Первый международный кинофестиваль «Золото Умальты» вновь поднял проблемные вопросы о возможностях кинопроизводства на Дальнем Востоке
В Хабаровске прошел первый международный кинофестиваль «Золото Умальты», предвосхищающий выход весной одноименного истерна, сюжет которого построен на истории об украденном золоте в Верхнебуреинском районе Хабаровского края.
Помимо основной цели кинофестиваля – популяризация и развитие художественного и документального кино на Дальнем Востоке, есть и сопутствующая – заманить в эти края туристов. Я, конечно, совсем не верю в то, что одна-единственная картина, пускай даже с Петром Деревянко, привлечет толпы туристов в Верхнебуреинский район, но на фестиваль все же отправился – была у меня еще одна цель: посмотреть якутское кино.
Кино с титрами
Летом 2007 года я впервые очутился в Якутске – друга перевели туда работать, и я решил прокатиться к нему в гости. В качестве некой «фишки» они с супругой повели меня в кинотеатр «Центральный» на фильм якутского производства про якутского парня в Якутске на якутском языке с русскими титрами. В полном зале только мы не были представителями народа саха…
Фильм был примитивный, но меня поразило, что актеров, которые в нем снимались, считали знаменитостями, в фойе продавался мерч с ними, да и сам факт забитого до отказа зала тоже о многом говорит.
К якутскому кино я вернулся, когда стали попадаться различные тизеры, а скандал с фильмом «Айта» только подогрел интерес. Но больше всего хотелось посмотреть картину «Не хороните меня без Ивана», ее как раз показывали во второй день фестиваля.
Фильм прекрасен! И костюмы, и сценарий, и актеры, и природа – от примитивного якутского кино образца 2007 года не осталось и следа. Как по мне, так команда выполнила главную задачу – показала северную республику во всей красе, подчеркнув национальный колорит и культуру. Да сделала это так, что захотелось посетить Якутию.
О феномене якутского кино мы уже рассказывали не раз. Похоже, киноиндустрия становится в республике все более и более значимой, а, значит, может приносить прибыль.
Конечно же, на кинофестивале хотелось пообщаться с коллегами, у которых, думаю схожие проблемы. Я, как автор нескольких документальных картин, среди которых «Волочаевские дни» и «От Тихого до Ледовитого», могу выделить несколько: где найти деньги на съемки и как заработать на документальном кино? Но, пожалуй, самый главный вопрос – как сделать, так, чтобы твое кино увидел зритель?
С одной стороны, ответ очевиден: необходимо вкладывать деньги в продвижение. Но порой это составляет до половины бюджета всей картины. Мне в свое время понравился ход Евгения Гришковца, который просто отправился вместе с картиной «Сатисфакция» по городам устраивать премьерные показы. Помню, мы тогда «клюнули» на присутствие Гришковца в зале и пошли смотреть фильм, а он сидел на соседнем ряду и вместе с нами смотрел картину.
Владимир Чебанов – известный хабаровский путешественник, один из авторов таких фильмов, как «Сказка о коротком лете», «Охотоморье: съемки на краю земли» и многих других, подтвердил мои предположения: снять – это полдела, донести снятое до зрителя – архисложная задача.
– Для того, чтобы показывать фильмы в кинотеатрах, необходимо, чтобы картина имела прокатное удостоверение. Это отдельная огромная работа, а на короткий фильм никто не будет оформлять монтажные листы, – делится Владимир Чебанов, – поэтому если говорить о документальном кино, то для таких маленьких работ можно создавать альманахи, чтобы создавать прокатные удостоверения на несколько работ сразу, а потом уже можно «крутить» их по одиночке.
Кстати, такая схема могла бы монетизировать труд местных «киношников»: к примеру, фильмы можно было бы показывать в музеях, а авторы получила ли бы свой процент от тех, кто пришел по «Пушкинской карте».
Еще один вариант «достучаться до зрителя» - возродить киноклубы и киножурналы, то есть показывать небольшие документальные работы перед демонстрацией «большого» фильма, такая практика широко применялась в СССР.
Совместное кино
За счет участия китайцев фестиваль «Золото Умальты», который проводили впервые, сразу стал международным. Коллег из КНР усадили за «круглый стол», чтобы обсудить возможность создания совместных проектов.
Вообще-то, подобный опыт уже был. Вспомните китайскую интерпретацию фильма «А зори здесь тихие», которую снимали в районе Хэйхэ. Декорации в виде русской деревни так и остались там и служат неплохой точкой притяжения для туристов. Но это у них, а что у нас?
Пять лет назад в Хабаровске китайцы снимали фильм «Синий поезд», действие которого происходит в советские времена. В качестве декораций подошли дома на Пятой площадке, где остались на фасаде мозаики советских времен, и еще пара локаций на окраине и в центре города. Вот только, судя по всему, проект не был реализован до конца. По крайней мере, в сети я его не нашел.
«Затащить» китайцев для съемок на Дальний Восток попытались и в этот раз – провели для них кинолокационный тур по Хабаровску, показав соборы и церкви, клуб «Авторетро-100», Дальневосточную государственную научную библиотеку и «Заимку», где после окончания советско-японской войны содержался под стражей последний император династии Цин – Пу И. Это, пожалуй, главный «козырь», который может привлечь китайских «киношников».
– Тот коллектив продюсеров, который был привезен из КНР, они ехали со своими мыслями. Ожидать, что завтра приедет «Макао пикчерз» с «голливудским» бюджетом и вдруг пригласит поснимать кого-то из местных – маловероятная история. Даже, если кто-то приедет, все эти деньги уйдут мимо местных кинопроизводителей. Корпорации на «мелочь» внимания не обращают, – размышляет Владимир Чебанов.
По его мнению, интересно продвижение дальневосточного кинопродукта на рынок в КНР и страны АТР.
– Наши работы могут быть интересны китайскому зрителю. Мы провели эксперимент: приезжал представитель частной компании, который занимается культурными связями между Россией и Китаем, и он предложил продать в КНР наши документальные фильмы. Мы решили попробовать, – делится Владимир Чебанов.
При этом он подчеркивает, что речь идет о фильмах «про природу».
– Можно было бы снимать исторические фильмы, но на практике политическая оценка одних и тех же событий, к примеру, второй мировой войны, сильно расходятся в России и Китае. Поэтому перспективы для китайского зрителя – природа, красоты Дальнего Востока. Это перспективное направление: и нам свое показывать, и им снимать у нас, – отметил Владимир Чебанов.
Разговоры – разговорами, но пока реальность такова, что фильмы, напрямую связанные с Дальним Востоком – «Золото Умальты» или восьмисерийная картина «Арсеньев» - с бюджетами в сотни миллионов, снимаются (за исключением редких сцен) в Карелии или на студии в Москве, оставив таким образом «за бортом» местных творцов.
Впрочем, глава Верхнебуреинского района Алексей Маслов, пришедший на кинофестиваль, прямо заявил собравшимся, что «кина не будет, пока этого власть не захочет».
Полсотни фильмов-конкурсантов со всего Дальнего Востока попали в лонг-лист «Точки возврата-2019», пять лет подряд люди разных возрастов и профессий, но с тягой к кино снимали фильмы в цейтнот-режиме «Кинолагерей». И вот проект у точки невозврата. «Скрипач не нужен?»
Каждый текст, который начинается словами "многие спрашивают" тут же вызывает подозрения, что никто и не спрашивает, просто автору очень хочется рассказать, но очевидного повода нет.
Однако действительно спрашивают. На последний фестиваль «Точка возврата» в 2019 году нам прислали больше пятидесяти фильмов, есть кому интересоваться.
Будет ли в этом году (или еще когда-нибудь) наш Дальневосточный фестиваль игрового любительского кино или мы закрыли проект?
Тем более, что много раз мы, организаторы, говорили, что вот пятую «Точку» проведем, а потом серьёзно подумаем. Мы подумали и решили не закрывать. Но и продолжать пока не можем.
Четыре года из пяти мы делали фестиваль как победители конкурса президентских грантов. И все четыре года понимали, что это когда-нибудь закончится. Фонд не может финансировать проект бесконечно. Он или нужен своей территории или нет. Уж за пять лет, казалось бы, можно найти источник финансирования на месте, деньги невеликие. Однако у нас не получилось, хотя все это время (с 2015 года, сколько живёт фестиваль) мы пытались решить эту задачу.
Деньги нужны на рекламу, печатную продукцию, призы и подарки победителям, зарплату команде, иногда на поездки по региону в поисках новых участников, ну и немало бюджета «съедает» Кинолагерь, как неотъемлемая часть проекта. Это учебно-тренировочная база для съемки короткометражных фильмов. Вывезти пятьдесят человек за город на два дня, там поселить и кормить, пока они занимаются творчеством — удовольствие недешевое.
Кроме того, на мастер-классы и разборы работ нам нужны эксперты и преподаватели «из центра», ведь не секрет, что на Дальнем Востоке профессионалов в области киноиндустрии почти нет.
Снижать уровень фестиваля мы не хотим.
Искать спонсоров? Не наша история. Никто просто так денег не дает, а ломать проект под чьи-то рекламные интересы мы не готовы. К тому же по опыту знаю: работа со спонсорами — это еще один проект в проекте, а у нас и на сам фестиваль не всегда хватает ресурсов.
В крае есть министерства культуры, внутренней политики, образования в конце концов. У нас (команды создателей и организаторов "Точки") есть культурно-образовательный проект, работающий на имидж региона несколько лет. Проект-победитель Дальневосточной премии в области коммуникаций "Серебряный Лучник" в номинации "Продвижение имиджа территории", кстати.
Мы себе уже все доказали. Властям не смогли. В краевом министерстве культуры я была дважды, еще до известных изменений в политической жизни края. В первый раз там восхищались проектом и обещали всестороннюю поддержку, но просили зайти позже. Во второй раз на встрече я долго слушала, как мало денег у культуры и как много в крае сельских библиотек с протекающими потолками.
Мы несколько месяцев планировали встречу с экс-губернатором, писали письма, готовили обоснования, у нас за это время родилось много классных предложений, как и куда развивать проект, но подготовка к переговорам затянулась (не по нашей вине), и все закончилось сами знаете по какой причине.
Мы обращались в полпредство, и даже провели несколько встреч, обсуждая перспективы совместной работы. Увы, безрезультатно.
А сколько заявок мы написали на различные конкурсы грантов только за последний год, сложно посчитать. Впрочем... семь. Не вошли в число достойных ни разу. В том числе и правительство Хабаровского края не признало проект победителем своего конкурса (это в прошлом году, в этом ещё ждём результатов). Ну и гранты ведь точно не выход, они сегодня есть, завтра нет. При такой паллиативной помощи закончится история все равно плачевно, так и что тянуть, думаем мы, и продолжаем писать заявки. Потому что кажется, что выход вот-вот найдется, надо только дождаться этого решения.
Ведь, оглядываясь назад, мы все больше понимаем, что проект не проходной, и перспективы у него огромные. Жаль хоронить. И, пока тему можно реанимировать, пытаемся найти выход.
В первые годы мы ставили перед собой цель сформировать местное киносообщество. Мы этого добились. Уровень фильмов-финалистов последнего сезона был таким, что стало очевидно — это кино надо показывать массовому зрителю. В эту сторону и нужно развивать фестиваль.
Еще год, и точка невозврата будет пройдена. Жаль, если так случится. Тем более, что идея проведения кинофестиваля полностью отвечает задачам, поставленным Президентом России в «Национальных проектах России». В частности, фестиваль создает условия для реализации творческого потенциала нации (проект «Творческие люди»), способствует цифровизации услуг и формированию информационного пространства в сфере культуры (проект «Цифровая культура»), а также направлен на укрепление гражданской идентичности жителей Дальнего Востока на основе духовно-нравственных и культурных ценностей. Наверное, это повод (вернее, целых три повода), чтобы хотя бы поискать решение проблемы вместе с руководством региона. Ждём предложений и готовы к диалогу!
О ПРОЕКТЕ:
С 2015 года в Хабаровском крае проводится Фестиваль игрового любительского кино «Точка Возврата». В 2017 году фестиваль получил статус Дальневосточного.
Ежегодно в рамках фестиваля проходят режиссёрские и сценарные мастерские, открытые актёрские кастинги, учебно-тренировочные экспедиции, профессиональные разборы присланных работ, многочисленные кинопоказы (как правило, в нескольких городах Дальневосточного региона), а также церемонии награждения финалистов и победителей.
На сегодняшний день в фестивале приняли участие кинолюбители из четырнадцати городов Дальнего Востока: Хабаровска, Владивостока, Якутска, Благовещенска, Петропавловска-Камчатского, Комсомольска-на-Амуре, Уссурийска, Спасска-Дальнего, Магадана, Южно-Сахалинска, Улан-Удэ, Паланы, Читы и Анадыря. На суд зрителей и жюри представлено свыше 150 работ начинающих кинематографистов.
Сегодня «Точка возврата» – единственная площадка на Дальнем Востоке, предлагающая обучающую программу для новичков кинопроизводства, и позволяющая им демонстрировать свои достижения в расчёте на профессиональную оценку и дальнейший рост.
В этом году фестиваль игрового кино вместе с Дальним Востоком «разросся» до 11 субъектов и принял рекордное число художественных короткометражек. 50 фильмов люди различных профессий снимали в свободное время на личные деньги. Благовещенск, Улан-Удэ и Южно-Сахалинск участвовали впервые, и сразу же взяли первые места. Гран-при «Точки возврата» второй год подряд уносит хабаровчанин Сергей Яковлев, на этот раз с картиной «Портрет незнакомки». Какое кино снимают сегодня непрофессионалы на Дальнем Востоке и кто из них готов к всероссийскому прокату, узнавало EastRussia.
Дисциплина в одной из хабаровских школ стала бы образцовой, увидь дети своего историка Максима Горбунова в амплуа бандита из 90-х (фильм «Крыжовник»), а подзащитные благовещенского юриста Максима Бутенко по-новому взглянули бы на его дар убеждения (фильм «Зимняя Резина»). Почти каждый из участников дальневосточного кинофестиваля ведет двойную жизнь и по-своему прокладывает путь к киноолимпу. У одних он лежит через отложенный отпуск, у других — через грядки.
Кадр из фильма «Крыжовник», Хабаровск - Комсомольск-на-Амуре
«У нас есть бабушка 83 года, она пришла и сказала: у меня дачу затопило, мне нечем заняться! Она сыграла бабушку-время в фильме «Мой первый верлибр» на кинолагере, — рассказывает директор фестиваля «Точка возврата» Роман Овсейчук. — Вообще у нас сложилась практика: перед проведением все ребята звонят и просят на фирменном бланке фестиваля написать письмо директорам предприятий с просьбой освободить их сотрудников для участия. Мы писали такое директору школы, на станцию скорой помощи, застройщику и т.д. У нас логика простая: если ты делаешь кино в свободное от работы время, и не зарабатываешь этим на жизнь, то ты — любитель, но не надо путать профессиональность и профессию, есть любители с профессиональным подходом. Еще одно традиционное условие нашего фестиваля — мы не принимаем документальные фильмы, только художественные. По этой причине в этом году мы «завернули» Камчатку. Авторы из Еврейской автономии ничего не прислали, итого в пятой юбилейной «Точке возврата» участвуют девять субъектов Дальнего Востока из 11».
В шорт-лист основной программы вошли 15 народных фильмов. История с Сахалина увлажнила глаза многих в хабаровском «Совкино»: по сюжету мужчина, ставший бомжем из-за личной трагедии, под Новый год достает младенца из мусорного бака, но спасти ребенка ему удается не сразу. Фильму Ивана Чанова «Брошенный» присудили третье место.
Кадр из фильма «Брошенный», Южно-Сахалинск
«Серебро» досталось не менее трогательной истории «Я тебя помню» Батора Цыбикова из Республики Бурятия с отсылками к Великой Отечественной войне.
Сергей Храмых, известный Благовещенску как инженер-строитель, занял со своей картиной первое место. «Зимняя резина» — это новогодняя зарисовка про деда Мороза, который заглядывает к выпивающим автомеханикам с просьбой «переобуть» его авто. Скепсис работяг по поводу «ряженого деда» разбивается о неопровержимые доказательства про каждого, не всегда приятные. «Зимняя резина» взяла также специальный приз: Игоря Булатова, Максима Бутенко, Николая Павлова, Владимира Литовченко и Игоря Омелькова назвали лучшим актерским ансамблем.
«Этот фильм мы сняли дня за три, еще неделя ушла на монтаж и остальной постпродакшн. Бюджет «Зимней резины» – полторы тыс. рублей, эти деньги понадобились, чтобы накрыть стол, остальной реквизит собирали по друзьям. Наши актеры — это пожарный, юрист, тренер, блогер, ведущий праздничных мероприятий и актер благовещенского Театра Драмы», — поделился режиссер Сергей Храмых.
Кадр из фильма «Зимняя резина», Благовещенск
Главный приз пятого Дальневосточного кинофестиваля — 100 тыс. рублей на съемки следующего фильма — достался «Портрету незнакомки» хабаровчанина Сергея Яковлева. Одержимого художника в фильме сыграл Виталий Федоров. Реальный же художник Павел Барсуков написал первый портрет незнакомки, второй принадлежит кисти самого 32-летнего режиссера. Кстати, выпускника колледжа искусств.
«Герой у нас изначально с поехавшей кукушечкой, потому что он охотился за людьми, которых ему хочется рисовать. Например, он пишет маленькую девочку, и не берет денег. Потом он видит незнакомку, нашла коса на камень, и получилась интересная история! В фильме — моя история, я сам художник по образованию, сейчас метамодерн — самая актуальная штука, я хотел построить мост, которым поможет людям вне искусства понять, чем реализм отличается от постмодернизма», — объясняет Сергей Яковлев (Йакф).
Фото: Сергей Яковлев на награждении, дальневосточный фестиваль игрового любительского кино «Точка возврата»
«Портрет незнакомки» сдали в день дедлайна. По признанию режиссера, последние дни команда жила за компьютером, раз за разом переделывая фильм.
«Я ненавижу это кино ровно столько же, сколько люблю. Жена сказала, что если я после всего этого не победю, она меня убьет! Спасибо организаторам, что пятый год дают нам большой пинок под зад, объединяя дальневосточных авторов на одной площадке. Мы переведем фильм на английский, и отправим на фестивали, в том числе, международные, и запустим его на краундфандинговую платформу, как поступили с фильмом «Спасенный», взявшим гран-при в 2018 году», — добавляет режиссер.
Специальный приз за «органичность, неподдельный кураж и точную атмосферу 90-х» получил хабаровско-комсомольский «Крыжовник» режиссера Юрия Чернюка. Награда «за лучшую мужскую роль и безграничную преданность профессии до самого последнего дня» досталась Василию Мухину. Посмертно: 30-летний актер, сыгравший в фильме «Дератизация» ушел в октябре этого года. В этой же картине отметили операторскую работу.
«Перефразируя Хичкока, я бы сказал так: чтобы снять фильм, нужны амбиции, амбиции и еще раз амбиции! Амбиция заключается в том, чтобы донести то, что ты видишь, а другие не замечают. Это важная вещь для кино, потому что это искусство синтетическое, оно создается под влиянием большого коллектива людей. Амбиция прожигает экран твоей кинокамеры. Она заставляет тебя собирать всех вместе, снимать дубль за дублем, доводить фильм до конца и выводить его на экраны», — считает продюсер «Дератизации» Антон Соколов.
Фестиваль «Точка возврата» два года проводился энтузиастами как хабаровский городской, и уже в третий раз — как дальневосточный на средства президентских грантов и спонсоров, которым ничто актерское тоже оказалось не чуждо. В этом году участники прислали полсотни фильмов, и организаторы сделали четыре программы: к основной и экспериментальной «Вкратце» добавили детские фильмы «Точка с запятой» и кино вне конкурса «Многоточие». Кинолагерь — это школа, где «люди с улицы» пробуют себя в качестве режиссеров, актеров, видеооператоров, монтажеров и т.д. Они получают рандомные сценарии и снимают короткие метры за двое суток. Лучшим фильмом кинолагеря-2019 признали «Таиланд» Светланы Тикановой. И это снова художник.
Кадр из фильма «Таиланд», программа кинолагеря «Вкратце»
«Мы не могли выбирать сценарий, нам достался триллер с убийством, с кровью, бытовым насилием, я от этого далека, но «вошла в шкуру». Съемки проходили так: главный герой, красиво перелетая через барную стойку, где был настроен свет, смел все на своем пути, у нас рушился потолок. Потом мы для эффектности решили задымить помещение, но сработала пожарная сирена, а потом долго и противно орала. Но мы справились! В каждом человеке есть творческий потенциал, который он зажимает и прячет в одно место, потому что ему нужно выживать, кормить детей, и бла-бла-бла. Так вот, кино вытаскивает этого творца, он собирает вокруг себя других, и все приходят к своему истинному «я», — уверена режиссер Светлана Тиканова.
Второе и третье место в кинолагере заняли «Чупа-чупс» режиссера Ладо Гранича и «Угадай, кто?» Михаила Литинского.
Кадр из фильма «Портрет незнакомки», Хабаровск
В фестивальных картинах этого сезона трудно опознать хоум-видео, а некоторые финалисты прошлых лет сделали хобби делом жизни: например, Любовь Борисова из Якутии, бравшая гран-при на «Точке возврата»-2017, в этом году получила две статуэтки на пятом Asian World Film Festival в Лос-Анджелесе с полнометражным фильмом «Надо мною солнце не садится». Детище бурятского кинематографа — фильм «Решала», известный на всю страну, когда-то тоже начинался с самодеятельности.
«Уровень растет так быстро, что мы сами пугаемся, — признается продюсер фестиваля «Точка возврата» Алла Джан-Ша. — Теперь масштаб 11 регионов, но держится все на кучке энтузиастов, у которых нет никакой гарантии, что будут деньги на проведение. Настало время признать, что это серьезное событие, которому нужен государственный подход, потому сейчас я как продюсер встречаюсь с правительством Хабаровского края и администрацией города. Мы взяли курс на НКО, и снова написали заявку на президентский грант. Каждый год мы рискуем, объявляем сезон, а потом нам везет, и мы выигрываем. Но это подстава самим себе, и больше мы на это не пойдем. Если нас не поддержат, мы свернем программу или поставим кино на паузу».
Состоится ли шестой дальневосточный фестиваль, станет известно в феврале, когда объявят победителей конкурса президентских грантов. Возможно, «Точка возврата» найдет поддержку из других источников. Если все получится, в 2020 году дальневосточный фестиваль выйдет на новый уровень: с большими показами на набережной Хабаровска, креативными инсталляциями по ДФО и узнаваемыми российскими звездами в жюри.
Российские банки резко повысили размер первоначального взноса по ипотеке, при этом льготная ипотека на новостройки отменена. Все это сказалось на строительном рынке, в том числе на Дальнем Востоке. О том, что ждет отрасль в новых экономических реалиях, как будут вести себя застройщики и что будет с ценами на жилье, рассказал генеральный директор ГК «DNS Девелопмент» Андрей Артамонов.
– Сейчас девелоперы проходят период адаптации к новым экономическим условиям. Я говорю об отмене льготной ипотеки на новостройки, повышении размера первоначального взноса по всем действующим программам, в целом более высоким требованиям банков к заемщикам. Это приводит к снижению емкости рынка, к которой мы привыкли за последние годы, делает потенциального покупателя более щепетильным при выборе жилого комплекса для покупки квартиры. Процесс принятия решения и выхода на сделку стал дольше.
В целом, все девелоперы сейчас фиксируют некоторое замедление темпов продаж. В будущем это приведет к тому, что застройщики будут вынуждены очень внимательно оценить портфель проектов, планируемых к запуску, чтобы сбалансировать прогнозируемые темпы продаж и скорость строительства.
Относиться к этому можно по-разному. Многолетний опыт доказывает, что такие кризисные ситуации позволяют бизнесу мобилизоваться, избавиться от ненужного и выйти на новый уровень – эволюционировать. Я считаю, в девелопменте эта эволюция приведет к тому, что на рынке появится больше привлекательного продукта, подходящего под актуальные потребности самых разных клиентов. Все мы понимаем, что многое сейчас в строительной сфере зависит от покупательской способности.
Обязательно нужно учитывать, как разогналась отрасль за последние годы. Прямо сейчас в Приморье ведется строительство более трех млн кв. метров жилья. Это рекордные для региона показатели, которые говорят о том, что на рынке развернется серьезная и бескомпромиссная борьба за каждого клиента. Причем, потенциальному покупателю уже недостаточно просто добротно построенного ЖК в удобной локации – такой выбор у приморцев сейчас действительно есть. Новый запрос заключается в том, что клиент хочет видеть разнообразную, сбалансированную, эстетичную городскую среду за порогом своего подъезда, причем в масштабе целого района. Поэтому наиболее привлекательными станут проекты, где, помимо жилья, создают новую инфраструктуру со школами, садами, магазинами, местами для прогулок и отдыха, занятий спортом и т.д. Рынок на этот запрос начинает реагировать. Если некоторое время назад мы были чуть ли не единственным девелопером, который в своих проектах – поселок «Новый Де-Фриз», ЖК «Формат», а теперь и в DNS Сити – сразу предусматривал создание всей этой инфраструктуры, то сейчас принципы комплексного подхода к развитию территории действительно становится трендом в нашем регионе. Уже анонсирована подготовка к запуску таких комплексных проектов во Владивостоке, и все участники отрасли будут следить за их реализацией. По нашему опыту «первопроходцев» могу сказать, что это не простой, но, на мой взгляд, самый верный путь развития жилищного строительства.
Если говорить о параметрах девелоперского продукта, то следующий год будет посвящен поиску баланса. Все это время мы наблюдали настоящую «гонку вооружений» с точки зрения наполнения различными опциями жилых комплексов. Девелоперы стремились перещеголять конкурентов: зарядки для телефона в лавочках на улице, сады на кровле, фонтаны во дворе и многое другое. Интересно, что на Дальнем Востоке этот тренд начался несколько позднее по сравнению с центральной Россией. Повлияло то, что в регион зашли федеральные девелоперы, которые привнесли свои стандарты качества и новые форматы. Одновременно с этим произошел запуск интересных проектов региональных застройщиков. В комплексе все это положительно сказалось на качестве и параметрах ЖК, которые сейчас представлены на рынке: если еще три-четыре года назад клиента можно было удивить закрытыми дворами без машин и современными детскими и спортивными площадками, то теперь это база.
Однако в новых экономических условиях разнообразные «фишки» все же придется пересмотреть. С одной стороны необычные атрибуты делают ЖК ярким и привлекательным, но с другой – более дорогим. Подобные продуктовые решения девелоперы будут пропускать через сито реальных потребностей и ценностей покупателя. Останется и даже улучшится то, что по-настоящему важно, а от избыточных элементов будут избавляться.
Если рассуждать о том, что ждет отрасль в целом, то, очевидно, что девелоперам придется научиться зарабатывать не только по привычной относительно простой схеме «построил – продал», а искать другие способы взаимодействия с потребителями: предлагать клиентам рассрочку, лизинг, аренду. Другими словами, необходимо будет «включать голову», креативить еще больше и еще качественнее.
Если говорить про Дальневосточный федеральный округ, то здесь строительная отрасль находится в более выгодных условиях благодаря «дальневосточной ипотеке», за счет чего сильных изменений или потрясений удается избежать. Для понимания значимости этого инструмента для местного рынка приведу статистику: в наших проектах ЖК «Формат» и DNS Сити – 60% сделок проходят по программе ДВ-ипотеки.
В будущем на Дальнем Востоке и в Приморском крае, в частности, будут выигрывать в конкуренции девелоперы с ликвидными продуктами, подходящими под условия льготной ипотеки, но предлагающие достойный продуманный продукт. При этом одним из ключевых факторов успеха на рынке станет наличие разнообразной квартирографии, удовлетворяющей потребностям всех категорий покупателей. К примеру, в своих проектах – «Формат» и «DNS Сити» – мы обеспечили широкий ассортимент квартир – от 23 до 104 кв. метров, и все варианты отделки: черновую, предчистовую, квартиры с готовым ремонтом. Плюс в «DNS Сити» вывели на рынок двухуровневые квартиры с потолками пять метров и большими витражными окнами.
Если говорить о стоимости жилья, то серьезных скачков, думаю, не будет. Да, отдельные застройщики будут предлагать скидки, но долго это не продлится, поскольку работать себе в убыток никто не будет. Соответственно рынок вернется к борьбе за клиента на поле качества продукта.
Группа экспертов из разных сфер туристической отрасли проехала по БАМовским локациям на поезде, участвуя по пути в мероприятиях форум-штаба «БАМ туристический». Круглые столы, обсуждения и встречи прошли в Братске, Усть-Куте, Северобайкальске, Новой Чаре, Тынде. Своими впечатлениями от поездки и предложениями по развитию туризма на БАМе с EastRussia поделилась Ирина Булыгина, заместитель председателя-начальник отдела маркетинга и продвижения комитета по туризму Мурманской области.
Прежде всего, я хочу отметить, что «БАМ туристический» — это очень важный и одновременно сложный турмаршрут, потому что он объединяет сразу шесть регионов, которые различаются по своим ресурсам, логистике, готовности принятия турпотоков, поэтому предстоит большая работа по разработке концепции, содержательному наполнению и коллаборации регионов-участников в процессе создания целостного турпродукта.
Очень важно, чтобы все участники проекта были заинтересованы в его реализации и обладали определенными компетенциями, поэтому важно оказывать муниципалитетам консультационную поддержку, делать перекрестные презентации туроператоров регионов-участников, ездить друг к другу с целью обмена опытом.
Бамовский маршрут имеет ряд существенных преимуществ:
1. Поскольку объединяющей темой маршрута является легендарная Байкало-Амурская магистраль, то в турпродукте можно совместить две самые дорогостоящие услуги: проживание и перевозку. Это позволяет туристу за сравнительно небольшой временной промежуток увидеть большое количество территорий и их достопримечательностей. Регионам же, в свою очередь, это даст возможность на какое-то время сгладить нехватку отелей и предприятий питания на маршруте.
2. Второе преимущество маршрута состоит в том, что он, по сути, представляет собой конструктор впечатлений и его возможно комбинировать в разных вариациях: можно начать из Братска, а можно – из Благовещенска, можно пройти часть, а можно - полностью. Ещё один плюс конструктора — разнообразие природных и культурно-исторических ресурсов, ландшафтов, промышленных предприятий и регионального колорита.
3. А еще я предлагаю всем участвующим в разработке и реализации маршрутов стать основоположниками романтического туризма. Сюда, на стройку века, приезжали настоящие романтики по комсомольской путевке. Можно и сейчас привлекать сюда романтиков и мечтателей по БАМовской путевке и предлагать им какой-то интересный общественно-полезный труд на благо развития маршрута и включенных в его реализацию регионов. Это может быть и помощь в создании рекламы БАМа туристического, и экологическое волонтерство, и творческая деятельность. Сто лет тому назад был прекрасный опыт, когда на север, в труднодоступные регионы, люди приезжали для того, чтобы принести какую-то пользу этому региону. У них были специальные туристские книжки, в которых отмечалось, что они посетили и что полезного сделали для местного населения. Каждый делал, что умел: могли чему-то научить — учили, умели электричество провести делали — ремонтировали проводку, в благоустройстве помогали. БАМ туристический — это прекрасная возможность предложить туристам больше, чем путешествие, наполнить его смыслом созидания и сибирской романтики.
Резюмируя, хочу подчеркнуть, что плюсов у проекта «БАМ туристический» много, минусов я не вижу, вижу только точки роста. И я убеждена этот маршрут достоин того, чтобы пополнить список национальных маршрутов, потому что он включает сразу несколько регионов, в которых туристы узнают о настоящих трудовых подвигах нашего старшего поколения, а ведь это имеет ещё и огромную воспитательную ценность. Желаю успехов в реализации этого принципиально нового туристского маршрута.
«…За последние десятилетия в континентальном Китае появилось несколько элитных вузов, которые стремятся стать исследовательскими университетами мирового класса. В качестве примера можно назвать открывшийся в 2011 году Южный научно-технологический университет (SUSTech), основанный в 2013 году Шанхайский технический университет и Вестлейкский институт перспективных исследований (WIAS), открытый в 2016 году.
Эти три элитных вуза были созданы практически без вмешательства центрального правительства и в отсутствие финансирования из центрального бюджета, что принципиально отличает их от остальных китайских университетов.
Можно выделить три основных сходства с точки зрения стратегии их развития. Во-первых, все они хотят стать небольшими исследовательскими университетами мирового класса и специализироваться в области естественных наук и инженерного дела. Во-вторых, все они развиваются по модели американских исследовательских университетов […]. Однако, в отличие от американских частных исследовательских университетов, новые китайские университеты испытывают большее влияние со стороны местного правительства. В-третьих, все три новых вуза используют альтернативные модели обучения и управления. Однако диапазон возможностей, которыми обладают SUSTech и Шанхайский технический университет, ограничен тем, что они получают государственное финансирование, и в последние пять лет SUSTech приблизился к остальным китайским университетам в вопросах правил приема абитуриентов…».
«Внедрение экспериментальных моделей управления в университетах является не просто эффективной практикой, а необходимостью в современном мире. Когда вузы функционируют с большей гибкостью и не полностью зависят от общенациональной системы образования, они способны быстрее адаптироваться к стремительно меняющимся требованиям общества и рынка труда. Ярким примером служит "китайская модель", где культура поэтапного внедрения масштабных изменений методом проб и ошибок стала одним из ключевых факторов успеха страны. Архитектор китайских реформ Дэн Сяопин описывал этот подход метафорой: "переходить реку, нащупывая камни". Это означает, что самые смелые реформы сначала пилотируются в отдельных регионах, чтобы затем выбрать наиболее успешные практики и масштабировать их на всю страну.
Создание университетов, которые сами определяют свою стратегию развития, привлекают ресурсы и формулируют критерии для приема абитуриентов, переводит вузы в проактивную, субъектную позицию. Обычно университеты, за исключением самых передовых, являются инертными и бюрократизированными структурами. Делегирование ответственности и расширение автономии позволяют им отходить от приказного, ручного управления и стимулируют искать пути к инновациям. Такие инициативы в духе низовой демократии – еще одна важная составляющая "китайской модели" развития. Мы привыкли считать китайскую систему управления жесткой и абсолютно вертикально ориентированной, но это является верным лишь отчасти. Жесткость в одних вопросах гармонично сочетается с гибкостью в других: в допустимых рамках поощряется конкуренция и инициатива "снизу", что высвобождает продуктивные силы в обществе. Таким образом, автономия и инициатива позволяют достигать стратегических целей развития, которые ставит государство.
Несмотря на то, что объективные условия в России и Китае различаются, особенно в части качества и объема рыночной среды, подобные практики уже начинают реализовываться и в нашей стране. В рамках федеральной программы "Приоритет-2030" университеты перешли в позицию, когда ресурсы не приходят "сверху" сами, а их нужно добиваться в конкурентной среде на основе ежегодных результатов развития. Это стимулирует университеты повышать эффективность и внедрять новые подходы в своей работе. Например, университеты-участники программы "Передовые инженерные школы" (ПИШ) создают экспериментальные модели, где пилотируются новые подходы для сотрудничества с реальным сектором: от управления ресурсами до образовательных практик. Дальневосточный федеральный университет является участником обеих программ. И, конечно же, о кардинальных результатах на уровне всей системы образования говорить пока рано, ведь такие проекты реализуют в долгосрочной перспективе. Однако, безусловно можно констатировать, что российские университеты сегодня меняют логику своего развития и ведут свою деятельность более осознанно, становятся субъектными.
Субъектность развивает ответственность за свои действия, а ответственность становится ключевым фактором успеха в развитии университетов. Когда вузы сами определяют свои цели, они более осознанно подходят к своему развитию и лучше реагируют на вызовы времени. Осознанные университеты способны быстрее внедрять инновации, адаптироваться к меняющимся условиям и готовить специалистов, востребованных на рынке труда. Это особенно важно в эпоху четвертой промышленной революции, когда технологии меняются с невероятной скоростью, и система образования должна успевать за этими изменениями».
Во время XIV Всероссийского съезда востоковедов, который прошел во Владивостоке, ведущие ученые этой научной отрасли выступили с лекциями перед студентами ДВФУ. В кооперации с пресс-службой университета EastRussia удалось расспросить доктора исторических наук, заместителя директора по научной работе Института востоковедения РАН (Москва) Валентина Головачева о роли востоковедения в происходящем процессе поворота России на Восток.
— Валентин Цуньлиевич, какие основные вызовы стоят перед современным востоковедением, китаеведением и что нужно сделать, чтобы их преодолеть?
— В плане функциональном – как сделать свою профессиональную работу по-настоящему нужной, отвечающей требованиям времени, востребованной и эффективной. В материальном плане основным вызовом остается недофинансирование, из-за чего ученые и преподаватели вузов вынуждены размениваться на подработки и отвлекаться от основной работы, требующей максимальной сосредоточенности и творческих усилий. Основным вызовом постсоветского периода остаются и кадры, то есть подготовка молодых специалистов и обеспечение должной преемственности между поколениями профессиональных востоковедов.
— И как преодолеть эти вызовы?
— Конечно, для этого надо усиливать государственную поддержку, разрабатывать новые действенные стратегии развития востоковедения и китаеведения. Нужно повышать авторитет преподавателей и улучшать условия их работы в вузах. Нужно возрождать и совершенствовать лучший опыт организации базового образования в вузах и расширять возможности для регулярных стажировок в изучаемых странах, привлекать молодежь в науку. От всех этих мер прямо зависит успех решения тех задач, которые стоят сегодня перед востоковедами.
— Что дает взаимодействие с зарубежными партнерами? Это «калибровка стандартов», это больше обмен опытом, или что-то еще?
— «Калибровка стандартов» или «сверка часов» позволяет обмениваться лучшим опытом и говорить с зарубежными коллегами на одном языке. Хотя у нас могут быть разные подходы и разные взгляды, мы должны уметь понимать друг друга и договариваться друг с другом. Лишь в этом случае может возникнуть эффект синергии, позволяющий синтезировать усилия всех сторон и решать общие проблемы гораздо более эффективно.
— С учетом нынешнего разворота России на Восток, какие отрасли видятся наиболее перспективными именно в востоковедении? Что в приоритете — экономика, политика, культура? И в части географии — фокус на Китай и Японию или какие-то другие ключевые страны?
— Настоящие востоковеды всегда «повернуты» на Восток, потому что это их судьба, это их жизнь и работа. Никуда им разворачиваться не нужно, просто нужны нормальные условия для профессиональной работы. Кроме того, мы живем в эпоху глобализации, когда уже исчезает любое искусственное противопоставление Востока и Запада. Сегодня Запад содержит в себе Восток, а Восток содержит в себе Запад. Они взаимодействуют и соприсутствуют друг в друге. Так называемые «люди Востока» и «люди Запада» живут теперь по всему миру, которому остается лишь одна возможность – развернуться лицом к самуму себе. Для России «поворот на Восток» тоже предполагает новый взгляд и на внешний мир, и на самих себя глазами друзей и партнеров. Реализация таких подходов невозможна без участия востоковедов. Что касается географии, то фокусы могут быть разными, но все страны – в том числе и Китай, и Япония — являются по-своему ключевыми.
— Какие именно отрасли сейчас особенно актуальны?
— Экономика, политика и культура – все это неотъемлемые стороны нашей жизни, которые одинаково приоритетны, а внимание к ним должно находиться в гармоничном балансе. Культура в широком смысле включает в себя и экономику, и политику. Поэтому знание культуры — это «волшебный ключ», который помогает решать любые проблемы. Безусловно, нам нужны востоковеды, имеющие компетенции в специальных областях знания, таких как право, экономика, финансы и так далее. К овладению этими специальностями можно идти через освоение «микро-компетенций», цель которых — выработать навыки овладения любыми компетенциями. Ведь хороший востоковед не должен быть «узким специалистом». Он должен быть многогранным, иметь способность адаптироваться и овладевать любыми компетенциями в нужное время, в нужном месте.
— Как по-вашему, что проще — востоковеду освоить финансы, право, политику и другие аспекты, или же политику, финансисту или правоведу проще освоить восточный язык и погрузиться в восточный менталитет?
— Думаю, оба пути одинаково трудны, потому что любой человек может стать профессионалом лишь в том случае, если посвящает своему делу всю жизнь. Чтобы стать хорошим востоковедом, нужно потратить на это свою жизнь. Чтобы стать хорошим экономистом или юристом, тоже нужно потратить на это всю жизнь. «Синтезировать» востоковедение с иными специальностями жизненно необходимо. Каждый путь к этому по-своему труден, поэтому не стоит противопоставлять их вообще. Я уверен, что хороший экономист вполне может стать хорошим востоковедом, и наоборот. У нас есть успешные востоковеды, имеющие специальности и ученые степени экономистов, юристов и даже биологов. А один коллега, уже будучи дважды доктором наук в области истории и политологии, готовится защитить третью докторскую диссертацию в области права. По-моему, это замечательный пример профессиональной универсальности! К этому нужно стремиться всем. Я тоже стремлюсь, по мере возможности, расширять свои профессиональные горизонты, хотя многого пока еще не достиг.
— Какие регионы наиболее перспективны сейчас в плане изучения? И можно ли вообще говорить о том, что есть более перспективные регионы на Востоке, а есть менее перспективные?
— Я уже сказал, что пространство со-развития охватывает сегодня весь мир. В последние десятилетия наибольшим спросом пользуется все, что связано с так называемым «китайским миром», который тоже стал теперь уже глобальным: китайские автомобили (кстати, очень хорошие) заполонили российские дороги и все быстрее завоевывают весь мир, как и всевозможные китайские гаджеты. Поэтому я думаю, что мы живем в таком глобальном мире, где потенциально перспективны все регионы.
— Сближение России и Китая, которое мы сейчас наблюдаем, дало что-то нашей науке? Появились ли новые источники литературы или возможность пользоваться недоступными ранее архивами?
— Конечно, у нас появились огромные новые возможности: во-первых, контактов с нашими коллегами, во-вторых, работы с архивами и доступа к научной литературе. Сегодня мы можем дистанционно и бесплатно или почти бесплатно пользоваться огромнейшими цифровыми базами научных данных, созданными в Китае. Китайцы в этом плане опережают нас, так как последовательно вкладывают в науку огромные средства. С другой стороны, имеются и барьеры, потому что не все документы и материалы архивов доступны для зарубежных ученых в Китае. И наши российские архивы тоже не всегда доступны для зарубежных коллег. Но есть и немало примеров успешного двустороннего сотрудничества, основанного на двустороннем информационном обмене.
— Всероссийский съезд востоковедов впервые за всю его историю — с 1997 года — проходит во Владивостоке. Это говорит о том, что Россия действительно развернулась на Восток? Ведь где, как не во Владивостоке, на Камчатке или на Сахалине проводить съезды востоковедов?
— Конечно, это важное событие и важный признак общего разворота на Восток. В целом XIV съезд востоковедов России подготовлен и проводится во Владивостоке на великолепном уровне! История общества востоковедов России началась не в 1997 году – оно было создано в 1900 году и воссоздано Е.М. Примаковым в 1979 году. Но этот съезд действительно проходит во Владивостоке впервые. Коллегам из западных районов нашей страны гораздо труднее доехать до Владивостока, но зато сюда удобно добираться из востоковедных центров Сибири и Дальнего Востока – Екатеринбурга, Новосибирска, Иркутска, Улан-Удэ, Читы, Благовещенска и Хабаровска. Думаю, что мы идем в правильном направлении, а первый съезд во Владивостоке свидетельствует и о растущем внимании к Востоку, и о готовности востоковедов нашей страны поддержать развитие востоковедения на Дальнем Востоке. Я убежден и надеюсь, что это первый, но далеко не последний съезд востоковедов во Владивостоке, что такие встречи будут снова проводиться и во Владивостоке, и в Хабаровске.
— Какую роль ДВФУ вы видите в этом процессе — в становлении востоковедения в том русле, которое сегодня так требуется России?
— ДВФУ может и должен играть ключевую роль. Мне кажется, что сегодня нашему университету (это, кстати, и моя Alma Mater) необходимо активнее усиливать связи с академической наукой, с Российской академией наук, в том числе и с Институтом востоковедения РАН, где я сегодня работаю. Наш институт уже второй год успешно сотрудничает в рамках проекта «Приоритет-2030» с МГИМО(у). Мы очень надеемся развивать подобное сотрудничество и с другими вузами, например, с ДВФУ!
— Вы говорите про науку, но государство хочет видеть прикладные решения: если это научные исследования, то они должны приносить практическую пользу и их можно было оперативно внедрить в бизнес-среду…
— Одной оперативности мало. У государства есть интересы краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. И эти интересы требуют четкой координации. Нельзя никоим образом продвигать прикладные исследования в ущерб фундаментальным исследованиям, так как прикладные исследования произрастают из фундаментальных. Бизнес может определять оперативную научную повестку, но наука может определять перспективы бизнеса на десятилетия вперед. В случае востоковедения мы обычно говорим не про фундаментальные, а про «классические» исследования, которые, даже если это не всем очевидно, исключительно важны и для бизнеса, который приходится вести в специфичной «восточной» среде. Все это мы очень хорошо видим на примере Китая, где современное руководство активно использует традиции, постоянно цитирует китайских классиков, обращается к примерам из древней китайской истории. Чтобы адекватно понимать смыслы, намерения и цели китайских партнеров, мы тоже должны хорошо знать и понимать китайскую историю и культуру. Такой подход необходим и для «поворота» России в отношении всех стран и регионов Востока.