Владивостокские таможенники девять раз в этом году пресекли попытки незаконного вывоза валюты. Речь идет о почти 11,5 тыс. долларов, 722 тыс. корейских вон, 229 тыс. вьетнамских донгов, 60 тыс. японских йен и 500 юанях.
Как сообщили EastRussia в пресс-службе Дальневосточного таможенного управления, в одном случае гражданин России, уезжая в Корею, подал декларацию на вывоз более 700 тыс. корейских вон. Однако в связи с действующим запретом на вывоз иностранной валюты свыше 10 тыс. долларов США, таможенники отказали в выпуске валюты без изъятия превышающей суммы и применения мер ответственности. Деньги россиянин оставил родственникам в стране.
В остальных случаях пассажиры пытались вывезти наличную валюту без декларирования. В основном наличные вывозили в Китай, Корею и Узбекистан.
Как отметила заместитель начальника Владивостокской таможни Наталья Запорожан, вывозить иностранную валюту наличными можно в сумме не выше эквивалента 10 тыс. долларов США, наличные рубли – в неограниченной сумме.
«При этом если сумма в рублях или вместе с иностранной валютой больше эквивалента 10 тыс. долларов США, то необходимо задекларировать всю сумму во всех вывозимых валютах, а свыше эквивалента 100 тыс. долларов США – предоставить документы, подтверждающие происхождение таких средств», – уточнила она.
Китай и Турция нам помогут
По данным Федеральной таможенной службы, в 2022 году импорт в Россию сократился на 16%. Основными внешнеторговыми партнёрами РФ стали Китай, Турция, Нидерланды, Германия и Белоруссия. Торговый оборот с Китаем при этом вырос на 28%, с Турцией - на 84%.
Точной статистики параллельного импорта по итогам 2022 года ещё нет в открытых источниках, но в декабре ФТС России сообщало, что прогнозирует показатели свыше 20 млрд долларов в стоимостном эквиваленте. С января по декабрь в страну ввезли 2,4 млн тонн товаров в рамках параллельного импорта. Это автомобили, станки, оборудование, технологические линии, изделия лёгкой промышленности и другая продукция.
Рост импортных поставок в ноябре и декабре способствовал снижению цен на потребительском рынке, сообщают в Центробанке.
«За счёт параллельного импорта и пополнения ассортимента продукцией российских производителей медленнее росли цены на одежду и бельё. Так, в Приморском крае в декабре годовой темп прироста цен на непродовольственные товары уменьшился до 10,8% после 11,1% в ноябре», - прокомментировал главный экономист Экономического управления Дальневосточного ГУ Банка России Антон Гулевич.
Как это работает
Напомним, что с 28 июня 2022 году вступили в силу поправки к Федеральному закону № 213-ФЗ, легализовавшие параллельный импорт. Список товаров, разрешённых к завозу юридическими лицами без разрешения правообладателя, утверждён приказом Минпромторга и включает более 200 брендов в разных товарных группах от удобрений до автомобилей.
фото: от пользователя от 4045 на Freepik
Поначалу новые условия ввоза иностранной продукции вызывали массу вопросов делового сообщества. Сегодня участники рынка сообщают, что бизнес распробовал параллельный импорт и всё более активно использует эту схему. Появилась масса посредников, готовых доставлять в Россию «запрещённые» товары.
Любой предприниматель может заниматься этой деятельностью при соблюдении ряда условий, поясняют в группе компаний «Пионер Логистик». Товар официально покупают у поставщика или посредника за рубежом, выстраивают логистику через страны без транзитных пошлин и растамаживают его на российской границе с оформлением необходимых документов. Разрешения правообладателя или производителя при этом не требуется. Нормы и требования по безопасности и качеству товаров остаются в силе.
«Мерседес» из пустыни
В Дальневосточном регионе параллельный импорт ожидаемо получил наибольшее распространение на авторынке, сообщают в таможенных органах. Транспортные средства везут из КНР, Кореи и других стран.
Представитель сертификационной лаборатории Денис Максименко рассказывает, что от пробных партий импортёры переходят к полноценным поставкам. На сегодняшний день процедура понятна и активно используется как автосалонами, так и независимыми поставщиками.
«Большое количество машин в рамках параллельного импорта поступает из Китая. На самом деле эта схема может быть выгоднее, чем везти автомобиль на физическое лицо. Для примера: Mercedes-AMG GT, приобретённый на физическое лицо, обошёлся импортёру в 5,7 млн рублей с учётом таможенной пошлины и утилизационного сбора. Тогда как аналогичное авто, привезенное на юрлицо по параллельному импорту, стоило 5,4 млн рублей. Разница 300 тысяч ощутимая. Плюс в зависимости от системы налогообложения компания может рассчитывать на преференции типа возмещения НДС, и таких нюансов довольно много», - комментирует собеседник.
Денис Максименко добавляет, что определённые категории транспортных средств нельзя привезти на физическое лицо. Только юридические лица и индивидуальные предприниматели имеют право ввозить и растамаживать в России грузовики. Эти же ограничения действуют в отношении пассажирского транспорта. Сегодня параллельный импорт помогает пополнять автопарки предприятий.
Но в основном он используется для поставки дорогих товаров. Например, из Объединённых Арабских Эмиратов, известных своими свободными экономическими зонами, в Россию поступает продукция Apple, электроника и машины премиум-класса.
По оценкам логистической компании Asia Import Group, более 90% товаров из ОАЭ она завозит в рамках параллельного импорта. В компании «Тосэй» среди самых популярных автобрендов из Эмиратов назвали Ford Ranger Wild Track 2023, Lexus RX 350 2023, Toyota Land Cruiser Prado 2023, Lexus lx600 2023, Toyota Hilux 2023, Toyota Camry 2023, Toyota Sequoia 2023, Toyota Tundra. Кстати, Toyota официально разрешила российским дилерам параллельный импорт и продолжает экспортировать в Россию запчасти и детали, необходимые для гарантийного текущего технического обслуживания автомобилей.
На данный момент это одна из главных проблем поставок. Вся ввезённая «параллельно» продукция должна подлежать гарантированному обслуживанию. Но ограничения удорожают логистику и увеличивают сроки ожидания. В итоге автовладелец может получить нужную автозапчасть через три месяца, а стоить она будет в несколько раз дороже, чем до введения санкций. Параллельный импорт автозапчастей также набирает популярность на Дальнем Востоке.
Народное потребление
Что касается лёгкой промышленности, в этом сегменте новая схема помогает возвращать известные бренды на полки, комментирует аналитик ФГ «Финам» Анна Буйлакова.
«Розничные продавцы используют механизм параллельного импорта, чтобы дифференцировать своё предложение, привлекая новые бренды. Например, товары категории «Одежда» в перечне Минпромторга указаны без ограничений по брендам, вероятно, таким образом мы увидели появление товаров британского бренда Primark на Ozon», - поясняет эксперт.
Интересны тенденции импортозамещения продуктов питания и бытовой химии. Дальневосточные ритейлеры рассказали агентству, что отечественный производитель заменил большинство выпадающих позиций. Опустевших полок, как это прогнозировали некоторые эксперты, потребители не увидели.
В хабаровской сети «Самбери» сообщают, что российские компании успешно замещают такие бренды, как Henkel и Procter & Gamble.
фото: X5 Group
Директор камчатской розничной сети супермаркетов «Шамса» Андрей Солониченко сообщил, что фактически проблемы возникли только с поставками алкоголя. Например, в России сложно найти элитный виски, сопоставимый по качеству с «запрещёнными» иностранными аналогами.
«Поддерживать ассортимент алкогольной продукции – задача трудная. Однако в ноябре прошлого года Минпромторг разрешил алкоголь к параллельному импорту, и мы возлагаем надежды на эту схему», - рассказал он.
Укрепил позиции отечественный производитель и в сегменте бытовой техники и электроники (БТиЭ). Вырос спрос на стиральные машины и холодильники российского производства.
По словам ритейлеров, наиболее эффективно схема параллельного импорта работает в отношении дорогостоящей продукции Apple, которую можно заказывать небольшими партиями, в том числе авиадоставкой. Бренды более массовых сегментов активно замещают российские аналоги и товары из Китая.
Тяжёлый вопрос
В производственном секторе ситуация с импортозамещением намного более сложная. Руководитель Московского подразделения логистической компании «Азия-Л» Вадим Воложанин акцентирует, что многие компании, работающие на импортном оборудовании, испытывают сложности в снабжении своих производств и складов. По его словам, за минувший год огромное количество производителей приостановили работу либо находятся в процессе вынужденной модернизации, снижая свою эффективность.
фото: EastRussia
«Компании, которые несмотря на ограничения сотрудничают с российской стороной, рискуют попасть под вторичные санкции. Поэтому они очень осторожно подходят к заключению контрактов. На деле это выглядит следующим образом: вы обращаетесь к конкретному производителю и просите продать товар, но получаете отказ. Использовать обходную схему через Турцию и Казахстан производитель тоже отказывается. В итоге вы договариваетесь с посредником в Турции, чтобы он приобрёл необходимую вам продукцию. Тот соглашается, но на заводе его просят показать проект и производственную площадку. Многие западные компании заключают сервисные контракты с покупателями, в рамках которых специалисты поставщика контролируют внедрение оборудования, проводят обучение сотрудников и регулярно приезжают с проверками. У турецкого посредника нет ни проекта, ни производства, так что сделка срывается», - поясняет Вадим Воложанин.
В пример он приводит крупное предприятие по производству бумаги, которое приостановило работу из-за введения санкций, так как немецкий завод отказал ему в обслуживании. Аналогов нужного оборудования доступные бренды предложить не могут. И даже в случае лучшего сценария, если удастся организовать поставки через посредников и третьи страны, логистика, которая раньше занимала 2-3 недели, потребует в разы больше времени, что означает простой производственных мощностей.
Впрочем, есть в деловых кругах и другая точка зрения. Генеральный директор предприятия «Эколос — Дальний Восток» Алексей Бурдюк считает, что можно эффективно обходить санкции.
«Я уверен, что европейский бизнес в шоке от введённых ограничений. Это не предпринимательская инициатива, а навязанные сверху условия, которые несут прямой ущерб обороту предприятий. Поэтому не только российская сторона заинтересована в возобновлении импорта», - говорит он.
Другой крупный производитель, пожелавший остаться неизвестным, заявил, что знает способы «привезти что угодно откуда угодно» и проблем с поставками не имеет. «Есть рабочие схемы и поставщики, которые решают проблемы», - пояснил он.
Так или иначе, собеседники соглашаются, что параллельный импорт не может удовлетворить массовый спрос. Но, как отмечают в компании «Финам», такой цели он и не преследует. Задача параллельного импорта – поддерживать ассортимент и обеспечивать комфортную трансформацию рынка для потребителя, который может купить телефон, одежду или автомобиль любимого бренда. Усложнившаяся логистика при этом неизбежно означает подорожание товаров, однако основные потребности будут закрывать отечественные аналоги и продукция из дружественных стран.
В части оборудования и технологий вопрос остаётся открытым. Ранее глава Минпромторга Денис Мантуров заявлял, что ведомство разрабатывает меры, способствующие развитию промышленности и локализации производств иностранных компаний на территории Российской Федерации. Импортные образцы оборудования послужат для создания отечественных аналогов.
При этом министерство сообщает, что параллельный импорт – временное решение. Главная его цель – сбалансировать рынок. По мере успехов импортозамещения из списка Минпромторга будут исключать товарные группы, разрешённые к параллельному завозу.
Российский автомобильный рынок – и дальневосточный в частности - находится в процессе структурной перестройки. Китайский автопром занимает ниши, опустевшие с уходом популярных брендов. Владивостокская таможня отмечает двукратный рост ввозимых автомобилей. А схема параллельного автоимпорта, наконец, начинает работать на Дальнем Востоке.
С начала года российский автомобильный рынок переживает тектонические сдвиги. Среди брендов, остановивших работу в России: Mazda, Toyota, Geely, Suzuki, Lexus, Mercedes Benz, MAN, Ford, Honda, Volvo, Nissan, Skoda, Renault, Volkswagen, Hyundai, Volkswagen, KIA, Audi, Jaguar, Bentley, Rolls-Royce, Daimler Truck, BMW, Ducati, Land Rover.
Соответственно, тройка брендов – лидеров кардинально изменилось. По данным «Автостата» на октябрь текущего года, ведущей маркой остаётся отечественная LADA, доля которой в октябре выросла до 39,5% (7 113 проданных новых легковых автомобилей). Второе место среди иномарок завоевал китайский бренд Haval (4 316 шт.). В ТОП-5 также попали: Chery (3 838 шт.), Kia (2 738 шт.) и Hyundai (2 720 шт.).
По прогнозам, совсем скоро китайский автопром может выйти в лидеры.
Автомобили б/у из Японии и Южной Кореи помогут закрыть потребности, в первую очередь, на Дальнем Востоке.
И определённые надежды возлагаются на схему параллельного импорта, которая уже начинает работать.
Как показал мониторинг агентства, дилерские центры адаптируются к изменившимся реалиям.
Генеральный директор ООО «Альтаир-Авто» (официальный дилер Mercedes-Benz) Владимир Шестак отмечает, что многие участники рынка переориентировались на другие бренды и активно осваивают новые ниши. В том числе делают акцент на продажи автомобилей с пробегом.
«Кто-то уже запустил новые направления, кто-то планирует запускать в ближайшее время. Плюс в активах дилерских центров – внушительный парк б/у автомобилей. И всё равно никуда не делись компетенции. Многие клиенты предпочитают даже б/у автомобили покупать у дилера, а не на свободном рынке, потому что могут быть уверены в том, что транспортное средство гарантированно прошло все проверки, и гораздо больше доверяют результатам оценки дилера, чем какого-либо независимого эксперта. Плюс дилеры, имея отлаженные схемы взаимодействия с банками, лизинговыми компаниями, все-таки могут предложить наиболее интересные условия приобретения», - комментирует Владимир Шестак.
По словам собеседника, его компания сегодня работает в разных направлениях. В том числе наладила импорт автомобилей премиального класса из других стран, которые завозит, соблюдая таможенные процедуры.
Открывает новые направления бизнеса «Сумотори-Авто», официальный дилер Киа, Мазда, Субару во Владивостоке. Впервые за свою историю компания запустила продажи праворульных б/у автомобилей с японских аукционов.
изображение: скриншот сайта ГК «Сумотори»
«С б/у автомобилями мы работали и раньше. Но «правый руль» - это новая ниша для нашей компании. В целом, у «Сумотори-Авто» достаточно много направлений, включая кузовной цех и сервисное обслуживание, импорт автомобилей, в том числе под заказ. Кроме того, наши активы – почти 100 автомобилей, закупленных напрямую у производителя, с гарантией», - рассказал руководитель отдела продаж группы компаний «Сумотори-Авто» Валерий Дегтярев.
Дилерские центры рассчитывают составить серьёзную конкуренцию армии импортёров, поставляющих «правый» руль на российский рынок. В своей экспансии они опираются на преимущества больших компаний, которые, как правило, несут все риски в случае форс-мажоров.
«Распространённая история, когда автомобиль рыночной стоимостью миллион предлагают клиенту за 700 тысяч рублей. Но чудес не бывает, и потом выясняется, что надо заплатить гораздо большую сумму. Крупные авторитетные компании дорожат своей репутацией и готовы давать гарантии», - говорит Валерий Дегтярёв.
Сегодня рынок автоимпорта из Японии и Кореи переживает большой ажиотаж. За 10 месяцев текущего года Владивостокской таможней оформлено свыше 142 тысяч транспортных средств для личного пользования.
«По сравнению с октябрём прошлого года количество оформленных автомобилей в октябре этого года увеличилось более чем в два раза и составило 22 207 автомобилей для личного пользования», - сообщает таможенный орган.
Это внушительная цифра, если сравнить её, например, с динамикой рынка новых легковых автомобилей в России, где объёмы продаж в октябре составили 43,3 тысячи транспортных средств. Такие данные приводит аналитическое агентство «Автостат».
Эксперт одного из сертификационных центров Денис Максименко отмечает, что ценовая политика дилерских центров благоприятствует импортёрам.
«Дилеры брендов, покинувших рынок, подняли цены с началом спецоперации и не намерены сдавать назад, поэтому мы наблюдаем интересную ситуацию. Mazda CX-5 в салоне может стоить больше 4 млн рублей, тогда как до начала спецоперации стоила в районе двух с лишним миллионов. Разница колоссальная. При этом вы можете привезти такую же машину из Японии, и в рестайлинге она обойдётся до 3 млн рублей. Если говорить о брендах, которые остаются на российском рынке, в частности, Hyundai и Kia, они ведут приблизительно ту же самую политику. Учитывая курсы валют, сейчас намного дешевле привезти автомобиль, чем купить у официального дилера», - комментирует Денис Максименко.
В то же время с начала февраля рынок автоимпорта существует в экстремальных условиях. Сначала взлетевший курс доллара парализовал продажи. Потом Япония запретила экспорт в Россию люксовых автомобилей стоимостью более 6 млн иен, и это ударило по сегменту дорогих праворульных машин. Но курс японской иены вскоре резко упал по отношению к рублю, опустившись до исторических минимумов. А фокус внимания импортёров быстро сместился на Южную Корею.
«Потребитель распробовал корейские бренды, и на дорогах появились большое количество дорогих автомобилей от корейских производителей. Соответственно, в Центральной России осознали, что Южная Корея не вводила никаких санкций, и в отличие от Японии там нет ограничений для экспорта в Россию. Можно привезти как дешёвый, так и дорогой автомобиль любого сегмента», - говорит Денис Максименко.
Правда, для дешёвых авто на данный момент сложилась не самая благоприятная рыночная ситуация. Сегодня импортёры своей главной проблемой называют активное удорожание перевозок и услуг хранения автомобилей. Цены выросли в разы, и пока рынок спасает только дешёвая иена.
«Если в этот же период прошлого года фрахт стоил 300-450 долларов, то сейчас он стоит 1,5 тысячи долларов. Раньше складские услуги обходились порядка 4,5 тысяч рублей за 10 первых дней хранения. Сейчас - в районе 20-30 тысяч рублей. Назвать эту ситуацию иначе как беспределом я не могу. Особенно страдает сегмент дешёвых автомобилей. Остаётся надеяться, что антимонопольная служба примет меры, соответствующее обращение в ФАС готовят предприниматели», - сообщил один из импортёров.
Китайские бренды Haval и Chery стремительно ворвались в тройку лидеров российского автомобильного рынка. Но что интересно, «китайцы» оказались намного более востребованы в Москве, чем на Дальнем Востоке. Так, на второй строчке по количеству проданных машин в российской столице - кроссовер Chery Tiggo 7 Pro. В дальневосточном регионе лидируют Toyota Corolla и Toyota Prius.
«Теоретически такая крупная компания, как наша, могла бы открыть во Владивостоке продажи китайского бренда. Но нужно понять, какой именно бренд интересен потребителю, потому что далеко не все они пользуются популярностью. И в любом случае, коммерческая структура должна понимать прибыль и точку окупаемости. Вкладывать огромные деньги и окупать их 15 лет – это неинтересно. Проще инвестировать в другие проекты, которые уже сейчас приносят стабильный заработок», - говорит Валерий Дегтярёв.
Денис Максименко считает, что «китайцы» могут потеснить «японцев» и «корейцев» на Дальнем Востоке, но для этого они должны будут придерживаться определённой ценовой политики.
«На волне успеха китайские бренды, пусть и не так значительно, но всё же подняли отпускные цены. Раньше было выгодно покупать китайские автомобили, потому что цены были очень конкурентными, и те же Chery, если не брать «вэдовые», стоили в районе 2 млн рублей. Это та цена, которая привлекала покупателя, потому что он мог приобрести новый автомобиль, грубо говоря, по цене японского с пробегом. Обратите внимание, как только HAVAL зашёл на рынок, моментально раскупили все машины именно из-за хороших прайсов», - комментирует эксперт.
Цены на китайские автомобили всё равно будут скорректированы в сторону их большей доступности, считает Денис Максименко. Люди хотят покупать новые машины, а китайские бренды изначально демонстрировали адекватную, гибкую ценовую политику. И у них есть все шансы занять свою большую нишу на Дальнем Востоке. Конкурировать китайский автопром будет главным образом с параллельным импортом, полагает эксперт.
Автоконцерн Mazda передал свою долю «Соллерсу» за один евро
фото: «Соллерс»
Отметим, что японский автоконцерн Mazda официально вышел из проекта по выпуску автомобилей и двигателей японской марки на мощностях совместного предприятия "Соллерс" в Приморском крае. Свою долю он передал «Соллерсу» по символической стоимости в 1 евро на условиях опциона, то есть возможности выкупить её в дальнейшем).
Правительство региона сообщает, что в 2023 году завод запустит новую производственную линию. По некоторой информации, это будет сборочное производство китайского бренда.
Сегодня дилеры активно развивают импорт новых автомобилей через третьи страны – Казахстан, Узбекистан и другие. Но к параллельному импорту это не относится.
«И раньше можно было привезти автомобиль в дилерский центр откуда-нибудь из Германии. На физическое лицо, разумеется. Просто стоял вопрос экономической выгоды, и никому это не было интересно, потому что всю административно-организационную часть представительство брало на себя - сертификацию, получение СБКТС, ЭПТС и другие вопросы. Сейчас ситуация изменилась. То, что раньше делало представительство, делают дилеры. Привозят через третьи страны новые автомобили, приобретённые на физлиц. Это выгоднее, чем параллельный импорт, так как физлица платят гораздо меньшую пошлину», - поясняет один из участников рынка.
Параллельный импорт осуществляет только юридическое лицо при соблюдении определённых условий.
Принятое 15 июля постановление правительства №1269 упростило ввоз иномарок юрлицами. Теперь им не требуется получать ОТТС или просить разрешение на его использование у держателей такого документа. Можно завозить транспортные средства в обход представительств зарубежных автоконцернов. Но не любые – только не из перечня, утверждённого Минпромторгом. Новые или не старше трёх лет. Заключение о соответствии требованиям выдаёт ФГУП «НАМИ».
Денис Максименко рассказывает, что схема параллельного импорта на Дальнем Востоке, наконец, заработала.
«Ничего сложного в параллельном импорте нет. Если автомобиль входит в перечень транспортных средств, разрешённых к параллельному импорту, компания имеет право обратиться в институт НАМИ и при наличии перечня документов, подтверждающих в том числе определённую категорию систем безопасности, получить заключение о том, что данный автомобиль можно беспрепятственно ввезти в Россию. Могу сказать, что эта схема уже работает. Предприниматели начинают разбираться в ней, тестируют её. У меня есть клиенты, которые привезли автомобиль Audi «на проверку» именно в рамках параллельного импорта, на юридическое лицо, для дальнейшей реализации через одну из площадок», - говорит Денис Максименко.
Директор компании Carwin Дмитрий Забора отмечает, что теоретически реализовать эту схему можно с помощью посредников.
«Параллельный импорт - это возможность оформления на нашу компанию машин до трёх лет, то есть новых или почти новых плюс соблюдение ряда других условий. В принципе, ничего особо сложного здесь нет, можно заключить договор с органом сертификации, чтобы он взял на себя вопросы оформления. Но нам это неинтересно, потому что таможенная пошлина значительно меньше, если ввозить автомобили на физлицо. По параллельному импорту целесообразно завозить машины, только если ты официальный дилер и продаешь их от лица компании по лизингу либо каким-то другим схемам. Тогда это компенсирует высокую пошлину», - поясняет Дмитрий Забора.
Владимир Шестак уверен, что даже если параллельный импорт будет эффективно налажен, это не закроет потребности рынка.
«В мире сохраняется дефицит автомобилей, вызванный дефицитом полупроводников, о чём мы немного забыли на фоне внутренних событий. Эта тенденция только усиливается. Сейчас даже в странах, откуда подразумевается параллельный импорт, сохраняется нехватка автомобилей. Какую-то часть спроса можно удовлетворить таким образом, но всю потребность она не закроет», - полагает Владимир Шестак.
Собеседники считают, что на Дальнем Востоке своя специфика. И если говорить о массовом спросе, б/у автомобили из Кореи и Японии здесь вне конкуренции.
Отметим, по данным «Автостата», с января по сентябрь текущего года в России было куплено почти 475 тыс. новых легковых автомобилей, что на 59% меньше, чем за 9 месяцев 2021 года. Объём рынка легковых автомобилей с пробегом составил 459,4 тыс. единиц, на 20,2% меньше, чем за тот же период прошлого года.
По оценке Минэкономразвития, товарооборот между Россией и КНР в 2022 году может составить $165-170 млрд (против $141 млрд в 2021-м), что окажется историческим максимумом. Китай сегодня не просто ведущий рынок сбыта российской продукции, но и стратегический поставщик импорта, в том числе помогающий снизить технологическую зависимость РФ от западных поставщиков. Однако найти надежного контрагента в Поднебесной потребует определенных стараний.
За 8 месяцев 2022 года товарооборот между соседними странами достиг $117 млрд, что почти на треть превышает прошлогодний результат. По данным Российско-китайского комитета дружбы, мира и развития, в январе-феврале наблюдалось падение уровня ввозимых китайских товаров в Россию к аналогичному периоду 2021 года. Однако летом импорт пошел резко вверх. В июле Китай поставил в РФ товаров более чем на $6 млрд - в три раза больше, чем в июне. В августе поставки в Россию составили уже $7,9 млрд, превысив прошлогодний уровень на 26,7% (российский экспорт при этом вырос на 58%, до $11,2 млрд). Увеличение импорта обусловлено растущим у российских потребителей спросом на различное оборудование, механические устройства, электрические машины, IT-продукцию, медицинские изделия.
Китай в настоящее время выступает главным партнером России в поставках технологичного импорта после санкционных ограничений со стороны западных стран. Без него пока не видят себя многие производства в стране. Даже когда делается ставка на полную импортонезависимость, КНР часто рассматривается основным поставщиком замещаемой продукции на переходный период – до 100-процентной локализации.
По словам президента китайской Hylink Supply Chain Management Сунь Тяньшу, в КНР насчитывается свыше 180 промышленных отраслей. «Кроме микрочипов, практически все остальное производится в Китае. Так что в плане снабжения своего производства Россия может не переживать», – подчеркивал он.
Собственно, у российских компаний, которые ищут поставщиков в КНР, есть два пути – купить имеющийся там оригинал или приобрести вещь, близкую к нему. «Если идет речь о китайском аналоге, он может в точности не совпадать, но зато цена будет дешевле. И это вполне может использоваться, – говорит руководитель центра по закупкам оборудования Российско-Китайской палаты в Шанхае Андрей Милов. – В этом случае экспорт из Китая за рубеж, в частности в Россию, каких-либо деталей, комплектующих ничем не ограничен с формальной юридической точки зрения, если нет никаких брендов на упаковке или на самой детали, что может относиться к т.н. подсанкционной продукции».
Другое дело, если речь идет о параллельном импорте, товарах, которые предприятия в КНР производят для западных вендоров. В этом случае приобретать у китайского дилера или местного завода, принадлежащего инвестору из Евросоюза, США или Японии и выпускающего брендированную продукцию, сложно, если не сказать, что совсем невозможно, считает эксперт. Здесь не только боязнь перед вторичными санкциями, осуществляющие такой импорт компании из Китая могут просто столкнуться с собственными таможенными проблемами.
«В соответствие с существующей системой отказных писем от иностранных производителей, правообладателей этих брендов при декларации той или иной позиции китайский экспортер должен честно написать подтверждение этой марки. Если в ней будет честно указан, к примеру, Siemens, то китайский таможенник на основании отказного письмпопросит а пекинский офис корпорации Siemens предоставить письменное согласие на этот экспорт, что сделает сделку неисполнимой», - пояснил Андрей Милов.
При этом нужно понимать, что обходной способ таможенного оформления не является легальным. «Есть различные способы, как и в любой другой стране, избавления от брендов на продукции, декларирования ее под другими торговыми марками. Но надо понимать, что это хождение по красной линии, за которой идет прямое и грубое нарушение законодательства», - предостерегает представитель Российско-Китайской палаты.
Стоит сказать, и у российских заказчиков, несмотря на разрешенный параллельный импорт, возникают сложности с таможней. Как рассказал руководитель подразделения в Санкт-Петербурге компании «Парус» Евгений Бойко, хотя постановление правительства РФ разрешает ввоз товаров определенной номенклатуры без разрешения правообладателя бренда, в рамках действующего таможенного законодательства, любой инспектор ФТС может потребовать письменное подтверждение на импорт от представителя этой торговой марки.
«И здесь все остается на совести правообладателя. Он либо отвечает и может ответить на свое усмотрение, например, что товар контрафактный, и тогда вас ожидают долгие разбирательства, простои в порту, скорее всего, возбуждение административного производства и утилизация товара за ваш счет. Либо, если правообладатель промолчал, инспектор в рамках законодательства хотя не имеет права приостанавливать выпуск продукции, но в рамках контроля качества товара, скорее всего, назначит экспертизу (при этом по каким критериям может выполняться она, неизвестно), которая приостановит выпуск, и импортер будет нести потери до ее окончания», - пояснил Евгений Бойко.
Проверяй и подтверждай
Вопрос поиска надежного партнера в КНР не теряет актуальности, к тому же есть риски столкнуться с настоящей аферой. «Чаще всего мошенники используют имя известной компании и создают некий клон на AliExpress, Alibaba, используют документы, которые принадлежат реальному заводу, но с другими банковскими реквизитами, чаще всего в Гонконге. Если вы будете подписывать такой контракт, вас должно заинтересовать, почему вы его подписываете с компанией А, а платить нужно в компанию В», - говорит генеральный директор SinoRuss Сурана Раднаева.
Она рекомендует проверять контрагента по всем возможным источникам, обращаясь в профильные объединения, а также держать на контроле, как минимум, первую поставку. «Если компания надежная, в Китае она обычно входит в региональную ассоциацию или объединение по виду выпускаемой продукции. Мошенники обычно в ассоциации не существуют. Если у вас большой контракт, лучше собрать данные [о поставщике] и от третьих незаинтересованных лиц», - дает совет Сурана Раднаева.
При обсуждении заказа, особенно когда это касается поставки целой производственной линии, до китайского партнера необходимо детально довести техническое задание. Как рассказал Андрей Милов, российские заказчики порой ошибочно полагают, что производителю из КНР достаточно сформулировать общую задачу, ограничившись базовыми параметрами по входящему сырью, исходящей продукции, а далее по умолчанию он все сделает. Однако не стоит пренебрегать деталями: в частности, какая должна быть марка стали, максимально допустимое рабочее давление, углы затяжки и т.п.
«Завод (здесь речь не о крупных госкорпорациях, а о средних предприятиях машиностроительного комплекса Китая), как любая коммерческая компания, проводит простой подход: чем ниже себестоимость, тем выше прибыль. Соответственно он может купить, скажем, электродвигатели у субпоставщиков, но подешевле. В результате получается единица оборудования, которая внешне соответствует всем параметрам, но через полгода начинает сыпаться в условиях интенсивной эксплуатации в России. Нужно не уходить от детализации вашего техзадания, буквально вгрызаться в каждый блок, например, относительно уровня химического состава той самой стали, которая будет использована для того или иного узла», - отметил представитель Российско-Китайской палаты.
Еще одна немаловажная специфика связана с получением технической документации на изделие. По словам Андрея Милова, если сравнивать с приобретением, к примеру, немецкого оборудования, это целые тома, даже переведенные на русский, с правильным инженерным языком. У китайцев это может быть 10-страничная брошюра на плохом английском.
«Это не свидетельствует о том, что в Китае нет технической документации. Она есть, но местный высококонкурентный рынок заставляет китайских производителей сохранять свою коммерческую тайну, выдавая покупателю минимум чертежей, каких-то принципиальных электрических схем, гидравлических и проч. По той простой причине, что существует потенциальный риск, что это не может не быть скопировано в соседнем уезде», - пояснил эксперт.
Чтобы получить весь комплект полноценной документации, добавил он, следует спокойно объяснить руководству китайской компании, что данная информация необходима для получения соответствия от российских технадзорных органов, организации внутренних производственных процессов. «Если это довести до сознания контрагента, вы ее получите», - резюмирует Андрей Милов.
Когда контракт на выходе, естественно, рассматриваются механизмы оплаты. Как перевести деньги в Китай – сегодня наиболее частый вопрос в предпринимательских кругах, рассказывает руководитель Центра делового сотрудничества «Москва – Пекин» Максим Захаров. Совершить перевод возможно через российские банки, имеющие подключение к SWIFT. Однако возникают случаи, особенно в части расчетов в долларах, когда средства из России уходят, но поставщик в Китае получить их не может, или же деньги могут зависнуть на неопределенный срок.
«Некоторые банки, формально не отключенные от SWIFT`а, потеряли возможность делать переводы в валюте из-за попадания в список SDN, черный список лиц и организаций, с которыми гражданам США и постоянным жителям страны запрещено вести бизнес», - пояснил Максим Захаров.
В то же время все больше расчетов производится в юанях. Кроме того, продолжаются работы по интеграции российской системы передачи финансовых сообщений СПФС с китайским аналогом SWIFT - системой трансграничных межбанковских платежей CIPS. По словам представителя Новикомбанка, СПФС и CIPS, запущенные в своих странах в 2015 году, достаточно совершенны, но между ними отсутствует шлюз, который бы их технически связывал. Эта задача решается, и наиболее реалистичный срок ее реализации – начало 2023 года.
Система CIPS в отличие от SWIFT не имеет столь широкого числа пользователей и рассчитана только на китайскую национальную валюту, тем не менее, она должна сократить издержки при переводах в юанях.
В качестве варианта для расчетов с китайскими партнерами российские предприниматели (это применимо все же больше к предприятиям малого и среднего бизнеса) пока могут воспользоваться услугами имеющихся на рынке компаний-посредников. Они берут комиссию, но заказчику не придется искать лазейку для оплаты поставки и бояться, что что-то пойдет не так, отмечает Максим Захаров. Кроме того, такие компании могут взять на себя проверку в Китае поступившего товара на брак, переупаковку, оформление страховки от потери или боя.
Но и к посредникам надо быть внимательным. Например, что касается комиссии, то большинство посреднических сервисов берет плату за работу в размере 5-10% от стоимости заказа. Компании, обещающие выполнить работу за меньшие деньги должны вызывать недоверие, за большие – будут обременительны.В условиях санкционного давления на Россию ключевые логистические маршруты – вслед за переориентацией российского рынка на страны АТР – переместились на Дальний Восток. Это, с одной стороны, открывает новые возможности для бизнеса и государственных организаций, действующих в дальневосточных регионах. С другой – создает вызовы, которым нужно соответствовать. Один из них – внедрение новейших информационных технологий в логистическую сферу на Дальнем Востоке.
Стереотипное представление о том, что Федеральная таможенная служба – главный тормоз в процессе доставки грузов, ничего общего с реальностью не имеет, уверен замруководителя ФТС Владимир Ивин. С его слов, таможня – один из российских лидеров в сфере цифровизации и внедрения электронного документооборота: например, Владивостокская таможня до 97% документов оформляет в электронном виде.
– Цифровизация – единственный способ справиться с теми объемами документов, с которыми мы работаем: за последние 5 лет грузооборот Владивостокской таможни вырос в 4 раза, а за первые шесть месяцев 2022 года рост составил 100% по сравнению с 2021-м, – отметил Владимир Ивин. – Логистические потоки, сократившиеся на западе страны, пошли на восток, и Дальневосточное управление впервые в истории вышло на первое место в стране по объемам оформляемых товаров и взимаемых платежей. Крайне важно, чтобы таможенники ни в коем случае не стали препятствием для этих потоков.
Как рассказал Владимир Ивин, штат Дальневосточного управления был увеличен за счет создания виртуальных рабочих мест в Балтийской таможне, Уральском таможенном управлении: сотрудники находятся там, но в самую горячую пору дистанционно работают вместе с коллегами из Центра электронного декларирования ДФО. Но даже с учетом этого нагрузка велика: каждый специалист ежедневно оформляет в среднем 20 деклараций. Для сравнения: в прежние годы на одного сотрудника приходилось 14 деклараций в день. Тем не менее Владивостокской таможне удается оформлять 94% деклараций в тот же, в который они были поданы. Конечно же, благодаря «цифре»!
Однако есть серьезная проблема: другие звенья единой логистической цепочки не всегда успевают за таможенниками.
– Декларации делаются быстро: только за август мы обработали около 40 тыс. контейнеров, прошедших через Владивостокский порт. Но после оформления суда могут простоять в порту неделю. Портовые мощности перегружены, работают на пределе. Расширять их до бесконечности нельзя – город не позволяет расти порту экстенсивно. Значит, нужны эффективные решения, которые позволят справиться с этой проблемой, ускорить оборачиваемость товара в порту, – подчеркнул Владимир Ивин.
О необходимости внедрения передовых технологий в логистику на сессии говорили и главы компаний. Так, Еркожа Акылбек, председатель совета директоров ООО «Удоканская медь», отметил: дефицит логистических мощностей, по данным Минэкономразвития, сейчас составляет порядка 70 млн тонн, а в ближайшее время может вырасти кратно. Цифровизация должна стать одним из главных способов решить проблему: «В частности, китайский опыт показывает: при внедрении цифровых технологий процесс обработки груза сократился с 12 часов до получаса».
Алексей Шило, заместитель генерального директора ОАО «Российские железные дороги», отметил: Дальний Восток сегодня действительно в лидерах по оформлению электронных документов – это касается, в том числе, и дальневосточных железнодорожников. Около 90% экспортных документов в РЖД оформляются в цифровом виде: в этом году в таком формате было оформлено около 270 тыс. товарных партий.
«Быть первым в определенном смысле всегда легче», – отметил Алексей Шило. И в то же время подтвердил сказанное Владимиром Ивиным: востребованность дальневосточных логистических площадок, в том числе так называемых «сухих портов» – то есть логистических хабов, связанных с разными видами транспорта, – стремительно растет, и важно, чтобы они «успевали» за современной ситуацией.
– Предприниматели прекрасно понимают: чтобы их проекты были реализованы, все процессы изначально должны быть технологичными, ни одна составляющая не может «сбоить», – отметил Алексей Шило. – Сейчас в тренде контейнерные перевозки, а развитие контейнерного бизнеса проходит в целом те же стадии, что и в свое время перевозки полувагонами, и здесь важно, чтобы одна компания-оператор подставляла плечо другой, чтобы не было простоев. Следующий момент – балансировка: в августе мы действительно получили всплеск объемов импортных грузов, и теперь в течение сентября-октября нам предстоит научиться методично и планомерно работать с этой ситуацией.
Согласившись с тем, что дефицит провозных мощностей существует, Алексей Шило, отмети тем не менее, что железнодорожная инфраструктура в ДФО планомерно развивается, в том числе и благодаря частным инвестициям, в итоге РЖД ежегодно наращивает грузоперевозки на 12-16 млн тонн. При этом строительство новых путей, станций и других объектов должно сопровождаться внедрением передовых логистических технологий, и не только виртуальных.
– В РЖД действует программа «Дальневосточная железная дорога – полигон опережающего развития»; связана она не только с «цифрой», но и с технологией организации движения поездов, например, когда мы с помощью специальных технических решений искусственно сокращаем интервал движения составов на особо загруженных участках, – рассказал Алексей Шило. – А вообще, говоря о бесшовных логистических технологиях, в первую очередь нужно понимать, где проходят те самые «швы», и на этих участках работать. В частности, активизировать цифровое взаимодействие всех без исключения участникам процесса – будь то ведомства, отдельные организации или страны-партнеры. И, безусловно, для работы по смарт-контрактам с использованием автоматизированных расчетов нужно одинаково быстрое получение информации всеми сторонами, взаимное доверие и безукоризненное выполнение обязательств.
Не так давно Международная транспортная компания FESCO наладила поставки грузов по смарт-контрактам во Вьетнам. Такой подход сразу же доказал свою эффективность. Как рассказал Ле Чыонг Шон, президент Ассоциации вьетнамских бизнесменов, на возможность сотрудничества с Россией откликнулись многие вьетнамские предприниматели. При этом многих привлекли новые возможности не только по доставке, но и по хранению грузов.
Аркадий Коростелев, президент, председатель правления FESCO, отметил, что для компании перевод контрактов «в цифру» – итог планомерной работы.
– Более 70% всех отправок компании идет через личный кабинет FESCO, запущены различные приложения – «Порт в кармане», «Цифровой двойник порта» и другие. А благодаря использованию нашими партнерами – РЖД, ФТС – электронного документооборота, многие процессы, на которые прежде уходило несколько дней, выполняются за несколько часов, все процессы при этом прозрачны. Это повышает транспортный потенциал нашей компании, Владивостокского порта, а в итоге и макрорегиона, и всей страны, – рассказал Аркадий Коростелев.
Участники сессии были единодушны: какими бы внушительными ни были нынешние показатели работы, в идеале документооборот, связанный с транспортом и логистикой, должен стать электронным на все 100%. Это один из главных приоритетов развития на ближайшее время.
В нашем материале голые факты и ничего кроме фактов, за которыми корреспондент EastRussia отправился, в том числе, и в баню.
25 февраля 2022 – на следующей день после начала спецоперации – мы с Серегой сидели в общественной бане на Седанке (отличная парная! Рекомендую!) и слушали, чем живет автомобильная столица Дальнего Востока – Владивосток. Кстати, если хотите узнать, чем действительно живет город – смело идите в баню. Пар легко развязывает языки самым суровым «перекупам».
- Я «хорька» (Toyota Harrier – прим.) снял с продажи. Посмотрю, что дальше будет.
- Тоже, наверное, придержу. У меня как раз «ноут» (Nissan Note – прим.) «биток» (автомобиль, который был в ДТП в Японии и из-за этого стоит на аукционах дешевле аналогов – прим.), отдам «китам» (китайцам - прим.), пускай «шаманят».
- Вот «попали», кому на днях «таможиться» (оплачивать таможенный сбор за ввоз иномарки в Россию, он рассчитывается, исходя из мощности авто и «привязан» к курсу евро - прим).
Надо сказать, что во Владивосток мы с Серегой приехали, чтобы забрать в автосалоне его микроавтобус ГАЗ «Соболь». Еще шутили, мол, дожили: едем во Владик за «ГАЗелью» (нужная модель и комплектация были только во Владивостоке). Каково же было наше удивление, когда на следующий день в салоне мы узнали, что «Соболь» подрос в цене на 200 тысяч. Объяснить удорожание на 15 % отечественной машины менеджер салона нам так и не смог.
Впрочем, к началу марта цены подняли все. И на всё.
«Старый ввоз. Успеть купить по докризисной цене!» - такими заголовками пестрил дром (автомобильный портал drom.ru – основная площадка продажи авто на Дальнем Востоке). Продавцы машин разделились на два лагеря: одни подняли цену в 1,5 раза, другие решили повременить с продажей.
Фото: japantransit.ru
Потенциальные покупатели, понимая, что дешевле уж точно не будет, отправились на авторынки, в автосалоны и изучать предложения на дроме. Кто-то купил (не всегда то, что планировал, т.к. цена поднялась), кто-то не согласился с новыми ценами. Необходимо учесть, что в конце декабря цена на авто традиционно выросли – в России это уже традиция: ожидать чего-то нехорошего, в том числе увеличения цен, сразу после «новогодних». Поэтому достаточно большая часть потенциальных покупателей потратила свои накопления, купив машину, и к концу февраля – середине марта попросту продавцы попросту остались без клиентов.
Это, кстати, было заметно в сегменте машин с пробегом по РФ с ценой до полумиллиона: «перекупы» (это и те, кто привозит машины в Россию с целью перепродажи), понимая, что машины подороже сейчас не продаются, пытались зарабатывать перепродавая дешевые авто. Некоторые при этом пытались играть «на дурака», продавая машины по завышенной в два раза цене, аргументируя, что «санкции», «запрет ввоза» и «слабость рубля».
Стоимость японского авто без пробега по России складывается следующим образом: цена на саму машину на аукционе в Японии, услуги посредника, фрахт (доставка авто морем в один из портов Дальнего Востока), таможенный сбор, уровень жадности продавца (сумма, которую он хочет заработать на перепродаже).
С японскими аукционами произошла метаморфоза: в марте цены снизились примерно на 10%- впервые за последние два года. По мнению специалистов, это произошло на фоне введения антироссийских санкций и, соответственно, сокращения экспорта машин в Россию – почти на 90 %. Дело в том, что российский авторынок – главное экспортное направление поддержанных японских автомобилей. В 2021 году из Японии было импортировано 160 тыс. иномарок, что составляет 16,7 % от общей доли. Вот и включился рыночный механизм: россияне перестали покупать машины, японцы стали скидывать цены. Правда, это не перекрыло роста стоимости йены (ну, или отрицательного роста рубля, если хотите).
Фрахт. Здесь случился «затык»: одно время упорно муссировалась версия, что Япония не отгружает автомобили и вообще всю технику в российские порты. Дело в том, что японское министерство экономики и развития «приравняло» неходовые авто, которые идут на экспорт, к запчастям. А так как некоторые детали к вывозу запрещены (потому что из них, к примеру, можно собрать тачанку или самоходную установку, то есть использовать в военных целях), то многие агенты в Японии перестраховывались и не занимались отправкой «распилов», «конструкторов» и т.п.
Выгрузка автомобилей в порту Владивостока
Фото: ПАО «ДВМП»
Сегодня, по словам менеджера компании Jimex из Иокогамы, все «устаканилось».
- Все отлично, дело пошло. Возим. Фрахт меняется каждый месяц, но цена особо не поменялась. Только одна японская компания – JAI - подняла стоимость своих услуг в два раза, и мы с ними больше не работаем.
Но все же основная составляющая стоимости машины – таможенный сбор. Здесь все грустно: для физических лиц он «привязан» к курсу евро, для юридических – доллара по курсу ЦБ на день регистрации. Больше других пострадали те, кто приобрел машину по «старым» ценам, но не успел растаможить ее до падения рубля – оплачивать ввоз иномарки в Россию пришлось по курсу в районе ста рублей.
Что будет дальше с ценами на авто? Дешевле точно не станут. Но и денег у людей больше не стало, поэтому покупательскую способность нельзя скидывать со счетов. Рано или поздно участникам рынка придется прийти к той золотой середине, где встречается эта самая покупательская способность и аппетиты продавцов. Пока же отмечается, что средний чек покупки авто остается примерно на докризисном уровне, но при этом стареет автопарк и увеличивается спрос на бюджетные малолитражные машины. То есть если раньше человек рассчитывал купить одну машину, то теперь за эти деньги он возьмет другую - постарше и побюджетнее.
Тем временем экспертная группа от партии ЛДПР направила в правительство РФ предложение об отмене таможенных пошлин. В Telegram-канале депутата Ярослава Нилова приводится вот такой список:
«…до 1 января 2024 года предлагаем:
- наложить мораторий на утилизационные сборы для автомобильных заводов;
- минимизировать (или вовсе отменить) таможенные пошлины на ввоз транспортных средств для юридических и физических лиц при ограничении по количеству, возрасту и цене (на одно лицо – до 3-х авто в год не старше 10 лет и стоимостью до 10 млн. руб.);
- отменить ограничительные требования по техническому нормативу выбросов – стандарту Евро-5 для юридических и физических лиц, предусмотрев при этом эксплуатацию ввезенных авто, когда ограничение возобновит действие».
Похожее, но не столь радикальное предложение направил в правительство Национальный автомобильный союз (НАС — всероссийская общественная организация, объединяющая автомобилистов и автобизнес для представления их позиции в органах власти – прим. автора). НАС полагает оправданным частичную отмену таможенных пошлин на ввозимые автомобили. Так, чтобы физические и юридические лица могли ввозить транспортные средства по упрощенной схеме, с использованием таможенной декларации. Определенная часть граждан — россияне-инвалиды 1-й и 2-й групп, участники боевых действий и приравненных к ним лиц, герои России, герои труда, лица, пострадавшие от последствий аварии на Чернобыльской АЭС и ликвидаторы последствий этой аварии – должны получить возможность оплачивать лишь 50% таможенных сборов.
Практическая реализация этих предложений представляется маловероятной. Как стало известно EastRussia у профильных министерств инициативы депутатов ЛДПР и НАС вызвали негативный отклик.
Он стоит на известном всему СССР проспекте Владивостока, воспетом Аллой Пугачевой еще в 1970-ых. Лицо развернуто к бухте Золотой рог, откуда уходят и куда возвращаются все, кто живет здесь морем. Куртка нараспашку, брюки клеш по моде тех лет, характерная морская осанка. Его судно только что пришвартовалось в родном порту, а он сам сошел на причал, вышел в город и ловит такси. В его фигуре что-то очень хорошо знакомое…
Горожане его приняли, что называется, «как своего». Ему дали имя Эдик. С ним здороваются и трут на удачу его большой палец, поднятый вверх в жесте «голосования» такси. С наступлением холодов морячка приодевают в шапочку и шарф, а к Новому году наряжают в мишуру. Эдик – «свой в доску», понятный и близкий многим из недавнего прошлого Владивостока.
Владивосток 70-ых – это особая страна в стране, закрытая и доступная немногим. В то время едва ли не каждая вторая организация в городе была тесно связана с морем. Дальневосточное морское пароходство (ДВМП), исследовательский флот (ДВНИГМИ), вспомогательный флот ТОФ и, разумеется, рыбаки и китобои. Моряки и научники ходили в порты всего Тихого океана и не только, у рыбаков были экспедиции в зонах Канады, США, Перу и Новой Зеландии. А главным и вожделенным портом захода, так уж сложилось, был Сингапур. Те годы и тогда, и сейчас вспоминаются коренными жителями как расцвет Владивостока: строились новые жилые районы, важные крупные городские объекты, модернизировался исторический центр, а сами владивостокцы чувствовали себя счастливыми и благополучными.
Моряков, на несколько месяцев отправлявшихся в другие страны, окружала особая аура людей, которым доступно недоступное. Из своих поездок они обязательно возвращались с ворохом подарков для всех близких: автоматическими зонтиками, женскими шейными платками, двухкассетными магнитофонами, виниловыми пластинками и другими заморскими диковинами. Быть замужем за моряком, иметь такого человека в родственниках или дружить с ним было в большом почёте.
Во всяком случае, из 2000-ых та пора именно так и ощущалась. 9 сентября 2004 года тогдашний главный редактор радио «Европа плюс Владивосток» Руслан Вакулик записал в популярном на тот момент Живом Журнале идею о памятнике культовой профессии, которая бы связывала сразу несколько поколений владивостокчан.
«У меня просто появилась мысль о некоем собирательном образе владивостокца. Это виделось, как памятник социальной группе жителей, которая была в числе градообразующих для Владивостока тогда. Такая достопримечательность без пафоса, которая была бы близка каждому», - рассказывает идеолог и вдохновитель проекта.
Идея была озвучена, но окончательно оформилась и была реализована позже только спустя несколько лет, в 2009-2011 годах. Главный художник города Павел Шугуров, работавший в то время над культурным пространством Владивостока, подключился к проекту, активно представлял его на всех инстанциях. Городская администрация и мэр Игорь Пушкарев поддержали идею. Автором проекта стал скульптор и в прошлом сам моряк загранплавания Георгий Широглазов.
«Главный посыл этого арт-объекта – в памяти о недавнем времени. Рядом с памятником фотографируются моряки того поколения, они считают его памятником своей юности. К нему приносят цветы семьи иногда, как память о моряках, которых уже нет – отца, брата. Он стал самобытным объектом для туристов. Люди его любят, каждый по своей причине. Он человечный, отражает историю города. Моряк держит под мышкой винил – альбом Led Zeppelin – «The Song Remains The Same» – «Песня остаётся той же». Это к тому, что, хоть поколение моряков загранплавания, которые определяли во-многом облик Владивостока в 1970-80-х, уходит, морской характер города всё тот же, морская романтическая природа города и его жителей остается неизменной», – говорит Руслан Вакулик.
«Когда я смотрю на этот памятник, вижу себя. Точно также выглядел и я в конце 70-х-начале 80-х - расклешенные джинсы, футболка, куртка. Мы любили модно одеваться, посидеть в ресторане (особенно сразу после прихода в порт), женщин и хорошую музыку. И моряков было много – город-то морской!
Из своего первого рейса привез себе джинсы, купленные на Малай-базаре в Сингапуре, футболку «ливайс» и альбомы тех же любимых Led Zeppelin, Uriah Heep, Supertramp и Judas Priest. В то время, особенно летом, город был более ярок, по сравнению с тем же Хабаровском – именно за счет того, что моряки привозили всякие модные шмотки, сами одевались, родных-знакомых обували-одевали. Ну и торговали, конечно, не без этого», - вспоминает очевидец тех лет, бывший моряк загранплавания Игорь Бессараб.
фото: Игорь Бессараб
«Мне не нужно было ничего придумывать – я делал себя. Работа над скульптурой шла легко и свободно. Общий образ в голове возник сразу, а детали – пластинки под мышкой, портфель у ног – обсуждали совместно. Первоначально на руке висел зонтик, уже потом рука трансформировалась в жест голосования. Не совсем доволен окончательным вариантом, это уже больше коллективный труд. Например, таких длинных волос у моряков не было, и жест «большой палец вверх» появился ближе к концу 80-х, когда появились видеокассеты с зарубежными фильмами», – рассказал скульптор Георгий Шароглазов.
Новая городская скульптура в итоге стала представлять собой обобщенный образ моряков заграничных рейсов, а потому получила название «Воспоминание о моряке загранплавания». Она была установлена 15 января 2013 года на пересечении Океанского проспекта и улицы Фокина. Ее отлили в бронзе в литейной мастерской Екатеринбурга. С доставкой трехсоткилограммового арт-объекта возникла сложность – грузы такого веса из бывшего Свердловска не отправлялись. Пришлось через Москву. Ценный вес шел около недели… После этой истории можно с уверенностью сказать, что Эдик – точно прибыл из дальних путешествий.
Редкий моряк пройдёт мимо «себя в юности»
Сегодня этот объект культуры можно встретить в любом гиде-справочнике по Владивостоку. Если будете во Владивостоке, просто подойдите к Эдику, поздоровайтесь, поднимите палец вверх в знак солидарности с ним и станьте причастным к славному прошлому Владивостока!