Гастрономический фестиваль «Море, камбала!» состоится в Приморском крае в третий раз. В этом году площадкой для проведения станет город Находка.
Шеф-повара ресторанов Приморья научат гостей фестиваля тонкостям приготовления блюд из камбалы. Эта разновидность рыбы станет главной героиней на празднике. Цель мероприятия – познакомить гостей региона с местной кухней, а коренных жителей научить новым рецептам. Об этом сообщили в пресс-службе туристско-информационного центра Приморского края.
Кроме вкусных мастер-классов, дегустаций и фуд-корта, гостей ждут творческие зоны (например, роспись ракушек) и спортивные активности. На сцене будет проходить концерт от творческих коллективов Приморья. Хедлайнером мероприятия станет музыкальная группа COIN.
Открытие фестиваля состоится в эту субботу, 17 августа на пляже Рица (ориентир – ул. Троицкая, 1). Начало – в полдень.
Ежегодно Камчатку посещают около 300 тыс. туристов, причем самостоятельных путешественников становится все больше. Такие гости бронируют жилье заранее, а свой отдых начинают формировать уже после прилета на полуостров, находясь в отеле. Эти изменения диктуют свои правила — необходимо внедрять электронные торговые площадки по продаже туристических продуктов и услуг. О важности цифровизации туристической отрасли рассказал министр туризма Камчатского края Владимир Русанов.
- Камчатский край стал первым регионом, который заговорил о важности внедрения цифровых технологий в операционной деятельности местного турбизнеса. Как вы пришли к этому решению, чем оно продиктовано?
- Цифровая революция в данный момент постепенно происходит во всех российских регионах, в том числе дальневосточных. Но цифровизация, когда сферы услуг перешли в электронные платформы, произошла в городах-миллионниках, в столице намного раньше. Поэтому большинство путешествующих туристов как раз и приходятся на долю таких больших городов. Мы видим важность оцифровки услуг, потому что в больших городах люди уже привыкли к таким сервисам: заказу еды, бронированию отелей или мест в ресторанах, каршерингу. Мы поняли: чтобы путешественникам было удобно, нужно оцифровывать туристические услуги. И так оказалось, что мы действительно начали это делать одними из первых в России.
Важно понимать, что готовых решений по оплате туристических продуктов в России на данный момент нет. Существуют всем известные электронные торговые площадки, но именно в сфере туризма подобного продукта не существует. Да, появились сервисы по бронированию гостиниц. Но если отмотать на несколько десятилетий назад, то становится понятно, за счет чего у нас сейчас все хорошо с бронированием отелей. Потому что всем известная система бронирования номеров давным-давно зашла в Россию, делались очень большие инвестиции в продвижение сервиса электронного бронирования, его популяризацию и внедрение. Создавались различные программы по обучению работы персонала отелей с этой системой, а для потенциальных туристов проводились масштабные рекламные кампании. Благодаря этому сфера гостеприимства очень хорошо развилась. Даже когда эта система бронирования ушла из страны, то рынок моментально заняли наши компании и сделали это довольно успешно. Но вот чтобы купить турпродукт, такого нет. Мы стали изучать причины, почему данное направление не вызывает интереса у наших туроператоров и, как нам кажется, поняли в чем дело. Сейчас в этом направлении активно работаем.
- Каковы результаты? Есть ли уже какой-то эффект?
- Эффект пока небольшой, но весной этого года на нашем всероссийском туристическом форуме, который проходил в феврале на Камчатке, мы увидели, что у наших туристических операторов действительно появился интерес. Еще несколько лет назад такого не было. Наши туристические операторы, наши представители сферы гостеприимства увидели в этом перспективы, и пошли нам навстречу в развитии цифровизации.
- Камчатка большая, есть много разных интересных локаций и бывают турпакеты с большими предложениями. Удается ли «упаковать» такие сложные турпродукты?
- Сейчас на нашем сайте visitkamchatka.ru есть несколько таких продуктов. Конечно, пока на это расходуется очень много сил, потому что в целом туристический рынок Камчатки еще к этому не готов – наши основные туристические продукты очень сильно зависят от погоды. В момент, когда погода неожиданно меняется, текущие цифровые инструменты нашего туристического бизнеса не позволяют тут же быстро и гибко делать другие предложения клиентам. Поэтому одна из главных стратегических задач – сделать цифровые инструменты, которые позволят и туристу, и туроператору оперативно менять заранее купленную туристическую программу с какими-то доплатами, апгрейдами или иными инструментами. Конечно, мы понимаем, что это колоссальная работа, и мы только в самом начале этого пути.
- Как вы считаете, господдержка повлияет на ускорение цифровизации туруслуг?
- Вопрос господдержки пока открытый. Мы понимаем, когда государство берет на себя часть рисков предпринимателей, то это, с одной стороны, может содействовать ускорению развития, но с другой стороны, мы иногда сталкиваемся и с тем, что когда государство берет на себя риски бизнеса, то некоторые предприниматели, относятся к этой помощи довольно халатно. То есть, когда предприниматель тратит свои деньги, он знает их цену, а когда это деньги государства, то ощущение их ценности снижается. Поэтому возникает вопрос – тратить деньги на господдержку предпринимателей и на оцифровку их продуктов или все-таки направить эти деньги на совершенствование маркетплейса, чтобы его инструменты были намного более полезны и удобны как для предпринимателей, так и для туристов.
- К какому варианту вы склоняетесь?
- По моему мнению, ставку нужно делать на второй вариант.
Дальний Восток привлекает гостей не только природными красотами, неповторимыми пейзажами и бескрайними просторами, но и спортивными событиями. Они уже становятся частью событийного туризма. О том, почему таких мероприятий становится больше и каков потенциал ДФО в этом направлении, рассказала управляющий партнер команды Smart Action Наталья Бутакова.
- Этим летом вы проводили в Анадыре спортивный праздник «Чукотка X run». Расскажите, что это за мероприятие и в чем была его суть?
- В рамках фестиваля «Берингов пролив» мы провели на Чукотке первый марафон. До этого три года забег проводили силами местных организаторов. В этом году организаторы форума пригласили нас и попросили расширить спортивную составляющую на более широкий круг участников, потому что раньше в полумарафоне «Бегу по Арктике» участвовало узкое спортивное сообщество, а сам забег проходил вне города. Нашей задачей стало сделать эту активную часть фестиваля более зрелищной и доступной для всех. Поэтому мы совместно с местными организаторами решили сделать непривычную вещь для Анадыря – старт из центра города и перекрытие улиц. Плюс к этому мы добавили «народные» дистанции: забег на 3 км, участие в котором могли принять все желающие, и забег на 1,5 км для детей. Получился не только спортивный, но и народный праздник с большим количеством болельщиков.
Справка:
Фестиваль «Берингов пролив» в 2024 году прошел в третий и раз и объединил в себе беговой фестиваль, гастрофестиваль, деловую программу и лекторий, музыкальный концерт, театральную постановку, спецпоказ фильма «Огненный лис» – одной из лучших лент о дальневосточной природе, а также специальный сервис по бронированию экскурсий у местных туроператоров. Фестиваль проводится по инициативе правительства Чукотского АО.
- Были участники из других регионов?
- Были спортсмены из Санкт-Петербурга, Камчатки, Ямало-Ненецкого автономного округа. Спортсмены с Ямала, приехали на Чукотку по своим делам, но узнали о забеге и решили принять в нем участие, остальные приехали специально для участия в забеге. Интерес со стороны спортивного сообщества есть, поэтому в следующем году мы начнем подготовку заранее, чтобы все желающие успели добраться до Чукотки.
- Кроме Чукотки вы еще организовывали что-то подобное в других регионах Дальнего Востока или в Арктике?
- В августе в третий раз мы провели Norilsk Trail – единственный трейл на Таймыре. Он проходит у подножья Хараелахских гор на Плато Путорана в Арктике. Мы единственные, кто делает там забег. Также в августе в Амурской области в городе Свободный мы провели городской забег в рамках празднования Дня города – полумарафон для спортсменов и более доступные «народные» дистанции. Мы всегда устраиваем детские дистанции, небольшие дистанции для тех, кто сопровождает спортсменов, а также для местных жителей.
На Камчатке мы делали активный спортивный модуль для выпускников одной из программ обучения Сколково – организовывали снежное восхождение. В Якутии делали активную программу для участников форума, который проводило Агентство стратегических инициатив: в заповеднике на территории Ленских столбов была активная программа, а после – социальная миссия – мы вместе восстанавливали сигнальные буквы в парке и строили зону отдыха.
- То есть ваши мероприятия не просто спортивные, а еще с каким-то социальным направлением?
- Стараемся делать так. Мы работаем в регионах и хотим принести пользу не только участникам, но и жителям того места, где проводим мероприятия. Например, с 2021 года развиваем большой проект «Галичское заозерье», доросли уже до четырех стартов: лыжный марафон, городской полумарафон, трейл и веломарафон. Стараемся привлекать всех местных жителей и к участию, и к волонтерству. На веломарафоне была большая дистанция, которая проходила по удаленным деревням. Местные жители готовили плакаты, стучали в кастрюли, поддерживали спортсменов. Люди после таких событий пишут, что гордятся своим городом, приглашают участников из других регионов. Стараемся общаться с местным бизнесом – с ресторанами, с отельерами. Помогаем местному бизнесу и участникам, поскольку предлагаем спортсменам готовые решения по проживанию и питанию, и поднимаем уровень соревнований.
- Есть ли какая-то специфика работы на Дальнем Востоке?
- Разница во времени и климат. Это всегда надо учитывать при планировании событий на Дальнем Востоке. Если оно, например, проходит где-то в регионе, близком к Москве и к Петербургу, то тайминг там один, понятно, что люди могут приехать и сразу стартовать. А вот на Дальнем Востоке всегда удлиненный тайминг, потому что люди летят практически отовсюду и им нужно акклиматизироваться, прийти в себя. Климат тоже сильно влияет. Например, на Чукотке нет лесов, там тундра и спортсменам нужно привыкать дышать там. На такие вещи тоже всегда делаем поправку. Но главная специфика на Дальнем Востоке в людях. Например, в Анадыре местные жители оказались очень включенными. Когда зрителей попросили встретить последнего финишера марафонской дистанции, вся площадь развернулась, выстроилась в ряд и пошла его встречать. Покоряет отзывчивость и теплота как по отношению к участникам, так и к организаторам. В Анадыре мы искали, где сделать одну техническую вещь, спросили у человека на улице, он позвонил своему товарищу, и ребята просто нам помогли, абсолютно безвозмездно. А другой участник просто отдал нам на день свой новый велосипед. Отзывчивость – это точно особенность местных жителей.
- Хочется организовать какое-то особое мероприятие на Дальнем Востоке?
- Задумки есть. Пока не буду прямо их раскрывать. Уверена, что участникам будет интересно, если мы начнем добавлять в наши старты больше этнических, национальных вещей. На Дальнем Востоке большое количество малых народностей, коренных жителей разных территорий, их быт, традиции – это то, что всегда максимально интересно участникам. Сейчас мы как раз работаем в этом направлении, чтобы добавлять истории, легенды. Традиции будут сохраняться, если мы будем про это больше узнавать и с большим трепетом к этому относиться. А когда мы говорим всем, какой у нас классный регион, то и местные жители начинают говорить так же, приглашать в гости, показывать красивые места.
- Как считаете, какой потенциал у Дальнего Востока в плане подобных спортивных мероприятий, в плане развития спортивного туризма?
- Сейчас становится популярным не только бег, но и спорт вообще, и очень сильно развивается спортивный туризм, когда участник соревнований берет под них отпуск, с ним едет семья или сопровождающие. То есть состязания совмещаются с поездкой по региону, осмотром достопримечательностей. Если учесть, что ближайшие к Москве регионы спортсмены уже объездили и хотят чего-то нового и интересного, то Арктика и Дальний Восток – максимально интересные территории. Нам хочется развивать это направление, показывать людям Арктику и Дальний Восток, показывать абсолютно нестандартные пейзажи. При этом люди хотят ехать не в одиночку, а минимум с одним сопровождающим, со второй половиной, либо с друзьями. И это приносит пользу региону, ведь люди приезжают не на один день, хотят побывать на экскурсиях, купить сувениры. Поэтому получается такой симбиоз – мы, участники и сам регион. Стараемся расширяться, и Дальний Восток, мне кажется, как раз то место, где хочется делать что-то интересное и новое.
Глэмпинги становятся все более популярным видом отдыха на Дальнем Востоке. Модульные домики с видом на горную реку, море или горы притягивают и местных жителей, и гостей из других регионов страны. О развитии этого направления и его главных проблемах рассказала президент Ассоциации по поддержке развития глэмпингов Жанна Кира.
– Первоочередная проблема для развития глэмпинга на Дальнем Востоке — это создание банка территорий. Потому что если предприниматель, который планирует строить глэмпинг, ошибется с участком — это 100-процентный проигрыш. Должны быть выявлены территории, на которых можно организовывать глэмпинг, а правительство должно помочь в части организации сети снабжения и коммуникаций, особенно электричества. Также должны быть территории с возможностью организации сезонных и круглогодичных глэмпингов. Ведь это разные лоты по инвестициям: если сезонный глэмпинг можно открыть, например, за 20-25 млн рублей, то круглогодичный – минимум за 150 млн.
Банк территорий должны создавать местные отделения по туризму. Инвесторам должны предлагать лоты с условиями, что это не просто земля, а участок, к которому за указанную сумму можно протянуть электричество, организовать охранные зоны. Например, в Татарстане сделали банк территорий в виде электронной платформы. Можно зайти и посмотреть, в какие территории и на каких условиях можно инвестировать.
Конечно же, нужно помогать предпринимателям. Есть потрясающий опыт опять же в Татарстане, где дирекция по развитию природных территорий помогает предпринимателям в части перевода земель в нужное назначение, к примеру, из сельхозземель в рекреацию, в части сопровождения в госорганы, в организации МСП. Я в нескольких регионах, как предприниматель, делала проекты для глэмпингов. Часть средств на проекты выделяет государство, а предприниматель оплачивает только разработку финансового плана, маркетинговую стратегию.
Ну и, конечно, для развития глэмпингов нужна помощь в выделении грантов. До 2028 года есть федеральные гранты для предпринимателей, Дальний Восток должен обязательно забрать часть этих средств.
Еще одна помощь для уже существующих проектов – это налаживание трафика, маркетинговая стратегия. К примеру, в Московской области год назад везде висели баннеры с рекламой глэмпинга. Это ротация. По этому примеру можно установить стенд в аэропорту и показывать глэмпинги, расположенные на территории Сахалина, Камчатки, Курильских островов. И это также помощь, еще один кейс для поддержки глэмпингов и предпринимателей. Большая часть туристов, приезжающая на Дальний Восток — из Москвы и Петербурга. Поэтому и рекламу дальневосточных территорий нужно делать именно в городах, откуда идет основной поток туристов.
Сейчас развитие глэмпинга стало катализатором развития модульного производства. У нас есть несколько фабрик, которые делают модульные домики, но их немного, они не удовлетворяют спрос. Если кто-то организует на Сахалине или во Владивостоке производство модулей для глэмпинга, то будет прекрасно, ведь это не только формат B2B – для отелей, но и может быть и B2C, в том числе. Конечно, сложно привозить стройматериалы, но если их производство будет налажено на месте, то будет замечательно, потому что эти домики необходимо постоянно обслуживать – в выигрыше будут все.
Дальний Восток с каждым годом привлекает все больше туристов, строятся отели, открываются рестораны. Однако уровень сервиса остается невысоким. Об основных перспективах и проблемах сферы гостеприимства в ДФО рассказал президент Федерации рестораторов и отельеров России, декан факультета гостеприимства Института отраслевого менеджмента РАНХиГС Игорь Бухаров.
Дальний Восток с каждым годом привлекает все больше туристов, строятся отели, открываются рестораны. Однако уровень сервиса остается невысоким. Об основных перспективах и проблемах сферы гостеприимства в ДФО рассказал президент Федерации рестораторов и отельеров России, декан факультета гостеприимства Института отраслевого менеджмента РАНХиГС Игорь Бухаров.
- Дальний Восток готов встречать туристов и ресторанов здесь хватает, но только для тех, кто готов платить. Цены здесь высокие, ведь часть продуктов откуда-то везется. Хотя здесь есть очень много продуктов, на которые стоит обратить внимание, которые нужно заготавливать. При этом есть и противоречия: например, на Дальнем Востоке добывают краба, но отправляют его в Китай, а в регионах его не найти, либо цены выше московских. Нет прибрежного лова. А ведь сюда заходит и лакедр, и тунец, здесь есть, на что посмотреть и что попробовать.
Еще один вопрос – цена. Люди готовы тратить деньги на Дальнем Востоке, но проехав по всему миру, они просят, чтобы уровень затрат соответствовал услугам, которые предоставляют отели и рестораны. А это проблема. Стоимость перелета, переезда, переплытия, перехода, трансфера и так далее очень дорогая. А ведь человеку еще нужно спать, но кому-то и в палатке будет комфортно, а кому-то нужно, чтобы все было в золоте. Поэтому когда спрашивают, почему люди останавливаются в гостевом доме, значит, просто их не удовлетворяет стоимость тех услуг, которые ему дают в гостинице со звездами, которые, по сути, нарисованы.
Но более глобальная проблема — это сезонность: гигантский наплыв в летний период и отсутствие туристов в период дождей и морозов. Людям нужно четко обозначить десять причин приехать именно сюда. Обычно говорят про красивую природу и хороших людей, но они есть везде. Нужна изюминка, нужно работать и креативить.
Для туристов из западной части России Дальний Восток — это что-то восточное, азиатское, поэтому нужно развивать это направление, делать зарисовки на тему юго-восточной Азии, но не с точки зрения интерьера, а именно еды. Но если мы говорим о туристах из Азии, то для них Дальний Восток — это запад, это Европа. Поэтому нужно делать симбиоз кухонь, обращать внимание на то, что важно для людей.
Важно и взаимоотношение между регионами, чтобы приехав, например, во Владивосток, можно было спокойно улететь на Сахалин или на Камчатку. Много вопросов, но смогут ли их решить туроператоры? Я думаю, нет. Поэтому нужна какая-то политическая воля, поддержка.
Перспективы у Дальнего Востока гигантские: есть что посмотреть, есть замечательные люди, есть продукты, из которых можно делать хорошую кухню, есть от чего получать удовольствие. Вопрос только в том, как это все запустить на полную катушку.
Проплыть по прозрачной глади Байкала, забраться на вулкан, увидеть огромных китов на расстоянии вытянутой руки или пройти по зарослям суровой, но такой красивой тайги – для одних мечта, а для других цель. Для таких искателей впечатлений проводится всероссийский конкурс на лучшее путешествие по ДФО «Дальний Восток — земля приключений».
Проведение конкурса инициировал вице-премьер – полпред президента в ДФО Юрий Трутнев. Старт первого сезона был дан в сентябре 2022 года на площадке Восточного экономического форума во Владивостоке. За 13 месяцев оргкомитет принял 201 видеопутешествие по Дальнему Востоку от участников из 41 региона страны, при этом 55% работ были от участников, проживающих в ДФО. Больше всего фильмов было о путешествиях на Камчатку (69), Сахалин и Курилы (55), Приморский край (17) и Бурятию (12).
«Мы предлагаем не только посетить дальневосточные регионы, а испытать свои силы, проверить свою выносливость, умение преодолеть выбранный маршрут, увидеть себя с другой стороны. Это не всегда просто, но очень увлекательно. Я считаю, что отдых должен быть активным. Благодаря конкурсу мы все большее число людей привлекаем к активному отдыху. А самые интересные путешествия будут удостоены призов. Мы хотим поддержать тех активных людей, который путешествуют сами, любят нашу землю, которым нравится наш Дальний Восток, и они готовы об этом рассказать, чтобы люди из других регионов прониклись историями и решили увидеть Дальний Восток своими глазами», — рассказал Юрий Трутнев.
Главный приз – 3 млн рублей – получил Антон Конобиевский, совершивший 17-дневный поход на каяке по Приморью. Он в одиночку прошел от бухты Дубовой до Владивостока, преодолев 500 км и похудев на 10 кг.
«Северные огромные скалы и мысы, невероятных форм кекуры, многочисленные безлюдные песчаные бухты с прозрачной водой. Я находился в нетронутой человеком природе, и это было незабываемо», — поделился Антон Конобиевский.
Победителями и призерами в номинациях стали авторы фильмов о путешествиях по Камчатке, Бурятии, Якутии, Магадану, Сахалину, Чукотке и Хабаровскому краю.
Конкурс оказался интересным и популярным, поэтому с 1 мая 2024 года на сайте путешественникДВ.рф начался прием заявок на участие во втором сезоне. Авторы могут представить работы в нескольких номинациях: пешее, водное, зимнее путешествие. В этом году добавили номинации «Веломаршрут по дикой природе», «Подводное путешествие, серфинг», а также «Зимний веломаршрут, сноубординг». Прием заявок завершится 30 декабря, до 1 февраля 2025 года профессиональное жюри определит победителей и призеров, награждение состоится до 1 марта.
«В прошлом году на конкурс пришло более 200 заявок, и все они меня абсолютно поразили фактом, что люди, казалось бы, далекие от кино и телевидения, могут так круто снимать свои путешествия по Дальнему Востоку», — подчеркнул член академии Российского телевидения, член Русского географического общества, председатель жюри конкурса Николай Табашников.
По условиям конкурса путешествие должно быть совершено в период с 1 сентября 2022 года по 30 декабря 2024 на территории одного или нескольких регионов Дальнего Востока. Участие могут принять жители Российской Федерации и Республики Беларусь, в возрасте от 10 лет. При этом активная часть путешествия должна проходить без использования моторной техники. Отправляться можно как по ранее пройденным «тропам», так и по еще неизведанным маршрутам. По результатам второго сезона все материалы о маршрутах победителей и финалистов конкурса будут размещены на интерактивной карте туристических маршрутов Дальнего Востока. Каждый желающий сможет повторить путь конкурсантов.
«Мы видим повышенный интерес к Дальнему Востоку со стороны любителей активного отдыха. Каждый фильм, который поступает на конкурс, открывает регион с новой стороны. Я призываю всех посмотреть все фильмы, которые были направлены нам на оценку. Каждый фильм — достойное произведение искусства», — заявил член жюри конкурса, российский полярный путешественник, общественный деятель Матвей Шпаро.
В новом сезоне будет более 10 победителей и призеров, призовой фонд составит 7,2 млн рублей. Как и в первом сезоне обладатель гран-при получит 3 млн рублей, а победители в номинациях – по 1 млн рублей. Участники, занявшие вторые места, получат по 300 тыс. рублей, третьего – по 100 тыс. рублей. Также будут определены призеры в дополнительных номинациях, их наградят сертификатами на комплексное путешествие внутри дальневосточных регионов. А автора лучшего фильма о путешествии по Чукотке наградят спецпризом, учрежденным губернатором региона – 1 млн рублей.
«Степень доверия высока, когда из первых уст туриста звучит: «На Чукотке очень красиво и тут можно жить». В этом плане конкурс «Дальний Восток — Земля приключений» — один из способов донести эту важную для нас информацию. Мне бы очень хотелось, чтобы как можно больше людей познакомились с Чукоткой. Мы уникальны, и мы гостеприимны. Чукотка – близко», — отметил губернатор Чукотского АО Владислав Кузнецов.
К участию во втором сезоне конкурса допустили уже больше 80 фильмов. Чаще всего участники снимают видео о путешествиях по Хабаровскому краю, Сахалинской области и Приморскому краю.
Озеро Буссе — одно из красивейших мест на юге Сахалина и едва ли не самая популярная природная достопримечательность острова. Известность по всей России и за ее пределами водоем получил благодаря гидробионту, который обитает в уникальной смеси пресной и соленой вод — устрицам. Сахалинский деликатес — крупный, сочный, с богатым многослойным вкусом — затмевает по качеству аналоги с приморских и черноморских ферм, а для его выращивания практически не нужно вложений. Островная устрица размножается в естественных условиях, но шансов на выживание у моллюска все меньше. В деталях назревающей экологической катастрофы разбиралась редакция EastRussia.ru.
«Если вы любите устрицы — вам точно пора на Сахалин! Здесь эти моллюски достигают гигантских размеров. При этом в отличие от тех же французских островные устрицы — дикие, а не выращенные в специальных садках. На Сахалине есть уникальное озеро Буссе. Хотя правильнее будет назвать его лагуной: водоем соединяется с Охотским морем и вода в нем — соленая. В озере обитают мидии, крабы, морские ежи, гребешки, креветки, а также множество рыб: горбуша, сельдь, кета, корюшка. Главное лакомство лагуны — гигантская сахалинская устрица. Но ее вылов на территории Буссе строго запрещен. Раковины сахалинской устрицы достигают размеров в 20 см, а вес доходит до полутора килограммов (в среднем — 500 г). Для сравнения: средний вес европейской устрицы — 200 г, размер — 12 см», — так Сахалинский туристско-информационный центр привлекает гостей островного региона на озеро Буссе.
Аналогичную информацию, но уже в формате инструктажа путешественникам на берегу водоема рассказывают гиды, прежде чем отправить очередной катамаран на «банку» — высокий участок дна, где каждый год вырастают тысячи раковин неправильной формы. Собрать их руками несложно: с этим справляется даже ребенок. Вот только азарт добычи у туристов, как и у экскурсоводов, совсем не детский.
В летний сезон десятки турфирм организуют минимум по две групповых поездки в день на озеро Буссе, и каждый гость собирает минимум 10 устриц. После возвращения на берег гиды организуют дегустацию: приезжие съедают по одному-два моллюска в сыром виде под бокал вина, еще пару штук запекают на костре. Весь остальной улов бросают на берегу (вывозить его нельзя), после чего группа возвращается в Южно-Сахалинск. Одна делегация оставляет у озера минимум 50 собственноручно добытых устриц, а в день таких визитов бывает до 20 — не менее тысячи моллюсков в сутки люди вынимают из воды ради того, чтобы ощутить ту самую радость от улова. Назад, на «банку» деликатес, разумеется, не возвращают — его продают желающим через приватные группы и чаты, где круглогодично идет бойкая торговля нелегально добытой рыбой и морепродуктами. Стоимость килограмма устриц с доставкой на адрес начинается в 2024 году от 450 рублей, с самовывозом от склада — чуть дешевле. Добавьте к этому среднюю стоимость поездки на Буссе (от 7 тысяч рублей с человека), и можно представить, сколько в сезон зарабатывают туристические бюро на несложном маршруте.
видео: ТГ-канал Рыбаки ДВНа Сахалине сезон сбора и, как следствие, туристического ажиотажа, продолжается с мая по октябрь. Представить и примерно посчитать масштабы одной только любительской добычи деликатеса на озере Буссе несложно — летний поток гостей региона к этому уголку природы в Корсаковском районе уже несколько лет переваливает за 100 тысяч человек. Востребованность гастрономического маршрута с каждым годом только растет, а ведь есть еще и браконьерская ловля: кроме устриц, нелегалы вылавливают в акватории такие морепродукты как гребешок, дальневосточный трепанг, креветка. Ежегодно региональное ПУ ФСБ задерживает десятки нарушителей с огромными объемами незаконных грузов. Но даже угроза реального срока не пугает преступников: браконьерство на Буссе продолжается. Как следствие, популяция устриц снижается — об этом сообщают ученые СахНИРО. За 10 лет, по данным экспертов, примерная численность моллюсков по площади акватории сократилась в 10 раз — с примерно 200 тонн до 20, и продолжает уменьшаться. Устричные «банки» практически пусты, найти деликатес можно на глубине от 3 до 5 метров — туда придется нырять.
Научно-исследовательские работы по изучению численности устрицы в лагуне Буссе проходят каждый год. Для того, чтобы определить размеры популяции, ученые используют методику площадного учета. Сотрудники СахНИРО собирают моллюсков с участка определенного размера (в квадратных метрах), пересчитывают их, взвешивают, а потом умножают на общую обитаемую площадь лагуны. Руководитель Сахалинского филиала ФГБНУ «ВНИРО» («СахНИРО») Николай Колпаков, отвечая на запрос EastRussia.ru, озвучил мнение ученого сообщества: не только нелегальные добытчики морского деликатеса приложили руку к резкому уменьшению популяции устриц.
«По нашим данным уменьшение размерно-массового состава устрицы прослеживается в течение последних десяти лет. Считаем, что такая ситуация сложилась в результате изъятия крупных и средних по размеру моллюсков в ходе неконтролируемого любительского лова и браконьерства», — подчеркнул Николай Колпаков.
К «неконтролируемому любительскому лову», как обозначил его ученый, ежегодно прикладывают руку и местные жители: помимо туристов с материка, на озеро Буссе летом съезжаются сотни сахалинцев с палатками. Свежие устрицы давно стали для отдыхающих островитян приятным дополнением к традиционному шашлыку и вечерним посиделкам у костра. Правила рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна, регламентированные приказом Минсельхоза России от 06.05.2022 № 285 в редакции от 10.03.2023 г., разрешают жителям Сахалина добывать ежесуточно не более 50 устриц на человека, но в пересчете на поток желающих попасть на Буссе и это количество кажется слишком большим. А если суммировать масштабы так называемой личной ловли с теми объемами, которые туристы вынимают с «банки», общий урон уникальной лагуне становится катастрофическим. И ученые, и министерство по туризму Сахалинской области понимают это, но ограничены в действиях.
«Туристы после дегустации улов не забирают. А вот жители Сахалина порой полные багажники машин загружают устрицами. Конечно, это наносит колоссальный ущерб», — отметил министр по туризму Сахалинской области Артем Лазарев.
Попытку ограничить объем любительской добычи морепродуктов на озере Буссе власти островного региона пытались предпринять в 2023 году. Сахалино-Курильское территориальное управление Росрыболовства заявило к торгам весь водоем с площадью участка для выращивания объектов аквакультуры 3940 гектаров, оценив его почти в 31 млн рублей. Фактически лагуну хотели передать в частные руки для развития плантанции морских гидробионтов и роста их воспроизводства. При этом в рамках аукциона заявили требования к минимальным объемам взращенных морепродуктов — не менее 59,1 тонны для пастбищной аквакультуры и от 27,5 тысячи тонн индустриальной. Такую планку просто необходимо было обеспечить охраной и строгим контролем за любительским ловом.
Победителю торгов обещали договор на 25-летнее пользование участком и, судя по всему, желающие развивать марикультурную ферму на Сахалине были. Однако в дело вмешалась прокуратура, а потом экологи и простые жители подхватили эстафету возмущений — островитяне боялись, что передача озера Буссе в частные руки закроет доступ к нему для обычных посетителей. Правительству региона пришлось спешно организовать медийную кампанию и убеждать население в том, что лагуна останется открытой для посещения, а бизнес-проект по воспроизводству марикультуры нужен и полезен. Ассоциация рыбопромышленных предприятий Сахалинской области выпустила несколько заявлений в поддержку этой идеи, апеллируя к ее экономической выгоде (в том числе для Корсаковского района). К слову, тогда же звучали и обещания обеспечить более комфортный отдых туристам.
«Мы видим растущий интерес со стороны туристов и рыбаков, но запасы озера не безграничны. Было проведено большое научное исследование, посвященное изучению состояния запасов биоресурсов и возможности возобновления аквакультурной деятельности. В результате, согласно заключению науки, состояние некоторых биоресурсов, обитающих в озере, находится на низком уровне, а вот заниматься поддержанием запаса на аквакультурных участках необходимо. Действительно, если ничего не делать, то запаса ресурсов озера хватит еще не более чем на 2-3 года. И если мы хотим, чтобы жемчужина Сахалина радовала нас, туристов и рыбаков долгие годы, необходимо и поддержание состояние запасов, и создание условий для туристов и рыбаков. Развитие территорий сёл Берегового и Муравьево заключается не только и не столько в аквакультурном хозяйстве, а в создании развитой туристической зоны, где жители Сахалина и гости могут комфортно проводить время и пробовать наши сахалинские деликатесы. Инвестирование в туризм — перспективная история, и особо, конечно, значимы инвестиции именно в Корсаковский городской округ. Мы очень надеемся, что такие проекты позволят изыскать дополнительное финансирование и на асфальтированную дорогу, которую так давно ждут корсаковцы, жители сёл Новиково и Озерское. Создание аквакультурного участка — это только возможность выращивать на нем объекты, а вот возможность их собирать наступит не ранее чем через четыре года. Отмечу, что для туристов и рыбаков ничего не изменится, также будет возможность для отдыха и рыбалки, в рамках существующих Правил», — заявлял в СМИ еще год назад председатель Ассоциации рыбопромышленных предприятий Сахалинской области Максим Козлов.
Тем не менее, торги за право заключения договора пользования рыбоводным участком в лагуне озера Буссе свернули. Спустя год аукцион попробовали провести еще раз: организатором теперь значилось Федеральное агентство по рыболовству, название территории скрылось за безликим номером СООМ-409, а цену существенно снизили (до 24, 4 млн рублей). Но попытка заключить договор с бизнесом вновь потерпела неудачу — на площадке «Торги России» и этот аукцион числится как отмененный.
Сегодня о защите озера Буссе с его уникальным естественным микроклиматом, подходящим для воспроизводства марикультур, в открытую продолжают говорить ученые СахНИРО. Они предлагают в 10 раз снизить разрешенный объем добычи устриц — до 5 штук на человека в сутки. Эксперты уже направили предложения о внесении изменений в Правила рыболовства для Дальневосточного рыбохозяйственного бассейна в Минсельхоз РФ, а также вынесли на обсуждение в региональном сообществе профильных специалистов. Но такая корректировка — явно не быстрый процесс, на нее могут уйти годы. У лагуны Буссе их просто может не быть.
Свою кампанию по защите озера Буссе от варварских набегов любителей устриц развернули и юные островитяне. Воспитанники детского эколагеря «Родник» даже сняли социальный ролик, посвященный бережному отношению к природе — его распространяют в социальных сетях.
«Мы никогда раньше не ходили с детьми в район села Муравьево в выходной день — как раз из тех соображений, что не хотим встречать толпы чужих людей. Но то, что мы увидели, дало нам понять, насколько проблема, о которой мы говорим сейчас, актуальна. На Буссе не просто толпы, там полчища. Последствия подобных скоплений, думаю, объяснять не нужно. С другой стороны, всё чудесно. Эти дети не задали мне ни одного вопроса вроде „зачем это нужно“ или „в чем вообще проблема“. Они изначально осознают, что происходит, и спрашивают только одно: что можно сделать. Это означает, что мы — все мы — делаем всё правильно. И я горжусь этими детьми, „Родником“, и знаю, кто мог бы нами гордиться. Мы не против развития туризма. Мы против варварского, бездумного, чрезмерного истребления биоресурсов Буссе и связанных с этим последствий: загрязнения берегов и акватории», — прокомментировал один из вожатых «Родника» в официальном Telegram-канале эколагеря.
Ребята также установили собственноручно изготовленный аншлаг на берегу водоема. «Не убивайте озеро Буссе! Вас слишком много — оно одно!» — надпись, которая должна была в очередной раз привлечь внимание властей к проблеме, которую осознают даже дети. Но конструкция прожила лишь сутки — ее снесли неизвестные. Подавляющему большинству жителей и гостей Сахалина в целом все равно, что устричная популяция на озере Буссе будет снижаться с риском совсем исчезнуть. А те немногие, кому не наплевать, явно не хотят видеть столь яркий упрек к собственной совести, приезжая на максимально доступную дегустацию символа элитной жизни.
Когда материал был уже готов к публикации, обозначилась возможность того, что ситуация всё же изменится. На встрече жителей Корсаковского региона с губернатором области одна из участниц обратилась к Валерию Лимаренко.
— У меня вопрос по поводу озера Буссе. Очень бы хотелось закрыть его полностью, вообще от всех посещений. Я как турист, вернее, как житель Сахалинской области, наблюдаю за последние 4 года полную выгребку биоресурсов из него именно гастротурами. Но я не пойму, почему идёт доступ для гастротуров и разрешается это всё вылавливать?
— Обсуждаем эту тему сейчас. Я думаю, что в этом году мы какое-то решение примем, как раз соответствующее вашему ожиданию, — ответил губернатор. Комментируя этот диалог в своём ТГ-канале, Валерий Лимаренко написал. «Я понимаю обеспокоенность местных жителей. И сегодня мы уже думаем над этим вопросом совместно с ассоциацией рыбаков. Хотим найти компромисс, чтобы все было цивилизованно. Думаю, уже в этом году придем к решению, которое устроит всех».