Прокуратура возбудила уголовные дела о загрязнений воздуха и акваторий в Находке
Угольная пыль продолжает загрязнять порты Дальнего Востока. Живущие рядом люди жалуются на смог, невозможность спокойно дышать и сушить белье на улице. Особенно остро проблема стоит в Приморье, где работают 17 из 26 стивидорных компаний. Прокуратура продолжает проверки и уже возбудила уголовные дела.
НАЙТИ ВИНОВНОГО
Дальневосточный транспортный прокурор Виталий Каплунов и его заместители провели во Владивостоке пресс-конференцию по вопросам соблюдения прав жителей Приморья при перевалке угля стивидорными компаниями. Проверять санитарную и экологическую безопасность морского порта Находка в Приморье ведомству поручил Владимир Путин, после того как в 2017 году проблему подняли на «прямой линии» с президентом.
«Действительно, Приморский край на особом контроле президента РФ и Генпрокурора РФ. Мы этому уделяем особое внимание. В Дальневосточном федеральном округе работает 26 стивидорных компаний, из них 17 – в Приморском крае. Хотя проблемы есть и на Сахалине, и в Магадане, на Чукотке, в Хабаровском крае», – отметил Каплунов.
По его словам, после проверок возбуждены два уголовных дела по факту загрязнения атмосферы и акватории угольной пылью в Находке и порту Восточном.
«Дело возбуждено по факту загрязнения морской среды. Отбирали пробы, установили, что загрязнены морские ресурсы, проведена экспертиза, дело находится в стадии расследования. На контроле у нас. Отбирали пробы в зоне влияния нескольких стивидоров в Находкинском городском округе», – уточнил начальник отдела по надзору за исполнением законов на транспорте Дальневосточной транспортной прокуратуры Игорь Пахомов.
По его словам, уголовное дело по факту загрязнения атмосферного воздуха в связи с повышением концентрации загрязняющих веществ почти по всей территории Находки сейчас приостановлено. Прокуратура подтвердила факты загрязнений, но установить, кто из стивидоров виновен в загрязнении, сложно.
«Источник происхождения не установлен, так как стивидоры расположены очень близко, а уголь переваливают одного и того же сорта», – отметил Пахомов.
ДЕЛО ТЕМНОЕ
Об экологической проблеме в Находке активно заговорили в 2017 году, когда местные порты начали активнее работать после резкого роста экспорта угля в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Находкинский транспортный прокурор в течение последних трех лет внес более 60 представлений, в суд направили 45 исковых заявлений. В отношении виновных юридических и должностных лиц возбудили более 130 дел об административных правонарушениях.
«В Находке все 12 стивидорных компаний не применяли оборудование для снижения вредного воздействия на атмосферный воздух, вели деятельность без установленных санитарно-защитных зон, не принимали меры по охране водных объектов от загрязнения. Выявлены случаи непроведения производственного экологического контроля, выбросов вредных веществ в атмосферный воздух с превышением предельно-допустимых норм, без разрешений, использования неучтенных источников загрязнения воздуха. Места хранения угля не были оборудованы специальными подпорными и габаритными стенками, нарушалась технология перевалки и хранения угля, что способствовало распределению пыли за пределы производственных площадок», – отметил прокурор.
От угольной пыли в Приморье страдает не только Находка – перевалкой угля в регионе занимаются стивидоры во Владивостоке (ПАО «Владивостокский морской торговый порт», ООО «Востокморсервис», ОАО «Владивостокский морской рыбный порт»), в порту Посьет Хасанского района (АО «Торговый порт Посьет») и в Шкотовском районе (ООО «Порт "Вера"»). Там прокуроры выявили нарушения при перевалке угля такие же, как и в Находке. В суд направили иски об устранении выявленных нарушений, прокуроры внесли соответствующие представления.
Прокуратура внесла представление в отношении ООО «Порт "Вера"» после проверок загрязнений акватории и воздуха угольной пылью. Административные дела в отношении юрлица возбудили по трем составам. У прокуратуры есть претензии к стивидору по применению пылеподавляющего оборудования, по их фактической осуществляемой деятельности тем решением, которое заложено в документацию и получившее заключение экспертизы. Есть вопросы и к наличию и работе очистных сооружений.
При этом в феврале Росприроднадзор оштрафовал ООО «Порт «Вера» на общую сумму 500 тыс. рублей по фактам нарушения технологической карты погрузки угля и отступления от требований проектной документации. Поводом для проверки послужили обращения приморцев и появившаяся в интернете информация об угольной пыли вблизи порта.
По словам начальника отдела по надзору за исполнением законов на транспорте Дальневосточной транспортной прокуратуры Игоря Пахомова, руководство компании готово исправлять ошибки. Оно провело встречу с прокуратурой и местными жителями, чтобы решить конфликтные вопросы. В апреле стивидор планируют ввести в эксплуатацию вагоноопрокидыватели, а в июне намерен завершить установку более полукилометра ветрозащитных сооружений.
Транспортная прокуратура при этом продолжает проверку соблюдения стивидорной компанией правил при погрузке каменного угля в торговом порту Посьет. К работам привлекли специалистов территориальных органов Росприроднадзора и Роспотребнадзора. За стивидора взялись после публикации в социальных сетях видео из поселка Посьет. На кадрах было видно черную пыль в районе порта и покрытые ею подоконники жилого дома. Промежуточные итоги проверки показали, что в зоне влияния стивидорных компаний были выявлены превышения концентрации загрязняющих веществ.
ЛУЧ СВЕТА
Тем не менее ситуация в Приморье улучшается, и об этом говорят, в том числе в транспортной прокуратуре. По словам Дальневосточного транспортного прокурора Виталия Каплунова, в регионе в разы уменьшилось количество жалоб на угольную пыль от местных жителей, датчики, контролирующие загрязнения, показывают меньше число превышений концентрации пыли.
«Положительная динамика есть. Одни более эффективно работают, другие менее. Выполнение природоохранных мероприятий связано с финансовыми условиями. К 2021 году мы наведем порядок, поручение президента мы должны выполнить. Мы не гарантируем, но постараемся», – заявил журналистам Виталий Каплунов.
Об уменьшении жалоб от жителей и налаживании экологической обстановки говорят и сами стивидоры. Одна из крупнейших стивидорных компаний края – АО «Восточный порт» тратит по 2,5 млрд рублей в год на экологические программы, которые помогают видеть результат.
«У нас стоят современные очистные сооружения. Итоги работы были озвучены Дальневосточным транспортным прокурором на пресс-конференции, жалобы от местных жителей сократились в разы и стали единичны», – сообщил EastRussia представитель АО «Восточный порт».
Стивидоры стараются обновлять оборудование, уходить в закрытую перевалку и использовать опыт соседних государств — Японии и Южной Кореи, схожих с Приморьем по климату. Так, например, поступили в «Терминале Астафьева».
«В прошлом году на предприятии была установлена конвейерная линия закрытого типа, исключающая контакт угля при перемещении его по территории. Также при погрузке угля в трюм судна используется телескопическая погрузочная машина. В настоящий момент на "Терминале Астафьева" приступили к монтажу крытого навеса над зоной выгрузки угля из вагонов и закрытых складов хранения. Работы будут идти совместно со специалистами японской компании Marubeni. Вся территория предприятия огорожена двухуровневым контуром пылеветрозащитных экранов, постоянно работают два десятка снежных пушек и пылесборная машина Centurion», – сообщили в пресс-службе стивидора «Терминал Астафьева».
Ранее губернатор Приморья Олег Кожемяко заявлял, что работа стивидоров в регионе, которые не перейдут на закрытую перевалку угля в 2020 году, будет остановлена. Однако прокуроры объяснили журналистам, что законодательно понятия «закрытая перевалка угля» нет. Минтранс считает, что в закреплении этого термина нет необходимости, поскольку применяемых мер достаточно.
Марина Иванова