге инвесторов, представителей ресурсоснабжающих организаций, деловых объединений и органов власти. При помощи такого инструмента как картирование были оценены результаты текущей деятельности, визуализированы и плюсы, и недостатки системы взаимодействия.
Для облегчения работы инвесторов разработаны 11 алгоритмов. Они как раз фиксируют прохождение всех необходимых процедур в процессе подключения к газовым и электрическим сетям, получения земельного участка в аренду на торгах и без них, обеспечения доступа к дорожной инфраструктуре.
Как рассказала первый зампред правительства Хабаровского края Мария Авилова, работа по картированию позволила отсечь все лишнее и сократить сроки.
«Процедура подключения к электросетям сократилась на рекордные 113 дней – со 175 до 62 дней при проведении проектно-изыскательских работ, и в два раза – с 16 до восьми рабочих дней – при рассмотрении заявки и заключении договора. Сроки технического присоединения к сетям газораспределения уменьшились на 87 календарных дней при проведении проектно-изыскательских работ и на 14 дней при рассмотрении заявки и заключении договора. Почти вдвое сократились сроки получения земельного участка на торгах – до 107 календарных дней. 80 дней сэкономили инвестору в ходе картирования процедуры обеспечения доступа к дорожной инфраструктуре», – сообщила она.
Эксперты регионального Агентства привлечения инвестиций и развития инноваций (АПИРИ) разработали свои механизмы помощи инвесторам. «Зеленая папка для инвестора» гарантирует, что процесс выдачи разрешений будет ускорен на срок от восьми до 14 дней, а оформление документов возьмет на себя АПИРИ. Механизм «Заинтересованные сетедержатели» максимально упростит инвестору проведение проектно-изыскательских работ на срок от 87 до 113 дней.
Директор АО «Хабаровская горэлектросеть» Ирина Максимова отметила, что в процессе картирования в компании был выявлен ряд проблем.
«У нас уходит много времени на нахождение технических решений, у нас нехватка рабочего персонала, опытных сотрудников, выявлены несовершенства законодательства. Нет типовых проектов – для каждого разрабатывается свой план и поэтому уходит много времени. Вместе с АПИРИ разработали “Зеленую карту инвестора”, по которой мы планируем сократить сроки подключения к электросетям хотя бы на 78 дней с 200 дней. Основная проблема – в затягивании сроков получения разрешительной документации. Срок в 300-400 дней был неприемлем для инвестора», – рассказала она.
Председатель межрегионального отделения «Деловой России» по Хабаровскому краю и ЕАО Денис Грось, работавший в составе группы по оптимизации сроков техприсоединения газоиспользующего оборудования и объектов капстроительства к сетям газораспределения, сообщил, что сроки могут быть сокращены вдвое – до восьми рабочих дней по выдаче договора, на 30% может быть сокращены сроки на этапе проектирования.
«АПИРИ включается в процесс ускоряет процедуру сбора исходных документов для заключения договора. По итогам работы расшили "узкие места" в каждом процессе, исследовали причины потерь, в первую очередь временных», – уточнил он.
Как подчеркнула зампред Мария Авилова, проведенная работа по картированию стала важным шагом выстраивания коммуникаций по взаимодействию инвесторов со всеми заинтересованными сторонами.
«Потенциал и возможности для сокращения, оптимизации сроков для выстраивания сквозного пути инвестора в Хабаровском крае есть. Результатом сегодняшней работы станет переутверждение всех алгоритмов действий, свода инвестиционных правил. За основу возьмем то количество дней, которое сегодня было заложено, однако продолжаем работу по усовершенствованию. Предлагаю пропустить первых инвесторов по новым алгоритмам и посмотреть, где еще есть сложности и недоработки, чтобы оптимизированные сроки осуществились на практике», – подытожила она.
Вопросы вне компетенции региона, в части изменения федерального законодательства, будут направлены для решения в Минэкономразвития России.
Реализация первого этапа программы квоты под киль, начавшегося в 2017 году, обнажила целый ряд проблем, с которыми столкнулись отечественные верфи. Это привело к систематическому переносу сдачи флота. Из 105 кораблей (64 рыболовных и 41 краболовных) к настоящему времени сдано 27 (16 рыболовных и 11 краболовных). Период постройки увеличен – с пяти до семи лет – по 57 промысловым судам. Однако увеличение сроков строительства – это лишь одна из необходимых мер. Судостроителям, которые находятся в непростом экономическом положении, сегодня нужна дополнительная господдержка.
Сроки давно горят
Увеличение предельных сроков строительства флота под квоты – логичный шаг, комментирует президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) Герман Зверев. Задержки в постройке составляют минимум полгода. Ситуацию усугубили санкции, которые в ряде случаев потребовали полного или частичного перепроектирования уже законтрактованных судов, поиска альтернативных поставщиков комплектующих.
Вместе с тем есть случаи, когда заказчики уже отказываются от контрактов. Так, на «Верфи братьев Нобель» в Рыбинске (входит в концерн «Калашников») в свое время был размещен заказ на постройку трех среднетоннажных промысловых судов для камчатского ООО «РПЗ "Сокра"». «Сейчас у рыбоперерабатывающей компании поменялся собственник, и, насколько знаю, он эти проекты реализовывать не планирует», – сообщил министр рыбного хозяйства Камчатского края Андрей Здетоветский.
Возникли проблемы у «Северной верфи» (входит в ОСК) по строительству четырех морозильных траулеров-процессоров проекта 170701 для группы «Норебо». Эти суда предназначались для лова минтая и сельди в Охотском и Беринговом морях.
В настоящий момент происходит юридическое расторжение договорных обязательств, уточнил директор департамента гражданского судостроения АО «ОСК» Алексей Надыршин. По его словам, в отведенные сроки, оговариваемые контрактом, реализовать данные суда оказалось невозможно, рыбопромышленник решил выйти из этого проекта и рассматривает создание траулеров в рамках второго этапа инвестквот. Впрочем, в Росрыболовстве проинформировали, что официального извещения о расторжении договора к ним еще не поступало.
В то же время имеется прецедент, когда крупный заказчик берет на себя постройку флота. На Камчатке таким путем пошел Рыболовецкий колхоз им. Ленина. Подконтрольное ему ООО «НПЦ “Торсиотест”» в Петропавловске-Камчатском намерено выпустить шесть малых рыболовных сейнеров типа «Нельма» (МРС-150) проекта 04130. Два из них на сегодняшний день рыбаки получили.
«Предприятие планирует сдать суда вовремя, потому что строит само», – пояснил Андрей Здетоветский.
Флот растет в цене
Действительно, прекращение деловых связей с западными поставщиками судового комплектующего стало серьезным вызовом для российских судостроителей.
«Там, где должны были получить из недружественных стран силовое и рыбоперерабатывающее оборудование, происходит замена на альтернативное, в том числе из дружественных государств. Идет [взаимодействие] с нашими машиностроителями по выпуску двигателей, они пытаются подойти к этому снаряду. Мы понимаем, это долго, и они информируют нас, что это долго и нет необходимых мощностей. Пока ставим силовые установки иностранные», – рассказал президент Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота Алексей Осинцев.
На ход исполнения заказов влияет также непростое финансово-экономическое положение верфей. Тем более проекты промысловых судов сильно подорожали. «На момент заключения [контрактов по строительству] они были недешевы – 120-150% от мировой цены, – обращает внимание замглавы Росрыболовства Василий Соколов. – То, что не сразу стали строиться, а с большим лагом, привело к тому, что сейчас это другие цены». К сведению, средняя стоимость краболова, по данным ВАРПЭ, составляет 1,5-1,8 млрд руб.
В проблемах с реализацией заказов дальневосточные предприятия не стали исключением. Так, на Находкинском судоремонтном заводе (НСРЗ) в высокой степени готовности – свыше 90% – находятся два краболова, хотя работа по их завершению затормозилась (предполагается, что они все же будут переданы рыбакам в третьем квартале этого года).
Ранее в ВАРПЭ сообщали, что была остановлена программа возмещения затрат на строительство краболовных судов на верфях ДФО. Помимо этого, дальневосточные судостроители должны были получить дополнительную господдержку, которая не доведена в полном объеме.
«Вышло постановление, как поднять производство на Дальнем Востоке. На первичном этапе оно было обеспечено средствами, потому что не было большого объема сданных судов. Дальше возникла некая пауза: то есть суда стали сдаваться, а финансирование обеспечено не было», – свидетельствует директор департамента регулирования в сфере рыбного хозяйства и аквакультуры Минсельхоза РФ Евгений Кац.
Судостроителям доплатят
К ситуации подключилась прокуратура, у которой возникли вопросы с финансированием и ценообразованием по программе инвестквот. «Еще в прошлом году мы провели комплексную проверку по Объединенной судостроительной корпорации. Непосредственно отметили, что изначально стоимость кораблей была не проработана, принималась абы как, не сработали ни внутризаводские системы контроля за ценообразованием на суда, ни корпоративные: все проекты являлись крупными сделками, проходили через ОСК», – рассказал представитель Генпрокуратуры РФ Артем Синявский, добавив, что по НСРЗ, который не входит в Объединенную судостроительную корпорацию, вопрос будет изучен отдельно.
Под проверку попадут и разработчики судового оборудования, которым государство выделяет деньги по линии НИОКР. «Посмотрим, кто отстает. Нужно обеспечить дисциплину не только судостроителей, но и производителей агрегатов и силовых установок», – заявил Артем Синявский.
Тем временем Центр технологии судостроения и судоремонта провел экспертизу по состоянию дел при строительстве промыслового флота. Определена сумма в 21,5 млрд руб. для дофинансирования верфей, которая должна быть обеспечена по линии Минсельхоза и Минпромторга.
Средства будут выделяться в течение 2024-2027 годов, уточнили в Министерстве промышленности и торговли, причем первые 9,2 млрд руб. – в этом.
«Минпромторг 4,6 млрд руб. уже изыскал, правовой акт подготовил, внес в правительство, сейчас ожидается его выпуск. Ориентировочный срок доведения средств – к октябрю. Оставшиеся 4,6 млрд будут доведены к концу ноября-началу декабря», – сообщил замдиректора департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга РФ Микаил Ибрагимов.
Также утвержден размер льгот по дальневосточным предприятиям. У верфей региона определена потребность в 6,4 млрд руб., из которых 3,2 млрд руб. выделено. По оставшейся сумме решение в настоящий момент согласовывается с Минфином. Доведение финансирования до судостроителей ожидается в ближайшие два-три месяца, пообещал Микаил Ибрагимов.
По итогам 2024 года отечественные производители намерены передать рыбакам 19 судов, из которых на сегодняшний момент сдано семь. В Минпромторге заверили, что рисков по сдаче этого флота не видят.
Однако процесс исполнения заказов рыбаков зачастую непрозрачный, указывает Андрей Здетоветский, и перенос сроков постройки влияет на бизнес промысловиков. «Увеличение ключевой ставки и сегодняшняя задержка производства [флота] все более и более сложно отражаются на финансово-экономической стабильности [рыболовецких] предприятий», – подчеркивает министр рыбного хозяйства Камчатки.
В регионах ДФО планируется увеличить объем добычи золота благодаря реализации новых проектов. Также предполагается увеличение мощности некоторых действующих предприятий. На фоне нестабильной ситуации на алмазном рынке «АЛРОСА» рассчитывает увеличить инвестиции в золотодобычу и рассматривает приобретение новых активов. Тем не менее компания не отказывается от планов по увеличению добычи алмазов, в частности благодаря восстановлению добычи на трубке «Мир». Также ожидается развитие проектов по производству олова, планируется восстановление добычи бериллиевых руд.
Золото
Рост золотодобычи на Дальнем Востоке продолжается в Якутии – в первом полугодии текущего года в республике добыто 17 тонн, что на 9,7% больше, чем за аналогичный период 2023 г. В частности, в регионе холдинг «Селигдар» (в лице ГРК «Нижнеякокитский») продолжает строительство золотоизвлекательной фабрики на производственном комплексе «Хвойный» (Алданский район). К настоящему времени монтаж металлоконструкций фабрики выполнен более чем на 35%, построен ряд объектов вспомогательной хозяйственной инфраструктуры. Запуск фабрики на Хвойном месторождении намечен на 2025 г. Ее мощность должна составить 3 млн тонн руды с производством 2,5 тонн золота в год. Балансовые запасы Хвойного составляют 16 810 кг золота (категории С1+С2).
Кроме того, в «Селигдаре» сообщали об увеличении объема планируемых инвестиций в более крупный проект по освоению месторождения Кючус (Усть-Янский и Верхоянский районы, второе по величине месторождение золота в Якутии после Нежданинского) с балансовыми запасами 175,3 тонны золота. Рост инвестиций составляет как минимум 20%, до 50 млрд рублей к 2030 г. Производительность ГОКа на месторождении должна составить 10 тонн золота ежегодно. Проектирование ГОКа началось в прошлом году, завершение его строительства намечено на 2028 г., а выход на проектную мощность – на 2030 г. «Селигдар» все еще рассчитывает на получение налоговых преференций для проекта (пока таких решений не было принято, Кючусский кластер не входит в ТОР).
В Алданском районе холдинг также открыл золоторудное месторождение Рябчик с утвержденными запасами 4 604 кг золота и 7 996 кг серебра (категории С1+ С2). С помощью освоения Рябчика «Селигдар» намерен увеличить ресурсную базу производственного комплекса «Рябиновый».
Nordgold между тем планирует в 2026 г. приступить к освоению небольшого золоторудного месторождения Врезанное в Олёкминском районе (лицензия у ООО «Рудник Таборный»). Максимальная проектная мощность карьера на месторождении должна составить 2,6 млн тонн руды в год. Строительство предполагается осуществлять в 2024-25 гг. Балансовые запасы Врезанного составляют 2,6 тонны золота (С1+С2), забалансовые – 6,4 тонны. Напомним, что разработку более крупного Таборного месторождения, входящего в кластер Гросс, Nordgold осуществляет с 2002 г.
В свою очередь АО «ГРК «Западная»[1] рассчитывает на 43% увеличить мощность золотоизвлекательной фабрики на месторождении Бадран в Оймяконском районе – с текущих 140 тыс. тонн до 200 тыс. тонн в год. ЗИФ будет перерабатывать упорные сульфидные руды. Ежегодный объем производства золота составит 1 330 кг. Запасы Бадрана оцениваются в 388,793 тыс. унций.
В Чукотском АО в январе-мае произведено 7,8 тонн золота, что на 5% больше, чем за аналогичный период 2023 г. Добычу вели АО «Чукотская горно-геологическая компания», ООО «Рудник Валунистый», АО «Базовые металлы» (активы Highland Gold), ОАО «Рудник Каральвеем» (УК «Золотые проекты»), ООО ЗК «Майское» («Мангазея Майнинг»). Предприятия Highland Gold обеспечили 70% от всей добычи драгметалла в регионе за отчетный период. Известно также, что на Майском месторождении получено 1 707 кг золота, а на Каральвеемском месторождении – 608 кг драгметалла.
Напротив, производство серебра за отчетный период на Чукотке снизилось – на 7% относительно аналогичного периода 2023 г., до 39,4 тонн. Серебро выпускают «Чукотская горно-геологическая компания», «Рудник Валунистый», «Северное золото», «Базовые металлы» (Highland Gold) и «Рудник Каральвеем».
Объем добычи золота в Амурской области в январе-мае 2024 г. составил 5 031,2 кг, что соответствует уровню добычи за аналогичный период прошлого года. Произведено 4 469,1 кг рудного золота и 562,1 кг россыпного. Основной объем за отчетный период выпустили предприятия группы компаний «Атлас Майнинг» (УГМК). На Маломырском руднике было произведено 1 567 кг золота, на Покровском руднике – 1 422 кг, на Албынском руднике – 233 кг драгметалла, а ООО «ТЭМИ» выпустило 358 кг золота.
В свою очередь результат ООО «Березитовый рудник» (Nordgold) составил 349,1 кг золота. АО «Прииск Соловьёвский» получило 540 кг рудного и 303 кг россыпного золота. На россыпях ООО «Маристый» добыло около 70 кг, ООО «Хэргу» - порядка 31 кг.
Инвестиции в золотодобывающие проекты в Забайкальском крае намерена увеличить группа Highland Gold В.Свиблова. Так, ООО «Талатуйское»[2] рассчитывает в 2024-42 гг. разрабатывать Талатуйское месторождение (Тунгокоченский муниципальный округ), построив золотоизвлекательную фабрику мощностью 200 тыс. тонн золота в год и инвестировав 18,5 млрд рублей. Первое золото с этого месторождения было получено в 2022 г. В свою очередь ООО «Любавинское» будет осваивать Любавинское месторождение (Кыринский район), в том числе построив установку кучного выщелачивания мощностью 1,2 млн тонн руды в год. Объем инвестиций в этот проект оценивается в 5,8 млрд рублей.
Тем временем ООО «Промышленные инвестиции»[3] в 2024-27 гг. планирует вложить 106 млрд рублей в строительство комбината по переработке 15 млн тонн руды в год на базе Лугоканского медно-золотого месторождения с балансовыми запасами 124 тонны золота, 604 тыс. тонн меди и 1,5 тыс. тонн серебра. АО «Ново-Широкинский рудник» инвестирует 16,2 млрд рублей в освоение золотосеребряного месторождения Серебряное и строительство на его базе перерабатывающих мощностей на 3 млн тонн руды в год. Суммарные балансовые запасы Серебряного составляют 40,8 тонн золота и 596,6 тонн серебра.
Между тем добытчики россыпного золота опасаются ужесточения экологического контроля в данной сфере. Союз старателей России (председатель - В.Таракановский) в июне предложил федеральному правительству отменить изменения в проекте постановления о федеральном государственном геологическом контроле, предусматривающем досрочное прекращение пользования недрами. Проект предполагает, что уже однократное несоблюдение условий лицензии станет основанием для досрочного ее прекращения. В случае принятия постановление правительства должно вступить в силу с 1 марта 2025 г.
В Союзе старателей видят в ограничениях риски полного запрета россыпной добычи золота, указывая, что такая деятельность не предполагает применения химических реагентов, предусматривает возведение водоудерживающих и ограждающих дамб, фильтрующих водоотстойников и руслоотводных канав.
В РФ по состоянию на 2023 г. более 2,8 тыс. компаний осуществляли пользование недрами на основании более 7,5 тыс. лицензий на россыпное золото, из них 75% находятся на Дальнем Востоке. Размер материального вреда, причиненного окружающей среде в период 2020-23 гг., Росприроднадзор оценивает в более чем 1,5 млрд рублей. В правительстве мотивируют необходимость ужесточения контроля тем, что вне зависимости от способа разработки россыпного месторождения (открытый или дражный) проводится вырубка лесов, нарушаются обширные земельные участки, изменяются русла рек и скорость их течения, нарушаются гидрогеологические характеристики, изменяется береговая линия, что в итоге несет риск уничтожения водных объектов.
Алмазы
В сфере добычи алмазов АК «АЛРОСА» в июне получила положительное заключение Главгосэкспертизы по проектной документации и результатам инженерных изысканий строящегося рудника «Мир-Глубокий» на кимберлитовой трубке «Мир» в Мирнинском районе Якутии. Компания планирует доработать основные решения в 2025 г., а в 2034 г. получить на объекте первую руду. Запланированная производительность рудника составляет 5,6 млн карат в год. Инвестиции «АЛРОСА» в строительство оцениваются в 1,8-2 млн долларов.
Запасы трубки «Мир» составляют 30-42 млн тонн руды с высоким содержанием алмазов. Общий объем запасов предварительно оценивается в 200 млн карат. Напомним, что добыча на месторождении осуществлялась с 2009 г., но работы были остановлены в 2017 г.[4] после крупной аварии, в результате которой погибли восемь работников предприятия. Убытки «АЛРОСА» в связи с затоплением старого рудника[5] составили более 16 млрд рублей.
По итогам первого квартала текущего года чистая прибыль «АЛРОСА» по РСБУ снизилась на 8,2% относительно аналогичного периода прошлого года, составив 20,46 млрд рублей. Выручка за отчетный период выросла на 32,2%, до 99,6 млрд рублей. Общий долг «АЛРОСА» в первом квартале увеличился на 6%, до 158,9 млрд рублей. Из-за санкций компания не раскрывает структуру продаж. Известно, что экспорт необработанных алмазов из РФ по итогам прошлого года снизился на 12%, до 32,4 млн карат[6], стоимость поставок сократилась на 7,7%, до 3,7 млрд долларов. «АЛРОСА» находится под санкциями США с 2022 г., под санкциями ЕС – с января 2024 г. (с марта в страны ЕС не поставляются российские алмазы, обработанные в третьих странах). При этом в соответствии с принятыми в июне уточнениями, ограничения не распространяются на российские алмазы, которые были вывезены за пределы страны до введения соответствующего пакета санкций.
Олово и бериллий
Что касается добычи олова, то ПАО «Русолово» (ПАО «Селигдар») в текущем году рассчитывает начать добычу олова и золота на месторождении Млелювеем в Чукотском АО (Чаунский район). План добычи на 2024-25 гг. составляет 257,5 кг золота и 57,9 тонн олова. Балансовые и забалансовые запасы олова по категории С1 на месторождении учтены в количестве 74 тонн. Прогнозные ресурсы россыпного олова оцениваются в 677 тонн. Балансовые и забалансовые запасы золота (по категории С1) составляют 920 кг.
Также в Чаунском районе «Русолово» готовится к освоению крупного месторождения олова Пыркакайские штокверки (в 85 км от города и порта Певек)[7]. Его балансовые запасы составляют 243,4 тыс. тонн олова и 16 тыс. тонн триоксида вольфрама. Строительные работы на месторождении запланированы на 2025-26 гг. Выход на проектную мощность намечен на 2030 г.
При этом у «Селигдара» возникли проблемы, связанные как с санкциями США, так и с уголовным преследованием его учредителей и руководителей. В июне были задержаны и заключены под домашний арест совладельцы контролирующей «Селигдар» инвестиционной группы «Русские фонды» С.Васильев и К.Бейрит (они подозреваются в хищении средств негосударственных пенсионных фондов «Урал ФД» и «Первый национальный пенсионный»). На минувшей неделе К.Бейрита на посту президента холдинга сменил председатель совета директоров А.Хрущ. Также в июне Минфин США ввел санкции в отношении «Селигдара» и подконтрольных ему компаний.
В июне министерство природных ресурсов и экологии РФ внесло в список «спящих» лицензий крупное Гаринское месторождение железных руд в Амурской области (Мазановский район), эксплуатантом которого является ООО «ГГМК» (ООО «Гаринский ГОК», входит в IRC Ltd). Основной проблемой для реализации проекта освоения Гаринского месторождения является создание транспортной инфраструктуры – железной дороги «Шимановская – Гарь» протяженностью 148 км, которая должна связать месторождение с Транссибирской магистралью. В 2018 г. строительство железной дороги оценивалось в 15,8 млрд рублей. Еще в 2019 в IRC заявляли о заморозке работ по проекту, поскольку рассчитывали, что инфраструктурные затраты возьмет на себя правительство РФ. В проект компания намеревалась инвестировать 10,7 млрд рублей. Ресурсы Гаринского месторождения составляют 259,5 млн тонн руды (89,9 млн тонн железа).
Кроме того, границы ТОР «Бурятия» планируется расширить для возобновления выпуска бериллиевой продукции[8] на месторождении флюорит-бериллиевых руд Ермаковское (Кижингинский район). Лицензия принадлежит ООО «Ермаковское», в марте текущего года приобретенному Highland Gold Mining В.Свиблова у Foxra Holdings LTD и Rebra Investments LTD (подконтрольны ГК «Метрополь» М.Слипенчука). Месторождение планируется осваивать в 2024-34 гг. Объем капиталовложений оценивается в 6,4 млрд рублей (без учета НДС). На 1 января 2013 г. остаточные балансовые запасы Ермаковского месторождения (по категориям С1+С2) составляли 1 394 тыс. тонн руды. На сегодняшний день бериллиевым производством в мире располагают США (основной производитель с долей около 70%), Казахстан и КНР. Российский импорт бериллия составляет порядка 40 тонн в год (включая сплавы и изделия). Производство бериллия в РФ отсутствует с 1989 г.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Ранее компания была зарегистрирована на Британских Виргинских островах, в настоящее время зарегистрирована в специальном административном районе на острове Русский в Приморском крае. Состав акционеров не раскрывается. Компанию связывают с бывшим депутатом Народного Хурала Бурятии В.Назаровым (является ее генеральным директором).
[2] Ранее – ООО «Дарасунский рудник».
[3] 90% принадлежат кипрской компании Foxra Holdings, 10% - у С.Лучицкого (менеджер Highland Gold). Foxra Holdings участвовала в управлении активами Озерного ГОКа В.Свиблова в Бурятии.
[4] По итогам 2016 г. на «Мире» было добыто 3,19 млн карат алмазов.
[5] В руднике из-за прорвавшейся воды из расположенного наверху отработанного карьера были полностью разрушены горные выработки и горно-шахтное оборудование, затоплены два горизонта.
[6] Основной покупатель российских алмазов, Индия, в 2023 г. снизила свой импорт (в целом) на 11%, до 128 млн карат.
[7] Лицензия принадлежит ООО «Территория».
[8] Используется в аэрокосмической промышленности, ядерной энергетике, лазерной и рентгенотехнике, для легирования сплавов.
В 2022 году в Китайской Народной Республике утверждена государственная программа повышения почвенного плодородия, разработанная Академией наук Китайской Народной Республики, которая предусматривает импорт торфа и продукции его переработки в объёме не менее 50 млн тонн ежегодно. Ассоциация производителей гуминовых кислот КНР и вовсе заявляет о потребности в два млрд тонн торфа в перспективе до 2030 года. Хабаровскому бизнесу есть, что предложить соседям, и короткое плечо доставки даёт ему преимущества перед конкурентами из Сибири и западных регионов России, но как раз транспортная составляющая не даёт отрасли возможности кратно увеличить добычу и поставки в КНР. Варианты решения проблемы обсудили участники делового сообщества «Опора России» на встрече с врио губернатора Хабаровского края Дмитрием Демешиным в конце июня.
Торф — удобрение, которое создаёт сама природа. Получается он в результате долгой ферментации мхов. Вещества, содержащиемся в нём, улучшает структуру земли, уменьшают содержание нитратов, снижают действие пестицидов, подавляют вредоносные бактерии и грибки, повышают кислотность. Входящие в состав гуминовые и аминокислоты улучшают развитие растительных культур, повышают их урожайность.
Интенсивное сельхозиспользование земель в КНР заставляет местных крестьян и фермеров идти на всяческие ухищрения, чтобы заставить почву работать. В соседней с Хабаровским крае провинции Хэйлунцзян, настоятельно рекомендовано возвращать на поля остатки соломы от предыдущего урожая. По данным открытых источников, примерно 20% плодородных почв в КНР имеют такую степень загрязнения, что практически непригодны для сельского хозяйства. Власти Поднебесной озадачились тем, чтобы спасти эти почвы — к 2030 году планируется уменьшить их долю с 19,4 до 5%. И тут российский торф очень кстати.
И в 2023-м, и в 2024 годах в Ленинградскую область приезжали представительные делегации китайских бизнесменов, чтобы обсудить возможные поставки торфа. Их выбор продиктован тем, что в регионе есть залежи, функционирующие торфопредприятия и логистический узел. В 2023 году местные предприятия добыли 224,88 тыс. тонн торфа, это примерно десятая часть общероссийской добычи.
В целом российские запасы торфа — одни из крупнейших в мире. По запасам и площади торфяных залежей, ценности и разновидности их ресурсов Россия не имеет себе равных в мире. Мировые запасы торфа оцениваются около 500 млрд т, из которых около 188 млрд т (более 37%) приходится на долю России. Распределены торфяные ресурсы нашей страны крайне неравномерно. Более 80% их расположены в Сибири, остальная часть — в Европейской части страны. Особенно много торфяных месторождений в Западной Сибири.
Однако, чем дальше от Китая, тем дороже становится логистика. И этот фактор играет на руку дальневосточным регионам.
В 40 млн тонн оцениваются залежи торфа в Вяземском и имени Лазо районах Хабаровского края. Есть и другие — на учете госбаланса стоят 75 месторождений с запасами 266,96 млн т. — но эти самые крупные с весьма удачным расположением в плане экспорта. Например, от села Бичевая (р-н имени Лазо), окружённого торфяниками, до ближайшего автомобильного погранперехода в Китай всего 250 километров. До Хабаровска — 150, до железнодорожной ветки расстояние ещё меньше. Только вот воспользоваться этим козырем не получится, всё как в присказке «Чисто было на бумаге…». Транспортной болью торфодобывающей и перерабатывающей индустрии региона поделился член «Опоры России», генеральный директор «Дальневосточной торфяной компании» («ДТК») Александр Тимофеев.
— Оттуда [из Бичевой] есть автомобильная дорога, асфальтированная, с грузоподъемностью в 8,5 тонн на ось, но при этом на этой дороге есть четыре моста, которые имеют общую грузоподъемность всего 10 тонн. Фактически по этим мостам далеко не каждый грузовик пройдет на сегодняшний день. Инвесторам, которые хотели вложиться в разработку, необходимо понимание, когда эти мосты могут быть приведены в нормативное состояние в соответствии с грузоподъёмностью дороги.
Кстати сказать, запуск производства на этих месторождениях позволит только по налогу на прибыль получить около 200 миллионов рублей ежегодно в течение 12−14 лет, — подчеркнул спикер, обращаясь к врио губернатора Хабаровского края на встрече актива «Опоры России» с врио губернатора Хабаровского края.
Получается, что ветхие мостовые переходы встали на пути развития перспективной отрасли, доходы от которой были бы отнюдь не лишними для региона. А ведь помимо налогов это и рабочие места, и плюсы в карму статистики промпроизводства.
Дмитрий Демешин, всего два месяца назад сменивший прокурорскую должность на губернаторскую, первым делом поинтересовался, в каком виде собираются торфяные экспортёры вывозить свой товар заграницу.
— Я, уж извините, как прокурор скажу: половину контрабандистов по лесу мы привлекаем к ответственности за то, что они необработанное сырьё гонят заграницу, но прописывают это продукцией с переделом.
Если вы будете инвестировать в добавленную стоимость, мы вас будем поддерживать.
В ходе дальнейшей беседы выяснилось, что торфопереработчик в крае пока один, и это как раз компания «ДТК». Экспортирует патентованную продукцию — удобрения в гранулах, с 2009-го года организация является резидентом Сколково.
Возможно, что других инвесторов отпугивает как раз состояние транспортной инфраструктуры — на сайте агентства привлечения инвестиций и развития Хабаровского края не первый месяц красуется предложение вложиться в добычу и переработку торфа в Вяземском районе. Необходимые инвестиции — 160 млн рублей окупаемость 3-5 лет (год назад было 72 млн при окупаемости за 2-2,5 года), внутренняя норма рентабельности более 30%, и это при условии поставок сельхозпроизводителям Вяземского же района, а если на экспорт…
— Касаемо дорог, тоже откровенно скажу, объекты жизнеобеспечения и населенные пункты для меня являются приоритетом, — подчеркнул Дмитрий Демешин в продолжении общения. — Но при этом всём, я задачу поставлю зампреду правительства по дорогам, чтобы она проработала этот вопрос, чтобы, по крайней мере, вам дали ответы. Но при этом при своём, моё мнение такое, что, если вы разбиваете дороги и собираетесь возить большие объёмы, участвуйте в том числе в их ремонте. Давайте подумаем, посчитаем этот момент.
– Инвесторы готовы! — заверил врио Александр Тимофеев.
— Вот отлично, давайте посчитаем, — ответствовал Дмитрий Демешин. — Мосты, например, сами сделаем, потому что это дорогостоящие объекты, а дороги, которые вы же разбивать будете делать вы.
Как рассказали EastRussia осведомлённые источники из автодорожной отрасли, укрепление однопролётного моста — так, чтобы он выдерживал большегрузы — обойдётся не меньше чем в 50 млн рублей. Мостов четыре, умножаем — получаем те самые 200 млн налогов, что сулят потенциальные торфоразработки в год. Похоже, что как минимум это препятствие с дороги, ведущей в светлое торфяное будущее Хабаровского края, будет убрано.
Есть у торфодобытчиков и другие головные боли: в соответствии с порядком определения товарной группы и с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, таможня относит их продукцию к сырьевой группе. И хотя, например, «ДТК» поставляет на экспорт продукт, который называется «гранулированное органоминеральное удобрение», платить сборы приходится с теми же коэффициентами, что и экспортёрам сырья. К тому же торф и любой продукт из торфа не попадает ни под одну программу стимулирования и квотирования логистики. Поэтому осенью прошлого года в ходе круглого стола в Госдуме бизнес предложил включить код товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности в программу государственного стимулирования экспорта или присвоить этой продукции другой код. Но это уже проблема федерального масштаба.
Шельф является одним из наиболее перспективных объектов для добычи нефти и природного газа. Но, пожалуй, основной проблемой, связанной с его разработкой, является отсутствие достаточного количества данных о геологической структуре этой территории. EastRussia разбиралась в причинах.
Будущее под водой
Ограниченность запасов углеводородного сырья на суше предопределяет поиск полезных ископаемых на континентальном шельфе. «Весь прирост запасов углеводородов за последние 5 лет обеспечен за счет открытия морских месторождений. Вспомним, это акватория Персидского залива, это африканский шельф (Ангола, Мозамбик, ЮАР), это открытие два года тому назад восточного сектора Средиземного моря. В России абсолютно такая же ситуация, – рассказывает генеральный директор ФГБУ «ВНИИОкеангеология» Борис Шумский. – Наверное, это наше будущее, и этим предстоит заниматься».
Справка:
Согласно данным ФГБУ «ВНИИОкеангеология», в России действует 151 лицензия на углеводородное сырье в границах акватории, в том числе 124 относится непосредственно к шельфу, 27 – к транзитной зоне. Основная доля лицензионных участков – 58% – связана с разведкой и добычей (совмещенные лицензии), 28% – с эксплуатацией и 14% – с геологическим изучением. В числе главных лицензиатов – «Роснефть» (50 лицензий), «Газпром» (33), «Лукойл» (18) «Газпром нефть» (10), «Новатэк» (10).
Площадь континентального шельфа РФ превышает 6 млн кв. км. Примерно на 4,5 млн кв. км есть перспективы с точки зрения наличия запасов углеводородов. Однако значительная часть этой площади изучена слабо. «Естественно, наиболее высокая плотность изученности относится к лицензионным участкам», – уточнил Борис Шумский.
Ресурсная база континентального шельфа России оценивается в 19 млрд т нефти и 113 трлн куб. м газа. Но более 2/3 объема – это прогнозируемый ресурс с низкой степенью разведанности, проинформировал руководитель «ВНИИОкеангеология».
К настоящему времени лучше всего изучен шельф Карского, Баренцева, Печорского морей, слабее – океанических бассейнов восточной Арктики и Дальнего Востока. Хотя серьезные наработки достигнуты по Охотскому морю: еще в 1970-1980-х были открыты такие нефтегазовые месторождения, как Пильтун-Астохское, Одопту-море, Лунское, Чайво, Аркутун-Даги. В настоящее время они служат ресурсной базой проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2».
Геологической информации о недрах Охотского моря становится больше. В 2017 году на Аяшском лицензионном участке по результатам бурения и испытания поисково-оценочной скважины открыто месторождение нефти «Нептун» (является частью проекта «Сахалин-3»). Через несколько лет стало известно об открытии на том же участке месторождения «Тритон».
В разведку не идут
Все же основные достижения отрасли базируются на советском опыте, уточнил заместитель гендиректора по научной работе Института проблем нефти и газа (ИПНГ) Василий Богоявленский. Для изучения геологического строения акваторий морей той же арктической зоны Советский Союз направлял громадные средства, в том числе, заказывался специализированный флот, создавалось исследовательское оборудование. Со временем технологии позволили осуществлять разработку на шельфе, а страна, говорит представитель ИПНГ, вышла на лидирующие позиции, обогнав по освоению ресурсов США, Канаду, Норвегию (88% добычи нефти и газа в Арктике приходится на Россию).
До настоящего времени широко используются данные геологоразведки, накопленные при СССР. Но в постсоветский период объем поисковых работ постепенно стал сворачиваться, что может отразиться в недалеком будущем.
«Берем объем годового бурения – эксплуатационного и поисково-разведочного. Делим одно на другое. В советское время этот коэффициент был 1:5, то есть на пять эксплуатационных скважин бурилась одна поисково-разведочная. Сейчас на 35 эксплуатационных скважин приходится одна поисково-разведочная. В семь раз упали объемы геологоразведочных работ», – обеспокоен Василий Богоявленский.
В настоящее время по более чем половине лицензионных обязательств не проведено поисковое бурение в должном виде, подчеркнул он.
Все зависит от целевого финансирования, которое последнее десятилетие падает, свидетельствует Борис Шумский. Поисково-разведочные работы на континентальном шельфе в основном выполнялись за счет недропользователей, но они сильно сократили расходы: в 2014 году компании на эти цели направляли 114 млрд руб., а в 2023-м – 33 млрд (план на 2024-й еще меньше – 30 млрд руб.) Для сравнения, федеральный бюджет обычно выделяет 2-3 млрд руб. ежегодно.
Как следствие, страдает флот, оказывающий геолого-геофизические услуги на шельфе. В этом году ни одно научно-исследовательское судно не выйдет на поисковые работы, подчеркивает генеральный директор АО «МАГЭ» Алексей Казанин. В то же время ежегодное обслуживание одной единицы флота обходится в 200-300 млн руб.
Введенные санкции не дают возможности заработать на иностранных заказах, что усугубляет финансовое положение. В этой связи крайне важно поддержать отечественных специалистов и сохранить собственный спецфлот, иначе в будущем придется опираться только на возможности Китая, не исключает Алексей Казанин.
«Мы близки к критической точке невозврата, – в свою очередь предупреждает Василий Богоявленский. – Где она, точно не знаю, но практически половина судов [сейчас] в нерабочем состоянии».
Ситуация с поисковыми работами на шельфе отражает общую, далеко не радужную картину с воспроизводством минерально-сырьевой базы.
«У нас проблема по поисковой геологии, региональному заделу. В частности, Якутия считается богатейшим регионом по полезным ископаемым, по всем направлениям: и по твердым и по углеводородам. Но сегодня исследовано 16% территории. 84% не изучено: мы не знаем ни прогнозных ресурсов, не знаем результаты поисковой геологии, не представляем картину. Такая ситуация возникает в целом по РФ», – делает вывод сенатор, экс-глава Якутии Егор Борисов.
Проблема грозит технологической отсталостью. По словам Егора Борисова, больше 30 лет в Якутии не могут найти месторождения алмазов. «Это проблема технологий. Алмазы должны быть, потому что россыпные алмазы находят, а откуда они появились? Они всегда от коренных месторождений приходят, а коренные не можем найти», – привел пример сенатор.
Тяжелая проблема сохраняется с кадрами. В 1991 году в различных геологических службах работало порядка 300 тыс. человек, сейчас – в 11 раз меньше.
В поисках системного подхода
По мнению бывшего главы Якутии, для увеличения финансирования поисковых работ должен быть воссоздан фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы (такая структура действовала в 1990-х). В качестве аналогии он привел историю с дорожным фондом, который также ликвидировали в начале 2000-х. Усилиями депутатов и Министерства транспорта в 2011 году он был возрожден. Сейчас дорожный фонд эффективно работает как на региональном, так и на федеральном уровне, оценивает Егор Борисов.
В настоящее время налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) дает в госбюджет не менее 10 трлн руб. Как вариант, предлагает сенатор, направлять из этой суммы 1-1,5% в фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы. Таким образом, поступления ежегодно составляли бы 100-150 млрд руб., и этого по крайней мере хватило на восполнение регионального задела геологических исследований, считает он.
«Вся страна должна быть изучена по клеткам для того, чтобы потом пришел геолог и занимался в рамках прогнозных результатов по конкретным полезным ископаемым на конкретных площадках», – пояснил Егор Борисов.
Возрождать фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы нужно, на за счет каких источников, рассуждает Василий Богоявленский. Вероятно, поступления от НДПИ в бюджет уже расписаны, а введение дополнительной налоговой нагрузки вряд ли найдет понимание у компаний, не исключил он.
«С точки зрения государственного решения воссоздание такого фонда, на мой взгляд, практически реализуемо. Более того, оно было бы спасительным для Минприроды, потому что каждый год ходить в Минфин и защищать бюджет – это одно, а когда у тебя есть системный инструмент со своим источником финансирования – это совсем другое дело», – считает советник гендиректора «Росатома», в прошлом замглавы Минвостокразвития Александр Крутиков.
Геологоразведка требует больших финансовых затрат и времени, но этот вызов нужно принять. По словам сенатора Александра Жукова, наличие ресурсов в недрах остается одним из важнейших преимуществ российской экономики. На правительственном уровне будут внесены коррективы в Стратегию развития минерально-сырьевой базы РФ до 2035 года, в том числе предусматривающие ее продление до 2050 года. Акцент предполагается делать на актуализацию положений, касающихся проведения геологоразведочных работ и переработки дефицитных полезных ископаемых, уточнил представитель Совфеда.
Действительно, если говорить об арктической зоне России, там сосредоточены не только нефть и газ, но также 61% запасов редкоземельных металлов, 49% олова, около 50% меди, 20% титана, 22% серы. Однако по твердым полезным ископаемым добыча крайне низкая, извлечение тех же редкоземов в абсолютных показателях мизерное, подчеркнул Александр Крутиков: «РФ продолжает закупать редкоземельные металлы в Китае и других странах. Мы не обеспечиваем своим сырьем экономику, притом что своих запасов у нас более чем достаточно».
По его словам, если взять минерально-сырьевые центры, относящиеся к Арктике, от Мурманской области до Чукотки включительно, то из 11 таких центров только три (Мурманск, Норильск, Воркута), сформировавшиеся еще при СССР, работают с более-менее полной отдачей. «Потому что вся инфраструктура была создана в советское время, и она создавалась опережающим темпами», – отметил спикер.
Конечно, жизнь не стоит на месте. В настоящий момент в процессе создания и запуска такие крупные проекты, как «Арктик СПГ», «Восток Ойл», ГОК «Баимский». Вместе с тем, чтобы была обеспечена их реализация, строилась сопутствующая инфраструктура, предпринимались индивидуальные подходы, которые согласовывались на самом высоком политическом уровне, тогда как нужна системность мер, считает представитель «Росатома».
«Без системных решений, в том числе регуляторного характера, в части развития арктических минерально-сырьевых центров этот разрыв между сегодняшним днем и потенциалом никак не преодолеть», – заключил Александр Крутиков.