- Владимир Иванович, 2014 год вышел на финишную прямую. Насколько он был успешен для Камчатки. Насколько удалось сделать то, что запланировали? И что не успели?
- Уходящий год на Камчатке, несмотря на все трудности, можно оценить как положительный, хотя, конечно, нам хотелось бы, чтобы «красных ленточек» было больше. В этом году мы сдали большой объем жилья, социальных и культурных объектов, инженерной и транспортной инфраструктуры. Заметные позитивные изменения произошли в сельском хозяйстве. Благодаря реконструкции и строительству новых производственных мощностей, в крае заметно вырос объем производства мяса, молока, овощей. Появилось понимание того, что делать с северным оленеводством - это для нас важный и больной аспект.
В конце года в Палане мы открыли и новую взлетную полосу. Представляете, более двадцати лет в поселке были постоянные перебои с авиасообщением, полоса была в ужасном состоянии. Ее латали как могли, передвигались вертолетами через Тигиль… Сейчас запустили прямые рейсы из Петропавловска-Камчатского. Полоса может принимать все типы воздушных судов, которые есть в камчатской авиации, так что пассажиропоток заметно вырос.
Вообще, ситуация во всех районах края во многом зависит от позиции муниципальных властей. Мы стараемся активно поддерживать муниципалитеты, где власти ответственно относятся к своей работе, внедряют новые проекты. В этом году, благодаря активной позиции руководства Усть-Камчатского района, мы завершили строительство последних мостовых переходов на трассе, ведущей в населенные пункты района. Теперь по ним можно проехать круглогодично на автотранспорте, не дожидаясь баржи или открытия ледовой переправы. Очень надеюсь, что это послужит толчком к экономическому развитию территории.
- В уходящем году Камчатский край выступил, по сути, «лицом» Дальнего Востока, приняв у себя инвестиционный форум «Дальний Восток – 2014». Как вы оцениваете его результаты?
- Мы об этом уже много говорили, повторяться не хочется. Кратко скажу, что мы провели значимое не только для Камчатки, но и для всего Дальнего Востока мероприятие. У нас было много гостей. Мы показали, наш регион открыт для инвестиций. Если говорить о финансовых итогах, мы подписали контракты на сумму порядка 40 млрд рублей, из которых более половины - внебюджетные. Сегодня, когда экономическая ситуация в мире очень сложная, мне бы хотелось, чтобы мы использовали по максимуму результаты этого форума - по крайней мере, реализовали те контракты, которые предусматривают федеральное софинансирование на инфраструктуру. Первоочередная задача для нас - привести в порядок портовое хозяйство, аэропортовый комплекс. Для нас актуально все, что касается транспортной логистики на Камчатке. В рамках форума мы подписали ряд важных соглашений с руководством Росморречфлота, которые предусматривают реконструкцию причальных сооружений, уже сейчас в Петропавловске идет строительство современного здания морского вокзала. Недавно завершилась реконструкция аэродромного комплекса в главном аэропорту края, и мы планируем начать строительство аэровокзала уже на условиях государственно-частного партнерства. Ряд соглашений, подписанных на форуме, касаются развития минерально-сырьевого комплекса. Это реальные деньги, которые в ближайшее время придут в экономику полуострова.
- Получается, проведение различного рода форумов приносит конкретный экономический эффект?
- Но в то же время перспективная.
- Да, Камчатка – очень перспективная территория, особенно в части освоения Северного морского пути (СМП). Мы много сил и времени потратили на то, чтобы войти в перечень территорий, которые имеют отношение к Севморпути и Арктике. На Тихоокеанском побережье России порт Петропавловск-Камчатский самый удобный, чтобы обрабатывать грузы, которые будут приходить Севморпутем: здесь удобно осуществлять перевалку и дальше работать на страны АТР. Мы должны максимально этим воспользоваться. Я и корейских коллег призвал рассмотреть эту возможность вместе обустраивать инфраструктуру, строить флот. Мы готовы предоставить инвесторам все возможные преференции.
Развитие Севморпути интересно для нас еще и с точки зрения создания надежного внутреннего морского транспортного коридора. У нас сложился опыт работы с Мурманском, с Санкт-Петербургом: два года подряд наши рыбаки, небольшими партиями правда, возят рыбопродукцию Севморпутем за 22-23 дня, что в отличие пути через Владивосток экономнее и быстрее.
- Недавно весь мир потрясла трагедия с южно-корейскими моряками в районе Чукотки. Спасательная операция координировалась из порта Петропавловска-Камчатского. Будете ли Вы выступать с предложением создания в Петропавловске-Камчатском некоего спасательно-диспетчерского центра по обслуживанию этого участка СМП?
- Находясь на форуме в Корее, я высказал соболезнования родным и близким погибших, корейской стороне. Хотя трагедия случилась у берегов Чукотки, с морской юрисдикции это полномочия нашего Спасцентра. Руководство спасательной операцией велось из Петропавловска-Камчатского, и наши ребята сделали все, что смогли. Был сильнейший шторм, волнения до 10 баллов. Даже те, кто осуществлял спасательную операцию, уже герои. Не каждый способен проявить подобную смелость. Я имел отношение к флоту, морю и знаю, что это такое. Но в море по-другому нельзя. Протягивать руку тому, кто погибает, – святой долг каждого, кто связан с морской стихией.
Вопросы безопасности мореплавания для нас немаловажны. Причем я говорю о безопасности не только в экспедициях, которые осуществляют добычу водных ресурсов в Беринговом или Охотском морях, но и о безопасности при морских перевозках. Спасательно-диспетчерский пункт в Петропавловске-Камчатском уже существует. Есть система оказания помощи, в том числе и на водах в рамках Министерства по чрезвычайным ситуациям, в рамках морских доктрин. Наш Спасцентр укомплектован, работает и максимально тщательно выполняет свои функции.
- В конце декабря будет объявлен список территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР), которые со следующего года будут активно развиваться. И говорят, что у ТОСЭР «Камчатка» есть хорошие шансы попасть в этот список. Как бы Вы охарактеризовали преимущество перед конкурентами? Реализовывать проекты на Камчатке, безусловно, сложнее, чем в Приморье или Хабаровском крае.
При определении ТОСЭРов на Дальнем Востоке должно быть какое-то зонирование, да и отношение к площадкам тоже должно быть разным. Все то, что легко может даваться на юге – в Приморье, Хабаровском крае, у нас продвигается с большим трудом. Мы пытаемся максимально использовать свои резервы, чтобы наша территория не была последней, а постепенно выходила на сильные позиции. Я не люблю быть последним. Но и быть первым – что приятно и почетно – за один день я тоже не хочу. Лучше быть твердым «середняком», зная, что край постепенно стабильно развивается. Это такое понимание крепкого хозяйства, к которому мы сегодня пришли.
- Что такое «крепкое хозяйство» в Вашем понимании?
- На Камчатке люди настрадались. Вспомните хотя бы перипетии с поставками топлива еще 10 лет назад, когда мы тут буквально на кострах готовили еду и знали по именам пароходы, которые должны привезти 3 или 5 тысяч топлива для наших ТЭЦ, чтобы по центральному энергоузлу выдать электроэнергию на 2 часа в сутки. Я сделаю все, чтобы подобная ситуация больше не повторилась. Я горжусь тем, что нам за последние годы удалось решить многие проблемы в жилищно-коммунальном комплексе. Энергетика теперь работает как часы. В этом году впервые за 20 лет в летний период в полном объеме мы завезли топливо на север региона. Раньше завоз длился до октября, даже навигацию специально продлевали. В крае важно обеспечить не только запас топлива, но и продуктов. Да, понятно, что мандарины с яблоками у нас будут стоить дороже, чем на «материке», но важно, что они есть даже в самом отдаленном селе, как и картофель, морковь, бананы. К сожалению, мы вторые после Чукотки в России по стоимости продуктовой корзины. Увы, есть вещи, которые от нас не зависят. Со своей стороны мы пытаемся искать пути, чтобы повлиять на ценообразование: у нас есть соглашение с нашими товаропроизводителями, которые сегодня пытаются сдерживать цены. Мы выделяем средства из бюджета, чтобы закрыть транспортную составляющую, чтобы местные производители несли меньшие энергетические затраты.
Причем хочу отметить, что бюджет за последние пять лет не сильно увеличился: мы перераспределили средства, чтобы закрыть ключевые «болячки», которые у нас накопились. Бюджет на ближайшие годы, безусловно, будет сложным для всей страны. Но в регионе мы сохраним его социальную направленность.
- С конца 1990-х годов с Дальнего Востока наблюдался отток населения. Как сегодня обстоят дела на Камчатке?
- В последние 30 лет мы наблюдали довольно серьезный отток. Численность населения сокращалась на территории всего Дальнего Востока. Камчатка не исключение. В последние годы мы фиксируем естественный прирост, но миграционные потоки по-прежнему негативные. Хотя в этом году, ситуация может измениться из-за довольно большого числа граждан, прибывших к нам с юга Украины. Кто-то из переселенцев остается, кто-то уезжает. Многие считали, что деньги в крае «растут на деревьях». Но на Камчатке надо работать. Да, за работу в районах крайнего Севера жители получают надбавки, но условия жизни здесь действительно дискомфортные. И это не только отдаленность от центральных районов России. Климат достаточно сложный - морозы за – 40 -50 градусов. Если говорить о бюджетной обеспеченности на одного жителя, то Камчатка попадает чуть ли не в первую десятку в России. При этом все забывают про колоссальные расходы, связанные с логистикой и другими трудностями. Зарплаты здесь хоть и довольно высокие, но покупательская способность – в разы ниже, чем в соседних субъектах.
- Владимир Иванович, вы сказали о высоких ценах на продукцию в регионе, но в то же время Камчатский край ассоциируется с рыбой. Мы не можем не коснуться работы рыбопромышленников. С одной стороны, все говорят об особых условиях, которые складываются для российского производителя в условиях санкций, с другой стороны – актуальны риски, связанные с прессингом со стороны контрольно-надзорных органов. Вы можете рассказать, какие действия рыбопромышленникам надо предпринять и в какие сроки, чтобы в путину 2015 году избежать подобных накладок?
- Не могу. Сегодня более запутанного федерального законодательства, регулирующего отношения в рыболовстве, не существует: одно отрицает другое и невозможно найти крайних при решении ряда вопросов. Вещи действительно есть просто абсурдные. Почему иностранным судам можно проходить через первый Курильский пролив, а наши рыбаки должны, но не имеют права по нему ходить?! Я очень надеюсь, что попытки, которые и Росрыболовство, и Минсельхоз, и мы вместе с ними обсуждаем, внесут ясность и дадут положительные результаты. Госдума приняла целый пакет изменений в действующее законодательство, регулирующее порядок пересечения государственной границы нашими рыболовецкими судами. Это долгожданные поправки для наших рыбаков. Они по крайней мере отрегулируют взаимоотношения между контрольно-надзорными органами и рыбопромышленниками. В этом году многие компании понесли многомилионные убытки из-за законодательных казусов. Правовое поле следует расчистить, чтобы были понятные правила игры для всех.
- Камчатка – это не только рыба, но и горнодобывающая промышленность. Скажите, у вас в кабинете есть ли слиток золота?
- Нет, слитка золота у меня, к счастью, нет. Да он и не нужен. Мне хочется, чтобы слитки золота были у наших компаний, которые занимаются этим вопросом. У нас добывают не только золото. На Камчатке добывают платину, никель, серебро. Хотя объемы не слишком большие. Сейчас мы активно развиваем это направление, предусмотрели дополнительные налоговые и имущественные льготы для инвесторов в горной промышленности. В крае идет активное строительство современных горнообогатительных комбинатов, освоение новых месторождений. Уже в ближайшие 5 лет мы надеемся в 4 раза увеличить объемы добычи золота, выйти на 10-12 тонн металла в год. Для нас это будут неплохие показатели. Однако очень важно щепетильно подойти к этим проектам и сохранить первозданную красоту для потомков.
- Как Вы считаете, санкции против России могут как-то повлиять на золоторудные проекты России?
- Введенные санкции уже влияют на ценообразование. Я не думаю, что сложившаяся ситуация будет долго продолжаться. В последние годы цена на золото была одной из самых высоких за всю историю, хотя еще в 1990-ые годы она была очень низкой. На Камчатке в среднем содержание золота порядка 12-19 грамм на тонну, это достаточно хорошие месторождения. Поэтому надеюсь, что все проекты в этой отрасли получат дальнейшее развитие, а строящиеся ГОКи вовремя выйдут на планируемый уровень. Это даст не только рост объемов производства и новые рабочие места, это серьезная налоговая отдача для наших отдаленных северных территорий. Так что, я заявляю: горнорудной отрасли на Камчатке – быть!
- Вы затронули проблемы оленеводства в крае. В чем они заключаются?
- Не только мы, но и все северные территории столкнулись с проблемой острой нехватки кадров в этой отрасли. Попытки решить вопрос через традиционный образ жизни коренных малочисленных народов Севера не увенчались успехом просто потому, что людей отучили работать в тундре. Это отголосок советских времен, когда детей из семей, которые трудились в данной сфере, насильно забирали в города и поселки в школы.
В колледже Паланы мы пару лет назад ввели специальность «Оленевод», но желающих обучаться этой профессии практически нет. Оленеводство – сложный и тяжелый труд. Людям проще купить в магазине или у браконьеров кусок мяса, чтобы не забыть вкус оленины. Я долгое время работал на Севере и понимаю, что для этих людей значило оленеводство. Север им жил! В лучшие годы поголовье северных оленей на Камчатке достигало 280 тысяч голов. Мы забивали в год по 40-50 тысяч оленей, а сейчас у нас всего около 46-47 тысяч голов. На цифры прошлых лет мы в ближайшие годы, конечно, не выйдем, но изменить ситуацию возможно только через механизмы бизнеса. И у нас есть яркие положительные примеры, когда частный бизнес начинает заниматься оленеводством, мы его поддерживаем, помогая с покупкой оборудование и субсидируя различные затраты.
- Что касается туризма, по-Вашему мнению, на фоне ослабления рубля стоит ли ожидать потока туристов в регион?
В последние годы в край приезжают порядка 50-60 тысяч туристов в год. Мы планируем в ближайшие годы выйти на уровень до 100 тысяч. Но для этого необходимо «подтянуть» туристическую инфраструктуру, развивать гостиничный фонд.
Кроме того, наша задача – перераспределить потоки в течение года. Самыми привлекательными для посещения региона традиционно являются июль, август, сентябрь. В это время гостиницы переполнены, свободных билетов на самолеты почти нет, а стоимость перелета зашкаливает. Сейчас все больше людей стали прилетать к нам зимой и мы стараемся создать комфортные условия для зимнего отдыха, реконструируем горнолыжные базы, проводим масштабные тематические праздники. К примеру – очень много туристов приехали к нам на прошедшую весной гонку на собачьих упряжках «Берингия».
Еще одно важное направление – это круизный туризм. Сейчас мы принимаем около 10-12 круизных судов в год. В рамках экономического форума мы подписали соглашение с компанией, которая осуществляет международные заходы. В результате реализации соглашения число заходов круизников в петропавловский порт должно вырасти до 60.
- Это не тот швейцарец, который, по информации некоторых СМИ, готов вложить около 5 млн долларов в развитие круизного туризма?
- Покажите мне этого швейцарца, дайте мне его «потрогать». Не знаю, я его не видел. Баек разного рода, наверное, много ходит. На экономическом форуме в Корее я говорил больше не о Камчатке, а о Дальнем Востоке в целом: регион открыт для гостей, как ни в какие времена. Приезжайте, вкладывайте деньги и зарабатывайте, а мы готовы за ручку водить. Кто мыслит современно, наверное, придет. Может, и этот швейцарец, в конце концов.
У нас много предложений – и в туризме, и в общепите, и в транспорте, и в энергетике, и в золоторудном секторе. Приезжайте! Мы можем предложить целую россыпь проектов: вкладывайтесь, а мы будем помогать.
- В конце декабря началась подготовка к традиционным гонкам на собачьих упряжках «Берингия», которые пройдут в марте следующего года. Это одна из форм популяризации туризма?
- Не только. Собаки для Камчатки – это образ жизни, особенно для людей, которые здесь испокон веку живут. Олени гораздо позже собак стали использоваться в качестве вьючного животного. Лошадей не было – лодки и собаки. Поэтому представить Камчатку без собак нельзя. У нас была своя ездовая камчатская порода – помесь обычной ездовой собаки и волка. Порода была утрачена, сейчас мы восстанавливаем ее. Это очень выносливая, надежная собака, особенно в условиях севера.
«Берингия» проводится из года в год более 20 лет и превратилась в краевой праздник, который с каждым годом набирает обороты. Районы бьются за право проведения гонки через их села. Это эмоции, которые захлестывают всех, это собаки, это сами каюры. Это надо прочувствовать! А для того, чтобы немного попробовать «Берингию» «на вкус», надо поучаствовать в ней в качестве зрителя хотя бы на прологе в Петропавловске-Камчатском. И когда голубое небо, белый снег, красивейшие собаки, воодушевленные каюры, народ, - это не передать словами!
Текст: Марина Галкина