Монтаж главного оборудования канатной дороги Благовещенск – Хэйхэ стартует в июне с возведения линейной опоры. Основные элементы уже находятся на месте.
Как сообщает пресс-служба правительства Амурской области, к концу июня инвестор намерен завершить строительство одной из наиболее ответственных конструкций - двух монолитно-каркасных пилонов высотой в 21 метр.
Эти пилоны разместятся в самом центре терминала и будут служить для удержания главного технологического оборудования канатной дороги. Оно уже проходит проверку и готовится к транспортировке в Хэйхэ. Подрядчики заверили, что работы идут без задержек, строительство должно завершиться к 2025 году.
Строители уже смонтировали 50% металлоконструкций терминала и готовят плиты перекрытия на первом этаже. В ближайшее время на площадке планируется начать возведение линейной опоры. Некоторые детали для нее будут доставлены из Китая.
В здании терминала на амурском берегу будут размещены залы пункта пропуска через границу и торговые площади. Будут созданы также арт-пространства для отдыха пассажиров и горожан как внутри терминала, так и на каскадных террасах и смотровых площадках под открытым небом.
Юбилейная подстанция
Справка:
Предприятие «Энергоимпульс+» уже более 25 лет занимается производством и оснащением распределительных подстанций – от мобильных до капитальных бетонных. Ежегодно компания производит около 100 подстанций различного типа. Электрооборудование востребовано как для решения локальных задач региональных заказчиков, так и для глобальных инфраструктурных проектов федерального масштаба. В портфолио предприятия такие проекты, как космодром Восточный, объекты саммита АТЭС во Владивостоке, Олимпийская деревня в Сочи. Оборот предприятия около 1 млрд рублей в год. По результатам 2022 года будет выплачено около 200 млн рублей налогов. Средняя зарплата на предприятии – 77 тыс. рублей.
Морской порт «Суходол» создается с целью облегчения доступа к портовой инфраструктуре малых и средних угледобывающих предприятий. Ввод в эксплуатацию намечен на текущий год. Мощность перевалки угольного порта предполагается в объеме два млн тонн угля (в 2023 году), к 2025 году должна превысить 12 млн тонн. Планы также включают увеличение грузооборота до 20 млн тонн угля в год.
Основные производственные мощности «Энергоимпульса+» расположены в Хабаровске что позволяет экономически выгодно выстраивать логистику в любой регион России. Компания является резидентом ТОР «Хабаровск», работает в составе индустриального парка «Авангард».
«У нас случилось знаковое событие – с 2019 года, как мы стали резидентом ТОР, мы запустили подстанции в бетонной оболочке – и уже произвели сотую по счету подстанцию – она отправится в Приморье в строящийся угольный порт Суходол. Она будет одной из ключевых подстанций для энергоснабжения», – говорит коммерческий директор ООО «Энергоимпульс+» Данила Шандрук.
Данила Шандрук, коммерческий директор ООО «Энергоимпульс+»
фото: EastRussia
Для производства электрооборудования предприятие закупает коммутационную аппаратуру, выключатели, контакторы, разъединители и оборудование релейной защиты. Закупки делают, в основном, у китайских и турецких производителей. Все конечные изделия — щитовую продукцию, ячейки среднего напряжения, готовые подстанции — производят своими силами.
Ранее компания закупала необходимые запчасти у зарубежных партнеров: Schneider Electric, Siemens, Hyundai Electric, ABB и ряда других. В настоящее время для ряда крупных клиентов, готовых потратить больше времени и денег (в основном – порты), налажены поставки оригинального оборудования в рамках параллельного импорта. По словам специалистов, это актуально для тех объектов, где уже начали создавать систему электроснабжения на оборудовании определенной фирмы: для более надежной работы лучше не менять производителя.
«Мы поставляем свою продукцию в 123 города и населенных пункта России. Внешний рынок по нашему направлению рассматривать нет смысла – для стран СНГ получается сложная логистика, а для стран АТР – это другие электротехнические стандарты, а также там достаточно своих игроков на этом рынке. У нас 70% бизнеса – это железная дорога и морские порты. Мы имеем разрешение РЖД на применение нашего оборудования в установках магистрали и плотно работаем с тремя дорогами из 16 – Дальневосточной, Забайкальской и Восточно-Сибирской. В ближайший год планируем освоить дополнительную специализированную железнодорожную номенклатуру, которую никто на Дальнем Востоке не производит», – рассказывает Данила Шандрук.
Он добавляет, что у морских портов пользуется спросом электрооборудование «Энерогоимпульса+» в бетонном исполнении: металл подвержен коррозии, а бетонные конструкции хорошо зарекомендовали себя в эксплуатации. Бетонные корпуса на «Энергоимпульсе» строят сами – с нуля. Привозить их было нерентабельно, в регионе их на момент запуска собственного производства не выпускали и теперь это – экономически оправданное решение.
фото: EastRussia
Компания «Энергоимпульс+» как резидент индустриального парка «Авангард», где размещаются еще 14 компаний, имеет ряд преференций, которые облегчают работу – парк предоставляет земельные участки со всей необходимой коммунальной и инженерной инфраструктурой, а также помогает в развитии деятельности резидентов.
Коммерческий директор индустриального парка «Авангард» Тимофей Казанцев рассказал, что в 2015 году частный индустриальный парк вошел в состав ТОР «Хабаровск», и на сегодня занято 85% территории.
«Это очень благоприятное место – с учетом тех льгот и преференций, которые предоставляет государство. Мы создаем условия, когда инвестор заходит и через несколько месяцев начинает вести производственную деятельность, при этом экономя на налогах. Социальные взносы для резидентов составляют 7,6%, в то время как другие платят 32%, кроме этого, налог на прибыль, на имущество и на землю составляет 0% в течение пяти лет, также резиденты почти в два раза экономят на энергозатратах. Мы выстраиваем конструктивный, позитивный диалог со всеми резидентами, мы настроены на развитие и на расширение бизнеса», – рассказал он.
фото: EastRussia
Казанцев пояснил, что в планах — строительство второй площадки парка «Авангард» на территории «Ракитное», которая располагается также на ТОР «Хабаровск». Там резидентам будут доступны аналогичные преференции.
«Планируем завести туда логистические комплексы, в том числе федерального значения, которые готовы прийти в Хабаровский край для реализации своего бизнеса – в регионе очень развитая логистика. Те проекты, которые откроют нам коридор в Азию, в последствии будут реализованы через Большой Уссурийский, где будет построен транспортный сухопутный переход через границу», – добавил он.
На автодорогах России насчитывается порядка 6 тыс. мостов в аварийном состоянии. Не менее 1/6 из этого количества относится к дорожной сети в Дальневосточном федеральном округе. EastRussia разбиралась, насколько регионы могут побороть эту проблему.
Справка:
Согласно данным Российской ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами, ДФО лидирует среди остальных федеральных округов по количеству находящихся в аварийном и предаварийном состоянии капитальных мостов, путепроводов, эстакад на дорогах регионального значения. Таких на начало 2024 года насчитывалось 1520 сооружений. При этом 595 объектов находились в предаварийном, 925 – в аварийном состоянии.
Национальный проект «Безопасные качественные дороги», завершающийся в 2024 году, не снял остроту проблемы состояния искусственных сооружений. Особенно это актуально для дорожной сети регионального подчинения. «В настоящее время к нам поступили материалы о состоянии мостов и путепроводов в 17 субъектах РФ. Эта информация позволяет сказать, что проблемных объектов большое количество», – констатировал на недавнем заседании рабочей группы по мониторингу реализации нацпроекта БКД заместитель председателя комитета по экономической политике Совета Федерации Александр Трембицкий.
В числе таких регионов – Приморье, где происходили происшествия с обрушением автодорожных сооружений. В крае только региональных мостов насчитывается 1620 единиц, основная масса которых построена в 1950-1970-х. Из них 459 – в аварийном и 636 – в неудовлетворительном состоянии.
На 44 объекта моста разработана документация, которая прошла экспертизу. Стоимость работ оценивается порядка 35 млрд руб., сообщил министр транспорта и дорожного хозяйства Приморского края Алексей Игнатенко. При этом по искам прокуратуры надлежит реконструировать 260 сооружений, на сумму больше 100 млрд руб.
«Эти решения вступили в силу. Приморским краем выполняется, естественно в рамках бюджета, как реконструкция мостовых сооружений, так и ремонт. В текущем году у нас в реконструкции семь мостов и два путепровода, которые идут через Транссиб. Путепроводы дорогие: один стоит 1,2 млрд руб., второй – порядка 500 млн», – сообщил А. Игнатенко.
Проблему усугубляют частые циклоны. Почти каждый год край накрывают мощные тайфуны, смывающие мосты, разрушающие дорожное полотно. На это приходится изыскивать средства дополнительно. Дорожный краевой фонд в текущем году составляет порядка 25 млрд руб., и регион достигнет целевого показателя программы БКД – доведение доли автомобильных трасс регионального значения, отвечающих нормативным требованиям, выше 50%.
Между тем если темпы реконструкции мостов в Приморье останутся такими, как есть, вопрос с приведением всех объектов к нормативу растянется на многие десятки лет. «По всем программам, везде мы работаем, но привести всё в нормативное состояние без поддержки федерального центра не получится», – резюмирует приморский министр.
Регионы при получении средств по нацпроекту БКД вправе их тратить на автодороги или мосты. На практике выбор не прост. «Кто-то из субъектов говорит, давайте не будем эти деньги окрашивать, потому что у нас с мостами всё хорошо», – рассказывает начальник управления регионального развития и реализации национального проекта Росавтодора Радик Фаразутдинов.
Возникает ситуация, когда в регионе с мостовыми сооружениями обстоит тяжело, но и с автодорог финансы не перекинешь. Как отметил вице-премьер правительства Забайкальского края Алексей Гончаров, это правильно, когда субъект сам определяет, что ему именно ремонтировать и строить, однако денежные средства все равно ограничены. «Если мы деньги направляем на строительство моста, мы тогда не выполняем показатель по БКД. То есть наш нормативный показатель остается на том же уровне, а учитывая, что мосты есть достаточно протяженные и капиталоемкие, это требует достаточно огромного количества средств», – поясняет чиновник.
Кроме того, большой блок вопросов касается реконструкции аварийных сооружений, которые находятся на балансе муниципалитетов. Как правило, у них нет достаточных денег и специалистов даже для подготовки проектно-сметной документации.
В целом по стране на дорогах разного значения количество искусственных сооружений в аварийном состоянии оценивается порядка 6 тыс., информирует замдиректора департамента строительства правительства РФ Григорий Волков. В связи с этим одной из ключевых задач нового национального проекта «Инфраструктура для жизни», стартующего в 2025 году, станет их замена и ремонт.
Представители регионов указывают на необходимость создания в рамках этого нацпроекта отдельной программы по приведению мостов и путепроводов в нормативное эксплуатационное состояние. С этим согласны в Росавтодоре. Как отмечают в ведомстве, по состоянию на 2023 год на сети автомобильных дорог регионального значения насчитывалось 35 тыс. мостов общей протяженностью 11,8 млн погонных метров. По данным диагностики, которые собраны в субъектах РФ, аварийных и предаварийных – почти 4,4 тыс. сооружений или примерно 13%. Требуемая сумма – порядка 400 млрд руб.
«Это тот блок задач, который мы видим первоочередным и когда обсуждаем с субъектами наличие отдельной программы. Здорово бы такую программу иметь», – пожелал Радик Фаразутдинов.
Пока что обеспечены финансированием 1,2 тыс. сооружений на 2025-2027 годы. Как известно, одним из приоритетов в дорожной политике станет развитие опорной сети дорог, к которой относятся региональные и межмуниципальные трассы. Сегодня в работоспособном состоянии находится чуть более 3 тыс. сооружений, относящихся к ней, или 55,4%. В предаварийном – 370 (6,8%), аварийном – 258 (4,7%). Но что вызывает отдельную тревогу, так это серьезное число неудовлетворительных сооружений – их насчитывается 1,8 тыс. (33,1%). «Это говорит о том, что ещё немножко и, если мер не принимать, достаточно большая доля мостов будет в критическом состоянии», – не исключает гендиректор Российской ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами (РАДОР) Игорь Старыгин.
В 2024 году в рамках реализации нацпроекта БКД в нормативное состояние будут приведены 677 мостов и путепроводов. Если смотреть по цифрам, то проблема с аварийными и предаварийными объектами на опорной сети в ближайший период вполне решаема. «Но какой процент из этих мостов, которые сейчас в работе, в каком они состоянии находятся и где те приоритеты. Относятся ли они к аварийным и предаварийным или иным – к сожалению, не сегодня информации нет», – сетует И. Старыгин.
В этой связи РАДОР внёс свои предложения. Первое — при разработке и согласовании программ развития дорожной инфраструктуры в обязательном порядке нужно определять объекты, которые находятся в аварийном/предаварийном состоянии и уделять им первостепенное значение. Во-вторых, средства на приведение сооружений к нормативу должны выделяться в более ранние сроки (по опорной сети – к 2028 году) и в достаточном объёме.
При решении проблемы разумно применять дифференцированный поход, то есть упор делать на те территории, где обстановка с мостами наиболее сложная, как в ДФО, указывает эксперт. «Когда некоторые регионы говорят, что нет необходимости целевого финансирования по приведению мостов в нормативное состояние, у них, видимо, всё хорошо. Но точно так же в других регионах ситуация более критическая. С такими подходами выделять всем одинаково пропорционально не совсем верно», – рассуждает генеральный директор РАДОР.
С учетом масштаба проблемы решать её следует активнее. В этой связи Григорий Волков призвал профессиональное сообщество обратить внимание на упрощение требований к строительству мостовых сооружений: «При наличии типовых проектов застройщики готовы возводить такие объекты».
Стареющих объектов в стране столь много, что возможно стоит взять на вооружение китайский опыт в части перехода на новые конструкции мостов, оптимизируя строки модернизации или строительства, предлагает представитель Совфеда от Иркутской области Сергей Брилка.
«Может быть, увеличить пролетное строение этих мостов…Мы зачастую работаем максимум 24-метровыми пролетными строениями и начинаем в воде возводить опорные столбы и т.п. Может есть смысл подключить нашу науку? Сегодня есть примеры такого строительства, когда возводятся большие пролеты: опору с одной стороны возвели и с другой, затем надвинули [пролетные конструкции]. И всё значительно дешевле, быстрее, красивее. Нам китайцы это демонстрируют просто с термоядерной скоростью», – отметил он.
Ещё одна актуальная тема для Дальнего Востока в области дорожной политики – строительство транспортных развязок при пересечении железных дорог. Растущий объем перевозок по Восточному полигону приводит к длительному закрытию железнодорожных переездов, что негативно отражается на автомобильном движении.
«У нас в Забайкальском крае 173 населенных пункта перерезаны БАМом и Транссибом. К чему это приводит на сегодняшний день? Стопорится работа экстренных служб, происходят различные аварии. Тем более после реконструкции БАМа и Транссиба у нас количество пар поездов вырастет более чем в два раза. И эта ситуация усугубляется», – рассказал Алексей Гончаров.
К настоящему времени «Российскими железными дорогами» совместно с регионами, МВД и Минтрансом РФ определены переезды с высокоинтенсивным движением поездов и автотранспортных средств. Первоочередную необходимость в создании в стране развязок в разных уровнях монополия оценивает в 278 сооружений.
Что касается железных дорог Восточного полигона, то предлагается возвести 42 автомобильных путепровода. Это даст возможность закрыть 39 переездов, сообщил заместитель начальника Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД» Сергей Антонов. В том числе 6 сооружений предполагается к вводу в Забайкалье, 9 – в Бурятии, 6 – в Амурской области, 10 – в Приморье, 9 – в Иркутской области, 2 – в Красноярском крае.
Все объекты капиталоемкие, и сакраментальный вопрос – из каких источников взять финансирование. Регионы, особенно с несбалансированным бюджетом, потянуть такие стройки самостоятельно не смогут, подчеркивает вице-премьер Забайкальского края. Потребность Забайкалья он оценивает в 12 путепроводов, на что нужно 9,5 млрд руб. «Понятно, что из средств краевого бюджета мы эту сумму не найдем. Мы уже в рамках специального казначейского кредита в этом году приступаем к строительству двух путепроводов в городской агломерации», – сказал Алексей Гончаров. Логичным шагом он видит разработку отдельной целевой программы с участием федерального бюджета.
В качестве одного вариантов финансирования одно время рассматривалась инвестпрограмма РЖД, даже звучали предложения отразить в проекте развития Восточного полигона затраты на путепроводы. Однако в монополии высказываются за иное решение: на финансирование строительства автодорожных путепроводов в местах пересечения железнодорожных путей и автодорог целесообразно направлять бюджетные доходы от акцизов, уплаченных РЖД при закупке дизтоплива. В компании информируют, что прогнозный размер акцизов в цене закупаемого перевозчиком топлива в 2024-2025 годах превысит 50 млрд руб.
Между тем замена железнодорожных переездов (большинство из них обслуживает РЖД) на путепроводы может в будущем обернуться дополнительной нагрузкой для территорий. Часть действующих автомобильных путепроводов находится на балансе «Российских железных дорог», и компания в последнее время ведет кампанию по их передаче местным властям. Как правило, крупные субъекты не возражают против этого. Подписывается соответствующий договор, а если нужно привести объект в нормативное состояние, холдинг изыскивает на это средства, уточнил Сергей Антонов. Но немало сооружений расположено в небольших муниципальных образованиях. Муниципалы, ссылаясь на нехватку средств на содержание подобных объектов, принимать их отказываются.
Передача путепроводов муниципалитетам – вопрос спорный, считает Александр Трембицкий. «Понятно, что для РЖД – это непрофильный актив. С другой стороны, есть такие муниципальные образования, что “Российским железным дорогам” контролировать и содержать такой объект, отдельно взятый, гораздо проще в бюджетном плане, чем какому-то муниципалитету», – заключил сенатор.
На Дальнем Востоке продолжается заметный рост жилищного строительства, на что оказывают влияние условия льготной ипотеки. В том числе проекты в регионах реализуют крупные федеральные девелоперы. Предполагается продолжать создавать новые производства строительных материалов, ориентированные на потребление внутри ДФО.
По объемам работ, выполненных в сфере строительства (таблица 1) в январе-июле текущего года наибольший прирост относительно аналогичного периода прошлого года на Дальнем Востоке, демонстрируют Хабаровский край (+37,7%), Еврейская АО (+29,8%) и Приморский край (+19,2%). При этом в целом по ДФО прирост составил только 1,9%, поскольку в большинстве регионов динамика была отрицательной – в частности, в Сахалинской области, Забайкальском крае, Магаданской области, Бурятии, Чукотском АО и Амурской области.
В то же время в денежном отношении (таблица 2) лидерство по объемам строительных работ за семь месяцев года принадлежит Якутии (более 178 млрд рублей), далее следуют Амурская область (свыше 144 млрд рублей), Иркутская область (более 134 млрд рублей) и Хабаровский край (свыше 127 млрд рублей).
В жилищном строительстве на Дальнем Востоке в январе-июле введено 2,7 млн кв. м жилья, что на 21% больше, чем за аналогичный период 2023 г. Лидерами роста (таблица 3) в январе-июле 2024 г. стали Еврейская АО (+51,8%), Магаданская область (+42,8%) и Якутия (+41,9%). При этом на Чукотке и в Магаданской области в целом объемы строительства крайне невелики – 3,6 тыс. кв. м и 4,9 тыс. кв. м соответственно. Отрицательную динамику в жилищном строительстве демонстрируют Сахалинская область (снижение индекса до 98,6%) и Камчатский край (94,9%).
Наибольшие объемы нового жилья за восемь месяцев года (таблица 4) введены в Иркутской области (978,9 тыс. кв. м), Приморском крае (803,1 тыс. кв. м), Якутии (452,8 тыс. кв. м) и Бурятии (452,9 тыс. кв. м). При этом Приморье и Якутия являются лидерами по объемам одобренных льготных жилищных кредитов в ДФО. Запуск новых проектов жилищного строительства за семь месяцев года в ДФО вырос на 11% относительно аналогичного периода прошлого года – до 1,9 млн кв. м новых проектов. К 6 сентября на этапе строительства находились порядка 6,8 млн кв. м в новостройках.
В качестве основного стимула развития жилищного строительства в макрорегионе правительство РФ видит сохранение льготной дальневосточной и арктической ипотеки на уровне 2%. Что касается арендного жилья, то летом регионам Дальнего Востока был выделен дополнительный лимит квартир в рамках программы «Доступное арендное жилье в ДФО» - Сахалинской области предоставлен дополнительный лимит на 400 квартир (всего – 1 721 квартира), Забайкальскому краю – 262 квартиры (всего – 1 089). Напомним, что в целом предполагается построить в ДФО не менее 10 тыс. арендных квартир, на что правительством выделено 87 млрд рублей. На сегодняшний день подписаны договоры на строительство 7,5 тыс. квартир. Уже построены и переданы для сдачи в аренду 42 квартиры в Приморском крае (ЖК «Айвазовский» во Владивостоке), 40 квартир в Чукотском АО (ЖК «Ягодный» в Анадыре) и 24 квартиры в Якутии (микрорайон «Марха» в Якутске).
ВТБ в сентябре открыл кредитную линию на 4,5 млрд рублей владивостокскому специализированному застройщику «Группа»[1] на возведение жилого комплекса во Владивостоке на площади 100 тыс. кв. м в микрорайоне «Зеленый угол»[2] (Ленинский район Владивостока). В рамках первой очереди строится жилой дом на 699 квартир общей площадью 37,5 тыс. кв. м. Сдача дома в эксплуатацию запланирована на четвертый квартал 2027 г. Среди завершенных проектов «СЗ «Групп» в Приморье – коттеджные поселки «Белый парус» и «Парк Де-Фриз».
В июне ВТБ открыл финансирование на 1,1 млрд рублей для строительства первой очереди жилого комплекса «Эколэнд» в Хабаровске (микрорайон Березовка[3], Краснофлотский район в северной части города). Проект реализует ООО «СЗ БМК-Девелопмент»[4]. Предполагается построить четыре дома общей площадью 12,6 тыс. кв. м. Ввод комплекса в эксплуатацию намечен на четвертый квартал 2025 г.
Со своей стороны, банк ДОМ.РФ профинансировал на сумму около 1,3 млрд рублей благовещенскую группу компаний «САР» для строительства третьего и четвертого этапов ЖК «Современник» в селе Чигири Благовещенского района Амурской области (в 10 км от Благовещенска). Общая площадь проекта составит более 15 тыс. кв. м, включая 9 тыс. кв. м жилой площади. Первый и второй этапы комплекса были введены в 2023 г.
На предоставленные ДОМ.РФ кредитные средства в Амурской области, помимо «Современника» (161 квартира), также строятся крупный ЖК «Зея парк» (11,7 тыс. квартир, группа «ПИК») и ЖК «Европейский квартал» (226 квартир, АО «СЗ Благовещенскстрой»).
Следует отметить, что у ДОМ.РФ также есть собственные проекты в регионах. Так, в сентябре стало известно, что ДОМ.РФ создаст социальную инфраструктуру (поликлинику, спортивный комплекс) в рамках проекта жилого комплекса «ДОМ на Востоке» во Владивостоке (район бухты Патрокл, Первомайский район города). Проект реализует компания «ДОМ.РФ Девелопмент». Ведется строительство третьей очереди жилого комплекса, рассчитанного на 314 квартир и 153 машино-места на подземной парковке. Сдача объекта в эксплуатацию намечена на третий квартал 2027 г. Полностью проект планируется реализовать к 2030 г.
Тем временем группа компаний DARS Д.Рябова из Ульяновска до 2030 г. намерена реализовать в Хабаровске два новых проекта комплексного строительства и благоустройства с объемом инвестиций порядка 19 млрд рублей. В августе девелопер завершил сделку по приобретению хабаровской компании ООО «СЗ «Атлант 27», получив право на строительство жилого комплекса «На семи холмах» (в границах улиц Совхозная и Трехгорная). Проект предполагает возведение 150,65 тыс. кв м жилья на площади 13,4 га. Также в партнерстве с ДОМ.РФ DARS рассчитывает построить жилой комплекс таунхаусов объемом около 35 тыс. кв. м в районе улицы Связная.
Наконец, крупный федеральный девелопер «Самолет» (ООО «Самолет Регионы») в марте учредил компанию ООО «СЗ Проект-С-71», летом выигравшую торги на комплексное развитие территории в районе улиц Трехгорная и Карьерная в Хабаровске. Застройщик за 120 месяцев должен разработать и утвердить планировку территории, построить 49 тыс. жилых и 1 тыс. нежилых кв. м, детский сад на 230 мест, благоустроить территорию. Еще одна дочерняя компания «Самолета», ООО «СЗ Проект-С-47», в январе подписала соглашение с властями Забайкальского края о возведении 238 тыс. кв. м жилья до 2033 г. в рамках программы «Дальневосточный квартал» в Чите (ТОР «Забайкалье»). Первая очередь должна быть введена не позднее декабря 2026 г. Объем инвестиций составит 27,2 млрд рублей.
В рамках преференциальных экономических режимов Дальнего Востока появляются новые производства строительных материалов, ориентированные как на жилищное, так и промышленное строительство. В рамках ТОР «Приморье» в Надеждинском районе осенью запущено производство полимерных труб группы «Полипластик» М.Гориловского, включающее четыре линии, выпускающие трубы различного диаметра (от 20 до 1200 мм) для тепловых, газовых, водопроводных и канализационных сетей, электрозащиты. После выхода на проектную мощность завод должен выпускать свыше 35 тыс. тонн продукции в год (на такой объем предприятие предполагается вывести в течение ближайших пяти лет).
При этом в компании заявили о дальнейших планах по увеличению мощностей по выпуску трубной продукции в Дальневосточном ФО к 2030 г. до 57,5 тыс. тонн. Таким образом, на сегодняшний день у «Полипластика» действуют две производственные площадки на Дальнем Востоке – Хабаровский трубный завод мощностью 22,5 тыс. тонн в год и запущенный сейчас Приморский завод полимерных труб текущей мощностью 11 тыс. тонн в год.
В ТОР «Хабаровск» ООО «Дальневосточный завод полиэтиленовых труб»[5] рассчитывает запустить первую очередь нового завода, в который было инвестировано 150 млн рублей. В первом цехе предполагается открыть две линии по производству полиэтиленовых труб диаметром от 50 мм до 500 мм. Общая производительность должна составить 3-3,5 тыс. тонн в год. В целом проект рассчитан на четыре очереди с общим объемом инвестиций в 350 млн рублей. Запуск второй очереди намечен на сентябрь 2025 г.
ООО «Специализированный застройщик Речной порт «Якутск» (ГК «Старвей» Ф.Любашевского[6]) планирует инвестировать 350 млн рублей в создание производства инертных материалов для строительства дорог в Якутии в рамках ТОР «Якутия». Инвестпроект предполагает строительство асфальто-бетонного завода, дробильного комплекса, а также нового речного причала и складских площадок. Производственная мощность завода должна составить 90 тыс. тонн щебня и 220 тыс. куб. м асфальта в год.
ООО «Дальневосточный завод строительных материалов»[7] (ДВ СЗМ) в августе получило заем на 47 млн рублей от Фонда развития промышленности Хабаровского края на создание новой производственной линии для изготовления сухих строительных смесей. Предприятие производит до 700 тонн продукции в месяц, модернизировав производство, оно рассчитывает выйти на 100 тонн смесей в сутки.
Наконец, резидент СПВ уссурийская компания «МДКОР»[8] планирует в 2028 г. запустить в Уссурийске завод железобетонных конструкций мощностью 130 тыс. тонн продукции в год. Предполагается, что завод будет состоять из пяти цехов, складской территории, железнодорожного тупика, собственной котельной. Начало строительных работ намечено на первый квартал 2025 г.
Подробную информацию и аналитику по этой и другим актуальным темам можно найти в еженедельном бюллетене EastRussia.
Таблица 1. Объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», январь-июль 2024 года, в % к соответствующему периоду предыдущего года.
Регион |
Индекс |
Российская Федерация |
103,3 |
Сибирский федеральный округ |
106,9 |
Иркутская область |
97,2 |
Дальневосточный федеральный округ |
101,9 |
Хабаровский край |
137,7 |
Еврейская авт. область |
129,8 |
Приморский край |
119,2 |
Камчатский край |
113,9 |
Республика Саха (Якутия) |
105,0 |
Сахалинская область |
99,6 |
Забайкальский край |
98,4 |
Магаданская область |
85,7 |
Республика Бурятия |
84,2 |
Чукотский авт. округ |
83,3 |
Амурская область |
78,2 |
Таблица 2. Объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», январь-июль 2024 года, млн рублей.
Регион |
|
Российская Федерация |
7 865 692,3 |
Сибирский федеральный округ |
882 182,2 |
Иркутская область |
134 557,1 |
Дальневосточный федеральный округ |
731 998,2 |
Республика Саха (Якутия) |
178 098,2 |
Амурская область |
144 099,8 |
Хабаровский край |
127 673,4 |
Приморский край |
97 447,5 |
Сахалинская область |
58 682,9 |
Забайкальский край |
38 036,5 |
Республика Бурятия |
26 932,2 |
Магаданская область |
17 819,4 |
Камчатский край |
16 927,8 |
Еврейская авт. область |
13 755,4 |
Чукотский авт. округ |
12 525,1 |
Таблица 3. Строительство жилых домов, январь-июль 2024 года, в % к соответствующему периоду предыдущего года.
Регион |
Индекс |
Российская Федерация |
103,4 |
Сибирский федеральный округ |
103,0 |
Иркутская область |
110,9 |
Дальневосточный федеральный округ |
121,0 |
Еврейская авт. область |
151,8 |
Магаданская область |
142,8 |
Республика Саха (Якутия) |
141,9 |
Забайкальский край |
137,4 |
Республика Бурятия |
136,1 |
Чукотский авт. округ |
120,6 |
Приморский край |
117,4 |
Амурская область |
109,6 |
Хабаровский край |
102,0 |
Сахалинская область |
98,6 |
Камчатский край |
94,9 |
Таблица 4. Строительство жилых домов, январь-июль 2024 года, тыс. кв. м общей площади жилых помещений
Регион |
|
Российская Федерация, млн. кв. м |
62,1 |
Сибирский федеральный округ |
5 744,3 |
Иркутская область |
978,9 |
Дальневосточный федеральный округ |
2 759,4 |
Приморский край |
803,1 |
Республика Саха (Якутия) |
452,8 |
Республика Бурятия |
415,2 |
Забайкальский край |
299,3 |
Амурская область |
275,5 |
Хабаровский край |
266,7 |
Сахалинская область |
169,4 |
Камчатский край |
45,7 |
Еврейская авт. область |
23,1 |
Магаданская область |
4,9 |
Чукотский авт. округ |
3,6 |
[1] Владивосток, учредители – Е.Де и М.Матузный.
[2] Микрорайон расположен на месте теплиц ликвидированного совхоза «Приморье».
[3] Бывший поселок городского типа, в северо-восточной части города возле Ореховой сопки.
[4] Хабаровск, владелец – А.Кулакевич.
[5] Владельцы – А.Коваленко, Д.Коган.
[6] Президент нефтесервисной ГК «Интегра». СЗ Речной порт «Якутск» строит в Якутии жилой комплекс «Ленские высоты» с объемом инвестиций 50,3 млрд рублей.
[7] Владелец – А.Дрантиев.
[8] Учредители – А.Викол, Е.Хон.
Дальний Восток уже несколько лет является лидером в России по темпам развития строительной отрасли. Однако показатели в сфере могли быть еще выше, если не ряд проблем. Об основных факторах, сдерживающих развитие отрасли, рассказал генеральный директор ГК «DNS Девелопмент» Андрей Артамонов.
– Есть в строительстве на Дальнем Востоке вопросы, которым управленцам, бизнесу и государству нужно уделить пристальное внимание. Например, стандартный вопрос – нехватка рабочих рук. Мы сейчас испытываем некоторый голод, причем не только рабочих, а еще и качественных услуг и товаров, подрядчиков, генподрядчиков, производителей.
На мой взгляд, на Дальнем Востоке не хватает производственной базы, которая была бы локализована здесь и которая бы напрямую решала наши потребности. Например, мы всегда работали с ориентацией на поставки материалов от российских производителей, и все эти заводы, как правило, расположены в центральной России. С запада идет керамическая плитка, арматура, утеплитель. Фактически география поставок – это вся Россия. А ведь это логистика, это железная дорога, которая перегружена, и любые сбои в поставках – это практически остановка действующих предприятий.
Поэтому для нас становится необходимым, чтобы такие производства появились в доступности, на Дальнем Востоке, чтобы мы были уверены, что поставка произойдет в нужны сроки. Производство таких простых вещей, как арматура, плитка, песчаные смеси, штукатурка, можно и у нас организовать, природные и человеческие ресурсы на Дальнем Востоке для этого есть. Это помогло бы и девелоперской отрасли и всей экономике в целом.
С ростом строительства и развития Дальнего Востока все острее становится вопрос энергоснабжения новых строящихся микрорайонов. Сейчас тренд на КРТ, строительство ведется на больших участках, и для них нужны дополнительные энергетические мощности. Мы и по своим проектам видим, что потребление растет. Без электричества развитие отрасли и региона невозможно. Это направление также нужно развивать.
Помимо этого, нужно больше сосредоточиться на управлении застройкой, сбалансированной мастер-планами. Сейчас это делает государство, надо спустить этот вопрос на уровень исполнителей, чтобы появились дизайн-коды, проектные решения, чтобы застройщикам было удобнее работать.
Дальневосточный Федеральный округ уже несколько лет держит российское лидерство по темпам развития строительной отрасли. О факторах, благодаря которым ДФО стал «чемпионом страны» в этой области, рассказали эксперты ФАНУ «Востокгосплан».
Справка:
Федеральное автономное научное учреждение «Восточный центр государственного планирования» (ФАНУ «Востокгосплан») выполняет научно-исследовательские и экспертно-аналитические работы в области социально-экономического развития Дальнего Востока и Арктики. Главные направления деятельности «Востокгосплана» – экспертное сопровождение Минвостокразвития России, мониторинг и оценка развития территорий, комплексное моделирование отраслей и процессов, разработка прогнозов социально-экономического развития и другие
Магия цифр
По данным экспертов «Востокгосплана», Дальневосточный Федеральный округ, по меньшей мере, последние пять лет демонстрирует темпы и объемы сдачи строительных объектов, значительно превышающие общероссийские. Так, по итогам 2023 года объем выполненных строительных работ в ДФО составил 1,4 трлн рублей. Тем самым федеральный округ превысил собственные показатели предыдущего, 2022-го, года на 19,3%. В среднем по России отмечался рост на 7,9%.
Тенденция продолжилась в 2024 году. В первом квартале объем ввода жилых помещений в ДФО достиг 1,3 млн кв. метров. Таким образом, прирост по сравнению с тем же периодом 2023-го составил 108,1%, а по России в целом – 101,5%. Индекс физического объема выполненных строительных работ на Дальнем Востоке в это же время достиг 109,4% – на 5,9% больше общероссийского.
Данные за первые шесть месяцев 2024-го выглядят вроде бы спокойнее. Но, во-первых, побить рекорд аналогичного периода 2023-го действительно сложно.
«В первом полугодии объем строительных работ в ДФО сократился на 1% на фоне высокой базы I полугодия 2023 года (121,5%). По регионам динамика разнонаправленная, в 6 регионах из 11 наблюдается рост показателя», – сообщили в «Востокгосплане».
А во-вторых, все зависит от того, с чем сравнивать. Дальний Восток чуточку «притормозил» относительно самого себя, но лидерство в масштабах страны по-прежнему за ним.
«За январь – июнь 2024 года опережающие темпы роста строительства жилья в ДФО сохраняются – 117,5% (в РФ – 102,5%). Введено 2,3 млн кв. метров жилых помещений», – уточняют эксперты.
Если же сопоставить показатели первого полугодия 2024-го с теми, что наблюдались всего пять лет назад, то «дальневосточный прорыв» будет совершенно очевиден. По данным Востокгосплана, за первые шесть месяцев 2019 года в ДФО было введено 809 тыс. кв. метров жилья – сейчас почти втрое больше (2,34 млн). Рост за пять лет в среднем по РФ составил 1,77 раза.
А теперь самое время разобраться, в чем состоят «секреты успеха» строительной отрасли в ДФО.
Не только жилье
Для обычного человека «строительство» = «жилищное строительство». Для специалистов это, разумеется, не так. Колоссальные объемы строительных работ в ДФО в 2022, 2023 и первом полугодии 2024 года связаны в первую очередь со сдачей в эксплуатацию больших промышленных объектов.
По данным Востокгосплана, по итогам 2023 года около 70% объема строительных работ на Дальнем Востоке дало завершение крупных инвестиционных проектов в четырех регионах. В Приамурье это, в частности, объекты АГПЗ, АГХК, космодрома Восточный, БАМа и Транссиба. В Якутии – инфраструктура газопровода «Сила Сибири», в Хабаровском крае – ГОК на Малмыжском месторождении, в Приморском – ССК «Звезда», НЗМУ, порты «Суходол», «Аврора», «Вера», транспортно-логистический центр «Артем», курорт «Приморье» и другие.
Такая же картина и с показателями первых месяцев 2024 года. В дополнение к перечисленному в Востокгосплане назвали работы на Эльгинском и Нерюнгринском угольных месторождениях, в газохимической отрасли, различные объекты дорожной и аэропортовой инфраструктур. Именно они обеспечивают сейчас и будут обеспечивать в обозримом будущем темпы роста строительной отрасли в ДФО выше средних по стране.
Ипотечная пятилетка
4,4 млн «квадратов» в 2023 году, 2,34 млн за первую половину 2024-го – такие масштабы сдачи жилья в ДФО впечатляют не меньше показателей по промышленным объектам. В Востокгосплане их в первую очередь связывают с программой «Дальневосточная ипотека», запущенной в 2019 году.
«Темпы ввода жилья в ДФО опережают общероссийские последние пять лет, обеспечив прирост показателя на 98% к уровню 2018 года (в РФ – рост на 46%). Всего с 2019 по 2023 годы на Дальнем Востоке введено 16 млн кв. метров жилья, или 3,5% его площади по стране», – рассказали эксперты.
В федеральном округе есть свои лидеры по росту жилищного строительства. Больше всего за пять лет «прибавила» Амурская область: за первое полугодие 2019-го в регионе было сдано 34 тыс. кв. метров жилья, а за первое полугодие 2024-го – 214 тыс. «квадратов». Разница – в шесть с лишним раз!
Показатели Якутии – 68 тыс. и 369 тыс. кв. метров соответственно, Бурятии – 81 тыс. и 370 тыс. «квадратов». Объемы жилого строительства на Камчатке увеличились вчетверо: с 10 тыс. кв. метров в первом полугодии 2019-го до 40 тыс. кв. метров в 2024 году.
На этом фоне, возможно, скромно выглядят 3,3 тыс. «квадратов», построенные за последние полгода на Чукотке. Но если учесть, что за тот же период 2019 года жилье в регионе вообще не сдавалось, этот показатель – настоящий прорыв!
Но если говорить не о скорости развития, а об абсолютных результатах, расклад будет иным. Уже который год рекордсменом ДФО по объемам сдачи жилья остается Приморье. На край стабильно приходится каждый третий метр жилой площади, введенной на Дальнем Востоке. Так, за первое полугодие 2024-го в регионе построили 709 тыс. кв. метров жилья.
«С 2019 года ежегодными лидерами по объемам вводимого жилья выступают Приморский край и Республика Саха (Якутия), на которые приходится 45% строительства жилых помещений в макрорегионе, – комментируют специалисты ФАНУ «Востокгосплан». – Обосновывается это просто: Приморский край и Якутия – крупнейшие регионы по численности населения в ДФО. Кроме того, жители Приморья и Республики Саха – наиболее активные участники «Дальневосточной ипотеки»: они взяли половину от общего объема кредитов, выданных по программе. Также в Якутии активно реализуются мероприятия по расселению из аварийного фонда: за полгода улучшить условия жизни смогли 32 тыс. якутян – более половины нуждающихся».
Как отмечают в «Востокгосплане», по федеральной программе «Жилье» в 2024-2030 годах в Дальневосточном Федеральном округе планируется сдать еще 29,8 млн кв. метров жилья. То есть средний показатель последнего времени – 4,3 млн «квадратов» в год – сохранится.
«Объемы жилищного строительства поддержат программа «Дальневосточная ипотека» и реализация проектов комплексной застройки территорий и расселения аварийного жилищного фонда», – подчеркивают эксперты.
На Дальнем Востоке наблюдается взлет жилищного строительства: сейчас в ДФО квартир сдают столько, сколько не сдавали со времен СССР. Об изменениях строительного рынка и его перспективах на Дальнем Востоке рассказал генеральный директор ГК «DNS Девелопмент» Андрей Артамонов.
- Если рассматривать девелоперскую деятельность на Дальнем Востоке с эмоциональной составляющей, то можно сказать, что строительство на подъеме и все с точки зрения происходящего на девелоперском рынке выглядит позитивно – растут объемы строительства и ввода в эксплуатацию, улучшается качество продукта. Такая эмоциональная составляющая больше относится ко мне лично, как к человеку, который живет на Дальнем Востоке, живет во Владивостоке. Все это мне очень сильно импонирует и я рад, что у нас такое происходит.
Если переходить к более прагматичным вещам, к менеджерским, то здесь, конечно же, нужно зафиксировать рост объемов строительства в два-три раза. Например, в этом году в Приморском крае ожидается ввод в эксплуатацию 1,2 млн кв. метров жилья – это примерно на 20% больше показателей предыдущего года. У нас долгое время строилось мало кв. метров жилья и по большей части это была точечная застройка и местные, локальные проекты. Все строилось долго, дорого и не с тем уровнем качества, которого, наверное, хотелось бы людям. Рынок покупал все, что строилось, и все были несчастливы. Но в последнее время на Дальнем Востоке появились действенные инструменты поддержки от государства, такие как субсидированные ипотеки, которые сделали жилье доступным. Это позволило
девелоперам думать о масштабных проектах, потому что спрос вырос. Сюда пришли федеральные застройщики со своей парадигмой, своими качествами работы, со своими стандартами, появились интересные проекты от региональных игроков. Это тоже улучшило девелоперский продукт, и рынок стал думать о комплексном развитии территории.
Если говорить про нас, непосредственно про «DNS Девелопмент», то мы всегда работали по принципам комплексного развития территории. На всех наших проектах мы самостоятельно разрабатывали мастер-планы, документацию по планировке территории. Квадратные метры строятся синхронизировано с дорогами, сетями, коммерческой недвижимостью, социальными объектами – школами и детскими садами. Это наш принцип работы. Здорово, что сейчас эти принципы транслируются, пусть иногда и искусственно, и на проекты других девелоперов. Это очень радует.
Большее количество строящихся квадратных метров, рождает и большую конкуренцию, а она приводит к тому, что девелоперы вынуждены в своих проектах конкурировать за покупателя. В конечном счете, это поднимает девелоперский рынок на высший уровень, качество жилья становится лучше. Это положительно сказывается на покупателях, на жителях Приморского края – сейчас это рынок покупателя, которому есть из чего выбирать. А улучшение качества проживания позволяет людям оставаться на Дальнем Востоке, помогает привлекать новых жителей. Хорошо, если впоследствии это может привести к тенденции переезда людей из других регионов на Дальний Восток за качеством жизни. Ну, или, по крайней мере, мы будем находиться на одной планке с западными регионами.