Реципиент на пути в доноры и к устойчивому развитию?
В 2014 году в Якутии сохранились позитивные тенденции в экономике в целом. В то же время нельзя говорить и о бурном экономическом росте в регионе. В промышленности происходил небольшой рост, тогда как в сельском хозяйстве отмечалась скорее стагнация. Однако имеющиеся планы и проекты позволяют Якутии надеяться на дальнейший рост экономики, причем более активный, чем в прошлом году.
Прошедший год был насыщен событиями и оказался достаточно успешным для Якутии. В республике отмечались положительные тенденции социально-экономического развития, а глава региона Егор Борисов прошел через непростые для него прямые выборы.
В одну копилку
О положительных тенденциях свидетельствует прежде всего финансово-бюджетная ситуация в регионе. Якутия на Дальнем Востоке имеет самый большой бюджет, конкурируя в этом отношении только с Сахалином. Правда, между Якутией и Сахалином есть и существенная разница, поскольку Сахалин является донором федерального бюджета, а Якутия – крупным реципиентом. По итогам января-октября 2014 г. (в данном материале использована доступная бюджетная статистика за этот период), например, собственные налоговые и неналоговые доходы составили только 56,25% доходов консолидированного регионального бюджета, а остальное пришло по линии межбюджетных трансфертов. Тем не менее, даже по объему собственных бюджетных доходов Якутия опережает все регионы Дальнего Востока, кроме явного лидера в лице Сахалина.
Весьма позитивным фактом является высокий уровень поступлений в бюджет Якутии от налога на прибыль. Доля этого налога в собственных налоговых и неналоговых доходах бюджета республики составила 31,7%, выше она только на Сахалине. Напротив, доля подоходного налога ниже и составляет 26,9% (еще ниже она опять-таки на Сахалине). Эти данные позволяют говорить о наличии в республике сильных прибыльных предприятий, в основном в сырьевом секторе, которые обеспечивают крупные поступления в ее бюджет.
В то же время с якутским бюджетом связана и несколько парадоксальная ситуация, когда республика, являясь далеко не бедным и обеспеченным разнообразными природными ресурсами регионом, одновременно лидирует по объемам поступающих в ее бюджет федеральных трансфертов. Вызвано это главным образом действующими в стране поправками на северные условия, благодаря которым республика может претендовать на большие объемы дотаций. В результате около трети доходов республиканского бюджета обеспечивается за счет федеральных дотаций, в основном главного их вида – дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности. Возникает очень удобная для Якутии ситуация, когда немалые собственные доходы и большие федеральные трансферты в сумме составляют более чем солидный бюджет. Но стоит заметить, что активно направляя в регион дотации, центр дает ему не так много субсидий и субвенций, что особенно заметно при анализе структуры доходов регионального бюджета, где тремя главными составляющими являются налог на прибыль, подоходный налог и дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности. Например, теоретически Якутия могла бы получать гораздо больше средств по линии ФЦП. Но вряд ли это выгодно центру, который и без того закачивает в Якутию огромные средства.
В то же время успешное собственное развитие Якутии уже позволяет федеральным властям ставить вопрос о сокращении дотаций, что и происходит. В прошлом году объемы поступающих в региональный бюджет дотаций упали почти на 4%, а федеральных трансфертов в целом – на 2%. Еще более заметным был спад по субсидиям – более чем на 5% (но субвенции, которые идут на исполнение переданных центром полномочий, напротив, выросли на 11%). С другой стороны, собственные доходы региона выросли в прошлом году более чем на 17%. По этому показателю бюджетной динамики Якутия уступила опять же Сахалину и оказалась на одном уровне с Чукоткой, опережая весь остальной Дальний Восток. Особенно заметным был рост поступлений от налога на прибыль – более чем на 40%, что еще раз показывает отличную динамику производственного сектора. Существенно выросли и доходы от налога на добычу полезных ископаемых, который платит главным образом АЛРОСА (20%). В итоге, несмотря на сокращение федеральных трансфертов, доходы регионального бюджета выросли более чем на 10%. В течение ряда месяцев это обеспечивало заметный профицит регионального бюджета, а долговая нагрузка на него не столь велика (она составляла 37,7% по итогам 2013 г.), хотя могла бы при таких доходах быть и меньше.
ЖКХ – в приоритете
Неудивительно, что по объемам бюджетных расходов Якутия является лидером на Дальнем Востоке. При этом доходы позволяют властям республики направлять значительную часть средств на условно «политические» цели, что тем более было необходимо во время избирательной кампании. Большие расходы на функционирование властных органов и на СМИ вполне отвечают и традиционным политическим амбициям республики. Якутия лидирует на Дальнем Востоке по объему средств, затрачиваемых на общегосударственные вопросы (хотя их доля в бюджетных расходах ближе к средней по округу). Бросается в глаза, что в Якутии тратят особенно много денег на функционирование высшего должностного лица региона и муниципальных руководителей. Напротив, что тоже любопытно, якутский парламент обходится дешевле, чем законодательные собрания, например, Приморья и Сахалина. При этом расходы на содержание аппарата отнюдь не означают высокие зарплаты среднестатистических чиновников. Превышение уровня зарплаты сотрудников органов региональной исполнительной власти над средним уровнем зарплаты по региону в Якутии составляет только 17% и меньше, чем во всех прочих регионах Дальнего Востока. Также Якутия отличается на Дальнем Востоке самым большим и в абсолютных числах, и в процентном отношении уровнем расходов на СМИ. Хотя это только 0,6% бюджетных расходов, но явно больше, чем в остальных регионах. Республика с ее огромной территорией стремится держать под контролем все свое обширное информационное поле.
С другой стороны, Якутия тратит не так много средств на национальную экономику (почти 12% расходов). Если говорить об отдельных статьях этих расходов, то, поскольку в регионе мало дорог, то и расходы на дорожное хозяйство являются на Дальнем Востоке в процентном отношении самыми маленькими (3,6%). В то же время еще одной традицией Якутии является государственная поддержка сельского хозяйства, которая, однако, до сих пор не может быть названа эффективной. На сельское хозяйство уходит более 5% бюджетных расходов, и по этому показателю Якутия опережает весь Дальний Восток. Нелишним будет напомнить, что и нынешний глава республики Егор Борисов отвечал в свое время в правительстве именно за агропромышленный комплекс, интересы которого ему близки.
Перспективы социально-экономического развития республики и наполнения ее бюджета зависят от притока инвестиций. Инвестиционный климат Якутии оценивается рейтинговыми агентствами, например РА «Эксперт», достаточно высоко. В прошлом году отмечался прирост объема инвестиций. По среднедушевым показателям инвестиций Якутия уступала только Сахалину и Камчатке с их небольшим населением. В республике продолжается развитие ТЭКа, что делает ее сырьевой сектор более диверсифицированным и позволяет рассчитывать на еще более крупные поступления в бюджет. Все-таки нефтегазовый ТЭК, по опыту других регионов, в состоянии дать бюджету гораздо больше, чем та же добыча алмазов, производство драгоценных металлов или каменного угля.
Постепенно Якутия из «алмазного» региона превращается в нефтегазовый регион, имея при этом возможности для наращивания добычи других полезных ископаемых – тех же алмазов, золота, железной руды, редкоземельных металлов, угля и пр. Но за пределами нефтегазовой отрасли накопилось уже слишком много крупных проектов, которые реализуются с явным запозданием или простаивают. Достаточно напомнить о крайне неустойчивой ситуации вокруг Эльгинского угольного месторождения, взаимосвязанной с финансовыми проблемами и неясным будущим компании «Мечел».
Социальная сфера в Якутии выглядит сегодня тоже неоднозначно. Выше мы отмечали, что республиканский бюджет тратит сравнительно мало средств на здравоохранение. С формальной точки зрения это может быть оправданным. Например, по показателям продолжительности жизни Якутия лидирует на Дальнем Востоке. Младенческая смертность ниже только на Сахалине. Однако уровень зарплат в здравоохранении в отношении средней зарплаты по региону в 2013 г. в Якутии был самым низким на Дальнем Востоке. Как здравоохранение, так и образование в Якутии достаточно хорошо обеспечены персоналом, но подтянуть зарплаты там по-прежнему необходимо (в сфере образования в 2013 г. отставание зарплаты от средней по региону в Якутии было не столько велико, как в ряде других регионов Дальнего Востока, но само отставание было существенным и даже немного больше, чем в здравоохранении). Обращает на себя внимание и сравнительно низкая обеспеченность детскими садами, где Якутия вместе с Хабаровским краем выглядит аутсайдером ДФО.
Таким образом, слабые места в социальной сфере республики остаются. Явно требуется и повышенное внимание к ЖКХ, что, впрочем, осознается властями, судя по их расходной политике. Например, Якутия характеризовалась самой высокой на Дальнем Востоке долей ветхого и аварийного жилья, а устранение этой проблемы является установкой, которая идет с самого верха. Превосходит половину доля убыточных организаций в сфере ЖКХ. В этих условиях республике требуется тщательно продуманная бюджетная политика, учитывая, что средства на решение проблем у нее имеются.
Результат без привилегий
Якутия всегда претендовала на особые отношения с федеральным центром, но сейчас ее уже нельзя назвать привилегированным регионом, который добивается всего, чего хочет. Это ярко продемонстрировали и события прошлого года. Например, если говорить о выборах главы республики, то Якутия оказалась одним из считанных регионов, где к выборам был допущен активный критик властей. Как правило, подобные сценарии в России сейчас не допускаются. Впрочем, по линии ОНФ никаких претензий к расходной политике властей Якутии до сих пор не было, и ОНФ «тревожил» совсем другие регионы ДФО.
Продвижение якутских проектов в рамках новой дальневосточной политики федерального центра тоже нельзя было назвать гладким. Примечательно, что республике не удалось подготовить и согласовать с властями в центре и с заинтересованным бизнесом какой-то один заведомо проходной проект территории опережающего развития. Вместо этого началось некое «разбегание». Поначалу рассматривались проекты «Северный мир» (огранка алмазов и туризм) и «Базальт – новые технологии» (строительные материалы нового поколения), затем на первый план вышел проект «Заречье» (производство сжиженного природного газа, метанола и карбамида), хотя он был фактически не проработан. Плюс был ранее заявлен близкий к непосредственным интересам властей республики агропромышленный ТОР, но с малыми шансами на успех.
Довольно сложной была и остается ситуация вокруг наиболее важного экономического субъекта – компании АЛРОСА. В течение года произошла смена правительственного куратора АЛРОСА, которым стал Ю.Трутнев. Начался сложный процесс смены президента самой компании, который так и не удалось завершить: Ф.Андреев ушел, но новый постоянный руководитель до сих пор не согласован. При этом власти Якутии пытались, разумеется, лоббировать выгодных им людей на эту позицию, однако, о результатах судить рано. Конфликтным оказался вопрос о стратегии компании. Ю.Трутнев настаивал на том, чтобы она предполагала не только добычу, но и гранильное производство. Тем не менее, изменений в стратегии не случилось. При этом добыча алмазов за 9 месяцев 2014 года у АЛРОСА сократилась на 5%. Резко снизилась прибыль компании. Сильно упало производство на наиболее старых месторождениях, входящих в Мирнинский и Удачнинский ГОКи. АЛРОСА, в самом деле, нуждается в принятии новых стратегических решений, и ей необходимо вкладывать большие средства в развитие подземной добычи, от которой зависит ее будущее.
Но наиболее проблемным экономическим игроком из числа крупных ФПГ был, конечно, «Мечел», оказавшийся под грузом неподъемных долгов государственным банкам. Его судьба постоянно обсуждалась в федеральном правительстве, вызывая острые споры, но решения так принято и не было. Для Якутии это означает сохранение неопределенности вокруг одного из основных инвестиционных проектов – Эльгинского угольного месторождения. При этом если на политику АЛРОСА Якутия еще в состоянии влиять (хотя основные рычаги контроля давно захватили федеральные власти), то в случае с «Мечелом» она вынуждены просто ждать результатов и надеяться на лучшее.
Крупные федеральные ФПГ в целом позитивно влияли на перспективы социально-экономического развития Якутии. В первую очередь, положительные тренды задавали лидеры российского государственного ТЭКа, влияние которых на Якутию неуклонно растет. «Газпром» продолжал работу по освоению Чаяндинского месторождения и запустил строительство экспортного газопровода «Сила Сибири». Был подписан договор о продаже газа с основным покупателем – китайской корпорацией CNPC. «Роснефть» нашла зарубежного партнера для освоения Среднеботуобинского месторождения, которым, вопреки предположениям, оказалась не CNPC, а British Petroleum, ставшая обладателем 20% долей компании «Таас-Юрях Нефтегазодобыча». Кроме того, постепенно реализуется проект строительства новой электростанции – Якутской ГРЭС-2, которым занимается «РусГидро».
Новым игроком в горнодобывающей отрасли становится альянс двух политически влиятельных структур – государственной корпорации «Ростех» и частной группы ИСТ. С 2015 г. они начинают буровые работы на знаменитом Томторском месторождении редкоземельных металлов, добыча на котором намечена на 2020 год. Появляются реальные шансы, что этот долгое время являвшийся бесхозным проект будет реализован. Структуры «Ростеха» предложили и упомянутый выше проект ТОР «Заречье», также продемонстрировав свой растущий интерес к республике.
Из частных ФПГ, приближенных к руководству страны, наращивает свое влияние в Якутии группа Г.Тимченко, представленная угольной компанией «Колмар». Неудивительно, что ее проект Инаглинского месторождения оказался в числе приоритетных инвестиционных проектов Дальнего Востока, поддерживаемых Минвостокразвития. Фактически тем самым он был позиционирован в качестве самого важного сырьевого проекта региона, получающего федеральную поддержку. Хотя прорывным его назвать, конечно, нельзя, он не настолько велик.
В будущее – с оптимизмом
Политический фон в Якутии нельзя было назвать полностью стабильным из-за выборов, которые сопровождались критикой главы республики Егора Борисова и признаками раскола в якутских элитах. Из 30 регионов, где в 2014 г. проходили прямые выборы региональных руководителей, результаты главы Якутии оказался вторым с конца, хотя и вполне высоким (58,8%), да и второй тур не понадобился. Тем не менее, кандидат «Гражданской платформы» Эрнст Березкин выступил достаточно успешно, набрав солидные 29,5% голосов (остальные кандидаты фактически подыграли Егору Борисову, как и отказавшийся от участия в выборах потенциально сильный кандидат «Справедливой России» Федот Тумусов).
Достигнутые Якутией финансово-экономические показатели и завершение нервного периода в политической сфере, связанного с прямыми выборами главы региона, позволяют с оптимизмом смотреть в будущее. Новые стимулы в развитии республики должен создавать ТЭК. Экономика Якутии остается преимущественно сырьевой, но уже не в такой степени зависит от алмазной отрасли, что делает ее более устойчивой, учитывая, что добыча алмазов как раз теряет динамику. В то же время может сохраниться неопределенность вокруг ряда важных сырьевых и инфраструктурных проектов, а также деятельности компании АЛРОСА. Республика продолжает нуждаться в значительных вложениях в социальную сферу и ЖКХ, а также в более активном привлечении иностранных инвестиций. Существуют предпосылки для того, чтобы Якутия со всеми ее богатствами постепенно вышла из числа главных реципиентов федерального бюджета и стала финансово более самостоятельной. При этом, на наш взгляд, необходима стратегически продуманная и надежная организация как отношений Якутии с федеральным центром и многочисленными ФПГ, так и ее бюджетной политики.
Текст: Ростислав Туровский, доктор политических наук, профессор НИУ ВШЭ