Народный артист России Александр Михайлов навестил родное село своей матери в Забайкалье
«В Урлук надо попасть обязательно», – актёр Александр Михайлов ранним утром в аэропорту Читы смотрит на расписание неблизкого перелёта из Читы в село Красный Чикой и в тот же день – обратно.
Красный Чикой – это юго-запад Забайкальского края. Михайлов, с супругой Оксаной и дочерью Мирославой хотят за несколько часов объехать три села, встретиться с жителями. Урлук – небольшое село в Красночикойском районе, где родилась мать артиста, Степанида Наумовна.
«Восемь лет там не был, дочку на этот раз взял, чтобы побывала на родине бабушки», – объясняет артист организаторам, которые уже перекраивают маршрут, чтобы сделать круг длиной в полтора часа по чикойской тайге, лишь бы добраться до маленького села, ради которого Александр Яковлевич летел шесть часов от Москвы до Читы.
Дочери Михайлова Мирославе 21 год, она не застала бабушку, которая в молодости так лихо играла на балалайке после работы, что каждый раз, вспоминая про это, актёр утирает слёзы или задумчиво щурится. Мама… Съездить к ней на родину сегодня важнее важного, и крохотный самолёт с нарисованной на борту веткой розового багульника на борту взмывает в небо, в котором почти ни облачка.
Самолёт поворачивает над древней рекой Чикой, чьи синие рукава здесь, на юго-востоке края, стали пристанищем для старообрядцев-раскольников, переселенных из Речи Посполитой в Восточную Сибирь и Забайкалье в 30-х годах 18 века. Веками старообрядческие семьи вели замкнутый образ жизни, не подпуская к своим традициям никого из посторонних и тем самым сохранив и уникальный фольклор, и рецепты, и историю своих семей, передававшуюся из уст в уста.
Предки Александра Михайлова – как раз из них. Прадед и прабабка актёра, Тимофей Ксенофонтович и Александра Александровна, в девичестве носившая фамилию Овчинникова, из-за старообрядческой веры не стали венчаться в урлукской церкви, сделав это в 1870 году в нижне-нарымской единоверческой. Сохранились сведения о том, что у них было пятеро детей: четыре дочери и сын Наум.
В начале 20 века Урлук был огромной, образовавшейся из нескольких слобод, деревней, где жили почти 60 семей Михайловых. Часть из них придерживалась православия, а часть – старообрядческой веры.
Наум Михайлов женился, когда ему было 23 года, в 1901 году. Его избранницей стала 21-летняя Феодосья, дочь крестьянина-старообрядца Иллариона Верхушина. Венчали молодых 9 ноября в урлукской Пророко-Ильинской церкви. Прожил Наум Михайлов недолго. Он скончался 17 марта 1921 года, оставив жену дочерьми Нинилой, Натальей и Стефанидой. Ниниле в 1923 году было 18 лет, Наталье 11, маленькой Стеше - 9. Именно о ней и будет с нежностью вспоминать Александр Яковлевич, рассказывая, как мать Стефанида Наумовна звала его Шуркой.
Красный Чикой и Архангельское
Самолёт приземляется на огромное, усыпанное одуванчиками поле. У взлётной полосы актёра и его семью уже ждут женщины в старинный семейских нарядах: ярких, цветастых платьях, на которых богатствами лежит по несколько крупных нитей бус, в расшитых кичках - головных уборах.
«Вы мои-то», - ускоряет к ним шаг Александр Михайлов.
«Приехал наш родной!» - на шаг вперед из толпы выходит звонкоголосая бабушка, которая обнимает актера. Михайлова в забайкальских, а особенно в красночикойских и могойтуйских краях не просто любят - считают за своего, каким, собственно, всю жизнь и остается актер, постоянно приезжающий на малую родину.
«Вставай в хоровод!» - звенит прямо над полем сквозь песню, которую ансамбль приготовил для гостей.
Через 10 минут, улыбчивые, разгоряченные только что остановившимся кружением, гости садятся в машину, чтобы через полчаса оказаться в избе-музее семейского крестьянина в селе Архангельском.
Здесь, за деревянными старыми, но ладными воротами как будто попадаешь на 100 лет назад: на кольях у огорода сушатся глиняные горшки, перед крыльцом стелется зеленью лужайка, у калитки - зацветает черёмуха, а из приоткрытой двери сарайчиков видны то огромные бочки под капусту, то лохань для ее засолки, то деревянные грабли или седло.
В старой русской печи только что напекли пышных чикойских блинов.
«Ох, какие!» - заходит в избу Михайлов.
«Хотите, сами блин испечь можете, немного теста ещё осталось, а сковорода горячая», - речитативом выдает хозяйка усадьбы.
Конечно, он хочет.
В два шага подходит от порога к сковороде, спокойно наливает блин.
«А теперь вот туда пододвигаем, он сейчас быстренько», - помогает гостю хлопотливая хозяюшка.
Блин растет от сильного печного жара и правда быстренько. Вот зарумянился, вот поднялся, а гости еще только усаживаются за большой, богатый стол, на котором дымит картошечка со шкварками от сала, спокойно, чинно стоит наливка на ягоде, горкой отдыхают оладьи с угощением к ним из мельченых кедровых орехов и вздыхают блины, которые обязательно надо поженить со сладковатой тертой черемухой. Вкусно - не отойти!
«За окноооом черёмуха колышется», - запевает кто-то после первой приветственной, и на глазах у Александра Яковлевича, который недавно рассказывал, как его закалила жизнь и сколько он всего повидал, выступают слезы. Песня из детства, из родной деревни, когда ты дома и когда мама - жива.
О том, что Михайлов заторопился, можно понять по тому, как часто он поглядывает на жену Оксану. Она внимательно, с легкой улыбкой слушает поющих бабушек, но видно: взгляды мужа замечает. До самолета осталось несколько часов, впереди встреча в районном доме культуры в Красном Чикое и неблизкая дорога в Урлук, куда обязательно нужно успеть.
Прощаются, фотографируются и обнимаются.
Несмотря на спешку и скорость, по дороге в Чикой Александр Яковлевич просит остановиться. Выходит, садится у воды и омывает лицо из реки, дававшей жизнь многим поколениям его предков. Несколько секунд сидит в тишине.
«Пора!» - решительно поднимается все такой же высокий, сильный, как в молодости.
На встрече с чикоянами потом пошутит: «Я дал себе обещание до 88 лет дожить без маразма, а там как Бог даст. То есть ещё десять лет есть».
Из дома культуры в Красном Чикое, кстати, после теплого, душевного разговора с людьми и песен пришлось едва ли не убегать в две-три торопливых затяжки на крыльце, иначе народ бы не отпустил, так хотели поговорить еще.
«И поговорил бы! Но - Урлук», - Михайлов вздыхает и прыгает в машину.
Родное село встречает его пасмурным небом без дождя. Перво-наперво вся семья заходит в местную церковь, и только потом, спустя 20-30 минут, едет на ту самую улочку, где родилась бабушка Мирославы, дочки Александра Михайлова, и жили ее прадед с прабабушкой.
«Основания тут не было, дома давно нет», - рассказывают местные жители Александру Яковлевичу, показывая на постройки у домов, возведенных, кажется, уже после Великой Отечественной.
Единственное, что осталось здесь от его семьи - посаженная дедом или прадедом Михайлова лиственница, которая сейчас находится за заборчиком в палисаднике.
«Она», - дрогнувшим голосом говорит народный артист России.
Заходит через старую калитку, гладит дерево: «Ну, здравствуй».
Потом оборачивается: «Я же восемь лет назад, когда тут был, сухую веточку у нее сломил, в Москву привез. Мы ее в воду поставили, и ветка зазеленела».
«Возьмем родной земли», - говорит Александр Михайлов, а потом обнимает дочь, встает родной листвяночке, да так и стоит.
Перед отъездом сопровождавшие его отошли к машинам. Высокий, статный Александр Михайлов стоял у огромного дерева один, склонив голову, и казался совсем маленьким. Он гладил лиственницу по шероховатой коре и, кажется, обещал ей вернуться.
Юлия СкорняковаЗа несколько дней до дня «Д»...
«Четыре колонны из десятков гостей фестиваля выстроятся и с четырех углов площади двинутся друг другу навстречу, чтобы слиться посередине», – режиссер Александр Малханов из Улан–Удэ раскладывает на столе наброски. На его пассы руками можно смотреть долго – это красиво настолько, что кажется, он не объясняет план праздника, а колдует над листами бумаги, чтобы там появились и ожили картинки.
«Идти будут медленно, – продолжает Малханов, – понесут флаги и изображения родов. Каждый шаг – в аккорд песни «Гимн Чите», которую в этот момент на сцене будет исполнять Дмитрий Ревякин, лидер группы «Калинов мост»...
Даурия – это земля, родившая Чингисхана, с шумящими ковылём степями, качающими макушками в перелесках берёзами и тенистыми сосново-пихтовыми лесами. Это суровая земля, дети которой славились храбростью, решимостью и умением жить в мире с природой и ее законами. В ее честь и был назван фестиваль-конкурс культурного наследия, который в этом году проводится впервые.
Открылся конкурс 19 мая плановыми прослушиваниями. Только на очный его этап заявились больше тысячи человек – это они четырьмя колоннами пошли навстречу друг другу по площади Ленина. Всего же к вечеру 18 мая на очный и заочный этапы поступило больше 4 тысяч заявок из Белоруссии, Китая, Монголии, Республики Хакассия, Бурятии, Санкт-Петербурга, Хабаровска, Барнаула, Белгорода, Красноярска и других городов – всего за гран-при в 100 тысяч рублей боролись представители 25 регионов России и зарубежья.
Рано утром передали снег. Жители Забайкальского края повздыхали: «Где весна–то», но с погодой не поспоришь. Других вариантов резко–континентальный климат не оставляет.
Над троллейбусами, маршрутками и легковыми автомобилями в пасмурном небе, то и дело сыпавшем холодными каплями, пролетел самолёт из Москвы, откуда до Читы – 6 часов лету.
В аэропорту выстроились артисты, готовые с песней пуститься в пляс, встречая гостей фестиваля – уроженца Забайкалья певца Дмитрия Ревякина и артистов известного в России этно-музыкального проекта Zventa Sventana Тину Кузнецову и Юрия Усачева.
Самолет сделал круг над городом – толпа в аэропорту колыхнулась к дверям в зал прилета – и улетел прочь. В Чите из–за погодных условий запретили посадку и самолет ушел на запасной аэродром в город Улан–Удэ в Бурятию. Онлайн–карта погоды показывала огромное бурое пятно непогоды, которое начиналось где–то между Красноярском и Иркутском.
«Погода нам устраивает такие же конкурсные испытания, что сейчас на двух площадках – в драматическом театре и в центре «Родина» – проходят наши артисты. Мы готовы ко всему. Творческие люди, люди культуры в любую погоду готовы делиться эмоциями и творчеством», – днём 19 мая одна из организаторов «Даурии» Олеся Петунина улыбалась в камеру, но только запись закончилась – стала серьезной, сосредоточенной и расстроенной.
К тому моменту возвращение самолета с артистами в Читу переносили трижды, стартовую пресс–конференцию с ними пришлось отменить, а на сцену петь «Гимн Чите» ансамбль «Забайкальские узоры» вышел без Дмитрия Ревякина, который в этот момент был на расстоянии полутора часов лёта от столицы Забайкалья.
Добраться до Читы артистам-гостям фестиваля удалось в середине ночи 20 мая.
Жара. Самая настоящая, почти летняя, прогревающая до самых косточек замерзших вчера забайкальцев, которые уже к полудню разомлели на солнце, забыв вчерашние осенние пуховики и нарядившись в легкие платья и футболки.
На площади Ленина развернулась шумная торговля предметами народного промысла: кто-то наливал тягучий, пахнущий знойной пасекой мёд, кто-то предлагал попробовать масло абрикосовой косточки холодного отжима, кто-то показывал покупателям технику плетения огромного подвесного кресла – рядом с уже готовым образцом.
Зоя Николаевна Кузьмина с мужем выставили стол, и полки, на которых расставили бессчетные лукошки, вазы и плошки, сплетённые из лозы.
«Вышли на пенсию, и надо было чем–то новым заниматься, себя увлечь. Особенно муж загорелся: посмотрел уроки, выучил технику заготовки лозы. Она лучше всего в междуречье, у дорог. Правда, в прошлом году во время ремонтов много в наших местах срезали – когда восстановится? А речная нет, плохая, ломкая сильно», – объясняет она.
Покупатели разбирают корзинки, думая, что вот–вот, всего–то через полтора–два месяца начнётся сезон грибов и ягод, и вот тогда–то пригодятся эти плетеные солнечно–легкие короба.
Сюда же на площадь Ленина, взрыкивая моторами, въезжают сотни байкеров – это участники мотоклубов из Могочи, Улан-Удэ, Монголии.
Мотосезон открыт, но почти все байкеры остаются на площади - начинается этно-подиум «Даурские сезоны» – единственный в Сибири и на Дальнем Востоке показ народной моды.
«Модели народных костюмов для выступлений ансамбли часто скачивают из интернета, а там практически одни и те же модели. Именно поэтому совершенно разные коллективы оказываются так похожи друг на друга. А хочется, чтобы люди показали, что есть новые идеи и новые решения, чтобы вместо старых похожих костюмов появились особенные, – рассказывал на одной из первых встреч по организации «Даурии» режиссер Александр Малханов.
Вторым пунктом его плана по «Даурским сезонам» было желание показать, что одежду с народными элементами можно носить в повседневной жизни и что это будет не менее модно и красиво.Постепенно во весь центр площади выстраиваются два огромных хоровода – это и участники выступления, и обычные читинцы, поддержавшие акцию «НАрядись в НАродное». Как только на сцену под первые такты «Под горою мак» выходит Тина Кузнецова хороводы начинают кружиться, постепенно рассыпаяс ручейками по аллеям площади.
Где–то на последних аккордах рядом с площадью снова зарычали мотоциклы. Колонной подъезжают к сцене, и с первого спрыгивает министр культуры Ирина Левкович в чёрной кожаной куртке. Поднявшись на сцену она берёт в руки огромного деревянного орла: так начинается церемония закрытия фестиваля и объявление его победителей.
Орла в номинации «Учитель и ученик» вручили Наталье Рюмкиной и Василисе Немеровой из Читы.
Читинский детский ансамбль танца «Росинки» получил специальный приз от лидера группы «Калинов мост» Дмитрия Ревякина. Певец вручил представителю творческого коллектива огромную USB–колонку.
«Росинок» знаю с первой «Даурии», сразу стали любимцами», – признался Дмитрий Ревякин.
Полиэтничный коллектив в середине 80–х годов создал заслуженный деятель искусств России Виктор Китов. Артисты «Сувенира» дали более 500 концертов за рубежом, выступив в Швеции Австрии, Англии Франции, Турции, Венгрии, Германии, Канаде, Италии. Были они в Малайзии, США, Монголии, Польше и Румынии.
В конце 1990–х «Сибирский сувенир» по «нетворческим причинам», как говорится на сайте ансамбля, распался. Возродить его удалось только осенью 2016 года. Руководит коллективом его бывший артист, а сейчас известный композитор, аранжировщик, музыкант и педагог Олег Шаренда.
Сразу после награждения в краевой филармонии концерт дал коллектив Zventa Sventana. На следующий день, 21 мая, настал черёд сольника Дмитрия Ревякина.
«Мы пели, танцевали, смотрели и даже катались на байках, наряжались в народное, омывались святым дождем, загорали под палящим солнцем, подпевали Тине и группе «Калинов мост», учились у лучших и спорили с жюри. В общем, мы фестивалили. И это было здорового! «Даурия–2024» будет еще круче!» – написал Александр Малханов у себя на странице во «ВКонтакте» после завершения фестиваля.
Из хоккея в кино
Максим Арбугаев родился в 1991 году в семье учителей в небольшом якутском посёлке Тикси, расположенном на берегу Моря Лаптевых. Позже будущий режиссёр вместе с родителями и старшей сестрой Евгенией переехал в Якутск, а в десять лет покинул родной дом, чтобы начать профессионально заниматься хоккеем. В двадцать лет понял, что в жизни пора делать следующий шаг и поступил во ВГИК. Во многом на этот выбор повлияла Евгения, к тому времени успешно занимавшаяся фотопроектами, посвящёнными Северу. Сестра взяла Максима на фотопроект для National Geographic – «Охотники на бивни мамонтов». Именно тогда молодой человек впервые взял камеру в руки и влюбился в этот процесс.
«Во время учёбы во ВГИКЕ очень большое влияние на меня оказал польский кинематограф 60-70-х годов. Из режиссёров могу выделить Кшиштофа Кесьлёвского, а также его коллег документалистов, порой авторов всего одного-двух фильмов. Мне нравится, что каждый выверенный кадр в этих фильмах – как фотография, операторы за счет ракурса и плана создают конфликт внутри кадра, драматургия здесь достигается визуальными эффектами без использования интервью. Во многом для меня польские режиссёры того времени являются ориентиром в профессии», – рассказывает режиссёр.
Герой документа
Главный герой «Выхода» – учёный и биолог Максим Чакилев, переехавший на Чукотку из Пермского края. На протяжении 12 лет Чакилев наблюдает за крупнейшим в мире лежбищем моржей, расположенном на мысе Сердце-Камень, фиксирует сроки миграции и численность животных. Результат его работы – подготовка материалов, обосновывающих квоты коренным жителям.
Сердце-Камень – скалистый мыс на северо-востоке Чукотского полуострова, на побережье одноимённого моря, в 11 километрах от Энурмино. Чукотское название – Пыттэлгыянраквын, что означает «отдельный камень на конце вытянувшегося мыса». На побережья мыса в 2009 году учёные зафиксировали крупнейшее в мире лежбище тихоокеанских моржей, где собралось 97 тысяч особей – это порядка 80% мировой популяции животных.
«Когда мы с Евгенией впервые познакомились с Максимом, то увидели, что человек полностью отдаётся своей профессии, такие герои всегда притягивают внимание. Сразу после университета Максим отправился на Чукотку и теперь там постоянно живёт. Мониторинг моржей – его внутренняя миссия как ученого и биолога. Для нас самое важное в герое – внутренняя харизма, и Максим ей определённо обладает. Мы встретились с ним, пообщались и решили, что его история интересна именно в формате документального кино», – рассказывает Максим Арбугаев.
Путь к первому фильму
Для Максима и Евгении Арбугаевых фильм «Выход» стал дебютным в режиссуре. До этого Максим работал на многих проектах как оператор.
Первый выезд в Энурмино состоялся в 2018 году. Тогда Евгения работала над своим большим фотопроектом о жизни коренных народов Севера, где Чукотка была важной частью. О лежбище и Чакилеве рассказали морские охотники – показали фото и видео огромного скопления моржей, чем крайне шокировали гостей, не знавших о таком северном феномене.
Через год Максим и Евгения вернулись на Чукотку и провели рядом с учёным две недели. В 2020 году во время пандемии ребята уже приехали сюда, чтобы снять фильм.
«Первая поездка очень сильно помогла нам подготовиться. В документальном кино ты не всегда можешь предугадать дальнейшие перипетии сюжета. Во время самих съёмок мы наблюдали и придерживались определённой драматургии, делали заметки. А уже потом на монтаже выстраивали картину в единое целое, создавали повествование. У нас стиль скорее поэтический, потому что мы сами родом с Севера, для нас это близкая тема. Мы закладывали в картину много наших внутренних эмоций, чувств», – вспоминает Максим Арбугаев.
Во время съёмок Максим и Евгения Арбугаевы чувствовали себя на Чукотке как дома, что помогло глубоко понять и выразить на экране сильную энергетику северного пространства. По словам режиссёра, родители заложили в него любовь к природе, родным просторам и тундре, поэтому все природные и бытовые условия были ему знакомы. Режиссёр буквально кожей чувствовал пространство и его проблемы.
Моржи в опасности
Самый важный месседж «Выхода» – экологический. Максим Арбугаев рассказывает, что в последние годы видит, как сильно меняется климат в Арктике, глобальное потепление сильно влияет как на животных, так и на людей.
«Многие природные процессы стремительны. Льды тают и это большая трагедия, которую мы ещё пока не особо ощущаем. Через несколько десятков лет вполне возможно, что ледовое пространство начнёт сильно сокращаться, что существенно повысит уровень воды в Мировом океане. В фильме мы передали то, что происходит с моржами, вынужденными чаще выходить со льда на землю, вследствие чего некоторые из них погибают в давке. Моржи – уникальны и когда я увидел такое скопление животных, то долго не мог поверить своим глазам, что существует такое чудо», – рассказывает документалист.
По его словам, любое документальное кино – документ времени, который создаётся для будущих поколений. И если моржи всё же исчезнут через десятки лет, то в «Выходе» ещё можно будет увидеть, как эти удивительные животные собирались на лежбище. Но ещё важнее, что через этот документ можно заявить о самой проблеме и постараться её решить, пока не стало совсем поздно.
Герой нашего времени?
Максим Арбугаев признаётся, что уже давно ищет ответ на вопрос, кто сегодня является героем нашего времени. Если раньше это были известные барды или космонавты, то сейчас на их месте, по крайней мере, в медийном плане, образовалась пустота. И возможно, такие незаметные широкой публике люди как Чакилев, сейчас и стали этими героями. Но героями эпохи уходящей.
«Я восхищён работой Максима, его энтузиазмом, любовью к животным и миссией, которую он несёт как ученый. Сегодня немногих людей можно привлечь работать на Север. Здесь остаются только люди с сильным характером. И в Арктике работают очень интересные специалисты в сфере метеорологии, океанологии, геологии и палеонтологии. Они вносят большую лепту в саму историю, собирая данные для будущих поколений. Насколько я вижу и чувствую, эти люди преданы своей профессии и любят её. Но, на мой взгляд, это уже отголоски романтики Севера, она постепенно угасает. И для нас с Евгенией важно рассказывать истории таких людей», – считает Арбугаев.
В фильме Максим Чакилев – немногословный наблюдатель, следящий за жизнью и состоянием животных. И большое режиссёрское мастерство заключается в том, что авторы показывают, как главный герой крайне органичен в окружающем его пространстве. Он – один из «жителей» этого невероятного места. В одном кадре учёный бродит по пустынному пляжу, в следующем – уже окружен моржами, которые воспринимают его как собрата, а еще через кадр Максим безмолвно оплакивает маленького сироту, оставшегося без матери и самостоятельно ушедшего в большую жизнь. Чакилев – такая же часть этого пространства, как моржи, море и скалы. И в этом картине, несмотря на современную проблематику, есть нечто магически вневременное.
Оскар как стимул
Для авторов «Выхода» номинация на «Оскар» стала полной неожиданностью. Фильм начал жить самостоятельной фестивальной жизнью сразу после премьеры на Берлинале в феврале прошлого года. Далее «Выход» показали более чем на 30 различных международных кинофестивалях, и картина собрала много наград, а американские киноакадемики номинировали фильм на «Оскар».
«Особенно приятно удивило то, что в нынешней непростой политической ситуации творчество может существовать вне политики. Номинация стимулирует меня как автора и показывает, что наша работа крайне важна, а фильм дошёл до широкого зрителя», – считает режиссёр.
Сейчас Максим Арбугаев вместе с коллегой Владимиром Мункуевым завершил съёмки своего первого игрового фильма – «Кончится лето» с Юрой Борисовым. В продюсерах у картины значится довольно известный отечественный кинодеятель Борис Хлебников, с которым Максим познакомился в родной Якутии. Премьера ленты назначена уже на текущее лето.
Горизонтальность Канчаланской низменности нарушают вспученные бугры - невысокие, но многочисленные увалы. Один из них носит немудренное название «Низкие холмы». От невысокой горной гряды возле поселка Шахтерского до этих Низких холмов 13-15 км. - сущее наказание для путника летом и восхитительнейший «автобан» для лыжника зимой.
Мне нравится гулять на лыжах в этих местах, впереди - снежная пустыня, сзади темно-белым трафаретом отпечатан силуэт Золотого хребта. Эти низины, густо усеянные озерами и болотами, - птичье царство. Неудивительно, что в этой неширокой долине одна из самых высоких концентраций балков в районе Анадыря. Но сейчас, зимой, здесь никого. Балки под самую крышу зацементированы снегом. Но нам они в общем-то не особенно нужны, мы вышли на лыжную прогулку - первый совместный лыжный тренинг перед весенней лыжной экспедицией.
«В Урлук надо попасть обязательно», – актёр Александр Михайлов ранним утром в аэропорту Читы смотрит на расписание неблизкого перелёта из Читы в село Красный Чикой и в тот же день – обратно.
Красный Чикой – это юго-запад Забайкальского края. Михайлов, с супругой Оксаной и дочерью Мирославой хотят за несколько часов объехать три села, встретиться с жителями. Урлук – небольшое село в Красночикойском районе, где родилась мать артиста, Степанида Наумовна.
«Восемь лет там не был, дочку на этот раз взял, чтобы побывала на родине бабушки», – объясняет артист организаторам, которые уже перекраивают маршрут, чтобы сделать круг длиной в полтора часа по чикойской тайге, лишь бы добраться до маленького села, ради которого Александр Яковлевич летел шесть часов от Москвы до Читы.
Дочери Михайлова Мирославе 21 год, она не застала бабушку, которая в молодости так лихо играла на балалайке после работы, что каждый раз, вспоминая про это, актёр утирает слёзы или задумчиво щурится. Мама… Съездить к ней на родину сегодня важнее важного, и крохотный самолёт с нарисованной на борту веткой розового багульника на борту взмывает в небо, в котором почти ни облачка.
Самолёт поворачивает над древней рекой Чикой, чьи синие рукава здесь, на юго-востоке края, стали пристанищем для старообрядцев-раскольников, переселенных из Речи Посполитой в Восточную Сибирь и Забайкалье в 30-х годах 18 века. Веками старообрядческие семьи вели замкнутый образ жизни, не подпуская к своим традициям никого из посторонних и тем самым сохранив и уникальный фольклор, и рецепты, и историю своих семей, передававшуюся из уст в уста.
Предки Александра Михайлова – как раз из них. Прадед и прабабка актёра, Тимофей Ксенофонтович и Александра Александровна, в девичестве носившая фамилию Овчинникова, из-за старообрядческой веры не стали венчаться в урлукской церкви, сделав это в 1870 году в нижне-нарымской единоверческой. Сохранились сведения о том, что у них было пятеро детей: четыре дочери и сын Наум.
В начале 20 века Урлук был огромной, образовавшейся из нескольких слобод, деревней, где жили почти 60 семей Михайловых. Часть из них придерживалась православия, а часть – старообрядческой веры.
Наум Михайлов женился, когда ему было 23 года, в 1901 году. Его избранницей стала 21-летняя Феодосья, дочь крестьянина-старообрядца Иллариона Верхушина. Венчали молодых 9 ноября в урлукской Пророко-Ильинской церкви. Прожил Наум Михайлов недолго. Он скончался 17 марта 1921 года, оставив жену дочерьми Нинилой, Натальей и Стефанидой. Ниниле в 1923 году было 18 лет, Наталье 11, маленькой Стеше - 9. Именно о ней и будет с нежностью вспоминать Александр Яковлевич, рассказывая, как мать Стефанида Наумовна звала его Шуркой.
Красный Чикой и Архангельское
Самолёт приземляется на огромное, усыпанное одуванчиками поле. У взлётной полосы актёра и его семью уже ждут женщины в старинный семейских нарядах: ярких, цветастых платьях, на которых богатствами лежит по несколько крупных нитей бус, в расшитых кичках - головных уборах.
«Вы мои-то», - ускоряет к ним шаг Александр Михайлов.
«Приехал наш родной!» - на шаг вперед из толпы выходит звонкоголосая бабушка, которая обнимает актера. Михайлова в забайкальских, а особенно в красночикойских и могойтуйских краях не просто любят - считают за своего, каким, собственно, всю жизнь и остается актер, постоянно приезжающий на малую родину.
«Вставай в хоровод!» - звенит прямо над полем сквозь песню, которую ансамбль приготовил для гостей.
Через 10 минут, улыбчивые, разгоряченные только что остановившимся кружением, гости садятся в машину, чтобы через полчаса оказаться в избе-музее семейского крестьянина в селе Архангельском.
Здесь, за деревянными старыми, но ладными воротами как будто попадаешь на 100 лет назад: на кольях у огорода сушатся глиняные горшки, перед крыльцом стелется зеленью лужайка, у калитки - зацветает черёмуха, а из приоткрытой двери сарайчиков видны то огромные бочки под капусту, то лохань для ее засолки, то деревянные грабли или седло.
В старой русской печи только что напекли пышных чикойских блинов.
«Ох, какие!» - заходит в избу Михайлов.
«Хотите, сами блин испечь можете, немного теста ещё осталось, а сковорода горячая», - речитативом выдает хозяйка усадьбы.
Конечно, он хочет.
В два шага подходит от порога к сковороде, спокойно наливает блин.
«А теперь вот туда пододвигаем, он сейчас быстренько», - помогает гостю хлопотливая хозяюшка.
Блин растет от сильного печного жара и правда быстренько. Вот зарумянился, вот поднялся, а гости еще только усаживаются за большой, богатый стол, на котором дымит картошечка со шкварками от сала, спокойно, чинно стоит наливка на ягоде, горкой отдыхают оладьи с угощением к ним из мельченых кедровых орехов и вздыхают блины, которые обязательно надо поженить со сладковатой тертой черемухой. Вкусно - не отойти!
«За окноооом черёмуха колышется», - запевает кто-то после первой приветственной, и на глазах у Александра Яковлевича, который недавно рассказывал, как его закалила жизнь и сколько он всего повидал, выступают слезы. Песня из детства, из родной деревни, когда ты дома и когда мама - жива.
О том, что Михайлов заторопился, можно понять по тому, как часто он поглядывает на жену Оксану. Она внимательно, с легкой улыбкой слушает поющих бабушек, но видно: взгляды мужа замечает. До самолета осталось несколько часов, впереди встреча в районном доме культуры в Красном Чикое и неблизкая дорога в Урлук, куда обязательно нужно успеть.
Прощаются, фотографируются и обнимаются.
Несмотря на спешку и скорость, по дороге в Чикой Александр Яковлевич просит остановиться. Выходит, садится у воды и омывает лицо из реки, дававшей жизнь многим поколениям его предков. Несколько секунд сидит в тишине.
«Пора!» - решительно поднимается все такой же высокий, сильный, как в молодости.
На встрече с чикоянами потом пошутит: «Я дал себе обещание до 88 лет дожить без маразма, а там как Бог даст. То есть ещё десять лет есть».
Из дома культуры в Красном Чикое, кстати, после теплого, душевного разговора с людьми и песен пришлось едва ли не убегать в две-три торопливых затяжки на крыльце, иначе народ бы не отпустил, так хотели поговорить еще.
«И поговорил бы! Но - Урлук», - Михайлов вздыхает и прыгает в машину.
Родное село встречает его пасмурным небом без дождя. Перво-наперво вся семья заходит в местную церковь, и только потом, спустя 20-30 минут, едет на ту самую улочку, где родилась бабушка Мирославы, дочки Александра Михайлова, и жили ее прадед с прабабушкой.
«Основания тут не было, дома давно нет», - рассказывают местные жители Александру Яковлевичу, показывая на постройки у домов, возведенных, кажется, уже после Великой Отечественной.
Единственное, что осталось здесь от его семьи - посаженная дедом или прадедом Михайлова лиственница, которая сейчас находится за заборчиком в палисаднике.
«Она», - дрогнувшим голосом говорит народный артист России.
Заходит через старую калитку, гладит дерево: «Ну, здравствуй».
Потом оборачивается: «Я же восемь лет назад, когда тут был, сухую веточку у нее сломил, в Москву привез. Мы ее в воду поставили, и ветка зазеленела».
«Возьмем родной земли», - говорит Александр Михайлов, а потом обнимает дочь, встает родной листвяночке, да так и стоит.
Перед отъездом сопровождавшие его отошли к машинам. Высокий, статный Александр Михайлов стоял у огромного дерева один, склонив голову, и казался совсем маленьким. Он гладил лиственницу по шероховатой коре и, кажется, обещал ей вернуться.
Фест-форум «Российская креативная неделя» завершился во Владивостоке. С 25 по 27 мая представители органов власти, институтов развития, бизнеса, творческого сообщества обсуждали пути развития креативной экономики, а мастодонты креативных индустрий делились лучшими практиками. Одной из ключевых стала сессия с участием министров культуры от каждого дальневосточного региона.
Более 200 спикеров и тысячи гостей мероприятия объединила площадка кинотеатра «Океан», где обсуждалось будущее креативных индустрий на стыке творчества и технологий. Уже сегодня в городах Дальнего Востока арт-кластеры, культурные пространства становятся центрами развития кинопроизводства, архитектуры, моды, информационных технологий, гастрономии, народных ремёсел.
Креативную экономику составляют товары и услуги, которые являются результатом интеллектуальной деятельности. И перед органами государственной власти стоит задача нарастить их долю в российском ВВП до 6% и 15% занятых к 2030 году. Как это сделать, обсудили участники сессии «Креативный спринт: культурная политика». Лучшими практиками делились министры, ответственные за развитие креативных индустрий в регионах Дальнего Востока.
Как отметила Надежда Преподобная, после «Российской креативной недели-2022» в Красноярске было сделано немало. Одним из главных событий стало подписание президентом указа «О внесении изменений в Основы государственной культурной политики», закрепляющего механизмы поддержки креативных индустрий в Российской Федерации. Регионы РФ могут привлекать средства по линии Минэка, президентские гранты, использовать инструмент дальневосточной концессии, чтобы создавать творческие кластеры, организовывать событийные мероприятия, строить музеи и театры.
«В рамках федерального проекта «Придумано и сделано в России» министерство культуры координирует создание и дальнейшее функционирование школ креативных индустрий, центров прототипирования и инклюзивных творческих лабораторий. Эта работа ведётся в регионах, и за прошедший год нам удалось добиться серьёзных подвижек», - сообщила Надежда Преподобная.
Одним из лидеров в области развития креативных индустрий является Якутия, известная сегодня не только как «алмазное сердце России», но и центр кинопроизводства на Дальнем Востоке. Якутское кино вышло на федеральный и международный уровень – весь мир смотрит фильмы о жизни кочевников якутской тундры, семейные драмы и фильмы ужасов с аутентичным якутским колоритом. Фильм «Ага» победил в номинации «Лучший фильм» международного кинофестиваля «Фаджир» в Тегеране. Кинолента «Пугало» завоевала главный приз на французском кинофестивале «Quand les Russes».
«Феномен» якутского кино министр культуры и духовного развития Якутии Юрий Куприянов назвал результатом долгой кропотливой работы.
«Поддержка кинопроизводства является важной частью креативного сектора в регионе. У нас есть свой якутский зритель. Внутри Республики мы привлекаем огромное количество денег, чтобы ребята из кино делали бизнес. Уложились в 5 млн субсидий, сняли фильм - прокат сделали 20 млн, дальше работают сами. Ежегодно в Якутии порядка 80 млн рублей направляются на поддержку будущих кинопроизводителей», - рассказал Юрий Куприянов.
Резиденты технопарка Якутии разработали кинопроектор «Extra cinema», который стоит порядка 600 тысяч рублей и позволяет показывать фильмы с минимальными затратами. Власти Якутии профинансировали проект и открыли 27 кинозалов, чтобы «важнейшее из искусств» было доступно в самых отдалённых населённых пунктах на больших экранах.
По словам Юрия Куприянова, во всех субъектах ДФО, которые получают более 10% дотаций от бюджета, существуют ограничения, не позволяющие напрямую финансировать кинопроизводство полного цикла. Однако сегодня есть поручение президента, которое может снять этот барьер.
Примечательно, что экосистема креативного сектора Якутии считается одной из самых эффективных и развитых на Дальнем Востоке. В процессе строительства находится «Арктический центр эпоса и искусств», который должен стать объектом культурного наследия мирового уровня. Проект полностью профинансирован министерством РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики. В 2024 году стартует строительство «Высшей школы музыки».
На территории бывшего мясокомбината создан крупнейший в ДФО креативный кластер «Квартал труда». Сегодня это 70 резидентов и более 14 тысяч кв. метров для производства кино, анимации и цифрового контента. Инициативу по созданию кластера поддержал вице-премьер, полномочный представитель президента России в ДФО Юрий Трутнев.
В помещениях бывшего мясокомбината теперь производят пищу духовную - здесь проводят выставки, конференции и концерты. «Квартал труда» стал первой площадкой территории опережающего развития для креативных индустрий, к 2025 году совокупная выручка его резидентов должна составить не менее 5 млрд рублей.
«Хэб Хаб» в Бурятии
Успешным опытом поделилась и министр культуры Бурятии Соёлма Дагаева. В Республике функционирует арт-пространство «Хэб Хаб». Среди его резидентов – архитектурное бюро, фотостудия, мастерская по реставрации мебели, книгоиздательский проект «Буряад-Монгол Ном», смм-агентство, школа бурят-монгольской каллиграфии, швейные мастерские, ювелирная мастерская, различные медийные проекты, 10 мастерских художников, студия йоги. Проекты успешно монетизируются.
«Молодёжи на Дальнем Востоке нужна не столько карьера, сколько самореализация. Наша общая и моя личная задача - искать людей, которые готовы реализовать себя в нашем проекте. Мы также привлекаем предпринимателей, которые предоставляют площади для организации культурных событий, потому что классические музеи многим не подходят», - рассказала Соёлма Дагаева.
Центром развития искусств стала также арт-резиденция «Баргужин-Токум».
Привлекать таланты на территорию арт-пространства помогают различные конкурсы и фестивали.
В рамках проекта «Межрегиональный симпозиум деревянной скульптуры «Генезис»» начинающих авторов обучают современному искусству. Причём на территории этнографического музея Республики можно встретить удивительные произведения не только местных мастеров. Например, деревянный конь из обожжённых досок – «Старообрядческий конь встаёт на ноги» - дело рук автора из Архангельска, который увлёкся темой ссыльных старообрядцев в Бурятии.
Лучшие проекты получают стипендии правительства Республики.
На фестиваль унтов в Забайкалье
Одним из лидеров по развитию креативных индустрий можно назвать и «вотчину Чингисхана» Забайкалье. Здесь создана богатая база для развития событийного туризма. Тысячи гостей привлекают фестиваль этно-моды «Золотая нить наших предков», забайкальская биеннале изобразительного искусства и дизайна «Пространство и ракурсы». Продажи аутентичных меховых сапог в рамках «Фестиваля унтов» приносят порядка 1,5 млн рублей за день.
Одним из самых ярких событий также стал «Международный баттл оружейников». В Забайкалье создаётся практическая среда для оружейников и ювелиров. При поддержке правительства Республики проект развивается усилиями его идейных вдохновителей. На базе мастерской скоро откроется школа бурятского искусства «великого оружейника» Жигжита Баясхаланова. Там будут обучать оружейному, лучному, ювелирному делу, бурятской живописи «Буряад зураг», монгольской письменности и грамоте бурятского языка.
В Чите стартовал проект креативной деревни «Тужи» - победитель первого конкурса грантов Президентского фонда культурных инициатив, один из будущих центров этнографического туризма. Здесь создаются четыре локации – производства бурятских юрт, изготовления унтов, создания авторских кукол и культурный цех.
В том числе благодаря яркой событийной повестке туризм в Забайкалье продолжает расти. С 2018 года количество туроператоров в регионе выросло с 88 до 132 компаний в 2022 году. Количество занятых в сфере туризма увеличилось с 5315 до 7185 человек.
«Якутское кино сложно превзойти, но не будем забывать, что Забайкалье - родина Александра Яковлева и братьев Соломиных. Мы поддерживаем кинопроизводство и выделили 25 млн рублей на поддержку фильма «Озеро детства», в котором сыграли Александр Михайлов, Дмитрий Харатьян, Евгения Короткевич», - рассказала министр культуры Забайкальского края Ирина Левкович.
Каждый регион ДФО может сегодня поделиться успешными практиками развития креативных индустрий. В Приморском крае запустили проект по трансформации библиотек, планируется создание крупного арт-кластера.
В Хабаровском крае на средства президентского гранта реализован проект по развитию анимации в студии детского творчества, в этом году открывается школа креативных индустрий. А кроме того, регион одним из первых воспользовался инструментом дальневосточной концессии для реализации масштабных проектов в сфере культуры. На выделенные средства построят новое здание Дальневосточного художественного музея и современный детский центр в сельском поселении Бычиха.
Губернатор Камчатки на днях представил концепцию проекта арт-кластера, который объединит флагманские проекты креативных индустрий.
В Сахалинской области успешно функционирует арт-резиденция «Маяк», где работают представители творческих профессий и предприниматели в сферах искусства, музыки и ремёсел.
Школа креативных индустрий готовится к открытию в ЕАО.
Культура должна аккомпанировать экономике, отметила Надежда Преподобная, подводя итоги сессии.
«Мы находимся в самом начале пути развития креативных индустрий и вместе рисуем «карту», где каждый день возникают новые тепловые точки. Надеюсь, у нас будет больше возможностей для подобных обсуждений. А если говорить о развитии кино, то кто мешает регионам ДФО объединиться и сделать общий проект кинопроизводства? Конечно, здесь нужны средства, но примерно через месяц мы будем принимать заявки на предоставление финансирования», - обратилась Надежда Преподобная к участникам дискуссии.
На протяжении трёх дней лучшими практиками делились лидеры в области креативных индустрий, получившие признание на федеральном уровне.
Так, основатель и соорганизатор фестиваля дизайна, архитектуры и искусства Vladivostok design week Даниэла Пика рассказала о проекте школы предметного дизайна, где создают продукты с уникальным дизайн-кодом от посуды и столовых приборов до предметов декора и мебели. Проект стартовал в прошлом году, но уже привлёк большое количество участников. Выпускники школы получили престижные дизайнерские премии конкурса «Придумано и сделано в России».
Предметы из коллекции «Море-лёд», созданной на основе впечатлений от зимнего моря Владивостока, кухня-сундук в китайском стиле получили высокие оценки не только экспертов, но и потребителей.
«В условиях нехватки профильного образования по предметному дизайну во Владивостоке мы предлагаем мебельным мастерским выйти на принципиально новый уровень производства и научиться создавать качественные авторские предметы под кураторством лучших преподавателей самых известных российских вузов», - делится Даниэла Пика.
Огромное количество больших и маленьких проектов зарождается вокруг креативных лидеров и масштабируется с помощью государственной поддержки. Один из ярких примеров – проект художницы Марии Намоловой в Улан-Удэ «Комната». Это перфоманс-экспириенс, когда человек остаётся в комнате наедине с собой, кистями, красками и может свободно выражать эмоции, занимаясь «художественным вандализмом» с помощью красок на стенах.
«Я делаю то, что слишком легко для художника, но сложно для маляра», - говорит девушка.
«Комната» нашла своё применение в арт-терапии, к проекту присоединились профессиональные психологи, и сегодня он успешно монетизирован.
Культура на экспорт
В рамках форума было подписано соглашение о взаимодействии между министерством культуры России и Федерацией креативных индустрий.
Глава Федерации Игорь Намаконов напомнил о принципах развития креативной экономики. Основные составляющие здесь – региональные экосистемы взаимодействия деятелей креативных индустрий, человеческие ресурсы, взаимодействие с государством, популяризация, инфраструктура и анализ. Необходимо создавать информационную и статистическую базу для формирования повестки дальнейшего развития сектора. И одна из важнейших задач – экспорт товаров и услуг.
Эльвира Нургалиева напомнила, что креативная экономика – это прежде всего возможность создавать условия для самореализации отдельного человека, чтобы он комфортно, счастливо жил на территории и развивал свою малую родину. «Мы питаем надежду и видим огромный потенциал именно в креативных отраслях для развития потенциала на Дальнем Востоке», - подчеркнула она.
Напомним, что "Российская креативная неделя" проводится с 2020 года, это крупнейшее федеральное событие в сфере креативных индустрий. Форум объединяет представителей всех креативных направлений страны, является одним из ключевых двигателей институциональных изменений индустрии в России, в реализации экономического, научного и технологического потенциала страны.
Форум проводится АНО "Креативная экономика" совместно с Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики, Корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Перед Приморьем стоит амбициозная задача увеличить площадь посевов кукурузы с нынешних 70 тысяч га до 100 тысяч га и более. Министр сельского хозяйства края Андрей Бронц считает, что на это потребуется 3-5 лет. В текущих реалиях, когда меняется структура экспорта, и животноводческая отрасль показывает большие успехи, кукуруза теснит сою на аграрном рынке, а отечественный АПК получает новый стимул к развитию. Станет ли Приморье «кукурузной житницей» в макрорегионе, выясняло EastRussia.
Толчок к развитию селекции
Попытка массового внедрения кукурузы в сельском хозяйстве СССР, предпринятая Никитой Хрущёвым в 1950-х — 1960-х годах, была признана провальной. Тогда, по словам экспертов, не было ни сортов, ни технологий, которые позволили бы добиваться высокой урожайности с минимальными сельскохозяйственными рисками. Сегодня они появились.
Кукуруза становится всё более популярной культурой в России и на Дальнем Востоке, где по объёмам производства лидирует Приморский край. В 2022 году аграрии региона собрали 526 тысяч тонн кукурузы с 70 тысяч гектаров. Это на 22% больше уровня 2021 года. Средняя урожайность повысилась на 16 центнеров – до 75 центнеров с гектара.
Как рассказал агентству министр сельского хозяйства Приморья Андрей Бронц, в течение пяти лет посевные площади под кукурузой в крае растут на 10-14% ежегодно. В текущем году ожидается прирост ещё порядка 15%. Перед Приморьем стоит амбициозная задача увеличить площадь посевов с нынешних 70 тысяч га до 100 тысяч га и более. Это даст толчок развитию селекции и семеноводства в регионе.
фото: piqsels.com
«В 2023 году посевные площади под кукурузой с учётом посева на силос и на зерно составят 75-76 тысяч га. Если мы будем наращивать площади прежними темпами от 10 до 14% в год, то примерно через 3-5 лет подойдём к 100 тысячам гектаров посева. Тогда уже проснётся интерес к Приморью селекционных центров и семеноводческих компаний. Они будут экономически заинтересованы в том, чтобы зайти в наш регион с проектами по созданию здесь селекционно-семеноводческих центров», - комментирует Андрей Бронц.
Золотой початок
Пока приморские аграрии закупают семенной материал из Краснодарского, Ставропольского края и других регионов, где объёмы производства кукурузы исчисляются миллионами тонн в год. Однако эксперты уверены, что Приморье может и должно стать «кукурузной житницей» на Дальнем Востоке со своей научной базой. Этому способствуют и климатические условия, самые благоприятные в макрорегионе для выращивания этой культуры, и близость к странам Азиатско-Тихоокеанского региона, заинтересованным в импорте экологически чистой российской продукции.
«Объёмы экспорта приморской кукурузы составляют порядка 400-450 тысяч тонн в год. Для наглядности поясняю, что это почти 100 кораблей с сельхозпродукцией. Основным потребителем на внешнем рынке остаётся Китай, который в прошлом году конкурировал с Южной Кореей по объёмам экспорта кукурузы из Приморья. Экспорт по этим направлениям в 2022 году вырос в 1,5 и 2 раза. В этом году поставляем кукурузу так же в Грузию и через третьи страны – в США», - рассказывает Андрей Бронц.
В начале 2022 года фьючерсы на зерновые взлетели до рекордного уровня, а на кукурузу поднялись до самой высокой отметки за десятилетие на фоне ограничений поставок в связи с геополитическими событиями. Затем цены снизились и стабилизировались, на доходы российских экспортёров влиял курс доллара, упавший до рекордных минимумов.
В текущем году так же наблюдается тенденция к снижению цен. Но по оценкам аналитиков отраслевого портала Поле.рф, в пользу отечественного АПК сыграет ситуация на мировом рынке. «Минсельхоз США снижает оценки производства в Соединенных Штатах, говорит о заметном сокращении урожая в Аргентине и Бразилии. Мировая торговля «недополучит» более 1 млн тонн, мировые запасы кукурузы снижены на 2 млн тонн — до 296 млн тонн», - следует из обзора, подготовленного отраслевыми экспертами.
На рост мировых цен так же может влиять сохранение засушливых условий в Аргентине, что приведёт к дальнейшему сокращению потенциала урожая кукурузы.
Внутри российского рынка цены стимулирует интенсивное развитие животноводства, учитывая, что в России производят преимущественно кормовую кукурузу, которая легко выращивается и имеет высокую устойчивость к местоположению. А резко укрепившийся курс доллара увеличит доходы по новым экспортным контрактам (порядка 70% урожая приморской кукурузы отправляется на экспорт).
«Кукуруза - царица полей – это не просто высказывание Никиты Сергеевича Хрущёва. Это априори так, - подчёркивает президент Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств Приморского края Алексей Раченков. – Более того, в сегодняшних рыночных условиях кукуруза более востребована, чем соя, и выращивать её целесообразнее – урожайность кукурузы с единицы площади больше, чем сои, затраты на выращивание примерно одинаковые. Таким образом, за счёт большей урожайности и маржинальность кукурузы выше», - поясняет эксперт.
Такой урожайности нет даже у риса, отмечает глава Ассоциации «Примагроэкспорт» Сергей Дудник.
«Кукуруза - самый продуктивный зерновой продукт – из одного семени мы получаем два початка по 500 зерен. Поэтому Никита Хрущёв, когда побывал в Америке, и загорелся идеей накормить кукурузой всю страну. Не хватило ему хороших сортов и хороших технологий, тем более, выращивание этой культуры подразумевает районирование – для каждого района нужны свои особые условия. Сегодня аграрии достигли значительных успехов, есть хорошие российские сорта кукурузы, и в том же Приморском крае производители спокойно собирают с гектара от 60 до 100 центнеров зерна кукурузы, а в западных областях получают и 80-100 центнеров», - комментирует Сергей Дудник.
Когда-то урожайность кукурузы не превышала 20-30 центнеров с единицы площади. Эксперт приводит в пример местный сорт «Славянка». Зарегистрирован он ещё в 2002 году, но не способен обеспечить урожая, какой дают отечественные сорта, появившиеся в России относительно недавно – они дешевле импортных, а по качеству ничуть не хуже и адаптированы к российскому климату.
Кроме того, отмечает Сергей Дудник, кукуруза поможет севообороту.
«Пока в общих пахотных площадях Приморского края, а это порядка 470 тысяч га, больше половины занимает соя. Для оптимального севооборота надо, чтобы сои было меньше. Расширив посевные площади под кукурузу, мы и улучшим севооборот, и получим больше кормового продукта, который действительно сегодня пользуется спросом на внешнем рынке. И для собственного животноводства обеспечим лучшую кормовую базу, потому что наличие этой культуры позволяет увеличить поголовье крупного рогатого скота и свинопоголовье», - говорит Сергей Дудник.
Алексей Раченков так же акцентирует, что кукуруза - лучший корм для сельскохозяйственных животных, потому что соя требует больше затрат на переработку, а кукурузу достаточно раздробить.
Сдерживающий фактор
Так почему же до сих пор в Приморье больше пахотных земель занято соей? Андрей Бронц называет главный сдерживающий фактор производства кукурузы в том числе фермерскими хозяйствами – дефицит мощностей для доработки урожая и хранения зерна.
фото: piqsels.com
«Небольшие предприятия не могут выращивать кукурузу в значительных объёмах, потому что в условиях приморского климата она требует обязательной сушки. Сегодня уборка урожая ведётся при низких температурах, и очень сложно приходится хозяйствам, у которых нет сушильного комплекса для качественной обработки зерна», - поясняет Андрей Бронц.
Производители рассказывают, что запустить самый бюджетный сушильный комплекс с нуля стоит по меньшей мере 3,5 млн рублей. При этом есть лизинговые схемы, и правительство края предоставляет субсидии на данные цели, однако получить субсидию можно только по факту, когда «сушилка» уже запущена и сельхозпроизводитель произвёл оплату по договору поставки.
Алексей Раченков говорит о необходимости централизованного предоставления услуг фермерам, когда аграрии могут хранить и сушить урожай на территории элеваторных комплексов. Но для этого их необходимо построить.
Отметим, что в июне 2022 года стало известно о планах белорусской компании «Амкодор», которая намерена запустить на территории региона зерносушильный комплекс и элеватор. Как ранее сообщало EastRussia, инвестиционный проект подразумевает комплектацию и инжиниринговую проработку строительства зерносушильного комплекса с элеватором хранения вблизи Уссурийска. Проект стоимостью более 200 миллионов рублей будут совместно реализовывать холдингом «Амкодор» и приморская компания «Скиф».
Между тем в Амурской области, где объёмы выращивания кукурузы в разы меньше, чем в Приморском крае, уже запустили первую очередь элеватора под сушку и хранение кукурузы, рассчитанного на 50 тысяч тонн кукурузы. Посевные площади под «царицу полей» расширяют не только в Приморье. Это общая тенденция в условиях перестройки рынка, когда меняется в том числе структура экспорта, и зерновые выходят на первый план.
Добавим, в 2023 году экспорт продукции АПК из Приморского края прогнозируется на уровне свыше 1,9 миллиарда долларов в стоимостном эквиваленте. Если ещё три года назад 90% экспорта составляли рыба и рыбная продукция, сейчас их доля сократилась до 75%, остальные объёмы приходятся на сою, зерно и продукцию пищевой промышленности от приморских производителей.