В текущем году автомобили и запчасти стали основными факторами роста контейнерного импорта из Китая в Россию. Объем таких перевозок значительно увеличился, достигнув 17–18% от всего контейнерного импорта. Другие категории, показывающие быстрый рост, включают оборудование и машины (16 –18%), потребительские товары (20%) и электронику. Большинство контейнеров ввозится через дальневосточные порты и Новороссийск, при этом в этом году возросла доля железнодорожных и автомобильных перевозок.
Как пишет «Коммерсант», китайские грузы заменили в России большинство товаров, которые ранее импортировались из Европы и США. Особенно это касается автомобилей и запчастей, а также разнообразного оборудования, одежды и игрушек.
Опрошенные изданием эксперты сообщили, что с января по октябрь объем контейнерного импорта из Китая в Россию превысил 13 миллионов тонн, около 16% от этого объема составило промышленное оборудование.
Согласно китайской таможне, общий импорт всех грузов из Китая в Россию за январь—октябрь увеличился на 52%, достигая 90 миллиардов долларов. Импорт контейнерных грузов из Китая растет, замещая поставки из других стран, преимущественно состоящие из оборудования, компьютерных комплектующих и автозапчастей.
Согласно данным «РЖД Бизнес Актив», в 2023 году большая часть импорта из Китая состояла из автомобилей, сельскохозяйственного оборудования, бумаги и других потребительских товаров. В ГК «Дело» отмечают, что в железнодорожных перевозках в контейнерах основу составляют потребительские товары, машины, оборудование и автомобили.
По словам Максима Шишкова, директора по стратегии и развитию FESCO, в структуре импорта из Китая значительную долю занимают товары народного потребления, автосегмент и оборудование. Положительная динамика наблюдается преимущественно в группах товаров, которые ранее импортировались из ЕС и США.
Объем поставок китайских автомобилей в контейнерах значительно возрос по сравнению с прошлым годом, особенно в связи с уходом европейских автопроизводителей с российского рынка. В ГК «Дело» отмечают, что импорт автомобилей в 2023 году вырос более чем в четыре раза за десять месяцев.
Основным каналом входа китайского импорта в РФ остаются порты. Большинство грузов из Китая – 85% – перевозят морем. Из этого объема около 70% товаров приходит в порты Дальнего Востока (Владивосток и Находка), 30% — в Новороссийск.
На доставку по железной дороге приходится около 15% контейнерного импорта. За 2023 год эта цифра выросла – раньше соотношение морского и железнодорожного транспорта было 95% к 5%.