Поделиться
Заманить туриста на ферму
Поделиться

Что нужно для развития сельского туризма в Хабаровском крае

Агротуризм — одно из перспективных направлений Государственной стратегия развития туризма в Российской Федерации. После пандемии коронавируса и санкционной политики западных стран эта разновидность активного отдыха получила новый стимул и новых клиентов. Всё больше россиян хотят изучать собственную страну, путешествовать с комфортом по всем её уголкам, любоваться китами на Шантарах, посещать аквафермы в Приморье, собирать клубнику в Краснодарском регионе, дегустировать продукты растениеводства и животноводства. В Хабаровском крае фермеры и сельхозпредприятия тоже хотят привлечь к себе как можно больше путешественников — новая статья дохода будет отнюдь не лишней. Заинтересовано в развитии сельскохозяйственного туризма и Правительство региона, даже готово вкладывать деньги в перспективное направление, но... сделать предстоит ещё многое.

фото: shutterstock.com

Мария и Сергей Алавердовы в прошлом году стали победителями всероссийского конкурса «Лучшая семья пчеловодов России». А ведь ещё несколько лет назад к сладкому бизнесу не имели никакого отношения. Отец семейства лишь мечтал, что поставит ульи и заведет пчёл. Мечты стали реальностью: сначала на участок залетел чей-то новый рой, для которого Сергей соорудил убежище. Потом семья заключила социальный контракт с краевым министерством социальной защиты, приобрела рамки и другие приспособления для занятия пчеловодством. После получила грант «Агростартап», уже в региональном минсельхозе. На эти деньги купили оборудование для автоматизации процессов: станок и стол для распечатки сотовых рамок, улья, пчеломаток, рекристаллизатор, построили омшаник и сотохранилище. И теперь намерены развивать туристическое направление.

Мария Алавердова: «Всего несколько лет назад пчеловодство было хобби мужа». фото из личного архива семьи Алавердовых

— Мы взяли также несколько дальневосточных гектаров в селе Полётное, там у нас пасека, — говорит предприниматель Мария Алавердова. — Работаем вместе с детьми, их у нас трое. С пчёлами, в основном, общается муж, это его епархия, я занимаюсь продвижением, брендом, продажами. То, что начиналось, как хобби мужа, нас объединило. Зимой мы, например, собираемся по вечерам, старшие делают рамки к новому сезону, младший сын Захар их наващивает. Сейчас хотим подать заявку на федеральный грант, но надо считать, потому что когда ты берешь деньги у государства, ты берешь на себя и обязательства, устраиваешь людей на работу. Еще важно, какое софинансирование требуется, сколько денег добавить своих. В общем перед тем, как привезти туристов, нужно все обсчитать — и затраты, и доходы. Важно учитывать всё: сколько километров нужно людям преодолеть, чтобы добраться до твоей пасеки? Сколько времени у них уйдет на дорогу? Где остановятся, если пойдет дождь? Нужно предусмотреть, семейные это будет экскурсии или небольшие, до 10 человек, группы. Тогда будет понятно, сколько комплектов защитной одежды нужно приобретать. Пока думаем, что это будет формат экскурсии, чтобы люди могли попробовать себя в роли пчеловода, познакомиться с жизнью пчёл, выпить чаю с разными видами мёда, полакомиться другими апипродуктами (с латинского «apis» – пчела и «productum» – сделано, т.е. сделано пчелой, прим. автора).

Дальневосточный мёд уникален благодаря неповторимому сочетанию растений: здесь тропики встречаются с сибирской тайгой . фото: пресс-служба министерства сельского хозяйства Хабаровского края

А вот Сергей Суровцев уже привозит туристов к себе на пасеку. Недалеко от села Кругликово района имени Лазо на него трудится около сотни пчелосемей. Гости могут не только попробовать разные виды мёда, но и переночевать в апидомике.

Сергей Суровцев, пасечник. фото: Ольга Власова

— Сон на пчёлах заметно оздоравливает организм, — уверен Сергей. — Постель стелется на ульях, в которых живут пчёлы. Двигаясь внутри ульев, они создают вибрации, благодаря этому к человеку поступает воздух, насыщенный полезными веществами. Стабилизируется давление, уходит депрессия, сон полезен для сердца и сосудов. Но одного сеанса сна, конечно, мало, нужно не менее 10-15 процедур, чтобы почувствовать долговременный эффект.

Обе пасеки — и Сергей Суровцева, и семьи Алавердовых —находятся в районе имени Лазо, и сотрудничать в организации туристических экскурсий пока не намерены. Такая картина нередка для нашего края, говорит заместитель директора краевого сельскохозяйственного фонда Александр Марченко. Этой осенью специалисты фонда были на обучении по агротуризму в Псковской области. Там сельхозпроизводители работают сообща, хотя часто – это хозяйства разного профиля.

— У нас фермеры все ещё каждый сам за себя, конкурируют, там же люди друг друга рекомендуют, там негласная кооперация, — рассказывает Марченко. — Не только себя нахваливают, но и советуют поехать к «Васильевичу», у него, дескать, льняной хутор. Потому что они понимают, что отдельно взятые хозяйства для туристических потоков мало интересны, а вот в комплексе — уже другой разговор. Сейчас турист искушенный пошел, ему что-то необычное подавай. Сельхозпроизводителям в Псковской области санкции на пользу пошли, люди раньше ехали в Прибалтику, теперь оставляют деньги в этих хозяйствах. У нас же агротуризм пока в зачаточном состоянии, но потихоньку развиваемся. Есть страусиная ферма, есть улиточная, пасек много.

Александр Марченко: «Конечная цель нашего любого сельского туроператора, назовем наших фермеров так, это задержать своего туриста на максимально долгий срок». фото: пресс-служба министерства сельского хозяйства Хабаровского края

Развитию агротуризма в Хабаровском крае, как и во многих других дальневосточных территориях, мешает слабая транспортная инфраструктура. Если хозяйство находится чуть в стороне от федеральных трасс, то привезти туда туристов сложно, из-за разбитых или не чищенных зимой дорог.

— Муниципалитеты, — продолжает рассказ Александр Марченко, — не всегда оперативно реагируют на сигналы. Предположим, прошел снегопад в пятницу, и фермерам говорят — ребята, подождите до понедельника, почистим. А там и вторник прошел, а конь не валялся. Выходные дни — это самый разгар туристических маршрутов, но об этом не думают на местах. Климат, опять же, у нас капризный: если зарядят дожди, сплавы по реке придется отменять.

Тематический коллаж. фото: пресс-служба министерства сельского хозяйства Хабаровского края

А еще сельхозпроизводители не всегда умеют должным образом подать и продать свой товар. В том числе и туристам. В Псковской области, рассказывает заместитель руководителя краевого сельскохозяйственного фонда, им показывали простой пример: ничем не примечательные опушка леса, за ней поле. Возле дороги стоит инсталляция —два больших муравья из фанеры. И плакат, который предлагает посетить муравьиную тропу. Люди в восторге и с удовольствием расстаются с деньгами, чтобы прогуляться вдоль нескольких муравейников.

— Конечная цель нашего любого сельского туроператора, назовем наших фермеров так, это задержать своего туриста на максимально долгий срок. Чтобы они не просто приехали на полчаса, погладили корову, купили кусочек сыра и уехали, а организовывать какие-то активности, чтобы люди могли переночевать и получить ещё какие-то услуги. Нужно проводить фермерские фестивали, как на западе, например, потому что за один такой фестиваль, если там весело и интересно, можно реализовать много продукции, — говорит Александр Марченко.

Продвигать сельский туризм в регионах помогают федеральные гранты. В Хабаровском крае в этом году краевой сельхозфонд помог оформить заявки двум фермерам. Хозяйка козьей фермы «Своё» Ирина Голубева стала победителем конкурса. В следующем году она получит 10 миллионов рублей.

Ирина Голубева, хозяйка козоводческой фермы: «Мы стремимся к тому, чтобы люди видели, как делают органические продукты». фото: пресс-служба министерства сельского хозяйства Хабаровского края

— На федеральном уровне рассматривалось 132 заявки на этот грант, и я очень рада, что мы победили, — говорит хозяйка козоводческой фермы. — Мы будем строить гостевой дом, в котором планируем проводить мастер-классы. Будем варить сыр, и показывать, как это происходит. Для меня важно детям объяснить, что сельский труд — это не всегда сложно, потому что многие процессы у нас на ферме автоматизированы. Будем делать акцент на туристические группы, будут отдельные локации с животными, которых можно будет погладить. Но тут есть свои сложности: многие люди не понимают, что можно делать, а чего нельзя. Считают — раз я деньги заплатил, то могу и камнями в животных кидать, и козу за уши тянуть… Это, конечно, неприемлемо. Будем требовать четкого соблюдения наших правил. Вообще мы стремимся к тому, чтобы все было стандартизировано, чтобы люди видели, как делают органические продукты. В следующем году у нас будет весело, приезжайте.

Потенциал для удачного развития сельского туризма у фермеров Хабаровского края есть, считает исполнительный директор Национальной Ассоциации организаций по развитию сельского и экотуризма Вадим Калиничев. Но надо понимать, на какого потребителя рассчитана услуга, кто будет целевой аудиторией. Зачастую, это жители крупных городов, которые могут выехать на выходные, на праздники. Это непростой вид туризма, потому что принимающая туристов ферма должна обеспечить и питание, и досуг. Если сегодня к вам едут студенты – это одно дело, а завтра, например, многодетная семья с особенными детьми пожалует, совсем с другими возможностями и запросами. Обеспечить все потребности сложно, поэтому необходимо всё тщательно продумать и адекватно оценить свои силы.

— В гостинице ведь не один человек и постели стелет, и еду готовит, и туристов развлекает, — говорит Калиничев. — Вот и здесь нужно обеспечить хоть какой-то штат работников, создать условия людям, чтобы им хотелось к вам приехать, а потом еще и посоветовать вас родным и знакомым. И при этом должно быть уютно, ведь в маленьких семейных предприятиях главный принцип таков: люди едут к людям. А потенциал у нас везде есть.

Инга Трошина Теги:
Картина дня Вся лента
Поделиться
Бюллетень EastRussia: аналитический обзор туристической отрасли ДФО — зима 2024

Читать полностью
Поделиться
Закамчатить с детства

Михаил Костыря родился в 1980 году на Камчатке, окончил КамГУ им.В.Беринга по специальности «История и английский язык», с 2011 года возглавляет КГАУДО «Камчатский дом детского и юношеского туризма и экскурсий». С 2023 года применяет педагогические и туристические навыки на сыне Тихоне. Женат на прекрасной женщине.

Читать полностью
Поделиться
Заманить туриста на ферму

Агротуризм — одно из перспективных направлений Государственной стратегия развития туризма в Российской Федерации. После пандемии коронавируса и санкционной политики западных стран эта разновидность активного отдыха получила новый стимул и новых клиентов. Всё больше россиян хотят изучать собственную страну, путешествовать с комфортом по всем её уголкам, любоваться китами на Шантарах, посещать аквафермы в Приморье, собирать клубнику в Краснодарском регионе, дегустировать продукты растениеводства и животноводства. В Хабаровском крае фермеры и сельхозпредприятия тоже хотят привлечь к себе как можно больше путешественников — новая статья дохода будет отнюдь не лишней. Заинтересовано в развитии сельскохозяйственного туризма и Правительство региона, даже готово вкладывать деньги в перспективное направление, но... сделать предстоит ещё многое.

Читать полностью
Поделиться
Как Хабаровский край туристов приваживает

Хабаровский край начинает пожинать плоды активной работы над туристической привлекательностью. За три квартала текущего года в регионе зафиксировано более 993 тыс. турпоездок. Для сравнения – за весь прошлый год край посетили 560 тыс. человек, а в доковидном 2019 году – 571 тыс. человек.

Но хватает ли всем туристам мест для проживания? Чем еще будут привлекать в регион гостей? О текущем состоянии и перспективах туристической области региона рассказала глава краевого Минтуризма Екатерина Пунтус на «правительственном часе» в Законодательной Думе Хабаровского края.

Читать полностью
Поделиться
Пойдём, посихотэалиним!

Особо охраняемые природные территории попали во все тренды современного туризма. Заповедники действуют теперь в стране под слоганом «Охранять природу не от людей, а вместе с людьми». Ведь путешественники все чаще выбирают вместо популярных и «понятных» направлений экстремальные. Но даже став игроками туристического рынка, ООПТ видят свои бонусы не в статье «Доходы», а в графе «Повышение природоохранного эффекта».

Читать полностью
Поделиться
Бюллетень EastRussia: аналитический обзор туристической отрасли ДФО – осень 2023

Читать полностью
Поделиться
Бюллетень EastRussia: отраслевой аналитический обзор туристической сферы ДФО – осень 2023

Читать полностью
Поделиться
Новый магнит Хабаровска – горнолыжный комплекс «Хехцир»

Современный горнолыжный комплекс мирового уровня под Хабаровском ­­готовится принять гостей уже в ноябре-декабре 2023 года. «ентральным объектом будущего круглогодичного спортивно-туристического комплекса общей площадью 360 гектаров станут горнолыжные спуски.

Горнолыжный комплекс сможет принимать до 7,5 тыс. человек ежедневно. По оценкам специалистов, общий поток гостей с 2025 года составит 200 тыс. человек в год.

Читать полностью
Поделиться
Бюллетень EastRussia: отраслевой аналитический обзор туристической отрасли ДФО

Читать полностью
Поделиться
Магнит туриста: Когда рыбалка становится наживкой

Чтобы пообщаться с владельцем усадьбы «Манома» Павлом Писановым, за ним нужно буквально «охотиться». «Окно» для разговора нашлось лишь в начале рабочей недели, в перерыве между наплывами туристов. Пандемия и санкции сделали так, что туристический поток в отдельно взятой усадьбе вырос процентов на 30, работы невпроворот.

Читать полностью
Больше материалов