В интервью арабскому телеканалу Asharq News первый заместитель председателя правления Сбербанка Александр Ведяхин обсудил стратегию компании на рынке Ближнего Востока, ее AI-технологии - GigaChat и Kandinsky, а также результаты работы за 2023 год.
Он отметил, что компания активно следит за действиями клиентов, сотрудничает с ними и оказывает поддержку на приоритетных для российского бизнеса рынках, включая ОАЭ. Ведяхин подчеркнул, что формы взаимодействия изменились, но Сбербанк продолжает активно поддерживать клиентов и готов делиться своими технологиями с арабскими партнерами.
Он также сообщил, что в 2023 году Сбербанк достиг рекордной чистой прибыли в размере 1,5 трлн рублей, что является результатом новой стратегии компании, направленной на обеспечение доходности в размере 22 % в терминах возврата на капитал для акционеров.
Кроме того, Ведяхин подчеркнул важность связи между экономикой и искусственным интеллектом, отметив, что искусственный интеллект становится неотъемлемой частью любой отрасли экономики и способствует значительному увеличению эффективности и прибыли. Он подчеркнул, что Россия, как и другие страны, может ожидать значительного роста ВВП за счет применения искусственного интеллекта, и Сбербанк активно развивает свои технологии в этой области, считая себя центром компетенции по ИИ.
Форум «Экспортный потенциал Приморья» представил лучших экспортеров региона. Мероприятие организовал Центр поддержки экспорта, который входит в краевой центр «Мой бизнес» при поддержке Министерства экономического развития Приморского края. Директор управления продаж малому бизнесу Дальневосточного Сбербанка Инна Войскович рассказала EastRussia о главных итогах участия в форуме.
«Более половины всех участников внешнеэкономической деятельности на Дальнем Востоке работают в Приморском крае. Географическая близость и логистическая доступность к странам АТР позволяет выходить на совокупный рынок с численностью населения более 3 млрд человек, и объемом ВВП, превышающим треть мирового», — отметила Инна Войскович.
Россия и Китай переживают активную фазу укрепления сотрудничества: растет объем двусторонней торговли, доля расчетов в национальных валютах достигла более 90%. В 2025 году на границе стран откроется первая «умная таможня» — начнет работу закрытый на реконструкцию 5 лет назад погранпереход Хулинь-Марково.
Помимо географических преимуществ, для предпринимателей Дальнего Востока сегодня действует целый ряд мер поддержки, которые влияют на рост объемов экспорта и импорта. По итогам 2023 года внешнеторговый оборот в Приморском крае превысил 13 млрд долларов.
Значительный рост объемов перевозки контейнеров на Дальневосточной железной дороге свидетельствует о позитивной динамике в сфере грузоперевозок и увеличении спроса на импортные товары.
Ключевым элементом системы поддержки в Приморье сегодня является Центр поддержки экспорта (подразделение краевого центра «Мой бизнес»). Структура в том числе предлагает помощь в размещении на международных электронных торговых площадках, прохождении процедуры стандартизации и сертификации, продвижении и защите интеллектуальной собственности за рубежом. Правительство Приморского края ежегодно выделяет на субсидирование затрат экспортеров, максимальная сумма субсидии на одну компанию составляет 1 миллион рублей.
Как отмечает Инна Войскович, Сбер помогает в поиске партнеров как за рубежом, так и внутри страны, облегчает процесс установления новых деловых связей и расширения бизнеса:
«Это особенно актуально в условиях глобальной экономики, где наличие надежных партнеров играет ключевую роль. Мы поддерживаем наших клиентов на трёх языках: русском, английском и китайском в режиме 24/7. Можем предоставить гибкий курс конверсии и возможность индивидуально подбирать варианты расчетов с партнерами, что может значительно уменьшить расходы на обмен валют и международные транзакции. Такая гибкость важна, поскольку каждая компания имеет свои особенности и потребности, связанные с финансовыми операциями».
Строить прогнозы относительно перспектив внешнеэкономической деятельности непросто. Тем не менее ситуация на рынке мотивирует многие страны расширять способы проведения платежей, снимать инфраструктурные ограничения.
Свыше двух с половиной тысяч средних и крупных предприятий страны сегодня проходят цифровую трансформацию при поддержке Сбера. На территории обслуживания Дальневосточного Сбербанка в процессе цифровизации находится более 100 компаний. Они принадлежат к различным отраслям экономики, а общая картина региональной цифровизации в значительной мере отражает хозяйственную специфику субъектов федерации.
На Дальнем Востоке России тренд на цифровую трансформацию крепнет. Верно и традиционно медленно: для культуры федерального округа характерна неспешность принятия изменений, да и новые технологии доходят сюда чуть подольше, чем в центр РФ. Среди восьми регионов, проходящих трансформацию вместе с Дальневосточным Сбербанком (это Хабаровский, Камчатский и Приморский края, Сахалинская, Магаданская и Амурская области, а также Еврейская автономная область и ЧАО), предсказуемо лидирует Приморье. На втором месте – Хабаровский край.
– На территории этих краев приходится порядка 60-65 % проектов. При этом в Приморье их процентов на 30-40 больше, - говорит директор управления по цифровому развитию Дальневосточного Сбербанка Иван Трошин. - Что касается других регионов, в них есть определенная специфика отраслей, с которыми мы работаем.
На Сахалине и Камчатке, где во главе угла стоят рыбодобыча и рыбопереработка, в стадии обсуждения и первичной реализации проекты по операционной эффективности бизнеса и по использованию технологий искусственного интеллекта для прогнозирования вылова. В аграрной Амурской области успешно реализуется процесс цифровизации мониторинга полей. Если наземная техника обследовала поле за три-четыре часа, то дрон может это сделать всего за час. Это дало значительную экономию времени и ресурсов.
В Магаданской области Сбер сотрудничает с компаниями, которые ведут дистрибьюцию специализированной техники и запчастей для горнодобывающей отрасли.
Иначе говоря, Сбер предлагает решения для упрощения и автоматизации рутинных задач, и сопровождает решившихся в бурном, а главное, бескрайнем, море технологий. При всем разнообразии вариантов цифровая трансформация любой компании состоит из пяти шагов. Первый шаг - осознание, шаг номер два – стратегия цифровой трансформации в дополнение к основной стратегии компании, номер три – реинжиниринг процессов и организационной структуры, четвертый – выбор и разработка решения, пятый – адаптация и внедрение. Когда команда Сбера рассказывает предприятиям об этих шагах, то в качестве иллюстрации показывает простой нелинейный график.
– Это не отрезок с началом и концом, это знак бесконечности, на котором и распределены пять этапов, – поясняет Иван Трошин. – Первый цикл цифровой трансформации от первого до пятого шага занимает год или полтора. Но всё очень зависит от зрелости процессов в компании, и может осуществляться как быстрее, так и медленнее. Например, есть отрасли с определенной сезонностью и, когда идет период зарабатывания денег, то там уже не до изменений, нужно быстро выполнять действия, которые дадут операционную прибыль в итоге.
Пять шагов цифровой трансформации не заканчиваются в принципе, они всегда уходят на следующий виток, подчеркивает Трошин.
Повышением цифровой зрелости может, и должна заниматься каждая компания из любой отрасли, уверены в Сбере. Однако есть сферы, которым он показан в первую очередь: те, где подразумевается взаимодействие с клиентом. Это может быть юридическое лицо, так называемый сегмент B2B («би ту би», business to business), либо обычный покупатель, сегмент B2C («би ту си», business to consumer). Потому что в век цифровых технологий важна оперативность. К слову, в этом как раз и заключается основная задача цифровой трансформации - сжимать время от идеи до получения конечной услуги.
– Приоритетные отрасли? Естественно, это ритейл, фуд-ритейл, дистрибьюция разного рода, девелопмент, когда строят и продают жилищные или нежилые площади, –развивает тему Иван Трошин. – Это может касаться и торгово-производственных компаний, представленных в полном цикле (создание ценности - ее переработка – упаковка – передача на склад – реализация со склада), процесс цифровой трансформации таким предприятиям показан тоже на 100 процентов. Конечно, для различных направлений уже существуют отраслевые решения, но все проекты индивидуальны.
Так, с группой компаний «Восток Цемент» (Приморский край), Дальневосточный Сбербанк работает в части электронной коммерции, тесно сотрудничая с ООО «ЕЦС (единый центр снабжения)-ДВ», который представлен как онлайн-площадка для продажи строительных смесей. Банк участвует в проработке бизнес-процессов, предоставляет свои финансовые технологии для оплаты в сегменте B2B и предлагает варианты улучшения клиентского пути. Вариативно и взаимодействие с застройщиками.
К примеру, проект банка с группой «Восточный луч» (Приморский край) в 2022 году начался с обучения руководящего состава в СберУниверситете по программе Digital Strategy. А с ГК «Восток-Лидер» (Приморский край) сейчас прорабатывается интересная идея по расселению как сервис. Здесь основная задача – предоставить девелоперам возможность работать с таким механизмом, как КРТ (комплексное развитие территории), предусматривающим строительство не только многоквартирных домов, но и инфраструктурных объектов.
Сбер дает компаниям-интеграторам системы. Для тех же застройщиков, к слову, актуально несколько направлений. Первое среди них – система управления клиентским опытом, так называемый сервис Customer relationship management (CRM). К ней подключаются входящие каналы: сайт и чат-бот, через которые потенциальный клиент может прокоммуницировать с компанией, запись телефонных звонков, чтобы руководитель отдела продаж мог послушать, как с клиентом разговаривали.
– Наша команда показывает, как с этих каналов снимать статистику и понимать, есть ли рост и за счет чего, - рассказывает Трошин. – Помимо CRM, мы можем предоставлять системы управления ресурсами предприятия класса ERP (Enterprise Resource Planning), объединяющие все функциональные блоки: это и проектно-сметная документация, и план-график реализации самого проекта, и движение товарно-материальных средств.
Цифровая трансформация для дистрибьюторов тоже системна. Для приморского оптовика «Проект-Инвест» прорабатывается стратегия продвижения собственных торговых марок: от идей, что именно производить, до выбора технологий и марок оборудования. Стратегия для АЮСС ВСТК (Восточно-Сибирская торговая компания) немного иная. У этой группы компании ВСТК есть собственное решение по управлению складом. Это так называемая WMS-система, на которой все складские операции связывают в одну IT- структуру.
– АЮСС ВСТК предлагает свою разработку – с установкой, с сопровождением и с внедрением. И в данном случае мы работаем над тем, чтобы интегрировать наши финансовые технологии, и помогаем нашим партнерам с распространением этой системы, – продолжает Иван Трошин.
Как узнать, что предприятию пора трансформироваться? Есть три верных признака. Первое - время исполнения процессов внутри компании (например, согласования, подписания документов) доставляет сложности. Второе – несовременность либо недостаточная функциональность решений (программное обеспечение десятилетней давности, к примеру). И третье – готовность руководства встроиться в процесс цифровизации. Такой сервис, кстати, предоставляет только Сбер.
– Часто, когда мы (а у нас на Дальнем Востоке своя цифровая команда из 11 человек) приходим в компании на первые встречи, слышим вопрос: «А что, Сбер еще и этим занимается?», – улыбается директор управления по цифровому развитию. – То есть часто воспринимают банк именно как финансовое учреждение. Но сегодня Сбер уже не только финансовый партнер, но и партнер в развитии бизнеса и повышении его операционной эффективности.
А еще считается, что цифровая трансформация – это дорого, долго и сложно.
На самом деле, все зависит от масштабов и задач, говорит Трошин. И он убежден – расходы на цифровую трансформацию сопоставимы с теми результатами, которые можно получить, пройдя полный цикл цифровизации.
Кстати, компании, которые проходят цифровую трансформацию со Сбером, растут на 40 процентов быстрее. Об этом заявил директор Департамента развития корпоративного бизнеса Сбербанка Сергей Меламед, выступая на конференции SberPro Tech 2024. Банк начал трансформацию с себя и сейчас активно делится опытом, как собственным, так и опытом своих клиентов разных отраслей. Реализацией проектов цифровой трансформации корпоративных клиентов занимаются более 200 менеджеров по всей стране, а партнерская программа включает уже более 250 IT-компаний с уникальной технологической экспертизой.
На IX Восточном экономическом форуме состоялась сессия «ВЭБ. РФ: как инвестировать в условиях дорогих денег?». Эксперты обсудили, каким образом при высокой ключевой ставке Центробанка эффективно поддерживать инвесторов, чтобы темпы реализации масштабных проектов развития Дальнего Востока оставались высокими.
Мастер-планы дорогого стоят
Разработанные по поручению президента России мастер-планы 25 дальневосточных городов – это уникальный шанс для выхода экономики и качества жизни в ДФО на новый уровень. При этом, как отметил модератор дискуссии, первый заместитель Председателя Правления Сбербанка, Александр Ведяхин, очевидно, что их реализация требует большого объема средств – более 4 трлн рублей, причем 2,2 трлн должны поступить из внебюджетных источников, а значит, необходимо активно привлекать инвесторов. Как это сделать с учетом того, что ключевая ставка уже составляет 18 % и, возможно, вырастет еще?
Отвечая на этот вопрос, министр Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики Алексей Чекунков подчеркнул: «Очень важно, что мастер-планы — это не какой-то градостроительный документ, это настоящий гибрид плана развития города и бизнес-плана, плана трансформации экономики, создания новых отраслей экономики, новых предприятий, диверсификация экономики и создание рабочих мест с высокой зарплатой».
Поэтому, понимая причины денежно-кредитной политики Центробанка, Минвостокразвития в этих условиях стремится не только не останавливаться, но и не сбавлять темп. В частности, ко второму дню ВЭФ-2024 уже подписано несколько соглашений об инвестициях общей суммой 3,7 трлн рублей. По итогам первого года действия программы реализации мастер-планов обеспечено финансирование 27 % мероприятий. Кроме того, Алексей Чекунков обратил внимание на то, что необходимо умное управление государственным долгом на Дальнем Востоке в разных форматах, к примеру, государственно-частное партнерство, выпуск специальных ценных бумаг. Без этого реализация мастер-планов невозможна, а она того стоит.
Эффективные практики поддержки
Илья Торосов, первый заместитель Министра экономического развития Российской Федерации, рассказал о том, что на сегодняшний день есть пять больших блоков мер поддержки, которые позволяют привлекать относительно дешевое финансирование в инвестиционные проекты. Первый блок – это Фабрика проектного финансирования, в рамках которой государство страхует процентные риски. Это значит, что разницу между ключевой ставкой и установленной величиной, которая зависит от проекта и составляет 7–10 %, государство берет на себя. Больше половины проектов на Дальнем Востоке реализуются при поддержке Фабрики. Второй инструмент – это Фонд национального благосостояния: финансирование осуществляется в зависимости от проекта по определенным ставкам (3–5 %), в результате чего сокращается общая стоимость проекта с точки зрения привлечения денежных средств. Третий, четвертый и пятый блоки – это ГЧП-концессии (ГЧП – государственно-частное партнерство – прим. ред.), таксономия техсуверенитета и отраслевые меры поддержки. Причем, как пояснил заместитель председателя ВЭБ.РФ Артем Довлатов, меры поддержки можно комбинировать, как произошло, например, при финансировании на Дальнем Востоке проекта строительства нового аэропорта в Магадане.
Председатель правления АО «Банк ДОМ.РФ» Артем Федорко рассказал еще об одном инструменте, а именно о практике применения механизма инфраструктурных облигаций на Дальнем Востоке.
Взгляд с другой стороны
Как перечисленные меры работают для представителей бизнеса? На этот важный вопрос ответил генеральный директор ООО «Управляющая компания Баимская»: «Мы используем целый набор мер. В нашем случае, это, безусловно, меры, которые предоставляются для всех инвесторов, работающих на территории Дальнего Востока. Это режим Арктической зоны Российской Федерации и режим Территории опережающего развития… Наш проект предполагает создание ряда объектов внешней инфраструктуры: это 400 км автодороги, это 400 км линий электропередачи и строительство нового порта. Когда мы проект собирали, мы смотрели все возможные механизмы поддержки, механизм концессии нам показался наиболее эффективным… Палитра мер государственной поддержки позволяет нам реализовывать такие сложные тяжелые капиталоемкие проекты».
Внеочередное повышение ключевой ставки стимулирует банки снова увеличить доходность по вкладам, причем значительно. Наши эксперты считают, что корректировка доходности составит в среднем 70-80% от размера повышения ключевой ставки, наиболее привлекательными будут ставки по долгосрочным депозитам. Это даст возможность зафиксировать максимально выгодные условия на длительный срок.
На этом фоне сберегательные настроения дальневосточников укрепятся: люди будут стремиться защитить средства от инфляции, а рублевый депозит остается надежным и самым популярным инструментом для этой цели в России.
Сегодня сбережения есть почти у половины (44%) российских семей, говорят данные ВЦИОМ. Доля россиян, имеющих накопления, выросла с 2010 г. в полтора раза. Главные мотивы сберегательного поведения — отложить на покупку/ремонт недвижимости, отдых/лечение и на старость. Мужчины более активны в вопросах сбережения, чем женщины (50% vs. 38%), чаще сберегают россияне, имеющие одно высшее образование или два (54-50%). Интересно, что начиная примерно с 2018 года, лидер по доле имеющих сбережения изменился - теперь это молодежь до 30 лет.
Дальневосточники гибко реагируют на конъюнктуру и оперативно корректируют модели управления сбережениями: мы видим это по своим клиентам. Давайте проследим, как менялись предпочтения в выборе сроков размещения средств: в прошлом году по мере расширения горизонта планирования и снижения ставок у жителей округа вырос спрос на вклады до 6 месяцев, а впоследствии – до года. По нашей статистике, сегодня каждый второй дальневосточник открывает вклад на полгода, еще треть – на три месяца, остальную часть занимают вклады от 1 года.
У дальневосточника каждый рубль на счету и в дело: любые свободные средства он заставит работать. Мы посчитали, размер сбережений в округе не очень большой – средняя сумма одного депозита составляет 475 тысяч рублей. Самый большой размер этого показателя – в Камчатском крае (620 тысяч), наименьший – в Бурятии (350 тысяч).
Мы также наблюдаем, что у жителей округа растет интерес к альтернативным валютам – включение их в сберегательный портфель позволяет получить оптимальную доходность. В первую очередь спросом пользуется, конечно, юань.
По данным исследований НАФИ, открытие сберегательного счета или вклада в банке в настоящее время является самым популярным среди россиян способом сбережения и инвестирования. Наши цифры показывают, что в ДФО чаще всего этот инструмент используют жители Хабаровского края, Приморья и Якутии. В топ-5 регионов округа по количеству открытых депозитов входят также Амурская область и Забайкалье.
В целом россиянам сегодня важнее сохранить, чем преумножить, говорит НАФИ. При выборе способа вложения денег главными критериями являются: возможность забрать деньги в случае необходимости и гарантия сохранности вложений. Только третье место в рейтинге занимает критерий уровня доходности выбранного финансового инструмента.
Сегодня много внимания уделяется программам повышения финансовой грамотности. Вместе с тем, учитывая наш российский «анамнез», этой работы нужно еще больше, особенно среди молодежи и старшего поколения – это позволит снизить необоснованную тревогу за сохранность сбережений и даст дальневосточникам возможность более осознанно, с большей пользой распоряжаться своими деньгами.
– Инна, наш разговор хотелось бы начать с вас. С чего начался ваш Сбер?
– Моя карьера в банковской сфере началась с небольшого регионального коммерческого банка. А в ноябре 2013 как раз на день рождение Сбербанка, пришла в компанию клиентским менеджером малого бизнеса.
После клиентской службы развивалась в области кредитования. Ведь, несмотря на большое количество появляющихся продуктов, кредитование остается основным флагманом взаимоотношений клиента с Банком. Бизнес постоянно развивается, чтобы успевать за растущей конкуренцией, а для этого нужны финансы собственные или заемные.
Я понимала, что важно понять не только условия: сроки, ставки, а важно погрузиться в процесс, в кредитную экспертизу.
Дальше работала в разных направлениях банка. Затем было предложение поехать начальником управления малого бизнеса Камчатского головного отделения Сбербанка. Приняла его. Семья поддержала моё решение.
Очень плотно работали с правительством Камчатского края по реализации государственных программ поддержки предпринимателей. В 2020 была пандемия, Сбер был на передовой в части оказания поддержки бизнесу. Несмотря на определенные ограничения, связанные с карантинными мероприятиями, мы реализовали множество проектов, значимые для развития края и были отмечены благодарностью правительства.
В 2021 поступило предложение вернуться обратно в Хабаровск и в 2022 я возглавила управление продаж малому бизнесу Дальневосточного Сбербанка.
– Вы хорошо знаете Дальний Восток. Практически побывали во всех регионах территории. На Ваш взгляд, дальневосточный малый бизнес отличается от бизнеса центральной и западно-европейской части России?
– Однозначно отличается. Наши предприниматели более гибкие, быстро адаптируются к изменениям, постоянно анализируют информацию. Здоровый дух авантюризма в дальневосточниках есть. В текущей ситуации, как и в пандемию, наши предприниматели очень быстро приспособились к условиям новой экономической реальности. Нашли новые логистические пути, не боялись идти в омут с головой, даже в сотрудничестве с теми странами, с которыми нам было весьма сложно работать.
Хотя изначально мы опасались, что многие инвестроекты будут заморожены. Но нет. Уже за текущий год мы реализовали множество крупных сделок по строительству торговых центров, спортивных и туристических объектов. Работали над проектом по переоборудованию завода по утилизации ТБО, помогали наладить производства, нацеленные на импортозамещение, логистику.
– Последние несколько лет сложился устойчивый тренд на цифровизацию во всех сферах деятельности человека, в том числе и в бизнесе. В этом плане какой запрос у дальневосточных предпринимателей?
– В настоящее время даже у представителей микро-бизнеса, который только начинает вставать на ноги, есть понимание, что самое основное в бизнесе - это найти свою целевую аудиторию. Потому что, если ты знаешь, что продавать, но не знаешь кому, то это большая проблема. А для того, чтобы найти свою целевую аудиторию, прежде, чем ты начнешь развиваться и масштабировать свой бизнес, тебе нужна аналитика, какие-то данные, учет, понимание возвращаемости клиентов, средний чек и так далее.
Некоторые предприниматели по привычке ведут учет через администратора, который записывает все отчеты, фиксирует дни рождения клиентов и т.д. Только представьте, какое количество времени тратится на ручную обработку этих данных.
И здесь Сбер предлагает уникальное отраслевое решение, которое отлично подстраивается под текущую потребность наших клиентов. Это не какая-то отдельная программа, все встроено в личный кабинет СберБизнес. Сервис представляет аналитику для управления любой розничной сетью в одном окне, позволяет вовремя узнать о важных событиях в бизнесе, рисках и трендах развития, выручку и средний чек, сравнение с конкурентами, портрет покупателя его возвращение и многое другое. Сервис доступен каждому предпринимателю и предоставляется бесплатно. Та же СRМ-система, те же отчетности, которые они могли бы вести вручную или платно, но зачем, если у нас есть эта статистика и данные в СберБизнес.
Дополнительно мы предлагаем нашим клиентам сервисы, которые помогают исключить риск блокировки в рамках 115 ФЗ, так называемые «Светофоры». Сервис ежедневно анализирует операции по счету. В режиме светофора подсказывает, на какой тип операции нужно обратить внимание и предоставляет рекомендации по ведению безопасного бизнеса.
Для каждой сферы бизнеса у нас есть индивидуальные, не имеющие аналогов отраслевые решения. Сервисы, которые действительно работают и помогают развиваться и вести свой бизнес безопасно.
– В условиях нестабильности очень важно разрабатывать программы поддержки бизнеса. В настоящий момент, какие меры поддержки действуют в Сбере?
– Работает программа Минэкономразвития РФ по предоставлению субсидий из федерального бюджета для оказания господдержки МСП. По этой программе мы можем выдавать предпринимателям кредиты под льготную ставку. Она зависит от ключевой процентной ставки Центробанка. За 2022 год мы профинансировали дальневосточных предпринимателей на сумму более 8,8 млрд. руб., за 2023 год заключено договоров на 3 млрд. руб.
Согласно Постановления Правительства №1570 также действует программа Промипотека, которая направлена на финансирование инвестиционных проектов юридических лиц для приобретения объектов недвижимого имущества в целях осуществления промышленного производства. Льготная процентная ставка по программе составляет от 3 - 5% годовых.
Сбер активно оказывает меры поддержки бизнесу в рамках государственных программ. На сайте банка размещен конструктор по подбору подходящей программы с указанием первоначальных требований и процентной ставки, с возможностью подать заявку онлайн.
Дополнительно, своим клиентам мы предлагаем быстрые решения в кредитовании, возможность самим управлять кредитной ставкой, снижение до 2% при соблюдении определенных критериев. Все критерии, простые не требующие усилий и выхода из зоны комфорта при ведении бизнеса. Сами клиенты отмечают, что решение удобное и понятное.
Для тех клиентов, кто только планирует кредитование или хочет оценить свои реальные возможности, Сбер предлагает воспользоваться сервисом «Кредитный потенциал для бизнеса», в течение нескольких минут сервис позволяет узнать предварительно возможную сумму кредита.
Клиент сам в режиме онлайн может выбрать программу и направить заявку на одобрение. Сроки рассмотрения заявки в зависимости от вида кредита и текущей потребности занимают от 15 минут. Выдача возможна в режиме онлайн в зависимости от выбранных кредитных условий.
– Ваши рекомендации начинающим предпринимателям и тем, кто уже работают с нами.
– Всем предпринимателям Дальнего Востока рекомендую принимать новую реальность и адаптироваться к текущим условиям. В современном мире происходит большое количество изменений, под которые важно оперативно подстроить свой бизнес для успешного развития.
Начинающим предпринимателям желаю найти свою нишу и целевую аудиторию, верить в себя и свои проекты, верить в свою причастность. Для меня это важно - верить в свой проект, продукт, услугу и максимально делать это лучше всех и превосходить ожидания клиента. Тем, кто с нами уже не первый год, благодарю за доверие, верю в плодотворное сотрудничество. Мы тот банк, который превосходит ожидания.
Почти сто процентов руководителей дальневосточных компаний используют искусственный интеллект в рабочих целях. Такие данные показал мониторинг агентства. ИИ всё глубже проникает в бизнес-процессы. На рекламных баннерах можно встретить иллюстрации, созданные с помощью ИИ просто потому, что цифровые технологии дешевле и быстрее, рассказывают участники медиабизнеса. Как искусственный интеллект влияет на рынок труда, и что думает экспертное сообщество об ИИ-революции, выясняло EastRussia.
Стремительное развитие ИИ
Интенсивность развития искусственного интеллекта (ИИ) вызывает волну обсуждений в сфере технологий и бизнеса, отмечает независимый эксперт по инновациям в ритейле, создатель концепции «Магазин 4.0», автор статей по искусственному интеллекту Борис Агатов.
Многие уже утверждают, что мы стоим на пороге появления сильного интеллекта (AGI), способного к саморазвитию и вышедшего на новый уровень познания, а иные прочат падение интереса и громкое схлопывание ИИ-пузыря.
2024 год стал насыщенным новыми достижениями в области ИИ, уточняет эксперт. Китайские компании, такие как DeepSeek и Kwen, создают конкурентов ChatGPT с невиданной скоростью, за небольшие деньги и выкидывают их на рынок для бесплатного использования. Они настолько потрясли рынок качеством и дешевизной исполнения, что тряхнули его на почти 1 трлн долларов вниз. Все спросили лидеров ИИ: «А что, так можно было? А куда вы сливаете миллиарды долларов?» Не проходит и недели, появляется новая китайская модель KIMI, которая только усиливает резонанс в мире технологий.
Президент США Дональд Трамп анонсировал, что национальное инвестирование в эту отрасль достигнет феноменальных $500 миллиардов.
«В России также идет поступательное движение в развитии GigaChat (Сбер) и Yandex.GPT. Пример китайских компаний показал, что для создания продукта, сопоставимого с американским ChatGPT, не нужны миллиардные инвестиции и годы работы. По некоторым данным, на создание китайского DeepSeek ушло всего $6 млн и полгода работы, и санкции, наложенные на поставку высокопроизводительных видеокарт и чипов, не повлияли на это. Есть основания полагать, что отечественные ИИ-решения с нашей хорошей математической школой получат новый импульс для развития, опираясь на опыт китайцев», — прогнозирует Борис Агатов.
Как удаленный регион с небольшим количеством населения и соответствующим потребительским спросом, Дальний Восток идет в арьергарде цифровых технологий. При этом популярность искусственного интеллекта стремительно растет. ИИ находит применение в ритейле, маркетинге, здравоохранении, образовании, медиасфере, программировании. На рынке труда «виртуальные агенты» теснят художников, работников колл-центров и геймдизайнеров.
Основатель маркетингового агентства DVIGA, спикер ВШЭ и «Нетологии» Тимофей Белоглазов приводит несколько примеров, как ИИ применяется для решения задач в компаниях. Генеративный ИИ, по его словам, уже стал классикой. Именно он в первую очередь ассоциируется с ИИ.
«Развитие идей, креатив, тексты, создание иллюстраций. Это то, что мы используем на своих проектах в маркетинговом агентстве, и сейчас в Чите продолжается большая рекламная кампания, где все рекламные баннеры были созданы с помощью ИИ. Во Владивостоке на рекламных баннерах довольно часто много встретить иллюстрации, созданные с помощью ИИ просто потому, что это сильно дешевле и быстрее, чем проводить фотосессию», — комментирует Тимофей Белоглазов.
В продажах ИИ используется для распознавания текста звонков с клиентами, создания саммари, где фиксируются все основные тезисы и задачи, которые обсуждались.
«Но это материал, который надо дорабатывать, и если на встрече никто из сотрудников не вел заметки, то такой текст, созданный ИИ, уже не поможет. Однако если люди были вовлечены, то они сэкономят время на создании саммари, используя результаты ИИ», — поясняет эксперт.
То же самое касается прослушивания звонков и оценки работы менеджера по продажам, добавляет он. ИИ, двигаясь по чек-листу, может «слушать» сотрудника и давать резюме, насколько во время общения с клиентом он выполнял требования заранее составленного чек-листа.
Еще одна сфера — найм. Компании, которые занимаются наймом линейного персонала, часто используют ИИ для проведения первого раунда интервью. Чаще всего это может быть либо виртуальный ассистент, который «приходит» на видео-звонок, или просто бот в вотсаппе, который задает соискателю вопросы, а тот на них отвечает текстом или в аудиосообщениях. Далее бот может передать эту информацию сотрудникам из HR-службы. Либо его программируют на то, чтобы выполнять некую фильтрацию кандидатов, исходя из их ответов.
Как сообщили агентству в Дальневосточном федеральном университете, более 100 студентов сегодня обучаются по направлению «Искусственный интеллект и анализ данных».
«В настоящее время на программе бакалавриата по направлению подготовки 01.03.02 "Прикладная математика и информатика", профиль "Искусственный интеллект и анализ данных" обучается 102 человека, на программе магистратуры "Искусственный интеллект и большие данные (совместно с ПАО Сбербанк)" по направлению подготовки 09.04.01 "Информатика и вычислительная техника" — 64 человека», — рассказали агентству в пресс-службе ДВФУ.
Молодые специалисты проходят практику на таких предприятиях, как «Фарпост», «Примнет», «Ростелеком», «Мегафон», «ДВИП», «РМ-СОФТ», ЗАО «Изумруд», а также в аналитических службах IT-компаний, банков, медицинских учреждений, научных организаций, федеральных и региональных ведомств. Все они так или иначе заинтересованы в развитии технологий на основе ИИ.
При этом в ДФО растет сегмент компаний, которые помогают участникам рынка внедрять «виртуальных агентов» в бизнес-процессы.
Сооснователь ИТ-стартапа Tomoru Денис Балюра стоял у истоков этого движения.
«Продукт моей компании и есть ИИ для рабочих процессов. Это новая платформа, где искусственный интеллект делает найм и поиск работы проще. И да, мы используем его максимально. Части нашего приложения тоже создаются с помощью ИИ», — рассказал он.
Новые технологии позволяют обработать 110 тысяч откликов на вакансии силой пяти роботов и двух рекрутеров. Означает ли это, что компании будут сокращать персонал за ненадобностью? «Скорее, увеличить продуктивность и эффективность равно уменьшить численность персонала», — комментирует Денис Балюра.
Анализ – это то, в чем искусственному интеллекту нет равных, отмечают эксперты. В 2023 году использование технологий на базе искусственного интеллекта позволило X5 Group, которая управляет сетями «Пятерочка», «Перекресток» и «Чижик», получить дополнительные доходы в размере приблизительно 5 млрд рублей. Такие данные 22 апреля 2024 года обнародовала ИТ-компания X5 Tech — основной цифровой партнер X5 Group.
ИИ-решения используются в различных целях. Так, один из таких проектов — система планирования товарных запасов: благодаря алгоритмам ИИ группа смогла сократить количество списанных продуктов на 2% и повысить выручку на 1%.
Судя по тому, какими темпами развиваются технологии, Борис Агатов ожидает революции в поведении потребителей.
«Благодаря внедрению ИИ-агентов, который будет находиться в кармане каждого потребителя, процесс покупок может стать более экспертным. ИИ будет помогать потребителю выбирать товары на основе анализа тысяч факторов и личных предпочтений. И если мы могли себе позволить экспертные продажи, когда продавец помогает с выбором только в некоторых категориях товара: машины, мебель, дорогие магазины одежды, то теперь экспертная продажа может быть хоть для пакета молока и коробка спичек до самого недорого массового сегмента одежды», — отмечает он.
Примеры, по словам собеседника, уже начинают появляться: OpenAI презентовал бота Operator, способного самостоятельно открывать сайты, заполнять формы, искать и обрабатывать данные в интернете для выполнения задания. Такие технологии еще далеки от совершенства, но они развиваются семимильными шагами и, разумеется, это окажет непосредственное влияние на потребителя, который будет искать совета и эксперта в каждой покупке.
«Если же экосистема ИИ-агентов будет развиваться в направлении замещения всех рутинных функций потребителя и бизнеса, то она может стать конкурентом традиционного ритейла и e-com. ИИ-агент вполне может найти оптимальный товар по цене/качеству и организовать его доставку от производителя, минуя ритейлера», — прогнозирует Борис Агатов.
Опрос дальневосточных работодателей и представителей бизнеса показал, насколько глубоко искусственный интеллект проник в нашу жизнь. Почти 100 процентов респондентов используют ИИ в той или иной степени вне зависимости от сферы деятельности.
Учредитель и директор ООО «Индустрия-Р» (оценка недвижимости и движимого имущества) Сергей Дымченко: «Я использую ИИ при формировании текстовой части своих обзоров. Думаю, что для рекламы, особенно текстовой, очень возможно его применять».
Предприниматель в области образования Евгений Шкарупа: «Внедряем и используем искусственный интеллект».
Руководитель комитета по развитию туризма Приморского краевого отделения «Опоры России», основатель «Музея трепанга» Дмитрий Павлов: «Понемногу разбираюсь с ИИ. Прошу проверять на ошибки свои тексты. Дизайнер тоже иногда просит помощи у ИИ в создании макетов».
Руководитель Московского подразделения логистической компании «Азия-Л» Вадим Воложанин: «Мы пока ИИ пользуемся косвенно. Дело в том, что ИИ умеет сейчас генерировать тексты под разные темы, а также научился работать с визуальной графикой. Это подходит тогда, когда ты готовишь презентацию, для оформления сайтов, для написания отдельных текстов. Вот в этой части да - иногда я применяю искусственный интеллект. Но в больших масштабах пока нет. Все дело в особенности бизнеса. В сфере логистики и таможни очень важны высокие компетенции, потому что это консультационная работа. Так глубоко ИИ погрузиться еще не смог. Хотя кто знает, как оно будет в будущем».
Эксперт по госзакупкам, инвестор Дмитрий Абросимов: «Давно пользуюсь. Сбор информации, написание статей, создание картинок для статей или сайта, разработка проектов товарного знака».
Основатель сети магазинов «Зеленый остров» Максим Голишев: «Мы пока наблюдаем за рынком и не используем активно ИИ в бизнес-процессах».
Сооснователь сети магазинов DNS Дмитрий Алексеев: «Возникла необходимость написать несколько мобильных приложений для автоматизации рутинных действий. А нужно сказать, что как пишутся приложения для DOS, я знал абсолютно во всех деталях и подробностях. Как для Windows — знал, но уже не во всех нюансах, а вот когда появился Android, я уже не практиковал. Но оказалась, что во времена ChatGPT это вообще не проблема. Он берет на себя функцию терпеливого вдумчивого наставника! Очень примерно говоришь, что тебе нужно, и он все понимает и объясняет, как писать. Возникли ошибки – пояснит возможные проблемы. Тут же можно спросить, а почему это работает именно так и т.д. В итоге, пара подходов по паре часов и в принципе, я довольно уверенно могу писать мобильные приложения».
Госучреждения так же эффективно используют умные технологии в своей работе. Так, в Хабаровском крае 2024 году с помощью модулей искусственного интеллекта выявлено 1 383 нарушения при оформлении ветеринарных сопроводительных документов в компоненте «Меркурий».
Таможенная служба «не стоит на месте и идет в ногу со временем», сообщили агентству в таможенных органах. В рамках Стратегии развития Федеральной таможенной службы до 2030 года ФТС России ведется работа по внедрению элементов искусственного интеллекта.
А один из главных вопросов на фоне этой революции – каковы будут ее последствия на рынке труда. Например, в медиа можно расшифровать звуковое интервью с помощью виртуального ассистента, попросить ИИ обработать материал и проверить его на ошибки, сделать короткую выжимку и сгенерировать «фото» для сайта. Конечно, результат потребует корректировок, но технологии совершенствуются, и качество данных растет. В то время как профессионализм пользователей, по некоторым оценкам, снижается. Сможет ли человечество держать планку без ИИ-костылей? Собеседники агентства на этот вопрос дают позитивные прогнозы.
Тимофей Белоглазов: «ИИ — это помощник, но не то, чтобы он был способен заменить опытного думающего специалиста. ИИ не может самостоятельно создать что-то, но может выступить ассистентом, помочь человеку и освободить время, взяв на себя какие-то рутинные задачи».
Борис Агатов: «Сегодня мы наблюдаем непроходящий бум в области ИИ: огромные инвестиции, решения на государственном уровне, невероятное внимание медиа, бизнеса и людей к этой теме.
Такое развитие событий говорит, что технологический перелом, в котором мы застыли на пороге пандемии и не сдвигались почти нисколько, вдруг резко подтолкнул нас к действиям, а это значит, и экономика готова, и потребитель, и сами технологии созрели.
Новые технологии будут окупаться скорее, чем когда-либо, т.к. для этого созрели хорошие предпосылки в 2025 году и их влияние на общество будет вездесущим.
Если ожидания оправдаются, нас ждет резкое изменение потребительского поведения. Использование ИИ-агентов в продажах позволит компаниям предлагать более точные и персонализированные решения. Это, в свою очередь, повысит уровень удовлетворенности клиентов и ускорит процесс принятия решений.
Помимо этого, ИИ будет способствовать созданию совершенно новых рынков и продуктов. Мы видим, как технологии, подобные ChatGPT, уже начинают внедряться в бизнес-процессы. Они позволяют автоматизировать рутинные задачи, анализировать данные с беспрецедентной скоростью и глубиной, а также открывают двери к новым возможностям».