Просроченная дебиторская задолженность при расчетах населения за газ сократилась более чем на 30% по сравнению с предыдущим годом в Хабаровском крае. Как считают в компании «Газпром газораспределение Дальний Восток», это стало возможным благодаря сотрудничеству с Федеральной службой судебных приставов, местными властями, банками и предприятиями топливно-энергетического комплекса в области информационного обмена и взаимопомощи.
Кроме того, как сообщает пресс-служба поставщика газа, свою роль сыграли и другие мероприятия, направленные на укрепление платежной дисциплины: ежегодные акции по аннулированию пени и напоминания о платежах через голосового помощника.
В 2024 году компания также реализует акцию «Заплати за газ и выиграй». Участниками могут стать абоненты, своевременно оплатившие счета за газ и перешедшие на электронные квитанции. В рамках розыгрыша участники имеют шанс выиграть до трех тыс. рублей на свой лицевой счет. Подробности акции доступны на официальном сайте компании в разделе «Акция “Заплати за газ и выиграй”».
В регионах Дальнего Востока в сентябре текущего года продолжали расти потребительские цены на товары и услуги (к декабрю 2022 г., Таблица 1). В шести регионах показатель превысил средний по РФ (104,6%) – речь идет о Приморском, Камчатском и Забайкальском краях, Бурятии, Амурской и Сахалинской областях. Среди регионов ДФО меньшие темпы роста цен были зафиксированы в Магаданской области, Хабаровском крае и на Чукотке.
В августе 2023 г. во всех дальневосточных регионах, а также в Иркутской области росла среднемесячная заработная плата (к августу 2022 г., Таблица 2). В Камчатском крае рост превысил средний показатель по стране, составив 28,1% (в России – 15,1%). Тем не менее в большинстве регионов округа рост не превышал 14,5%. Меньше чем на 10% выросла зарплата в Сахалинской области (+4,6%) и Чукотском АО (+7,2%).
Что касается уровня безработицы (Таблица 3), то в июле-сентябре 2023 г. он оказался наиболее высоким в Забайкалье (7,2%), Якутии (5,4%) и Бурятии (4,5%). Следует отметить рост доли безработных в Якутии, которая по данному показателю является второй в ДФО после Забайкальского края. Доля безработных в республике за отчетный период оказалась выше, чем в Бурятии. В части регионов наблюдается более низкий, чем в среднем в РФ (3%) уровень безработицы – в Приморском, Хабаровском и Камчатском краях, Амурской и Сахалинской областях, Чукотском АО.
Программа «Дальневосточная ипотека» остается широко применяемым механизмом повышения доступности приобретения собственного жилья жителями Дальнего Востока. Ее планируется расширять, включая новые категории участников и увеличивая размер кредитов. По данным Минвостокразвития и КРДВ, лидерами по выдаче кредитов в рамках программы дальневосточной ипотеки являются Приморский, Хабаровский края и Якутия. В Приморье к настоящему времени выдано 24 тыс. кредитов на 109,5 млрд рублей. В Якутии число выданных кредитов составляет 19,5 тыс. на сумму в 93,8 млрд рублей. В Хабаровском крае выдано 11,9 тыс. кредитов на 53 млрд рублей. Всего на сегодняшний день в ДФО оформлено свыше 88 тыс. ипотечных кредитов, общая сумма которых превысила 392,2 млрд рублей.
Из общего количества кредитов на строительство индивидуального жилья банки выдали 13,2 тыс. кредитов на общую сумму 69 млрд рублей. Средняя сумма кредита на ИЖС по ДФО составляет 5,2 млн рублей. Наибольшее количество таких ипотечных кредитов выдано в Якутии – более 6 тыс.
Также банк «ДОМ.РФ» в январе-сентябре текущего года выдал в рамках программы дальневосточной ипотеки около 1 тыс. кредитов на сумму около 5 млрд рублей, что в два раза превысило показатель за аналогичный период прошлого года. Наибольший объем кредитов выдан жителям Владивостока (3,5 млрд рублей), Хабаровска (около 600 млн рублей), Якутска (300 млн рублей), Улан-Удэ (150 млн рублей) и Благовещенска (более 100 млн рублей).
По поручению президента РФ В.Путина программу дальневосточной ипотеки планируется расширить, распространив на работников оборонно-промышленного комплекса. При выдаче кредита занятым на предприятиях ОПК предлагается не учитывать возраст и состав семьи. Ранее такие правила в рамках программы были распространены на работающих на Дальнем Востоке врачей и учителей. В текущем году на реализацию программы «Дальневосточная ипотека» из резервного фонда правительства дополнительно будет выделено 8 млрд рублей. Ранее на реализацию программы «Дальневосточная ипотека» было выделено порядка 70 млрд рублей на 2023-25 гг.
В рамках федеральной поддержки образовательных учреждений в техникумах и колледжах арктических районов Якутии в 2024 г. должны открыться 12 мастерских для подготовки рабочих кадров. Создание мастерских ведется с помощью президентской дальневосточной субсидии. Они начнут работу в Арктическом колледже народов Севера в Черском, в отделениях Центра подготовки рабочих кадров «Арктика» в Батагае, Жиганске, Тикси. В настоящее время в мастерские поставляется оборудование. В том числе в Батагае разместятся мастерские по обучению компьютерным технологиям. В Жиганске планируется осуществлять подготовку фотографов, дизайнеров одежды, в Тикси должны открыться мастерские по эксплуатации беспилотных авиационных систем, ремонту и обслуживанию легкового транспорта. В целом власти Якутии рассчитывают до конца 2025 г. открыть в республике 46 таких мастерских.
Между тем в Минпросвещения РФ отмечают дефицит образовательных объектов – школ и детских садов, при строительстве новых жилых кварталов в дальневосточных городах. Наиболее высокая потребность наблюдается во Владивостоке, Чите, Хабаровске, Улан-Удэ, Якутске. Глава департамента развития инфраструктуры Минпросвещения И.Шварцман отмечала, что с учетом стоимости возведения дальневосточных кварталов требуется дополнительная финансовая поддержка застройщиков для строительства социальной инфраструктуры.
Также требуются дополнительные средства для строительства новых медицинских учреждений. В частности, на завершение строительства межрайонного онкологического диспансера в Комсомольске-на-Амуре Хабаровского края требуется более 400 млн рублей. Онкодиспансер в Комсомольске-на-Амуре планировалось возвести к 2021 г., затем срок был сдвинут до 2024 г. Единственным исполнителем является ППК «Военно-строительная компания» (ВСК), относящаяся к Минобороны РФ. К настоящему времени подрядчик завершил перепроектирование, оно находится на рассмотрении Главгосэкспертизы. Работы по данному объекту начались еще в 2018 г.[1], но в июне 2019 г. они были приостановлены.
Между тем из-за возросшей нагрузки в онкодиспансере в Хабаровске вышло из строя оборудование. На его замену требуется 402 млн рублей. Глава Минвостокразвития А.Чекунков в октябре сообщал, что средства будут выделены по государственной программе развития Дальнего Востока.
Регионы ДФО в текущем году получат средства на создание и модернизацию эндокринологических центров и школ здоровья для пациентов с сахарным диабетом (в рамках федерального проекта «Борьба с сахарным диабетом»). В число регионов-получателей средств вошли Бурятия, Якутия, Хабаровский край, Магаданская область, Сахалинская область и Чукотский АО. Сахалинская область получит 76,2 млн рублей, Бурятия – 61,8 млн рублей, Чукотский АО – 60 млн рублей, Якутия – 56,4 млн рублей, Хабаровский край – около 56 млн рублей.
Финансирование также будет предоставлено всем дальневосточным регионам на приобретение диагностического эндокринологического оборудования для районных больниц. Для Сахалинской области на данные цели предназначено 19,3 млн рублей, для Бурятии – 18,9 млн рублей, для Приморского края – 18,8 млн рублей, для Якутии – 15,6 млн рублей, для Камчатского края – 15,3 млн рублей, для Забайкальского края – 14,6 млн рублей, для Иркутской области – 12,5 млн рублей, для Амурской области – 11,5 млн рублей, для Еврейской АО – 10,3 млн рублей, для Хабаровского края – 10,1 млн рублей. Чукотский АО получит 3,5 млн рублей, а Магаданская область – 1,2 млн рублей.
Тем временем депутаты парламента Магаданской области направили в федеральное правительство обращение с вопросом о снятии ограничений по значению коэффициента доступности медицинской помощи в регионах, так как они не учитывают региональные особенности и не позволяют получать финансирование в необходимом объеме. Коэффициент применяется при расчете субвенций, выделяемых из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ОМС) региональным фондам.
Депутаты отмечают, что при текущем объеме финансирования системы ОМС невозможно решить проблему дефицита кадров в Магаданской области, не покрываются текущие расходы на зарплату врачей и медсестер, на обновление инфраструктуры здравоохранения, закупку нового оборудования, лекарств, расходных материалов. В связи с недостатком финансирования наблюдается рост кредиторской задолженности магаданских больниц. Так, к 1 января 2021 г. ее размер достиг 690,7 млн рублей, к началу 2022 г. он вырос до 1,3 млрд рублей. В июле 2023 г. сумма задолженности составила 1,8 млрд рублей. Сумма финансовых потерь Колымы от установления коэффициента доступности медпомощи оценивается в 2 млрд рублей.
В рамках планов по газификации регионов «Газпрому» и приморскому правительству по поручению президента предстоит разработать «дорожную карту» по газификации Приморского края на 2026-30 гг. При составлении «дорожной карты» должны быть учтены результаты реализации инвестиционного проекта по строительству системы магистральных газопроводов.
Также «Газпром» и «Роснефть» должны определиться с гарантирующим поставщиком газа в Хабаровском крае (до 1 июля 2024 г.). «Газпрому» предстоит разработать графики по газификации Белогорска в Амурской области до 2032 г., подключению Биробиджана к проектируемому газопроводу до 2032 г. и рассмотреть возможность строительства газораспределительной станции №3 в Комсомольске-на-Амуре. До 1 июля 2024 г. федеральное правительство совместно с правительством Якутии, «Газпромом» и «РусГидро» должны утвердить план-график по переводу на природный газ энергоблоков Нерюнгринской ГРЭС. Его предполагается осуществить до 2028 г.
В Сахалинской области в 2024 г. планируется ввести в эксплуатацию 15 новых газовых котельных – пять из них должны начать работу в Поронайском районе, по четыре – в Макаровском и Тымовском районах, по одной котельной – в Корсаковском и Александровск-Сахалинском городских округах. В настоящее время уровень газификации Сахалинской области составляет 57%.
При этом с наступлением зимнего периода в отдаленных регионах, где в качестве топлива широко используется мазут, вновь усугубилась проблема роста цен на топливо для сферы ЖКХ. В октябре президент поручил правительству предоставить за счет бюджетных ассигнований дополнительную финансовую помощь в размере 5 млрд рублей Камчатскому краю на поддержку теплоснабжающих организаций, использующих в качестве топлива мазут. Средства должны позволить реализовать мероприятия по подготовке к отопительному сезону 2023-24 гг. и его проведению.
На этом фоне вице-премьер А.Новак заявил, что в правительстве прорабатывается возможность субсидирования стоимости мазута, поставляемого в регионы с высокой долей его использования в энергетике. Глава Минфина А.Силуанов предложил ввести обязательство поставки определенного объема мазута на внутренний рынок по фиксированным ценам.
При этом в Генпрокуратуре отмечают проблемы с подготовкой к отопительному периоду системы ЖКХ на Дальнем Востоке. Прокурорская проверка выявила слабую работу региональных властей по координации и контролю за выполнением инвестиционных и производственных программ, заменой и ремонтом аварийных сетей и оборудования. Заместитель генпрокурора РФ Д.Демешин также отметил высокий уровень изношенности коммунальной инфраструктуры ДФО (40%), значительный размер просроченной задолженности за коммунальные услуги (39 млрд рублей) и большое количество бесхозных коммунальных объектов. Больше всего таких объектов наблюдается в Якутии (2,5 тыс.) и Чукотском АО (1 тыс.). При этом с начала отопительного сезона текущего года в дальневосточных регионах произошло более 900 аварий и технологических сбоев.
В Генпрокуратуре предлагают усилить контроль за целевым и эффективным использованием бюджетных средств, выделяемых на региональные программы по модернизации коммунальных сетей, ввести льготный режим по налогу на имущество для предприятий ЖКХ в целях привлечения частных средств. Концессионный механизм по передаче объектов ЖКХ инвесторам не получил ожидаемого развития в части регионов ДФО. Пока в Приморском, Хабаровском, Забайкальском краях число таких объектов не превышает 17%. Средний показатель по округу составляет 55%. Общий размер финансовых вложений концессионеров в объекты ЖКХ на Дальнем Востоке достигает на сегодняшний день 132 млрд рублей.
Следует отметить, что в октябре был сформирован перечень опорных населенных пунктов Арктики. К ним относятся города, государственная поддержка которых будет осуществляться на системной основе. Из дальневосточных городов к ним отнесены поселок Тикси (центр Булунского района) с прилегающими территориями в Якутии и города Анадырь и Певек[2] Чукотского АО. Для каждого опорного пункта предполагается разработать комплексный план социально-экономического развития до 2035 г. и определить источники финансирования.
В регионах, пострадавших в текущем году от стихийных бедствий, предстоит завершить компенсационные выплаты и профинансировать восстановительные работы. Приморский край получит из резервного фонда правительства РФ средства в размере 760 млн рублей на возмещение расходов, понесенных регионом при выплате гражданам компенсации ущерба, который причинил прошедший в сентябре тайфун. Общая сумма нанесенного тайфуном ущерба составляет около 10 млрд рублей. Также дополнительно региону будет направлено 414 млн рублей из федерального бюджета на приобретение тяжелой техники для аварийно-спасательных работ, дноуглубительных работ и расчистки русел рек после наводнений.
Камчатскому краю в 2024 г. будет направлено порядка 200 млн рублей из федерального бюджета на восстановление дорог в Усть-Камчатском районе – они пострадали при извержении вулкана Шивелуч в апреле. Средства будут направлены на восстановление уличной дорожной сети в поселках Ключи и Козыревск.
Якутия, Хабаровский край, Амурская и Магаданская области получат федеральные средства на компенсацию затрат на тушение лесных пожаров в 2023 г. В ходе тушения возгораний весной и летом текущего года расходы данных регионов превысили ранее выделенное финансирование на борьбу с лесными пожарами. Магаданская область получит на данные цели 387 млн рублей, Якутия – около 296 млн рублей, Хабаровский край – более 201 млн рублей, а Амурская область – 140,5 млн рублей.
Тем временем в Иркутской области средства в размере 6 млн рублей были выделены из резервного фонда региона для денежных выплат пострадавшим от летнего паводка жителям подтопленных населенных пунктов Казачинско-Ленского района. Единовременная материальная помощь предназначена для жителей поселка Улькан, деревень Юхта, Седанкина, Карнаухова и Нижнемартыново, сел Новоселово, Казачинское, Кутима и Ермак. 77 человек, зарегистрированных на территории подтопленных населенных пунктов, получат единовременную материальную помощь по 10 тысяч рублей. Также финансовая помощь в связи с частичной утратой имущества первой необходимости по 50 тысяч рублей предназначена 67 пострадавшим.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
Таблица 1. Индекс потребительских цен на товары и услуги, сентябрь 2023 г., в % к декабрю 2022 года.
Регион |
Индекс |
Российская Федерация |
104,6 |
Сибирский федеральный округ |
104,9 |
Иркутская область |
104,4 |
Дальневосточный федеральный округ |
105,2 |
Приморский край |
106,7 |
Республика Бурятия |
105,8 |
Забайкальский край |
105,8 |
Амурская область |
105,2 |
Камчатский край |
105,2 |
Сахалинская область |
105,1 |
Еврейская авт. область |
104,6 |
Республика Саха (Якутия) |
104,1 |
Чукотский авт. округ |
103,6 |
Хабаровский край |
103,5 |
Магаданская область |
103,3 |
Таблица 2. Среднемесячная заработная плата работников организаций, август 2023 года, в % к соответствующему месяцу предыдущего года.
Регион |
Индекс |
|
Российская Федерация |
115,1 |
|
Сибирский федеральный округ |
115,2 |
|
Иркутская область |
115,3 |
|
Дальневосточный федеральный округ |
113,2 |
|
Камчатский край |
128,1 |
|
Хабаровский край |
114,6 |
|
Забайкальский край |
114,3 |
|
Приморский край |
114,2 |
|
Республика Бурятия |
114,0 |
|
Республика Саха (Якутия) |
113,0 |
|
Еврейская авт. область |
112,5 |
|
Амурская область |
111,2 |
|
Магаданская область |
110,4 |
|
Чукотский авт. округ |
107,2 |
|
Сахалинская область |
104,6 |
|
Таблица 3. Уровень безработицы, в % к численности рабочей силы и численность рабочей силы, тыс. человек, июль-сентябрь 2023 г.
Регион |
Уровень безработицы |
Численность рабочей силы |
Российская Федерация |
3,0 |
76 258,4 |
Сибирский федеральный округ |
3,2 |
8 299,2 |
Иркутская область |
3,6 |
1 160,6 |
Дальневосточный федеральный округ |
3,5 |
4 181,1 |
Забайкальский край |
7,2 |
471,1 |
Республика Саха (Якутия) |
5,4 |
518,2 |
Республика Бурятия |
4,5 |
440,9 |
Магаданская область |
3,4 |
80,8 |
Еврейская авт. область |
3,0 |
73,9 |
Приморский край |
2,6 |
970,5 |
Хабаровский край |
2,3 |
701,1 |
Амурская область |
2,2 |
403,3 |
Сахалинская область |
2,1 |
265,0 |
Чукотский авт. округ |
1,7 |
29,3 |
Камчатский край |
1,5 |
166,9 |
[1] Контракт был заключен с московским ООО «Тутта» (на 1,2 млрд рублей), он был расторгнут в октябре 2020 г. (проблемами объекта стали ошибки в проектной документации, постоянная смена субподрядных организаций).
[2] Чаунский район.
По прогнозу МТС почти половина – 46,3% – из 6,6 млн реализуемых в России электросчетчиков в 2023 году будет работать с использованием технологий интернета вещей. К 2024 году это значение достигнет 75,8%, а к концу 2025 года – 95,8%. К этому времени интеллектуальными счетчиками коммунальных ресурсов будет оснащена каждая вторая квартира в стране. Свой вклад в достижение этих показателей вносит владивостокское подразделение компании «Миртек».
До 2016 года в России производство было лишь в Таганроге, но интересы роста подтолкнули к открытию производства во Владивостоке. Тогда на Дальнем Востоке уже реализовывалась практика территорий опережающего развития, сулившая компаниям серьёзные налоговые льготы. В 2018 году «Миртек» стал резидентом свободного порта Владивосток.
– Компания пользуется господдержкой: это нулевой налог на прибыль в течение пяти лет, нулевой налог на имущество – также на пять дет, 7,6% страховых взносов вместо 30% базовых на протяжении 10 лет, - говорит директор «КРДВ Приморье» Алексей Дунаев.
Вскоре после запуска клиентами «Миртека» стали крупные компании, включая «РусГидро», а спустя короткое время востребованная продукция разошлась по всему Дальнему Востоку. Предприятие во Владивостоке выпускает умные счётчики серий Миртек-212-РУ и Миртек-232-РУ на основе полного производственного цикла, который включает в себя сборку, программирование, поверку и упаковку..
Преференции, которые дает режим резидента СПВ, облегчает аккумуляцию и привлечение средств на развитие производства. Этой возможностью и воспользовались в «Миртеке», закупив дополнительное оборудование.
– До модернизации завода мы могли выпускать до 10 тысяч приборов учета в месяц, после – уже до 15 тысяч, – рассказывает генеральный директор компании «Миртек» Никита Шебалков.
Продукция «Миртека» разрабатывается в собственном конструкторском бюро. Платы и часть комплектующих тоже выпускают сами. После ввода санкций компании пришлось провести большую работу по смене поставщиков микроконтроллеров. Сейчас нужные элементы закупаются у трех разных партнёров, причём для внедрения новых комплектующих понадобилась серьёзная работа по их адаптации к существующим решениям и требованиям на соответствие утвержденному типу.
Нынешний прирост производительности – промежуточный шаг в стратегии кратного увеличения выпуска умных счетчиков. В планах построить в 2026 году ещё одно предприятие полного цикла. В КРДВ в свою очередь готовы представить необходимый земельный участок, инфраструктуру, а также оказать содействие по созданию свободной таможенной зоны для ввоза комплектующих из-за границы.
Сомнений в том, что продукция нового завода будет востребована, в компании нет. Умные счётчики не только ведут учёт потребленным киловаттам и автоматически передают данные в энергокомпанию. Они стоят на страже интересов потребителя, собирая для него всю необходимую информацию, к примеру, насколько качественную электроэнергию вам продают и подают.
– К примеру, был скачок напряжения и у вас сгорел телевизор или холодильник, - рассказывает Никита Шебалков. – Наш счетчик все зафиксировал, и у вас есть документально подтвержденные данные о произошедшем, на основании которых вы можете выставить претензию.
По закону ни одна новостройка не принимается в эксплуатацию, если она не оснащена умными счетчиками. А вот заменять уже установленные старые устройства на умные должен поставщик ресурсов за свой счёт. Причём в 1 января 2022 года разрешена установка только интеллектуальных приборов учета электроэнергии. Когда такое устройство появится в конкретной квартире, зависит от срока истечения действующей поверки счетчика.
Трансформация жизнеобеспечивающих предприятий Хабаровска, как и всех остальных городов России, продиктована необходимостью соблюдения требований закона «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», принятого в 2019 году. Целью реорганизации МУПов является повышение экономической эффективности предприятий, что неизбежно выльется в повышение комфорта и безопасности жизни горожан.
Одна из целей реформы муниципального хозяйства – снижение расходов местных бюджетов на содержание убыточных предприятий. Вместо них появятся и частные предприятия, что будет развивать конкуренцию, от чего всегда выигрывает потребитель. Кроме того, передача муниципального унитарного предприятия в частную собственность может принести большую прибыль, так как имущественные комплексы, оборудование и земельные участки МУПов не всегда используются в полной мере.
В Хабаровске работают 12 унитарных предприятий. Всего же обеспечением жителей города необходимым ассортиментом услуг для комфортной жизни занимаются 19 муниципальных организаций разных форм собственности. Они отвечают за жилищно-коммунальные услуги (тепло- и водоснабжение, водоотведение), социальное жильё, транспортные услуги, благоустройство, занимаются реконструкцией и развитием дорожной сети. На этих предприятиях работают более четырех тыс. человек.
По словам главы Хабаровска Сергея Кравчука, за пять лет объем работ муниципальных предприятий составил 49 млрд рублей, в том числе в прошлом году – около 11 млрд рублей, рост – почти на 6%. За этот же период производительность труда выросла на 32%.
«Хабаровск является одним из городов, где удалось сохранить муниципальные предприятия после рыночных преобразований в стране в конце 90-х годов. Однако реорганизация муниципальных унитарных предприятий в муниципальные бюджетные учреждения показала свою эффективность. Контроль за финансовыми потоками учреждений Север и Восток, (реорганизованы в 2020 году и 2022 году соответственно), позволяет принимать оперативные решения и вносить корректировки по выполнению муниципального задания, связанного с благоустройством города. За время работы в новой организационно-правовой форме учреждения увеличили объемы работ на 12% –более 20 млн рублей», – рассказал Сергей Кравчук.
Начальник управления экономического развития администрации Хабаровска Олег Ожегов подтвердил эффективность муниципальных производственных организаций: «С 2018 по 2022 годы объем работ, направленных на удовлетворение основных потребностей населения в жизнеобеспечивающих услугах, составил практически 50 млрд рублей, за этот же период производительность труда выросла с 1 млн 797 тыс. рублей на человека в год до 2 млн 367 тыс. рублей или на 32%. Получено 639 млн рублей чистой прибыли».
Олег Ожегов добавил, что при смене предприятием организационно-правовой формы, виды деятельности остаются прежними, при этом 100% акций будут принадлежать городу, а администрация города через органы управления обществ (наблюдательный совет, совет директоров) напрямую будет влиять на процессы принятия решений, касающиеся крупных сделок, инвестиций, оплаты труда и прочее.
Согласно закону, унитарные предприятия должны быть реорганизованы или ликвидированы до 1 января 2025 года. Если это требование не будет выполнено вовремя, Федеральная антимонопольная служба по решению суда ликвидирует предприятия. Исключения для реорганизации составляют предприятия сферы городского пассажирского транспорта, а также отраслей, относящихся к естественным монополиям.
Таким образом, МУПами в Хабаровске останутся: «Водоканал», «Тепловые сети» и «Городской электрический транспорт». Остальные будут реорганизованы.
МУП – это коммерческая организация, которая вправе получать прибыль за счет имущества, переданного в управление. Управление такими предприятиями осуществляется посредством планирования финансово-хозяйственной деятельности и установки контрольных заданий по объемам, издержкам, производительности труда, в сочетании с принципами успешного хозяйствования – поиском дополнительных доходов, в ом числе от оказания услуг сторонним организациям; модернизацией основных фондов.
Муниципальное унитарное предприятие – это коммерческая организация, ее главная цель – получение прибыли, бюджетное учреждение (МБП) относится к некоммерческим и открывается для осуществления социальных функций. Деятельность муниципального бюджетного учреждения финансируется за счет субсидии на выполнение муниципального задания из бюджета города. Имущество как унитарного предприятия, так и бюджетного учреждения находится в муниципальной собственности и передается на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Сергей Кравчук отметил, что с момента принятия федерального закона в администрации внимательно рассмотрели все возможные перспективы каждого отдельного предприятия. Для обсуждения приглашались профильные специалисты, включая аппарат управления каждого предприятия. Рассмотрены все проблемные вопросы, решение которых позволяет сбалансировать интересы бюджета города с интересами трудовых коллективов.
«В результате проведенной работы мы определили организационно-правовые формы реорганизации муниципальных предприятий. Дорремстрой станет акционерным обществом (АО), НПЦОДД, Горсвет, Южное станут муниципальными бюджетными учреждениями (МБУ), УО МКД, РКЦ, Банно-прачечное хозяйство, Стрела и Спецкомбинат приобретут форму общества с ограниченной ответственностью (ООО). Имущество, коллектив, производственная база и виды деятельности предприятий будут полностью сохранены», – рассказал мэр Хабаровска.
К моменту выхода этого материала стало известно, что в Госдуму внесли законопроект, предлагающий продлить реорганизацию или ликвидацию ФГУПов и МУПов до 1 января 2030 года. По мнению авторов законопроекта, норма о ликвидации ФГУП и МУП не учитывает негативные последствия ухода унитарных предприятий с социально значимых рынков, на которых практически отсутствуют частные предприятия. В администрации Хабаровска отметили, что в любом случает процесс реорганизации МУПов в городе завершится в 2024 году.
Россияне уже привыкли пользоваться различными сервисами, помогающими улучшить качество жизни: узнать, есть ли пробки на дорогах, подать документы в госструктуры онлайн, дистанционно отследить состояние здоровья и прочее. Цифровые технологии проникают во все сферы жизни общества. Хабаровск в числе самых «продвинутых» муниципалитетов в плане внедрения электронных сервисов. Например, здесь созданы ресурсы, позволяющие узнать местонахождение общественного транспорта в реальном времени, а люди с ограниченной возможностью передвижения могут через сайт «Доступная среда» определить для себя доступность объектов городской инфраструктуры и общественного транспорта. Хабаровск первым на Дальнем Востоке разработал и внедрил «Цифровую карту ТОС», где собрана наглядная информация о деятельности территорий общественного самоуправления.
Причем, как отметил глава Хабаровска Сергей Кравчук, разработка таких программ ведется в муниципалитете собственными силами, без привлечения дополнительного финансирования и затрат на реализацию проектов.
«Я благодарен нашим специалистам, которые занимаются этим направлением, и правительству Хабаровского края за то, что поддерживают нас в наших начинаниях. Все появляющиеся вопросы решаются оперативно. В Хабаровске происходит сейчас переломный момент – мы всю экономику, всю систему управления городом переводим в “цифру”. Это тяжелая, интересная и важная работа, а самое главное – мы это делаем для удобства наших жителей. Губернатор края нацеливает нас на создание комфортных условий для проживания жителей в муниципальных образованиях края. Новые мобильные приложения и программы как раз и являются элементом этой комфортности. С их помощью горожане получают необходимые услуги в короткие сроки. При этом им не даже нужно приезжать в ту или иную организацию, чтобы подать заявку», – рассказал Сергей Кравчук на городской коллегии.
Мэр города также отметил, что сейчас необходимо сфокусироваться на работе по цифровизации частного сектора. Он обратил внимание на то, что пока не все жители там имеют доступ к высокоскоростному широкополосному интернету.
«Цифровизация частного сектора для нас – одно из ключевых направлений в развитии городского хозяйства. Люди, проживающие в районах индивидуальной застройки, должны иметь доступ к получению тех же самых услуг, что и жители центра Хабаровска. Даю поручение ускорить проведение широкополосного интернета в частный сектор Хабаровска. Таким образом, мы запускаем проект “Цифровой Хабаровск”», – добавил Сергей Кравчук.
Начальник управления информационных технологий Хабаровска Андрей Ващишин отметил, что Хабаровск взял курс на цифровизацию еще в 2000 годах, а с 2006 года в городе стартовал проект построения единой многофункциональной информационной сети города (ЕМТС). Сеть представляет собой оптические каналы связи протяженностью свыше 1000 км, охватывает все районы города, объединяет более 400 социально значимых объектов, предприятий и организаций жизнеобеспечения. Проект ЕМТС стал результатом сотрудничества администрации города и ведущих операторов связи – мэрия предложила максимально благоприятные условия для развития услуг связи на территории города, а операторы связи предоставляли часть оптических волокон по своим трассам муниципалитету.
«В 2012 году коммуникационная инфраструктура города замкнулась на центре обработки данных (ЦОД). Центр станет ядром инфокоммуникационной структуры администрации города, в котором будут функционировать система обеспечения градостроительной деятельности, программа учета земельных и имущественных отношений, единая городская автоматизирования система инженерных коммуникаций. Мы уже достигли высокого уровня цифровизации муниципального управления, и с 2022 года приоритетным для нас направлением развития обозначена именно отрасль городского хозяйства. Так, в прошлом году разработана система мониторинга и контроля санитарного состояния крыш МКД, дворов, мест накопления ТКО, иными словами, автоматизированная информационная система “Жилищно-коммунальное хозяйство” (АИС “ЖКХ”)», – рассказал Андрей Ващишин, уточнив, что система представляет собой карту города, где можно оценить работы по очистке и благоустройству Хабаровска.
Также в Хабаровске действует автоматизированная информационная система «Единая дежурно-диспетчерская служба», которая служит для организации и контроля работы дежурных служб при ликвидации последствий аварийных ситуаций и плановых восстановительных работ.
«Система обеспечивает возможность подачи заявок на дистанционное подключение к инженерным сетям. Ее разработали в целях улучшения инвестиционной привлекательности города, особенно в текущих непростых экономических условиях. Проект запущен в эксплуатацию. В этом году планируется автоматизировать процесс согласования технологического присоединения. Вскоре по поручению мэра города будет внедрено мобильное приложение, которое включает в себя ряд сервисов – контроль управляющих организаций с возможностью проверки результата их деятельности. Горожане смогут оставлять комментарии о произведенных работах и прикреплять фотоматериалы. Также после разработки новой системы хабаровчане будут получать рассылку электронных уведомлений о прекращении и возобновлении подачи коммунальных ресурсов», – рассказал Ващишин.
Еще об одной важной планируемой разработке сообщил Сергей Кравчук: в Хабаровске будет запущена программа цифровизации центрального кладбища.
«Объемная работа – это не просто указать на карте, где находится то или иное захоронение. С помощью цифровых технологий можно будет в удаленном режиме заказать услугу по наведению порядка, благоустройству, поддержанию санитарного состояния на месте захоронения. Эта задача будет поставлена в ближайшее время», – заверил глава Хабаровска.
Масштабные задачи требуют большого количества ресурсов, в первую очередь, человеческих, особенно, учитывая, что в администрации города опираются только на собственных специалистов. Сергей Кравчук не исключил возможность увеличения штата программистов в управлении, чтобы город и впредь находился на переднем крае глобальной цифровизации.
Одной из основных проблем угольной отрасли остается дефицит провозных мощностей железнодорожной транспортной инфраструктуры, ограничивающий возможности экспорта. Также угольные компании сталкиваются со снижением мировых рыночных цен и ростом железнодорожных тарифов. Тем не менее на Дальнем Востоке растет объем угледобычи, а также завершен проект по строительству частной железнодорожной ветки для вывоза угля на экспорт из Якутии. Реализуются меры по развитию газопроводной инфраструктуры в целях достижения плановых показателей поставок газа в Китай. При этом сокращается производство СПГ на Сахалине.
На Дальнем Востоке отмечается рост объемов добычи угля. В Якутии за три квартала текущего года произведено 35,8 млн тонн угля, что на 32% больше результата за аналогичный период прошлого года. В республике добыто 31 млн тонн коксующегося угля и 4,5 млн тонн энергетического. Прирост в основном обеспечила компания «Эльга» (Эльгинское месторождение). В целях обеспечения экспорта растущих объемов компания в ноябре завершила строительство Тихоокеанской железной дороги, связывающей месторождение с терминалом «Порт Эльга» на побережье Охотского моря.
Также добычу в Якутии вели компании «Колмар» (ГОК «Денисовский», ГОК «Инаглинский»), АО ХК «Якутуголь» (ПАО «Мечел», разрезы «Нерюнгринский», «Кангаласский», «Джебарики-Хая») и «АнтрацитИнвестПроект» (Сыллахское месторождение). Отгрузка на ДВЖД с Эльгинского месторождения за три квартала составила 13,4 млн тонн, с Сыллахского месторождения («АнтрацитИнвестПроект») – 860 тыс. тонн.
В Амурской области в январе-сентябре 2024 г. добыча угля увеличилась на 6,7% относительно аналогичного периода 2023 г., достигнув 3,388 млн тонн. Около 98% от общего объема производства обеспечили «Огоджинская угольная компания» (компания «Эльга») и АО «Амурский уголь» (холдинг «Русский уголь»). Огоджинское месторождение (Селемджинский район) на сегодняшний день является основным источником добычи каменного угля в Приамурье. За январь-сентябрь на Огодже получено 1,195 млн тонн, что на 10,47% превзошло результат за аналогичный период прошлого года. План добычи на 2024 г. составляет в 2,4 млн тонн.
АО «Амурский уголь» на Ерковецком разрезе (Октябрьский район) произвело за девять месяцев 1,709 млн тонн бурого угля, что на 16,8% больше, чем за аналогичный период годом ранее. На Северо-Восточном разрезе «Амурский уголь» получил 433,2 тыс. тонн бурого угля, увеличив результат на 29,3%. Еще 50 тыс. тонн бурого угля в регионе за отчетный период обеспечили ООО «Альянс» на Архаро-Богучанском месторождении и ООО «ДальВостокУголь» на Райчихинском месторождении.
В Чукотском АО ООО «Берингпромуголь» (австралийская Tigers Realm Coal[1]) в январе-сентябре 2024 г. произвело 1,272 млн тонн каменного угля на Фандюшкинском месторождении (Анадырский район), нарастив результат на 11,5% относительно аналогичного периода 2023 г. Напротив, добыча бурого угля на Чукотке (АО «Шахта Угольная») в январе-сентябре снизилась в два раза, до 57,2 тыс. тонн (на Анадырском месторождении).
Также рост добычи угля фиксируется в Хабаровском крае. АО «Ургалуголь» (АО «СУЭК») по результатам января-сентября 2024 г. произвело 7,4 млн тонн твердого топлива на Ургальском месторождении (Верхнебуреинский район), что на 8% больше, чем за аналогичный период прошлого года. По итогам текущего года недропользователь планирует обеспечить производство более 10 млн тонн угля.
Снижение объемов угледобычи отмечается в Магаданской области. В регионе в январе-сентябре 2024 г. было добыто 223,9 тыс. тонн угля, что на 16% ниже, чем за аналогичный период 2023 г. Добычу каменного угля на Колыме осуществляют ООО «Северовостокуголь» (Верхне-Аркагалинское месторождение) и ООО «Северо-Восточная угольная компания» (Булурская угленосная площадь). Каменный уголь данных месторождений поставляется преимущественно на экспорт, в то время как для внутреннего потребления области в основном используется уголь, поставляемый из других регионов (в первую очередь, с Кузбасса).
Тем не менее на сегодняшний день угледобывающая отрасль испытывает проблемы, связанные с транспортными ограничениями экспорта, ростом железнодорожных тарифов и снижением мировых цен. По итогам десяти месяцев текущего года перевалка угля в морских портах Дальнего Востока сократилась на 2,1%, до 92,2 млн тонн. Однако в октябре отгрузки из дальневосточных портов выросли на 9% относительно октября прошлого года (и на 13% относительно сентября текущего года), до 10,4 млн тонн. Основной объем был направлен в Китай, поскольку после снижения в третьем квартале, в октябре экспорт угля в КНР вырос на 8% к сентябрю текущего года и на 21% к октябрю 2023 г., составив 9,4 млн тонн, в связи с сезонным увеличением потребления.
По итогам десяти месяцев текущего года экспорт угля из России составил 164 млн тонн, что на 9% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. В частности, в КНР за данный период было поставлено 43,9 млн тонн, в Японию, Южную Корею и на Тайвань в совокупности - 23,23 млн тонн, в Индию – 8,2 млн тонн. На фоне повышения с 1 декабря 2024 г. на 13,8% тарифа на железнодорожные перевозки и последующего вероятного роста стоимости угля может продолжиться сокращение российских экспортных поставок в КНР и Индию[2]. Спад наблюдается уже в настоящее время – по итогам января-июля 2024 г. экспорт энергетического и коксующегося угля из РФ в Китай сократился на 10% относительно аналогичного периода 2024 г., до 54,4 млн тонн (в денежном отношении экспорт снизился в 1,7 раз, до 5,5 млрд долларов). Экспорт угля в Индию в январе-сентябре 2024 г. сократился на 26% по сравнению с январем-сентябрем 2023 г., составив 6,1 млн тонн.
Ожидается, что в предстоящем году будет несколько снижено влияние транспортных ограничений на поставки угля по железной дороге благодаря открытию Тихоокеанской железной дороги компании «Эльгауголь» А.Авдоляна и А.Исаева. Частная железнодорожная ветка направлена на вывоз из Якутии угля Эльгинского месторождения и поставок до терминала «Порт Эльга» в Хабаровском крае. На первом этапе пропускная способность Тихоокеанской железной дороги составит 30 млн тонн в год. Второй этап планируется ввести в первом квартале 2027 г., увеличив пропускную способность до 50 млн тонн в год.
Грузооборот угольного терминала «Порт Эльга» после запуска в 2025 г. должен составить 14 млн тонн. На втором этапе, который предполагается реализовать в первом квартале 2026 г., грузооборот должен вырасти до 30 млн тонн ежегодно, а третий этап предполагает увеличение грузооборота до 50 млн тонн в первом квартале 2027 г. Железная дорога и порт были включены в состав ТОР «Хабаровск» в начале октября текущего года.
Первый состав с углем в тестовом режиме прошел по Тихоокеанской железной дороге 14 ноября. За первый рейс перевезено 20 полувагонов и два вагона. Протяженность пути составила 531 км (в т.ч. 500 км – по территории Хабаровского края). К концу ноября укладка железнодорожного полотна завершилась на всем протяжении Тихоокеанской железной дороги, построены все 19 станций и разъездов.
Ввод объекта в эксплуатацию намечен на первый квартал 2025 г. Стоимость строительства составила около 146 млрд рублей, в том числе крупный кредит предоставил Газпромбанк. Терминал «Порт «Эльга» принял первый балкер «Омолон» 14 ноября. Перевалку угля планируется начать до конца текущего года. На терминале к настоящему времени готовы причалы №1 и №2, готовность причала №3 превысила 35%, готовность причала №4 – 20%.
Стоит отметить, что в октябре правительство РФ отменило курсовую пошлину на бурый уголь – при условии, если цена превышает 63 доллара за тонну. Действие нулевых экспортных пошлин на энергетический уголь и антрацит продлено до 30 ноября текущего года. При этом убытки российских угольных компаний в январе-июле 2024 г. оцениваются в 3,1 млрд рублей, тогда как за аналогичный период 2023 г. была получена прибыль в размере 316,1 млрд рублей. На рынке наблюдается сокращение доли прибыльных компаний отрасли – с 63,1% до 48,3%.
Угольные компании также обеспокоены планами по отмене квот по вывозу угля на восток для регионов[3]. Осенью ОАО «РЖД» предложило отменить в 2025 г. квоты на вывоз угля почти для всех наделенных ими регионов, сделав исключение только для Кузбасса, но при условии вывоза в рамках квоты и других грузов, с более высокой добавленной стоимостью.
Правительство в целом поддержало идею «РЖД». Вице-премьер В.Савельев в ноябре поручил правительству предусмотреть на 2025 г. квоту в 55,3 млн тонн для Кемеровской области на вывоз в восточном направлении всех грузов[4]. Таким, образом кузбасская квота будет включать не только уголь. Помимо угля «РЖД» рассчитывает вывезти в рамках квоты порядка 15 млн тонн высокотехнологичной продукции.
Тем временем Минтранс выступает за предоставление квоты Новосибирской области[5], но только компании «Сибантрацит», в то время как в Кузбассе предоставляемой квотой могут воспользоваться все производители угля. В Минтрансе также одобряют отмену квот для остальных регионов и дополнение угольной квоты Кемеровской области другой продукцией.
Однако на необходимости сохранения квот для всех регионов-держателей в правительстве настаивает Минэнерго, возглавляемое бывшим губернатором Кемеровской области С.Цивилевым (его семье подконтролен угледобывающий «Колмар»). Бурятия, Якутия, Иркутская область, Хакасия и Тува в соответствии с планами правительства, должны в 2025 г. сохранить возможность вывоза объема угля, не превышающего квоты текущего года, при этом соглашения предполагается заключать с конкретными предприятиями, а не регионами.
По итогам девяти месяцев 2024 г. по квотам перевезено 74,1 млн тонн угля. Общий размер квоты 2024 г. для шести регионов составляет 100 млн тонн угля. В том числе из Якутии в январе-сентябре текущего года в восточном направлении было перевезено 19,5 млн тонн угля (+1% к плану, квота на 2024 г. – 26,3 млн тонн), из Бурятии – 6,7 млн тонн (+1% к плану, квота на 2024 г. – 8,5 млн тонн), из Иркутской области – 2,6 млн тонн (+4% к плану, квота на 2024 г. – 3,3 млн тонн). В Минэкономразвития полагают, что предоставление квот на вывоз угля отдельным регионам несет угрозу финансовой устойчивости «РЖД» и препятствует развитию несырьевого экспорта в восточном направлении.
В сфере добычи углеводородов «Газпром» рассчитывает увеличивать поставки газа в Китай. В ноябре Главгосэкспертиза РФ одобрила ПАО «Газпром» увеличение мощности магистрального газопровода «Сила Сибири» до проектных 38 млрд куб. м в год за счет строительства вторых компрессорных цехов на всех восьми компрессорных станциях, работающих в системе газопровода, а также второй нитки газопровода. Протяженность «Силы Сибири» составляет 3 тыс. км, его ресурсной базой являются Чаяндинское (Якутия) и Ковыктинское (Иркутская область) месторождения. В 2023 г. по газопроводу в КНР было поставлено 22,7 млрд куб. м газа. Проектной мощности поставки должны достигнуть в 2025 г.
Также Главгосэкспертиза РФ выдала положительное заключение «Газпрому» на строительство второго участка газопровода в рамках обустройства дальневосточного маршрута поставок газа. Он предполагает строительство газопровода-отвода от магистрального газопровода «Сахалин – Хабаровск – Владивосток» - от газоизмерительной станции (ГИС) до государственной границы. Работы будут проводиться в Лесозаводском городском округе Приморского края. Ранее компания получила одобрение по первому этапу проекта – участку газопровода-отвода от трубы «Сахалин – Хабаровск – Владивосток» до ГИС.
По дальневосточному маршруту предполагается поставлять до 10 млрд куб. м газа в год с месторождений на сахалинском шельфе (проект «Сахалин-3», включающий Киринское, Южно-Киринское и Мыгинское месторождения). Начало поставок газа в КНР по данному маршруту намечено на 2027 г. В октябре текущего года «Газпром» подписал с китайской нефтегазовой корпорацией СNPC координационное соглашение о поставках по дальневосточному маршруту.
Тем временем добыча газа в рамках сахалинских проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2» пока не восстановилась. На проекте «Сахалин-1» добыча в январе-сентябре 2024 г. составила 6,96 млрд куб. м, что соответствует уровню добычи за аналогичный период 2023 г. В сентябре добыча сократилась на 6,4% относительно сентября прошлого года, составив 660 млн куб. м. В рамках проекта «Сахалин-2» за девять месяцев текущего года производство газа снизилось на 4,5% относительно аналогичного периода 2023 г., до 11,46 млрд куб. м. В сентябре сокращение составило 5,5% относительно аналогичного месяца прошлого года, до 1,35 млрд куб. м.
Экспорт СПГ с завода проекта «Сахалин-2» также снижается – по итогам января-октября 2024 г. отгрузки СПГ снизились на 4% относительно аналогичного периода 2023 г., до 7,86 млн тонн. В октябре снижение экспорта составило 6,8% к октябрю прошлого года, до 893 тыс. тонн. Поставки СПГ из России в Китай в текущем году росли за счет отгрузок с проекта «Ямал СПГ» компании «НОВАТЭК» в Ямало-Ненецком АО.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] В апреле текущего года компания Tigers Realm Coal заключила юридически обязывающее соглашение о продаже своих чукотских активов (компании «Берингпромуголь», управляющей компании «Берингугольинвест» и геологоразведочной «Северной Тихоокеанской угольной компании») с компанией «АПМ-инвест» М.Бузука. Сделку должны еще одобрить акционеры TIG, ФАС и президент РФ.
[2] В настоящее время для Республики Корея российский энергетический уголь 6000 ккал с погрузкой в декабре предлагается по цене 116-125 долларов за тонну. Цены на уголь 5500 ккал для Китая составляют 106-107 долларов за тонну. Стоимость угля 6000 ккал для поставок в Индию – 110 долларов за тонну.
[3] Объемы в рамках квот перевозятся в приоритетном порядке – в рамках третьей очереди временных правил определения очередности.
[4] Квота Кузбасса в 2024 г. составила 54,1 млн тонн. Правительство региона предлагало увеличить квоту в 2025 г. до 68 млн тонн.
[5] В июле текущего года власти Новосибирской области запрашивали квоту в размере 10 млн тонн угля в восточном направлении и 20 млн тонн в северо-западном.
Строительство Хабаровской ТЭЦ-4 — одна из крупнейших энергетических инициатив Дальнего Востока, направленная на модернизацию теплоэнергетической инфраструктуры Хабаровского края. Этот проект не только заменит устаревшую ТЭЦ-1, введённую в эксплуатацию в 1954 году, но и существенно улучшит экологическую обстановку в регионе. О значении проекта, ходе его реализации и вызовах, с которыми сталкиваются строители, и почему Президент страны дал адресное поручение по обеспечению нового энергообъекта газом — в материале EastRussia.
Хабаровская ТЭЦ-1 уже 70 лет является одним из ключевых объектов теплоэнергетики города. Однако её технологическое оборудование устарело и требует дорогостоящего ремонта. Как отметил и.о. министра энергетики Хабаровского края Герман Тютюков, поддерживать исправное состояние станции становится всё сложнее из-за отсутствия запасных частей и износа оборудования.
При этом ТЭЦ-1 обеспечивает до 60% потребности Хабаровска в тепле, её мощности позволяют вырабатывать до 435 МВт электроэнергии и это делает её критически важным объектом для города. Однако её угольное поле и склад золошлаковых отходов создают серьёзное экологическое воздействие, ухудшая качество воздуха в районе.
Ещё в 2015 году было принято решение о строительстве новой станции, которая сможет полностью заменить старую. Проект стал возможным благодаря государственной программе модернизации тепловой энергетики, однако его реализация столкнулась с рядом сложностей. Строить ТЭЦ-4 начали в 2021-м, тогда запуск в эксплуатацию намечался на 2024 год, однако санкционные ограничения, потребовавшие перепроектирования и замены импортных компонентов на отечественные аналоги, несколько отодвинули сроки. Сегодня завершение строительства намечено на 2027 год.
Новая ТЭЦ-4 строится на территории ТЭЦ-1 и будет использовать исключительно природный газ в качестве топлива, что позволит устранить угольную пыль и сократить выбросы вредных веществ. Электрическая мощность станции составит 410 МВт, тепловая — 1380 Гкал/ч, что превышает возможности ТЭЦ-1, которая выдаёт 1200,2 Гкал/час. Объект рассчитан на потребление до 400 тыс. куб. м газа в час, что почти втрое больше текущего потребления ТЭЦ-1.
По словам Евгения Кухтина, директора дальневосточного филиала АО УК «Гидро ОГК», использование современного оборудования российского производства обеспечит надёжную и экологичную работу станции.
«Котлы-утилизаторы поставляет «Подольский машиностроительный завод». Газовые турбины производства компании «Силовые машины»— город Санкт-Петербург. И основное оборудование у нас ещё это паровые турбины, их делает «Уральский турбинный завод», город Екатеринбург. Кроме этого, сейчас уже построена теплофикационная установка мощностью 1080 гигакалорий. Там установлено шесть котлов единичной мощностью по 180 гигакалорий производства «Драгобургского котельного завода», Смоленская область. Подчеркну — контракты на поставку основного оборудования все заключены, они сейчас реализуются. Графики изготовления и графики поставки оборудования выполняются. Задача минимум сдать объект, то есть пустить основное оборудование, провести пусконаладку, пустить оборудование, это конец второго квартала двадцать седьмого года» — рассказал Евгений Кухтин.
Как отметил Герман Тютюков, объект готов примерно на 60%, а первые энергоблоки планируется запустить уже в 2025 году. Строительство идёт поэтапно: одновременно с вводом новых блоков ТЭЦ-4 будут выводиться из эксплуатации мощности ТЭЦ-1.
Несмотря на общий прогресс, проект сталкивается с рядом вызовов. Основные из них связаны с обеспечением природным газом. На сегодня газ поступает на ТЭЦ-1 по действующей трубе с Сахалина, но для полноценной работы ТЭЦ-4 его недостаточно: потребление новой станции оценивается в 4 000 кубометров в час, ТЭЦ-1 получает 120 тыс. м3/час.
С 2019 года – с момента включения ТЭЦ в госпрограмму – дальневосточные энергетики пытались получить техусловия на подключение к газу, но получали отказ.
«Несмотря на уровень объекта, несмотря на то, что мероприятия по строительству новых газораспределительных станций включены в схемы Газпрома, под разными предлогами, что сеть не построена, что тариф не определён, получаем отказы, – отмечал в своём выступлении на круглом столе Хабаровского УФАС России начальник управления технологического присоединения Дальневосточной генерирующей компании Виталий Руденко в ноябре 2023 года. – Хотя для строительства как такового, нам и всем инвесторам, технические условия нужны не на стадии строительства, а на стадии проектирования». (см. материал EastRussia «ТЭЦ с протянутой трубой»).
Проблему пытались решить на встречах различного уровня, включая совещания в Правительстве РФ. Член правления, первый заместитель гендиректора «РусГидро» на одной из сессий IX ВЭФа 4 сентября 2024 года рассказал, что у компании есть ряд станций, которые она переводит с угля на газ, но она всё ещё ждёт решения от ведомств на тему того, какую генерацию развивать дальше – на газе или на угле. «Мы сейчас не можем получить по Хабаровской ТЭЦ-4 решение, а ведь у нас на уровне распоряжения правительства сроки фиксируются. Мы пока идём по, скажем так, по ограниченному пути, договариваемся, но через какой-то короткий период нам надо принять решение – что дальше делать?», — отметил Роман Бердников.
И вот в перечне поручений Владимира Путина от 9 ноября 2024 года появилось отдельное, посвящённое новому энергообъекту Хабаровска.
«Рекомендовать публичным акционерным обществам «Газпром» и «Федеральная гидрогенерирующая компания – РусГидро» обеспечить выдачу технических условий на технологическое присоединение к газораспределительным сетям и заключение долгосрочных договоров на поставки газа для нужд Хабаровской ТЭЦ-4 начиная с 2027 года. Срок – 1 января 2025 г.»
«На текущий момент природный газ поступает у нас с объектов Сахалинской области, — уточнил EastRussia и.о. министра энергетики Хабаровского края Герман Тютюков. — У нас сейчас идёт строительство серьезной газовой магистрали — перемычки между газопроводами "Сила Сибири" и "Сахалин - Хабаровск - Владивосток". Это синхронизирует очень много вопросов, и Хабаровский край сможет получать газ как со стороны сибирских ресурсов, так и со стороны Сахалинской области». Герман Тютюков также отметил, что на случай форс-мажора, каких-то аварийных ситуаций, будет использоваться дизельное топливо, на котором станция сможет отработать достаточно продолжительное время.
После завершения строительства ТЭЦ-4 Хабаровская ТЭЦ-1 будет выведена из эксплуатации, а её территория подвергнется реконструкции. Старые мощности, не только устаревшие, но и экологически небезопасные, уступят место современным установкам.
Строительство ТЭЦ-4 позволит частично решить проблему дефицита электроэнергии в регионе. По прогнозам, к 2028 году Хабаровский край может столкнуться с нехваткой около 200 МВт мощности. При этом ТЭЦ-4 рассчитана на дальнейшее расширение: проектом предусмотрена возможность добавления новых энергоблоков при росте потребностей.
Проект строительства ТЭЦ-4 является важнейшим для всей энергосистемы Дальнего Востока. Он отражает стремление России развивать экологичную и технологичную энергетику. Этот проект не только обновляет энергетическую инфраструктуру города, но и задаёт вектор для дальнейшего развития региона. ТЭЦ-4 станет фундаментом для новых энергетических решений, включая возобновляемые источники энергии, которые уже обсуждаются на уровне краевых властей.
Следующим масштабным проектом может стать строительство в регионе атомной электростанции. Проработка этого вопроса также стала одним из пунктов в списке поручений Президента. «Рекомендовать Госкорпорации "Росатом" рассмотреть вопрос о возможности ввода в эксплуатацию блоков Хабаровской и (или) Приморской атомных электростанций к 2032 году», — говорится в документе.
Локация для объекта атомной генерации в Хабаровском крае уже определена, причём вопрос начинали прорабатывать ещё во времена СССР: в 1987-м начались первые изыскания по проекту строительства Дальневосточной АЭС. Площадкой выбрали место вблизи посёлка Эворон.
«Это на самом деле оптимальная площадка с точки зрения геолокации, с точки зрения возможности выдачи мощности, технологических процессов и уже проведенных изысканий геологических, — сообщил Герман Тютюков. — Буквально до 31 декабря текущего года планируется несколько встреч на уровне губернатора региона, на уровне заместителя председателя правительства с группой Росатом, для согласования дорожных карт старта всех организационных процессов по этому объекту».