Мебель является той составляющей дома, которая работает сразу по нескольким направлениям. Она украшает собой помещения, но, вместе с тем, еще и расширяет их функционал. Например, без дивана сложно обойтись в гостиной, где домочадцы и гости рассаживаются для приятного общения, обсуждения каких-то вопросов, просмотра телевизора и прочих вещей. Выбору этой мягкой мебели следует уделять пристальное внимание, ведь расчет по эксплуатации идет на долгие годы, а потому должно быть представлено очень хорошее качество, которое позволит не потерять в короткие сроки форму, степень комфорта, эстетику. И здесь стоит обратить внимание на продукцию итальянских мастеров, особенно в премиум-сегменте. Приобретение таких изделий позволяет получить в свои руки вещь, способную радовать глаза и тело долгие годы.
Итальянская мебель в Москве представлена в рамках специализированных интернет-магазинов, в том числе и тех, что идут непосредственно от производителей. В последнем случае потребители получают следующие преимущества сотрудничества:
· цены без лишних накруток;
· высокие гарантии качества;
· выполнение индивидуальных заказов в сжатые сроки.
Итальянская мебель с давних пор широко известна своими многочисленными достоинствами, не теряет это актуальности и сегодня. Если говорить о диванах и прочей мягкой продукции, то здесь следует детально рассмотреть составляющие отменного качества.
Прежде всего, необходимо акцентировать внимание на используемых на производстве материалах. Каркас изготавливается исключительно из отменной натуральной древесины, прошедшей длительную специальную обработку для получения более высоких характеристик прочности и долговечности. Наполнитель сидений представлен пенополиуретаном или файбером, для которых характерны продолжительная беспроблемная эксплуатация, способность прекрасно держать форму, упругость. Обивка обязательно прочная, хотя и очень эстетически привлекательная. Это могут быть шенилл, велюр, нубук, экокожа, рогожка, которые весьма устойчивы к механическим воздействиям, просты в уборке.
Следующей важной составляющей итальянской мебели является огромное внимание к дизайну. Как и несколько веков назад, здесь идет следование элегантному стилю с обязательным присутствием ноток шика даже в самых лаконичных моделях. Изумительно обработанное дерево, тщательно подобранные ткани, изысканное и при этом нисколько не вычурное декорирование становятся залогом успеха. Цветовая гамма преимущественно сдержанная, но при желании можно найти что-то и поярче для современной обстановки.
Развитие креативных индустрий и использование новых технологий для создания кросс-индустриальных проектов обсудили на профильной сессии ВЭФ-2024
Технологические разработки сегодня активно используются в сферах IT, промышленного дизайна, коммуникациях, помогая создавать высокотехнологичную продукцию и внедрять цифровые сервисы.
Дизайнер Артемий Лебедев считает, что сегодня задействовать ИИ в креативных проектах необходимо – нейросети могут быстро нарисовать качественное изображение, и для этого не нужны художественное образование и навыки рисования. Однако, внедрить созданный нейросетями контент может только человек – потому что только он способен выбрать лучший вариант из сгенерированных и воплотить проект в жизнь, опираясь на свои знания и опыт.
«Пришла моя эпоха, человека, который не умеет рисовать, но при этом я являюсь дизайнером и проектировщиком. Мои мысли, зарождающиеся в мозгу, могут реализоваться на холсте или в виде какого-то предмета просто в результате моего умения ставить задачи», – отметил Лебедев.
Он добавил, что многие дизайнеры уже подключили к работе ИИ и это помогает создавать новые проекты, в частности, в сфере промышленного дизайна.
Лебедев привел пример сотрудничества с Серпуховским заводом по производству лифтов. Совместными усилиями команда студии Лебедева и Серпуховский лифтостроительный завод создали дизайн и интерфейс «лифта будущего». Помимо своей непосредственной функции – поднимать людей и грузы на нужный этаж – интерактивный помощник сообщает сводку погоды, дорожные новости и информацию о пробках, а еще может сделать комплимент и пожелать хорошего дня.
Такого же мнения придерживается и генеральный директор «ГПМ Цифровые Инновации» Дмитрий Чуркин. Он уверен, что технологии могут стать дополнением для создаваемых креативных проектов, но роль человека в сфере производства контента и дизайнерских решений остается доминирующей. Он рассказал о том, как в компании сокращают производственный цикл — например при создании shorts на видеохостинге Rutube для коротких видеороликов используются референсы, затем на них накладывается звуковое сопровождение и после обработки с применением ИИ получается готовый продукт.
Генеральный директор Национального центра промышленного дизайна и инноваций 2050ЛАБ Дарья Топильская уточнила, что о технологиях невозможно говорить без упоминания человека, поскольку их создают непосредственно люди. Даже если активно задействовать ИИ, без участия человека развивать творческие и креативные индустрии не представляется возможным. К примеру, дизайнеры используют технологии как инструмент для создания разовых творческих проектов, а крупные компании привлекают ИИ для того, чтобы запустить серийное производство.
«Сегодня технологии нужно делить на две большие группы: технологии, которые используют дизайнеры непосредственно в творчестве, как инструменты создания чего-то нового, и технологии производства той самой серийной продукции, промышленный дизайн которой мы разрабатываем», – подчеркнула Топильская.
Она также добавила, что в нашей стране промышленный дизайн только начинает развиваться, а создать полный дизайн-проект без участия человека невозможно.
Цифровые методы уже активно используются на улицах городов в оформлении фасадов домов – цифровая реклама перестала быть назойливым и раздражающим фактором из-за использования технологии дополненной реальности и применяется не только в коммерческих, но и в социальных проектах. Как отметила представитель Maer Group Виктория Баркова, сегодня уличные медиа выполняют функцию социальных сетей – самое нужное и интересное транслируется на экранах, тем самым избавляя человека от необходимости просмотра контента на смартфоне.
«Цифровая реклама позволяет создать интересный контент, продумать какой-то интересный креатив, то есть привлечь внимание зрителя и потребителя. Технологии позволяют креативщикам создавать интересный креатив, продумать, как сделать, чтобы реклама была не назойливой, не надоедливой, а наоборот, привлекала внимание», – сказала Баркова.
Генеральный директор группы компаний «Просвещение» Наталья Третьяк подняла вопрос правового урегулирования технологий с использованием искусственного интеллекта. В частности, еще предстоит определить принадлежность авторского права сгенерированного нейросетями контента и необходимости нести ответственность за те смыслы, что в него вкладываются.
«Есть ряд проблем. Не буду скрывать, это вопросы правовой неурегулированности. Авторское право. И не только авторское право, потому что непонятно, кому будет принадлежать сгенерированный контент: обладателю технологий либо промпт-инженеру, который правильно сформулировал, задал вопросы. Но в большей степени, наверное, здесь другая проблематика, – это вопрос ответственности. Кто будет отвечать, если сгенерированный контент неправильный, но это в лучшем случае, а в худшем – наносит вред жизни и здоровью ребенка?» – заключила Третьяк.
Тем не менее, цифровизация коснулась и печатной литературы – все чаще издательства дополняют книги и учебники QR-кодами, отсканировав которые можно попасть на интернет-страницы музеев, театров, общеобразовательных учреждений, прослушать аудиоролики или посмотреть тематическое видео.
Подводя итоги сессии, спикеры пришли к выводу, что технологический прогресс активно помогает развиваться креативной индустрии, создавать новые интересные проекты в сфере IT, дизайна, коммуникациях, в кино и мультипликации, VR и других.
Однако, вытеснить «человеческие смыслы» искусственный интеллект не может, поскольку для реализации даже самых смелых творческих идей технологии не смогут заменить человека.
Четыре месяца назад улан-удэнка Майя Султумова открыла магазин одежды «Гоёшуултаяа», что в переводе с бурятского означает «для модниц и модников». Это первый в Бурятии магазин, где есть самый большой ассортимент одежды с элементами национального колорита. При этом, если раньше считалось, что бурятские национальные наряды принято надевать лишь на традиционные праздники, или, к примеру, для выступлений на сцене, то сейчас предприниматель создала уникальную коллекцию одежды под личным брендом, которую можно носить каждый день – как на работу или учебу, так и для отдыха в дорогом ресторане.
Всё сама — это про Майю Султумову. Придумать образ — сама, сшить — сама, дизайн и ремонт помещения бутика — тоже сама. В магазине, как и в одежде, всё продумано до мелочей. При входе взгляд сразу выхватывает белый электрокамин, уютные мягкие кресла. Пол выложен плиткой, узор которой отсылает к волнам Байкала, на стенах — картины бурятских художников. В соседнем помещении есть даже мини-кухня для того, чтобы приготовить чай и перекус для посетителей. И все эта роскошь — в необычном для магазинов одежды месте — на автовокзале Улан-Удэ.
— Мы целенаправленно открыли магазин здесь, сюда со всех бурятских районов приезжают сельчане и уезжают отсюда же. Всю эту обстановку, красоту делали для всех жителей республики. Чтобы люди сюда заходили и видели, прикасались, чувствовали красоту. Мы встречаем посетителей бурятскими приветствиями, прощаемся также – это наше внутреннее правило. Когда люди заходят, мы приглашаем присесть, отдохнуть. Наливаем гостям чай, угощаем. Здесь они ощущают, что никуда торопиться не надо, а можно насладиться моментом. Отдохнуть, примерить самые разные наряды, пофотографироваться. Я не делю покупателей на городских и сельских, богатых и бедных. Хочется, чтобы каждая девушка или женщина могла позволить себе купить любую вещь в нашем магазине, — говорит Майя Султумова.
Качественной, недорогой одежды ей и самой много лет не хватало в Улан-Удэ. Поход по магазинам за новыми нарядами оборачивался скорее расстройством, чем удовольствием.
— Особенно после эпидемии короновируса пришло осознание, что в магазинах стали продавать одежду либо неоправданно дорогую, либо из материалов очень плохого качества. Сначала я владельцам ателье предлагала: почему бы вам не открыть при ателье свой магазин, чтобы там продавать сшитые вами наряды? Ведь очевидно же, что дефицит хорошей одежды в Бурятии налицо. Никто не захотел. Многие ателье, наоборот, стали закрываться, став неликвидными, ведь индивидуальный пошив стоит дорого. Тогда я решила — а почему я сама не могу это сделать? Пошла и купила себе машинки, огромные столы, помещение у меня уже было тогда, так появился мой швейный цех, в котором я работала поначалу одна. Соответственно потом понадобился магазин, чтобы реализовать свою продукцию, — рассказывает владелица модного бутика.
Качественные ткани бизнесмен покупала на заказ, ткани, пуговицы, фурнитуру искала в других регионах.
Не быть как все
За плечами у Майи Султумовой обучение по специальности «портной верхней одежды» в лицее, затем экономический факультет в вузе. А еще порядка 30 лет предпринимательского опыта. Начинала она с киосков, павильонов, потом 20 лет владела популярным в городе кафе. По ее словам, она ни на минуту не сомневалась, что в том, что и этот новый бизнес у неё тоже получится. Тем более что тяга ко всему прекрасному и к красивым нарядам у неё была с самого детства. Ей удавалось заметно выделяться из толпы даже, когда она училась в советской школе, когда была вынуждена одеваться, как все: коричневое платье, воротничок и белый фартук.
— Я из многодетной семьи, нас было четверо детей, я старшая. Родители работали на заводе. Мы жили небогато. Но папа с мамой у меня всегда были очень красивыми. Папа был похож на артиста, носил стильные шляпы, на него оглядывались прохожие. Мама тоже обожала красивые причёски, носила модную обувь и платья. Видимо, глядя на них, я тоже всегда тянулась к красивому. Не могла одеваться в серое или черное. Какие-то элементы одежды должны были быть всегда, чтобы выделяться. Перешивала мамину одежду для себя. Переделала и школьный наряд. Сделала себе большой красивый воротничок, лямки от фартука отрезала и перешила, получилось красиво, модно, не как у всех, — вспоминает Майя.
И сегодня для создания коллекции под личным брендом ««Гоёшуултаяа» дизайнер-швея использовала как цвета яркие, так и нежные пастельные оттенки. Никакой серости. Но главное отличия коллекции мастерицы – национальные мотивы и смешение стилей.
— Смешение стилей я тоже приветствую. Так, например, у меня в коллекции есть спортивная одежда, которую я называю «спорт-шик». С виду это обычный спортивный костюм, но национальные элементы делают его особенно стильным, нарядным, хотя он по-прежнему остается повседневной одеждой. В таком костюме можно как сходить в спортзал, так и отдохнуть с друзьями в кафе.
Если раньше наряды с бурятским орнаментом носили только бабушки из глубинки, или артисты для выступлений, то сейчас, в том числе благодаря Майе Султумовой, появляется новая повседневная одежда с буддийскими узорами и бурятской символикой. Покупать вещи, подчеркивающие национальную идентичность, становится популярным в Бурятии явлением.
— В целом, мы шьем самые разные наряды для всех возрастов: мужские и женские спортивные костюмы, брючные костюмы, платья, футболки, куртки, сумки и т.д. Есть даже конверты для выписки из роддома. В одежде много буддийских узоров. Буддизм — часть Бурятии, и мне это близко. Ткани наши — торгон (монгольский шелк. — прим. ред.), тесьма, пуговицы расписные. Мы сейчас должны возрождать свою культуру, чтобы она не исчезла. Поэтому мне важен национальный колорит в одежде. Мне кажется, сейчас идёт возрождение национального самосознания, — уверена Майя Султумова. — Если раньше для молодежи было почему-то стыдно говорить на бурятском, то теперь многие наоборот стремятся к этому, записываются на курсы бурятского языка. Надо сохранять культуру. Кто если не мы? Если я хоть на какую-то частичку буду причастна к этому возрождению, то для меня это дороже всех денег!
Особенно ценным для предпринимателя стало появление новой тенденции — вслед за юными девушками в ее магазин потянулись и парни, которые тоже хотят носить одежду с национальными узорами.
— Молодёжь любит нашу одежду. В том числе покупают не только буряты, но и русские. Когда я вижу покупателей-парней, которые ищут себе что-то этническое, но не могут найти то, что им нравится, то у меня к ним особое отношение. Я знаю, что женщины могут надеть любой наряд в любом месте, а то, что ко мне потянулась молодежь и парни — для меня это особенно ценно. Если они не могут подобрать для себя подходящий наряд, мы предлагаем им пошив изделия на их вкус, — поясняет Майя Султумова.
Как выяснилось за четыре месяца работы, расположить магазин на автовокзале, оказалось правильной идеей. Сюда стекаются не только жители районов Бурятии, но и иногородние туристы, которые хотят уехать на Байкал или посетить другие достопримечательности республики.
— Покупают у меня одежду приезжие из Москвы, Иркутска, Сочи, Новосибирска, Екатеринбурга и других городов. Летом мы ожидаем большое число приезжих. Готовим к продаже не только одежду, но и сувениры, — делится модельер.
Возможно уже скоро аналогичный магазин откроетя в Иркутске. Жители города по соседству весьма заинтересовались новинкой и тоже хотят одеваться в «Гоёшуултаяа».
Молодой эвенкийский дизайнер, мастер народных промыслов Якутии Михаил Андреев создает украшения, аксессуары и повседневную одежду, в которых воссозданы традиции, обычаи и культура коренных малочисленных народов Севера, но которые отвечают современным трендам.
Краски Севера и родовые орнаменты
Михаил родился и вырос в Оленьке — это один из самых холодных в зимнее время населенных пунктов в Северном полушарии. Оленекский район наделен статусом эвенкийского национального района в 2005 году — более 75% его жителей составляют эвенки.
Детство и юность Михаила прошли в оленеводческой бригаде. Каждое лето кочевал с родителями в тундре. Образы суровой и отдаленной тундры, краски и запахи Крайнего Севера, сурового быта оленеводов оставили яркие воспоминания и служат источником вдохновения молодого дизайнера.
Первые украшения из бисера в национальном стиле он сделал для себя и для своего оленя к ежегодному слету кочевников.
«Каждый год в Оленьке проводится слет оленеводов. У меня как раз не было украшения для себя и для оленя. И я решил сделать их самостоятельно. Мне стало интересно, изучил историю и значение орнаментов. Можно сказать, в те моменты впервые пропустил через себя весь этот процесс», — вспоминает он.
С детства ему были знакомы атрибуты из бытовой жизни оленеводов — седла, украшенные орнаментом из бисера, родовые орнаменты. Для северян олень — не только основное ездовое животное и источник еды, но и ценный «поставщик» материалов для одежды. Издавна зимнюю одежду шили из шкур оленя, летнюю — из выделанной оленьей кожи.
Михаил считает, что ему передался талант старшей сестры, которая виртуозно шила национальные меховые костюмы. Особенно сильно раскрылся этот талант, когда ее не стало. Тогда юноше было 15 лет. Первые шаги в искусстве плетения из бисера он проделал со школьной учительницей — Марией Николаевной Карповой.
«Много занимался дома самостоятельно. Сшил для себя национальный костюм, — рассказывает Михаил. — Дальше ходил на занятия в доме народного творчества у народного мастера Сарданы Корякиной».
В школьные годы принимал активное участие в районных, республиканских, межрегиональных, всероссийских, международных, мероприятиях и конкурсах. В 2015 году Михаил стал лауреатом III степени Всероссийского фольклорного фестиваля «Хоровод традиций» в Севастополе.
Нить поколений
После девятого класса, поступил в Якутский колледж технологии и дизайна по направлению «Конструирование, моделирование изделий из меха». В качестве выпускной квалификационной работы представил эвенкийский женский костюм «Северная красавица». За время обучения в колледже принимал активное участие в республиканских, всероссийских, международных мероприятиях и конкурсах молодых дизайнеров и художников России.
В 2019 году поступил в Арктический государственный агротехнологический университет на направление «Традиционные отрасли Севера». Выбор специальности молодой человек связывает с близостью к оленеводству. Михаил во время учебы отслужил в армии — служил в Хабаровске в Воздушно-космических силах 15-й армии особого назначения Вооруженных Сил Российской Федерации им. Г.С. Титова.
Мы разговариваем в кабинете Ассоциации эвенков Якутии в Доме народов Севера столице региона. Михаил является членом правления общественной организации. Там же находится возглавляемая Михаилом лаборатория одежды коренных малочисленных народов Республики Саха (Якутия) «Сирэктэ» — в переводе с эвенского на русский: «сухожильная нить».
Коренные малочисленные народы Севера традиционную одежду всегда шили нитью из сухожилий оленя. Организация занимается воссозданием и патентованием эталонов классической традиционной одежды эвенов, эвенков, юкагиров, долган и чукчей. К этой работе привлекают народных мастериц, этнические ассоциации, а также ученых-этнографов для научного обоснования.
Традиционный костюм может многое рассказать о народе и родовой истории. Какой образ жизни ведут эти люди, где живут, чем занимаются. Главное предназначение одежды на Севере — сохранять тепло. Но не только! Если приглядеться повнимательнее, национальные узоры расскажут целую историю не только народа, но и отдельного рода.
По словам Михаила, традиционно в одежде народов Севера преобладали белый, черный и синий цвета. Цветовая гамма зависит от места проживания. Например, у северных эвенков преобладают холодные оттенки, цвета северного сияния. У восточных и южных появляются яркие цвета – они используют все цвета радуги. При этом сама одежда делится на типы: обрядовая, бытовая и праздничная.
«В нашей родовой одежде, например, изображены солнце и олени. Это говорит о том, что нет случайных элементов в одежде народов Севера, каждая деталь имеет сокровенный смысл», — утверждает он.
Собственный бренд
Изменение жизненного уклада народов Севера привело к тому, что традиционные костюмы и одежда в целом практически исключены из повседневности. Исключение составляют национальные праздники и костюмы, которые носят представители культуры, творческих профессий.
Именно поэтому молодой дизайнер решил запустить производство современной одежды с этнической стилистикой. В 2023 году Михаил открыл собственный бренд авторских украшений MIKAND.
Сейчас под этим же брендом готовится коллекция повседневной одежды и украшений. В разработке как деловые, так и спортивные костюмы, одежда на каждый день.
«Нам хочется, чтобы в гардеробе каждого жителя Якутии и не только, появились национальные украшения, атрибуты со стилистикой народов Севера. Ведь это не просто украшения и атрибуты, а позиционируются еще как обереги-защита от злых духов. При этом каждая работа дополняет индивидуальность человека, его историю», — рассказывает Михаил.
«Когда человек носит вещи в национальном стиле, он сохраняет и передает традиции своего народа. Он становится ближе к своим истокам. И в XXI веке только стилизация может стать источником возрождения этнической моды», — считает дизайнер.
Михаил уверен, что стилизация может быть способом сохранения культуры. Над каждым изделием он работает индивидуально, стилизация на современный лад основана на кодах и символах традиционной культуры народов Севера. Например, одним из наиболее популярных символов в творчества дизайнера являются лапы гагары — священного животного для эвенков, которое символизирует семейное благополучие. При этом дизайнер тщательно относится к выбору тканей в зависимости от дизайна и эскиза.
Для полноценного развития производства требуется государственная поддержка, считает предприниматель.
«Ограничивающий фактор — малый охват рынка и необходимость сегментации по потребителям, учитывая орнаментацию различных народов Севера. Мне кажется, нужно отдельно выделить помощь — субсидии и гранты для развития модных индустрий», — считает Михаил, который планирует продвигать свой бренд и дальше изучать культуру и историю традиционной одежды народов Севера.
Отдельное направление работы – одежда для оленеводов, охотников и рыбаков. Сегодня они носят только отдельные части национальной одежды — обувь, шапку, рукавицы. Основу гардероба составляет фабричная одежда, которая не способна полностью защитить от суровых условий Севера.
«Национальную меховую одежду сложно хранить, требует особенного ухода и хранения в летнее время. И разработка теплой одежды для кочевников и работников Севера – отдельное и важное направление работы», — заключил дизайнер.
Сергей – известный на Камчатке предприниматель, родился в 1971 году, имеет два художественных образования: начальное – детская художественная школа в Петропавловске-Камчатском (в которой с 1994 по 2000 годы преподавал резьбу по дереву, рисунок и живопись) и Ленинградское художественное реставрационное училище № 61 (в 1990 году получил диплом столяра-краснодеревщика и резчика по дереву). Женат, взрослый сын.
В 1999 году Сергей Усенко основал художественную студию «Made in Kamchatka 100%», в которой производит деревянные сувениры. Второе направление работы студии – разработка и печать на футболках, свитшотах и кружках дерзких и ироничных принтов собственного авторства — все на камчатскую тематику.
— Сергей, помимо популярного «лосося под рюмочки», что еще вы производите и какие используете материалы?
— В работе использую массив дуба, бука, лиственницы, ясеня, иногда сосну и кедр – в основном, материал привозной. Для пропитки деревянных блюд для подачи и разделочных досок идет специальное масло производства Германии, после обработки которым можно не бояться контакта с пищей, туда можно смело положить, например, жирную рыбную нарезку, икру, шашлык. Такие изделия служат много лет, не теряя своего внешнего вида и качеств. Создаю ключницы, вешалки, подносы, кружки, а также указатели населенных пунктов, информационные доски и многое другое. Основные наши камчатские три кита – это рыба, медведи и вулканы. Все это отражается напрямую в моих работах. С деревом я работаю плотно больше 20 лет, я с ним на «ты».
— Долго ли пришлось раскручивать свой бренд?
— У меня все пошло весело и сразу. Дело в том, что я на протяжении 14 лет занимался 3D моделированием и дизайном интерьеров: коттеджи, ночные клубы, рестораны и прочее. Были проекты не только камчатские, по России я тоже дистанционно работал. Поэтому у меня накопилось большое количество клиентов в этой сфере, и они восприняли мои начинания на ура. Если бы с чистого листа начинал работать — это тяжело. Но у меня была своя база, которая, в свою очередь, изначально появилась благодаря сарафанному радио. Потом уже я продвигал работы в соцсетях и мессенджерах.
— У вас есть логотип: отпечаток медвежьей лапы, тоже довольно узнаваемый уже...
— Не столько логотип, сколько эмблема, значок. Там по кругу написано «Мade in Kamchatka 100%». Придумал, так и представляюсь. И так он у меня удачно вышел, что многим нравится, даже туристы просят с этой эмблемой сделать доску или блюдо. Так уж получилось, что он всем пришелся по вкусу. Он и на футболках есть тоже.
— Расскажите о принтах на одежде, это тоже эксклюзивные разработки?
— И свои разрабатываю, и под заказ тоже. Все шрифты и рисунки придумываю сам. Мне нравится, когда принт несет какую-то информацию, свою идеологию. Тут для меня главная идея такая: Камчатка — моя территория, не технологичная, дикая. Мне нравится именно дикость в природе. У нас с этим просто — сел на машину, выехал за город и практически сразу оказался в нетронутых местах, это очень круто. Вот, например, очень популярный принт: медвежья лапа или пасть и надпись: «Все, что тебя не убивает – делает тебя сильнее. За исключением медведей. Медведи убьют тебя». Суровая Камчатка — край суровых людей!
— Кто ваши клиенты и есть ли сезонная зависимость по продажам?
— Клиенты — это приезжающие гости и местные, конечно, тоже. Заказы отправляю по всему Дальнему Востоку и по всей России. Зимой продажи идут не очень активно, в это время я делаю наработки на лето под туристический сезон. Тогда уходит все, что наработано. Основной заработок у меня за счет принтов, а все, что связано с деревом – хобби-приработок. Это штучный товар, над каждым я работаю очень тщательно, на поток не ставлю. Работаю один. Как у всех, наверное, в мире, у меня был сложный двухгодичный период с 2020 года. Но вот с прошлого сезона все начало налаживаться, но пока продажи идут слабее, чем до пандемии.
— Вы много путешествуете по Камчатке, идеи для своих работ находите в природе?
— Я много путешествовал и продолжаю: и на снегоходах, и на джипах… объездил всю Камчатку. Да, какие-то моменты природа подсказывает. Вот даже рыбину возьмешь, покрутишь в руках — и какие-то моменты приходят. В моих работах можно узнать и гольца, и хариуса, и камбалу, и чавычу. Но слишком детализировать сложно, в основном, это просто образы.
— Есть планы на развитие бизнеса?
— Планов много, но надо смотреть на покупательскую способность туристов. Мое внутреннее кредо – делать качественно и чтоб людям нравилось. Пусть не так много, но ты остаешься востребованным.
На Дальнем Востоке продолжается заметный рост жилищного строительства, на что оказывают влияние условия льготной ипотеки. В том числе проекты в регионах реализуют крупные федеральные девелоперы. Предполагается продолжать создавать новые производства строительных материалов, ориентированные на потребление внутри ДФО.
По объемам работ, выполненных в сфере строительства (таблица 1) в январе-июле текущего года наибольший прирост относительно аналогичного периода прошлого года на Дальнем Востоке, демонстрируют Хабаровский край (+37,7%), Еврейская АО (+29,8%) и Приморский край (+19,2%). При этом в целом по ДФО прирост составил только 1,9%, поскольку в большинстве регионов динамика была отрицательной – в частности, в Сахалинской области, Забайкальском крае, Магаданской области, Бурятии, Чукотском АО и Амурской области.
В то же время в денежном отношении (таблица 2) лидерство по объемам строительных работ за семь месяцев года принадлежит Якутии (более 178 млрд рублей), далее следуют Амурская область (свыше 144 млрд рублей), Иркутская область (более 134 млрд рублей) и Хабаровский край (свыше 127 млрд рублей).
В жилищном строительстве на Дальнем Востоке в январе-июле введено 2,7 млн кв. м жилья, что на 21% больше, чем за аналогичный период 2023 г. Лидерами роста (таблица 3) в январе-июле 2024 г. стали Еврейская АО (+51,8%), Магаданская область (+42,8%) и Якутия (+41,9%). При этом на Чукотке и в Магаданской области в целом объемы строительства крайне невелики – 3,6 тыс. кв. м и 4,9 тыс. кв. м соответственно. Отрицательную динамику в жилищном строительстве демонстрируют Сахалинская область (снижение индекса до 98,6%) и Камчатский край (94,9%).
Наибольшие объемы нового жилья за восемь месяцев года (таблица 4) введены в Иркутской области (978,9 тыс. кв. м), Приморском крае (803,1 тыс. кв. м), Якутии (452,8 тыс. кв. м) и Бурятии (452,9 тыс. кв. м). При этом Приморье и Якутия являются лидерами по объемам одобренных льготных жилищных кредитов в ДФО. Запуск новых проектов жилищного строительства за семь месяцев года в ДФО вырос на 11% относительно аналогичного периода прошлого года – до 1,9 млн кв. м новых проектов. К 6 сентября на этапе строительства находились порядка 6,8 млн кв. м в новостройках.
В качестве основного стимула развития жилищного строительства в макрорегионе правительство РФ видит сохранение льготной дальневосточной и арктической ипотеки на уровне 2%. Что касается арендного жилья, то летом регионам Дальнего Востока был выделен дополнительный лимит квартир в рамках программы «Доступное арендное жилье в ДФО» - Сахалинской области предоставлен дополнительный лимит на 400 квартир (всего – 1 721 квартира), Забайкальскому краю – 262 квартиры (всего – 1 089). Напомним, что в целом предполагается построить в ДФО не менее 10 тыс. арендных квартир, на что правительством выделено 87 млрд рублей. На сегодняшний день подписаны договоры на строительство 7,5 тыс. квартир. Уже построены и переданы для сдачи в аренду 42 квартиры в Приморском крае (ЖК «Айвазовский» во Владивостоке), 40 квартир в Чукотском АО (ЖК «Ягодный» в Анадыре) и 24 квартиры в Якутии (микрорайон «Марха» в Якутске).
ВТБ в сентябре открыл кредитную линию на 4,5 млрд рублей владивостокскому специализированному застройщику «Группа»[1] на возведение жилого комплекса во Владивостоке на площади 100 тыс. кв. м в микрорайоне «Зеленый угол»[2] (Ленинский район Владивостока). В рамках первой очереди строится жилой дом на 699 квартир общей площадью 37,5 тыс. кв. м. Сдача дома в эксплуатацию запланирована на четвертый квартал 2027 г. Среди завершенных проектов «СЗ «Групп» в Приморье – коттеджные поселки «Белый парус» и «Парк Де-Фриз».
В июне ВТБ открыл финансирование на 1,1 млрд рублей для строительства первой очереди жилого комплекса «Эколэнд» в Хабаровске (микрорайон Березовка[3], Краснофлотский район в северной части города). Проект реализует ООО «СЗ БМК-Девелопмент»[4]. Предполагается построить четыре дома общей площадью 12,6 тыс. кв. м. Ввод комплекса в эксплуатацию намечен на четвертый квартал 2025 г.
Со своей стороны, банк ДОМ.РФ профинансировал на сумму около 1,3 млрд рублей благовещенскую группу компаний «САР» для строительства третьего и четвертого этапов ЖК «Современник» в селе Чигири Благовещенского района Амурской области (в 10 км от Благовещенска). Общая площадь проекта составит более 15 тыс. кв. м, включая 9 тыс. кв. м жилой площади. Первый и второй этапы комплекса были введены в 2023 г.
На предоставленные ДОМ.РФ кредитные средства в Амурской области, помимо «Современника» (161 квартира), также строятся крупный ЖК «Зея парк» (11,7 тыс. квартир, группа «ПИК») и ЖК «Европейский квартал» (226 квартир, АО «СЗ Благовещенскстрой»).
Следует отметить, что у ДОМ.РФ также есть собственные проекты в регионах. Так, в сентябре стало известно, что ДОМ.РФ создаст социальную инфраструктуру (поликлинику, спортивный комплекс) в рамках проекта жилого комплекса «ДОМ на Востоке» во Владивостоке (район бухты Патрокл, Первомайский район города). Проект реализует компания «ДОМ.РФ Девелопмент». Ведется строительство третьей очереди жилого комплекса, рассчитанного на 314 квартир и 153 машино-места на подземной парковке. Сдача объекта в эксплуатацию намечена на третий квартал 2027 г. Полностью проект планируется реализовать к 2030 г.
Тем временем группа компаний DARS Д.Рябова из Ульяновска до 2030 г. намерена реализовать в Хабаровске два новых проекта комплексного строительства и благоустройства с объемом инвестиций порядка 19 млрд рублей. В августе девелопер завершил сделку по приобретению хабаровской компании ООО «СЗ «Атлант 27», получив право на строительство жилого комплекса «На семи холмах» (в границах улиц Совхозная и Трехгорная). Проект предполагает возведение 150,65 тыс. кв м жилья на площади 13,4 га. Также в партнерстве с ДОМ.РФ DARS рассчитывает построить жилой комплекс таунхаусов объемом около 35 тыс. кв. м в районе улицы Связная.
Наконец, крупный федеральный девелопер «Самолет» (ООО «Самолет Регионы») в марте учредил компанию ООО «СЗ Проект-С-71», летом выигравшую торги на комплексное развитие территории в районе улиц Трехгорная и Карьерная в Хабаровске. Застройщик за 120 месяцев должен разработать и утвердить планировку территории, построить 49 тыс. жилых и 1 тыс. нежилых кв. м, детский сад на 230 мест, благоустроить территорию. Еще одна дочерняя компания «Самолета», ООО «СЗ Проект-С-47», в январе подписала соглашение с властями Забайкальского края о возведении 238 тыс. кв. м жилья до 2033 г. в рамках программы «Дальневосточный квартал» в Чите (ТОР «Забайкалье»). Первая очередь должна быть введена не позднее декабря 2026 г. Объем инвестиций составит 27,2 млрд рублей.
В рамках преференциальных экономических режимов Дальнего Востока появляются новые производства строительных материалов, ориентированные как на жилищное, так и промышленное строительство. В рамках ТОР «Приморье» в Надеждинском районе осенью запущено производство полимерных труб группы «Полипластик» М.Гориловского, включающее четыре линии, выпускающие трубы различного диаметра (от 20 до 1200 мм) для тепловых, газовых, водопроводных и канализационных сетей, электрозащиты. После выхода на проектную мощность завод должен выпускать свыше 35 тыс. тонн продукции в год (на такой объем предприятие предполагается вывести в течение ближайших пяти лет).
При этом в компании заявили о дальнейших планах по увеличению мощностей по выпуску трубной продукции в Дальневосточном ФО к 2030 г. до 57,5 тыс. тонн. Таким образом, на сегодняшний день у «Полипластика» действуют две производственные площадки на Дальнем Востоке – Хабаровский трубный завод мощностью 22,5 тыс. тонн в год и запущенный сейчас Приморский завод полимерных труб текущей мощностью 11 тыс. тонн в год.
В ТОР «Хабаровск» ООО «Дальневосточный завод полиэтиленовых труб»[5] рассчитывает запустить первую очередь нового завода, в который было инвестировано 150 млн рублей. В первом цехе предполагается открыть две линии по производству полиэтиленовых труб диаметром от 50 мм до 500 мм. Общая производительность должна составить 3-3,5 тыс. тонн в год. В целом проект рассчитан на четыре очереди с общим объемом инвестиций в 350 млн рублей. Запуск второй очереди намечен на сентябрь 2025 г.
ООО «Специализированный застройщик Речной порт «Якутск» (ГК «Старвей» Ф.Любашевского[6]) планирует инвестировать 350 млн рублей в создание производства инертных материалов для строительства дорог в Якутии в рамках ТОР «Якутия». Инвестпроект предполагает строительство асфальто-бетонного завода, дробильного комплекса, а также нового речного причала и складских площадок. Производственная мощность завода должна составить 90 тыс. тонн щебня и 220 тыс. куб. м асфальта в год.
ООО «Дальневосточный завод строительных материалов»[7] (ДВ СЗМ) в августе получило заем на 47 млн рублей от Фонда развития промышленности Хабаровского края на создание новой производственной линии для изготовления сухих строительных смесей. Предприятие производит до 700 тонн продукции в месяц, модернизировав производство, оно рассчитывает выйти на 100 тонн смесей в сутки.
Наконец, резидент СПВ уссурийская компания «МДКОР»[8] планирует в 2028 г. запустить в Уссурийске завод железобетонных конструкций мощностью 130 тыс. тонн продукции в год. Предполагается, что завод будет состоять из пяти цехов, складской территории, железнодорожного тупика, собственной котельной. Начало строительных работ намечено на первый квартал 2025 г.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
Таблица 1. Объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», январь-июль 2024 года, в % к соответствующему периоду предыдущего года.
Регион |
Индекс |
Российская Федерация |
103,3 |
Сибирский федеральный округ |
106,9 |
Иркутская область |
97,2 |
Дальневосточный федеральный округ |
101,9 |
Хабаровский край |
137,7 |
Еврейская авт. область |
129,8 |
Приморский край |
119,2 |
Камчатский край |
113,9 |
Республика Саха (Якутия) |
105,0 |
Сахалинская область |
99,6 |
Забайкальский край |
98,4 |
Магаданская область |
85,7 |
Республика Бурятия |
84,2 |
Чукотский авт. округ |
83,3 |
Амурская область |
78,2 |
Таблица 2. Объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», январь-июль 2024 года, млн рублей.
Регион |
|
Российская Федерация |
7 865 692,3 |
Сибирский федеральный округ |
882 182,2 |
Иркутская область |
134 557,1 |
Дальневосточный федеральный округ |
731 998,2 |
Республика Саха (Якутия) |
178 098,2 |
Амурская область |
144 099,8 |
Хабаровский край |
127 673,4 |
Приморский край |
97 447,5 |
Сахалинская область |
58 682,9 |
Забайкальский край |
38 036,5 |
Республика Бурятия |
26 932,2 |
Магаданская область |
17 819,4 |
Камчатский край |
16 927,8 |
Еврейская авт. область |
13 755,4 |
Чукотский авт. округ |
12 525,1 |
Таблица 3. Строительство жилых домов, январь-июль 2024 года, в % к соответствующему периоду предыдущего года.
Регион |
Индекс |
Российская Федерация |
103,4 |
Сибирский федеральный округ |
103,0 |
Иркутская область |
110,9 |
Дальневосточный федеральный округ |
121,0 |
Еврейская авт. область |
151,8 |
Магаданская область |
142,8 |
Республика Саха (Якутия) |
141,9 |
Забайкальский край |
137,4 |
Республика Бурятия |
136,1 |
Чукотский авт. округ |
120,6 |
Приморский край |
117,4 |
Амурская область |
109,6 |
Хабаровский край |
102,0 |
Сахалинская область |
98,6 |
Камчатский край |
94,9 |
Таблица 4. Строительство жилых домов, январь-июль 2024 года, тыс. кв. м общей площади жилых помещений
Регион |
|
Российская Федерация, млн. кв. м |
62,1 |
Сибирский федеральный округ |
5 744,3 |
Иркутская область |
978,9 |
Дальневосточный федеральный округ |
2 759,4 |
Приморский край |
803,1 |
Республика Саха (Якутия) |
452,8 |
Республика Бурятия |
415,2 |
Забайкальский край |
299,3 |
Амурская область |
275,5 |
Хабаровский край |
266,7 |
Сахалинская область |
169,4 |
Камчатский край |
45,7 |
Еврейская авт. область |
23,1 |
Магаданская область |
4,9 |
Чукотский авт. округ |
3,6 |
[1] Владивосток, учредители – Е.Де и М.Матузный.
[2] Микрорайон расположен на месте теплиц ликвидированного совхоза «Приморье».
[3] Бывший поселок городского типа, в северо-восточной части города возле Ореховой сопки.
[4] Хабаровск, владелец – А.Кулакевич.
[5] Владельцы – А.Коваленко, Д.Коган.
[6] Президент нефтесервисной ГК «Интегра». СЗ Речной порт «Якутск» строит в Якутии жилой комплекс «Ленские высоты» с объемом инвестиций 50,3 млрд рублей.
[7] Владелец – А.Дрантиев.
[8] Учредители – А.Викол, Е.Хон.
Темпы развития жилищного строительства на Дальнем Востоке продолжают опережать общероссийские. При этом спрос активно поддерживает льготная ипотека. В то же время площадь введенного жилья на одного жителя ДФО пока остается ниже, чем в среднем по стране, сохраняя потенциал для дальнейшего роста. Драйвером рынка многоквартирного строительства в ближайшие годы обещает стать запускаемая программа «Дальневосточный квартал».
Городам и людям
По данным Минвостокразвития, в 2023 году Дальний Восток вдвое опередил среднероссийские показатели по темпам увеличения строительства (+19% против +8% в среднем по РФ) и втрое — по вводу жилья (+26% против +8% в РФ). Объем введенной жилплощади, достигший 4,5 млн кв. м, явился максимальным за последние 30 лет. Тем не менее потенциал роста еще не исчерпан: площадь введенного жилья на одного жителя в ДФО составила 0,57 кв. м, тогда как в среднем по стране — 0,75 кв. м.
Положительная динамика жилищного строительства за период с 2021 года наблюдается по девяти субъектам Дальневосточного федерального округа. Наиболее крупные рынки первичного жилья по многоквартирной застройке сложились в Приморье (по итогам 2023 года введено в строй 495 тыс. кв. м) и Хабаровском крае (342 тыс. кв. м), отмечает директор кластера «Дальний Восток» группы «Самолет» Станислав Таратунин. Для сравнения, с двукратным отставанием от них идут Якутия и Бурятия, где построено 172 тыс. и 161 тыс. кв. м.
Самая доступная из ипотек
Ведущим фактором, влияющим на объемы застройки, является льготная ипотека. В 2023 году жителями ДФО оформлено 128,5 тыс. различных ипотечных соглашений на 540,5 млрд руб. Во всех регионах федерального округа наблюдалось увеличение выданных кредитов (средняя сумма — 4,2 млн руб.), причем взрывной рост произошел в Бурятии и Забайкальском крае.
Как сообщили в ФАНУ «Востокгосплан», средневзвешенная процентная ставка по ипотечным жилищным кредитам, предоставленным дальневосточникам, на конец 2023 года составила 6,35%, что на 1,56 п.п. ниже, чем в среднем по России. Безусловно, определенную роль здесь сыграла программа «Дальневосточная ипотека», предусматривающая процентную ставку не выше 2%. Наиболее активно ей пользуются жители Приморья, Якутии и Хабаровского края.
В прошлом году из всех ипотечных кредитов, выданных в ДФО, почти треть была оформлена по «Дальневосточной ипотеке». По сравнению с предыдущим годом число семей, которые благодаря ей оформили сделку, увеличилось на 38%, до 34,6 тыс. Объем кредитования вырос на 46%, до 166,8 млрд руб.
Всего же в рамках «Дальневосточной ипотеки», начиная с декабря 2019 года, построено или приобретено более 110 тыс. квартир. Размер выданных кредитов суммарно превысил 0,5 трлн руб.
Вместе с тем подавляющая часть жилплощади сегодня вводится в административных центрах. По сути, они формируют макрорегиональный рынок жилья. Например, доля Владивостока в продажах своего региона оценивается в 80%, Благовещенска — 74%, Южно-Сахалинска — 84%. В столицах других субъектов ДФО этот процент еще выше – более 90%, информирует Станислав Таратунин.
Не квартирой единой
Ситуацию возможно несколько изменит реализация мастер-планов дальневосточных городов, социально-экономическое развитие которых не мыслимо без возведения нового жилья. Напомним, из 25 муниципальных образований ДФО, разработавших стратегии пространственного планирования, больше половины не являются столичными городами.
К тому же в основе каждого мастер-плана — вопросы улучшения городской инфраструктуры, что должно стимулировать активность застройщиков. «Основной проблемой для дальнейшего ввода жилых микрорайонов является дефицит мощности объектов коммунальной инфраструктуры и магистральных сетей для технического присоединения жилых микрорайонов», — подчеркивает зампред правительства Амурской области Павел Матюхин.
Сам жилищный вопрос не теряет актуальности для населения. По данным Минвостокразвития, в числе основных тем, которые волнуют людей, более трети опрошенных (36%) назвали доступность и состояние жилья. В 2023 году, информирует «Востокгосплан», доход только 43% домохозяйств макрорегиона позволял приобрести квартиру на первичном или вторичном рынке с использованием собственных и заемных средств. Уровень доступности жилья на Дальнем Востоке сохранился на уровне 2022 года.
Вместе с тем стоимость 1 кв. м жилплощади на первичном рынке остается одной из самых высоких по стране. Причем темпы роста денежных доходов дальневосточников отстают от темпов роста цен на недвижимость. Сократить этот разрыв как раз и должно повышение общего экономического уровня, влияющего на увеличение реального достатка населения, на что, в том числе, направлена стратегия пространственного развития.
«Мастер-план — это наглядный документ для людей, в котором они могут понимать, как город будет выглядеть, какие отрасли в нем будут развиваться. Потому что в конечном итоге люди выбирают для жизни тот город, в котором они видят свое будущее и своих потомков», — справедливо указывает управляющий партнер компании «Новая земля» Григорий Соломин.
Районы, кварталы Дальнего Востока
Драйвером рынка многоквартирного строительства в ближайшие годы обещает стать запускаемая программа «Дальневосточный квартал», в рамках которой предполагается построить жилья примерно для 65 тыс. человек. Ожидается, что за счет предоставляемого застройщикам набора льгот и преференций будет сдерживаться рост себестоимости вводимой жилплощади, которая только за прошлый год выросла на Дальнем Востоке почти на 30%.
К настоящему времени в рамках программы «Дальневосточный квартал» проведены конкурсы и отобраны победители среди застройщиков по семи городам. Речь идет о Благовещенске (за время действия контракта предполагается ввести 334 тыс. кв. м жилплощади), Петропавловске-Камчатском (125 тыс. кв. м), Чите (238 тыс. кв. м), Биробиджане (176 тыс. кв. м), Хабаровске (312 тыс. кв. м), Улан-Удэ (216 тыс. кв. м) и Корсакове (на первом этапе — 50 тыс. кв. м).
Последний на первый взгляд выбивается из «столичного» списка. Тем не менее Корсаков тяготеет к Южно-Сахалинской агломерации, а кроме того, как ожидается, он станет точкой экономического роста в южной части Сахалина, где построят глубоководный морской порт, будет сконцентрирована переработка морепродуктов с крупным центром дистрибуции рыбной продукции. Модернизация портовой зоны и строительство жилья в городе должны идти параллельно, считает сахалинский губернатор Валерий Лимаренко.
Реализация новой жилищной программы с совокупным объемом строительства 1,8 млн кв. м жилья ориентировочно рассчитана до 2034-2036 годов. Взамен точечной застройки под «Дальневосточный квартал» отводятся обширные участки земли, которые, помимо многоэтажек, будут последовательно застраиваться социальными объектами.
Население сможет приобретать здесь жилье, в том числе, по льготному кредитованию. Часть квартир планируется сдавать в аренду по расценкам ниже среднерыночных, и примерно 20% от общей площади застройщик предоставит к выкупу регионам для социальных нужд. Это, в частности, позволит более активными темпами расселять людей из ветхих и аварийных домов.
Переселение из аварийного жилфонда в последние годы осуществляется по программе Фонда развития территорий, напомнил мэр Петропавловска-Камчатского Константин Брызгин. Вместе с тем, добавил он, нужно, чтобы эта проблема решалась быстрее. «Работа осложняется по объективным причинам: реализация программы не предусматривает обязательное строительство нового жилья, переселение может производиться и во вторичный фонд. С этим не всегда согласны жильцы. Это уходит в судебные разбирательства, споры, которые длятся годами. Поэтому темпы расселения не такие, как хотели бы видеть. Выход из этой ситуации один – это стимулирование и развитие жилищного строительства», – убежден градоначальник.
«Win-win» по-дальневосточному
В свою очередь инвестор, участвующий в программе «Дальневосточный квартал», получает господдержку при получении земли и налоговых льгот, которые ему предусмотрены по аналогии с резидентами ТОР. Строительная организация сможет воспользоваться сокращенными процедурами согласования и утверждения документации по планировке территории, разрешению на ввод в эксплуатацию и прочими административными преференциями. И конечно, ей будет оказываться помощь в строительстве инженерной инфраструктуры. Все эти механизмы помогут застройщику своевременно выполнить взятые на себя обязательства, подчеркивают в Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики.
Согласно условиям конкурса, девелоперу необходимо обладать достаточным опытом массового строительства многоквартирных домов (объем ввода жилья за последние пять лет должен составить не менее 60 тыс. кв. м жилья), и на сегодня в проект зашли как региональные, так и федерального уровня компании.
«Действительно, мы активно участвуем в реализации программы «Дальневосточного квартала», верим в ее перспективность, — рассказал EastRussia директор кластера «Дальний Восток» группы «Самолет» Станислав Таратунин. — Комплексность и приоритетность в реализации таких программ позволяют девелоперам с уверенностью смотреть в будущее и рассчитывать на успешность реализации своих проектов в регионе. Меры поддержки, которые предоставляет Министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики и регионы (строительство инфраструктуры, налоговые льготы, квоты на работников из дружественных стран и пр.) делают эти проекты востребованными».
Государство за счет предлагаемого строителям пакета льгот, помимо прочего, намерено влиять на ценовую составляющую проекта, отмечали ранее в Минвостокразвития. Стоит сказать, за 2023 год себестоимость строительства жилых помещений на Дальнем Востоке выросла на 29,5%. Постройка 1 кв. м в многоквартирных домах на начало этого года в среднем по ДФО оценивалась в 73,2 тыс. руб. (в разрезе регионов присутствует значительная дифференциация, например, между Чукоткой и Бурятией цена может различаться почти в шесть раз). По мысли властей, за счет преференций у строительных компаний снизятся издержки по строительству жилья, что отразится на себестоимости квадратного метра.
Первые квартиры в отдельных локациях «Дальневосточного квартала» запланированы к сдаче в 2025-2026 годах.