Специалисты АО «ДРСК» согласно графику выполняют ремонтную программу на территории Амурской области, Хабаровского и Приморского краев, ЕАО и Юга Якутии. Всего на ремонтную кампанию в 2023 году ДРСК направит около двух млрд рублей.
Как сообщили EastRussia в пресс-службе АО «ДРСК», реализация ремонтной программы за период с января по апрель составляет 107%. С начала года специалисты провели ремонт более 145 км воздушных линий 0,4-10 кВ, 106,5 км воздушных линий 35-110 кВ, а также 3,2 км кабельных линий. Было отремонтировано 88 трансформаторных подстанций, заменено 1 057 дефектных опор. Также энергетики проводят замену грозотроса, ремонт разъединителей и других компонентов электрической сети.
В Амурской области недавно завершился ремонт крупного объекта ВЛ 35-110 кВ, расположенной в Михайловском районе. Там были заменены фундаменты опор и установлены птицезащитные устройства.
В Приморском крае заканчиваются работы по реконструкции распределительных сетей 0,4/6 кВ Шкотовского района. Работы выполняются в рамках программы МиРЭК. Реконструкция сетей там включает замену изношенных деревянных опор на новые железобетонные в количестве 1235 штук, замену 30 км проводов на самонесущий изолированный провод, а также замену ТП 6/0,4 кВ – всего 17 шт. Данные мероприятия позволят увеличить пропускную способность сетей, расширят возможность присоединения новых потребителей, а также повысят надежность и качество электроснабжения существующих потребителей.
Большое внимание в ремонтной программе уделено расчистке трасс воздушных линий, что особенно важно для сокращения количества технологических нарушений на сетях по причине падения веток и деревьев, особенно в непогоду. В Комсомольском районе Хабаровского края была проведена чистка и расширение просеки вдоль ВЛ 110 кВ Северная – Лиан. Энергетики расчистили более 60 гектаров просеки, а также расширили просеку на 17 гектаров.
Всего за четыре месяца текущего года энергетики всех филиалов ДРСК расчистили порядка 1 754 га просек ЛЭП 0,4-110 кВ, что почти на 14% больше запланированных объемов.
В начале 2024 года ряд субъектов РФ отчитался об увеличении финансирования программ капитального ремонта. Так, в Санкт-Петербурге городские власти планируют отремонтировать 2202 дома, вложив около 37,1 млрд рублей. «КоммерсантЪ» со ссылкой на пресс-службу Смольного указывает на существенное увеличение вложений в реализацию программы за последние годы. Для сравнения, в 2021 году на программу капремонта было направлено 16,2 млрд рублей, в 2022 году — 18,4 млрд, а 2023-й год достиг показателя в 28 млрд рублей. По словам представителей администрации Санкт-Петербурга, достичь этого удалось за счет успешного пополнения фондов за счет взносов граждан. Не отстает от северной столицы и Урал — в Свердловской области в нынешнем году планируется отремонтировать на 11% больше домов, чем за прошлый аналогичный период. «При капитальном ремонте в домах полностью обновляют инженерные коммуникации, ремонтируют крышу — монтируют новое покрытие и утепляют чердак, проводят ремонт фасада и подвальных помещений, а также меняют лифтовое оборудование», — отметил в пресс-релизе гендиректор свердловского Фонда содействия капитальному ремонту Станислав Суханов.
Итак, работы по ремонту старого жилого фонда в России идут полным ходом. Между тем, увеличение финансирования программ капитального ремонта в современной реальности является не только позитивным следствием повышения наполняемости фондов, но и объективной необходимостью. С течением времени все больше жилья должно быть включено в программу, инфраструктура и коммунальные сети также требуют ухода. Отдельно необходимо поговорить и о рынке строительных материалов. За последние два года он пережил непростые времена, сформировавшие принципиально новую реальность. В ней дорогие синтетические строительные материалы, к примеру, используемые для кровельных работ, теплоизоляции или внешней отделке зданий либо пропали вовсе, либо существенно прибавили в стоимости. После прошлогодних «американских горок» на рынке строительных материалов, по данным Росстата, ситуация стабилизировалась, не проваливаясь в неудержимый рост цен. Тем не менее, девелоперы указывают на рост себестоимости строительства в 2023 году на 18-19% — капремонт также подорожал.
Впрочем, дороговизна капремонта – вопрос дискуссионный. Новая экономическая и производственная реальность требуют переориентации закупок на внутренний рынок и импортозамещение всей отрасли. Хорошим примером является хризотиловая промышленность. Она производит более 300 видов продукции на основе хризотилового волокна, в том числе шифер, напорные и безнапорные трубы, фасадные плиты, сайдинг и многое другое. При этом вся технологическая цепочка от добычи волокна до производства готовой продукции находится на территории России и полностью импортозамещена. Более того, наша страна является мировым лидером по экспорту готового волокна. Строительные материалы на основе хризотила не горят, не гниют, не плавятся и не проводят электричество. Их срок службы составляет около 30 лет, а при ответственном использовании может быть увеличен втрое. К примеру, в российских деревнях легко можно встретить избу 1950-х годов постройки с неизменной шиферной крышей — многоквартирные дома в этом смысле от частного дома не отличаются ничем.
Еще в 2012 году Высшая школа Экономики провела исследование, в рамках которого были проведены подсчеты о перспективах экономии при использовании хризотиловой продукции. «Проведенные расчеты свидетельствуют, что если долю асбестоцементных шифера и труб в имеющемся объеме производства аналогичной по назначению продукции довести хотя бы до 10%, только прямая экономия на закупках составит 3,7 млрд. руб. по шиферу и 2,7 млрд. руб. по трубам в год», — отметили исследователи. Отметим, что эти расчеты были проведены 12 лет назад — сегодня потенциальная выгода от применения хризотилцементных шифера и труб может быть кратно выше.
В современной реальности единственный способ увеличить эффективность реализации средств, направленных в строительство — это снижение себестоимости за счет широкого внедрения эффективных отечественных продуктов, зарекомендовавших себя за последние десятилетия. Так собираются делать на Кубани, где местные производители сообщили о готовности закрыть все потребности по капремонту за счет собственной продукции. Данный подход, масштабированный в рамках других регионов, позволит существенно сократить затраты на закупку стройматериалов и высвободить средства на дальнейшее расширение программы капитального ремонта.
«Росатом» представил инновационный подход к ремонтно-восстановительным работам на судах в тяжелых климатических и логистических условиях Крайнего Севера. Презентация прошла в рамках научно- практического форума «АркТек: наука и технологии для развития Арктики», состоявшегося в Архангельске. Решением проблемы видится использование комплексов 3D-печати, подразумевающих аддитивную технологию создания трехмерных объектов путем послойного добавления материалов – пластика и металла.
Традиционный ремонт на судах, нефтяных платформах, при разработке месторождений основывается на сложных логистических связях, проблемы с которыми обострились в период санкционного давления на Россию, отметил в своём выступлении представитель ГК «Росатом» по развитию аддитивных технологий Игорь Попов.В связи с этим компании теряют и время, и деньги, что, в свою очередь, сказывается на общем экономическом процессе. Чтобы нивелировать негативные последствия и перевести вопросы ремонта на Крайнем Севере, в Арктике на качественно новый уровень, Росатом разработал концептуальный подход.
изображение: «Русатом – Аддитивные технологии»
«Существует целая линейка разработанных нами технических решений по применению ремонтных аддитивных комплексов. Установка такого комплекса в местах базирования техники позволит сэкономить силы, средства, время. Обычный морской контейнер, на котором собран под определенные арктические задачи участок аддитивного производства, позволяет из цельной литой системы получать готовый образец путем послойного напыления, – рассказывает Игорь Попов, – первый мобильный аддитивный комплекс уже проходит адаптацию, и с ноября прошлого года по текущее время на нем изготовлено уже порядка четырех тыс. резинотехнических деталей для автомобильной техники. Установка таких центров на базах, расположенных на Северном морском пути, позволит обеспечить незамедлительный ремонт оборудования добывающих компаний и обрабатывающих производств. Это скажется мультипликативным эффектом на исполнении национальных программ развития Арктического региона и позволит существенно снизить издержки от простоя локальных производств».
Игорь Попов, представитель ГК „Росатом» по развитию специальных проектов
фото: оргкомитет форума «АркТек»
При этом аддитивная технология не является панацеей, это – нишевое решение и оно не заменит традиционную металлообработку. Однако она позволяет оперативно создавать широкую номенклатуру изделий. Подготовка специалистов для работы на аддитивных комплексах занимает не более месяца. Еще одним плюсом работы таких комплексов является экологичность и малоотходность.
По словам Попова, для компании задача по восстановлению и ремонту техники в условиях Крайнего Севера является вызовом. Арктический регион накладывает свой суровый отпечаток на возможности применения 3D-печати.
«Несмотря на разработку Росатомом огромного количества ГОСТов по аддитивной тематике, на сегодня мы сталкиваемся с серьезными технологическими барьерами внедрения аддитивных технологий. Морской влажный воздух, который порождает высокую коррозию любого материала, воздействует на изделие при его производстве и последующей эксплуатации. Как будет происходить это воздействие – непонятно. Мы предлагаем, чтобы участники конкурса “АркТек“ рассмотрели возможность и попробовали свои силы в адаптации технологического процесса промышленной 3D-печати в условиях Крайнего Севера при ремонте техники, которая представлена в арктическом регионе. Будет ли работать технология аддитивной 3D-печати в условиях
изображение: «Русатом – Аддитивные технологии»
Крайнего Севера и как она будет себя вести – это вопрос. Но эти исследования имеют большой потенциал для практического внедрения. Это новое слово для России, за рубежом такой опыт есть», – добавил Игорь Попов.
Модератор форума директор ФАНУ «Востокгосплан» Михаил Кузнецов отметил, что продвижение аддитивной технологии в условиях Крайнего Севера может быть весьма прибыльным для всех участников процесса.
«В этой истории все могут заработать: если Росатом адаптирует свою технологию благодаря участникам форума, найдет новые спектры ее применения, новые рынки – он заработает на продаже этих комплексов, а те исследователи, которые возьмут для себя эту задачу и проведут соответствующие испытания, увидят, что они работоспособны и откроют рынок, а также те, кто глубже погрузится в технологию, может стать производителем деталей, ремонтных баз и так далее», – уточнил он.
Михаил Кузнецов, директор ФАНУ «Востокгосплан»
фото: оргкомитет форума «АркТек»
Советник генерального директора «Совкомфлота» Александр Андреев отметил актуальность проблематики. Он рассказал, что на судах компании уже стоят 3D-принтеры и на них печатается мелкогабаритная продукция типа резиновых прокладок. По его словам, ремонтные комплексы будут очень востребованы.
«Задача, поставленная Росатомом, особенно актуальна на пороге открытия круглогодичной навигации перевозок СПГ – на высокотехнологичных современных дорогостоящих судах, где очень много механизмов. У нас большой флот работает в Арктике, а доставить какие-то запчасти зачастую просто невозможно ипоэтому актуальность этой проблемы налицо. Если бы можно было поставить такой комплекс в Сабетте, то судна будут заходить туда практически каждый месяц. А может быть, в будущем такие комплексы появятся и на бортах», – сказал Андреев.
изображение: «Русатом – Аддитивные технологии»
В прошлом году архангельские ученые совместно с коллегами из Санкт-Петербургского государственного морского технического университета, центра судоремонта «Звездочка», Курчатовского института и САФУ создали на 3D-принтере первые образцы деталей, для работающих в Арктике судов, которые ранее приобретали за рубежом. В рамках импортозамещения были изготовлены и установлены на суда лопатки турбин для энергетических установок. Начались испытания опытных образцов судовых винтов.
EastRussia напоминает - Начался сбор заявок на участие в Арктическом технологическом конкурсе АркТек. До 8 июня 2023 года можно подать заявку на сайте события АРКТЕК - Платформа для техноконкурсов. Первый конкурс АркТек открылся в рамках научно-практического форума «АркТек: наука и технологии для развития Арктики».
АркТек – платформа для проведения технологических конкурсов, объединяющая науку и бизнес для развития Арктики. Цель конкурса – трансформация научных и технологических разработок в цифровые и инженерные решения для развития комфортных условий жизни людей в Арктике и обеспечения успешной работы компаний в регионе. Отобранные к участию в конкурсе команды будут объявлены 14 июня 2023 года.
Чтобы сделать съемное жильё стильным и уютным, совсем не обязательно начинать серьёзный ремонт — иногда достаточно немного освежить интерьер, отремонтировать мебель и по-новому зонировать пространство, заранее договорившись об этом с арендодателем. Как можно быстро преобразить арендованную квартиру и во сколько это обойдется, редакции East Russia рассказали эксперты платформы Авито Услуги.
Способ 1
Реставрация мебели
Прежде чем начинать какие-либо дизайнерские преображения, заранее обсудите этот вопрос с арендодателем: сверьтесь, что вы можете менять в помещении, а что нет, и на каких условиях. И только после этого приступайте к работе. Зачастую улучшить вид съёмного жилья помогает даже обновление предметов мебели. Потёртые и выцветшие поверхности, царапины и сколы заметно портят внешний вид квартиры, однако это легко исправить, не покупая новую мебель: можно обратиться за услугами по ремонту и реставрации предметов интерьера к мастерам в своём городе. Например, на Авито Услугах стоимость подобных работ в среднем стартует от 500 рублей. При этом частные исполнители предлагают широкий спектр услуг: от простого ремонта и покраски до восстановления антикварных вещей и ретро-мебели.
Способ 2
Обновление обивки и текстиля
Занавески, покрывала, подушки в едином стиле или цветовой гамме — такие небольшие детали создают уют и убирают «визуальный шум», особенно если собственники жилья не придерживались в дизайне какой-либо однообразной концепции. Дополнительно можно обновить обивку мягкой мебели. Стоимость подобных услуг мастеров на Авито зависит от сложности и объёма работ: так, перетяжка подлокотников или изголовья кровати будет стоить от 550 рублей, замена обивки кожаного или тканевого дивана — от 1 000 рублей.
Способ 3
Монтаж освещения
Подсветка — это то, что позволяет создать уникальную атмосферу в квартире даже при старом ремонте. Сегодня можно найти довольно много вариантов освещения на любой вкус: светодиодные ленты, гирлянды, неоновые вывески, бра и другие. Конечно, декоративное освещение не заменяет основное и выступает в качестве дополнительного источника освещения, особенно если в квартире ощущается явный недостаток света. Стоимость установки декоративного или основного освещения у специалистов на Авито Услугах зависит от сложности и объёма работ.
Фото: Авито Услуги
Способ 4
Новое зонирование
Многие дизайнеры и специалисты по ремонту рекомендуют воспользоваться приёмами зонирования, например, отделить личное и рабочее пространства ширмой, и тем самым заметно освежить интерьер. Еще один вариант — использование нескольких зеркал: с их помощью даже небольшую комнату можно визуально расширить и сделать более светлой. Если есть силы и желание — можно переклеить обои в некоторых частях квартиры или перекрасить стены, предварительно получив согласие арендодателя. За помощью можно обратиться к специалистам по ремонту, которые в том числе смогут дать рекомендации по материалам.
Фото: Авито Услуги
Способ 5
Добавление декора
Элементами декора могут выступать не только аксессуары в виде ваз, свечей или статуэток, но и менее очевидные детали, например, зелёные растения, настенные панно или постеры. Здесь открыт простор для фантазии, а если захочется украсить жильё чем-то по-настоящему уникальным, можно заказать несколько аксессуаров ручной работы: на Авито Услугах можно найти мастеров, которые занимаются изготовлением на заказ интерьерных надписей — в среднем 500 рублей за услугу, шкатулок и органайзеров — около 800 рублей за услугу, и даже кустарниковые скульптуры или топиарии — в среднем от 1 000 рублей.
Светлана Филимонова, руководитель категории «Ремонт и строительство» на Авито Услугах:
«Установку дополнительного освещения, косметический ремонт и другие работы в съёмной квартире лучше доверять проверенным и опытным мастерам. Подобрать надёжных исполнителей в любом городе России помогают Авито Услуги: все объявления на платформе проходят обязательную модерацию, а мастера, которые дополнительно подтвердили профиль по паспорту или водительским правам получают специальную отметку «Документы проверены».
– Владимир Викторович, о каком прогрессе в создании судостроительного кластера на Камчатке можно говорить, если брать за точку отсчёта ВЭФ-21?
– В 2021 году Камчатский край заключил много знаковых соглашений: все они отвечают на вопросы, которые волнуют жителей региона, все – предметные. Но главное – они уже претворяются в жизнь.
Если говорить о прогрессе, который уже заметен, то здесь я могу выделить несколько ключевых точек роста. В частности, расширены границы территории опережающего социально-экономического развития «Камчатка» для реализации проекта судостроительного кластера, что позволяет потенциальному инвестору создать свободную таможенную зону на территории реализации Проекта и воспользоваться специальными льготами и преференциями.
Кроме того, мы заручились поддержкой Минпромторга России, и судоремонтные предприятия могут рассчитывать на финансовую поддержку Фонда развития промышленности. Здесь речь идет о возможности получения займов в размере до двух миллиардов рублей под 1-7% годовых.
Также Минпромторгом совместно с субъектами разработан проект по установлению «нулевой» ставки НДС на услуги по гражданскому судоремонту для предприятий Дальнего Востока и Арктики, а также Крыма и Севастополя.
При этом мы на Камчатке прорабатываем возможность создания индустриального (промышленного) парка на базе АО «Судремсервис» и АО «Петропавловск-Камчатский судоремонтный завод», а также промышленного технопарка на базе ООО «Научно-производственный центр «Торсиотест». Данная инициатива позволит частным предпринимателям воспользоваться инструментом государственной поддержки, в том числе предусматривающим компенсацию до 50 % понесенных затрат на создание инфраструктуры.
- О каких объемах услуг по судоремонту на Камчатке сегодня можно говорить?
– Сегодня объем услуг по судоремонту у нас достиг отметки в три миллиарда рублей, численность работников, занятых в отраслях — более 1,5 тысячи человек. 34 предприятия региона имеют свидетельства Российского Морского Регистра судоходства на судоремонтные работы. Действующим предприятиям принадлежат шесть доков грузоподъемностью от 0,8 до 25 тысяч тонн. Наряду с услугами комплексного обслуживания флота на Камчатке высоко востребовано малое судостроение.
В настоящее время на территории Камчатского края ремонтируются все малотоннажные корабли и 50% среднетоннажных. Ремонт крупнотоннажных судов практически не осуществляется, весь остальной флот ремонтируется в Приморье, Китае и Корее.
– Какая, на ваш взгляд, на сегодня основная задача для властей в судоремонтной отрасли?
Задача — воссоздать ту отрасль, которая, к сожалению, за десятилетия мы утратили, и для которой все объективные предпосылки существуют. Как говорят сами моряки, невозможно, идя мимо берегов Камчатки, не зайти в Петропавловск. Это единственный с такими характеристиками порт-укрытие и порт для технического обслуживания. Сейчас мы видим практическую реализацию планов по развитию Северного морского пути, что позволит увеличить навигацию кратно, а, возможно, и на порядок в ближайшие десять лет. Это означает, что мы должны быть готовы к возросшему спросу на судоремонт и именно на него направленны наши инициативы. Первые уже находятся в практической проработке в ПСРЗ в южной части нашего города. Уже спроектирован судостроительный кластер. Считаю, что развитие судостроения для Петропавловска-Камчатского — это в первую очередь экономика: высокооплачиваемые рабочие места и привлекательная работа для нашей молодёжи.
– Как увязывается развитие судостроительного кластера с ростом перевозок по СМП?
- Увеличение объемов каботажных и международных перевозок по Северному морскому пути и продвижение Северного морского пути на мировом рынке в качестве конкурентноспособного транспортного коридора (с учетом необходимости обеспечения экологической безопасности) невозможно без строительства новых судов ледового класса и конечно без ремонта и модернизации существующего флота.
В качестве примера: основным показателем состояния флота являются его возрастные характеристики. В настоящее время более 80% судов Камчатского края эксплуатируется с превышением сроков амортизации. Сложившаяся тенденция влечет повышение риска аварийности, увеличение объема ремонтных работ и технического обслуживания, сокращение производственных возможностей добывающего и перерабатывающего флота Камчатского края.
Создание современного судостроительного и судоремонтного кластера позволит сформировать в акватории нашей Авачинской бухты единый комплекс по оказанию всего спектра ремонтных услуг российским и иностранным рыбопромысловым и судоходным компаниям.
– Каковы актуальные данные по потребности в судостроительных и судоремонтных мощностях, во сколько сейчас оценивается ёмкость рынка по строительству и ремонту судов?
– Ключевой отраслью Камчатского края несомненно является рыбопромышленный комплекс, в связи с этим предприятия региона в числе первых приняли участие в новых отраслевых инициативах по строительству флота и береговых заводов: из 42 договоров по Дальневосточному рыбохозяйственному бассейну 28 договоров заключены с предприятиями региона.
Под инвестиционные квоты на строительство судов Рыболовецким колхозом им В.И. Ленина построено 3 средних траулера-сейнера (инвестировано 4,2 млрд руб.).
Камчатскими предприятиями ведется строительство еще 17 промысловых судов, из них 5 крупнотоннажных судна (плановый объем инвестиций составляет порядка 45 млрд руб.):
Здесь отмечу, что инвестиционная кампания является работающей мерой стимулирования обновления флота и рыбоперерабатывающих мощностей.
В части судоремонтной отрасли, которая занимает второе место среди обрабатывающих производств по объему промышленного производства, могу сказать, что в 2021 году объем услуг по судоремонту в Камчатском крае составил порядка 3 млрд рублей, а численность работников, занятых в отрасли около 1,6 тыс. человек.
Однако в распоряжении Камчатского края, который является лидером России по добыче водных биологических ресурсов, находится более 650 рыбодобывающих судов различного типа (из которых 232 крупнотоннажных и среднетоннажных судов, что составляет более 50% от общего количества судов, работающих на Дальнем Востоке). В связи с чем, потенциальный объем услуг в судоремонтной отрасли Камчатского края может составить порядка 5 млрд руб. в год, без учета текущего и непредвиденного ремонта.
– Какая работа ведётся с крупными инвесторами помимо «НОРЕБО»?
– У нас на Камчатке реализуется ряд проектов в сфере логистики и транспорта. В частности, проект «Терминал Сероглазка». Здесь речь идет о создании нового грузового терминала с современным рефрижераторным комплексом, причальными сооружениями, ремонтными цехами для обслуживания судов, а также складской комплекс с автоматизированным учетом и распределением продукции.
Есть у нас и проект ООО «Свободный порт Камчатка». Здесь запланировано строительство современного многофункционального транзитного грузового узла для обработки, приема и перевозок грузов, следующих с Камчатки в другие российские регионы, страны Юго-Восточной Азии, а также в Европу по трассе СМП.
Известный вам проект ПАО «НОВАТЭК» по созданию морского СПГ-терминала, который будет расположен в бухте Бечевинская, в 90 км к северу от Петропавловска-Камчатского.
Также по заказу ООО Колхоз им. В.И. Ленина, ООО «Научно-производственный центр «Торсиотест» ведется строительство двух из шести запланированных Малотоннажных рыболовных сейнеров проекта 04130.
– На какие льготы, преференции могут рассчитывать компании, если они войдут в судостроительный кластер?
– Помимо действующих отраслевых мер государственной поддержки, потенциальные участники кластера смогут воспользоваться специальными налоговыми режимами (режим территории опережающего социально-экономического развития и режим Свободного порта Владивосток). Они предусматривают освобождение от земельного налога (в течении 3 лет), налога на имущество (в течении 5 лет), налога на прибыль, подлежащему зачислению в федеральный бюджет (в течении 5 лет).
Кроме того, в рамках этих режимов, действуют пониженные тарифы страховых взносов на 10 лет (6% в Пенсионный фонд Российской Федерации, 1,5% в Фонд социального страхования Российской Федерации, 0,1% в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования).
Есть и ряд других преференций и льгот - установление режима свободной таможенной зоны для резидентов, отсутствие таможенных пошлин и НДС при импорте материалов и запчастей, сокращенное время проведения таможенной очистки прохождения границы.
Также с 2022 года промышленные предприятия могут получить финансовую поддержку в рамках регионального Фонда развития промышленности
– Как решается вопрос с импортозамещением оборудования, необходимого для производств судостроительного кластера?
– Вопрос весьма сложный, так как в настоящее время значительная часть используемого оборудования в рыбохозяйственном комплексе является импортным. К такому оборудованию на флоте относятся как полностью суда иностранной постройки, так и суда российской постройки на которых используется до 70 % импортного оборудования – различное силовое, насосное, рулевое, такелажное, холодильное, гидравлическое, радионавигационное, холодильное, рыбоперерабатывающее и другое оборудование.
По оценке руководителей камчатских предприятий, обеспечить стабильную работу действующего импортного оборудования возможно в течение 3-5 лет, в том числе за счет параллельного импорта, импорта аналогов из нейтральных стран и импортозамещения запасных частей и расходных материалов.
Также в целях импортозамещения продукции, оборудования, комплектующих изделий, запасных частей, а также сырья и материалов для промышленных предприятий Камчатским краем в настоящее время выстраивается плодотворное сотрудничество с Республикой Беларусь и Китайской Народной Республикой
– Какова ситуация с подготовкой кадров, нужду в которых испытывает судостроительная отрасль?
– На Камчатке ведётся подготовка специалистов среднего звена на базе Колледжа КамчатГТУ. Здесь идет подготовка специалистов по монтажу и технической эксплуатации холодильно-компрессорных машин и установок, а также промышленного оборудования. На базе Камчатского государственного технического университета ведётся подготовка по направлениям: «Энергетические установки и электрооборудование судов» и «Технологические машины и оборудование».
Тем не менее, нам не хватает инженеров-конструкторов, инженеров-строителей кораблей, инженеров-технологов и других.
В связи с этим в настоящее время правительством региона разрабатывается «Дорожная карта» по развитию судоремонтного и судостроительного кластера в Камчатском крае, в рамках которой отдельной программой предусмотрено кадровое обеспечение.
Также в рамках региональной поддержки судоремонтной отрасли в образовательных учреждениях с 2022 года запустят иные программы подготовки кадров для судоремонтной отрасли.
Дополнительно регионом прорабатывается возможность в 2023 году участвовать в программе Минпросвещения России «Профессионалитет», в рамках которой будут заключены соглашения с образовательными учреждениями и промышленными предприятиями судоремонтной и судостроительной отрасли, с целью подготовки специалистов среднего профессионального образования.
Весной-летом традиционно начинается сезон ремонтных работ по всей стране. Жители ДФО еще во II квартале 2022 года по сравнению с I стали на 11% чаще обращаться за помощью мастеров на час. Предложений от специалистов за это же время стало больше на 47%. В топ востребованных среди жителей ДФО исполнителей также вошли сантехники (+36%) и электрики (+26%).
В минувшем году дальневосточные регионы посетили порядка 3,5 млн туристов. Около 1,5 млн туристов пришлось на Приморский край, порядка 550 тыс. человек – на Хабаровский край, около 300 тыс. человек – на Камчатский край, свыше 120 тыс. человек – на Якутию. Еще около 1,5 млн туристов посетили Иркутскую область. В рамках преференциальных экономических режимов на Дальнем Востоке предполагается реализация значительного количества связанных с туристической отраслью проектов. Большинство из них ориентированы на экотуризм.
Так, в ТОР «Бурятия» планируется реализовать проект «Мыс Капитанов» (компания-инвестор ООО «ТОР «Мыс Капитанов»[1]). Он заключается в формировании кольцевого маршрута по популярным местам отдыха, создании экопарка по течению реки Снежная (южная часть Байкала). Вблизи места впадения реки Снежная в Байкал на территории площадью 11,2 га планируется проложить пешеходные дорожки и тропы, построить глэмпинги и тент-хаусы, гостиницы с детскими площадками и зонами отдыха, а также дома с индивидуальной благоустроенной территорией.
«Мыс Капитанов»
фото: Корпорация развития Дальнего Востока
Объекты разместятся в защищенном от ветра и волн заливе Байкала, где запланировано устройство зоны водных развлечений, включая пирс для гидроциклов и пристань для яхт и катеров, прокат катамаранов, благоустроенные пляжные территории. По реке будут курсировать аэролодки. При этом по благоустроенной территории предполагается запретить движение на личном автотранспорте. Ввод всех объектов намечен на 2027 г. (первые модульные здания и глэмпинги могут быть введены в текущем году). Объем инвестиций оценивается в 189 млн рублей.
Также осенью минувшего года власти Бурятии одобрили строительство пятизвездочного оздоровительного комплекса Cosmos Collection Baikal Resort (учредитель – управляющая компания Cosmos Hotel Group, входит в АФК «Система» В.Евтушенкова) в ОЭЗ «Байкальская Гавань». Он рассчитан на 360 номеров и занимает площадь в 382 га. Строительство будет осуществляться поэтапно – в рамках первого этапа предусмотрены гостиница на 100 номеров, 14 дуплексов и 12 коттеджей, в рамках второго этапа – геотермальный спа-комплекс и конгресс-центр, а заключительным этапом должно стать создание глэмпингов, 25 коттеджей, 20 дуплексов и четырех банных комплексов. Полностью сдать объект предполагается в третьем квартале 2027 г.
Также в «Байкальской Гавани» запланировано строительство туристического комплекса ООО «Амар»[2] (местность Пески, Прибайкальский район, близ села Турка). Инвестор планирует вложить свыше 4 млрд рублей. Проект включает отель (4 звезды) на 900 постояльцев, кафе, ресторан, спа-комплекс, спортзал, музей и центр духовного развития. Между тем новый резидент ОЭЗ «Ворота Байкала» в Иркутской области, компания «Эдельвейс»[3] рассчитывает построить отель в Байкальске, инвестировав 230 млн рублей. Отель будет представлять собой комплекс из 15 отдельно стоящих апартаментов и спа-комплекса.
Следует отметить, что в январе текущего года была утверждена программа социально-экономического развития Байкальска до 2040 г. Она разработана федеральным правительством совместно с правительством Иркутской области и дочерним обществом «ВЭБ.РФ» «Байкал.Центр». Город планируется развивать как центр экологического туризма. Программа предусматривает свыше 60 мероприятий. Из федерального бюджета на их реализацию предполагается направить свыше 33 млрд рублей, в том числе в текущем году – 5 млрд рублей. Программа включает строительство объектов туристической инфраструктуры и развитие транспортной сети.
Увеличения туристического потока (со 180 тыс. до 590 тыс. человек в год) предполагается достигнуть за счет создания новых объектов на горе Соболиная, размещения лыжнороллерной трассы в предгорьях горы Черная, формирования арт-пространств и музейных объектов на промышленной площадке бывшего Байкальского ЦБК, оборудования 2,5 тыс. гостиничных мест (в настоящее время их порядка 650). На данные цели может быть направлено порядка 6 млрд рублей. В городе запланировано создание транспортного пересадочного узла, в рамках которого должны быть построены железнодорожная станция «Соболиная» и автостанция для межмуниципального транспорта. Затраты на них оцениваются в 7 млрд рублей (к 2029 г.). Также должен быть построен городской порт для обслуживания водного транспорта (за 1,7 млрд рублей). С помощью него предполагается связать населенные пункты береговой линии Байкала в Иркутской области и Бурятии.
В ТОР «Забайкалье» в октябре состоялось открытие эко-курорта «Кука» (входит в холдинг частной инновационной клиники «Академия Здоровья»[4]) в Читинском районе при участии компании ООО «Здравницы Забайкалья»[5]. Восстановление существующего санаторно-курортного комплекса велось с 2020 г. – была проведена реконструкция. В настоящее время курорт включает четыре новых жилых корпуса, четыре коттеджа, ресторан, залы кинезотерапии, залы реабилитации, поликлинику, ванный комплекс и спа-центр.
курорт «Кука»
фото: Евгений Епанчинцев, портал правительства Забайкальского края
В Сахалинской области компания ООО «Горка»[6] намерена в рамках ТОР «Горный воздух» создать на территории Южно-Сахалинска экологический парк на площади в 30 га. Парк должен включать тематический музей, ресторан и кафе, лесной парк для проведения световых и музыкальных шоу, а также ярмарок, выставок и представлений, кемпинг-зону с домами на деревьях и пространством для размещения палаток, геодезическим куполом и барбекю-площадками.
В зоне активного отдыха планируется разместить скалодром, канатный парк, качели, гамаки, прогулочные дорожки протяженностью 10 км и обзорную площадку. Объем инвестиций в проект оценивается в 352,1 млн рублей. Парк будет расположен вблизи городского парка им. Гагарина и горнолыжной базы «Горный воздух». Ввод экопарка намечен на третий квартал 2025 г.
Тем временем на территории «Горного воздуха» компании ООО «Большевик»[7] и ООО «Хилл Топ»[8] приступили в конце прошлого года к строительству пятизвездочных гостиниц. Гостиничный комплекс «Большевик» будет состоять из 13 гостевых домов площадью 250-350 кв. м каждый и гостиницы на 216 номеров. Комплекс предполагается полностью сдать в 2025 г.
фото:пресс-служба правительства Сахалинской области
Проект «Хилл Топ» предполагает строительство гостиницы на 150 номеров, с водно-оздоровительным комплексом, двумя ресторанами и фитнес-центром. Объем инвестиций оценивается в 3,5 млрд рублей. Ввод комплекса намечен на 2025 г. Еще один гостиничный комплекс на 1 660 номеров намерено построить у подножия горы Красная краснодарское ООО «Мантера-Групп» - помимо гостиницы запланировано строительство канатной дороги и горнолыжных трасс. Под проект определен участок площадью 101,3 га. Инвестор рассчитывает начать строительство в текущем году, а завершить работы – в 2024 г. В настоящее время на «Горном воздухе» действуют 19 горнолыжных трасс общей протяженностью 35 км, к 2030 г. их протяженность планируется увеличить до 80 км.
Следует отметить, что крупные туристические проекты в ДФО в настоящее время подвергаются пересмотру или же откладываются. В декабре прошлого года стало известно, что будет ликвидирована компания ООО «Ориентал Резорт», подконтрольная «Васта Дискавери» С.Бачина. Компания была создана в декабре 2021 г. для реализации туристического проекта в Сахалинской области, на острове Итуруп (Курилы), в который предполагалось инвестировать в 21,5 млрд рублей. На острове планировалось создать гостиничный комплекс и туристическую инфраструктуру, включающую экотропы к горячим ключам и горнолыжный комплекс. Соглашение между сахалинским правительством, «ВЭБ Инфраструктура» и «Васта Дискавери» было подписано на ВЭФ в 2021 г.
Тем не менее с тех пор компания «Ориентал Резорт» не приступала к работам. В «Васта Дискавери» сообщали об изучении туристического потенциала и инвестиционных возможностей курильского проекта, отмечая при этом, что дальнейшая судьба проекта не определена и будет зависеть от общего инвестиционного климата, а также приоритетов в развитии территории.
Следует отметить, что «Васта Дискавери» и ВЭБ.РФ уже реализуют на Курилах (северный остров Парамушир) проект по строительству гостинично-ресторанного комплекса (три звезды) на 121 номер. Его планируется сдать в первом квартале 2025 г. Объем инвестиций в этот проект оценивается в 2,2 млрд рублей, финансирование строительства было одобрено ВЭБ.РФ в сентябре 2022 г.[9] Парамуширский отель в дальнейшем должен стать отправной точкой для туристических маршрутов по Северным Курильским островам. Помимо того, «Васта Дискавери» сообщала о планах создать сеть глэмпингов на Парамушире, Онекотане и Шумшу.
По предварительным данным, «Васта Дискавери» также в полтора раза сокращает планируемую площадь застройки курорта «Три вулкана» в Камчатском крае, рассчитывая таким образом снизить расходы на озеленение. Хотя в компании не сообщали о причинах пересмотра планов, эксперты отрасли полагают, что владельцы стремятся сосредоточиться на менее затратных проектах из-за неопределенности туристического потока, ограниченных возможностей транспортной инфраструктуры, а также предполагаемого дефицита персонала.
Состав проекта «Три вулкана»
источник изображения - портал проекта «Три вулкана»
При этом на часто посещаемых туристами территориях предполагается ужесточать экологические требования. Так, в октябре природоохранный режим был введен в Камчатском крае на горе Бабий Камень и в ее окрестностях (Елизовский район, в южной части Тополового хребта, общая площадь – свыше 1,4 тыс. га). Объект признан памятником природы регионального значения. На данной территории запрещено вести строительство, пользоваться недрами и ловить рыбу. Кроме того, МЧС России совместно с властями Камчатского края должны разработать комплекс мер по обеспечению безопасности туристов на маршрутах с особым вниманием к подготовке летчиков для работы в камчатских условиях. Также предполагается провести закупку техники и необходимого альпинистского снаряжения для спасательных операций.
Что касается развития интегрированного развлекательного курорта (ИРК) «Приморье» в Приморском крае, то его резидентом намерена стать южнокорейская компания АО «Хэчжунг Дивелоперс». Инвестор рассчитывает построить гостиничный комплекс с казино, торговым центром, конференц-залом и выставочным центром. Объем планируемых инвестиций оценивается в сумму порядка 8 млрд рублей. Разработку плана реализации проекта планируется начать в 2023 г., завершить строительные работы – в 2027 г.
Проект предполагается реализовать в два этапа. Первый этап (2025 г.) включает строительство гостиницы на 100 номеров с казино и конференц-залом. Второй этап (2027 г.) предполагает увеличение емкости номерного фонда гостиницы дополнительно на 100 номеров, запуск второй очереди казино, строительство торгового и выставочного центров. «Хэчжунг Дивелоперс» занимается также проектированием и строительством гольф-поля в ИРК «Приморье» - Pacific Ocean Golf & Resort (инвестиционное соглашение было заключено в 2021 г.). Мастер-план развития ИРК «Приморье» намерено разработать ООО «Обермайер Консульт» (Москва). Разработку мастер-плана предполагается завершить уже в феврале текущего года.
По состоянию на февраль прошлого года объем инвестиций по заключенным соглашениям в ИРК составлял 75,3 млрд рублей. В частности, в эксплуатацию были введены казино Tigre de Cristal (гонконгская компания Suncity Group, также управляет отелем) и «Шамбала» (ЗАО «Шамбала»). Тем не менее компания Suncity Group отложила второй этап реализации проекта в Приморье как минимум до 2025 г. Между тем инвестор ООО «Даймонд Форчун» может быть признан несостоятельной компанией по иску ООО «Бюро комплексного проектирования «Перспектива» в арбитражном суде Приморского края. В 2017 г. компании заключили договор о подготовке проектной документации для казино «Империал», которая была разработана «Перспективой», но не оплачена. Наконец, в рамках проекта камбоджийской компании Naga Corp Ltd. в марте минувшего года было приостановлено на неопределенный срок строительство гостинично-развлекательного комплекса Naga Vladivostok с казино и концертным залом.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
[1] Учредитель – М.Шевченко.
[2] Учредители – ООО «Инвестиционная компания «Верхняя Ангара» (учредитель – Н.Буйнов) и сам Н.Буйнов, который является владельцем «Иркутской нефтяной компании» (ИНК).
[3] Учредитель – П.Паршин.
[4] Руководитель клиники – экс-министр здравоохранения края (2016-19 гг.) С.Давыдов.
[5] Учредитель – С.Давыдов.
[6] Учредитель – А.Орлов.
[7] Владелец – Чэй Ген Дек (гражданин РФ). Является сахалинским предпринимателем, учредителем ряда компаний – «Сахалин Девелопмент», «ФарИст Девелопмент», «ФарИст Энерджи», «Углегорскуголь».
[8] Владелец – сахалинский предприниматель Хюн Док Су (гражданин РФ).
[9] Финансирование со стороны ВЭБ.РФ – 1,77 млрд рублей, со стороны «Васта Дискавери» - 0,44 млрд рублей.