Аналитический центр Рыбного союза спрогнозировал изменение стоимости на горбушу. По мере увеличения объемов добычи рыбы будет идти снижение отпускных цен и рост поставок рыбы на внутренний рынок.
Сейчас отпускная цена на потрошеную горбушу без головы в ДФО составляет 350 рублей за кг. Неразделанная и потрошеная с головой стоит 285 рублей за кг. При этом спрос на рыбную продукцию невысокий: оптовики считают ценник завышенным. Плюс есть альтернатива в центральных регионах страны, где есть большие запасы неразделанной и потрошеной горбуши без головы. Об этом сообщает «Интерфакс» со ссылкой на аналитический центр Рыбного союза.
Стоимость пойдет вниз соразмерно росту объемов добычи горбуши, считают аналитики. Прогнозируется и увеличение данной продукции в розничной торговле. Тем временем, промысел данной рыбы активизировался. Промысловики уже добыли 33 тыс. тоны. Это больше, чем за аналогичный показатель 2022 года. Отмечается, что сравнивать в 2023 годом некорректно, так как тогда были рекордные цифры.
На Дальнем Востоке сохраняется рост потребительских цен на товары и услуги (Таблица 1). В мае текущего года рост превысил 3% в Чукотском АО и Якутии (при среднероссийском показателе роста 2,4%). Более высоким, чем в среднем по стране оказался рост цен в Камчатском крае, Забайкальском крае и Амурской области. Менее всего цены в отчетном месяце выросли в Хабаровском крае и Сахалинской области (на 0,6% и 1,4% соответственно).
Следует отметить, что для северных регионов проблема высоких цен на продукты питания остается одной из актуальных, так как ситуация осложняется транспортными расходами. В Камчатском крае губернатор В.Солодов поручил региональному Минэкономразвития включить все районы региона в программу субсидирования транспортных расходов на доставку продуктов. Эксперимент по организации доставки продуктов питания в отдаленные районы полуострова в рамках северного завоза начался в 2022 г. В нем приняли участие Олюторский, Усть-Большерецкий, Карагинский, Пенжинский районы и городской округ «Поселок Палана». Доставка на данные территории субсидируется из краевого бюджета[1].
Во всех дальневосточных регионах и в Иркутской области в апреле росла заработная плата работников организаций (в сравнении с апрелем прошлого года, (Таблица 2). Наиболее существенный рост был отмечен в Забайкальском крае (на 15,5%), далее следует Бурятия (на 13,8%). При этом данные же регионы традиционно отличаются в ДФО наиболее существенным уровнем безработицы (Таблица 3). Низкие показатели роста зарплат фиксируются в Магаданской области (рост только на 2,9%). Помимо Бурятии и Забайкалья высокий уровень безработицы сохраняется в Якутии.
Следует отметить, что в части дальневосточных регионов в январе-апреле текущего года был отмечен миграционный прирост населения (Таблица 4). Тем не менее в большинстве случаев прирост являлся небольшим, исключение составляет Хабаровский край, где реализуется значительное количество проектов, предлагающих рабочие места. Так, сальдо миграции в данном регионе в январе-апреле составило 868 человек (13 739 человек прибывших, 12 871 – покинувших регион). Положительным за отчетный период было сальдо миграции в некоторых северных регионах – в Магаданской области (сальдо миграции – 41 человек[2]), Камчатском крае (177 человек), а также на Сахалине (188 человек).
Развитие рынка доступного жилья и социальной инфраструктуры остается одной из основных мер по борьбе с оттоком населения, в первую очередь молодого и трудоспособного. Помимо Приморья, строительство арендного жилья предполагается развивать на Сахалине, с финансовым участием института развития в жилищной сфере ДОМ.РФ в рамках программы «Доступное арендное жилье в ДФО» (ДОМ.РФ – оператор).
Соответствующее соглашение было подписано в рамках Петербургского международного экономического форума. Предполагается, что ДОМ.РФ профинансирует строительство шести корпусов 17-этажных домов в жилом комплексе «Уюн-парк» в Южно-Сахалинске. Заселение должно начаться не позднее третьего квартала 2025 г. Аренду квартир предполагается субсидировать из федерального и регионального бюджетов для снижения ежемесячных платежей.
Напомним также, что ДОМ.РФ предоставляет Сахалину инфраструктурные облигации на обустройство инженерных коммуникаций данного микрорайона – 1,5 млрд рублей для строительства теплотрасс и насосных станций, 2,5 млрд рублей и 6,8 млрд рублей – для строительства сетей электроснабжения и дорожной инфраструктуры соответственно.
В целом программа «Доступное арендное жилье» предполагает строительство 13 тыс. арендных квартир в дальневосточных регионах. В этом году ДОМ.РФ как оператор программы планирует заключить договоры долевого участия на строительство 3 тыс. квартир. В Приморье тем временем ожидается, что в конце года будут сданы в аренду в рамках программы первые 42 квартиры в ЖК «Айвазовский» (Владивосток).
Что касается льготной дальневосточной ипотеки, то, по данным КРДВ, этой мерой воспользовались для приобретения и строительства собственного жилья более 71 100 семей. Общая сумма выданных кредитов превысила 300 млрд рублей. Лидерами по количеству выданных кредитов являются Приморский край (19,9 тыс. кредитов на 89,4 млрд рублей), Якутия (15,1 тыс. кредитов на 70,3 млрд рублей), Хабаровский край (9,5 тыс. кредитов, 41,6 млрд рублей).
При этом на строительство индивидуального жилья было выдано 8,96 тыс. кредитов на общую сумму свыше 45 млрд рублей. Средняя сумма кредита на ИЖС по регионам ДФО составляет 5 млн рублей. В данном сегменте программы среди регионов лидирует Якутия, где на строительство собственного дома выдано 4,16 тыс. кредитов.
Следует отметить, что крупные девелоперские компании также планируется привлекать к реализации социальных проектов. В июне ВЭБ.РФ и ПИК заключили соглашение о стратегическом партнерстве по созданию проектов социальной инфраструктуры в дальневосточных городах. Соглашение предполагает строительство объектов образования по концессии в Южно-Сахалинске, Благовещенске, Хабаровске и Улан-Удэ. С помощью проекта предполагается создать более 7 тыс. мест в школах и детских садах параллельно с вводом нового жилья. Стоимость объектов, включая строительство и оснащение, оценивается в сумму около 15 млрд рублей. Концессионером выступит компания «ПроШкола» (группа компаний ВЭБ.РФ).
Тем временем заместитель генерального прокурора РФ Д.Демешин вновь поднял вопрос о необходимости усиления контроля за решением проблемы обманутых участников долевого строительства на Дальнем Востоке. В макрорегионе на сегодняшний день недостроенными остаются 28 таких домов. В числе требуемых мер Д.Демешин назвал предбанкротный мониторинг застройщиков и анализ их финансовой устойчивости, а также личное инспектирование главами регионов объектов долевого строительства для изучения ситуации.
Заместитель генпрокурора указал на необходимость усилить контроль за работой профильных министерств и ведомств относительно исполнения дорожных карт по достройке домов. Так, в Приморском крае завершение строительства многоквартирного дома в Уссурийске за последний год переносилось дважды. В Хабаровском крае все еще остается нерешенным вопрос в отношении восьми проблемных домов для 599 человек, требующих дополнительного финансирования в 2,3 млрд рублей.
Объекты незавершенного строительства находятся в пяти регионах ДФО. В том числе в Хабаровском крае их насчитывается 14, в Приморском крае – 6, Бурятии – 4, по два – в Якутии и в Амурской области. По десяти из них способы восстановления прав дольщиков пока не выбраны. Из 20 застройщиков, возводящих объекты, в отношении 15 открыты конкурсные производства.
Кроме того, Д.Демешин подверг критике власти Бурятии, Приморского и Хабаровского краев – за неиспользование возможности достройки проблемных объектов за счет привлечения средств «Фонда развития территорий». Критике при этом была подвергнута также работа Фонда, поскольку им все еще не были рассмотрены ходатайства правительства Хабаровского края, направленные в ноябре 2021 г. и июле 2022 г., о привлечении средств Фонда для восстановления прав участников долевого строительства незавершенных объектов местных компаний «Лидер», «Аметист» и «Томари-ОРО».
На региональном уровне власти принимают дополнительные меры, направленные на поддержку рождаемости и закрепление молодых семей в регионах. Власти Иркутской области с января 2024 г. намерены предоставлять региональный материнский капитал на второго ребенка. Соответствующие изменения были внесены в областное законодательство. Согласно изменениям, получить сертификат на региональный маткапитал смогут женщины в случае рождения, усыновления или удочерения второго ребенка начиная с 1 января 2024 г. С апреля текущего года размер регионального маткапитала составляет 130 тыс. 438,24 рубля. Он ежегодно индексируется.
Следует отметить, что иркутский губернатор И.Кобзев поручил областному правительству не позднее ноября текущего года разработать Социальный кодекс региона, включающий все действующие льготы, выплаты и меры поддержки, предоставляемые за счет областного бюджета, исключив дублирующие и утратившие актуальность меры поддержки.
В свою очередь в Якутии дополнительную поддержку предполагается направлять молодым семьям. Так, жители республики, впервые вступившие в брак до 25 лет, с 1 января 2024 г. смогут получать единовременную денежную выплату. Соответствующий проект закона должен быть внесен в четвертом квартале 2023 г. на рассмотрение Госсобрания республики. По оценкам республиканских властей, на реализацию новой меры поддержки в следующем году потребуется 76,5 млн рублей. Однако точный размер выплаты на семью не уточняется.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
Таблица 1. Индекс потребительских цен на товары и услуги, май 2023 г., в % к декабрю 2022 года.
Регион |
Индекс |
Российская Федерация |
102,4 |
Сибирский федеральный округ |
102,0 |
Иркутская область |
101,7 |
Дальневосточный федеральный округ |
102,0 |
Чукотский авт. Округ |
103,3 |
Республика Саха (Якутия) |
103,3 |
Камчатский край |
103,0 |
Забайкальский край |
102,8 |
Амурская область |
102,5 |
Республика Бурятия |
102,1 |
Еврейская авт. область |
102,0 |
Приморский край |
101,8 |
Магаданская область |
101,7 |
Сахалинская область |
101,4 |
Хабаровский край |
100,6 |
Таблица 2. Среднемесячная заработная плата работников организаций, апрель 2023 года, в % к соответствующему месяцу предыдущего года.
Регион |
Индекс |
|
Российская Федерация |
113,0 |
|
Сибирский федеральный округ |
115,0 |
|
Иркутская область |
109,2 |
|
Дальневосточный федеральный округ |
109,5 |
|
Забайкальский край |
115,5 |
|
Республика Бурятия |
113,8 |
|
Еврейская авт. область |
111,0 |
|
Сахалинская область |
110,3 |
|
Камчатский край |
110,2 |
|
Республика Саха (Якутия) |
110,0 |
|
Хабаровский край |
109,8 |
|
Чукотский авт. округ |
108,5 |
|
Приморский край |
106,9 |
|
Амурская область |
106,1 |
|
Магаданская область |
102,9 |
|
Таблица 3. Уровень безработицы, в % к численности рабочей силы и численность рабочей силы, тыс. человек, март-май 2023 г.
Регион |
Уровень безработицы |
Численность рабочей силы |
Российская Федерация |
3,3 |
75 640,3 |
Сибирский федеральный округ |
3,5 |
8 232,7 |
Иркутская область |
3,6 |
1 135,8 |
Дальневосточный федеральный округ |
3,8 |
4 118,8 |
Республика Бурятия |
6,7 |
415,2 |
Забайкальский край |
6,7 |
481,1 |
Республика Саха (Якутия) |
5,7 |
515,3 |
Еврейская авт. область |
3,8 |
73,3 |
Магаданская область |
3,5 |
81,1 |
Сахалинская область |
2,9 |
271,8 |
Амурская область |
2,8 |
405,9 |
Приморский край |
2,5 |
974,7 |
Чукотский авт. округ |
2,2 |
30,1 |
Камчатский край |
2,0 |
166,2 |
Хабаровский край |
1,9 |
704,0 |
Таблица 4. Миграционный приток населения, январь-апрель 2023 г. (на основе доступной информации).
Регион |
Прибывшие |
Выбывшие |
Сальдо миграции |
Хабаровский край |
13 739 |
12 871 |
868 |
Магаданская область[3] |
1 438 |
1 397 |
41 |
Чукотский АО |
1 464 |
1 509 |
-45 |
Сахалинская область |
5 974 |
5 786 |
188 |
Камчатский край |
3 705 |
3 528 |
177 |
[1] Всего перечень субсидируемых продуктов питания включает восемь наименований – свинина, мясо куриное, масло подсолнечное, сахар-песок, рис шлифованный, пшено, крупа гречневая, мука пшеничная.
[2] Данные за январь-март текущего года.
[3] Данные за январь-март 2023 г.
Три года назад, сплавляясь на «резинке» от Комсомольска-на-Амуре до Николаевска-на-Амуре, мы оказались в Богородском, в краеведческом музее Ульчского района. Помню, как с удивлением рассматривали экспонаты – рыбные консервы, которые выпускались в «низовке» в советские времена и даже в 90-е. Теперь это уже история.
А ведь почти до конца ХХ века по берегам Амура вниз от Хабаровска было несколько рыбоконсервных заводов (РКЗ), которые работали исключительно на амурской рыбе. Один из самых ближних к Хабаровску таких заводов-колхозов располагался в селе Елабуга и назывался «Красный Маяк». Его история во многом похожа на историю множества других рыбколхозов по всему Амуру: в Тыре, Сусанино, Богородском…
Рыба вместо хлеба
На въезде в «старую» Елабугу до сих пор стоит стела «Рыболовецкий колхоз «Красный Маяк» 1930 – 2003»: получается, в XXI век шагнул колхоз. И возник он, кстати, не в 30-м, а несколько раньше – уже в начале 20-х годов появился рыбкооп, в который вошли жители девяти близлежащих сел. Селяне объединились в рыболовецкие бригады, ловили рыбу и сдавали ее на завод, который был открыт в Елабуге. То есть рыбаки не были работниками этого самого завода, но работали с ним в тесной связке.
Примечательно, что бригады эти были, можно сказать, интернациональными. Дело в том, что Елабугу, Вятское и соседние села основали переселенцы из западных регионов Российской империи. Собственно, это и по названиям сел видно. Приехав на новое место, люди занялись тем, к чему привыкли – начали сеять пшеницу. Через несколько лет стало ясно: дело это хлопотное, бесперспективное. Что делать? Конечно же, ловить рыбу в Амуре!
Премудростям рыбной ловли на Амуре переселенцев учили нанайцы. Как бы сейчас сказали – устраивали мастер-классы: как связать сеть из конопли, как специальные венички из багульника сделать. Вскоре новоприбывшие азы рыболовства освоили, а основой их меню стали кета и картошка. Кету также выменивали в городе на товары первой необходимости. Потом и вовсе на промышленный лов перешли.
В 1930 году создается рыболовецкий колхоз «Красный Маяк». С названием долго не думали – в те годы все было «красное», к примеру, сельскохозяйственная коммуна в Елабуге называлась «Красный Октябрь». Ну, а то, что «маяк» - тоже объяснимо: Елабуга, впрочем, как и многие другие села ниже Хабаровска, стоят на правом – высоком – берегу Амура и в ночи действительно светятся, как маяки. Недалеко от Елабуги, кстати, есть село под названием Маяк.
Рыбное дело пошло: ассортимент и улов богатые. Рыбы было так много, что ее хватало не только, чтобы закрыть перерабатывающие потребности завода, поставляли и на рынки Хабаровска.
Довольно быстро завод перерос в многопрофильное хозяйство, которое не только рыбой занималось, но и лесозаготовками. У «Красного Маяка» была своя пилорама, молочно-товарная ферма, пасеки, свиноферма.
Но основным профилем, была, конечно же, рыба. К середине 60-х годов рыбколхоз стал миллионером, а заодно и градообразующим предприятием. Началось масштабное строительство: дома, школа, детский сад, больница, протянули даже водопровод - о нем теперь напоминает заброшенное и полуразрушенное здание водозабора на берегу Амура.
Вкладывались и в производство. В 70-х годах у «Красного Маяка» было два сейнера, которые ловили рыбу в море. Кстати, именно этим отчасти и объясняется успешная экономическая модель советских рыбколхозов.
«Советская система рыбколхозов была экстерриториальной: то есть колхозы, расположенные в Елабуге, Тыре, Тахте, ловили не только у себя, но имели и межколхозные участки на нижнем Амуре, в Николаевском районе. И все добытое там, распределялось между колхозами, исходя из той социальной нагрузки, которую они несли. К примеру, колхоз памяти им. Ленина в Тыре имел морской флот и ловил в Охотском море», - рассказывает председатель Ассоциации участников развития Хабаровского края Максим Бергеля.
В Елабуге построили холодильник, склад, коптильный цех. Судя по фотографии, коптили лососевых: кету, сига.
Ловили рыбу круглый год. Летом и осенью традиционно «шла» кета. Главная рыбалка – осенняя путина – кормила весь год: засолка икры и рыбы давали план и прибыль. Это сегодня кета еле-еле поднимается до Хабаровска, раньше уверенно шла и дальше.
Впрочем, одними лососевыми не ограничивались. А зачем, когда в реке около 140 видов рыбы? Между путиной, и в особенности зимой, ловили частиковых: сазан, карась, Амур, красноперка, желтощек – и это не весь список.
Кстати, если присмотреться к фотографии, то видно, что у проруби, рассматривая улов, стоит майор. Скорее всего, это представитель командования военной части, которая располагалась в соседнем селе Вятское (сейчас там располагается учебный центр инженерных войск) или Сарапульском (там находится полигон некогда существовавшей Краснознаменной Амурской флотилии).
В бригаде служил капитан Красной Армии Ким Ир Сен, здесь же родился Ким Чен Ир. Правда, официальная историография в КНДР гласит, что родился он на священной горе Пэктусан, а в это время на небе появилась двойная радуга и яркая звезда.
На въезде в Вятское, прямо посреди тайги, предприимчивые китайцы построили огромный мемориальный комплекс в память о погибших бойцах 88-й бригады. Правда, его из политических соображений тоже решили пока закрыть, спрятав монументы под «рисовкой».
А вот еще одно интересное фото – улов миноги (кстати, это вовсе и не рыба, а отдельный вид животных – минога). Сегодня она вновь стала появляться на рынках, но долгое время была забыта, как кулинарное блюдо. В советские же годы ловили ее в промышленных масштабах.
А еще был амурский деликатес – ауха (китайский окунь). Ее, кстати, только недавно вывели из Красной книги и разрешили ловить.
Вообще, конечно, жизнь на Амуре в 60-80-е годы «кипела». Было даже такое явление, как агитпароходы, которые подходили к селам или судам, находящимся на промысле, и где можно было отовариться, подстричься, а заодно прослушать лекцию. Я, кстати, застал такой пароход в конце 80-х, когда моя бабушка, работавшая в Амурском речном пароходстве на РТ-403 (речной толкач), брала меня на пол-лета с собой. Правда, назывался он не «агитпароход», а что-то вроде «передвижной магазин», а вместо лекций о политической обстановке в мире мы смотрели «видик» («Том и Джерри», «Полицейский из Беверли-Хиллз» и фильм для взрослых на нижней палубе).
Величие и благополучие закончились в конце 90-х: перестройка, дефолт, экономический спад. Сократились квоты на вылов, уменьшились запасы рыбы в Амуре. К тому же, банально не все предприятия смогли перестроиться.
«Когда советская система развалилась, все эти колхозы стали самостоятельными юридическими лицами, им "нарезали" рыбопромысловые участки и если там была рыба, то колхоз мог выживать. Если нет, то нет. Объемы частиковых рыб оказались в одних руках, а места их промысла – в других. Вполне стандартная ситуация на Амуре, когда есть предприятия, у которого есть разрешенные к вылову объемы, но нет участков, где эти объемы можно осваивать. И наоборот. Таким образом, была подорвана необходимая производственная цепочка «ловим-перерабатываем-продаем», – объясняет Максим Бергеля.
Первыми это почувствовали аборигены и создали в 1999 году территориально-соседскую общину коренных малочисленных народов Севера «Мангбо», что в переводе означает «Амур». Все так же ловили рыбу, но уже для себя, как это и было в 20-х годах прошлого века. Правда, получилось недолго – пресловутый закон о получении рыбопромысловых участков через аукцион оставил нанайцев без участка и долгое время они могли ловить только частиковые породы рыб.
«Отсутствие ресурсной базы, необходимы финансовых и управленческих ресурсов привело к тому, что многие колхозы на Амуре прекратили свое существование», – подытожил Максим Бергеля.
В 2003 году закончилась и история рыбколхоза «Красный Маяк». Теперь так называется большая база отдыха, куда, кстати, любят приезжать рыбаки – места-то здесь сазаньи!
Угольные котировки на европейском рынке укрепились выше 121 долл./т. Поддержку индексам оказал рост цен на природный газ после незапланированного снижения поставок с норвежского месторождения Oseberg, а также прогнозы сильного похолодания в ноябре. Газовые котировки на хабе TTF составили 478 долл./1000 м3 (+27 долл./1000 м3 к 16.10.2024 г.). Запасы угля на терминалах ARA увеличились до 3.88 млн т. (+0.34 млн т. за неделю).
Индекс южноафриканского угля 6000 на прошедшей неделе преодолел отметку 110 долл./т. на фоне стабильного спроса со стороны индийских потребителей. Участники рынка ожидают рост спроса после праздников в конце октября (31 октября отмечается Фестиваль Огней Дивали - главный индуистский праздник).
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao скорректировались ниже уровня 121 долл./т. Крупнейший поставщик – компания Shenhua в очередной раз снизила закупочные цены у сторонних производителей. Это лишило уверенности некоторых участников рынка, ожидавших повышения цен после резкого снижения температуры в северных и центральных провинциях страны. Более того, спрос со стороны производителей цемента, кокса и химической промышленности замедлился. Часть потенциальных покупателей заняли выжидательную позицию, рассчитывая на дальнейшее ослабление котировок. Тем не менее, большинство участников рынка не ожидает значительных колебаний индексов в ту или иную сторону. Некоторые даже прогнозируют, что из-за достаточного внутреннего предложения цены FOB в портах страны могут двигаться в узком диапазоне в течение всей зимы.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR составил 93.8 долл./т. (+0.8 долл./т. к 16.10.2024 г.), при этом цена низкокалорийного материала 4200 GAR снизилась до 52.3 долл./т. FOB Kalimantan (-0.20 долл./т. к 16.10.2024 г.). В целом, на рынке отмечается отсутствие значительного покупательского интереса к индонезийскому материалу, что связано с большими запасами угля и снижением цен на китайском рынке.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 опустился ниже 144 долл./т. Одной из причин стало снижение спотового спроса ввиду предстоящего перезапуска трех простаивающих атомных электростанций в Японии. Три реактора суммарной мощностью 2.75 ГВт должны постепенно вернуться в строй в ноябре-декабре.
Цены на австралийский металлургический уголь продолжили падение ниже 200 долл./т. Участники рынка обращают внимание на негативный тренд на бумажном рынке металлургического угля и стали в Китае, а также на достаточное предложение материала на спотовом рынке, что может привести к дальнейшей коррекции. Стимулирующие меры, предлагаемые правительством Китая, для поддержания экономики и, в частности, строительного сектора пока не вселяют уверенности в инвесторов.
Котировки австралийского угля PCI упали ниже 160 долл./т. под влиянием коррекции цен на металлургический материал, несмотря на ограниченное предложение. Также негативным фактором для материала PCI стал слабый спрос со стороны китайских потребителей.
Экспорт российского угля в Китай в январе–сентябре 2024 г. упал до 71.5 млн т. (-8.5 млн т. или -11% к январю-сентябрю 2023 г.).
При этом за 9 месяцев 2024 г. общий импорт угля Китаем вырос до 390.0 млн т. (+42.0 млн т. или +12.1% к аналогичному периоду прошлого года).
Доля России в угольном импорте Китая в январе-сентябре 2024 г. сократилась почти на 5.0% до 18.3%. В прошлом году в январе-сентябре она составляла 23.0%.
Падение российских экспортных поставок угля связано с серьезными логистическими проблемами, а также с международными санкциями, низкими мировыми ценами и высокой себестоимостью, вследствие которых большая часть производителей вынуждена экспортировать уголь с нулевой или отрицательной рентабельностью. Российским поставщикам приходиться сокращать экспорт на всех направлениях. Поставки через порты Юга, а также Северо-Запада являются убыточными, доступ к железнодорожным мощностям остается ограниченным на фоне роста транспортных расходов.
Россия является вторым по величине экспортером угля в Китай после Индонезии. Далее следуют Монголия и Австралия. За 9 месяцев 2024 г. всем перечисленным странам удалось нарастить объемы поставок в Китай, в особенности, Австралии, чей экспорт увеличился более чем на 20 млн т. или почти на 65%. Таким образом, из-за логистических сложностей и высоких транспортных расходов, выпадающие объемы российского угля на китайском рынке замещаются поставками стран-конкурентов.
Угольные котировки на европейском рынке по итогам недели скорректировались ниже 118 долл./т. Основным драйвером снижения цен на энергетическом рынке стало заявление, сделанное в начале недели правительством Израиля, о том, что его войска не будут атаковать энергетические и ядерные объекты Ирана. Это уменьшило опасения участников рынка относительно возможных перебоев с поставками энергоносителей из стран Ближнего Востока.
Газовые котировки на хабе TTF составили 451 долл./1000 м3 (+9 долл./1000 м3 к 09.10.2024 г.). Запасы угля на терминалах ARA остаются стабильными, на уровне 3.54 млн т. (-0.03 млн т. за неделю).
Индекс южноафриканского угля 6000 откатился до уровня 110 долл./т. вслед за коррекцией европейского рынка.
Экспорт из южноафриканского угольного терминала Richards Bay Coal Terminal (RBCT) второй год подряд не поднимается выше уровня 50 млн т.
Спрос на южноафриканский материал со стороны индийских потребителей остается стабильным ввиду роста цен на горячебрикетированное железо и сталь. Кроме того, участники рынка ожидают роста спроса после праздников в конце октября (31 октября отмечается Фестиваль Огней Дивали - главный индуистский праздник).
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao потеряли 2 долл./т., опустившись до 121 долл./т.
В начале недели компания Shenhua снизила закупочные цены у сторонних производителей в регионе Внутренняя Монголия, а также цены FOB в портах отгрузки. Примеру Shenhua последовали другие производители угля. Снижение цен в крупнейших регионах добычи составило 0.7-2.8 долл./т.
В то же время ж/д Китая с начала октября увеличили количество маршрутов для перевозки материала. Аналогичные действия в прошлом году позволили за месяц нарастить запасы угля в крупнейших портах с 23 до 27 млн т. По состоянию на 15.10.2024 г. величина запасов составила 24.2 млн т.
Из-за достаточного объема предложения на рынке, а также в ожидании дальнейшего ослабления котировок потребители снижают торговую активность.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR оставался стабильным на уровне 93 долл./т., при этом цена низкокалорийного материала 4200 GAR выросла выше 52.5 долл./т. благодаря спросу со стороны китайских потребителей.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 понизился до 147-148 долл./т. FOB. Метеорологическое бюро Австралии опубликовало первый прогноз на сезон циклонов с ноября 2024 по апрель 2025 г., в котором предупреждает о повышенной вероятности интенсивных циклонов в этом сезоне из-за более теплой температуры океана. Ожидается, что в этом сезоне у побережья Квинсленда пройдут четыре циклона, которые могут негативно повлиять на судоходство из экспортных портов.
Индекс австралийского металлургического угля HCC превысили 210 долл./т. 16 октября, но затем 17 октября скорректировались вниз почти на 6 долл./т., растеряв весь недельный рост. Коррекция последовала после того, как на платформе globalCoal было выставлено предложение о поставке 70 тыс. т. угля марки Peak Downs или BMA PLV по цене 206 долл./т. FOB Australia. Резкое снижение котировок заставило индийских и китайских потребителей смотреть в сторону цен спроса на уровне 200-204 долл./т. FOB или занять выжидательную позицию.
Форвардные бумаги на ноябрь и декабрь на сингапурской бирже с середины недели потеряли по 7 долл./т., опустившись до 204 и 205 долл./т. FOB, в то время как фьючерсы на металлургический уголь на китайской Dalian Commodity Exchange рухнули на 8%. Цены на металлургический уголь в Китае скорректировались на фоне более слабых, чем ожидалось, мер по стимулированию рынка недвижимости.
В январе-сентябре 2024 г. угольные предприятия Кузбасса добыли 147.3 млн т. (-12.9 млн т. или -8.1% к январю-сентябрю 2023 г.), по данным Министерства угольной промышленности Кузбасса.
В сентябре 2024 г. добыча упала до 14.6 млн т. (-2.9 млн т. или -16.6% к сентябрю 2023 г.).
Добыча коксующегося материала за 9 месяцев 2024 г. составила 47.3 млн т. (-2.6 млн т. или -5.2%), в то время как объемы добычи энергетического угля снизились до 100.0 млн т. (-10.3 млн т. или -9.3%).
Открытым способом угольные компании добыли 100.1 млн т. (-7.5 млн т. или -7.0% к январю-сентябрю 2023 г.), производство подземным способом составило 47.2 млн т. (-5.4 млн т. или -10.3% к аналогичному периоду прошлого года).
По состоянию на 1 октября 2024 г. складские запасы угля в Кузбассе составили 18.5 млн т. (-2.6 млн т. или -12.3% к 1 октября 2023 г.).
Санкции и наметившаяся тенденция по остановке деятельности российских угольных шахт и разрезов, наряду с логистическими ограничениями, могут оказать негативное влияние на объемы добычи и поставок высококачественного российского угля на мировой рынок в 2024-2025 гг.
В 2023 году добыча угля в Кузбассе опустилась до 214.2 млн т. (-9,4 млн т. или -4.2% к 2022 г.).
Экспорт российского угля в Индию в январе–августе 2024 г. упал до 19.2 млн т. (-0.5 млн т. или -2.5% к январю-августу 2023 г.).
При этом за 8 месяцев 2024 г. общий импорт угля Индией увеличился до 188.6 млн т. (+20.2 млн т. или +12% к аналогичному периоду прошлого года).
Доля России в угольном импорте Индии в январе-августе 2024 г. сократилась на 1.5% до 10.2%. В прошлом году в январе-августе она составляла 11.7%.
Падение российских экспортных поставок угля связано с серьезными логистическими проблемами, а также с международными санкциями, низкими мировыми ценами и высокой себестоимостью, вследствие которых большая часть производителей вынуждена экспортировать уголь с нулевой или отрицательной рентабельностью. Российским поставщикам приходиться сокращать экспорт на всех направлениях. Поставки через порты Юга, а также Северо-Запада являются убыточными, доступ к железнодорожным мощностям остается ограниченным на фоне роста транспортных расходов.
Уголь является основным источником электроэнергии в Индии, обеспечивая около 75% генерации в стране. По состоянию на начало августа 2024 г. на стадии строительства в Индии находились угольные ТЭС общей мощностью около 30 ГВт. Это второй показатель в мире после Китая, где строится порядка 175 ГВт угольных электростанций.
Угольные котировки на европейском рынке поднялись выше 120 долл./т. Поддержку ценам продолжают оказывать низкие складские запасы, рост стоимости электроэнергии, ожидаемое похолодание, а также волатильность цен на нефтегазовом рынке на фоне неопределенности в геополитической ситуации на Ближнем Востоке.
Газовые котировки на хабе TTF скорректировались вниз до 435.05 долл./1000 м3 (-7.92 долл./1000 м3 к 02.10.2024 г.). Запасы угля на терминалах ARA по состоянию на 09.10.2024 г. остались без изменений на уровне 3.60 млн т., что является минимумом за последние 2.5 года.
Индекс южноафриканского угля 6000 укрепился до 110-113 долл./т. благодаря продолжающемуся росту европейского рынка и спросу в странах АТР. При этом отмечается некоторое замедление спроса со стороны Индии.
В рамках реформ с 1 октября текущего года компания Transnet была официально разделена на два юридических лица – ж/д оператор и управляющая компания. Данная инициатива была условием для выделения из бюджета 2.7 млрд долл. и также позволит сторонним операторам получить доступ к инфраструктуре.
Exxaro Resources планирует нарастить добычу угля в ЮАР до 50 млн т. в год в течение ближайших лет за счет развития шахты Matla. В 2024 г. Exxaro прогнозирует добычу на уровне 40.4 млн т. (-2.1 млн т. к 2023 г.), а экспорт в объеме 6.7 млн т. Представители отрасли отмечают, что себестоимость добычи в ЮАР остается высокой.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao остались на уровне
123 долл./т. после окончания празднования Золотой недели 7 октября. Торговая активность оказалась невысокой из-за ожиданий, что спрос будет постепенно сокращаться на протяжении ближайших недель, а добыча, наоборот, вырастет до многомесячных максимумов. Кроме того, благодаря высоким темпам импорта некоторые участники рынка ожидают, что закупки в преддверии зимы окажут местным котировкам ограниченную поддержку.
Комиссия по развитию и реформам КНР провела пресс-конференцию, отметив, что складские запасы угля на основных ТЭС превышают 200 млн т., что является историческим максимумом и может обеспечить потребности на 30 дней. При этом ожидания участников рынка не оправдались, поскольку тема новых экономических стимулов осталось в стороне.
Кроме того, ТЭС в северо-восточных провинциях уже запаслись углем в преддверии отопительного сезона, который начинается в середине октября.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR составил 93 долл./т. (+1 долл./т. к 02.10.2024 г.), при этом цена низкокалорийного материала 4200 GAR выросла до 52 долл./т. (+1 долл./т. к 02.10.2024 г.). Индонезийские котировки на прошедшей неделе укрепились благодаря стабильному спросу со стороны Филиппин, Вьетнама и Китая, пополняющих зимние запасы.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 подскочил до 148-150 долл./т. за счет уверенного спроса в Японии и других странах АТР. Объем отгрузок в портах Австралии упал за неделю на 6% с 7.1 млн т. до 6.7 млн т., а очередь увеличилась с 50 до 63 судов, что обусловлено снижением мощностей в связи с техническим обслуживанием оборудования на некоторых терминалах в ожидании ноября, который характеризуется циклонами.
Японская компания Tohoku Electric Power заключила контракт с одним из австралийских экспортеров на поставку энергетического угля (6000 ккал/кг NAR) с 1 октября 2024 г. по 30 сентября 2025 г. При этом цена в контракте привязана к индексу, поскольку переговоры по бенчмарку, которые обычно завершаются к 1 октября, зашли в тупик.
Индекс австралийского металлургического угля HCC продолжил рост выше 205 долл/т. на фоне стимулирующих мер в Китае. Кроме того, работы на шахте Oaky Creek, принадлежащей компании Glencore, еще не возобновились. После несчастного случая на предприятии, спустя неделю расследование продолжается. Один из азиатских производителей кокса сообщил, что данное событие привело к задержке отгрузки материала с шахты Oaky Creek до конца ноября. В результате данного и ряда других инцидентов правительство понизило прогноз экспорта металлургического угля на июль 2024 – июнь 2025 г. на 6.4% до 161 млн т.
Японская Nippon Steel и Южнокорейская POSCO зафиксировали бенчмарк на уголь LV PCI на 3 квартал 2024 г. на уровне 175 долл./т. FOB с австралийской компанией Foxleigh, что на 6 долл./т. ниже бенчмарка 2 квартала. Участники рынка отмечают, что резкое падение котировок металлургического угля и относительная устойчивость рынка PCI осложнила переговоры, в результате чего стороны пришли к соглашению с задержкой.
РЖД планирует отказаться от вывоза угля из регионов
РЖД не планирует продлевать на 2025 г. соглашения с добывающими регионами о вывозе угля в восточном направлении с целью переориентации на более высокодоходные грузы. С данной инициативой монополия обратилась к президенту России с просьбой рассмотрения.
При этом РЖД готова сделать исключение, но только для Кузбасса и с условием, что соглашение будет касаться не только угля. В случае согласования объемы добычи и экспорта материала в следующем году существенно упадут, а также возникнет угроза остановки предприятий и социальных потрясений в регионах добычи на фоне падения бюджетных доходов.
Около 60% пропускной способности Восточного полигона задействовано для перевозки угля, что обусловлено соглашениями с ключевыми угледобывающими регионами. В рамках соглашения на 2024 г. РЖД обязалось вывезти на экспорт в восточном направлении из Кузбасса 54 млн т., Якутии 26.3 млн т., Бурятии 8.5 млн т., Хакасии 6.5 млн т., Иркутской области 3.3 млн т. и Тувы 0.65 млн т., что в совокупности составляет около 100 млн т. При этом регионы настаивают на необходимости увеличения квот в восточном направлении. Кузбасс предлагал договориться о гарантированной отправке на экспорт в 2025 г. не менее 68 млн т. угля.
Кроме того, того из-за проблем с вывозом и планируемым на 2025 г. резким увеличением ж/д тарифов на 22.7% главы трех регионов на прошедшей неделе обратились к председателю правительства местные власти просят вернуть понижающие коэффициенты и сохранить индексацию ж/д тарифов в рамках официальной инфляции. Обращение также обусловлено убытками угольщиков, продолжающимся падением цен на мировом рынке, ужесточением санкций, а также сокращением добычи и экспорта.
По некоторым оценкам, каждый 1 млн т. угля, который не будет вывезен по квотам на экспорт в восточном направлении, может стоить угольным компаниям до 12 млрд руб. недополученной выручки.
В январе-сентябре 2024 г. ж/д перевозки угля на экспорт упали на 14.5 млн т. до 140.8 млн т. (-9.3% к январю-сентябрю 2023 г.), из которых на восточное направление пришлось 85.5 млн т. или 61%.
Добыча угля в Кузбассе по итогам января-сентября 2024 г. упала до 146.9 млн т. (-12.9 млн т. или -8.1% к январю-сентябрю 2023 г.).
Угольный терминал Эльга начнет перевалку угля в конце 2024 года
Угольный морской терминал Порт Эльга, строящийся на Дальнем Востоке (Хабаровский край), будет запущен в эксплуатацию и начнет перевалку угля в конце 2024 г. (изначально ввод планировался на 2025 г.).
Мощность терминала, расположенного в 30 км от посёлка Чумикан, по проекту составит 30 млн т. в год, при этом он сможет принимать одновременно 4 судна дедвейтом до 85 тыс. т.
Порт Эльга является частью дальневосточного логистического кластера компании Эльгауголь, ведущей разработку Эльгинского месторождения.
На первом этапе терминал сможет переваливать 5 млн т. угля в год, в дальнейшем мощность перевалки будет постепенно увеличиваться до 12 млн т., 20 млн т. и 30 млн т./год.
В 2022 г. компания также приступила к строительству Тихоокеанской железной дороги (ТЖД) Эльга-Чумикан от Эльгинского месторождения до Охотского моря с пропускной способностью 30 млн т. в год. К 2027 году провозную способность ТЖД планируется нарастить до 50 млн т.
Протяженность ТЖД составит 531 км, развернутая длина с учетом разъездов и станций будет равна 626 км. С начала строительства в феврале 2022 г. проложено 488 км железной дороги (78% от ее общей протяженности). Также полностью готовы 14 станций и разъездов, в порту Эльга достроен первый причал.
В июне 2024 г. Минфин США, продолжающий расширять санкции против российских угольных компаний, добавил компанию Эльга в SDN-List. Блокирующие санкции включают связанные с компанией добывающие, обогатительные, транспортные и портовые активы.
Компания Эльгауголь, входящая в Эльгу владеет лицензией на пользование недрами Эльгинского месторождения. Запасы месторождения по классификации JORC достигают 2.2 млрд т. угля.
В 2023 г. добыча Эльгауголь выросла до 22.7 млн т. (+2.2 млн т. или +10.5% к 2022 г.). В январе-сентябре 2024 г. производство составило 19.9 млн т. (+4.7 млн т. или +30.9%).
Прибыль Распадской в январе-сентябре 2024 года упала в четыре раза
Чистая прибыль компании Распадская по российским стандартам бухгалтерского учета (РСБУ) за январь-сентябрь 2024 г. снизилась в четыре раза по сравнению с аналогичным периодом 2023 г., составив 1.63 млрд руб. (6.4 млрд рублей годом ранее), сообщается в пресс-релизе компании.
Выручка за отчетный период сократилась до 13.5 млрд руб. против 20.75 млрд руб. в прошлом году. Валовая прибыль уменьшилась более чем в два раза до 4.28 млрд руб., прибыль от продаж также упала в три раза до 3.35 млрд руб.
Доналоговая прибыль компании за девять месяцев просела почти в четыре раза и составила 2.24 млрд руб.
В 2024 г. финансовые показатели Распадской резко ухудшились, что обусловлено падением цен на мировом рынке и ростом себестоимости.
Дополнительными факторами, продолжающими оказывать негативное влияние на российских угольщиков, остаются ограниченные провозные возможности ж/д инфраструктуры, высокие ж/д тарифы, а также западные санкции.
Для многих российских поставщиков текущий уровень мировых цен и себестоимость делают экспорт угля убыточным, вынуждая их сокращать производство и отказываться от проектов по развитию новых угольных месторождений.
Несмотря на то, что Минэнерго предложило продлить отмену экспортной пошлины на энергетический уголь до декабря 2024 г., пошлина на коксующийся уголь продолжает действовать.
ПАО Распадская один из крупнейших российских производителей и экспортеров коксующегося угля. В состав компании входят семь шахт, два разреза и три обогатительные фабрики в Кемеровской области, а также шахта в Туве. Общие запасы составляют 1.9 млрд т. угля.
В январе-сентябре 2024 г. добыча угля на предприятиях ПАО Распадская составила 13.2 млн т. (-1.0% к аналогичному периоду 2022 г.).
Угольные котировки на европейском рынке выросли до 116-117 долл./т. Поддержку ценам продолжают оказывать низкие складские запасы, ожидаемое похолодание, рост котировок газа после ударов Ирана по Израилю в ответ на военное вторжение в Ливан. Кроме того, совокупные отгрузки энергетического угля из Колумбии, в том числе в Европу, за неделю сократились на 20%.
На прошедшей неделе Великобритания закрыла последнюю угольную электростанцию (мощностью 2 ГВт), став первой страной из Большой семерки, полностью отказавшейся от угольной генерации. Однако данное событие будет иметь ограниченное влияние на рынок, поскольку Великобритания почти прекратила импортировать энергетический уголь еще в прошлом году (в 2023 г. объем не превысил 50 тыс. т.).
Газовые котировки на хабе TTF укрепились до 442.97 долл./1000 м3
(+11.21 долл./1000 м3 к 25.09.2024 г.), несмотря на увеличение запасов в подземных хранилищах стран ЕС. Запасы угля на терминалах ARA по состоянию на 02.10.2024 г. остались без изменений на относительно низком уровне - 3.60 млн т.
Индекс южноафриканского угля 6000 поднялся до 106-108 долл./т. на фоне роста европейского рынка и спроса со стороны стран АТР, включая Вьетнам, пострадавший от тайфуна Яги. При этом участники рынка отмечают дисконты в ряде сделок на высококалорийный материал по сравнению с биржевыми котировками, в результате чего возникают предположения, что корреляция между биржевым и физическим рынками начала уменьшаться.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao остались практически без изменений на уровне 124 долл./т. из-за замедления активности в связи с празднованием Золотой недели с 1 по 7 октября. Некоторые участники рынка настроены оптимистично, поскольку ожидают, что поддержку ценам после выходных дней будет оказывать похолодание из-за явления Ла-Нинья, объявленные меры стимулирования экономики страны, а также техобслуживание ж/д линии Daqin с 6 по 26 октября.
Котировки индонезийского материала на прошедшей неделе двигались разнонаправленно. Индекс индонезийского угля 5900 GAR остался на уровне
92 долл./т, при этом цена низкокалорийного материала 4200 GAR снизилась до 51 долл./т. (-1 долл./т. к 18.09.2024 г.). Давление оказывает высокое предложение в связи с благоприятными погодными условиями и низкий спрос со стороны Индии, где отмечаются высокие складские запасы в портах. Поддержку оказывал стабильный спрос на средне- и высококалорийный уголь со стороны Филиппин и Вьетнама.
Высококалорийный австралийский уголь 6000 двигался в диапазоне 140-142 долл./т., демонстрируя умеренный рост в связи со стабильным спросом в странах АТР и объявленными мерами стимулирования китайской экономики.
Правительство Австралии опубликовало прогноз по экспорту энергетического угля из страны на 2025 г., пересмотрев его в сторону понижения с 208 млн т. до 198 млн т. из-за явления Ла-Нинья. Власти также ожидают падения доходов от экспорта угля почти на 22%.
Цены на австралийский металлургический уголь продолжили уверенный рост выше 200 долл./т. на фоне стимулирующих мер в Китае. Дополнительную поддержку оказывает восстановление индекса PMI, что говорит об увеличении производственной активности в КНР. Некоторые участники рынка ожидают возобновления работы остановленных сталелитейных мощностей ввиду улучшения доходности металлургических предприятий. Индийские потребители занимают выжидательную позицию из-за резкого роста котировок и еще более высоких цен предложения поставщиков угля.
Кроме того, в австралийском штате Квинсленд на шахте Oaky Creek, где добывается металлургический уголь, 2 октября произошел инцидент с летальным исходом, что привело к остановке работы предприятия. Шахта Oaky Creek принадлежит компании Glencore и по итогам 2023 г. ее добыча составила 4.17 млн т. (или 80 тыс. т. в неделю). В результате несчастного случая на предприятии начата проверка.
Торгово-промышленная палата (ТПП) РФ представила поправки в законопроект, регламентирующий принцип «вези или плати» (ship-or-pay). ТПП предлагает, наряду с другими мерами, ввести взаимную ответственность грузоотправителей и ж/д перевозчиков при заключении договоров ship-or-pay. Данная инициатива будет рассмотрена комитетом Госдумы по транспорту и развитию транспортной инфраструктуры.
ТПП отмечает, что положения текущего законопроекта, ставят естественную ж/д монополию в заведомо выгодные условия, поскольку устанавливают обязанность грузоотправителя по внесению платы и не предусматривают равенства сторон. Таким образом, у перевозчика появится возможность гарантированного получения платы с грузоотправителя даже за неоказанные услуги, а грузоотправитель будет иметь лишь право на взыскание штрафа и будет вынужден доказывать правомерность своих требований. Кроме того, получаемая перевозчиком плата будет фиксированная, тогда как размер штрафа, который может взыскать грузоотправитель, наоборот, может быть снижен.
РЖД давно стремится к возможности заключать договоры ship-or-pay. Однако участники рынка выступают против, поскольку новый закон предоставит РЖД право потеснить пользователей инфраструктуры, не заключивших договор ship-or-pay, что противоречит закрепленному в законодательстве принципу равнодоступности инфраструктуры.
Угольщики также отмечают, что темпы индексации тарифов на перевозку грузов, а также планируемое повышение платы за нахождение вагонов на путях общего пользования приведут лишь к удорожанию перевозки и росту нагрузки на грузоотправителей с падением объемов, которые уже значительно сократились с начала года на фоне снижения международных цен, санкций и инфраструктурных ограничений.
В январе-августе 2024 г. ж/д перевозки угля на экспорт упали на 13 млн т. до 126.3 млн т. (-9.4% к январю-августу 2023 г.).
За прошедшую неделю Ростехнадзор и суд приостановили деятельность на 5 шахтах Кузбасса.
Различные нарушения, включая превышение допустимой концентрации метана, были выявлены на 5 шахтах: им. Кирова и им. Ялевского (СУЭК), Березовская и Первомайская (Северный Кузбасс), а также Шахта Сибирская (Алиот).
Таким образом, были предотвращены аварии, которые могли привести к серьезным последствиям. Среди избранных мер пресечения шахтам было предписано приостановить выемку угля и эксплуатацию оборудования сроком до 90 дней.
В 2024 г. продолжаются активные проверки безопасности на шахтах и угольных разрезах, инициированные Ростехнадзором после взрыва на шахте Листвяжная в 2022 г., которые приводят к приостановке деятельности ряда угледобывающих предприятий в Кузбассе и снижению добычи.
С начала года по решению Ростехнадзора и суда было осуществлено около 300 остановок, которые включали в себя прекращение добычи или эксплуатации оборудования.
Добыча угля в Кузбассе по итогам января-сентября 2024 г. упала до 146.9 млн т. (-12.9 млн т. или -8.1% к январю-сентябрю 2023 г.). Совокупный экспорт из России в январе-августе текущего года опустился до 133.4 млн т. (-12.9 млн т. или -8.8% к январю-августу 2023 г.).