– Цифровой рубль — это третья форма рубля. Мы привыкли, что у нас есть две формы: наличные – это те банкноты, монеты, которые мы храним у себя в кошельке, и есть безналичные деньги – это деньги на наших счетах в банках или на картах. В дополнение к ним сейчас появляется третья форма рубля – цифровая.
По своей сути операции с цифровыми рублями очень похожи на безналичные платежи, но при этом они имеют ряд существенных преимуществ. Сейчас у каждого банка установлены свои тарифы на переводы: в среднем это от 1 до 3% от суммы перевода. Кроме этого, многие банки устанавливают суточный лимит на перевод, то есть по факту человек не всегда может перевести сразу столько денег, сколько он хочет. Так вот при расчётах цифровыми рублями таких ограничений не будет. Банк России не будет устанавливать ограничения на сумму перевода и сделает их абсолютно бесплатными для граждан.
– То, о чём вы говорите в плане переводов, это ведь касается больших сумм денег. То есть, когда я оперирую небольшими суммами – тысяча рублей, 10 тысяч и т.п. мне нет смысла пользоваться цифровым рублём: дополнительно переводить безнал в цифру и так далее?
– Люди смогут самостоятельно выбирать ту форму денег, которую они будут использовать: наличную, безналичную, цифровую. Поэтому если человек не хочет пользоваться цифровым рублём, он может просто не открывать цифровой кошелёк. Со своего банковского счета на свой цифровой кошелек человек сможет переводить до 300 тыс. рублей в месяц. При этом можно будет получать переводы цифровых рублей от других людей сверх этой суммы. Тратить цифровые рубли или переводить их можно будет без ограничений.
«То, что у нас падает доля наличных, не могло не привести нас к мысли, что мы должны человеку и бизнесу дать аналог, но уже в новом качестве – это как раз и есть цифровой рубль. С одной стороны ― это замена нала в цифровом коде, с другой стороны ― это новое средство платежа, которое для людей и бизнеса будет работать как наличные».
Ольга Скоробогатова, первый заместитель председателя Банка России
Цифровой рубль будет выгоден и для граждан, и для бизнеса. Внедряя цифровой рубль, мы решаем проблему развития системы безналичных платежей. С одной стороны, развиваем платёжную инфраструктуру, а с другой стороны, мы расширяем возможности для граждан и для бизнеса. Таким образом мы способствуем расширению выбора.
Цифровой рубль в перспективе сможет упростить трансграничные расчёты и стать удобным и выгодным средством платежа внутри страны. Для граждан переводы и операции будут абсолютно бесплатными и не будут привязаны к тарифам конкретных банков. Доступ к своему цифровому кошельку человек сможет получать привычным ему способом, то есть через мобильное приложение банка, в котором у него открыт счёт.
– Пока вот я как обыватель, вижу, что это скорее интереснее, может быть бизнесу, нет? Да для юридических лиц будут тарифы, но они будут ниже, и перемещение больших объемов средств станет для них выгоднее. Так?
– У Банка России нет цели получить какой-то коммерческий доход от платежей в цифровых рублях, и поскольку операции с ними будут проходить на платформе Банка России, это действительно даст возможность бизнесу существенно сократить свои расходы на эквайринг. Мы знаем, что сейчас средняя комиссия за транзакцию составляет от 1,5 до 3%, и за прием платежей в цифровых рублях мы установили для бизнеса тариф существенно ниже: всего лишь 0,3% от суммы платежа, а для компаний, которые оказывают жилищно-коммунальные услуги, и того меньше – 0,2%.
При этом комиссия за переводы между юридическими лицами будет составлять всего 15 ₽ за одну операцию. Важно отметить, что эти тарифы для бизнеса начнут действовать с 1 января 2025 года, а до этого момента установлен льготный период, когда все операции будут бесплатны. И ещё раз обращу внимание, что для населения все операции с цифровым рублём будут бесплатными.
– С момента появления информации о цифровом рубле то и дело в соцсетях, в СМИ появляются опасения, насчёт добровольности использования цифрового рубля. Мол сейчас всё на добровольной основе, но наступят какие-то тяжкие времена и государство обяжет всех использовать только цифровой рубль.
– Нет. Обязательного внедрения цифрового рубля для каждого россиянина не планируется. Граждане смогут самостоятельно выбрать ту форму денег, которая для них более предпочтительна, право выбора остаётся за конкретным человеком.
– Хорошо. А цифровой кошелёк – это опять же некая программа, которая должна работать на каком-то устройстве. Как я могу оформить этот цифровой кошелёк? Где это сделать?
– Цифровой кошелёк будет работать через мобильное приложение банка, установленное в устройстве пользователя, или онлайн-банк. Например, вы захотите перевести свои деньги, лежащие на счете, в цифровые рубли. Вам нужно будет зайти в мобильное приложение вашего банка и обменять безналичные рубли на цифровые.
Если же вы хотите перевести в цифру наличные, здесь процедура будет немножко дольше. Нужно будет сначала наличные деньги положить на свой безналичный счёт – через банкомат либо кассу банка, а потом уже через мобильное приложение вашего банка обменять их на цифровые деньги через свой кошелёк.
Чтобы перевести цифровые рубли другому физическому лицу, через мобильное приложение своего банка или онлайн-банк нужно будет зайти в свой цифровой кошелек, выбрать из списка своих контактов человека, которому вы хотите сделать перевод, либо ввести его номер телефона вручную, указать сумму платежа и подтвердить перевод.
– Встречал информацию о том, что цифровыми рублями можно будет расплачиваться, передавать их другим людям так же как и наличными, без подключения к интернету. Я правильно всё понял?
– В перспективе, да. Мы планируем, что именно так это и будет работать. То есть, воспользоваться своими цифровыми рублями можно будет и без интернета. Правда, технологию офлайна нам ещё предстоит разработать, потому что в мире пока готовых решений не существует, но мы уверены, что в ближайшем будущем Банк России сможет справиться с этой задачей.
– Можно ли сделать вклад или как-то иначе заработать с помощью цифрового рубля?
– Основная цель разработки цифрового рубля – использование его как средства проведения платежей и переводов, а не в качестве средства сбережения или кредитования, поэтому открыть вклад с начисляемыми процентами в цифровых рублях не получится. Заработать на какой-то курсовой разнице тоже не получится, потому что один цифровой рубль будет равен одному наличному либо 1 безналичному рублю. Если мы говорим про рубль и его курс относительно других валют, то он будет ровно таким же, как курсы привычных нам рублей.
Цифровой рубль – это только и исключительно средство платежа.
– Как будет обеспечиваться безопасность цифрового кошелька? Могут ли злоумышленники украсть цифровой рубль?
– Цифровые рубли будут храниться в цифровых кошельках граждан или компаний на платформе Банка России. Уровень защиты этой платформы от взлома, либо какого-то другого несанкционированного доступа на сегодняшний день беспрецедентно высокий. С появлением новых решений он, конечно, будет и дальше совершенствоваться. Таким образом, только вы сами сможете распоряжаться вашим цифровым кошельком и средствами на нём.
«Канал между банками и ЦБ зашифрован по самым высоким стандартам. Это касается и самих мобильных приложений – мы обязали банки встроить специальный программно-аппаратный комплекс в мобильное приложение каждого банка, кто с нами делает этот проект. Это наше жесткое требование, которое как раз повышает уровень безопасности даже по сравнению с теми обычными операциями, которые у нас происходят».
Ольга Скоробогатова, первый заместитель председателя Банка России
Тем не менее, обязательно необходимо соблюдать правила кибергигиены. Если говорить о защищённости банковских счетов, то на сегодняшний день в большинстве случаев преступники похищают с них деньги не в результате каких-то хакерских атак на банк, а с помощью методов социальной инженерии. То есть, им удаётся обманывать людей, и те по неведению сами переводят деньги мошенникам либо открывают доступ к своим счетам. Тут уже неважно, о чем идёт речь – о банковском счёте, либо о цифровом кошельке. Нужно помнить, что в любом случае нельзя другим людям раскрывать конфиденциальные данные: пароли, ПИН-коды, номера счетов и кошельков. Если люди будут соблюдать эти элементарные правила безопасности, то сохранность их цифрового рубля гарантирована.
– И что, я и все желающие могут уже сейчас пойти и оформить себе цифровой кошелёк?
– Пока нет. 15 августа стартовал пилотный проект, участие в котором примут 13 банков и ограниченный круг клиентов этих банков. Участники пилота на первоначальном этапе протестируют базовые операции: открытие, закрытие цифровых кошельков, проведение платежей между гражданами в цифровых рублях, оплату покупок и услуг по QR-кодам. К моменту полномасштабного внедрения цифрового рубля все технологии должны быть отработаны, его использование мы хотим сделать максимально удобным и понятным для граждан и для всех участников этого процесса.
Решение о масштабировании цифрового рубля будет приниматься уже с учётом результатов пилота. В перспективе мы ожидаем, что все клиенты банков смогут свободно пользоваться цифровыми рублями, а это в свою очередь значит, что и банки к этому моменту тоже будут полностью погружены во все процессы. Постепенно круг участников пилота будет расширяться.
– То есть сроки его завершения нигде не прописаны?
– Мы ожидаем, что полномасштабное внедрение цифрового рубля начнётся с учётом результатов пилота. Нам важно за это время отточить все операции, чтобы все работало безупречно, поэтому срок окончания пилота будет зависеть от его промежуточных результатов, чёткой границы этого срока нет.
– Всегда есть риск, что банк, в котором я держу свои сбережения, может обанкротиться. Да, у нас есть система защиты вкладов, а с цифровым рублём как?
– С ним ничего не случится. Напомню, цифровые рубли хранятся в цифровых кошельках, которые открываются на платформе Банка России. Поэтому бояться не стоит.
Мы понимаем, что всё новое вызывает опасения, стоит вспомнить периоды широкого внедрения безналичных денег, кредитных и дебетовых карт. Ведь сколько было настороженности, но сейчас уже далеко не у всех в кошельках есть наличные. Постепенно люди привыкнут, оценят удобство и пользу и будут использовать цифровой рубль наравне с остальными формами денег.
Последний февральский день в Чите был не по-февральски теплым и как будто совсем не для годовых отчетов, но календарные планы по итогам года на погоду не ориентируются. Поэтому на восьмом этаже в здании краевого правительства ближе к обеду сотрудники техслужбы в последний раз перепроверяли качество звука и работу камер для онлайн-трансляции, а журналисты листали блокноты или говорили друг с другом про всякое.
С небольшими ремарками выслушав доклад министра культуры края Ирины Левкович, губернатор Александр Осипов дал слово своему зампреду Татьяне Цымпиловой, которая курирует отрасль.
Та старательно читала доклад про показатели и то, сколько всего успели сделать несколько тысяч культработников: педагогов и муниципальных служащих, за год.
– От деятельности учреждений культуры абсолютно разного уровня сегодня зависит социальный климат в крае. Несмотря на серьёзное объединение усилий всех учреждений, к сожалению, по итогам 2022 года в статистике мы наблюдаем серьёзный рост преступности на целых 8%, хотя часть из них – преступления, совершённые в предыдущие, ковидные годы, но по факту раскрытые в 2022 году, – Татьяна Цымпилова делала смысловые паузы и расставляла ударения, Александр Осипов смотрел в сторону и как будто чуть нахмурился на последних словах.
Но, может быть, показалось.
– Нам предстоит ещё большая консолидация усилий по профилактике в работе с подрастающим поколением. Для сравнения: я на слайд, - тут на экранах появились столбики, подписанные названиями районов края, - вывела несколько районов. Здесь прямая связь: в районах, где проводится большое количество мероприятий в расчёте на одного жителя, уровень преступности находится на достаточно низком уровне.
Все присутствующие начали всматриваться в огромные экраны у стола и на стенах зала. Щурились. Попробуй рассмотреть то, как решивший подраться Иван Сидоров, например, передумает из-за числа хороводов. Но статистика показывала, что передумать может.
– Например, Александрово-Заводский район, также как и Газимуро-Заводский и Шелопугинский, - казалось бы, отдалённые, существуют бюджетные проблемы. Но при этом Александрово-Заводский район стабильно на протяжении последних лет - ноль, одно, максимум два преступления, 59 мероприятий за год в среднем проводится на одного человека. То же самое касается и Газ-Завода, и Шелопугинского района, - Татьяна Цымпилова вколачивала в собравшихся результаты своих исследований, как гвоздь в податливую губку. - Если возьмём Читу, которую я вывела по районам, Могойтуй, Борзю – ситуация, казалось бы, и с бюджетом более-менее нормальная, и территориальное расположение удачное, но количество мероприятий проводится ниже среднекраевого. У нас среднекраевой [показатель] – 7,8 мероприятия на одного жителя. Здесь, – взгляды слушающих воткнулись в показатели Читинского, Могойтуйского и Борзинского районов, – менее этого уровня, и количество преступлений на порядок выше. Особо хотела бы обратить внимание на Черновский район Читы и Железнодорожный район. Рост существенный в 2022 году уровня преступлений по сравнению с прошлым годом.
инфографика из презентации Татьяны Цымпиловой
Сразу за этим Татьяна Цымпилова добавила, что не менее особое внимание хотела бы обратить на город Краснокаменск и Краснокаменский район.
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
На прошедшей неделе цены на энергетический уголь в Европе резко упали ниже 140 долл./т. Сильное давление на котировки оказал ряд факторов, включая пересмотр прогноза температуры в сторону повышения, стабильно высокие запасы угля на складах ARA и упавшие цены на газ. Кроме того, ожидается существенное увеличение ветрогенерации.
Обвал индексов также связан с продажей в рамках одной торговой сессии большого объема бумажных контрактов крупными участниками рынка, ранее ожидавшими роста цен на уголь. Контракты на газ на хабе TTF подешевели до 640 долл./1000 м3 (-70 долл./1000 м3 или -10% к 18.01.2023 г.) на фоне стабильных поставок и заполненных более чем на 77% газовых хранилищ в ЕС.
Котировки южноафриканского угля 6000 упали ниже 137 долл./т. на фоне продолжившегося нисходящего движения европейских индексов. Дополнительным негативным фактором является сокращение импорта угля со стороны Пакистана, где угольная генерация на фоне осложнившейся в стране экономической ситуации в 2022 г. сократилась на 13%, а импорт энергетического угля – на 40% до 9.6 млн. т.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao остались без изменений на уровне 180 долл./т. Выходные дни на китайском рынке продлятся с 21 по 27 января в связи с празднованием Нового года по лунному календарю. По итогам 2022 г. китайский импорт энергетического угля уменьшился до 219 млн. т. (-41 млн. т. или -16% к 2021 г.), что обусловлено увеличением внутренней добычи и невысокой экономической активностью в результате проводимой в прошлом году антикоронавирусной политики государства.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR скорректировался на 1 долл./т. до 143 долл./т. в связи с низкой торговой активности ввиду выходных дней в КНР. Другие потребители также заняли выжидательную позицию, предполагая дальнейшее снижение цен на фоне нисходящего тренда и прогнозируемой рецессии в мировой экономике.
Цены высококалорийного австралийского угля 6000 упали ниже 305 долл./т., что обусловлено высокими запасами энергетического угля на складах в странах АТР и наступлением новогодних праздников в Китае.
Поддержку среднекалорийному материалу 5500, удерживающемуся на уровне 130 долл./т., оказала возросшая активность индийских покупателей. Кроме того, поставки австралийского угля на прошедшей неделе обвалились на 41% с 6.4 млн. т. до 3.8 млн. т. (самый низкий недельный показатель с начала октября 2022 г.). Для сравнения, средний недельный объем составляет 6.9 млн. т. Данная негативная динамика вызвана влиянием циклона Элли на погрузочные операции нескольких экспортных терминалов штата Квинсленд (Abbot Point, Hay Point и Dalrymple Bay) и приостановкой ж/д отгрузок.
Индексы австралийского металлургического угля подросли до 330 долл./т. в связи с ограниченным предложением на спотовом рынке, сокращением добычи и отгрузок австралийского материала вследствие циклона.
Компания Coronado Global Resources, осуществляющая добычу металлургического угля, сообщила о снижении объемов производства по итогам 2022 г. до 16 млн. т. (-7% к 2021 г.), что оказалось на 1 млн. т. ниже прогноза и связано с неблагоприятными погодными условиями в штате Квинсленд. Угольная компания Bowen Coking Coal (BCC) 20 января заявила о том, что терминал Dalrymple Bay объявил форс-мажор из-за циклона Элли. Некоторые покупатели ожидают, что в связи с задержками сроки поставок для них сместятся не менее, чем на две недели.
Россия рассматривает запуск стейблкоинов для расчетов по экспортным поставкам
Россия рассматривает выпуск цифровых финансовых активов (ЦФА) в виде стейблкойнов, отличительной особенностью которых является то, что они будут обеспечены золотом. Предполагается, что такие ЦФА будут выступать средством платежа по экспортным и импортным поставкам между Россией и ее торговыми партнерами.
В ходе недавней встречи данный вопрос обсуждался в Иране, хотя впервые данная идея прозвучала в 2019 г., когда Центробанку РФ было предложено инициировать обсуждение проекта по выпуску национальных криптовалют, номинированных в золоте, в рамках стран БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР).
На фоне многочисленных санкций западных стран Россия приступила к активному созданию альтернативных методов расчета с дружественными странами по поставкам энергоносителей (уголь, газ, нефть) и другой продукции.
Один из российских государственных институтов в середине 2022 г. опубликовал доклад о перспективах международных платежей с использованием ЦФА в условиях санкционных ограничений. Институтом был предложен следующий вариант работы: государство выпускает обеспеченный золотом ЦФА, и создает биржу, где ЦФА приобретается за обычную валюту и используется для оплаты товара. После этого продавец может обменять ЦФА на необходимую валюту. Предполагается, что заблокировать операции с таким стейблкоином США не смогут благодаря привязке курса к международной цене золота.
Кроме того, страны БРИКС на саммите в августе 2023 г. обсудят создание единой валюты. С учетом того, что в прошлом году еще 6 стран подали официальную заявку на вступление в данное объединение (включая Египет и ОАЭ), валюта БРИКС может стать аналогом евро и потеснить доллар США на мировой арене.
Запуск угольного конвейера ВГК на Сахалине перенесен на второе полугодие 2023 г.
Восточная горнорудная компания (ВГК) объявила о переносе запуска 23-километрового магистрального угольного конвейера, который соединит Солнцевский угольный разрез с портом Шахтерск, на второе полугодие 2023 г. Ранее ввод объекта в эксплуатацию планировался в конце 2022 г.
фото: Восточная горнорудная компания
ВГК в декабре 2020 года приступила к строительству самого крупного в стране магистрального угольного конвейера стоимостью более 7 млрд рублей и протяженностью 23 км, что позволит увеличить объемы транспортировки угля с разреза в порт Шахтерск с 9.1 млн. т. в 2019 г. до 20 млн. т. в год в среднесрочной перспективе. Конвейер снизит нагрузку на дороги общего пользования и позволит компании отказаться от перевозки угля автомобилями.
В 2022 году перевалка в порту Шахтерск угля, добытого на Солнцевском угольном разрезе, выросла до 10.7 млн. т. (+0.8 млн. т. или +8.1% к 2021 г.).
В 2023 году компания планирует увеличить перевалку до 13.5 млн. т.
ВГК - главное угледобывающее предприятие Сахалина, на долю которого приходится около 80% всей добычи в регионе. Компания принадлежит кипрскому холдингу Altraso Ventures Ltd., бывшему гендиректору СУЭК Олегу Мисевре и главе ICT Group Александру Несису.
ВГК - крупнейший российских экспортер бурого угля. Основными активами компании являются Солнцевский угольный разрез и Угольный морской порт Шахтерск. Утвержденные запасы ВГК превышают
300 млн тонн угля на Сахалине, также разведаны более 100 млн тонн в Магаданской области.
В 2022 году ВГК добыла на Сахалине 11.3 млн. т. угля (+1.0 млн. т. или +9.7% к 2021 г.).
Порт Эльга сможет принимать суда дедвейтом до 90 тыс. т.
Порт компании Эльгауголь, расположенный вблизи поселка Чумикан на северо-западном побережье Удской губы Охотского моря сможет принимать суда максимальным дедвейтом до 90 тыс. т. Погрузка будет осуществляться круглогодично, с организацией ледокольной проводки в зимнее время.
фото: ТГ-канал «Пулемет Дегтярева»
В 2022 г. компания приступила к строительству собственной железной дороги Эльга-Чумикан от Эльгинского месторождения до Охотского моря с пропускной способностью 30 млн. т. в год, а также Порта Эльга для экспорта угля с заявленным сроком реализации 2 года. Железную дорогу Эльга–Чумикан планируется построить в 2025 году. Тогда же должен заработать специализированный морской терминал.
Создание инфраструктуры порта пройдет в несколько этапов. На первом терминал сможет переваливать 5 млн. т. угля в год, в дальнейшем мощность перевалки будет постепенно увеличиваться до 12 млн. т.,
20 млн. т. и 30 млн. т. в год
В порту построят пять грузовых причалов, складскую зону, железнодорожную станцию с восемью путями.
В 2022 г. добыча Эльги выросла до 20.1 млн. т. (+5.4 млн. т. или 36.7% к 2021 г.). Ж/д отгрузки с Эльгинского месторождения в Якутии выросли на 18.3% до 17.3 млн. т.
В 2023 г. Главгосэкспертиза одобрила проект строительства четырех обогатительных фабрик мощностью
7 млн. т. угля в год на Эльгинском месторождении.
Эльгинское месторождение – крупнейшее в России и одно из крупнейших в мире месторождений коксующегося угля, его запасы составляют около 2.2 млрд. т. по классификации JORC.
А-Проперти принадлежит 80% в Эльгинском угольном комплексе, 20% контролирует компания ЭнергоГрупп генерального директора объединенной компании Эльга-Сибантрацит (ЭЛСИ) Александра Исаева.
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
На прошедшей неделе в Европе цены на энергетический уголь поднялись выше 170 долл/т. Поддержку котировкам оказало похолодание, вследствие которого цены на газ отскочили от локальных минимумов более, чем на 10%. Однако наблюдаемое укрепление, скорее всего, носит краткосрочный характер, поскольку остаются в силе такие факторы, как температуры выше сезонных норм, а также высокие складские запасы угля и газа, находящиеся на исторических максимумах для этого времени года.
Котировки южноафриканского угля 6000 выросли выше 165 долл./т. на фоне роста европейских индексов и отсутствия улучшений с вывозом угля к экспортным терминалам ЮАР. Кроме того, поддержку ценам оказало увеличение интереса со стороны индийских производителей губчатого железа.
Ж/д оператор Transnet сообщил о том, что соглашение с China Railway Rolling Stock Corp о поставке запчастей и локомотивов, достигнутое в августе 2022 г., зашло в тупик, поскольку китайская сторона отказывается от сотрудничества. В связи с этим Transnet будет искать альтернативного поставщика. Однако сохраняющаяся нехватка локомотивной тяги напрямую влияет на показатели погрузки на 3-х ж/д линиях North Corridor, Northeast Corridor и Cape Corridor.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao остались практически без изменений, укрепившись на 1 долл./т. до 180 долл./т. На внутреннем рынке КНР рост цен на уголь замедлился в преддверии празднования китайского Нового года и благодаря увеличению внутренней добычи. По итогам 2022 г. совокупная добыча угля в КНР составила 4.49 млрд т. (+0.4 млрд т. или +9% к 2021 г.). Таким образом, фактический показатель на 33% превысил планы властей (0.4 млрд т. против 0.3 млрд т.), в связи с чем запасы на складах энергетических компаний оказались на рекордном уровне.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR остались без изменений на уровне 144 долл./т., в то время как цена низкокалорийного материала 4200 GAR снизилась до 84 долл./т. (-1.4 долл./т. к 11.01.2023 г.) ввиду сокращения спроса со стороны КНР в преддверии начала празднования китайского Нового года. Другие потребители также заняли выжидательную позицию в ожидании дальнейшего снижения цен на фоне нисходящего тренда и прогнозируемой рецессии в мировой экономике.
Цены высококалорийного австралийского угля 6000 упали ниже 355 долл./т. на фоне высоких запасов энергетического угля на складах в странах АТР и наступления продолжительных выходных дней в КНР. Активность индийских покупателей также уменьшилась, поскольку они переключились на потребление угля, находящегося в портах Индии, на складах которых объемы материала увеличились за неделю до 14.13 млн т. (+1.06 млн т. или +8%).
17 января между Квинслендом и терминалами Abbot Point, Dalrymple Bay и Hay Point возобновилось движение составов с углем, хотя и с некоторыми скоростными ограничениями. 14 января движение было остановлено в результате ливня, который пришел вместе с тропическим циклоном «Элли» и негативно отразился на судопогрузочных операциях.
Власти австралийского штата Новый Южный Уэльс планируют расширить список компаний, от которых будут требовать резервировать 10% материала для поставок на внутренний рынок, что может оказать поддержку ценам на мировом рынке.
Индексы австралийского металлургичес-кого угля подскочили выше 320 долл./т. на фоне сокращения отгрузок в результате циклона и ослабления ограничений на поставки австралийского материала в Китай.
Добыча угля в Кузбассе сократилась на 8.0% в 2022
В январе-декабре 2022 г. угольные предприятия Кузбасса добыли 223.6 млн т. угля (-19.5 млн т. или -8.0% к аналогичному периоду 2021 г.), по данным Министерства угольной промышленности Кузбасса.
Добыча коксующегося материала за этот период снизилась до 65.6 млн т. (-6.1 млн т. или -8.5%), в то время как объемы добычи энергетического угля составили 158.0 млн т. (-13.4 млн т. или -7.8%).
Открытым способом угольные компании добыли 151.7 млн т. (-6.4 млн т. или -4.0% к январю-декабрю 2021 г.), производство подземным способом составило 71.9 млн т. (-13.1 млн т. или -15.4%).
В январе-декабре 2022 г. потребителям было поставлено 180.9 млн т. угля (-18.6 млн т. или -9.3%), в том числе на экспорт 120.2 млн т. (-19.5 млн т. или -14.0%), российским металлургическим компаниям 31.8 млн т. (-3.0 млн т. или -8.6%), местным угольным электростанциям 17.9 млн т. (+2.5 млн т. или +16.2%).
По состоянию на 1 января 2023 г. складские запасы угля в Кузбассе достигли 22.7 млн т. (+5.4 млн т. или +31.2% к 1 января 2022 г.). Рост запасов в Кузбассе по отношению к 2021 г. продолжается одиннадцатый месяц подряд на фоне международных санкций против России и логистических проблем (см. график ниже).
Экспорт угля из Казахстана вырос на 2.8% в 2022 году
В январе-декабре 2022 г. экспортные поставки угля из Казахстана увеличились до 32.5 млн т. (+0.9 млн т. или +2.8% к аналогичному периоду 2021 г.).
Поставки на внутренний рынок составили 74.3 млн т. (-2.5 млн т. или -3.3%).
Поставки казахского угля 2021/2022, млн т.
Жесткие международные экономические санкции против России, а также ввод эмбарго на экспорт российского угля в страны Европы с 10 августа 2022 г. послужили потенциальной возможностью для казахских поставщиков значительно увеличить отгрузки в этом направлении. Кроме того, запрет Польши на импорт и транзит российского угля с 16 апреля
2022 г. также способствовал росту экспорта казахского угля. На фоне ухода России с европейского рынка Казахстан не только вернул свои позиции, но и кратно увеличил поставки материала во многие европейские страны.
Основными экспортёрами угля в Казахстане являются компании Шубарколь комир, Шубарколь премиум, Каражыра, Майкубен-Вест и Сарыарка Energy.
По предварительным данным, за 12 месяцев 2022 г. добыча угля в Казахстане выросла до 114.0 млн т. (+2.3 млн т. или +2.1% к аналогичному периоду 2021 г.).
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
ННа прошедшей неделе в Европе наблюдалось падение цен на энергетический уголь ниже 175 долл./т. Давление на котировки продолжает оказывать сокращение потребления угля на фоне рекордно теплой погоды, а также высокий уровень запасов на терминалах ARA, стабильная ветрогенерация и низкие цены на газ.
Газовые контракты на хабе TTF подешевели до 720.00 долл./1000 м3 (-80.00 долл./1000 м3 или -10% с начала 2023 г.). Темп расхода газа из хранилищ стран ЕС остается на низком уровне, что также обусловлено сокращением спроса. В текущее время хранилища заполнены на 83%, тогда как в аналогичный период прошлого года показатель составлял 50%. Запасы угля на складах ARA незначительно сократились до 7.4 млн. т. (-0.1 млн. т. или -2% к 04.01.2023 г.).
Котировки южноафриканского угля 6000 упали ниже 167 долл./т. в связи с ограниченным спросом со стороны Европы и Индии. По итогам 2022 г. отгрузки угля через терминал RBCT уменьшились до 50.2 млн. т. (-8.6 млн. т. или -15% к 2021 г.), что является самым низким показателем за несколько десятков лет.
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao укрепились на 9 долл./т. до 179 долл./т. в связи с пополнением запасов в преддверии резкого похолодания и новогодних праздников по лунному календарю. Прогнозируется, что 12-15 января температура упадет на 8-12 градусов в большинстве провинций, а в некоторых регионах – на 20 градусов. При этом 18 января ожидается дальнейшее падение температур до более низких уровней.
На прошедшей неделе китайские власти частично сняли запрет на импорт австралийского энергетического и коксующегося угля, введенный в октябре 2020 г. Разрешения на импорт получили три государственные энергетические компании (China Datang Corp., China Huaneng Group Co., China Energy Investment Corp) и одна сталелитейная. Южная провинция Гуандун также сообщила о получении от правительства разрешения на таможенное оформление австралийского угля.
Кроме того, в начале 2023 г. власти КНР пересмотрели в сторону повышения импортную пошлину на энергетический уголь, которая с апреля текущего года составит 6%.
В декабре 2022 г. в КНР было начато строительство 7 крупных угольных электростанций общей мощностью 11.64 ГВт и согласовано 4 новых проекта мощностью 6.64 ГВт. Инвестиции в строительство угольных электростанций увеличились на 38% по сравнению с
2021 г. Согласно прогнозом, совокупная мощностью угольной генерации в Китае увеличится с прошлогодних 1100 ГВт до 1330 ГВт к 2025 г. и 1400 ГВт – к 2030 г.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR снизился до 144 долл./т. (-7.00 долл./т. к 04.01.2023 г.) в связи со уменьшением спроса и ослаблением китайскими властями ограничений на закупки австралийского угля. При этом индонезийские поставщики отмечают увеличение интереса со стороны Бангладеш и Индии, однако цена спроса находится ниже текущих уровней и активность отмечается в основном в сегменте низкокалорийного материала.
Цены высококалорийного австралийского угля 6000 скорректировались ниже 395 долл./т. после резкого скачка на предыдущей неделе, вызванного новостью об ослаблении торговых ограничений между КНР и Австралией.
Индексы австралийского металлургического угля следовали аналогичному сценарию, снизившись до уровня 300 долл./т. На текущий момент разрешение на импорт австралийского металлургического угля получила китайская государственная сталелитейная компания China Baowu Steel Group. Одновременно с этим Китай поднял пошлину на импорт коксующегося угля с 0% до 3% (данное изменение вступит в силу в апреле 2023 г.).
Экспорт российского энергетического угля в Индию вырос в 3.5 раза в 2022 году
По предварительным данным, в 2022 г. российские поставки энергетического угля в Индию увеличились в 3.5 раза до 8.4 млн. т. (+6.0 млн. т. или +250% к 2021 г.).
В связи с международными санкциями и эмбарго на экспорт российского угля в Европу, введенным ЕС в августе 2022 г., российские поставщики переориентировали грузовые потоки на азиатские рынки, включая Китай, Индию, Турцию, а также увеличили отгрузки в страны Северной Африки и Бразилию. Российским угольным компаниям пришлось предоставлять значительные дисконты к мировым индексам, которые осенью 2022 г. доходили до 60-70%.
Тем не менее, благодаря более привлекательной цене по сравнению со стоимостью угля из Австралии и Южной Африки, российским поставщикам удалось существенно нарастить объемы экспорта и увеличить долю на рынках Индии и Китая.
Несмотря на планы Индии по дальнейшему увеличению собственной добычи угля, которая в 2022 г. оценочно составила 862 млн. т. (+92 млн. т. или +12% к 2021 г.), спрос на импорт угля будет сохраняться, как минимум, в краткосрочной и среднесрочной перспективе. В январе 2023 г. правительство Индии обязало энергетические компании импортировать до 6% угля от своих потребностей в период с апреля по сентябрь 2023 года во избежание нехватки или отключения электроэнергии в летний период.
Доля угля в энергобалансе Индии составляет свыше 70%. По состоянию на 2022 г. суммарная мощность строящихся угольных ТЭС в Индии составляла 31.3 ГВт, в то время как мощность проектов угольных электростанций оценивается в дополнительные 25.7 ГВт.
Китай резко увеличил импорт российского угля в 2022 г.
По предварительным оценкам, в 2022 г. Китай стал крупнейшим покупателем российского угля, импортировав 69.5 млн. т. (+16.5 млн. т. или +31% к 2021 г.).
Данная динамика, в частности, была обусловлена привлекательной ценой по сравнению с другими странами экспортерами. Поддержку экспорту в КНР также оказало китайское эмбарго на австралийский уголь.
Однако в начале января 2023 г. китайские власти решили ослабить ограничения в отношении австралийского материала, что уже оказывает дополнительное давление на котировки угля. В конце 2022 г. дисконт для угля с отгрузкой в восточном направлении по отношению к австралийскому бенчмарку составлял 60% против 16.5% в начале 2022 г. Кроме того, с апреля 2023 г. в КНР будет введен 6%-ная пошлина на импорт энергетического угля и 3%-ная пошлина на металлургический уголь.
Тем не менее, правительство Китая по-прежнему заинтересовано в сохранении российских поставок, несмотря на изменение позиции в отношении импорта угля из Австралии.
Совокупный экспорт угля из России по итогам прошлого года, по некоторым оценкам, упал до 194 млн. т. (-29 млн. т. или -13% к 2021 г.). Наибольшее снижение поставок пришлось на февраль в связи со сложностями с транспортировкой и август в результате введения эмбарго со стороны ЕС.
Строительство акватории угольного терминала на Таймыре получило государственное финансирование
В конце декабря прошлого года правительство РФ приняло решение выделить в 2023 г. 3.2 млрд. рублей на строительство акватории грузового причала и канала морского угольного терминала на Таймыре, где расположено Сырадасайское месторождение. Угольный терминал находится в 87 км от порта Диксон.
фото: Северная звезда
Общая стоимость строительства оценивается в 3.3 млрд. рублей. Государственным заказчиком объекта является Росатом.
Компания Северная звезда, входящая в холдинг AEON (Роман Троценко), приступила к освоению Сырадасайского месторождения, самого северного в России, в 2020 г. Проект расположен в 110 км юго-восточнее поселка Диксон. Первая партия угля была отгружена в середине 2022 г.
Проектная мощность первой очереди разреза составляет 5 млн. т. в год с потенциальным увеличением до 10 млн. т. Оценочные запасы Сырадасайского угольного месторождения составляют 5.7 млрд. т. угля. Также компания намерена построить обогатительный комбинат Таймырский мощностью 5 млн. т. в год.
Ожидается, что инвестиции в реализацию проекта составят более 45 млрд. рублей до 2025 года. Общий объем инвестиций превысит 100 млрд. рублей.
Добыча, логистика, цены, экспорт - все чем живет угольная промышленность в России и в мире сжато и по делу - в новом партнерском проекте Современного аналитического агентства (CAA) и портала EastRussia
На прошедшей неделе в Европе падение цен на энергетический уголь продолжилось. Давление на котировки, опустившиеся ниже 190 долл./т., оказало сокращение потребления угля на фоне существенного потепления, а также увеличение запасов на складах и падение цен на газ. В связи с ростом ветрогенерации также наблюдалось снижение стоимости электроэнергии. По прогнозам гидрометеобюро Германии, на текущей неделе температура воздуха ожидается на 6-8 градусов выше, чем в среднем за последние 5 лет в этот период года.
Газовые контракты на хабе TTF подешевели до 918 долл./1000 м3 (-232 долл./1000 м3 или -20% к прошлой неделе). При этом темп расхода газа из хранилищ стран ЕС упал до минимума с 2011 г. Таким образом, пополнение запасов заметно опережает отбор. В настоящий момент хранилища заполнены на 83%.
Котировки южноафриканского угля 6000 укрепились выше 180 долл./т. После падения на предыдущей неделе котировки высококалорийного материала немного скорректировались вверх от уровня поддержки.
Южноафриканская угольная компания MC Mining заявила о планах начать добычу энергетического и металлургического угля на шахте Vele спустя почти 10 лет со дня заморозки проекта. Ожидается, что реализация материала начнется в 1 квартале 2023 г., а объем производства составит 60 тыс. т. товарного угля в месяц. Ближайшим экспортным терминалом является Maputo (Мозамбик).
В Китае цены спот на уголь 5500 NAR в порту Qinhuangdao упали на 13 долл./т. до 175 долл./т. На внутреннем рынке КНР цены на уголь снижаются в связи с резким увеличением случаев заражения COVID-19, приводящим к сокращению промышленной активности. Спрос со стороны электростанций падает, а в 8 прибрежных провинциях КНР дневное потребление угля оказалось ниже среднего показателя
(2.2 млн. т. против 2.4-2.5 млн. т.). Кроме того, в январе спрос на уголь ожидается на невысоком уровне ввиду предстоящих новогодних праздников. Отдельные участники рынка прогнозируют стабильное укрепление котировок к середине февраля, когда промышленная активность начнет восстанавливаться.
Индекс индонезийского угля 5900 GAR подешевел на 4 долл./т. до 155 долл./т. На рынке индонезийского угля наблюдается снижение, обусловленное сокращением спроса со стороны Китая в связи с ростом случаев заражения COVID-19, при этом потребители в других странах настаивают на более низких ценах в преддверии новогодних праздников.
Индонезийские производители направили правительству заявки на согласование планов по добыче на 2023 г. Ожидается, что соответствующие решения будут приняты 31 декабря.
Котировки высококалорийного австралийс-кого угля 6000 снизились до 395 долл./т. под давлением общего сокращения спроса и нисходящего тренда.
Власти штата Новый Южный Уэльс 21 декабря приняли поправку, позволяющую правительству контролировать или перенаправлять поставки угля с экспортного на внутренний рынок, если цены на материал окажутся слишком высокими и будут негативно отражаться на местных потребителях. Таким образом, отгрузки на экспорт по инициативе властей могут принудительно сокращаться в пользу австралийских электростанций.
Индексы австралийского металлургического угля подросли выше 285 долл./т., продолжив укрепляться на фоне ограниченного предложения и оптимистичных ожиданий возможного ослабления торговых ограничений между КНР и Австралией. Дополнительную поддержку оказывает спрос со стороны индийских производителей стали, пополняющих запасы.
Восточная мудрость — в прогнозах
В правительстве РФ продолжается обсуждение организации перевозок по железной дороге в Восточном направлении. Минэкономразвития прогнозирует к 2030 году прирост грузопотока на восточном направлении железной дороги в объеме около 60 млн тонн в год. Участники рынка считают этот прогноз сильно заниженным. Неверное планирование опорного для экономики страны министерства ведет к снижению масштабов будущих инфраструктурных проектов, полагают аналитики.
По данным «ПортНьюс», в начале декабря 2022 года на совещании под председательством вице-премьера Андрея Белоусова Министерство экономического развития представило свой прогноз экспортно-импортных потоков по Восточному полигону до 2030 года.
Минэкономразвития считает, что в течение ближайших восьми лет грузы с так называемой высокой добавленной стоимостью (все грузы за исключением угля) увеличат грузопоток на данном участке РЖД на 30,8 млн тонн в год. Экспорт угля на Восточном полигоне сейчас ограничен провозными возможностями пути. Уголь к 2030 году, при условии реализации мероприятий II этапа Восточного полигона (проекты модернизации БАМа и Транссиба), увеличится более чем на 28 млн тонн в год. Этот уголь будет направлен к российским портам Дальнего Востока. Дополнительно 25 млн тонн в год к отчетной дате может обеспечить увеличенная добыча угля на Кузбассе и Эльгинское угольное месторождение, однако этот объем пока не подтвержден. Это следует из материалов Минэкономразвития к совещанию, состоявшемуся 8 декабря у вице-премьера Андрея Белоусова. В ведомстве дополнительные комментарии не предоставили.
Таким образом, Минэкономразвития видит прирост перевозок всех видов экспортно-импортных грузов по Восточному полигону к 2030 году в объеме от 59 млн тонн в год до 84 млн тонн в год.
Провозная способность БАМа и Транссиба с 2021 года составляет 144 млн тонн. Однако фактический объём перевозок в 2022 году ожидается выше - порядка 150 млн тонн. «Разница объясняется применением ряда технологических мер, в том числе тяжеловесного движения, а также завершением в течение года строительства ряда первоочередных объектов второго этапа развития восточного полигона», - отметили в РЖД.
С 1 января 2023 года провозная способность Восточного полигона составит 158 млн тонн. При этом РЖД также планирует вывезти в 2023 году больше — около 160 млн тонн — за счёт сдачи объектов в течение года и технологических мероприятий. С учетом прогноза Минвостокразвития, через 8 лет грузопоток достигнет 219 млн тонн в год. Этот прогноз экспертами оценивается ниже сегодняшнего запроса рынка.
Железная дорога не справляется с объемом грузов, которые перевозятся на Дальний Восток и обратно, исходя из запросов компаний, ведущих внешнеэкономическую деятельность, особенно с учетом разворота логистики. Об этом еще летом говорил вице-премьер, полпред президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев.
«Вся продукция, которая выпускается в России экспортноориентированными предприятиями, повернулась на Дальний Восток в те страны, с которыми мы продолжаем экономическое сотрудничество. При этом объем неперевезенных по БАМу и Транссибу грузов в 2021 году составил 70 млн тонн. Неперевезенных, то есть это то, что мы не смогли перевезти. В 2022 году при потребности в 258 млн тонн прогнозируемый объем неперевезенных грузов может составить 100 млн тонн», - заявил Юрий Трутнев, выступая в начале июля 2022 года в Хабаровске на совместном совещании секретаря Совета безопасности РФ и полпреда президента РФ в ДФО (цитата по агентству «Интерфакс»).
Модернизация Восточного полигона ведется. По поручению президента страны Владимира Путина, пропускная способность Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей к 2024 году должна увеличиться в 1,5 раза - до 180 млн тонн в год. Но этой дополнительной пропускной способности может не хватить, поскольку спрос на дальневосточное направление перевозок только растет. Например, с введением эмбарго на российскую нефть с 2023 года часть этого груза может быть перенаправлена в Китай железнодорожными цистернами, что создаст дополнительный спрос на инфраструктуру Восточного полигона.
Дефицит провозной способности Восточного полигона оценивался осенью 2022 года участниками рынка в 140 млн тонн в год. Такие данные в ходе Восточного экономического форума были приведены председателем совета директоров АО «Бамтоннельстрой-Мост» Русланом Байсаровым. Он считает, что потребность в провозной способности составляет 284 млн тонн в год.
Юрий Трутнев считает, что разворот транспортных потоков на Дальний Восток резко увеличил требования к срокам модернизации Восточного полигона. «Нужно разобраться, чего нам не хватает, - заявил вице-премьер. - Если денег — нужно выделить и привлечь недостающую рабочую силу, технику. Эта задачу, которую надо решать вне какой бы то ни было очередности.
Развитие транспортной инфраструктуры, особенно масштабные стратегические проекты, основываются на прогнозных показателях. Однако, как отмечают участники рынка, Минэкономразвития не до конца учитывает в своих прогнозах не только существующий уже сегодня дефицит пропускной способности железнодорожного пути, но и недооценивает спрос на уголь в мировом масштабе.
Мировой спрос на уголь
В текущем году спрос на международном рынке угля для выработки электроэнергии превышал предложение, что связано с более низкой ценой угля по отношению к природному газу, сообщало Международное энергетическое агентство (МЭА) в декабре 2022 года. На это повлиял не только глобальный энергетический кризис, но и скачки цен на природный газ, а также неблагоприятные погодные условия в Австралии, которая является одним из ключевых мировых поставщиков угля.
Мировое потребление угля, приближающееся к рекордному объему в 2022 году, может увеличиться в 2023 году на фоне кризиса энергорынков. Основываясь на текущих рыночных тенденциях, в отчете МЭА прогнозируется, что потребление угля останется на высоком уровне до 2025 года, поскольку снижение потребления этого ископаемого энергоресурса на развитых рынках будет компенсироваться сохраняющимся устойчивым спросом в странах Азии.
Основными потребителями российского угля, помимо Евросоюза, являются Китай, Индия и Турция.
В мировой угольной торговле происходит структурный экономический сдвиг от Атлантического к Тихоокеанскому экономическому региону, на который в настоящее время приходится 80% международной угольной торговли, заявляла в рамках Восточного экономического форума директор по портовым и железнодорожным проектам ОАО «УГМК» Ирина Ольховская. В структуре экспорта российского угля за 7 месяцев 2022 года доля АТР составила 61% или 78 млн тонн. Таким образом, основной поток российского угля стремится от мест его добычи по железной дороге к дальневосточным портам, где профицит мощностей угольных терминалов достиг 50 млн тонн в год. Инвесторы своими деньгами подтверждают намерение увеличивать отгрузку угля из российских дальневосточных портов. Однако, уголь туда доставить по железной дороге становится все сложнее. Как, впрочем, и другие виды грузов.
Контейнерные VS угольные поезда
Минэкономразвития оценило эффекты от перевозки разных номенклатур груза по БАМу и Транссибу. Так, в ведомстве приводят данные, что бюджетный эффект от экспорта одного поезда контейнерных грузов в среднем 2,8 раза выше, чем от экспорта одного поезда энергетического угля (доход госбюджета от первого — 5,6 млн руб. в год, от второго — 2 млн руб.). При этом, ОАО «РЖД» несет финансовые убытки за перевозки Кемеровского энергетического угля в порты Ванино и Советская гавань в расчете рубль за тонну.
фото: ОАО РЖД
Дискуссия о правилах доступа к ограниченной инфраструктуре Восточного полигона между контейнерными операторами и угольными компаниями обострилась на фоне разворота логистики на Восток после февраля 2022 года. С уходом международных линейных операторов из портов Северо-Запада и введением санкций в отношении России, основными воротами импорта как товаров народного потребления, так и промышленного, стали дальневосточные терминалы.
Угледобывающие компании и Кузбасс, в свою очередь, напоминают о том, что договорились об инвестировании доходов, полученных от транспортировки груза на восток, в неугольные отрасли экономики, согласно приказу Минэкономразвития от
4 октября 2021 года. Суммарные вложения оцениваются в 72 млрд руб., планируется создать более 1,8 тыс. рабочих мест. Соглашение с администрацией правительства Кемеровской области включало согласованный дополнительный объем экспортных перевозок сырьевых энергетических грузов в восточном направлении в 2022–2024 годах в размере 30 млн тонн. Документ подписали АО «Стройсервис», ООО «Распадская угольная компания», АО ХК «СДС-Уголь», АО «УК «Кузбассразрезуголь», АО «СУЭК-Кузбасс», АО «Угольная компания Сибирская», АО «Угольная компания «Сила Сибири», АО «Междуречье» (управляющая организация — «Новая Горная УК»).
26 декабря губернатор Кузбасса Сергей Цивилев и руководство РЖД договорились об объемах вывоза угля в восточном направлении на 2023 год в объеме
53,1 млн тонн угля. Индикативный вывоз кузбасского угля на экспорт через Восточный полигон РЖД, предусмотренный дополнительным соглашением, составляет 55,1 млн тонн угля, сообщила пресс-служба администрации правительства Кемеровской области.
В условиях стремительно меняющегося мира российские предприятия в сфере внешнеэкономической деятельности ожидают от правительства более дальновидных решений. От Минэкономразвития ждут более корректных рыночных прогнозов. Иначе инфраструктурные проекты оказываются дефицитными по своей пропускной способности еще на этапе планирования. Таким образом, конфликт между грузовладельцами разной номенклатуры груза и РЖД сохраняется надолго.