В Хабаровске готовится к выходу книга-проводник в мир дикоросов Дальнего Востока
Если ваш ребёнок начал вдруг здороваться с деревьями, кустами и лианами, значит он прочитал книгу «Здравствуйте, дерево» – историю городского подростка, который оказался один на один с незнакомой и потому тревожной тайгой, и на помощь которому пришла Девочка-Кабарга. Корреспондент Eastrussia расспросил коллектив авторов, как им такое пришло в голову.
– Илька обычный городской пацан. Природу не любит, любит свой телефон, лазить в интернете, рубиться в игры. И есть у Ильки дедушка, который вытаскивает своего внука на рыбалку, – рассказывает завязку приключений хабаровская художница Яна Джан-Ша, автор проекта и иллюстратор книги «Здравствуйте, дерево». – Вот приплыли они на место, вышли на берег рыбачить, а лодка, которую неумёха Илька плохо привязал к коряге, отвязалась и уплыла. Интернета нет, связи нет, дедушка уходит искать помощь, а Илька поднимается на сопку, надеясь, что наверху, может быть, поймает сигнал. Сигнал не поймал, но встретил девочку-кабаргу, которая помогает Ильке с помощью растений выбраться из леса. Растения их кормят, дают советы, делятся энергией… Вот такая история.
Написать «Здравствуйте, дерево» Яна Джан-Ша придумала после того, как её предыдущий проект – набор открыток с персонифицированными рисунками дальневосточных дикоросов «Суперрастения Хабаровского края» (см. материал EastRussia «Траву надо знать в лицо») – пустил корни, стал ветвиться… словом, превращаться в отдельную вселенную. По условию гранта наборы открыток направлялись в школы Хабаровского края, оттуда писали-звонили учителя и помимо восторженных отзывов про сами открытки спрашивали: «А нет ли возможности визуализировать их, как-то оживить? Поставить, например, спектакль, сценку, в общем, чтобы сделать из плоской картинки объёмное действо?».
Такие вопросы художница, конечно, же задавала сама себе, ещё рисуя открытки. Была мысль сделать мультипликационный фильм, но после консультаций с погруженными в анимационную сферу профессионалами стало ясно – это план на будущее. Очень не просто его реализовать. А вот книга просто напрашивалась. Тем более, что и открытки имели не только визуальный посыл: на обратной стороне напечатана информация о растении.
– Сначала думала сделать такой иллюстрированный справочник-атлас со схемами, инфографикой – говорит Яна. – Но потом поняла, что не готова, что это совсем другой объем работы, сроки, экспертная работа. Поэтому мы решили сфокусироваться на истории, которую можно трансформировать в сценарий мультфильма или спектакля.
Написать книгу – та ещё задача. Издать её не менее проблематично. Если только ты не именитый автор, за спиной которого нетерпеливо переминается представитель издательства, или если у тебя есть в запасе чемодан денег – в таких случаях можно творить без оглядки «бытовые мелочи». С просветительской литературой, а «Здравствуйте, дерево» именно этот жанр, сложнее: коммерческий спрос невелик, хотя потребность в таких книгах безусловно существует. Поэтому и было решено подать заявку на грант в Президентский фонд культурных инициатив.
– Во-первых, у нас нет опыта работы с издательствами, а напечатать сами книгу в типографии – это дорого, – рассказывает Алла Джан-Ша участница проекта, автор текста книги «Здравствуйте, дерево». – Во-вторых, и это важно – книга будет бесплатно распространяться по школьным библиотекам, досуговым и туристическим центрам. Это условие гранта, и это наш посыл тоже – проект некоммерческий, он не про «заработать». Мы пишем книгу, которая, как нам кажется полезна, которая решает разные задачи, и государственные в том числе.
Мы за то, чтобы молодое поколение лучше знало и любило свою малую и такую большую родину – Дальний Восток. В этом заинтересовано и государство. Мы своей заявкой говорим: «Смотрите, мы хотим написать вот такую книгу, у нас есть для этого компетенции, есть команда. Не хотите ли вы профинансировать её создание?». В итоге эксперты Президентского фонда культурных инициатив посчитали наши доводы убедительными и дали нам финансирование. Кстати, две трети выделенных средств уйдут как раз на издание книги. Зарплата участников символическая.
Имея богатый опыт в составлении заявок на гранты – Алла Джан-Ша известный в Хабаровске и за его пределами общественный деятель, один из инициаторов проведение фестиваля любительского кино «Точка возврата», проекта «Бери ресурс» и др. – мама Яны взялась помочь со сбором необходимого пакета документов, но в ходе обсуждений идеи книги, её формата вдруг оказалась её создателем в части литературной основы.
– Саму историю для книги обсуждали и создавали вообще-то втроём – подключили ещё Рому Овсейчука: он дока в плане построения сюжетных линий, драматургии, – продолжает рассказ Алла Джан-Ша. – Сидели, пытались создать правдоподобную историю, как мальчик попал в лес, чем ему помогают растения. Мы же хотели, чтобы интересно получилось. Интересовались: что нравится сейчас детям, подросткам. Вспомнили, что сейчас популярны вселенные, персонажи, которые обладают сверхспособностями. Думали – с кем может себя ассоциировать читающий ребёнок? Когда всё обсудили и придумали, осталось только изложить всё литературным языком, и оказалось, что из нашей троицы это у меня к этому больше способностей. Так вот нежданно-негаданно я стала детским писателем.
В художественное повествование вплетена информация от десяти экспертов, которые рассказывают о свойствах растений, о важности ценить природу пока она ещё есть, чтобы не горевать по утраченным представителям флоры и фауны.
Книга должна увидеть свет до конца 2023-го года, но некоторые её герои уже вышли в свет. Они поселились на стенах Хабаровского краевого музея имени Гродекова. По приглашению проекта «Метацентры» из Владивостока Яна Джан-Ша и её друзья-художники Ника Платоника и Сергей Маузер создали мурал с персонажами вселенной «Кабарга.Дикоросы».
– Это пять картин с ботаническими героями, – рассказывает Яна. – А так как я чуть-чуть китаец, то позволила себе взять традицию символизма и пожеланий. Например, кедр с лимонником желают долголетия, лотос с ивой – счастья, сопки, укрытые тайгой — пожелание успехов в карьере, чтобы дела шли в гору. Фрукты с дальневосточных плодовых деревьев и ягоды символизируют изобилие, а морская ламинария и другие водоросли дарят радость.
Кстати, кроме бумажной книги, есть ещё и сайт, который поможет ближе познакомиться со вселенной «Кабарги-травника».
– И вот ещё какой момент: по сюжету книги история Девочки-Кабарги непонятна, – говорит Яна Джан-Ша. – я буду просить читателей предположить, что у неё за судьба, кто она, откуда. И, возможно, появится новый рассказ, новая история.
Алексей ЗбарскийТаежные дикоросы – это не унылые пачки на аптечных полках. Хабаровск – это не «три горы, две дыры». В интервью EastRussia молодой дизайнер Яна Джан-Ша рассказывает о нативном травоведении, ЗОЖе как средстве от рефлексий и новом дальневосточном бренде родом с улиц.
Коренные народы Севера и Дальнего Востока испокон веков считали, что все в этом мире едино и неразрывно связано между собой. При этом человек – не царь природы, а ее крупинка. А вот кого почитали больше всего – так это духов. С этим пониманием мира связаны многие традиции и обряды, которые обычному человеку кажутся странными, а порой жуткими.
Кровавая свадьба
Один из самых важных обрядов у любой народности – свадьба. Необычной среди народов Севера она стал у чукчей. Прежде чем взять девушку в жены, молодой человек должен был отработать в доме у отца невесты – год-полтора помогать по хозяйству или пасти оленей. Если работу оценивали по достоинству, начинали готовиться к свадьбе.
Незадолго до рассвета происходил обряд «уавынрагтатгыргын» (увоз жены в дом мужа). Первым приезжал друг жениха, чтобы провести разведку – узнать, есть ли в стойбище невеста. После этого жених ехал в упряжке к дому невесты, а затем показывал свои артистические данные – пел и танцевал. После того, как он заканчивал демонстрировать свои таланты, мать невесты снаряжала ее в новую ярангу: давала куклу как символ продолжения рода и приданое. У другой яранги невесту ждала свекровь, чтобы сразу дать ей задание – девушка должна была показать, насколько хорошо умеет поддержать огонь.
Поскольку все в мире связано, не обходилось без духов и культовых животных. Лицо невесты после прохождения всех испытаний мазали кровью оленя, чтобы показать ее принадлежность к новому роду. Кровавые обряды на этом не заканчивались: новоиспеченная жена должна была измазать оленьей кровью нарты, а костный мозг рогатого положить возле яранги — на счастье. Часть оставшейся крови девушка перемешивала с золой, растирала между ладонями, а затем зажигала новый семейный очаг.
В знак обручения руки молодоженам связывали кожаным шнуром, затем завязывали им глаза и водили вокруг яранги. Это символизировало, что они смогут найти дорогу к своему жилищу даже в темноте.
Осада невесты
У ительменов, которые живут на Камчатке и в Магаданской области, другие свадебные традиции. Молодой человек, которому нравилась девушка, как и у чукчей, помогал ее отцу невесты, но при этом старался услужить и самой избраннице. Все это нужно было, чтобы ему через какое-то время разрешили «хватать» невесту. Девушки знали об этих традициях, поэтому в знак симпатии одевались понаряднее – чем пушистие, тем лучше: на голову клали травяные парики и волосяные накладки, а рукава, воротники и подол одежды оторачивались собачьим мехом. На кафтан могли нашить кисти из тюленьей шкуры.
Когда приходило время, отец девушки произносил: «гватей» (хватай), давая свое согласие на свадьбу. После этой команды парню нужно было поймать невесту, разрезать каменным ножом ее шнурки и ремешки на панталонах и дотронуться до интимных мест. Если девушка была против, то активно отбивалась, а на помощь ей приходили родственники. Если же «осада» заканчивалась успехом, жених в знак победы снимал с шеи свое ожерелье и клал его в панталоны невесты.
Роды на коленях
Рождение детей у малых народов не обходилось без правил и обрядов. Больше других в этом вновь отличились чукчи. У них нельзя помогать женщине при родах, иначе ждать всем гнева духов. Эта народность верила, что рождаемость регулирует верховное божество, которое ведает душами умерших и посылает их на землю для перерождения.
Рожали женщины в одиночестве, стоя на локтях и коленях, а чтобы не привлекать внимание злых духов, старались не кричать. Если женщина соглашалась на помощь, то всю жизнь терпела насмешки, а ее муж получал прозвище «повитушный». Терпеть всеобщее презрение роженицы не хотели, поэтому все делали самостоятельно, даже пуповину перерезали сами – ножом или обломком каменного скребка для выделки шкур.
Младенца обтирали кусочком оленьей шкуры, надевали на левое запястье и левую щиколотку браслеты из заячьей и оленьей шерсти. Если у матери не хватало молока, ребенка нередко отдавали на кормление собаке, поскольку верили в целебные свойства ее молока.
Гробы на деревьях
Обряды погребения у северных народов тоже были своеобразными. Якуты, ненцы, буряты практиковали так называемое воздушное погребение – подвешивали гроб с покойником на дереве, а не закапывали в землю. Он висел там, пока не истлевал. Одни народности хоронили так всех, другие – только особо уважаемых людей.
Эвены одевали покойника в самое лучшее платье, укладывали в деревянную колоду и ставили ее на деревья или на столбы. Кровью оленей обливали гроб и деревья, ставили под ними чум умершего и его вещи. Нанайцы к пяткам клали камень, чтобы покойный не выталкивал души живых родственников. Также мертвому шили погребальный нагрудник с узором в виде кишок, чтобы душа могла дышать и питаться. Пищу и воду клали у изголовья. А в Якутии, где существовал культ коня, на дереве возле захоронения подвешивали голову и копыта коня.
Нанайцы на похороны раскладывали на улице одежду и вещи умершего, часть сжигали во время поминок, часть раздавали родным на память. Некоторые предметы одежды и быта клали в гроб. Выносили покойника через выломанный проем или через окно, а не в дверь, чтобы умерший не нашел путь домой. Могилу на родовом кладбище в форме прямоугольника копали чужие люди, а вот крышку гроба забивали родственники умершего. При чем делали это нечетным количеством гвоздей, ударяя по ним нечетное количество раз.
У коряков главным действием было разрезание живота покойнику. При этом важно было сохранить внутренности, чтобы можно было понять причину смерти. Тело сжигали, в костер складывали все вещи покойного, в основном оружие, домашний инвентарь и подарки для умерших родственников. Наблюдая за сожжением, люди ели мясо оленей, забитых покойнику, особо не горевали – вели себя вольно, соревновались в борьбе и беге. Перед уходом все обходили место сожжения против солнца, и шли, запутывая свои следы.
Грязная традиция
В холодных и суровых условиях жизни народы севера не практиковали мытья тела. Поскольку в тундре девять месяцев в году лежит снег, а вода и летом ледяная, заниматься гигиеной у людей желания не было. Чтобы привести себя в порядок, жители стойбища собирались вокруг очага в яранге или чуме, набрасывали на себя всю имеющуюся одежду и прели. Хорошенько вспотев, они скидывают одежду и стирали друг другу кожу костяными скребками. После этого все обильно обмазывались жиром нерпы. Он создавал защитную пленку – предохранял кожу от высыхания, чрезмерного охлаждения и немного от болезнетворных бактерий.
В советские годы аборигенов начали приучать мыться с мылом в банях, однако на пользу эти процедуры не пошли – малые народы стали чаще болеть и умирать. Их организм стал более восприимчив к бактериям и вирусам, возникали сердечные приступы из-за того, что организм не привык к горячей воде.
Гостю – самое дорогое
Многие эвенкийские семьи значительную часть года кочевали по тайге в отрыве от других людей, поэтому приезд гостей всегда был праздником. Им вручали подарки, усаживали на почетное место в чуме, готовили самые вкусные блюда, а в теплое время года устраивали танцы.
После этого кто-то из гостей или хозяев начинал неспешный рассказ, который плавно перетекал в пение. Героями повествования становились люди, звери, духи. Рассказы растягивались на всю ночь, а гости оставались в чуме на несколько дней.
Высшим проявления уважения к гостю становилось предложение провести ночь с женой главы чума. Если же женщина после этого рожала ребенка, все считали это большой удачей.
Танцы с медведем
Коряки, которые живут на Камчатке, Чукотке и в Магаданской области, в основу своих обычаев и праздников положили древний миф об умирающем и воскресающем звере. Например, когда охотник возвращался домой с добычей, все обитатели стойбища выходили на торжественную встречу «гостя» — убитого животного. Одна из участниц обряда надевала звериную шкуру и исполняла старинный танец, которым просила зверя не сердиться и быть добрым к людям. Обитатели жилища, где жил охотник, готовили праздничное угощение и предлагали его «гостю». Если добычей был медведь, в его честь забивали домашнего оленя.
Важно было не только хорошо встретить зверя, но и с почетом «проводить». Для этого обитатели стойбища воспроизводили сцену охоты: один, накинув на плечи медвежью шкуру, изображал зверя, сначала сражался с охотниками, а затем прекращал борьбу, забирал приготовленный для него мешок с подарками и отдавал людям свою шкуру. Коряки верили, что от этих обрядов зависело возвращение к жизни убитых на охоте животных.
Как ни странно, никто толком не знает, что такое Дальний Восток.
Под Дальневосточным федеральным округом в России понимают 11 краёв, областей, республик и автономий – от корейской границы до американской, от ледовитого побережья до монгольских степей.
На Западе понятие Far East выходит далеко за пределы нашего ДВФО: Корея, Япония, Филиппины, Индонезия… Но и запад – понятие размытое, условное, ненаучное: для жителя Чукотки Америка – самый что ни на есть восток, а житель Кунашира вечерами может наблюдать, как солнце садится за отросток Хоккайдо (для кунаширца Япония – страна солнца заходящего).
В России Дальний Восток не так уж давно обособили, выделив из Восточной Сибири. Тихоокеанский флот в его царской версии именовался Сибирской флотилией, притом что базировались корабли сначала в Николаевске-на-Амуре, а затем во Владивостоке. Муравьёв-Амурский, штаб-квартира которого располагалась в Иркутске, звался генерал-губернатором Восточной Сибири; отдельное генерал-губернаторство с хабаровской штаб-квартирой (и то ещё не Дальневосточное, а Приамурское) появится позже. Американские браконьеры у Джека Лондона били котиков «у берегов Сибири» – у Камчатки и Командорских островов, в исключительной экономической зоне России. За рубежом и теперь вся зауральская Россия часто зовётся Сибирью, амурский тигр – сибирским.
В отечественной литературе термин «Дальний Восток» начал встречаться с конца XIX века, но по-настоящему вошёл в права уже в революционный и послереволюционный период. В 1920-1922 гг. существовала Дальневосточная республика – «красный буфер», созданный большевиками для того, чтобы не воевать на два фронта: на западе против белых, на востоке - против японцев. Столица ДВР, что интересно, находилась в Забайкалье: сначала в Верхнеудинске (нынешний Улан-Удэ), потом в Чите. После включения ДВР в РСФСР на месте первой возникла Дальневосточная область, причём в неё вошли Прибайкальская и Забайкальская губернии, территории которых много позже, в 2000 году, отнесли к Сибирскому федеральному округу. Тогда же в границы Дальневосточного федерального округа попала Якутия (с другой стороны, ещё в 1963 году республику включили в Дальневосточный экономический район). В 2018 году в границы ДВФО «втащили» и Бурятию с Забайкальским краем, которые прежде относили к Сибири. Как видим, даже с границами Дальнего Востока нет ясности: они зыбки и переменчивы, а контуры федеральных или военных округов не всегда соответствуют географии, этнографии, социальным общностям.
Мы делаем ошибку, считая Дальний Восток чем-то однородным, единым. Как единая общность он существует только на карте или в чиновничьем воображении. Это разноплановая, пёстрая, лоскутная вселенная, искусственно сведённая воедино.
Дальний Восток – 40% площади России с набором климатических зон от арктической до субтропической, двумя океанами, несколькими морями, гигантскими реками, континентальной бесконечностью, букетом народов и культур. Здесь свободно поместилась бы целая часть света, несколько великих государств, два-три цивилизационных гнезда вроде Междуречья или Средиземноморья. Дальний Восток не только невообразимо огромен, но дико разнороден: как можно сравнивать маньчжурские субтропики Приморья, бамбуково-лианный Сахалин и ледовитое побережье Чукотки? Анадырь, Уэлен, Певек – крайние север и восток России и всей Евразии. Остров Фуругельма у берегов Приморья – самый южный в России. Вот заявочные столбики, вбитые когда-то по углам материка русскими старателями. На всей этой гигантской, почти с Австралию, территории – лишь несколько относительно крупных (ни одного миллионника) городов, здесь живёт чуть больше 5 % населения России.
Дальний Восток похож на архипелаг: слишком далеки даже друг от друга, слишком малы и немногочисленны здешние человеческие поселения и слишком мало между ними дорог. Если лучший образ для постижения Сибири –великие реки и Байкал (чистота, холод, сокровище), то ключ к пониманию Дальнего Востока – Курильские острова: далёкие и малонаселённые, извергающиеся и колыхающиеся, оспариваемые и прекрасные, оторванные от метрополии и друг от друга.
Можно наблюдать соперничество терминов «тихоокеанский» и «дальневосточный». Геологический институт во Владивостоке называется Дальневосточным, географический – Тихоокеанским. В континентальном Хабаровске выходит газета «Тихоокеанская звезда» – наследие времён, когда Хабаровск был центром огромного Дальневосточного края, включавшего и Приморье. Федеральный вуз во Владивостоке именуется Дальневосточным, медицинский – тихоокеанским и так далее.
Из представления о том, что определение «Дальний Восток» изжило себя и не соответствует ни сегодняшнему, ни тем более завтрашнему дню, родился термин «Тихоокеанская Россия». Академик, географ Пётр Бакланов считает, что в самих словах «Дальний Восток» слышны относительность и евроцентризм. «Может быть, для Европы мы и дальние, но для Азии и тем более для самих себя – нет», – развивает эту мысль академик, историк Виктор Ларин. Если «Дальний Восток» ориентирован вовнутрь, то «Тихоокеанская Россия» – вовне. Вместо «дали» и «востока» – Россия на Тихом океане, распахнутая бесконечность.
Переименовывать Дальний Восток в Тихоокеанскую Россию, впрочем, было бы неправильно уже потому, что эти понятия не совпадают. Якутия – точно не Тихоокеанская Россия: скорее Сибирь, не говоря о том, что и Сибирь весьма неоднородна. Возможно, имеет смысл говорить о Дальневосточном федеральном округе в плане внутреннего административного деления страны и о Тихоокеанской России как о планетарной геополитической категории.
Недолго руководившему Советским Союзом Юрию Андропову приписывают замечательную фразу: «Мы не знаем страны, в которой живём». Живя на Дальнем Востоке более сорока лет, я до сих пор не очень понимаю, что это такое, и ежедневно продолжаю его открытие.
В середине прошлого века, стремясь увлечь в светлое будущее коренное население Дальнего Востока, советская власть добралась до лесных людей, живущих глубоко в тайге — удэгейцев. Тогда на карте региона стали появляться новые поселки, куда сгоняли/свозили/заманивали аборигенов дальневосточной тайги.
Одно из таких поселений — Красный Яр, что находится на границе Приморья и Хабаровского края на берегу реки Бикин.
Вы когда-нибудь видели федеральную трассу, которая бы резко заканчивалась перед вашим капотом непроходимой тайгой? Если нет, то отправляйтесь из Хабаровска по дороге А375 Хабаровск — Находка: в самом начале дорожный указатель подскажет вам, что до Находки что-то около 750 километров, но примерно через 240, когда по бетонному мосту переедете через реку Бикин, вы попросту упретесь в лес.
И так уже лет 30. Эту трассу называют «БАМовской» (ее начали строить, как дублер трассы Хабаровск – Владивосток, но подальше от границы с Китаем, по аналогии с БАМом – отсюда и название), «бетонкой» (изначально она была выложена бетонными плитами), «Восток» (до появления нового буквенно-цифрового обозначения А375). По сути, трасса в никуда, которая просто идет прямо с севера на юг через тайгу и мари, и в итоге никуда не приводит, через нее лишь можно добраться до таежных поселков типа Сукпай или Мухен.
Мы немного возвращаемся назад и поворачиваем в тайгу по указателю на Соболиный и Красный Яр. До конечной точки около 40 километров по весьма укатанной и грейдированной дороге, хоть и через перевал. А ведь еще каких-то 10 лет назад пробиться в Красный Яр с этой стороны было большой удачей: «проезжабельность» дороги сильно зависела от времени года, осадков и многого другого. Сейчас же, как говорится, «хоть боком катись».
Дело в том, что в 2017 году в бассейне Бикина открылся одноименный национальный парк, дирекция которого расположилась в селе Красный Яр. Теперь в нацпарке работает две трети трудоспособных жителей села, значительно улучшился не только внешний облик поселения — это особенно заметно на фоне соседнего поселка Ясеневый, но и логистика с обеспечением — проезд в Красный Яр стал круглогодичным. Лишь иногда большая вода на несколько дней может отрезать местных жителей от внешнего мира, но на этот случай в каждом хозяйстве есть лодка.
Впрочем, есть еще одно объяснение, оно нам попалось при подъеме на перевал: КАМАЗы-лесовозы. Лес берут за «бамовской» трассой и через Красный Яр везут поближе к Китаю, в Лучегорск. Вот и содержат дорогу в надлежащем состоянии.
Как только переезжаешь Бикин по железо-деревянному мосту, тебя по правой стороне встречают сэвэны, резные фигуры, «богомолки» и прочие национальные атрибуты. Здесь же два дома семьи Канчуга. Ее глава — Василий — несколько лет назад создал родовую общину «Стойбище Фулян», взял шесть «дальневосточных гектаров» (на всю семью) и первым делом на въезде в село начал обустраивать стойбище.
Место выбрал родовое, по рассказам стариков. В прошлом году, когда Бикин сильно вышел из берегов, Василий в очередной раз убедился, что с местом не прогадал – не подтопило.
Сегодня здесь воссоздано национальное удэгейское стойбище, где есть ятау чеко (своего рода роддом), фанза (собственно, сам дом), дзали (амбар на «курьих ножках» для хранения запасов) и многое другое.
— Только осенью закончили, работы еще много, — рассказывает старший сын Василия Юрий (EastRussia уже рассказывала о нем).
Именно Юра встречал нас и готовил культурную программу, он сейчас за старшего – отец накануне нашего приезда уехал в тайгу. Судя по всему, в этнотуризм Юра погрузился с головой.
— Сейчас пишу грант, хотим летом сделать реконструкцию настоящей удэгейской охоты и образа жизни: костюмы пошить, обстановку соответствующую, — делится он своими планами.
Помощь со стороны государства Юра уже «попробовал»: выиграл небольшой грант, на который приобрел нарты. Собачьи упряжки — новое направление, которое пытаются развивать семья Канчуга. Из-за пандемии пришлось «встать на паузу», у собак получился значительный перерыв, так что теперь их приходится обучать практически с нуля.
— Когда пандемия случилась, мы сели и начали думать: а что теперь с собаками делать, им же постоянно бегать надо, — вспоминает Галина Канчуга, супруга Василия— Я тогда пришла в школу и сказала своими ученикам: приходите на собаках кататься.
Галина преподает в школе сразу несколько предметов: математику, английский язык, да еще в детском саду удэгейский. Его здесь учат до окончания начальной школы, дальше — по желанию. Валерия, дочь Галины, тоже учила, но дальше не захотела, как и многие ее сверстники.
— За «началку» удэгейский язык не выучишь, только основы какие-то, а чтобы в совершенстве им овладеть — надо разговаривать на удэгейском, — размышляет Галина.
Вообще, в их семье есть тяга к языкам: старшая дочь выучила китайский и теперь работает в Шанхае.
— Я ей говорю: теперь ты, как китаянка — и язык, и внешность, — шутит Галина.
Китайцы до 2019 года были частыми гостями в селе, их возвращения в Фулян ждут с нетерпением. Пока же основная масса туристов – жители Владивостока, Хабаровска и даже соседнего городка Лучегорск.
Туристы в Красный Яр стали заглядывать после того, как здесь обосновался национальный парк «Бикин». Появилась не только «точка притяжения», но и минимальная инфраструктура – по всему селу попадаются красивые аккуратные домики из клееного бруса. Это дома для сотрудников парка, гостевые и VIP домики — для приезжих. Потом в такие же домики переехал детский сад, дом быта, больница, пекарня, администрация.
В парке работают 120 человек. Получается, «Бикин» — градообразующее предприятие, учитывая, что в Красном Яре живут чуть более 500 человек.
Стройка, кстати, продолжается. На очереди дома-квартиры для работников и небольшая гостиница. Последний объект у некоторых местных жителей вызывает особенное беспокойство: прямой конкурент получается! Здесь, как и в камчатском селе Эссо, многие зарабатывают, размещая туристов у себя в доме. Сутки такого проживания стоят в среднем 2,5 тыс. рублей с человека, в стоимость входит трехразовое питание.
А кормят здесь на убой! Пельмени (непременно с мясом, которое добыл глава семьи. На веранде в доме, где мы ночевали, непринужденно лежали части добытой косули), вареники, жареные хариус и ленок, папоротник, но лично для нас «вишенкой на торте» стала приправа из цветков китайского чеснока – ее можно есть, простоя намазывая на хлеб (вернее, пампушки, которые заменяют удэгейцам хлеб).
— Кушайте, я сейчас еще сварю пельменей, — говорит Галина.
Ей помогает младшая дочь Валерия, к ней вскоре присоединяются юные туристки, которые дома таким явно не часто занимаются. Получился, эдакий интернационал.
В дом заходит Юра, у него проскальзывает «мама». Немного непривычно, потому что до этого, катая гостей на собачьих упряжках, он называл ее исключительно «Галина».
Сразу за их домом начинается «Тропа охотника-удэгейца» протяженностью около километра. По ней водят туристов, рассказывая о тонкостях охоты и вообще жизни в тайге. Пройтись по тропе, кстати, можно на лыжах: не охотничьих, с камусом, а на современных беговых, что тоже развлечение для туристов.
— А я хочу еще по лесу проложить тропу для собачьих упряжек, чтобы не по дороге катать. В лесу всяко интереснее, может быть, следы увидим или зверя какого, — делится планами Юрий Канчуга.
Следы мы, кстати, увидели — тигриные. Хищник приходил по льду Бикина пару недель назад, «присматривался» к собакам, но нападать не стал, видимо, поняв, что их в вольерах достаточно много.
Жители Красного Яра говорят, что кабана стало мало, вот тигр и стал чаще выходить к селу, как это случилось, к примеру, в Арсеньево. Впрочем, тут же добавляют, что к такому соседству удэгейцам не привыкать.
Прочитать и повторить
Конечно, в Красный Яр мы ехали не наобум, а заранее договорившись о ночлеге и культурной программе. В сети достаточно информации, у кого можно остановиться и кто станет вашим экскурсоводом. Что касается дороги, то она доступна даже для стандартной «легковушки». Кстати, сами жители Красного Яра ездят в Хабаровск через «бамовскую» трассу: она хоть и безлюдная, но короче. Только запаситесь топливом — по пути у вас будет лишь одна несетевая АЗС, примерно 70 километрах от Хабаровска, общий же пробег до Красного Яра (в одну сторону) составит 270 километров.
Сотовой связи по дороге практически не будет, в самом селе работает Билайн.
Далина Болотина, 41 год. Родилась в Петропавловске-Камчатском. В юности с семьей переехала в Сочи, но вернулась на Камчатку – потянуло обратно. Замужем, есть 17-летняя дочь Арианна. Закончила Дальневосточную академию физкультуры и спорта, камчатский филиал. В течение 13 лет работала тренером по фитнесу, йоге, различным направлениям танцев. В настоящее время – популярный на Камчатке мастер декоративно-прикладного искусства.
– Далина, твои огромные панно с очертаниями Камчатки – мой фаворит. Но начинала ты, явно, не с них. С чего все началось?
– Как только появился массовый интернет на Камчатке, в начале 2000-х, я открыла для себя изготовление косметики и большую часть своих средств тратила на материалы. Мастерила по ночам – свечи, мыло, разные сувениры, – а днем преподавала в спортивных секциях, спала по два часа в сутки, но так кайфовала от всего этого! Я так ждала, когда закончатся тренировки, чтобы вернуться домой и начать творить. Всем моим друзьям мои работы нравились, меня подталкивали к открытию магазина, поддерживали. Я открыла магазин, где продавала свой хэнд-мэйд. Вскоре поняла, что это совсем никому не нужно. Если за неделю приходило два-три человека – то хорошо, да и они только смотрели, как в музее. У меня было такое разочарование... Хотелось, конечно, бросить, но я брала себя в руки.
– Как ты справилась?
– Я не могла себе позволить сдаться. Одна женщина попросила меня поработать с ее дочерью, научить рукоделию. Я стала ее обучать, и, со временем ко мне выстроилась огромная очередь на мастер-классы. За два дня я могла заработать на этом около 60 тыс. рублей – это было 11 лет назад. Магазин был пуст, а мастер-классы выстрелили. Сейчас мы постоянно загружены работой.
– Всегда ли у тебя была тяга к творчеству или это случилось «по щелчку»?
– Резкий щелчок. Мои родители очень творческие люди, но у меня не было никакой тяги ни к рисованию, ни к поделкам каким-то. Я всегда была очень активная, не сидела на месте – с ранних лет занималась танцами, но мне не нравилось, как нас там учили, я хотела ставить танцы сама. И первые постановки начала делать в шесть лет, а в восемь уже выступала со своими номерами. А если б мне кто-то сказал, что через какое-то время я буду сидеть на одном месте неподвижно, часами, я бы, мягко говоря, не поверила. Но спустя время творчество украло мое сердце, и я решила завершить тренерскую деятельность. Когда я решила бросить тренировки, мне было стыдно признаваться себе, что я не хочу их вести, а хочу лишь заниматься творчеством. Однажды я прилетела из отпуска и решила, что с преподаванием покончено и настало время полностью отдать себя любимому делу. Свой настоящий путь я начала 11 лет назад. Безумно люблю наш край. Безумно люблю то, чем занимаюсь. Я нашла себя и безмерно счастлива. Понадобилось восемь лет, чтобы меня признали, полюбили, чтобы мои работы были почти в каждом доме на Камчатке.
– Где ты всему обучалась?
– Сначала было тяжело, но я не сдавалась, стремилась к новым знаниям, хотела всегда развиваться, овладевать новыми техниками, постоянно училась. Я влюблялась в какую-то технику, в мастера и прилетала в разные города России на мастер-классы. Пробовала я очень много разных техник – декупаж, скульптурная живопись, ботанический барельеф, марморирование, редизайн мебели, обжиг древесины и многое другое. Все эти техники я применяю. Сейчас у меня много работ, но сердца людей покорили работы с камчатской тематикой. Я, как житель Камчатского края, всегда задавалась вопросом, что же привезти в подарок с Камчатки близким и друзьям, кроме рыбы и икры. Раньше из сувениров привезти было особо нечего. И мне пришла идея создать работы именно для таких целей. Теперь они популярны по всему миру, не только по России и Камчатке. Большинство тех, кто их покупает – это местные жители и те, кто переезжает, и хочет забрать с собой кусочек Камчатки. Везут панно, часы. В месяц мы производим только часов от 50 до 100 штук. Также производим зеркала, брелоки, кожаные обложки с камчатской тематикой, менажницы, подносы – всего не перечислить. С каждым разом я что-то привношу в работы новое, не повторяю того, что было пять лет назад. Делать одно и то же неинтересно.
– Я так понимаю, ты выросла из масштабов студии и стала заниматься более глобальными вещами?
– Сувениры, предметы интерьера – это все прекрасно, но нужно масштабироваться. Я решила продолжить бить в эту точку и создавать уже предметы мебели. Два года назад я обучилась столярному делу в Волгограде. Сейчас я лишний раз платье себе не куплю, но зато покупаю шлифовальную машинку, или фрезерный станок, или погружную пилу, сейчас присматриваю себе ЧПУ-установку. Студия продолжает работать, и сейчас развивается цех, где мы производим мебель и предметы мебели из ценных пород дерева и эпоксидной смолы. Есть план выйти на дальневосточный рынок, а потом на российский. Мы производим и маленькие столики, и огромные трехметровые столы, люстры из дерева, входные или межкомнатные двери, подоконники, барные стойки, стеллажи и многое другое. Тему Камчатки я и в мебели я пытаюсь сохранить. В цеху мы также начали давать мастер-классы – люди могут прийти и сами сделать себе, скажем, дверь.
– Девушка-столяр? Прекрасно! Муж помогает в работе?
– Он гордится мной. Дима всегда ездил со мной по разным городам, где я обучалась. Помогает, конечно: что-то привезти-отвезти, поддерживает меня и – не мешает.
– Что влияет на твое вдохновение?
– Вдохновение я черпаю в нашей невероятной камчатской природе. Это находит свое отражение в работах. Также новые идеи приходят часто в поездках. Я много путешествую и оттуда приезжаю всегда с новыми идеями. Мое вдохновение ответило мне признанием. Признание – это ведь не только, когда люди говорят, что им нравится, но это еще и доход. Теперь я понимаю, что люди меня оценили, что им это нужно. Я благодарна каждому человеку, который пришел ко мне и оценил мое творчество.
- Что для тебя творчество?
- Это смысл моей жизни.
Если ваш ребёнок начал вдруг здороваться с деревьями, кустами и лианами, значит он прочитал книгу «Здравствуйте, дерево» – историю городского подростка, который оказался один на один с незнакомой и потому тревожной тайгой, и на помощь которому пришла Девочка-Кабарга. Корреспондент Eastrussia расспросил коллектив авторов, как им такое пришло в голову.
– Илька обычный городской пацан. Природу не любит, любит свой телефон, лазить в интернете, рубиться в игры. И есть у Ильки дедушка, который вытаскивает своего внука на рыбалку, – рассказывает завязку приключений хабаровская художница Яна Джан-Ша, автор проекта и иллюстратор книги «Здравствуйте, дерево». – Вот приплыли они на место, вышли на берег рыбачить, а лодка, которую неумёха Илька плохо привязал к коряге, отвязалась и уплыла. Интернета нет, связи нет, дедушка уходит искать помощь, а Илька поднимается на сопку, надеясь, что наверху, может быть, поймает сигнал. Сигнал не поймал, но встретил девочку-кабаргу, которая помогает Ильке с помощью растений выбраться из леса. Растения их кормят, дают советы, делятся энергией… Вот такая история.
Написать «Здравствуйте, дерево» Яна Джан-Ша придумала после того, как её предыдущий проект – набор открыток с персонифицированными рисунками дальневосточных дикоросов «Суперрастения Хабаровского края» (см. материал EastRussia «Траву надо знать в лицо») – пустил корни, стал ветвиться… словом, превращаться в отдельную вселенную. По условию гранта наборы открыток направлялись в школы Хабаровского края, оттуда писали-звонили учителя и помимо восторженных отзывов про сами открытки спрашивали: «А нет ли возможности визуализировать их, как-то оживить? Поставить, например, спектакль, сценку, в общем, чтобы сделать из плоской картинки объёмное действо?».
Такие вопросы художница, конечно, же задавала сама себе, ещё рисуя открытки. Была мысль сделать мультипликационный фильм, но после консультаций с погруженными в анимационную сферу профессионалами стало ясно – это план на будущее. Очень не просто его реализовать. А вот книга просто напрашивалась. Тем более, что и открытки имели не только визуальный посыл: на обратной стороне напечатана информация о растении.
– Сначала думала сделать такой иллюстрированный справочник-атлас со схемами, инфографикой – говорит Яна. – Но потом поняла, что не готова, что это совсем другой объем работы, сроки, экспертная работа. Поэтому мы решили сфокусироваться на истории, которую можно трансформировать в сценарий мультфильма или спектакля.
Написать книгу – та ещё задача. Издать её не менее проблематично. Если только ты не именитый автор, за спиной которого нетерпеливо переминается представитель издательства, или если у тебя есть в запасе чемодан денег – в таких случаях можно творить без оглядки «бытовые мелочи». С просветительской литературой, а «Здравствуйте, дерево» именно этот жанр, сложнее: коммерческий спрос невелик, хотя потребность в таких книгах безусловно существует. Поэтому и было решено подать заявку на грант в Президентский фонд культурных инициатив.
– Во-первых, у нас нет опыта работы с издательствами, а напечатать сами книгу в типографии – это дорого, – рассказывает Алла Джан-Ша участница проекта, автор текста книги «Здравствуйте, дерево». – Во-вторых, и это важно – книга будет бесплатно распространяться по школьным библиотекам, досуговым и туристическим центрам. Это условие гранта, и это наш посыл тоже – проект некоммерческий, он не про «заработать». Мы пишем книгу, которая, как нам кажется полезна, которая решает разные задачи, и государственные в том числе.
Мы за то, чтобы молодое поколение лучше знало и любило свою малую и такую большую родину – Дальний Восток. В этом заинтересовано и государство. Мы своей заявкой говорим: «Смотрите, мы хотим написать вот такую книгу, у нас есть для этого компетенции, есть команда. Не хотите ли вы профинансировать её создание?». В итоге эксперты Президентского фонда культурных инициатив посчитали наши доводы убедительными и дали нам финансирование. Кстати, две трети выделенных средств уйдут как раз на издание книги. Зарплата участников символическая.
Имея богатый опыт в составлении заявок на гранты – Алла Джан-Ша известный в Хабаровске и за его пределами общественный деятель, один из инициаторов проведение фестиваля любительского кино «Точка возврата», проекта «Бери ресурс» и др. – мама Яны взялась помочь со сбором необходимого пакета документов, но в ходе обсуждений идеи книги, её формата вдруг оказалась её создателем в части литературной основы.
– Саму историю для книги обсуждали и создавали вообще-то втроём – подключили ещё Рому Овсейчука: он дока в плане построения сюжетных линий, драматургии, – продолжает рассказ Алла Джан-Ша. – Сидели, пытались создать правдоподобную историю, как мальчик попал в лес, чем ему помогают растения. Мы же хотели, чтобы интересно получилось. Интересовались: что нравится сейчас детям, подросткам. Вспомнили, что сейчас популярны вселенные, персонажи, которые обладают сверхспособностями. Думали – с кем может себя ассоциировать читающий ребёнок? Когда всё обсудили и придумали, осталось только изложить всё литературным языком, и оказалось, что из нашей троицы это у меня к этому больше способностей. Так вот нежданно-негаданно я стала детским писателем.
В художественное повествование вплетена информация от десяти экспертов, которые рассказывают о свойствах растений, о важности ценить природу пока она ещё есть, чтобы не горевать по утраченным представителям флоры и фауны.
Книга должна увидеть свет до конца 2023-го года, но некоторые её герои уже вышли в свет. Они поселились на стенах Хабаровского краевого музея имени Гродекова. По приглашению проекта «Метацентры» из Владивостока Яна Джан-Ша и её друзья-художники Ника Платоника и Сергей Маузер создали мурал с персонажами вселенной «Кабарга.Дикоросы».
– Это пять картин с ботаническими героями, – рассказывает Яна. – А так как я чуть-чуть китаец, то позволила себе взять традицию символизма и пожеланий. Например, кедр с лимонником желают долголетия, лотос с ивой – счастья, сопки, укрытые тайгой — пожелание успехов в карьере, чтобы дела шли в гору. Фрукты с дальневосточных плодовых деревьев и ягоды символизируют изобилие, а морская ламинария и другие водоросли дарят радость.
Кстати, кроме бумажной книги, есть ещё и сайт, который поможет ближе познакомиться со вселенной «Кабарги-травника».
– И вот ещё какой момент: по сюжету книги история Девочки-Кабарги непонятна, – говорит Яна Джан-Ша. – я буду просить читателей предположить, что у неё за судьба, кто она, откуда. И, возможно, появится новый рассказ, новая история.