Поделиться
«Я поведу тебя в Центральный банк»: в Хабаровском крае прошла неделя промышленного туризма
Поделиться

Во время региональной недели промышленного туризма можно было посетить салон по продаже и обслуживанию автомобилей, телекомпанию, фабрику мороженого и даже банк.

На какие еще предприятия можно попасть в Хабаровском крае и легко ли это сделать? Корреспондент EastRussia вышел на маршрут из нескольких экскурсий на промышленные и не очень объекты региона.

Алексей Елаш

«Алиса, миелофон у меня!»

– Когда откроется шлюз, встаньте в центр круга и дождитесь открытия второй двери, – при этих словах перед внутренним взором встают кадры сериала детства «Гостья из будущего» – футуристичные архитектурные формы, технологии будущего... но адресованы они нам – группе туристов, стоящих у входа в здание Центрального банка в Хабаровске.

Следом всплывают картинки из мультсериала «Утиные истории»: Скрудж МакДак прыгает в собственное деньгохранилище и купается в золотых монетах. 

Увы и ах – после тщательного контроля на входе со сверкой паспортов нас ждет банальный ведомственный музей. Да, он хорош. Да, здесь есть макеты зданий, в которых в разные годы в Хабаровске размещался Госбанк и инсталляция «Рубль», сделанная из разрезанных ветхих банкнот, на создание которой ушло 500 млн рублей. Всё это есть, но восторженного «Ах!» от лицезрения штабелей из купюр и монет не прозвучало. В святая-святых путь заказан.

Инсталляция из 500 млн рублей

Вместо сокровищ монетных, туристов в изобилии осыпают сокровищами информационными. Экскурсовод показывает предмет охоты многих нумизматов – так называемые «пиколаевки»: деньги, выпущенные в Японии купцом по фамилии Симада, который торговал в Николаевске-на-Амуре. Японце не узрел разницы в заглавных буквах «П» и «Н» и свое отчество пропечатал как «Пиколаевич».

«Пиколаевка»

Вообще, денег в музее Центробанка много, в том числе, и многочисленные купюры, ходившие в обиходе на Дальнем Востоке во время революции и гражданской войны: это и «керенки», и «буферки», и те самые «пиколаевки» – эмиссия была огромной, также как и разнообразие.

Узнают туристы также, что до ХХ века банковские служащие должны были носить аккуратную бородку – мода была такая, а девушек, если и брали на работу, то только незамужних. Кстати, здесь же кабинет финансиста, за столом которого разрешается посидеть.

Через час экскурсия заканчивается, а посетили так и не поняли – особенно дети – разницы между Центробанком и другими банками, и не «поныряли», как дядюшка Скрудж. Хотя, понятное дело, «большие деньги любят тишину».

Родина китов и самолетов

В стремлении показать себя во всей красе Хабаровский край делает ставку не только на очевидные природные красоты, но и на завораживающий мир машин и производства. Маршруты по предприятиям ещё в процессе отладки, а неделя промышленного туризма один из способов приковать внимание широкой публики к индустриальным богатствам региона. Кстати во время недели посетить несколько предприятий города дети могли абсолютно бесплатно. Правда, предлагаемый к посещению список не включал гигантов промышленности, а из производств в нём фигурируют разве что фабрика мороженного, цех по производству соков и макаронная фабрика.

 Экскурсия в автоцентр «Тойота». Фото: правительство Хабаровского края

В автоцентре «Тойота» можно было познакомиться с профессией автомеханика, на телекомпании «Губерния» посмотреть, как производят телепродукт, потрогать настоящего ведущего новостей и задать ему вопросы. На трикотажной фабрике – даешь интерактивность! – даже давали нанести через трафарет рисунок на футболку.

 Экскурсия на телекомпанию «Губерния». Фото: правительство Хабаровского края

С 2022 года Хабаровский край позиционирует себя как «родина китов и самолетов». Хотя пока до китов, что обитают возле Шантарских островов, далековато, а до самолетов, что в Комсомольске-на-Амуре – сложновато: попасть на авиационное предприятие им. Ю.А. Гагарина, где собирают надежду российской авиационной отрасли «Сухой Суперджет», не так-то просто, для посещения доступен лишь экспоцентр предприятия – да, большой и хороший, но узнать, как собирают самолеты, посетители смогут лишь из демонстрационного фильма, но не вживую. На время СВО посторонним закрыт вход в цеха, но когда всё нормализуется увидеть рождение самолёта можно будет своими глазами – такая возможность раньше была.

Несколько проще с судостроительными заводами (их в Хабаровском крае два – в самом Хабаровске и в Комсомольске-на-Амуре), но опять же – в Комсомольске-на-Амуре доступен лишь музей предприятия, попасть в цеха можно на ХСЗ, но достаточно длительный период согласования – с заявкой, паспортными данными и выбором даты, то есть нельзя просто прийти и купить билет в кассе (подробнее об экскурсии на Хабаровский судостроительный – в материале EastRussia «Покажем, но секретов не выдадим»).

В свое время мне довелось побывать на этих предприятиях и увидеть рабочий процесс – вот уж действительно есть, на что посмотреть!

Хотя, не спорю, и на небольших предприятиях можно узнать много нового. К примеру, хотите посмотреть, как разводят рыб и затем выпускают в реки? Добро пожаловать на Анюйский рыборазводный завод!

В туристических компаниях подтверждают растущий интерес к промышленному туризму. Директор «Дальгео Турс» Татьяна Яковенко рассказывает, что гости, приезжающие в регион, активно интересуются, прежде всего, экскурсиями на авиазавод в Комсомольске-на-Амуре.

«Все хотят посмотреть, как строят самолеты. К тому же, комсомольский авиазавод у всех на слуху. Еще интересен судостроительный завод, но про него мало кто знает, надо рассказывать», – поделилась Татьяна Яковенко.

У взрослых большой популярностью пользуются экскурсии на завод «Балтика», где варят пиво и выпускают безалкогольные напитки: все покажут, расскажут и дегустацию проведут.

Учиться, учиться и еще раз учиться

Активность на ниве промышленного туризма в Хабаровском крае выросла, но это только начало. В планах увеличить посещаемость промышленных предприятий региона почти в два раза – до 30 тыс. человек в 2025 году. В минувшем 2022-м общий турпоток в Хабаровском крае превысил 554 тыс. человек, количество посетителей промышленных предприятий края составило 16,2 тыс. человек.

Чтобы процесс пошел быстрее, ответственных за развитие данного направления на том или ином предприятии, подключили к федеральной программе обучения – так называемому, акселератору, в рамках которой обучат как работать с туристами, что предлагать и как продвигать.

«Сдвиг заметен, раньше работать с предприятиями было сложнее, не «достучаться». Конечно, и сейчас есть, куда расти, но уже ощутимо лучше», – рассказывает Татьяна Яковенко.

Обучение будет длиться до конца года, а в следующем сезоне должны появиться его «плоды». Согласно стратегии развития промышленного туризма в регионе запустят брендовый маршрут «Хабаровский край: следуй за китом». Тур в зависимости от сезона будет включать в себя знакомство с предприятиями Хабаровска и Комсомольска-на-Амуре, а также посещение знаковых туристических мест – горнолыжного курорта «Холдоми» зимой и национального парка Шантарские острова летом, где можно увидеть гренландских и других китов. Готовиться к приключениям можно уже сейчас!

Алексей Елаш Теги:
Картина дня Вся лента
Поделиться
Киль подкачал

Реализация первого этапа программы квоты под киль, начавшегося в 2017 году, обнажила целый ряд проблем, с которыми столкнулись отечественные верфи. Это привело к систематическому переносу сдачи флота. Из 105 кораблей (64 рыболовных и 41 краболовных) к настоящему времени сдано 27 (16 рыболовных и 11 краболовных). Период постройки увеличен – с пяти до семи лет – по 57 промысловым судам. Однако увеличение сроков строительства – это лишь одна из необходимых мер. Судостроителям, которые находятся в непростом экономическом положении, сегодня нужна дополнительная господдержка.

Читать полностью
Поделиться
Бюллетень: обзор горнодобывающей отрасли Дальнего Востока — лето 2024

В регионах ДФО планируется увеличить объем добычи золота благодаря реализации новых проектов. Также предполагается увеличение мощности некоторых действующих предприятий. На фоне нестабильной ситуации на алмазном рынке «АЛРОСА» рассчитывает увеличить инвестиции в золотодобычу и рассматривает приобретение новых активов. Тем не менее компания не отказывается от планов по увеличению добычи алмазов, в частности благодаря восстановлению добычи на трубке «Мир». Также ожидается развитие проектов по производству олова, планируется восстановление добычи бериллиевых руд.

Читать полностью
Поделиться
Старый мост борозды не портит. Он торф экспортировать не даёт

В 2022 году в Китайской Народной Республике утверждена государственная программа повышения почвенного плодородия, разработанная Академией наук Китайской Народной Республики, которая предусматривает импорт торфа и продукции его переработки в объёме не менее 50 млн тонн ежегодно. Ассоциация производителей гуминовых кислот КНР и вовсе заявляет о потребности в два млрд тонн торфа в перспективе до 2030 года. Хабаровскому бизнесу есть, что предложить соседям, и короткое плечо доставки даёт ему преимущества перед конкурентами из Сибири и западных регионов России, но как раз транспортная составляющая не даёт отрасли возможности кратно увеличить добычу и поставки в КНР. Варианты решения проблемы обсудили участники делового сообщества «Опора России» на встрече с врио губернатора Хабаровского края Дмитрием Демешиным в конце июня.

Читать полностью
Поделиться
Геологоразведка уходит на дно

Шельф является одним из наиболее перспективных объектов для добычи нефти и природного газа. Но, пожалуй, основной проблемой, связанной с его разработкой, является отсутствие достаточного количества данных о геологической структуре этой территории. EastRussia разбиралась в причинах.

Читать полностью
Поделиться
Бюллетень EastRussia: отраслевой аналитический обзор ТЭК ДФО — лето 2024

На фоне проблем в угольной отрасли на Дальнем Востоке сохраняются планы по развитию ряда проектов и увеличению добычи в перспективе. В то же время логистические и внешнеторговые ограничения все же влияют на возможности экспорта. Планируется увеличение поставок углеводородов с Дальнего Востока в КНР, но не все предполагаемые объемы пока согласованы, т.к. стороны не могут преодолеть ряд противоречий.

Читать полностью
Поделиться
Рыбу разделят по-соседски

Россия и КНР остаются важными торговыми партнерами в области рыбного хозяйства. При этом каждая страна старается придерживаться своих интересов. Китай хотел бы иметь широкий доступ к сырью, а Россия – перенять передовые технологии по развитию глубокой переработки и аквакультуре. Перспективы двустороннего сотрудничества в этой сфере обсуждались на специализированной сессии, организованной в рамках Петербургского международного экономического форума.

Читать полностью
Поделиться
Меняем на отечественное: в Хабаровске показали российские новинки электроники

В конце мая на Дальний Восток с официальным визитом заглянул российский производитель электроники — компания Fplus, которая занимается выпуском различной продукции: от смартфонов до серверов. Передовая группа посетила Хабаровск, чтобы «людей посмотреть», но, в первую очередь, «себя показать». Корреспондент EastRussia отправился на презентацию-встречу.

Читать полностью
Поделиться
Вклад золотодобычи в социальную сферу Якутии: Олекминский район

В этом году отмечает столетие одна из важнейших отраслей промышленности Республики Саха (Якутия) – золотодобывающая. Когда разговор заходит о якутском золоте, чаще всего первыми вспоминают Алдан и Оймяконье. Но сегодня на карте самого большого региона страны есть и другие заметные золотодобывающие районы — недаром Якутия по итогам 2023 года впервые в новейшей истории заняла второе место в России добыче стратегически важного металла.

Читать полностью
Поделиться
Экология против промышленности: борьба за лучшее против эффективного

Весной нынешнего года Volkswagen выступил с сенсационным заявлением — международный автомобильный концерн фактически признал крах собственной стратегии по производству электромобилей. Компания замедлила реализацию проекта по строительству гигантского завода в Германии, стоимостью 2 млрд евро и поставила под вопрос создание собственного подразделения по производству аккумуляторов. На фоне 11% падения рынка электромобилей ЕС в апреле нынешнего года, которое Bloomberg назвал «красным флагом» для «климатических задач», отказ от двигателя внутреннего сгорания выглядит туманной перспективой.

Читать полностью
Поделиться
«Адресная помощь помогает гигантам промышленности ДФО расти»

«Дальнегорский ГОК» – один из крупнейших в мире производителей боросодержащей продукции. Перейдя в собственность государства, предприятие сумело стать прибыльным и градообразующим. О поддержке промышленности на Дальнем Востоке и проблемах отрасли рассказал управляющий директор ООО «Дальнегорский ГОК» Андрей Бормашенко.

Читать полностью
Больше материалов