Оба дальневосточных клуба – «Амур» и «Адмирал» - проиграли повторные домашние матчи. Хабаровчане уступили «Сибири», во Владивостоке сильнее вновь был омский «Аванагард».
Первая игра двухматчевой домашней серии против «Сибири» осталась за «Амуром». Причем, хозяева тогда буквально разгромили соперника, обыграв со счетом 4:0. В повторной встрече сибиряки сделали «ответку», забив в ворота «Амура» четыре шайбы, на что хабаровачне смогли ответить лишь одной.
Во Владивостоке интриги не случилось – омичи буквально повторили сценарий предыдущей, только обошлись без овертайма. Счет, как и в прошлый раз, не в пользу хозяев льда - 2:1.
Теперь «Амур» и «Адмирал» поменяются соперниками. Первые игры пройдут уже завтра.
Размер субсидий на авиаперевозки в стране на 2025 год заявляется примерно на 15% меньше в сравнении с прошлогодним. Тем не менее, говорят в Росавиации, финансирование может измениться в течение года, и перевозки по дотированным маршрутам возможно останутся на прежнем уровне. Однако проблемы отрасли все ощутимее: в частности, заметно выросли расходы на поддержание летной годности авиапарка, а выручка от маршрутов даже на субсидируемых направлениях не всегда покрывает затраты перевозчика.
Как известно, на федеральном уровне действуют три программы, утвержденные правительством РФ для повышения доступности авиасообщений. Это программы региональных воздушных перевозок и формирования региональной маршрутной сети (постановление №1242 от 25.12.2013), обеспечения доступности авиаперевозок отдельным категориям граждан (постановление №215 от 2.03.2018) и субсидирования полетов по социально значимым маршрутам Дальневосточного федерального округа (постановление №1172 от 13.07.2021). В 2024 году объем дотаций по ним суммарно составил 28,7 млрд руб.: субсидировались 422 маршрута, которые обслуживали 26 авиакомпаний. Согласно предварительной информации, по специальным тарифам перевезено не менее 5 млн человек.
В текущем году все три программы субсидирования сохраняются, хотя бюджетных средств заявляется пока меньше. На эти цели предусмотрено 24,6 млрд руб., но к концу года, Минфин может выделить дополнительные средств, и объем дотируемых перевозок не должен опуститься ниже показателей 2024 года, заверила проинформировала заместитель руководителя Росавиации Наталья Андрианова. Собственно подобная ситуация наблюдалась по прошлогодней кампании: сперва по субсидируемым программам было предусмотрено чуть более 25 млрд руб., затем сумма увеличилась.
«Сейчас это оформляется [отдельными] решениями о предоставлении субсидий, в течение года мы проводим дополнительно несколько отборов при формировании экономии по каждой из трех субсидий», – уточнила замглавы Росавиации.
За последнее время внесен ряд изменений в правила субсидирования. Так, в рамках постановления №1242 перевозки планируют дотировать лишь в низкий сезон. В период высокого сезона (с мая по сентябрь) будут дотироваться маршруты, требующие из федерального бюджета не более 5% от общей суммы финансовой поддержки. При этом договор о предоставлении субсидий будет в первую очередь заключаться с авиакомпанией, которая осуществляла льготные перевозки по данному направлению в предшествующем году.
В то же время пока не нашла поддержки инициатива регионов о закреплении в федеральном бюджете субсидирования внутрирегиональных авиаперевозок. В частности, Якутия, где авиатранспорт играет исключительную роль, несколько лет подымает этот вопрос перед федеральным центром.
Региональный бюджет дотирует такие полеты (на 2025 год республикой запланировано 1,2 млрд руб.), но его средств недостаточно. Так, Якутия может предусмотреть субсидирование только 9 кресел из 50 мест на самолете Ан-24 по арктическим направлениям и порядка 70% стоимости экономического тарифа по социально значимым маршрутам, сообщал ранее председатель якутского парламента Алексей Еремеев.
«В бюджете 2025 года отражено субсидирование межрегиональных авиаперевозок. Это хорошо, мы ими пользуемся, но речь идет о том, чтобы федеральный бюджет принял участие и во внутрирегиональных авиаперевозках. Почему? Потому что наша республика – это 1/5 часть Российской Федерации. Огромные расстояния, высокие тарифы: к примеру, по Колымской и Янской группе улусов возникает 30, 35, 40 тыс. руб.», – пояснял спикер.
С учетом текущего объема региональных субсидий, подсчитали в Якутии, для республики необходимо 3,7 млрд руб. из федерального бюджета. Между тем потребность в дополнительном субсидировании внутрирегиональных авиаперевозок есть и у других территорий на востоке России: Хабаровского края, Магаданской области, Красноярского края, Чукотки, отчасти Забайкалья.
В Росавиации рассматривали потребность в финансовой поддержке местных авиамаршрутов по разным регионам, где воздушный транспорт безальтернативен, рассказала Наталья Андрианова. Первоначально фигурировала сумма в 10 млрд руб., потом ее снизили до 1 млрд руб., чтобы приступить к федеральной поддержке полетов на внутрирегиональном уровне. Но даже при таком сокращении эта статья расходов не попала в бюджет.
В то же время вопрос окончательно не закрыт, будут повторно подготовлены предложения и расчеты. «В рамках следующего бюджетного цикла опять пройдем все ступени бюджетного процесса. В настоящее время такой программы субсидирования на федеральном уровне нет», – резюмировала представитель Росавиации.
Впрочем, в той же Якутии предлагали проработать альтернативное решение. Некоторые субъекты РФ не до конца осваивают авиаперевозки по межрегиональным субсидиям. Оставшиеся средства (озвучивалась сумма порядка 6-7 млрд руб.) при согласии Минфина могли быть перенаправлены на внутрирегиональную маршрутную сеть.
Между тем и на региональных маршрутах возникают сложности с организацией перевозок. Здесь не теряет актуальности проблема недостаточной индексации субсидий, выделяемых государством на осуществление льготных рейсов.
В частности, авиакомпания S7 («Сибирь») прекратила обслуживать направление Новосибирск – Анадырь (перевозки субсидировались в рамках постановления №1242), а на другом маршруте перевозчика Новосибирск – Певек резко выросли цены. Билет в одну сторону доходит до 75 тыс. руб., сетует представитель Совета Федерации от Чукотского автономного округа Анастасия Жукова.
Как отметил коммерческий директор S7 Group Константин Пьянков, параметры программы субсидирования не покрывали даже половины расходов, связанных с полетами в Анадырь. Тем не менее авиакомпания договорилась с окружной администрацией продолжать обслуживать это сообщение в 2023-2024 годах, а власти Чукотки обязались доплачивать из бюджета округа средства для покрытия всех затрат (постановление о субсидиях предусматривает подобную практику).
Однако по результатам 2023 года регион не заплатил ту сумму, которая причиталась. «Соответственно в 2024-м мы были вынуждены прекратить полеты в Анадырь и продолжили полеты в Певек на коммерческой основе. В течение прошлого года длительно урегулировали вопрос задолженности, в конце года она все-таки была погашена, и с сентября по октябрь мы полеты из Новосибирска в Анадырь выполняли. На 2025 год мы таких договоренностей о дополнительной плате за этот маршрут достигнуть не смогли к тому моменту, когда планировалось очередное расписание. Мы не планируем на неделю, месяц, минимум – на полгода», – рассказал Константин Пьянков.
В Росавиации считают, что у Чукотки есть возможность возобновить воздушное сообщение Новосибирск – Анадырь, договорившись по условиям софинансирования. Следующий отбор маршрутов и перевозчиков в рамках программы субсидирования тарифов будет ориентировочно проводиться в марте-апреле.
Что касается направления Новосибирск – Певек, то дороговизна билетов связана с тем, что большинство мест было заранее выкуплено недропользователями, которые завозят на Чукотку вахтовых специалистов, объяснил представитель S7. На текущий момент уже реализовано порядка 85% емкости рейсов на всю глубину продаж, уточнил он. По этой логике свободными местами являются наиболее дорогие.
Стоит сказать, сегодня государство, в целом соглашаясь с принципом динамического ценообразования, хочет понимать механизм тарификации услуг перевозчиков. За последний год ФАС получило немало обращений граждан по стоимости перелетов. «По каждому конкретному случаю дополнительно запрашиваем авиакомпанию (помимо того мониторинга, который есть у нас) об издержках, которые они несут на этих маршрутах, о тарифах, которые они выплачивают, в том числе регулируемых и нерегулируемых, аэропортам, о расходах на керосин и т.д.», – пояснила начальник управления регулирования транспорта Федеральной антимонопольной службы Адиля Вяселева.
В случае если выявлен необоснованный рост, ФАС выдает предупреждение о том, что нет экономического обоснования отклонению от первоначальной стоимости полета.
В этом году авиакомпании должны представить в антимонопольную службу на согласование т.н. коммерческие политики, своего рода пояснения, описывающие подходы при расчетах стартового тарифа на авиарейс. Эти данные могут быть взяты за основу при мониторинге цен на авиабилеты, реагировании на рост их стоимости. Предполагается, что доля продаж авиабилетов у перевозчиков, которым согласуют коммерческие политики, ниже экономически обоснованного тарифа составит не менее 60%, а доля продаваемых по максимальному тарифу – менее 2,5%.
Как считает генеральный директор Центра стратегических разработок на транспорте Антон Корень, главное – чтобы коммерческие политики не стали императивными к исполнению. При необходимости они должны быть гибкими в свете каких-либо изменений в процессе деятельности авиакомпаний.
Положительный социально-экономический эффект от любого регулирования цен и ценообразования магистральных несубсидируемых рейсов не очевиден, убежден глава Центра. К тому же важно не допустить снижения конкуренции на рынке. В условиях регулирования стоимости полетов и ограничения свободы авиакомпаний в ценообразовании (конкурентная борьба перевозчиков во многом ведется в ценовом сегменте) это может привести к снижению затрат на повышение эффективности бизнеса, к росту тарифов, включая экономически обоснованные.
«Полагаю, более значимым плюс эффективное и рациональное, что может быть реализовано в коммерческих политиках – это, прежде всего, снижение вероятности дефицита билетов, в том числе перед вылетом, когда надо лететь по экстренным ситуациям, например на лечение и т.д.», – подчеркивает эксперт.
По его словам, билеты на такой случай обязательно должны быть перед вылетом, хотя по какой цене – вопрос дискуссионный.
Относительно субсидируемых перевозок, отмечает Антон Корень, введение коммерческих политик не повлияет существенным образом на ценовую деятельность, поскольку здесь ценообразование идет от условий выделения субсидий. А на несубсидируемых рейсах вводить механизм регулирования цен все же нецелесообразно.
«Мы все еще на конкурентном рынке, и нужно не бороться с симптомами, а решать вопрос с парком воздушных судов. Будет доступный дополнительный флот – исключим дефицит провозных мощностей. Как результат, повысится конкуренция, авиаперелеты будут доступнее как по цене, так и в части доступных мест», – говорит директор Центра стратегических разработок на транспорте.
На начало марта 2022 года пассажирский парк в стране насчитывал 1163 воздушных судна, на текущий момент – 1138, проинформировала директор департамента государственной политики в области гражданской авиации Минтранса РФ Вероника Ходырева. «Отмечу, что средняя загрузка на всех рейсах за 2024 год составляет 89,3%, и это на 1,7 п.п. выше прошлого года. Такая высокая загрузка свидетельствует о повышенном спросе на авиаперевозки», – комментирует чиновник.
В то же время поддержание летной годности флота, в первую очередь иностранного производства, обходится авиакомпаниям все дороже. Из-за санкций данная статья затрат составляет весомую долю себестоимости услуг перевозчиков. В частности, у «Аэрофлота» за 11 месяцев 2024 года к аналогичному периоду 2023-го расходы на поддержание летной годности выросли на 37%, уточнила Вероника Ходырева.
Аналогичных проблем не избежали местные авиакомпании. «Мы видим, что с каждым годом нарастает дефицит запчастей, существенно увеличивается их стоимость, дорожают ремонтные работы и растягиваются сроки их проведения, – говорит врио генерального директора «Хабаровских авиалиний» Антон Русин. – Все эти реалии нам сегодня приходится учитывать, готовиться к ним заранее, чтобы в будущем сохранить пассажирские авиаперевозки в крае на приемлемом уровне, обеспечить авиасообщение с северными районами, где нет альтернативных видов транспорта».
Определенную финансовую помощь отрасли оказывает государство, хотя размер господдержки постепенно снижается. «2022 год ознаменовал беспрецедентный объем субсидирования – это 174 млрд руб. В 2023 году объем субсидий составил 69 млрд, в 2024-м – 39,3 млрд», – сообщила Вероника Ходырева.
Ситуация же с пополнением флота зависит от того, насколько отечественный авиапром сможет ускорить вывод на рынок новых серий авиатехники в различных сегментах перевозок, справедливо отмечает Антон Корень.
Пока что сроки по основным перспективным сериям самолетов продолжают сдвигаться вправо. Так, серийное производство среднемагистрального лайнера МС-21 уже ждут не ранее 2026 года, о чем недавно заявил глава госкорпорации «Ростех» Сергей Чемезов. Ранее вывести воздушное судно в серию планировалось в 2025 году.
Максим Кузёма, председатель комитета по транспорту общественной организации «Деловая Россия», председатель комитета по транспорту межрегионального отделения «Деловая Россия» по Хабаровскому краю и ЕАО, председатель ассоциации национальных грузоперевозчиков и заместитель председателя общественного совета при Министерстве транспорта и дорожного хозяйства Хабаровского края, собственник «Первой Контейнерной Компании» рассказал EastRussia о логистических проблемах, которые появятся с вводом в эксплуатацию международного пункта пропуска на Большом Уссурийском острове и вариантах их решения.
— Максим Александрович, думаю не будет преувеличением сказать, что одной из центральных тем дальневосточной деловой жизни в 2024 году было обсуждение сроков открытия погранперехода на Большом Уссурийском острове и тех возможностей, которые после этого появятся. Это и кратный рост турпотока, и межграничные автомобильные перевозки. Строительство самого перехода, необходимой инфраструктуры обсуждается на разных уровнях, каково положение дел на данный момент?
— За основу проекта пункта пропуска на Большом Уссурийском, был взят существующий МАПП в Калининграде. Пропускная способность этого пункта пропуска в теории должна быть до 400 транспортных средств в обе стороны. К моему большому огорчению, даже при таком хорошем пункте пропуска, когда мы его запустим, мы все равно не будем составлять конкуренцию нашим соседям — Еврейской автономной области, Приморскому краю и Амурской области, потому что наши соседи давным-давно уже работают в этом направлении. Международные перевозки у них появились раньше и у них границы намного проще, чем наши.
Создание пункта пропуска на Большом Уссурийском сопряжено с большими, на мой взгляд, трудностями, во-первых, потому, что там вся территория является затопляемой. Чтобы там что-то построить, нам нужно сначала территорию подготовить, обезопасить от паводков и наводнений, и для этого необходимо как минимум 25 гектаров земли поднять на 6 метров в высоту — намыть этот грунт с речного дна, перевезти его в нужное место. Мы с коллегами посчитали, что необходимо больше трех миллионов кубометров, так что это достаточно объемный и недешевый такой процесс.
— И это только под пункт пропуска?
—Да-да, это только под пункт пропуска и минимально необходимую инфраструктуру. Если говорить о расширении каком-то потенциальном, это колоссальная задача, которая может затянуться на непонятное количество лет.
— Если по соседям пробежаться, у них какая пропускная способность?
— Вот в Приморье пять автомобильных пунктов пропуска, некоторые в стадии модернизации, как например самый крупный — Пограничный. Сейчас он может обработать 150 транспортных средств в сутки — это фуры и в гораздо меньшем количестве автобусы. После завершения реконструкции пропускная способность должна составить 500 грузовых, 600 легковых автомобилей и 200 автобусов. Краскино сможет принимать до 750 транспортных средств в сутки — из них 650 грузовых автомобилей, сейчас это порядка 90 единиц.
Но замечу один важный вопрос на максимальную мощность, можно выйти только тогда, когда вся инфраструктура абсолютно будет готова. Как мы знаем, тот же самый пункт пропуска Каникурган под Благовещенском, он фактически работает уже третий год. Но до сих пор там не созданы все инфраструктурные объекты, которые там должны быть.
Они только недавно запустили пассажирское автобусное сообщение, а до этого обрабатывали 200 грузовых автомобилей в сутки, при проектной мощности 630. И это при том, что у них само расположение пункта пропуска не подразумевает какую-то огромную отсыпку участка и строить там намного проще.
Склад временного хранения, где груз проходит таможенную очистку, там еще не вышел на полную мощность. А это один из ключевых объектов международной логистической инфраструктуры на пункте пропуска.
— Что без СВХ невозможно работать?
— Без СВХ на самом пункте пропуска работать возможно, но в любом случае должна быть оформлена перевозка под таможенным контролем. На границе оформляется транзитная декларация и груз идет на СВХ уже в глубине России. Делать так могут только аккредитованные перевозчики, которых немного. И цены космические на такого рода перевозку. К примеру, очищенный груз с Дальнего Востока до Москвы, за машину мы отдадим 700 тысяч рублей, а неочищенный груз — обойдётся в миллион сто, миллион двести, то есть достаточно большая такая разница в цене.
— Хорошо, а почему за образец был взят пункт пропуска в Калининграде, а не тот же Канигурган? Когда вы сравнивали Канигурган и калининградский пункт пропуска, какие моменты на ваш профессиональный взгляд, есть в этих пунктах пропуска, которые следовало бы учесть в пункте пропуска на Большом Уссурийском?
— Буду говорить откровенно, к сожалению, я не знаю, кем и на каком уровне, было принято это решение, но принципиально, когда мы — перевозчики — поднимали вопрос о том, что нам необходим пункт пропуска, когда мы говорили об этом на всех площадках нам доступных, то мы ориентировались на Каникурган, но впоследствии почему-то Росгранстрой и другие структуры, что образцом должен быть Калининград.
Принципиально они практически ничем не различаются только пропускной способностью. Калининград максимум 400, Каникурган — 630. В итоге у нас получается четыре входа и четыре выхода: 4 досмотровых ворот на импорт и 4 досмотровых ворот на экспорт. То есть восемь транспортных средства одновременно могут в обе стороны досматриваться.
Каникурган, по моему мнению, соответствует полностью всем современным требованиям, вплоть до того, что на пункте пропуска протянута везде оптоволоконная связь, соответственно и видеосигнал, и любые другие, скажем так, инструменты, которыми пользуется пограничная служба и федеральная таможенная служба, все это уже на цифре. И сама инфраструктура в принципе выстроена достаточно органично, она готова к большому количеству машин и, в принципе, справится. Это хорошо, это то, к чему нужно стремиться.
Когда мы говорим про Большой Уссурийский, вопросы у меня к другому. Представим, что в момент открытия он выйдет на мощность 40−50% от максимальной пропускной способности. Соответственно, у меня есть опасения и вопрос: куда все эти 200−250 транспортных средства поедут после пересечения границы? Вот дальше куда они будут деваться? На сегодняшний момент нет распределения транспортных потоков!
Смотрите, хоть и пункт пропуска находится в хабаровской агломерации, но, чтобы доехать до ближайшего сухого порта или до города Хабаровска, или до ближайшего тупика с железнодорожными путями, это достаточно большой промежуток по километрам — от 15 до 30 километров. И весь этот поток пойдет по действующим сейчас дорогам — будет проходить через населенные пункты — Осиновую речку, Корсаково-2, Рощино, частично в Краснореченское.
На максимуме пропускной способности, 200 машин в одну сторону, 200 машин в другую сторону ежедневно будут пролетать по этим селам! На мой взгляд это большая проблема. Поэтому нужно сейчас уже продумывать какой-то дублер, новый вход в объездную дорогу.
— То есть машины из Китая через свой мост заезжают на китайскую часть Большого Уссурийского, затем на пункт пропуска, там они не накапливаются, не разгружаются, так? То есть там СВХ не будет тоже?
— Стопроцентно достоверной информации пока нет. Тем не менее я видел бумагу, согласно которой предлагается построить и СВХ, и комплекс по обработке груза, с привлечением неких инвесторов. Но неважно, мы здесь его обработали или где-то в другом месте, все равно этот груз, который должен выйти с Большого Уссурийского и дойти до Хабаровска. Неважно, через склад, через СВХ или еще через что-то.
Поэтому я и постоянно и говорю, скажем так, при всех удобных случаях, и постоянно, скажем так, дергаю за все ниточки. Ребята, давайте мы не будем ждать открытия пункта пропуска, а потом сломя голову бежать и думать, что же нам делать. Давайте мы уже сейчас поймем куда мы будем перенаправлять грузовые потоки.
Понятно что у нас есть причальные стенки в районе улицы Алеутской, где можно там с какими-то баржами поработать, понятно что у нас есть второй Хабаровск, где условно можно груз обработать и поставить на железную дорогу, понятно что у нас есть груз который пойдет напрямую транзитом допустим, или уже обработанным, очищенным, с оплаченными таможенными декларациями, пойдет у нас в разные уголки России, но все равно мы должны уже сейчас понимать куда и как.
Более того, вот мы сейчас говорим про инвесторов, которые должны нам построить какие-то логистические комплексы, терминалы и так далее. Но любой инвестор должен понимать, а точно ли к нему придет этот груз, или он поставит свой логистический какой-то комплекс, в какой-то локации, которая только ему известна и понятна, а груз потом пойдет мимо него.
Я с несколькими потенциальными инвесторами разговаривал, и никто не понимает, а как же это будет на самом деле. А может быть, правительство выбьет все-таки денег, и мы отсюда из Осиновой речки пойдем сразу в объезд, в объездную дорогу пойдем? Там буквально 40 километров, и тогда уже другой коленкор.
На мой взгляд, идеальным решением было бы вот с момента входа сделать прокол на объездную дорогу. Если мы сделаем здесь объезд всех вот этих деревень, которые у нас здесь по дороге, тогда все понятно, тогда мы уже понимаем, что груз выходит с острова и идет в конкретную локацию, на которой сортируется, обрабатывается и тут уже точно грузовые потоки никому не причинят дискомфорта, и будут оперативно прямо на федеральной дороге обрабатываться с последующим транзитными отправками.
Предварительно мы проговаривали это с правительством Хабаровского края, предпроект есть уже, и мы у нас есть договоренность, что сейчас в январе мы будем его обсуждать.
— По стоимости понятно, во что обойдётся эта дорога в 40 километров? По времени? Ведь объезд Хабаровска сколько строили...
— На обход Хабаровска потратили 47 млрд рублей (в ценах 2022 года – прим. ред.) и строили почти пять лет, но тут нам нужна дорога попроще. Эта трасса необязательно должна соответствовать требованиям федеральной дороги, там предполагается всего две полосы, по одной в каждую сторону. При этом важно, чтобы она имела весогабаритный контроль, соответственно, водители будут понимать, что нельзя дорогу разбивать и будут ехать в соответствии с требованиями.
По стоимости пока не скажу — тут многое зависит от конкретного маршрута, какие грунты итп. Чтобы смету прикинуть, надо автодорожников привлекать.
Что касается сроков, то средний строительный цикл — 3-5 лет: с момента проектирования, до получения финансирования и до момента открытия. То есть, если пофантазировать, что процесс начнется в наступившем 2025-м, то в лучшем случае дорога появится в 2028-м.
— Хорошо, давайте моделировать ситуацию — мы остаемся с нынешней транспортной инфраструктурой. Основной объем груза пойдет транзитом, небольшая его часть осядет в Хабаровске?
— На сегодняшний момент основной груз транзитом не уйдет. Повторюсь, не каждый перевозчик имеет статус таможенного перевозчика, а только таможенные перевозчики могут делать транзит с дальнейшей очисткой где-то в других российских территориях. Тут кстати есть очень важный момент, который осложнит жизнь отечественным перевозчикам: с 1 марта 2025 года заработает постановление нашего правительства, которое будет разрешать нахождение водителей сопредельного государства на территории России до 7 дней. Это значит, что уже сегодня на рынке именно российско-китайских перевозок, складывается очень нехорошая тенденция: чтобы нашим водителям заехать на территорию КНР, необходимо пройти достаточно сложную процедуру, получить аккредитацию, разрешение китайской стороны, так называемый «дозвол», но китайская сторона дает настолько мало этих дозволов, что российским перевозчикам просто уже не въехать на территорию Китая.И на фоне этого мы видим, что китайским водителям разрешают проезд на территорию России упрощенный и нахождение на территории России семь дней.
— Да, это проблема, требующая отдельного обсуждения, и мы обязательно проговорим все риски, но давайте вернемся к пункту пропуска. Куда дальше поедут фуры, если они не пойдут сразу на «Обход Хабаровска»? Они что, пойдут в город?
— Да. Сейчас другого варианта нет. Ближайшая точка, где есть ж/д тупик — это улица Алеутская в Индустриальном районе, в том же районе есть станция «Красная речка», но там инфраструктура дорожная абсолютно не готова к такому объему груза.
Они могут поехать дальше вглубь Хабаровска к терминально-логистическому центру РЖД… Вы представляете, что будет, если запустить в город эти 200-300, а то и 400 фур в город? А если ничего не делать, они туда и поедут.
Можно рассматривать разные варианты, чтобы этого не допустить, но главным и принципиальным, я считаю, строительство дороги, которая соединит пункт пропуска с Владивостокским шоссе. Тогда появится понимание и возможность организовать там ТЛЦ и распределить этот поток. Но начинать, по-хорошему, надо было, как говорится «еще вчера».
Сопредседатель межрегионального отделения общественной организации «Деловая Россия» по Хабаровскому краю и ЕАО, председатель комитета по внешнеэкономической деятельности, председатель подкомитета по таможенной логистике, член Генерального совета «Деловой России» Эльвира Кускова рассказала в интервью EastRussia о текущих тенденциях и перспективах для дальневосточников участников ВЭД.
— Эльвира Юрьевна, Китай, самый емкий, самый большой рынок в мире и традиционно дальневосточные предприниматели стараются туда попасть. Какие сейчас в этом направлении есть перспективы, сложности? Какие тренды вы видите в целом для участников ВЭД на Дальнем Востоке?
— Может прозвучит парадоксально, но сейчас для многих предприятий рынок Китая и вообще рынок любого экспорта с точки зрения внешнеэкономической деятельности часто на втором плане. Поясню: в силу санкционного давления и ухода некоторых зарубежных компаний, на которые опирался внутренний потребительский рынок нашей страны, российские компании забирают эти объемы и перестраивают свою деятельность с прицелом на внутрироссийский рынок. Не то чтобы им не хотелось выходить на внешние рынки, но все, что касается ВЭДа, это определенная специфика, требующая особых компетенций и сходу, легко и просто, как взаимодействие внутри своей страны, наладить взаимодействие с зарубежными партнерами, естественно, не получается.
— К этому добавляются трудности с расчетами…
— Трудности с расчетами, к сожалению, есть, и это очень деликатная тема, которая не может быть публичной. Потому что, если мы находим какие-то решения в отношении переводов за границу, они, во-первых, должны коррелироваться с действующим законодательством, это первично, а второе — это некий потенциальный риск санкций на наши поставки. При этом импорт идет, государство действительно прикладывает максимальное количество усилий, чтобы процесс не останавливался, чтобы нивелировать потенциально отсроченные риски для предпринимателей в отношении последствий санкций, по платежам, но это не публичная информация, так как мы должны сохранять некую информационную безопасность для того, чтобы быть на шаг впереди наших иностранных оппонентов.
— Если говорить про количество участников ВЭД на Дальнем Востоке, их становится больше, меньше или оно держится на каком-то одном уровне?
— Хочу подчеркнуть такой момент — хотя у нас, дальневосточников, есть, казалось бы, преимущество территориальной близости с Китаем, тем не менее с позиции налаживания бизнес-процессов это абсолютно не быстрая история, в которой очень много факторов и нюансов. Начиная с банальных вещей: ментальности, культурной интеграции. Хотя мы дружественные страны, Китай стратегический партнер, но там, впрочем, точно так же, как и здесь, все очень серьезно относятся к выбору партнеров, проверяют репутационные, иные риски, смотрят насколько бизнес «белый», насколько он работает в правовом поле.
Второй момент: почти всегда все начинается с небольших сделок: у нас очень много кейсов, когда мы выбираем партнера и вынуждены начинать с небольших объемов, очень маленьких сумм, нивелируя таким образом финансовые риски.
И здесь существует серьезное затруднение: Китай уже стал неким промышленным гигантом с точки зрения производительности, объемов потребления любых номенклатурных групп, и там есть определенная специфика: если ты хочешь взаимодействовать с производителем, ты должен закупать, условно говоря, от миллиона единиц какой-то позиции, а наш внутренний рынок на такие объемы не готов. Поэтому появляется необходимость в межгосударственных, отраслевых соглашениях, когда наше государство договаривается об особых условиях для наших производителей и поставщиков.
Кроме того, сейчас устойчивый тренд на объединение между странами: БРИКС — это прекрасный показатель того, что Россия задала вектор в отношении международной интгеграции с дружественными странами. Это дает возможность нам уже быть интересными в экономическом плане, нашим союзникам, условно некому сообществу, которое уже взаимодействует в условиях новой экономической реальности, объединены одной проблематикой с точки зрения вот этих вот новых вызовов и так называемой новой экономики.
Если говорить про Дальний Восток, то я неоднократно подчеркивала коллегам, что для Китая регион, который находится за его границей, по большому счету не имеет какого-то приоритетного значения. Для них мы едины — что Приморский край, что Хабаровский, Амурская область, ЕАО или Москва, Калужская область или Краснодарский край. Там работают обычные экономические принципы: где быстрее, у кого есть требуемые объемы и дешевле цена.
Что же до количества участников ВЭД, то их число растет, увеличиваются объемы поставок, динамика роста положительная.
— Насколько сложно сейчас стать субъектом ВЭД?
— Субъектом ВЭД непросто стать, и сложно быть. Буквально в декабре прошлого года, на заседании экспортного совета при губернаторе Хабаровского края Дмитрии Демешине, в котором я приняла участие как член Генсовета «Деловая Россия (ДР)» и председатель комитета по внешней экономической деятельности и подкомитета по таможенной логистике, я озвучила актуальную проблематику ВЭД и высказала наши предложения от ДР, направленные на поддержку предпринимателей, которые планируют заняться экспортно-импортной деятельностью. Я приводила элементарные примеры, как бизнесмен с 20-летним опытом внутри страны пытается заняться внешнеэкономической деятельностью, совершает ошибки, получает штрафы и… для некоторых видов бизнеса это, как говорится, начали и на этом закончили. Я озвучила коллегам, и представителям таможни, прокуратуры, налоговой службы, тезис про то, что в самом начале пути в сфере ВЭД очень многие бизнесмены, причем неважно сколько им лет, какой опыт — с вероятностью 99% они допустят первые ошибки, недополученная прибыль будет 100%, возможно, последуют какие-то начисления, штрафы и все прочее. Поэтому крайне необходимо, чтобы контрольно-надзорные органы проводили как можно более частую разъяснительную работу с предпринимателями, которые начинают в отраслевом смысле новое направление — ВЭД.
Чтобы не было ситуации, когда человеку «бьют по рукам» из-за того, что он оказался недостаточно сведущ в каком-то вопросе. Предприниматели и так загружены операционной деятельностью, а контрольный орган в превентивном порядке может дать эффективную оценку, заранее проинформировать по тем или иным потенциально возможным действиям. И этот должно происходить максимально оперативно
— Но ведь и у прокурорских работников, налоговиков тоже огромный фронт работы. Как они будут оперативно еще и просвещать?
— Объясню: вот наши уважаемые юристы работают с точки зрения правоприменительной практики. Появился новый, нормативно-правовой акт, и мы все ждем разъяснения как себя вести в той или иной ситуации. И поэтому я коллегам и предложила такой формат разъяснительной работы, когда публикуются конкретные примеры из бизнеса, без фамилий, без имен, без названий компаний: предприниматель обратился, получил такой-то ответ, такую-то реакцию на основании таких-то документов.
Предприниматель прекрасно понимает с какими контролирующими органами будет взаимодействовать в момент старта бизнеса в ВЭД, или работы с зарубежными партнерами. Он заходит на сайт соответствующих структур и изучает этот вопрос. При этом, он в самом начале этого пути оценивает свои риски, и это будет прекрасная возможность для того, чтобы он мог обучиться актуальному опыту и существующей сегодня практике до начала своих бизнес-процессов.
А сейчас как — предприниматель начинает пользоваться сарафанным радио, искать советов у коллег, которые, скажем, делали что-то год назад, а сейчас уже все по-другому.
— Что бы вы порекомендовали дальневосточным предпринимателям, которые планируют начать внешнеэкономическую деятельность, организовать экспорт своей продукции, например?
— Я бы рекомендовала всем российским бизнесменам, а не только дальневосточникам, с точки зрения роста в ВЭДе, в том числе и в экспорте, обращать внимание не только на рынки Китая, не идти по «якобы простому» пути, только потому что Китай ближе и казалось бы понятнее. Есть прекрасно растущие рынки: Индия, Африка, Иран, Объединенные Арабские Эмираты.
Они кажутся, вроде бы как, далекими, но, если ты разберешься, они абсолютно открыты к взаимодействию с точки зрения отработки запросов экспорта-импорта, в отношении поставок уже готовой продукции.
Если Китай — это мощная история в отношении промышленности, и они открыто говорят, извините, наша экономика диктует, в первую очередь, получение от вас сырья, то у коллег из других стран, в том числе и озвученных мною, ненасыщенный рынок потребления, на котором наши производственные номенклатурные группы будут очень востребованы. Те же страны Африки, Индия — это огромная доля рынка, причем не с таким уж серьезно развитым производством. Да, они тоже молодцы, тоже активно развиваются во внешнеэкономической деятельности, но при этом у них сохраняется устойчивый спрос на готовую продукцию. У российских товаропроизводителей, которые рассматривают продвижение своей продукции на экспорт, надо искать способы коммуникации через деловые объединения, через торговые представительства РФ для выхода на рынки этих стран. Торгпреды РФ прекрасно отрабатывают с точки зрения запросов российских предпринимателей, анализа рынков и дают обратную связь: либо да — ваша номенклатурная группа нужна местному рынку, либо нет.
Внешнеэкономическая предпринимательская деятельность в нашей стране предоставляет сейчас поистине огромные возможности. На наших глазах формируется новая экономическая реальность, формируются новые рынки и устанавливаются экономические связи с новыми странами. Но в тоже время ВЭД требует от российских предпринимателей полного погружения в его специфику, понимания культурно-ментальных особенностей местного бизнеса, знания законодательной, правоприменительной и регламентирующей практики РФ и государств-партнеров.
Форум «Экспортный потенциал Приморья» представил лучших экспортеров региона. Мероприятие организовал Центр поддержки экспорта, который входит в краевой центр «Мой бизнес» при поддержке Министерства экономического развития Приморского края. Директор управления продаж малому бизнесу Дальневосточного Сбербанка Инна Войскович рассказала EastRussia о главных итогах участия в форуме.
«Более половины всех участников внешнеэкономической деятельности на Дальнем Востоке работают в Приморском крае. Географическая близость и логистическая доступность к странам АТР позволяет выходить на совокупный рынок с численностью населения более 3 млрд человек, и объемом ВВП, превышающим треть мирового», — отметила Инна Войскович.
Россия и Китай переживают активную фазу укрепления сотрудничества: растет объем двусторонней торговли, доля расчетов в национальных валютах достигла более 90%. В 2025 году на границе стран откроется первая «умная таможня» — начнет работу закрытый на реконструкцию 5 лет назад погранпереход Хулинь-Марково.
Помимо географических преимуществ, для предпринимателей Дальнего Востока сегодня действует целый ряд мер поддержки, которые влияют на рост объемов экспорта и импорта. По итогам 2023 года внешнеторговый оборот в Приморском крае превысил 13 млрд долларов.
Значительный рост объемов перевозки контейнеров на Дальневосточной железной дороге свидетельствует о позитивной динамике в сфере грузоперевозок и увеличении спроса на импортные товары.
Ключевым элементом системы поддержки в Приморье сегодня является Центр поддержки экспорта (подразделение краевого центра «Мой бизнес»). Структура в том числе предлагает помощь в размещении на международных электронных торговых площадках, прохождении процедуры стандартизации и сертификации, продвижении и защите интеллектуальной собственности за рубежом. Правительство Приморского края ежегодно выделяет на субсидирование затрат экспортеров, максимальная сумма субсидии на одну компанию составляет 1 миллион рублей.
Как отмечает Инна Войскович, Сбер помогает в поиске партнеров как за рубежом, так и внутри страны, облегчает процесс установления новых деловых связей и расширения бизнеса:
«Это особенно актуально в условиях глобальной экономики, где наличие надежных партнеров играет ключевую роль. Мы поддерживаем наших клиентов на трёх языках: русском, английском и китайском в режиме 24/7. Можем предоставить гибкий курс конверсии и возможность индивидуально подбирать варианты расчетов с партнерами, что может значительно уменьшить расходы на обмен валют и международные транзакции. Такая гибкость важна, поскольку каждая компания имеет свои особенности и потребности, связанные с финансовыми операциями».
Строить прогнозы относительно перспектив внешнеэкономической деятельности непросто. Тем не менее ситуация на рынке мотивирует многие страны расширять способы проведения платежей, снимать инфраструктурные ограничения.
В лесной промышленности сохраняются кризисные явления. Однако по некоторым видам продукции в минувшем году отмечена позитивная динамика относительно сложного для отрасли 2023 г. Для дальневосточных производителей близость основных рынков сбыта в Азии сокращает затраты на логистику. Тем не менее на основном экспортном рынке, в КНР, продолжают отдавать предпочтение сырью низкой степени переработки. Развитие перерабатывающих мощностей связано с перспективой роста спроса на внутреннем рынке.
В 2024 г. в лесопромышленной отрасли России наметился положительный тренд, несмотря на сохраняющуюся сложную ситуацию, формируемую санкционными ограничениями и ценовой конъюнктурой. Объемы лесозаготовки в стране за 10 месяцев минувшего года выросли на 3,5% относительно 2023 г., составив 148 млн куб. м. Положительная динамика также наблюдалась в лесопереработке, где сказался эффект низкой базы. Производство пиломатериалов в РФ в январе-октябре 2024 г. выросло на 0,2% относительно аналогичного периода 2023 г., до 23,9 млн куб. м. Рост в производстве фанеры за отчетный период составил 4,7%, до 2,84 млн куб. м, производство древесно-стружечных плит (ДСП) увеличилось почти на четверть, до 11,9 млн куб. м. Производство бумаги и картона в РФ в январе-октябре минувшего года составило 7,82 млн тонн, что на 6,1% больше, чем за аналогичный период годом ранее. При этом на 22,2% снизился выпуск пеллет, до 869 тыс. тонн: до санкционных ограничений топливные гранулы поставлялись преимущественно на западный рынок и для производителей являлись основным способом монетизации побочных продуктов переработки.
Для российских экспортеров в сфере лесной промышленности ключевым рынком сбыта остается Китай. За семь месяцев 2024 г. более половины всего российского экспорта пиломатериалов и круглого леса (7,4 млн куб. м) пришлось на КНР, что на 4% меньше, чем было поставлено за тот же период 2023 г. На втором месте по покупке в России слабо обработанного и необработанного леса в январе-июле 2024 г. оказался Узбекистан (1,1 млн куб. м), на третьем - Казахстан (481 400 куб. м). Поставки в Узбекистан и Казахстан остались на уровне 2023 г. Сокращение поставок в Китай связно в том числе и с ограничениями в банковской сфере – в начале 2024 г. главный для российских экспортеров китайский банк Zhejiang Chouzhou Commercial Bank остановил все расчеты с Россией.
При этом к концу года на рынке КНР отмечался рост стоимости пиломатериалов на фоне сокращения запасов[1]. Так, в крупном портовом хабе Тайцан в провинции Цзянсу еловые пиломатериалы (сорт SF, несортированные) в конце августа 2024 г. подорожали на 3-5% по отношению к июлю, до 1,9-2 тыс. юаней (270–291 долларов США) за куб. м. Пиломатериалы из северной ели поставлялись по 245 долларов за куб. м. Стоимость продукции из РФ в конце августа выросла на 3%, до 235–245 долларов за куб. м по сравнению с концом июля.
До конца лета 2024 г. Китай сокращал импорт хвойных пиломатериалов. В частности, в июле их ввоз снизился на 6,8% по сравнению с аналогичным периодом 2023 г., до 1,4 млн куб. м. По итогам семи месяцев 2024 г. Китай в целом закупил 10,3 млн куб м хвойных пиломатериалов, что на 6% меньше, чем за аналогичный период годом ранее. В том числе импорт из РФ за данный период упал на 3%, до 3,8 млн куб. м.
В то же время по итогам восьми месяцев 2024 г. увеличились поставки в КНР российской фанеры (в 2,7 раза), до 395,7 тыс. куб. м. В стоимостном выражении экспорт производителей фанеры вырос в 1,5 раза, до 126,1 млн долларов (ранее российская фанера поставлялась главным образом в Европу). Поставки шпона из России в Китай выросли в натуральном выражении на 22,7%, до 354,2 тыс. куб. м, в стоимостном выражении рост составил 23,9%, до 80,6 млн. долларов. Экспорт бумаги и картона увеличился в январе-августе на 15,2%, до 1,19 млн тонн, лесохимической продукции – на 66,2%, до 20,2 тыс. тонн, древесноволокнистых плит – в 4,2 раза, до 70,9 тыс. куб. м. Однако поставки круглого леса из РФ в КНР (его экспорт из России законодательно ограничен) в январе-сентябре 2024 г. снизились на четверть относительно аналогичного периода 2023 г., до 0,9 млн тонн. Кроме того, в связи с тем, что китайские потребители по-прежнему отдают предпочтение закупке необработанной древесины, российская доля на рынке Китая снижается (сокращение на 48% относительно 2019 г.).
Рост цен на лесную продукцию также фиксируется в Японии и Республике Корея. Так, в Японии рост цен в августе относительно июля составил 6%, а в первом полугодии 2024 г. Россия увеличила экспорт пиломатериалов в Японию на 12% относительно первого полугодия 2023 г., до 266 тыс. куб. м. Поставки из РФ в Южную Корею в первом полугодии прошлого года выросли на 76% относительно первого полугодия 2023 г., до 59 тыс. куб. м. Но следует отметить, что дальнейший рост стоимости лесоматериалов на мировом рынке маловероятен с учетом снижения темпов жилищного строительства из-за кризиса на рынке недвижимости КНР. При этом ожидается рост спроса на пиломатериалы на внутреннем рынке РФ благодаря мерам по стимулированию деревянного строительства.
Для производителей Дальнего Востока близость азиатских рынков сбыта является положительным фактором, сокращающим затраты на логистику (в отличие от северо-западной части страны). Тем не менее в макрорегионе наблюдается дефицит крупных мощностей по лесопереработке, что сдерживает возможности для наращивания экспорта. Дальневосточные производители при этом намерены выходить на новые рынки. В частности, в октябре первая партия лиственничного шпона из Хабаровского края объемом 1,48 тыс. куб. м была направлена в Индию (Ченнаи). Продукция выпущена холдингом RFP Group, владеющим «Амурской лесопромышленной компанией» (г. Амурск). Следует отметить, что в 2024 г. Индия в целом значительно увеличила импорт продукции ЛПК из России – в 3,3 раза за семь месяцев года, до 29 700 куб. м.
Стоит отметить, что в целом в производстве шпона в Хабаровском крае отмечается заметный рост. В январе-октябре 2024 г. объем производства вырос на 47,3% относительно аналогичного периода 2023 г., до 138,2 тыс. куб. м. Основным производителем шпона в крае является отмеченная выше «Амурская лесопромышленная компания».
Производственные мощности в лесопереработке предполагается развивать в Иркутской области, являющейся одним из российских лидеров по поставкам лесопродукции. В декабре 2024 г. Фонд развития промышленности РФ и Фонд развития промышленности Иркутской области предоставили компании ООО «Дубрава»[2] льготный заем в размере 23,6 млн рублей на модернизацию цеха глубокой переработки древесины в Нижнеилимском районе (21,2 млн рублей предоставил федеральный ФРП и 2,4 млн - ФРП Иркутской области).
С помощью льготного финансирования компания намерена дооснастить сушильный комплекс линией сортировки круглого леса для увеличения глубины лесопереработки и выпуска обрезного пиломатериала хвойных пород естественной влажности. Льготный заем предоставляется компании по программе «Проекты лесной промышленности», которая предусматривает льготное финансирование по ставке 3% годовых на срок до трех лет. Федеральный и региональные фонды предоставляют совместные займы в соотношении 90% (федеральные средства) на 10% (средства регионов).
Группа «Илим» к 2026 г. намерена реконструировать лиственный поток, что позволит увеличить объем производства беленой лиственной целлюлозы на 162 тыс. тонн в год. Инвестиции в проект составляют 12,4 млрд рублей. С января текущего года на предприятии должна начаться реализация инвестиционного проекта по модернизации картонного потока с плановым объемом инвестиций в 3,9 млрд рублей.
В целом в Иркутской области по итогам семи месяцев 2024 г. зафиксирован рост погрузки товаров лесной промышленности по железной дороге на 7,8% по сравнению с показателем за аналогичный период 2023 г. В регионе работает порядка 1,2 тыс. предприятий лесопромышленного комплекса, специализирующихся на производстве пиломатериалов, изделий из древесины, домокомплектов, плит, целлюлозы, картона, фанеры, а также переработке отходов лесопиления. По итогам первого полугодия 2024 г. предприятиями региона было произведено 2,3 млн куб. м пиломатериалов, 1 млн тонн целлюлозы, 400 тонн картона и 39,2 тыс. тонн древесного топлива (пеллет). Следует напомнить, что в 2023 г. Иркутская область была регионом-лидером по объемам поставок продукции лесопромышленного комплекса.
Тем временем в сентябре власти Приморского края предложили правительству Республики Беларусь создать совместное предприятие по лесопереработке для дальнейшей поставки полуфабрикатов в КНР. Тем не менее пока данные проекты находятся на стадии обсуждений.
Внимание уделяется и вопросам лесовосстановления. В ноябре минувшего года Минприроды РФ поддержало предложение губернатора Иркутской области И.Кобзева о выделении региону средств из федерального бюджета на увеличение производительности Мегетского лесного питомника (Ангарский городской округ) в рамках федерального проекта «Сохранение лесов» национального проекта «Экологическое благополучие». В 2026 г. Иркутская область получит на данные цели 101,7 млн рублей, в 2027 г. – 11,3 млн рублей.
Мегетский лесопитомник является наиболее крупным в Приангарье[3]. В 2024 г. в его теплицах было выращено 2,6 млн штук сеянцев с закрытой корневой системой, в текущем году планируется увеличить производственную мощность до 3 млн штук. На выделяемые из федерального бюджета средства предполагается приобрести новое оборудование, увеличивающее производительность выращивания сеянцев хвойных пород с закрытой корневой системой до 5 млн в год.
Также о планах увеличить объемы искусственного лесовосстановления заявляют в Хабаровском крае. В регионе насчитывается 18 теплиц площадью более 10 тыс. кв. м для выращивания саженцев, к 2029 г. их число планируется увеличить до 74. В 2022-23 гг. в крае выращено 29,4 млн сеянцев, план к 2029 г. включает выращивание более 27 млн штук сеянцев лиственницы, ели, кедра корейского и сосны ежегодно.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Запасы пиломатериалов хвойных пород в китайском порту Тайцан в провинции Цзянсу на конец августа оценивались в 1,15 млн куб. м, что на 8% меньше, чем в предыдущем месяце.
[2] Братск, учредитель – А.Сычков.
[3] Самым большим в РФ лесопитомником считается Красноярский край, где в 2023 г. было выращено 14 млн сеянцев.
Дмитрий Хрущалев, заместитель генерального директора по развитию ГК «Деловые Линии» рассказал EastRussia о текущей ситуации с входящим грузооборотом в ДФО.
Дальневосточный федеральный округ (ДФО) не только стратегически важный транзитный регион, но и крупный центр потребления. Это подтверждает динамика входящего – не транзитного – грузооборота: во втором полугодии 2024 года «Деловые Линии» зафиксировали рост грузооборота более чем на 10% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Мы связываем этот тренд с опережающим экономическим развитием макрорегиона. Например, за 2024 год здесь начали работу почти 120 новых промышленных предприятий. Строятся объекты культуры и здравоохранения, созданы зоны опережающего развития. Внутренний туризм стал одним из драйверов экономики Дальнего Востока, а это инвестиции, строительство новой и модернизация уже существующей инфраструктуры. В результате за 2023 год ВРП региона вырос на 3,5% к предыдущему году и достиг 2,3 трлн руб. Итоги же 2024 года еще только предстоит подвести.
Анализ структуры входящего грузопотока показал интересную тенденцию: в этом году лидерами среди всех категорий, доставляемых на Дальний Восток отправлений, стали комплектующие для промышленного оборудования и автозапчасти – их доля составила около 22% от общего объема. Это подтверждает, что здесь вводятся в строй новые предприятия, которым нужны оборудование и комплектующие. А в целом макрорегион является крупнейшим логистическим центром, через который проходят не только внутрироссийские маршруты, но и глобальные, например, Транссиб и Северный Морской путь.
Если оценивать распределение входящих грузов по различным населенным пунктам, то крупные города по-прежнему остаются основными точками их притяжения. В число лидеров по доле грузооборота региона входят Владивосток (31,7%), Хабаровск (23,9%) и Благовещенск (12,2%). При этом основными источниками входящего на Дальний Восток грузопотока являются Москва, Новосибирск и Екатеринбург – промышленные и логистические центры, через которые перераспределяются потоки грузов.