Индонезия должна стать флагманом усиления АСЕАН
Ассоциация стран Юго-Восточной Азии находится в центре институциональной структуры региона. Будучи во главе процессов экономической интеграции в течение четырех десятилетий активного роста, АСЕАН дала возможность десяти государствам-членам прыгнуть выше головы во влиянии на международные отношения в целом и отношения между азиатскими странами в частности.
Впрочем, это не означает, что Индонезия всегда добивается своего в региональных вопросах. Например, в 2004 году провалилось ее предложение создать региональную систему безопасности в таком виде, как она предусмотрена в Хартии АСЕАН. Вместо этого было решено прибегнуть к политике «мягкого сотрудничества», что даже близко не соотносилось с предложенными Джакартой мерами.
Защищая себя
Сейчас, тем не менее, появилась новая угроза безопасности Юго-Восточной Азии. Она исходит от усиления Китая, который пытается стать сверхдержавой, бросая вызов ослабленным и отвлеченным США.
Китай уже использует свои растущие военные возможности, чтобы продвигать свои интересы в районах Восточно-Китайского и Южно-Китайского морей. Недавно Пекин объявил о создании зоны ПВО, покрывающей большую часть Восточно-Китайского моря, включая зоны, которые относятся к территориальным водам Японии и Южной Кореи. Всего шесть дней спустя китайская провинция Хайнань опубликовала новые правила рыболовства, которые относятся к региону площадью 2 млн кв. километров, включая воды Филиппин и Вьетнама.
Оба заявления укрепили опасения в Азиатско-Тихоокеанском регионе по поводу стратегических намерений Китая. Заявление о зоне ПВО, в частности, увеличило напряжение до такой степени, что даже небольшой просчет со стороны как японских, так и китайских судов, которые патрулируют акваторию спорных островов Сенкаку – известных в Китае как Дяоюйдао, - может привести к конфликту. Китай основательно рассчитывает на расширение своей системы ПВО на все Южно-Китайское море. Это будет стеснять морские и воздушные коммуникации, и, возможно, серьезно повлияет на Юго-Восточную Азию в целом. Стратегическое расположение Юго-Восточной Азии, позволяющее контролировать Малаккский пролив, создает огромные преимущества. Регион не может позволить себе ситуацию, при которой транспортные пути стеснены решением одной страны изменить статус-кво в нарушение международного права.
Недофинансирование и малочисленность
Кроме того, если АСЕАН рассчитывает построить систему безопасности, адекватную требованиям 21-го века, ей необходим способный на это секретариат. К сожалению, Секретариат АСЕАН (АСЕК) слишком мал для нынешних задач, не говоря уже об их расширении. Ежегодные финансовые вклады в АСЕК, установленные в размере полутора миллионов долларов от каждой страны-члена организации, составляют ее пятнадцатимиллионный бюджет, который в пересчете на душу населения (600 млн чел.) составляет два с половиной цента на человека. Это жалкие гроши для организации с такими амбициями, как у АСЕАН. В противоположность АСЕАН, Еврокомиссия получила более 200 млрд долларов в виде вкладов от стран-членов ЕС в 2012 году, что эквивалентно 400 долларам на человека – в 16000 раз больше.
Проблема АСЕК заключается не только в нехватке денег. Штат из 260 человек не справляется с таким большим количеством обязанностей. Не идет на пользу и то, что две трети персонала назначается из бюрократических кругов стран-участников, вместо того чтобы набирать работников на конкурсной основе, предлагая зарплаты, адекватные местному рынку.
АСЕАН сформировала рабочую группу для поддержки АСЕК. Индонезия должна убедить ее придерживаться инновационной линии поведения и предложить фундаментальные изменения, чтобы сделать секретариат способным выполнять всю полноту задуманных функций. Затем страна должна настоять на дополнительной материальной поддержке для АСЕК со стороны своих коллег по АСЕАН.
Перевел Михаил Ботвинник эксклюзивно для EastRussia.ru
Авторы: старший научный сотрудник Фонда Карнеги за международный мир Викрам Неру, научный сотрудник Фонда Карнеги за международный мир Надя Балкин