Основным рынком сбыта продукции Амурского газохимического комплекса станут рынки Китая, об этом заявил исполнительный директор компании Сергей Комышан. По его словам, завод будет готов в 2026 году.
Сроки сдачи предприятия в эксплуатацию пришлось скорректировать, однако уже сейчас достигнута договоренность с Sinopec, которому принадлежит 40% ГХК, о поставках полиэтилена и полипропилена в КНР. По словам специалистов, российской продукции придется конкурировать американской. Вторым основным рынком сбыта может стать Индия.
Напомним, Амурский газохимический комплекс, который строится вблизи города Свободный в Амурской области - совместное предприятие «Сибура», компании принадлежит 60%, и Sinopec.
Автомобильный рынок в России переживает ситуацию «затянувшегося шторма». Одни автопроизводители уходят, другие — открывают производства и собираются выпускать ранее незнакомые потребителю модели. Параллельно растет «серый импорт», вносящий все больше разнообразия на дороги и трепет перед зарубежным «инженерным гением» в сердца работников сервисов. Также остается открытым вопрос запчастей. «В России выгодно производить расходники — щётки, колодки, фильтры, тяги. Что касается автомобилей, то на отечественном оборудовании мы сможем собрать только «копейку», да и то, если оно осталось», — отметил в интервью РБК основатель и владелец ООО «БИГ Фильтр» Борис Бейлин. По его словам, около 50–70% рынка автозапчастей было иностранным, так что с уходом многих компаний появились значимые пробелы. Правда, эту ситуацию можно трактовать и обратно — на освободившееся место могут расширить свое производство те, кто раньше отставал в конкурентной гонке. Сейчас мы рассмотрим кейс производства хризотиловых накладок на тормозные колодки в России.
На данный момент хризотиловые накладки на тормозные колодки в легковом и грузовом транспорте применяются в основном на территории Российской Федерации и стран ОДКБ, а также встречаются в государствах Юго-Восточной Азии. Причина такой географии кроется в недавней истории автомобильной промышленности. До 1980-х годов большинство накладок на тормозные колодки производилось из асбеста. Это коммерческое название группы волокнистых минералов, отличающихся высокой стойкостью к температурным нагрузкам, трению и механическим повреждениям. Существует два вида асбеста — амфиболовый и хризотиловый, существенно различающихся по своему воздействию на организм человека. Для накладок на тормозные колодки, которые, собственно, входят в непосредственное соприкосновение с тормозным диском, лучше материала, чем асбестовое волокно, было не придумать, и потому его применяли почти в каждом автомобиле. Правда, всего за несколько лет крупнейшие автомобильные концерны на Западе отказались от асбеста. Почему?
Как уже отмечено, существует два вида асбеста. Амфиболовый асбест представляет собой сложный гидросиликат с содержанием железа, который обеспечивает его устойчивость к кислоте. Именно из-за этого амфиболовый асбест, попадая в легкие человека, остается там навсегда — клетки-уборщики легких, альвеолярные макрофаги, не могут его растворить. Это провоцирует тяжелые заболевания. А вот хризотиловый асбест представляет собой гидросиликат магния и устойчивостью к кислоте не обладает. Он выводится из организма человека за короткий срок. В последней четверти XX века в Европе началась массовая информационная кампания против применения асбеста, который связывали с заболеваемостью у людей.
Главный подвох крылся в деталях — люди болели именно из-за амфиболового асбеста, широко применявшегося в Европе, а вот хризотил, традиционно добывавшийся в Канаде и СССР, такую статистику не показал. На эту тему есть исследование «Воздействие асбеста и искусственных волокон в производстве и риск рака легких: исследование методом случай-контроль в Европе», опубликованное в 2006 году. В России хризотил разрешено применять в промышленности в рамках норм контролируемого использования, и на его основе выпускают более 300 видов промышленной продукции.
Причина запрета асбеста в Европе довольно тривиальна — к борьбе против использования амфиболов сразу же подключились политики и производители синтетических волокон, что в результате дало полный запрет всех видов асбеста (не импортировать же хризотил из России!), и суровые нормы в отношении автопроизводителей. С тех пор согласно евро-нормам накладки на тормозные колодки производят из того или иного вида синтетического волокна, что кратно увеличивает их стоимость. При этом кампания против асбеста (уже только хризотилового) в тормозных системах не остановилась — было оказано давление на крупных японских и корейских производителей, вынужденных придерживаться «мировых» стандартов.
Тормозной путь длиной в 30 лет
В результате «антиасбестового» шторма Россия устояла. Страны Таможенного союза продолжили использование хризотиловых накладок на тормозные колодки: многочисленные отечественные и международные исследования доказали безопасность хризотилового волокна при контролируемом использовании. Тут можно упомянуть работу «Токсикология асбестосодержащих тормозных накладок» профессора Дэниса Паустенбаха, который на большом статистическом массиве исследования здоровья механиков, работавших с хризотиловыми накладками, не выявил никаких следов негативного влияния. Более того, он отметил, что при высоких температурных нагрузках хризотиловое волокно в фрикционных изделиях превращается в форстерит, отличающийся по своим свойствам от минеральных волокон.
Поскольку устанавливать хризотиловые накладки на новые автомобили было нельзя, они ушли на рынок «аналогов» брендированных запчастей, где и просуществовали до сегодняшнего дня. С уходом западных товаров с российского рынка, вакуум на рынке накладок на тормозные колодки стал быстро заполняться отечественными производствами. Неожиданный, но приятный факт — хризотиловые накладки на тормозные колодки обладают лучшими дискосберегающими свойствами по сравнению со своими стальными и синтетическими аналогами, а также более долгим сроком службы. Благодаря развитой хризотиловой промышленности в России, фрикционные материалы на основе «горного льна» обладают куда большей доступностью, чем их синтетические аналоги, а при учете общего роста цен на комплектующие, и вовсе становятся одним из немногих бюджетных вариантов.
Постепенное возвращение к хризотиловым накладкам на тормозные колодки можно рассматривать как позитивное явление. Отдельно стоит подчеркнуть, что отставание на рынке было обусловлено не более низкими эксплуатационными свойствами отечественных тормозных колодок, а внешнеэкономическим давлением со стороны Европы. Пока у нас существовали официальные сервисы с жесткими условиями гарантии, контролируемые зарубежными нормами производства и т.п., более выгодный для потребителя хризотил искусственно сдерживался данными факторами. Теперь же, когда отечественный рынок освободился от внешнего диктата, потребитель сам обратится в сторону доступных, экономичных и эффективных решений.
Принятие законопроекта о реализации второго этапа программы распределения инвестиционных квот в рыбной отрасли вызвало противоречия в отраслевом сообществе в связи с опасениями передела на рынке, закрытия небольших предприятий и монополизации. В то же время предполагается также реформировать механизм предоставления квот в сфере добычи лососевых.
На регионы Дальнего Востока приходится более 70% вылова рыбы в РФ – при этом в 2022 г. ДФО экспортировал рыбной продукции на 4,18 млрд долларов США, чтона 1,8% превысило результат 2021 г. Основными экспортными рынками для дальневосточной рыбы являются Южная Корея, Китай, Япония. Основой рыбного экспорта для Приморского и Камчатского краев, Сахалинской области стала мороженая рыба, а ракообразные – для Хабаровского края, Магаданской области и Чукотского АО. По данным Росрыболовства к 31 декабря 2022 г. общий объем добычи водных биоресурсов в Дальневосточном рыбохозяйственном бассейне составил 3,49 млн тонн. В том числе в 2022 г. на Дальнем Востоке было добыто свыше 1,92 млн тонн минтая (на 182 тыс. тонн больше, чем в 2021 г.) и 471 тыс. тонн тихоокеанской сельди (рост на 56,5 тыс. тонн по сравнению с 2021 г.).
Занимающий первое место по экспорту Приморский край в минувшем году экспортировал рыбной продукции на 1,746 млрд долларов, что на 1,7% превысило результат 2021 г. В том числе мороженой рыбы было экспортировано на 808,7 млн долларов. Камчатка отправила на экспорт рыбопродукции на 1,023 млрд долларов, увеличив результат на 11,8% (в том числе мороженой рыбы было экспортировано на 703,6 млн долларов). Идущий третьим Сахалин увеличил экспорт в стоимостном выражении на 16,9% (до 780,7 млн долларов). Экспорт рыбопродукции из Хабаровского края вырос в 2022 г. на 1,4% – до 476,2 млн долларов. Хотя стоимость экспорта рыбы из данного региона выросла на 32,8%, до 219 млн долларов, экспорт ракообразных снизился на 17,2%, до 224,9 млн долларов. Следует также отметить, что Сахалин и Приморье по итогам десяти месяцев 2022 г. отчитались об экспорте 39 тыс. тонн краба.
Два региона существенно сократили экспорт. Магаданская область экспортировала рыбопродукции всего на 74,2 млн долларов, это на 60,2% ниже, чем в 2021 г. Так, экспорт ракообразных из региона сократился на 78,5%, до 32,1 млн долларов. Чукотский АО отправил на экспорт продукции лишь на 2,3 млн долларов, что на 73,5% меньше, чем в 2021 г. (основа экспорта – ракообразные).
В декабре 2022 г. Госдума приняла, а Совет Федерации одобрил законопроект о реализации второго этапа распределения инвестиционных квот в рыбной отрасли, разработанный Минсельхозом и Росрыболовством. Для инвестиционных квот на рыбу было выделено 44% объема исторических квот – 20% для первого этапа (Дальневосточный и Северный бассейны), 4% – дополнительно для первого этапа в Дальневосточном бассейне и 20% – для второго этапа в Дальневосточном бассейне. Кроме того, предполагается распределить 50% общего допустимого улова крабов на аукционах с инвестиционными обязательствами.
Закон наделяет правительство правом устанавливать предельный объем инвестиционных и исторических квот в отношении отдельных видов водных биоресурсов в отдельном рыбохозяйственном бассейне. Данный объем может быть распределен по результатам аукционов. Все же из закона была исключена норма, предусматривающая механизм инвестиционных квот в отношении моллюсков и прочих беспозвоночных. В то же время в законопроект включена норма о предельном размере доли квоты у одного пользователя в целях исключения монополизации добычи отдельных видов водных биоресурсов и крабов.
В договор на инвестиционные квоты в отношении рыбы предполагается включать особое условие – производить ежегодно в течение двух лет подряд на построенном заводе рыбную продукцию в объеме, эквивалентном 60% объема квот пользователей. Помимо того, вводится механизм сохранения «исторической квоты» в отношении рыбы и крабов для субъектов малого и среднего предпринимательства. В целях защиты интересов малых и средних предприятий в рыбном промысле предлагается применять повышающий коэффициент к «исторической квоте» – 1,2. В документ была также внесена норма, в соответствии с которой инвестиционную квоту второго этапа может получить только пользователь, зарегистрированный в прибрежном субъекте РФ, тогда как прежде обязательной регистрация была только в отношении квот на крабов.
Руководители ряда рыбопромышленных объединений просили перенести на более поздний срок строительство промысловых судов в рамках второго этапа и проведение крабовых аукционов – на начало 2026 г. (вместо 1 января 2023 г.). Соответствующее открытое письмо к депутатам Госдумы подписали президент Всероссийской ассоциации рыбохозяйственных предприятий, предпринимателей и экспортеров (ВАРПЭ) Г.Зверев, президент Ассоциации добытчиков минтая (АДМ) А.Буглак, председатель Ассоциации добытчиков лососей Камчатки В.Галицын, генеральный директор Союза рыбопромышленников Севера К.Древетняк, президент Ассоциации добытчиков краба А.Дупляков, президент Ассоциации рыбопромышленных предприятий Сахалинской области (АРСО) М.Козлов, председатель Магаданской ассоциации рыбопромышленников М.Котов, президент Ассоциации рыбохозяйственных предприятий Приморья (АРПП) Г.Мартынов, президент Ассоциации предприятий рыбной отрасли Хабаровского края С.Рябченко и президент Российского союза работодателей-рыбопромышленников С.Тимошенко. Они отметили, что большинство корректировок[1] к законопроекту во втором чтении касалось именно переноса сроков строительства судов и проведения аукционов по крабовым квотам. Данные поправки, тем не менее, не были учтены.
В комитете Госдумы по аграрным вопросам (председатель – В.Кашин, КПРФ) указывали на то, что правительство придерживается позиции отказа от переноса сроков законопроекта[2]. Представители отраслевых сообществ настаивали на том, что поправки не предлагают перенос вступления в силу закона в целом, а лишь отдельных его норм. Несмотря на это, поправки, относившиеся к срокам, все же не были одобрены.
В ВАРПЭ продолжают выражать обеспокоенность риском существенных задержек по строительству рыболовных судов в рамках программы инвестиционных квот. В ассоциации указывают на то, что строительство рыбопромысловых судов завершится в 2030-31 гг., а строительство краболовов – в 2026-27 гг. Готовность судов на текущий момент составляет 18-61%. При этом из 57 судов по 24 судам отсутствуют комплекты оборудования, по 17 судам строительство приостановлено, а по трем – не было начато.
По данным ВАРПЭ, проблемы возникли на предприятиях ОСК в Санкт-Петербурге – у «Адмиралтейских верфей» (заказ для РРПК на десять судов со сроком сдачи до конца 2025 г.) и «Северной верфи» (заказ для ГК «Норебо» на десять судов до 2025 г.). Проблема заключается в том, что поршневая группа, топливная аппаратура и коленчатые валы для судов изготавливаются в Германии, и их поставки после введения санкций находятся под вопросом. Верфи нашли единственного производителя дизелей большой мощности в КНР, однако контракт с ним еще не подписан. Глава ВАРПЭ Г.Зверев заявил о риске необходимости полного перепроектирования строящихся судов.
В то же время с оценками ВАРПЭ не соглашаются в Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота (включает «Русскую рыбопромышленную компанию» и связанные с ее акционерами предприятия[3], предприятия холдинга «Норебо»[4], т.е. политически самых влиятельных игроков на рынке). Президент ассоциации А.Осинцев отмечает, что крайние сроки сдачи рыбопромысловых судов составляют 2025-28 гг., а сдачи краболовных судов – 2025 г. В этой ассоциации заявляют об уже учтенных задержках из-за сбоев в поставках оборудования и необходимости перепроектирования, что было выражено в увеличении нормативного срока на постройку рыбопромысловых судов с пяти до семи лет.
Тем временем на совместном собрании работодателей и профсоюзов рыбной отрасли[5] в декабре была принята резолюция, в которой отмечалось, что перераспределение квот на добычу рыбы и краба не позволит рыбопромышленникам исполнять взятые на себя обязательства по сохранению рабочих мест и повышению оплаты труда. В резолюции отмечается, что второй этап приведет к перераспределению 633 500 тонн водных ресурсов на Дальнем Востоке, квот лишится 116 предприятий. В связи с этим, по оценкам авторов резолюции, будут простаивать более 140 судов, свыше 7 тыс. человек лишатся работы.
Прежде Росрыболовство, Российский союз работодателей-рыбопромышленников (РСРР, президент – Г.Зверев) и профсоюз работников рыбной отрасли заключили трехстороннее соглашение, предусматривающее запрет на увольнение более 10 человек в течение 30 дней из отдельных подразделений компаний (из каждого подразделения можно уволить не более чем по 10 человек каждый месяц). Соглашение также декларировало обязательства по повышению сотрудникам зарплат. В настоящее время РСРР и профсоюз работников рыбной отрасли заявили о невозможности исполнения обязательств в полном объеме и настаивают на приостановке действия документа.
В Росрыболовстве не согласны с этой резолюцией. В ведомстве настаивают на том, что второй этап распределения инвестквот, напротив, будет способствовать сохранению рабочих мест и увеличению их количества за счет создания нового флота. Также в Росрыболовстве указывают на то, что доходы бюджета от проведения аукционов составят 200 млрд рублей. С выводами резолюции не согласились и в Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота, где полагают, что резолюция дезинформирует работников отрасли.
При этом с инвесторов, строивших рыбные заводы в рамках программы инвестиционных квот, Росрыболовство намерено взыскать штрафы за нарушение договора, заключающееся в переработке менее 70% от полученной квоты. Так, претензия на сумму 1,97 млрд рублей была направлена камчатскому ООО «Витязь-Авто», подконтрольному собственникам «Океанрыбфлота» и семье Редькиных. Инвестиционная квота «Витязь-Авто» на 2020 г. составляла 14,26 тыс. тонн минтая и сельди, а на 2021 г. – 14,47 тыс. тонн. Таким образом, компания в 2020-21 гг. должна была выпустить 9,98 тыс. тонн и 10,13 тыс. тонн продукции соответственно. Тем не менее фактически было произведено 8,11 тыс. тонн в 2020 г. и 5,99 тыс. тонн в 2021 г. В случае неуплаты штрафа Росрыболовство намерено обратиться в суд.
По мнению Г.Зверева, заводы, выпускающие продукцию более глубокой степени переработки, не могут выполнить требование производства на уровне 70% от объема квоты, поскольку из 1 тыс. тонн улова получается 220-230 тонн филе. По этой причине другие участники программы инвестиционных квот могут столкнуться со штрафами. К настоящему времени в рамках программы построен 21 завод.
В ВАРПЭ сумму предполагаемых штрафов оценивают в 6-6,5 млрд рублей, что сравнимо с объемом инвестиций в предприятия. В качестве решения проблемы Г.Зверев предлагает разрешить использование в нормативе переработки квоты компаний, входящих в один холдинг с инвестором. Президент Ассоциации судовладельцев рыбопромыслового флота А.Осинцев в свою очередь сообщил, что замечания учтены для второго этапа инвестквот. По его словам, правительство определит расчет нового показателя исполнения обязательства по производству в 60% от квоты с учетом норм выхода готовой продукции.
Между тем Росрыболовство намерено разработать новый механизм предоставления прав на рыболовные участки для добычи анадромных видов рыб. Предполагается ввести новый порядок организации промысла таких рыб, который подразумевает распределение квот по принципу инвестиционного нормирования. Инвестиционное нормирование при распределении лососевых участков предполагает сохранение объема квот по историческому принципу за компаниями, инвестировавшими в развитие прибрежной переработки и строительство рыбопромысловых судов.
Пока промышленная добыча лососевых ведется на специальных рыболовных участках, при этом с 2008 г. договоры для их использования заключаются на конкурсной основе на срок от 10 до 25 лет (по усмотрению комиссии региона). В целом на Дальнем Востоке сформировано 1,6 тыс. морских участков для добычи анадромных видов рыб. Из них под промысел исключительно лососевых отведено 1,5 тыс. участков (добыча горбуши, кеты, нерки, кижуча, чавычи, гольца). Сроки договоров с действующими пользователями для большинства лососевых участков истекают в 2027-28 гг.
Разработанные два года назад поправки в закон «О рыболовстве» предусматривают, что участки, по которым ранее были заключены договоры пользования, не будут выставляться на аукционы. Поправки были приняты Госдумой в первом чтении в начале 2021 г., однако в дальнейшем при доработке была убрана четкая формулировка, из-за чего участники отрасли стали опасаться применения аукционов ко всем участкам, в том числе и к тем, где уже были вложены инвестиции в создание инфраструктуры. Таким образом, «исторические» пользователи участков могли потерять преимущество.
Весной 2021 г. поправки были приняты во втором чтении, тогда же при подготовке к третьему чтению принятие законопроекта было заморожено на фоне имеющихся противоречий. Летом 2022 г. сенатор от Магаданской области А.Широков призвал Минсельхоз обеспечить возможность добросовестным пользователям участков продлевать договоры без проведения торгов. Для решения вопроса об условиях распределения участков при Росрыболовстве была создана межведомственная рабочая группа, первое заседание которой прошло в конце декабря минувшего года.
Росрыболовство планирует предусмотреть возможность для пользователей участков, исполнивших свои инвестиционные обязательства, заключать договоры на новый срок (25 лет) без проведения торгов. При этом четкие критерии для определения добросовестности рыбодобытчиков все еще не определены. В Росрыболовстве полагают, что для этого следует собрать предложения регионов.
Росрыболовство предлагает определять инвестиционный норматив с помощью умножения среднего вылова за пять лет на стоимость рыбы. Исходя из него может утверждаться инвестиционный коэффициент. На глав регионов будет возложена ответственность за осуществление контроля над выполнением инвестиционных обязательств компании. В ВАРПЭ допускают, что инвестиционными объектами для добытчиков лососевых могут быть не только промысловые суда, дополнительные холодильные мощности и рыбоперерабатывающие заводы[6], но и социальная и транспортная инфраструктура, частные заводы по воспроизводству лососевых (учитывая сокращение естественных запасов). ВАРПЭ поддерживает необходимость изменений, но указывает на опасения рыбопромышленников по поводу возможного передела в лососевом сегменте отрасли и призывает учитывать региональные особенности. Также существуют опасения создания дополнительной нагрузки для отрасли в условиях повышения ставок сбора за пользование водными биоресурсами в 2023 г.[7]
Наиболее сложная ситуация складывается на Сахалине, где, в отличие от Камчатки, договоры на пользование участками зачастую не включали инвестиционные обязательства. Большинство договоров там было заключено в 1990-е гг., не предусматривало каких-либо дополнительных требований, а в 2009 г. данные договоры были переоформлены. Кроме того, сахалинские участки, как правило, не имели четко закрепленных с помощью географических координат границ.
По итогам 2022 г., выручка лососевого сегмента рынка в целом составила 59,8 млрд рублей. Основным районом промысла тихоокеанских лососей является Камчатский край (50% всего вылова). На Сахалин приходится свыше 30% объемов добычи.
В конце прошлого года Ассоциация рыбохозяйственных предприятий Приморья (АРПП) выдвинула инициативу о начале субсидирования перевозки рыбы с Дальнего Востока автотранспортом в другие регионы. Соответствующее письмо было направлено вице-премьеру, полпреду президента в ДФО Ю.Трутневу. В Ассоциации также попросили отменить для рыбохозяйственных предприятий оплату в рамках системы «Платон», так как в условиях загруженности железной дороги автомобильный транспорт остается наиболее доступным для доставки рыбы и рыбной продукции.
В настоящее время стоимость перевозки автотранспортом менее конкурентоспособна, поскольку в 1,5 раза выше железнодорожной из-за высоких затрат на топливо и на оплату в рамках системы «Платон». Льгота на перевозку распространяется только на потрошеного минтая железнодорожным транспортом (субсидируется из расчета 6 рублей на килограмм продукции). Данная мера была введена летом 2021 г. на фоне дефицита холодильных мощностей на Дальнем Востоке и введенных ограничений на поставку продукции в КНР.
Следует отметить, что в сфере добычи красной рыбы появляются новые инвесторы. В частности, в начале текущего года структура ПАО АФК «Система» (ООО «УК Камчатка Проект») приобрела камчатскую рыбодобывающую компанию «Лойд-Фиш» у прежних владельцев Ю.Логиша и Р.Шайхова. Предприятие, специализирующееся на добыче и переработке красной рыбы, расположено на западном побережье Камчатского полуострова. Активы компании включают девять рыболовных участков, 16 судов, два рыбоперерабатывающих завода мощностью 440 тонн в сутки. В 2021 г. выручка компании составила 1,66 млрд рублей, чистая прибыль – 877 млн рублей.
«Лойд-Фиш», наряду с приобретенными ранее «Системой» компаниями ООО «Кристалл Фиш», ООО «Хангар» и ООО «Заря», была включена в интегрированный рыбопромышленный холдинг «Восход». Собственная добыча и переработка холдинга достигает 30-45 тыс. тонн тихоокеанского лосося в год. Холдинг формируется «Системой» с 2021 г. – напомним, что тогда корпорация вошла в капитал «Зари», получив 49% компании (позднее доля была увеличена до 90%). В 2022 г. АФК «Система» приобрела 75% в «Кристалл Фиш» и 90% в «Хангар». Приобретение «Лойд Фиш» расширяет зону вылова холдинга.
ООО «Кристалл Фиш» было создано в декабре 2012 г. Его активы включают четыре рыболовных участка и четыре рыболовецких судна. Выручка компании в 2021 г. составила 591,79 млн рублей, чистая прибыль – 341,28 млн рублей. ООО «Хангар» было зарегистрировано весной 2013 г., компании принадлежат четыре рыболовных участка, пять промысловых судов и новый рыбоперерабатывающий завод в поселке Крутогоровский (Соболевский район) мощностью 180 тонн продукции в сутки. Выручка предприятия за 2021 г. составила 348,45 млн рублей, а чистая прибыль – 60,05 млн рублей.
Между тем резидент ТОР «Камчатка», ООО «Вывенское»[8], осенью прошлого года завершило второй этап реконструкции и технического переоснащения береговых рыбоперерабатывающих мощностей в камчатском селе Вывенка (Олюторский район). Общий объем инвестиций в проект составил около 420 млн рублей. Первый этап проекта включал техническое переоснащение завода, второй – модернизацию производственных и бытовых помещений. Предприятие получило международные сертификаты соответствия стандартам MCS и EC. Переработка сырца на заводе достигла 320 тонн в сутки, в сезон выпускается порядка 6,5 тыс. тонн продукции (нерка, кета, кижуч, чавыча, горбуша блочной и штучной заморозки, лососевая икра, молоки красной рыбы).
Рыбопромышленники также обеспокоены ростом штрафов в отрасли. Ассоциация судовладельцев рыбопромыслового флота (АСРФ, объединяет структуры «Русской рыбопромышленной компании»[9], «Русского краба» и ГК «Норебо») предложила смягчить правила учета упакованной в море рыбы в связи с тем, что в настоящее время рыбопромышленники могут получить штраф в том числе и при небольших расхождениях с заявленными данными. В правилах рыболовства на Дальнем Востоке планируется прописать возможность 5%-го отклонения при сверках пограничной службой ФСБ веса упакованной рыбной продукции с показателями, переданными капитаном во время добычи и производства.
В настоящее время правила все же допускают минимальные расхождения в отношении рыбы и рыбопродукции, однако в минувшем году ФСБ начала штрафовать участников рынка при обнаружении таких отклонений. Так, компания «Т Краб» была оштрафована на 56 тыс. рублей за неучтенные 23 кг конечностей краба-стригуна, а компания «Акрос» получила штраф в 53 тыс. рублей за 493 кг филе минтая. В АСРФ настаивают на том, что норма об отклонении должна распространяться как на переработанный, так и на упакованный товар.
[1] Поправки подготовили Законодательная дума Хабаровского края, Сахалинская областная дума, Законодательное собрание Камчатского края, фракция ЛДПР, группа депутатов, представляющих Приморский край, Якутию, Магаданскую область, Чукотский АО, Хабаровский край и Мурманскую область, группа сенаторов, представляющих рыбодобывающие регионы.
[2] В профильный комитет Госдумы поступил соответствующий ответ заместителя председателя правительства Д.Григоренко.
[3] В том числе ЗАО «Интрарос», ООО «Востокрыбпром», ООО «Примкраб», ООО «Русский Минтай», ООО «РМД ЮВА 1».
[4] В том числе АО «Карат-1», АО «Акрос», АО «Карельские морепродукты»», АО «Рыбпроминвест», АО «Таурус», АО «Эридиан», АО «Мурманский траловый флот».
[5] Организовано Российским союзом работодателей-рыбопромышленников (РСРР) и Центральным комитетом Российского профсоюза работников рыбной отрасли на площадке Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП).
[6] Строительство инфраструктуры на самом участке часто затруднено необходимостью получать большой объем разрешительной документации, тем не менее, владельцы крупных рыбоперерабатывающих заводов получали право на расположенные рядом участки.
[7] В частности, ставка сбора за 1 тонну горбуши повышается до 7,9 тыс. рублей с 3,5 тыс. рублей.
[8] Владельцы – А.Куликов, И.Куликова.
[9] В декабре прошлого года Г.Франк продал долю в 29,9% в РРПК и вышел из состава участников организации. 99,9% долей уставного капитала компании принадлежат группе «Ост инвест холдинг». Г.Франк был включен в санкционный список Минфина США, в 2022 г. он также продал 70,09% в РРПК и 70,1% в ГК «Русский краб».
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
На прошедшей неделе цены на энергетический уголь в Европе резко упали ниже 140 долл./т. Сильное давление на котировки оказал ряд факторов, включая пересмотр прогноза температуры в сторону повышения, стабильно высокие запасы угля на складах ARA и упавшие цены на газ. Кроме того, ожидается существенное увеличение ветрогенерации.
Обвал индексов также связан с продажей в рамках одной торговой сессии большого объема бумажных контрактов крупными участниками рынка, ранее ожидавшими роста цен на уголь. Контракты на газ на хабе TTF подешевели до 640 долл./1000 м3 (-70 долл./1000 м3 или -10% к 18.01.2023 г.) на фоне стабильных поставок и заполненных более чем на 77% газовых хранилищ в ЕС.
Котировки южноафриканского угля 6000 упали ниже 137 долл./т. на фоне продолжившегося нисходящего движения европейских индексов. Дополнительным негативным фактором является сокращение импорта угля со стороны Пакистана, где угольная генерация на фоне осложнившейся в стране экономической ситуации в 2022 г. сократилась на 13%, а импорт энергетического угля – на 40% до 9.6 млн. т.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao остались без изменений на уровне 180 долл./т. Выходные дни на китайском рынке продлятся с 21 по 27 января в связи с празднованием Нового года по лунному календарю. По итогам 2022 г. китайский импорт энергетического угля уменьшился до 219 млн. т. (-41 млн. т. или -16% к 2021 г.), что обусловлено увеличением внутренней добычи и невысокой экономической активностью в результате проводимой в прошлом году антикоронавирусной политики государства.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR скорректировался на 1 долл./т. до 143 долл./т. в связи с низкой торговой активности ввиду выходных дней в КНР. Другие потребители также заняли выжидательную позицию, предполагая дальнейшее снижение цен на фоне нисходящего тренда и прогнозируемой рецессии в мировой экономике.
Цены высококалорийного австралийского угля 6000 упали ниже 305 долл./т., что обусловлено высокими запасами энергетического угля на складах в странах АТР и наступлением новогодних праздников в Китае.
Поддержку среднекалорийному материалу 5500, удерживающемуся на уровне 130 долл./т., оказала возросшая активность индийских покупателей. Кроме того, поставки австралийского угля на прошедшей неделе обвалились на 41% с 6.4 млн. т. до 3.8 млн. т. (самый низкий недельный показатель с начала октября 2022 г.). Для сравнения, средний недельный объем составляет 6.9 млн. т. Данная негативная динамика вызвана влиянием циклона Элли на погрузочные операции нескольких экспортных терминалов штата Квинсленд (Abbot Point, Hay Point и Dalrymple Bay) и приостановкой ж/д отгрузок.
Индексы австралийского металлургического угля подросли до 330 долл./т. в связи с ограниченным предложением на спотовом рынке, сокращением добычи и отгрузок австралийского материала вследствие циклона.
Компания Coronado Global Resources, осуществляющая добычу металлургического угля, сообщила о снижении объемов производства по итогам 2022 г. до 16 млн. т. (-7% к 2021 г.), что оказалось на 1 млн. т. ниже прогноза и связано с неблагоприятными погодными условиями в штате Квинсленд. Угольная компания Bowen Coking Coal (BCC) 20 января заявила о том, что терминал Dalrymple Bay объявил форс-мажор из-за циклона Элли. Некоторые покупатели ожидают, что в связи с задержками сроки поставок для них сместятся не менее, чем на две недели.
Россия рассматривает запуск стейблкоинов для расчетов по экспортным поставкам
Россия рассматривает выпуск цифровых финансовых активов (ЦФА) в виде стейблкойнов, отличительной особенностью которых является то, что они будут обеспечены золотом. Предполагается, что такие ЦФА будут выступать средством платежа по экспортным и импортным поставкам между Россией и ее торговыми партнерами.
В ходе недавней встречи данный вопрос обсуждался в Иране, хотя впервые данная идея прозвучала в 2019 г., когда Центробанку РФ было предложено инициировать обсуждение проекта по выпуску национальных криптовалют, номинированных в золоте, в рамках стран БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР).
На фоне многочисленных санкций западных стран Россия приступила к активному созданию альтернативных методов расчета с дружественными странами по поставкам энергоносителей (уголь, газ, нефть) и другой продукции.
Один из российских государственных институтов в середине 2022 г. опубликовал доклад о перспективах международных платежей с использованием ЦФА в условиях санкционных ограничений. Институтом был предложен следующий вариант работы: государство выпускает обеспеченный золотом ЦФА, и создает биржу, где ЦФА приобретается за обычную валюту и используется для оплаты товара. После этого продавец может обменять ЦФА на необходимую валюту. Предполагается, что заблокировать операции с таким стейблкоином США не смогут благодаря привязке курса к международной цене золота.
Кроме того, страны БРИКС на саммите в августе 2023 г. обсудят создание единой валюты. С учетом того, что в прошлом году еще 6 стран подали официальную заявку на вступление в данное объединение (включая Египет и ОАЭ), валюта БРИКС может стать аналогом евро и потеснить доллар США на мировой арене.
Запуск угольного конвейера ВГК на Сахалине перенесен на второе полугодие 2023 г.
Восточная горнорудная компания (ВГК) объявила о переносе запуска 23-километрового магистрального угольного конвейера, который соединит Солнцевский угольный разрез с портом Шахтерск, на второе полугодие 2023 г. Ранее ввод объекта в эксплуатацию планировался в конце 2022 г.
фото: Восточная горнорудная компания
ВГК в декабре 2020 года приступила к строительству самого крупного в стране магистрального угольного конвейера стоимостью более 7 млрд рублей и протяженностью 23 км, что позволит увеличить объемы транспортировки угля с разреза в порт Шахтерск с 9.1 млн. т. в 2019 г. до 20 млн. т. в год в среднесрочной перспективе. Конвейер снизит нагрузку на дороги общего пользования и позволит компании отказаться от перевозки угля автомобилями.
В 2022 году перевалка в порту Шахтерск угля, добытого на Солнцевском угольном разрезе, выросла до 10.7 млн. т. (+0.8 млн. т. или +8.1% к 2021 г.).
В 2023 году компания планирует увеличить перевалку до 13.5 млн. т.
ВГК - главное угледобывающее предприятие Сахалина, на долю которого приходится около 80% всей добычи в регионе. Компания принадлежит кипрскому холдингу Altraso Ventures Ltd., бывшему гендиректору СУЭК Олегу Мисевре и главе ICT Group Александру Несису.
ВГК - крупнейший российских экспортер бурого угля. Основными активами компании являются Солнцевский угольный разрез и Угольный морской порт Шахтерск. Утвержденные запасы ВГК превышают
300 млн тонн угля на Сахалине, также разведаны более 100 млн тонн в Магаданской области.
В 2022 году ВГК добыла на Сахалине 11.3 млн. т. угля (+1.0 млн. т. или +9.7% к 2021 г.).
Порт Эльга сможет принимать суда дедвейтом до 90 тыс. т.
Порт компании Эльгауголь, расположенный вблизи поселка Чумикан на северо-западном побережье Удской губы Охотского моря сможет принимать суда максимальным дедвейтом до 90 тыс. т. Погрузка будет осуществляться круглогодично, с организацией ледокольной проводки в зимнее время.
фото: ТГ-канал «Пулемет Дегтярева»
В 2022 г. компания приступила к строительству собственной железной дороги Эльга-Чумикан от Эльгинского месторождения до Охотского моря с пропускной способностью 30 млн. т. в год, а также Порта Эльга для экспорта угля с заявленным сроком реализации 2 года. Железную дорогу Эльга–Чумикан планируется построить в 2025 году. Тогда же должен заработать специализированный морской терминал.
Создание инфраструктуры порта пройдет в несколько этапов. На первом терминал сможет переваливать 5 млн. т. угля в год, в дальнейшем мощность перевалки будет постепенно увеличиваться до 12 млн. т.,
20 млн. т. и 30 млн. т. в год
В порту построят пять грузовых причалов, складскую зону, железнодорожную станцию с восемью путями.
В 2022 г. добыча Эльги выросла до 20.1 млн. т. (+5.4 млн. т. или 36.7% к 2021 г.). Ж/д отгрузки с Эльгинского месторождения в Якутии выросли на 18.3% до 17.3 млн. т.
В 2023 г. Главгосэкспертиза одобрила проект строительства четырех обогатительных фабрик мощностью
7 млн. т. угля в год на Эльгинском месторождении.
Эльгинское месторождение – крупнейшее в России и одно из крупнейших в мире месторождений коксующегося угля, его запасы составляют около 2.2 млрд. т. по классификации JORC.
А-Проперти принадлежит 80% в Эльгинском угольном комплексе, 20% контролирует компания ЭнергоГрупп генерального директора объединенной компании Эльга-Сибантрацит (ЭЛСИ) Александра Исаева.
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
На прошедшей неделе в Европе цены на энергетический уголь поднялись выше 170 долл/т. Поддержку котировкам оказало похолодание, вследствие которого цены на газ отскочили от локальных минимумов более, чем на 10%. Однако наблюдаемое укрепление, скорее всего, носит краткосрочный характер, поскольку остаются в силе такие факторы, как температуры выше сезонных норм, а также высокие складские запасы угля и газа, находящиеся на исторических максимумах для этого времени года.
Котировки южноафриканского угля 6000 выросли выше 165 долл./т. на фоне роста европейских индексов и отсутствия улучшений с вывозом угля к экспортным терминалам ЮАР. Кроме того, поддержку ценам оказало увеличение интереса со стороны индийских производителей губчатого железа.
Ж/д оператор Transnet сообщил о том, что соглашение с China Railway Rolling Stock Corp о поставке запчастей и локомотивов, достигнутое в августе 2022 г., зашло в тупик, поскольку китайская сторона отказывается от сотрудничества. В связи с этим Transnet будет искать альтернативного поставщика. Однако сохраняющаяся нехватка локомотивной тяги напрямую влияет на показатели погрузки на 3-х ж/д линиях North Corridor, Northeast Corridor и Cape Corridor.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao остались практически без изменений, укрепившись на 1 долл./т. до 180 долл./т. На внутреннем рынке КНР рост цен на уголь замедлился в преддверии празднования китайского Нового года и благодаря увеличению внутренней добычи. По итогам 2022 г. совокупная добыча угля в КНР составила 4.49 млрд т. (+0.4 млрд т. или +9% к 2021 г.). Таким образом, фактический показатель на 33% превысил планы властей (0.4 млрд т. против 0.3 млрд т.), в связи с чем запасы на складах энергетических компаний оказались на рекордном уровне.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR остались без изменений на уровне 144 долл./т., в то время как цена низкокалорийного материала 4200 GAR снизилась до 84 долл./т. (-1.4 долл./т. к 11.01.2023 г.) ввиду сокращения спроса со стороны КНР в преддверии начала празднования китайского Нового года. Другие потребители также заняли выжидательную позицию в ожидании дальнейшего снижения цен на фоне нисходящего тренда и прогнозируемой рецессии в мировой экономике.
Цены высококалорийного австралийского угля 6000 упали ниже 355 долл./т. на фоне высоких запасов энергетического угля на складах в странах АТР и наступления продолжительных выходных дней в КНР. Активность индийских покупателей также уменьшилась, поскольку они переключились на потребление угля, находящегося в портах Индии, на складах которых объемы материала увеличились за неделю до 14.13 млн т. (+1.06 млн т. или +8%).
17 января между Квинслендом и терминалами Abbot Point, Dalrymple Bay и Hay Point возобновилось движение составов с углем, хотя и с некоторыми скоростными ограничениями. 14 января движение было остановлено в результате ливня, который пришел вместе с тропическим циклоном «Элли» и негативно отразился на судопогрузочных операциях.
Власти австралийского штата Новый Южный Уэльс планируют расширить список компаний, от которых будут требовать резервировать 10% материала для поставок на внутренний рынок, что может оказать поддержку ценам на мировом рынке.
Индексы австралийского металлургичес-кого угля подскочили выше 320 долл./т. на фоне сокращения отгрузок в результате циклона и ослабления ограничений на поставки австралийского материала в Китай.
Добыча угля в Кузбассе сократилась на 8.0% в 2022
В январе-декабре 2022 г. угольные предприятия Кузбасса добыли 223.6 млн т. угля (-19.5 млн т. или -8.0% к аналогичному периоду 2021 г.), по данным Министерства угольной промышленности Кузбасса.
Добыча коксующегося материала за этот период снизилась до 65.6 млн т. (-6.1 млн т. или -8.5%), в то время как объемы добычи энергетического угля составили 158.0 млн т. (-13.4 млн т. или -7.8%).
Открытым способом угольные компании добыли 151.7 млн т. (-6.4 млн т. или -4.0% к январю-декабрю 2021 г.), производство подземным способом составило 71.9 млн т. (-13.1 млн т. или -15.4%).
В январе-декабре 2022 г. потребителям было поставлено 180.9 млн т. угля (-18.6 млн т. или -9.3%), в том числе на экспорт 120.2 млн т. (-19.5 млн т. или -14.0%), российским металлургическим компаниям 31.8 млн т. (-3.0 млн т. или -8.6%), местным угольным электростанциям 17.9 млн т. (+2.5 млн т. или +16.2%).
По состоянию на 1 января 2023 г. складские запасы угля в Кузбассе достигли 22.7 млн т. (+5.4 млн т. или +31.2% к 1 января 2022 г.). Рост запасов в Кузбассе по отношению к 2021 г. продолжается одиннадцатый месяц подряд на фоне международных санкций против России и логистических проблем (см. график ниже).
Экспорт угля из Казахстана вырос на 2.8% в 2022 году
В январе-декабре 2022 г. экспортные поставки угля из Казахстана увеличились до 32.5 млн т. (+0.9 млн т. или +2.8% к аналогичному периоду 2021 г.).
Поставки на внутренний рынок составили 74.3 млн т. (-2.5 млн т. или -3.3%).
Поставки казахского угля 2021/2022, млн т.
Жесткие международные экономические санкции против России, а также ввод эмбарго на экспорт российского угля в страны Европы с 10 августа 2022 г. послужили потенциальной возможностью для казахских поставщиков значительно увеличить отгрузки в этом направлении. Кроме того, запрет Польши на импорт и транзит российского угля с 16 апреля
2022 г. также способствовал росту экспорта казахского угля. На фоне ухода России с европейского рынка Казахстан не только вернул свои позиции, но и кратно увеличил поставки материала во многие европейские страны.
Основными экспортёрами угля в Казахстане являются компании Шубарколь комир, Шубарколь премиум, Каражыра, Майкубен-Вест и Сарыарка Energy.
По предварительным данным, за 12 месяцев 2022 г. добыча угля в Казахстане выросла до 114.0 млн т. (+2.3 млн т. или +2.1% к аналогичному периоду 2021 г.).
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
ННа прошедшей неделе в Европе наблюдалось падение цен на энергетический уголь ниже 175 долл./т. Давление на котировки продолжает оказывать сокращение потребления угля на фоне рекордно теплой погоды, а также высокий уровень запасов на терминалах ARA, стабильная ветрогенерация и низкие цены на газ.
Газовые контракты на хабе TTF подешевели до 720.00 долл./1000 м3 (-80.00 долл./1000 м3 или -10% с начала 2023 г.). Темп расхода газа из хранилищ стран ЕС остается на низком уровне, что также обусловлено сокращением спроса. В текущее время хранилища заполнены на 83%, тогда как в аналогичный период прошлого года показатель составлял 50%. Запасы угля на складах ARA незначительно сократились до 7.4 млн. т. (-0.1 млн. т. или -2% к 04.01.2023 г.).
Котировки южноафриканского угля 6000 упали ниже 167 долл./т. в связи с ограниченным спросом со стороны Европы и Индии. По итогам 2022 г. отгрузки угля через терминал RBCT уменьшились до 50.2 млн. т. (-8.6 млн. т. или -15% к 2021 г.), что является самым низким показателем за несколько десятков лет.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao укрепились на 9 долл./т. до 179 долл./т. в связи с пополнением запасов в преддверии резкого похолодания и новогодних праздников по лунному календарю. Прогнозируется, что 12-15 января температура упадет на 8-12 градусов в большинстве провинций, а в некоторых регионах – на 20 градусов. При этом 18 января ожидается дальнейшее падение температур до более низких уровней.
На прошедшей неделе китайские власти частично сняли запрет на импорт австралийского энергетического и коксующегося угля, введенный в октябре 2020 г. Разрешения на импорт получили три государственные энергетические компании (China Datang Corp., China Huaneng Group Co., China Energy Investment Corp) и одна сталелитейная. Южная провинция Гуандун также сообщила о получении от правительства разрешения на таможенное оформление австралийского угля.
Кроме того, в начале 2023 г. власти КНР пересмотрели в сторону повышения импортную пошлину на энергетический уголь, которая с апреля текущего года составит 6%.
В декабре 2022 г. в КНР было начато строительство 7 крупных угольных электростанций общей мощностью 11.64 ГВт и согласовано 4 новых проекта мощностью 6.64 ГВт. Инвестиции в строительство угольных электростанций увеличились на 38% по сравнению с
2021 г. Согласно прогнозом, совокупная мощностью угольной генерации в Китае увеличится с прошлогодних 1100 ГВт до 1330 ГВт к 2025 г. и 1400 ГВт – к 2030 г.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR снизился до 144 долл./т. (-7.00 долл./т. к 04.01.2023 г.) в связи со уменьшением спроса и ослаблением китайскими властями ограничений на закупки австралийского угля. При этом индонезийские поставщики отмечают увеличение интереса со стороны Бангладеш и Индии, однако цена спроса находится ниже текущих уровней и активность отмечается в основном в сегменте низкокалорийного материала.
Цены высококалорийного австралийского угля 6000 скорректировались ниже 395 долл./т. после резкого скачка на предыдущей неделе, вызванного новостью об ослаблении торговых ограничений между КНР и Австралией.
Индексы австралийского металлургического угля следовали аналогичному сценарию, снизившись до уровня 300 долл./т. На текущий момент разрешение на импорт австралийского металлургического угля получила китайская государственная сталелитейная компания China Baowu Steel Group. Одновременно с этим Китай поднял пошлину на импорт коксующегося угля с 0% до 3% (данное изменение вступит в силу в апреле 2023 г.).
Экспорт российского энергетического угля в Индию вырос в 3.5 раза в 2022 году
По предварительным данным, в 2022 г. российские поставки энергетического угля в Индию увеличились в 3.5 раза до 8.4 млн. т. (+6.0 млн. т. или +250% к 2021 г.).
В связи с международными санкциями и эмбарго на экспорт российского угля в Европу, введенным ЕС в августе 2022 г., российские поставщики переориентировали грузовые потоки на азиатские рынки, включая Китай, Индию, Турцию, а также увеличили отгрузки в страны Северной Африки и Бразилию. Российским угольным компаниям пришлось предоставлять значительные дисконты к мировым индексам, которые осенью 2022 г. доходили до 60-70%.
Тем не менее, благодаря более привлекательной цене по сравнению со стоимостью угля из Австралии и Южной Африки, российским поставщикам удалось существенно нарастить объемы экспорта и увеличить долю на рынках Индии и Китая.
Несмотря на планы Индии по дальнейшему увеличению собственной добычи угля, которая в 2022 г. оценочно составила 862 млн. т. (+92 млн. т. или +12% к 2021 г.), спрос на импорт угля будет сохраняться, как минимум, в краткосрочной и среднесрочной перспективе. В январе 2023 г. правительство Индии обязало энергетические компании импортировать до 6% угля от своих потребностей в период с апреля по сентябрь 2023 года во избежание нехватки или отключения электроэнергии в летний период.
Доля угля в энергобалансе Индии составляет свыше 70%. По состоянию на 2022 г. суммарная мощность строящихся угольных ТЭС в Индии составляла 31.3 ГВт, в то время как мощность проектов угольных электростанций оценивается в дополнительные 25.7 ГВт.
Китай резко увеличил импорт российского угля в 2022 г.
По предварительным оценкам, в 2022 г. Китай стал крупнейшим покупателем российского угля, импортировав 69.5 млн. т. (+16.5 млн. т. или +31% к 2021 г.).
Данная динамика, в частности, была обусловлена привлекательной ценой по сравнению с другими странами экспортерами. Поддержку экспорту в КНР также оказало китайское эмбарго на австралийский уголь.
Однако в начале января 2023 г. китайские власти решили ослабить ограничения в отношении австралийского материала, что уже оказывает дополнительное давление на котировки угля. В конце 2022 г. дисконт для угля с отгрузкой в восточном направлении по отношению к австралийскому бенчмарку составлял 60% против 16.5% в начале 2022 г. Кроме того, с апреля 2023 г. в КНР будет введен 6%-ная пошлина на импорт энергетического угля и 3%-ная пошлина на металлургический уголь.
Тем не менее, правительство Китая по-прежнему заинтересовано в сохранении российских поставок, несмотря на изменение позиции в отношении импорта угля из Австралии.
Совокупный экспорт угля из России по итогам прошлого года, по некоторым оценкам, упал до 194 млн. т. (-29 млн. т. или -13% к 2021 г.). Наибольшее снижение поставок пришлось на февраль в связи со сложностями с транспортировкой и август в результате введения эмбарго со стороны ЕС.
Строительство акватории угольного терминала на Таймыре получило государственное финансирование
В конце декабря прошлого года правительство РФ приняло решение выделить в 2023 г. 3.2 млрд. рублей на строительство акватории грузового причала и канала морского угольного терминала на Таймыре, где расположено Сырадасайское месторождение. Угольный терминал находится в 87 км от порта Диксон.
фото: Северная звезда
Общая стоимость строительства оценивается в 3.3 млрд. рублей. Государственным заказчиком объекта является Росатом.
Компания Северная звезда, входящая в холдинг AEON (Роман Троценко), приступила к освоению Сырадасайского месторождения, самого северного в России, в 2020 г. Проект расположен в 110 км юго-восточнее поселка Диксон. Первая партия угля была отгружена в середине 2022 г.
Проектная мощность первой очереди разреза составляет 5 млн. т. в год с потенциальным увеличением до 10 млн. т. Оценочные запасы Сырадасайского угольного месторождения составляют 5.7 млрд. т. угля. Также компания намерена построить обогатительный комбинат Таймырский мощностью 5 млн. т. в год.
Ожидается, что инвестиции в реализацию проекта составят более 45 млрд. рублей до 2025 года. Общий объем инвестиций превысит 100 млрд. рублей.
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
На прошедшей неделе в Европе падение цен на энергетический уголь продолжилось. Давление на котировки, опустившиеся ниже 190 долл./т., оказало сокращение потребления угля на фоне существенного потепления, а также увеличение запасов на складах и падение цен на газ. В связи с ростом ветрогенерации также наблюдалось снижение стоимости электроэнергии. По прогнозам гидрометеобюро Германии, на текущей неделе температура воздуха ожидается на 6-8 градусов выше, чем в среднем за последние 5 лет в этот период года.
Газовые контракты на хабе TTF подешевели до 918 долл./1000 м3 (-232 долл./1000 м3 или -20% к прошлой неделе). При этом темп расхода газа из хранилищ стран ЕС упал до минимума с 2011 г. Таким образом, пополнение запасов заметно опережает отбор. В настоящий момент хранилища заполнены на 83%.
Котировки южноафриканского угля 6000 укрепились выше 180 долл./т. После падения на предыдущей неделе котировки высококалорийного материала немного скорректировались вверх от уровня поддержки.
Южноафриканская угольная компания MC Mining заявила о планах начать добычу энергетического и металлургического угля на шахте Vele спустя почти 10 лет со дня заморозки проекта. Ожидается, что реализация материала начнется в 1 квартале 2023 г., а объем производства составит 60 тыс. т. товарного угля в месяц. Ближайшим экспортным терминалом является Maputo (Мозамбик).
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao упали на 13 долл./т. до 175 долл./т. На внутреннем рынке КНР цены на уголь снижаются в связи с резким увеличением случаев заражения COVID-19, приводящим к сокращению промышленной активности. Спрос со стороны электростанций падает, а в 8 прибрежных провинциях КНР дневное потребление угля оказалось ниже среднего показателя
(2.2 млн. т. против 2.4-2.5 млн. т.). Кроме того, в январе спрос на уголь ожидается на невысоком уровне ввиду предстоящих новогодних праздников. Отдельные участники рынка прогнозируют стабильное укрепление котировок к середине февраля, когда промышленная активность начнет восстанавливаться.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR подешевел на 4 долл./т. до 155 долл./т. На рынке индонезийского угля наблюдается снижение, обусловленное сокращением спроса со стороны Китая в связи с ростом случаев заражения COVID-19, при этом потребители в других странах настаивают на более низких ценах в преддверии новогодних праздников.
Индонезийские производители направили правительству заявки на согласование планов по добыче на 2023 г. Ожидается, что соответствующие решения будут приняты 31 декабря.
Котировки высококалорийного австралийс-кого угля 6000 снизились до 395 долл./т. под давлением общего сокращения спроса и нисходящего тренда.
Власти штата Новый Южный Уэльс 21 декабря приняли поправку, позволяющую правительству контролировать или перенаправлять поставки угля с экспортного на внутренний рынок, если цены на материал окажутся слишком высокими и будут негативно отражаться на местных потребителях. Таким образом, отгрузки на экспорт по инициативе властей могут принудительно сокращаться в пользу австралийских электростанций.
Индексы австралийского металлургического угля подросли выше 285 долл./т., продолжив укрепляться на фоне ограниченного предложения и оптимистичных ожиданий возможного ослабления торговых ограничений между КНР и Австралией. Дополнительную поддержку оказывает спрос со стороны индийских производителей стали, пополняющих запасы.
Восточная мудрость — в прогнозах
В правительстве РФ продолжается обсуждение организации перевозок по железной дороге в Восточном направлении. Минэкономразвития прогнозирует к 2030 году прирост грузопотока на восточном направлении железной дороги в объеме около 60 млн тонн в год. Участники рынка считают этот прогноз сильно заниженным. Неверное планирование опорного для экономики страны министерства ведет к снижению масштабов будущих инфраструктурных проектов, полагают аналитики.
По данным «ПортНьюс», в начале декабря 2022 года на совещании под председательством вице-премьера Андрея Белоусова Министерство экономического развития представило свой прогноз экспортно-импортных потоков по Восточному полигону до 2030 года.
Минэкономразвития считает, что в течение ближайших восьми лет грузы с так называемой высокой добавленной стоимостью (все грузы за исключением угля) увеличат грузопоток на данном участке РЖД на 30,8 млн тонн в год. Экспорт угля на Восточном полигоне сейчас ограничен провозными возможностями пути. Уголь к 2030 году, при условии реализации мероприятий II этапа Восточного полигона (проекты модернизации БАМа и Транссиба), увеличится более чем на 28 млн тонн в год. Этот уголь будет направлен к российским портам Дальнего Востока. Дополнительно 25 млн тонн в год к отчетной дате может обеспечить увеличенная добыча угля на Кузбассе и Эльгинское угольное месторождение, однако этот объем пока не подтвержден. Это следует из материалов Минэкономразвития к совещанию, состоявшемуся 8 декабря у вице-премьера Андрея Белоусова. В ведомстве дополнительные комментарии не предоставили.
Таким образом, Минэкономразвития видит прирост перевозок всех видов экспортно-импортных грузов по Восточному полигону к 2030 году в объеме от 59 млн тонн в год до 84 млн тонн в год.
Провозная способность БАМа и Транссиба с 2021 года составляет 144 млн тонн. Однако фактический объём перевозок в 2022 году ожидается выше - порядка 150 млн тонн. «Разница объясняется применением ряда технологических мер, в том числе тяжеловесного движения, а также завершением в течение года строительства ряда первоочередных объектов второго этапа развития восточного полигона», - отметили в РЖД.
С 1 января 2023 года провозная способность Восточного полигона составит 158 млн тонн. При этом РЖД также планирует вывезти в 2023 году больше — около 160 млн тонн — за счёт сдачи объектов в течение года и технологических мероприятий. С учетом прогноза Минвостокразвития, через 8 лет грузопоток достигнет 219 млн тонн в год. Этот прогноз экспертами оценивается ниже сегодняшнего запроса рынка.
Железная дорога не справляется с объемом грузов, которые перевозятся на Дальний Восток и обратно, исходя из запросов компаний, ведущих внешнеэкономическую деятельность, особенно с учетом разворота логистики. Об этом еще летом говорил вице-премьер, полпред президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев.
«Вся продукция, которая выпускается в России экспортноориентированными предприятиями, повернулась на Дальний Восток в те страны, с которыми мы продолжаем экономическое сотрудничество. При этом объем неперевезенных по БАМу и Транссибу грузов в 2021 году составил 70 млн тонн. Неперевезенных, то есть это то, что мы не смогли перевезти. В 2022 году при потребности в 258 млн тонн прогнозируемый объем неперевезенных грузов может составить 100 млн тонн», - заявил Юрий Трутнев, выступая в начале июля 2022 года в Хабаровске на совместном совещании секретаря Совета безопасности РФ и полпреда президента РФ в ДФО (цитата по агентству «Интерфакс»).
Модернизация Восточного полигона ведется. По поручению президента страны Владимира Путина, пропускная способность Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей к 2024 году должна увеличиться в 1,5 раза - до 180 млн тонн в год. Но этой дополнительной пропускной способности может не хватить, поскольку спрос на дальневосточное направление перевозок только растет. Например, с введением эмбарго на российскую нефть с 2023 года часть этого груза может быть перенаправлена в Китай железнодорожными цистернами, что создаст дополнительный спрос на инфраструктуру Восточного полигона.
Дефицит провозной способности Восточного полигона оценивался осенью 2022 года участниками рынка в 140 млн тонн в год. Такие данные в ходе Восточного экономического форума были приведены председателем совета директоров АО «Бамтоннельстрой-Мост» Русланом Байсаровым. Он считает, что потребность в провозной способности составляет 284 млн тонн в год.
Юрий Трутнев считает, что разворот транспортных потоков на Дальний Восток резко увеличил требования к срокам модернизации Восточного полигона. «Нужно разобраться, чего нам не хватает, - заявил вице-премьер. - Если денег — нужно выделить и привлечь недостающую рабочую силу, технику. Эта задачу, которую надо решать вне какой бы то ни было очередности.
Развитие транспортной инфраструктуры, особенно масштабные стратегические проекты, основываются на прогнозных показателях. Однако, как отмечают участники рынка, Минэкономразвития не до конца учитывает в своих прогнозах не только существующий уже сегодня дефицит пропускной способности железнодорожного пути, но и недооценивает спрос на уголь в мировом масштабе.
Мировой спрос на уголь
В текущем году спрос на международном рынке угля для выработки электроэнергии превышал предложение, что связано с более низкой ценой угля по отношению к природному газу, сообщало Международное энергетическое агентство (МЭА) в декабре 2022 года. На это повлиял не только глобальный энергетический кризис, но и скачки цен на природный газ, а также неблагоприятные погодные условия в Австралии, которая является одним из ключевых мировых поставщиков угля.
Мировое потребление угля, приближающееся к рекордному объему в 2022 году, может увеличиться в 2023 году на фоне кризиса энергорынков. Основываясь на текущих рыночных тенденциях, в отчете МЭА прогнозируется, что потребление угля останется на высоком уровне до 2025 года, поскольку снижение потребления этого ископаемого энергоресурса на развитых рынках будет компенсироваться сохраняющимся устойчивым спросом в странах Азии.
Основными потребителями российского угля, помимо Евросоюза, являются Китай, Индия и Турция.
В мировой угольной торговле происходит структурный экономический сдвиг от Атлантического к Тихоокеанскому экономическому региону, на который в настоящее время приходится 80% международной угольной торговли, заявляла в рамках Восточного экономического форума директор по портовым и железнодорожным проектам ОАО «УГМК» Ирина Ольховская. В структуре экспорта российского угля за 7 месяцев 2022 года доля АТР составила 61% или 78 млн тонн. Таким образом, основной поток российского угля стремится от мест его добычи по железной дороге к дальневосточным портам, где профицит мощностей угольных терминалов достиг 50 млн тонн в год. Инвесторы своими деньгами подтверждают намерение увеличивать отгрузку угля из российских дальневосточных портов. Однако, уголь туда доставить по железной дороге становится все сложнее. Как, впрочем, и другие виды грузов.
Контейнерные VS угольные поезда
Минэкономразвития оценило эффекты от перевозки разных номенклатур груза по БАМу и Транссибу. Так, в ведомстве приводят данные, что бюджетный эффект от экспорта одного поезда контейнерных грузов в среднем 2,8 раза выше, чем от экспорта одного поезда энергетического угля (доход госбюджета от первого — 5,6 млн руб. в год, от второго — 2 млн руб.). При этом, ОАО «РЖД» несет финансовые убытки за перевозки Кемеровского энергетического угля в порты Ванино и Советская гавань в расчете рубль за тонну.
фото: ОАО РЖД
Дискуссия о правилах доступа к ограниченной инфраструктуре Восточного полигона между контейнерными операторами и угольными компаниями обострилась на фоне разворота логистики на Восток после февраля 2022 года. С уходом международных линейных операторов из портов Северо-Запада и введением санкций в отношении России, основными воротами импорта как товаров народного потребления, так и промышленного, стали дальневосточные терминалы.
Угледобывающие компании и Кузбасс, в свою очередь, напоминают о том, что договорились об инвестировании доходов, полученных от транспортировки груза на восток, в неугольные отрасли экономики, согласно приказу Минэкономразвития от
4 октября 2021 года. Суммарные вложения оцениваются в 72 млрд руб., планируется создать более 1,8 тыс. рабочих мест. Соглашение с администрацией правительства Кемеровской области включало согласованный дополнительный объем экспортных перевозок сырьевых энергетических грузов в восточном направлении в 2022–2024 годах в размере 30 млн тонн. Документ подписали АО «Стройсервис», ООО «Распадская угольная компания», АО ХК «СДС-Уголь», АО «УК «Кузбассразрезуголь», АО «СУЭК-Кузбасс», АО «Угольная компания Сибирская», АО «Угольная компания «Сила Сибири», АО «Междуречье» (управляющая организация — «Новая Горная УК»).
26 декабря губернатор Кузбасса Сергей Цивилев и руководство РЖД договорились об объемах вывоза угля в восточном направлении на 2023 год в объеме
53,1 млн тонн угля. Индикативный вывоз кузбасского угля на экспорт через Восточный полигон РЖД, предусмотренный дополнительным соглашением, составляет 55,1 млн тонн угля, сообщила пресс-служба администрации правительства Кемеровской области.
В условиях стремительно меняющегося мира российские предприятия в сфере внешнеэкономической деятельности ожидают от правительства более дальновидных решений. От Минэкономразвития ждут более корректных рыночных прогнозов. Иначе инфраструктурные проекты оказываются дефицитными по своей пропускной способности еще на этапе планирования. Таким образом, конфликт между грузовладельцами разной номенклатуры груза и РЖД сохраняется надолго.