Поделиться
Восточный плацдарм
Поделиться

Некоторые политико-экономические итоги 2018 года для Приморского края

primorsky.ru
События, произошедшие в 2018 году в Приморском крае, являются логичным продолжением траектории, по которой край движется в последние 30 лет. Её можно описать в терминах концепции идеального устройства государства Платона, имеющего во власти «воинов», «торговцев» или «мудрецов». Почти точно по этой схеме, Приморье проходит последовательную трансформацию от «укреплённого оборонительного района» к «зоне международного транзита и новой индустриализации», и далее к «научно-технологическому, инновационному и образовательному центру», находясь сейчас во второй стадии. Транзит в данном случае понимается не только в смысле грузового трафика, а, скорее, в смысле пресечения различных потоков – товаров, людей, капитала, информации. Такое позиционирование определяет Приморский край как вынесенный в Северо-Восточную Азию коммуникационный, в широком смысле слова, плацдарм, на котором, помимо экономических транзакций, будут происходить и политические.

Начальной реперной точкой этой траектории можно считать отмену во Владивостоке режима закрытого города в 1992 году. Далее последовало развитие активной приграничной торговли с КНР, появление в крае японских и корейских компаний, проведение в 2002 году международной выставки, продвижение города как площадки международной коммуникации в АТР, и, наконец, в 2009-м - принятие Владимиром Путиным, занимавшим в то время пост премьер-министра, решения о проведении во Владивостоке Саммита АТЭС 2012 года, в результате чего в городе были построены несколько дорог, три моста, кампус университета и масса других сооружений. 

В 2010 году был учрежден Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ). С 2015 года в городе ежегодно проводится Восточный экономический форум (ВЭФ), ставший местом встречи глав ведущих стран АТР: в 2018 году здесь встретились сразу пять первых лиц - президенты России, Республики Корея и Монголии, председатель КНР и премьер-министр Японии. Активизация слухов об обсуждении с японцами вопроса заключения мирного договора позволяет предположить, что бывший ранее приоритетным (и почти единственным) для России в Северо-Восточной Азии (СВА) вектор отношений с Китаем сменяется диверсификацией азиатских контактов за счёт Японии. Владивосток в этом плане - удачная коммуникационная площадка, расположенная в шаговой доступности от основных региональных столиц.

Можно сказать, что указ президента России от 13 декабря 2018 года о придании Владивостоку официального статуса столицы ДФО закрепил уже сложившееся положение края как наиболее динамично развивающегося региона Дальнего Востока и центра контактов с СВА. Об этом свидетельствует и объем инвестиций в индустриальные проекты (почти 2 трлн руб.), и проект создания научно-технологического и инновационного кластера на о. Русский.

ПОЛИТИКА: НАКОНЕЦ-ТО С ГУБЕРНАТОРОМ

В сфере политики наиболее заметное событие – это марафон губернаторских выборов, из-за которого вялотекущая до того приморская политическая жизнь во втором полугодии превратилась в бурный поток, всерьёз озадачивший столичных политологов и политтехнологов. 

Напомним, что врио губернатора края Андрей Тарасенко, назначенный на этот пост в октябре 2017 года вместо Владимира Миклушевского, не смог выиграть в первом туре выборов губернатора Приморского края, который прошел 9 сентября 2018 года, получив 46,57% голосов. Второй тур состоялся 16 сентября. Его Тарасенко в итоге выиграл, но из-за многочисленных нарушений, которые фиксировались штабами обоих кандидатов, акциями протеста и жалоб в Центризбирком, выборы были признаны недействительными. После этого Тарасенко написал заявление об отставке (удовлетворено президентом России 26 сентября), а временно исполняющим обязанности губернатора Приморского края был назначен губернатор Сахалинской области Олег Кожемяко.

Активная предвыборная кампания Кожемяко сопровождалась приездом в Приморье едва ли не половины федерального кабинета министров, включая премьер-министра Дмитрия Медведева, министра природных ресурсов и экологии Дмитрия Кобылкина, главу Минстроя и ЖКХ Владимира Якушева, министра спорта Павла Колобкова, министра здравоохранения Веронику Скворцову, министра труда и социальной защиты Максима Топилина и других федеральных чиновников. Результатом визитов и переговоров стал пакет бонусов для жителей края, самые заметные из которых – это отмена обязательной установки систем ГЛОНАСС на ввозимые японские автомобили, выделение из федерального бюджета 1,5 млрд руб. на решение социальных проблем и балансирование бюджета, и 3,7 млрд руб. на строительство инженерных сооружений для защиты от наводнений. 

Впрочем, и сам претендент тоже не сидел сложа руки: за два месяца он объездил весь край, выслушал массу жалоб местных жителей, отправил в отставку нескольких чиновников, причем главу Лесозаводска – прямо во время встречи с жителями города. Пока трудно судить, насколько такой стиль управления окажется результативным, но на фоне предшественников новый губернатор выглядит уверенным и энергичным.

Столь пристальное внимание федерального центра к Приморью свидетельствовало, на наш взгляд, не столько о боязни нового политического провала «ставленника Москвы», который широко обсуждался множеством комментаторов, сколько о высоких ставках, сделанных на развитие края. Главная из них – это заявленная стратегия «поворота на восток», диверсификации экономических связей России за счет расширения торговли со странами АТР, в которой Приморью с его портами и магистралями отведена ответственная роль терминала. В итоге на повторных выборах 16 декабря Олег Кожемяко победил в первом туре, набрав 61,88% голосов.

Кроме выборов, заметным политическим событием стал уже упоминавшийся перенос столицы ДФО из Хабаровска во Владивосток, инициатором которого был полпред президента в ДФО Юрий Трутнев. Формально этот статус не принесет городу особенных дивидендов – несколько десятков должностных лиц поменяют локацию, очевидно, какие-то средства будут выделены на ремонт зданий, отводимых под полпредство (например, говорят о неиспользуемом корпусе ДВФУ на Океанском проспекте напротив мэрии), но массированных федеральных субсидий в край, скорее всего, за этим не последует. Неформально же Владивосток становится местом реализации восточно-азиатской политики России, как внутренней (ДФО), так и внешней (АТР), и это новое позиционирование способно дать городу серьёзный импульс к росту.

Не будет преувеличением сказать, что к роли столицы, даже региональной, Владивосток сегодня не подготовлен ни инфраструктурно, ни логистически, ни во многих других отношениях. Центр города по сей день представляет собой продукт деятельности застройщиков, не знакомых с понятием «зонирование» - это хаотичное нагромождение портовых зон, причалов (в том числе нефтяных и военных), заводов, вокзалов, отелей, ресторанов, офисов и магазинов, с вкраплениями рекреации и жилой недвижимости. Промзоны и транспорт ожесточенно конкурируют за доступ к морю, жилые постройки – за вид на него. Найти место для парковки будним днем в центре Владивостока не проще, чем в пределах Бульварного кольца в Москве. 

Многомиллиардные инвестиции в мосты не решили транспортных проблем; ландшафт не стал более плоским, не прибавилось пригодных для застройки участков (кроме Русского острова, освоение которого потребует массы ресурсов и сил). Никуда не делись проблемы с выделением земли, точечной застройкой, инженерными сетями и ливневой канализацией. Облику новой столицы ДФО придают неповторимый колорит десятки бетонных каркасов многоэтажек, начатых без должного разрешения на строительство и брошенных на полдороге, а также легендарные «черные дыры» краевого бюджета - так и не построенные к Саммиту АТЭС-2012 отели «Хайятт».

Теснота и недострой приводят к локальному коллапсу каждый раз, когда в городе проводится какое-либо массовое официальное мероприятие - например, Восточный экономический форум, для размещения гостей которого в минувшем году ввиду нехватки гостиничного фонда пришлось арендовать круизный лайнер. 

Нет сомнения, что после перемещения полпредства и ряда других организаций, а также после ожидаемого, в связи с новым статусом, роста числа официальных мероприятий острота проблемы качества городской среды во Владивостоке только увеличится. Таким образом, накопившееся за долгие годы недоинвестирование в капитальное строительство Владивостока сегодня становится одним из препятствий для его развития. Вторым следует считать отсутствие утвержденной стратегии: этот документ был разработан ДВФУ ещё в прошлом году, но до сих пор не принят городской думой.

Вместе с тем, перенос столицы позволяет проявить осторожный градостроительный оптимизм. Скажем, предлагавшийся японскими экспертами из архитектурного бюро Nikken Sekkei мастер-план перестройки центра города предполагал перенос нефтебазы из района Первой речки и устройство на этом месте административной и досуговой зоны. Уже несколько лет обсуждаются проекты Владивостокской кольцевой автодороги (ВКАД), второго моста на Русский, а экс-врио губернатора Андрей Тарасенко предлагал перенести из центра торговый порт. Все эти идеи, требующие больших вложений, получают новые шансы, поскольку привлекательность Владивостока как региональной столицы должна повыситься в глазах инвесторов.

ЭКОНОМИКА: СПАДЫ И ПОДЪЕМЫ

Согласно данным Департамента экономики и предпринимательства краевой администрации, показатели производства за 9 месяцев 2018 года выше, чем в аналогичном периоде 2017 года, в сферах транспорта (максимальный рост – почти 13%), добычи/переработки, связи, услуг и торговли (от 2% до 4%). 

В то же время, отмечен спад в рыбной и лесной промышленности (-2-3%), сельском хозяйстве (-10%) и строительстве (-15%). Обращает на себя внимание снижение производства именно в тех отраслях, которые считаются приоритетными для развития экономики края. Заметный рост (28%) наблюдается в машиностроении - за счет увеличения производства на местном автосборочном заводе «Мазда Соллерс». Отмечен рост инвестиций в основной капитал на 8%. Бюджет края (на начало декабря) исполнен с профицитом в 17 млрд руб., при том, что доходы (97,56 млрд) оказались на 6% меньше плановых.

Полным ходом идёт «новая индустриализация». В Большом Камне продолжается строительство судостроительного комплекса «Звезда», где одновременно с возведением цехов начато производство судовых корпусов танкеров типа «Афрамакс» дедвейтом 114 тыс. тонн. 15 сентября верфь посетил Владимир Путин, принявший участие в церемонии закладки танкера типа «Афрамакс» и заливки первого куба бетона в основание самого крупного сухого дока в России. Инвестиции в строительство верфи, по словам президента НК «Роснефть» Игоря Сечина, составляют 200 млрд руб. Ввод в эксплуатацию всех производств комплекса запланирован на 2024 год. 

Под Находкой с 2012 года декларируется проект завода минеральных удобрений (НЗМУ), сырьем для которого должен стать сахалинский газ. Начало строительства запланировано на 2019 год, запуск производства – на 2021 год. Проектная мощность - 1,8 млн т метанола и 1,8 млн т аммиака ежегодно. В 2015 году НЗМУ заключил контракт с АО «Газпром» на поставку природного газа в объеме до 3,15 млрд куб м в год в течение 20 лет. ЗАО «НЗМУ» подало заявку в Корпорацию развития Дальнего Востока на получение статуса территории опережающего развития, на ВЭФ-2018 организациями было подписано соглашение о сотрудничестве.

Оценить эффективность льготных экономических режимов территорий опережающего развития (ТОР) и Свободного порта Владивосток, исходя из текущего положения дел на этих территориях, не так просто – в первую очередь, из-за отсутствия на сайте КРДВ информации об активных резидентах и уже проинвестированных проектах. Косвенную оценку можно сделать по данным, которые были приведены на недавней конференции приморских предпринимателей «Бизнес у моря»: из 845 компаний, получивших статус резидента Свободного порта Владивосток, реально действуют только 83, а из 74 резидентов ТОР – только пять. 

Столь низкий КПД «особых зон» сами бизнесмены объясняют медленными темпами строительства в ТОР транспортных и инженерных инфраструктур, а экономисты – отсутствием в крае реальных условий для разворачивания прибыльных производств, что, в свою очередь, определяется отсутствием доступа на азиатские (в первую очередь, китайский) рынки и высокими производственными издержками. Ряд резидентов в истекшем году расторгли контракты с КРДВ. Таким образом, взрывного роста ТОР пока не демонстрируют, хотя проекты «Русагро», «Приморского бекона», ДНС и ряда других компаний реализуются заметными темпами.

НАУКА: КЛАСТЕР И ТЕХНОЛОГИИ

Тема научно-технологического прорыва в уходящем году стала одной из основных в российской внутриполитической повестке, и Приморье не осталось в стороне. В центре внимания президента и правительства остаётся проект создания на о. Русский кластера, сочетающего науку, высокие технологии и образование (ядром кластера определён ДВФУ), а также научно-образовательного центра (НОЦ). В рамках кластера обсуждается проект постройки на о. Русском установки класса «мегасайенс» - возможно, речь идет о синхротроне. Серьёзность намерений правительства подтвердил недавний визит министра науки и образования Михаила Котюкова, который провел в ДВФУ совещание с участием ректора и губернатора края. 

Министру были представлены результаты стратегической сессии, на которой местное академическое сообщество обсуждало предложения в национальный проект «Наука» - в частности, контуры будущего НОЦ, ориентированного на изучение и освоение мирового океана. Кроме того, в ДВФУ совместно с Агентством стратегических инициатив (АСИ), Минкомсвязи и Минвостокразвития запущена программа подготовки дальневосточных Chief Data Officer (CDO) – чиновников округа, которые должны будут управлять своими регионами и муниципалитетами с использованием цифровых данных. Эта программа может рассматриваться как часть большой заявки от АСИ и Университета НТИ на участие в национальной программе «Цифровая экономика», а ДВФУ претендует на то, чтобы стать её основной дальневосточной площадкой.

Таким образом, Приморье вступает в следующий год с принципиально новых стартовых позиций, будучи включенным в целый ряд проектов национального масштаба и процессов, выходящих за рамки не только собственно края, но и России. Экономисты предрекают в 2019-м для России рост цен, снижение уровня жизни и уменьшение региональных трансфертов. Дальний Восток остается одним из немногих регионов страны, развитию которых будет оказываться федеральная поддержка, а Приморье, в свою очередь, оказывается локомотивом Дальнего Востока. Жители края оказываются в положении арьергарда, который, после смены направления движения армии, вдруг стал авангардом. Шанс проехать на колеснице истории, по идее, должен вдохновлять приморцев, многие из которых, будь у них фамильные гербы, непременно разместили бы на них слово «амбиции». Впрочем, оптимистичные ожидания могут и не оправдаться, но скучно уж точно не будет. Поэтому в наступающем году хотелось бы пожелать всем жителям края бесстрашия воинов, быстрой реакции торговцев и проницательности мудрецов. А сверх того – везения, желанного спутника моряков, контрабандистов и браконьеров. Оно нам точно пригодится.


Лев Коломыц Теги:
Картина дня Вся лента
Больше материалов