Подъем затонувших кораблей на Камчатке поставили на поток
фото: пресс-служба правительства Камчатского края
Камчатка планирует в следующем году завершить работы по проекту «Генеральная уборка», в рамках которого из водоемов удаляют мешающий мореплаванию и вредящий экосистеме металлолом: главным образом останки затонувших в разное время судов. Эта проблема в России приобрела такой размах, что правительство РФ выделило для ее решения целый федеральный проект, который в 2022 году был включен в государственную программу «Охрана окружающей среды». Сейчас прорабатывается вопрос включения мероприятий по подъему затонувших судов в региональный проект «Генеральная уборка» национального проекта «Экология».
В 2023-м и следующем годах из Авачинской бухты на Камчатке должны быть подняты около 30 затопленных судов. Об этих планах накануне рассказал губернатор Камчатского края Владимир Солодов, добавив, что в Авачинской губе было обнаружено 86 затонувших объектов, включая четыре объекта в акватории морского порта Петропавловска-Камчатского. Работа по их подъему ведется еще с 2019 года.
«Камчатка – самый активный участник этой программы, больше всех судов подняли, понимаем, какие задачи стоят на этот и следующий годы. За 2023-2024 годы планируем полностью завершить очистку Авачинской бухты от затопленных судов», – сказал Владимир Солодов.
На Камчатке подъемом затонувшего имущества занимаются, в основном, частные предприниматели, обладающие соответствующими производственными ресурсами и квалификацией в сфере судоподъема. Как рассказал замминистра транспорта и дорожного строительства Камчатского края Максим Логинов, в текущем году к этим мероприятиям также планируется привлечь ФГБУ «Морспасслужба» – за счет бюджетных ассигнований.
«Большинство объектов затонувшего имущества представляют останки судов, не подлежащих идентификации как морские транспортные средства ввиду весьма продолжительного нахождения в морской среде и высокой степени разрушения. Капитаном морского порта такие объекты обозначены как отсутствующие в реестре морских судов и носящие признаки бесхозяйного имущества. Удаленные объекты затонувшего имущества перерабатываются в качестве сырья – лома черного металла. Данное сырье поставляется судоподъемными компаниями металлургическим заводам либо экспортерам лома металла на внешние рынки. Источник средств на переработку объектов затонувшего имущества определяется исходя из финансирования всего процесса судоподъема: в случае предпринимательской инициативы это частные средства, в случае государственных контрактов – бюджетные», – рассказал Максим Логинов.
Вице-премьер Михаил Мишустин РФ во время визита на Дальний Восток летом 2020 года поручил Минтрансу и Минфину РФ совместно с Минприроды, Росимуществом и главами регионов Дальнего Востока подготовить дорожную карту по подъему и утилизации затонувших в акватории ДФО судов.
На Дальнем Востоке в проекте «Генеральная уборка» по подъему судов участвуют помимо Камчатки Чукотка, Якутия, Магаданская и Сахалинская области, Хабаровский и Приморский края. До конца 2024 года в Дальневосточном федеральном округе планируется поднять 213 затонувших кораблей. На эти цели до конца 2024 года будет направлено около 1 млрд рублей. Господдержка позволит регионам возместить часть затрат по расчистке акваторий. Для получения субсидий регионы должны направить заявку в Росморречфлот.
Как рассказала вице-премьер Виктория Абрамченко, по итогам прошлого года полностью выполнили показатели проекта Камчатский край и Магаданская область – в двух субъектах РФ было утилизировано 43 судна (по данным Минприроды РФ, из бухты Нагаева на Колыме было удалено десять судов, в Камчатском крае из акватории Авачинской губы удалено 25 затонувших объектов).
Абрамченко призвала глав регионов взять на особый контроль реализацию проекта.
«В марте 2023 года подняли еще 15 кораблей, но необходимо существенно нарастить темпы реализации проекта и подготовить проектную документацию на все суда, чтобы по итогам 2024 года утилизировать 213 кораблей. Для этого оптимизируем административные процедуры и правила подготовки заключений об оценке воздействия на водные биологические ресурсы и среду их обитания со стороны Росрыболовства», – добавила она.
Как отметил заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Захарий Джиоев, на 2023 год запланирован подъем 87 судов, и на 2024 год – 83 судна.
«Подъем и удаление имущества в территориальном море и исключительной экономической зоне России осуществляется в соответствии с Кодексом торгового мореплавания. Он включает и последовательность действий, и требования к безопасности проведения, в частности, предусматривает все меры для обеспечения безопасности работ или возможных разливов», – добавил он.
Сейчас за преднамеренное затопление судов в пределах внутренних морских вод, территориального моря России, на континентальном шельфе, морских путях, внутренних водных путях, в исключительной экономической зоне РФ, включая Северный морской путь, грозит штраф для граждан и предпринимателей без образования юридического лица – от трех до пяти млн рублей, для юридических лиц от 15 до 20 млн рублей.
Юлия Бородина