В столице Камчатского края прошла сессия по применению искусственного интеллекта, устроенная Дальневосточным отделением Сбербанка для предпринимателей региона. Представители из 24 компаний, занимающихся розничной торговлей, строительством, производством, логистикой и рыболовством, собрались для создания проектов, внедряющих AI-технологии. В качестве спикеров и модераторов выступили сотрудники камчатского филиала банка.
На мероприятии показали примеры успешного внедрения технологий в области госуправления, строительства, здравоохранения, образования и туризма. Особое внимание уделялось генеративному ИИ, который открывает возможности для значительных улучшений в государственных сервисах, предлагая пользователям новый уровень качества и удобства.
Работа на дизайн-сессии проходила в командном формате, где каждая группа разрабатывала AI-решения для специфических секторов предпринимательской деятельности.
Михаил Бурукин, руководитель камчатского филиала Дальневосточного Сбербанка, отметил, что искусственный интеллект способен преобразить бизнес-процессы компаний на всех этапах их развития. Он привел примеры из области производства, такие как видеоаналитика для снижения брака, системы распознавания и обработки документов, а также прогнозирование сбоев оборудования. Бурукин также указал на широкие возможности для разработчиков в сферах, начиная от ценообразования до аналитики речи и прогнозирования реакций на маркетинговые инициативы.
Сбербанк выступает как центр компетенций федерального проекта «Искусственный интеллект» и выполняет соглашение с Правительством РФ о развитии этой высокотехнологичной отрасли, активно участвуя в реализации национальной стратегии развития ИИ до 2030 года.
Три девушки-студентки из Комсомольска-на-Амуре придумали как поддержать детей, которые используют медицинские изделия для коррекции дефектов здоровья. Это подростки с диабетом, проблемами зрения и слуха. Часто они стесняются и не хотят носить слуховые аппараты, инсулиновые помпы и окклюдеры из страха, что над ними будут смеяться. Бывают и случаи буллинга из-за того, что ребёнок не такой как все. Комсомольчанки придумали украшать устройства яркими и стильными изображениями из любимых мультфильмов, сейчас они собирают на свой проект два миллиона рублей, чтобы запустить производство.
На базе Комсомольского-на-Амуре государственного университета есть свой мини вариант «Сколково» — студенческое проектное бюро «Бизнес и предпринимательство. Его участники придумывают инновационные проекты, с перспективой заработка. В этом пространстве нет скептиков и критиков и к любой идее, даже, казалось бы, на первый взгляд странной, относятся серьёзно, помогают отшлифовать до состояния проекта.
Анастасия Пыжьянова, Вероника Цейтер и Полина Саяпина — студентки третьего курса заочного отделения факультета энергетики и управления, направления «Инноватика». Подружившись, девушки поняли, что на одной волне и захотели создать «добрый» проект, который бы приносил реальную помощь. Искать идею долго не пришлось: Вероника Цейтер совмещает материнство не только с учебой, но ещё и с работой: она инженер-технолог Амурского судостроительного завода ОСК. Как мама ребёнка с амблиопией постоянно сталкивается с проблемой стеснения детей во время ношения технических средств.
— На очередной встрече мы обсуждали множество проблем, с которыми сталкиваются люди с ограниченными возможностями здоровья, в том числе говорили про адаптацию в детских коллективах. И вот так мы узнали, что у ребенка Вероники – амблиопия и приходится носить на глазу окклюдер. Тогда нам пришла идея, почему бы не превратить обычные медицинские приспособления детей в атрибуты супергероев? Чтобы они не стеснялись, а с гордостью их носили, — говорит студентка Анастасия Пыжьянова. (амблиопия — «ленивый глаз» — различные по происхождению формы понижения зрения, причиной которого преимущественно являются функциональные расстройства зрительного анализатора, не поддающиеся коррекции с помощью очков или контактных линз. Окклюдер — глазной пластырь или устройство, которое клеится на один или оба (по очереди) глаза так, чтобы заклеенным глазом ребенок не мог ничего видеть — прим. автора)
— Многие взрослые не обращают внимания на детские проблемы. Расстроился ребенок, плачет, ну и ладно, до свадьбы доживет. А это неправильно. Детская душа ранимая, поэтому мы должны сделать все возможное, чтобы вне зависимости от особенностей здоровья каждый ребенок был счастлив. Мы хотим, чтобы этот мир стал добрее, в нем было меньше детских слез, — добавляет ещё одна участница стартапа Полина Саяпина.
Исследование, проведённое энтузиастками, показало, что похожего производства в Комсомольске-на-Амуре, да и в целом, в Хабаровском крае, нет. В качестве пробы девушки кастомизировали слуховой аппарат и накладку на очки. Фронтальные части выполнены из гипоаллергенного пластика, а те, что в контакте с кожей — из силикона (та часть, которая прилегает к уху или к веку ребенка), чтобы не натирало и было комфортно носить изделие.
Девушки хотят запустить свой бизнес, но заработок не в приоритете обогащения. Они видят свою инициативу как социальный проект, как свою миссию. Это будет онлайн-сервис по продаже кастомизированных медицинских изделий и элементов их декорирования. Каждый товар будет индивидуален, его будут делать с помощью технологии 3D печати. Украсить можно все, что угодно: протезы, устройства для облегчения перемещения и так далее.
— Дизайн разрабатывается индивидуально. Заказчик отправляет нам размеры, фото, уточняет любимого героя ребёнка. Мы создаем макет, родитель подтверждает, и дизайнер отправляет изделие на печать, — объясняет Вероника Цейтер.
Пока изготовлено два десятка тестовых изделий. Сейчас стартап в поисках специального оборудования и финансирования. Да, в родном вузе есть несколько 3D принтеров, но на них можно сделать далеко не всё, что необходимо для реализации проекта.
— Например, нет оборудования для 3D сканирования, для производства силиконовых элементов. Да и сама технологическая проработка — это достаточно сложная задача. В вузе нет специалистов, имеющих опыт организации производства подобных изделий, — рассказывает Полина Саяпина.
Стартового капитала для у студенток нет — втроём набрали 100 тыс. рублей, но необходимо как минимум два миллиона. Чтобы поскорее начать реализацию проекта они посылают заявки на гранты, участвуют в конкурсах, прорабатывают различные варианты стратегии выхода на рынок. Например, наладить сотрудничество с центрами подбора слуховых аппаратов, центрами коррекции зрения.
В копилке первых достижений комсомольчанок — победа в VII Всероссийском конкурсе студенческих проектов «Профессиональное завтра» в номинации «Профессиональный стартап», в котором приняли участие студенты более 200 вузов. Правда материальное вознаграждение в этом конкурсе не предусмотрено, так что успех скорее стал моральной поддержкой и знаком того, что стартап движется в верном направлении. Основные надежды на получение финансирование связаны с заявкой, которую девушки направили в Фонд содействия инновациям.
Гранты выделили в рамках конкурса «Приморский старт 2:0» – это своего рода суперфинал для победителей этапов предыдущих лет. В этом году суперфинал провели впервые, хотя сам «Приморский старт» реализуется уже четвертый год. Победители получают по два млн рублей на возможность провести НИОКР, изготовить тестовый образец или расширить существующее производство.
Идея конкурса – поддержать молодых инновационных предпринимателей региона. Компании-участники должны находиться либо в процессе становления, либо на начальной стадии развития, либо в процессе модернизации. Главное условие – серьезный потенциал превращения инновационного продукта в рыночный конкурентоспособный товар. От одной компании принимают лишь одну заявку.
Лушими стартапами суперфинала стали полнофункциональные образовательные конструкторы и комплектующие по подводной робототехнике для сборки роботов, лечебная косметика «Пентакан» на основе экстрактов морских гидробионтов Японского моря и многофункциональное биосредство для дезинфекции и мытья поверхностей «БиоЭМ-Актив».
Робот MUR (Micro Underwater Robot)
Специалисты Центра робототехники работают над популяризацией робототехники для школьников и студентов. Центр занимается морской и подводной робототехникой, ведет исследовательские и опытно-конструкторские работы, а также разработку педагогических методик в контексте образовательной робототехники.
Наборы-конструкторы морских роботов используют школьники и студенты в технологических конкурсах, исследовательских и дипломных проектах, поисках под водой, экспедициях. Как отмечает директор центра Сергей Мун, наборы и комплектующие MUR помогают понять, как разрабатываются и применяются настоящие подводные роботы, и как это повлияет на развитие морских технологий и освоение океана. За последние четыре года центр робототехники реализовал более 500 наборов. Благодаря этому гранту компания планирует расширить свое производство, закупить новое оборудование и комплектующие.
«Пентакан» (компания «Примкосметика»)
Приморский косметический бренд «Пентакан» – это лечебная косметика с добавлением экстракта трепанга, который еще называют морским огурцом.
По словам главы компании Ольги Трофимовой, в настоящее время компания работает в рамках контрактного производства, и ей необходимо собственное – чтобы обеспечивать растущий спрос и улучшать контроль качества продукции.
«Исследования подтвердили эффективность нашего продукта против различных заболеваний кожи – дерматитов, акнэ, крем борется с признаками старения и обладает ранозаживляющим эффектом. С 2016 года более 50 тыс. человек смогли решить проблемы с кожей благодаря нашим кремам. Морской огурец обладает высокой способностью к регенерации: даже если его разделить пополам, он сможет полностью восстановить недостающие части. В Китае его называют морским женьшенем», – рассказала Ольга Трофимова.
«БиоЭМ-Актив» (ООО «Инноватика»)
Компания занимается разработкой и производством микробиологических препаратов. Единственный авторизованный производитель продуктов с эффективными микроорганизмами. «БиоЭМ-Актив» – средство для проведения безопасной для человека и окружающей среды дезинфекции путем подавления патогенной микрофлоры естественным образом. Дезинфицирующее средство предназначено для удаления загрязнений, бактерий, запахов. Средство можно использовать как дезинфицирующее средство для рук.
Генеральный директор ООО «Инноватика» Екатерина Евсеева отмечает, что, несмотря на большое количество химических средств дезинфекции, остро стоит проблема качества – из-за токсичности для человека и негативного воздействия на окружающую среду, кроме того, патогенные микроорганизмы научились быстро формировать резистентность к средствам.
«Наша команда разработала прототип первого в России биологического дезинфицирующего средства, которое имеет иной подход к процессу дезинфекции. Он основан на том, что в составе содержатся микроорганизмы, которые вырабатывают вещества, обладающие высоким бактерицидным действием. Это подтверждено НИИ дезинфектологии РФ. Эффективность – 99,7%. Также выявлено противовирусное действие препарата на любые виды вирусов», – уточнила она.
В рамках конкурса на площадке Дальневосточного федерального университета рассматриваются проекты цифровых и телекоммуникационных технологий, медицинских и химических, промышленных и интеллектуальных сфер, производственные технологии, биотехнологии, сельское хозяйство, энергоэффективные разработки, новые морские технологии, проекты по утилизации бытовых и промышленных отходов.
Перед подачей заявки на конкурс компании необходимо получить оценку своего проекта в фонде «Сколково». В жюри конкурса входят региональные эксперты отрасли, представители краевой власти и специалисты «Сколково».
Губернатор Приморского края Олег Кожемяко, который был в составе жюри, отметил, что такой конкурс – это уникальная площадка для инновационных проектов, которые в последующем будут реализованы на практике.
«Около 80 млн рублей получили проекты-победители за три года. По договоренности с ДВФУ мы выделили 200 млн рублей, чтобы на базе университета в этом году был создан инновационный научно-технологический центр. Он станет своеобразным промпарком, где стартапы, которые прошли отборы и нуждаются в промышленном производстве, смогут иметь для этого все необходимые условия – расположить оборудование, получить необходимые подключения для реализации своих производств. В следующем году для расширения этих возможностей будет выделено около 400 млн рублей», – добавил глава региона.
За три года существования конкурса грантовую поддержку в размере двух млн рублей получили 30 инновационных предпринимателей Приморья.Грантовый конкурс «Приморский старт» проводится во Владивостоке в четвёртый раз. В 2023 году участники подали 112 заявок, из которых 74 были допущены к участию. Отобранные проекты получили экспертную оценку учёных ДВФУ и ДВО РАН, представителей бизнеса и кредитных организаций. В результате 35 проектов прошли в финальный этап, 15 из них получили возможность презентовать свои инновации в суперфинале.
Представленные на завершающей стадии конкурса проекты имели самую различную направленность – от городского маркетплейса одежды до завода переработки золошлаков. Одним из наиболее зрелищных получилось выступление директора ООО «Силикрон» Андрея Михалко. Он презентовал собственную разработку – навесной двигатель для инвалидных колясок.
Во время презентации предприниматель не только рассказал о своей идее, но и продемонстрировал работающий прототип: сел в инвалидную коляску, сделал несколько оборотов на месте и прокатился по подуму под аплодисменты публики.
Идея проекта пришла Андрею в конце 2022 года, когда он одновременно сломал левую руку и ногу и три месяца не мог передвигаться. Созданный учёным и его командой электрический прибор с помощью переходников крепится на обычные коляски с ручным приводом, превращая их в моторизированные устройства.
Навесной двигатель способен перемещать коляску, в которой сидит человек весом до 120 килограмм, со скоростью до 15 километров в час. Одного заряда аккумулятора хватает на 12 километров пути. Себестоимость устройства составляет 47 тысяч рублей, в то время как цена самого дешёвого серийного аналога – не менее 109 тысяч. Андрей отметил, что грантовая поддержка позволит его команде наладить производственный процесс, сократить затраты на материалы и логистику. В частности, учёные планируют использовать комплектующие от б/у самокатов и гироскутеров.
Особое внимание экспертов вызвал проект рыбного маркетплейса ООО «Мой Фиш Плэйс». «Наша платформа представляет собой В2В-сервис для оптовой торговли рыбой с функцией подбора продукции и бронирования складов, – рассказывает руководитель компании Юлия Беликова. – Мы аккумулируем информацию о рыбных складах и товарных остатках на них по всей стране. В результате каждый предприниматель, вплоть до самого мелкого оптовика, получает возможность приобрести необходимый для него объём рыбы. Сегодня крупные торговые компании держат целый штат логистов, которые в течение двух недель обзванивают потенциальных поставщиков рыбопродукции. С нашим же приложением данная работа сократится до нескольких кликов мышкой».
Победителем конкурса стал проект производства смазочных материалов для предприятий пищевой индустрии, представленный ООО «Владфорум». «Наш основной потребитель – это крупные производители продуктов питания, которые сегодня сталкиваются с дефицитом смазочных материалов, – рассказал руководитель компании Дмитрий Кугут. – Мы же разработали конкурентную продукцию, выпускаем её в том числе и в форме спрея. Таких производителей в России сегодня единицы. Грантовые средства мы направим на замену лабораторного оборудования на промышленное, тем самым полностью локализуем наше производство во Владивостоке».
Ещё до оглашения победителей ООО «Владфорум» получило специальный приз от Приморского регионального филиала Россельхозбанка. «Сегодняшние проблемы пищевой промышленности мне хорошо известны, - отметил входивший в состав жюри заместитель директора филиала Михаил Тимашев. - Многие производители работают на зарубежных комплектующих и материалах. Наша миссия – поддерживать практические кейсы по импортозамещению в агропромышленном комплексе, к которым относится и проект команды Дмитрия Кугута».
Помимо компании «Владфорум», грантовую поддержку в размере 10 миллионов рублей получили следующие проекты:
ООО «Мой Фиш Плейс» (Юлия Беликова) - В2В-сервис для оптовой торговли рыбой;
ООО «Силикрон» (Андрей Михалко) - производство навесных двигателей для инвалидных колясок;
ООО «Беспилотные аппараты» (Лев Давыденко) – программное обеспечение для автоматизации управления беспилотными летательными аппаратами;
ООО «Ларимед» (Олеся Белозёрова) – производство голосовых протезов;
ООО «Витрина» (Дмитрий Шульга) – городской маркетплейс продажи одежды;
ООО «Старт» (Николай Чигарёв) – программное обеспечение для проектирования детских площадок и малых архитектурных форм на местности;
ООО «Леон» (Александр Ожерельев) – программное обеспечение с технологией дополненной реальности для обучения хирургическим операциям;ООО «Титанум» (Евгений Москаев) – инновационное производство диоксида титана;
ООО «Восточный ИКЦ «Востокинком» (Игорь Терещенко) – производство диафрагменных промышленных насосов.
Комментируя итог мероприятия, заведующий сектором развития и инноваций ДВО РАН Екатерина Соколова рассказала EastRussia, что победителями «Приморского старта» стали компании перспективные с точки зрения промышленного внедрения или создания доступной цифровой среды. Вместе с тем, она подчеркнула, что предпринимателям стоит задуматься о долгосрочных перспективах реализации своих проектов. «Существует вероятность, что через 5-7 лет многие из представленных сегодня продуктов уже устареют и уровень их конкуренции возрастёт в разы» - прокомментировала член жюри. – «Если участники конкурса в дальнейшем рассчитывают на привлечение «длинных» инвестиций, им следует уже сейчас задуматься о возможности технологической модернизации, либо о расширении ассортиментной линейки».
Свыше двух с половиной тысяч средних и крупных предприятий страны сегодня проходят цифровую трансформацию при поддержке Сбера. На территории обслуживания Дальневосточного Сбербанка в процессе цифровизации находится более 100 компаний. Они принадлежат к различным отраслям экономики, а общая картина региональной цифровизации в значительной мере отражает хозяйственную специфику субъектов федерации.
На Дальнем Востоке России тренд на цифровую трансформацию крепнет. Верно и традиционно медленно: для культуры федерального округа характерна неспешность принятия изменений, да и новые технологии доходят сюда чуть подольше, чем в центр РФ. Среди восьми регионов, проходящих трансформацию вместе с Дальневосточным Сбербанком (это Хабаровский, Камчатский и Приморский края, Сахалинская, Магаданская и Амурская области, а также Еврейская автономная область и ЧАО), предсказуемо лидирует Приморье. На втором месте – Хабаровский край.
– На территории этих краев приходится порядка 60-65 % проектов. При этом в Приморье их процентов на 30-40 больше, - говорит директор управления по цифровому развитию Дальневосточного Сбербанка Иван Трошин. - Что касается других регионов, в них есть определенная специфика отраслей, с которыми мы работаем.
На Сахалине и Камчатке, где во главе угла стоят рыбодобыча и рыбопереработка, в стадии обсуждения и первичной реализации проекты по операционной эффективности бизнеса и по использованию технологий искусственного интеллекта для прогнозирования вылова. В аграрной Амурской области успешно реализуется процесс цифровизации мониторинга полей. Если наземная техника обследовала поле за три-четыре часа, то дрон может это сделать всего за час. Это дало значительную экономию времени и ресурсов.
В Магаданской области Сбер сотрудничает с компаниями, которые ведут дистрибьюцию специализированной техники и запчастей для горнодобывающей отрасли.
Иначе говоря, Сбер предлагает решения для упрощения и автоматизации рутинных задач, и сопровождает решившихся в бурном, а главное, бескрайнем, море технологий. При всем разнообразии вариантов цифровая трансформация любой компании состоит из пяти шагов. Первый шаг - осознание, шаг номер два – стратегия цифровой трансформации в дополнение к основной стратегии компании, номер три – реинжиниринг процессов и организационной структуры, четвертый – выбор и разработка решения, пятый – адаптация и внедрение. Когда команда Сбера рассказывает предприятиям об этих шагах, то в качестве иллюстрации показывает простой нелинейный график.
– Это не отрезок с началом и концом, это знак бесконечности, на котором и распределены пять этапов, – поясняет Иван Трошин. – Первый цикл цифровой трансформации от первого до пятого шага занимает год или полтора. Но всё очень зависит от зрелости процессов в компании, и может осуществляться как быстрее, так и медленнее. Например, есть отрасли с определенной сезонностью и, когда идет период зарабатывания денег, то там уже не до изменений, нужно быстро выполнять действия, которые дадут операционную прибыль в итоге.
Пять шагов цифровой трансформации не заканчиваются в принципе, они всегда уходят на следующий виток, подчеркивает Трошин.
Повышением цифровой зрелости может, и должна заниматься каждая компания из любой отрасли, уверены в Сбере. Однако есть сферы, которым он показан в первую очередь: те, где подразумевается взаимодействие с клиентом. Это может быть юридическое лицо, так называемый сегмент B2B («би ту би», business to business), либо обычный покупатель, сегмент B2C («би ту си», business to consumer). Потому что в век цифровых технологий важна оперативность. К слову, в этом как раз и заключается основная задача цифровой трансформации - сжимать время от идеи до получения конечной услуги.
– Приоритетные отрасли? Естественно, это ритейл, фуд-ритейл, дистрибьюция разного рода, девелопмент, когда строят и продают жилищные или нежилые площади, –развивает тему Иван Трошин. – Это может касаться и торгово-производственных компаний, представленных в полном цикле (создание ценности - ее переработка – упаковка – передача на склад – реализация со склада), процесс цифровой трансформации таким предприятиям показан тоже на 100 процентов. Конечно, для различных направлений уже существуют отраслевые решения, но все проекты индивидуальны.
Так, с группой компаний «Восток Цемент» (Приморский край), Дальневосточный Сбербанк работает в части электронной коммерции, тесно сотрудничая с ООО «ЕЦС (единый центр снабжения)-ДВ», который представлен как онлайн-площадка для продажи строительных смесей. Банк участвует в проработке бизнес-процессов, предоставляет свои финансовые технологии для оплаты в сегменте B2B и предлагает варианты улучшения клиентского пути. Вариативно и взаимодействие с застройщиками.
К примеру, проект банка с группой «Восточный луч» (Приморский край) в 2022 году начался с обучения руководящего состава в СберУниверситете по программе Digital Strategy. А с ГК «Восток-Лидер» (Приморский край) сейчас прорабатывается интересная идея по расселению как сервис. Здесь основная задача – предоставить девелоперам возможность работать с таким механизмом, как КРТ (комплексное развитие территории), предусматривающим строительство не только многоквартирных домов, но и инфраструктурных объектов.
Сбер дает компаниям-интеграторам системы. Для тех же застройщиков, к слову, актуально несколько направлений. Первое среди них – система управления клиентским опытом, так называемый сервис Customer relationship management (CRM). К ней подключаются входящие каналы: сайт и чат-бот, через которые потенциальный клиент может прокоммуницировать с компанией, запись телефонных звонков, чтобы руководитель отдела продаж мог послушать, как с клиентом разговаривали.
– Наша команда показывает, как с этих каналов снимать статистику и понимать, есть ли рост и за счет чего, - рассказывает Трошин. – Помимо CRM, мы можем предоставлять системы управления ресурсами предприятия класса ERP (Enterprise Resource Planning), объединяющие все функциональные блоки: это и проектно-сметная документация, и план-график реализации самого проекта, и движение товарно-материальных средств.
Цифровая трансформация для дистрибьюторов тоже системна. Для приморского оптовика «Проект-Инвест» прорабатывается стратегия продвижения собственных торговых марок: от идей, что именно производить, до выбора технологий и марок оборудования. Стратегия для АЮСС ВСТК (Восточно-Сибирская торговая компания) немного иная. У этой группы компании ВСТК есть собственное решение по управлению складом. Это так называемая WMS-система, на которой все складские операции связывают в одну IT- структуру.
– АЮСС ВСТК предлагает свою разработку – с установкой, с сопровождением и с внедрением. И в данном случае мы работаем над тем, чтобы интегрировать наши финансовые технологии, и помогаем нашим партнерам с распространением этой системы, – продолжает Иван Трошин.
Как узнать, что предприятию пора трансформироваться? Есть три верных признака. Первое - время исполнения процессов внутри компании (например, согласования, подписания документов) доставляет сложности. Второе – несовременность либо недостаточная функциональность решений (программное обеспечение десятилетней давности, к примеру). И третье – готовность руководства встроиться в процесс цифровизации. Такой сервис, кстати, предоставляет только Сбер.
– Часто, когда мы (а у нас на Дальнем Востоке своя цифровая команда из 11 человек) приходим в компании на первые встречи, слышим вопрос: «А что, Сбер еще и этим занимается?», – улыбается директор управления по цифровому развитию. – То есть часто воспринимают банк именно как финансовое учреждение. Но сегодня Сбер уже не только финансовый партнер, но и партнер в развитии бизнеса и повышении его операционной эффективности.
А еще считается, что цифровая трансформация – это дорого, долго и сложно.
На самом деле, все зависит от масштабов и задач, говорит Трошин. И он убежден – расходы на цифровую трансформацию сопоставимы с теми результатами, которые можно получить, пройдя полный цикл цифровизации.
Кстати, компании, которые проходят цифровую трансформацию со Сбером, растут на 40 процентов быстрее. Об этом заявил директор Департамента развития корпоративного бизнеса Сбербанка Сергей Меламед, выступая на конференции SberPro Tech 2024. Банк начал трансформацию с себя и сейчас активно делится опытом, как собственным, так и опытом своих клиентов разных отраслей. Реализацией проектов цифровой трансформации корпоративных клиентов занимаются более 200 менеджеров по всей стране, а партнерская программа включает уже более 250 IT-компаний с уникальной технологической экспертизой.
Правительство работает над нацпроектом, предусматривающим внедрение отечественных цифровых решений в бизнес. Как предпринимателям подготовиться к новым реалиям?
С 2018 года Россия живёт в парадигме национальных проектов, охватывающих практически все значимые сферы жизнедеятельности государства. Процесс «оцифровки» экономики не является исключением. Создание безопасной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, перевод государственных органов на отечественное программное обеспечение, подготовка квалифицированных кадров – далеко не полный перечень задач нацпроекта «Цифровая экономика», реализация которого заканчивается в декабре 2024 года. С 2025 года «Цифровую экономику» сменит «Экономика данных» – новый нацпроект, рассчитанный до 2030 года.
Не погружённый в тему читатель решит, что меняется лишь название госпрограммы при сохранении прежнего содержания. На деле же «Экономика данных» впервые формулирует задачу перевода бизнеса на цифровые рельсы, тем самым знаменуя новую эпоху взаимоотношений государства и предпринимателей в вопросе цифровой трансформации. «Я бы не разделял цифровизацию государственного управления и бизнеса», – заявил вице-премьер Дмитрий Григоренко, отвечая в ходе Восточного экономического форума на вопрос о новом нацпроекте. «Без данных цифровизация не работает, а данные генерит не государство, а бизнес», – подытожил зампред правительства. И действительно, согласно просочившимся в прессу сведениям, «Экономика данных» одной из своих задач видит перевод к 2030 году 80 % организаций ключевых отраслей экономики на российское ПО.
Возникают резонные вопросы — кто и как будет отчитываться за переход бизнеса на российское ПО? Какие обязательства ложатся на предпринимателей и какими средствами их выполнять? Вероятно, что рано или поздно бизнес начнёт представлять новую форму отчётности в Росстат. При этом цифровизация как таковая делает бизнес-процессы крайне прозрачными, а значит и безбоязненно завышать показатели внедрения IT-решений будет крайне сложно, если вообще возможно.
Ожидаемо, что с 2025 года региональные подразделения Минцифры начнут строго следить за долей «оцифрованных» компаний. На начальной стадии ведомство наверняка будет убеждать собственников и руководителей предприятий своевременно внедрять отечественное ПО, проводя обучающие курсы и семинары. Однако по мере приближения итогового отчёта 2030 года действия Минцифры будут иметь всё более принудительный характер. На начальной стадии это может выражаться в дополнительных фискальных нововведениях за отказ от использования отечественного ПО. Тем более, что тенденция введения дополнительных сборов за использование иностранного софта прослеживается уже сегодня. В дальнейшем правительство может перейти и к прямым карательным мерам. Как вариант, возможно введение административных штрафов за уклонение от внедрения рекомендованного ПО, наподобие статьи 13.11.2 КоАП РФ о незаконном использовании принадлежащих иностранным лицам программ и информационных систем.
Ожидаемо, что одной из самых проблемных отраслей нацпроекта «Экономика данных» может стать рыбохозяйственный сектор. Несмотря на усилия Минцифры и Росрыболовства, рыбная отрасль остаётся одной из самых архаичных сфер российской экономики. По оценкам самих рыбопромышленников, сегодня до 70 % компаний рыбной отрасли избегают электронного документооборота в работе с контрагентами. Подобный подход не только осложняет ведение бизнеса, но и создаёт дополнительные риски. Не секрет, что контролирующие органы всё с большим подозрением относятся к бумажным документам. В результате не исключён вынужденный переход собственников рыбного бизнеса в другие сферы предпринимательской деятельности, либо отказ от управления компаниями в пользу правопреемников.
На деле же цифровизация не так страшна, как кажется многим. Безусловно, внедрение IT-решений вынуждает держать документы в порядке и вести своевременный учёт складских остатков. Однако сделав порядок своей привычкой можно избавиться и от постоянного аврала в бизнесе. Рыбопромышленники порой удивляются тому, как селлеры маркетплейсов управляют бизнесом с мобильного телефона. Безусловно, рыбный промысел доставляет больше хлопот, нежели онлайн продажа одежды или детских игрушек, однако и для рыбной отрасли уже разработаны современные технологические решения, способные значительно разгрузить собственников и управленцев.
Предпринимателям следует разобраться с представленными на рынке сервисами оцифровки бизнес-процессов. Необходимо понять, какие именно процедуры занимают наибольшее количество времени и ресурсов. У промысловиков зачастую к таковым относится поиск свободных складов для хранения добытой рыбы; у переработчиков – поиск покупателей. И на тот, и на другой случай уже существуют проверенные цифровые ресурсы, остаётся лишь освоить и внедрить их в бизнес-процессы. Самым сложным здесь, как правило, становится цифровая «трансформация» самих сотрудников. Нередко менеджеры препятствуют внедрению новых технологий, порой доводя ситуацию до негласного саботажа указаний руководителя. В большинстве же случаев это говорит о том, что собственник компании находится на правильном пути.
Ежегодно Камчатку посещают около 300 тыс. туристов, причем самостоятельных путешественников становится все больше. Такие гости бронируют жилье заранее, а свой отдых начинают формировать уже после прилета на полуостров, находясь в отеле. Эти изменения диктуют свои правила — необходимо внедрять электронные торговые площадки по продаже туристических продуктов и услуг. О важности цифровизации туристической отрасли рассказал министр туризма Камчатского края Владимир Русанов.
- Камчатский край стал первым регионом, который заговорил о важности внедрения цифровых технологий в операционной деятельности местного турбизнеса. Как вы пришли к этому решению, чем оно продиктовано?
- Цифровая революция в данный момент постепенно происходит во всех российских регионах, в том числе дальневосточных. Но цифровизация, когда сферы услуг перешли в электронные платформы, произошла в городах-миллионниках, в столице намного раньше. Поэтому большинство путешествующих туристов как раз и приходятся на долю таких больших городов. Мы видим важность оцифровки услуг, потому что в больших городах люди уже привыкли к таким сервисам: заказу еды, бронированию отелей или мест в ресторанах, каршерингу. Мы поняли: чтобы путешественникам было удобно, нужно оцифровывать туристические услуги. И так оказалось, что мы действительно начали это делать одними из первых в России.
Важно понимать, что готовых решений по оплате туристических продуктов в России на данный момент нет. Существуют всем известные электронные торговые площадки, но именно в сфере туризма подобного продукта не существует. Да, появились сервисы по бронированию гостиниц. Но если отмотать на несколько десятилетий назад, то становится понятно, за счет чего у нас сейчас все хорошо с бронированием отелей. Потому что всем известная система бронирования номеров давным-давно зашла в Россию, делались очень большие инвестиции в продвижение сервиса электронного бронирования, его популяризацию и внедрение. Создавались различные программы по обучению работы персонала отелей с этой системой, а для потенциальных туристов проводились масштабные рекламные кампании. Благодаря этому сфера гостеприимства очень хорошо развилась. Даже когда эта система бронирования ушла из страны, то рынок моментально заняли наши компании и сделали это довольно успешно. Но вот чтобы купить турпродукт, такого нет. Мы стали изучать причины, почему данное направление не вызывает интереса у наших туроператоров и, как нам кажется, поняли в чем дело. Сейчас в этом направлении активно работаем.
- Каковы результаты? Есть ли уже какой-то эффект?
- Эффект пока небольшой, но весной этого года на нашем всероссийском туристическом форуме, который проходил в феврале на Камчатке, мы увидели, что у наших туристических операторов действительно появился интерес. Еще несколько лет назад такого не было. Наши туристические операторы, наши представители сферы гостеприимства увидели в этом перспективы, и пошли нам навстречу в развитии цифровизации.
- Камчатка большая, есть много разных интересных локаций и бывают турпакеты с большими предложениями. Удается ли «упаковать» такие сложные турпродукты?
- Сейчас на нашем сайте visitkamchatka.ru есть несколько таких продуктов. Конечно, пока на это расходуется очень много сил, потому что в целом туристический рынок Камчатки еще к этому не готов – наши основные туристические продукты очень сильно зависят от погоды. В момент, когда погода неожиданно меняется, текущие цифровые инструменты нашего туристического бизнеса не позволяют тут же быстро и гибко делать другие предложения клиентам. Поэтому одна из главных стратегических задач – сделать цифровые инструменты, которые позволят и туристу, и туроператору оперативно менять заранее купленную туристическую программу с какими-то доплатами, апгрейдами или иными инструментами. Конечно, мы понимаем, что это колоссальная работа, и мы только в самом начале этого пути.
- Как вы считаете, господдержка повлияет на ускорение цифровизации туруслуг?
- Вопрос господдержки пока открытый. Мы понимаем, когда государство берет на себя часть рисков предпринимателей, то это, с одной стороны, может содействовать ускорению развития, но с другой стороны, мы иногда сталкиваемся и с тем, что когда государство берет на себя риски бизнеса, то некоторые предприниматели, относятся к этой помощи довольно халатно. То есть, когда предприниматель тратит свои деньги, он знает их цену, а когда это деньги государства, то ощущение их ценности снижается. Поэтому возникает вопрос – тратить деньги на господдержку предпринимателей и на оцифровку их продуктов или все-таки направить эти деньги на совершенствование маркетплейса, чтобы его инструменты были намного более полезны и удобны как для предпринимателей, так и для туристов.
- К какому варианту вы склоняетесь?
- По моему мнению, ставку нужно делать на второй вариант.