Ассоциации глэмпингов России будет способствовать продвижению инвестиционного потенциала Курильских островов. Соответствующее соглашение с КРДВ было подписано на ВЭФ-2024.
Подписи под документом поставили Президент Ассоциации по поддержке глэмпингов Жанна Кира и заместитель генерального директора КРДВ Кирилл Каменев. По его словам, инвесторам и предпринимателям окажут максимальное содействие. Среди мер поддержки: нулевой налог на землю, прибыль и на имущество на первые 20 лет, сниженные страховые взносы.
В целом глэмпинги получили в последние годы большую популярность среди туристов не только на Курилах, но и на Сахалине. На острове также будут развивать их строительство. Формат глэмпинга хорош тем, что дает возможность туристам побывать в уникальных локациях и при этом максимально сохранить природу. Одновременно будет прорабатываться тема морских круизов в восточных водах.
В качестве ориентира резидент Ассоциации по поддержке глэмпингов назвала «Кунашир резорт и СПА». Несмотря на удаленность от инфраструктуры это один из лучших туристических объектов в России премиум-класса.
Глэмпинги становятся все более популярным видом отдыха на Дальнем Востоке. Модульные домики с видом на горную реку, море или горы притягивают и местных жителей, и гостей из других регионов страны. О развитии этого направления и его главных проблемах рассказала президент Ассоциации по поддержке развития глэмпингов Жанна Кира.
– Первоочередная проблема для развития глэмпинга на Дальнем Востоке — это создание банка территорий. Потому что если предприниматель, который планирует строить глэмпинг, ошибется с участком — это 100-процентный проигрыш. Должны быть выявлены территории, на которых можно организовывать глэмпинг, а правительство должно помочь в части организации сети снабжения и коммуникаций, особенно электричества. Также должны быть территории с возможностью организации сезонных и круглогодичных глэмпингов. Ведь это разные лоты по инвестициям: если сезонный глэмпинг можно открыть, например, за 20-25 млн рублей, то круглогодичный – минимум за 150 млн.
Банк территорий должны создавать местные отделения по туризму. Инвесторам должны предлагать лоты с условиями, что это не просто земля, а участок, к которому за указанную сумму можно протянуть электричество, организовать охранные зоны. Например, в Татарстане сделали банк территорий в виде электронной платформы. Можно зайти и посмотреть, в какие территории и на каких условиях можно инвестировать.
Конечно же, нужно помогать предпринимателям. Есть потрясающий опыт опять же в Татарстане, где дирекция по развитию природных территорий помогает предпринимателям в части перевода земель в нужное назначение, к примеру, из сельхозземель в рекреацию, в части сопровождения в госорганы, в организации МСП. Я в нескольких регионах, как предприниматель, делала проекты для глэмпингов. Часть средств на проекты выделяет государство, а предприниматель оплачивает только разработку финансового плана, маркетинговую стратегию.
Ну и, конечно, для развития глэмпингов нужна помощь в выделении грантов. До 2028 года есть федеральные гранты для предпринимателей, Дальний Восток должен обязательно забрать часть этих средств.
Еще одна помощь для уже существующих проектов – это налаживание трафика, маркетинговая стратегия. К примеру, в Московской области год назад везде висели баннеры с рекламой глэмпинга. Это ротация. По этому примеру можно установить стенд в аэропорту и показывать глэмпинги, расположенные на территории Сахалина, Камчатки, Курильских островов. И это также помощь, еще один кейс для поддержки глэмпингов и предпринимателей. Большая часть туристов, приезжающая на Дальний Восток — из Москвы и Петербурга. Поэтому и рекламу дальневосточных территорий нужно делать именно в городах, откуда идет основной поток туристов.
Сейчас развитие глэмпинга стало катализатором развития модульного производства. У нас есть несколько фабрик, которые делают модульные домики, но их немного, они не удовлетворяют спрос. Если кто-то организует на Сахалине или во Владивостоке производство модулей для глэмпинга, то будет прекрасно, ведь это не только формат B2B – для отелей, но и может быть и B2C, в том числе. Конечно, сложно привозить стройматериалы, но если их производство будет налажено на месте, то будет замечательно, потому что эти домики необходимо постоянно обслуживать – в выигрыше будут все.
Хабаровский край начинает пожинать плоды активной работы над туристической привлекательностью. За три квартала текущего года в регионе зафиксировано более 993 тыс. турпоездок. Для сравнения – за весь прошлый год край посетили 560 тыс. человек, а в доковидном 2019 году – 571 тыс. человек.
Но хватает ли всем туристам мест для проживания? Чем еще будут привлекать в регион гостей? О текущем состоянии и перспективах туристической области региона рассказала глава краевого Минтуризма Екатерина Пунтус на «правительственном часе» в Законодательной Думе Хабаровского края.
С 2013 года в Хабаровском крае работает программа «Развитие внутреннего и въездного туризма», объем финансирования по которой составляет более 13,5 млрд рублей до 2025 года. На развитие инфраструктурных проектов туристической области уже привлечено около 9,5 млрд рублей из внебюджетных источников. Край с 2021 года участвует в национальном проекте «Туризм и индустрия гостеприимства». Это позволяет региону строить дороги к туристическим местам и объектам. В регионе реализуется проект по популяризации внутреннего туризма «Отдыхаем в крае». В него включились около 80 гостиниц, туроператоров и агентств.
По данным Екатерины Пунтус, в регионе работает 459 организаций туристско-гостиничного сектора. Их налоговые поступления на 1 ноября превысили 215 млн рублей, это на 18% выше уровня прошлогоднего периода.
«В этом году почти в 3,5 раза была увеличена краевая финансовая поддержка предпринимателям на возмещение средств на разработку и обустройство объектов инфраструктуры – с шести до 20 млн рублей. Для развития событийного туризма предусмотрена субсидия для городов и муниципальных районов на проведение мероприятий – в этом году на эти цели выделено около 1 млн рублей», – рассказала министр.
Позитивный образ Хабаровского края как интересной дестинации поддерживает проведение Всероссийского туристического форума «Открой Дальний Восток». В 2024 году форум пройдет в третий раз.
Министр туризма признает, что в крае актуальна проблема размещения туристов, особенно в период проведения событийных мероприятий: гостиницы и отели загружены на 100%.
«Очень нужны гостиницы. В межсезонный период загрузка у нас составляет порядка 40%, что считается хорошими показателями для ДФО. В событийные мероприятия мы не справляемся, привлекаем инвесторов для строительства новых средств размещения. В этом и следующем годах будут введены в эксплуатацию несколько новых гостиниц, будет восстановлена гостиница “Центральная”, в некоторых районах края часть нагрузки берут на себя глэмпинги», – сказала Пунтус.
Обсуждая глэмпинги, – которые по своей сути являются комфортабельными палатками на природе, – один из депутатов отметил, неоправданную, по его мнению, дороговизну, даже относительно привычных всем гостиниц. Цены на аренду глэмпинг-шатра на сутки в выходной день в Хабаровском крае стартуют примерно с 10 тыс. рублей, и это далеко не предел. Однако повлиять на ценообразование в этом сегменте может только конкуренция – власти тут не имеют рычагов давления.
Хабаровский край занимает второе место среди дальневосточных регионов по реализации гостиничных услуг – с объемом в 2,5 млрд рублей. С 2021 года в крае открылось 12 туристических баз и глэмпингов. Но этого мало. Необходимость наращивать емкость средств размещения понятна и в свете растущего турпотока из Китая: динамика по посещениям китайских туристов составляет 115% по сравнению с прошлым годом, когда приехало всего 600 туристов. В следующем году ожидается кратный рост въездного туризма из КНР – в этом году граждане Поднебесной массово поехали в регион лишь осенью, когда для них полноценно заработал безвизовый режим.
Хабаровский край – единственный регион Дальнего Востока и Сибири, который напрямую работает с китайским потребителем в популярных соцсетях КНР («WeChat», «Baidu», «Weibo», «Douyin»). Общий охват китайских интернет-пользователей составляет сейчас 3,5 млн человек. Китайские туроператоры также заинтересованы в продвижении Хабаровского края на своей территории.
Несмотря на то, что регион озадачился подсветкой своих турвозможностей в Китае, существует острая нехватка гидов-экскурсоводов со знанием китайского – их всего 18. Наращивать количество таких специалистов регион решил посредством бесплатного обучения – в четырех вузах двух ссузах занимаются этой спецификой для закрытия потребностей.
Новых специалистов будут ждать новые маршруты – в концепции развития 360 гектаров круглогодичного туристического центра «Хехцир» заложено обустройство экотроп. В Хабаровске хотят превратить горнолыжный курорт «Хехцир» в подобие сочинского «Роза Хутора» – по максимуму совместить красоту одноименного горного хребта и его возможности для активного и пассивного отдыха и летом, и зимой. Круглогодичный спортивно-туристический комплекс «Хехцир» должен стать магнитом для местных жителей, туристов из соседних регионов, дальнего и ближнего зарубежья.
Кстати, на ГЛК «Хехцир» уже идут комплексная проверка Ростенадзора, итогом которой должно стать получение разрешения на эксплуатацию канатной дороги. Готовится и необходимая инфраструктура. Подготовлен инвентарь и амуниция для аренды. Здесь уже работает кафе и место для переодевания – в формате глэмпинга. Горнолыжный курорт должны частично открыть в декабре 2023-его года. (подробнее - в материале EastRussia «Новый магнит Хабаровска – горнолыжный комплекс "Хехцир"»)
Помимо этого, строится пункт пропуска «Большой Уссурийский», идет проектирование подъездной дороги. Это намного улучшит региональную логистику. Еще одной точкой притяжения туристов в следующем году станет открытие аквапарка на базе многофункционального комплекса «Броско» (там же будет и гостиница на 170 мест), сдача IV этапа строительства набережной в Хабаровске; развивается горнолыжный комплекс Холдоми, а также самая протяженная речная набережная на Востоке России. Общий объем запланированных инвестиций – более 27 млрд рублей.
В ноябре «Хехцир» и «Холдоми» вошли в число лучших и перспективных горнолыжных курортов в России. Первая награда была вручена в специальной номинации «Инвестиционный проект года». Этого звания удостоен горнолыжный комплекс «Хехцир». ГЛК «Холдоми» признан лучшим отелем горнолыжного курорта на Дальнем Востоке. Награду ГЛК получает второй год подряд.
Среднестатистический россиянин уверен, что Арктика – это всегда серо и холодно, работать там толком негде, отдыхать – тем более и добраться туда практически нереально. Да, есть белые медведи и северное сияние… но в целом овчинка выделки не стоит. Впрочем, мифы и стереотипы о пятой части территории Российской Федерации постепенно отступают стараниями органов власти, туроператоров и энтузиастов региона. Медленно, но верно образ российской Арктики начинает обретать новые черты в сознании россиян. Приключение, дух первопроходцев-открывателей, преодоления себя и сурового пространства и экзотика – таков стремительно развивающийся бренд Арктики, которая становится доступнее по мере активного развития главного морского транспортного коридора Арктики – Северного морского пути.
Чукотка как яркий самобытный представитель российской Арктики может предложить туристу необыкновенное природное великолепие, но в части индустрии гостеприимства регион находится в процессе становления. Есть уже и гостиницы и глэмпинги, рестораны, строятся горнолыжные курорты, однако их пока недостаточно для массового туриста. Причем не стоит забывать, что гости, приезжающие на Чукотку – не новички-путешественники. Дальний Восток и Арктика получает туристов, которые побывали во многих странах мира и регионах России, и которым есть, с чем сравнивать. Провести свой первый отпуск на Крайнем Севере решаются не многие.
Врио губернатора Чукотского автономного округа Владислав Кузнецов отмечает, что такой туризм сопряжен с логистическими и инфраструктурными сложностями, однако свою весомую лепту вносит и суровый климат, и непредсказуемая погода.
«Едущий сюда человек имеет определенную авантюрную жилку – иначе он поехал бы в более комфортную территорию. Сюда человек едет за приключениями. И природа ему их предоставляет. Люди едут и для того, чтобы прикоснуться к другому образу жизни, к другой ментальности. Нам важно, чтобы впечатления от великолепной природы не испортили инфраструктурные моменты. Чукотка отличается от других регионов и именно такие отличия люди хотят видеть, а наша задача – это показывать», – считает глава округа.
Владислав Кузнецов также предложил создать региональный бренд на основе переменчивой погоды – разработать альтернативные маршруты для туристов, которые из-за нелетной погоды или шторма не смогли попасть в те локации, которые планировали. Компенсировать неудобства от непогоды, предлагая не менее интересные направления.
В Якутии, например, туристов привлекают турами по наблюдению за северным сиянием, рыбалкой и охотой, активными экстрим-турами, программами по местам кочевья коренных народов, круизами на теплоходе до самого северного порта России – поселка Тикси и не только.
В Мурманской области туристы тоже могут понаблюдать за северным сиянием, за китами, заняться фридайвинг, или посетить различные событийные мероприятия, гастротуры с локальным колоритом и многое другое.
Замначальника комитета по туризму Мурманской области Марина Кошелева отметила, что из существующих 121 проекта, развивающегося в Арктике, 74 проекта приходятся на Мурманскую область, причем 90% – в сфере туризма.
«Арктика – сейчас это экзотика, она везде звучит. Люди хотят ехать, растут инвестиции. Каждый имеет право на отдых. И наша задача реализовать право граждан отдыхать на Севере!», – добавила она.
Все арктические территории по-своему уникальны, но, безусловно, имеют ряд различий. Объединяют их идентичные проблемы – главной точкой преткновения является инфраструктура, вернее сложности в ее возведении. Непростая логистика удорожает стройматериалы, к тому же и строительный сезон очень короткий – 2-3 месяца.
Замглавы Минвостокразвития Павел Волков напомнил, что вся территория АЗРФ является преференциальным режимом.
«Арктика требует особого подхода к регулированию, особенно это важно для эффективного привлечения инвесторов и компаний, которые смогли бы создать условия для продвижения туристической отрасли. В Арктике сегодня действуют преференции, которые позволяют реализовать свой проект с наименьшими рисками. Программа "Арктический гектар" также используется в целях туризма. Турист должен быть готов к форс-мажору, и принимающая сторона должна быть готова чем-то его занять. То, что мы видим, нужно пропагандировать и показывать. Вместе с этим необходимо работать над качеством предоставления туристических услуг», – добавил он.
Участники мероприятия пришли к выводу, что необходимо активнее обмениваться практиками регионов, отдельно отметив возможности круизного туризма и активного использования малой авиации. Общее мнение: у туризма в Арктике – большое будущее.